THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Картотека опытов по экологии

Опыты с почвой и ветром

Опыт №1

Цель опыта: Показать, что в почве есть воздух.

Содержание опыта: Напомнить о том, что в Подземном царстве - почве - обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.

Опыт №2

Цель опыта: Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.

Содержание опыта : Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы). Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше - в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека), обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывания, но не оценивайте, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта. Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы). Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха «под тропинкой» меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов.) Когда мы ходим по земле, то «давим» на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.

Опыт №3

Содержание опыта: Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы «уходит» воздух. (Проводится как дополнительный к предыдущему.) Раздайте детям комочки земли. Пусть они рассмотрят их и запомнят, как они выглядят. Обратите их внимание на то, что внутри комочков есть «пустые места» - там и «прячется» воздух. Затем предложите сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? Комочек стал меньше, потому что «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они «прижались» друг к другу, а воздух «ушел»: для него не осталось места. Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух «уходит».

Опыт № 4

Содержание опыта: Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого. Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой - грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива.

Опыт № 5

Разровнять площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпать песок через сито. Погрузить без надавливали? в песок карандаш. Положить на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет (например, ключ). Обратить внимание на глубину следа, оставшегося на... песке от предмета. А теперь встряхнуть лоток. Проделать с ключом и карандашом аналогичные действия. В набранный песок, карандаш погрузиться примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливые на набросанном песке, чем на рассеянном.

Рассеянный песок заметно плотнее. Это свойство хорошо известно строителям.

Опыт № 6

Опыт № 7

Опыт № 8

Содержание опыта: Закрепить с детьми понятие ветра - движения воздуха. Для его проведения вам понадобится две свечи. Проводить исследование нужно в холодную погоду. Приоткройте дверь на улицу. Зажгите свечи (не забываете о безопасности!) Держите одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели. Пусть дети определят, куда «наклоняется» пламя свечей (пламя нижней направлено внутрь комнаты, верхней - наружу). Почему так происходит? У нас в комнате такой теплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он замерз и хочет погреться. Холодный воздух тяжелый, неповоротливый (ведь он замерз), поэтому предпочитает оставаться у земли. Откуда он входит к нам в комнату - сверху или снизу? Значит, вверху дверной щели пламя свечи «наклоняется теплым воздухом (он ведь убегает из комнаты, летит на улицу), а внизу - холодным (он ползет на встречу с нами). Получается, что «один» воздух, теплый, движется вверху, а навстречу ему, внизу, ползет «другой», холодный. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер - это движение воздуха.

Опыт № 9

Содержание опыта: Закрепить с детьми понятие ветра- движения воздуха. Прикрепите над батареями тонкие полоски бумаги или легкой ткани. Выслушайте предположения детей, что будет с этими полосками, когда вы откроете форточку. Будут ли они двигаться? Пусть ребята потрогают батареи, чтобы удостовериться, что они теплые. Какой воздух над батареями - теплый или холодный? Мы уже знаем, что теплый воздух стремится вверх. Открываем форточку и впускаем холодный воздух с улицы (можно его позвать). Холодный воздух их форточки будет спускаться вниз (к батарее, чтобы погреться), а теплый, от батареи подниматься вверх. Значит, они встретятся. Что тогда появится? Ветер. И этот ветер заставляет двигаться полоски бумаги.

Опыт № 10

Содержание опыта: Закрепить с детьми понятие ветра. Опустите парусные кораблики (хорошо, если паруса у них разноцветные) на воду. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер*очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (все это дети могут продемонстрировать)

Опыт № 11

Содержание опыта: Закрепить с детьми понятие ветра. Для этого опыта используйте веера, сделанные заранее самими ребятами. Можно взять и настоящие веера, которые вы, например, приготовили для костюмированных танцев. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А ребята уже знают, ветер - это движение воздуха (старайтесь, чтобы во время опытов дети делали как можно больше самостоятельных выводов, ведь вы уже обсуждали вопрос о том, откуда берется ветер)

Опыт № 12

Опыты с водой

Опыт №1

1 .Подвести детей к пониманию и значению для всего живого воды и воздуха.

2. Закрепление и обобщение знаний о воде, воздухе.

Взять глубокий лоток любой формы. Собрать детей вокруг стола и приготовить почву: песок, глина, перегнившие листья. Хорошо бы поместить туда дождевых червей. Затем посадить туда семечко быстро прорастающего растения (овощ или цветок). Полить водой и поставить в теплое место. Вместе с детьми ухаживать за посевом, и через некоторое время появится росток.

Опыт №2

1. Показать детям, что вода не имеет формы. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Показать это детям, налив ее в сосуды разной формы. Вспомнить с детьми, где и как разливаются лужи.

Опыт №3

1. Подвести детей к пониманию, что вода не имеет вкуса. Вода не имеет вкуса. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положить в один стакан соль, в другой - сахар, размешать и дать попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?

Опыт № 4

1. Подвести детей к пониманию, что вода не имеет цвета. Вода не имеет цвета.

Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?

Опыт № 5

1. Подвести детей к пониманию, что вода не имеет запаха. Вода не имеет запаха. Спросите у детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли).

Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?

Опыт № 6

1. Подвести детей к пониманию и значению животворное свойство воды. Животворное свойство воды. Заранее срежьте веточку быстро распускающихся деревьев. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду и объясните детям, что одно их важных свойств воды - давать жизнь всему живому. Поставьте ветки на видное место. Пройдет время и они оживут.

Опыт № 7

1. Подвести детей к пониманию испарения воды. Вскипятите воду, накройте сосуд

Крышкой и покажите, как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз.

Опыт № 8

Подвести детей к пониманию поверхностного натяжения. Баночка доверху наполнена водой. Что произойдет, если в баночку осторожно поместить канцелярскую скрепку? Скрепка вытеснит небольшое количество воды, вода поднимется выше края баночки. Однако благодаря поверхностному натяжению вода не перельется через край, лишь ее поверхность немного изогнется.

Опыт № 9

1. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды (вода превращается в лед при низких температурах). Налить из-под крана одинаковое количество воды в одинаковые чашки. Одну вынести на улицу. Измерить температуру воздуха на улице и в комнате. Определить причины замерзания воды.

Опыт № 10

1. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника тепла. Наблюдать за таянием снега на руке в морозный день. Наблюдать за таянием снега на руке в варежке.

Опыт № 11

Если опыт проводится зимой, предложите детям еще во время прогулки выбрать понравившуюся сосульку. Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега. Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Вспомните опыт по предыдущей теме. Возьмите одну большую сосульку (один большой кубик льда) и несколько маленьких. Следите, какой из них растает быстрее - большой или маленький.

Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда полностью растают за разные промежутки времени.

Таким же образом проследите за таянием снега. Вывод: лед, снег - это тоже вода.

Опыт № 12

Пусть дети выскажут свои предположения: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, может быть, сразу растворится? Выслушайте детей, а затем проведите опыт. Лед плавает в воде. Скажите детям, что он легче воды, поэтому и не тонет. Оставьте лед в стаканчиках и посмотрите, что с ним затем произойдет.

Опыт № 13

Для того чтобы показать детям еще одно состояние воды, возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар - это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям. Если нет под рукой термоса, возьмите электрочайник или кипятильник и в присутствии детей вскипятите воду, обращая их внимание на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара.

Опыт № 14

Дайте детям два стаканчика: один - с водой, другой - пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Для того чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он... (дети определяют) жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель... (ответ детей) густой. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

Опыт № 15

Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.

На дно аквариума мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? (Дети отмечали, что в этом случае он растворился бы воде и тогда на дно реки нельзя было бы встать.) Предложите детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Желательно, чтобы у каждого ребенка была своя краска, тогда вы получите целый набор разноцветной воды. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.

Опыт № 16

Дайте детям стаканчики с водой разной температуры (горячую воду вы им уже показывали, когда изучали пар). Пусть они пальчиком попробуют и определят, в каком стаканчике вода самая холодная, в каком - самая теплая (естественно, при этом необходимо соблюдать правила безопасности). Если дети уже знакомы с принципом действия термометра, измеряйте вместе с ними температуру воды в разных стаканчиках.

Можно продолжить предыдущий опыт (№ 8), сравнив температуру воды до того, как в нее положили лед, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее?

Подчеркните, что в реках, озерах, морях тоже бывает вода с разной температурой - и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие - только в холодной. Если бы дети были рыбами, какую воду они бы выбрали - теплую или холодную? Как они думают, где больше разных растений и животных - в теплых морях или в холодных? В холодных морях и реках живет меньше разных животных.

В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идет пар. Как дети думают, может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть - например, некоторые водоросли.

Важно, чтобы дошкольники поняли, что в водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.

Опыт № 17

Предложите детям рассмотреть кубик льда (напомните, что лед - это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он остается кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода? Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.

Опыт можно дополнить следующими наблюдениями: кубик льда, имеющий форму, при таянии превращается в жидкость и растекается по поверхности блюдца.

Опыт № 18

1. Подвести детей к пониманию и значению воздуха Воздух нам необходим, чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух.

Берем стакан с водой, вставив соломинку и выдыхаем воздух. В стакане появляются пузырьки.

Опыт № 19

1. Подвести детей к пониманию и значению воздуха. Сделайте маленький парашют. Покажите, что, когда парашют опускается, воздух под ним распирает купол, поддержав его, поэтому снижение происходит плавно.

Опыт № 20

Опыт № 21

Подвести детей к пониманию веса воздуха Воздух имеет вес. Положите на чаши весов надутый и не надутый шарики: чаша с надутым шариком перевесит

Опыт № 22

Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем, поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится так как воздух при охлаждении сжимается.

Опыты с магнитом и солнечным светом.

Опыт №1

1. Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить представление о семи цветах радуги. Оборудование: таз, до краев наполненный водой, зеркальце, установленное в воде под углом 25 градусов; источник света (солнце или настольная лампа)

В солнечный день поставьте около окна таз с водой и опустите в него зеркало. Зеркало нуждается в подставке, так как угол между ним и поверхностью воды должен составлять 25 градусов. Если зеркальце «поймает» луч света, то в результате преломления луча в воде и его отражения от зеркала на стене или на потолке возникнет радуга.

Этот опыт можно провести и вечером: тогда источником света выступит настольная лампа. Спектр получится в затемненном помещении.

Опыт №2

  1. Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить представление о семи цветах радуги.
  2. Оборудование: трехгранная прозрачная призма. Если рассматривать сквозь призму предметы белого цвета, они будут выглядеть цветными.

С помощью призмы можно получить изображение радуги на стене.

Опыт №3

1. Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить представление о семи цветах радуги. Оборудование: тарелка с водой, лак для ногтей, «удочка» для пленки. Капните в воду каплю лака. На поверхности воды образуется тонкая пленка. Ее нужно аккуратно снять при помощи специального приспособления - «удочки». Пленка лака будет играть всеми цветами, напоминая крылья стрекозы. Луч белого света, попадая на тонкую пленку, частично отражается от нее, а частично проходит вглубь, отражаясь от ее внутренней поверхности.

Опыт № 4

1. Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить представление о семи цветах радуги. Оборудование: лист бумаги, хрустальный бокал.

Поставьте хрустальный бокал на белый лист бумаги. Попробуйте поймать бокалом солнечный свет. На листе бумаги появятся цветные полосы радуги.

Опыт № 5

1. Подвести детей к пониманию как образуется радуга. Можно показать детям радугу в комнате. Поставьте зеркало в воду под небольшим углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте его на стенку. Поворачивайте зеркало до тех пор пока не увидите на стене спектр. Вода выполняет роль призмы разлагающей свет на его составляющее. В конце занятия спросите детей, на что похоже слово «ра-ду-га»? Какая она? Покажите Радугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом.

Опыт № 6

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Взрослый демонстрирует фокус: металлические предметы не падают из рукавички при разжимании руки. Вместе с детьми выясняет почему. Предлагает детям взять предметы из других материалов (дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага) - рукавичка перестает быть волшебной. Определяют почему (в рукавичке есть «что-то», что не дает упасть металлическим предметам). Дети рассматривают рукавичку, находят магнит, пробуют применить его.

Опыт № 7

Выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание. Взрослый ставит перед детьми задачу: определить, как будут вести себя два магнита, если их поднести друг к другу. Предположения проверяют, поднося один магнит к другому, подвешенному на нитке (они притягиваются). Выясняют, что произойдет, если поднести магнит другой стороной (они оттолкнутся; магниты могут притянуться или оттолкнуться, в зависимости от того, какими полюсами подносить их друг к другу).

Опыт № 8

Выявить свойства магнита: прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества. Взрослый предлагает выяснить, могут ли магнитные силы действовать на расстоянии, как проверить (медленно поднести магнит и наблюдать за предметом; действие магнита прекращается на большом расстоянии). Уточняют, могут ли магнитные силы проходить через разные материалы, что для этого надо сделать (положить с одной стороны предмет, с другой - магнит и перемещать его). Выбирают любой материал, проверяют действие магнитных сил через него; накрывают мелкие предметы чем-нибудь, подносят магнит, приподнимают его; насыпают мелкие предметы на исследуемый материал и снизу подносят магнит. Делают вывод: магнитные силы проходят через многие материалы. Взрослый предлагает детям подумать, как найти потерянные часы в песке на пляже, иголку на полу. Предположения детей проверяют: поместив в песок мелкие предметы, подносят к песку магнит.

Опыт № 9

Найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту. Дети рассматривают все предметы, определяют материалы. Высказывают предположения, что произойдет с предметами, если к ним поднести магнит (некоторые из них притянутся к магниту). Взрослый предлагает детям отобрать все названные ими предметы, которые не притянутся к магниту, и назвать материал. Рассматривают оставшиеся предметы, называя материал (металлы) и проверяя их взаимодействие с магнитом. Проверяют, все ли металлы притягиваются магнитом (не все; медь, золото, серебро, алюминий магнитом не притягиваются).

Опыт № 10

Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. Взрослый вместе с детьми рассматривает бумагу, делает из нее самолетик, подвязывает его на нить. Незаметно для детей заменяет его на самолет с металлической пластиной, подвешивает его и, поднося «волшебную» рукавичку, управляет им в воздухе. Дети делают вывод: если предмет взаимодействует с магнитом, значит в нем есть металл. Затем дети рассматривают мелкие деревянные шарики. Выясняют, могут ли они сами двигаться (нет). Взрослый подменяет их предметами с металлическими пластинами, подносит «волшебную» рукавичку, заставляет двигаться. Определяют, почему это произошло (внутри должно быть что-то металлическое, иначе рукавичка не будет действовать). Потом взрослый «нечаянно» роняет иголку в стакан с водой и предлагает детям подумать, как достать ее, не замочив руки (поднести рукавичку с магнитом к стакану).

Опыт № 11

Определить способность металлических предметов намагничиваться Взрослый предлагает детям поднести магнит к скрепке, рассказать, что с ней произошло (притянулась), почему (на нее действуют магнитные силы). Осторожно поднести скрепку к более мелким металлическим предметам, выяснить, что с ними происходит (они притянулись к скрепке), почему (скрепка стала «магнитной»). Осторожно отсоединяют первую скрепку от магнита, вторая держится, выясняют почему (скрепка намагнитилась). Дети составляют цепочку из мелких предметов, осторожно поднося их по одному к ранее намагниченному предмету.

Опыт № 12

Показать магнитное поле вокруг магнитов. Дети накрывают магниты картоном, подносят скрепки. Выясняют, как действует магнит: он приводит в движение скрепки, они двигаются под действием магнитных сил. Определяют расстояние, на котором скрепка начинает притягиваться к магниту, медленно, издалека подводя скрепку к магниту. С небольшой высоты медленно насыпают металлические опилки. Рассматривают полученные «магнитные» рисунки, которые располагаются больше у полюсов и расходятся посередине. Дети выясняют, что сочетанием нескольких магнитов можно «нарисовать» интересную «магнитную» картину.

Опыт № 13

Выявить действия магнитных сил Земли. Взрослый спрашивает у детей, что будет с булавкой, если поднести к ней магнит (она притянется, так как металлическая). Проверяют действие магнита на булавку, поднося его разными полюсами, объясняют увиденное. Дети выясняют, как будет вести себя иголка вблизи магнита, выполняя опыт по алгоритму: смазывают иголку растительным маслом, осторожно опускают на поверхность воды. Издалека, медленно на уровне поверхности воды подносят магнит: игла разворачивается концом к магниту. Дети смазывают намагниченную иголку жиром, аккуратно опускают на поверхность воды. Замечают направление, осторожно вращают стакан (иголка возвращается в исходное положение). Дети объясняют происходящее действием магнитных сил Земли. Затем рассматривают компас, его устройство, сравнивают направление стрелки компаса и иголки в стакане.

Опыт № 14

Понимать, что полярное сияние проявление магнитных сил Земли Дети кладут под лист бумаги магнит. С другого листа на расстоянии 15 см сдувают через трубочку на бумагу металлические опилки. Выясняют, что происходит (опилки располагаются в соответствии с полюсами магнита). Взрослый поясняет, что так же действуют магнитные силы Земли, задерживая солнечный ветер, частицы которого, двигаясь к полюсам, сталкиваются с частицами воздуха и светятся. Дети вместе со взрослым наблюдают притягивание мелких кусочков бумаги к наэлектризованному трением о волосы воздушному шару (кусочки бумаги - частицы солнечного ветра, шар - Земля).


Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Фантазеры»

Программные задачи:
1. Опытническим путем познакомить детей со свойствами воздуха и воды.
2. Помочь детям развивать навыки анализа, решать познавательные задачи.
3. Формировать у детей познавательные способности, интерес к экспериментированию.
Оборудование: решето, 2 емкости для воды, 2 лейки, губка синяя большая, спички, апельсин, баллон, шары, большой пластиковый мешок, зонтики.Ведущая предлагает детям встать в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся. (с движениями) .
-Ребята, вы любите волшебство? (Да)
-Сейчас я превращу вас в волшебников. Закройте глаза:
«В руку палочку возьму, ей тихонько я взмахну, превращу я вас, в волшебников сейчас». (задевает палочкой каждого по плечу)
-Откройте глаза, вот теперь вы волшебники.
А раз мы волшебники, то должны творить чудеса.
Дети, нам нужен предмет, что бы творить чудеса. А вот какой вы узнаете, когда отгадаете загадку:
«Новая посудина, а вся в дырках». (решето, сито)
- Для чего нужно решето? (просеять муку)
А еще с помощью решета можно сделать дождик.

Опыт с водой

Дети, почему воду трудно удержать в решете? (жидкая, текучая)
- А в ладошках можно удержать воду? (да)
- Давайте проверим.
- Воду трудно удержать, она стремится убежать.
Отгадайте загадку:
С неба пришел, в землю ушел? (дождь).
Как вы думаете, когда особенно часто идут дожди? А вы знаете, как образуется дождь? Сейчас мы с помощью губки попробуем сделать дождик.
Опыт «Откуда берется дождь?»
Сначала дети рассматривают губку, потом опускают в емкость с водой, сжимают ее, делают «дождь» и «сильный дождь».
Ребята, как настоящая волшебница может быть разной, то превращается в лед, то в снег, то в дождь или превращается в сосульки.
Без досок, без топора
Через речку мост готов.
Мост прозрачное стекло,
Скользко, весело, светло. Лед.
Кто это такой садовник-
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и цветы? Дождь.
Белая скатерть все поле укрыла. Снег.
Белая морковка зимой растет? Сосулька.
Подвижная игра « Под зонтом».
Ребята предлагаю вам еще один опыт с водой, называется он «Чудесные спички».
Согнутые спички под воздействием воды распрямляются и образуют звезду.
Как вы думаете можно ли с помощью стеклянной банки сделать облако. Давайте попробуем.
Опыт «Облако».
Ведущая: Ребята, если человек без воды сможет прожить несколько дней, то без воздуха жизнь не возможна. Воздух нам необходим для дыхания, давайте проведем эксперимент «Сколько времени можно не дышать?»
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем. Воздух.
Воздух невидим, но он распространяется во всех направлениях, не имея собственного запаха, может их передавать.
Опыт «Чем пахнет воздух».
Ведущая: Давайте пофантазируем, можно ли встать на воздушный шарик, а сесть, не получается. Так давайте попробуем на нем полежать. Вот незадача, опять ничего не получается. А может быть попробовать сложить все воздушные шары в большой полиэтиленовый мешок и еще раз попробовать. Наконец то получилось.
Опыт с воздушными шарами.
Все вы знаете, что если проколоть воздушный шар, то он лопнет, но с вами сегодня волшебники и проколем шарик без всякого для него вреда.
Опыт «Как проткнуть шарик, чтобы он остался целым».
Ведущая: Давайте немного поиграем с воздухом.
Подвижная игра «Ловим воздух» с пакетами.
Ну, что ребята, сегодня мы были и волшебниками и учеными и фантазерами. Что вам понравилось? Теперь вы знаете, какими свойствами обладают воздух и вода и нам без них не прожить. Как вы думаете, что важнее для человека? Правильно! Воздух и вода не отделимы друг от друга.
Желаю всем удачи и до новых встреч!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детскийсад № 32 «Счастливое детство» города Рубцовска

«Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

мастер-класс

Цель мастер-класса: повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством игр

и экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Задачи:

    Показать, как можно использовать игры в экспериментальной деятельности детей.

    Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

    Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса в воспитании дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность.

    Представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

    Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование игр в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности дошкольников.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен педагогам,

работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей.

Мастер – класс проводится для педагогов ДОУ.

Количество часов – 15 минут

Форма проведения:

3 минуты - визитка

10 минут – практическая деятельность

2 минуты - рефлексия

Количество теоретических часов

Вхождение в тему

Общие сведения;

Научная обоснованность;

Практическая деятельность

Сказка в игровой форме «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».

Рефлексия


Оборудование: маленькое насекомое, 3х-литровая банка, пищевая пленка, скотч,

2 тазика, цветы лотоса из бумаги, лодочка, 2-банки пол-литровые, 1 – литровая,

соль, ложка, поднос, тарелочки, спички, трубочки для коктейля, гуашь, альбомные

листы, музыка Ю. Антонова, мыльные пузыри.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2016 /2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Цель и задачи самообразования по теме: «Игра и эксперименты, как средство

экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Цель: исследование игры и познавательно-исследовательской деятельности как средства экологического воспитания дошкольника.

Задачи:

Изучить особенности познавательной активности через игровую деятельность, а

именно экологические игры;

Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента;

Воспитывать экологическую грамотность дошкольника.

Этапы разработки:

    Подготовительный (сбор информации по проблеме).

    Организационно-диагностический

    Результативный

Основные вопросы, намеченные для изучения.

1. Выявить особенности экологической игры и эксперимента.

2. Рассмотреть методику организации некоторых экологических игр и

экспериментов.

3. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

4. Разработать методический банк (картотека экологических игр, опытов и

экспериментов).

Литература по теме:

    Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М. : ВАКО, 2012 – 240 с.

    Журавлева Л. С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2013. – 144 с.

    Машкова С. В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. – Волгоград: Учитель, 2014. – 185 с.

    Нищева Н. В. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности. – Санкт-П. : Детство-Пресс, 2013. – 300с.

Чей опыт предполагается изучить по данной теме:

1. Николаева С. Н. «Как осуществлять экологическое воспитание дошкольников в

детском саду».

Ход мастер – класса

1 часть – Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-

классе по теме «Игры и эксперименты, как средство экологического

воспитания детей дошкольного возраста». Думаю, что педагоги, использующие

экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие –

поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения

мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами.

Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы.

Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на

познание окружающего мира. Он изучает все как может и чем может – глазами,

руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай

попробовать - и я пойму». Именно это отражает всю сущность познания

окружающего мира дошкольниками.

На данном этапе, внедряя ФГОС, я использую деятельностный подход к детям, так

как он является ведущим, основным в полноценном развитии дошкольников, и

именно данный подход как раз и включает в себя и эксперимент, и исследование, и

поисковую деятельность. А также я считаю, что немаловажно придать процессу

экспериментирования творческий характер. И сейчас я предлагаю вам окунуться в

мир детства и приглашаю в сказку.

2 часть мастер – класса Практическая

Сегодня в игровой форме на основе сказки я представлю вам и с вами вместе опробуем некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Каждая группа участников мастер-класса поучаствует в проведении опытов, обсудит результаты и обоснует свои выводы.

Сказка «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».

    В деревушке, на птичьем дворе жил очень любопытный утенок. Его братья и

сёстры были очень послушными, а он везде совал свой нос. Однажды ему

захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать

мир. Выйдя за забор, он отправился по тропинке и вдруг он заметил на земле

маленького муравья. Ему захотелось разглядеть его поближе. Как можно это

Опыт №1.

Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась

небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление

налейте воды. Что вы видите? Почему это произошло?

Вывод: если смотреть на воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла. Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь

банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

    Неподалеку он увидел небольшое озеро, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Утенок думал, как же до них добраться? На берегу озера он заметил, качающуюся на волнах небольшую лодочку. Он очень хотел добраться до кувшинок, но боялся, не утонет ли лодочка. Ваши предположения. Почему лодка не тонет?

Опыт №2

Возьмите 2 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните

чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на

0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать.

Вывод: Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море

легче, чем в реке. И лодка не тонет.

    Солнышко уже было высоко, когда добравшись на лодке до середины озера, утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы. Почему это происходит?

Опыт № 3.

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи

карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду,

налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

    Потом он увидел, что написано на лепестках лотоса: «Тебя поведет вперед звезда!» Ребята, а вы видите где-нибудь звезду? И я никакой звезды не вижу! Где же нам ее искать? Ведь звезды всегда указывали путь путешественникам. А может, ее нужно сделать самими?

Опыт № 4

Посмотрите на предметы на столе. (На столе в нескольких тарелочках разложены

по 5 надломленных под прямым углом спичек) из чего можно сделать звезду? Если

капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, они выпрямятся и образуют

Вывод: Волокна дерева впитывают воду, «толстеют» и не могут сгибаться –

выпрямляются.

Утенок так внимательно наблюдал за звездами, что не заметил, как уснул. Так

закончилось путешествие любопытного утенка. Утенку очень понравилось гулять

и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. И теперь на многие

вопросы он знал ответы:

1.Почему через банку с водой можно рассмотреть предмет?

2. Почему лодка не тонет?

3. Почему же распускаются кувшинки?

4. Как можно сделать звезду?

Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс

усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний,

приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

В результате организации детского экспериментирования по средством игр у детей:

развивается познавательная активность,

появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности;

расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе,

бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.

появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотез

и подтверждать предположения, делать выводы.

развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность,

познавательная активность и целеустремленность.

Заключение:

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» К. Е. Тимирязев.

3 часть - Рефлексия «Все в твоих руках»

Уважаемые коллеги! Прошу Вас высказать свое мнение по поводу увиденного и услышанного сегодня мастер – класса.

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по

которой надо высказать свое мнение.

- Большой – для меня было важным и интересным…

- Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

- Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

- Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

- Мизинец – для меня было недостаточно…

Спасибо за внимание!

Татьяна Аникина
Открытое занятие-развлечение по экологии «Воздух-невидимка» для детей старшей группы

Воспитатель : Аникина Татьяна Викторовна

открытое занятие-развлечение по экологии «Воздух-невидимка » для детей старшей группы

Программное содержание : формировать представление детей о воздухе , рассказать детям о значении воздуха в жизни человека , животных и растений. Познакомить с некоторыми свойствами воздуха . Вызвать интерес к проведению экспериментов, развивать умение логически рассуждать. Развивать у детей речь , мышление, умение слушать вопросы и отвечать на них, отгадывать загадки. Рассказать о роли растений в очищении воздуха . Воспитывать у детей любовь к природе , интерес к окружающему, отзывчивость, желание помочь, любознательность. Развлечь и эмоционально настроить детей , вызвать радостное настроение.

Оборудование : тазики с водой, пластиковая бутылка (целая, с крышкой, прозрачные пластиковые бутылки со срезанным дном (с крышками) - для каждого ребенка, стаканчики с водой и соломинкой для коктейля (на каждого ребенка, воздушные шары , мыльные пузыри.

Ход занятия:

Воспитатель : - Встанем дружно мы в кружок, за руки возьмемся. А теперь, мои друзья, друг другу улыбнемся.

Воспитатель : - о чем мы будем сегодня говорить, узнаете, если отгадаете загадку. Слушайте внимательно : Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем. (воздух )

Воспитатель : - Правильно, это воздух . И именно о нем пойдет сегодня речь. Но прежде сядьте поудобнее на свои места (дети садятся на стульчики) .

Воспитатель : - Кто-нибудь из вас увидел воздух ?

Дети : (Предполагаемый ответ-нет) . Он невидимка. Он повсюду : вокруг земли, вокруг нас, и внутри, и высоко в небе.

Воспитатель : - Есть ли у чистого воздуха цвет и запах ?

Дети : (Предполагаемый ответ-нет) .

Воспитатель : - Поэтому мы его не замечаем. Но мы можем почувствовать его, когда он приходит в движение. Движущийся воздух называют ветром . В зависимости от погоды ветер бывает теплым или холодным, сухим или влажным.

Дети, скажите для чего нужен воздух ?

Дети : (Предполагаемый ответ : Воздух нужен для дыхания людям, животным и растениям. Поэтому если бы воздуха не было , на Земле не существовало бы ни растений, ни людей, ни животных.

Воспитатель : - Правильно! А что может случится без воздуха с реками , морями и океанами?

Дети : Предполагаемый ответ : Без воздуха на Земле исчезли бы реки, моря и океаны; небо стало бы черного цвета, а на землю не упала бы ни одна капля дождя. Без воздуха мы замерзнем , или наоборот, нас сожгут беспощадные лучи солнца.

Воспитатель : Да, верно! Можно ли прожить без воздуха 5 минут ?

Дети : Предполагаемый ответ : Без воздуха нам не прожить .

Воспитатель : Ребята, давайте подышим!

(Дыхательные упражнение : «Вдох-Выдох» - Сделайте носом глубокий вдох и выдох через рот (3 раза)

Физкультминутка Воздух-невидимка

Воздух- невидимка , руки вверху вправо-влево

Выходи гулять! «зовём»

Воздух-невидимка , руки вверху вправо-влево

Как тебя поймать? хлопки руками в разных местах

Если быстро-быстро в поле убегу, бегут на месте

Чистого-пречистого воздуха найду ! потирают руки

Если вместе с дедушкой по лесу пойду, шаги на месте

Самого полезного воздуха найду ! руки накрест к плечам

Если вместе с папой в горы я пойду, тянутся вверх на носочках

Самого кристального воздуха найду ! «фонарики»

Воспитатель : Воздух – это смесь невидимых газов : азота, кислорода и углекислого газа. Самый главный газ для людей и животных - кислород. Мы вдыхаем воздух богатый кислородом , пропускаем его через себя, а выдыхаем уже не кислород, а углекислый газ. Почему же кислород не кончается, если так много людей, животных им дышат?

Дети : Предполагаемый ответ : - Потому, что кислород нам дают зелёные растения. Чем больше на земле лесов и садов. Травы и цветов, тем чище и богаче кислородом воздух , тем легче дышать человеку.

Воспитатель : - Вот почему надо беречь что?

Дети : Предполагаемый ответ : - Надо беречь каждое деревце, кустик и каждую травинку, где бы они ни росли.

Воспитатель : Говорить, петь и слушать нам также помогает воздух , потому что только в нем могут распространяться звуки. Там, где нет воздуха , царит безмолвие, тишина.

Ребята! Прислушайтесь! Кто-то стоит за дверью. (Слышится голос Незнайки : Нет! Есть! Нет! Есть)

Воспитатель : - Наверное, кто-то пришел к нам в гости! (Музыка. Вход Незнайки) .

Незнайка : - Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня?

Дети : Предполагаемый ответ : - Да.

Воспитатель : - Что случилось, Незнайка?

Незнайка : -Я утверждаю, что воздуха нет , потому что его никто не видит.

Воспитатель : - Ребята, а как вы думаете?

Дети : (Ответы детей )

Воспитатель : - Ребята говорят, что тоже воздух не видели , но знают, что он всегда вокруг нас.

Незнайка :(обращаясь к детям) - А я не верю! Вы докажите, что этот самый воздух сейчас есть в этой комнате.

Воспитатель : - Ребята, помогите мне! Давайте вместе с вами докажем Незнайке, что воздух все-таки есть . Но он невидим. Для этого нам надо провести опыты. Вы хотите отправиться со мной в лабораторию? (предполагаемый ответ детей - да ) . Воспитатель одевает халат и очки, берет прозрачную бутылку с крышкой со срезанным дном, и показывая её Незнайке и детям говорит.

Воспитатель : - Ребята, как вы считаете эта бутылочка пустая? Внимательно посмотрите есть ли в ней что-нибудь? (Показывает бутылочку всем детям и в последнюю очередь Незнайке. Выслушивает ответы детей , но не оценивает их.)

Незнайка : - Каждому ясно, что в ней ничего нет и быть не может. Ведь у вашей бутылки даже дна нет!

Воспитатель : (загадочно улыбается) : - Говоришь, нет ничего в нашей бутылке? А вот мы сейчас проверим. (Воспитатель переворачивает бутылку срезанным дном вниз и медленно опускает её в банку с подкрашенной водой и говорит :

– Бутылочку нужно держать очень ровно. Что получилось? (В банке вода поднялась выше, банка кажется полнее) А в бутылку вода попадает?

Дети :(Предполагаемый ответ нет)

Воспитатель : Почему?

Дети :(Ответы детей )

Воспитатель : - Делаем вывод : в бутылке есть воздух , он не пускает в бутылку воду. А сейчас я открою бутылку и выпущу воздух из нее . При этом бутылку из банки я не поднимаю. (Открывает крышку и вода попадает в бутылку, а уровень воды в банке становится меньше)

Воспитатель : - Делаем еще один вывод : воздух легче воды и поэтому, когда я открыла крышку бутылки вода вытолкнула воздух из бутылки , а сама заняла место воздуха .

Воспитатель : - Хотите самостоятельно проделать этот опыт вместе с Незнайкой?

Дети : (Предполагаемый ответ детей - да )

Дети подходят к столам и повторяют опыт с Незнайкой. В это время ставится овальный столик, с тазиком наполненный водой и целая пластиковая бутылка с крышкой.

Воспитатель : - Ребята, то что воздух есть вокруг нас и в бутылке, а еще то что он легче воды можно увидеть, проделав еще один опыт. Интересно, что за опыт?

Дети : (предполагаемый ответ : – да)

Воспитатель : - Давайте сделаем круг вокруг овального столика, на котором стоит тазик с водой. (Воспитатель демонстрирует всем, что из бутылки ничего не сыпется и не льется, закручивает крышку, опускает бутылку на воду)

Воспитатель : - Тонет бутылка? (предполагаемый ответ – нет)

Приложив силу воспитатель погружает бутылку в воду и под водой открывает крышку , появляются звуки и пузырьки.

Воспитатель : - Что появилось в воде?

Дети : Предполагаемые ответы - пузырьки и звуки)

Воспитатель : Откуда они взялись? Это воздух выходит из бутылки , а его место в бутылке занимает вода. А почему Незнайка думал, что в бутылке ничего нет?

Дети : (Предполагаемый ответ – потому что воздух прозрачный , невидимый)

Воспитатель : - Ну, что Незнайка, ты убедился в существовании воздуха ?

Незнайка : - Эка, воздух ! Я, может, и раньше знал, что он есть, просто хотел вас подразнить. Я, например, знаю, как можно воздух увидеть . Теперь я буду вами руководить. (Берет стакан с водой и опускает в него соломку)

Незнайка : - Однажды в гостях меня угостили вкусной водой и дали трубочку-соломинку. Я, конечно, не только пил, но и пускал пузырьки. Вот здорово было! (Обращается к детям) – Ребята, берите стаканы с трубочкой и водой, и дуйте в соломинку, как я! У вас такое получится! Буря в стакане воды! (дети выполняют)

Воспитатель : - Молодец, Незнайка, это интересный опыт. (дети ставят стаканы с трубочкой на стол и садятся на стульчики)

Незнайка : - А, я еще придумал! Я вот люблю мыльные пузыри пускать (пускает мыльные пузыри) Они такие красивые, разноцветные и летают. Ребята, кто из вас пускал мыльные пузыри?

Дети :(Ответы детей .)

Воспитатель : - И я люблю мыльные пузыри пускать, а что находится внутри мыльных пузырей, как ты думаешь, Незнайка?

Незнайка : - Каждому ясно, что внутри мыльных пузырей должно быть мыло!

Воспитатель : - Неужели, и вы ребята, так думаете? (Ответы детей ) – А что было бы, если бы внутри пузырей действительно оказалось бы мыло?

Дети : (Ответы детей ) Если бы внутри пузырей действительно оказалось бы мыло, то пузыри не взлетели бы.

Незнайка : - Воздух , мыло – какая разница. Вот вы мне лучше скажите – и я, и ребята, все люди дышат через нос. Правильно? Ну-ка, ребята подышите своими носиками. Отлично. И у медведя, зайки, лисы тоже есть нос. А как же дышат растения? Куда они свои носы спрятали?

Воспитатель : - А, у растений нет никаких носов, но за то на листиках есть маленькие дырочки-отверстия их трудно увидеть. Вот через них и дышат и береза, и клен, и одуванчик.

Незнайка : - Значит и колокольчику, и березке, всем нужен воздух ? А я об этом не знал! Но я придумал где можно найти много воздуха сразу – в шарике ! Он так и называется - воздушный шарик .

Воспитатель : - Ну что, Незнайка, понял, что воздух есть ?

Незнайка : - Да, теперь понял, что воздух вокруг нас . Просто я считал, что раз я воздух не вижу , значит, его нет. А вы с ребятами убедили меня, что воздух есть .

Воспитатель : - Ребята, давайте пригласим Незнайку с нами поиграть в игру с мячом «Какой воздух - Встанем дружно мы в кружок, за руки возьмемся, и еще друг другу мило улыбнемся! А теперь, руки опустите. (Тот, кто поймал мяч, возвращает его ведущему со словом-ответом на вопрос : какой может быть воздух - свежий , чистый, теплый, холодный, горячий, влажный, сухой, вредный, полезный, сырой, морской, речной, лесной, городской, грязный, легкий, приятный, не приятный, комнатный, уличный, лечебный)

Незнайка : - Спасибо, ребята! Вы настоящие друзья! И я хочу вам подарить воздушные шары и мыльные пузыри (дает шары и мыльные пузыри воспитателю)

Воспитатель : - Что нужно сказать за такие подарки?

Дети : (Предполагаемые ответы – спасибо)

Незнайка : - Это вам спасибо, ребята! Мне надо бежать к Знайке и показать опыты. До свидания, ребята! (уходят)

Воспитатель : - Молодцы, а теперь садитесь на свои места. Подумайте и скажите где воздух чище в лесу или в городе?

Дети : (Ответы детей )

Воспитатель : – Что должны делать или не делать люди, чтобы воздух был вокруг нас чистым?

Дети : Предполагаемые ответы – не ломать деревья, не рвать траву, садить деревья)

Воспитатель : - Ребята, вы молодцы! А сейчас внимание на экран. (Просмотр видеоролика «Давайте сохраним» музыка И. Калашникова, слова Н. Старшинова )

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/c №1 « Колокольчик»

Сценарий развлечения по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Познавательные уроки Эколенка»

Выполнили воспитатели: Богун Ольга Дмитриевна

Визирова Ольга Владимировна

п. Веселый Ростовской области 2015 год.

Цель: Формировать у детей экологическую культуру. систему ценностных отношений к природе, бережного отношения к ней.

Задачи:

1. Развивать познавательный интерес к миру природы.
2. Формировать основы экологической культуры и культуры природолюбия.
3. Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
4. Формировать освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.
5. Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
Материал:

Запрещающие знаки в природе, презентация « Правила поведения в природе», аудиозапись

«Непоседы», трафареты цветов, капсулы от киндер- сюрпризов, пластилин черного и белого цвета, бытовые отходы, 2 корзины. Для опыта: стаканы, мутная вода, воронка из бумаги, камешки, песок.
Действующие лица : Сказочный герой « Эколенок», дети, ведущие.
Ход развлечения
Дети стоят в зале.
Ведущий : Ребята, я предлагаю вам сегодня отправится в лес..Вы хотите побывать в лесу? Тогда повернемся друг за другом и пойдем по тропинке в лес.(Звучит песня «Мы идем на радугу» исп.

«Непоседы» , дети идут друг за другом).

Ведущий : Вот мы с вами и в лесу. Дети, хорошо, в лесу, красиво, чистый воздух, пение птиц успокаивает и радует слух. Послушайте, как в лесу поют птицы.. (Звучит запись «Голоса леса»).

В лесу есть свои правила и законы сохранения порядка в природе. Животные все их соблюдают, а вот человек иногда их нарушает. А вы знаете правила поведения в лесу? Давайте их повторим. Я буду вам говорить, как ведут себя некоторые люди в лесу, а вы будете определять правильность ответами «Да» и « Нет».
1 .На полянке посидели,

Все попили и поели,

А потом пошли домой -

Мусор унесли с собой! Правильно?
2 .Можно по лесу гулять

Ветки с дерева ломать?
3. Девочки цветочки рвали

И в веночки заплетали.

А полянка вся пуста -

Не осталось ни цветка! Правильно?
4. Можно уходя домой,

Уносить ежа с собой?
5 .Дети по лесу гуляли,

Не шумели, не кричали,

Ягоды собрали,

Кустик не сломали! Правильно?
Ведущий : Молодцы, а что это там за шум? : Кажется кто-то зовет на помощь.
Эколенок: Помогите! Помогите! (вбегает Эколенок)
Ведущий Познакомьтесь, ребята - это мой друг Эколенок. Что случилось?

Эколенок: Здравствуйте ребята.

В лесу беда случилась,

Вокруг всё изменилось:

Птицы не поют,

Цветы не цветут,

Ветер не шумит,

Речка не журчит….
Ведущий : Ребята, давайте поможем Эколенку спасти лес! Согласны? Тогда в путь!

(Дети идут под«Мы идем на радугу» исп. «Непоседы ).
Ведущий : Вот мы с вами на лесной поляне. Посмотрите, какая грязная поляна, что же здесь произошло?

Эколенок: Люди мусор раскидали,

За собою не убрали,

Все цветы завяли,

Бабочки пропали…
Ведущий : Ребята, давайте наведем порядок на поляне, и тогда снова полянка расцветёт, и на неё прилетят красивые бабочки!
Проводится игра-соревнование «Кто быстрее»

На полу разбросаны бытовые отходы: капсулы от киндер - сюрпризов, пакетики, палочки, баночки и др. Дети делятся на 2 команды, и каждая команда по сигналу ведущего собирает в свою корзинку бытовые отходы.

Эколенок : Спасибо вам, ребята. А теперь отдохните и посмотрите, какие красивые бабочки прилетели на чистую полянку.

(Дети садятся на ковер исполняется танец бабочек)

Ведущий : Ребята,мы с вами собрали на полянке весь мусор. Этот мусор называется бытовыми отходами.

А вы знаете, что всем этим предметам можно дать вторую жизнь. Сегодня я вас научу как из капсулы киндер-сюрприза сделать пчелку.

Изготовление пчелок из капсул от киндер сюрпризов.

Ход работы

1 Делаем полоски . Скатать из черного пластилина две длинные тонкие колбаски, крепко прижать их к контейнеру и придавить пальчиком.

2.Делаем крылья. Скатать из белого пластилина два шарика одинакового размера и приплюснуть их пальчиками, стараясь придать форму овала. Приклеить к контейнеру.

3.Делаем мордочку . Скатать и приклеить к контейнеру два одинаковых маленьких черных шарика (глазки) и маленькую колбаску – носик(жало).

Эколенок : А еще в лесу засорился ручеек. Зверям даже воды попить негде.

Ведущий :: Ребята, как же нам помочь Эколенку?

Ведущий : Да, правильно. Нужно научить Эколенка очистить воду, Но фильтра у нас нет, но мы его можем сделать из природного материала, который находится вокруг нас.

(Дети рассказывают)

Опыт: Очистка воды.

Ведущий : Ребята, есть метод очистки воды - это очистка песком и камешками. Почему вода из родника, которая проходит под землей через толщу грязи и песка, не только не загрязняется, но и становится кристально-чистой? Давайте я сейчас покажу,как можно очистить воду. Посмотрите, я набрала воду из загрязненного родника. Какая вода?

Дети : грязная.

Возьмем воронку, поместим в нее песок и будем медленно выливать загрязненную воду (В нее мы положим бумажки мелкие палочки)

Что происходит с водой?

Где остается мусор?

Ответы детей: (мусор остается наверху песка, а вода проходит сквозь него).
Ведущий :Сделаем вывод: Что делает песок и камешки с водой?

Ответы детей: (песок водопроницаем, может пропускать воду и очищать ее)

Эколенок : Спасибо, научили как очистить воду в ручейке. Давайте послушаем, как весело зажурчал ручеек!

(Дети слушают аудиозапись «Журчание ручейка»).

Эколенок : А теперь я предлагаю вам посмотреть интересные картинки о правилах поведения в природе.

(Дети смотрят презентацию.)

Ведущий :Вот и подходит к концу наше путешествие по лесу, вы хорошо постарались, помогли лесным жителям, а сейчас давайте повторим правила поведения в лесу.

1ребёнок:

В лесу порядок такой:

Посидел - убери за собой!
2ребёнок:

Муравейники не трогай,

Проходи своей дорогой!
3ребёнок:

Ты деревья не ломай

И цветы зря не срывай!
4ребёнок:

Нельзя в лесу шуметь, кричать,

Зверей из леса забирать
5ребёнок:

Костёр надумал разводить,

Ты не забудь всё потушить,

Тут до беды не далеко,

Тушить пожары нелегко!
Эколенок : Молодцы, знаете правила поведения в лесу, только не забывайте их выполнять! А ваши знаки я расставлю в лесу,

И тогда для вас награда -

Птицы, звери - все вам рады!

Бабочки порхают,

Цветочки расцветают,

Спеют ягоды для вас,

Приходите, в добрый час!

Ведущий : Вот и пришла пора прощаться с Эколеноком, нам нужно возвращаться в детский сад.

Возьмемся за руки друзья,

И по тропе лесной,

Отправимся к себе домой.

(Дети уходят)

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама