THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Половое созревание - это период жизни человека, в течение которого его организм достигает биологической половой зрелости. Этот период называется пубертатным и характеризуется появлением вторичных половых признаков (см. ), окончательным формированием половых органов и половых желез. Время наступления пубертатного периода зависит от многих факторов - национальности, климатических условий, питания, условий жизни, пола и т. д. У мальчиков он в среднем наступает с 15-16 лет, у девочек с 13-14 лет и заканчивается соответственно к 20 и 18 годам. Следует подчеркнуть, что в сроках наступления пубертатного периода отмечаются значительные индивидуальные отклонения. В физиологическом отношении этот период характеризуется созреванием и началом функционирования половых желез. В коре надпочечников начинают усиленно вырабатываться андрогены (см. ), повышается секреция гонадотропинов гипофиза (см. Гонадотропные гормоны), что ускоряет развитие половых желез. У девочек с усилением функции яичников, вырабатывающих , начинается молочных желез, наружных и внутренних половых органов: матки, половых губ. В возрасте 14-15 лет, иногда раньше, происходит становление менструального цикла (см.). Объективным критерием зрелости половых желез служат менструации у девочек и (см.) у мальчиков. Наиболее часто встречающаяся последовательность появления половых признаков представлена в таблице.

Последовательность появления признаков полового созревания
Возраст в годах Признаки полового созревания
девочки мальчики
8 Таз становится шире, бедра округляются
9 Увеличение секреции сальных желез
10-11 Начало развития молочных желез Начало роста и яичек
12 Появление волос на половых органах, увеличение половых органов Рост гортани
13 Щелочная реакция влагалищного секрета становится резко кислой Увеличение яичек и полового члена. Небольшое появление волос на половых органах. Начало формирования по мужскому типу
14 Появление менструации и появление волос в подкрыльцовых впадинах Изменение голоса (ломается), небольшое увеличение (набухание) грудных желез
15 Выраженные изменения размеров таза и его пропорций по женскому типу мошонки, появление усов и появление волос в подкрыльцовых впадинах. Значительное увеличение яичек
16-17 Менструации происходят регулярно, с овуляцией (см. ). Усиление роста волос на лице, теле; мужской тип растительности на лобке. Появление поллюций
18-19 Прекращается рост скелета Замедление роста скелета

Нередко нормальное половое созревание протекает в несколько иной последовательности. В этих случаях иногда бывает очень трудно найти четкую границу между нормой и патологией. Одной из причин подобных отклонений являются нарушения гормональных систем, в других случаях определенное значение приобретают конституциональные особенности подростка в пубертатный период, а также психогенные факторы, которые могут вызывать выраженные эндокринные расстройства. Чрезвычайно важно учитывать эти случаи, поскольку нерациональное применение гормональных препаратов при лечении может привести к значительным повреждениям многих систем. В период полового созревания наблюдаются иногда небольшие временные отклонения, т. е. вариации нормального процесса развития. Их расценивают как физиологические явления. У девочек может быть значительный рост молочных желез (макромастия), причем преждевременного полового созревания не наступает. К физиологическим вариациям полового созревания относятся также , ювенильные маточные кровотечения, аменорея (см.). Нередко наблюдаются болезненные менструации, сопровождающиеся головными болями, рвотами, слабостью. Эти нарушения обычно наблюдаются у девушек с неустойчивой нервной системой. У мальчиков может быть небольшое увеличение грудных желез (пубертатная гинекомастия), которая полностью проходит.

Поздним (pubertas tarda) считается половое созревание, наблюдающееся у девушек в 18-20 лет, у юношей в 20- 22 года. При данной патологии лечебные мероприятия должны быть направлены на улучшение условий быта, питания и введение мужских, женских половых гормонов и препаратов, содержащих гонадотропные гормоны гипофиза. Запаздывание полового развития и отставание в росте наблюдается при инфантилизме (см.). Недоразвитие полового аппарата и отсутствие половых признаков данного пола - гипогенитализл (см.) - обусловлены дисфункцией эндокринных желез и прежде всего гипофиза.

Ранним (pubertas ргаесох) считается половое созревание, наступающее у девочек моложе 8 лет, у мальчиков моложе 10 лет и характеризующееся преждевременным появлением вторичных половых признаков, быстрым развитием половых органов и ускоренным ростом. У мальчиков это проявляется в ускорении роста, а затем раннем прекращении роста (что в дальнейшем ведет к низкорослости), быстром росте половых органов и появлении вторичных половых признаков (оволосение, низкий тембр голоса, выражена скелетная мускулатура). Возможны и поллюции. У девочек отмечается ускорение роста, а затем раннее прекращение роста, становится широким, увеличиваются размеры матки и яичников. Встречаются случаи менструаций в дошкольном возрасте.

Раннее половое созревание в сочетании с ускоренным ростом, но резкой диспропорцией скелета, низкорослостью и умственной отсталостью определяется как macrogenitosomia praesox.

С проблемой полового созревания тесно связан вопрос . Это система медико-педагогических воздействий на подростков с целью воспитания у них определенных норм поведения в сексуальной жизни. Задача полового воспитания заключается в создании физически здорового поколения, сексуальная жизнь которого должна быть подчинена нормам морали нашего общества. Совместное обучение и воспитание мальчиков и девочек, раннее вовлечение их в общественную жизнь, сочетание обучения с производственным трудом, широкое развитие и среди молодежи создают базу для разумного родового воспитания.

Половое созревание (лат. pubertas) - это процесс роста и дифференцировки половых желез, половых органов и вторичных половых признаков. Половое созревание протекает со сложнейшими изменениями в нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой и других системах организма, а также в физическом развитии и заканчивается наступлением половой зрелости.

Большую роль в половом созревании играет гипоталамическая область, находящаяся в неразрывной функциональной взаимосвязи с гипофизом. В период Половое созревание заметно повышается активность гонадотропных гормонов гипофиза, возрастает содержание андрогенов и эстрогенов в крови и моче. Эстрогены, синтезируемые яичниками, вызывают увеличение матки, влагалища, малых половых губ, молочных желез и ороговение эпителия влагалища. Андрогены обусловливают половое оволосение, рост полового члена и мошонки у мальчиков, а у девочек - клитора и больших половых губ. Половые гормоны, особенно андрогены, стимулируют рост и дифференцировку костной ткани, способствуют закрытию зон роста, усиливают развитие мускулатуры. В этих процессах проявляется белково-анаболический эффект половых гормонов. Взаимоотношение между различными системами, регулирующими половое созревание, показано на рис. 1.


Рис. 1. Схема взаимоотношений между различными системами, регулирующими рост и половое развитие (из Гилленсверда, по Уилкинсу).

Половое созревание начинается у девочек раньше, чем у мальчиков. В этот период у девочек заметно увеличивается экскреция с мочой эстрогенов и гонадотропинов, а у мальчиков - андрогенов. В последнее время во всех странах сроки начала полового созревания сдвинулись к более раннему периоду. Так, по наблюдениям В. С. Груздева, относящимся к 1894 г., менструации начинались в 15 лет 8 мес.; в настоящее время (1965) они начинаются чаше в 13-14 лет. У юношей дата наступления половой зрелости устанавливается по первым эякуляциям. Начало и продолжительность пубертатного периода зависят от семейных (конституциональных) особенностей, строения тела и условий внешней среды (питание, климат, жилищные условия и др.). Половое созревание начинается у девочек от 8-11 и продолжается обычно до 17 лет, у юношей - с 10-13 и до 19 лет.

В период полового созревания могут наблюдаться гипертоническая реакция и гипотоническое состояние, лабильность пульса, акроцианоз, пятна Труссо, ортостатическая альбуминурия, спонтанная гипогликемия, иногда и психические нарушения. О степени полового созревания судят по вторичным половым признакам - оволосению на лобке (11-13 лет) и в подмышечной области (12-15 лет), у девочек, кроме того, по срокам начала менструаций и развитию молочных желез (10-15 лет), а также при помощи рентгенограмм кисти и дистальных концов костей предплечья. Началу полового созревания соответствует окостенение сесамовидной кости, затем появляется синостоз в первой пястной кости и концевых фалангах; при окончании полового созревания происходит полное синостозирование эпифизов лучевой и локтевой костей. Оценивать степень полового созревания у мальчиков по размерам наружных половых органов необходимо осторожно, так как их рост нередко несколько отстает.

Преждевременное половое созревание (pubertas praecox) бывает истинным и ложным. При истинном имеется взаимосвязь между гипоталамо-гипофизарной областью, половыми железами и надпочечниками. Различают конституциональную (эссенциальную) и церебральную формы истинного полового созревания.

Конституциональная форма наблюдается почти всегда у девочек и обусловлена, по-видимому, семейным предрасположением. Вторичные половые признаки появляются рано, даже с рождения, однако чаще в 7-8, а менструации - в 8-10 лет. Менструации овуляторные. У мальчиков вторичные половые признаки могут возникнуть уже в 9-11 лет, реже раньше. Налицо макрогенитосомия (преждевременное увеличение наружных половых органов). В 12-13 лет половое созревание заканчивается.

Первоначально дети с преждевременным половым созреванием опережают в физическом развитии своих сверстников. Однако в дальнейшем в связи с закрытием зон роста у некоторых из них возникают низкорослость и диспропорциональность - нижние конечности относительно коротки по отношению к туловищу (рис. 2). Психическое развитие таких детей чаще соответствует возрасту, а если отстает, то приблизительно на 2 года. У девочек экскреция фолликулостимулирующего гормона и эстрогенов с мочой достигает уровня пубертатного периода. Содержание 17-кетостеропдов в суточной моче превышает уровень возрастной нормы. При опухолях надпочечника и половых желез уровень экскреции гормонов значительно выше. Вагинальный мазок подтверждает нормальный менструальный цикл.

Прогноз при конституциональной форме преждевременного полового созревания благоприятный. Лечение не проводится.

При церебральной форме истинного полового созревания имеются поражения гипоталамической области (опухоли, кровоизлияния, врожденные дефекты мозга, энцефалит) или опухоль шишковидной железы. В настоящее время большинство исследователей считает, что даже при опухолях шишковидной железы преждевременное половое развитие обусловлено вторично возникающими изменениями в гипоталамусе в связи с внутренней гидроцефалией. У детей отмечается раннее и быстрое развитие половых органов и вторичных половых признаков. В яичниках возникают зрелые граафовы фолликулы, желтое тело. В яичках образуются интерстициальные клетки и происходит сперматогенез. Содержание гонадотропинов, эстрогенов, 17-кетостерои-дов в моче соответствует пубертатному периоду.

Преждевременное половое созревание отмечается и при множественной фиброзной дисплазии, при которой имеются изменения в костной системе, пигментация кожи и повышенная активность щитовидной железы.

Ложное половое созревание (pseudopubertas praecox) возникает при патологических изменениях в надпочечниках, яичниках или яичках. Овуляция и сперматогенез отсутствуют. После удаления опухоли возможно обратное развитие вторичных половых признаков.

Замедленное половое созревание (pubertas tarda) характеризуется поздним развитием половых органов и желез, а также появлением вторичных половых признаков. У юношей оно диагностируется в 20-22 года, у девушек в 18-20 лет. Наиболее часто возникает под влиянием конституционального (семейного) фактора, реже вследствие недостаточных гигиенических условий и алиментарных причин. Запаздывание полового созревания наблюдается иногда до 15-16 лет. При этом отстает физическое и нередко психическое развитие. Дифференцировка костной системы также отстает, чаще на 2-4 года. Большинство детей в ближайшие годы достигает в половом развитии своих сверстников.

Оценку полового созревания необходимо проводить на основании ряда признаков и особенно рентгенологических данных о дифференцировке костной системы. Соответствие процессов окостенения фактическому возрасту, как правило, исключает отставание в половом созревании.

Вариации полового созревания . Преждевременное развитие молочных желез (premature thelarche) у девочек может быть единственным признаком отклонения. Отсутствие вторичных половых признаков, эстрогенных изменений вагинального мазка и увеличения внутренних и наружных половых органов позволяет отличить этот процесс от истинного полового созревания. Предполагают, что в основе premature telarche лежит повышенная реакция ткани молочных желез на эстрогены. В дальнейшем эта реакция может исчезнуть. Лечения не требуется.

У мальчиков нередко наблюдается пубертатная гинекомастия (см.), выраженная чаще слева и исчезающая без лечения. Лечение мужскими половыми гормонами противопоказано.

Преждевременное вторичное оволосение (premature pubarche) развивается на лобке, в подмышечных впадинах без других признаков вирилизации и чаще наблюдается у девочек. Лишь с 10-12 лет оно сочетается с увеличением молочных желез, наружных и внутренних половых органов. Позже дети развиваются нормально. Выделение с мочой 17-кетостероидов соответствует возрастной норме или несколько превышает ее. Дети с преждевременным половым созреванием требуют наблюдения врача и должны периодически обследоваться.

Во время полового созревания иногда имеется увеличение щитовидной железы II и III степени без нарушения функции. Лечение при этом не проводится. Нередко, особенно у мальчиков, развиваются акромегалоидные явления (также физиологические). Возможно преобладание мужского или женского начала. Прогноз при этом благоприятный. В этот же период иногда отмечается так называемый псевдофрейлиховский тип ожирения, несколько похожий по наружному виду на ожирение при адипозо-генитальной дистрофии (см.). При этом распределение жира равномерное с некоторым преобладанием в области груди, живота и бедер. Руки и ноги часто укорочены. Длина тела и дифференцировка костей соответствуют фактическому возрасту. Гипогенитализм отсутствует или выражен незначительно. Выделение 17-кетостероидов и 17-оксикортикостероидов с мочой в норме. Основной обмен снижен или в норме. Половое созревание наступает в обычные сроки или несколько запаздывает. Медикаментозного лечения не требуется.

В период полового созревания у девушек с явлениями базофилизма (базофильные клетки гипофиза усиленно функционируют) отмечается ожирение по женскому типу, появляются стрип на бедрах, ягодицах, груди. Артериальное давление нередко повышено. Однако половое развитие не нарушено или даже ускорено. Менструации возникают вовремя, причем цикл сохранен. Прогноз, как и при описанных выше вариантах ожирения, благоприятный.

Пубертатное истощение наблюдается преимущественно у девушек. Первые симптомы: отсутствие аппетита, боли в животе, отрыжка и рвота, чаще повторная. Кожа сухая, морщинистая. Отмечаются брадикардия, глухие тоны сердца, артериальная гипотония, аменорея. В отличие от гипофизарной кахексии, нет атрофии молочных желез и выпадения волос. Основной обмен снижен. Функция щитовидной железы не нарушена. Содержание 17-кетостероидов в моче снижено, после введения АКТГ достигает нормы. Фолликулостимулирующий гормон в моче чаще отсутствует или снижен. Прогноз обычно благоприятный. Лечение - необходим тщательный уход, аминазин, белково-анаболические стероиды. Метандростенолон (или неробол) по 5 мг в день, нероболил внутримышечно по 25-50 мг 1 раз в неделю (4-6 инъекций).

К постановке диагноза, назначению медикаментов, особенно гормонов, а также к прогнозу заболеваний и состояний в периоде полового созревания нужно подходить осторожно.

Рис. 2. Девочка 2,5 лет: раннее половое и физическое развитие (рост 110 см).

Пубертатный период, или период созревания, есть стадия, в которой человек становится половозрелым, т.е. пери­од, в течение которого созревают первичные и вторичные половые признаки. В естественно-научной литературе термин пубертат-ность употребляется то в смысле окончательной зрелости, то в смысле периода созревания. Мы употребляем его во втором смыс­ле. Пубертатность есть, с нашей точки зрения, фаза созревания, которая заканчивается, как только половой аппарат становится готовым к функционированию, что обозначает начало зрелого состояния, хотя телесный рост и продолжается еще у человека некоторое время после этого. Но, в общем, между телесным ростом и созреванием полового аппарата существует, по-видимому, опре­деленная связь: оба протекают приблизительно с одинаковым рит­мом. Об этом будем говорить ниже. Мы называем время до начала аубертатности детством человека, а заключительные моменты пу­бертатного периода (adoleszenz) - юностью.

Интересно установить, что уже многие высшие животные имеют такого рода латентный период, или детство, с завершаю­щей его фазой созревания; зоологи обозначают весь период в целом юностью. В то время как низшие животные тотчас или очень скоро после рождения становятся половозрелыми, у живо­тных, стоящих на более высокой ступени развития, - птиц, млекопитающих, а также у жуков и рыб - наблюдается более длительный латентный период, продолжительность которого зависит частью от температуры, в которой они живут, частью от характера их питания. Зависимость от климата наблюдается и у человека: жители тропиков созревают быстрее, чем народы, живущие в умеренных поясах. Если не считать очень крупных животных, как слоны, которые требуют 20-24 лет для созрева­ния, ближе всего стоят в этом отношении к человеку примитив­ной культуры антропоиды, латентный период которых длится 8-12 лет. В течение этого же времени созревает и человек в жарких поясах. В нашей же зоне и в условиях нашей культуры человек достигает зрелости в 15-17 лет.

  • 1 Педология юности. Сб. статей. М.-Л.: Гос. уч.-пед. изд-во, 1931.

Фаза созревания обнаруживается у человека также и в ряде особого рода психических явлений, которые стоят в биологиче­ски осмысленной, т.е. телеологической, связи с телесным созре­ванием. Эта психическая пубертатность (aeeliache Pubertat), как мы будем ее называть, появляется часто еще до физического созревания в качестве его предвестника и продолжается боль­шей частью долгое время после него. Если мы хотим понять эти явления, то мы должны прежде всего рассмотреть их в их происхождении и в их биологическом значении.

В то время как самые низшие живые существа размножают­ся путем простого деления клеток, на более высоких ступенях возникают половая дифференциация и связанное с нею половое влечение. Клетки различного рода, мужские и женские, обособ­ляются друг от друга и должны для размножения снова соеди­ниться. Хотя каждая клетка и заключает в себе составные элементы того и другого пола, однако элементы одного пола вытеснены и имеются лишь в виде зачатков или же остатков, в то время как элементы другого пола выступают как определяю­щие в половом отношении. Для осуществления размножения каждый пол нуждается в дополнении другим полом. Из этого биологического факта мы выводим основное для нашей задачи понятие - потребность дополнения (Erganzungsdedurfniss). Су­щество, определенное в половом отношении, образует лишь не­полный экземпляр соответствующего рода. Только в соединении друг с другом оба пола образуют целостное существо своего рода, и лишь в соединении друг с другом они могут дать начало новому существу этого рода.

В этом жизненном явлении лежат корни тех переживаний, которые мы ниже описываем, ибо своеобразие человека заклю­чается в том, что жизненные процессы преломляются у него в виде известных переживаний.

В то время как у некоторых низших животных длительное сосуществование двух индивидуумов обеспечивает размноже­ние, у высших животных, где индивидуумы пространственно отделены друг от друга, возникают новые явления, обеспечива­ющие размножение, и прежде всего чувственные раздражения. Посредством чувственных раздражений различного рода - зву­ки, запахи, цвета - животные возбуждают внимание другого пола и взаимно привлекают друг друга. Однако это чувственное возбуждение не дает еще, по-видимому, достаточной гарантии. Если индивидуумы одного и того же рода рассеяны на большом пространстве, то шансы на то, чтобы они могли воспринимать друг друга посредством органов чувств, чрезвычайно незначи­тельны, Должно быть создано больше возможностей и поводов для приближения особей друг к другу, и это совершается путем того, что животное в течение созревания или даже, - на что нужно обратить внимание, - незадолго до созревания охватыва­ются возбуждением. «Это возбуждение вызывает у животных особые движения, часто даже сложные привычные действия, которые благоприятствуют взаимному восприятию». Часто жи­вотные даже бродят в течение этого периода, птицы предприни­мают полеты и т.п.

Здесь даны предтечи психических явлений пубертатного периода у человека: выработка чувственности и специфические явления возбуждения. Эти предтечи переходят еще в пределах животного мира в дальнейшую стадию. У более высоко стоящих животных, например у некоторых птиц, спаривание наступает не тотчас после случайной встречи двух половозрелых особей, а после более или менее длительного ухаживания, как своего рода выбор супруга. Таким образом, уже у животных латентный период, пора ожидания, продолжается при известных условиях и после окончания созревания. С другой стороны, у животных, так же, как у примитивных народов, наблюдается еще до поло­вой зрелости игровые действия полового характера.

Теперь нам ясен биологический смысл явлений, сопровожда­ющих пубертатный период: внешнее и внутреннее возбуждение, которым сопровождается созревание, должно вывести индивиду­ума из состояния самоудовлетворенности и спокойствия и побу­дить его к поискам и к сближению с существом другого пола. В применении к человеческой личности это означает: явления, сопровождающие созревание, должны, чтобы обеспечить соеди­нение с существом другого пола, вызвать в человеке потреб ность дополнения, они должны сделать его возбудимым, ищу­щим, неудовлетворенным в своей замкнутости, и его «я» должно быть раскрыто для встречи с «ты».

В этом заключается биологический смысл пубертатного пе­риода.

Длительность и стадии пубертатного периода

Психическое и телесное созревание не вполне совпадают друг с другом в отношении начала, конца и длительности.

Уже про животных мы читаем у Doflen следующее: «Большей частью наступление этих перемен (автор имеет в виду телесные изменения при созревании) сопровождается определенными явле­ниями, во внутреннем состоянии животного, которые, однако, не всегда совпадают во времени с обнаружением внешних призна­ков». Так наблюдаются явления, которые предшествуют физиче­скому превращению, равно как и такие, которые продолжаются после него или идут вслед за ним. Психическое преломление или психический эквивалент телесных процессов носит более разветв­ленный широкий характер, чем сами эти процессы, и это несоот­ветствие тем больше, чем утонченнее психический организм, в котором преломляются эти процессы. Таким образом, мы имеем картину удлиняющейся вместе с ростом культуры психической пубертатности, и в этой растущей сложности и длительности пу­бертатных явлений находит свое объяснение трудность связанных с этим периодом проблем. Мы твердо устанавливаем таким обра­зом, что нужно строго различать психическую пубертатность от телесной в их длительности.

Физическая пубертатность протекает у мальчиков в среднем между 14-16 годами, у девочек - между 13 и 15 годами. Однако цифры в отдельных случаях очень колеблются. По-види­мому, существуют большие отличия в этом отношении между городом и деревней и между отдельными странами и областями; далее, естественно, существуют большие расовые отличия. Наи­большее влияние оказывают климат и температура. Известно, что дети чисто немецкого происхождения, если их семьи уже в течение нескольких поколений живут в тропиках, начинают созревать так же рано, как и туземцы. По Seitz нижней грани­цей нормального начала пубертатности следует считать 10-11 лет, верхней - 18 лет. При более раннем или более позднем начале созревания мы имеем дело с патологическими случаями. Средняя норма лежит посредине.

Это, однако, не означает, что и психическая пубертатность начинается только в это время. Психические симптомы переход­ного возраста начинаются, как правило, значительно раньше, в 11-12 лет. Характеристику этих первых переходных лет дает G . Dehn , рисующий типы подростков большого города. Особую категорию составляют у него 11-12-летние. Они необузданы и драчливы; игры более старших подростков им еще непонятны, а для детских игр они считают себя уже слишком большими. Проникнуться личным самолюбием или высокими идеалами они еще не могут, и в то же время у них уже нет детского подчинения авторитету. Эта фаза является, таким образом, пре­людией к периоду психической пубертатности.

За этой фазой следуют две главные стадии, которые мы вместе с Е. Schopen называем пубертатной стадией (Pubertal) и юностью (Adoleszenz). W . Ament один из первых указал на эту двухфазность и назвал первый период годами шалостей (Flegeljahre) и второй - годами неуклюжести (Tolpeljahre). Эти житейские обозначения с научной точки зрения не вполне под­ходящи, так как они выражают лишь отдельные бросающиеся в глаза особенности, а не существенные-черты данных стадий. Мы предпочитаем поэтому два нейтральных термина, которые уже у римлян употреблялись в сходном смысле. Adoleszenzia счита­лась у римлян периодом между риег (мальчик) и juvenis (моло­дой человек), между мальчиком и мужчиной, именно - время от 15 лет до 30-х годов, т.е. во всяком случае юношеский и девический возраст после полового созревания. Слово же pubertas обозначает у римлян саму половую зрелость. Между тем в немецком языке выражение пубертатность употребляется в различном смысле: одними для обозначения периода созрева­ния - такое обозначение разделяем и мы, другими - для обозначения момента завершения созревания, третьими, напри­мер Моллем, - для обозначения времени после созревания; последнее нецелесообразно потому, что для этого периода есть обозначения, и это противоречило бы обычному словоупотребле­нию. Мы различаем таким образом:

  • юного человека (Adoleszenten), и
  • пубертирующего (Jugendlichen).

Когда проходит граница между обоими периодами? Римляне считали границей 15 лет, но для нашей зоны это слишком рано. Различные данные говорят за то, что в среднем граница прохо­дит в 17 лет. У девочек в начале, у мальчиков в конце 17 лет совершаются, по-видимому, как правило, превращения. Подро­сток превращается в юношу или девушку. Это превращение совершается во всем жизнеощущении, в основной установке по отношению к окружающему миру. За жизнеотрицанием, харак­теризующим пубертатную стадию, следует жизнеутверждение, характеризующее юношескую.

1. Негативная стадия. Стадия отрицания начинается, как я уже указала, во время психической предпубертатности. Предпу-бертатный период, так же, как и пубертатный, носит в основе негативный характер: на передний план выступают здесь неудо­вольствие, беспокойство, физическое и душевное недомогание, которое находит себе выражение в дичливости, вялости и капри­зах. Все силы организма поглощаются процессом созревания. Следствием этого являются малокровие и утомляемость. Всяко­го рода нарушения оказывают обратное действие на психическое состояние. Повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легко возбудимое состояние - таковы характер­ные черты подростка. Безрадостным является это время для зреющего человека, и его внутренняя неудовлетворенность из­живается в грубости, упрямстве и черствости и переносится на окружающий мир. Об этом свидетельствуют записи в дневниках подростков, причем последние часто отдают себе неясный отчет в своем состоянии. Они чувствуют, что их состояние безотрадно, что их поведение дурно, они чувствуют, что их требования и их бессердечные поступки не оправдываются обстоятельствами, они хотят стать другими, но их тело, их существо не подчиняют­ся им. Они должны бушевать и кричать, проклинать и насме­хаться, хвастаться и сердиться, даже если они сами замечают странность и некрасивость своего поведения. Непропорциональ­ный рост отдельных органов приводит к очень негармоничным движениям, которые часто сам подросток ощущает как некраси-вые и несоразмерные. Его первые беспокойные порывы непроиз­вольны, его вечное беспокойство мучительно переживается им самим. Но вслед за этим приходит упрямство. Против нечутких. упреков и насмешек взрослых подымается совесть подростка: «Я не могу ничего с этим поделать, это одолевает меня непроизволь­но, и раз ты несправедливо упрекаешь меня и насмехаешься надо мной, то у меня уже нет никакого основания обращать на это внимание. Теперь я сам хочу быть таким». В тех же случаях, когда восприимчивость и мягкость натуры или особые нравст­венные или религиозные мотивы не допускают появления тако­го рода защитного упрямства, там подростком овладевает глубокое отчаяние по поводу своей слабости и негодности, неве­рие в себя, ненависть к себе, и как следствие этого меланхолия и отвращение к жизни. Обе черты - ненависть к себе и враж­дебность по отношению к окружающему миру - могут нахо­диться в связи одна с другой или же чередоваться друг с другом и привести затем к широко известной склонности подростка - к самоубийству, которая, к счастью, в большинстве случаев преодолевается побеждающей силой жизни.

К упрямству и унынию присоединяется, усиливая чувство вины, первое движение тайных влечений, которые направлены куда-то в другую сторону: к тайному, запрещенному, необычно­му, к тому, что выходит за пределы привычной и упорядоченной повседневной жизни. Эта вторая сторона внезапно приобретает значение, потому что упорядоченное течение жизни кончилось. От этой другой стороны жизни ожидают теперь освобождения от беспокойства; непослушание - занятие запрещенным - вот что доставляет удовлетворение. Отсюда можно понять манящий ха­рактер необычного и отрицательного на этой стадии. Ограничит­ся ли дело стремлением, и куда это стремление приведет, - это зависит от влияния, которое оказывает на подростка окружаю­щая среда.

Сила внешних влияний в это время велика. Этими влияниями определяются те цели, которые ставит себе подросток, и через которые он стремится выйти из своего теперешнего состояния, впервые пытаясь активно направлять свою жизнь в хорошую или в дурную сторону. Несмотря на эти положительные направленные на жизнь и на будущее попытки, жизнеощущение подростка оста­ется еще в течение длительного времени отрицательным. Он чувст­вует себя в борьбе и нужде, он чувствует себя одиноким и чужим в окружающей его упорядоченной и законченной жизни, он чувст­вует себя иногда одиноким и непонятным даже среди своих свер­стников, если они развиваются другим темпом, чем он. К этому присоединяются разочарования, которые приносит собой расту­щий опыт, разочарования в людях, учреждениях, обычаях; всюду воспринимается прежде всего отрицательное.

Пассивная меланхолия и агрессивная самозащита являются его наиболее обычными способами поведения, и мы знаем, что часто эти негативные тенденции развиваются вплоть до теорети­ческого или даже практического отрицания жизни.

Эти явления недавно впервые подверглись детальному и точному наблюдению. Наступление и течение негативной фазы, как я называю этот период, было предметом точного наблюде­ния на группе девочек и на нескольких мальчиках, которое затем было описано по определенной схеме.

Начало фазы было отмечено у этих подростков явным пони­жением работоспособности, даже в областях, связанных со спе­циальными способностями и интересами. Вместе с этим появилось чувство недовольства, неудовлетворенности и одно­временно склонность обособиться от тех из окружающих людей, которые не казались страдающими. Следствием этого была изо­ляция или активно враждебное отношение к другим людям. Одновременно у девочек обнаружилось влияние развращенных элементов, которые ни до, ни после этого не могли приобрести этого влияния. Этот период продолжался различное время, от 2 до 9 месяцев, и закончился у девочек менструацией, - указа­ние, имеющее большое значение для понимания этих явлений. Время наступления негативной фазы у мальчиков и девочек различно. У девочек нормальным временем негативной фазы является период от 11 до 13 лет. У мальчиков амплитуда коле­баний значительно большая; наиболее частый возраст негатив­ной фазы 14-16 лет. Педагогическое и социальное значение этих явлений чрезвычайно велико.

Как мы могли показать в упомянутых специальных работах, периодическая профессиональная неудовлетворенность и неспо­собность рабочих подростков, так же как и многочисленные проступки подростков, связаны с влиянием негативной фазы-Сексуальные проступки девочек, по статистике берлинского су­да по делам несовершеннолетних, начинались в одной пятой всех случаев в тринадцать лет, т.е. в течение негативной фазы. Школа, семья и учреждения по охране юношества должны в будущем подробно знакомиться со специальными исследования­ми в этой области, чтобы путем разумных мероприятий предот­вратить много несчастий..

После негативной фазы происходит постепенно превраще­ние. Вместе с завершением созревания меняется телесное состо­яние. Правда, подросток еще не проявляет спокойствия взрослого, созревшего человека, а все еще обнаруживает беспо­койство человека, находящегося в процессе становления. Но это уже не столько беспокойство отчаяния, возникающее помимо и даже против воли и отнимающее силы, сколько радость расту­щей мощи, душевной и телесной творческой энергии, радость юности и роста. Насколько связанным чувствовал себя подро­сток в первой стадии, настолько свободным и полным сил чувст­вует он себя теперь. И здесь начинается вторая стадия - позитивная.

2. Позитивная стадия. Поворот не совершается внезапно, с сегодня на завтра, а происходит постепенно и начинается с того, что перед подростком открываются новые источники радости, к которым он до этого времени не был восприимчив и которых он в детском возрасте не знал. Сюда относится прежде всего пережи­вание природы. Известно, что ребенок обладает слабым чувством природы. Правда, он подвергается бессознательно действию кра­сот природы, и он весело прыгает при виде первого весеннего солнца- Но сознательное переживание природы как чего-то кра­сивого, прекрасного появляется впервые у подростка: оно со­ставляет одно из основных переживаний юности, будучи в это время более интенсивным, чем в какое бы то ни былр другое время. К переживанию природы присоединяются в качестве источников радости, там, где для этого даны условия, искусство и наука. Широкий мир ценностей, служащий для взрослого человека источником высокого счастья, раскрывается впервые, как какое-то откровение, на пороге юности. Ко всему этому присоединяется, наконец, любовь, теперь уже сознательно на­правленная на дополняющее «ты», тогда как до этого времени она была смутной и неустойчивой; о ходе ее развития мы еще будем говорить.

Открытие нового мира ценностей означает первый поворот к положительному, к радостному утверждению жизни, которое начинает с этого времени постепенно овладевать сознанием юно­ши. С другой стороны, любовь дает выход самому тяжелому напряжению. Витальное и психическое благосостояние, необык­новенная живость и чувство внутренней свободы являются нор­мальными свойствами этого возраста.

Всем этим мы, конечно, не хотим сказать, что в первом периоде совершенно отсутствуют светлые стороны, а во втором - теневые. Об этом не может быть и речи. Стремление к деятельности и одушевление, мечтательное обожание и сексуально неосознанные любовные порывы являются чрезвычайно характерными положительными проявлениями первой стадии, и обратно - радостное жизнеощущение юности часто уже омра­чается разочарованиями, повседневными обязанностями, мыс­лями о профессии и мировоззрении, страстями и заботами о куске хлеба. Тем не менее остается в силе положение, что подросток больше страдает, чем радуется, что он чувствует себя разорванным, что его развитие протекает негармонично, что он идет ощупью и нуждается в руководителе, который вывел бы его из хаоса. И обратно - остается в силе положение, что жажда жизни, чувственная радость и неведомые дотоле жизненные силы изнутри располагают юношу к жизнеутверждению. Таким образом, психическая пубертатность характеризуется, как своей основной чертой, негативностью, юность же - позитивностью.

Мы указали на возраст 17 лет, как на начало юности. Эта граница проявляется в кривой роста. Быстрота роста достигает своего высшего пункта у девочек в начале, у мальчиков в конце 18-го года. До этого времени, однако, развитие подростка не протекает одинаковым ритмом. Понижение работоспособности во время негативной фазы наблюдается у обоих полов в совер­шенно различные моменты. В то время как латентный период до телесной пубертатности является у мальчиков более длитель­ным, у девочек уже после окончания пубертатности начинается психически тягостное время ожидания. После периода духовно­го подъема большинство из них погружается сначала вследствие совершенно неудовлетворительного воспитания в кокетство и флирт, более же утонченные страдают в ожидании подлинного вступления в жизнь, в ожидании мужа, брака или профессии, ибо как раз в наиболее восприимчивый в духовном отношении период после преодоления негативной фазы и возраста мечты, т.е. в 16-17 лет, прежнее воспитание ничего не могло дать девочке: оно заканчивалось как раз там, где оно должно было столкнуться с высшими требованиями. У юноши же период от негативной фазы, составляющей ядро пубертатного возраста, к зрелому состоянию совершается быстрее: почти непосредственно после пубертатного периода для него начинается уже зрелая жизнь, и лишь в течение короткого периода депрессии он явля­ется нам в виде флиртующего гимназиста или усердно выполня­ющего правила" своей корпорации молодого студента. Девочки того же возраста к нему большей частью холодны, ибо в 17-18 лет, когда юноша достигает высшей точки духовного подъема или владеющего им порыва страсти, девочка проникается, как правило, сознанием своей взрослости и начинает вступать в жизнь и становится членом общества. Многое, что юноша вслед­ствие своей поздней пубертатности переживает вместе с другим, девочка вследствие более ранней пубертатности переживает в последовательности одно за другим, а частью - впервые во втором периоде созревания, в юности, так, например, искусство и природу, а также подлинную любовь. Поэтому юность у девоч­ки протекает более спокойно, чем у мальчика, у которого в юности еще разыгрывается и проявляется пубертатное возбуж­дение.

Конец юности определить трудно. Римляне относили его к 31-му году. Это имеет известное основание, поскольку процесс психического формирования до относительной стабилизации ха­рактера продолжается все это время. В настоящее время конец юности относят к 21-му году или 24-м годам, так как уже в это время наблюдаются известная стабилизация и определенные черты зрелости. Первый период бури и натиска в это время уже отзвучал, стало ясным общее направление будущей жизни, вы­брана определенная точка опоры, и интенсивность первых уси­лий и исканий, связанных с мировоззрением, профессией и формированием собственной личности, ослабевает, уступая мес­то более спокойному темпу прогресса. Первые мощные пережи­вания любви, природы, искусства и творчества уже испытаны, первое общее социальное оформление уже произошло. Самый бурный период жизненного развития человека лежит позади.


Казалось бы, еще недавно дочка была милым ангелочком, послушным и забавным и вдруг с ней что-то произошло – необъяснимые капризы, резкая смена настроения, изредка – истерики. Не стоит пугаться таких перемен, ведь девочка растет, и рано или поздно наступает период ее полового созревания. Какие признаки сопровождают такое «взросление», что можно считать ранним половым созреванием и как реагировать на него родителям? На эти вопросы мы и постараемся дать ответ в представленном материале.

Признаки полового созревания девочек, или что происходит в организме

Период полового созревания у девочек длится 2 года и заканчивается половой зрелостью – это время приходится на первую менструацию . Врачи до сих пор не могут назвать сроки полового созревания, подходящие под норму – считается, что этот период вариативен: может начаться и в 9 лет и в 11, и в 13. Если признаки полового созревания девочки присутствуют в возрасте 7 лет, либо отсутствуют, когда ребенку уже исполнилось 15 лет, то это повод для беспокойства. Все остальные года, которые пришлись на рассматриваемое состояние, относятся к норме . О раннем половом созревании будет написано позже, но сразу оговоримся – родители девочки не должны предпринимать каких-либо самостоятельных решений по этому поводу. Только врач сможет установить истинную причину раннего полового созревания, назначить медикаментозную терапию, что, впрочем, относится и к позднему половому созреванию.

Обратите внимание: в ходе наблюдений врачи выявили следующе – чем раньше началось половое созревание у девочки, тем быстрее оно закончится. То есть, если у девочки в 9 лет уже появились признаки полового созревания, то через год-полтора можно ожидать первую менструацию, а вот если эти признаки отмечаются в 14-летнем возрасте, то до первой менструации может пройти два-два с половиной года.

Признаки нормального полового созревания девочки:


Отдельно стоит упомянуть самый главный признак полового созревания – менструации. Первая менструация, как правило, появляется у девочки в 13 лет, но этот возраст весьма условный ! Известно множество случаев, когда первое кровотечение было в 11 лет и это не было патологией. Сразу оговоримся – менструальный цикл будет «формироваться» и стабилизироваться примерно в течение 12 месяцев, в этот период кровотечения будут нерегулярными, могут отсутствовать 1-2 месяца и такое «поведение» организма девочки вполне нормальное. Как только у девочки началась первая менструация, ее рост резко замедляется и после этого в общей сложности ребенок добавит в росте еще 5 см.

Особое внимание родители должны уделить подготовке девочки к первой менструации, и, естественно, об этом должна позаботиться мама . Независимо от того, в каком возрасте начались месячные, это может сильно напугать ребенка. Да, дети сейчас акселераты. Да, они, порой, знают больше, чем взрослые. И тем не менее, специалисты подчеркивают важность разговоров между девочкой и мамой на тему полового созревания, первой менструации – ни одна книга, ни одна подруга, ни один ролик из интернета не донесет до девушки нужную информацию. И потом, такие доверительные отношения с мамой, которая сможет выслушать и поговорить даже на «интимные» темы, станут залогом близких отношений в будущем.

Психологические проблемы периода полового созревания девочки

Вышеописанные признаки рассматриваемого состояния достаточно сильно способны удивить не только родителей («когда же она успела вырасти»), но и саму девочку. И вот в этот период важно не оставлять ее наедине со своими вопросами, страхами и сомнениями.

Во-первых, нужно будет рассказать девочке, почему происходят такие перемены с ее телом и организмом . Если это случилось раньше, чем у ее подруг, то стоит подчеркнуть значимость такого события, как половое созревание, и четко обозначить, что никаких отклонений в развитии нет, все это естественно.

Во-вторых, внимательно стоит наблюдать за девочкой, у которой половое созревание пришлось на более поздние годы – она будет себя чувствовать слишком неуютно в компании сверстниц, сомневаться в своей неполноценности. И вот тут нужно стать психологом, объяснить девочке, что половое созревание протекает в разном возрасте, можно даже приукрасить действительность и рассказать, что у самой мамы этот период пришелся на 14-15 лет.

В-третьих, нужно подробно рассказать о менструациях. Но сразу нужно оговорить, что эти темы слишком личные, «интимные» и рассказывать своим подругам о том, что уже начались месячные не стоит. Да, это означает, что «девочка созрела», но это совсем не означает, что она стала взрослой, так что маме нужно будет вести разговоры и учить дочку всем тонкостям поведения среди подруг.

Обратите внимание: восприятие перемен девочкой в период ее полового созревания напрямую зависит от того, насколько близкие отношения у нее с матерью. Поэтому старайтесь «наладить контакт» еще с детства – так будет проще вести разговоры на «интимные» темы, да и в будущем между двумя близкими людьми сложатся доверительные отношения.

Раннее половое созревание девочек

Преждевременное половое созревание девочек имеет свои признаки:

  • быстро и в возрасте до 9 лет начались изменения в молочных железах;
  • отмечается оволосение по женскому типу в возрасте до 9 лет;
  • останавливается рост девочки;
  • появление менструаций до семилетнего возраста.

Особое внимание стоит обратить на то, что появление менструальных кровотечений у девочки при преждевременном половом созревании вовсе не означает, что она стала женщиной – такие кровотечения называют еще безовуляционными/менструалеподобными, то есть яйцеклетка из яичника у девочки не выходит для оплодотворения в полость матки.

Такое преждевременное половое созревание у девочек является отклонением от нормы и имеет несколько форм течения.

Классификация преждевременного полового созревания девочек

Гинекологи и эндокринологи различают несколько форм рассматриваемого состояния:

Причины раннего полового созревания девочек

К рассматриваемому состоянию могут привести следующие факторы:

  • наследственная предрасположенность – раннее половое созревание передается в семье из поколения в поколение, но не влияет на репродуктивные способности женского организма;
  • проблемы в работе гипоталамуса и/или гипофиза, что приводит к избыточной выработке гормонов;
  • различные новообразования доброкачественного или злокачественного характера в яичниках.

Очень часто девочки с преждевременным половым созреванием рождаются у женщин, которые во время беременности курили/употребляли алкоголь и наркотики, либо имеют в анамнезе эндокринные заболевания.

Как лечить

Только после полной диагностики и ряда специфических обследований врач сможет сказать, какую терапию нужно применять для коррекции полового развития девочки. Вполне возможно, что нужно будет лишь подобрать диету и нормализовать психоэмоциональный фон ребенка. Но нередко для нормализации состояния применяют препараты гормонального ряда – назначения таких медикаментов должны делать только специалисты.

Хирургическое лечение назначается только в том случае, если у девочки была диагностирована опухоль надпочечников, яичников или гипоталамуса – новообразование просто удаляют и процессы полового созревания протекают в пределах нормы.

Что касается позднего полового созревания девочки, то речь будет идти, скорее всего, о гормональных проблемах и/или пороках развития половых органов . Обычно решить проблему удается гормональными препаратами, но они могут назначаться только врачами.

Цыганкова Яна Александровна, медицинский обозреватель, терапевт высшей квалификационной категории

ПУБЕРТАТНЫЙ ПЕРИОД - это возрастной период, на протяжении которого в организме происходит внутренняя перестройка, завершающаяся достижением половой зрелости, то есть способности к размножению. В этот период закладываются также особенности будущего организма, которые во многом определяют как тип окончательного соматического телосложения, так и характер ответных реакций на воздействие окружающей среды, присущей данному организму. У юношей период полового созревания колеблется между 12 и 16 годами, у девушек - между 11 и 15.

В пубертатный период пробуждается сексуальное либидо, наступают первые эякуляции (чаще при ночных поллюциях). Основная тенденция этого периода - стремление к самоутверждению всех сторон личности. В большинстве случаев завершается началом половой жизни.

Наряду с явными специфически сексологическими проявлениями задолго до собственно пубертатного периода у юных представителей обоих полов происходят психофизиологические процессы, которые, на первый взгляд, имеют лишь косвенное отношение к сексуальной сфере, но в действительности играют чрезвычайно важную роль в формировании сексуальности. Эти процессы развертываются в парапубертатный и препубертатный периоды..

Парапубертатный период (1 год - 7 лет). Соответствует первому этапу психосексуального развития, на котором происходит формирование полового самосознания. Процесс его формирования в этот период разделяют на две фазы: в первой из них происходит осознание собственной половой принадлежности, во второй - возникает любопытство, направленное на половые признаки. На этом этапе сексуальная аутоидентификация приобретает законченный и необратимый характер.

Препубертатный период (1 год - 13 лет). Характеризуется формированием стереотипа полоролевого поведения.

Преждевременное пубертатное развитие - раннее развитие бесспорных признаков полового созревания; чаще бывает у девочек. Принято относить к преждевременному пубертатному развитию выявление признаков полового созревания до пубертатного возраста: у девочек до 8 лет, у мальчиков до 10 лет. Выделяют еще форму сверхраннего полового развития - в первые недели - месяцы жизни.

Для сексопатолога наиболее приемлема следующая классификация клинических вариантов преждевременного пубертатного развития.

  1. Истинное преждевременное пубертатное развитие: а) конституциональная, или идиопатическая, форма; б) церебральная форма. Истинное ускорение пубертатного развития наступает в результате преждевременной секреции гонадотропных гормонов гипофиза, и происходящие при этом изменения в системе гипоталамус - гипофиз - половые органы соответствуют таковым при нормальном половом созревании. В этих случаях наблюдается половое развитие, характерное для препубертатного и пубертатного периодов. Истинное преждевременное пубертатное развитие как у мальчиков, так и у девочек изосексуальное.
  2. Ложное преждевременное пубертатное развитие: а) надпочечникового генеза; б) гонадного генеза; в) экзогенного (медикаментозного) генеза. При ложном преждевременном пубертатном развитии преждевременной секреции гонадотропных гормонов не наступает. Чрезмерная продукция половых гормонов, выделяемых надпочечниками или опухолями половых органов, не соответствует таковой при нормальном препубертатном или пубертатном периодах. Половые органы остаются инфантильными и не функционируют. У девочек ложное преждевременное пубертатное развитие может быть гетеро- и изосексуальным, у мальчиков - только изосексуальным.

Задержка пубертатного развития - задержка функции системы гипоталамус - гипофиз - половые органы - надпочечники, а не дефект какой-либо из этих желез.

Всю жизнь человека можно поделить на определенные периоды развития организма, которые имеют свои особенности.

В статье вы узнаете про развитие человека в пубертатный период, а также, на что родителям нужно обратить внимание, когда их дети находятся в этом возрасте.

Характеристика пубертатного периода

Пубертатный период (также половое созревание) – это время развития организма человека от начала полового созревания до достижения им физиологической зрелости. Именно тогда под влиянием вырабатываемых гормонов в организме подростка происходят разные изменения, в результате которых развиваются вторичные половые признаки. После его окончания наступает половая зрелость индивидуума, то есть появляется способность к размножению.

За последние десятилетия средний возраст наступления полового созревания очень помолодел. Основными факторами, влияющими на начало пубертатного периода являются:

  • генетика (раса, наследственность и др.);
  • окружающая среда и применение косметики, содержащей экстракт плаценты, эстрогены, фталаты;
  • питание – наибольшее влияние оказывает на девочек. Калорийная еда откладывается в виде жировой ткани, накопление которой сигнализирует организму о готовности к половому созреванию.

В пубертатный период родители должны обратиться к психологии. Из-за гормональной бури меняется характер общения подростка со сверстниками и с семьей. Ему необходимо понимание того, что с ним происходит на физическом и эмоциональном уровне. Необходимо с ним проводить беседы на тему полового созревания, отношений между мужчиной и женщиной и другие. Родителям важно в это время наладить доверительные отношения с подростком, а также занять его свободное время интересными ему хобби. Тогда он с меньшей вероятностью станет искать себя в плохой компании, алкоголе или наркотиках.

Особенностями пубертатного периода для обоих полов являются:

  • появление , чаще всего на коже лица – это происходит из-за увеличения выработки сальными железами секреции жира;
  • рост волос по телу;
  • изменение запаха тела и пота;
  • повышенная утомляемость и возбудимость.

Пубертатный период у девочек

У девочек он примерно соответствует возрасту с 10 до 16 лет. Сдвиг в пару лет считается нормой, но наступление этого периода до 8 лет и сильная задержка его, говорит о нарушениях в организме.

В это время яичники начинают активно вырабатывать эстроген, благодаря которому происходит формирование половых органов, а также развиваются такие характерные для девочки изменения тела:

  • увеличение груди;
  • рост волос на лобке;
  • рост костей таза и увеличение жировой ткани, благодаря чему формируется женская фигура;
  • появляются выделения из влагалища;
  • начало менструаций – первая раз она наступает через 2 года после начала роста груди, еще 2 года она происходит нерегулярно.

После того как менструальный цикл становится регулярным, девушка считается достигшей половой зрелости.

Пубертатный период у мальчиков

Он соответствует примерно возрасту с 12 до 17-18 лет. Изменения в организме начинаются под влиянием гормона тестостерона. Одновременно с внутренними изменениями появляются такие внешние признаки:

Пубертатный период для родителей и подростков довольно сложное время. Следует знать, с чем придется столкнуться в течение 3-5 лет. В это время важно уделять ребенку больше внимания, сохранить доверительные отношения с ним, помогать преодолевать трудности, возникшие из-за перестройки организма, а также дать всю необходимую информацию, которая поможет ему легче пройти этот период и вступить во взрослую жизнь.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама