THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Ещё в далеком прошлом на русской земле каждое значимое событие сопровождалось каким-либо обрядом. Сохранилось это и по сегодняшний день.

Каждая свадьба проходит по традиционному сценарию, делая её ярким и запоминающимся праздником, который объединяет сердца влюбленных. А древние свадебные обряды адаптированы на современный лад.

Перед свадьбой

Символом прошедших дней стали смотрины и сватовство. Прошло то время, когда родители решали судьбу молодых, заранее выбирая жениха и невесту.

Теперь отдавая дань прошлому парни в торжественной обстановке предлагают руку и сердце понравившейся девушке, получая благословение от её родителей.

Ответным шагом со стороны родителей невесты являются смотрины. В далеком прошлом на них оценивалась состоятельность семьи жениха.

В настоящее время обсуждаются вопросы проведения свадебных мероприятий, будущие родственники знакомятся ближе.

А молодые люди проводят мальчишники и девичники, символически отмечая прощание с холостой жизнью. Парни и девушки отрываются по полной программе, чтобы войти в семейную жизнь на должном уровне.

В день проведения мероприятия

Перед бракосочетанием традиционно жених выкупает невесту. Если много лет тому назад родители новобрачной в буквальном смысле слова получали деньги и ценные подарки за невесту, то в соответствии с современными свадебными обрядами подруги молодой проверяют, насколько хорошо будущий муж знает свою невесту, а многочисленная родня устраивает ряд препятствий, не позволяя жениху забрать будущую жену.

Веселая традиция придает празднику кураж и развлекает многочисленных гостей, которые делают фото свадебного обряда.

Не утратило своей актуальности православное венчание, когда молодые дают клятву Богу о совместном преодолении жизненных препятствий.

По своему значению эта традиция самая важная и проводится обязательно в храме.

Русская православная церковь этот обряд проводит только с теми, кто имеет официальный документ о браке. Перед проведением обряда венчания требуется серьезная подготовка, она включает в себя разговор со священнослужителем, исповедь, причастие. Необходимо выдержать пост.

На ритуал требуется купить две свечи, которые так и называются свадебными, иконы и рушник, его кладут под ноги молодой семьи.

После скрепления узами брака и обмена обручальными кольцами, выполняются русские свадебные обряды, связанные с хлебом и солью.

Жених с невестой, откусывая от праздничного каравая выясняют, кто будет верховодить в семейной жизни. Откусывать необходимо без помощи рук.

Традиционно свадебный хлеб жертвуют в храм, чтобы жизнь молодых стала благополучной, обычно этим занимается мать жениха. В этот же момент родители благословляют молодую семью.

В банкетный зал, традиционно, жених вносит невесту на руках. Многочисленные гости их осыпают лепестками цветов и мелкими монетами.

Свадебные обряды в наше время регламентируют два варианта вручения подарков молодоженам:

  • европейский, когда гостей встречает молодая пара выслушивает слова поздравлений и принимает подарки;
  • традиционный российский, когда вручение ценностей сопровождается длинными речами, стихами и шутливыми представлениями.

Важно соблюдение традиционного порядка произнесения поздравительных речей: начинают родители молодых, продолжают ближайшие родственники, затем следуют друзья и знакомые.

Свидетели выполняют роль казначеев и следят за порядком на торжестве, ведь невесту могут выкрасть.

Старинный свадебные обряд снятия фаты преобразовался в подвязывание свекровью головы невесты нарядным платком, а молодые и незамужние девушки проходят под фатой кружась в красивом танце.

Но примерять её нельзя, это приведет к долгим поискам жениха.

Завершение мероприятия

По окончании торжества молодые зажигают свой семейный очаг. Матери жениха и невесты, которые уже стали мужем и женой, держат в руках свечи. От их огня молодожены воспламеняют свою, которая символизирует домашний очаг.

Банкет завершается последним танцем молодых, вальсирующих в кругу приглашенных, которые в руках держат зажженные свечи.

Через год молодожены отметят ситцевую свадьбу, завязывая узелки, а еще через половину века, отмечая золотой юбилей семейной жизни ещё один раз обменяются золотыми кольцами, вспоминая свадебные обряды и традиции.

Фото свадебных обрядов

Введение

Обряд - это народная пьеса полная тайного смысла, исполненная великой силой, систематически повторяемая, интересна вообще, так как лучше всего иллюстрирует содержание народного сознания. Здесь сливается старое с новым, религиозное с мирским, а печальное с веселым. Каждый народ имеет свои взгляды и обычаи на проведение обрядов.

обряд, обычай направлен на сохранение вечных человеческих ценностей:

    Мира в семье,

    Любви к ближнему,

    Сплочённости,

    Нравственного добра,

    Скромности, красоты, истины,

    Патриотизма.

основные формы русской свадьбы.образную основу русской свадьбы.сценарный план и особенности основных действующих лиц русской свадьбы. характерные черты одежды и аксессуаров, использовавшихся в русской свадьбе.

У русских свадьба не только красивое, пышное, веселое действо, но и торжество, каждый день которого имеет свое значение, свой смысл. В работе я достаточно подробно расскажу обо всех тонкостях русской свадьбы, о том как происходило сватовство, смотрины, как невеста и жених готовились к этому событию, как было принято “гулять “на свадьбе и что происходило в последующие дни после свадьбы. Целая большая глава посвящена традиционным особенностям, так как в разных регионах России свадьбы игрались по-разному. Так, на севере России «музыкальная» часть состоит почти полностью из причетов, а на юге - почти полностью из весёлых песен, роль причета там более формальна. При этом всегда обряд представляет собой не произвольный набор песен и обрядовых действий, а систему, очень стройно организованную.

Основная часть

Древнее название свадьбы «свиятьба» означает связывание (свиятие). Свияты (сваты) проводили обряд связывания, после которого можно было женщине и мужчине из разных родов сожительствовать вместе.

Старинный русский свадебный обряд представлял собой целостный многожанровый спектакль со своими традиционными действами, костюмами, текстами. Лучшие элементы и национальные особенности русского свадебного обряда вырабатывались на протяжении многих поколений. Традиционная свадьба всегда была празднична, разнообразна, удивительно красочна.

Каждый обряд сопровождался веселыми шуточными сценками, состязанием в искусстве танца, песен, в остроумии, исполнении частушек и др. Свадьба не просто шла, она разыгрывалась. Поэтому в лексиконе многих народов прочно бытовало и сохраняется поныне выражение "играть свадьбу".

Русская народная свадьба была не только семейным торжеством. Свадебный пир являлся общественным форумом, где решались дела семьи и села, передавались новости и слухи. Свадьба со своими нарядами, шалостями, песнями являла собой искрометный праздник после напряженной работы, после страды.

Следует помнить, что многие обычаи свадебной церемонии, не соответствующие духу времени, унижавшие достоинство молодых, особенно невесты, исчезли. Другие, несущие людям добро, оптимизм, мудрость, переосмыслены и сохранились (например, традиционный свадебный поезд жениха и его дружины и обычай перегораживать ему дорогу, "выкуп" невесты у родителей, обычай встречать молодых хлебом-солью и осыпать их зерном с пожеланиями счастья, достатка и здоровья, свадебное застолье, деление каравая и одаривание молодых подарками). Из старинного свадебного ритуала вернулся обычай обмена в день бракосочетания обручальными кольцами.

Во-первых, - это время проведения свадеб. Никогда не гулялись свадьбы во время поста, в дни больших, "двунадесятых" православных праздников.

Больше всего свадеб гулялось в старину и продолжает гуляться по сей день осенью, после уборки урожая. Затем наступает филлиповский пост и надо ждать, пока пройдут святки; После крещения и до масленичной недели снова влюблённые могут соединять свои жизни. Самой же счастливой считалась свадьба, сыгранная на Красную горку, после Пасхи, во время Фоминой недели.

Роли участников русской свадьбы:

    Невеста («княгиня») – красивая, трогательная, невинная, молодая, обречённая на тяжелую долю и обязательно вызывающая жалость и сочувствие. Центр свадебного обряда.

    Жених («князь») – статный, сильный защитник и покровитель будущей жены. Жених же - почти пассивная фигура, он в свадебный день не говорит обрядовых слов.

    Сваты являлись не только основными участниками свадьбы, но и её «юристами», осу-ществившими главные договорённости бракосочетания.

    Дружка (или дружко) - один из главнейших участников обряда. Дружка в определён-ной мере руководит обрядовыми действиями. Дружка должен отлично знать обряд, например, в какой момент нужно произносить свадебные приговоры и т. п. В некоторых традициях может быть не один дружка, а два или даже три. Но всё равно один из них (тысяцкий) главенствует над другими.

    Посажённый отец и посажённая мать жениха и невесты (если не было родных). Как правило, это крёстный отец и крёстная мать.

    Поздняя сваха или повивальная сваха – убирала (или повивала) голову невесты в женский головной убор, сопровождала ее к венцу.

    Ясельничий (конюший, клетник) – мужчина, предохраняющий свадьбу от присутствия на ней злых колдунов, от колдовства и всевозможной порчи.

    «Бояре» - приятели и молодые родственники жениха, сопровождающие свадебный поезд.

    «Дядька»- пожилой родственник жениха, который сопровождал парня к венцу как «охранитель» - охранник.

    В числе свадебных чинов были: рожники – родственники невесты; боярки – спутницы невесты; подголосницы – поющие девушки; каравайницы – женщины, которые готовили свадебный каравай; стряпухи, куховарки –женщины, готовящие свадебное угощение; коробейники, приданки – те, кто отвозил приданое; светилки – они держали свечи при венчании. Всего же у русских существует более 400 названий свадебных чинов! А те, кому не хватило ролей, оставались просто «зрителями».

У русских свадьба как система обрядов, закрепляющих брак, сложилась примерно к 15-му веку. Многие из этих обрядов носили юридический характер, например, если при сватовстве отец невесты выпивал предложенное роднёй жениха вино, это расценивалось как согласие, и в этот момент пелась определённая обрядом песня, также являющаяся юридическим фактом. У обеих сторон были закреплённые и освящённые традицией права и обязанности: выкуп, приданое, кладка и т.п.

Первоначально свадебный обряд был связан с магией, недаром до сих пор старики в пословицах упоминают, что главное на свадьбе - обвести молодых вокруг печного столба, дерева и т. п. Переход девушки из рода отца в род мужа влёк за собой, по представлениям, и переход под покровительство духов мужнего рода, и обставлялся специальными оберегами, способствующими чадородию, плодородию и здоровью молодых. Постепенно, с изменением мировосприятия, свадебный обряд стал осознаваться как эстетическое действие, своего рода игра. Мало кто из женихов и сегодня, перенося невесту в дом через порог на руках, знает, что это делалось с целью обмануть домового, заставить его принять девушку как новорожденного члена семьи, который в дом не входил, - а в доме оказался. Но обряд этот распространён повсеместно благодаря своей красоте: мужчина демонстрирует им свою силу и любовь к молодой жене. Так и другие обряды: одни сохранились из-за поэтичности формы, другие - благодаря традиции, "деды наши так делали".

Обряды изначально символизировали переход девушки из рода отца в род мужа. Это влечёт за собой и переход под покровительство духов мужнего рода. Такой переход был сродни смерти в своём и рождению в другом роду. Например, вытие - это то же, что и причитание по покойнику. На девичнике поход в баню - омытие мёртвого. В церковь невесту часто ведут под руки, символизируя тем самым отсутствие сил, безжизненность. Из церкви молодая выходит уже сама. Жених вносит невесту в дом на руках с целью обмануть домового, заставить его принять девушку как новорождённого члена семьи, который в дом не входил, а в доме оказался.

При всей вариативности обряда его общая структура остаётся неизменной, включающей следующие основные составляющие:

* Сватовство.

* Смотрины.

* Рукобитие.

* Девичник / Мальчишник.

* Таинство венчания.

* Приезд в дом жениха.

* Свадебный пир.

Сватовство

В старину на Руси самым распространенным способом заключения договоренности между семьями о браке было сватовство. В толковом словаре Даля сказано: «Сватовство, сватанье, предложенье девице, а более родителям её, отдать её замуж за такого-то».

Часто в роли сватов выступали специально нанятые свахи. Свахам в предсвадебных обрядах отводилась особая роль. «Подруги косу плетут на часок, а свахи навек». Обычно они выполняли роль посредников за определенное вознаграждение. В их обязанности входило не только само сватовство, но и нередко выбор самой невесты из подходящих кандидатур. Она должна была разузнавать о том, какое приданое дается за невестой и в чём оно состоит. Кроме того, через сваху жених узнавал подробности об облике и характере невесты, которую в некоторых случаях мог видеть открыто только в день свадьбы. Со сватовством был связан целый ряд примет и предварительных обрядовых действий.

Неблагоприятными днями для сватовства считались постные дни: среда и пятница. Исключалась из свадебных и масленичная неделя. Существовала даже поговорка: «На маслену жениться - с бедой породниться».

В роли сватов могли выступать также и отец жениха, и брат и т. д., реже - мать, хотя сватом мог быть и не родственник. Сваты старались по дороге ни с кем не встречаться и не разговаривать. Зайдя в дом невесты, сват совершал некоторые обрядовые дей-ствия, определяющие его роль. Например, в Симбирской губернии сват садился под мати-цу, а в Вологодской должен был погреметь печной заслонкой и т. д.

Часто сват не прямо говорил о цели своего прихода, а произносил некоторый обрядовый текст. В такой же манере отвечали ему родители невесты. Это делалось для того, чтобы уберечь обряд от действий нечистой силы. Текст мог быть таким: «У вас есть цветочек, а у нас есть садочек. Вот нельзя ли нам этот цветочек пересадить в наш садочек?» или « Молодой гусачок ищет себе гусочку. Не затаилась ли в вашем доме гусочка?»

Родители невесты должны были в первый раз обязательно отказаться, даже если рады свадьбе. Сват же должен был их уговаривать.

После ухода сватов кто-либо из домашних (обычно женщины) связывал все кочерги и ухваты вместе - для удачи в деле.

После сватовства (через несколько дней) родители давали свату ответ. Согласие девушки не требовалось (если его и спрашивали, оно было формальностью), иногда даже сватовство могло проходить в отсутствии девушки. Смотрины

Смотри́ны - свадебный обряд, при котором сваха (сват), родители жениха или смотрительница могли увидеть будущую невесту и оценить её достоинства и недостатки. Смотрины устраивались после сватовства, перед рукобитьем. Бывало, если невеста совершенный урод, вместо неё родители приводили и показывали другую свою дочь. Жених же (если он из другой деревни) не имел права видеть своей невесты до брака и должен был довольствоваться теми известиями, какие ему передавала смотрительница. И если жениха обманули и подсунули в жены не ту девушку, которую показывали, то он узнавал об этом только после венчания. Но, к счастью, подобное случалось довольно редко. Также под смотринами можно понимать - смотрины хозяйства жениха. Это было важно особенно в том случае, если сваты приезжали из чужой деревни. От жениха требовали гарантий достатка будущей жены. Поэтому её родители осматривали хозяйство очень внимательно. Основными требованиями к хозяйству было обилие скотины и хлеба, одежды, посуды. Нередко после осмотра хозяйства родители невесты отказывали жениху.

Рукобитие

Если после осмотра хозяйства жениха родители невесты не отказывали ему, назначался день публичного оглашения решения о свадьбе. В разных традициях этот обряд назывался по-разному (рукобитье, сговор, запой, заручины, просватанье, помолвка - часть свадебного обряда, в ходе которой достигалась окончательная договорённость по поводу свадьбы, но в любой традиции именно с этого дня начиналась собственно свадьба). Обычно «сговор» проводится примерно через неделю после сватовства. После публичного оглашения только исключительные обстоятельства могли расстроить свадьбу (такие, как побег невесты).

«Сговор» происходил в доме невесты. На него обычно собиралось большинство жителей деревни, так как за несколько дней до самого «сговора» эта новость распространялась по всей округе.

Здесь предполагалось угощение для гостей. Родители жениха и невесты должны были договариваться о сроке свадьбы, о предстоящих расходах, количестве подарков, о кладке (форма материального обеспечения невесты со стороны родственников жениха), приданом и т. д. Также при рукобитье распределяли свадебные чины.

В заключении отцы жениха и невесты били друг друга по рукам, нередко для этого надевая холщовые рукавицы. Все это должно было означать крепость и обязательность выполнения договора. После «рукобития» невеста считалась просватанной.

Вытие

Следующий период в некоторых традициях назывался «неделей» (хотя не обязательно он длился именно неделю, иногда - до двух недель). В это время готовилось приданое. К невесте приходили её подруги, которые помогали ей шить подарки жениху и его родным и пели свадебные песни. В это время сюда могли приходить и жених с парнями. Вместе они устраивали «вечерки» за чаем и молодежными играми. Невеста же всё время перед свадьбой проводила «в слезах и вытье», «в голошении», что связывалось с ожидающими молодую женщину тяжелым трудом, прощанием с молодой девичьей жизнью. Важным элементом являлось также ритуальное омовение невесты в бане накануне свадьбы. Вытие - свадебный обряд, ритуальный плач. Происходит на половине невесты. Цель его - показать, что в доме у родителей девушке жилось хорошо, но теперь приходится уходить. Невеста прощалась с родителями, подругами, волей. Здесь происходил первый ключевой момент всего свадебного обряда – завешивание. На невесту надевали что-то на вроде фаты, из-за которой она не могла ничего видеть, поэтому невеста нуждалась в сопровождении. Как только ее отпускали - невеста падала.

Приданое

Приданое всегда было очень важным условием русской свадьбы.

Приданое готовилось в каждой семье за мног лет до свадьбы. И к тому времени, когда девушка становилась «на выданье», она уже, как правило, имела приданое. В основном в приданое входили вещи, сделанные невестой собственными руками. В приданое обычно входила постель (перина, подушка, одеяло) и дары жениху и родне: рубахи, платки, пояса, узорные полотенца. Подарочных вышитых полотенец у некоторых невест доходило до 100 штук.

Как правило, приданое доставлялось в дом новобрачных после свадьбы, но недоверчивые родители жениха нередко требовали, чтобы оно было привезено ещё до свадьбы, следуя пословице: «Денежки на стол, девушку за стол».

Вообще, русская свадьба была весьма разорительным мероприятием, но её всегда старались сыграть «как положено», с точным соблюдением всех обычаев, обрядов и ритуалов. Брак без обряда в народе не одобряли.

Обряды накануне свадебного дня

Накануне и утром свадебного дня невеста должна была совершить ряд обрядовых действий. Их набор не фиксирован (например, в некоторых регионах невеста должна была посетить кладбище), но есть обязательные обряды, присущие большинству региональных традиций.

Главными событиями дня накануне венчания для невесты были её баня и девичник. Баня, которую топили для невесты в предсвадебный день, имела особое назначение. Она означала прощание невесты с родным домом. В бане невеста расставалась со своим девичеством, «смывала свою девичью красоту» (вместе с потом и грязью после многочисленных предсвадебных приготовлений). Каждая из подружек невесты старалась в бане похлестать себя веником невесты. Считалось, это поможет девушке скорее стать просватанной.

Девичник

Девичником называется встреча невесты и подруг перед свадьбой. Это была последняя их встреча перед свадьбой, поэтому происходило ритуальное прощание невесты с подругами. На девичнике происходил второй ключевой момент всего свадебного обряда (после «завешивания») - расплетание девичьей косы. Косу расплетали подруги невесты. Расплетание косы символизирует окончание прежней жизни девушки. Во многих традициях расплетание косы сопровождается «прощаньем с красной красотой». «Красная красота» - лента или ленты, вплетённые в косу девушки.

Девичник сопровождается причетами и специальными песнями. Часто причет невесты звучит одновременно с песней, которую поют подружки. При этом имеет место противопоставление причета песне - причет звучит очень драматично, в то время как сопровождает его весёлая песня подруг.

Молодечник (Мальчишник)

Мальчишник же - достаточно поздняя традиция. На Руси накануне свадьбы жених шел в баню один. Помывшись, он возвращался в дом к родителям и весь вечер молчал, чтобы не накликать беду.

Менее распространенными у русских были «жениховы посиделки» - последний вечер в мужской холостяцкой компании. Описаний каких-либо обрядовых действий на подобных вечеринках не сохранилось. Очевидно, они воспринимались просто как лишний повод выпить.

Первый день свадьбы

Ранним утром все участники свадьбы собирались в домах жениха и невесты. Поутру из дома невесты конный поезд перевозил постель. Этим руководила сваха, но впереди верхом на коне ехал дружка.

В день свадьбы невеста вставала раньше всех и будила своими причитаниями отца, мать и ночевавших у неё подруг. Подруги начинали собирать невесту к венцу, одевали её в свадебный наряд. У русских крестьян специального свадебного платья не существовало. Невеста шла под венец в самой праздничной и народной одежде. В Древней Руси свадебный сарафан шили только из красной ткани. Одевание сопровождалось плачем и причитаниями невесты. Мать и отец благослов ляли дочь, чаще всего иконой Божией Матери. Эту икону невеста забирала с собой в дом мужа.

Тем временем полным ходом шли сборы и в доме жениха. Отец и мать благословляли сына. Дружку перевязывали полотенцем и давали плеть – отгонять от свадьбы всякую помеху и порчу. Свадебный поезд обычно состоял из трёх и более лошадей, запряжённых в сани или повозки. На первой повозке ехали сваты либо дружки. С женихом ехали первый дружка и сваха. Замыкали свадебный поезд малые свадебные чины. Родители жениха с ним не ездили, иногда они даже на венчании не присутствовали. Женщин в свадебном поезде не было (кроме свахи жениха).

Свадебный выкуп

В некоторых традициях утром свадебного дня дружка должен посетить дом невесты и проверить, готова ли она к приезду жениха. Невеста к приезду дружки должна быть уже в свадебной одежде и сидеть в красном углу.

Жених с дружкой, друзьями и родственника составляет свадебный поезд. Во время того, как поезд движется к дому невесты, его участники (поезжане) пели специальные «поезжанские» песни.

Приезд жениха сопровождался одним или несколькими выкупами. В большинстве региональных традиций это выкуп входа в дом. Выкупаться могут ворота, дверь и т. п. Выкупать может как сам жених, так и дружка.

Элементы магических действий в этой части обряда особенно важны. Распространено подметание дороги. Это делается для того, чтобы под ноги молодым не бросили предмет, на который могла быть наведена порча (волосы, камень и др.). Конкретная дорога, которая должна быть подметена, разнится в разных традициях. Это может быть и дорога перед домом невесты, по которой поедет поезд жениха, может быть пол комнаты, по которому молодые пойдут перед отъездом к венцу, дорога к дому жениха после венца и т. д.

Иногда имел место ритуальный обман жениха. Невесту выводили к нему, закрытую платком. В первый раз могли вывести не настоящую невесту, а другую женщину или даже старуху. В таком случае жених либо должен был идти искать невесту, или выкупать её ещё раз.

После удачного нахождения невесты, невесту усаживали за стол под образа. Жених должен был выкупить место рядом со своей невестой у мальчика или мужчины, который сидел рядом с девушкой. После выкупа всех гостей приглашали к столу. Пока гости ели, пили, веселились, жениху и невесте полагалось сидеть чинно, не прикасаясь к еде и питью. Застолье в доме невесты было коротким. Вина пили мало, т.к. ещё предстояло совершить обряд венчания.

Венчание

Вот наступило время ехать в церковь. Дружка выводил жениха и невесту из-за стола. Родители невесты благословляли молодых иконой и хлебом. Отец и мать, взяв дочь за руку, отдавали её жениху. Отец при этом, взяв плеть, иногда ударял свою дочь, говоря: «П о этим ударам ты, дочь, знаешь власть отца, а теперь эта власть переходит в другие руки, теперь за ослушание тебя будет учить этой плетью твой муж!». И отец невесты передавал плеть жениху, а тот, приняв, отвечал: «Я не буду иметь в ней нужду, но беру её и буду беречь её как подарок», - и засовывал плеть за кушак.

Обе свахи брали невесту под руки и усаживали в повозку невесты. Невеста сидела вместе с двумя свахами. Жених ехал отдельно, вместе с дружкой. Жених должен бел ехать впереди и прибыть в церковь раньше невесты.

Перед венчанием невесте расплетали девичью косу, а после того, как молодые были повенчаны, ей заплетали две «бабьих» косы и тщательно закрывали волосы женским головным убором (повойником). Иногда это происходило уже на свадебном пиру, но у старообрядцев две косы заплетали и повойник надевали либо между обручением и венчанием, либо даже перед обручением.

Венчание в церкви всегда и для всех проводилось по единому обряду, установленному Русской православной церковью.

Обмен кольцами, как символ бракосочетания, возник в очень древние времена. Приобретение колец входило в обязанности жениха. Кольца служили залогом верности друг другу. При выходе из церкви новобрачных осыпали семенами льна и конопли, желая им счастья и долгих лет жизни.

Приезд в дом жениха

После венца жених везёт невесту в свой дом. Теперь новобрачные сидят уже в одной повозке. Здесь их должны благословить родители. Здесь также имеет место сочетание христианских элементов с языческими. Во многих традициях жениха и невесту сажали на шубу. Шкура животного выполняет функцию оберега. Обязателен в обряде благословения в том или ином виде хлеб. Обычно он во время благословения находится рядом с иконой. В некоторых традициях хлеб положено откусить и жениху и невесте. Этому хлебу также приписывалось магическое действие. В некоторых регионах его потом скармливали корове, чтобы она давала больше приплода.

Свадебный пир После венчания невеста никогда не причитает. С этого момента начинается радостная и весёлая часть обряда. Далее молодые отправляются за подарками в дом невесты.

Затем жених привозит невесту к себе в дом. Там уже должно быть готово обильное угощение для гостей. Начинается свадебный пир.

Во время пира поют величальные песни. Кроме жениха и невесты, величали родителей и дружку.

Праздничный пир был очень обильным, со многими переменами блюд. И хотя все участники свадебного торжества пировали и веселились, молодые муж и жена опять почти ничего не должны были есть, несмотря на то, что перед ними ставились всевозможные кушанья. Если молодые ели, то очень мало, вино пили для вида, едва пригубив. Нередко перед молодожёнами клали всего одну ложку и пили они из одной чаши.

Пир мог длиться два или три дня. На второй день обязательно перемещение всех в дом невесты, пир продолжается там. Если пируют три дня, на третий снова возвращаются к жениху.

«Укладывание» и «бужение» молодых.

В самый разгар всеобщего веселья перед новобрачными ставили жареную курицу. Дружка брал курицу, обёртывал её полотенцем и обращался к отцу и матери невесты: «Благословите вести молодых опочивать». Те отвечали: «Благослови Бог!». Дружка уносил курицу. Молодые вставали из-за стола и шли, взявшись за руки на покой, обычно в баню, на сеновал или даже в хлев. Это делалось, чтобы сохранить в тайне место их первой опочивальни и уберечь от сглаза и злых наговоров.

Именно поэтому и сейчас многие пары порой неосознанно стремятся провести первую брачную ночь не дома - в шикарном отеле, на яхте или просто в новой квартире, где никого больше нет.

Раньше муж брал жену на руки и вносил в дом, чтобы обмануть домового: якобы жена - не чужой человек из другого рода, а родившийся младенец. Сегодня этот обряд потерял первоначальный смысл, но красивая и приятная для невесты традиция осталась.

Жена обязана была снять с мужа сапоги, демонстрируя свою покорность, и подать плеть. Муж в ответ должен был загодя заложить в сапоги деньги, которые шли молодой жене в знак того, что он будет содержать её, а приняв плеть, трижды слегка ударял жену - чтобы в семейной жизни больше никогда не бить.

Сваха или постельница готовила брачную постель, которую жених должен был выкупить. Пир в это время часто продолжался. На следующее утро (иногда - спустя лишь несколько часов) дружка, сваха или свекровь «будили» молодых. Часто после «бужения» гостям демонстрировали «честь» невесты - рубашку или простыню со следами крови. В других местах о «чести» невесты свидетельствовал жених, отъедая с середины или с краю яичницу, блин или пирог, или отвечая на ритуальные вопросы вроде «Лёд ломал или грязь топтал?». Если невеста оказывалась «нечестной», её родителей могли подвергнуть осмеянию, повесить на шею хомут, замазать ворота дёгтем и т. д.

Второй и третий дни свадьбы

На второй день свадьбы невеста обычно выполняла некоторые обрядовые действия. Один из самых распространённых обрядов - «поиски ярочки».

Этот обряд заключается в том, что «ярочка» (то есть овечка, невеста) прячется где-нибудь в доме, а «пастух» (один из её родственников или все гости) должен её найти.

Важным в этот день являя ется приезд жениха к тёще. Этот обряд имеет множество различных названий в разных регионах («хлибины», «яишня» и др.). Заключается он в том, что тёща давала жениху приготовленную еду (блины, яичницу и др.). Тарелка накрывалась платком. Зять должен был выкупить её, положив на платок (или завернув в него) деньги.

Продолжающиеся свадебные гуляния старались разнообразить всякого рода играми и забавами. Распространенным обычаем второго дня было ряженье. Ряженые одевались в вывернутые шкуры. Рядились в разных зверей, цыганами, солдатами. Иногда мужчины одевались в женскую одежду, а женщины в мужскую.

Третий день обычно был заключительным. Нередко в этот день устраивали испытания молодой. Заставляли ее разжигать печь, готовить, мести пол, но при этом всячески мешали, - разливали воду, опрокидывали тесто, испытывая ее терпение. Избавить молодую от всех испытаний мог только муж, угостив всех водкой.

Разнообразие русских свадеб

Русская народная свадьба чрезвычайно многолика и образует в различных местностях свои локальные варианты, отражающие особенности жизни восточных славян еще в дохристианский период. Типические отличия позволили выделить три основных географических ареала русской свадьбы: среднерусский, севернорусский и южнорусский.

Севернорусская свадьба драматична, поэтому ее основной жанр – причитания. Они исполнялись на протяжении всего обряда. Обязательной была баня, которой заканчивался девичник. Севернорусскую свадьбу играли в Поморье, в Архангельской, Олонецкой, Петербургской, Вятской, Новгородской, Псковской, Пермской губерниях.

Два сердца волей Зодиака

Слились в одно под сенью Брака.

На свете семь чудес, однако

Нет ничего чудесней Брака. В настоящую пору свадьба , как сложный многоступенчатый комплекс обрядов, практически не сохранилась. Время и мода диктуют свои условия, но некоторые элементы живы.

Обряд церковного венчания становится все более частым.

Невозможно представить свадьбу без предварительного знакомства родителей. Они же и оговаривают материальную сторону вопроса - во что свадьба обойдется, и как траты распределятся . (Сразу заметим: сегодня нетипичного в этом деле больше, чем когда-либо в прошлом).

Традиционно кольца, платье и туфли для невесты покупает жених, а семья невесты обеспечивает "приданым" - постельным бельем, посудой и мебелью. Почти повсеместно бывает и свадебное застолье. За основу свадьбы можно взять как деревенский, так и городской обряд, а можно скомпоновать элементы того и другого. Остальное зависит от возможностей, вкусов, традиций семей жениха и невесты и изобретательности их друзей. Зачастую для проведения свадьбы приглашают профессионалов, прибегают к услугам специальных учреждений - домов свадебных торжеств и т. п.

Существуют и различные сценарии свадьбы . Остановимся на некоторых "общепринятых" моментах.

Принято, чтобы невеста и жених сами писали приглашения и развозили их лично тем, кого они желают видеть у себя на свадьбе. Исключение - для иногородних, но считается более вежливым, если письменное приглашение подтверждено телефонным разговором. Родные и друзья непременно должны присутствовать при торжественном акте регистрации брака, где поздравляют новобрачных, дарят цветы. Наличие свидетелей регламентируется официально. Дворцы бракосочетания сделались популярными. Там каждой паре обязательно улыбнутся (а если потребуется - и помогут, успокоят: немало случаев, когда невесты от волнения падали в обморок).

Общепринято дарить на свадьбе подарки молодым . Стало, правда, вполне приемлемым некогда обидное дело - вручать молодым деньги в нарядном конверте. А приглашенные, но не сумевшие приехать на свадьбу, родные или друзья попросту присылают денежные переводы.

Главным героям на свадьбе - жениху и невесте - надлежит быть самыми нарядными. Если невеста венчается в церкви, то ее платье не должно иметь глубокого выреза. Цветы, которые заказывает жених (с ведома невесты) должны гармонировать с платьем. (На регистрации брака невеста может появиться в коротком платье или без фаты, но с букетом). Светлое платье невесты и белая рубашка и галстук жениха являются непременным условием для венчания в церкви и специально оговариваются - так же, как и то, что брачующиеся христиане должны быть крещеными и иметь на себе нательные кресты.

На свадьбе в белом может быть только невеста!

В прежние времена женихи надевали фрак, в наши дни на них может быть темный (зимой) или светлый (летом) хорошо пошитый костюм , белая рубашка, галстук или бабочка. Хорошо, когда в петлице - маленький букетик тех же цветов, что и у невесты.

(При повторном браке, что в наше время, увы, не редкость, свадьбу играют уже не столь пышно и в довольно узком кругу. Гости приходят в праздничных туалетах. Однако невеста уже не надевает фаты и белоснежного наряда. На голове могут быть просто красиво уложенные волосы, иногда украшенные несколькими цветами или шляпкой , а в руках все же необходим букетик).

Еще о цветах . Прежде для невесты полагалось выбирать цветы одной окраски - преимущественно нежно-розовые или белые, теперь же выбирают и другие цветы или же сочетают многие виды цветов, стремясь, чтобы они гармонировали по форме и цвету. Существует одно общее правило: допустимо все, что не нарушает гармонии. В наряде невесты цветы используются по-разному. В виде изящного веночка они могут украсить ее голову. Очень красивы изящные бутоньерки, приколотые к легкой вуали или платью.

Традиционный букет можно сделать ажурным, подвесным или поместить его в небольшую элегантную корзиночку, заканчивающуюся незаметным удобным кольцом, которое надевается на палец. Чаще всего букеты для невесты делают удлиненными - это односторонний "немецкий" букет, или - с далеко расходящимися в разные стороны побегами вьющихся растений - так называемая английская разновидность. Менее известен шведский круглый букет "летнего солнцестояния", составляемый из пестрых летних цветов, злаков, колосьев, с кружевными лентами и цветным тюлем.

Вовсе не обязательно, чтобы букет состоял из дорогих цветов. Решающими для выбора букета являются возраст и внешний облик невесты , а также цвет и длина свадебного платья.

Невысокой, хрупкой невесте противопоказан большой и пышный букет, не подойдут и слишком крупные цветы. Для нее предпочтительнее выбрать небольшой, изящно скомпонованный букетик, который она может держать двумя пальцами, или букет-корзиночку.

Невесте высокого роста и соответствующего телосложения следует предпочесть достаточно большой букет, который носят на локтевом сгибе. Это букет из длинностебельных цветов, центр тяжести которого находится на руке невесты и сами цветы свисают вниз.

Для жениха можно сделать нежную бутоньерку. Для полной гармонии бутоньерка должна быть из тех же цветов, что и букет невесты.

Во многих странах невеста носит в прическе миртовые веточки и на груди букетик из таких же веточек в форме броши. Жених же носит букетик из миртовых веточек в петлице.

Традиционный, подхватываемый хором возглас "Горько!" за свадебным столом звучит веками. Без поздравительных стихов тоже не обходится.

Свадебный стол не имеет существенной ритуальной программы. Пожалуй, сохранились в меню только блюда из курицы и свадебный торт. В остальном - по вкусам и возможностям. Но о свадебном торте следует сказать особо.

Свадебный торт, или торт невесты, - это не только вкусное кондитерское изделие и украшение стола, но и символ, выражающий искусной отделкой добрые пожелания невесте, молодой семье. Торт в виде плетеной корзины с белыми розами - символ непорочности, чистоты и любви; с красными - глубокой и страстной любви; торт с лебедями и птенцом - намек на прибавление в новой семье; "рог изобилия" - к достатку; торт в виде подковы - к счастью; "лира" - к творческому совершенству; торт в виде пирамиды - пожелание дожить до глубокой старости, вместе взойти на вершину жизни...

На "тематических" тортах делать дарственные надписи и пожелания не следует.

Свадебный торт обычно ставят на банкетный стол перед молодыми. Можно поставить торт на специальной тумбочке или столике вблизи жениха и невесты. Когда настанет время десерта, торт режет невеста (вот где экзамен ловкости и аккуратности!). Кусок с основным рисунком на тарелку невесте кладет жених.

Столы целесообразно располагать буквой "П", возможна и иная расстановка - главное, чтобы в центре стола находились жених с невестой и родители. На многолюдных свадьбах рекомендуется размещать гостей по плану согласно именным карточкам.

Украшением банкетного стола являются фрукты. Композиция из винограда, яблок, груш, персиков, бананов и пр., уложенных в высокую хрустальную вазу, придают свадебному столу необходимую пышность и свежесть. Вообще следует помнить, что цвет угощений, внешнее оформление стола не менее важны, чем вкусовые достоинства. Умелая расстановка блюд, фруктов, кондитерских изделий на белой или цветной скатерти стола воздействует на человека, как хорошая картина.

Правило сервировки и обслуживания гостей гласит, что перед подачей десерта со стола должны быть убраны закуски, хлеб и специи. На свадьбе допускается исключение. В этом случае хозяева лишь должны время от времени приводить стол в порядок: убирать опустевшие блюда, а одинаковые, оставшиеся на блюдах, закуски складывать на одно блюдо вместе с зеленью и другими украшениями. Для этого лучше всего иметь под рукой заранее нарезанные и опущенные в воду зелень, редис, маслины, огурчик, зеленый горошек и т. д., чем можно тут же украсить соединенные блюда. Желательно до самого конца торжества иметь на столах прохладительные напитки.

Торжественность свадебному столу, помимо цветов , придают подсвечники в виде канделябров на 3-5-7 свечей. Всегда красивы старинные серебряные и бронзовые высокие канделябры или керамические и деревянные. Высокие подсвечники и стройные ровные свечи не слепят сидящих за столом, не мешают видеть друг друга. Однако перегружать стол подсвечниками не следует. Для 50-местного стола достаточно 2-3 канделябров по 3 свечи (общее количество свечей, как принято, должно быть нечетным).

За столом справа от невесты и слева от жениха оставьте немного места, несколько отделив молодых от остальных. Это следует сделать не столько для удобства (хотя и комфорт важен), сколько по традиции, предусматривающей особенное положение жениха и невесты.

Счастливый брак любит праздники. У нас любящие супруги отмечают каждую годовщину. Но имеется и почти "официальный" список юбилеев свадеб , которые принято отмечать.

Первая годовщина свадьбы именуется ситцевой . Пять лет - деревянная, семь - медная, десять - розовая, пятнадцать - стеклянная, двадцать - фарфоровая, двадцать пять - серебряная, тридцать - жемчужная, сорок - рубиновая, пятьдесят - золотая, семьдесят пять - бриллиантовая. Название предполагает и подарки. И любимые цветы (а может, те, из которых состоял свадебный букет!).

Пример сценария свадьбы в одном из домов свадебных торжеств:

Свадебное празднество начинается с торжественной встречи молодоженов у входа. Ведущая поздравляет их и проводит в комнату молодых, организуя тем временем гостей для торжественной встречи в свадебном ритуальном зале. Гости располагаются по обе стороны ковровой дорожки, в конце которой стоят родители молодоженов.

Когда молодые, под звуки свадебного марша, в сопровождении свидетелей входят в зал, гости осыпают их конфетами и цветами. Мать жениха подносит им на нарядном полотенце пышный свежий каравай, специально испеченный для свадьбы, а мать невесты щедро осыпает их зерном. Все желают счастья и благополучия молодой семье.

Молодые ломают хлеб, угощают свадебным караваем друг друга, родителей, свидетелей и всех гостей. Ведущий вручает молодой жене маленькую метелку, а молодому мужу - совочек, и предлагает подмести ковер. Под веселую музыку молодые собирают зерно и конфеты. Ведущая комментирует их работу, объясняя гостям значение свадебного обряда: невеста, проявив сноровку, должна убрать мусор быстро, чтобы понравиться свекрови, а зять - теще, как хороший помощник дочери. Гости аплодисментами благодарят молодых за их первый совместный труд и дарят подарки. (У В. Даля - поучить молодую подметать пол /она метет, а гости сорят для испытания терпения ее/ - Прим. сост.).

Затем ведущая от имени молодоженов приглашает всех к свадебному столу. Первый торжественный тост - поздравление в адрес молодых - предлагает ведущая торжества или почетный гость свадьбы. Гости приветствуют молодых стоя. Молодые благодарят родителей. Ведущая предлагает гостям поздравить родителей с радостным событием.

Ответное слово - родительский наказ - предлагается родителям молодоженов. Потом выступают почетные гости, свидетели и друзья.

Танцы открывают молодожены, следующий танец предлагается для всех.

Затем ведущая зачитывает указ - шуточное напутствие молодым, выдержанное в былинном стиле. Указ оформлен в виде свитка с сургучными печатями. После зачтения свиток дарится молодым. И снова следуют поздравления, пожелания и наставления.

Молодым предлагается разломить выпеченный из теста бублик-обруч. Кто отломит больший кусок, тот провозглашается главой семьи на сутки.

Обязательное условие застолья - песни. Молодежь поет свои любимые песни, старшие - старинные свадебные.

О свадьбах языческой Руси известно крайне мало. По мнению русского историка Н.М. Карамзина, древние славяне обычно покупали себе жен и как такового свадебного обряда не знали. От невесты требовалось лишь доказательство ее девственной непорочности.

Статус жены приравнивался к статусу рабыни: на нее было возложены все заботы по хозяйству и воспитанию детей. При этом женщина не могла ни жаловаться на мужа, ни противоречить ему, высказывая полную покорность и послушание. После смерти мужа славянка обычно сжигала себя на костре вместе с его трупом. Живая вдова бесчестила все семейство.

Летописец Нестор оставил свидетельства того, что нравы и обычаи древних славян разнились от племени к племени. Так, поляне отличались кротким и тихим нравом, уважали священные узы брака, который считали святой обязанностью между супругами. В семьях полян господствовали мир и целомудрие. Напротив, радимичи, вятичи, северяне и особенно древляне обладали диким нравом, жестокостью и необузданностью страстями. Они не знали браков, основанных на взаимном согласии родителей и супругов. Древляне просто уводили или похищали приглянувшихся девиц. У радимичей, вятичей и северян вместо свадеб существовали "игры межи селы" ("игры между полей"), во время которых мужчины выбирали себе невест и безо всяких обрядов начинали с ними жить. Кроме всего прочего, среди древних славян было широко распространено многоженство.
Со временем обрядовая жизнь языческих славян усложнилась, обросла многочисленными верованиями и ритуалами, вокруг которых строился их каждодневный быт.

Пантеон славянских богов постоянно расширялся, включая все новые и новые самобытные и заимствованные божества.
Особым уважением среди молодых людей пользовался бог веселья, любви, согласия и всякого благополучия — Ладо (Лада).

Во время игрищ и плясок у воды, посвященных этому божеству, было распространено умыкание невест, которое, как правило, происходило по предварительному сговору. Новобрачные приносили жертвенные дары богу любви.
Помимо добровольного умыкания невест, у славян периода разложения первобытнообщинного строя появились такие брачные обряды, как плескание водой, вождение вокруг дуба, покупка жен и др.

До самого начала нашего столетия в свадебном обряде русских ясно прослеживались две резко различавшиеся части: церковный обряд "венчания" и собственно свадьба, "веселье" — семейный обряд, уходящий своими корнями в далекое прошлое. Иерархи православной церкви в своих посланиях и в XVI в., и в первой половине XVII в. продолжали порицать все элементы народного свадебного обряда как "волхования", не имеющие ничего общего с христианской религией, но, по-видимому, не только не запрещали, а даже предписывали священникам принимать ближайшее участие во внецерковной части обряда.

Сами высшие церковные иерархи занимали важные места в свадебном поезде и за пиршественным столом. Даже в церкви наряду с обрядами предписываемыми правилами православного богослужения, совершались в присутствии духовных лиц действия, этими правилами не предусмотренные. Например, новобрачный пил вино из стеклянного стакана, который затем разбивал, а осколки растаптывал.

В церкви после совершения православного обряда, когда руки новобрачных уже были соединены над алторем, невеста падала жениху в ноги, прикасаясь головой к его обуви, а тот накрывал ее полой кафтана. Из церкви жених и невеста уезжали порознь — каждый к своим родителям. Здесь их осыпали житом, и празненство как бы начиналось сызнова: невеста пировала со своими родичами, а жених со своими.

Вечером невесту привозили в дом отца жениха, но и там она не снимала покрывала и не разговаривала с женихом в течение всего свадебного пира, который длился три дня. Только по прошествии трех дней молодые супруги уезжали в свой собственный дом, где давали общий заключительный пир.

В обрядах русской свадьбы причудливо переплетались действия, связанные с языческими верованиями и христианской религией. К ним можно отнести, например, множество действий оберегающих участников свадьбы от враждебных сил. Эти действия должны способствовать благополучию брачущихся, деторождению, приумножению достатка в хозяйстве, приплоду скота. Желая сохранить невесту от сглаза, оборачивали ее рыболовной сетью, втыкали в ее одежду иголки без ушек, чтобы нечистая сила запуталась в сетях и напоролась на иголки. Чтобы обмануть темные силы во время сватовства изменяли путь, ехали окольными дорогами, подменяли невесту и.т.д. От порчи и злых духов уберегались с помощью воздержания от произнесения слов и от еды. Были обряды, обеспечивающие молодым многодетность и богатство. К ним относили осыпание молодых зерном или хмелем, сажание на шубу выветренную вверх мехом. Для укрепления связи молодых друг с другом смешивали вина из стаканов молодых, совместные еду и питье, протягивали нити от дома невесты к дому жениха, связывали руки жениха и невесты платком.

Свадебный обряд сложился как развернутое драматизированное действо, включающее песни, плачи, приговоры и присказки, заговоры игры и танцы. В форме причетов невеста прощалась с родным домом, своим девичьем головным убором и девичьей косой. Как во всяком драматическом произведении в свадебном обряде был свой постоянный состав действующих лиц — "чинов", исполнявших определенные традицией роли. Центральными фигурами были жених и невеста. Невеста должна была выражать благодарность родителям за то, что они ее "вспоили и вскормили". А с момента сватовства до отъезда в церковь невеста горько оплакивала свою девичью жизнь. Активными участниками свадьбы были родители жениха и невесты, ближайшие родственники, крестные родители, а также сваты, тысяцкий, брат невесты, дружка, девушки-подружки невесты и др.

Дружка (дружко) — представитель жениха — главный распорядитель на свадьбе, следил за тем, чтобы обычай соблюдался так, как его понимала община. Он должен был уметь балагурить и веселить участников свадьбы. В помощь дружке избирали подружье, в помощь тысяцкому — старшего боярина. В южнорусском обряде назначались каравайници готовившие обрядовый каравай. Каждый персонаж свадьбы отличался своей одеждой или каким-то дополнительным ритуальным элементом ее. Обычно это были полотенца, ленты, платки, венки.

Невеста в дни предшествующие свадьбе и в дни самой свадьбы, несколько раз меняла одежду и головной убор, что означало перемены в ее состоянии: сговоренка, т.е. просватанная, княгиня молодая — до венца, молодуха после венца и брачной ночи. Жених также именовался князем молодым, а за тем просто молодым. Он не менял одежды, но имел свои символы — цветок или букетик на головном уборе или на груди, платок полотенце на плечах. В день свадьбы жених и невеста одевались нарядно и по возможности во все новое.

Тема брака постоянно присутствовала в жизни подрастающего поколения. Например, вся добрачная жизнь девушки была подготовкой к замужеству. Поэтому ее приучали к заботам будущей матери и хозяйки. Буквально с рождения мать начинала готовить ей приданное. К 16-17 годам девушка становилась невестой. Важным моментом в предбрачной обрядности были общественные "смотры" ("смотрины") невест. Они помогали найти подходящую невесту, выяснить экономическое положение ее семьи, узнать о поведении и характере. Родители старались подобрать "ровню". Смотрины устраивались в весенне-летние гуляния и на святки, обычно приурочивая их к престольным праздникам, а также на Крещенье.

Обычно недели через две или через месяц после смотров мать жениха, взяв с собой сестру или замужнюю дочь, отправлялась сватать ту девушку которая, которую облюбовала на общественных смотринах.

Важное место в предбрачной жизни молодежи занимали девичьи гадания о замужестве, апогей которых приходился на святки. Задумав женить сына, родители начинали искать ему невесту, узнавали, у кого есть "девушка на выданье". Желание сына учитывалось, но не всегда было решающим, т.к. девушка должна была отвечать требованию родителей. Засидевшихся девушек, (обычно в возрасте 23-25 лет) считали "перестарками", "вековухами" и женихи избегали их, думая, что они с пороком. Такое же недоверие и подозрение вызывали засидевшиеся в холостых молодые люди (бобыли, перестарки).
Первые браки обычно заключали с соблюдением всех обычаев и обрядов свадебного ритуала. Так же праздновались свадьбы вдовых мужчин с девушками, ранее не состоявшими в браке. Браки же вдовых и холостых мужчин с вдовами не сопровождались свадебными обрядами.

Время свадеб определялось земледельческим календарем — обычно свадьбы играли в свободные от сельскохозяйственных работ период. Существенное значение имел церковный календарь, т.к. в посты свадеб "не играли". Большинство браков приходилось на осень, от Покрова (1 октября) и до Филилипова заговенья (14 ноября), а так же на зиму от Крещения до Масленницы. В некоторых местах все же сохранялась древняя традиция играть свадьбы весной, на Красную горку, после Пасхи.
Традиционный русский свадебный цикл как бы разделялся на три основных периода: предсвадебный, собственно свадьбу и послесвадебный.
Первый период начинался негласным семейным советом — "сходом" в доме жениха. В нем участвовали родители и родственники жениха. Сам жених в сходе участия не принимал. На сходе обсуждали имущественное положение невесты, ее поведение и здоровье, родословную.

Начальный период свадьбы состоял из сватовства, сговора, осмотра хозяйства жениха, смотрин невесты, богомолья, рукобитья и запоя. Существовало несколько способов сватовства, например, родители жениха ехали в дом невесты и начинали переговоры. В других случаях в дом невесты засылали сваху или свата, и они спрашивали разрешения приехать с женихом и его родителями. Обычно сватами были духовные родители жениха — крестный отец или мать, или же кто-нибудь из родственников.

Иногда прибегали к помощи профессиональных свах. Для сватовства выбирали легкие дни, избегая постных: понедельника, среды и пятницы. Во многих местах свахи брали с собой палку, кочергу или сковородник с целью "выгрести девку". Посещение сватов повторялось 2-3 раза, а то и более. Первое посещение рассматривалось как "разведка". Родители невесты накрывали на стол: ставили хлеб, соль, зажигали лампады и свечи.

После согласия на замужество дочери определялась величина кладки, т.е. количества денег, даваемых родными жениха на покупку нарядов для невесты и на свадебные расходы, а так же размеры приданного (личного имущества невесты состоящего из одежды и обуви — его называли еще сундуком или корабьем).

Через два — три дня, после выказанного общими сторонами согласия породниться, но еще до окончательного решения, родители и родственники невесты осматривали хозяйство жениха. От того насколько оно понравиться зависело продолжение или прекращение "дела". Если осмотр хозяйства жениха заканчивался благополучно, то через несколько дней "сторону жениха" приглашали на смотрины невесты, где она показывалась во всех своих платьях и проявляла наличие всех своих трудовых навыков — пряла, шила и.т.д. Невеста на этом этапе имела право отказаться от жениха. Чаще всего смотрины заканчивались пиром. После пира подружки невесты провожали жениха до дома. Он приглашал их к себе и щедро угощал.
Заключительным этапом первых переговоров был сговор, проходящий в доме невесты через два — три дня после смотрин. Невеста после сговора называлась "сговоренкой".

Успешные переговоры на сговоре заканчивались, как правило, рукобитьем. Отец жениха и отец невесты, как при торговых сделках подавали друг другу руки, обернутые в платки или полы кафтана. После рукобитья и пира, который нередко продолжался всю ночь, утром отворяли ворота, чтобы каждый мог зайти и посмотреть на жениха и невесту.
Богомолью придавалось особое значение — "Богу помолись, значит, дело сватовства закончено". После благословения жених и невеста трижды целовались и обменивались кольцами — обручались. Достигнутое на сговоре согласие сторон обычно заканчивалось совместным пиршеством — запоем.

После сговора начинали период подготовки к свадьбе. Он мог длиться от одной — трех недель до месяца и более. У сговоренки менялся образ жизни и внешний вид. Она почти не выходила из дома (в отличие от жениха) и причитала. Считалось, чем невеста больше плачет, тем легче ей будет жить в семье мужа.

Последний день перед свадьбой именовался девичником, где невеста порывала со своей девичьей жизнью, свободой и своим родом. Как правило, девичник состоял из целого комплекса обрядовых действий: изготовление красоты (ударение на О), расплетание косы, мытье в бане, прощание с красотой (волей) и передача ее подругам, угощение участников обряда женихом. В некоторых местностях в последний день в доме жениха устраивался молодешник, на котором жених прощался со своими товарищами и с холостой жизнью. В этот же вечер родню жениха отправляли с подарками в дом невесты. Если жених ехал сам, его сборы сопровождались особыми ритуалами и наставлениями. Вслед за женихом уезжали его гости. Невесту тоже наряжали, нарядившись, невеста умывалась водкой (вином) и садилась с подругами ждать жениха. Вскоре (к часам 9-10 вечера) приезжали сваты. На девичник жених привозил корзину с туалетными принадлежностями, а иногда и подвенечное платье, а подругам дарил ленты. По окончании стола, перед уходом жениха невесту прятали. Жених искал ее среди подруг, ему подсовывали старух, пока он не давал подругам выкуп.
К свадьбе пекли специальный обрядовый хлеб — каравай. В русской свадьбе хлеб олицетворял жизнь, достаток, благополучие и счастливую долю. Приготовление свадебного хлеба и его раздача занимали важное место в свадебном обряде.

День свадьбы был кульминацией всего свадебного действа. В этот день в домах жениха и невесты совершались ритуалы, подготавливавшие их к бракосочетанию и выражавшие согласие и благословение семьи на этот брак. После венчания, уже в доме новобрачных, исполнялись обряды, приобщающие молодую к новому хозяйству и положению замужней женщины.
Утро проходило в хлопотах и приготовлениях к венцу. Невесту одевали, возможно наряднее. Когда жених приезжал, с него требовали выкуп, за право проехать и войти в дом невесты. Затем родители благословляли дочь и отпускали в церковь, вслед за этим в дом жениха обычно привозили приданное.

Существовало несколько вариантов поездки к венцу. По одним — невеста и жених ехали в церковь вместе, по другим — врозь. Благословив своих детей, родители передавали в распоряжение дружки и свахи (сами родители в церковь не ездили). Дружко выйдя во двор с женихом (если жених ехал из своего дома) и поезжанами (другими участниками свадьбы) ходил по двору с иконой, а сваха, стоя на повозке рассеивала хмель. Обойдя три раза с иконой вокруг, дружко испрашивал у всех присутствующих благословение жениху на брак. После этого отправлялись в церковь. На прощание желали: "Дай Бог под злат венец стать, дом нажить, детей водить". Жених ехал торжественно, привесив к дуге колокольчики, лошадей жениха покрывали белыми полотенцами. Невеста же приезжала в церковь без особого шума, с одним повоздником ("плаксой"). Перед венчанием они сходились, в чьей нибудь избе и здесь жених брал невесту за руку, обводил ее три раза вокруг себя, слегка дергал косу, как бы показывая, что невеста лишается своей воли и должна подчиниться воле мужа. Обычно свадебный поезд выезжал нечетом, т.е. нечетным количеством лошадей.
В среднерусских губерниях, напротив, дружки с буйством разгоняли встречных. Выезжая со двора, поезжане поздравляли друг друга с "молодецким выездом".
Погода в день венчания имела особое значение. Считалось, если "снег и дождь на свадебный поезд — богато жить", "дождь на молодых — счастье", "вихрь с пылью на встречу поезду — не к добру", "красный день свадьбы — жить красно, да бедно", "метель на свадебный поезд — богатство выдут".

Обряд венчания состоял из обручения и возложения брачных венцов — собственно венчание совершаемое священником. Во время обручения священник спрашивал у жениха и невесты об их обоюдном и добровольном согласии вступить в брак и надевал кольца.
Церковное венчание давало юридическую силу. Однако брак с венчанием, но без свадьбы не поощрялся.

Венчание сопровождалось множеством магических обрядов: было принято перед женихом и невестой разметать дорогу по церкви веником, под ноги брачущихся расстилали платок или полотно и бросали деньги, чтобы избежать "голой жизни". Жених и невеста старались наступить друг другу на ногу, и тот, кто успевал это сделать первым, имел "верх" в семейной жизни. Строго следили, чтобы между женихом и невестой никто не прошел (дабы никто из них не нарушил супружеской верности). Стоя перед венцом, невеста крестилась "покрытой" т.е. не голой рукой (чтобы богато жить). Много поверий было связано с венчальной атрибутикой: кольцом, свечами, венцами. Считалось, что уронить во время венчания обручальное кольцо "не к доброму житью". А тот, кто под венцом свечу выше держал, "за тем и большина" (главенство в семье).

Венчальные свечи старались задувать разом, чтобы жить вместе и умереть вместе. Подвенечную свечу берегли и зажигали при первых родах.

После венчания в церковной сторожке или ближайшем доме, невесте заплетали две косы и укладывали вокруг головы — "окручивали молодую по бабьи". Свахи жениха невесты, заплетавшие косы плели на перегонки, — чья сваха первая заплетет косу, такого пола будет первенец. После этого молодой надевали женский головной убор — повойник. Этот обряд знаменовался переходом невесты в группу замужних женщин.
В доме молодого новобрачных ждали. Женщины — односельчанки выходили встречать свадебный поезд к околице, завидев его, начинали петь песни. Встречающие у дома, родственники и гости стреляли вверх из ружья, молодых обсыпали хмелем и зерном, у ворот раскладывали огонь и переводили их через него. Родители благословляли новобрачных — отец иконой, мать хлебом и солью. В некоторых местностях хлеб разламывали над головами молодых и каждый и каждый из них должен был хранить его до конца жизни. После благословения молодые кланялись в ноги, стараясь сделать это одновременно, чтобы жить дружно. Их усаживали за стол, на лавки, покрытые шубами, приговаривая: "шуба тепла и мохната, — жить вам тепло и богато". Обычно свекровь или кто-то из родни жениха с помощью ухвата, сковородника раскрывали молодую невесту, т.е. снимали с нее покрывало (позднее фату). Затем здоровались с ней и подносили подарки.

Первый стол обычно назывался "свадебным". Молодые, хотя и сидели за ним, но ничего не ели. В честь молодых произносили поздравления и пожелания. Вскоре их уводили в другое помещение и кормили ужином. Затем молодые снова возвращались к поезжанам. К этому времени накрывали второй стол, называемый "горным". На этот стол приезжали родственники новобрачной. Их встречали у крыльца, подавая каждому по рюмке водки.
Приехавшие рассаживались за столом по старшинству — мужчины с одной стороны, женщины с другой. За горным столом молодая одаривала родственников мужа, кланялась им, обнимала их и целовала. Тогда же она должна была назвать свекра — батюшкой, а свекровь — матушкой. Во время пира девушки пели песни. По окончании стола молодые, выйдя, падали родителям в ноги, чтобы те благословили их на брачное ложе.

Его устраивали в каком нибудь не отаплиевом помещении: в хлеву или конюшне, в бане, в отдельной избе. Брачную постель стелили с особым тщанием. Иногда рядом с брачной постелью клали какие-нибудь орудия крестьянского или ремесленного труда с тем, чтобы у новобрачных рождались сыновья и были хорошими работниками. Молодых обычно провожали дружка и сваха. Проводы сопровождались музыкой и шумом, вероятно, такое оформление имело значение оберега. Сваха и дружка осматривали постель и помещение, чтобы не было каких-нибудь предметов, способных навести "порчу" на молодых, и, дав последние советы и наставления, желали им счастья и благополучия. Молодых угощали вином. Спустя час или два, а в некоторых местах и ночь, приходили будить и поднимать молодых.

Обычно этот обряд совершали те же, кто и провожал их на брачную постель, и вели новобрачных в избу, где продолжался пир. Молодые принимали поздравления. Во многих местностях было принято демонстрировать окровавленную рубашку новобрачной. Если молодая оказывалась непорочной, ей и ее родне оказывали большие почести, если же нет, то подвергали всяческому поруганию.

Во многих местностях обряды, связанные с "бужением" сопровождались баней. Ее топили подружье, свахи, дружки, крестные. Проводы в баню проходили с шумом, песнями и музыкой. Перед молодыми разметали дорогу вениками. Впереди процессии шел дружка и нес разукрашенный и покрытый платком веник. Со временем обряд второго дня постепенно стал заменяться обливанием водой, валянием молодых в снегу, даже просто посещения нетопленой бани. После бани молодые катались по селу, заезжая в дома родственников и приглашая их на следующее застолье.
Застолье второго дня называлось — "сырный стол". Во время сырного стола совершалось разрезание сыров. Дружко по старшинству вызывал сначала родственников молодой, затем молодого и просил их принять угощение от молодых — водку и закуску, и положить что-нибудь "на сыры".
Наиболее распространенным обрядом второго и третьего дня было первое посещение новобрачной источника или колодца, во время которого молодая обычно кидала в воду деньги, кольцо, краюшку хлеба отрезанную от венчального каравая или пояс.
Другим, не менее распространенным обрядом, были пояски ярки. Родственники молодой приходили в дом ее мужа и заявляли о пропаже девушки. Начинались поиски. К ним выводили новобрачную. Они признавали ее за свою, но после осмотра находили много изменений и отказывались от своих прав.

Продолжающиеся свадебные гуляния старались разнообразить всякого рода играми и забавами. Распространенным обычаем второго дня было ряженье. Ряженые одевались в вывернутые шкуры. Рядились в разных зверей, цыганами, солдатами. Иногда мужчины одевались в женскую одежду, а женщины в мужскую.
Третий день обычно был заключительным. Нередко в этот день устраивали испытания молодой. Заставляли ее разжигать печь, готовить, мести пол, но при этом всячески мешали, — разливали воду, опрокидывали тесто, испытывая ее терпение. Избавить молодую от всех испытаний мог только муж, угостив всех водкой.

Одним из ответственных и достаточно распространенных обрядов было посещение зятем тещи ("хлебины"). Молодого теща угощала блинами и яичницей. Нередко в этот приезд зять демонстрировал свое отношение к ней, зависевшее от того сумела ли она воспитать дочь, и сохранить ее целомудрие или нет. После угощения зять разбивал посуду о пол. Во многих деревнях посещение тещи заканчивалось подачей разгонного пирога, означавшего коней свадебного гуляния.

Обычно свадебные торжества продолжались три дня, у богатых длились дольше. Специальных обрядов в эти дни не совершали, как правило, повторялись различные развлечения, шли застолья с угощением, то в доме молодой, то в доме мужа.
Крестьянский свадебный обряд послужил основой городского.

В условиях города он значительно изменился, как в целом, так и в деталях. К середине XIX в. в ритуалах горожан наблюдались общие и специфические черты, отличающие их от крестьянской традиции: ослабление магии элементов, усиление роли профессиональных свах, большее распространение брачных контрактов, изменения в ритуальной пище и порядке застолий, замена плясок танцами, а фольклорного репертуара городскими песнями. Это позволяет говорить об уже сложившихся городских формах свадебной обрядности.
Примерно с 80-х годов XIX в. под воздействием нарастающей демократизацией общественной и культурной жизни России произошли изменения в социальных и бытовых отношениях горожан, что так же сказалось и на свадебном обряде.

Октябрьский переворот 1917 г. и последующее за ним объявление войны религии подвергли нападкам, осмеянию и запретам традиционный свадебный обряд. В течение всего советского периода существовали как бы две основные формы свадебного обряда: официальная (государственная) и традиционная.

Свадьба - одно из главных событий в жизни каждого человека. С течением времени свадебные традиции изменились, а корни тех или иных обрядов были потеряны. Однако некоторые современные свадебные обряды несут в себе силу, по-настоящему соединяющую двух людей в счастливую семью.

С давних времен свадебным приметам и традициям придавалось большое значение: свадьба считалась и до сих пор считается событием, соединяющим сердца и души двоих людей на всю оставшуюся жизнь. Разные страны имеют абсолютно непохожие традиции, которые все же имеют одну цель: подчеркнуть момент воссоединения двух любящих людей и оставить воспоминания на всю жизнь.

Свадебные обряды мира

В каждой стране существуют свои собственные обычаи, формировавшиеся в течение нескольких веков и переходящие из поколения в поколение. И хотя современные свадьбы значительно отличаются от древних традиций, корни свадебных обрядов остаются неизменными.

К примеру, молодые люди в Индии до сих пор не играют свадьбу, пока не удостоверятся, что их гороскопы совместимы. Проверка личных гороскопов жениха и невесты — целый ритуал: семейный астролог сверяет натальные карты, начиная с самых ранних лет будущих супругов. Если по гороскопу молодые подходят друг другу, дается разрешение на заключение брака. Если же нет, то желание создать семью может быть встречено с неодобрением.

Сам обряд бракосочетания в Индии имеет высший сакральный смысл: индусы верят, что бракосочетание связывает двух возлюбленных не на одну, а на целых семь жизней. Стоит ли говорить, что к выбору супруга или супруги в этой стране подходят невероятно серьезно?

Такое отношение дает свои плоды: институт брака в Индии чрезвычайно крепок. Разводы — явление из ряда вон выходящее и случается только в семьях так называемых «низших» слоев общества.

Аналогичным образом вступают в брак в Китае: жених делает предложение, но дело не идет дальше до тех пор, пока гороскопы молодых не проверят на любовную совместимость . Если по гороскопу пара подходит друг другу, то помолвка считается заключенной, и в дом невесты приходит гадалка, чтобы узнать благоприятную дату будущего торжества. Сама свадьба занимает три и более дня, а невеста должна сменить не менее трех разных платьев, перевоплощаясь из незамужней девушки в семейную женщину.

Свадебные обряды в России

Свадьба на нашей Родине также предполагает большое количество традиций и обрядовых действий, идущих из старины. К примеру, традиция посыпать молодоженов пшеном и кидать им под ноги мелкие монетки «на счастье» существует уже не одно столетие. Свадебный каравай превратился в большой торт, который разрезают молодые, чтобы общее хозяйство было крепким.

Традиция устраивать девичник и мальчишник существует во многих странах, но именно в России ей уделяется столько внимания. Прощание с холостой жизнью — важный атрибут любой свадьбы: мы верим, что только распрощавшись со своим холостым статусом в кругу друзей или подружек, мы сможем начать новую, счастливую семейную жизнь.

Цвет платья невесты, ее фата и костюм жениха претерпели значительные изменения: современная традиция выходить замуж в белом платье существует только со времен Екатерины II, которая впервые в истории сама надела такой подвенечный наряд. До этого платья невест были красными: именно цвет крови символизировал переход девушки в статус замужней женщины.

Одежда жениха тоже изменилась до неузнаваемости: строгий черный или белый костюм вошел в моду не так давно. На Руси мужчины, справляющие свадьбу, традиционно одевались в богато расшитую рубаху, порты и кафтан. Со временем костюм видоизменялся и постепенно пришел к современному варианту праздничного наряда.

Еще одна прекрасная современная традиция объединяет все страны и времена. При регистрации брака жених прилюдно целует свою невесту, тем самым заявляя на нее свои права и показывая окружающим, что с этого момента его сердце, тело и душа принадлежат только одной женщине — его молодой жене. Отвечая на поцелуй, невеста говорит об этом же, подтверждая и скрепляя словесную клятву.

Традиция бросать букет невесты во время праздничного банкета на современной свадьбе является заимствованной у европейских стран и полностью новой. Бросая букет, невеста передает свой статус другой девушке с помощью случайного жребия. Считается, что поймавшая букет подруга не имеет права отказаться, если ей вскоре сделают предложение: отвергая его, она отвергает саму Судьбу.

Бить посуду молодоженов — недавний обычай: считается, что таким образом новая семья уберегает себя от сглаза и проклятья, а также решительно показывает, что готова к новой жизни вдвоем. По осколкам от тарелок гадают, какого пола будет ребенок: крупные осколки указывают на мальчика, а мелкие — на девочку.

Хотя современная свадьба в России сильно отличается от свадебных обрядов славян , бракосочетание сохранило главный смысл: связь двух любящих друг друга людей на всю жизнь и ответственность за принятое решение. Мы желаем вам счастливой семейной жизни, любви и радости. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама