THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Практическая часть.

Тема: «Изготовление куклы – закрутки».

Мастер-класс с участниками форума.

Сценарий мастер-класса.

Цель: научиться выполнять кубанскую тряпичную куклу -закрутку на основе традиционной технологии.

Я хочу познакомить вас с кубанской традиционной куклой-закруткой. Раньше в каждом кубанском доме было много таких кукол. Это была самая распространенная игрушка. Считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Красивая кукла, с любовью, сделанная своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой.Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки.

Берём лист бумаги формат А4 скручиваем в трубочку, фиксируем ниткой и завязываем на узелок.

– Взяли кусочек синтипона размером 3х3 см, скатали его в шарик, Этот шарик кладем на кусочек ткани белого цвета размером 20х20см.

Потом прикладываем на верхнюю часть трубочки, фиксируем ниткой и завязываем на узелок. Получилась голова. Оттягиваем противоположные углы белой ткани в стороны, фиксируем ниткой угол приблизительно на 1,5-2 см и завязываем на узелок нитку. Это получились «руки» куклы.

Отложили то, что получилось в сторону.

Берём любую цветную ткань размером 15х15 см, складываем попополам и стягиваем нитку, проложенную внутри, на поясе. Это у нас получилась «юбка».


Мастер – класс: «Кукла «Донская казачка».

Здравствуйте уважаемые коллеги. Меня зовут Наталья Ивановна, я работаю в Доме творчества.

Я предлагаю вам принять участи в нашем мастер классе «Кукла «Донская казачка» немного отдохнуть, погрузится в детские воспоминания и изготовить куклу своими руками.

Кукла входит в нашу жизнь с самого раннего детства и остается там навсегда. Детство заканчивается, а любимая кукла хранится в сундучке. Это трогательная частичка нашего детства, нашей семьи, нашей малой Родины.

Кукла в жизни ребенка играет большую роль, имеет воспитательное значение.

В программе, по которой я работаю один из разделов посвящен тряпичной кукле.

Слайд

Цель этой работы: Создание условий для передачи опыта по приобщению детей к культурным народным традициям через умение мастерить своими руками игровые куклы.

Задачи:

    воспитание уважения к культурным народным традициям, среди которых – и замечательные традиции наших предков – донских казаков;

    понятие об эффективных способах познания культурных традиций донских казаков через творческий процесс изготовления старинной детской игрушки тряпичной игровой куклы «Донская казачка»;

    развитие интереса детей к культурному наследию донского казачества; развитие желания и умения мастерить игровые тряпичные куклы своими руками.

Во время занятий я знакомлю детей с традициями и обычаями Донских казаков, с их бытом. Мои воспитанники шьют костюмы, платья для кукол. Шьют самих кукол, а потом играют с ним или дарят их своим друзьям и близким.

Слайд

Мастерились детские игрушки, в том числе и куклы, в те времена из подручного материала: из глины, из дерева, из веточек, из соломы и даже из початка кукурузы. Но самой распространенной в старину была именно обыкновенная тряпичная кукла. Мастерилась кукла либо из старенькой матушкиной завески (передника, фартука), или же из старой отцовской рубахи. Эта кукла хранила в себе тепло материнских рук, тепло родного дома и семейного очага.

Тряпичная кукла такая мягонькая, тепленькая, ласковая. Когда берешь в руки такую куколку на сердце становится тепло и радостно!

В давние-давние времена, до появления у нас на Дону первых постоянных казачьих поселений, Дон был уже много национальным, и каждый народ принес сюда на Дон свою культуру. В том числе и по изготовлению куклы.

Слайд

Ведь куклы, изначально выполняли различные роли: это были куклы – обереговые, обрядовые, а позднее и игровые. Кукла Масленичка выполняет две роли, она является и обереговой и обрядовой.

Обереговые: Куватка. Вепская. Пеленашка.

Зольная кукла - оберегала семейное благополучие и очаг;

Крупеничка – оберег на сытость и достаток;

Кубышка-травница – на очищение атмосферы и энергетики в доме; Пеленашка – оберег еще не родившегося ребенка;

Обрядовые: Желанница. Многоручка. Зольная. Неразлучники.

Игровые: На выхвалку. Девка –баба.

Считалось, что чем больше, кукол-тем больше счастья в семье.

При изготовлении кукол лица не прорисовывали, чтобы недобрые силы не смогли вселится в нее и навредить человеку.

Изготавливали кукол без использования ножниц и игл. Ткань не резали, а рвали, таких кукол так и называли рванки.

Скрепляли детали с помощью ниток красного или белого цвета, завязывая четное количество узелков. На каждый узелок говорили слова-пожелания: счастья, здоровья, удачи, любви, и т д.

И мы давайте с вами последуем традициям наших предков. Сегодняшнюю тему нашего мастер-класса я считаю очень важной и современной. Кукла «Донская казачка» – это частичка нашего родного донского края, где мы родились и живем. Она действительно трогает душу и так берет за сердце! Я научу вас мастерить обереговую куклу она принесет каждой из вас то, что вы пожелаете и будет оберегать вас.

Слайд

Для работы нам понадобится:

    Лоскут белой ткани 30х20см. для верхней части туловища куклы.

    Лоскут цветной ткани 25х15 см. для рук

    Лоскут цветной ткани 35х15 см. для юбки куклы.

    Лоскут однотонной яркой ткани для платка (или косынки) 25х25 см.

    Кружево широкое или полоска однотонной яркой ткани для завески (фартука, передника), ширина 7 см., длина 10 см.

    Красные нитки (катушка №10 или же шерстяная нить), белые нитки (катушка №30 или №40).

    Ватные диски 3 штучки или синтепон для наполнения куклы.

    Нитки вязальные для волос черного цвета.

    Лента атласная красного цвета 25см длина 1см ширина для банта.

Чтобы кукла не только оберегала, но и радовала, следует подбирать ткань, так чтобы она гармонично сочеталась между собой.

Технология изготовления тряпичной куклы «Донская казачка».

В основе куклы скрутка (закрутка) на основе столбика.

    Из длинной белой (светлой) ткани сворачиваем полоску так, чтобы не было видно краев ткани, заворачиваем их во внутрь, перегибаем ее. На расстоянии одной третьей длины обматываем ниткой, обозначая линию шеи. Вкладываем комочек синтепона в голову для придания объема.

    Края короткой полосы цветной ткани отвернуть на изнаночную сторону на 1 см, сворачиваем как туловище и по краям завязываем нитками формируем ладошки, в середину рук вкладываем комочек ватного диска для придания объема туловищу, затем вкладываем руки между полосок. Затем последовательно, крест-накрест перевязываем «руки» и «туловище».

    Переворачиваем куколку вниз головой и обматываем длинным цветным лоскутком ткани (лицевой стороной внутрь). Перевязываем туго на линии талии. Теперь выворачиваем юбку на лицевую сторону, расправляем и выравниваем складки.

    Привязываем ниткой завесу (фартук, передник) на линии талии.

    На голову куклы привязываем косу и покрываем голову платком, завязываем сзади на 2 узелка.

В процессе изготовления куклы можно использовать не только нить белого цвета, но и красную нить, она, как и вышивка, и бусы, и кружево или же тесьма, выполняют роль оберега. Низ завески (фартука, передника), подол юбки можно украсить вышивкой, тесьмой, кружевом. Дополнением к украшению куклы могут служить и бусы.

У вас получилась свая индивидуальная, красивая обереговая кукла «Донская казачка»

Пусть она будет радовать и оберегать вас.

Хорошего всем настроения.

Спасибо за внимание.

Список литературы

    Астапенко Г. Быт, обычаи, обрядыи праздники донских казаков17 – 20 веков. – Батайск, 2002.

    Аксенова М., Ананьева Е. Куклы мира. – М., 2007

    Дайн Г. Игрушечных дел мастера. – М., 1994

    Коноплева Н. Вторая жизнь вещей. – М., 1993

    Не от скуки – на все руки. – М., 1994

    Обряды и праздники на Дону: очерки, статьи, рекомендации. – Ростов-на-Дону, 1979.

    Рогачева Л. Куколки. Двенадцать историй для девочек, которые верят, что куклы живые. – Ростов-на-Дону, 2009

    Юрина Н. Игрушки. – М., 1999

Здравствуйте, дорогие друзья, коллеги, блогеры, все, кто следит за реализацией межрегионального проекта "Народные куклы нашего края"!

Проект набирает обороты! Коллеги из г.Тулы уже провели два мастер-класса. Прочитать о них вы можете в блогах Наталии Викторовны Кузнецовой и Натальи Владимировны Ефремовой .
Сегодня прошла встреча, на которой мы изготавливали уже вторую куколку. Но эта встреча была не совсем обычной! А все потому, что мы ходили в гости к настоящим казачатам в СОШ № 53 г.Краснодара. Обо все по-порядку...

Идея провести МК с казачатами родилась у нас с Еленой Валентиновной сразу, как только мы определили, что будем делать куклу-Казачку. Самойлова Надежда Александровна , классный руководитель казачьих классов, ПОБЕДИТЕЛЬ конкурса "Лучший блогер - 2016" в номинации "Блог класса или группы" с радостью подхватила нашу идею, мы обсудили детали и назначили дату. Подготовка заняла несколько дней. Нам нужно было сделать деталь тулова, и подготовить весь необходимый материал, а также сделать презентацию. Все успели.

Ведь когда работаешь в команде, и веселее, и быстрее!

Спасибо за сотрудничество, Елена Валентиновна!

Никак не начну рассказ о самом мастер-классе....

Пришли мы в 53-ю чуть раньше назначенного времени, но все ребята были уже на местах и ждали только нас. Пока мы начали небольшую подготовку, а именно доставали наши подготовленные для каждого участника наборы необходимых материалов, ребята с большим интересом облепили нас. Им было интересно все) Они старались все рассмотреть, расспросить.

Елена Валентиновна сразу включилась в работу. Она рассказывала ребятам очень интересные "штучки", особенности изготовления тряпичных кукол, историю создания, легенды.... пока я настраивала презентацию.

Начала я. Прям как настоящий урок. Рассказала ребятам, что наша Кубань богата природными материалами и полезными ископаемыми, именно поэтому здесь много умельцев и очень много ремесел, характерных именно для нашего региона. Таких как лозоплетение, гончарное дело, деревообработка, ковань, ткачество и вышивка. И с помощью загадки, ребята поняли нашу практическую направленность (хотя они конечно уже все догадывались, что мы будем делать кукол). А далее я показала небольшой ролик, в котором говориться об особенностях кубанских кукол, затем мы с ребятами обсудили его. Предлагаю и вам посмотреть.

А Надежда Александровна рассказала ребятам сказку... Заслушалась и я...

Как четко она подобрала ее, попала точно в цель, а именно в сердца ребят и моё тоже. Обязательно прочитайте ее сообщение "А расскажу-ка я вам..."

А потом мы повторили правила ТБ и принялись за работу. Предлагаю и вам подробный мастер-класс по созданию куклы "Казачки-хозяйки".

Елена Валентиновна демонстрировала ребятам шаг за шагом все действия, а я уже была на подхвате, помогала всем.

Очень рада, что не смотря на свою большую занятость к нам смогла присоединиться Анна Борисовна Ткаченко, директор школы, автор блога "Директор.ru" .

Сначала мы одели рубаху.

Затем сделали рукава.

Подпоясали рубаху.

Дошло дело до юбки. Елена Валентиновна показала, как правильно нужно сложить лоскут ткани, приготовленный для юбки. Тяжеловато было ребятам равномерно распределить ткань вокруг тулова, но они все справились.

Они получились очень красивые. Тут ребята справились все быстро и даже без помощи педагогов.

Осталось дело за малым. Повязать платок. Но под платком было принято носить ОЧЕЛЬЕ. У нас все должно быть правильно, сначала очЕлье, потом платок.

Ну вот точка поставлена. Все довольны. Хвалятся своими куколками.

Тема мастер -класса: «Кубанские умельцы, народные обычаи и традиции.»

Целью мастер-класса является знакомство с русской традицией изготовления народных тряпичных кукол.

Задачи : Прививать интерес к тряпичной кукле как виду народного художественного творчества; развивать навыки работы с тканью; содействовать эстетическому восприятию народной игрушки; познакомить с технологией изготовления тряпичной куклы.

Мастер-класс по изготовлению народной

тряпичной куклы "КАЗАЧКА-ХОЗЯЙКА"

Кубань многонациональный край и проживают здесь более ста национальностей! Переплелись на кубанской земле традиции, обычаи, обряды народов, издавна живших или поселившихся на благодатную землю. У каждого из них были свои боги, своя религия и праздники, а значит, были и свои народные куклы. Одна из них кукла-закрутка "Казачка-хозяйка".

Женщины в казачьей семье имели большое значение. Всем известно как они умели посвящать себя семейной жизни и воспитывать в своих детях любовь к родной земле, родному краю, к своему народу. С малых лет ребенок впитывал от матери чувства национальной гордости и кровной близости к одноплеменникам, чувство собственного достоинства, наряду с уважением человеческой личности и к старшим.

Казачка, в буквальном смысле, умела делать все.

Помимо обращения, ухода и досмотра за скотиной, птицей и всем подворьем, она имела навыки в оказании помощи и при отелах, при ожеребении и окоте.

Как мать, она обладала качеством педагога, педиатра и психолога, каким-то, ей только данным чутьем, определяла проявления признаков нездоровья ребенка. С малых лет будущую мать – девочку-казачку – бабушка или мать в период созревания трав брала с собой в степь или в горы для сбора лечебных трав, цветов, и объясняла какая трава или цветок от какого недуга.

Не было казачки, которая бы не могла шить, кроить одежду, вязать чулки, носки, кружева, вышивать рушники, салфетки, окаймление рубашек и кофт, стегать одеяла. Всю рабочую одежду для семьи, в основном, шили сами казачки.

Особенно казачки славились кулинарным талантом (возможно, было из чего приготовить) приготовления блюд, свойственных казачьему укладу жизни. В некоторых казачьих областях казаки проводили по сегодняшним понятиям смотр-конкурс на лучшую встречу и угощение гостей – чья жена лучше умеет принять и угостить вкусной пищей.

Из поколения в поколение передавалось казачке от матери и бабушки секреты каждой семьи приготовление опары и прибелки для теста под выпечку хлеба и других печных изделий.

Хлеб у казаков, как и пышки, лепешки и другие мучные изделия, почитались за дар Божий, и считалось за большой грех уронить, не говоря уже выбросить, кусок хлебного изделия в мусорное (по-казачьему поганое) ведро. Мать поучала: собери рассыпавшиеся крошки и отнеси к птичкам.

Казачка обладала и хозяйскими способностями, и знаниями по организации и проведения праздничных и ритуальных мероприятий, проявляя при этом сюрпризную изобретательность. Ошибочно было бы думать, что вся жизнь казачки заключалась в детях, хозяйстве и угождению мужу. Это было скорее воплощением в жизнь главного природного предназначения женщины – давшей человеку жизнь, своим трудом и заботой доводить его до пути самостоятельности.
Казачки умели готовить удивительные кушанья, особенно славились изготовлением мясных, рыбных блюд и печеных изделий. Умели казачки и весело проводить время в забавах, песнях, танцах на праздничных и ритуальных мероприятиях (свадьбы, крестины, именины и т.д.) причем не в качестве зрителя, а личным участием.
Хранительницей домашнего очага всегда считалась женщина, а на Кубани - мать-казачка.

Умелую казачку звали хозяюшкой, ну а взрослую женщину в семье называли казачкой-хозяйкой. Сейчас в Краснодарском крае возрождаются казачьи традиции. Создаются в школах казачьи классы. Казачата носят казачью форму, изучают традиции и обычаи казаков Кубани. Вот и мы решили, что народную куклу "Казачка-хозяйка" будем с вами делать.

Для куклы нам надо:

Материалы и инструменты:

Ткань для ножек 20=21(2 шт.)

Ткань для головы12=12

Ткань для рубахи17=17

Ткань для юбки 25=15

Ткань для фартука 7=5

Ткань для платка 20=20

Тесьма

Атласные ленты

Нитки красные

Ножницы

Синтепон

Приступаем к работе:

1. Делаем кукле голову.

Берем ткань для головы, внутрь кладем синтепон.


Завязываем красной ниткой.

2.Делаем ноги.

Берем ткань для ножек и сворачиваем трубочкой, с двух сторон завязываем красной ниткой.

3.Соединяем детали ног и голову.

4.Одеваем рубаху, делаем рукава.

Завязываем голову и рукава красной ниткой.

5.Подпоясываем рубаху.

Подворачиваем рубаху и завязываем красной ниткой.

6.Одеваем юбку.

Ирина Буркова
Мастер-класс для педагогов «Казачья кукла-оберег своими руками»

Мастер-класс

из цикла «Эзотерика для тебя»

Буркова Ирина Владимировна

Назначение : кукла , изготовленная своими руками , подарок, оберег.

Целевая аудитория : Для широкого круга педагогов , интересующихся казачьей культурой .

Этапы мастер-класса

1. Подготовительно-организационный этап :

Цель : Передача личного профессионального опыта в сфере творческой и педагогической деятельности мастерства педагогов казачьей куклы – оберега .

Задачи :

куклы

казачьего быта .

выявление индивидуальных задатков и творческих способностей

создание игровой куклы по традиционной технологии.

Материалы и оборудование : толстые шерстяные нитки белого, зеленого, фиолетового цветов, тонкие желтые нитки, 2 бисеринки, 4-6 бусинок-цветочков, красные нитки, белые нитки для шитья, ножницы, картонный лист высотой около 15 см.

2. Основной этап :

Изготовление казачьей куклы – оберега .

Ход мастер – класса .

Уважаемые коллеги! Проблема важна и актуальна. Шагнуть вперед можно тогда, когда нога отталкивается от чего-то. Движение от ничего - не возможно. В прошлом мы черпаем духовные силы, чтобы совершенствовать будущее. В древности говорили : «Каждое дерево сильно своими корнями , обруби их и оно погибнет». Так народ и нация, не знающие своей истории и культуры обречены на вымирание. Сегодня мы с вами совершим необыкновенное путешествие. Мы отправимся в далекое прошлое - уникальный мир казачьего быта и казачьих традиций , но с собой нужно взять самое ценное, что есть у человека - доброту, красоту, теплоту, радость…

Традиция украшения оберегами себя и своих домов у казаков зародилась в глубокой древности, стремление к добру, красоте, теплу и радости остается вечным. Сам смысл оберегов для дома состоит в их названии. Обереги существуют, чтобы защищать людей в различных ситуациях, от любых негативных воздействий. Обереги, изготовленные своими руками , станут охранять вас от злых сил, а также защищать от порчи, сглаза, приворота и т. д. Ведь всем известно, что ни один купленный оберег не имеет такой огромной силы, как тот, который сделан своими руками или передан по наследству. Ну, а если вам ни разу не приходилось унаследовать семейный оберег, то почему бы вам не порадовать своих потомков такой возможностью? Вы можете также для своих любимых домочадцев изготовить обереги для дома своими руками , которые в дальнейшем будут передаваться по наследству, охраняя и оберегая от несчастий ваших детей, внуков и правнуков.

Существует великое множество оберегов, подскажите, пожалуйста, какие обереги и амулеты служившие защитой для казаков , членов их семей и домов вы знаете? Правильно! Их очень много.

Сегодня я научу вас делать замечательные казачьи куклы - обереги и у вас появится оберег, который вы смастерили сами . Кукла - зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых - это единственная возможность вернуться в мир детства…

1. Для изготовления куколки Вам потребуются : толстые шерстяные нитки разных цветов. Желательно, чтобы нитки были натуральными. Вот некоторые смысловые обозначения цвета ниток : белый символизирует святыню, зеленый – жизнь, синий –тайну, красный – жертвенность, оранжевый – благодать Божью и его присутствие, голубой – чистоту и невинность, желтый цвет – цвет тепла и любви, пурпурный – победа, багряный – цвет величия, бирюзовый – цвет молодости, розовый – цвет – цвет детства.

2. Толстые белые нитки намотайте на картонный лист.

3. Снимите моток с картона и перевяжите с одной стороны, чтобы зафиксировать его.

4. Намотайте тонкие желтые нитки на картон. Разрежьте моток ниток с одной стороны.

5. Полученный пучок длинных желтых нитей проденьте в моток белых под перевязкой, сложите его посредине.

6. Перевяжите пучок желтых нитей с помощью нитки с нанизанными бусинками-цветочками так, чтобы они плотно обхватывали белый моток.

7. Теперь на лист картона намотайте зеленые нити, разрежьте полученный моток ниток с обеих сторон.

8. Перевяжите пучок зеленых ниток с обеих сторон, отступив от краев около 1 см.

9. Вставьте полученный перевязанный пучок зеленых нитей в белый моток строго по центру, ближе к желтым волосам. Это заготовка для рук куклы .

10. Возьмите белую нить и перевяжите куклу . Сначала несколько витков сверху, немного отступив от волос, потом по диагонали опустите нить к поясу, ниже рук, выделите несколькими витками пояс-талию. И еще несколько раз проведите нить крест-накрест от шеи к поясу, закрепляя руки куклы .

11. На картон густо намотайте фиолетовую нитку.

12. Не снимая моток ниток с картона, пропустите с одной стороны под ним фиолетовую нить.

13. Разрежьте моток ниток на картоне с одной стороны. При этом следите, чтобы моток не сбился, а протянутая ранее нить не съехала.

14. Оберните полученную бахрому вокруг пояса куклы , создавая пышную юбку.

15. Пришейте на лицо 2 бисеринки – глаза, красными нитками вышейте рот.

16. Наша кукла-оберег готова .

Анализ мастер – класса .

Считаю проблему «Приобщение к обычаям и традициям Донского края» важной и актуальной. Шагнуть вперед можно тогда, когда нога отталкивается от чего-то. Движение от ничего - не возможно. В прошлом мы черпаем духовные силы, чтобы совершенствовать будущее. В древности говорили : «Каждое дерево сильно своими корнями , обруби их и оно погибнет». Так народ и нация, не знающие своей истории и культуры обречены на вымирание.

Тема занятия «Казачья кукла – оберег своими руками » взята из раздела моего перспективно - тематического планирования «Обереги казачьего быта » (Цикл «Эзотерика для тебя» ).

Цель моего мастер - класса - Передача личного профессионального опыта в сфере творческой и педагогической деятельности . Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта изготовления казачьей куклы – оберега . Исходя из цели, были определены задачи :

формирование представления об изготовлении народной куклы , как атрибута духовной культуры русского народа.

создание условий для развития умения понимать знаково-символические обозначения уникального казачьего быта .

привитие интереса к изготовлению обереговых, обрядовых и игровых кукол;

выявление индивидуальных задатков и творческих способностей;

создание игровой куклы по традиционной технологии.

Благодаря тому, что вы являлись участниками воображаемого путешествия в прошлое- это побудило к активности, поддерживало интерес на протяжении всего занятия.

В ходе мастер - класса использовались различные методы и приемы. В основу занятия были положены технология способствующую развитию познавательного интереса педагогов .

Во время проведения диалога задавала вопросы, направленные на выявление уровня знаний педагогов об оберегах в казачьих семьях и на погружение их в тему мастер-класса .

Активизировала ценностно- смысловую сферу при использовании иллюстративного материала.

В процессе мастер – класса стимулировала индивидуальную траекторию самовыражения личности. У каждого из вас появился своя эксклюзивная кукла - оберег . Работы разные и неповторимые.

Считаю, что работа в данном направлении интересна, необходима, так как это часть нашей современной жизни. Полученные навыки помогут педагогам в дальнейшем при изготовлении других оберегов- подарков и вовлечение детей в этот интересный продуктивный и увлекательный процесс.

Сейчас можно увидеть много оберегов в продаже, но тот оберег ценен, который сделан своими руками . Считаю, что моё занятие оставило в ваших душах определенный след, который возможно послужит толчком для дальнейшего изучения эзотерики, в частности оберегов, их назначении и в ваших семьях.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама