THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Смышленый, любознательный, всесторонне развитый малыш - вот истинная гордость каждой мамочки. Однако у каждого человека есть свой собственный уровень интеллекта, который закладывается еще в самом детстве, и степень его развития зависит не столько от генов, сколько от трудолюбия и усилий родителей, которые развивают интеллект у своего ребенка практически с первых дней его жизни.

Интеллект ребенка - это совокупность знаний и умений, способность их применять в повседневной жизни, способность усваивать новые знания и благодаря им решать любые задачи, даже самые нестандартные.

Не думайте, что малыш сразу после рождения ничего не понимает в этом мире - он просто воспринимает его по-иному, и первые его соприкосновения с нашим мирком - эмоциональные. Ребенок спокоен только тогда, когда он чувствует мамино тепло рядом со своим телом, когда он пьет мамино молоко и чувствует её любовь и заботу. Он начинает ощущать запахи, и его слуху предстают множество незнакомых звуков. В эти моменты ребенку необходимо обеспечить безопасность его мирка, быть всегда рядом, улыбаться малышу, согревать его своим теплом, говорить с ним. Если в этот период ребенок плачет, это не значит, что он капризничает - это первый признак того, что у ребенка рушится защитный «купол», что он не чувствует рядом мамы. Нормальное развитие интеллекта у детей начинается именно со столь раннего периода, когда ребенок уверен в своей безопасности и растет эмоционально здоровым малышом.

Когда малыш научился более-менее осознанно двигать ручками и ножками, и у него уже имеется хватательный рефлекс, то органом познания мира становится рот, поэтому всё, что ни попадает на глаза ребенка или в его руки немедленно будет отправлено в ротик, чтобы попробовать на вкус, получить новые ощущения. Чем больше маленький человечек почувствует в своей жизни, чем больше в нём любознательности, тем лучше разовьется его интеллект. В это время вокруг ребенка должны быть те предметы, которые он может безопасно попробовать, и даже если он захочет потянуть в ротик уголок одеяла, собственный палец, резиновую игрушку или погремушку, то вы должны изначально обеспечить безопасность этих предметов, то есть купить такие, которые не предоставляют угрозы для жизни малыша: достаточно большие предметы (чтобы ребенок не смог их проглотить), изготовленные из нетоксичных материалов.

Ребенок всесторонне развивается, учится слушать, нюхать, все разглядывает, трогает и щупает, поэтому не запрещайте ему дотрагиваться до тех или иных вещей, знакомиться с тактильными ощущениями, слушайте вместе музыку, которая его будет успокаивать или наоборот веселить.

Развитие интеллекта у детей от 4-х до 6-ти месяцев

Уже до того, как малышу исполнится полгода, его можно назвать самым искренним и любознательным ученым, потому что всё новое, что попадается ему в руки, будь то погремушка, одежда или любые другие предметы, они сразу же будут исследованы всеми известными малышу на этот момент способами: он попробует их на вкус, будет сильно-сильно сжимать в своих ручках (заметьте, что в это время забрать что-либо у ребёнка просто невозможно), бить о стены, о перила кроватки, возможно, даже об себя, рассматривать со всех сторон - в общем, предмет будет исследован всесторонние с неподдельным интересом. К тому же, он уже начинает узнавать близких ему людей в лицо, он им улыбается, издает приветственные звуки, агукает, радостно шевелит ручками и ножкам, когда увидит маму.

Удовлетворяйте познавательные рвения ребенка, предоставляйте ему интересный материал, покупайте различные игрушки, обязательно разных цветов, и когда даете их малышу, называйте, что это за игрушка и какого она цвета. Можно позволить малышу игрушку звучащую или с двигающимися деталями, например, машину с двигающимися колесами или игрушку с кнопочками. Уже в полгода развитие интеллекта у детей начинает приобретать ощутимые формы - ребенок может догадаться, что колесики у машинки можно крутить или что нужно нажать на кнопочку, чтобы игрушка заиграла. Скорее всего, это произойдет в ходе эксперимента, но главное, чтобы малыш запомнил результат и в следующий раз провел те же операции ради получения желаемого итога. Обязательно хвалите малыша за любой прогрессивный шаг, даже за то, что он просто нажал на кнопочку, ведь для него ваша поддержка и познание этого мира является сейчас главными составляющими в жизни.

Развитие интеллекта у детей от 6-ти до 9-ти месяцев

Развивать интеллект у такого малыша намного интереснее, потому что даже в столь раннем возрасте уже просматривается его склонность к музыке , к рисованию , к конструированию, что является основой того или иного типа интеллекта. Когда малыш умеет самостоятельно сидеть, ему легче дотянуться до детальки конструктора или сесть именно там, где ему будет лучше видно маму, чтобы разговаривать с ней на одном лишь им ведомом языке.

В зависимости от того, к чему склоняется ваш ребенок, ваши действия должны быть направлены на развитие того или иного навыка. Так, например, если вы заметили, что ребенок просто обожает разбирать пульт от телевизора, тянется к папиному ящику с инструментами - самое время купить ему лего крупных размеров. Обязательно начните конструирование с кубиков, с пирамидок, с матрешек, показывайте ему различные комбинации, и не ругайте за то, что купленная сегодня игрушка завтра будет разобрана - возможно, в вашей семье растет будущий конструктор.

Рассказывайте малышу сказки, купите ему пальчиковые краски, слушайте с ним музыку и внимательно отмечайте про себя те занятия, которые нравятся ребенку больше всего. Сделайте его любимое занятие основным, но не забывайте и об остальных, чтобы ваш малыш был всесторонне развит. Если вы видите, что малышу нравится музыка, почаще прослушивайте с ним разные песенки, произведения, читайте сказки на ночь, чтобы ваш голос лился для него как музыка. Причем можете читать не только сказки, но и более взрослую литературу, чтобы уже с пеленок у ребенка зарождался эстетический вкус и грамотность.

Если вы видите, что ребенок не выпускает из рук карандаши и фломастеры, предоставьте ему поле деятельности - на стене повесьте большой чистый лист бумаги самого большого формата и рисуйте там вместе с ним. Купите ему пальчиковые краски, потому что он еще не сможет правильно управляться кисточкой, а вот ручками и ножками с удовольствием будет пачкать всё вокруг.

Если же вы видите, что ребенок заинтересован больше не эстетическими занятиями, а подвижными играми, всюду ползает и активно передвигается, то сделайте ему препятствия на пути, чтобы ему было и интересно, и для ума полезно: положите на пол надувной матрас, накидайте подушек и сделайте из них горы, постройте шалаш из одеял - да это же будут настоящие аттракционы для ребенка, где он научится преодолевать трудности, находить правильные решения, самую короткую дорогу к вам.

Развитие интеллекта у детей от 9-ти до 12-ти месяцев

Ближе к годику ребенок уже способен отличать предметы по их качествам или свойствам. Конечно, всё это лишь начало абстрактного мышления, однако ребенок уже способен отличить животных (и пускай для него все те, кто с хвостом называются единым словом «кися», но это значительный процесс в восприятии), родных и близких, он знает примерно до 10-ти слов и умело и правильно ими пользуется.

На этом этапе жизни позволяйте ему пользоваться даже теми вещами, которые вам, возможно, кажутся сложными для него. Если ребенок плачет при виде мультиков, а во время фильма замирает, значит, ему это нравится, и это именно его развитие, не стоит его замедлять лишь из тех соображений, что ребенок еще не дорос.

  • Делайте ребенку массаж и почаще прикасайтесь к нему, чтобы помимо вашего тепла он еще и познавал своё тельце через ваши прикосновения.
  • С первых дней жизни малыш различает красный, белый и черный цвета, так что дайте ему возможность видеть их и различать - повесьте над кроваткой игрушки разных геометрических форм и цветов, чтобы ребенок замечал некую разницу между ними.
  • С самого рождения говорите с малышом, читайте ему, корчите ему рожицы , показывайте свои части тела и отождествляйте их с его ручками, ножками, пальчиками. Даже если малыш еще только научился фокусировать свой взгляд, в его маленькой головушке всё равно укладывается вся сказанная вами информация, и чем чаще вы будете её повторять, тем быстрее он её запомнит.
  • Если ребенок сыт и спокоен, оставьте его хотя бы на минутку одного, чтобы он без вас осмотрелся вокруг и выбрал ту игрушку или предмет, который ему приглянется, а вы понаблюдайте , что он будет с ним делать.
  • Танцуйте вместе с малышом, пейте колыбельные , даже если вам «медведь на ухо наступил». Для вас главное - развитие у детей чувства ритма, понимание мелодии, а не доскональное изучение нотной грамоты.
  • Если вас интересует раннее развитие интеллекта у детей, то старайтесь не ограничивать их в движениях, в познании, откажитесь от пеленания в пользу свободных вещей, создайте детям условия для работы моторики , для прикосновения ручками и ножками к различным предметам.
  • Пустышку давайте ребенку в крайних случаях, чтобы он мог попробовать все на вкус и познать предмет более детально. Однако следите за тем, чтобы вокруг малыша не было мелких, грязных и острых предметов , чтобы все, что он берёт в ротик, имело познавательный, а не опасный характер.
  • Даже если вы думаете, что в данный момент малыш не сможет понять того, что вы говорите, всё равно общайтесь с ним, объясняйте малышу все об окружающих вещах, называйте всё вслух, охарактеризуйте предметы , и чем чаще вы это делаете, тем больше запоминает ребенок.
  • Обязательно покупайте малышу развивающие игрушки , однако не увлекайтесь ими, чтобы детская комната не пестрела ими. Если таких игрушек будет слишком много, то ребенок будет относиться к ним лишь как к ярким предметам, и процесс интеллектуального развития может пойти не так быстро, как вам хотелось бы. Каждая игрушка должна развивать разные способности.

Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше;-)


Понравился материал? Поддержите - сделайте репост! Мы стараемся для вас;-)

Клуб Увлеченных Мам

Каждый родитель мечтает, что его ребенок будет самым-самым, и в том числе, интеллектуально. Но мечтать — это одно дело, другое дело — воспитать гения.

Будучи беременной, я целеустремленно читала литературу о развитии детей, пытливо «глотала» разные книги по методикам и искала пути, как все это применить в своей жизни.

Идеями раннего развития детей в наши дни пронизано все, родители, не слышавшие о раннем развитии, являют собой ничтожно малую цифру.

Итак, как с пеленок заниматься интеллектуальным развитием ребенка до года?

Начнем с небольшого отступления и поговорим о том, как происходит развитие мозга.

При рождении у новорожденного мозг сформирован не полностью и составляет примерно одну восьмую часть от массы тела. Дальнейшее развитие мозга увеличивает его объем к 9-10 месяцам в два раза.

Когда-то давно я с удивлением узнала, что рост мозга у новорожденного зависит от его двигательной активности. Мозг развивается, если новорожденный получает разнообразный опыт и имеет возможность вести активную деятельность.

Связь развития мозга и физической активности доказана американским врачом-физиотерапевтом Гленном Доманом.

Гленн Доман и его соратники изучали развитие мозга, поскольку занимались реабилитацией детей с травмами мозга и поражениями нервной системы. Итогом работы стала система, названная «методикой Домана» — о ней вы можете подробнее узнать . Если вам интересно, подробно о развитии мозга вы можете прочитать в книге Гленна Домана «Гармоничное развитие ребенка».

Теперь, когда мы выяснили, что интеллектуальное развитие ребенка до года очень сильно зависит от физического развития, то понимаем, что задача родителей — создать новорожденному условия для двигательной активности. Ниже мы перечислим виды двигательной активности, подходящие малышам до года.

Однако физическая активность — это не единственное, что развивает интеллект ребенка до года.

Стимулирует развитие мозга большое количество поступающих в него сигналов. Чтобы у мозга была «пища», необходимо создать условия для сенсорного развития малыша. Сенсорное развитие включает развитие обоняния, вкуса, слуха, осязания, зрения.

Итак, для интеллекта развиваем:

Обоняние. Давайте вашему малышу нюхать разные запахи. Но сами лучше не используйте парфюм, малыш должен знать ваш особенный запах.

Вкус. Вкусовые эксперименты отложите до начала введения прикорма. Будьте аккуратны с аллергенами.

Слух. Разговаривайте с малышом, пусть он узнает разные интонации, слушайте и пойте песни, играйте на музыкальных инструментах или ходите на концерты. Интересен опыт музыкального развития Сузуки, о нем и его методике вы можете прочитать .

Осязание. Прикасайтесь к коже своего малыша как можно чаще. Контакт матери с ребенком «кожа к коже» считается одним из лучших «лекарств» для младенцев.

Как создать условия физической активности для развития интеллекта ребенка до года

Свобода от пеленок

Тугое пеленание прочь! Меньше пеленайте ребенка, пусть все время бодрствования малыш имеет возможность двигаться.

Недавно стали мамой малыша?

Ползание

Новорожденный умеет ползать! Вы не знали?

Я узнала об этом из книги Гленна Домана и вспомнила, как на третий день своего рождения мой младший сын прополз около полутора метров по покрывалу нашей родительской кровати. Тогда я подумала, что это случайность, и в итоге списала на то, что мне это показалось.

Очень жаль, что узнала я о ползании новорожденных по-пластунски, уже когда моему сынишке было около трех месяцев, и его рефлекс ползания давно угас. Не повторяйте моей ошибки. Знайте, новорожденные ползают! И кладите их на животик почаще, чтобы они могли реализовать этот свой навык!

Живите на животе

Это не предложение выкладывать малыша на живот, а предложение дать новорожденному другую жизнь, отличную от той, на которую обречены малыши, лежащие целый день на спине.

Когда ваш малыш не спит, положите его на живот. Носите на руках в позе «футболиста», это когда голова ребенка находится у вас на сгибе локтя, а его тело располагается на вашей руке от локтя до кисти руки. Попробуйте, так малыши еще и легко успокаиваются.

Такое положение ребенка в пространстве дополнительно стимулирует активное овладение мышцами шеи, и ваш малыш быстро начнет хорошо держать головку.

Фитбол

Очень популярна гимнастика на фитболе для малышей. В этом видео вы можете увидеть несколько полезных упражнений:

Купание, ныряние

Займитесь купанием в большой ванне и обучением нырянию до 3 месяцев. Методику несложно изучить по видеоинструкциям, еще лучше — обратиться для обучения к специалистам. Ранее обучение плаванию позволяет в некоторых случаях исправить даже последствия родовых травм.

Динамическая гимнастика

Надо сказать, что этот вид физического развития вызывает бурные споры в среде родителей, медиков и специалистов, практикующих динамическую гимнастику, поэтому, мы пишем о ней здесь лишь с целью дать вам информацию о том, что такой вид гимнастики для младенцев существует. Решение, заниматься ли вам с вашим малышом этой гимнастикой, принимать вам.

Материнский массаж

Это вид массажа, доступный любому родителю. Материнский массаж помогает выразить любовь к новорожденному телесно и дать своему малышу ощущение защиты.

Прохлада

Не создавайте для вашего малыша «тепличных условий». Воздушные ванны – это первая легкая закалка организма. В прохладных условиях малыш будет находиться в тонусе и совершать больше движений.

Теория интеллектуального развития новорожденного с первых дней появления его на свет и до наступления двухлетнего возраста была сформулирована в середине прошлого века биологом и философом Жаном Пиаже (Швейцария). Согласно этой концепции, в ходе постепенного развития мышление человека претерпевает ряд принципиальных изменений, а интеллект представляет собой высшую адапционную форму.

Начальный уровень интеллектуального развития младенцев

Сенсорно-моторный интеллект представляет собой начальный уровень развития мышления у ребенка, который образуется в период, когда он еще не успел в полной мере овладеть речью и воспринимает мир через координацию своих движений. Всемирно известный швейцарский детский психолог Жан Пиаже выделил шесть основных этапов постепенного развития сенсорно-моторного интеллекта, которые позволяют определить момент появления интеллектуального поведения ребенка. С точки зрения ученого интеллектуального развития младенцев проходит следующие стадии:

  • (происходит сразу после рождения и продолжается в течение первого месяца жизни);
  • образование первых навыков и первичных круговых реакций на внешние раздражители (этот период может занимать в развитии до полугода);
  • координация зрительных и хватательных рефлексов, которые начинают сочетаться с вторичными круговыми реакциями. В этом возрасте ребенок впервые пробует применить свои действия для достижения цели. Это начало возникновения интеллекта (данный период продолжается приблизительно до 9 месяцев).
  • Следующий этап развития интеллекта новорожденного представляет собой так называемый «практический интеллект», когда ребенку заранее указывается цель. Все те средства, которые понадобятся ему для ее достижения, он заимствует из прошлого опыта. К примеру, он может взять руку взрослого человека и перемещать ее по направлению к предмету, заинтересовавшему его. Также ребенок может воспользоваться каким-нибудь подручным средством, чтобы достать игрушку, находящуюся от него на расстоянии (этот этап развития продолжается примерно до 11 месяцев).
  • В ходе дальнейшего развития интеллекта ребенок раннего возраста находит новые средства, для того чтобы достичь поставленных перед собой целей. Его зачастую попросту не удовлетворяет обыкновенное воспроизведение уже увиденных или испробованных движений, которые принесли ему желаемый результат. Одна из особенностей развития интеллекта детей на этом этапе заключается в том, что малыши специально изменяют увиденные или испробованные движения, чтобы на своем опыте подробнее изучить полученные результаты. За счет новых действий малыш открывает новые средства, благодаря которым он может достичь желаемой цели (продолжается примерно до 18 месяцев);
  • различные новые средства для решения поставленных задач ребенок ищет за счет новых схем действия, которые могут привести к неожиданному озарению (этот период может продолжаться примерно до двухлетнего возраста).

Структура сенсорно-моторного интеллекта представляет собой сложно организованную систему, состоящую из различных схем действий, которые взаимосвязаны между собой. Использование ребенком этих схем позволяет выработать собственную логику действия. Благодаря этому типу интеллекта, малыш приобретает устойчивое представление о том, что объект, с которым он взаимодействует, постоянно существует в пространстве и времени. Кроме того, к нему приходит осознание того, что он тоже является объектом в окружающем мире.

Чтобы сенсорно-моторный интеллект перешел в мышление в традиционном понятии, его схемы действия должны перейти в подвижные умственные схемы, которые должны координироваться между другими индивидами. В основе сенсорно-моторного интеллекта лежит, прежде всего, стремление ребенка достичь точно поставленной цели. Он имеет дело с объектами, принимающими активное развитие в его моторике. На этом этапе развития интеллекта дети ещё не проходят процесс социализации, так как здесь они еще не используют знаки и символы.

Статья прочитана 999 раз(a).

Что уже умеет?
  • Отличает разные цвета,
  • Отличает звуки,
  • Умеет остановить взгляд на медленно движущемся объекте,
  • Пробует приподнять головку в положении лежа на животе.
Как его развивать?
  • Создать спокойную доброжелательную обстановку,
  • Больше находиться рядом в то время, когда малыш не спит,
  • Пытаться уловить его взгляд, беседовать,
  • Дети, с которыми общаются много, уже к концу 4 недели жизни в ответ могут издавать различные звуки, то есть идут на контакт.

Контакт с водной средой очень важен для гармоничного и быстрого развития ребенка – для того чтобы ребенок не испугался воды сразу, опускать в ванночку его следует очень аккуратно. Полезны совместные купания с мамой или папой. Можно устроить малышу катание «с горки» и аккуратно крутить его по всей площади ванны. Далее можно попробовать освоить отталкивание ножками от стенок ванны. Очень приятное занятие – хождение в воде. Тельце малыша следует слегка наклонить вперед, направить и помочь.

Для стимуляции органов зрения малыша следует взять цветную погремушку в руку, поднести ее на расстояние 60 см. от глаз малыша, подержать до тех пор, пока взгляд не сфокусируется на предмете и медленно двигать из стороны в сторону с амплитудой до 7 сантиметров.
Для развития слуха это же упражнение следует делать с игрушками, издающими различные (приятные ) звуки.

Второй месяц

Что уже умеет?
  • Улыбаться в ответ на появление или голос взрослого,
  • Поворачиваться на звук,
  • Концентрировать внимание на двигающемся объекте,
  • Отчетливо произносить гласные звуки,
  • С бока переворачиваться на спину.
Как его развивать?
  • Очень полезно смотреть в глаза ребенку, придавая процессу игровую форму,
  • Подвешивать игрушки следует на высоту 50 см. от глаз ребенка,
  • На пеленальный столик следует стелить покрывала с разными фактурами и выкладывать на них ребенка. Эта процедура заменяет своеобразный массаж ,
  • Если гипертонуса мускулатуры нет, можно взять малюсенькие бутылочки, налить в них немного воды и аккуратно привязать мягкими резинками к ногам и рукам. Получаются своеобразные гантели. Понемногу можно увеличивать объем воды в бутылочках.
На пальцах и ладонях малыша находятся биологически активные центры, контактирующие с головным мозгом . Воздействуя на эти центры, можно активизировать работу мозга. На третьем месяце жизни малыш будто пытается пощупать все вокруг, схватить. Хватательный рефлекс можно использовать для развития моторики. Берется круглый предмет диаметром до 2,5 см и вкладывается в ручку малышу. Предметы (шарики ) следует брать разные по фактуре, весу. Их нужно привязать на веревочку и по очереди опускать в ручку малышу. Поначалу два одинаковых – в каждую ручку по одному, потом разные.
Вместе с шариками можно использовать цилиндрики.

Для развития слуха взять колокольчик, чтобы малыш его не видел, позвонить несколько раз и присмотреться к реакции. Расстояние между колокольчиком и тельцем малыша должно быть около 70 см.
Можно подвесить колокольчик над кроватью на горизонтальной ленточке. Передвигая ее медленно, следует наблюдать за тем, как движется взгляд малыша.
Такие упражнения можно повторять дважды в сутки три – четыре дня подряд, после чего 7 дней отдых, для закрепления результата упражняться раз в 3 – 7 дней.

Третий месяц

Что уже умеет?
  • Различает лица близких людей,
  • В ответ на обращение взрослых гулит,
  • Умеет выражать свое недовольство капризами,
  • Держит предмет в ручке и тащит в рот, пальчики выпрямляются, кулаки разжимаются,
  • Со спины поворачивается на бочок,
  • Поднимает голову и может ею крутить.
Как его развивать?
  • На этом этапе развития ребенок чаще улыбается и меньше плачет, причем, по мнению ученых, у таких крошек улыбки тоже отличаются,
  • Показывать различные части тела и называть их,
  • Петь ребенку считалочки, песенки,
  • Делать рожицы, это очень нравится детям, и они всегда с удовольствием пытаются подражать.

Первые игры

1. Прятки. Накрыть лицо пеленкой, попросить малыша себя найти. Потом накрыть его и тоже попросить поискать. Обязательно хвалить за любой успех.
2. Использовать в играх предметы с разным звучанием, перемещать их вокруг малыша, комментируя движение: игрушка справа, слева.
3. Повторять за ребенком слоги, которые он произносит.
4. Повесить над кроваткой кольцо с прикрепленными к нему колокольчиками на таком расстоянии, чтобы малыш мог дотянуться до него. Это поможет научиться не только целенаправленно тянуться за предметом, но еще и победить гипертонус мышц.
5. Тем деткам, кто еще не до конца раскрыл ладошку, следует делать массаж пальчиков, рассказывая при этом потешки.

Четвертый месяц

Что уже умеет?
  • Не только различает лица окружающих, но отдает предпочтение маме,
  • Различает голоса близких людей,
  • Висящий предмет удерживает как одной, так и обеими руками,
  • Лежа на спине, слегка приподнимает верхнюю часть тела,
  • Отдает предпочтение каким-то игрушкам,
  • «Помогает» держать бутылочку во время кормления.
Как его развивать?
  • Учимся переворачиваться на бочок. Для этого следует очень привлекательный предмет положить сбоку от малыша чуть дальше, чем он может дотянуться до предмета. Для того чтобы ребенку было интереснее тянуться, можно на ручку прикрепить небольшой колокольчик,
  • Для развития сенсорики сделать несколько плоских подушечек, наполненных поролоном и обшитых различными материалами, которые можно подложить под ладошки малыша, лежащего на животе. На подушечки можно пришивать пуговицы разного размера, исследования подушечек нужно проводить совместно с мамой или папой,
  • Давать ощупывать малышу веревочки с завязанными на них узелками, гладкие ленточки, пытаться вытянуть из рук ребенка веревочку,
  • Можно широко вводить в использование различные потешки, например, положить малыша на спинку, сгибать ножки и приговаривать «Толкачики – рогачики, оп. Перевертушки! » или тянуть за ножки малыша, приговаривая: «Поехали, поехали за солью, за солью »,
  • Уже можно начинать читать малышу коротенькие сказки и стишки. Только делать это следует максимально эмоционально, с чувством. Монотонное чтение не будет интересно малышу.

Пятый месяц

Что уже умеет?
  • Разглядывать крупные картинки, особенно изображающие лица,
  • Тащит, удерживает и кидает игрушки,
  • Может заинтересоваться предметом минут на 5,
  • Реагирует на появление посторонних людей,
  • Умеет упираться на ладошки, лежа на животе.
Как его развивать?
  • Основной навык, наиболее развитый в этот период – это хватание. Именно на него и следует делать упор в занятиях. Можно менять температуру предметов (чуть теплее или холоднее ). Кроме этого, малыш учится бросать предметы, разжимая пальцы,
  • Над кроваткой следует укрепить пластиковые кольца или маленький турничок, ребенок будет подтягиваться, держась за них. Это отлично укрепляет не только руки, но и спинку,
  • Это период освоения собственного тела, малыш ощупывает себя с интересом. Можно помочь ему. Не следует наказывать малыша за то, что он слишком долго изучает на ощупь половые органы. Такое поведение может указывать на физический дискомфорт (например, от детского крема ), на скуку и отсутствие внимания. Не нужно шлепать по ручкам, так как это лишь заострит внимание ребенка на данной области,
  • В играх с малышом следует использовать серии повторяющихся движений, для того чтобы расслабить мускулатуру, избавиться от гипертонуса (если он еще есть ). Можно покачивать головку малыша из стороны в сторону: часики, месить тесто – пошлепывать по спинке, животику, ручкам и ножкам. Сгибать и разгибать ножки, приговаривая при этом: «моторка-моторка еле ползет, моторка-моторка, прибавь-ка ход! Моторка-моторка, полный вперед! »
  • Любимая игра детей этого возраста «ку-ку». Можно прикрывать ладошками глаза малыша или свои, закрывать лицо пеленкой.

Шестой месяц

Что уже умеет?
  • Пытается подражать звукам,
  • Пытается вставать с опорой,
  • Поднимает предмет, который бросает сам,
  • Перекладывает предмет из руки в руку,
  • Подползает к предмету, находящемуся на расстоянии полуметра.
Как его развивать?
  • Не следует наказывать ребенка за выброшенные из кроватки предметы. Это важный момент в развитии. Лучше привязать их бечевками к бортику, и он сам будет втаскивать игрушки обратно,
  • Пора выпускать ребенка в «большой свет»: из манежа в путешествие по квартире. Но сначала следует убрать все потенциальные опасности: провода, острые и хрупкие предметы, лекарства,
  • Это период ввода прикорма. Важнейший этап в развитии ребенка. Он уже интересуется едой взрослых. Но введение прикорма следует осуществлять очень осторожно и под руководством педиатра ,
  • Во время передвижения по дому с малышом на руках следует ладошкой ребенка прикасаться ко всем объектам, встречающемся на пути. То же самое можно делать и на улице. Так как ощупывание все еще играет огромную роль в ознакомлении малыша с окружающим миром, следует почаще менять текстуры поверхностей, окружающих его. В этом смысле идеальны одеяла в стиле пэчворк. Они сочетают в себе массу фактур или специальные развивающие коврики,
  • Для тренировки пальчиков и кистей рук используются такие игры: «курочка по зернышку клюет » - пальчики складываются клювиком и тюкают по поверхности, «красим стол » - рука имитирует процесс окрашивания поверхности, движения в разные стороны. Сначала следует водить ручки малыша, со временем он будет пытаться сам повторить движения.

Седьмой месяц

Что уже умеет?
  • Понимает некоторые часто используемые слова,
  • Пьет из стакана и кушает с ложечки,
  • Пугается, когда мама исчезает из поля зрения,
  • Держась за опору, достаточно уверенно шагает и стоит,
  • Переворачивается со спины на животик и наоборот,
  • Умеет засовывать мелкие объекты в более крупные,
  • Играет в простые игры типа «Ладушки ».


Как его развивать?
  • В этот период можно начать приучать ребенка к понятию «нельзя». Но запретов не должно быть слишком много, для такого возраста достаточно трех запретных вещей. Если же запретов больше, ребенок обычно вычеркивает из зоны своего внимания это слово,
  • Развитие ребенка вполне позволяет ему залезть пальцем в розетку или засунуть провод в рот. Поэтому на этом этапе и впредь следует особо внимательно отнестись к окружающей его среде и ее безопасности,
  • В этом возрасте уже вполне можно кормить малыша с ложечки и давать ему ломтики твердых овощей и фруктов.
  • Период появления, так называемого, детского лепета (би-би, пи-пи и так далее ), а также появления первых жестов. На языке жестов можно заострить свое внимание. По мнению некоторых детских психологов , дети, начинающие «говорить» с родителями на этом языке, легче и раньше осваивают и устную речь. Можно использовать простейшие жесты: иди ко мне, пока, кушать, спать .
  • Из пальчиковых игр пользуются большей популярностью «топалки » и «стучалки ». Например: «топал в поле, затопали кони (нужно потихоньку потопать), от топота копыт пыль по полю летит » (усилить топот ).
  • Для развития речи следует повторять малышу простые звуки и слоги. Делать это следует, наклонившись вперед, очень четко и раздельно. За все успехи и попытки повторять слоги следует хвалить малыша.

Восьмой месяц

Что уже умеет?
  • Реагирует на простые просьбы, например, дай мячик ,
  • С удовольствием участвует в простых играх,
  • Очень хорошо бегает на четвереньках и с опорой может ходить,
  • Уверенно сидит,
  • Откусывает от нежестких кусочков еды, ест уже не только перетертые супы и кашки, но и более структурированную пищу,
  • Пугается громких и внезапных звуков.
Как его развивать?
  • У малыша появляются первые страхи и задача родителей грамотно ознакомить его с окружающим миром, бытовой техникой,
  • Для хорошего физического развития очень важно ползать. Делает это каждый малыш по-своему: кто на четвереньках, кто боком или на попке. Ползанье укрепляет мускулатуру ребенка и готовит его к хождению,
  • Для первых попыток ходить лучше использовать специальные помочи (подтяжки ),
  • Это период, когда можно попытаться познакомить ребенка с горшком. Хотя многие педиатры рекомендуют отложить знакомство до полутора лет,
  • Для укрепления мышц спины и тела: положить ребенка в ванну на живот, медленно набирать воду. Это будет стимулировать ребенка к тому, чтобы подняться на четвереньки. Упражнение требует постоянного контроля со стороны родителей, так как ребенок может захлебнуться. Эффективно для лентяев, не желающих самостоятельно вставать и ползать,
  • Хождение на руках. Взрослый держит малыша за ножки, тот поднимается на ручки. Можно покачать немного ребенка вперед – назад.

Девятый месяц

Что уже умеет?
  • Лепет постепенно превращается в более сложные и продолжительные звуки,
  • Может различать и показать разные части тела и лица у себя, а также у игрушек и родителей,
  • Мять и рвать листочки, пластилин,
  • Перелистывать книжку-картонку,
  • Встает, не держась за что-либо,
  • Отлично помнит, где лежит что-то запретное и очень интересное и пытается добраться, например, до мобильного телефона или ключей.
Как его развивать?
  • Можно давать малышу копаться ручками в фасоли , горохе или муке под присмотром родителей. Также полезно перекладывать из одной емкости в другую орешки, камешки. Для пересыпания можно давать малышу ложку или совок,
  • Можно начинать учить малыша снимать носок или шапку, а также самостоятельно умываться и помогать по хозяйству,
  • С ребенком нужно обязательно играть. Если маме и папе неинтересна игра, то и малыш будет к ней равнодушен, не заинтересуется. Играть можно в догонялки, в хлопушки (хлопки в ладошки ). Даже отход ко сну может превратиться в увлекательную игру, если по очереди укладывать ротик, носик, глазки, ушки и так далее. Таким же образом можно и просыпаться,
  • Можно постепенно вводить в обиход рисование мелками, аппликацию. Очень любят дети рисовать пальчиками (для этого есть специальные пальчиковые краски, безопасные для малышей ).

Десять месяцев

Что уже умеет?
  • Внимательно прислушивается к разговорам взрослых, понимает, когда говорят о нем,
  • Больше внимания уделяет маленьким игрушкам и объектам, чем большим,
  • Может использовать один объект для доставания другого,
  • Интересуется сверстниками,
  • Катает мяч, машинки, бросает предметы совершенно осознанно,
  • Пытается подражать взрослым,
  • Интересуется тем, что внутри игрушек,
  • Может лепить кусочки пластилина на картон, размазывая пальчиком, калякать мелком.


Как его развивать?

  • Пора учить ребенка залазить на низкие диваны и слезать с них,
  • У ребенка появляются любимые занятия, например, рисование или игра с музыкальными игрушками. Исходя из них, можно придумывать ему новые забавы,
  • Необходимо посещать детские площадки, где ребенок будет наблюдать за другими детьми и иногда даже пытаться с ними взаимодействовать,
  • Уже можно активно вводить в обиход игры по развитию мелкой моторики: перекладывание спичек из коробочки или в коробочку, выкладывание рисунков из мелких предметов, отвинчивание крышек, пальчиковое рисование, занятия с ленточками и бечевками, во время таких игр важно, чтобы задействованы были обе ручки, чтобы оба полушария развивались гармонично,
  • Хоровод вдвоем с мамой или втроем с плюшевым мишкой – это первая коллективная игра ребенка. Лучше водить хоровод перед зеркалом, чтобы малыш мог наблюдать за собой со стороны. Поначалу водить хоровод будет очень сложно, постепенно малыш научится, и можно будет усложнять задачу и вводить новые движения.

Одиннадцать месяцев

Что уже умеет?
  • Пытается называть животных и птиц по звукам, издаваемым ими: гав-гав, ква-ква ,
  • При отрицании машет головой, при согласии кивает,
  • Использует простые жесты для прощания,
  • Повторяет какую-либо манипуляцию для того, чтобы научиться выполнять ее лучше,
  • Учится ходить,
  • Висит на турничке почти 60 секунд,
  • Самостоятельно поднимается на 2 - 3 ступеньки приставной лестницы,
  • Говорит первые слова.
Как его развивать?
В этот период очень важны речевые занятия, увеличивающие пассивный запас слов ребенка.
  • Можно научить малыша выбрасывать обертку от конфеты в мусорку или приносить по просьбе разные мелочи. Такое сотрудничество принесет массу положительных эмоций и родителям, и ребенку,
  • Детские игрушки теперь интересуют ребенка меньше, чем предметы из «взрослой» жизни, следует поощрять этот интерес, а опасные или ценные предметы лучше убрать из поля зрения ребенка,
  • Следует поощрять самостоятельность малыша, давая ему возможность помогать делать покупки в магазине, самостоятельно одеваться (носки и тапочки вполне реально ), кушать,
  • Ребенку необходимо общение со сверстниками. Поначалу вполне достаточно часа прогулки в парке или во дворе в компании других детей. Во время таких прогулок детей следует держать под присмотром, но не особо вмешиваться в общение,
  • Книги должны стать обычным предметом в быту. Для приучения ребенка к книгам можно покупать ему специальные жесткие книги с пищащими, шелестящими вставками. Каждый день ребенку нужно читать с интонацией, показывать картинки в книжках. Сеансы чтения должны быть короткими, но интересными.

С года до трех лет

Физическое развитие
Вес мальчиков к годику обычно около 10 килограммов, девочек - чуть меньше.
Начало периода совпадает с первыми самостоятельными шажками. Некоторые дети к этому возрасту уже ходят сами, другие же только учатся. Координация движений пока еще не слишком развита, поэтому вероятно множество падений, непросто будет освоить даже самую низенькую ступеньку. Это умение приходит, приблизительно, к полутора годам.

Любимая игрушка в этот период – мячик. Дает возможность вдоволь подвигаться и одновременно с этим взаимодействовать с окружающими. К двум годам малыш может даже поднять его и кинуть.
К двум годам малыш уже достаточно резво бегает и спокойно преодолевает препятствие высотой в десять сантиметров. Рост мальчика в среднем 88 см, девочки 86 см, вес мальчиков до 13 кг, девочек - около 12,5 кг. Лучшее занятие для детей двух – трех лет это резвая беготня, прыжки на батуте. Малыш уже может сам частично одеться, поднимается по лестнице с высотой ступеней до 20 см.

Интеллектуальное развитие

Время активного познания окружающего. Стремительно развиваются способности на слух, визуально, тактильно осваивать мир. Дети лучше понимают разговор и некоторые даже пытаются самостоятельно говорить. Первых слов обычно не больше десятка, постепенно их становится больше, а речь обогащается и прилагательными (к двум годам ).
Малыш знает любимых сказочных персонажей и может указать на них, может сам причесаться, а также выполнить несложную просьбу взрослого.
Большинство навыков дети получают в игре, поэтому важно, чтобы у малыша была возможность общаться и играть с людьми разного возраста.

Двухлетки уже различают основные цвета, говорят короткими предложениями. Это возраст, когда детям очень нравится собирать из кубиков пирамиды и домики. Некоторые могут выучить несколько строчек из стиха.
Не составляет сложности поесть ложкой и попить из чашки. Детки в таком возрасте очень любят рисовать, хотя разобрать что-то конкретное в этих картинах еще пока довольно сложно.
Важно в этом возрасте приучить ребенка умываться, мыть руки и чистить зубы (с помощью родителей ).

Как помочь ребенку развиваться?
В этом возрасте мозг ребенка моментально схватывает информацию, поэтому все развивающие игры пойдут впрок.

1. Следует взять четыре – пять разных предметов разных окрасок, а также столько же листов цветной бумаги таких же окрасок. После того, как малыш разглядит все игрушки, следует попросить его найти домик каждой из них. И поставить одну на лист аналогичного цвета,

2. Взять три – четыре предмета, сделанных из разных по плотности материалов, налить в ванночку воду и попробовать «угадать» какой из них будет плавать на поверхности. После чего следует опустить все игрушки в ванночку. Когда ребенок будет рассматривать игрушки, ему нужно рассказать, из какого материала они сделаны, и почему тонут. По окончании занятия следует взять тряпочку и вместе с ребенком просушить все игрушки,

3. Необходимо подобрать несколько пар животных: мама и малыш. Это могут быть картинки или мягкие игрушки. Малышу следует рассказать, какие звуки издает каждое животное, особое внимание уделив тому, что мама «говорит» громко, а малыш тихонько. После этого спрятать за спину одну из фигурок и издать присущий ей звук. Малыш же должен отгадать, кто именно спрятан за спину.

В 3 года

Что уже умеет?
  • Различать главные четыре цвета и некоторые второстепенные цвета,
  • Может сложить матрешку или вложить друг в друга емкости разного размера (до шести штук ),
  • Различает и может подобрать простые фигурки (звездочка, сердечко, квадрат, круг, треугольник ), знает их названия,
  • Может различить простые фигурки на ощупь,
  • Легко справляется с большой пирамидкой (из 10 колец ),
  • Различает размеры больший – меньший,
  • Различает твердое и мягкое,
  • Собирает рисунок из двух – трех кусочков,
  • Может дополнить картинку недостающими элементами,
  • Может нарисовать кружок, прямоугольник, закрасить его,
  • Рисует уже выдуманные самостоятельно простые картинки,
  • Лепит шарики, колбаски и лепешки из пластилина, прилепляет один шарик к другому,
  • Охотно играет в ролевые игры (врач, продавец ),
  • Активно взаимодействует со сверстниками,
  • Гордится за свои успехи, радуется похвале, может быть непослушным, любознателен,
  • При неудачах расстраивается, видит и осознает эмоции других людей,
  • Может копировать манеру говорить, выполнять какие-либо действия взрослых и других детей,
  • В таком возрасте ребенок может произносить уже до полутора тысяч слов, отвечает на вопросы о своем имени, возрасте, называет животных, может пересказать сказку, легко учит стишки и потешки.

В 4 года

Что уже умеет?
  • Словарный запас уже около двух тысяч слов,
  • Речь приобретает интонации,
  • Любят разгадывать загадки, с удовольствием повторяют фразы из мультиков, песенок и стишков,
  • Задают массу вопросов,
  • Одно занятие может увлекать до 20 минут,
  • Знают времена суток и года, правую и левую сторону,
  • Ближе к пяти годам могут подбирать рифмы,
  • Лепить фигурки из глины или пластилина, собирать мозаику, фигурки из конструкторов типа Лего,
  • Шнуровать ботинки,
  • Складывать пополам лист бумаги,
  • Нанизывать на леску крупные бусинки.

В 5 лет

Рост мальчиков 105 – 115 см, девочек 105 – 112 см.
В этом возрасте дети с удовольствием и много двигаются, поэтому можно отдавать их в спортивные секции, дома поощрять занятия спортом и физкультурой. Очень хороши занятия с мячиком, шведской стенкой.
Очень важно подготовить для ребенка рабочее место для подготовки к школе и будущей учебы. В комнате ребенка следует часто проветривать, содержать ее в порядке и позаботиться о достаточном освещении.

Что уже умеет?

  • Считает не меньше чем до 10, некоторые дети знают алфавит,
  • Знают цвета и оттенки, могут подбирать гаммы цветов,
  • Концентрирует свое внимание только на одном предмете или задаче,
  • Выражает свои мысли очень хорошо, длинными и сложными предложениями,
  • В словаре у пятилетки до трех тысяч слов,
  • Может пересказать услышанную сказку,
  • Отличается доверчивостью к окружающим людям, старается во всем походить на взрослых и вести себя на равных,
  • Уже есть друзья,
  • В этом возрасте дети часто испытывают различные страхи, быстро возбуждаются.
Что ему необходимо?
  • Это возраст, когда дети не только берут любовь родителей, но и постигают азы отдачи любви. Поэтому очень важно не скрывать свои чувства, уделять малышу больше времени,
  • Чтобы не вырастить неуверенного в себе человека, нужно меньше ругать и больше хвалить ребенка,
  • Его следует учить правилам поведения в транспотре, магазине, на улице, так как такие дети еще не понимают опасностей, связанных с окружающим миром и чужими людьми,
  • Важно тренировать память ребенка, просить рассказать, как прошел день в детском саду. Это поможет в будущем легче усваивать знания,
  • Уже теперь можно купить тетрадку и заниматься письмом. Это будут очень простые занятия, которые подготовят малыша к школе. Например, заполнить строчку в тетради черточками под разным углом, написать целую строчку запятых. Занятия не должны длиться дольше 20 минут,
  • Очень полезно складывание пазлов, а также картинок из отдельных частей,
  • Хороши игры на развитие логики, ролевые игры.

В 6 - 7 лет

Возраст 6 – 7 лет называется возрастом первого физиологического вытяжения. То есть за год рост и вес ребенка значительно увеличивается (рост, в среднем, на 8 см ).
Меняется течение и многих физиологических процессов в детском организме, развивается ребенок физически.
У мальчиков немного увеличиваются тестикулы (яички ), что указывает на скорое начало периода полового созревания . Теперь мальчик может стать «колючим», не допускает ласк со стороны мамы, а также вступает в конфронтацию с девочками – сверстницами. Такая конфронтация является подсознательным прикрытием интереса к противоположному полу.

Скелет ребенка в этот период испытывает большую нагрузку, так как значительно увеличивается мышечная масса. Формируется осанка ребенка. Необходимо создать удобное рабочее место для выполнения домашних заданий.
Это период окончательного формирования внутренних органов: легких , бронхов. Меняется расположение ребер, увеличивается вес и объем сердца . Уменьшается частота дыхания, а давление увеличивается. В связи с этими изменениями ребенок реже болеет воспалительными заболеваниями дыхательной системы, а также ОРВИ .
Начинается смена молочных зубов на постоянные. Рацион должен быть как можно более разнообразным и полноценным.

Раннее развитие детей

Согласно мнению специалистов по раннему развитию, первые занятия можно начинать уже с шестимесячного возраста. Именно в этом возрасте создается основа будущего развития способностей ребенка.

Упор делается на развитие:

  • Слуха,
  • Зрения,
  • Концентрации,
  • Тактильного восприятия,
  • Моторики (в том числе и мелкой ).
Малышей учат:
  • Различать цвета,
  • Различать звуки,
  • Различать формы,
  • Различать размеры.

Пособия для раннего развития

1. Кубики Зайцева. Несмотря на то, что кубики созданы для обучения чтению по слогам, они могут использоваться для развития даже самых маленьких. Кубики имеют разный цвет, размер, а также звучание (если потрясти ),

2. Шнуровки. Бывают очень разными, подходящими даже для самых маленьких. Делают их из пластика, из мягких материалов, дерева. Замечательно развивают мелкую моторику рук, готовят ребенка к будущим «взрослым» занятиям, а также активизируют работу головного мозга. Самые простые шнуровки – это крупные деревянные фрукты с дырочками – ходами и приложенными к ним червячками со шнурками. С такой шнуровкой справится даже малыш, не достигший годовалого возраста. Более сложные варианты – это крупные пуговицы их можно использовать для годовасиков, и совсем сложные варианты – это картинка, к которой следует с помощью шнурков присоединить недостающие детали (например, шляпку к грибочку ),

3. Пособия Монтессори. Эти пособия рассчитаны на детей с двух лет. Создано множество различных пособий для развития разных качеств и способностей ребенка. Например, для развития моторики и координации существует «Розовая башня » - десять кубиков одинакового розового цвета разного размера. Размер граней 1 - 10 см. Используется чаще всего после трех лет. «Рамки с застежками » - на деревянных рамочках прикреплены самые разные застежки, завязки, липучки, кнопки, пуговицы. Это поможет облегчить процесс одевания, а также научит концентрироваться, улучшит моторику,

4. Пособия можно сделать и собственными руками из предметов, которые есть в каждом доме. Например, если скрепить между собой несколько спичечных коробков, малыш будет с удовольствием закрывать и открывать их, прятать в ящички мелкие предметы. Можно дать ребенку одну баночку и несколько разных крышек, чтобы он подобрал подходящую по размеру. Трубочки от старых фломастеров можно поделить на несколько частей и нанизывать на бечевку или леску.

Многие специалисты предупреждают, что слишком ранняя загрузка ребенка точными знаниями (чтением, письмом, языками, занятиями на компьютере… ) могут помешать гармоничному развитию головного мозга. Так как все вышеперечисленные виды деятельности способствуют развитию правого полушария. Левое же, отвечающее за творчество, образное мышление, начинает активно развиваться только после 5 лет. Перегрузка правого полушария может плохо сказаться на развитии левого.

Системы развития детей

1. Методика Глена Домана
Изначально методика была создана для малышей, тормозящих в развитии. Но сегодня используется для раннего развития совершенно здоровых детей и дает хорошие результаты. Основа методики – визуальное восприятие объектов. Главное пособие для обучения – это специальные карточки, на которых рисуется предмет, обводится рамочкой и внизу пишется крупными печатными буквами его название. Лучше всего делать рамки и надписи красного цвета. Также есть карточки с несколькими предметами и буквенной надписью количества предметов.
Урок заключается в том, что родитель показывает картинку на протяжении одной секунды и вслух произносит название объекта. Сначала лучше показывать карточки с короткими словами.

2. Методика Монтессори
Основана на утверждении, что не нужно мешать малышу развиваться, следует создать для этого наилучшие условия, в которых каждый возьмет то, что ему интересно. Не следует показывать пример действий, а лишь подтолкнуть ребенка к нужному решению или действию. Методика позволяет ребенку стать самостоятельной личностью. Методика предполагает использование большого количества пособий и вспомогательных предметов, которые можно сделать своими руками из простых бытовых объектов.

3. Методика Никитиных
Основа ее – это большое количество развивающих игр, заставляющих малышей думать, ставить себе более сложные задачи. Согласно этой методике родитель обязательно участвует во всех занятиях. Больший упор ставится на развитие логического мышления, поэтому желательно комбинировать упражнения по Никитиным с упражнениями из других развивающих методик.

Игры для развития детей

Игра в жизни детей занимает важнейшее место, так как именно в процессе игр дети учатся и развиваются, постигают необходимые навыки. При выборе игры следует учитывать не только возраст ребенка, но и задачи, которые необходимо решить с помощью игры.

1. Птичка . Для детей 15 – 18 месяцев. Ребенок учится подражать животным и птицам, лучше двигается. Малыш должен присесть на корточки и имитировать движение птичек. Родитель в это время читает стишок: «Села птичка на окошко, посиди у нас немножко, посиди не улетай, улетела птичка – ай!» На последних звуках ребенку следует встать, замахать «крылышками» и улететь,

2. Поезд . Для детей 18 – 24 месяцев. Дети учатся двигаться одновременно и выполнять совместные действия, быть самостоятельными. Играть нужно как минимум с двумя детьми. Родитель - локомотив, а дети – вагоны паровоза. Двигаться следует сначала потихоньку, потом быстрее, по кругу или по прямоугольнику. При движении следует делать характерные движения руками и произносить «чу-чу »,

3. Колобок . Для детей 18 – 36 месяцев. Игра позволяет укрепить мускулатуру, позвоночник , расслабиться. Малыши должны представить себе, что они колобки. Лежа на спине, они поднимают руки вверх, вытягивают ноги и катятся вправо, после чего катятся влево. Родитель в это время говорит потешку: «вот и покатился колобок. Катится, катится, не догнать его »,

4. Дорисуй картинку . Для детей от 12 до 36 месяцев. Родитель рисует начало простой картинки, например, тучу, а малыш должен дорисовать недостающие элементы (дождь или солнце ),

5. Разноцветные снежки . Для детей от 12 до 36 месяцев. Сделать два – три плотных снежка, принести домой и быстро раскрасить в разные цвета. Можно разрезать снежки тупым ножом и показать малышу, как краска впитывается в снег,

6. Рыбалка . Для малышей до 12 месяцев. Набрать таз воды, пустить в плаванье небольшие легкие предметы. Малышу дать сито и попросить его выловить ситом все плавающие объекты,

7. Собери лужу . Для детей от 12 до 36 месяцев. Перед ребенком поставить две неглубокие емкости: одну пустую, другую с водой. Дать ему губку и попросить перенести всю воду с помощью губки из полной емкости в пустую и постараться не «потерять» воду по пути.

Ребенок - это не чистый лист бумаги и не «бесформенный кусок пластилина», которому просто необходимо придавать какую-то форму. Этапы развития человека заложены природой. Зная врожденные ожидания малыша и всего лишь общаясь с ним с учетом этих ожиданий, родители смогут вырастить гармонично развитого, умного, любознательного, творческого и здорового во всех отношениях человека.

Как и с физическим развитием, нужно только лишь создавать условия, поддерживающие развитие интеллекта и творчества, а всё остальное ребенок сделает сам. Это много раз проверено на практике и соответствует теоретическим представлениям о становлении человека. Родители, растившие вундеркинда, в результате получают умного, но эмоционально неблагополучного, имеющего психологические проблемы подростка.

Как показывает жизнь, все известные, одаренные творческие личности были сформированы в атмосфере свободы и поддерживающих условий. Соблюдая основные правила ухода за малышом, мама как раз такие условия обеспечивает. Помещая же ребенка на длительное время в кроватку, коляску или манеж, запрещая ему знакомиться с предметами, которые его окружают в доме, мама создает вокруг малыша информационно бедную среду и препятствует его интеллектуальному развитию.

Конечно, мама может поместить малыша в такую бедную познавательными стимулами среду и при этом специально заниматься интеллектуальным развитием ребенка. Но, во-первых, это негативно скажется на отношениях в диаде мама-малыш и на воспитании. Во-вторых, искусственные методики развития всегда однобоки, схематичны и не учитывают всего творческого и познавательного потенциала ребенка.

И не нужно забывать, что нахождение в коляске вместо маминых рук, ограничение свободы передвижения по дому кроватками и манежами препятствуют гармоничному физическому развитию.

Еще раз обратим внимание, что любое искусственное и чрезмерно активное вмешательство в телесный или умственный рост малыша пользы не принесет. У маленького ребенка есть врожденные способы, помогающие ему усваивать информацию и интеллектуально развиваться самым оптимальным образом. Это наблюдение за деятельностью взрослого и подражание ему.

  • Ползая и манипулируя с предметами, с которыми работал взрослый, ребенок естественным образом узнает свойства и функции этих предметов и обучается.
  • Принимая посильное участие в хозяйственной деятельности мамы, подражая ей, малыш усваивает огромные объемы информации о мире и о жизни в нем.

Лучше всего ребенок первых лет воспринимает информацию на слух. Мама рассказывает малышу о своих действиях, находясь дома, комментирует происходящее во время прогулки на улице - и ребенок запоминает всё с первого раза!

Действия с предметами, образные рассказы об окружающей малыша среде - это как раз та форма познания, которая соответствует врожденным ожиданиям малыша. Рано обучать ребенка знаковым системам (чтению и счету) с тем, чтобы он затем с помощью этих знаковых систем познавал мир (читая и считая) - значит, не учитывать его психовозрастные особенности.

Оперирование знаковыми системами требует хорошо развитого абстрактного мышления, а у этого у маленького ребенка просто нет. Научившись читать, он, конечно, сможет усваивать информацию, но будет это делать далеко не так полно и легко, как если бы он усваивал её в процессе практической деятельности, в игре, слушая сказки и эмоционально проживая их.

Мышление маленького ребенка - это мышление в основном наглядное, образное, конкретное и эмоциональное. Мышление маленького ребенка сводится к оперированию в уме конкретными образами, окрашенными эмоционально.

Ребенок может представить себе известную ему уже последовательность определенных действий или собственных перемещений. Может представить конкретные предметы и ситуации. Например, он понимает, что такое конкретная собачка, «вот эта собачка», но не сможет понять, что такое собака как вид животных. Это уже требует абстрактного мышления.

психолог, преподаватель психологии и философии МГУ

Специально для информационного портала Мир во мне

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама