THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Разные эпохи ассоциируются с разными запахами. Публикуем историю о личной гигиене в средневековой Европе.

Средневековая Европа, вполне заслуженно пахнет нечистотами и смрадом гниющих тел. Города отнюдь не походили на чистенькие павильоны Голливуда, в которых снимаются костюмированные постановки романов Дюма. Швейцарец Патрик Зюскинд, известный педантичным воспроизведением деталей быта описываемой им эпохи, ужасается зловонию европейских городов позднего средневековья.

Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы.

Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии.

Герцог Норфолк отказывался мыться якобы из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

Чистые здоровые зубы считались признаком низкого происхождения

В средневековой Европе чистые здоровые зубы считались признаком низкого происхождения. Знатные дамы гордились плохими зубами. Представители знати, которым от природы достались здоровые белые зубы, обычно стеснялись их и старались улыбаться пореже, чтобы не демонстрировать свой «позор».

В руководстве учтивости, изданном в конце XVIII века (Manuel de civilite, 1782) формально запрещается пользоваться водой для умывания, «ибо это делает лицо зимою более чувствительным к холоду, а летом к жаре».

Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни - и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры. Русские послы при его дворе писали, что их величество «смердит аки дикий зверь».

Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц - безобразно часто (распространенную теорию о том, что русское слово «смердеть» и происходит от французского «мерд» - «говно», пока, впрочем, признаем излишне спекулятивной).

Русские послы писали про Людовика XIV, что он «смердит аки дикий зверь»

Давно гуляет по анекдотам сохранившаяся записка, посланная имевшим репутацию прожженного донжуана королем Генрихом Наваррским своей возлюбленной, Габриэль де Эстре: «Не мойся, милая, я буду у тебя через три недели».

Наиболее типичная европейская городская улица была шириной в 7−8 метров (такова, например, ширина важной магистрали, которая ведет к собору Парижской Богоматери). Маленькие улицы и переулки были значительно уже - не более двух метров, а во многих старинных городах встречались улочки шириной и в метр. Одна из улиц старинного Брюсселя носила название «Улица одного человека», свидетельствующее о том, что два человека не могли там разойтись.

Ванная комната Людовика XVI. Крышка на ванной служила и для сохранения тепла, и одновременно столиком для занятий и еды. Франция, 1770

Моющих средств, как и самого понятия личной гигиены, в Европе до середины ХIХ века вообще не существовало.

Улицы мыл и чистил единственный существовавший в те времена дворник - дождь, который, несмотря на свою санитарную функцию, считался наказанием господним. Дожди вымывали из укромных мест всю грязь, и по улицам неслись бурные потоки нечистот, которые иногда образовывали настоящие реки.

Если в сельской местности рыли выгребные ямы, то в городах люди испражнялись в узеньких переулках и во дворах.

Моющих средств в Европе до середины ХIХ века не существовало

Но и сами люди были ненамного чище городских улиц. «Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», - утверждал медицинский трактат ХV века. В Средние века считалось, что в очищенные поры может проникнуть зараженный инфекцией воздух. Вот почему высочайшим декретом были упразднены общественные бани. И если в ХV - ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII - ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться - но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму.

Все гигиенические мероприятия сводились только к легкому ополаскиванию рук и рта, но только не всего лица. «Мыть лицо ни в коем случае нельзя, - писали медики в ХVI веке, - поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение». Что же касается дам, то они мылись 2 - 3 раза в год.

Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались только ароматической пудрой.

Средневековые «чистюли» часто меняли белье - считалось, что оно впитывает в себя всю грязь и очищает от нее тело. Однако к смене белья относились выборочно. Чистая накрахмаленная рубашка на каждый день была привилегией состоятельных людей. Вот почему в моду вошли белые гофрированные воротники и манжеты, которые свидетельствовали о богатстве и чистоплотности их владельцев. Бедняки не только не мылись, но и не стирали одежду - у них не было смены белья. Самая дешевая рубашка из грубого полотна стоила столько же, сколько дойная корова.

Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши считались особыми признаками святости. Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу. На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки. Люди справляли нужду где придется. Например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать.

В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца. То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду.

Известна история, как однажды к королю прибыл посол Испании и, зайдя к нему в опочивальню (дело было утром), попал в неловкую ситуацию - у него от королевского амбре заслезились глаза. Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил из королевской спальни как ошпаренный. Но в парке, где он надеялся вдохнуть свежего воздуха, незадачливый посол просто потерял сознание от вони - кусты в парке служили всем придворным постоянным отхожим местом, а слуги туда же выливали нечистоты.

Туалетная бумага появилась только в конце 1800-х годов, а до тех пор люди пользовались подручными средствами. Богатые могли позволить себе роскошь подтираться полосками ткани. Бедные же использовали старые тряпки, мох, листья.

Туалетная бумага появилась только в конце 1800-х годов

Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши. Но не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в тот, описанный выше, парк? Нет, такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже традиции стояла… диарея. При соответствующем качестве средневековой пищи она была перманентной. Эта же причина прослеживается в моде тех лет (XII-XV вв.) на мужские штаны-панталоны состоящие из одних вертикальных ленточек в несколько слоев.

Методы борьбы с блохами были пассивными, как например палочки-чесалочки. Знать с насекомыми борется по своему - во время обедов Людовика XIV в Версале и Лувре присутствует специальный паж для ловли блох короля. Состоятельные дамы, чтобы не разводить «зоопарк», носят шелковые нижние рубашки, полагая, что вошь за шелк не уцепится, ибо скользко. Так появилось шелковое нижнее белье, к шелку блохи и вши действительно не прилипают.

Кровати, представляющие собой рамы на точеных ножках, окруженные низкой решеткой и обязательно с балдахином в средние века приобретают большое значение. Столь широко распространенные балдахины служили вполне утилитарной цели - чтобы клопы и прочие симпатичные насекомые с потолка не сыпались.

Считается, что мебель из красного дерева стала столь популярна потому, что на ней не было видно клопов.

В России в те же годы

Русский народ был на удивление чистоплотным. Даже самая бедная семья имела в своем дворе баню. В зависимости от того, как она топилась, парились в ней «по-белому» или «по-черному». Если дым из печи попадал через трубу наружу, то парились «по-белому». Если дым шел непосредственно в парную, то после проветривания стены окатывали водой, и это называлось париться «по-черному».

Был еще один оригинальный способ мыться - в русской печи. После приготовления еды стелили внутрь солому, и человек осторожно, чтобы не испачкаться в саже, залезал в печь. На стены плескали воду или квас.

Баня испокон века топилась по субботам и перед большими праздниками. В первую очередь мыться шли мужчины с ребятами и обязательно натощак.

Глава семейства готовил березовый веник, замачивая его в горячей воде, прыскал на него квасом, крутил над горячими камнями, пока от веника не начинал исходить душистый пар, а листья становились мягкими, но к телу не липли. И только после этого начинали мыться и париться.

Один из способов мыться в России - русская печь

Общественные бани строились в городах. Первые из них возводились по указу царя Алексея Михайловича. Это были обычные одноэтажные постройки на берегу реки, состоящие из трех помещений: раздевальни, мыльни и парной.

Мылись в таких банях все вместе: и мужчины, и женщины, и дети, вызывая изумление иностранцев, специально приезжавших поглазеть на невиданное в Европе зрелище. «Не только мужчины, но и девицы, женщины по 30, 50 и более человек, бегают без всякого стыда и совести так, как сотворил их Бог, и не только не прячутся от сторонних людей, прогуливающихся там, но еще и подсмеиваются им своею нескромностью», - писал один такой турист. Не менее удивляло приезжих, как мужчины и женщины, донельзя распаренные, выбегали голышом из очень жаркой бани и бросались в холодную воду реки.

Власти сквозь пальцы смотрели на такой народный обычай, хотя и с большим недовольством. Совсем не случайно в 1743 году появился указ, по которому в торговых банях запрещалось мужскому и женскому полу париться вместе. Но, как вспоминали современники, такой запрет оставался в большинстве своем на бумаге. Окончательное разделение произошло, когда стали строить бани, в которых предусматривались мужское и женское отделения.

Постепенно люди с коммерческой жилкой поняли, что бани могут стать источником неплохого дохода, и стали вкладывать в это дело деньги. Так, в Москве появились Сандуновские бани (их построила актриса Сандунова), Центральные бани (принадлежавшие купцу Хлудову) и целый ряд других, менее знаменитых. В Санкт-Петербурге народ любил бывать в Бочковских банях, Лештоковых. Но самые роскошные бани находились в Царском Селе.

От столиц стремилась не отстать и провинция. Почти в каждом из мало-мальски крупных городов были свои «Сандуны».

В последнее время по интернету расползлась куча текстов и картинок на тему того, какими грязными, вонючими и бомжеобразными были люди в средневековой Европе. Некоторые еще и с «патриотическим» посылом, что-де а вот на Руси раз в неделю в баню ходили и были чистые. Ну и вдогонку про мракобесных церковников, которые запрещали людям мыться и про улицы городов, залитые по колено нечистотами.

Расскажу немного о том, как все было на самом деле.

Естественно, современные стандарты гигиены, типа душ два раза в день, тогда не применялись. Заметим, что и сейчас их соблюдают далеко не все, даже жители цивилизованных стран. В давние времена большинство простых людей, что в России, что в Европе мылись где-то раз в неделю.

Для начала, заметим, что здоровый человек, у которого нет привычки регулярно по пьяни валяться в собственной блевотине и мочиться в штаны, даже при режиме мытья 1 раз в неделю ничем особо ужасным и отвратительным не пахнет. Каждый, кто хоть раз ходил в более-менее длительные походы сам это прекрасно знает. Присутствует легкий запах застарелого пота, различимый только если принюхиваться, потому как он почти полностью забивается запахом дыма, въедающегося в одежду и волосы.

Вот примерно так же пахли простые люди в Европе на протяжении многих сотен лет. Открытый огонь в очаге был постоянным спутником жизни, над огнем сушили одежду, у огня собирались вечерами. Вытяжка была несовершенной, дома, отапливаемые «по черному» - т.е. без трубы, просто с дырой в потолке над очагом, были типичными ажно до 19 века, так что дым был основным «человеческим» запахом и дезодорантом заодно.

Что до собственно мытья - то простые люди мылись примерно раз в неделю. Технология помывки, полагаю, известна многим читателям, по временам сезонного отключения горячей воды: кастрюльки с горячей водой, тазик и ковшик. За тысячу лет тут мало что изменилось:)

Иллюстрации:
Средневековая миниатюра:

Гравюра:

И картина Эдгара Дега

Представители более состоятельных сословий могли позволит себе принимать ванну. При отсутствии водопровода, это было делом хлопотным и без слуг тут не обойдешься - надо нагреть воды, натаскать ее в ванну, а потом теми же ведрами ванну вычерпать и воду вылить.

Обычной процедурой ежедневной гигиены было обтирание мокрой тканью. Эта процедура сохранила популярность и позже - до 18 века (да-да, те самые "напудренные маркизы" заботились о своей гигиене именно так.

Еще одна гигиеническая процедура, пришедшая из античности, и сохранившая популярность в некоторых регионах Европы века до 17-го - обмазывание тела маслом со специальными добавками и последующее счищание этой массы скребком. Такой древний аналог современных спа-процедур:)

вообще, изображений мытья и купания в миниатюрах, картинах и гравюрах того времени, а так же упоминаний о них в балладах и прочем фольклоре столько, что думать, что это было чем-то исключительным и "люди мылись раз в жизни" можно только по полному невежеству.

Теперь про «мракобесных церковников». Одним из самых расхожих мифов является рассказ, что-де по инициативе церкви закрывались общественные бани в городах, и поэтому все ходили грязными. Рассказывающие это не учитывают, что оные бани действительно были э-мм.. рассадником порока, и ходили туда вовсе не для помыться. Ну, примерно как сейчас «сауна с девочками» - отнюдь не гигиеническое мероприятие. И вряд ли человека, который не ходит регулярно в сауну, сейчас будут считать «грязнулей».

Общественная баня. Немецкая гравюра 16-го века

Но есть и еще один аспект, гораздо менее очевидный незнакомым с историей людям. Дело касается вопросов противостояния христианства и иудаизма. В Европе жило изрядное количество евреев и многие из них, чтобы избежать гонений и ущемлений в правах, формально принимали крещение, но продолжали втайне практиковать религию своих предков. С точки зрения христианских богословов такое поведение классифицировалось как ересь и всячески не одобрялось и преследовалось. Одним из ритуалов иудаизма является ритуальное омовение через погружение в воду для очищения от ритуальной нечистоты. - миква. Понятно, что шифрующиеся иудеи пытались замаскировать этот обряд под бытовые гигиенические процедуры. И именно поэтому омовение погружением, особенно нескольких человек в одной и той же воде, вызывало очень сильные подозрения по поводу возможного ритуального характера этих действий, и ревнители христианского благочестия считали нужным на всякий случай перестраховаться.
Именно с этим связаны часто цитируемые, (без указания источника и без понимания сути), отказы испанских королей и королев от мытья в ванне/бассейне. Это не ненависть к гигиене, а отказ от совершения одного конкретного действия - полного погружения в воду.
Тем не менее, общественные купальни благополучно существовали на протяжении всей истории Европы.

Еще один миф касается ужасающей антисанитарии средневековых городов. Типа, улицы по колено в нечистотах, ночные горшки выливаются прямо из окна на головы похожих и т.п.
Это тоже сильное преувеличение. Действительно в средневековых городах дренажная система была открытой - по краям улиц шли сточные канавы, предназначенные для оттока дождевой воды. Часто в них плавал и всякий мусор. Ну и понятно, что отдельные граждане в них иногда мочились.

Собственно туалеты были устроены по принципу деревенского сортира. Выгребные ямы очищались ассенизаторами, вывозившими по ночам из города это самое. Занятие, конечно не вполне почетное, но нужное, и в средневековых городах представители этой профессии объединялись в гильдии, по тому же принципу, что представители других профессий. В некоторых регионах ассенизаторы назывались весьма поэтично «ночной мастер».

Ночные горшки прямо из окна выливались на головы прохожим как правило только тогда, когда эти прохожие доставали жителей дома шумом под окнами. В прочих случаях за такие штуки можно было получить неприятностей от городских властей и штраф. Вообще, во многих городах домовладелец нес ответственность за чистоту улицы перед своим домом.

Что до цитируемых описаний несусветной грязи и вони, относятся они в основном к Парижу 15-16 веков. Тогда это действительно был огромный (по тогдашним меркам) перенаселенный мегаполис, и обычные меры наведения порядка и чистоты там, видимо, были недостаточны. Но уже одно то, что в описаниях тогдашнего Парижа современниками эта деталь встречается настолько часто, позволяет прийти к выводу, что Париж был исключением, и в других городах было намного чище - иначе эта деталь не заслуживала бы особого упоминания.

Так что рассказы о заросших грязью европейцах, живущих посреди моря нечистот все же мифы. Интересно, почему эти мифы так популярны.

PS: Большинство иллюстраций позаимствовано из дневника

Средневековье – это период истории Европы, в котором, как обычно представляется в наше время, большая часть континента находилась в упадке. Во многих аспектах качество жизни средневекового общества уступало в сравнении с периодом Римской империи, который ему предшествовал, или эпохой Ренессанса, которая последовала за Средневековьем. Одним из таких аспектов является соблюдение правил гигиены.

Средневековый туалет

Понятие о гигиене в средние века, можно сказать, быть совершенно отличным от современного. Это, естественно, отражалось на гигиене людей тех времен в их повседневной жизни. Во-первых, водопровода как такового еще не было, и, когда «природа звала», люди и ходили, можно сказать, «на природу», то есть, пользовались туалетом на улице. Чаще всего это была просто хлипкая крытая постройка над отверстием в земле. В замках, монастырях и аббатствах это были узкие тесные комнатки для справления нужд. Справедливости ради нужно сказать, что эти внутренние уборные были размещены как можно дальше от остальных помещений и обычно имели двойные двери, чтобы удерживать неприятные запахи внутри.

Плюс к этому, в каждой комнате под кроватью, на всякий случай, находились ночные горшки. Одна из самых «странных» профессий, которые происходили из подобного уклада жизни, была уборщик королевского туалета. Подобной чести, как правило, удостаивались сыновья знатных особ. В их обязанности входило оказание помощи королю, когда он собирался сделать свое дело, а также устранение результатов этого «дела».

Само собой разумеется, что результаты куда-то нужно было девать. В условиях отсутствия централизованной канализации, люди просто делали выгребные ямы, которые были, по сути, огромными, глубокими вырытыми в земле ямами, в которые и сбрасывались отходы жизнедеятельности. По иронии судьбы, подобная гигиеническая практика была не совсем гигиеничной, так как отходы, подвергаясь воздействию воздуха, создавали благоприятные условия для распространения бактерий, которые, в свою очередь, вызывали опасные болезни. Что касается уборных в замках, экскременты либо падали в ров, либо под стены замка. Существует довольно интересная и столь же спорная версия взятия замка Шато-Гайар в Нормандии, Франция после осады 1203-1204 годов. Якобы французским войскам удалось захватить второй круг оборонительных укреплений, проникнув через туалетный желоб, который вел в часовню.

Другая сторона медали

Но давайте переместимся от одной части тела к другим. Как обстояли дела в плане гигиены полости рта, например. В средние века в рацион питания людей входило намного меньше сахара (если вообще входил), что было ключевым фактором того, что у них были на удивление здоровые зубы, чем в более поздние века, когда пристрастие к сахару распространилась по всей Европе. До того люди просто полоскали рот водой. Что касается зубов, их чистили, протирая куском ткани. Позже для этого начали использовать смеси из трав и абразивов. Также для полоскания полости рта применялась смесь уксуса и вина. Для того, чтобы освежать дыхание, в то время люди жевали сильно пахнущие травы, такие как мята, корица, шалфей.

Если такого ухода за полостью рта оказывалось все-таки недостаточно и зубы начинали болеть, человек был вынужден наведаться к стоматологу, который считал, что боль была вызвана червями, поселившимися в зубе. Кстати, в средние века дантист и парикмахер были одним и тем же человеком, а лечение зубной боли в основном сводилось к удалению без анестезии.

Средневековый стоматолог удаляет зуб. (Общественное достояние, 1616 — 1617)

Чистота телесная

Каково же было отношение средневековых людей к общей гигиене тела, сиречь, к купаниям. Некоторые исследователи считают, что в норме было купаться не очень часто, как например, святой Финтан Клоненахский, который, как утверждали, в течение двадцати четырех лет принимал ванну только раз в году, перед Пасхой. Однако, подобные примеры могут происходить из обычного церковного аскетизма, когда церковники просто избегали чрезмерного купания точно так же, как они избегали прочих излишеств. Хотя люди того времени и принимали ванну, похоже, что делали они это реже, чем мы сегодня.

В самом деле, только богатые могли позволить себе собственную ванну. Остальному населению приходилось довольствоваться общественными банями, в которых должны были размещаться сотни людей. Купание в таких общественных банях не могло существенно улучшить положение вещей с чистотой, так как вода менялась редко, а людей ею пользовалось огромное количество. В результате, от человека, мягко говоря, попахивало. Запах приходилось чем-то забивать, например, букетиками цветов или трав, которые привязывали вокруг запястья, прикалывали к одежде и которые должны были противостоять неприятным запахам.

Как бы то ни было, есть и другая история средневековых купаний. Мыло впервые было использовано именно в средние века, что подтверждается наличием гильдий мыловаров в крупных городах. Кроме того, конечно, средневековая гигиена сегодня будет рассматриваться как недостаточная. Но вот что интересно, как нас, современных людей, будут рассматривать люди будущего, не покажемся ли мы им такими же грязнулями, как нам жители средневековья.

Заботиться о «красе ногтей» далеко не всегда было занятием, которое приветствовалось. Например, в Средние века забота о чистоте тела считалось занятием бездуховным, бесовщиной. Существовало мнение, что при мытье через поры кожи в человека могут попасть злые духи. Кстати говоря, насчет злых духов не знаю, но то, что после мытья многие сильно болели – факт. Как странно? Ничего странного, люди могли мыться в грязной воде, нередко вся семья, а за ней и слуги по очереди мылись в одной воде. Вот так то.

история гигиены

Сегодня я хочу вам рассказать о гигиене в Средние века , об истории гигиены, изменению мыслей и понятий относительно тела, чистоты и ухода за собой в разные времена.

Банная традиция восходит в глубину веков. На Руси баня была всегда в почете. Кстати сказать, Димитрий самозванец не любил баню, за что его считали нерусским.

А началась история бани очень давно. Для славян баня имела не только гигиенический, но и глубокий сакральный смысл. Верили, что все грехи смоются, поэтому раз, а то и два в неделю обязательно ходили в баню.

В средневековой Европе к мытью относились с большим подозрением. Считали, что обмыв водой человека при крещении достаточно, чтобы больше с водой не встречаться и этого мытья должно было хватить на всю жизнь. Люди очень боялись чумы и считали, что вода является ее разносчиком. Что, кстати, было весьма вероятно, учитывая, что мылись в тепленькой воде (а не в горячей, как в русских банях) и долго не меняли воду.

Любопытные факты: Изабелла Кастильская (XV век) очень гордилась тем, что мылась всего два раза в жизни: при крещении и перед свадьбой, притом, что оба раза это были обряды, которые к гигиене никакого отношения не имели. А небезызвестный Людовик XIV, король-солнце, мылся всего раза три в жизни, в медицинских целях и при этом после подобных процедур страшно болел.

В XIII веке появилось нижнее белье. Это событие еще больше укрепило сознание того, что мыться совершенно не нужно. Одежда была дорогая, стирать ее было накладно, а нижнее белье постирать было значительно проще, оно предохраняло верхнее платье от грязного тела. Знать носила шелковое нижнее белье – спасение от блох и клещей, которые просто не заводятся в шелке, в отличие от других тканей.

Средневековые красавицы пахли не так романтично, как бы нам хотелось 🙂

Но обратимся к еще более ранним временам. Древний Рим. Там гигиена была вознесена на немыслимые высоты. Римские термы были местами, которые ежедневно посещали. Здесь не просто мылись, здесь общались, приглашали артистов, занимались спортом. Это была отдельная культура. Интересно, что при банях имелись туалеты, которые были общими. То есть по периметру комнаты располагались туалеты, люди спокойно общались, и это было нормой. В IV веке нашей эры в Риме было 144 общественных туалета. «Деньги не пахнут!» - историческая фраза, произнесенная императором Веспасианом, когда его сын Тит упрекнул в том, что он ввел налог на туалеты, тогда как эти места должны были оставаться бесплатными.

А вот в средневековом Париже, по свидетельству современников, стоял ужасный смрад. За неимением туалетов, ночной горшок запросто выливали прямо на улицу из окна. Кстати, мода на широкополые шляпы зародилась именно тогда, ведь одежда была дорогая и запачкать ее содержимым горшков никто не хотел. В конце XIII века появился закон, по которому перед тем, как вылить через окно горшок, нужно было крикнуть «осторожно, вода!», чтобы предупредить прохожих.

Прекрасный Версаль вообще не имел туалетов! Представьте, какой запах стоял там! Существует легенда, что и духи были придуманы, чтобы забить ужасный запах, исходящий от никогда немытых тел.

На фоне такого стиля жизни в Европе, русские обычаи выглядели очень странно, я имею в виду бани. Людовик XIV даже подсылал шпионов ко двору Петра I, чтобы выяснить, чем же на самом деле занимаются в русских банях. Понять его, конечно, можно. У короля-солнце просто не укладывалось в голове, что мыться можно так часто. Хотя, говоря честно, запах на улицах российских городов мало чем отличался от амбре европейских улиц. Ведь канализацию имело к XVIII веку лишь 10% населенных пунктов России.

А вспомним рыцарей. Представьте, как тяжело рыцарю было надевать доспехи, частенько без посторонней помощи он справиться не мог. А теперь представьте, что должен был сделать рыцарь, чтобы просто сходить в туалет? Разве он мог себе позволить постоянно снимать-надевать все эти немыслимые железные доспехи? А вдруг враг неожиданно нагрянет? Не мог. И ничего ему не оставалось, как справлять нужду прямо так, не раздеваясь. Да, запах от этих рыцарей стоял ужасный и образ был явно не романтический. Прибавьте к этому то, что мыться они тоже не спешили. Картина, мягко скажем, не очень приятная.

И так в средневековой Европе с гигиеной не дружили, а тут еще новая напасть – ведьмы. Повсюду запылали костры инквизиции, на которых сжигали не только несчастных женщин, но и их кошек – дьявольское отродье. Кошки пропали с улиц европейских городов, зато на них появились мыши и крысы в огромном количестве, распространяя страшную болезнь – чуму. Сколько погибло людей от этой заразы! И только из-за своего невежества.

Россия избежала чумы благодаря русским баням. У нас красивых женщин на кострах не сжигали, а кошек всегда любили. И не напрасно! Кстати, очень долгое время в русских банях женщины и мужчины мылись вместе. Лишь в 1743 году был издан закон, запрещающий совместное посещение бани мужчинам и женщинам. Этот закон, правда, соблюдался не везде.

А в Европу традицию русской бани привезли иностранцы, долго проживавшие в России и оценившие достоинства еженедельного мытья. Конечно, это долгое время европейцев изумляло, но вскоре гигиену начали соблюдать и там.

Вот такова история развития гигиены. Отдельно хочу рассказать о . Это очень интересная глава в нашей истории. В те времена по многим причинам гигиеной занимались на государственном уровне. Велась активная пропаганда среди населения, помните любимого всеми «Мойдодыра»? В следующей статье обязательно расскажу об этом подробнее.


Современные люди так быстро привыкли к различным благам цивилизации, что сейчас трудно себе представить, как раньше без них обходились. О том, какие проблемы со здоровьем и гигиеной возникали у людей эпохи Средневековья, широко известно. Но самое удивительное то, что эти проблемы оставались актуальными для женщин Европы вплоть до середины XIX века! Всего полтора столетия назад менструация считалась болезнью, во время которой противопоказана умственная деятельность, побороть запах пота было сложной проблемой, а частое мытье половых органов называли причиной бесплодия у женщин.



Критические дни в ту пору и правда были очень критическими. Никаких средств личной гигиены еще не существовало – пользовались кусками ткани, многократного использования. В Англии в викторианскую эпоху считалось, что состояние женщины в этот период ухудшает умственная деятельность, поэтому чтение возбранялось. А американский ученый Эдвард Кларк вообще утверждал, что высшее образование подрывает репродуктивные способности женщин.



Мылись в те времена крайне редко и неохотно. Большинство людей полагало, что горячая вода способствует проникновению инфекций в тело. Немецкому врачу, автору книги «Новое естественное лечение» Фридриху Бильцу в конце XIX в. приходилось уговаривать людей: «Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна. После пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть».



Чуть лучше обстояло дело с гигиеной полости рта. Зубную пасту стали выпускать итальянские производители в 1700 г., но пользовались ей единицы. Производство зубных щеток началось еще в 1780 г. Англичанин Уильям Аддис во время отбывания тюремного заключения придумал просверлить в кусочке кости отверстия и пропустить через них пучки щетины, закрепив их клеем. Оказавшись на свободе, он занялся производством зубных щеток в промышленных масштабах.



Первую настоящую туалетную бумагу стали производить в Англии только в 1880-х гг. Первый серийный выпуск рулонной туалетной бумаги начался в 1890 году в США. До этих пор в качестве туалетной бумаги использовали подручные средства, в основном газеты. В связи с этим шутили, что Иоганн Гуттенберг был официальным изобретателем печатного станка и неофициальным изобретателем туалетной бумаги.



Прорыв в области личной гигиены произошел в середине XIX в., когда в медицине появилось мнение о взаимосвязи бактерий с инфекционными заболеваниями. Количество бактерий на теле после мытья значительно уменьшалось. Первыми в поддержании чистоты тела добились успехов англичанки: они стали принимать ванну ежедневно с использованием мыла. Но вплоть до начала ХХ в. считалось, что частое мытье половых органов у женщин может привести к бесплодию.





Первый дезодорант появился в 1888 г., до этого борьба с проблемой запаха пота была очень неэффективной. Духи перебивали неприятный запах, но не устраняли его. Первый антиперспирант, который сокращал протоки потовых желез, ликвидируя запах, появился только в 1903 г.



Вплоть до 1920-х гг. удаление волос с тела среди женщин не практиковалось. Волосы мыли с помощью обычного мыла или изготовленного в домашних условиях очищающего средства. Шампунь был изобретен только в конце XIX в. Частой проблемой был педикулез, а боролись со вшами очень радикальными методами – их выводили ртутью, которая на тот момент считалась лекарством от многих болезней.



Во времена Средневековья следить за собой было еще более сложной задачей:

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама