THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Еще в древние времена заметили, что человек – интереснейшая загадка природы. Разгадать эту загадку пытались многие, и каждый применял свои методы. Древних индусов и египтян, например, заинтересовали пропорции тела человека. Они взяли за единицу измерения кисть руки и пытались просчитать идеальное соотношение различных частей.

Также много сил и времени на изучение потратили греки и итальянцы. Но эти, скульпторы и художники пытались разобраться в том, чем различаются пропорции человеческого тела. Они изучали разницу в пропорциях мужских и женских тел, сравнивали пропорции тел детей разных возрастов. Все это было нужно для того, чтобы максимально точно отражать человеческую красоту.

Разве можно было ожидать, что великий Леонардо да Винчи останется в стороне от этой темы? Конечно же, нет. Он провел множество измерений, изучая рост, вес, длину конечностей. Проявив себя и как ученый, и как гениальный художник и скульптор, он создал эталонный рисунок, состоящий из наложения двух позиций человеческого тела. Для художников многих поколений он служил примером, изображающим идеальные пропорции тела.

Согласно определению Леонардо да Винчи, тело пропорционально сложенного мужчины с разведенными руками и ногами вписывается в круг, а с разведенными руками, но сведенными ногами – в квадрат.

Подробное описание параметров и таблица значений была составлена несколько позже Марком Витрувием Поллионом. Для многих художников эти значения были и остаются эталонными в процессе рисования пропорциональног о тела.

Теория золотого сечения

Учение о пропорциях берет начало еще во времена античности. Первые официально дошедшие до нас упоминания присутствуют в работах Евклида. Золотая пропорция лежит в основе пирамиды Хеопса и барельефов гробницы Тутанхамона. А в эпоху Возрождения гениальные скульпторы и художники часто пытались проверить гармонию своих творений с помощью алгебры и геометрии.

Замечательным примером многократного применения золотого сечения является картина Антонеллы да Мессины «Святой Себастьян». Математики, вооружившись линейками, обнаружили, что золотая пропорция лежит не только в основе построения тела центрального персонажа, но и в основе рисования предметов заднего плана картины. И все вместе это создает уникальное ощущение равновесия изображения.

Также знаменитая «Джоконда» Леонардо да Винчи уникальна не только своей загадочной улыбкой, но и пропорциями построения. Математики определили, что композиция рисунка, включающая в себя фигуру женщины, идеально вписывается в золотые треугольники, составляющие правильную звезду. У многих художников, последователей великого да Винчи, золотое сечение ассоциируется именно с пропорцией, описывающей математическое соотношение «закона звезды».

Соблюдение пропорций

Пропорции тела человека, учитывающие пол, рост и вес насчитывают более ста канонов. Учеными и художниками составлена не одна таблица, и начерчены множество графиков, в попытке систематизироват ь эти соотношения. Начинающий художник может потратить многие годы, пытаясь соблюсти их все в процессе рисования, но вряд ли добьется хорошего результата. Именно поэтому за основу берут рисунок, содержащий в себе один или два канона с разбивкой фигуры на 8 или 10 частей.

Каждый их этих способов по-своему удобен. Если разделить тело на 8 частей, то единицей измерения послужит размер головы.

В результате получается 8 основных точек, разделяющих тело на равные части, независимо от того, какой рост или вес у изображенного на рисунке человека:

  • голова;
  • грудная клетка (соски);
  • пупок и линия локтя;
  • промежность и линия запястья;
  • пальцы рук и бедра;
  • нижняя линия коленного сустава;
  • нижняя линия икроножных мышц;
  • ступни.

Однако создавая рисунок необходимо учитывать, что это идеальная модель. А люди редко бывают идеальными. Так, например, монументальный труд профессора Цейлинга, по изучению пропорций тела, был объявлен «математической эстетикой». Золотая точка тела по цейлингу – пуп, так сказать это самая важная точка золотого сечения.

Учителя рисования, для объяснений пропорции тела, часто делят рисунок человека на 10 частей. При этом может быть составлена схема, показывающая, что величина от макушки до нижней границы носа, вписывается в идеальную фигуру 10 раз. Условная линия проходит через уровень плеча, нижнюю границу грудных мышц, пупок, верхнюю часть лона и так далее.

Значение пропорций в бодибилдинге

Соблюдение пропорций фигуры имеет огромное значение не только в процессе рисования, но и в бодибилдинге. Однако здесь большую роль играют такие показатели, как рост и вес. Речь идет об очень красивом виде спорта, позволяющем человеку, построить идеальное тело. Здесь также применимы стандарты золотого сечения – 1:1,62.

Так, например, при измерении бедра, его отношение к длине всей ноги должно быть равно 1:1,62 (за единицу здесь принята длина бедра, а под длиной ноги подразумевается длина бедра и голени вместе взятые). Большую роль в бодибилдинге играет соотношение «вес/рост». От этого коэффициента отталкиваются при построении тела.

Если вес человека равен 70 кг, а рост при этом – 180 см, то коэффициент равен 0,39, а идеальные пропорции для него должны быть следующие:

  • шея – 38,1;
  • предплечье – 30,0;
  • бицепс – 35,8;
  • грудная клетка – 99,8;
  • талия – 74,7;
  • таз – 89,7;
  • бедро – 53,8;
  • голень – 35,8.

Естественно, что приведенное соотношение справедливо для мужчин. В бодибилдинге существует целая таблица соотношений, на основании которой делаются замеры и во время тренировок, и во время соревнований.

Итак, совершенно понятно, что соблюдение пропорций позволяют создать и идеальный рисунок, и развить идеальное тело в жизни. Гармония тела, культивируемая в бодибилдинге и фитнесе, приводят в тренажерные залы все больше и больше народу. Упорный труд позволяет создавать художникам гениальные картины, а спортсменам – идеальные тела. Когда вес и рост человека находятся в правильном соотношении, то он морально готов к покорению мира, и к достижению высот не только в спорте, но и в карьере, и в личной жизни.

Однако, принимая во внимание, количество существующих методов измерения пропорций (канонов), мы должны понимать, насколько по-разному можно трактовать пропорции, и то, что, возможно, ни один из этих методов не является досконально точным.

Что такое пропорции?

Пропорции – это соотношения между собой ширины, высоты и глубины объекта.

Чтобы нарисовать правдоподобное изображение чего угодно, независимо от того, что это или кто это, нам необходимо максимально точно передать соотношения пропорций этого объекта.

Например, на рисунке справа, ширина и высота ободка кружки, примерно равны, в то время как глубина кружки примерно в полтора раза превышает ширину. Эти пропорции характерны для данной кружки, именно в данной ситуации.

Что случится, если я изменю пропорции? Нарисованная кружка не будет в точности походить на ту кружку, что находится передо мной, но она все равно получится довольно узнаваемой.

Однако, если нам нужно нарисовать человеческую фигуру или портрет, случайное изменение пропорций может привести к заметным искажениям, из-за которых рисунок станет неправдоподобным.

Мелкие погрешности в пропорциях тела лишь уменьшат сходство с конкретным человеком, в то время как крупные ошибки могут серьезно исказить анатомическое строение.

Совсем неудивительно, что художники во все времена пытались выработать единый стандарт измерения пропорций!

Как удобно было бы, просто запомнить такую систему, и во всем на нее полагаться…но можно ли в действительности полагаться на какую-нибудь из этих систем, в независимости от того, кого мы рисуем?

Чтобы узнать ответ на этот вопрос, давайте взглянем на краткую историю канонов пропорций.

Краткая история канонов

Каждый канон (система измерения пропорций), рождался в поиске определенного идеала красоты. Так как понятие красоты очень субъективно и изменчиво, такими же, на протяжении всей истории, были и каноны.

Например, прославленный древнегреческий канон, созданный Поликлетом, формирует облик сильного, мужественного атлета, который достиг успехов в гимнастике и прекрасно владеет оружием.

Типичный пример работы в этом каноне – статуя Дорифора, одна из самых знаменитых статуй эпохи Классической Греции.

В наше время не часто встретишь людей, чье тело полностью соответствует современным “идеалам” красоты, так, вероятно, и во времена Поликлета, немногие могли похвастаться таким “идеальным” телом, как у Дорифора.

Кроме того каноны использовались для установления единиц измерения, с помощью которых тело было удобно разбивать на части, которые потом составлялись в “идеальные” пропорции. Например, в древнейшей системе пропорций, древнеегипетском каноне, такой единицей измерения была длина среднего пальца. Считалась, что она равна 1/19 длины всего тела.

В древнегреческом каноне Поликлета единицей измерения была выбрана ладонь.

Древнеримский архитектор и писатель Марк Витрувий считал, что высота головы составляет 1/8 от общей высоты человека.

Леонардо Да Винчи продемонстрировал многие идеи Витрувия с помощью знаменитого изображения “витрувианского человека”, на котором изображен человек в двух позах, наложенных друг на друга, вписанных одновременно в круг и в квадрат.

Каноны пропорций в наши дни

Как вы могли догадаться, поиск совершенных методов измерения пропорций является бессмысленным занятием. Человеческие тела настолько различны, что все они никогда не смогут вписаться в единый стандарт. Уникальность каждого из них, является наиболее сложной и увлекательной частью изображения фигуры. Тем не менее:

Знание нескольких, самых основных пропорций окажет нам существенную помощь в рисовании, если мы будем применять это знание в комбинации с внимательным изучением тела конкретной модели.

Сегодня самой распространенной единицей измерения является голова. Считается, что общая длина тела составляет в среднем 7,5 – 8 голов.

В чем разница между фигурами высотой 7,5 и 8 голов?

Фигура высотой 8 голов будет иметь очень длинные ноги, такие как у топ-моделей, в то время как фигура высотой 7,5 головы выглядит более среднестатистической. Обратите внимание, что эти обобщения тоже не следует считать правилом.

Семь пропорций тела человека

Прежде чем углубиться в изучение, пожалуйста, запомните, что данные пропорции относятся к стоящей фигуре. Если фигура наклонена, сидит или лежит, измерять пропорции будет гораздо сложнее, и возможно, они не будут совпадать с пропорциями приведенными ниже.

Вот семь пропорций стоящей фигуры, которые полезно запомнить:

Система пропорций человеческой фигуры: за и против

  • система пропорций дает вам основные ориентиры для определения верных расстояний
  • пропорции помогают создать более точный рисунок, если сравнивать их с пропорциями конкретной модели
  • запоминание пропорций окажет незаменимую помощь в рисовании по памяти или “из головы”
  • запоминание пропорций поможет вам дать волю воображению, например, аниматор может принять решение удлинить или укоротить фигуру на одну-две головы, в случае, если он рисует вымышленного персонажа

Против :

  • если слишком сильно полагаться на заученные пропорции, это может привести к тому, что вам будет лень разглядывать модель и ваши рисунки станут безжизненными
  • из-за огромного разнообразия фигур и типов телосложений, ни одна система пропорций не может считаться непреложным правилом

Используем пропорции эффективно

Система пропорций может сделать ваши рисунки более универсальными или наоборот, более специфичными, в зависимости от того, как вы ее используете. Как, зная пропорции, добиться большей точности в рисунке?

Не ожидайте, что модель будет полностью соответствовать пропорциям, представленным выше, вместо этого, используйте их, чтобы найти различия. Например, вам известно, что пупок обычно находится на три головы ниже макушки. Измерьте и выясните, справедливо ли это правило по отношению к вашей модели.

Если нет, то в процессе измерения, вы сможете определить, на какой высоте находится пупок именно у того человека, которого вы рисуете.

Знание пропорций поможет вам развить то особое чутье, которое позволяет вычислять верное расстояние на глаз, даже если пропорции модели далеки от классических.

Изготовление учебного пособия «Фигура человека» своими руками поэтапно с фото.

Мастер класс педагога дополнительного образования. Изготовление учебного пособия «Фигура человека» своими руками.

Гарбузенко Марина Николаевна, преподаватель ИЗО, МБУ ДО АР «ДШИ г. Аксая»
Описание: мастер-класс рассчитан для преподавателей ИЗО, также для детей 8-12 лет - при условии, что им будет помогать учитель!
Назначение: Учебное пособие.
Цель: изготовление методического учебного пособия (шаблона) для изучения пропорций, движения, поз человеческой фигуры.
Задачи:
- помочь учащимся изучить пропорции, движение, позы человеческой фигуры.
- с помощью картонного человечка понять пластику и подвижность фигуры человека, закрепить понятия о пропорциональных особенностях фигуры взрослого человека, использовать ее для сюжетных композиций;
- развивать мелкую моторику рук учащихся;
- активизировать творческие навыки учащихся;
- воспитывать у учеников аккуратность и трудолюбие;
- развивать фантазию и воображение учащихся.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я сталкивалась с их проблемами в изображении человека. Многие восьми-, девятилетние школьники изображают взрослого человека неправильно, непропорционально. Порою такие проблемы возникают у детей и более старшего возраста. Это может быть связано с многими факторами. Но бывает, что по заданной теме необходимо нарисовать пропорциональную фигуру взрослого человека. Кроме того, осознание и закрепление понятий пропорциональности фигуры человека будет иметь важное значение в дальнейшей изобразительной деятельности ребенка и способствовать гармоничному мировосприятию.

Для изображения человека с правильными пропорциями мы используем шаблон. У меня в классе все дети сделали себе таких картонных человечков, конечно с моей помощью. Как только не получается нарисовать человека, или забыли пропорции, это пособие очень выручает! Мало того, играть в танцующих человечков очень весело и интересно – можно придумывать миллион выразительных поз. Правда изображение в профиль или в три четверти поворота не сделаешь, но зато большое количество прекрасных поз в анфас – пожалуйста!



Для этой работы нам необходимо:
- распечатанный трафарет на листе офисной бумаги формата А4;
- чистый лист картона формата А4;
- карандаш;
- ножницы;
- шило;
- 15 кусков медной проволоки диаметром 1 мм., длиной приблизительно 7 см.


Итак, сначала я предлагаю скачать мой рисунок шаблона и распечатать его на обычной офисной бумаге формата А4


Перевести рисунок на картон. Если сможете, распечатайте сразу на картоне, хотя это едва ли получится.
Затем аккуратно вырезать из него детали.
Проткнуть отверствия шилом по меткам. Не давайте этого делать детям! ЭТУ ЧАСТЬ РАБОТЫ ВЫПОЛНЯЕТ ВЗРОСЛЫЙ!!!


Соединяем детали с помощью медной гибкой проволоки. Проволока не должна быть слишком толстой – не сможете свернуть ее спиралькой, да и картон порвется. Продеваем через два отверстия и сворачиваем проволоку по кругу с одной и с другой изнаночной стороны. Сначала обороты маленькие, потом большие. Получается похоже на малюсенькие розочки-спиральки.
Первыми скрепляем голову, шею, грудную клетку и таз. Шея и таз остаются снизу (на втором плане).


Вторыми соединяем руки и туловище. Обратите внимание – плечи прикрепляются сверху туловища, предплечья сверху плеч, кисти рук сверху предплечий. На схеме руки пронумерованы, поэтому перепутать правую с левой трудно. Хотя если вы их перепутаете, все равно получится неплохо.



Третьими скрепляем ноги. Бедра прикрепляем сверху голеней, а голени – сверху ступней.


Соединяем ноги с туловищем.


Все – картонный человечек готов!


Надеюсь, что человечек поможет кому-то в своей деятельности, как помог мне!
Ну а пример его использования при рисовании человека приведен ниже и может ограничиваться только полетом фантазии.

Голова :

Рисуем фигуру, которая напоминает яйцо перевёрнутое острым концом вниз. Эта фигура называется ОВОИД.
По вертикали и горизонтали делим её ровно пополам тонкими линиями.

Вертикальная
линия - это ось симметрии (она нужна, чтобы правая и левая части
получились равными по размерам и элементы изображения не оказались на
разном уровне).
Горизонтальная - линия расположения глаз. Делим её на пять равных частей.

Во второй и четвёртой части находятся глаза. Расстояние между глазами тоже равно одному глазу.

Снизу на рисунке показано, как прорисовывать глаз (радужка и зрачок будут
не полностью видны - частично их закрывает верхнее веко), но не спешим
это делать, вначале закончим наш набросок.

Часть от линии глаз до подбородка делим на два - это линия на которой будет находиться нос.
Часть от линии глаз и до макушки делим на три равные части. Верхняя отметка - линия откуда растут волосы)

Часть от носа до подбородка тоже делим на три части. Верхняя отметка - линия губ.
Расстояние от верхнего века до кончика носа равно расстоянию от верхнего края уха до нижнего.

Теперь заставляем нашу стандартную заготовку рыдать в три ручья.
Линии,
проведённые от внешних краёв глаз, укажут нам место, где рисовать шею.
Линии из внутренних краёв глаз - ширину носа. Линии, пущенные по дуге из
центра зрачков - ширину рта.

Когда вы расцвечиваете изображение, обратите внимание, что выпуклые его
части (лоб, щёки, нос и подбородок) будут светлее, а глазницы, скулы,
контур лица, и место под нижней губой - темнее.

Форма лица, глаз, бровей, губ, носа, ушей и
т.д. у всех людей разная. Поэтому, рисуя чей-либо портрет, старайтесь
увидеть эти особенности и наложить их на стандартную заготовку.

Ещё один пример того, что черты лица у всех разные.

Ну а здесь мы видим как рисовать лицо в профиль и пол-оборота - так называемые "три четверти"
При
рисовании лица в пол-оборота, нужно учесть во внимание правила
перспективы - дальний глаз и дальняя сторона губы будут казаться меньше.

Перейдём к изображению фигуры человека .
Чтобы максимально правильно изображать тело, нужно, как и при рисовании портретов, знать несколько секретов:

За единицу измерения человеческого тела принимается "длина головы".
- рост человека в среднем равен 7,5 длины головы.
- Мужчины, естественно, обычно, чуть выше женщин.
-
Рисовать тело мы, конечно же начинаем с той самой головы, которой будем
всё мерять. Нарисовали? Теперь откладываем её длину ещё семь раз вниз.
Это и будет рост изображаемого.
- Ширина плеч равняется двум длинам головы у мужчин и полторы длины у женщин.
- На месте, где заканчивается третья голова:), будет находиться пупок и сгибаться в локте рука.
- Четвёртая - то место - откуда ноги растут.
- Пятая - середина бедра. Именно здесь заканчивается длина рук.
- Шестая - низ коленки.
-
Можете мне не верить, но длина рук равна длине ног, длина руки от плеча
до локтя будет чуть меньше, чем длина от локтя до кончиков пальцев.
- Длина кисти равна высоте лица (заметьте, не головы - расстоянию от подбородка до вершины лба), длина стопы равна длине головы.

Зная всё это можно достаточно правдоподобно изобразить фигуру человека.

Взято в группе посвященной граффити вконтакте.


Формы губ


форма носа




Формы глаз

Формы женских брофей

(с) Книга "Как рисовать голову и фигуру человека" Джек Хамм


Пропорции детской фигуры отличаются от
пропорций взрослого. Чем меньше раз длина головы помешается в росте
ребёнка, тем он младше.

В детском портрете всё немного по-другому.
Лицо ребёнка более округлое, лоб больше. Если мы проведём горизонтальную
линию через середину детского лица, то это не будет линией глаз, как
было в портрете взрослого человека.

Чтобы научиться рисовать человека не только
стоящего, как столб, мы, на время упростим наше изображение. Оставим
лишь голову, грудную клетку, позвоночник, таз и прикрутим к этому всему
руки и ноги. Главное соблюсти все пропорции.

Имея такой упрощённый вариант фигуры человека, мы с лёгкостью можем придать ему любую позу.

Когда с позой мы определились - можем
нарастить на наш упрощённый скелет мясо. Не забываем, что тело, оно не
угловатое и состоит не из прямоугольников - стараемся рисовать плавные
линии. На талии тело плавно сужается, в коленях и локтях тоже.

Чтобы образ получился более живым, характер и выражение нужно придать не только лицу, но и позе.

Руки :

Пальцы на такие ровные, как доска, суставы во всём скелете являются самыми широкими частями костей.

(с) книга "Анатомия для художников: всё просто" Кристофер Харт

Каждая фигура человека уникальна и неповторима. Тем не менее, в зависимости от строения скелета, распределения жировой и мышечной ткани по телу, пропорций фигуры, а также линий силуэта выделяют пять основных видов фигуры человека. При этом, независимо от того, будете вы худеть или поправляться, тип вашей фигуры останется прежним.

Правильно подобранная одежда поможет создать нужные пропорции фигуры, расставить акценты на достоинствах и замаскировать недостатки. По этой причине при выборе наряда следует принимать во внимание индивидуальные особенности фигуры, а также учитывать ее тип.

Вид фигуры человека: “Груша”

Особенность фигуры в данном случае состоит в том, что бедра шире плеч, а верхняя часть туловища немного длиннее нижней. При этом ноги обычно имеют ширококостный тип сложения, а руки – узкокостный. Данный тип фигуры предполагает выраженную талию.

Жировые отложения обычно образовываются в области ягодиц, бедер, живота и икр. При этом ровная осанка – очень важная деталь для грушевидной фигуры. Даже малейшая сутулость будет подчеркивать ее отрицательные особенности.

При выборе физической нагрузки для коррекции такого вида фигуры следует обратить внимание на тяжелые комплексные упражнения, нацеленные на развитие сразу нескольких групп ножных мышц. Также следует выполнять два-три упражнения, нацеленных на конкретные мышцы ног. В процессе коррекции фигуры не следует забывать и о верхней части тела, чтобы сместить зрительный акцент со слишком тяжелых бедер.

Фигура “Песочные часы”

“Песочные часы” – классический вид женской фигуры, при котором любые недостатки легко корректируются. В большинстве случаев работа над силуэтом сводится к регулировке веса. Пропорции фигуры данного типа предполагают примерно равную ширину плеч и бедер. Такая фигура смотрится абсолютно гармонично. В некоторых случаях талия даже излишне узкая.

Особенность фигуры заключается в том, что жировые отложения возникают обычно в области бедер и груди. Если вы хотели бы подкорректировать такой тип фигуры, следует соблюдать сбалансированный рацион питания. Основная задача – поддержание такого объема жировой ткани, который бы подчеркивал плавность линий и сохранял мышцы в хорошей форме.

Фигуры человека “Яблоко”

Данный тип фигуры отличается плавными линиями, идущими от плеч до бедер. Фигура “Яблоко” обычно встречается у склонных к полноте женщин. В данном случае рекомендуется делать акцент на ноги и ярко выделять лицо.

Корректируется фигура путем соблюдения сбалансированного рациона питания и выполнения комплексных физических нагрузок.

Фигура “Прямоугольник”

Особенностью фигуры “Прямоугольник” является практически одинаковая ширина бедер и плеч, а также широкая талия. При этом, чем больше масса тела, тем менее рельефно выглядят мышцы, обозначающие контуры фигуры.

Основная проблема – выступающий живот и широкая талия. Люди с таким типом фигуры, как правило, обладают достаточно сильными мышцами, которые легко и быстро отзываются на упражнения с тяжестями.

Чтобы избавиться от жировой прослойки вокруг талии, а также укрепить мышцы живота, следует соблюдать низкожировую диету, регулярно заниматься аэробикой, а также выполнять упражнения, нацеленные на укрепление мышц живота. Отдельные виды упражнений помогут подкорректировать именно область талии. К таким физическим нагрузкам можно отнести ходьбу и бег трусцой.

Вид фигуры человека “Треугольник”

Пропорции фигуры “Треугольник” характерны для женщин спортивного телосложения с широкими плечами, узкими бедрами и достаточно широкой талией. Длина верхней части туловища может быть немного короче нижней. В некоторых случаях стройные ноги сочетаются с объемной верхней частью тела.

Жировой излишек при таком типе располагается в области спины, рук, груди и живота. Для того чтобы сбалансировать верхнюю и нижнюю часть туловища, необходимо добавить массу в области бедер и слегка облегчить верх. В данном случае необходимо наращивать мышечную массу ягодиц, а также избавляться от жировых отложений в области живота.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама