THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Методика «Кольца Ландольта» является универсальным средством, которое можно применять для изучения внимания людей разного возраста: от детей пяти-шестилетнего возраста до взрослых людей, получая сравнимые и преемственные показатели. Настоящая методика представляет собой модификацию корректурной пробы Б. Бурдона и основана на кольцах французского офтальмолога Ландольта (Е. Landolt).

I.3.1. Определение продуктивности и устойчивости внимания

Методические рекомендации. Процедура ведения опыта такая же, как и при использовании корректурной пробы Бурдона–Анфимова. Кольца Ландольта желательно предъявлять величиной примерно равной высоте строчной буквы. Время выполнения задания - 5 минут.

Для оценки устойчивости, распределения и переключения внимания можно использовать один и тот же бланк с кольцами Ландольта, обращаясь при каждом новом задании к той его части, которая при выполнении прежнего задания осталась незаполненной (можно, например, продолжать просматривать бланк или перевернуть его на 180°). Обработка и анализ результатов осуществляется так же как и в методике «Корректурная таблица Бурдона–Анфимова».

Оснащение эксперимента. Бланк «Кольца Ландольта» (прил. 1.4), либо бланк колец Ландольта в модификации Глазова (прил. 1.5), секундомер, протокол, ключ.

Инструкция: «Будьте внимательны и работайте как можно быстрее. Вам необходимо внимательно, просматривая кольца по рядам слева направо, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный слева (как варианты «на 9 часов» или «на запад») (или в другом определенном месте) и зачеркивать их. По команде «Черта!» поставьте вертикальную черту в том месте бланка, где Вас застала эта команда и продолжайте работу».

Обработка. При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных и вычеркнутых испытуемым, а также количество ошибок, допущенных в процессе работы, как за исследуемые временные промежутки работы, так и за все время, в течение которого продолжался психодиагностический эксперимент.

Объем зрительной информации (V, бит) рассчитывают по формуле:

V=0.5936∙N, где

N - общее количество просмотренных знаков, 0.5936 - средний объем информации, приходящийся на один знак (бит).

Скорость переработки зрительной информации (или показатель продуктивности и устойчивости внимания) (Q, бит/с) рассчитывается по формуле:

t - время выполнения задания (с); Р - количество пропущенных знаков; О - количество ошибочно или неправильно зачеркнутых знаков; V - объем зрительной информации (бит) за время t (с); 2.807 бита - потеря информации, приходящейся на один пропущенный знак.

В процессе обработки результатов вычисляют показатели Q как за исследуемые интервалы времени, так и за все время работы. По полученным результатам строится график выполнения задания. Остальные показатели вычисляют так же, как и в корректурной пробе Бурдона–Анфимова. По полученным результатам строят графики. Необходимо отметить, что об устойчивости внимания в данной методике можно также судить по динамике скорости переработки информации (Q).

Интерпретация. Средние значения показателей объема зрительной информации (V) и скорости ее переработки (Q) у школьников разного возраста при использовании не модифицированного варианта колец Е. Ландольта представлены в следующей таблице:

Возраст (лет)

Показатель Q можно оценить и в баллах по следующей шкале:

Для взрослых нормой скорости переработки информации считается Q=1.6±0.16.

I.3.2. Оценка распределения внимания

Инструкция: «Будьте внимательны и работайте как можно быстрее. Вам необходимо внимательно, просматривая кольца по рядам слева направо, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный слева (разрыв на 9 часов), и такие, у которых разрыв расположен сверху (разрыв на 12 часов) (или другие варианты расположения разрывов), и зачеркивать их. При этом первое кольцо следует зачеркивать справа налево, а второе - слева направо (или другими способами). По команде «Черта!» поставьте вертикальную черту в том месте бланка, где Вас застала эта команда и продолжайте работу».

Обработка. Процедура количественной обработки и способ графического представления результатов такие же как в корректурной пробе Бурдона–Анфимова, разделе 1.3.1.

Методические рекомендации. Процедура ведения опыта такая же, как и в разделе 1.3.1. Опыт желательно провести в две серии, т. к. в этом случае, на основании изменения количества ошибочных действий (пропуски и неправильно зачеркнутые знаки), можно будет также оценить уровень эмоциональной устойчивости испытуемого.



Инструкция: «Будьте внимательны и работайте как можно быстрее. Вам необходимо внимательно, просматривая кольца по рядам слева направо, вычеркивать в каждой строчке такие кольца, как первое кольцо в каждой строчке. По команде «Черта!» поставьте вертикальную черту в том месте бланка, где Вас застала эта команда и продолжайте работу до команды «Стоп».

Инструкция перед выполнением второго задания: «Будете выполнять точно такое же задание, но выполнять его необходимо значительно лучше, чем предшествующее».

Обработка. С целью оптимизации обработки в данном опыте на пустом (шаблонном) бланке можно вырезать те кольца, которые необходимо искать испытуемому. Процедура количественной обработки и способ графического представления результатов такие же, как в разделах I.1. (корректурная проба Бурдона–Анфимова) и I.3.1, а также с помощью номограммы (рис. 1).

Рис. 1. Номограмма для оценки результатов к методике, описанной в разделе 1.3.2 (Опыт 2)

Замечание. Необходимо отметить, что результаты, полученные при исследовании внимания по методикам данного раздела, указывают не только на распределение внимания в чистом виде, но также на его продуктивность и устойчивость. Разделить и независимо друг от друга оценить эти свойства внимания не представляется возможным.

I.3.3. Оценка переключения внимания

Оснащение эксперимента. Бланк (прил. 1.4, 1.5), секундомер, протокол, ключ.

Инструкция: «В течение первой минуты Вы должны будете находить и зачеркивать справа налево кольца, разорванные слева (или с другой ориентацией разрыва), а в течение следующей минуты слева направо - кольца, разорванные сверху (или с другой ориентацией разрыва), и так далее по очереди в течение всех пяти минут».

Обработка. Обработка, представление и интерпретация результатов те же самые, что и в предыдущих методиках, причем к данному опыту в равной степени относится замечание, касающееся предыдущего эксперимента.

Бурдон

Назначение теста

Исследование степени концентрации и устойчивости внимания.

Описание теста

Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.

Инструкция к тесту

«На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)».

Примечание: возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.

Тестовый материал

Бланк к методике - Корректурная проба, Тест БурдонаБланк к методике - Корректурная проба, Тест Бурдона

Детский бланк к методике - Корректурная проба, Тест БурдонаДетский бланк к методике - Корректурная проба, Тест Бурдона

Примечание: инструкция к детскому бланку (там где листики и домики) Корректурной пробы (Тесту Бурдона) – “Нарисуй окошко у каждого домика и веточку у каждого листика”.

Обработка результатов теста

Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным по казателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).

Концентрация внимания оценивается по формуле:

К = С2 / П, где

С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым,

П – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).

Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.

Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.

Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:

A = S / t, где

А – темп выполнения,

S – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,

t – время выполнения.

По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле:

С = (So / S) * 100, где

So – количество ошибочно проработанных строк,

S – общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.

При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.

Тест зрительной и слуховой памяти .

Тест зрительной и слуховой памяти. Методика приводится нами в описании R. Meili (1961) и состоит из двух этапов.

Первый этап заключается в исследовании зрительной памяти с помощью двух серий картинок. Каждая серия - 30 картинок, на которых изображены определенные предметы. Картинки предъявляются с интервалом в 2 с одна за другой. Лучше всего соединить их двумя скрепками по образцу перекидного календаря. Первая серия: горшок, осел, ключ, тачка, колокольчик, стол, вишня, сапог, вилка, рыба, бочка, голова, буфет, роза, паровоз, кресло, флаг, петух, ножницы, зонтик, ваза, корова, диван, голубь, часы, старик, очки, лампа, нога, пианино. Вторая серия: ракушка, кровать, труба, груша, метла, коза, букет, трамвай, пила, стул, мальчик, молоток, бутылка, подвода, ра. сческа, пушка, дерево, яблоко, книжка, шляпа, дом, собака, скамейка, дверь, чашка, река, печь, скрипка, портсигар, конь. После показа картинок первой серии делают перерыв на 10 с, а затем проверяют, сколько предметов запомнил обследуемый. Инструкция сообщает обследуемому, что предметы можно называть в любом порядке. Называемые предметы регистрируются, так как возможны повторения и привнесение не фигурировавших в задании. Обе серии картинок по мере возможности следует предъявлять не в один и тот же день. Кроме того, в тот день, когда проводилось исследование зрительной памяти, обследуемому нельзя предъявлять для запоминания ряд слов.

При обнаружении значительной разницы в результатах и исключении возможной роли в этом факторов внешней среды можно думать о лабильности мнестической функции, слабости концентрации внимания.

Проверка остроты зрения - хорошо известная всем процедура. Однако ее появление стало результатом напряженной работы многих ученых. В предлагаемой вашему вниманию статье мы расскажем о том, как проверяли зрение в древности и как появились знакомые всем таблицы оптотипов.

Острота зрения сквозь призму истории

Острота зрения - способность глаз различать мелкие детали предмета с определенного расстояния. Она отражает качество зрения: свидетельствует о зоркости глаз, дает возможность оценить, насколько четко человек видит.
С давних времен люди старались определить остроту. Так, арабские врачи древности просили человека посмотреть на созвездие Большой Медведицы, имеющее форму ковша. Если испытуемый мог различить две звезды в окончании ручки ковша - это звезда 2-й величины Мицар и звезда 4-й величины Алькор, яркость которой в 7 раз слабее, то он проходил тест на остроту зрения. Имеются данные, что древние римляне и греки также применяли тест на распознавание этих двух звезд для оценки остроты зрения при наборе солдат. Говоря современным языком, если человек имеет нормальную остроту зрения, то он может разглядеть эти две звезды, которые на самом деле находятся на расстоянии более половины светового года друг от друга. Интересно, что в древней Японии утрату возможности различить эти две звезды связывали с началом возрастных изменений. Согласно традиции в ночь на японский Новый год каждый человек старался увидеть две звезды, получившие название, которое можно перевести как «40 закатов», - считалось, что после сорока лет человек утрачивает способность их различать.



У людей острота зрения меняется с возрастом, и она может быть разной для каждого глаза вследствие наследственных особенностей или приобретенных нарушений: близорукости, дальнозоркости, астигматизма, катаракты и прочего, поэтому проблема улучшения четкости зрения была актуальной во все времена. Решить эту проблему помогли очки, появление которых по многим историческим источникам относят к концу XIII века.
Росту популярности очков способствовало изобретение в середине XV века книгопечатания, и первые, пусть и несовершенные, очки реально облегчили процесс чтения и работы на близком расстоянии. Самое старое изображение очков принадлежит итальянскому художнику Томасо да Модена (Tommaso da Modena; 1325-1379) - на фреске 1352 года в церкви Сан-Николо в городе Тревизо изображен пишущий в очках кардинал Уго ди Прованс (Hugh of Provence; 1200-1263). Сохранились исторические документы, свидетельствующие, что герцоги Милана в XV-XVI веках заказывали сотни ценных очков для награды своих придворных.
Интересен тот факт, что до XVI века очками пользовались только для коррекции пресбиопии и дальнозоркости, а очки с вогнутыми линзами для коррекции близорукости появились значительно позже. Первым научно достоверным свидетельством использования очков при близорукости считается портрет папы Льва X, написанный Рафаэлем примерно в 1517- 1519 годах.
Первая промышленная революция, начавшаяся в конце XVIII века, привела к развитию технологии и возникновению мануфактурного производства очков. Качество стекол и оправ, изготовленных таким способом, было невысоким, а выпускаемые линзы различали по оптической силе и сортировали по возрасту клиента, исходя из предположения, что люди одинакового возраста имеют похожие проблемы со зрением. Продавались эти очки в основном через бродячих торговцев, которые предлагали их на выбор, который основывался только лишь на собственных ощущениях человека. Индивидуального подбора очков с помощью специальных инструментов и приспособлений тогда не существовало. Первый набор пробных стекол для подборки очков был изготовлен в Англии в 1750 году, а самым древним из сохранившихся наборов с пробными линзами является набор 1778 года, выпущенный в Мюнхене.
Диоптрическая нумерация очковых линз была введена в 1873 году. Физики, занимавшиеся оптикой глаза, предложили всем известную сейчас меру ошибок рефракции - близорукости или дальнозоркости, выраженную в виде «диоптрии». Diopter - это греческое слово, означающее «видящий насквозь». Она определяет фокусное расстояние линзы, корректирующей зрение.
Сегодня остроту зрения определяют как величину, обратную минимальному значению угла, выраженного в угловых минутах, между двумя точками, которые глаз способен видеть раздельно. Этот угол называют минимальным углом разрешения глаза - (minimum angle of resolution - MAR), и углу MAR, равному одной угловой минуте (1), соответствует острота зрения, равная 1,0. На практике не измеряют минимальный угол разрешения глаза, а оценивают остроту зрения по способности пациента узнавать определенные знаки стандартных размеров - так называемые оптотипы.
Определение минимального угла зрения для нормального глаза человека в качестве меры зоркости имеет длинную историю. Еще в 1674 году английский ученый и изобретатель Роберт Гук (Robert Hooke; 1635-1703) с помощью телескопа установил, что минимальное расстояние между звездами, доступное для их раздельного восприятия невооруженным глазом, равно 1 угловой минуте. Почти через 200 лет голландский офтальмолог, профессор офтальмологии Университета Утрехта и директор нидерландской глазной больницы Герман Снеллен (Hermann Snellen; 1835-1908) использовал эту величину при построении таблиц для определения остроты зрения, приняв угол зрения 1 за физиологическую норму.

Появление первых таблиц оптотипов

Появление в 1862 году первой таблицы оптотипов Снеллена предоставило офтальмологам уникальную возможность стандартизировать остроту зрения и выразить ее значение количественно. Таблицы Снеллена состояли из 7 рядов букв, видимых под углом 5 минут на расстоянии 200, 100, 70, 50, 40, 30 и 20 футов. Позже были выпущены такие же та- блицы в метрической мере, буквы читались на расстоянии 60, 36, 24, 18, 12, 8 и 6 метров под тем же углом. Результат исследования зрения по этим таблицам был выражен дробью, в числителе которой находилось расстояние, на котором проводилось исследование; а в знаменателе - ряд, который мог читать обследуемый. Острота зрения вычислялась при этом по формуле Снеллена: V = d/D, где V - острота зрения (Visus); d - расстояние, с которого видит пациент; D - расстояние, с которого глаз с нормальной остротой зрения должен видеть знаки данного ряда таблицы.


Наибольшее распространение получили десятичные таблицы, предложенные в 1875 году французским офтальмологом Фердинандом Монуайе (Monoyer Ferdinand, 1836-1912). Эти таблицы построены по принципу арифметической прогрессии и состоит из 10 рядов букв, из которых каждый отличается от соседнего на 0,1 остроты зрения. Впоследствии были добавлены еще 2 строки для остроты зрения: 1,5 и 2,0. Десятичный способ определения остроты зрения, предложенный более 130 лет назад, применяется и в настоящее время.

В качестве оптотипов применяли буквы алфавита, различные символы, например в виде буквы «Е», фигур цифр, но в международные стандарты вошли оптотипы, предложенные швейцарским офтальмологом Эдмундом Ландольтом (Edmund Landolt; 1846-1926). В нашей стране буквы русского алфавита используются в таблицах Головина-Сивцева, которые впервые появились в 1928 году.

Оптотипы Ландольта

Эдмунд Ландольт родился в Швейцарии в 1846 году. Он учился на медицинском факультете в Университете Цюриха, где был ассистентом известного швейцарского офтальмолога Иоганна Фридриха Горнера (Horner, 1831-1886). В 1869 году Ландольт получил степень доктора и на следующий год в самый разгар франко-прусской войны отправился во Францию. В 1874 году Эдмунд Ландольт возглавил основанную им в Париже глазную клинику. Ему принадлежит ряд работ и исследований о косоглазии, о пластических операциях век, о вставлении искусственных глаз, о различных офтальмологических инструментах (офтальмоскоп, офтальмометр, офтальмотроп и др.). Среди пациентов Ландольта был известный французский импрессионист Эдгар Дега. У Ландольта была очень высокая репутация врача-офтальмолога, и впоследствии он стал профессором офтальмологии в Сорбонне, где вел обучение будущих офтальмологов. В 1888 году Ландольт предложил оптотипы, состоящие из одинаковых симоволов - колец с разрывами, напоминающие букву «С». Предложенные Ландольтом оптотипы - кольца Ландольта для проверки остроты зрения - впервые были утверждены в качестве международного стандарта в 1909 году на XI Международном конгрессе офтальмологов.

Оптотипы Ландольта по форме представляют собой черные кольца разной величины с разрывами, обращенными в разные стороны, и по распознаванию этого разрыва можно определить минимальный угол разрешения глаза. Ширина кольца Ландольта и ширина разрыва в 5 раз меньше его наружного диаметра, то есть соотношение этих параметров - 5: 1: 1. Направление разрыва кольца может иметь четыре варианта (вверху, внизу, справа и слева) или восемь (те же положения плюс четыре косых). Оптотипы Ландольта - более сложные и дают более объективную оценку остроты зрения, чем оптотипы в виде букв или цифр. При распознавании последних может срабатывать фактор узнаваемости , в то время как при использовании колец Ландольта фактор узнаваемости отсутствует, а заучить их последовательность сложнее, чем стандартную комбинацию букв или цифр.


Сегодня кольца Ландольта входят в большинство современных таблиц, применяемых для определения остроты зрения. В 1994 году Международная организация по стандартизации (ISO) выпустила стандарты ISO 8596 «Оптика и оптические приборы. Проверка остроты зрения. Стандартный оптотип и его предъявление» и ISO 8597 «Оптика и оптические приборы. Проверка остроты зрения. Метод корреляции оптотипов», где в качестве основного оптотипа выбрано кольцо Ландольта. Наиболее распространенным способом демонстрации таблиц оптотипов является установка их в аппарат Рота; кроме того, применяют электронные проекторы знаков, которые проецируют оптотипы на экран.
Бланк для проведения исследования с использованием оптотипов Ландольта содержит случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны. Результаты теста оценивают по количеству пропущенных (незачеркнутых) колец, а также по времени выполнения заданного количества строк. При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию вычеркивать разные наборы знаков в четных и нечетных строках корректурной таблицы.
Универсальность оптотипов Ландольта обусловила их широкое применение в области клинической, профессиональной и школьной психодиагностики. Простота и надежность исследования с помощью этих оптотипов помогают оценить особенности внимания и функционального состояния, работоспособности испытуемого.

1 См.: Lens Talk. P. 2: Tale of the Landolt Ring // MR View. 2013. N 2. P. 6-7.
2 См.: Eyeglasses through the ages // antiquespectacles.com . URL: http://www.antiquespectacles.com/history/ages/through_the_ages.htm (дата обращения: 13.10.2013).
3 См.: Откуда есть пошли «гоглы»?.. или история изобретения очков // Steampunker [Сайт]. URL: http://steampunker.ru/blog/answers/6527.html (дата обращения: 13.10.2013).
4 См.: История изобретения очков (с 17 века - по наши дни // Класс!ная физика для любознательных [Сайт]. URL: http://class-fizika.narod.ru/oc3.htm (дата обращения: 13.10.2013).
5 См.: Системы и правила определения остроты зрения // Современная офтальмология [Сайт]. URL:
http://zrenue.com/stati-dlja-oftalmologov/58-opredelenija-ostroty-zrenija.html (дата обращения: 13.10.2013).
6 Острота зрения / Бочкарева А. [и др.] // Эффективная медицина (офтальмология) [Сайт]. URL: http://www.glazmed.ru/lib/diseases/diseases-0018.shtml (дата обращения13.10.2013).
7 См.: Балагута М. Г. Исследование остроты зрения по таблицам оптотипов в соответствии с международными стандартами ISO // Фирма ОЛИС [Сайт]. URL: http://www.olis.us/clauses/iso/iso.htm (дата обращения: 13.10.2013).
8 См.: Лещенко И. А. О системах и правилах определения остроты зрения // Вестник оптометрии. 2009. № 3. С. 54-58.

Ольга Щербакова, журнал «Веко», 9/2013

Внимание - один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готов­ности ребенка к обучению в школе, успешность его учебной дея­тельности.

Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатка­ми в развитии внимания. Они могут быть устранены, если зара­нее, как минимум за год до поступления в школу, известны ин­дивидуальные особенности внимания ребенка и тот уровень, на котором оно находится в данный момент времени.

Хотя в целом в онтогенезе внимание изменяется мало (это особенно касается его природно обусловленных видов: непосред­ственного и непроизвольного) и его основные характеристики с возрастом остаются достаточно устойчивыми, все же со време­нем при достаточных и систематических усилиях можно изба­виться от многих недостатков в развитии внимания ребенка. Это объясняется тем, что одни, слаборазвитые качества внимания можно компенсировать усиленным развитием других его качеств. Так, слабая устойчивость внимания нередко может быть воспол­нена его хорошей переключаемостыо; относительно небольшой объем внимания как недостаток преодолевается за счет повышения продуктивности внимания; недостатки зрительного внима­ния могут быть частично уравновешены преимуществами слу­хового и двигательного внимания; дефицит механического - раз­витостью логического внимания и т.д.

В предлагаемый комплекс методик вошли в основном такие, при помощи которых оцениваются хотя и индивидуально устой­чивые, но вместе с тем и компенсируемые свойства внимания де­тей. Под устойчивостью внимания понимается его способность сохраняться на одном и том же, достаточно высоком уровне в те­чение длительного периода времени. Распределение внимания понимается как такая его характеристика, которая позволяет од­новременно держать в сфере внимания много разных объектов и воспринимать их с примерно одинаковым вниманием. Та же ха­рактеристика внимания относится к способности удерживать в сфере внимания большое пространство или значительную часть площади некоторого объекта. Переключение внимания рассмат­ривается как такое его свойство, которое позволяет человеку пе­реключать внимание с одного объекта на другой, отвлекаться от первого и сосредоточиваться на втором. Здесь учитываются ско­рость такого переключения, а также время, необходимое для кон­центрации внимания на новом объекте. Объем внимания - это количество объектов, которые одновременно могут находиться в сфере внимания человека.

В качестве основного методического, стимульного материа­ла для оценки устойчивости, распределения и переключения вни­мания младших школьников выбраны кольца Ландольта, и это сделано потому, что они являются универсальным средством, ко­торое можно применять для изучения внимания детей разного возраста, от младшего до старшего школьного, и взрослых лю­дей, получая сравнимые и преемственные показатели.

Детям, поступающим в школу, чьи особенности внимания оп­ределяются с целью установления степени готовности к обуче­нию, желательно предъявлять кольца величиной, примерно рав­ной высоте строчной буквы в букваре. Эта величина приблизи­тельно равна размеру колец в том случае, если вся матрица с коль­цами Ландольта размещается в пределах стандартного машино­писного листа бумаги (рис. 47). Справа на этом листе обязатель­но должны указываться фамилия, имя ребенка, его возраст, класс (группа детского сада - для поступающих в школу), а также дата проведения обследования.

Для практической оценки устойчивости, распределения и пе­реключения внимания можно использовать один и тот же лист бумаги с кольцами Ландольта, обращаясь при каждом новом за­дании к той его части, которая при выполнении прежнего зада­ния осталась незаполненной (можно, например, продолжать лист или, перевернув его на 180°, начинать с другой стороны).


Методика 3. Определение продуктивности и устойчивости внимания

Ребенку предлагается бланк с кольцами Ландольта в сопро­вождении следующей инструкции:

«Сейчас мы с тобой поиграем в игру, которая называется "Будь внимателен и работай как можно быстрее". В этой игре ты будешь соревноваться с другими детьми, потом мы посмотрим, какого результата ты добился в соревновании с ними. Я думаю, что у тебя это получится не хуже, чем у остальных детей».

Далее ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их.

Работа проводится в течение 5 мин. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово «черта», в этот момент ребе­нок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Лан­дольта, где его застала эта команда.

После того, как 5 мин истекли, экспериментатор произносит слово «стоп». По этой команде ребенок должен прекратить ра­боту и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта коман­да, поставить двойную вертикальную черту.

При обработке результатов экспериментатор определяет ко­личество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту ра­боты и за все пять минут, в течение которых продолжался психо­диагностический эксперимент. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минуте, с первую по пятую, и в целом за все пять минут.

Продуктивность и устойчивость внимания ребенка опреде­ляются по формуле:

S = (0,5N – 2,8n ) / t

где: S - показатель продуктивности и устойчивости внимания;

N - количество колец, просмотренных ребенком за минуту (если с помощью этой формулы определяется общий показатель продуктивности и устойчивости внимания за все пять минут, то, естественно, N будет равно числу колец, просмотренных в тече­ние пяти минут, следующий показатель п - числу ошибок, до­пущенных в течение пяти минут, а знаменатель данной форму­лы - 300);

п - количество ошибок, допущенных ребенком за это же время.

t - время работы в секундах.

В процессе обработки результатов вычисляются пять поми­нутных показателей S и один показатель S, относящийся ко всем пяти минутам работы, вместе взятым.

По полученным результатам строится график работы ребен­ка над заданием, аналогичный рис. 8. Его интерпретация произ­водится так же, как и для детей дошкольного возраста.


Методика 4. Оценка распределения внимания

Инструкция, которую в этой методике получают дети, ана­логична той, которая им давалась при проведении предыдущей методики с кольцами Ландольта. Тот же самый стимульный ма­териал используется и в этом опыте. Однако в данном случае де­тям предлагается находить и по-разному зачеркивать одновре­менно два разных вида колец, имеющих разрывы в различных местах, например сверху и слева, причем первое кольцо следует зачеркивать одним способом, а второе другим.

Процедура количественной обработки и способ графическо­го представления результатов такие же, как и в предыдущей ме­тодике, но результаты интерпретируются как данные, свидетель­ствующие о распределении внимания.

Замечание. Если говорить строго, то эти данные указывают не только на распределение внимания в чистом виде, но также на его продуктивность и устойчивость. Разде­лить и независимо друг от друга оценить эти свойст­ва внимания не представляется возможным.


Методика 5. Оценка переключения внимания

Здесь предлагается такой же бланк с кольцами Ландольта, как и в других предыдущих случаях, но в сопровождении несколько иной инструкции:

«В течение первой минуты вы должны будете находить и за­черкивать одним способом кольца одного типа (с одной ориен­тацией разрыва), а в течение следующей минуты - кольца дру­гого типа (с иной ориентацией места разрыва), и так далее по очереди в течение всех пяти минут».

Обработка, представление и интерпретация результатов те же самые, что и в других предыдущих методиках, причем к данной методике в равной степени относится замечание, касающееся предыдущей методики.


Методика 6. Определение объема внимания

Эта методика используется в том виде, в котором она была ранее представлена в предыдущей главе. То же самое относится к школьникам более старшего возраста - подросткам и юношам. В этой связи при описании представляемых в следующих гла­вах комплексов психодиагностических методик данная и подо­бные методики, уже описанные в тексте применительно к детям более раннего возраста, будут только называться с соответству­ющими ссылками на одну из предыдущих глав.

Оценивается объем внимания ребенка по десятибалльной шкале. Мы располагаем данными о том, что средний объем вни­мания взрослого человека составляет от 3 до 7 единиц. Для де­тей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов ниж­няя его граница - 3 единицы, вероятно, остается такой же, как и для взрослых людей. Что же касается верхней границы, то она определенно зависит от возраста, так как внимание в детстве, в том числе и его объем, развивается. Для старших дошкольников и младших школьников верхняя граница нормы внимания при­близительно равна возрасту детей, если она не превосходит сред­ний объем внимания взрослого человека. Так, средний объем вни­мания 3-4-летних детей приблизительно составляет 3-4 едини­цы, а средний объем внимания 4-5-летних - 4-5 единиц, соот­ветственно 5-6-летних- 5-6 единиц. Примерно на последнем из указанных уровней средний объем внимания остается у де­тей, обучающихся в двух первых классах школы, а затем несколь­ко повышается, достигая к 3-4 классам примерно той вели­чины, которая характерна для взрослых людей.

В соответствии с этим устанавливается следующая шкала пе­ревода экспериментальных показателей объема внимания детей в принятую десятибалльную шкалу:

10 баллов - объем внимания, равный 6 единицам и выше. 8-9 баллов - объем внимания, составляющий 4-5 единиц. 4-7 баллов - объем внимания, равный 2-3 единицам.

0-3 балла - объем внимания меньше 2 единиц.

Дети* получившие 10 баллов, считаются не только полностью готовыми к школе по уровню развития внимания, но и превос­ходящими в этом отношении многих своих сверстников.

Дети, получившие 8-9 баллов, также считаются вполне го­товыми к началу обучения в школе. Однако, если такую оценку получают дети, уже обучающиеся в III - V классах, то она рас­сматривается как находящаяся несколько ниже нормы.

Для детей, поступающих в школу, показатели объема внима­ния на уровне 4-7 баллов считаются допустимыми, а для детей, уже обучающихся в школе, - слишком низкими.

Наконец, если ребенок получает 0-3 балла, то независимо от того, поступает ли он в школу или уже учится в ней, его объем внимания рассматривается как недостаточно высокий. В отно­шении таких детей делается вывод о том, что они по степени раз­вития своего внимания еще не готовы обучаться в школе.

Немов Р.С. Психология : Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное пси­хологическое исследование с элементами математической ста­тистики. - 640 с. С. 173-179.

"Корректурная проба с кольцами Ландольта" предназначена для исследования работоспособности учащихся начальных классов. Работоспособность - это потенциальная возможность индивида выполнять нужную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определённого времени. Выделяют работоспособность максимальную и сниженную. В процессе длительной деятельности работоспособность характеризуется такими стадиями: врабатыванием, оптимальной работоспособностью, не компенсируемым и компенсируемым утомлением, конечным порывом.

Ребёнку предлагается бланк с кольцами Ландольта в сопровождении следующей инструкции: "Сейчас мы с тобой поиграем в игру, которая называется "Будь внимателен и работай как можно быстрее". В этой игре ты будешь соревноваться с другими детьми, потом мы посмотрим, какого результата ты добился в соревновании с ними. Я думаю, что у тебя это получится не хуже, чем у остальных детей". Далее ребёнку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определённом месте, и зачёркивать их. Работа проводится в течение 5 минут. Через каждую минуту экспериментатор произносит "черта", в этот момент ребёнок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда. После того, как 5 минут истекли, экспериментатор произносит слово "стоп", и ребёнок прекращает работу, поставив в этом месте бланка двойную вертикальную черту.

Обработка результатов:

Определяется количество просмотренных ребёнком колец за каждую минуту работы (N 1 = ; N 2 = ; N 3 = ; N 4 = ; N 5 =) и за все пять минут (N =).

Определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минуте (n 1 = ; n 2 = ; n 3 = ; n 4 = ; n 5 =) и в целом за все пять минут (n =).

Чем больше N и меньше n, тем выше концентрация и устойчивость внимания.

Определяется продуктивность и устойчивость внимания (S):

S = 0,5N - 2,8n ,

где Т - время работы (в сек.)

  • S > 1,25 - продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая;
  • S = 1,00 - 1,24 - продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая;
  • S = 0,50 - 0,99 - продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя;
  • S = 0,25 - 0,49 - продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая;
  • S = 0,00 - 0,24 - продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания низкая.

Методика пиктограммы А. Р. Лурия предназначена для изучения индивидуально-типологических особенностей детей (художественный, мыслительный тип), т.е. для выявления особенностей функционирования "слово-образ", а также разнообразия тех образов, которыми ученик оперирует как средствами для запоминания. Может применяться как индивидуально, так и в группе. Ребёнку выдаётся лист бумаги и ручка.

Инструкция: "Тебе предложен для запоминания перечень слов и словосочетаний. Перечень этот большой, и с первого предъявления его трудно запомнить. Однако для облегчения запоминания ты можешь сразу после предъявления слова или словосочетания выполнять в качестве "узелка на память" то или иное изображение, которое затем поможет тебе воспроизвести предъявленный материал. Качество рисунка не имеет никакого значения. Помните, что этот рисунок ты выполняешь для себя в целях облегчения напоминания. Каждое изображение должно соответствовать номеру предъявляемого слова".

После объяснения инструкции учащимся зачитываются слова, очень чётко и один раз, поочерёдно с интервалом 30 секунд. Перед каждым словом или словосочетанием называется его порядковый номер, который записывается учащимися, а затем уже выполняется рисунок. Воспроизведение предъявляемого словесного материала может быть осуществлено спустя час и более.

Перечень слов и словосочетаний для пиктограмм

  • 1. Весёлый праздник 11. Любовь 22. Смех
  • 2. Радость 12. Глухая старуха 23. Смелость
  • 3. Гнев 13. Гнев 24. Эрудит
  • 4. Мальчик-трус 14. Тёплый вечер 25. Сильный характер
  • 5. Отчаяние 15. Импульсивность 26. Подвижность
  • 6. Общительность 16. Энергичность 27. Успех
  • 7. Пластичность 17. Речь 28. Дружба
  • 8. Быстрый человек 18. Решительность 29. Развитие
  • 9. Скорость 19. Солнце 30. Болезнь
  • 10. Страх 20. Тетрадь 31. Тёмная ночь
  • 21. Оценка

Обработка результатов: должна производиться по таблице и состоит в следующем:

Абстрактные - такие изображения, которые выполнены в виде линий, по которым невозможно описать содержание.

Знаково-символические - изображения в виде геометрических фигур, стрелок и т.п.

Конкретные - изображение конкретных предметов, например, часы, автомобиль и именно в тех случаях, когда эти изображения лишь одного, не нескольких предметов, связанных определённым смыслом.

Сюжетные - изображение человека в выразительной позе или ситуации, два или несколько участников ситуации.

Метафорические - такие изображения, в которых как это исходит из названия, содержится метафора, художественный вымысел, гротеск, иносказание и т.п.

Помимо подсчёта изображений выше приведённой классификации, в таблицу заносятся также следующие показатели: количество изображений человека или частей человеческого тела, изображений животных, растений; подсчитывается количество воспроизведённых слов и словосочетаний - правильно и ошибочно. Таким образом, таблица имеет следующие графы:

На основе анализа данных таблицы выделяют три группы:

Первая группа - лица, обладающие высокой продуктивностью памяти, сумевшие полностью и без ошибок воспроизвести предлагаемый для запоминания материал.

Вторая - лица воспроизводят предъявляемый материал полностью, однако с искажением.

Третья - лица, которые воспроизводят материал не полностью, со значительными искажениями

На основании анализа выполнения рисунков по типу используемых изображений выделяют следующие группы:

Группа А - условно называется "мыслители" - в неё входят лица, которые при выполнении пиктограмм используют преимущественно абстрактные и знаково-символические формы.

Группа В - "реалисты" - в эту группу входят лица, у которых преобладают конкретные изображения.

Группа С - "художники" - сюда входят лица, у которых преобладают сюжетные и метафорические6 изображения.

Изучение объёма логической и механической памяти

Может применяться как индивидуально, так и в группе.

Инструкция: "Сейчас я прочитаю ряд слов, которые ты должен запомнить, эти слова составляют часть предложений, вторые части которых будут прочитаны несколько позже". Психолог читает слова 1-го ряда с 5-секундным интервалом. После десяти секундного перерыва зачитывает слова второго ряда с интервалом 10 секунд. Учащийся записывает предложения, составленные из слов первого и второго рядов.

Обработка результатов:

  • А) количество правильно запомненных слов в составленных предложениях;
  • Б) количество использованных в предложениях слов из обоих рядов и внесённых самим испытуемым.

Коэффициент развития логической памяти - дробь, где числитель - количество слов, вошедших в логические предложения у испытуемого, знаменатель - общее число слов первого и второго рядов.

Коэффициент относительного развития механической памяти - дробное число: числитель - число отдельно воспроизведённых слов, знаменатель - общее число слов первого и второго рядов.

Материал: два ряда слов и предложения, составленные из этих слов

Первый ряд Второй ряд

Барабан восход солнца

Села на цветок пчела

Грязь лучший отдых

Трусость пожар

Произошёл на фабрике висел на стене

В горах древний город

В комнате отвратительное качество

Сон очень жарко

Москва мальчик

Металлы железо и золото

Наша страна причина болезни

Принёс книгу передовое государство

Предложения

Барабан висел на стене.

Грязь - причина болезни.

В комнате очень жарко.

Москва - древний город.

Наша страна - передовое государство.

Пчела села на цветок.

Трусость - отвратительное качество.

На фабрике произошел пожар.

Лучший отдых - сон.

Железо и золото - металлы.

Мальчик принёс книгу.

В горах восход солнца

2. Корректурная проба

Корректурная проба как метод исследования внимания впервые была предложена Б. Бурдоном в 1895 году. Суть эксперимента в следующем: испытуемому предлагается таблица с различными знаками, расположенными в случайном порядке, в которой он должен, согласно инструкции, вычеркивать определенный знак. В настоящее время существует несколько вариантов корректурного теста: буквенный (Анфимов, 1908), цифровой (Аматуни, 1969) и с кольцами Ландольта (корректурный бланк содержит случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны). Традиционная процедура проведения корректурной пробы позволяет оценить устойчивость и концентрацию внимания. Изменяя процедуру эксперимента, можно исследовать переключение и распределение внимания.

Диапазон применения

Методика используется для обследования как взрослых, так и детей школьного возраста (для обследования детей младшего возраста более удобен вариант с кольцами Ландольта). Методика широко применяется в клинике, школьной и профессиональной психодиагностике.

Оборудование

1-2 бланка корректурной пробы (см. Приложение N 2), карандаш, секундомер. Существует много разных вариантов типографских бланков для корректурной пробы. Выбор варианта бланка небезразличен для получения однозначных результатов опыта.

Цель эксперимента

Изучение индивидуальных особенностей устойчивости и концентрации произвольного внимания.

Процедура эксперимента

Возможны индивидуальная и групповая формы проведения эксперимента. Экспериментатор дает испытуемому бланк корректурной пробы и сообщает инструкцию: «На бланке строчками напечатаны буквы русского алфавита. Вы должны просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева направо и вычеркивать все буквы «к» и «р». Старайтесь работать как можно быстрее, но самое главное в этом задании - работать без ошибок, внимательно, ни одной буквы «к» и «р» не пропустить и ни одной лишней не вычеркнуть. Кроме того, когда я скажу «Черта!» - поставьте вертикальную черту у той буквы, у которой Вас застал мой сигнал, и продолжайте работать дальше. Все понятно?» Экспериментатор включает секундомер и дает испытуемому сигнал начать. Через каждые 30 секунд (или каждую минуту) экспериментатор произносит слово «Черта!». Общая длительность эксперимента от 3 до 10 минут (в зависимости от возраста испытуемого, задачи исследования). После окончания эксперимента проводится проверка правильности выполнения задания по заранее изготовленному «ключу». «Ключ» представляет собой бланк, на котором все подлежащие вычеркиванию буквы обведены ярким цветным карандашом, а в конце каждой строчки проставлена цифра, обозначающая число таких букв в данной строчке.

Обработка результатов

Обработка экспериментальных данных разными исследователями проводится по-разному, однако за основу всегда берутся два основных показателя - скорость и точность.

Показателем скорости является количество букв, просмотренных испытуемым в течение каждого временного интервала и за весь эксперимент в целом.

Показателем точности работы является число ошибок (поинтервально и в целом за весь эксперимент). К ошибкам относят пропуск тех букв, которые необходимо было вычеркнуть; неправильно вычеркнутые буквы; пропущенные строчки. На основании полученных данных строится график результатов испытуемого. На графике совмещаются две кривые - изменение скорости работы (по количеству просмотренных за единицу времени букв) и изменение точности (по количеству ошибок в те же интервалы времени). Анализ результатов при таком подходе проводится по аналогии с методикой «Счет по Крепелину». Такой схемы анализа результатов в корректурной пробе придерживается С.Я. Рубинштейн

В работах других исследователей предпринимаются попытки с помощью разных формул объединить показатели скорости и точности в одну величину. В дальнейшем этот обобщенный показатель может быть переведен в шкальную оценку. Такая система обработки результатов позволяет сопоставить уровень развития различных свойств внимания каждого испытуемого.

Например, в исследовании С.Я. Лукомской и Е.Ф. Рыбалко система обработки результатов строится так:

2. По формуле К = (М/Н) x 100 % оцениваем точность выполненной работы.

В формуле М - количество правильно вычеркнутых за время работы букв;

Н - количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.

По таблице 2 показатель К переводим в балльную оценку точности - критерий С.

3. Вычисляем интегральный показатель устойчивости внимания (А) по формуле А=В+С .

По таблице 3 переводим показатель А в шкальную оценку. Шкальная оценка интерпретируется следующим образом:

ШО

Характеристика уровня устойчивости внимания

Низкая устойчивость внимания

Ниже среднего устойчивость внимания

8-11

Средняя устойчивость внимания

12-15

Выше среднего устойчивость внимания

16-19

Высокая устойчивость внимания

Приводимые ниже таблицы содержат результаты, полученные С.А. Лукомской на контингенте младших школьников и взрослых испытуемых.

Таблицы могут быть использованы в практической работе как ориентировочные. (Длительность эксперимента - 10 минут).

Таблица 1

Оценка устойчивости внимания в баллах

Продуктивность (В)

Балл

Знаки младших школьников

Знаки

взрослых

Балл

Знаки младших школьников

Знаки

взрослых

< 1010

2495 – 2660

3160 – 3320

1010 – 1175

2660 – 2825

3320 – 3480

<1560

2825 – 2990

3480 – 3640

1175 – 1340

1560 – 1720

2990 – 3155

3640 – 3800

1720 – 1880

3155 – 3320

3800 – 3960

1340 – 1505

1880 – 2042

3320 – 3485

3960 – 4120

2042 – 2200

3485 – 3650

4120 – 4280

1505 – 1670

2200 – 2360

3650 – 3815

4280 – 4440

1670 – 1835

2360 – 2520

3815 – 3980

4440 – 4600

1835 - 2000

2520 – 2680

3980 – 4145

4600 – 4760

2000 – 2165

2680 – 2840

4145 – 4310

> 4760

2165 – 2330

2840 – 3000

>4310

2330 – 2495

3000 – 3160

Таблица 2

Точность (С)

Балл

Младшие

школьники, %

Взрослые, %

Балл

Младшие

школьники, %

Взрослые, %

< 70

< 81.9

87 – 88

70 – 72

81,9 – 83,0

88 – 90

94,9 – 96,0

72 – 73

83,0 – 84,1

90 – 91

73 – 74

84,1 – 85,1

91 – 92

96,0 – 97,0

74 – 76

85,1 – 86,2

92 – 94

76 – 77

86,2 – 87,3

97,0 – 98,1

77 – 79

87,3 – 88,4

94 – 95

79 – 80

88,4 – 89,5

98,1 – 99,2

80 – 81

89,5 – 90,6

95 – 96

81 – 83

90,6 – 91,6

>99,2

83 – 84

91,6 – 92,7

96 – 98

84 – 85

92,7 – 93,8

85 – 87

93,8- 94,9

> 98

Таблица 3

Шкала для перевода показателей

свойств внимания в шкальные оценки

ШО

ШО

Устойчивость внимания младших школьников

Устойчивость внимания взрослых

> 50

42 – 43

25 – 27

25 – 26

23 – 24

23 – 24

48 – 49

20 – 22

46 – 47

39 – 40

16 – 19

20 – 21

44 – 45

37 – 38

14 – 15

18 – 19

39 – 43

35 – 36

12 – 13

36 – 38

33 – 34

9 – 11

34 – 35

31 – 33

30 – 32

28 – 30

27 – 29

> 9

12 – 15

По результатам проведенного эксперимента должен быть сделан вывод о том, в какой степени внимание испытуемого устойчиво (с учетом возрастной нормы). Если внимание неустойчиво, по возможности указать причины этого явления.

Варианты корректурной пробы

Корректурная проба с кольцами Ландольта

Оборудование

Бланк с кольцами Ландольта (см. Приложение N 3).

Цель эксперимента

Изучение индивидуальных особенностей устойчивости внимания. Этот вариант отличается от традиционного только используемым бланком. Процедура проведения эксперимента аналогична вышеописанной. Примерный вариант инструкции: «Перед вами бланк с кольцами. Ваша задача - вычеркивать в каждой строчке кольца с разрезом... (может быть назван любой из восьми вариантов: на 6, 12, 3, 9, 7, 11, 1, 5 часов; детям показать положение разреза. Как только вам скажут «Черта!», - поставьте вертикальную черту на том месте, где вас застала команда. Затем продолжайте работу. Работайте как можно быстрее, но самое главное в этом задании - работать без ошибок. Вопросы есть? (Ответить на них). Теперь положите бланк так, чтобы слева была расположена цифра 1, справа - 4. Напоминаю: вычеркиваем кольца с разрезом... (повторить). Начали!»

Обработка результатов

Строятся графики скорости и точности работы, аналогично тем, которые использовались в методике «Счет по Крепелину» и «Буквенный вариант корректурной пробы». Анализ результатов и выводов проводится по той же схеме.

Корректурная проба с переключением

Цель

Изучение индивидуальных особенностей переключения внимания.

Оборудование

Бланки корректурной пробы (буквенный вари­ант или с кольцами Ландольта), карандаш, секундомер.

Процедура проведения

Эксперимент проводится в две серии. Продолжительность серий одинакова и составляет 5 -10 ми­нут. Отдых между сериями примерно такой же продолжительности. В первой серии испытуемый получает задание вычеркивать какие-ли­бо буквы, например, «к» и «р». Во второй серии поминутно чередуют­ся два способа выполнения задания. Например, может быть дана сле­дующая инструкция: «В течение первой минуты вы будете вычерки­вать буквы «в» и «е». Это первый способ работы. Через минуту я скажу: «Черта, второй способ!». Это значит, нужно провести верти­кальную черту на том месте, где вас застанет команда, и продол­жать работу вторым способом - вычеркивать буквы «л» и «с». Через минуту следует команда: «Черта, первый способ! Пос­тавьте черту и начните работать первым способом и т.д. Вопросы есть?». Эксперимент начинается по сигналу экспериментатора. Каж­дую минуту (при 10-минутном эксперименте) или каждые 30 секунд (при 5-минутном эксперименте) экспериментатор дает сигнал "Черта!". Возможны индивидуальная и групповая формы проведения эксперимента. Если в эксперименте используются бланки с кольцами Ландольта, то во второй серии чередуются задания вычеркивать коль­ца с любыми двумя разными положениями разрыва.

Обработка результатов

Разными авторами предлагаются различные способы обработки результатов. Например, обработка ре­зультатов может быть построена на подсчете количества ошибок переключения (см.: Словарь-справочник по психодиагности­ке / Под ред. Л.Ф. Бурлачука, С.М. Морозова. – Спб., 2001.) В предлагаемом ниже варианте суть обработки составляет сравнение эффективности деятельности испытуемого при двух способах работы с переключением и без переключения. Для расчетов могут быть использованы следующие формулы. В первой серии вычисляем показатель сосредоточенности внимания Е1 по формуле:

Е1= S 1 ----------- , где

N 1+ O 1

S l - число просмотренных в течение первой се­рии знаков,

N1 - число правильно зачеркнутых в течение первой серии знаков,

O 1 – число допущенных ошибок.

Аналогично вычисляем показатель Е2 для второй серии. На последнем этапе обработки вычисляем условный показатель перек­лючения внимания

P = ------

Анализ результатов

Показатель Р, примерно равный единице или превышающий еди­ницу, свидетельствует о высоком или очень высоком уровне перек­лючаемости внимания.

Чем ближе показатель Р к нулю, тем ниже уровень переключаемости внимания. Для более обоснованного заключения необходимо получить нормативные заключения показателей Р для испытуемых разных возрастов. Дополнительным показателем при анализе ре­зультатов является характер ошибок, допущенных испытуемым во второй серии. О трудностях переключения внимания свидетельству­ют так называемые ошибки переключения. Например, после сигнала "Черта!" испытуемый продолжает вычеркивать те же буквы, которые вычеркивал до сигнала.

Вывод

Экспериментатор должен сделать вывод об уровне развития переключаемости внимания (в сравнении со среднегрупповыми результатами).

Корректурная проба с распределением

Цель

Изучение индивидуальных особенностей распределения внимания.

Оборудование

Бланки корректурной пробы, карандаш, секундомер.

Процедура эксперимента

Эксперимент проводится индивидуально. Включает в себя две серии, каждая продолжительностью 5-10 минут, с таким же интервалом между ними.

Первая серия эксперимента проводится по традиционной схе­ме. Испытуемый вычеркивает любые две буквы, например, «к» и «р». Во второй серии он получает задание вычеркивать две бук­вы, например, «с» и «б» и одновременно называть вслух только четные (или нечетные) числа. Экспериментатор фиксирует все ошиб­ки в счете, а также характер совмещения двух видов деятельнос­ти.

Обработка и анализ результатов

Они проводятся по той же схеме, что и в методике «Коррек­турная проба с переключением». Дополнительным показателем, сви­детельствующим о трудностях в распределении внимания, являются ошибки в счете, замедленный или неравномерный темп счета.

Вывод

Экспериментатор делает вывод об уровне развития распределения внимания испытуемого.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама