THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

На сегодняшний день национальное воспитание молодежи является актуальным вопросом. В целях стабилизации экономики страны, повышения патриотических чувств возникает необходимость в национальном воспитании. Для реализации данного вопроса мы должны правильно расставить акценты в духовном становлении нового поколения. Актуальность воспитания молодежи очевидна, при этом необходимо учитывать и предыдущий опыт, сохраняя национальные обычаи, такие как человечность, уважение к старшим и младшим, гостеприимность, справедливость, ум и величественность нации, искусство речи, соприкосновение своих национальных ценностей с другими, огромное культурное, духовное и нравственное наследие.

В процессе обретения независимости страны, ее социально-экономического развития, роста национального сознания возникает важность использования в воспитании молодежи практики всечеловеческих ценностей, вобравший в себя многовековую историю. Несомненно, на сегодняшний день есть свои особенности внедрения в образование национального воспитания. Лишь пропустив национальные ценности, культуру, историю, обычаи сквозь призму сегодняшнего дня, приходит более полное понимание других народов, что повышает научную значимость предмета.

К процессу национального воспитания молодежи нужно подходить более гибко, пробуждая у нее чувство любви к своей родине, заинтересовать подрастающее поколение в изучении культуры, традиций и национальных особенностей, постигая качества, присущие символичной нации, одновременно повышается и интерес к национальным особенностям других наций.

В ХХІ веке с требованием времени образование, сознание человека стоят на очень высоком уровне, потому что рыночная экономика не терпит простоты, лености, безотчетности. Мы, благодаря богатствам нашей земли, должны содействовать процветанию родины, поиску новых путей развития, внедрению новых технологий. Только когда все поставленные перед нами задачи будут выполнены, мы сможем почувствовать себя счастливыми. В этой связи каждый должен задуматься над такими вопросами, которые поднял в своей речи Глава государства Н.А.Назарбаев: «Каждый гражданин независимой страны, задумываясь о прошлом и будущем Казахстана должен задать себе вопрос, «Кто мы были вчера?» «Кто мы сегодня?» «Кем будем завтра? Это значит каждый гражданин должен понимать, что история его страны, его народа не хуже других. Это значит что каждый гражданин должен путем глубоко мышления через исторические недра стремиться быть достойным приемником необъятной земли, оставленным нашими предками».

Как уточняют наши ученые «одним из приоритетных направлений нынешнего образования является педагогическое действие направленное на личность. В то же время, это воспитание образованной и квалифицированной молодежи, которая может жить в этой динамично развивающейся стране, обществе», . На сегодняшний день основное педагогическое направление, это дать молодежи такие знания, которые она сможет использовать в своей жизненной практике.

История развития и этапы формирования воспитательной практики народа испытали многое. Несмотря на время, хотя они и были подвержены общественным противоречиям, национальные воспитательные черты до сегодняшнего дня не потеряли свою ценность, необходимость в быту, наоборот стали базисом в воссоздании наших национальных особенностей. Необходимо внедрить особенности национального воспитания совместно с семейным воспитанием и организациями образования, которые явятся единственным решением в таких общественных бедствий, которые ранее были чужды казахскому народу, как-то молодежь, отправляющая родителей в дом престарелых, брошенные дети, алкогольная зависимость, употребление наркотиков, привлечение в религиозные секты, тяжкие преступления, проституция. Все эти причины, заполонившие наше общество, стали причиной того, что в очагах образования не преподавался такой предмет, как национальное воспитание. Не секрет, что с распадом союза, оглядывающуюся назад национальную историю постиг рост этих чуждых явлений, перечисленных выше. Особый рост приходится на период кризиса, после отсоединения от великой империи как Советский союз и получения независимости государства. В труде доктора философских наук М.Молдабекова сказано: «В Казахстане, получившей свободу, заново возрождаются социально-культурные начинания, у народа видна национально-просветительская гармония». Изучение человеческих ценностей в воспитании казахского народа, раскрытие национальных особенностей, умение дать знание в условиях глобализации, дать молодежи представление о мировой культуре и национальной значимости, все это является правильным направлением для устранения негативных влияний.

В связи с вышесказанным, необходимо в самое ближайшее время обосновать новый предмет «Национальное воспитание» с научной точки зрения и поднять вопрос о его внедрении на национальный уровень, что явится главным приоритетом в формировании будущего поколения, твердо стоящим на ногах.

На сегодняшний день проводится большая работа по современной систематизации, изучении и аналитике предмета «Национальное воспитание» с научной точки зрения, собраны и обработаны мысли, идеи средневековых деятелей, сочинения наших казахских просветителей, прославлявших язык, религию, культуру, обычаи и быт нашей нации, песни наших акынов, воспитательные игры, высказывания великих биев, слава батыров защищавших родину.

Словом, предмет «Национальное воспитание» – это предмет изучающий уважение языка личности, почитание религии, формирование сущности, адаптированность национальным обычаям, обучающий использовать сегодняшние достижения в определенной ситуации.

Цель предмета «Национальное воспитание» – воспитание полноправной личности, у которого развито чувство национального самосознания, который может внести свой вклад в формирование национальных интересов, связать национальные и общечеловеческие ценности. Если определить научно педагогические основы национального воспитания в народной педагогике, то тогда совершенствуется национальное самосознание молодежи, всесторонне развивается личностные качества, в связи с этим появляется возможность ознакомить школьников с мировыми ценностями совместно с их национальными особенностями.

Задачи предмета «Национальное воспитание»:

ознакомление подрастающего поколения с основными значениями, знаниями, идеями миропознаниями и методами казахского национального воспитания;

формирование в подрастающем поколении языка, истории, религии, национальной традиции, национальной культуры, обычаев, чувства самопознание, гордости, характера, миропознания;

изучение навыков необходимых в социально-психологическом, экономическо-правовом аспекте, развитие логического мышления на основе казахских национальных ценностей, правильно и грамотно разговаривать, умение держать себя в обществе, формирование конкурентоспособной компетентности;

быть осмотрительным относительно негативных действий, совмещать душевную и телесную красоту, постоянно совершенствоваться;

адаптирование к грамотному и правильному использованию ресурсов общества и природы в пользу человека, обобщая национальные ценности с общечеловеческими ценностями;

достижение межнационального согласия, пропагандируя представителям других наций глубину и важность воспитания казахского народа.

Основные содержательные аспекты предмета «Национального воспитания» основываются на категориях национального сознания, национального языка, национальной культуры, национальной сущности, национальной традиции и обычаев, на основных базисах национального воспитания. Предмет «Национального воспитания» несомненно, повысит качество образования, учитывая полное обеспечение направлений в традиционном классическом педагогическом воспитании.

В качестве проблемы, на которую нужно обратить особое внимание, является определение тем связанных с воспитанием. В качестве примера предлагаем некоторые из них: национальные игры, пословицы, крылатые слова казахского народа, значение воспитания, родственные отношения, понятие значимости рода до седьмого колена, воспитание девочки, воспитание мальчика, воспитание невестки, воспитание юноши, роль национального воспитания в регулировании отношений между членами семьи, традиции и обычаи свойственные казахскому народу, человеческие ценности казахского народа, значимость религии в преподавании национального воспитания.

Сегодня много говорится о важности социально-личностного роста молодежи, значимости национального воспитания в связи с возрастными особенностями, здорового образа жизни, воспитания человечности, а также поднимается вопрос о негативных действиях в среде молодежи (табакокурение, наркомания, проституция, алкоголизм, хулиганство, преступления) и о влиянии религии на социальное становление молодежи. Поэтому в рамках предмета «Национальное воспитание», избавившись от вышеназванных негативных проявлений, повысив воспитательную роль религии в формировании подрастающего поколения, мы придадим воспитательную окраску существующему образовательному процессу.

Национальное воспитание играет важную роль в обеспечение благосостояние народа, в развитии экономики, в упрочнении независимости Республики Казахстан и признании другими странами авторитета нашей перспективной, стремительно-развивающейся республики.

Использованная литература:

1. Ерғалиева Г.А. «Рухани-адамгершілік құндылықтар негізінде студенттердің өзін-өзі тәрбиеленуінің педагогикалық шарттары». –Атырау, 2006. – 149б.

2. «Ұлттық тәрбие» журналы – ҚазҰПУ баспасы – 132 б.

Тема 24. Основы национального воспитания

24.1. Сущность и особенности национального воспитания

Национальное воспитание - это созданная в течение веков самим народом система взглядов, убеждений, идей, идеалов, традиций, обычаев и др., Призванных формировать мировоззренческую сознание и ценностные ориентации молодежи, передавать ей социальный опыт, достижения предыдущих поколений. Научно обосновано, правильно организованное национальное воспитание отражает историческую ходу народа, перспективы его развития.

Актуальность создания системы национального воспитания в условиях создания украинской государственности определяется потребностями общества в всесторонней активизации интеллектуального и духовно-творческого потенциала национальных и общечеловеческих ценностей, противоречивыми процессами вхождения личности в социальную жизнь, необходимости обеспечения единства, преемственности и последовательности воспитательных воздействий различных социальных институтов, постоянной корректировки воспитательного процесса.

Главной целью национального воспитания на современном этапе является передача молодому поколению социального опыта, богатой духовной культуры народа, его национальной ментальности, родства мировоззрения и на этой основе формирование личностных черт гражданина Украины, предусматривающих национальное самосознание, развитую духовность, моральную, художественно-эстетическую, правовую, трудовую, физическую, экологическую культуру, развитие индивидуальных способностей и талантов.

Важнейшей общественной чертой является сформированность национального самосознания, любви к родной земле, своему народу, готовности к труду во имя Украины. Воспитание национального самосознания предполагает осознание молодежью своей этнической общности, национальных ценностей (языка, территории, культуры), ощущение своей причастности к развитию национальной государственности, патриотизм, что способствует утверждению собственного национального достоинства, внутренней свободы, гордости за свою землю. Национальная идея должна быть не просто атрибутом национального сознания, чисто духовным феноменом, а толчком к практическим делам, как было в лучших сынов и дочерей нашего народа испокон веков.

Национальная система воспитания основывается на принципах национального мировоззрения, научной философии и идеологии, семейного воспитания, народной педагогики, научной педагогической мысли, впитавшая в себя достижения национальной воспитательной мудрости. Она охватывает идейное богатство народа, его морально-этические ценности трансформированы в средствах народной педагогики, народоведения, принципах, формах и методах организации воспитательного воздействия на молодежь (теоретический аспект), а также постоянную и систематическую воспитательную деятельность семьи, государственных и общественных учебно воспитательных учреждений (практический аспект).

В поисках новой системы воспитания на первый план выдвигаются гуманистические идеи и ориентиры, основанные на уважении к личности ребенка, заботе о ее развитии. Такой подход предполагает признание каждого воспитанника как уникальной личности, его прав, отношение к нему как к субъекту собственного развития, сопротивления в его воспитании на совокупность знаний о человеке и высокий профессионализм.

Национальное воспитание наиболее соответствует потребностям возрождения Украины. Оно одинаково касается как украинского, так и представителей других народов, проживающих в Украине. Именно принцип етнизации воспитательного процесса и предусматривает предоставление широких возможностей представителям всех этносов для познания истории, традиций, обычаев, языка, культуры, формирование собственного национального достоинства. И через познание собственной историко-культурного наследия помогает познать глубинность взаимосвязей каждого из них с украинской нацией, ее государством, убедиться, что именно украинская независимая, суверенное государство охраняет национальные права всех ее граждан.


Интернационализация и национализация воспитания. Теории национального воспитания: теория многокультурного образования, культурологический и аксиологический подходы. Роль традиций в национальном воспитании.

Одной из основных тенденций развития образования в современном мире является интеграция стран в разработке его различных проблем, в том числе и проблем, связанных с определением целей, содержания воспитания. Можно выделить два направления в решении обозначенных вопросов: интернационализация и национализация воспитания. Открытость границ, установление тесных межгосударственных связей во всех областях жизни приводят к межнациональному обмену традициями, достижениями культуры и т.д. В то же время активно разрабатываются концепции национального воспитания, вызванные стремлением больших и малых народов сохранить национальную систему воспитания в качестве передачи уникального этнокультурного наследия от поколения к поколению.

На необходимость учета национального фактора при организации воспитания обращали общественные деятели и педагоги прошлого. По мнению Ф. Дистервега, нельзя решать вопросы воспитания вне конкретной обстановки. При воспитании, отмечал он, следует принимать во внимание условия, место и время, всю современную культуру, в особенности страны, являющейся родиной ученика. В России данный аспект воспитания в ХIХ веке К. Д. Ушинский предлагал решать на основе принципа народности. В народности он видел то начало, на которое должно непременно опираться разумно организованное воспитание. Каждый народ, утверждал К. Д. Ушинский, отличается от других народов своеобразием исторически сложившихся черт своего характера, языка и др. Поэтому всякую попытку представить систему воспитания одинаково для всех стран и народов он отвергал как несостоятельную и вредную. В советский период интенсивно разрабатывались такие направления воспитательной работы, как патриотическое и интернациональное воспитание. Акцент при этом делался не на своеобразные национальные характеристики, которые зачастую игнорировались, а на принципиальное единство всех народов, населявших нашу страну.

В настоящее время в педагогической науке существует несколько концепций учета национального фактора в процессе воспитания: теория многокультурного образования (Г. Д. Дмитриев), культурологический подход (В.С. Библер, Е.В. Бондаревская), аксиологический подход (А.В. Петровский, Е.Н. Шиянов).

Так, например, в рамках теории многокультурного образования рассматриваются проблемы организации взаимодействия в учебно-воспитательных коллективах, где есть представители разных этнических групп, педагогически целесообразного разрешения конфликтов, возникающих в таких коллективах на национальной почве, использования культуры отдельных учащихся для взаимного культурного обогащения, учета этнопсихологических и этнокультурных особенностей учащихся в процессе обучения и воспитания; подготовки педагога, умеющего создать в классе атмосферу терпимости и доброжелательности, организовать воспитательную работу с представителями разных этнических групп. Данная теория направлена на формирование толерантности , т.е. терпимого отношения к представителям иной расы, национальности, вероисповедания, социальной группы.

Основными понятиями культурологического подхода являются культуросообразная среда, диалог культур. Главным средством воспитания становится создание особой среды, наиболее благоприятной для самореализации человека как представителя определенной национальной культуры. Ее создание исключает замкнутость в рамках конкретной культуры, а предполагает широкое взаимодействие с другими культурами и их представителями. Формы, методы и приемы воспитания должны отвечать народным традициям, особенностям национальной культуры.

Центральным понятием аксиологического подхода является ценности. При организации воспитательной работы с учетом национальной специфики предлагается следующая иерархия ценностей: общечеловеческие ценности – общенациональные ценности – местные ценности – традиционные ценности воспитательного учреждения – личные ценности.

Все концепции связаны между собой и направлены на формирование человека, обладающего мировой и национальной культурой.

Этнопсихологические и этнокультурные особенности воспитания определяют своеобразие форм и способов воспитательных воздействий, их сочетание; продолжительность воспитательных воздействий; соотношение коллективной, групповой и индивидуальной работы; характер предъявления педагогических требований и др.

Людмила СЕКСЕНБАЕВА,

к. п. н., доцент

Исходным пунктом исследования процесса восхождения к национальному воспитанию, на наш взгляд, является проблема национального достоинства личности. Природа не знает человека безнационального, а так как человек – центр притяжения всех общественных отношений, то и национальный человек, как носитель свойств и достоинств своей нации, невольно выступает в роли связывающего звена в процессе национального общения и межличностных отношений в целом. Научить ребенка одновременно чувствовать и мыслить, жить и творить, причем, не только для себя или для других, но и со всеми и для всех, есть родовая черта человека – таково, на наш взгляд, одно из основных направлений методологии формирования национального воспитания учащихся в средних школах.

Понятие «национального достоинства личности» в языке межнационального общения и «адамның ұлттық абыройы » и «кісінің ұлттық намысы» в государственном языке Казахстана часто употребляется сегодня в общественной и политической жизни республики, естественно, связано с общим этимологическим значением слова «достоинство», но будучи производным от него, служит для обозначения относительно самостоятельного и неодновременного социального явления. В самом общем виде национальное достоинство личности можно представить как концентрированное выражение абсолютной ценности любого конкретного человека как носителя конкретной национальности (совокупности качеств и свойств, имманентно присущих той или иной нации, народности).

В рамках действия Доктрины национального единства, проблема национального достоинства личности является, на наш взгляд, важной и своевременной, так как она реализуется и обнаруживает себя в межнациональном общении учащихся.

Природа национального, как известно, не содержит единственных в своем роде особенностей, которые были бы присущи только одной нации. Лишь определенная совокупность неповторимо соотнесенных самой природой и условиями социального бытия национальных черт позволяет утверждать о национальной самобытности, об отличиях одной нации от другой, но не о национальном превосходстве и исключительности какой-либо из них.

«Человек, как известно, входит в человечество не абстрактно, а через ту или иную нацию». Само всечеловеческое единство, как писал русский философ Н. А. Бердяев, существует в формах национального бытия его частей. В национальной множественности человечества, человек обретает национальную индивидуальность фактов своего рождения и последующего развития. Поэтому, в общественных отношениях он выступает не иначе как национальный человек, соединяющий в себе общеродовую человеческую сущность и личностно-национальные черты. Из выше сказанного следует, что главной целью формирования личности ученика, как национального человека, является фактор – как один из путей стабилизации и развития общественных отношений формирования социально зрелой личности. Одной из методологических задач национального воспитания является, на наш взгляд, появление потребности как основного источника активности личности. Все стороны личности проявляются в деятельности, и именно потребности заставляют действовать человека. В процессе деятельности человек познает окружающий мир. Своей деятельностью ученик изменяет окружающий мир. И чтобы осуществить эту деятельность, необходимо учителю, педагогическому коллективу, семье включаться в этот процесс – процесс активизации ученика в познании социума.

Общей методологической основой национального воспитания в многонациональном учебном коллективе, полагаем, должны стать присущие традициям практически каждой нации нашей республики любовь к ближнему, почтение к старшим, забота о младших, уважение к труду, стремление к миру и согласию. При этом должен быть преодолен доминирующий в учебном процессе стереотип формирования одновременного, линейномыслящего и законопослушного индивида, сознательная ответственность которого перед собой и ближним своим подменялась преданностью тоталитарному режиму. Многонациональный учебный и, в особенности, педагогический коллектив, каждый учитель или преподаватель достигнут успеха в национальном воспитании ученика лишь тогда, когда они не только будут в точности выполнять свои служебные обязанности по отношению к очевидному поведению и внешней среде учащегося, но и когда почувствуют и тесно определят свой долг перед внутренним миром национального индивида и формы воздействия на его психологию, не умаляя национального достоинства личности подростка, ученика.

Феномен национального воспитания достигается за счет взаимодействия трех составляющих, а именно, это формирование у детей национального достоинства, национальной гордости и национальной совести. Вся учебно-воспитательная работа строится под национальной идеей, идеей «iштесу ». Что означает «все постоянное, все сокровенное…» из народной мудрости казахского народа.

Педагогическими условиями национального воспитания в учебном процессе являются:

– создание центров землячества, осуществление культурных связей;

– создание и оборудование национальных кабинетов;

– проведение национальных недель в средних школах в рамках действия Доктрины национального единства;

– обучение детей государственному языку РК, знание эмблемы, флага, гимна своего народа;

– привитие навыков и техники поведения у учащихся согласно правилам этнопедагогики;

– ознакомление и соблюдение обычаев, традиций, национальных ритуалов, знание истории как своего народа, так и других народностей;

– воспитание социальной зрелости личности;

– формирование культуры межнационального общения.

Для успешности метода обучения детей практическим навыкам общения целесообразно использовать следующие методы – это метод определения общегрупповой фигуры, метод контраста, метод метафор и метод полярностей. Данные методы особенно эффективны при обучении учащихся для консультирования, психологической коррекции, навыкам организации и проведения ролевых игр. Вышеупомянутые методы в психологии относятся к методам активного обучения. Они позволяют учителям средних школ согласовать и соединить цели и задачи конкретного занятия с потребностями и интересами учащихся, связанными с его темой. Кроме того, рассматриваемые методы дают возможность осуществить дифференцированный подход к обучению детей и способствуют формированию у них рефлексивной компетентности и рефлексивной культуры.

Любая педагогическая технология должна удовлетворять определенным требованиям (критериям технологичности): системности, управляемости, воспроизводимости, эффективности. В соответствии с данными критериями технологичности в структуру педагогической технологии входят: теоретическое обоснование и процессуальная часть (технологический процесс), которая нами представлена в виде технологической карты (т. е. описания процесса в виде пошаговой последовательности действий, используемых средств, критериев и способов диагностики, вариантов коррекции и т. д.).

Технологичность – это интегрированный результат таких педагогических умений, как аналитические, конструктивные и организаторские.

Самой уязвимой составляющей педагогической технологии является личностная. А потому и конструирование, и использование воспитательных технологий в процессе национального воспитания требуют от педагогов, учителей высокого уровня психологической, педагогической компетентности, отработанных до автоматизма необходимых технологических элементов. Работа учителя в процессе национального воспитания должна быть направлена на то, чтобы:

– сформировать на высоком уровне психологические структуры, прежде всего самосознание школьника;

– развить потребности, обеспечивающие содержательную наполненность личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, ценностные ориентации и перспектива;

– создать предпосылки для становления индивидуальности как развития осознания своих способностей и интересов каждым учеником, его социализации.

Национальное возрождение будет тогда плодородящей почвой, когда наряду с естественным нравственным восхождением к совершенству будет идти познание культуры и языка ближнего народа. Накопление положительных качеств нации происходит во всей многомерной повседневности. Чем богаче в ней связи, свободнее общение людей разных национальностей, тем уверенней восхождение к цели, достижение каждой нацией своего человеческого достоинства. Цель эта достигается лишь постоянным единством человека во всем многообразии наций, сообща решающих глобальные проблемы, поставленные перед ними собственной историей. Решать эту проблему – проблему национального возрождения нам, учителям, педагогам, психологам всей образовательной структуры.

«Я верю, – отмечал Президент всех казахстанцев Н. А. Назарбаев по случаю вступления в должность, – что мы сумеем создать на территории Казахстана высокоразвитую полиэтническую цивилизацию, в которой возродятся казахская нация, в которой будут свободно чувствовать себя все входящие в нее нации и народности» («Казахстанская правда» 11 декабря 1991 г.). В этом и есть в настоящее время державное величие Республики Казахстан – независимого государства.

В сентябре 2012 года прошла интерактивная лекция Президента на тему «Казахстан на пути к обществу знания» в Назарбаев Университете, которая проливает свет на то, как надо видеть, а главное – как строить свое будущее.

В этой лекции Президент дал месседж в части социальной и политической безопасности. Глава государства вновь раскрыл формулу казахстанского счастья. Она заключается в межэтническом и межконфессиональном согласии.

Президент Н. А. Назарбаев отметил, что «казахстанцы не приемлют экстремизма и радикализма», и что «наши граждане всегда выступают против политических пустословий и социальной розни» («Казахстанская правда» 12 сентября 2012 г.), при этом вновь озвучил три ключа формулы стабильности по-казахстанки.

Это – единство, толерантность, общность судьбы.

Литература

1. Бердяев Н. А. Судьба России. М.: «Сов. Писатель». 1990, с. 91–92.

2. Середа Е. И. Практикум по межличностным отношениям. СПб: Изд. «Речь». 2006, с. 224.

4. Бодалев А. А., Васина Н. В. Познание человека человеком. СПб: Изд. «Речь». 2008, с. 324.

5. Осорина М. В. Секретный мир ребенка. СПб: Изд. «Речь». 2009, с. 276.

Современное человечество представляет собой огромное множество различных исторически сложившихся общностей - наций, народностей, этнических групп. Только на территории России, по данным ученых-этнологов, их насчитывается более трехсот. Каждая нация и народность отличается единством языка и культуры, имеет свои особенности в образе жизни, в образовании и воспитании. В настоящее время в условиях общемировых процессов интернационализации и глобализации, политических и социальноэкономических реформ в России формируется новая воспитательно-образовательная ситуация, для которой характерно усиление этнизации содержания образования и воспитания, учет национальных особенностей культуры народов, проживающих на территории нашей страны.

Национальное своеобразие воспитания проявляется у каждого народа как свое отличительное, самобытное (культура, язык, обычаи, традиции). Это своеобразие мы видим также в поведении людей, умении разговаривать и обсуждать какие-либо проблемы, выстраивать взаимоотношения и налаживать сотрудничество. По сути - это культура межнационального общения, где признание, понимание, принятие особенностей каждого человека и народа в целом реализуются во взаимодействии, в информационной, коммуникативной сферах деятельности человека и передаче опыта и культурного наследия от поколения к поколению.Культура создается сообща. Любой народ гордится своими памятниками, фольклором, своей музыкой и литературой, своими изобретениями. Более того, если такой гордости нет, это признак какого-то серьезного национального неблагополучия. Гордиться народу следует и своим большим и небольшим вкладом в культуру человечества. Ибо во всяком культурном вкладе любого народа есть нечто свое неповторимое, а потому и особенно ценное.

Культура - это та сфера человеческой деятельности, которая испокон веков объединяла людей, консолидировала народы, позволяла лучше понять друг друга. Ее идеи универсальны. Для них не существует ни государственных, ни расовых, ни религиозных границ. Многообразие современной социальной жизни проявляется в признании наличия сходных культурологических и этнических позиций у представителей разных стран и народов. Формируется более новая, более совершенная культура взаимоотношений, позволяющая использовать весь многообразный опыт мирового сообщества. Сегодня все заметнее проявляются в сознании людей элементы гуманных отношений, требующие, чтобы эти отношения носили не только межличностный, но и социальный характер, удовлетворяя интересы наций, народов, государств.

Одной из примечательных особенностей современного духовного развития является глубоко прочувствованная многими людьми связь с каждым человеком и со всеми людьми, живущими на земле. Совершается интенсивный взаимный человеческий прорыв друг к другу, растет культурное взаимопонимание, ведущее к взаимооткрытию. Несмотря на расхождение политических культур, на различие миро-воззрений, имеются реальные возможности для их взаимопроникновения и взаимодействия. Возможен новый подход к культурным контактам, создаются реальные возможности для широкого творче-ского обмена между народами и нациями, способствующего обогащению общечеловеческими ценностями. Такой обмен возможен и полезен на уровне государств, городов, образовательных и социокультурных учреждений, общественных объединений.

Обмен культурными ценностями имеет два аспекта: с одной стороны, он помогает постичь духовную самобытность и ценности того или иного народа, а с другой - активно стимулирует восприятие культуры другим народом, по-своему переосмысливающим ее при создании собственной национальной культуры. Культурные связистали необычайно актуальными. Хотя обмен духовными ценностями существовал всегда, в современных условиях он превратился в глобальное общение, охватившее многие ре-гионы. Смысл этого процесса состоит в том, что происходит широкое усвоение общечеловеческих ценностей на основе взаимопонимания, взаимодоверия, взаимодействия, причем речь идет не о формальном заимствовании, не о подражательстве, а о творческом усвоении разнообразных культурных идей.

Обмен духовными ценностями протекает при условии сохранности национальных особенностей. Его цель - ориентируясь на неповторимый облик каждой национальной культуры, обогащать ее. Опасны процессы, направленные на стирание национальных красок. Сближение культур неизбежно влияет на обогащение и развитие национальной самобытности. Подобное взаимодействие совершенно не ущемляет национальных интересов и национальных культур.

Культурное мировое сообщество все глубже воспринимает идею диалога, опираясь на гуманистическое мышление. Его нравственная ценность как раз и состоит в том, что он помогает объективно воспринимать окружающее разнообразие людей, народов, культур и понимать, что другой человек вполне может быть иным, а народы могут быть разными, отличаться друг от друга. Понимание этого наблюдается в культурной сфере, в со-вместной деятельности на основе диалога. Развитию умения общаться, мыслить глобально, понимать человека другой культуры учит воспитательная система <школа диалога культур>, предло-женная Ю.С.Кургановым.

Сегодня известно такое понятие, как межкультурная грамотность (понимание культуры других народов). Это осознание различий в идеях, обычаях, культурных традициях, присущих разным народам, способность увидеть общее и различное между разнообразными культурами и взглянуть на традиции собственного общества глазами других народов. В воспитательно-образовательном процессе под общекультурной грамотностью подразумевается общее понимание учащимися определяющих характеристик культур мира, проникновение в сущность их сходств и различий, знание и эмпатическое восприятие разнообразных культур, осозна-ние ценности и неповторимости каждой из них. Следовательно, перед педагогом стоит задача формирования межкультурно ориентированной личности, способной к пониманию культуры другого народа и позитивному к ней отношению, осмыслению ее сквозь призму собственной культуры. Учитель при этом выступает в качестве образца, демонстрируя рациональное и открытое мышление, но не отказываясь от собственной позиции.

По сути - это современный интернационализм, когда мы уме-ем воспринимать культуру других, не ущемляя ее достоинств, не нанося вреда людям, несущим эту культуру. С другой стороны, это возможность продемонстрировать культуру своего народа, знать свои отличительные особенности, традиции, обычаи, фольклор, народные промыслы, гордиться этим своеобразием. Следователь-но, интернационализм - это этническое социально-психологи-ческое образование, выражающееся в уважении к человеку любой национальной общности, расположенности к содружеству с людьми любой нации и желании блага представителям всех этнических групп. Интернационализм - международная солидарность людей различных наций и рас, основа их взаимопонимания, вза-имного доверия, взаимопроникновения культур, ценностей, зна-ний и технологий; он противоположен национализму.

Человек должен научиться жить в условиях множественности культур. И дело здесь не просто в умении уважать другие точки зрения. Сформировать свою точку зрения невозможно, не воспроизводя в ней иные способы понимания. Как утверждают ученые, истина не рождается и не находится в голове отдельного челове-ка, она рождается между людьми, совместно ищущими истину в процессе их диалогического общения. Общение людей не просто универсальное, биологическое и социальное явление, оно имеет национальную окраску, специфический этикет, который может показаться странным для человека другой национальности.

Общечеловеческие и национальные ценности находятся в не-разрывном единстве, дополняют и обогащают друг друга, поэто-му народное воспитание рассматривается как ценность общечело-веческого и национального характера. Народность должна быть ведущим принципом воспитания, ведь кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит человечеству. На помощь воспита-телям приходит этнопедагогика. Этнопедагогикаисследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания. Она пользуется методами и источниками педагогики, но вместе с тем для нее чрезвычайно актуально применение этнографических, археологических, этнопсихологических и социологических методов.

Ориентация на общечеловеческие ценности, мировую и национальную культуры предполагает исследование педагогиче-ской культуры народных масс, выработанной тысячелетним опытом человечества и бытующей в народе до наших дней. На вопро-сы воспитания в духе народности, использования опыта народа, его воспитательного потенциала обращали внимание многие ученые в разные времена.

Я.А. Коменский приложил много усилий для объединения народов Европы вокруг идей гуманизма и демократии. Он утверждал, что учителя детей народа должны быть подлинно народными, их внимание должны привлекать национальные особенности учащихся, вопросы становления культурных общностей, общности исторических судеб людей, живущих на одной территории, К.Д. Ушинский указывал на особенности русского национального характера. Он писал, что школа должна действовать в на-правлении развития <нравственности характера>, изучения родного языка. В своей работе <О народности в общественном воспи-тании> он отмечал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. В работе с детьми нужно стремиться давать учащимся как можно больше общечело-веческого, но через национальное.

Созвучны высказыванию К.Д.Ушинского слова В.Г.Белинского, который говорил, что даже тогда, когда прогресс одного народа совершается через заимствование культуры у другого народа, он достигается национально. Когда же народ поддается напору чуждых ему идей и обычаев, не имея в себе силы перерабатывать их самодеятельностью собственной национальности в собствен-ную сущность, тогда народ гибнет политически.

Народная педагогика была предметом особого внимания А.С. Макаренко, который подчеркивал ее житейскую мудрость, <обыкновенный здравый смысл>, влияние на подрастающее поколение. Сегодня она живет в народной мудрости пословиц, тра-дициях и обычаях, особенностях языка разных народов. Народная педагогика создается творцами из народа, подчас не имеющими профессиональной подготовки, представляя собой мифы, легенды, эпос, сказания, песни, танцы, сказки, основанные на тради-циях данной местности.

В.А.Сухомлинский из всех средств воспитания наиболее значимым считал родное слово (<язык - духовное богатство наро-да>). Принцип народности и патриотизма в воспитании у Сухомлинского реализовывался через пробуждение у учащихся братских чувств к народам нашей родины и через организацию эмоцио-нально-ценностной конкретной практической деятельности.

Духовное богатство народа тесно связано с народной педагогикой, нравственными проповедями, духовными заповедями религии. Передача подрастающему поколению социально-нравственных ценностей предшествующих поколений, прогрессивных традиций народа осуществляется через труд, добротворческую созидательную деятельность и через приобщение молодежи к своей истории и произведениям народного творчества: музыкально-танцевального, художественно-прикладного. Народные праздники, ритуалы, эпос, легенды, сказки, пословицы и поговорки, в которых воплощена народная мудрость, содержат мо-рально-этические назидания, наставления, отражают бесценный педагогический опыт, направленный на приобщение к богатствам национальной, а через них мировой культуры, приобщение к общенациональным ценностям, следование нравственным законам жизни.

Все это связано с так называемым менталитетом. Менталитет - относительно целостная совокупность мыслей, верований, создающих картину мира и скрепляющих единство культурной традиции или какой-либо общности. История показывает, что педагогические идеи и концепции, учитывающие менталитет, всегда более органично вписываются в образовательную практику, так как отражают идеальный образ человека - представителя определенного народа. Менталитет является частью традиции, совокупностью сознательных и бессознательных установок, сопряженных с этнической традицией. В основе менталитета этноса ле-жит идея, составляющая духовный идеал, который цементирует народ в нечто единое, цельное, пронизывающее всю систему ценностных ориентаций. Менталитет фиксирует устойчивую на-строенность внутреннего мира человека, объединяет его в социальные группы и исторические общности. Природное и культурное, рациональное и эмоциональное, сознательное и бессознательное, индивидуальное и общественное - все это пересекается на уровне ментальности, растворяясь в ее структурах. Характерны-ми особенностями национальных ценностей образования следует признать глубокие исторические корни в народной педагогике; органическую связь с духовными и материальными национальными ценностями; их способность обновляться и обогащаться в про-цессе исторического развития, сохраняя в то же время преемственность с народными традициями.

Национальная образовательная и воспитательная системы в России всегда строились на основе особой ментальности. Эта особенность носит национально ориентированный характер, который проявляется в том, что человек думает и как он поступает. Национальная система воспитания определяется национальным менталитетом, демонстрирующим свои ценности миру в целом, другому народу, другому человеку. Проблема национальных ценностей в образовании, региональное своеобразие воспитания должны рассматриваться на основе общечеловеческих, философских, гуманистических подходов. С точки зрения ученых, национальное воспитание и образование являются органической частью развития общества. Национальные ценности только тогда становятся ценностями образования, когда они не допускают противопоставления одного ребенка другому, когда они учат каждого из них понимать национальные чувства другого, видеть величие и историческую значимость вклада каждого народа в культуру и духовное развитие человечества. Школа способна не только решить проблему использования национальных ценностей как средства объединения детей на уровне человеческого эмоционально-насыщенного общения, но и раскрыть перед каждым из них возможности внесения своего вклада в укрепление и обогащение этих ценностей. Благодаря образованию и воспитанию каждый ребенок может понять, как можно научиться использовать то, что до тебя идля тебя наработано, открыто, достигнуто, решено, и то, что ты лично можешь для себя, для своего народа, для своей страны сделать.

Осознанная любовь к своему народу не соединима с ненавистью к другим. Любя и понимая свой народ, свою семью, человек будет больше любить и понимать другие народы, другие семьи и других людей. Если в человеке доминирует общая настроенность к восприятию чужих культур, то она неизбежно приводит его к ясному осознанию ценности своей собственной культуры.

В октябре 1995г. странами ООН была провозглашена Декларация принципов терпимости, в статье 1 терпимостьрассматривается как уважение, принятие и правильное понимание богатого много-образия культуры нашего мира, форм самоуважения и проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, откры-тость общения и свобода мыслей, совести и убеждений. Терпимость - это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Терпимость - это то, что делает возможным достижение мира. Терпимость - это прежде всего активное отношение к жизни, формируемое на осно-ве признания прав и основных свобод человека. К сожалению, в современном обществе часто проявляются крайние формы нетер-пимости: дискриминация, расизм, агрессивный национализм, апартеид, геноцид, религиозный фанатизм, этническая чистка.

Воспитательная работа в образовательных учреждениях должна способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями. Путь к взаимопониманию проходит не только через знания, представле-ния, но и через чувства, стремление видеть прекрасное в инона-циональном, инорелигиозном.

У детей следует развивать понимание того, что каждый человек, будь то мусульманин или христианин, выходит за пределы рамок определенной религии, под влиянием которой он форми-ровался. В свою очередь общечеловеческая культура богаче и раз-нообразнее любой религиозной и национальной культуры, а гар-монии между ними можно достичь при наличии высокой культу-ры межнационального и межрелигиозного общения. Отсюда понятие веротерпимость- это терпимость к чужой религии, признание ее права на существование. Воспитание веротерпимости является составной частью воспитания культуры межнациональ-ного общения и направлено на формирование уважения религи-озных взглядов другого человека.

Наиболее активное усвоение, <присвоение> образцов деятель-ности и поведения, социальных норм происходит вместе с социализацией личности в подростковом возрасте. Вместе с тем в это время дети испытывают большие трудности в самостоятельном осмыслении, сопоставлении образцов нравственно-этического поведения и реального поведения сверстников. И в этом отноше-нии народные традиции, этнопедагогическая, духовная культура выступают реальным регулятором развивающегося самосознания и поведения растущего человека. Знание культуры своего этносоциума способствует зарождению интереса к традициям и культуре других народов, что является основой развития этнокультурных взаимодействий.

Национальные ценности образования и воспитания органично включаются в общечеловеческие педагогические ценности и на-оборот. Национальные ценности образования и воспитания, как и общечеловеческие не статичны, а историчны, т.е. находятся в по-стоянном развитии и изменении под влиянием перемен в дви-жении определенной общественной формы, социально-экономи-ческих и культурных условий данной страны. Все наиболее значимые достижения духовной культуры, литературы и искусства, на-уки и техники, материального производства той или иной страны посредством отражения их в содержании школьного и вузовского образования приобретают значение его национальных ценностей и активно влияют на формирование гражданственности и патрио-тизма подрастающих поколений. Одним из решающих условий та-кого функционирования национальных ценностей образования следует признать их четкую гуманистическую направленность и демократическую сущность (связь с народными истоками) и пол-ное, решительное размежевание с любыми проявлениями нацио-нализма и шовинизма.

Культура межнационального общения невозможна без сфор-мированности у субъектов воспитательного процесса такого каче-ства личности, как толерантность, представляющая проявление отношений человека к другим людям, это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это часть культуры человека XXI века. Ее можно рассматривать с точки зрения философии, психологии, медицины. Толерантность - это ценность социокультурной системы, она является внутренним стержнем всего бытия человека. Толерантность - это и принцип, руководящая идея, основное положение во взаимодействии людей. Рассматри-ваемое понятие можно определить как норму в жизнедеятель-ности общества, основанного на согласии, сотрудничестве, взаи-мопонимании и взаимоуважении. Основными признаками толе-рантного общества являются: общественные отношения, общественный порядок, политические процессы, отношение к мень-шинствам, культурные традиции, отношение к религии, средства массовой информации, язык.

Самый высокий уровень проявления толерантности личности - наличие толерантности как идеала, совершенного образца в решении любых вопросов, касающихся общения людей.

Толерантность - это важнейший компонент взаимодействия, который является главным условием успеха человека в общении иорганизации совместной деятельности. Основная идея воспитания толерантности состоит в необходимости привития каждому ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности. На 28-й сессии Генеральной конферен-ции ЮНЕСКО в 1995г. был провозглашен Международный день толерантности (16 ноября), содействующий развитию и укреплению терпимого отношения друг к другу.

В связи с этим генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор сформулировал следующие принципы воспитания толе-рантности в духе терпимости:

Воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории;
- обучение пониманию отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов;
- привитие идей альтруизма и уважения к другим, солидарно-сти и сопричастности, которые базируются на осознании и принятии собственной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существования в различных культурных и социальных контекстах.

Рассматривая толерантность как психосоциальную характеристику личности, ученые выделяют в ее структуре три подсистемы:

    когнитивную - знания человека (само понятие толерантности, процессы толерантного взаимодействия и др.);

    эмоциональную - определенные чувства человека (выражаются в эмоциональной оценке к иному мнению, ценностям, сво-им чувствам);

    деятельностную - предрасположенность к разнообразным вариантам поведения (на основе понимания, сотрудничества, компромисса).

Когнитивная составляющая толерантности определяется "информационным полем", обладая которым, человек знает, как поведет себя тот или иной человек (группа людей), исходя из их личностных (групповых) особенностей, специфики социокультурной среды. По сути, это теоретическая готовность к толерантному восприятию других и ответному поведению.

Активная эмоциональная направленность состояния человека возможна только при условии владения механизмом регулирования собственного поведения и деятельности. Важно, чтобы по любым межличностным вопросам человек умел сдерживать и в то же время корректно проявлять собственные эмоции.

Деятельностная подсистема толерантности имеет особое значение, так как именно в процессе деятельности реальные события выстраиваются в смысловой последовательности, идентифицируя толерантность каждого человека.

Толерантность как неотъемлемый компонент профессионализма педагога основывается на отношенческих связях. В основе любого отношенческого поведения лежит оценка. Дружба или ненависть, доверие или недоверие, зависть или уважение, ревность или любовь - все это отношения, в той или иной мере присутствующие в педагогической деятельности. Проявление положительного или отрицательного отношения к чему-либо - это фактор субъектности. В профессиональном общении педагога с учениками на основах то-лерантности возможно только субъект-субъектное взаимодействие, а значит, воспитанник тоже имеет право действовать, исходя из собственного жизненного опыта, из своих оценок. Но чаще всего он так действует на основе образцов, привычек, стереотипов, которые сложились у него в процессе жизнедеятельности. Такие образцы поведения дает в первую очередь семья, а в дальнейшем педагоги дошкольного и школьного этапов образования. Поскольку чаще всего человек обобщает образы и образцы поведения (развивая, стабилизируя, активизируя имеющуюся информацию), то и реализует себя, т.е. демонстрирует собственное отношение к чему-либо или кому-либо, основываясь на устоявшихся или имеющихся нормах, правилах, взглядах, позициях. Для человека как существа социального необходимы другие люди. Следовательно, в какой-то степени он в той или иной мере зависит от других. Такое состояние всегда ведет к проблеме выбора проявления отношения - толерантного или интолерантного.

Действенность толерантного подхода в воспитании будет про-являться только тогда, когда каждый человек, и в первую очередь педагог и родитель, каждодневно будет демонстрировать детям, всем окружающим терпимость и принятие других. Воспитывать толерантность невозможно, не обладая этим элементом культуры. Ребенок с рождения имеет возможность общения с самыми близкими ему людьми: матерью, отцом, дедушкой, бабушкой. Такое общение, чаще всего несущее положительный эмоциональ-ный настрой (улыбка, ласковый тембр голоса, интонации), обязательно "овеяно" национальным, культурным колоритом. Обы-денное человеческое общение с родителями дает возможность ребенку с детства научаться быть толерантным, способным воспри-нимать, понимать и признавать человека таким, какой он есть, с его достоинствами и недостатками. Все семейное воспитание может создавать в ребенке доминанту человека благополучного и доброжелательного. Ни что так эффективно не действует на восприятие мира, как яркие ассоциации, параллели, которые мы проводим при сравнении многих вещей и понятий. Народные пословицы, поговорки, предания, притчи - замечательный мето-дический материал для воспитания подрастающего поколения в духе терпимости: "Не ищи красоты, а ищи доброты", "В мире жить - с миром быть", "Терпение и труд - все перетрут".

Организуя толерантное взаимодействие с детьми в учебно-воспитательном процессе, педагогу следует опираться на развитие таких личностных качеств, как профессионализм, установка на толерантное поведение и корректное взаимодействие.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама