МБОУ «ВОЛКОВИЧСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»
КЛАССНЫЙ ЧАС
«День рождения
домовёнка Кузи »
Подготовила и провела
классный руководитель
Антоненкова Н.А.
Цель : познакомить с культурными традициями нашей страны; с традициями празднования дня рождения, именин, с правилами делать подарки;
Приобщение детей к чтению, привлечение внимания к творчеству Т.И. Александровой и книге «Домовёнок Кузька»; знакомство с мультфильмом «Домовёнок Кузя»; развивать память, внимание, мышление, вдумчивое чтение; обогащение словарного запаса, развитие речи.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация, мультфильм, песня о Домовёнке.
Оформление: выставка книг, игрушка «Домовёнок Кузя»
Плакат.
Ход классного часа.
Вступление.
Добрый день, дорогие друзья! В каждой семье есть свои праздники и традиции. И наверняка в любой семье празднуют дни рождения. А нас сегодня на свой день рождения пригласил домовёнок Кузька. Все, кто дорожит присутствием домового в своём жилище, должны справлять его именины, ну и конечно, дарить подарки. Так мы задабриваем домового. Подарки делают самые различные: кто-то стряпает специальную лепёшку и кладёт её под печь, кто-то бросает под печь медную монету.
Наши предки верили, что в каждом доме живёт домовой. Он хранитель домашнего очага, а потому строго следит за чистотой в избе. Если изба на ночь не выметена, то домовой начинает шалить: бросать вещи, скидывать хозяев с кровати, устраивать разные проказы. Говорят, что раньше, когда переходили в новый дом, звали с собой домового: «Дедушка, соседушка, иди к нам!» домового с угощеньями и уговорами переносили в стоптанном лапте или на лопате, которой сажали в печь хлебы. Или ставили ведро с водой и говорили: «Батюшка-хозяин, прими нас с добром! Ешь, пей досыта».
Давайте, ребята, поближе познакомимся с хранителем очага домовым.
Слайд 1.
Ведущая . А вы, ребята, верите в домовых?.. детская писательница татьяна Ивановна Александрова тоже верила в домовых и написала одну интересную книгу. А что это за книга – вам хорошо известно, и поэтому вы без труда разгадаете, чей это портрет: «Уж очень потешный оказался человечек. В красной рубахе с поясом, на ногах – лапти, нос курносый, а рот до ушей, особенно когда смеётся» (Домовёнок Кузька)
Сказка Домовёнок Кузя (иногда называют Кузька) Татьяны Александровой о девочке Наташе и маленьком, забавном лохматом домовёнке. Смешные персонажи, невероятные приключения, сказочные Баба-Яга, русалочка и кикимора - всё это ждет вас в сказке Домовёнок Кузя, читать или слушать которую любят дети любых возрастов. Непоседливый Кузя за время своих приключений произнесет не одну замечательную крылатую фразу и научит не одному новому слову.
Татьяна Ивановна Алексанрова очень любила детей. Она была художником, оформляла детские книжки и спектакли. А больше всего любила рисовать малышей. Чтобы дети сидели тихо, когда их рисуют, она рассказывала им сказки. Разные. Весёлые и грустные. Однажды татьяна Ивановна придумала сказку про маленького домовёнка Кузьку и девочку Наташу, у которой домовёнок жил в доме. Детям сказка понравилась, и они попросили придумать продолжение. Так появились приключения Кузьки в лесу, где он очутился со своим волшебным сундучком. В лесу Кузька подружился с маленьким Лешиком, внуком старого лешего деда Диадоха. Вместе с Лешиком кузька встречает Бабу Ягу, у которой два дома: для хорошего и для плохого настроения. Книга была написана в 1975 году, а напечатана в 1977-м.
«Кузька в лесу» - так называется вторая часть книги. Именно здесь и происходят интересные знакомства и приключения домовёнка Кузьки.
Сценка «Василиса Премудрая и домовой»
Василиса . Кто это со мной из-за печки разговаривает?
Василиса . Запечный житель? Кто бы это мог быть? А как тебя зовут, запечный житель? Может, ты из-за печки вылезешь да с нами поговоришь?
Василиса . Слыхали, слыхали. Как не слыхать? Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами да охами. И не только людей, но и животных домашних. Правда это, а?
Василиса . Обижаться не надо – уж очень мы с ребятами хотим на тебя посмотреть. Ребята, хочется вам увидеть настоящего домового?.. Да? Тогда давайте дружно позовём его вместе. Запоминайте, какими словами мы будем его звать!
Домовой, домовой,
Приходи к нам домой!
Появляется игрушка домовёнка Кузи.
Звучит песня о Домовёнке.
В нашем доме появился
Новый член семьи.
Как-то сразу появился,
Что ни говори.
И хоть часто озорует,
И шуметь горазд,
Но любой из нас тоскует
Без его проказ.
Рыжий Кузя-домовёнок,
Домовёнок, домовой.
Домовой уже с пелёнок
Шутит надо мной.
Рыжий Кузя-домовёнок,
Как и я, он озорник,
Он пока ещё ребёнок,
Вовсе не старик.
Он пока ещё ребёнок,
Вовсе не старик.
Всё в квартире вверх ногами,
Вещи кувырком,
Он повсюду вместе с нами
Будоражит дом.
То уронит на пол стулья,
То собьёт палас,
Но любой из нас тоскует
Без его проказ.
Рыжий Кузя-домовёнок,
Домовёнок, домовой.
Домовой уже с пелёнок
Шутит надо мной.
Рыжий Кузя-домовёнок,
Как и я, он озорник,
Он пока ещё ребёнок,
Вовсе не старик.
Он пока ещё ребёнок,
Вовсе не старик.
Если в доме бьют посуду,
Сразу ясно кто,
Кто суёт свой нос повсюду,
Тянет решето.
Полтергейст и барабашка
Явно ни при чём.
Виноват, конечно, Кузя.
Виноват во всём.
Рыжий Кузя-домовёнок,
Домовёнок, домовой.
Домовой уже с пелёнок
Шутит надо мной.
Рыжий Кузя-домовёнок,
Как и я, он озорник,
Он пока ещё ребёнок,
Вовсе не старик.
Он пока ещё ребёнок,
Вовсе не старик.
Дети, а кто знает стихи о нашем герое. Давайте ему в подарок прочитаем стихи.
Домовой живёт под печкой,
В ночь выходит на крылечко,
Днём он мелкий, как букашка,
А вообще – очаровашка!
Смирнов Д.
Домовой дом бережет
И богатства стережет.
Позаботьтесь вы о нем -
Пусть уютен будет дом!
Домовой, домовой...
Приди ко мне домой,
Почини мне краник,
Дам тебе я пряник!
Домовой живёт за печкой,
Днём он спит, с потухшей свечкой
В тихом уголке своём,
Тёмном, тёплом и печном.
Только ночь на мягких лапках
В бархатных и звёздных складках
В дверь тихонько поскребёт,
Черной кошечкой войдет,
Домовой тотчас проснется,
Звездной кошке улыбнется,
Встав, зажжёт он свечку,
Выйдет из-за печки.
И пойдут они вдвоём
Посмотреть на спящий дом.
Кому снится страшный сон -
Прогоняют его вон!
Если кто-то заболеет
Домовой тотчас согреет
Кошка - звездочку в ладошку
И отступят понемножку!
За ночными, за делами
Устают они. И сами
Задувают свечку,
Прячутся за печку.
Донская В.
Домового нужно чтить,
Иногда его кормить,
И тогда, как говорят,
В доме будет мир и лад.
Вам поможет он во всем,
Недруга не впустит в дом,
От невзгод убережет,
Он ведь тоже здесь живет.
Вспомните Лафаню с Кузей,
Даже если нашалят,
То потом помогут следом
И убытки возместят.
А вам в подарок Кузя приготовил мультфильм о себе.
Слайд 2.
Он желает вам приятного просмотра.
Показ мультфильма.
Рефлексия.
Ведущая . Ребята, вспомните о сундучке из книги про домовёнка. «Все взялись за руки, и пение вокруг пня продолжалось много времени. А на пне сидел дед Диадох, поглядывая на сундучок, который он держал в руках, пока Кузька пляшет, то на плясунов.
Цветы и звёзды на сундучке сверкали всё ярче.
Серебряная луна плыла на небе, а другая серебряная луна – в реке. Весело плескались серебряные волны. И тогда старый леший, хоть и не любил лезть в чужие дела, спросил у домовёнка, что же хранится в волшебном сундучке, какая в нём тайна».
А какая тайна скрывалась в сундучке? (Кузька рассказал про волшебный сундучок, который хранится у домовых давно. А волшебный он потому, что ежели положить в него рисунок, любую картинку, то сундучок сам расскажет сказку про то, что на картинке нарисовано). Именно Наташа положила рисунок домовёнка в сундучок. И благодаря Наташе мы узнали приключения про Кузьку.
Давайте поблагодарим нашего Кузю, он предлагает вам сфотографироваться с ним на память.
Приложение.
Татья́на Ива́новна Алекса́ндрова ( , - , ) - русская советская детская писательница, художница, автор сказки о .
Татьяна Александрова родилась в Казани, но детство её прошло в Москве. Отец - инженер по лесоповалу, часто бывший в командировках. Мать - врач, часто остававшаяся на ночные дежурства, и поэтому Таня и её сестра-близнец Наташа оставались дома с няней Матрёшенькой (Матрёной Фёдоровной Царёвой). Поволжская крестьянка, всегда находила время побаловать своих подопечных сказкой или присловьем, благодаря ей в Татьяне развился талант сочинительницы. Рисование было ещё одним увлечением на всю жизнь. Став художницей, Татьяна Ивановна нарисовала её портрет.
А начиналось всё с домашних зарисовок, потом девочки пришли в одну из московских художественных студий и попали под крыло Татьяны Александровны Луговской, удивительной женщины, талантливой театральной художницы и педагога. Под её руководством увлечение стало перерастать в профессию. Так что после окончания школы и Таня, и Наташа поступили в институты «с художественным уклоном». Наташа - в Архитектурный. Таня - в Институт кинематографии на отделение мультипликации. Успешно закончив », потом преподавала в Пединституте, вела студию при Дворце пионеров. Рисовала разные картинки, но продолжала сочинять сказки.
В вышла первая книга о домовёнке Кузе, который попадал в разные истории. Предисловие к этой книге написал муж Александровой - писатель . Потом вышли книги «Сундучок с игрушками», «Игрушечная школа», и в соавторстве с Валентином Берестовым была написана сказка «Катя в игрушечном городе».
После смерти Александровой в 1983 году вышел первый мультфильм о домовёнке « ».
Оформление зала представляет собой интерьер русской избы.
В группе воспитатели проводят ритуал приветствия. Напоминают, что в зале их ждет Кузя-домовой нашего детского сада. Дети берут изготовленный подарок, и поднимаются в зал. В зале звучит музыка.
Дети заходят под русскую музыку.
Ведущий: Дорогие гости. Мы очень рады встрече с вами на дне рождения Домового.
Песня « День рождения»
Свет гаснет. Звучит музыка. Свет прибавляется. На сцене появляется Баба- яга.
Баба-яга выходит с куклой Кузи завернутой в пеленки.
Б.я : Ути пути ути пути. Яхонтовый ты мой. Ну что, не мокренькие мы? Вот и ладеньки, вот и хорошо.
Развертывает куклу и усаживает в уголок.
Б.я : Сиди здесь, а я сейчас приберусь
Поет : Стану рано поутру, поутру, поутру
Всю посуду приберу, приберу, приберу
Солнышко на дворе, а в саду тропинка,
Сладкая ты моя ягодка- рябинка.
Б Я: Ну вот, Кузенька, и прибралась. (обращается к кукле )
Входит Кузя.
Кузя: Чего прибралась?
БЯ : Ой да ты никак заговорил яхонтовый? (обращается к кукле)
Кузя: Это не он, это я.
Баба яга испуганно смотрит на него.
БЯ: А-а пришел? Не забыл,
Кузя : пришел. А как же не прийти. Как никак праздник на носу.
БЯ: На каком носу?
Кузя : А вот на таком!
БЯ : А когда?
Кузя : Ну ежели на моем носу-то скоро, а ежели на твоем –то ешшо неделю надо дожидаться.
БЯ: Что ж ты сердишься-то, ягодиночка моя.
Кузя: Да не сержусь я, просто себя в порядок надо привесть. Ведь дата- то нонча необыкновенная, а любилейная! Да и тебе не мешало б причепуриться.
БЯ : Чаво!
Кузя: Чаво, чаво себя в порядок привести?
БЯ: А я и так хороша.
Кузя: Чегой-то не вижу.
БЯ: Смотри кось яхонтовый, сейчас колдуну и опаньки: Уся красота из нутри наружу вылезет.
Вот смотри.
Поет : Сколько помню, сколько знаю
Звали все ягой меня
А я может не такая – просто одинокая
Разгоню печаль зануду, расшугаю грусть тоску
Пусть глядится солнце - блюдо на неписану красу.
Баба яга снимает с себя лохмотья, причесывается глядится в зеркало .
БЯ: на красавицу ягу наглядеться не могу.
Кузя: Ну вот совсем другое дело, Ну я пошел гостей встречать
БЯ: А я, яхонтовый?
Кузя : А тебе будет секретное задание. Слушай сюда!
Испеки праздничный пирог. Нет, Лучше Каравай!
БЯ: Хорошо яхонтовый я сейчас по сусекам поскребу, да по амбарам подмету.
Кузя: только смотри, чтоб не получилось как у детки с бабкой.
БЯ: А чего получилось?
Кузя: Али забыла? Напомню. Бабка по сусекам да по амбарам прошлась, колобок испекла. да на окошко и выставила, а он прыг с окошка да и убег.
БЯ: Ой беда-то какая.
Кузя : Так чтоб пирога глаз не спускала, поняла?
БЯ : Понял яхонтовый, мой.
Баба яга уходит. Кузя обращается к ребятам.
Кузя : Как на день рождения дома
Собиралися друзья,
Собиралися друзья
Друзей-то много у меня.
Жду и взрослых, и ребят,
Поиграть я с ними и рад.
Лишь скажу я слово « три»
Все ко мне беги! Один, два, три!
Ребята подбегают к Кузе. Здороваются, обнимаются.
Кузя : Ой, повзрослели. А родители-то все такие же молодые, счастливые, улыбающиеся
(Кузя машет рукой)
Вед: Дорогой наш, Кузя! Мы очень рады встрече с тобой . Видимся с тобой раз в год, на дне рождения нашего дома. И сегодня приготовили ребята вот такой подарок для тебя. Посмотри, примите этот подарок с пожеланиями добра, здоровья, счастья.
Кузя : Ах, красота-то какая! Прям сразу захотелось в игру русскую поиграть.
: Ребята, заводите круг, приглашайте Кузю играть .
Игра «Милый ты наш Кузюшка»
Игра «Ищи»
Ребенок : Разбросала листья
Осень золотая.
Улетают птицы,
Собираясь в стаи.
Скоро белые метели
Снег поднимают от земли.
Улетают, улетают,
Улетают журавли.
Песня «Каыйк – влак» (марийская песня)
(на проигрыш играют на детских музыкальных инструментах: флейта, свистульки.)
Кузя: Порадовали вы меня, хорошую песню знаете. Молодцы, ребята. А я хочу пригласить на игру наших девочек-хозяюшек. На Руси женщины всегда славились, гостеприимством да хозяйственностью. Расступись народ, к нам хозяюшки идут!
Выводят девочки на сцену.
Кузя : Любите ли вы чай?
Чай горячий – наша сила,
Украшение стола ,
Чаепитие в России - вот хорошие дела.
Игра « Надень фартук и косынку»
Кузя : Ай-да, хозяюшки! А ребята-то как переживали за вас, болели. Прям на месте не сиделось им. Ребята, знаете, может песню какую интересную подарите для все гостей?
Песня «Домовой»
Кузя: Вижу вам не терпится силой померяться.
Надеюсь, успеем до заката,
Провести русскую игру « Перетягивание каната»
Вызываю всех на канат
Пусть мышцы от натуги трещат.
Пять слева, пять справа, скорей становись
И за канат покрепче держись!
«Перетягивание каната»
Вед : Сила и ловкость очень важны,
И всем без сомненья, нужны.
Кузьма, погляди, какие в нашей группе ребят дружные.
Кузя : Я хочу пожелать всем мальчикам стать богатырями, защитниками земли родной. А девочкам быть хранительницами домашнего очага, добра и света.
Под музыку входит Баба яга с караваем.
БЯ: Слышу, слышу, яхонтовый ты мой, голосок твой звонкий.
Кузя : Бабуля, та ведь я не один пел. Ребята мне помогали да и родители. А ты, гляжу выполнила секретное задание-то. Испекла каравай.
БЯ : Постаралась. На всех хватит. А ну скорей в круг вставайте, да Каравай запевайте. Всех в круг приглашаем, да караваем угощаем.
Все выходят и встают в хоровод.
«Каравай»
Кузя : А пожелать я вам всем хочу, чтобы дом наш еще краше становился день ото дня, звонкий смех звенел веселей. да все здоровы были. Приглашают всех гостей и детей за руки взяться, да друг другу улыбнуться. Пусть звучит величальная!
Хоровод «Величальная»
После песни каравай передается воспитателем.
Воспитатели всех приглашают в группу на чаепитие.
Сценарий праздника
Под веселую музыку появляется Нафаня, одетый в русский костюм.
Нафаня: Здравствуйте, ребята! Я - Нафаня, лучший друг домовенка Кузи. Он пригласил меня на свой день рождения. А вас?
Дети: Пригласил!
Нафаня: Хочу вас предупредить, что с минуты на минуту здесь появится Баба Яга. Ее тоже пригласили. (За сценой слышны свист и шум.) Да вот она - легка на помине!
Вылетает на сцену.
Баба Яга: Всем привет! Это я, Баба Яга. Не опоздала ли я на праздник?
Нафаня: Ты, Яга, как раз вовремя.
Баба Яга: А дети не удивляются, что я здесь? Кузенька как-то жил у меня в избушке, и с тех пор мы с ним дружим.
Нафаня: Ребята, вам сколько лет? (Ответы детей.) А нашему домовенку восьмой век пошел (или восьмой год, по-вашему). У домовых ведь сто лет за год идет!
Баба Яга: Надо вам сказать, что домовой, по народному поверью, - существо сверхъестественное и живет в каждом доме. Он радуется, веселится, грустит и печалится вместе с вами, а если потребуется, и оберегает свое хозяйство.
Нафаня и Баба Яга:
Когда ты слышишь скрипы,
Шаги над головой,
Шуршанье, кашель хриплый,
Знай - это домовой.
Баба Яга: Нафаня, где же домовенок? Давай ему сообщим, что все гости собрались. (Звонит по телефону.) Алло, Кузенька, голубчик мой золотенький, выйди покажись гостям.
Нафаня: А как?
Баба Яга: Как, как: Мы - нечисть современная. У тебя, Нафаня, сотовый телефон есть: Дай позвонить!
Нафаня нехотя достает из кармана штанов или из котомки сотовый телефон и передает Бабе Яге. Баба Яга сообщает Кузе, чтобы он вылезал оттуда, где прячется: гости уже собрались.
Появляется Кузя и прячется за спину Нафани.
Нафаня: Это и есть наш домовенок Кузя. Он еще немного вас побаивается, но, думаю, скоро вы с ним подружитесь.
Баба Яга: Не бойся, чадушко мое бриллиантовое! Посмотри, к тебе на день рождения гости пришли.
Кузя: А они меня не жваркнут?
Баба Яга: Дитятко, что ты говоришь-то? Ребята таких слов и не знают, наверное. Ребята, знаете или нет? (Дети отвечают.)
Кузя: Ну, да это все равно что наподдать, отлупишь, отдубасить, выдрать - все одно больно.
Нафаня: Ну, что ты, Кузя! Никто тебя не тронет. Ребята к тебе в гости пришли.
Кузя: А свориться они со мной не будут?
Баба Яга: Ну что с тобой, кренделечек мой сахарный! Что ни слово - то для ребят загадка.
Кузя: Ах, беда-беда, огорченье! Что ни скажешь - не по разуму, что ни молвишь - все попусту. Охти мне, батюшки, охти мне, матушки! Как мне трудно с вами разговаривать.
Баба Яга: Ребята, может, вы знаете, что такое `свориться`?
(Дети отвечают: `свориться` означает `ругаться, ссориться, дразнить`.)
Нафаня: Ребята, вы ведь не будете обижать домовенка?
Дети: Нет!
Нафаня: Слышишь, Кузя? Никто тебя не будет обижать. Наоборот: все хотят с тобой подружиться.
Баба Яга: Кузенька, драгоценный мой, сегодня у тебя праздник - день рождения. Чего тебе в этот день хочется?
Кузя: Хочу, чтобы гости мои сегодня песни пели. Я люблю песни слушать: сам подтягиваю-подпеваю, а если песня грустная, бывает, даже всплакну.
Нафаня: Думаю, Кузя, ребятам под силу исполнить твое желание. Споете для домовенка песню?
Дети: Да!
Баба Яга: Кузенька, какую песню тебе спеть - грустную или веселую?
Кузя: Для начала грустную.
Дети вместе с Нафаней поют грустную народную песню. В конце песни Кузя начинает всхлипывать, а Баба Яга - подвывать.
Кузя: Ой, как растревожили, ой, душу разбередили! Ну а теперь веселую песню хочу.
Дети запевают веселую песню, сопровождающуюся переплясом. Нафаня, Баба Яга и Домовенок тоже пускаются в пляс.
Кузя: Ой, как уважили! Поют хорошо, пляшут и того лучше! Если они и сказки знают, то цены им нет!
Баба Яга: Кузенька, дитятко мое! Давай проведем с ребятами конкурс `Угадайка`. Тогда сразу понятно станет, какие сказки им известны.
Нафаня: Мы ведь не просто домовые с Бабой Ягой. Мы - литературные герои. А потому жизнь у нас не простая, а книжная. Есть у нас и друзья, которые в разных книжках живут. А если вы отгадаете, кто они, то пожалуют к нам в гости. Для начала отправимся-ка мы с вами в сказочный лес, полный чудес. Там книжных героев - видимо-невидимо.
"Дошкольное образование"
Краткое описание
Организация образовательного процесса в детском саду по теме события народного календаря "День рождение Домового".
Описание
День рождения Домового.
(Воспитание наследием русской культуры)
Мартынова Екатерина Сергеевна
методист ГБОУ ООШ № 12 г.о. Чапаевск Самарской области
Фильшина Лариса Николаевна
музыкальный руководитель
ГБОУ ООШ № 12 г
.о. Чапаевск Самарской области
структурного подразделения – детского сада № 5
Социально-педагогическое и культурологическое направление являются приоритетными в работе нашего педагогического коллектива. Дошкольный возраст – это благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры. Наши педагоги считают, что знакомство детей с праздниками из народного календаря способствует возрождению преемственности поколений, передаче нравственных устоев, духовных и художественных ценностей, русских традиций и обычаев. И что не мало важно, через приобщение к народной культуре активно развивается эмоциональная отзывчивость дошкольников к историческому наследию России.
10 февраля в народном календаре особая дата – Велесичи (Кудесы) - день рождения Домового. Вот мы и решили устроить для детей праздник – настоящий день рождения, а Домовенок Кузя – главный именинник на нем. Готовились к празднику все: и дети и взрослые. Каждая группа приготовила подарок – сюрприз для именинника. Дети совместно с родителями изготовили домовых – один другого краше. Выставка «С Днем рождения, Домовенок Кузя!» вызвала у посетителей положительные эмоции, чувства теплоты и единения с близкими людьми. Дошкольники рассказывали о своих домовых: какие они у них получились, как их изготовили. О многих легендах и сказаниях о домовых узнали старшие дошкольники. А когда наступил день рождения домового, сам Домовенок Кузя пришел в каждую группу и пригласил ребят на праздник. Шутки, песни, веселые конкурсы, танцы и сладкий пирог от Кузи – настоящий День рождения! А наградой для взрослых – улыбки детей и слова, вырвавшиеся из души ребенка: «Кузя, а ты придешь к нам еще! С тобой так хорошо!».
Устраивайте детям фольклорные праздники, они не только познакомят дошкольников с русской культурой, но и подарят им море положительных эмоций.
Сценарий развлечения дня зимних именинников
для всех возрастных групп детского сада
«День рождения Домовенка Кузи»
Действующие лица
: Домовенок Кузя, Баба Яга
Реквизит:
2 метлы,2 листа, маркеры, шапки, шляпки (6-8 штук), зеркало, ширма, куклы: сова, кот, петух, лиса.
Музыкальное оформление
: Русские народные песни (аудиозапись)
Звучит веселая музыка. Дети проходят в зал, садятся на свои места, дети – «именинники» на первый ряд.
Домовенок Кузя
: Здравствуйте, ребята!
В детском садике живу
С самого открытия
Без меня здесь не прошло не одно событие.
Как живете, как поете,
Что на завтрак, на обед -
Все я знаю, все я слышу ведь живу здесь много лет.
Знаю все ваши секреты,
Могу много рассказать,
Даже дать могу советы, как вам лучше поступать.
С вами праздники справляю, веселюсь от всей души.
С Днем рождения поздравляю,
Взрослые и малыши!
Ребята, у меня сегодня День рождения, но на сегодняшнем празднике у нас в зале есть то же именинники, дети у которых день рождения зимой.
Эй, ребята, именинники, выходите и со мною попляшите!
·
Звучит веселая музыка Домовенок Кузя и дети именинники пляшут.
·
Дети садятся на свои места
Домовенок Кузя:
Ребята, хочу вас предупредить, что с минуты на минуту здесь появиться Баба Яга. Я ее тоже пригласил на день рождения. Да вот и она – легка на помине!
·
Слышен голос Бабы яги: У-у-у! Лечу! Разойдитесь!
Баба Яга влетает на сцену.
Яга:
Всем привет! Это я, Баба Яга. Не опоздала ли я на праздник?
Домовенок Кузя:
Ты, Яга как раз вовремя (Баба Яга обнимает Кузю)
Яга:
Кузенька, поздравляю тебя с днем рождения, и всех ребят которые родились зимой. Ребята вы не удивляйтесь, что я здесь. Кузенька, как-то жил у меня в избушке, и с тех пор мы с ним дружим. Надо вам сказать, что домовой, по народному поверью – существо сверхъестественное и живет в каждом доме Он радуется, веселиться и грустит вместе с вами, а если потребуется он и оберегает свое хозяйство.
Когда ты слышишь скрипы, шаги над головой,
Шуршание, кашель хриплый
Знай - это Домовой.
Послушай Кузя, а наши ребята, для тебя приготовили поздравлялки.
·
Баба Яга и Кузя садятся на свои места
Баба Яга:
Выступают дети первой младшей группы споют «Веселою песенку»
·
Песня «Веселая песенка»
Баба Яга:
Дети средней группы сыграют на музыкальных инструментах
Русская народная песенка «Ах ты береза»
Баба Яга:
Дети старшей группы споют песню, какие они веселые ребята
·
песенка «Веселые ребята»
Баба Яга:
Дети подготовительной группы поздравляют всех именинников песенкой «День рождения»
·
песенка «День рождения»
Домовенок Кузя:
Спасибо, ребята, мне так понравилось ваше поздравление. А я ребяткам загадать хочу загадки
1.
Я катаюсь на нем до вечерней зори
Но ленивый мой конь, возит только с горы (санки)
2.
Жил я посреди двора, где играет детвора
Но от солнечных лучей, превратился я в ручей (снеговик)
3.
Растет она в низ головою, не летом растет, а зимой
Но солнце ее припечет – заплачет она и умрет (сосулька)
4.
У избы побывал – все окно разрисовали,
У реки погостили – во всю реку мост мостил (мороз)
Баба Яга:
А теперь посмотрим, какие вы ловкие да умелые – сумеете ли вы с моими волшебными метлами справиться? Постарайтесь как можно быстрее «оседлать» метлу и доехать на ней до кегли и обратно, передать метлу следующему участнику и команды. Выбираем 2 команды.
·
«Кто быстрее на метле»
Домовенок Кузя:
А я хочу проверить ребят, как они рисуют. Выбираем 2 команды по три человека в каждой. Даю им лист и маркеры. Ну-ка ребята, кто лучше нарисует мой портрет.
·
«Нарисуй портрет Кузи»
Домовенок Кузя (хвалит детей)
Какие забавные портреты получились. Я их в своем жилище повешу, любоваться ими буду. Спасибо!
Баба Яга:
Ой, Кузя, какая на тебе красивая шапка. Какие только шапки не встречаются в сказке и рассказах: шапки-невидимки, колпаки, тюрбаны, тюбетейки, шлемы и все не перечислить. Ребята, а ну-ка я буду называть героя из сказки, а вы будете его головной убор.
1.
Кот в сапогах (шляпа с пером)
2.
красная шапочка (красная шапочка)
3.
Буратино (колпачок с кисточками)
4.
Почтальон Печкин (шапка-ушанка)
5.
Дядя Степа (милицейская фуражка)
6.
Незнайка (Голубая шляпа)
7.
Скрудж Макдак (Цилиндр)
Домовенок Кузя:
А я знаю веселый конкурс. В этом конкурсе будут участвовать все желающие. У меня вот сколько разных шапок и шляпок. Я ребятам по очереди буду примерять шляпку, какую захочу. Надев шляпу, ребенок должен посмотреть в зеркало громко и серьезно сказать: «Ах, какой я красивый!» Или: «Ах, какая я красивая!» Только смеяться нельзя, кто засмеется, тот проиграет. Понятно? Тогда приступим к конкурсу.
·
Конкурс «Эта шляпа мне к лицу»
Баба Яга:
А я тоже знаю веселый конкурс, «Кто быстрее возьмет шляпу». Давайте поиграем!
·
Конкурс «Кто быстрее возьмет шляпу»
Домовенок Кузя:
Баба Яга, смотри, стоят две избушки (показывает на ширму) Интересно, а кто в них живет?
Баба Яга:
Да, интересно. А слышишь крылья хлопают, по-моему на эту полянку кто-то летит. Давай посмотрим.
Домовенок Кузя:
Давай!
·
Садятся на свои места
·
Кукольный спектакль «Кот, Петух и Лиса»
Домовенок Кузя: (Показывает на домик, на ширму, обращается к Бабе Яге)
Баба Яга, а я знаю, в этом домике тоже есть домовой, в каждом доме есть домой, а зовут его Нафаня, это мой друг.
Баба Яга:
Ребята, раз сегодня именины должны быть и угощения и веселая дискотека.
·
Угощение – пироги
·
Дискотека
Баба Яга:
Весело мне было с вами, но пора уходить. До свидания ребята.
Домовенок Кузя:
Мне тоже пора, но мы ребята еще с вами увидимся, потому что я всегда рядом. До свидания!
·
Баба Яга и Кузя уходят
Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам
Вебинары , курсы повышения квалификации , профессиональная переподготовка и профессиональное обучение . Низкие цены. Более 9800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.
Методика, конспект развлечения.doc
День рождения Домового.
(Воспитание наследием русской культуры)
методист ГБОУ ООШ № 12 г.о. Чапаевск Самарской области
Фильшина Лариса Николаевна
музыкальный руководитель
ГБОУ ООШ № 12 г.о. Чапаевск Самарской области
структурного подразделения – детского сада № 5
Социально-педагогическое и культурологическое направление являются приоритетными в работе нашего педагогического коллектива. Дошкольный возраст – это благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры. Наши педагоги считают, что знакомство детей с праздниками из народного календаря способствует возрождению преемственности поколений, передаче нравственных устоев, духовных и художественных ценностей, русских традиций и обычаев. И что не мало важно, через приобщение к народной культуре активно развивается эмоциональная отзывчивость дошкольников к историческому наследию России.
10 февраля в народном календаре особая дата – Велесичи (Кудесы) - день рождения Домового. Вот мы и решили устроить для детей праздник – настоящий день рождения, а Домовенок Кузя – главный именинник на нем. Готовились к празднику все: и дети и взрослые. Каждая группа приготовила подарок – сюрприз для именинника. Дети совместно с родителями изготовили домовых – один другого краше. Выставка «С Днем рождения, Домовенок Кузя!» вызвала у посетителей положительные эмоции, чувства теплоты и единения с близкими людьми. Дошкольники рассказывали о своих домовых: какие они у них получились, как их изготовили. О многих легендах и сказаниях о домовых узнали старшие дошкольники. А когда наступил день рождения домового, сам Домовенок Кузя пришел в каждую группу и пригласил ребят на праздник. Шутки, песни, веселые конкурсы, танцы и сладкий пирог от Кузи – настоящий День рождения! А наградой для взрослых – улыбки детей и слова, вырвавшиеся из души ребенка: «Кузя, а ты придешь к нам еще! С тобой так хорошо!».
Устраивайте детям фольклорные праздники, они не только познакомят дошкольников с русской культурой, но и подарят им море положительных эмоций.
Сценарий развлечения дня зимних именинников
для всех возрастных групп детского сада
«День рождения Домовенка Кузи»
Действующие лица : Домовенок Кузя, Баба Яга
Реквизит: 2 метлы,2 листа, маркеры, шапки, шляпки (6-8 штук), зеркало, ширма, куклы: сова, кот, петух, лиса.
Музыкальное оформление : Русские народные песни (аудиозапись)
Звучит веселая музыка. Дети проходят в зал, садятся на свои места, дети – «именинники» на первый ряд.
Домовенок Кузя : Здравствуйте, ребята!
В детском садике живу
С самого открытия
Без меня здесь не прошло не одно событие.
Как живете, как поете,
Что на завтрак, на обед -
Все я знаю, все я слышу ведь живу здесь много лет.
Знаю все ваши секреты,
Могу много рассказать,
Даже дать могу советы, как вам лучше поступать.
С вами праздники справляю, веселюсь от всей души.
С Днем рождения поздравляю,
Взрослые и малыши!
Ребята, у меня сегодня День рождения, но на сегодняшнем празднике у нас в зале есть то же именинники, дети у которых день рождения зимой.
Эй, ребята, именинники, выходите и со мною попляшите!
Звучит веселая музыка Домовенок Кузя и дети именинники пляшут.
Дети садятся на свои места
Домовенок Кузя: Ребята, хочу вас предупредить, что с минуты на минуту здесь появиться Баба Яга. Я ее тоже пригласил на день рождения. Да вот и она – легка на помине!
Баба Яга влетает на сцену.
Яга: Всем привет! Это я, Баба Яга. Не опоздала ли я на праздник?
Домовенок Кузя: Ты, Яга как раз вовремя (Баба Яга обнимает Кузю)
Яга: Кузенька, поздравляю тебя с днем рождения, и всех ребят которые родились зимой. Ребята вы не удивляйтесь, что я здесь. Кузенька, как-то жил у меня в избушке, и с тех пор мы с ним дружим. Надо вам сказать, что домовой, по народному поверью – существо сверхъестественное и живет в каждом доме Он радуется, веселиться и грустит вместе с вами, а если потребуется он и оберегает свое хозяйство.
Когда ты слышишь скрипы, шаги над головой,
Шуршание, кашель хриплый
Знай - это Домовой.
Послушай Кузя, а наши ребята, для тебя приготовили поздравлялки.
Баба Яга и Кузя садятся на свои места
Баба Яга: Выступают дети первой младшей группы споют «Веселою песенку»
Песня «Веселая песенка»
Баба Яга: Дети средней группы сыграют на музыкальных инструментах
Русская народная песенка «Ах ты береза»
Баба Яга: Дети старшей группы споют песню, какие они веселые ребята
песенка «Веселые ребята»
Баба Яга: Дети подготовительной группы поздравляют всех именинников песенкой «День рождения»
песенка «День рождения»
Домовенок Кузя: Спасибо, ребята, мне так понравилось ваше поздравление. А я ребяткам загадать хочу загадки
Я катаюсь на нем до вечерней зори
Но ленивый мой конь, возит только с горы (санки)
Жил я посреди двора, где играет детвора
Но от солнечных лучей, превратился я в ручей (снеговик)
Растет она в низ головою, не летом растет, а зимой
Но солнце ее припечет – заплачет она и умрет (сосулька)
У избы побывал – все окно разрисовали,
У реки погостили – во всю реку мост мостил (мороз)
Баба Яга: А теперь посмотрим, какие вы ловкие да умелые – сумеете ли вы с моими волшебными метлами справиться? Постарайтесь как можно быстрее «оседлать» метлу и доехать на ней до кегли и обратно, передать метлу следующему участнику и команды. Выбираем 2 команды.
«Кто быстрее на метле»
Домовенок Кузя: А я хочу проверить ребят, как они рисуют. Выбираем 2 команды по три человека в каждой. Даю им лист и маркеры. Ну-ка ребята, кто лучше нарисует мой портрет.
«Нарисуй портрет Кузи»
Домовенок Кузя (хвалит детей) Какие забавные портреты получились. Я их в своем жилище повешу, любоваться ими буду. Спасибо!
Баба Яга: Ой, Кузя, какая на тебе красивая шапка. Какие только шапки не встречаются в сказке и рассказах: шапки-невидимки, колпаки, тюрбаны, тюбетейки, шлемы и все не перечислить. Ребята, а ну-ка я буду называть героя из сказки, а вы будете его головной убор.
Кот в сапогах (шляпа с пером)
красная шапочка (красная шапочка)
Буратино (колпачок с кисточками)
Почтальон Печкин (шапка-ушанка)
Дядя Степа (милицейская фуражка)
Незнайка (Голубая шляпа)
Скрудж Макдак (Цилиндр)
Домовенок Кузя: А я знаю веселый конкурс. В этом конкурсе будут участвовать все желающие. У меня вот сколько разных шапок и шляпок. Я ребятам по очереди буду примерять шляпку, какую захочу. Надев шляпу, ребенок должен посмотреть в зеркало громко и серьезно сказать: «Ах, какой я красивый!» Или: «Ах, какая я красивая!» Только смеяться нельзя, кто засмеется, тот проиграет. Понятно? Тогда приступим к конкурсу.
Конкурс «Эта шляпа мне к лицу»
Баба Яга: А я тоже знаю веселый конкурс, «Кто быстрее возьмет шляпу». Давайте поиграем!
Конкурс «Кто быстрее возьмет шляпу»
Домовенок Кузя: Баба Яга, смотри, стоят две избушки (показывает на ширму) Интересно, а кто в них живет?
Баба Яга: Да, интересно. А слышишь крылья хлопают, по-моему на эту полянку кто-то летит. Давай посмотрим.
Домовенок Кузя: Давай!
Садятся на свои места
Кукольный спектакль «Кот, Петух и Лиса»
Домовенок Кузя: (Показывает на домик, на ширму, обращается к Бабе Яге) Баба Яга, а я знаю, в этом домике тоже есть домовой, в каждом доме есть домой, а зовут его Нафаня, это мой друг.
Баба Яга: Ребята, раз сегодня именины должны быть и угощения и веселая дискотека.
Угощение – пироги
Дискотека
Баба Яга: Весело мне было с вами, но пора уходить. До свидания ребята.
Домовенок Кузя: Мне тоже пора, но мы ребята еще с вами увидимся, потому что я всегда рядом. До свидания!
Баба Яга и Кузя уходят
Пояснительная записка.doc
Пояснительная записка
Мартынова Екатерина Сергеевна
ГБОУ ООШ № 12 г.о. Чапаевск Самарской области структурное подразделение – детский сад № 5, методист
Фильшина Лариса Николаевна
ГБОУ ООШ № 12 г.о. Чапаевск Самарской области структурное подразделение – детский сад № 5, музыкальный руководитель
Название конкурсной разработки: День рождения Домового (Воспитание дошкольников наследием русской культуры).
Цель создания данной разработки:
Воспитание у дошкольников уважения к традициям и обычаям своего народа, обогащение представлений об особенностях русской народной культуры, активизация интереса детей к наследию истории России - праздникам народного календаря.
Методическая помощь педагогам детского сада в реализации ФГТ и построении образовательного процесса по комплексно-тематическому принципу.
Данная разработка может быть применена в организации образовательного процесса детского сада любых регионов России, где детей дошкольного возраста приобщают к русской народной культуре.
Методика: Методические рекомендации по организации образовательного процесса по теме «День рождение Домового», сценарий развлечения дня зимних именинников для всех возрастных групп детского сада «День рождения Домовенка Кузи»
Ресурсы: фотоматериалы
Список используемых информационных ресурсов:
Литература
Толерантность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации / Т. В. Макарова, Г. Ф. Ларионова – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 80 с.
Фольклорный праздничный
Концерт
" День рожденье домовёнка Кузи"
(для детей старшего дошкольного и школьного возраста)
Сцена первая: (зал оформлен под избу, хозяюшка прядет, напевает
Песню "Пряха" р.н.м., хозяин играет на гармошке)
Хозяюшка: Ох, и вечер больно долог
Насчитаю сорок елок,
То в окошко погляжу
То на лавке посижу
Позову-ка я ребят на посиделки.
Эй, девчонки веселушки
Озорные хохотушки
Эй, ребята молодцы
Озорные удальцы
Приходите поплясать
Долгий вечер скоротать
Ясный месяц им в пути
Всю дорожку освяти.
Звучит песня русская народная песня "У нас нынче суботея " (дети вбегают в зал, образуют круг и исполняют песню вместе с хозяюшкой).
Хозяюшка:
Мои гости дорогие
Здравствуйте мои родные
(кланяется)
Гость на двор – хозяину радость
Кого почитают – того и величают
Красному гостю – красное место
Будьте, как дома присаживайтесь
(дети проходят, садятся на скамейки)
Ведущая:
Благодарим хозяюшка, что в гости позвала
В избу твою жаркую мы пришли с подарками.
(двое мальчиков вносят сундучок с подарками)
Хозяюшке дарят платок, а хозяину валенки. Хозяева благодарят за подарки.
1 – ребенок:
Собрались, мы позабавится, да потешиться,
Пошутить поиграть, песни петь да плясать.
2 – ребенок:
Каблучками я стучу, пляску русскую хочу,
Пляска русская моя, замечательная.
Хозяюшка:
Смех вам, да веселье!
(Исполняется пляска " Калинка")
Хозяюшка: Ребята, а какой у нас сейчас месяц?
Дети : Февраль!
Хозяюшка: Без примет ходу нет. Народом сложены пословицы и поговорки, буквально о каждом времени года, о каждом месяце.
Ведущая : А, мы с ребятами знаем много примет о феврале!
1. Февраль рог зиме сшибает
2. Февраль три часа прибавит.
3 .Вьюги да метели под февраль полетели.
4. Февраль лютый спрашивает – как обутый?
5. Февраль богат снегом, апрель водой.
6. Февраль силен метелью, март капелью.
Хозяюшка : Ну, ребята, молодцы! А как февраль в народе зовут, знаете?
Дети : Снеженем, Лютенем, Бокогреем, Вьюговеем.
Хозяюшка:
Вьюги там и тут метут
Песни звонкие поют,
Троики резвые бегут,
Февраль свадебным зовут.
Ведущая: А в нашей то Ольховке случай был, вы не слыхали?
Дети: Слыхали, слыхали!!
(Инсценируется песня " Во деревне то было в Ольховке").
Хозяюшка обращается к Андреяшке с Парашкой: - " А вы оставайтесь в горнице нашей, здесь чаю попьем, потом и попляшем".
(В зале гаснет свет, освящается сцена. Звучит сказочная музыка).
Сцена вторая . "Логово Бабы-Яги"
Баба-Яга: Ах, ты мой родненький, ах, ты мой яхонтовый. День, то сегодня какой! Аменины ведь у тебя. Ой, ты мой смышлененький. Такой я тебе праздник устрою, пир на весь мир. Гостей созовем со всех волостей. А, ты сладенький пойди к людям чай они и забыли что сегодня День Кудесы, день твоих аменин, а я на стол приготовлю.
Кузя: Хорошо бабусенька, хорошо ягусенька. На метлу твою вскачу, к людям быстро прилечу.
(В зале зажигается свет, занавес закрывается).
Сцена третья.
Хозяюшка:
Что же, что же вы притихли
Почему не веселы,
Ваших песен не слыхать,
Головы повесели.
Выходят матрешки, исполняется песня " Матрешки" музыка Ю.Слонова.
Хозяюшка: Ай да матрешки, ай да молодцы, чем же мне вас порадовать?
Ох, возьму я чугунок
Да поставлю на шесток
Печка русская топись
В чугунке кисель варись.
Пока кисель вариться
Пусть в горнице будет песня литься.
(Исполняется русская народная песня " Во горнице воновой")
Хозяюшка:
Что за чудо вот дела
Кисель, я точно завела
Поставила я на шесток,
Куда же делся мой горшок.
(Чугунок исчезает с места, пока обращается к детям чугунок опять появляется. И так два раза).
Дети, а вы не видели
Дети : Видели, видели, вот он!
Хозяюшка: И, правда, вот он. Видно померешелось мне, ой, ой, ой, опять пропал.
Ведущая: Да что с тобой, вот же он, стоит, как стоял.
Хозяюшка: Ох, и уморилась я
Звучи песенка моя.
(Исполняется песня " Я на горку шла")
Сцена четвертая .
(В зале гаснет свет, освящается сцена).
Баба-Яга: Ах, ты умненький, мой хвалю, хвалю. Видела, видела. И где же это ты таким премудростям научился. И в кого ты такой смышлененький. Только что-то ты не весел, что-то голову повесил.
Кузя: Ох, и весело у них. И пляшут и поют, угощенья готовят.
Баба-Яга: А это чем тебе не угощенье??
На первое суп соитие, на холодной воде.
Крупинка за крупинкой, гоняются с дубинкой.
На второе пирог – начинка из лягушачьих ног.
С луком, с перцем, да с собачьем сердцем.
На третье значит, сладкое,
Да сказать по правде, такое гадкое:
Не то желе, не то вроде торту,
Только меня за него послали к черту!
Кузя: Да не хочу я твоего угощения. Ты петь как они не могёш!!
Баба-Яга:
Нечто я да не смогу
При моем да при уму,
Чай не лаптем щи хлебаю,
Соображаю что к чему.
Пропоем с тобой частушки, да-а-а! –
Петь, конечно, буду я,
Ты не сможешь, так как я!
(Исполняются частушки Бабы – Яги.)
Кузя:
Слушай бабка,хватит петь,
Не могу больше терпеть.
От твоих частушек уши
Завернулись словно груши.
Лучше к людям, я пойду
И ребят повеселю.
Баба-яга: Кузенька, не пугай ты меня! Не уходи яхонтовый мой. Чего у чужих то делать тебе? Так и быть крендельков напеку, киселя наварю!
Кузя: Не хочу твоих крендельков из сушеной травы, хочу из пшеничной муки, да чтоб сахарком были посыпаны. И вообще я играть хочу!
(Кузя уходит).
Баба-Яга: Не пущу! Вернись домой! Ну, да ладно! Раз отомщу, два сильно отмщу!
Исполняются страданья Бабы-Яги. В зале зажигается свет, сцена закрывается .
Сцена пятая . Хозяюшка заходит, приносит валенки .
Хозяюшка:
Ох, на улице мороз,
Заморозил щеки, нос
Надо валенки надеть
Свои ноженьки погреть.
Выходят девочки.
Мы девчонки маленьки
У нас красивы валенки
Наденем их на ножки
И спляшем на дорожке.
Исполняется танец "Валенки "
Хозяюшка: Сразу теплее стало, вот я дров сейчас подкину, еще теплее станет.
(Подкладывает поленья в печь, а поленья вылетают обратно)
Это что за чудеса такие сегодня творятся! ТО чугунок пропадает, то поленья сами из печи выскакивают.
Ведущая: Это наверно домовой с нами заигрывает!?
Хозяюшка: Как же я могла забыть! День то сегодня какой особенный1 День Кудесы! Именины у всех домовых!
(Хозяюшка стучит кочергой по печи )
Кузя: Ой, ой!
Хозяюшка: И, правда, домовой. Ну что же ты там сидишь, выходи !
Кузя: Я боюсь .
Хозяюшка: Не бойся, мы тебя не обидим.
(Кузя вылезает из печи, весь чумазый .)
Хозяюшка: Какой ты чумазенький, славненький. Надо бы тебя отмыть, да на лавку посадить.
Кузя: Разве вы не знаете, что у меня сегодня аменины?
Хозяюшка: Ой, забыли Кузенька, ой, забыли сладенький, но ты на нас не обижайся. Ребята принесли целый сундук подарков, там и для тебя чего ни будь, найдется, а пока вот возьми плюшечку с молочком.
Кузя : Подарки я люблю, ну давай скорее дарите!
(Ведущая открывает сундук и достает рубаху и показывает Кузе).
Ведущая: вот посмотри, какую рубаху мы с ребятами для тебя приготовили.
Кузя: Красивая то какая, ну одевайте же скорее .
(Надевает рубаху, красуется перед зеркалом).
Ребенок:
Шалуны балуны,
Выбегайте со двора,
Становитесь играть
Зарю - Зарницу выбирать.
Проводится игра Заря-Зарница.
Ведущая: Долгими зимними вечерами, не только пели, плясали, но и очень много трудились. И мы с ребятами знаем много пословиц и поговорок о труде.
(Дети рассказывают пословицы и поговорки о труде)
Хозяюшка: Красоту природы и всю красоту нашей Руси люди воплощали в народно-прикладном искусстве. Так появились расписные прялки, посуда, самовары, подносы, а для маленьких делали яркие красочные игрушки. А вы что ни будь, знаете об этом?
Ведущий :
Эй, девчонки хохотушки,
Запеваете-ка частушки,
В них звучит пускай сама,
Золотая хохлома.
(Дети исполняют "Частушки")
Чтоб вокруг все зазвенело
Затрещало, запищало
Чтоб темно в деревне стало.
Хозяюшка: Что такое? Чудеса еще не закончились? Почему же так темно на улице стало.
Кузя: Это все проделки Бабы-Яги, она на меня осерчала за то, что я к вам убежал. Вот она месяц и украла.
Хозяюшка:
Ну, ничего, горю я могу помочь
В руки ложки вы возьмите,
Бубенцами зазвените,
Будем месяц вызволять,
Будет месяц вновь сиять.
(Дети исполняют оркестр "Светят месяц" р.н.м. в инструментальной обработке)
Появляется месяц из-за ширмы.
Месяц:
Вы ребята молодцы
Так играли в бубенцы
Что появился я опять,
Вам дорогу освещать
Появляется Баба-Яга, Кузя прячется.
Баба-Яга : Ну, что радуетесь, веселитесь, не прошли мои проделки. А у Бабуленьки почитай с Рождества во рту крошечки не было.
А вы Кузеньку моего не видели?
Дети: Нет, не видели?
Баба-Яга : Ой, пропал мой яхонтовый, беда, беда, мне. Что я без него делать теперь буду? Ой. Волки наверно его съели.
Плачет. Хозяюшка и ведущая успокаивают её.
Ведущая: Ну, хорошо, горю, мы твоему поможем. Только обещай, что обижать его не будешь. Да кормить повкуснее будешь, а то он у тебя вон какой худенький .
Появляется Кузя.
Баба-Яга : Ой, ты мой яхонтовый, да нарядный то какой.
Кузя : Это ребята мне подарили.
Баба-Яга: Ну ладно пойдем дел у нас очень много.
Кузя : Не хочу, не хочу мне здесь очень хорошо, весело.
Баба-Яга: Хорошо конечно, а про меня старую совсем забыли, вон вы все, какие нарядные, а я то ужо, поди, как сто лет последнею обнову справила. Я смотрю, не кого не обидели.
Ведущая: И тебе подарок найдется, вот посмотри .
Дарят платок Бабе-Яге.
А, как наши девочки хоровод умеют водить с платками, хочешь посмотреть?
Баба-Яга : Конечно, хочу!
Хозяюшка: Тогда оставайтесь с нами!
Кузя : Бабулечка давай останемся?
Баба-Яга : Ну да ладно, так и быть останемся!
Девочки исполняют " Хоровод с платками" под песню "Оренбургский платок".
Баба-Яга : Я гляжу, вы все умеете, а играть то вы можете ?
Проводится игра " Баба-Яга костяная нога"
Баба-Яга:
Ох, и устала я
Эх, сяду рядышком на лавке
Вместе с вами посижу
Загадаю вам загадки
Кто смышленей погляжу.
Загадывает загадки
Молодцы ребята, смышлененькие, за это вам мой подарок.
Дети с другой группы исполняют танец "Гжель "
Хозяюшка: Лучше нет радости, для ребят, чем сладости.
Ребенок:
Эй, ребята ложкари,
Ложки поскорей бери,
Разбирайте, поспешите
Пляску с ложками начните.
Исполняется танец "Кадриль "
Хозяюшка : Играми да плясками сыт, не будешь. Славится русский народ гостеприимством и угощеньем. Чем же гости вас угостить?
Разведу-ка я блинков.
Вытаскивает кастрюлю
Баба-Яга : Да разве этого на всех хватит? Мало, мало!!
Хозяйка берет кастрюлю побольше.
Все: Мало, мало!!
Кузя и баба-Яга выносят очень большую кастрюлю, в ней сидит ребенок (тесто), он появляется из кастрюли и говорит:
Тесто: Я тесто душистое, мягкое пушистое. Чтоб, блинов испечь вы сначала меня поймайте! (убегает, Кузя и Баба-Яга ловят его).
Исполняется песня " Ой блины мои блины вы блиночки мои "
Баба-Яга вносит на подносе блины и раздает всем гостям.
Хозяюшка:
У праздника есть начало,
У праздника есть конец.
Кто с нами играл и смеялся
Весь вечер тот был молодец
В деревне уж гасятся свечи
На небе сверкает вновь месяц
И звезды опять зажигаются
И сказка для всех продолжается
Загадаем все желания,
Чтобы легче стало расставание .
Все вместе:
Чтобы счастье и веселье
Были в доме круглый год
Чтоб гостей невпроворот .
Идея праздника : Воспитывать любовь к традициям и фольклору русского народа. Закреплять знания народных примет, поговорок, пословиц. Знакомить с народно-прикладным искусством, через художественное слово и песенный фольклор. Приобщать детей к чувству веселья и радости.
Предварительная работа:
Перед праздником проводятся занятия и беседы о народных промыслах, традициях. Разучиваются пословицы поговорки, стихи, песни, танцы.
Оформление:
Зал оформлен в стиле русской избы. На сцене оформлено логово Бабы Яги.
Действующие лица:
Ведущая,
Хозяюшка,
Хозяин, взрослые
Баба Яга,
Кузя,
Месяц.
Тесто – ребенок.