THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

14:1-31 В этой главе продолжается прощальная речь Иисуса.

14:1 Да не смущается сердце ваше. Эти слова, приносящие всем верующим величайшее утешение, были сказаны Иисусом в тот момент, когда Его переполняла острая боль, вызванная предательством Иуды и ненадежностью Петра, предчувствием близких страданий в Гефсимании и муки креста.

14:2 В доме Отца Моего. Метафорическое название небес. См. статью "Небеса" .

обителей много. Здесь имеется в виду, что на небесах достаточно места для бесконечного множества людей. Хотя узок путь и тесны врата, ведущие в вечную жизнь (Мф. 7,14), справедливо и то, что число детей Авраамовых равно числу песчинок на морском берегу и звезд на небе (Быт. 22,17), и они составляют "великое множество людей, которого никто не мог перечесть" (Откр. 7,9).

приготовить место вам. Христос приготавливает место на небесах для Своих, в то время как на земле Святой Дух приготавливает избранных для уготованной им участи.

14:3 возьму вас к Себе. В 1,51 Иисус говорит о Себе как о некоем подобии лестницы, связывающей небеса и землю. Он есть Тот, Кто берет людей на небеса.

14:6 никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Это утверждение подчеркивает, что Христос является единственно возможным путем спасения. Представлять себе и провозглашать иные пути значит вводить людей в заблуждение и отрицать необходимость воплощения Христа и Его искупительного подвига (Деян. 4,12; 1 Ин. 5,12).

истина. Этим словом обозначается не только то, что соответствует реальности, но и то, что обладает полнотой и совершенством.

жизнь. Имеется в виду не просто существование, которое будет бесконечным для всех людей, но жизнь в полном соответствии с Божиим замыслом (1,4).

14:7 Если бы вы знали Меня. В этом знании Бога, представляющем собой гораздо большее, нежели просто понимание умом, поскольку оно включает в себя также чистосердечное послушание, суммированы все упомянутые ранее благословения. Знать Сына значит знать Отца (1,18; 17,3).

14:8 покажи нам Отца. Просьба Филиппа показывает некоторое непонимание им происходящего, но она служит переходом к последующим событиям.

14:9 Видевший Меня видел Отца. Иисус не отрицает здесь различия Божественных Лиц между Собой. Но Он отклоняет просьбу Филиппа дать какое-то иное откровение об Отце. Иисус был самым полным откровением Отца из всех, которые когда-либо видел мир. Он обладает одной и той же сущностью с Богом Отцом и Святым Духом и являет Собой зримое выражение этой сущности.

14:10 Я в Отце, и Отец во Мне. 0б этом взаимном пребывании друг в друге было сказано еще в 10,38, а здесь, в ст. 20 и в 17,21, этот тезис разрабатывается подробнее. Существуют три великих единства, о которых возвещается в Писании: единство трех Лиц Троицы в едином Боге, единство Божественной и человеческой сущности в единой личности Примирителя, Иисуса Христа, а также единство Христа и Его народа.

Отец и Сын действуют в совершенной гармонии, и потому соделанные Христом чудеса являются свидетельством совершенного согласия между Отцом и Сыном.

14:12 и больше сих сотворит. История доказывает, что Иисус вовсе не имел здесь в виду, что каждый верующий будет творить более великие чудеса, чем те, которые творил Он Сам. Слова "больше сих", возможно, говорят о жизни в силе Святого Духа, которую Иисус изольет на Своих последователей после того, как Сам пойдет к Отцу. Возможно также, что Иисус имеет здесь в виду труд Его служителей, который они совершат в силе Святого Духа; их труд будет "больше" труда Иисуса по своему географическому охвату.

14:13 если чего попросите у Отца во имя Мое. Это не гарантирует того, что Бог автоматически исполнит нашу молитву, к которой, наподобие магической формулы, добавим слова "во имя Христа". Молиться во имя Христа - значит до такой степени проникнуться целями и Духом Христа, что наша воля полностью отождествится волей Бога (1 Ин. 5,14). Молитвы никогда не остаются без ответа, ибо молящийся обретает благословение в том, что его воля полностью подчиняется воле Бога (ср. Мф. 26,39.42.44; 2 Кор. 12,8.9). См. статью "Молитва" .

да прославится Отец в Сыне. В учении о молитве проявляются близкие отношения, существующие между Лицами Троицы. Здесь говорится, что Сын "делает" то, о чем верующие просят в молитве, а в других местах - что Отец "дает" им (15,16; 16,23). Поэтому Отец прославляется в Сыне уже самим фактом ответа на молитву. В Рим. 8,26.27 - Святой Дух помогает нам в наших молитвах и ходатайствует за нас. А в Рим. 8,34 и Евр. 7,25 - за нас ходатайствует Сам Христос. В этом нет противоречия, поскольку Они едины.

14:15 соблюдите Мои заповеди. Истинное доказательство любви не в словах, а в послушании. Там, где присутствует упорное неповиновение, есть серьезные основания сомневаться в наличии любви, как бы горячо ее ни исповедовали (ст. 21,23,24).

14:16 Я умолю Отца, и даст вам. И Отец, и Сын играют активную роль в ниспослании Святого Духа, Который называется Духом Бога, Духом Отца (Быт. 1,2; Ис. 11,2; Мф. 10,20), но также Духом Христа, Духом Сына (1 Пет. 1,11; Рим. 8,9; Гал. 4,6; Флп. 1,19).

другого Утешителя. Здесь особенно важное значение придается деятельности Святого Духа, Который в день Пятидесятницы должен был вступить с верующими в более тесное общение. Понятно, что Иисус в Своей прощальной речи упоминает эту истину (ст. 26; 15,26; 16,7-15). Слово "утешитель" (греч.: "параклетос") как юридический термин использовалось для обозначения защитника на судебном процессе (см. 1 Ин. 2,1, где употреблено это же греческое слово), но в более общем смысле оно обозначало "того, кого призывают на помощь". Иисус был и ныне является таким помощником для Своих учеников, однако после Его вознесения ту же функцию принял на Себя и Святой Дух. Это подчеркивает как индивидуальность Святого Духа, так и Его полное единство с Отцом и Сыном в деле искупления.

мир. Греховное человечество, противопоставляемое искупленному народу Божию (15,18.19;17,9;1Ин.2,15-17;4,5;5,4.5.19).

с вами пребывает и в вас будет. Здесь содержится величайшее из всех благословений Нового Завета, которое заключается в том, что Святой Дух поселяется в каждом верующем) 1 Кор. 3,16.17; 6,19; 2 Кор. 6,16; Еф. 2,22).

14:18 приду к вам. Эти слова относятся в первую очередь к приходу Святого Духа в день Пятидесятницы, поскольку для осуществления взаимопребывания друг в друге, "вы во Мне и Я в вас" (ст. 20), не обязательно дожидаться Второго пришествия Христа. Но эти слова также воплощают в себе благословенную надежду Церкви: славный Примиритель, Иисус Христос, однажды вернется на землю, чтобы взять искупленных с Собой (ст. 3,19,28; Деян. 1,11).

14:19 ибо Я живу, и вы будете жить. Здесь еще раз подчеркивается истина, провозглашенная в 11,25.26. Жизнь может быть обретена только в Иисусе Христе (1,4; 14,6).

14:20 Я в Отце. См. ком. к 10,38 и 14,10.11. Пребывание друг в друге Лиц Троицы аналогично взаимному пребыванию друг в друге Христа и верующего.

14:21 кто любит Меня, тот возлюблен будет. Как и пребывание друг в друге, любовь тоже является взаимной (см. ком. к ст. 15).

Я... явлюсь ему Сам. Любовь предполагает откровение.

14:22 нам, а не миру. Иуда правильно понял Иисуса, но его мессианские ожидания, основанные, может быть, на Авв. 3,3-15 и Зах. 9,9-17, вероятно, включали в себя политический триумф, очевидный для всего мира.

14:23 тот соблюдет слово Мое. Иисус еще сильнее, чем прежде, подчеркивает необходимость осуществления того, что Он заповедал.

обитель. Со Святым Духом в верующего также вселяются Отец и Сын (Рим. 8,9-11; Откр. 3,20).

14:24 Слово Отца и слово Сына находятся между собой в совершенной гармонии (7,16; 14,10).

научит вас всему. Т.е. всему, что необходимо для исполнения нашей миссии (16,13).

напомнит вам все, что Я говорил вам. Эти слова показывают, какова цель учительной деятельности Святого Духа: она будет полностью соответствовать учению, проповеданному Самим Иисусом. Эти обещания, данные сначала апостолам, исполнились в апостольской проповеди и в богодухновенности Писаний НЗ. Они продолжают исполняться и ныне, поскольку и в наше время народу Божию вновь и вновь напоминается содержание богодухновенного Писания и преподается божественное учение. Христианская церковь является апостольской, потому что апостолы, помощью Святого Духа, сохранили и развили учение нашего Господа.

14:27 Мир оставляю вам. Это обычное приветствие, которым евреи обменивались при встрече и прощании. Но Иисус использовал его в новом и более глубоком смысле: Его мир - это стабильность и безопасность для того, кто обрел спасение, кто примирился с Богом. Этот мир может быть приобретен только через смерть и воскресение Иисуса (ср. Деян. 10,36; Рим. 5,1; 14,17; Еф. 2,14-17; Флп. 4,7; Кол. 3,15).

14:28 то возрадовались бы. Уход и возвращение Христа, по сути дела, завершают исполненное Им дело примирения человека с Богом (ст. 3), знаменуя окончание Его унижения и начало Его прославления.

Отец Мой более Меня. Данное утверждение следует понимать в свете божественности Сына и Его равенства и единства с Отцом (1,1; 10,30; 14,9). Контекст указывает на то, что Сын стал "менее" Отца, добровольно сложив с Себя Свою славу, принадлежащую Ему как Божественному Сыну Отца, и пойдя в смиренной покорности воле Отца на воплощение в человеческое тело и на жертвенную смерть (Флп. 2,6-11).

14:29 Я сказал вам. Исполнение пророчеств Иисуса подтвердит Божественный авторитет Его миссии (ср. Втор. 18,22).

14:30 князь мира сего. Сатана (ср. 12,31; 16,11).

не имеет ничего. Эти слова в очередной раз утверждают безгрешность Иисуса (ст. 31; 8,29.46; 2 Кор. 5,21; Евр. 7,26.27). Он - единственный представитель человеческого рода, о котором могло быть сказано подобное.

И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,

17. Духа истины, Которого мир не может принять, пото­му что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он С ВАМИ пребывает и В ВАС будет.

Многие переводы дают немного другое значение: «Я не оставлю вас беспомощными. Я пошлю вам иного По­мощника». Греческое слово параклетос , обычно пере­водимое как «Утешитель», здесь означает «идущий ря­дом Помощник».

Расширенный перевод приводит семь значений этого греческого слова в шестнадцатом стихе. Оно значит Уте­шитель , Советник , Помощник , Ходатай , Защитник , Укрепляющий , Тот Кто всегда рядом , - любое из этих определений верно.

Дух Святой как Учитель

Помимо молитвы и свидетельства , это помазание учит нас.

В стихе 17 Иисус назвал Утешителя Духом истины. В Евангелии от Иоанна (15:26) Он сказал: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетель­ствовать о Мне».

Дух Святой никогда не свидетельствует о Себе. Он свидетельствует об Иисусе.

Иисус разговаривает с нами через Духа Святого. Се­годня на земле нет Иисуса во плоти, потому что Его Тело было воскрешено, и теперь оно плоть и кости (см. Лук. 24:39); кровь пролилась за наши грехи. В Теле из плоти и костей Иисус восседает по правую руку от Бога (см. Рим. 8:34) и «всегда жив, чтобы ходатайствовать» за нас (см. Евр. 7:25).

Итак, Его нет с нами в этом физическом мире, но, слава Богу, есть Дух Святой, и Иисус разговаривает с нами через Духа. Когда помазание касается вас, вы ис­пытываете прикосновение Иисуса , потому что Он ска­зал: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек». И когда Он - Утешитель, Помощник, Параклетос - придет, «то наставит вас на всякую истину...» (Иоан. 16:13). Спасибо Господу, что именно так и происходит.

Стих продолжается: «...ибо не от Себя говорить бу­дет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвес­тит вам ».

Еще Иисус сказал в пятнадцатом стихе: «...от Моего возьмет и возвестит вам».

Это и есть другие дела Святого Духа: наставление в истине, передача от Иисуса к нам, а в Евангелии от Иоанна в четырнадцатой главе написано:

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА 14:26

Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.

Замечали ли вы когда-нибудь, как Дух Святой вызы­вает в памяти отрывки из Писания, которые вы не заучивали, разве что прочитали однажды? Хвала Госпо­ду, это Его работа в верующем.

Иоанн в своем Первом послании (2:20) называет это помазанием.

ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ ИОАННА 2:20


20. Впрочем, вы имеете ПОМАЗАНИЕ от Святого и зна­ете все.

Дух откровения

Дух Святой может открыть нам все истины. В Пер­вом послании к Коринфянам Павел говорил о том, что «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9).

Часто мы читали этот стих - и я думаю, что каждый из нас делал это хотя бы однажды - и говорили: «Заме­чательно! Он намерен сделать то, о чем мы даже не дога­дываемся». Но Бог имеет в виду совсем другое. Уже в следующем стихе говорится: «А нам Бог ОТКРЫЛ это Духом Своим; ибо Дух всё проницает, и глубины Бо­жий» (ст. 10).

Аллилуйя! Дух Святой - это Дух откровения. Иисус обещал: Он «...от Моего возьмет и возвестит вам».

Иоанн сказал: «Вы имеете помазание и знаете все». Причина, по которой мы знаем не больше в том, что мы не прислушивались к Учителю . Дух Святой - наш Учитель.

Далее в двадцать седьмом стихе второй главы Перво­го послания Иоанн пишет: «Впрочем, ПОМАЗАНИЕ, которое вы получили от Него, В ВАС ПРЕБЫВАЕТ, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как само сие ПОМАЗАНИЕ учит вас всему, и оно истинно и не­ложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте».

Заметьте, что помазание, которое вы получили от Него, пребывает в вас. Где оно, помазание? В ВАС! Не созвучно ли это тому, что говорил Иисус в Евангелии от Иоанна (14:17)?

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА 14:17

17. Духа истины, Которого мир не может принять, пото­му что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и В ВАС будет.

Где Он будет? В ВАС. Автоматически мы припомина­ем Первое послание Иоанна (4:4): «Тот, кто В ВАС, боль­ше того, кто в мире». Иоанн говорит здесь о помазании: «Тот », а не «то», потому что Он (Дух Святой) - Боже­ственная Личность. Я сильно сомневаюсь, что хотя бы один из нас во всей полноте воспользовался всеми пре­имуществами того, что Он живет в нас. Тогда - если Он пребывает в нас - нам не надо бояться никого и ничего в этом мире, потому что в нас Тот, Кто больше, чем что-либо в этом мире!

«Да, - жалуются люди, - но вы же не знаете мою ситуацию!»

Неважно, какая у вас ситуация! Он все равно больше! Он все равно сильнее!

В Первом послании Иоанна (2:27) мы читаем: «Вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас». Это не означает, что Бог не поставил учителей в Церкви! Это не значит, что нам не нужны помазанные Богом учителя! Дух Свя­той не будет противоречить Сам Себе.

Вы никогда не задумывались, что когда человек учит под вдохновением Духа Святого, это НЕ ЧЕЛОВЕК учит нас, это ДУХ СВЯТОЙ учит нас?

Дух Святой будет учить нас, и, когда мы слушаем учение Слова, Дух Святой будет свидетельствовать на­шему духу, что учение истинно.

За пределами Библии

Один учитель доставил массу проблем моему другу, который преподавал Библию 35 лет. Мой друг привел свой библейский класс на собрание, где учил этот учи­тель, и обнаружил, что его учение серьезно отклоняется от истины.

Когда урок закончился, мой друг вручил тому чело­веку свою Библию и сказал: «Назовите мне главу и стих, на котором основано ваше учение. Покажите мне это место в Библии».

Этот проповедник вернул ему Библию и ответил: «О, вы не найдете того, что я проповедовал в этой книжке ». (Если вы начнете называть Библию «этой книжкой», то можно быть уверенным, проблемы скоро начнутся.)

«Нет, - сказал он, - я уже далеко вышел за рамки этой книжки».

Если вы вышли за пределы Библии, то оказались за пределами Святого Духа, потому что Библия говорит, что Дух и Слово - одно, как написано в Первом посла­нии Иоанна (5:7).

Что изумило меня, так это то, что мой друг, человек спасенный, крещенный Святым Духом, учитель Библии в Полноевангельской церкви, позволил этому лжеучите­лю себя обмануть и потерял половину своего класса!

С другой стороны, молодая китаянка, обращенная лишь за две недели до этого на палаточном собрании, однажды вечером тоже побывала на проповеди того же учителя, но сразу поняла, что он заблуждается. Она ска­зала мне, что что-то внутри нее говорило ей больше не ходить на собрания того человека, и именно так она и сделала.

Она была младенцем во Христе - она даже еще не получила крещения Святым Духом, - но уже начала прислушиваться к Духу внутри нее.

Я думаю, что слишком часто мы прислушиваемся к голосу нашего разума, а не духа, - и это продолжается даже после многих лет после того, как мы стали христи­анами. Часто наши головы получают образование за счет нашего духа.

Божий Дух научит нас. Вот чему Божий Дух научил китаянку: «Это заблуждение. Не ходи туда».

Конечно, Бог ставит учителей Церкви: учитель­ство - одно из пяти основных служений и один из спо­собов, которыми Бог учит нас. С другой стороны, Учи­тель находится и внутри нас. Он скажет нам, истинно учение или ложно. Каждый верующий имеет это пома­зание в самом себе . Нам не надо его вымаливать. Мы уже имеем его.

Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: «Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я». А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете.

Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?

Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.

Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.

Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: «покажи нам Отца»? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит; и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду. И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю.

Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.

Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.

Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.

Иуда (не Искариот) говорит Ему: Господи! что́ это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?

Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца. Сие сказал Я вам, находясь с вами. Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.

Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. Вы слышали, что Я сказал вам: «иду от вас и приду к вам». Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: «иду к Отцу»; ибо Отец Мой более Меня. И вот, Я сказал вам о том , прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется. Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего и во Мне не имеет ничего. Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда.

Синодальный перевод. Глава озвучена по ролям студией «Свет на Востоке».

1. Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте.
2. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: «Я иду приготовить место вам.
3. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я».
4. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете.
5. Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?
6. Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
7. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.
8. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.
9. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: «покажи нам Отца»?
10. Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.
11. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.
12. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит; и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.
13. И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне.
14. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю.
15. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.
16. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,
17. Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.
18. Не оставлю вас сиротами; приду к вам.
19. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить.
20. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.
21. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
22. Иуда (не Искариот) говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?
23. Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.
24. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца.
25. Сие сказал Я вам, находясь с вами.
26. Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.
27. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.
28. Вы слышали, что Я сказал вам: «иду от вас и приду к вам». Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: «иду к Отцу»; ибо Отец Мой более Меня.
29. И вот, Я сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется.
30. Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего и во Мне не имеет ничего.
31. Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда.

Иоан. 14:1-2 . "Утешительная" речь Иисуса, обращенная к ним, содержит в себе как наставления, так и обещания. Да не смущается сердце ваше, проникновенно говорит Он. Сердце - символический центр человеческой личности. И каждый верующий ответственен за состояние своего сердца (Прит. 3:1,3,5; 4:23; 20:9). Твердо уповая на Бога Отца и на Сына Его - Иисуса Христа, верующие смогут преодолевать гнетущую печаль и малодушие, они смогут устоять в грядущих испытаниях. Слова Иисуса: веруйте в Бога и в Меня веруйте звучат как торжественная заповедь.

Смерть не должна страшить его учеников - ведь Иисус идет приготовить им место… в доме Своего Отца. (Необходимо сказать об опечатке во втором стихе Синодального текста Библии. После "Я сказал бы вам" должна стоять точка, как стоит она в английском тексте, а не двоеточие. И тогда фраза приобретает иное звучание: Если бы в доме Отца Моего не было бы много обителей, Я сказал бы вам о том и (подразумевается) не вводил бы вас в заблуждение. Но они есть, и вот, Я иду приготовить место вам в этих обителях.)

Иоан. 14:3-4 . Обещание приду опять относится не к Его воскресению и не к смерти каждого из верующих, а к возвращению Христа за своей Церковью (1-Фес. 4:13-18); это подтверждается словами и возьму вас к Себе (сравните Иоан. 17:24). Иисус не сказал о характере того места, куда Он уходит. Того, что Он открыл ученикам, было достаточно: верующие будут там находиться с Отцом и с Ним, Иисусом (2-Кор. 5:8, Фил. 1:23; 1-Фес. 4:17). Ученики уже знали, как попасть на небо, ибо путь туда Он "показывал" им на протяжении всего Своего служения. Вот почему Он сказал им: А куда Я иду, вы знаете…

Иоан. 14:5-6 . Однако заявление Фомы: Господи, не знаем, куда идешь, и его вопрос: и как можем знать путь? - свидетельствовали как о недопонимании происходящего Одиннадцатью, так и об охватившем их смятении. В таком состоянии они будут оставаться до смерти Христа, Его воскресения и последующего сошествия на них Святого Духа. Вся необходимая информация уже была предоставлена им, но до поры до времени они не умели логически увязать между собой все, что им было сообщено.

Я есмь путь и истина и жизнь - это шестое поражающее воображение заявление Иисуса из семи Его заявлений в Евангелии от Иоанна, начинающихся на "Я есмь" (6:48; 8:12; 10:9,11; 11:25; 14:6; 15:1). Иисус есть "Путь" потому, что Он есть "Истина" и "Жизнь". Поскольку Он - воплощение Отца Небесного, являющегося Истиной и Жизнью, люди обретают доступ ("путь") к Отцу (1:4,14,18; 11:25).

Словами никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня Иисус подчеркивает, что, вопреки человеческим представлениям, многих путей к спасению не существует. Есть только один путь, ведущий на небо (Деян. 4:12; 1-Тим. 2:5). Прийти к Отцу можно только через Иисуса Христа, потому что только Он "исшел" от Отца (Иоан. 1:1-2,51; 3:13).

Иоан. 14:7 . Первая часть этого предложения звучит как упрек: Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. Господь укоряет учеников за слабое понимание ими как Личности Его, так и Его миссии (сравните 8:19), как это явствует из последующего диалога (14:8-9). Но фраза …и отныне знаете Его - это обещание, которое исполнится в будущем, после Креста и Воскресения (исповедание Фомы в 20:28 - "Господь мой и Бог мой").

Иоан. 14:8-9 . В словах Филиппа отражено извечное желание человечества - увидеть Бога (сравните Исх. 33:18). В извращенной форме это желание ведет к идолопоклонству. Филипп, видимо, очень хотел стать свидетелем теофании, т. е. явления Бога в видимой форме (Исх. 24:9-10; Ис. 6:1). Ошеломляюще звучат ответные слова Иисуса: видевший Меня видел Отца (сравните с 12:45). В них - прямое свидетельство о том, что Отец пребывает в Иисусе, и Иисус в совершенстве являет Его (сравните 1:18). А посему не было нужды и в теофании!

Иоан. 14:10-11 . Доказательство единства Иисуса с Небесным Отцом - трояко. Ученикам следовало верить в Иисуса, потому что Он - а) той же природы, что Отец (Я в Отце, и Отец во Мне - сравните со стихом 20); б) Его слова - это слова Отца (Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя - сравните с 7:16; 12:49-50; 14:24); в) в силу тех чудесных дел, которые Бог творил через Него (Отец, пребывающий во Мне, Он творит верьте Мне по самым делам - сравните с 5:36).

Ключевое значение имеют в Евангелии от Иоанна чудесные знамения; они подобны милостивому Божиему персту, указывающему на путь спасительной веры (5:36; 10:25,38; 11:47; 12:37; 20:30-31).

Иоан. 14:12-14 . Здесь не подразумевается, что апостолы совершат более впечатляющие чудеса, чем совершал Иисус (большие, чем, к примеру, насыщение 5000 человек); речь, скорее, идет о больших результатах тех знамений, которые и они станут подавать, и, в первую очередь, их проповеди (например, через проповедь Петра только в один день обратилось 3000 человек). Это стало возможным потому, что Иисус, уйдя к Отцу, послал на землю Святого Духа. Чудеса имеют важное значение, но многие евангелисты действительно "сотворили нечто большее", донеся Благую весть до многих тысяч людей.

Во имя Мое (стихи 13-14) не соответствует некоему магическому заклинанию. Но Христос обещал отвечать на молитвы верующих - как тех, которые исполняют на земле Его дело. Свое учение в этой его части апостол Иоанн развивает в первом своем Послании, где пишет: "когда просим чего по воле Его, знаем, что получаем просимое от Него" (1-Иоан. 5:14-15).

Просить что-либо "во имя Христа" и значит просить в соответствии с Его волей (сравните Иоан. 15:16; 16:23-24,26). Новозаветные молитвы обычно адресованы Отцу Небесному, но такую же силу имеет и обращение к Сыну (например, молитву Стефана: "Господи Иисусе" (Деян. 7:59). Через отвеченные молитвы Отец прославляется в Сыне. Как прославляется Отец и в делах, совершаемых верующими (Иоан. 15:8).

Г. Обещание Иисуса послать Утешителя (14:15-31)

Иоан. 14:15 . Любовь учеников к Иисусу Христу проявляется в исполнении ими Его заповедей (сравните стих 21, 23; 1-Иоан. 2:3; 3:22,24; 5:3).

Иоан. 14:16-17 . Это первое из нескольких упоминаний о Духе Святом в беседе Христа с учениками в горнице. До сих пор в Евангелии от Иоанна о Духе было сказано немного. В Иоан. 3:5-8, в частной беседе Спасителя с Никодимом, и в 7:39, где содержится указание на Пятидесятницу. Духу Святому предстояло прийти как Утешителю (греческое слово "параклитос", вошедшее и в еврейский язык в несколько видоизмененной форме, имеет значение "утешителя-советника"; далее встречается в 14:26; 15:26; 16:7).

В настоящее время Святой Дух в каком-то смысле заменяет на земле Иисуса, в Его физическое отсутствие; Он является Посредником между Богом и верующими. Дух Святой неизменно пребывает в истинно верующих (да пребудет с вами вовек; сравните Рим. 8:9). Он является также Духом Истины (Иоан. 15:26; 16:13); в качестве такового Ему и предстояло наставлять апостолов. Дух - невидим (мир не может Его принять, потому что не видит Его), но Он вполне реален и активно действует в мире. (Заметим, что при отсутствии радиоприемников и "действие" радиоволн осталось бы незамеченным.)

Не "видят" Святого Духа и не знают Его люди, не верующие в Бога, т. е. не имеющие в себе духовной жизни. Но ученики уже были до известной степени "знакомы" со Святым Духом, действовавшим через проповеди их и в чудесах, которые им дано было совершать; Иисус, однако, дает им понять, что с этого времени действие Духа в их жизни станет гораздо более явным.

Почему Христос сказал, что Дух Святой будет в них? Очевидно, потому, что в Ветхом Завете Дух временами сходил на тех или иных верующих с определенной целью дать им особую силу, но после дня Пятидесятницы Ему предстояло пребывать в каждом верующем постоянно (Рим. 8:9; 1-Кор. 12:13).

Иоан. 14:18-19 . Что Иисус имел в виду, говоря: приду к вам? Имел ли Он в виду: 1) Свое воскресение, 2) восхищение Церкви, 3) смерть верующего, 4)некое мистическое переживание, 5) сошествие Духа в день Пятидесятницы? Здесь наиболее правильными представляются предположения первое и пятое. Стих 19 говорит в пользу первого предположения, поскольку ученики действительно увидели Иисуса после Его воскресения (которое явилось залогом их воскресения: …ибо Я живу, и вы будете жить; сравните с 1-Кор. 15:20-21). Воскресение Христа стало, кроме того, основанием новой жизни.

Иоан. 14:20-21 . Фраза В тот день относится ко дню Пятидесятницы, когда сошедший на учеников Дух Святой "подал им свидетельство" о том, что Иисус вознесся к Отцу. (Некоторые, однако, думают, что Христос говорил о дне Своего воскресения как о полагающем основание для твердой убежденности христиан в их вере.) Дух, войдя в верующих (стих 17), будет "учить" их тому, что единство их с Иисусом Христом - нерасторжимо (узнаете вы, что вы во Мне, и Я в вас).

Христианская любовь становится зримой в соблюдении верующими заповедей Господа (сравните стих 15:23). Награда же любящему Его - велика: а) он возлюблен будет Отцом Небесным (стих 23) и б) Сын возлюбит Его и явится ему Сам.

Иоан. 14:22 . Иуда, не Искариот, как представляется, тот же самый ученик, которого называли Фаддеем (Матф. 10:3; Мар. 3:18). Его удивило, что Иисус собирался явить Себя им, а не миру (сравните Иоан. 14:19а).

Иоан. 14:23-24 . Отвечая ему, Иисус дает понять, что Он и Отец "не явятся" (в этом тексте - в значении "не сотворят в них обитель") тем, которые не покоряются Его слову. (О связи между покорностью Иисусу и любви к Нему и Его слову в стихе 15, 21; также 1-Иоан. 2:3; 3:22,24; 5:3.) В повинующемся же слову "поселятся" Отец и Сын, чтобы всегда пребывать в таком человеке обитель у него сотворим).

Восставать против Иисуса - значит восставать против Бога, пославшего Его. Снова повторяет Христос (сравните 12:49; 14:10), что слово… которое слышат ученики, не есть Его, но - Отца Небесного.

Иоан. 14:25-26 . То, что говорил Иисус в дни своего земного служения, было понято учениками лишь отчасти. В трех вещах нуждались апостолы, чтобы полностью осознать значение Личности и миссии Христа: 1) Он должен был умереть. 2) Он должен был воскреснуть, чтобы доказать правомочность Своих притязаний и продемонстрировать Свою победу. 3) На землю должен был прийти Дух Святый (Которого пошлет Отец во имя Мое, т. е. на место Сына и для продолжения дела Его), чтобы пояснять последователям Христа значение Его слов и дел.

Святой Дух, сказал Иисус, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. Эти слова относятся непосредственно к апостолам. Из контекста следует, что "всему" и "все" относятся именно к объяснению Его Личности и значения Его служения. Впоследствии Дух действительно воздействовал на разум учеников, напоминая им, чему учил их Господь, и давая им способность проникать в глубинный смысл Его учения (сравните 2:22; 7:39,20:9).

Иоан. 14:27 . В новозаветные времена люди, прощаясь, желали мира (по-еврейски - шалом) друг другу. Иисус, "уходя" от учеников, не просто желает им мира, Он завещает им его - как некое наследство: мир Мой даю вам. Отныне они будут иметь "мир с Богом" (Рим. 5:1), потому что их грехи прощены, и таинственный "мир Божий" (Фил. 4:7) будет наполнять их жизнь, охраняя ее. Мир (человеческое сообщество) никому не может дать такого внутреннего мира, потому что, живя "в миру", люди исполнены страха смерти (Евр. 2:14-15) и боязни за будущее, которые перестают терзать тех, кто следуют за Иисусом и доверяются Ему. Таковым нет причины "смущаться" (сравните Иоан. 14:1) и "устрашаться".

Иоан. 14:28 . Если бы ученики имели более совершенную любовь к Иисусу, то были бы рады Его отшествию. Ведь оно означало конец Его земному уничижению; возвращаясь к Отцу, Он возвращался в вечную Свою славу (13:31-32). Но на тот момент любовь апостолов была еще слишком незрелой и эгоистичной, и она мешала им радоваться, несмотря даже на то, что Иисус обещал им вернуться (14:3).

В прошлом сторонники арианской ереси (зародившейся в 4-ом веке от Р. Х.) утверждали, а в наши дни это утверждают "свидетели Иеговы", ссылаясь на слова Иисуса ибо Отец Мой более Меня - что Сын - "бог, меньший чем Отец". Но такое понимание либо исходит из того, что Иисус - Существо сотворенное, либо ведет к многобожию; и то и другое противоречит Библии, из которой явствует, что Отец и Сын - односущны по своей природе (1:1-2; 14:9; 20:28). Они составляют "Одно" (10:30) и в свете той цели, которую осуществляют. Так что слова Христа в этом стихе следует понимать лишь в значении противопоставления славы Отца земному уничижению Сына.

Иоан. 14:29-31 . Исполнившееся пророчество - всегда источник утешения и поддержки для верующих (Ис. 46:8-10), О смерти Своей и воскресении Иисус заранее и многократно говорил ученикам (например, Мар. 8:31-32; 9:31). Он делал это с тем, чтобы после первоначального потрясения Его исполнившееся пророчество послужило укреплению их веры. Недолго оставалось Ему учить их, ибо приближался сатана, князь мира сего (сравните Иоан. 12:31; 16:11), действовавший в тот момент через Иуду (13:2,27).

Однако над Христом он власти не имел во Мне не имеет ничего - в значении не имеет во Мне "точки опоры"). В людях этой "точкой опоры" для злого духа являются грех и производимая им смерть (Рим. 5:12,21а; 6:16; сравните Евр. 2:14-15). Но Иисус был безгрешен, и сатана не в состоянии был сделать Его "подданным" своего царства тьмы. Вопреки надеждам сатаны, надвигавшаяся смерть Иисуса сулила ему не победу, а поражение (Иоан. 16:11; Кол. 2:15).

В стихе 31 Христос говорит о Своей любви к Отцу, в силу которой Он в точности исполняет то, что Отец заповедал Ему, оставаясь Ему послушным и в жизни и в смерти. Миру следует знать об этом.

Иисус зовет учеников из горницы, где они ели пасху: встаньте, пойдем отсюда. Путь их лежал теперь в Гефсиманский сад на Елеонской горе. В точности, однако, неизвестно, прозвучали ли Его последние наставления, записанные Иоанном в главах 15-17, уже по пути к Гефсиманскому саду или все еще в горнице; вероятнее, все-таки в горнице.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама