THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада, тема: «Кукла Маша»

Программное содержание:

Закреплять знания детей о животных, звукоподражать им, узнавать на карточках и показывать их;
Учить действовать по команде воспитателя;
Слушать стихотворный текст и выполнять соответствующие движения;
Учить отгадывать загадки;
Развивать мышление, сообразительность, память.
Вызвать положительные эмоции.

Материалы:

Новая кукла;
Карточки с изображением животных на каждого ребенка.

Ход занятия:

Захожу в группу с новой куклой. Обращаю внимание детей на нее.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Это кукла Маша. Посмотрите, какая она нарядная. Давайте с ней поздороваемся. (дети здороваются, кукла им отвечает).

Читаю стихотворение:

К нам пришла в нарядном платье,
С белым бантом кукла Маша,
С нами вместе поиграть,
С нами вместе поплясать.

Хотите поиграть с куклой? Становитесь в кружок и давайте потанцуем. (звучит музыка).

Дети хлопать все умеют.
Своих ручек не жалеют.
Вот так, вот так,
Своих ручек не жалеют.
Детки топать все умеют.
Детки топать все умеют.
Вот так, вот так,
Своих ножек не жалеют.
А теперь мы все пойдем
И дружно все плясать начнем.
Вот так, вот так,
И дружно все плясать начнем.

Молодцы! Кукле Маше очень понравилось с вами играть и веселиться, и она хочет рассказать вам об одной своей прогулке. Хотите послушать? Тогда садитесь за столы, посмотрите на карточки, которые на них лежат, и найдите куклу. Покажите карточку нам с Машей. Молодцы! Положите карточку возле себя на стол и давайте слушать рассказ.

Однажды наша кукла Маша приехала в деревню, в гости к бабушке. Во дворе ее встретила… Угадайте, кто?

Живет под крылечком,
Хвост колечком,
Громко лает,
В дом не пускает.

Кто встретил Машу? Правильно, собачка, а зовут ее Жучка. «Здравствуй, Жучка», - сказала Маша и собачка ответила ей: «Гав-гав-гав!». Решила кукла Маша прогуляться к речке и вдруг на лугу встретила…

Полем идет, травку жует,
Деткам молоко дает.
Мычит: «Му-му-му»,
Кто это? Не пойму.

Кого увидела Маша? Конечно корову Буренку. «Здравствуй, Буренка» - сказала Маша и Буренка промычала ей в ответ: «Му-му-му». Подошла Маша к речке и увидела в воде красивую, яркую рыбку. «Здравствуй, рыбка» - поприветствовала ее Маша, но рыбка ничего ей не ответила, а только вильнула хвостиком и уплыла. Маша очень расстроилась, что рыбка не захотела с ней разговаривать, загрустила и пошла домой, как вдруг на дорожке увидела, что кто-то прыгает ей на встречу.

Скачет, скачет по дорожке,
Скачет, вытянувши ножки.
Увидала комара и сказала:
Ква-ква-ква.

Как вы думаете, кого встретила наша кукла Маша? Да, правильно, она встретила лягушку – квакушку. «Здравствуй, лягушка», - вежливо поздоровалась с ней Маша. «Ква-ква-ква», - ответила квакушка. Маша поинтересовалась у лягушки, не знает ли она, почему рыбка не захотела с ней разговаривать и лягушка обьяснила, что рыбки не умеют разговаривать, они всегда молчат. Идет Маша по дорожке к дому и вдруг слышит «Пи-пи-пи». Посмотрела она по сторонам и увидела:

Маленький желтенький комок,
Мама – курочка, а папа – петушок.
Угадай-ка, кто этот дружок?

Ну конечно же, это маленький желтенький цыпленок. Он потерялся. Маша взяла его на руки и быстрее понесла домой.

Понравилась вам Машина история? Давайте вспомним, кого наша кукла встретила в деревне?

Сначала она встретила собачку Жучку. Как лает Жучка? Найдите карточку с собачкой и покажите нам с куклой. Молодцы!

А затем на лугу кукла встретила корову Буренку. Как поздоровалась с Машей коровка? Да, она ответила ей «Му-му-му». Покажите карточку с коровкой. Умницы, положите ее возле собачки и коровки.

В речке кто плавал? Конечно, конечно рыбка. Она ответила Маше? Нет, не ответила, потому что рыбки не разговаривают. Найдите карточку с рыбкой. А теперь давайте с вами покажем кукле, как мы можем изображать рыбок (дети надувают щеки, складывают ладошки вместе (хвостик), и показывают «рыбок»). Очень красивые у вас получились рыбки, нам с куклой они понравились.

Кого еще Маша встретила на дорожке? Да, лягушку-квакушку. Как лягушка поздоровалась с Машей. Она сказала ей «Ква-ква-ква». Найдите карточку с лягушкой, покажите ее кукле, и положите теперь на стол.

Ну а кто потерялся и пищал? Конечно же, цыпленок. Как он пищал? Найдите цыпленка и покажите его. Молодцы. Вы всех Машиных друзей назвали и показали правильно.

В пособии представлены примерные планы занятий по развитию речи и приобщению детей 2–3 лет к художественной литературе; даны рекомендации по организации и проведению занятий.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

2-е издание, исправленное и дополненное.

Валентина Викторовна Гербова
Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий

От автора

Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и прежде всего от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.

Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.

Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В. В. Гербовой "Развитие речи в детском саду", "Приобщение детей к художественной литературе" (М.: Мозаика-Синтез, 2005).

Пособие "Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада", написанное в рамках "Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников на занятиях. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).

Особенности развития речи детей третьего года жизни

На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием своей самостоятельности. Дети пытаются действовать как взрослые, но они по-прежнему нуждаются в оценке своей деятельности старшими. Малыши внимательно слушают объяснения взрослых и сами начинают часто обращаться к ним с вопросами. ("Что это?", "Как?", "Зачем?", "Где?") Дети получают новые впечатления, что является необходимым условием их психического развития.

Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками – важнейшая задача педагогики раннего возраста.

Частое обращение ко взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространенные предложения.

Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется. С ее развитием точнее и осмысленнее становится восприятие ребенком предметов и явлений. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи. Малыши начинают делать первые самостоятельные выводы. Но так как опыт детей еще ограничен, а знания недостаточны, то, делая обобщения, малыши нередко ориентируются на случайные признаки (например: "Это паркет", – объясняет воспитателю мальчик 2 лет 6 месяцев, увидев на картинке черепаху и водя пальцем по ее панцирю. Его сверстник уверен, что на картинке – "часики такие" (очки)).

Однако способность к различению и обобщению в этот возрастной период постоянно совершенствуется. Дети независимо от цвета, формы, величины узнают знакомые предметы в разнообразной жизненной обстановке, что часто вызывает затруднения у ребят второго года жизни. Рассматривая игрушки, картины, иллюстрации, они безошибочно называют знакомые объекты. У детей третьего года жизни формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный воспитателем. ("Чашка – это посуда. Из чашки пьют"; "Это растет на грядке. Это морковочка".)

Малыши способны слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять простые словесные поручения. Двухлетние дети овладевают умением понимать несложный рассказ взрослого о событиях, не имевших места в их личном опыте. Они легко запоминают и повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые фразы, рифмовки.

Качественно меняются отношения между пониманием и активной речью. Если раньше о понимании ребенком речи взрослого приходилось судить по его двигательным ответам (выполнению просьбы, поручения: покажи, принеси, сделай то-то), то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей деятельностью малыша (и выполняет функцию воспроизведения), об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.

Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса. Е. Аркин в книге "Дошкольный возраст" (М., 1948) приводил данные о росте словаря ребенка: в 2 года – 300 слов, в 3 года 6 месяцев – 1100 слов. В дальнейшем исследователи детской речи не раз подтверждали эти цифры, указывая, что к трем годам словарь ребенка достигает 1000–1200 слов. В составе его словаря имеются почти все части речи (существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения; служебные слова (союзы, предлоги, частицы); междометия).

На третьем году жизни дети начинают интенсивно использовать глаголы и местоимения. Ученые объясняют это возрастанием активности ребенка, расширением его контактов с окружающими.

Встречающиеся в речи детей прилагательные характеризуют в основном размер предмета (большой – маленький), его цвет. Вместе с тем малыши начинают замечать и отражать в своей речи принадлежность предмета тому или иному лицу (мамин, Сережин, дядин); могут характеризовать состояние, которое испытывают (голодный, мокрый); передавать свои эстетические переживания (чистенький, красивый).

Говоря о наличии в речи детей наречий и прилагательных, следует заметить, что этими частями речи они только начинают овладевать. Малыши осваивают простейшие, недифференцированные пространственные, временные и другие отношения, выраженные словами: там, тут, потом, такая, вот какая и пр. При освоении более точных, дифференцированных отношений и качеств дети испытывают трудности и нуждаются в помощи воспитателя. (Вследствие недостаточно эффективной педагогической работы наречия и прилагательные, с помощью которых выражаются дифференцированные отношения и качества, могут появиться в речи детей только в старшем дошкольном возрасте.)

Говоря о характерном для детей этого возраста интенсивном количественном и качественном росте словаря, исследователи указывают на наличие трех уровней усвоения слов – названий предметов, действий, качеств, отношений:

1-й уровень: ребенок понимает слово, но не использует его в речи;

2-й уровень: ребенок узнает и называет предмет (действие, качество и пр.) лишь в привычных сочетаниях, условиях ("ножницы нужны, чтобы стричь ноготки");

3-й уровень: ребенок понимает и правильно использует слово-название в любых доступных его пониманию связях и отношениях.

Проводя словарную работу, выбирая те или иные приемы и методы, воспитатель должен учитывать, что от того, насколько хорошо ребенок знаком с объектом (действием, качеством и т. п.), зависит понимание и использование им в речи соответствующего слова, обозначающего данный предмет (действие, качество и т. д.).

Наряду с фактом очень быстрого пополнения словаря (с 2 до 3 лет он увеличивается в 3–4 раза, в дальнейшем же его пополнение протекает медленнее и относительно равномерно) речь детей данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка – овладение его грамматической структурой.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеобразовательного вида «Родничок» с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников

п. Гирсово Юрьянского района Кировской области

Календарно-тематическое планирование коммуникация (развитие речи)

в 1 младшей группе

на 2013 - 2014 учебный год

п.Гирсово 2012

Пояснительная записка

Перспективное планирование в 1-ой младшей группе коммуникация (развитие речи) ведется по Основной общеобразовательной программе дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по физическому направлению. Программа соответствует современным задачам дошкольного образования, предусматривает всестороннее развитие ребенка на основе его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей. Программа разрабатывается, утверждается и реализовывается в образовательном учреждении на основе Устава МДОУ, Временных требований Министерства образования, Закона РФ об образовании, Сан Пин 2.4.1.3049-13 постановление от15.05.2013г. Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с образовательными программами. Образовательные программы реализуются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Направление «Познавательно-речевое развитие»

Образовательная область «Коммуникация»

В образовательном процессе по развитию речи используются методические пособия:

Примерная основная общеразвивающая программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2011г.

Карпухина Н.А. «Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада» Воронеж,2008;

Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада» - М.: Мозаика-Синтез, 2008. 112 с.

Затулина Г.Я. «Конспекты занятий по развитию речи. Первая младшая группа» - М.: Центр педагогического образования, 2008. 160 с.

Задачи на год:

  1. Развивающая речевая среда:

Способствовать развитию речи как средства общения;

Давать детям различные поручения;

Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки;

Рассказывать детям об интересных событиях, впечатлениях.

2. Формирование словаря:

Развивать понимание речи и активизировать словарь;

Учить детей по словесному показу находить предметы;

Обогащать словарь детей;

Способствовать употреблению усвоенных слов.

3. Звуковая культура речи:

Упражнять детей в отчетливом произношении изолированных гласных и согласных звуков;

Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания;

Формировать умение пользоваться высотой и силой голоса.

4. Грамматический строй речи:

Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени;

Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов.

5. Связная речь:

Помогать детям отвечать на простейшие вопросы;

Поощрять попытки детей рассказывать о событиях из личного опыта, по картине, игрушке;

Учить слушать небольшие рассказы.

Промежуточные результаты:

2. Сопровождать речью игровые и бытовые действия.

3. Слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Адаптация детей

Цель: «В гости к детям».

Цель: Знакомство детей с элементарной этикой приветствия. Развивать коммуникативные способности. Воспитывать навык культурного общения.

Карпухина Н.А., с. 10

Цель: «Собачка».

Цель: Учить определенному темпу и ритму речи. Развивать голосовой аппарат. Воспитывать уважительное отношение к животным.

Карпухина Н.А., с. 81

Цель: «Катя, Катя».

Цель: Формировать звуковую сосредоточенность, выполнять движения. Развивать ориентировку в пространстве. Воспитывать коммуникативные отношения.

Карпухина Н.А., с. 81

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Октябрь

Цель: «Большой, маленький».

Цель: Учить звукопроизношению. Развивать голосовой аппарат (сила). Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Воспитывать

Карпухина Н.А., с. 83

Цель: «Кошка».

Цель: Закреплять навык определенного темпа и ритма речи. Развивать умение отвечать на вопросы. Воспитывать любовь к животным.

Карпухина Н.А., с. 82

Цель: «Скачет зайка».

Цель: Учить детей понимать действия (ищет, нашел, ест). Формировать активный словарь. Воспитывать дружеские отношения во время игры.

Карпухина Н.А., с. 84

Цель: «Кто что ест?», «Скажи "а"».

Цель: Учить слушать сказку. Активизировать речь детей, отчетливо произносить звук «а». Воспитывать бережное отношение к окружающим.

Гербова В.В., с. 33-34

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Ноябрь

Цель: Игры и упражнения на звукопроизношение (звук "у"). Чтение песенки «Разговоры».

Цель: Закрепить правильное произношение звука «у». Развивать умение слушать пояснения. Воспитывать дружеские отношения.

Гербова В.В., с. 37-38

Цель: Д/и «Кто пришел? Кто ушел?».

Цель: Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя. Формирование грамматического строя речи. Развивать внимание. Воспитывать бережное отношение к окружающим.

Гербова В.В., с. 41-42

Цель: Д/упражнение «Ветерок». Чтение стихотворения А. Барто «Кто как кричит».

Цель: Развитие речевого аппарата (дыхание). Совершенствовать речевой слух. Познакомить со стихотворением-загадкой. Воспитывать умение отгадывать загадки.

Гербова В.В., с. 42-43

Цель: Д/и «Это я придумал». Чтение русской народной потешки «Пошел котик на торжок».

Цель: Учить формировать фразовую речь, познакомить с народной песенкой. Развивать внимание, память. Воспитывать интерес к фольклору.

Гербова В.В., с. 43-44

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Декабрь

Цель: Д/и на произношение звуков «м-мь», «п-пь», «б-бь». «Кто ушел? Кто пришел?»

Цель: Учить четко произносить звуки «м-мь», «п-пь», «б-бь». Развивать слуховое восприятие, память, внимание. Воспитывать желание участвовать в игре, проявлять активность.

Гербова В.В., с.52-56

Цель: «Баю-бай, ты, собачка, не лай!».

Цель: Учить детей договаривать слова в коротких стихах. Развивать внимание, память, умение действовать по указаниям воспитателя. Воспитывать интерес к чтению потешек.

Затулина Г.Я., с. 61-62

Цель: Рассматривание картины «Дед Мороз».

Цель: Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы по содержанию, активизировать словарь. Развивать восприятие, внимание, память. Воспитывать желание рассматривать сюжетные картинки.

Гербова В.В., с. 59

Цель: «Мишка пьет горячий чай».

Цель: Учить Подражать действиям взрослых, отвечать на вопросы. Формировать грамматический строй речи. Воспитывать эстетические чувства.

Карпухина Н.А., с. 92

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Январь

Цель: «Праздник елки в детском саду».

Цель: Учить рассматривать картину, соотносить изображение с речевым текстом. Развивать наблюдательность, словарный запас. Воспитывать эмоциональные чувства радости от увиденного.

Карпухина Н.А., с. 94

Цель: «Узнай, что это и назови» 0 д/игра.

Цель: Учить узнавать предметы ближайшего окружения на картинке, активизировать словарь. Развивать внимание, память. Воспитывать интерес к окружающим предметам.

Затулина Г.А., с. 62-64

Цель: «Кукла в ванночке не плачет».

Цель: Учить детей формировать активный словарь. Развивать моторику пальцев. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Карпухина Н.А., с. 94-95

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Февраль

Цель: «Кто как кричит?».

Цель: Учить детей звукоподражанию, продолжать знакомить с домашними животными. Развивать умение слушать чтение. Воспитывать бережное отношение к животным.

Карпухина Н.А., с. 95-96

Цель: «Как мы птичек кормим» - составление рассказа. Упражнение на звукопроизношение.

Цель: Учить детей следить за рассказом воспитателя. Укреплять артикуляционный аппарат. Развивать внимание, память. Воспитывать интерес к птицам, желание их подкармливать.

Гербова В.В., с. 66-67

Цель: «Теремок».

Цель: Учить слушать сказку без наглядного сопровождения. Развивать внимание, память, умение воспринимать фразы. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Гербова В.В., с. 66

Цель: «Машины».

Цель: Расширять представление детей об окружающем. Развивать остроту слухового восприятия. Воспитывать интерес к труду водителя.

Карпухина Н.А., с. 97

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Март

Цель: «Мамина коробочка».

Цель: Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, активизировать словарь названиями предметов, действий. Развивать внимание, познавательные интересы. Воспитывать внимание и интерес к маминым делам.

Затулина Г.Я., с. 109-110

Цель: «Бальзамин».

Цель: Познакомить детей с комнатным растением и его частями, активизировать словарь. Развивать восприятие, внимание, наблюдательность, умение отвечать на вопросы по ходу рассматривания. Воспитывать интерес к комнатным растениям, желание за ними ухаживать.

Затулина Г.Я., с. 122-123

Цель: «Дети обедают».

Цель: Учить детей рассматривать сюжетную картинку, формировать зрительное восприятие. Развивать умение слушать сопроводительный текст и пояснения, расширять активный словарь. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Карпухина Н.А., с. 100-101

Цель: «Как машина зверят катала» - игра-инсценировка.

Цель: Учить детей участвовать в инсценировке. Развивать способность следить за действиями педагога. Воспитывать умение звукоподражания.

Гербова В.В., с. 77-78

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Апрель

Цель: Рассматривание иллюстрации к произведению К. Чуковского «Путаница». Д/упражнение «Что я делаю?».

Цель: Учить детей рассматривать рисунки в книжках, активизировать в речи детей глаголы, противоположные по значению. Развивать память, внимание. Воспитывать интерес к книгам, рисункам.

Гербова В.В., с. 76

Цель: «Села птичка на окошко».

Цель: Учить понимать художественный текст. Развивать чувство ритма. Воспитывать любовь к малым формам фольклора.

Карпухина Н.А., с. 103-104

Цель: «Я ищу детей, которые полюбили бы меня» - д/упражнение.

Цель: Учить детей рассказывать о том, как они будут играть с новой игрушкой. Развивать речевую активность. Воспитывать в детях умение различать взрослых и сверстников по половому признаку.

Гербова В.В., с. 81

Цель: «Веселая одежда».

Цель: Продолжать знакомить детей с предметами одежды, обуви, головных уборов, узнавать их на картинках, активизировать словарь. Развивать внимание, память, формировать элементы наглядно-образного мышления. Воспитывать навыки самообслуживания при одевании.

Затулина Г.Я., с. 141-142

1 неделя

2 неделя

3-4 неделя

Цель: «Наш участок весной».

Цель: Учить детей находить приметы весны на своем участке, активизировать словарь детей. Развивать внимание, память, наблюдательность. Воспитывать интерес к объектам живой природы.

Затулина Г.Я., с. 143-144

Цель: «Узнай меня» - д/игра.

Цель: Учить рассматривать игрушки, изображающие животных, выделять основные признаки. Ввести в словарь детей слова, обозначающие настроение: «грустный», «веселый». Развивать восприятие, внимание, память, умение игре. Воспитывать эстетические чувства - сопереживание, радость.

Затулина Г.Я., с. 131-132

Диагностика детей

Занятие для детей 2-3 лет «Веселое путешествие»

Задачи приоритетной образовательной области:
«Речевое развитие» - активизировать речь и обогащать словарь; развивать умение слушать и воспроизводить слова; воспитывать любовь к родному языку.
Задачи ОО в интеграции:
«Познавательное развитие» - формировать представление об окружающем мире.
«Физическое развитие» - развивать мелкую моторику пальцев и координацию рук; двигательную активность.
«Социально-коммуникативное развитие» - воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам,
Оборудование: игрушки – зайка, петушок, курочка с цыплятами, кукла; поезд из стульев; муляжи – фрукты и овощи; чудесный мешочек, музыкальное сопровождение
Целевые ориентиры: активно взаимодействует с взрослыми и сверстниками, умеет слушать и слышать. Обладает начальными знаниями об окружающем мире.

Ход непосредственной образовательной деятельности

Дети находятся в свободной игровой деятельности.
Воспитатель: Дети, а у вас сегодня хорошее настроение? А как же мы это сможем друг другу показать? (Дети улыбаются). Интересно, а можно ли подарить своё настроение другому человеку?
Дети: Да!
Воспитатель: Предлагаю подарить свои улыбки всем гостям. (Дети дарят свои улыбки). Молодцы!
Воспитатель: Детки, а давайте все вместе отправимся в интересное путешествие, а поедем мы на поезде, все вместе.
Нам нужно занять свои места, На билетах нарисованы животные и на месте внашем поезде тоже есть картинки таких же животных. Я вам сейчас раздам эти билетики, а вы, пожалуйста, займите правильные места, чтобы картинка на билете совпала с картинкой на стульчике.
Воспитатель: Дети, вы готовы? (Ответы детей). Занимайте свои места, мы отправляемся в интересное путешествие.
Дети и воспитатель поют песенку:
Мы едем, едем, едем
В далекие края.
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.

Воспитатель: Приехали, детки. Остановка называется «Заинька». Посмотрите, а вот и Зайка нас ждет. Давайте поздороваемся с Зайкой.
Дети: Здравствуй, Зайка, мы к тебе в гости приехали.
Зайка: Здравствуйте, детки. А я вас ждал и приготовил сюрприз.
Воспитатель: Что приготовил?
Зайка (показывает): Да вот, чудесный мешочек.
Воспитатель: Ой, какой красивый, мешочек, посмотрите, детки. А, что там, Зайка?
Зайка: Разные овощи и фрукты. Вот только я не знаю, как они называются, помогите мне, пожалуйста, детки.
Воспитатель: Дети, поможем Зайке? Посмотрим и назовем, что лежит в чудесном мешочке.
Дети: Поможем!
Воспитатель предлагает каждому ребенку заглянуть в чудесный мешочек и достать предмет. Дети по очереди достают фрукт или овощ, называют и рассказывают стихотворения.
Ребенок Сильный запах у лучка.
Не слабей у чесночка.
Но зато они полезны –
Лечат нас от всех болезней.

Ребенок Груши зрели – созревали,
Важно щечки надували.
Как же тут не загордиться:
Сок их – мед! А не водица.

Ребенок Он красивый, яркий, сочный.
Говорят, полезный очень!
Просят:
- Съешь, хоть долечку!
- Не хочу! Нисколечко!

Ребенок Как играет с нами ловко
В прятки хитрая морковка.
В грядку носиком зарылась.
Кружевной ботвой укрылась.

Ребенок Огуречик, огуречик
Не ходи на тот конечек.
Там мышка живет –
Тебе хвостик отгрызет.

Ребенок Раз мы яблоко едим,
Все болезни победим.
Щечки зарумянятся –
Каждому понравится.

Зайка: Спасибо, детки. Уж теперь-то я знаю названия овощей и фруктов.
Воспитатель: Молодцы! Но нам нужно отправляться дальше в путешествие. До свидания, Зайка.
Зайка: До свидания, детки!
Дети занимают свои места в поезде, поезд отправляется.
Воспитатель: Мы вновь останавливаемся, и теперь мы попали на остановку – «Петушок и его семья».
Воспитатель : Ой, какой красивый домик. А кто же в домике живет? Давайте постучим и скажем: «Тук-тук-тук. Кто в домике живет?». Дети повторяют за воспитателем. Послушайте, кто это? Из домика слышится ку-ка-ре-ку; ко-ко-ко. Кто же это?
Дети: Петушок и курочка!
Воспитатель: А кто еще пищит? Слышится пи-пи-пи.
Дети: Цыплята!
Воспитатель: Да, детки, в домике живут петушок и курочка с цыплятами. Какие цыплята? Желтые. Что им курочка говорит? Ко-ко-ко – не ходите далеко. Давайте споем песенку для курочки и цыплят. Исполняется песня.
Воспитатель: Молодцы, детки. А сейчас мы покормим курочку и цыплят.

Дети кормят курочку, приговаривая: «Курочке-пеструшечке – накрошили крошки. Вот какие ладушки. Ладушки-ладошки».
Курочка с цыплятами благодарят детей.
Дети отправляются дальше в путешествие.
Воспитатель : Дети, следующая остановка «Кукла Катя».
Детей встречает кукла Катя. Здоровается с детьми.
Воспитатель: Детки, кукла Катя говорит, что хочет поиграть с нами в игру «А что это у нас?». Катя будет говорить, а вы должны показать на себе. Готовы?
Дети: Да!
Кукла Катя:
У меня такой вопрос: где у нас курносый нос?
Где же глазки наши? Нет их в мире краше!
Где же наши щечки? Щечки-лепесточки.
Где же наши ушки? Ушки-лопаушки.
Где у нас головка? Покиваем ловко.
Где же наши зубки? Где же наши губки?
Где же ручки наши? Вот мы их покажем!
Где у нас ладошки? Похлопаем немножко.
Где же наши ножки? Потопаем немножко.
Воспитатель: Умнички, детки, кукле Кате понравились ваши ответы. И Катя хочет потанцевать с вами. Потанцуем с Катей?
Дети: Да!
Дети танцуют с куклой Катей танец «У меня и у тебя». Кукла Катя благодарит за танец и угощает детей.
Воспитатель: Молодцы, детки. Вы помогли Зайке в назывании овощей и фруктов, порадовали курочку и цыплят песенкой, а кукла Катя с вами танцевала.
А теперь нам пора –
Уезжаем, детвора!

В пособии представлены примерные планы занятий по развитию речи и приобщению детей 2–3 лет к художественной литературе; даны рекомендации по организации и проведению занятий.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

2-е издание, исправленное и дополненное.

Валентина Викторовна Гербова
Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий

От автора

Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и прежде всего от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.

Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.

Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В. В. Гербовой "Развитие речи в детском саду", "Приобщение детей к художественной литературе" (М.: Мозаика-Синтез, 2005).

Пособие "Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада", написанное в рамках "Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников на занятиях. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).

Особенности развития речи детей третьего года жизни

На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием своей самостоятельности. Дети пытаются действовать как взрослые, но они по-прежнему нуждаются в оценке своей деятельности старшими. Малыши внимательно слушают объяснения взрослых и сами начинают часто обращаться к ним с вопросами. ("Что это?", "Как?", "Зачем?", "Где?") Дети получают новые впечатления, что является необходимым условием их психического развития.

Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками – важнейшая задача педагогики раннего возраста.

Частое обращение ко взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространенные предложения.

Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется. С ее развитием точнее и осмысленнее становится восприятие ребенком предметов и явлений. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи. Малыши начинают делать первые самостоятельные выводы. Но так как опыт детей еще ограничен, а знания недостаточны, то, делая обобщения, малыши нередко ориентируются на случайные признаки (например: "Это паркет", – объясняет воспитателю мальчик 2 лет 6 месяцев, увидев на картинке черепаху и водя пальцем по ее панцирю. Его сверстник уверен, что на картинке – "часики такие" (очки)).

Однако способность к различению и обобщению в этот возрастной период постоянно совершенствуется. Дети независимо от цвета, формы, величины узнают знакомые предметы в разнообразной жизненной обстановке, что часто вызывает затруднения у ребят второго года жизни. Рассматривая игрушки, картины, иллюстрации, они безошибочно называют знакомые объекты. У детей третьего года жизни формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный воспитателем. ("Чашка – это посуда. Из чашки пьют"; "Это растет на грядке. Это морковочка".)

Малыши способны слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять простые словесные поручения. Двухлетние дети овладевают умением понимать несложный рассказ взрослого о событиях, не имевших места в их личном опыте. Они легко запоминают и повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые фразы, рифмовки.

Качественно меняются отношения между пониманием и активной речью. Если раньше о понимании ребенком речи взрослого приходилось судить по его двигательным ответам (выполнению просьбы, поручения: покажи, принеси, сделай то-то), то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей деятельностью малыша (и выполняет функцию воспроизведения), об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.

Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса. Е. Аркин в книге "Дошкольный возраст" (М., 1948) приводил данные о росте словаря ребенка: в 2 года – 300 слов, в 3 года 6 месяцев – 1100 слов. В дальнейшем исследователи детской речи не раз подтверждали эти цифры, указывая, что к трем годам словарь ребенка достигает 1000–1200 слов. В составе его словаря имеются почти все части речи (существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения; служебные слова (союзы, предлоги, частицы); междометия).

На третьем году жизни дети начинают интенсивно использовать глаголы и местоимения. Ученые объясняют это возрастанием активности ребенка, расширением его контактов с окружающими.

Встречающиеся в речи детей прилагательные характеризуют в основном размер предмета (большой – маленький), его цвет. Вместе с тем малыши начинают замечать и отражать в своей речи принадлежность предмета тому или иному лицу (мамин, Сережин, дядин); могут характеризовать состояние, которое испытывают (голодный, мокрый); передавать свои эстетические переживания (чистенький, красивый).

Говоря о наличии в речи детей наречий и прилагательных, следует заметить, что этими частями речи они только начинают овладевать. Малыши осваивают простейшие, недифференцированные пространственные, временные и другие отношения, выраженные словами: там, тут, потом, такая, вот какая и пр. При освоении более точных, дифференцированных отношений и качеств дети испытывают трудности и нуждаются в помощи воспитателя. (Вследствие недостаточно эффективной педагогической работы наречия и прилагательные, с помощью которых выражаются дифференцированные отношения и качества, могут появиться в речи детей только в старшем дошкольном возрасте.)

Говоря о характерном для детей этого возраста интенсивном количественном и качественном росте словаря, исследователи указывают на наличие трех уровней усвоения слов – названий предметов, действий, качеств, отношений:

1-й уровень: ребенок понимает слово, но не использует его в речи;

2-й уровень: ребенок узнает и называет предмет (действие, качество и пр.) лишь в привычных сочетаниях, условиях ("ножницы нужны, чтобы стричь ноготки");

3-й уровень: ребенок понимает и правильно использует слово-название в любых доступных его пониманию связях и отношениях.

Проводя словарную работу, выбирая те или иные приемы и методы, воспитатель должен учитывать, что от того, насколько хорошо ребенок знаком с объектом (действием, качеством и т. п.), зависит понимание и использование им в речи соответствующего слова, обозначающего данный предмет (действие, качество и т. д.).

Наряду с фактом очень быстрого пополнения словаря (с 2 до 3 лет он увеличивается в 3–4 раза, в дальнейшем же его пополнение протекает медленнее и относительно равномерно) речь детей данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка – овладение его грамматической структурой.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама