THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Известно, что признак религиозной мусульманской женщины – сокрытие своего тела под одеждой. Это вызывает различные чувства: любопытство, недоумение, страх или агрессию. Как любая загадка, мусульманский хиджаб нередко становится объектом пристального внимания окружающих. Эта вещь не только отражает вероисповедание владелицы, но и может указывать на возраст, уровень богатства. Причины, по которым женщины придерживаются норм Шариата, могут быть разными: соблюдение законов страны, семьи или личный выбор.

Что такое хиджаб у мусульман

В мусульманском обществе хиджабом (hijab) принято называть предмет одежды, скрывающий женщину от посторонних взглядов. Как учит Коран, женщины, скромно потупляющие взор и оберегающие свою честь от чужих мужчин, угодны Аллаху. Истинные мусульманки должны выражать поклонение Богу: носить накидку, читать молитвы каждый день. Даже среди ученых арабских мужей, толкователей Корана, ведутся споры, должны ли накидки закрывать женщину целиком или возможно оставлять открытыми лицо и кисти рук.

Например, в Саудовской Аравии и Афганистане женщины поверх одежды носят Абай (паранджу из плотной черной ткани, через которую видны лишь глаза). В некоторых странах перед выходом на улицу надевают никаб, в переводе с арабского, – головной убор, закрывающий лицо, с прорезью для глаз. Мусульманки из Средней Азии предпочитают платки. Турецкие женщины носят тюрбаны с украшением. В большинстве стран классический хиджаб – это головной убор, закрывающий волосы и тело.

История возникновения

Корни ношения закрытых одеяний ведут в Древний Иран. В персидской истории и культуре для женщины считалось позором выйти из дома без покрывал. Это было небезопасно, ведь красота могла вызвать завистливые взгляды, даже оскорбления. С социальной точки зрения, мужья, лишенные возможности видеть чужих женщин, остаются более верными своим женам. Это уменьшает количество разводов, пресекает распространение венерических заболеваний. Просторная паранджа скрывала некоторые недостатки фигуры и здоровья, отличия во внешности хозяек.

Сейчас мусульманок в хиджабах можно встретить в Европе, Азии, странах Африки, например, Тунисе и Египте. Во Франции многие горожанки, которые исповедуют ислам, отстаивают ценность своих традиций. Исключение составляют женщины, профессии которых тесно связаны с общением с иностранцами. Например, стюардессы и портье в отелях могут работать с открытой головой, на них не распространяются общие ограничения.

Почему мусульманки носят хиджаб

Цель хиджаба не только в том, чтобы прикрыть женское тело, в его ношении заложен внутренний смысл. Идея в том, что он символизирует чистоту и непорочность, служит барьером для окружающего внешнего мира, является выражением веры. В восточных государствах мужчины и женщины, соблюдающие дресс-код, могут вместе работать в закрытых помещениях. Отдавая дань традициям и уважая законы веры, девушки могут учиться в университете, посещать культурные учреждения.

Внешний вид женщин под покрывалом олицетворяет целомудрие, в мечеть вход возможен только при наличии хиджаба.В правоверных мусульманских семьях дочери начинают покрываться с детства. Четкой возрастной границы, когда ребенку нужно начинать правильно носить хиджаб, не существует, но при половом созревании девушка уже показывается без покрывал только домашним.

Традиции Востока

Из Корана и Сунн, которые проясняют некоторые моменты, до нас дошла информация, что Аллах требовал от женщин не появляться оголенными перед людьми, которые не принадлежат к их семье и близким. Этика Шариата предписывает истинным мусульманкам оберегать честь мужа и семьи, носить покрывала, чтобы Аллах послал им свое благословение.

В европейском и российском обществе в последнее время часто обсуждается вопрос о запрете хиджаба в школах и иных учебных заведениях. Четкого ответа на этот вопрос до сих пор не удалось сформулировать, ведь в этом вопросе следует учитывать права человека, законы государства и догматы веры. Каждая страна решает этот вопрос на свой манер, учитывая политические и религиозные факторы.

Существует движение мусульманок за свободу от ношения хиджаба, борьба против ущемления прав человека. Демонстрация протеста насчитывает несколько десятилетий и набирает популярность на просторах интернета. Возникают определенные сайты, где девушки отстаивают своё право показываться на улице без покрывал. В Коране есть условие, что женщина может отказаться от ношения хиджаба, это остается ее личным делом, проявлением свободы воли.

Как правильно носить

Существует несколько рекомендаций для ношения хиджаба, отражающих его смысл в исламских странах. Женщина, покрывающая тело, может выглядеть привлекательно, при этом чувствовать защиту от нескромных взглядов, и соблюдение догм ислама будет исполнено.

  • Одежда должна максимально скрывать свою хозяйку, оставляя лишь прорезь для глаз. В отдельных странах допускается обнажать лоб, нижнюю часть лица, кисти рук.
  • Наряд должен быть свободным, не облегать грудь.
  • Запрещается пользоваться ароматическими средствами.
  • Цвет лучше выбирать нейтральный, не вызывающий пристального внимания.
  • Женская одежда должна явно отличаться от мужской, никакой «унисекс» не дозволяется.
  • Ткани лучше выбирать без синтетических добавок и плотные.
  • Дорогой наряд не должен быть украшен драгоценностями, привлекать к себе внимание.

Как красиво завязать

Существуют много способов, как красиво надеть хиджаб и выглядеть пристойно. Даже если вы не мусульманка, но любите путешествовать или имеете друзей другой веры, то эти навыки могут пригодиться. В современном мире распространены интернет-знакомства, поэтому часто стали появляться пары смешанных национальностей. Показать свое уважение мужу, другу семьи или коллеге по работе можно и с помощью одежды. В некоторых странах можно запятнать честь рода, если выйти на улицу без покрывала.

Как правильно повязать хиджаб, можно узнать из видео, выложенных на просторах сети, или изучив литературу. Верхний платок можно закалывать под подбородком булавками или брошами, допускается драпировка вручную на затылке. Длинный конец широкого шелкового шарфа можно носить навыпуск, если владелица обладает маленьким ростом и хочет казаться повыше. На восточный вкус влияют традиции и современная популярная западная мода.

Для чего нужен внутренний платок

По законам Корана дозволяется открывать лицо, но шея, волосы, уши обязательно должны быть прикрыты. Сами мусульманки осуждают женщин, которые покрывают себя платками, но оставляют обнаженными ступни или локти. Не стоит демонстрировать свои украшения, умеренность во всем - вот главная догма ислама. Спрятать оголенные части тела поможет внутренний платок или подхиджабник - шапочка, которую надевают непосредственно на голову. Она плотно прилегает к телу и позволяет красиво уложить хиджаб.

Оттенки мусульманского платка

Мусульманка каждый день задает себе вопрос, какого цвета платки выбрать, как сочетать с одеждой и какие расцветки ей подойдут.

  1. Лучше иметь в своем гардеробе базовый повседневный комплект однотонных платков, которые могут подойти для большинства случаев. Это нейтральные оттенки – белый, бежевый, черный и оттенки серого.
  2. Летом лучше использовать легкие натуральные ткани, а зимой выбирать плотный материал. В теплое время года можно порадовать глаз цветочным узором, но он не должен быть слишком вызывающим. В холода лучше останавливать свой выбор на оттенках драгоценных камней.
  3. Хиджаб нужно выбирать подходящий к оттенку глаз и кожи. Блондинкам рекомендованы нежные, естественные цвета, а брюнеткам – более яркие и насыщенные.
  4. Красивый хиджаб получается при гармоничном сочетании оттенков. Можно использовать таблицу, которую легко найти на просторах интернета. В ней представлены подходящие комбинации цветов, которые можно использовать не только в одежде, но и при нанесении косметики.

Свадебный хиджаб

Аллах призывал к скромности и умеренности, не выставлять свою красоту и богатство напоказ, а гордость называл грехом. Зная об этом, все же почти каждая девушка мечтает о незабываемом празднике в день, когда она выходит замуж. Дизайнеры исламских нарядов очень утонченно и изящно решают вопрос, как прикрыть прическу и все женские очертания, но одновременно сохранить красоту и торжественность момента. Западные модные веяния тоже влияют на свадебные наряды, например, в последние годы есть тенденция следовать стилю бохо.

Сочетая прозрачные и плотные ткани, кружево, бисер и декоративные блестки, мастера создают шикарные платья, которые закрывают тело от шеи до ступней, но подчеркивают нежность и женственность невесты. Цвет свадебного хиджаба не обязательно белый, допускаются оттенки изумруда, коралла и лазури. Желательно, чтобы цвет накидки гармонировал с костюмом жениха. .

Фото девушек в хиджабе

Видео

Что к лицу мусульманке? Ислам предписывает женщинам скрывать тело, кроме лица и кистей рук. В различных регионах и историко-культурных традициях функцию идеологически выверенного наряда - хиджаба - выполняют химар, никаб, чадра и их вариации.
Традиционный костюм мусульманки, предполагающий практически полное покрытие тела женщины, известен во всем мире. Однако несмотря на вполне благочестивую причину его использования в повседневной жизни - защита целомудрия и проявление скромности и святости женского тела, жители и представители власти различных стран по-разному воспринимают этот облик на территории своего государства. Среди самих мусульманок также нет единого мнения, ущемляет ли хиджаб их права или нет.

Тело женщины в исламе - предмет сокровенный, требующий благоговейного отношения. В Коране дается указание на то, что человек вообще, а не только прекрасная половина, должен строго охранять от глаз посторонних «аурат», т.е. интимные части тела. Слово «аурат» произошло от слова «аль "ауару», что означает недостаток или порок. Для мужчины аурат - область тела от пупка до колена включительно. Это то, что он должен всегда держать закрытым, независимо от того, стоит ли он на молитве либо занимается повседневными делами. Для женщины Коран вводит более строгие правила: все ее тело - аурат.


Хиджаб переводится с арабского как "покрывало" или "завеса". Так обозначают любую женскую одежду, отвечающую требованиям шариата, а в западных обществах - традиционный исламский женский головной платок.

Абайя - длинное традиционное арабское платье свободного кроя, не предусматривающее пояса. Предназначено для ношения в общественных местах. В некоторых арабских странах обязательная одежда мусульманок.

Химар - головная накидка, фасон, длина и способ ношения которой могут варьироваться. Химар в виде головного платка распространен на Ближнем Востоке, в Турции, среди европейских мусульманок и является наиболее мягкой формой хиджаба.

Чадра - легкое покрывало белого, синего или черного цвета, которое закрывает все тело, включая голову. Верхняя его часть может иметь дополнительный кусок легкой ткани, закрывающий лицо. Является традиционным иранским вариантом исламской женской одежды.

Никаб (от арабского "маска") - головной убор, скрывающий волосы и лицо женщины, оставляя лишь прорезь для глаз. Как правило, черного цвета. Иногда к нему крепится подобие вуали. Как и в случае с хиджабом, существует большое число вариантов форм никаба и его сочетаний с другими предметами исламского женского костюма. Распространен в странах Персидского залива, Йемене, на юге Пакистана.

Бурка - покрывало, закрывающее тело с головой, с затянутой сеткой прорезью для глаз. Фактически обязательна для женщин на большей территории Афганистана и северо-запада Пакистана. Обычно она голубого цвета и сшита из дешевого синтетического материала.

Паранджа представляет собой длинный халат с ложными рукавами. Она скрывает все тело, оставляя прорезь для глаз, покрытую прямоугольной плотной сеткой чачваном. Название происходит от персидского термина "фараджи", который первоначально означал широкую верхнюю одежду. Наибольшее распространение традиция ношения паранджи получила в конце XIX - начале XX века в Средней Азии.

Аль-амира - современная версия химара. Состоит из двух компонентов: хлопчатобумажной шапочки, поверх которой затем повязывается головной шарф. Иногда вместо шарфа в комплекте с такой шапочкой идет "труба" из такой же ткани.

Шейла - длинный прямоугольный шарф, оборачиваемый вокруг головы. Концы спрятаны или лежат вдоль плеч. Один из наиболее свободных вариантов химара. Распространен в странах Персидского залива.

Буркини - купальный костюм, отвечающий требованиям шариата. По крою близок к пижаме, закрывает все тело, кроме стоп, ладоней и лица. Имеет плотно сидящий на голове капюшон. Существуют варианты для занятий другими видами спорта.

Европейские страны ведут бессовестную борьбу, чтобы запретить женщинам-мусульманкам носить паранджу. Мусульманкам вне мусульманского мира живется трудно.
Да-да, вот, к примеру, в западных странах, требуют разрешить им фотографироваться на паспорт с закрытым лицом. И что? Им запрещают! Говорят, надо обнажать лицо перед фотографом! А это же интимный момент. В мусульманской семье если и делают снимок, то в крайне редких случаях. И только для "внутреннего пользования".

Те же проблемы существуют в восточных странах, выбравших светский путь развития. В Татарстане, к примеру, около полутора тысяч женщин-мусульманок живут вообще без удостоверения личности, поскольку они не готовы "обнажиться" перед фотографом. Перед Вами фотографии женщин из мусульманских стран, которые носят вышеупомянутую одежду.



1. Великобритания. Ношение женщиной хиджаба - одно из основных положений исламского законоположения - Шариата.


2. Афганистан. Хиджаб - это не просто платок, это одежда, полностью соответствующим нормам Шариата. Не обтягивающая, длинная, не вызывающая.


3. Пакистан. Часто украшена вышивкой ручной работы.

4. Марокко. Ношение одежды скрывающей лицо практикуется по разным причинам, среди них: местные традиции и обычаи, защита лица от песка, пыли, яркого света (в жарких странах).


5. Индонезия. Да, в Москве такого не встретишь.
6. Индия. Простейший никаб состоит из налобной повязки (полоски из плотной ткани, завязывающейся на лбу с помощью тесемок сзади) и пришитых к налобной повязке двух прямоугольных платков. Один платок пришивается к налобной повязке снизу и лишь по краям - он должен ниспадать на лицо таким образом, чтобы оставалась прорезь для глаз.

Второй большой платок пришивается без всяких прорезей - он должен полностью закрывать волосы жещины. Иногда к той же налобной повязке крепится ещё один кусок лёгкой прозрачной ткани - он образует вуаль и закрывает глаза.


7. Турция

8. Иран

9. Филиппины


10. Индонезия

11. Пакистан


12. Афганистан

13. Ирак

14. Марокко


15. Китай

16.Ирак


17.Кашмир


18. Пакистан


19. Афганистан


20. Иран


21. Палестина


24.Индонезия


25. Кашмир


26. Пакистан


26. Париж. Франция

27. Ирак


28. Афганистан



29. Посмотрите какой взгляд: выразительный и притягивающий.




ксюша петрова

Вряд ли существует предмет гардероба, который вызывает более яростные споры, чем головной убор мусульманок. Хиджаб никогда не был «просто платком», а глобализация и вовсе превратила кусок ткани в культурный, религиозный и политический символ, который олицетворяет мусульманский мир и прежде всего представления европейцев о нём. В России о разрешении и запрете на платок неистово федеральный министр образования и глава Чечни - а родители учениц оспаривают право на ношение хиджаба в суде, во Франции только-только утихли скандалы вокруг запрета буркини, из-за которого представителей власти в исламофобии, а буквально на днях в Австрии решили запретить бурки и никабы, закрывающие лицо.

Пока одни призывают «освободить женщин Востока», сорвав с них покрывала, другие выступают за право выбора для каждой, независимо от того, хочет женщина или прятать своё тело от любопытных взглядов. У части светских европейцев хиджаб (например, в школе) вызывает аллергию уже сам по себе, как напоминание о чужой религиозности, а радикальные правые просто убеждены, что полная ассимиляция - это правило общежития, которое не оспаривается.

Выступления европейских политиков против мусульманского дресс-кода вряд ли можно назвать смелыми: одно дело, когда ты руководишь мировой державой и приехала в консервативную страну с дипломатическим визитом, и совсем другое - когда ты выросла в этой культуре и выступаешь против системы, реально рискуя свободой и жизнью. Тем не менее в странах, где отсутствие хиджаба карается по закону, появляются протестные группы, выступающие за право на выбор: например, сторонницы иранского движения публикуют в социальных сетях свои фотографии с непокрытой головой, в джинсах и с макияжем. Мужчины-профеминисты, наоборот, надевают хиджаб , чтобы поддержать своих жён и подруг.

Ещё один пример - сирийки, побывавшие в плену у боевиков ИГИЛ (организация признана террористической, её деятельность на территории РФ запрещена. - Прим. ред.) : оказавшись на свободе, женщины демонстративно сжигают чёрные бурки, которые на них надели террористы-фундаменталисты. Трудно тут не вспомнить западных феминисток, которым приписывают сжигание лифчиков в знак протеста против патриархата - но, как и любая яркая медийная картинка, этот пример не отражает сложную действительность.


На русскоязычных мусульманских ресурсах часто осуждают девушек, у которых из-под платка видны волосы или нижняя часть подбородка: богословы считают , что эта область не является частью лица, а значит, должна быть закрыта, как и шея. «Правильный» хиджаб полностью закрывает всё, кроме лица, из-под него может торчать специальная облегающая шапочка, но волосы должны оставаться внутри. Например, ресурс «Ислам.ру» сообщает , что девушки, у которых видна шея, волосы и часть головы, «попадают под грех», если их видят посторонние мужчины. Вообще, на мусульманских форумах можно найти ответ на любой волнующий вопрос, в том числе из сферы бьюти: например, можно ли мусульманке красить ногти или нет (правильный ответ - нельзя, иначе омовение перед намазом не засчитывается).

Запрет или разрешение

Обозревательница DW Сабине Фабер уверена , что тотальный запрет паранджи, которую считают символом угнетения даже прогрессивные мусульманки, не решит проблему, а только усугубит её: когда такой закон вступает в силу, религиозные мужья просто запрещают жёнам выходить на улицу, и консервативное мусульманское сообщество ещё больше замыкается в себе. Та же ситуация с хиджабами в школах: запрещая девочкам приходить на уроки в платке, власти, по сути, лишают их возможности получить светское образование и сделать осознанный выбор. И если запрет на головные уборы, полностью или частично закрывающие лицо, ещё можно объяснить заботой о безопасности, то боязнь хиджаба, прикрывающего только волосы и шею, больше похожа на проявление нетерпимости, чем на борьбу с террористической угрозой.

Большинство демократических стран вынуждены постоянно балансировать между светскостью и свободой вероисповедания - и тут всё не совсем очевидно. Французские власти пошли дальше других, отвергая любую религиозную атрибутику, поэтому в школах платки запрещены, а право находиться на пляже в буркини мусульманкам удалось только через Верховный суд. В России такой запрет действует не везде: после недавнего скандала в сельской школе в Мордовии, где учителям запретили носить платки, парламент Чечни специальную поправку к закону об образовании, разрешающую школьницам приходить на занятия в хиджабе. Впрочем, ношение хиджаба в республике практически обязательно, а сам вопрос о платке для руководства Чечни - ещё и вопрос политического влияния.

Большинство россиян относятся к хиджабам спокойно: в этом году 50 % респондентов опроса ВЦИОМ , что нужно отменить запрет на ношение головных уборов, чтобы девочки-мусульманки могли спокойно учиться. Практика показывает, что запрет хиджаба порождает множество бытовых проблем - например, до официального разрешения фотографироваться на документы в головном уборе многие мусульманки в Татарстане просто отказывались получать паспорт.

Хотя в религиозных семьях хиджаб воспринимают как обязанность, многие женщины принимают решение «покрыться» самостоятельно - для них хиджаб становится своеобразным манифестом самостоятельности, идентичности и верности принципам. Для молодых мусульманок, живущих в западных странах, это и вовсе становится делом чести. После теракта 11 сентября и последовавшего за ним расцвета исламофобии в любой девушке в платке по умолчанию усматривают террористку - мусульманки считают своим долгом разрушить этот опасный стереотип.

В мире, где женское тело воспринимают как товар, желание скрыть свою красоту от посторонних кажется радикальным

У прогрессивных молодых мусульман, которых Шелина Джанмохамед окрестила «поколением М», есть свои ролевые модели - люди, которые разрушают стереотипы, не отказываясь от своей культуры: например, фехтовальщица Ибтихадж Мухаммад , которая первой среди американок выступила на Олимпиаде в хиджабе, или лауреатка Нобелевской премии Малала Юсуфзай. У мусульманского комьюнити есть свои мемы , паблики и каналы на YouTube, свои марки одежды и халяльные стартапы, музыка и модные клипы в духе «хиджаб-свэга»: например, певица Мона в своём зажигательном треке заявляет , что плевать хотела на хейтеров и не собирается ни перед кем отчитываться за свой хиджаб.

Исламская мода давно вышла за пределы тусовки « » и свои позиции во всём мире: Marks & Spencer взялись за буркини, DKNY, Mango и Tommy Hilfiger выпускают капсульные коллекции к Рамадану, Dolce & Gabbana делают специально для мусульманских стран линию абай, а «курс на скромность» взяли на подиумах в Милане, Париже и Нью-Йорке.

Если телевидение скорее демонизирует ислам, то социальные сети делают мусульманскую культуру ближе и понятнее: например, на видеоблог Айдан Мамедовой, которая с юмором отвечает на вопросы о своей религии, тестирует косметику и делится рассуждениями о жизни, подписано почти 150 тысяч человек, и далеко не все они мусульмане. Хиджаб-активистки предлагают женщинам примерить платок, чтобы почувствовать себя на месте мусульманок: как правило, девушки, впервые покрывшие голову, чувствуют себя на удивление комфортно.

Как бы парадоксально это ни звучало, хиджаб может быть и феминистским жестом: в своём популярном обращении Ханна Юсуф объясняет , что представление об «угнетённых восточных женщинах» - продукт снисходительного колониализма, а хиджаб может быть не только религиозным символом, но и способом выступить против культуры насилия. Желание скрыть свою красоту от посторонних - своеобразный ответ миру, где женское тело сексуализируют и воспринимают как товар. И все же радикальные феминистки считают привязанность к хиджабу проявлением стокгольмского синдрома. А умеренные просто поддерживают право женщин носить то, что им нравится - будь то брюки, крошечное бикини или чёрное покрывало. «Нет ничего освобождающего в том, чтобы покрываться, как и в том, чтобы показывать любые части своего тела. Настоящая свобода - в возможности выбирать», - резюмирует Юсуф.

Нурия

Я выросла в Уфе в семье хирурга и гинеколога, в школе училась в физмат-классе, слушала панк и хардкор, выросла на американских фильмах, европейских книгах. О религии, о национальности тогда даже не задумывалась. Потом поступила в НИУ ВШЭ на факультет социологии, и в

Москве мне постепенно дали понять, что я «не русская». Только тут я поняла, что татарка. Наверно, в этот момент я могла «обрусеть», сменить имя, слиться с большинством, но так получилось, что я, наоборот, начала интересоваться своими корнями, историей и религией народов Поволжья.

Начав изучать Коран, я была в шоке: там написано, что наша Вселенная расширяется, что наши небо (атмосфера) и земля изначально были единым «облаком», а потом были разделены, там описан процесс появления зародыша и ещё много всего. Тогда я почувствовала и поверила, что это учение не может быть творением человека, что это нечто несравнимо большее. Так я обрела веру, произнесла Шахаду, стала мусульманкой, начала читать намаз. Вопрос о хиджабе я восприняла как заботу Творца обо мне. Начала молиться, чтобы Всевышний помог мне покрыться так, чтобы это стало благом для моей нынешней жизни и следующей после смерти.

Сперва я надела тюрбан и начала носить закрытую одежду, потом постепенно закрыла шею платком. Тогда я ещё училась и жила в общежитии. Я там со всеми хорошо общалась, и моё решение «покрыться» восприняли нормально. Я рада, что училась именно во ВШЭ, там учатся и работают люди с большим кругозором. Понимают, что образ жизни человека необязательно должен совпадать с их собственным.

В хиджабе я ощущаю себя «под покровительством», защищённой от внешней суеты. Он даёт мне ощущение целостности, покоя

Я живу далеко от родителей, и они всё время беспокоятся обо мне. Когда я приехала к ним на каникулы в платке, конечно, они испугались, что я попала под влияние какой-то секты. Сами они люди не религиозные, об исламе судили в основном по новостям в телевизоре. Мама сказала, что ей стыдно выйти со мной на улицу, что я должна снять платок и быть «как все нормальные люди». Больше всего она боялась, что я не смогу найти работу. Когда я устроилась по специальности в крупную международную компанию, мама успокоилась.

В хиджабе я ощущаю себя «под покровительством», защищённой от внешней суеты. Он даёт мне ощущение целостности, покоя. Для мусульманина важно найти баланс между мирским и духовным, золотую середину. Для меня платок - маячок: когда у меня возникает желание его снять, я понимаю, что слишком погрузилась в мирское и нужно поработать над духовным.

Что бы ни говорили, завет мужчинам и женщинам закрывать своё тело от посторонних - один из элементов религии. Мне кажется, что у мусульманок, которые не носят платок, есть какой-то конфликт и дискомфорт либо внутри, либо с их окружением.

Когда у меня плохое настроение, мне кажется, что люди косо смотрят на меня, шепчутся за моей спиной. Когда у меня хорошее настроение, то даже когда рядом начинают громко говорить «вернулась бы в свой аул», я просто улыбаюсь им и иду дальше. «Шутки» про бомбу или терроризм отпускают в основном пьяные молодые люди. Мне кажется, что у нас в стране к любому человеку, который отличается от большинства, будут претензии. Дело даже не в хиджабе - люди найдут, к чему придраться.

Асия

Я приняла ислам четыре года назад, но покрылась не сразу, а где-то через год. И весь этот год я мучилась, понимая, что предписание покрываться такое же обязательное, как молитва пять раз в день - и оно касается не только мусульманок, но и вообще всех женщин. Это мудрость

Господа, его веление и милость для нас. Человек слаб и подвластен разным наущениям со стороны, поэтому и я не могла сразу покрыться - иногда завязывала что-то на голову, но это был не хиджаб. Потом я поехала в Марокко на месяц Рамадан, и там произошёл инцидент, связанный со здоровьем: мне физически было очень плохо, я сильно отравилась, и одновременно почувствовала себя ничтожной. Это может случиться с любым человеком: когда хорошо себя чувствуешь, кажется, что всё можешь, что для тебя нет преград, но когда тело даёт сбой, ты прекращаешь чувствовать себя всесильным. Я тогда совсем ослабла, и вдруг мне захотелось покрыться - я поняла, что без этого я не защищена, даже когда соблюдаю все остальные предписания моей религии. Я почувствовала, что раньше была лицемеркой, и сразу же надела хиджаб - вернулась в Москву в нём и больше не снимала.

Мои друзья и родственники отреагировали на удивление спокойно - ни с чьей стороны я не почувствовала агрессии. Я всегда не совсем тривиально, поэтому, наверное, многие восприняли хиджаб как часть какого-то нового образа, а лишних вопросов никто не задавал. По одежде, которую я носила раньше, я совсем не скучаю - все старые вещи уже раздала. Сейчас я думаю, что самовыражение через одежду и внешность - для тех, кто не может проявить себя иначе.

Иногда я еду в метро, и мне кажется диким, что не все женщины покрыты, что они показывают себя

Мне нетрудно соблюдать предписания ислама. Когда ты понимаешь, кто твой Создатель, осознаёшь, что на первом месте не твои мелкие дела, а благодарность богу, всегда найдёшь пять минут, чтобы помолиться. Люди тратят гораздо больше времени на абсолютно бесполезные дела. Молитва - вдохновение, в это время ты предаёшься тому, что действительно важно, и твоя маленькая жизнь приобретает смысл. Люди, которые считают, что это ограничение свободы, очень заблуждаются. Это и есть свобода - эта жизнь конечна, а следующая жизнь вечная, надо готовиться к ней.

Когда я покрыта, я чувствую себя защищённой. Не представляю, как бы я сейчас вышла на улицу без хиджаба. Нет никакой тоски по тому, чтобы мои волосы развевал ветер. Иногда я еду в метро, и мне кажется диким, что не все женщины покрыты, что они показывают себя. Ведь это предписание для всех: все религии говорят, что женщина должна быть как бы в коконе, должна быть закрыта. Хиджаб защищает женщин и от чужих взглядов, и от самих себя. Женщина ведь слабое существо, от неё больше всего смуты и грязи, и поэтому на нас лежит большая ответственность - не стоит выставлять свою красоту напоказ. Это универсальное правило - не временное, не национальное, не культурное. Для мужчин аналог хиджаба - это борода, символ мужественности и скромности.

Милана

Я приняла ислам совсем недавно, в сентябре прошлого года. Всё началось со знакомства с молодым человеком, который впоследствии стал моим мужем. Мне понравился его настрой, его менталитет, я задавала вопросы, и он стал рассказывать мне о своей религии. Я вспомнила, что лет пять

назад я задумывалась о том, чтобы принять ислам, но тогда это отошло на второй план на фоне других ярких событий в жизни. Чем больше я узнавала о исламе, тем больше понимала, что законы шариата сходятся с моим пониманием мира. Я нашла ответы на многие вопросы, которые меня мучили всю жизнь. Не прошло и двух месяцев, как я чётко поняла, что хочу принять ислам, и пришла в мечеть уже в хиджабе.

Моя семья отнеслась к моему решению очень негативно. Эта проблема актуальна для многих новообращённых мусульманок: многие спрашивают меня, что делать с реакцией близких, как с этим бороться, но я не знаю. Мои родные до сих пор не уважают мою религию и пытаются на меня давить, чтобы я вернулась к прежней жизни. Говорят, что я была амбициозной девушкой с большим будущим, а теперь стала ханжой. Это неприятно, и нужно много работать, в первую очередь над собой, чтобы преодолевать сопротивление и не отвечать негативом.

Когда я только собиралась принять ислам, у меня совсем не было денег, чтобы купить хиджаб. Когда моя подруга-мусульманка спросила, почему я медлю с покрытием, я рассказала, что это финансовая проблема, она посмеялась и подарила мне хиджаб. Я дошла в нём до дома - помню, что уже лежал снег и была почти зима, а дома сняла его и через пять минут уже вышла на улицу без хиджаба, просто в обычном платке. Потом было очень стыдно.

Когда я приняла ислам и вышла из мечети в хиджабе, я почувствовала себя чистой - как будто только что родилась. Раньше я замечала много заинтересованных взглядов, прикованных к моему телу, а начав носить хиджаб, стала замечать другие взгляды - уважительные. Хиджаб меня возвеличил, а не унизил, это очень интересное ощущение. В первую очередь он защищает от мужских взглядов - от тех, кто смотрит на тебя как на кусок мяса, а ещё хиджаб отгораживает от грехов окружающего мира.

К косым взглядам я отношусь очень спокойно: в прошлой жизни я была лысая, вся в пирсинге и татуировках, поэтому к переизбытку внимания привыкла

К косым взглядам я отношусь очень спокойно: в прошлой жизни я была лысая, вся в пирсинге, татуировках и часто выглядела, как Леди Гага, поэтому к переизбытку внимания привыкла. Однажды я хотела подойти к женщине на улице, чтобы спросить дорогу, а она не подпустила меня к себе, начала кричать и оскорблять. Это было смешно и чуть-чуть обидно.

Бывают приступы, когда смотришь старые фотографии и вроде хочется вернуться в «свободную» прежнюю жизнь - но когда спрашиваешь себя зачем, понимаешь, что в этом нет смысла. Для меня ислам - это истина, и даже если я сниму хиджаб, перестану молиться и держать пост, я останусь мусульманкой и не смогу от этого отказаться.

Думаю, что мировоззрение человека начинает формироваться очень рано, ещё до трёх лет. Если у меня будет дочь, я с детства объясню ей, что хиджаб - это обязанность, которая идёт на пользу ей самой. Думаю, при таком воспитании она сама захочет носить хиджаб, а дальше - посмотрим, как распорядится Всевышний, так и будет.

Мне, как многим девочкам, хочется постоянно покупать новые платки и одежду - но надо помнить, что расточительство - тоже порок. Платки я скручиваю в рулоны и кладу на полку пирамидкой. Самые экстравагантные из моих старых вещей я оставила себе и надеваю дома, для мужа - когда он приходит домой, я встречаю его очень красивая.

Раньше я профессионально занималась спортом, а сейчас взяла паузу, но в будущем планирую возобновить занятия пауэрлифтингом, хотя бы на любительском уровне. Буду заниматься в шароварах и толстовке или длинной спортивной тунике. Я занимаюсь тяжёлой атлетикой, там нет резких движений вроде бега или прыжков, так что такая одежда не стесняет движений.

Советский Союз внёс свои коррективы, поэтому сейчас гораздо больше распространён светский ислам - «мы всё знаем, соблюдаем основные правила, но верим в душе, поэтому не носим хиджаб». При этом в Кабардино-Балкарии, где я родилась, многие женщины начинают носить платок после замужества - это связано скорее не с религией, а с местной культурой. Традиция трансформировалась так, что платок обязательно носить не постоянно, а только при родственниках мужа: получается, что если ты живёшь со свекром и свекровью, то покрываешь голову постоянно, а если ездишь к родне раз в месяц - надеваешь раз в месяц.

Думаю, исторически хиджаб действительно связан с угнетением женщин (вспомнить хотя бы иранскую религиозную революцию), но если девушку никто не заставляет покрываться, а она сама этого хочет, дико ей это запрещать. Это её право. В моём регионе девочек не заставляют носить платок, но иногда они вырастают и приходят к этому сами. В конце концов, это просто элемент одежды, запретить хиджаб - это как запретить штаны. Но когда к этому принуждают, как, например, в Иране или в Чечне, где обязательно нужно покрывать голову, хиджаб действительно становится символом угнетения.

Думаю, исторически хиджаб действительно связан с угнетением женщин, но если девушку никто не заставляет покрываться, а она сама этого хочет, дико ей это запрещать

Радикальные мусульмане не считают светский ислам настоящим, и в чём-то они правы: светские мусульмане не живут по канонам, которые прописаны в Коране. Это на самом деле очень глубокая тема, о которой в двух словах не расскажешь. Для меня самой национальная идентичность всегда была важнее религиозной. Наверное, если бы я вышла замуж в селе и должна была носить платок перед родственниками мужа, я бы его носила, потому что это дань уважения традиции. Многие женщины на Северном Кавказе носят платок, но это не хиджаб - они просто завязывают его узлом сзади, видны волосы. Часто взрослые женщины разрешают невесткам не носить платок при родне, если они не хотят. Конечно, религиозные люди на это могут сказать, что они живут неправильно и сгорят в аду, но на Кавказе учат ещё и уважать старших - так что тут сталкиваются две установки.

Сейчас вообще трудно чем-то удивить: у меня есть знакомая, которая раньше носила дреды и курила втайне от родителей, а теперь ходит в хиджабе, есть и обратные случаи - когда женщины снимают платок. Часто это бывает как раз после того, как они расходятся с радикально религиозными мужчинами: когда муж уходит в горы боевиком, жена понимает, что что-то пошло не так, и постепенно отказывается от хиджаба. У меня есть знакомая, которая обычно не носит хиджаб, но надевает специальный чёрный балахон с капюшоном на время намаза. Так же поступает моя тётя - она вся такая светская, покрасилась в блондинку, но делает намаз и на это время покрывает голову. Религиозные ребята говорят, что так нельзя: по идее, ты должен в обычной жизни выглядеть так же, как во время молитвы, чтобы тебе никогда не было стыдно показаться перед богом.

Мусульман стыдят вообще за всё - например, если ты куришь и делаешь намаз, тебе скажут, что ты лицемер. Мне кажется, это неправильно, потому что так ислам никогда не адаптируется: обвиняя человека в лицемерии за любые несоответствия строгой норме, его только подталкивают к радикализму.

Фотографии:
Люба Козорезова

Макияж:
Фариза Родригес

Иллюстрации и верстка:
Даша Чертанова

ПРОДЮСЕР:
Катя Старостина

1. Я думаю, что носить хиджаб не обязательно.

Когда человек уверовал в Аллаха и признал своей религией ислам, он принимает его как систему и образ жизни. Верующий человек не может принимать одну часть религии и отказываться от другой. Хиджаб – предписание ислама, и верить в Аллаха – значит стремиться к исполнению Его предписаний. В Коране сказано: «Когда верующих зовут к Аллаху и Его посланнику, чтобы он рассудил их, они говорят: «Слушаем и повинуемся!» Именно они являются преуспевшими» (24:51).

2. Мои родители против того, чтобы я носила хиджаб, я не могу их не слушаться.

Девушка не может ослушаться родителей, но может ослушаться Аллаха? Кто создал вас и ваших родителей? Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Нет послушания творениям в ослушании Творца».

Послушание должно быть, но только тогда, когда оно не идет вразрез с предписаниями Всевышнего:

«А если они будут сражаться с тобой, чтобы ты приобщил ко Мне сотоварищей, о которых у тебя нет знаний, то не повинуйся им» (31:15).

3. Моя работа не позволяет мне ходить в хиджабе.

Мусульманке не предписано выходить из дома в неподобающей одежде, каждая мусульманка должна знать, что представляет собой мусульманское одеяние и стараться придерживаться его, стремясь к довольству Аллаха. Если работа не позволяет этого, то следует найти другую работу, так как работодатель должен ценить вас за ваши знаки и навыки и не ущемлять ваши религиозные права. Обретя искреннее намерение, Аллах не оставит вас и ниспошлет решение.

«Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» (65:2-3).

4. В хиджабе очень жарко.

Шайтан стремится отвести женщину от пути истины всяческими способами, нашептывая свои наущения, и она начинает искать оправдания во всем. Хиджабы бывают разных материалов и тканей, в которых не только не жарко, но они спасают от жары. Внешние трудности – это лишь испытания нашей веры, в каком направлении мы сделаем свой выбор.

5. Я боюсь, что если надену хиджаб, то потом сниму его.

Если бы люди руководствовались подобной логикой, они бы никогда не совершали поклонение. Люди не совершали бы намаз, боясь оставить его в будущем. Надеть хиджаб – это не действие, связанное с внешним завязыванием платка, это внутреннее состояние, мировоззрение и позиция, обретя которые не так то и просто от них отказаться. Возможно, по–началу существует определенный страх, тем не менее. Если вы будете придерживаться руководства и предписаний, то несомненно познаете сладость веры и не захотите пренебрегать предписанием Всевышнего.

6. В хиджабе я никогда не найду мужа.

Разве вы хотите в мужья того, кто не хотел бы следовать пути, предписанным Всевышним? Любой верующий мужчина хочет в жены праведную жену, с которой он бы смог построить семью, которой был бы доволен Аллах. Если вы мечтаете о счастье в браке, о семье, которой бы был доволен Аллах, вы должны следовать Его предписаниям и обрести праведного человека, который укреплял бы и поддерживал бы вас в вере. Каждый находит то, к чему стремится, и в хиджабе вы найдете именно того, для кого вера играет первостепенную роль.

7. Я не могу прятать красоту, которой Аллах благословил меня.

Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны (24:31).

Хиджаб не способен скрыть красоту женщины, он лишь показывает ее в той мере, которая предписана мудростью Всевышнего.

8. Я надену хиджаб, когда того захочет Аллах.

Разве Аллах не захотел этого, когда сделал вас мусульманином и ниспослал Свое руководство?

9. Я еще молода, я надену хиджаб, когда буду старше.

Вы можете гарантировать свою жизнь наперед и быть уверенным, что доживете до определенного возраста? Нет, никто не может, никто, кроме Аллаха, не знает, сколько человеку отведено, поэтому, думая, что вы наденете хиджаб в определенный день, вы не знаете наступит ли этот день вовсе.

10. А что подумают люди?

И наверно, одна из самых значимых причин, почему девушки бояться хиджаба – это мнение окружающих, кто и что подумает. Хиджаб – это поклонение, которое не подчиняется мнению людей и их собственному выбору, так как они установлены самим Всевышним Аллахом. На пути к довольству Всевышнего и в надежде на Его милосердие и успех в джаннате, человеку приходится делать выбор в ту или иную сторону. Определите прерогативы и придерживайте того, что действительно важно для вас.

В крупных городах европейской части России встречается всё больше женщин в традиционной восточной одежде - хиджабе.

«Мода на мусульманскую одежду захлестнула Татарстан в последние 15 лет, сейчас около трети мусульманок носят хиджаб, во всех семьях девочек готовят к такому стилю одежды», - рассказывает дизайнер Лейсан Хазиева. Она шьёт наряды, основываясь на канонах шариата, но вместе с тем - учитывает тенденции современной моды. Каждый день женщина приходит в свою творческую студию: здесь она встречается с клиентами, придумывает наряды. В месяц дизайнер шьёт около пяти нарядов.

В семилетнем возрасте Лейсан взяла в руки иголку и с тех пор с ней не расставалась. «Каким будет платье, зависит, конечно же, от того, куда девушка собирается идти. Существует специальная одежда для встречи гостей, чтения намаза, выхода в свет. Я шью, в основном, наряды для никаха - мусульманской свадьбы», - объясняет мне женщина, вырезая тонкую ткань по готовым лекалам.

Платок круче любой причёски

По законам ислама, верующая женщина должна закрывать все части тела, кроме лица, кистей рук и стоп. Одежда должна прятать в том числе шею, предплечья, уши и вдетые в них серьги. Если на Западе женщины носят паранджу, то в России - надевают длинные наряды и прикрывают голову платком, шарфом, либо палантином. «Я надела платок три года назад, - продолжает рассказывать мне Лейсан. - Сначала это было для эпатажа и красоты, хотя сейчас я начала приходить к Исламу. Для меня платок - круче любой причёски. Волосы всегда будут такими же, а палантинов у меня 46 - и каждый раз я могу завязывать их по-разному». По словам Лейсан, головной убор всегда подбирается к платью и не должен просвечивать. Существует несколько сотен видов завязывания платков, но дизайнер изобрела свою конструкцию с пуговками и петельками, чтобы он не развязывался.

Она признаётся, что любовь к моде началась с первых кукольных платьев. Уже в школе Лейсан шила наряды для себя, своих подруг и родных. Ещё до поступления в Техникум лёгкой промышленности научилась вышивать, вязать. «В 2009 году я отвела маленькую дочку на мастер-класс по вышиванию. Ей, конечно, не понравилось, так как она больше похожа на отца-гуманитария, всё время читает. А вот я загорелась этим искусством и создала свою первую детскую коллекцию», - рассказывает Лейсан.

В моде шифон, шёлк нежных тонов и яблоневые цветы

Каждый день Лейсан обходит магазины тканей в поисках подходящих материалов: зимой предпочитает использовать шерсть и вискозу, чтобы было и тепло, и уютно, а летом - шифон, атлас, шёлк, лён и хлопок. Итоговая стоимость сшитых ею нарядов колеблется от 8 до 12 тыс. рублей.

Дизайнер говорит, что наряды молодых девушек и степенных ханум («госпожа» с татарского - прим. автора) отличаются. Молодёжь предпочитает носить удобные, лёгкие туники с брюками, приталенные наряды, спортивную одежду, максимально подстраиваясь под современную моду. Женщины средних лет надевают длинные широкие юбки и платья. В день свадьбы мусульманки любят украшать себя разнообразными цветами из ткани. Чаще всего это яблоневые цветы нежно розовых и белых тонов.

«Женщина всегда должна быть ухожена и элегантна. Конечно, сегодняшние мусульманки немного отступают от традиций, иногда заказывают полуприлегающую одежду. Повседневная одежда девушек почти ничем не отличается от «обычной»: носят даже висячие брюки с „мотнёй“», - говорит дизайнер. Лейсан рассказывает, что в костюме также не допустимы слишком яркие, вызывающие цвета, поэтому большинство её клиенток предпочитают светлые нежные тона: белый, голубой, фиолетовый. Сейчас мастер трудится сразу над двумя коллекциями - «Шахерезада» в стиле де люкс и повседневной одежды в стиле casual.

Аллах скрывает женщину от злых глаз

Продавщица торгового центра на одной из центральных улиц Казани, русская 29-летняя девушка пришла к исламу четыре года назад и изменила имя на восточное - Хадижа. «Одежда, учитывающая нормы шариата, - это только маленькая часть ислама. Важно душой и телом верить в Аллаха, молиться пять раз в день, поститься, не грешить», - рассказывает она, провожая по торговым рядам.

К «закрытому» стилю одежды она относится спокойно и не считает это самым важным в вере. «Женщине необходимо надевать хиджаб после достижения половой зрелости, - говорит Хадижа. - Ношение платка обязательно, но тем не менее не относится к пяти столпам религиозной практики и шести столпам веры. Таким образом, мусульманка без платка остаётся мусульманкой, но её обязательная религиозная практика неполноценна».

По словам Хадижы, товар в магазины Казани поступает из Саудовской Аравии, Египта и Турции. Стоимость повседневной одежды колеблется от 1000 до 3500 рублей, а праздничной - до 7000 рублей. По торговым рядам развешаны платки, палантины, шарфы, есть также вариации - так называемые амирки, восьмёрки, султанки, подшарфики.

Восточная женщина может появляться без платка только перед махрамами (кровные или молочные родственники, за которых женщина не имеет права выходить замуж). «Также мусульманкам запрещается ходить на каблуках, - строго говорит Хадижа. - Чтобы не привлекать внимания мужчин». Хадижа признаётся, что когда надевает платок, чувствует себя защищённой. «Хиджаб - это не попытка скрыть внешность, как думают многие. Таким способом Аллах скрывает женщину от злых глаз, препятствует супружеской неверности, потому что женщина предстаёт во всей красе только перед своим избранником. Акцентируется не внешняя, а внутренняя красота». Мигранткам, которые едут работать в Россию, разрешено фотографироваться на документы в хиджабах. Допускается фотографирование в головных уборах, не скрывающих овал лица людей, религиозные убеждения которых не позволяют показываться перед посторонними без головного убора. Не допускается фотографирование в верхней одежде, шарфах, закрывающих часть подбородка.

Никаких духов, туши и лака для ногтей

Девушка с восточной внешностью предлагает нам купить аромамасла с ароматом «Kenzo» и объясняет, что «мусульманам нельзя пользоваться духами, так как в их составе есть спирт».

Здесь же продают сурьму и хну, которую рекомендуют вместо обычной косметики. Оказывается, пользоваться тушью для ресниц и лаком для ногтей нельзя, потому что «они не пропускают под себя воду, когда мусульманки пять раз в день совершают омовение (тахарат) перед молитвой». Продавщицы признают, что мусульманки на сегодняшний день, как изгои: их не принимают большинство работодателей, во многих регионах России относятся пренебрежительно и боятся. «Я мечтаю о том, чтобы нам дали свободу одеваться так, как мы хотим, и работать там, где желаем. Ислам учит добру и милосердию, не стоит относиться к нему пренебрежительно, основываясь на действиях преступников, прикрывающихся верой».

Наряды для царицы

В апреле 2012 на Всероссийском конкурсе дизайнеров мусульманской и национальной одежды наряды из роскошной коллекции Лейсан Хазиевой «Сююмбике» (посвящённой правительнице Казанского ханства в XVI веке), украшенные национальной вышивкой ручной работы, получили Гран-при в номинации «Профессионал». Дизайнер трудилась над своими пятью нарядами несколько месяцев. «Я совместила здесь мусульманские традиции с деталями национальной одежды татар, так как наш этнический костюм очень близок к одежде, отвечающей нормам шариата», - говорит Лейсан. Платья со стоячим воротником и вырезом на груди, с многочисленными воланами сшиты из однотонного шёлка.

«Одежда должна быть не прозрачной и не просвечивающей, чтобы скрыть цвет кожи», - поясняет дизайнер. Поверх одного из самых красивых платьев - коричневого - надевается камзол, жилет либо кафтан, а на голову - шапочка из меха норки. Другой костюм - светло-зелёный - выглядит празднично: его дополняет нагрудное украшение на матерчатой основе «изю», обрамляющее и закрывающее грудной разрез. Это закруглённый нагрудник из полосок ткани, вышитый бисером и стразами Swarovski. Платья с такой вышивкой становятся очень тяжёлыми, до 3-4 кг.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама