Екатерина Нечаева
Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Известно, что всё начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку, радуется ему – это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательно активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Возраст 5 - 6 лет имеет решающее значение для морального развития детей. Он является особо чувствительным. Одновременно он весьма благоприятен для формирования морального облика, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни ребёнка. То, как будет протекать моральное развитие в этот период, во многом определяет последующее моральное становление человека.
Этикет – очень близкая и очень важная часть общечеловеческой культуры, нравственной морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной. Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого, связана с правилами этикета, и от того насколько правильно себя ведет, зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми, успешность его деятельности. Нравственное воспитание рассматривается, как одно из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей. Старший дошкольный возраст – это тот возраст, когда у детей формируется гибкое отношение к выполнению правил этикета, стремления понять их. Ребенок собственным трудом ума, сердца, духа удовлетворяет свои желания и развивает свои способности.
Цель: Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений, учить детей правильному построению предложения.
Задачи:
Формировать у детей представление о этикете.
Формировать у детей навыки вежливости.
Учить детей самостоятельно выбирать модель поведения в зависимости от ситуации.
Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений.
Учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих.
Учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять.
Знакомить с правилами этикета.
В процессе работы у детей формируются и расширяются представление о этикете, о соблюдении его, воспитываются положительные качества. Повышать культуру межличностных отношений, взаимодействия детей в группе и семье, общую социальную зрелость детей, снижать агрессивность.
В процессе поиска дети совместно с родителями приобретают информационные навыки: учатся анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы.
Группа: Старший дошкольный возраст 5-6 лет.
Приблизительная продолжительность - 9 месяцев.
Ожидаемые результаты
Воспитание нравственных и эстетических чувств
Привить детям потребность выполнять правила этикета, поведения, культуры общения.
Развитие личности ребенка, умение продуктивно взаимодействовать с другими людьми
Снижение агрессивности
После воспитанники смогут:
Применять имеющие знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Уметь общаться, обмениваться идеями.
Уважать старших
Материалы и ресурсы.
Технологии и оборудование:
Компьютер, магнитофон, принтер, сканер, мультимедио, фотооппарат.
Технологии и программное обеспечение:
Программы обработки информации и изображений.
Электронные книги, энциклопедии.
Разделение функций участников
Воспитатели и Учитель-логопед:
Разработка досугов, развлечений, этических бесед.
Подбор детской литературы
Разучивание стихов, пословиц, поговорок.
Рисование рисунков.
Развлечение, досуг на тему «Этикет»
Игры, викторины.
Закрепление правил хорошего тона
Родители (законные представители)
Помощь в оформлении альбомов.
Участие в фотовыставке.
Беседы о правилах культурного поведения в детском саду и дома.
Участие в родительском собрании, в развлечении.
I этап – подготовительный
Знакомство с литературой и Интернет ресурсами по данной теме.
Создание перспективного плана работы.
Занятие «Что такое этикет?» - дать детям понятие слова «Этикет», рассказать детям, какие бывают виды этикета (придворный, дипломатический, воинский, общегражданский).
Беседа «История этикета»
Игра «Приятного аппетита»
Игра «Наш помощник - этикет»
Игру «Путешествие»
Игра «Волшебные слова»
Беседа «Каким я хочу быть» - Учить детей избавляться от своих недостатков.
Игра «Давайте познакомимся».
Беседа «Кто такой вежливый человек»
Игры: «Утреннее приветствие», «Поздравления и пожелания», «Вежливая просьба».
Игра: «В стране вежливых слов»
II этап – творческий
Слушанье стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»
Заучивание пословиц о дружбе, честности.
Подбор рисунков на выставку.
Просмотр серии мультфильмов «Уроки Тётушки Совы- Уроки хорошего поведения», «Уроки Тётушки Совы- Уроки этикета», «Уроки Тётушки Совы- Уроки доброты», - закрепить правила поведения в общественных местах, закрепить свои знания, умения доброжелательно общаться друг с другом.
Рисование «Нарисуй настроение», «Цветные страницы» - через рисунок передавать свое настроение, эмоции, впечатления.
Пение логопедических распевок.
Игра приветствие.
III этап - заключительный
Игры «Кто больше знает вежливых слов», «Доброе утро».
Рисование «Волшебный цветик – семи цветик»
Занятие - развлечение «В королевстве кривых зеркал»
Игры – инсценировки «Телефонный разговор», «Невоспитанный Незнайка», «Пойдём и поищем волшебное слово», «Наша дружная семья»
Стенгазета «Этикет»
Индивидуальные консультации для родителей.
Литература:
«Азбука общения» Л. М. Щиплицина, О. В. Защиринская
«Детский этикет» О. В. Корчинова.
«Уроки этикета и вежливости для детей» Е. Черенкова.
«Этикет от А до Я» Н. В. Чудакова.
«Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками» С. О. Николаева.
«Новые правила поведения для воспитанных детей» Г. П. Шалаева, О. М. Журавлёва.
«Это Вам родители» А. О. Пинт
«Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» С. В. Петерина
«Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Н. Мулько и т. д.
Задачи:
- Повторить и закрепить знания детей об этикете.
- Учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях.
- Воспитывать культуру общения и культуру поведения.
- Вспомнить правила поведения в детском саду.
Пособия: Кружки: красные и зелёные по количеству детей, ромашка, веера, перчатки, атрибуты для приветствий.
Ход занятия
Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей.
Поздоровайтесь с ними.
Ребёнок.
Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особенного тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте»,
больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Воспитатель: Что мы говорим этим словом?
Дети: Желаем здоровья, веселья, счастья.
Ребёнок.
Здравствуйте! –
Ты скажешь человеку.
_ Здравствуйте, -
Улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
Воспитатель: Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклонялся от приветствия или не отвечал на него.
Приветствие – это одно из самых важных правил этикета.
А что же такое «Этикет» и откуда он пошёл нам расскажут Начтя, Владик, Марина и Илья.
- Этикет – это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.
- В русском языке есть слово «Вежливость». Вежливым называют человека знающего правила поведения и главное – выполняющего эти правила.
- Этикет – это французское слово.
На одном из пышных приёмов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. - На французском языке карточка называется «этикетка» - отсюда и пошло слово «Этикет». Со временем правила поведения изменились, но многие неизменны с глубокой древности.
Воспитатель. Мы с вами тоже посылали нашим гостям этикетки - пригласительные билеты. Показать. Что мы писали в них?
Дети. Адрес, время, дату и кому адресовано приглашение.
Воспитатель. Мы с вами знаем, что правил этикета очень много. Давайте соберём эти правила в один цветок. (В детском саду, в транспорте, дома, в гостях, в театре, на улице, в поликлинике, в музее, в школе, на природе, в магазине).
Воспитатель. Молодцы. Вы справились с заданием. Наш этикет собрал все свои правила.
Сегодня мы остановимся на этикете в детском саду.
Вставайте в круг. Наше солнышко хочет с нами поиграть. Слушайте друг друга внимательно, старайтесь не повторяться.
По утрам просыпайся вовремя, в детском саду не плачь о маме, во всём слушайся воспитателя, сначала подумай, потом сделай, если что-то болит, скажи воспитателю, не прячься от воспитателя, береги игрушки, на прогулке не пачкайся, не ходи в мокрой одежде, старайся выглядеть опрятно, перед едой мой руки с мылом. Учись пользоваться столовыми приборами, умей есть аккуратно, не привередничай, ешь всё что дают, помогай нянечке накрывать и убирать посуду, умей играть самостоятельно, не стесняйся участвовать в мероприятиях. Ни кого не обижай, после туалета обязательно помой руки, учись ладить с ребятами. Сам убирай свою постель, спи во время тихого часа, выспался – полежи спокойно, собираясь на прогулку, одевайся побыстрее, не бери в рот грязные предметы. Если промочил обувь, поставь её сушить, не пачкайся на прогулке.
О некоторых очень важных правилах ребята хотят прочитать стихотворения.
- Не уходи из детского сада один,
- Уходя домой, отпросись у воспитателя,
- Не уходи с незнакомцами.
Не уходи из детского сада один, дождись родителей.
Кирилл Росляков, Кристина Нестерова.
Зайчик мамы не дождался
И домой засобирался:
- Мне совсем недалеко,
Добегу один легко!Тётя утка не пускает,
Зайцу строго объясняет:
- Никогда, прошу, друг мой,
Не ходи один домой!Лучше маму подожди,
Только с мамой уходи!
Уходя домой, отпросись у воспитателя.
Полина Елисеева.
Вот и вечер на подходе.
За зверюшками приходят
Мамы, папы, дяди, тёти,
Вы сейчас домой пойдёте.Воспитатель должен знать:
Вас пришли уже забрать?
Сообщили? Хорошо.
До свиданья! День прошёл.
Не уходи из детского сада с незнакомцем.
Вика Батова, Иван Оралов.
Случай такой был у нас, говорят:
Волк за Козлёнком пришёл в детский сад.
Козлика вызвал, сказал: - Не грусти,
Мама просила тебя привести.
Ну не задерживай, Козлик, пойдём
К братьям козлятам
В ваш маленький дом.Но не случилась большая беда,
Козлик ему не поверил тогда.
Взрослых позвал на подмогу скорей,
Сразу сбежал из детсада злодей!Нельзя уходить из детсада с чужими!
Лишь со знакомыми, лишь со своими!
Музыкальная пауза.
Воспитатель: Вы сегодня назвали много разных правил этикета. Но об одном забыли. Выходит девочка в бальном платье, читает стихотворение:
Пропали перчатки.
И веер пропал!
Ну, как же теперь
Мне явиться на бал?
Ведь я нарушать этикет не могу!
Воспитатель. Приходить дамам на бал без перчаток и веера, считалось верхом неприличия.
Выходит мальчик.
Не плачь. Я тебе помогу.
Вот веер, а вот и перчатки подстать.
И можно теперь нам
Пойти танцевать.
Кавалеры приглашайте дам на танец.
Воспитатель: Продолжаем наше занятие.
Вы все давно ходите в детский сад. У каждого из вас есть друзья с которыми вы дружите. А у дружбы тоже есть правила, которые надо знать и выполнять.
Я буду называть вам ситуации, а вы молча показывать красный или зелёный кружок. Красный означает, что вы не согласны с моим утверждением, а зелёный – что вы согласны с ним.
- Никогда не делись игрушкой с другом.
- Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается.
- Не старайся всегда быть первым.
- Злись и завидуй, когда проигрываешь.
- Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно.
- Никогда не уступай, спорь по пустякам.
- Зазнавайся, если что-то умеешь делать лучше других.
- Умей принять помощь, совет и замечание друга.
- Если друг попал в беду, не помогай ему.
- Решай споры словами, а не кулаками.
Вы справились с заданием. И поэтому я думаю что вы умеете дружить.
Воспитатель. Мы поговорили о многих правилах этикета. А сейчас давайте вспомним, как приветствуют друг друга в разных странах мира.
- Китаец в прежние времена, встречая друг друга, пожимал руку себе самому.
- Латиноамериканцы обнимаются.
- Французы целуют друг друга в щёку.
- Поляк при встрече обязательно поцелует руку даме.
- Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине.
- Самоанцы обнюхивают друг друга.
- Японец, здороваясь, соединит ладони рук и поклонится.
- Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки.
- В старину великосветские дамы приседали в глубоком реверансе – это знак смирения.
- Мушкетёры при встрече помахивали шляпами
- Военные поднимают руку к головному убору.
Приветствовать друг друга можно по разному, но что самое главное в приветствии? – улыбка. Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Улыбка длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда. Она создаёт в доме счастье, порождает атмосферу доброжелательности. Улыбайтесь друг другу чаще!
Воспитатель. Сегодня мы узнали много интересного.
И хочется закончить наше занятие вот таким стихотворением.
Люби детский сад – твой второй дом.
Детки в садике живут,
Здесь играют и поют.
Здесь друзей себе находят,
На прогулку с ними ходят,Вместе спорят и мечтают,
Незаметно подрастают.
Детский сад – второй ваш дом,
Как тепло, уютно в нём!Вы его любите, дети.
Самый добрый дом на свете.
Воспитатель. Ваши мамы и папы хотят, чтобы вы выросли вежливыми, культурными и воспитанными.
Воспитанный человек умеет сочувствовать, всегда поможет слабому, никогда не будет смеяться над бедой другого, а если пообещает, то обязательно сдержит своё слово.
Всему этому нужно учиться каждый день, и тогда ваши родители и мы будем вами гордиться.
Цель: Формировать у детей представление об этикете. Формировать у детей навыки вежливости. Учить детей самостоятельно выбирать модель поведения в зависимости от ситуации. Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений. Учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих. Учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять. Знакомить с правилами этикета. Повышать уровень коммуникативной компетентности детей.
Задачи: Формировать навыки этического поведения; развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам; закреплять знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях; воспитывать уважение к окружающим людям.
Пути реализации проекта:
1. Изучение методической литературы по теме.
2. Составление перспективного плана проектной деятельности.
3. Создание атмосферы общей культуры и красоты в группе.
4. Совершенствование необходимой материально-технической базы и развивающей предметной среды (оборудование центра этикета в группе (сервировка стола в игровой зоне); фотоматериалы, дидактические игры; подборка художественной литературы; сюжетно-ролевые игры, дидактические игры; конспекты занятий).
5. Работа с родителями (консультации для родителей; подготовка пособий и совместная работа родителей с детьми).
Этапы овладения детьми правилами этикета:
1. Знакомство с правилами этикета, закрепление и расширение имеющихся знаний (беседы, тематические занятия, чтение художественной литературы).
2. Закрепление знаний через совместную деятельность (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседы, тематические занятия, досуги и развлечения, обыгрывание ситуаций, игры-драматизации,викторины)
3. Самостоятельное выполнение правил этикета в соответствии с конкретной ситуацией.
В процессе работы над проектом у детей формируются и расширяются представление об этикете, о соблюдении его, воспитываются положительные качества.
Необходимо повышать культуру межличностных отношений, взаимодействия детей в группе и семье, общую социальную зрелость детей, снижать агрессивность.
Познавательное развитие: задача – воспитание гуманных чувст и положительных взаимоотношений, этических представлений, расширить кругозор и знание детей.
Ребёнок и окружающий мир: Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни, воспитывать уважение к старшим.
Развитие речи: Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений, учить детей правильному построению предложения.
Изодеятельность: Развитие образного эстетического восприятия, формирование представления о взаимосвязи этикета и эстетики.
Ожидаемый результат:
Воспитание нравственных и эстетических качеств; привить детям потребность выполнять правила этикета, поведения, культуры общения; развитие личности ребенка, умения продуктивно взаимодействовать с другими людьми; снижение агрессивности; овладение детьми старшего дошкольного возраста разными формами и способами культурного поведения, умение применять их в различных жизненных ситуациях.
После завершения проекта воспитанники смогут: Применять имеющие знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях. Общаться с окружающими людьми в соответствии с правилами этикета. Уважать старших.
Перед началом работы над проектом проводилось родительское собрание, основным разделом которого является представление воспитателем краткой информации о проектном методе воспитания и обучения, о целостности его применения.«Самый лучший способ привить хорошие манеры – постоянно показывать пример»
I этап – подготовительный
Беседа «Что такое этикет и зачем он нужен?» - дать детям понятие слова « Этикет», рассказать детям, какие бывают виды этикета (придворный, дипломатический, воинский, общегражданский).
Беседы: «История этикета», «Человек в коллективе», «Посмотрим на себя со стороны»,«Вас пригласили в гости».
Игра «Приятного аппетита» Занятие «Путешествие в страну этикета» Игра «Волшебные слова»
Чтение книги:Галина Шалаева "Урок вежливости", Настольная игра «Что такое хорошо и что такое плохо» Игры: «Утреннее приветствие», «Поздравления и пожелания», «Вежливая просьба».
Этические беседы: «Уроки вежливости», пословицы « О дружбе»
Чтение произведений В.Осеевой «Просто старушка», «Волшебное слово», «Что легче», «До первого дождя», «Почему», С.Я. Маршака « Ежели вы вежливы»,а так же: "Этикет для маленьких леди и джентльменов","Азбука хорошего поведения в стихах"А.Усачёва,"Что делать,если...",В.Дмитриева "1000 уроков этикета",Н.Мигунова "Правила поведения для малышей", "Правила поведения для воспитанных детей",Г.Шалаева "Школа вежливости для маленьких хозяев",Хрестоматия"Что такое хорошо и что такое плохо",Детская энциклопедия серии "Я познаю мир" "Этикет во все времена".
Беседа: «В стране вежливых слов»
II этап – творческий
Слушанье стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» Чтение пословиц о дружбе, честности.
Сюжетно-ролевые игры: «В гостях»,«Театр», «В общественном транспорте» - закрепить правила поведения в общественных местах, закрепить свои знания, умения доброжелательно общаться друг с другом. Дидактические игры: - «Кто знает больше вежливых слов», - «Телефонный разговор». Дидактические игры: «Гости», «Правильно или нет» (ситуации по картинкам), «Чтобы гости не скучали»
Беседы: «Какое доброе дело я сделал? », «В мире вежливых слов», «Мы идем в гости», «Правила поведения в общественном транспорте», «За столом», «Мы любим делиться».
Рисование « Нарисуй настроение», - через рисунок передавать свое настроение, эмоции, впечатления.
Пение песни «От улыбки станет всем светлей» прослушивание песен: «Если добрый ты», «Дорогою добра»
Игра приветствие «Нам здороваться не лень»
III этап заключительный:
Игры «Кто больше знает вежливых слов», «Доброе утро».
Рисование «Волшебный цветик – семи цветик»
Дидактические игры: «Телефонный разговор», « Невоспитанный человек», «Поищем волшебное слово», «Наша дружная семья»
Родительское собрание «Азы воспитания» (делимся опытом) – формирование норм культуры поведения ребёнка, доброжелательности, честности, правдивости, воспитании культуры общения.
Консультации для родителей « Формирование культуры поведения за столом» , «Едем в общественном транспорте», «Культура поведения на природе»
Итоговое: досуг «О добре и этикете"
Литература: «Азбука общения» Л.М. Щиплицина, О.В.Защиринская «Детский этикет» О.В.Корчинова. «Уроки этикета и вежливости для детей» Е.Черенкова. «Этикет от А до Я» Н.В.Чудакова. «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками» С.О.Николаева. «Новые правила поведения для воспитанных детей» Г.П.Шалаева, О.М.Журавлёва. «Это Вам родители» А.О.Пинт «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» С.В.Петерина «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Н. Мулько
Загадки про этикет
Очень в школу я спешил,
Поздороваться забыл:
С другом лучшим и с соседом,
С Марь Ивановной в беседе.
Обидные последствия,
Коль не сказал... (приветствия)
Когда собрался уходить,
Ты должен вежлив быть.
Слова «пока» и «до свидания»-
То слова... (прощания)
Если буду я не прав,
То сразу, без сомнения,
Я попрошу прощения
Словами... (извинения)
Я «спасибо» говорю,
Значит, я... (благодарю)
Я здороваюсь со всеми,
«До свиданья» говорю,
Если нужно - извиненье,
Нужно - поблагодарю.
Знаю я, что не невежа
Я, напротив, очень... (вежлив)
Правила этикета в детском саду в стихах
По утрам просыпайся вовремя,чтобы не опоздать в детский сад.
Не охота по утрам просыпаться малышам.
Но порядок - есть порядок…
Просыпаться все же надо!
Маме нервы не мотай, улыбнись ей и вставай.
Не ворчи и не кричи – лучше в ванну поспеши.
Обязательно умойся, хорошенько причешись,
Не забудь почистить зубки и одеться не ленись!
За собой заправь постель –
И в детсад беги скорей.
В детском саду не плачь о маме.
Поздоровайся с друзьями, с воспитателем и няней.
Маму тихо отпусти – на работу ей идти!
Очень быстро день пройдет, -
Мама за тобой придет.
Во всем слушайся воспитателя.
Должен ты запомнить, кроха,
В группе вас детишек много…
Воспитателя жалей –
Он один на всех детей!
Постарайся его слушать,
Без приказа спи и кушай.
Не груби ему в ответ –
Старше он на много лет!
Помогай друзьям мириться.
Не дерись, не обзывайся,
Сам мирить ребят пытайся.
Слабых ты не обижай
И в обиду не давай!
Береги игрушки.
Ты игрушки не ломай и на место собирай!
Думай: чем играть другим?
Ты не должен быть таким!
Старайся выглядеть опрятно.
За столом будь аккуратным –
можно ведь запачкать платье…
Мой почаще с мылом руки,
грязь не вытирай об брюки.
Не забудь напомнить маме,
чтобы был платок в кармане.
Будь опрятным, будь красивым, чтобы все тебя любили!
Перед едой мой руки с мылом.
Перед тем, как сесть за стол, руки ты свои помой.
Это нужно для того, чтобы не болел живот!
Не балуйся за столом.
«Когда я ем – я глух и нем» -
запомни правило простое!
Своих друзей не отвлекай,
оставь на время их в покое.
Ешь аккуратно, не спеша, -
должна тарелка быть пустая!
Поел, попил – иди гулять.
Свободен ты, довольна няня…
Не стесняйся участвовать в мероприятиях.
Будь активным и веселым –
это пригодится в школе.
Постарайся не бояться,
не дрожать, не отпираться
Разучить с друзьями вместе
к празднику стишки и песни!
Учись сам убирать свою постель.
После сна заправь постель,
даже если очень лень!
Няню ты не дожидайся,
сам заправить попытайся.
Покажи пример другим,
помоги сложить и им!
Спи во время тихого часа.
Нужно всем ребятам знать,
что полезно днем поспать!
Будешь радостным, веселым,
будешь сильным и здоровым!
Выспался – спокойно жди подъема.
Если спать не хочешь ты –
лежи тихо, не шуми!
Постарайся не мешать
другим детям отдыхать!
Не уходи из детского сада один, дождись родителей.
Никогда не уходи из детсадика один!
Этим ты расстроишь маму, воспитателя и няню.
Сам ты можешь потеряться и до дому не добраться!
Не уходи из детского сада с незнакомыми людьми.
Помни правило одно: никогда и ни за что
С посторонними людьми никуда не уходи!
Люди всякие бывают! -
Деток бьют и обижают…
Заветные слова
И в Нью-Йорке, и в Париже,
И на Кубе, и поближе.
И у русских, у эстонцев,
У французов и японцев
Есть заветные слова.
Знать должна их детвора!
Все народы на планете -
Дяди, тети, даже дети,
Просыпаясь ранним утром,
Произносят: - С добрым утром!
Говорят кому-то либо:
Добрый день, привет, спасибо,
Благодарствую, простите,
До свиданья, извините.
Эти главные слова
Повторяются всегда:
Днем и вечером, в квартире,
На работе, в магазине,
И в трамвае, и в метро,
И в театре, и в кино.
Почему в любой стране,
На Чукотке и в Москве
Эти главные слова
Повторяют все с утра?
Это вежливое слово
Ключ к душе, друзья, любого:
К маме, папе, брату, деду,
К однокласснику, соседу,
К старшим, младшим и друзьям,
К иностранцам тут и там.
Добрым словом сможешь ты
Избежать любой вражды,
Мир узнать и помириться,
С новым другом подружиться.
Если ты не прав – Простите!
Вдруг толкнул – Ой, извините.
Друг приветствует, в ответ
Отвечай ему: - Привет!
Если кто-то что-то дарит
Говори: - Я благодарен,
За подарок вам спасибо:
Очень кстати, очень мило!
Если нужно в дом войти,
Постучись, затем спроси
: - Извините, можно к вам
На два слова по делам?
Получается, друзья,
Что заветные слова
Знать должны на всей планете
Дяди, тети и их дети.
Как вести себя в гостях
Мама Кенга крошку Ру,
Из семейства кенгуру,
Отправляет в гости к тете,
С ней коллеги по работе.
А у тети кенгуренок
Ещё маленький ребёнок.
Учит сына этикету: -
Помни, Ру, что часто дети
Любят хвастать и болтать,
Ум другим свой показать.
Не забудь, что ты в гостях,
Это, вроде бы, пустяк.
Но у тети есть ребенок,
Только вышел из пелёнок.
Все, что скажешь, в тот же час
Он научится от нас.
Вот поэтому следи
Ты за речью.
Не спеши,
И не бегай, не кричи,
И не лезь куда не надо,
Если нет там взрослых рядом.
С малышом в углу играй,
Взрослых с ним не обсуждай.
Расскажи ребёнку сказку,
Порисуйте с ним раскраску,
И стишки с ним сочини,
Любят игры малыши.
Поиграйте пол - часа,
А потом за стол пора.
Тётя станет угощать,
И за стол вас приглашать.
Не забудь, перед едой
Лапки моют под водой.
Ты возьми и малыша
И умойтесь не спеша.
Лапки на стол не кладите,
И тихонечко сидите.
Замолчите, надо знать
За едой нельзя болтать.
Правой лапкой нож берите,
Левой – вилку, не спешите.
И не чавкай, не сопи,
За собой всегда следи.
Перебил советы Ру:
Больше слушать не могу,
Я устал от наставлений.
Неужели во Вселенной
Все ведут себя вот так.
Сбегать в гости – фу, пустяк!
Быстро к тете он собрался,
Прыг да скок и вот добрался
Он до тети.
В дом стучит
И с порога всем кричит:
О, привет, а вот и я,
Приглашали вы меня?
Приглашали, проходите,
Осторожно, не спешите.
Наш малыш вон там – в углу,
Проходите, крошка Ру.
Непослушный кенгуренок,
Словно маленький ребёнок,
Позабыл все наставленья
И устроил представленье:
С малышом он стал скакать,
Петь, и прыгать, и плясать.
Вопрошает тихо тетя:
А вам кушать неохота?
Что ж, пора и пообедать,
Мы устали вместе бегать.
Подбежал малыш к столу:
Я от голода умру.
Стали детки все съедать,
Этикета - не видать.
Тетя хмурится:
Вы не свиньи – кенгурята.
Стыдно так вот поступать,
Этикет пора уж знать.
Стыдно стало кенгуренку,
Непослушному ребёнку.
Вспомнил мамины советы:
Извините, тетя.Дети
Забывают впопыхах Как вести себя в гостях.
Отвечайте-ка, ребята,
В чем виновны кенгурята?
Настоящая дружба
Белобрысый Анатолий
Подружился с Таней в школе.
Толик думает:
Вот диво:
Дружелюбна, справедлива,
И с мальчишками дружна,
И девчонкам всем нужна.
Толик стал к себе построже:
Быть неряхой мне негоже,
Гири надо мне достать,
Чтобы мышцы накачать.
И с прической не в порядке,
Не забыть бы про зарядку.
В общем, надо повзрослеть,
И в учебе преуспеть.
Слово дал – его держи,
И не дрейфь, и не дрожи!
Перед трудностью любой -
Закаляй характер свой!
Вот ещё одна задача:
Есть дружок у Толи – Саша.
Не осудит? Все поймет,
И к другому не уйдет? -
Если Санька верный друг,
То поймет, что без подруг
Сложно в этом мире жить,
И общаться, и дружить.
Каждым утром Анатолий
Собирался раньше в школу,
Чтоб друзей своих встречать,
По дороге не скучать.
Стали верными друзьями
Толик, Саша и Татьяна.
Дружба с девочкой мальчишек
Избавляла от излишек:
Стали вежливей, не дрались,
Быть серьезнее старались.
Спортом стали заниматься,
Перестали вдруг ругаться,
Сквернословить и кричать,
Младших в школе обижать.
Защитить готовы Таню
От любого хулигана,
Пронести её портфель
И открыть при входе дверь.
Только несколько ребят
В дружбу верить не хотят:
Как с девчонками дружить?
Как такое может быть?
Поясняет им учитель:
Если в мире жить хотите,
То запомните – всегда
Дружба лучше, чем вражда.
В настоящей дружбе только
Другом может стать девчонка.
Но девчонкам надо помнить -
Друг не будет многословным.
Предавать друзей нельзя,
Это помните, друзья!
И не важно, ты мальчишка,
Взрослый, девушка, парнишка,
В дружбе верной все равны:
Папа, мама, я и ты.
Надо только быть добрей
И уметь искать друзей.
Выбирать их по уму,
А не так – кого хочу.
И теперь пример троих
Заразил ребят других.
Подружилась детвора…
Да и нам с тобой пора!
Школа этики зверят
Как-то в сказочном лесу,
Но не в сказке – наяву,
Звери для своих зверят,
Непослушных ребетят,
Школу этики открыли.
Меж собою порешили:
Будем вежливо мы жить,
И тому детей учить.
Старшим вызвался медведь:
Перестану я реветь,
Хот и стар, но много знаю,
Не впервые обучаю
Медвежат своих, друзья,
Мудрым я зовусь не зря.
Прибежали дети в школу,
Интересно им, все ново,
Все хотят они узнать
И вопросы задавать:
Дядя Миша, вы теперь
Наш учитель, а не зверь.
Как теперь вас называть,
В нашей школе величать?
Я, ребята, старше вас
Имя, отчество как раз
Пригодится мне теперь,
Ведь учитель вам не зверь.
Поясняю, там и тут
Учителей на «вы» зовут.
Чтобы это обозначить
Я зовусь Михал Потапыч.
И ещё, кричать не надо,
В школе есть и свой порядок:
Если хочешь ты сказать,
Руку надо поднимать.
На уроках не вертитесь,
Быть внимательней стремитесь.
Приутихли малыши,
Ссоры, звуки не слышны.
Навострили детки уши
Стали тихо Мишку слушать:
Завтра в город мы пойдем,
Это будет, братцы, днем.
Много в городе народу,
И дорог, и переходов,
Транспорт в городе большом
Вы увидите кругом.
Чтоб спасти свои хвосты,
Переход запомни ты.
Там стоит и светофор,
Не допустит он затор.
Красный свет – проходу нет,
Желтый шлет тебе привет,
А зеленый – проходите,
Только тихо, не спешите.
Зайка вставил робко слово:
Надо, братцы, быть готовым
Посмотреть по сторонам -
Не попасть в беду бы нам.
Помню, Доктор Айболит
Лапку мне пришил, болит
До сих пор она. Друзья,
Под колеса лезть нельзя.
А Потапыч продолжает:
Тот, кто старших уважает,
Пропускает их вперед
И в автобус сам не прет.
Не толкается локтями,
Не царапает когтями,
Уступает старшим место,
Инвалидам. Всем уместно,
Быть воспитанным везде –
Не один ты на земле.
В разговорах весь урок Пролетел.
Звенит звонок,
Суетится детвора –
Всем домой спешить пора.
Завтра снова ждет ребят
Школа этики зверят.
Пословицы и поговорки про этикет, вежливость, манеры
На всякое чиханье не наздравствуешься.
Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив.
Поклониться - голова не отвалится.
Посади свинью за стол - она и ноги на стол.
Не плюй в колодец. Не рой другому яму, сам туда упадёшь.
Поступай так, как хотел бы, чтобы поступили с тобой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Этикет для детей дошкольного возраста
Сценарный план непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе “Путешествие в город этикета”
Этикет для детей не является формальным заучиванием каких-либо стандартных правил, принятых во взрослом обществе. В первую очередь, это воспитание позитивного восприятия ребенком окружающего мира, умения быть благодарным за то, что есть, формирование сильной и волевой личности, ценящей дружбу и взаимоуважение.
Если мы хотим воспитать жизнеспособную личность, а именно счастливого человека, уверенного в себе и своих возможностях, успешно решающего насущные жизненные проблемы, приятного в общении, богатого дружескими и деловыми связями, любимыми близкими людьми, друзьями, коллегами по работе, тогда с раннего детства необходимо терпеливо и доброжелательно обучать ребенка правилам культурного поведения, объяснять разумность и необходимость их соблюдения, приучать радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться из-за неправильных, ошибочных.
Актуальность такого вопроса как этикет для детей дошкольного возраста вытекает из потребности современного общества в развитии поведенческой культуры человека.
“Путешествие в город этикета”
Цель:
Развитие у воспитанников интегративных качеств: любознательности, активности, отзывчивости, овладение основными гигиеническими навыками, способности управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Задачи:
1. Совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными распространенными предложениями и фразами, пользоваться средствами интонационной выразительности.
2. Уточнить и систематизировать представления детей о правилах этикета: внешний вид и поведение в коллективе, поведение в транспорте, театральный этикет.
3. Упражнять в использовании вежливых слов, подборе их в соответствии с ситуацией.
4. Продолжать учить детей составлять описательные рассказы по индивидуальным картинкам.
5. Развивать логические операции посредством речевого общения: умение делать обобщение, умозаключение, воображение, внимание, память.
5. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения.
Предварительная работа: Заучивание стихов о вежливых словах, чтение и рассматривание иллюстраций книги С.А. Насонкиной “Уроки этикета”.
Материал: влажные салфетки, расческа, щетка для одежды; картинки с изображением ситуаций не правильного поведения; “билеты” в кинотеатр; атрибуты к игре “Автобус”.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
В: Ребята проходите, посмотрите у нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их.
Вбегает грязный Степка-Растрепка.
В: А ты кто такой?
С: Я Степка-Растрепка.
В: И почему себя так ведешь?
С: Я так всегда себя веду.
В: Но это же некультурно, и вообще когда люди встречаются всегда здороваются.
С: Ну здрасте.
В: Здравствуй Степа, почему ты так неопрятно одет?
С: Да торопился, думал и так сойдет. А вы что здесь собрались?
В: Мы сегодня с ребятами отправляемся в город этикета, чтобы повторить правила поведения в общественных местах. В каждом парке города нас будут ждать задания, выполнив которые мы узнаем какой сюрприз нас ожидает.
С: Я тоже хочу в город, возьмите меня с собой.
В: С таким неряхой мы вряд ли бы согласились куда-нибудь поехать. Можно исправить положение. Ребята, давайте поможем привести Степу в порядок.
(Дети по очереди выходят, причесывают, застегивают пуговицы, говоря: “Я возьму расческу, причешу мальчику волосы, и он будет красиво причесан и т.д.”)
В: Вот теперь другое дело. Ребята за то, что привели Степу в порядок, вы получаете первый шарик. Степ, а ты что-то забыл сказать детям?
Дети: Он забыл нам сказать спасибо.
С: Спасибо!
В: Теперь мы можем смело отправиться в город этикета.
А на чем мы поедем, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих, тонких ножках.
А в резиновых сапожках.
Правильно, это автобус, занимаем свои места, водителем будет Кирилл.
А вот и наш автобус.
(дети подходят к автобусу, один из детей бросает бумажку.)
Воспитатель: Что же ты делаешь? Ребята, красиво ли поступает тот, кто бросает на тротуар мусор.
(Ответы детей, ребенок подбирает мусор.)
Ребенок: Вот теперь, ты поступил правильно. Во всех общественных местах есть специальные мусорные корзины, давайте с вами мусор складывать в эти корзины. Тогда наш поселок будет всегда чистым и красивым.
В автобусе Степа безобразничает.
В: Степа нельзя себя так вести в общественном транспорте, ведь ты мешаешь остальным пассажирам. Существуют определенные правила поведения в общественном транспорте, давайте повторим.
Рассматривание картин по правилам поведения в транспорте.
В: Опять справились с заданием и получаем ещё один шарик.
В: Вот мы и приехали в город этикета. Обратите внимание как здесь красиво. Давайте прогуляемся по его улицам. Парк «Вежливых слов» .
В: Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятным своим собеседникам.
Какие Степа вежливые слова ты знаешь?
С: Спасибо, и много…..
В: Таня, какое вежливое слово знаешь ты? (стихи)
Добрый день.
Добрый день! - тебе сказали,
Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали -
Теплоты и доброты.
Пожалуйста.
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»,
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
Здравствуйте.
Здравствуйте, - ты скажешь человеку.
Здравствуй, - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Спасибо.
За что мы говорим «Спасибо».
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали сколько раз.
Будьте добры.
Будьте добры, - это я говорю по секрету
Будьте добры - и не ждите за это конфету.
Будьте добры - без игры и во время игры
Если сумеете, будьте скорее добры.
Воспитатель: Молодцы! Я считаю, что все эти слова заслуживают аплодисментов. А, ведь аплодисменты - это тоже выражение благодарности. Мы с вами заработали ещё один шарик и отправляемся дальше.
В: Перед нами «Парк хороших поступков» игра «Правила поведения»
Перед вами картинки с правильными и неправильными поступками. Давайте разделим их на две группы, как нужно поступать и как нельзя.
Работа детей подведение итогов
Мы заработали ещё один шарик.
В: У нас осталось последнее задание.
Мультфильм
В: А что интересного и нового вы сегодня узнали, понравилась ли вам наше путешествие? (ответы детей).
Я надеюсь, что нашего путешествие поможет вам стать более воспитанными, культурными и взрослым никогда не придется за вас краснеть.
Воспитатель: Прежде чем сесть в автобус, обратите внимание на то, как по-разному ведут себя люди в различных ситуациях.
(дети берут картинки с изображением ситуаций невежливого поведения, составляют рассказы по картинкам, поясняя как нужно поступать в данной ситуации)
Воспитатель: Я надеюсь, что вы усвоили правила поведения в общественных местах и можете пройти в автобус. Наш автобус отправляется, следующая остановка “Поликлиника”. Ребята, обратите внимание, что в автобус зашел пожилой человек.
Как должен поступить воспитанный человек?
Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка “Магазин”. А сейчас вошла в автобус мама с дочкой. Как вы должны поступить?
Следующая остановка наша - “ Кинотеатр”
При выходе из автобуса, кого вы пропустите вперед и кому поможете?
Давайте вспомним некоторые правила поведения в кинотеатре.
Можно ли опаздывать к началу киносеанса?
Разговаривать громко?
Разворачивать конфеты?
Для того чтобы попасть на кинофильм, мы должны купить билеты.
Кассир:
Театр открывается!
К началу все готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово.
Ребенок:
Добрый день!
Уважаемый кассир.
Я бы очень попросил,
Дайте лучшие места.
Вот мое “ пожалуйста”
Игра “Вежливое слово”.
Дети покупают билеты за вежливые слова.
Воспитатель: Я хочу вам напомнить, что если ваше место в середине ряда, а ряд уже заполнен зрителями, то проходить к своему месту нужно повернувшись лицом к сидящим.
(показ отрывка из мультфильма “Лунтик”)
Сценарий развлечения в старшей группе "Этикет и вежливость"
До начала мероприятия звучит спокойная музыка
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Здесь, в музыкальном зале вы учитесь играть на различных музыкальных инструментах, познаёте тайны нотной грамоты. Но сегодня мы с вами поговорим совсем о другом. Нашу встречу мы посвящаем этикету и вежливости. Начнём мы её с улыбки и песенки.
Песня «Улыбка»
Ребятам предлагается образовать 2 круга (внешний и внутренний) ,
рассчитавшись на первый и второй и встав напротив друг друга.
Игра «Приветствие» .
Звучит музыкальный фон
- (хором) Здравствуй, друг! - здороваются за руку.
Как ты тут? - хлопают по плечу.
Где ты был? - дёргают за ухо.
Я скучал! - руки к сердцу.
Ты пришёл? - развести руки.
Хорошо! – обнимаются.
Ведущий: Поприветствовав друг друга, мы отправляемся в путешествие по стране Этикета. А для этого все дружно произнесём слова: «Вежливыми быть должны, с Этикетом дружим мы!»
звучит музыка.
I. Этикет и вежливость.
Прежде всего, давайте вместе подумаем, что такое этикет.
Дети отвечают. Педагог обобщает высказывания детей.
Этикет - это правила поведения, принятые в данном обществе и в данное время.
Что значит слово «вежливость» ?
Слово «Вежливость» происходит от славянского слова «веже» - знаток, знать. Быть вежливым, значит знать, как себя вести
Какими бы не были правила этикета, все они вызваны добрым отношением к людям. Несомненно, многие правила этикета вам знакомы. Вспомнить их нам поможет игра. Будьте внимательны.
Игра- кричалка-путаница
В школе дружно мы всегда скажем двойкам только…
А пятёркам, не секрет, говорим всегда мы…
Маме за кулёк конфет мы спасибо скажем?
Мы пойдём сейчас в буфет, растолкаем всех там?
Ах, какая ерунда, мять цветы на клумбе.
Мимо урны без труда бросим фантики мы?
Забываем иногда «Здравствуйте» сказать мы? Будем старшим мы в ответ говорить неправду? … С нами рядом едет дед.
Мы уступим место?
Грязный наш велосипед будем мыть? Конечно…
Вежливые загадки
1Слово, хоть и не простое, но премудрости тут нет.
Это слово «золотое» слышали мы с детских лет. Произносим это слово, если что-то попросить. Мы б хотели у другого, чтоб воспитанными слыть. (Пожалуйста)
2. Ну а это покороче будет слово, хоть цена
Высока, и даже очень, слова этого всегда.
С детства тоже его знаем, тут секрет совсем простой,
Словно солнышко сияет, начинаясь с буквы той.
Это слово-благодарность за хорошие дела,
Словно солнце вносит ясность в наши добрые слова. (Спасибо)
А теперь поговорим о поступках. Если я говорю о вежливом поступке, вы хлопаете в ладоши. Если нет – топаете ногами.
Игра «Вежливо-невежливо»
Поздороваться при встрече.
Толкнуть и не извиниться.
Свистеть, кричать, шуметь в школе.
Уступить место старшим.
Не вставать на обращение учителя.
Придти в гости без приглашения.
Уходя, попрощаться.
Выяснив, что такое этикет и вежливость мы с вами отправляемся дальше. Давайте все вместе вновь произнесём волшебные слова «Вежливыми быть должны, с этикетом дружим мы!»
Сегодня мы поговорим об этикете на концерте, в театре и кинотеатре.
Этикет в театре и на концерте.
Обычно сразу возникает вопрос – что надеть в театр или на концерт. Не так давно при посещении театра была необходима сменная обувь. В наше время одежда не имеет большого значения. В то же время она должна быть нарядной, но не вызывающей. Не стоит надевать потёртые джинсы, растянутые свитера и футболки, топы, оголяющие живот, а также спортивную или молодёжную одежду с дырами и разрезами. Если вы идёте на концерт классической музыки, помните, что классическая музыка требует классического костюма. Конечно, никто вас не остановит, если вы придёте в джинсах, спортивной майке и сандалетах на босу ногу, но это будет неуважением не только по отношению к артистам, но и к окружающим. Избегайте крепких духов и одеколона.
Иллюстрация: рисунок с молодыми людьми в современной или пляжной одежде.
Входить в театральный или концертный зал лучше за 10-15 минут до начала. Тогда вы успеете купить программку и спокойно сесть на свои места. Если ваши места в середине ряда, постарайтесь занять их пораньше, не дожидаясь третьего звонка, и вам не придется беспокоить сидящих с краю. Проходить к своему месту нужно лицом к сидящим. Заметив идущих по узкому проходу, вы не должны ждать, пока у вас попросят разрешения пройти, а встать заранее, Вежливых людей, которые встали, чтобы пропустить вас, непременно поблагодарите.
Вставая и садясь, старайтесь не шуметь. Сиденье кресла опускайте бесшумно. Занимать оба подлокотника невежливо, так как ваш сосед может тоже захотеть облокотиться. Не следует опираться на спинку переднего кресла или упираться в нее ногами. Не следует разглядывать публику в бинокль, рассказывать им содержание пьесы.
К началу спектакля даётся 3 звонка. После начала спектакля или фильма нужно прекратить все разговоры. Прерванный разговор можно продолжить в перерыве или после спектакля. Не забудьте отключить звонок мобильного телефона.
Этикет в кинотеатре.
В кино мы бываем значительно чаще, чем в театре. И несмотря на то, что обстановка в кинотеатре более демократична и менее торжественна, при посещении кинотеатра следует руководствоваться теми же правилами.
В кинотеатре обычно не снимают верхнюю одежду. Если вы сняли верхнюю одежду, осторожно, не задев соседа, положите пальто себе на колени. Если у вас мохнатая шапка, ее нужно снять.
На обычном киносеансе следует соблюдать те же правила, что и в театре: не шуметь, приходить до начала сеанса, занимать только свои места, проходить в случае необходимости лицом к сидящим, не жевать, не сорить, не уходить до окончания сеанса. Можно покинуть зал только в случае, если фильм совсем не оправдал ваших ожиданий, стараясь при этом не мешать окружающим.
На фестивальных премьерах, различных кинопраздниках действуют правила поведения, как в театре, в том числе аплодисменты во время просмотра и по окончании его.
- Ведущий: Наше путешествие завершит блиц-турнир «Хорошо ли вы знаете правила этикета?» Разделимся на 2 команды. Для определения команды- победителя, нам необходимо жюри.
Блиц-турнир.
- Можно ли есть в фойе или зрительном зале театра? Нет. Для этого существует буфет.
- Нужно ли аплодировать после поднятия занавеса? Да, если надо одобрить декорации.
- Что можно рассматривать в театре в бинокль? Только сцену. Рассматривать зрительный зал и публику недопустимо.
- Нужно ли обмениваться во время спектакля впечатлениями? Нет. Это можно сделать во время антракта и после окончания спектакля.
- Как идти вдоль сидящих в ряду к своему месту: лицом к ним или спиной? Лицом и только лицом.
- Две девочки, проходя мимо мальчика, рассыпали яблоки из пакета. Наклонились, собирают. Мальчик, внимательно наблюдая, говорит: "Вон там поднимите, за стул закатилось". В чём не прав мальчик?
- Этикет велит благодарить даже за самую маленькую услугу. Если друг положил вам в чай чёрного перца, а теперь услужливо предлагает свой носовой платок – согласно этикету, надо ли его благодарить?
- Вежливый марсианин ничем не отличается от вежливого землянина. Принято ли у марсиан здороваться с соседями?
- Одногодки Петя с Сашей еще не знакомы, хотя живут в одном подъезде. И каждый раз, когда ни встречаются в его дверях – Петя вежливо уступает дорогу Саше, Саша улыбается, вежливо благодарит и проходит. Как Вы думаете, почему все происходит именно так?
- Сегодня Мальвина дает очередной урок Вежливости для Буратино:
– Если в дверях небольшого помещения Вам встретился Некто, первым проходит в дверь тот, кто ВЫХОДит, а вторым – кто ВХОДит...
– Не буду я всякому Некту дорогу уступать!!! – кричит Буратино!
Прав ли он? И почему?
Подведение итогов, выступление жюри, награждение команд. Вручаются медали «Знаток этикета в театре и на концерте» и «Самому активному участнику» .
Итак, сегодня мы узнали новое об этикете в театре, на концерте, в кинотеатре, во время выступлений. И я верю, что вы, ребята, будете самыми вежливыми, воспитанными, и тактичными на любом концерте.
Методическое пособие «Правила этикета» для детей старшего дошкольного возраста
Разработал воспитатель старшей гр 7 СОШ №806: Медведева И.И.
Москва 2015
Культура поведения - характерный признак хорошего воспитания. Поэтому обучение хорошим манерам является важной частью воспитательного процесса.Главную цель обучения мы видим в том, чтобы ребёнок не только знал как надо вести себя в обществе, но и умел это делать.
Цель разработки пособия:
Углубить интерес к социальному миру, привить оптимальные формы поведения в обществе, развивать коммуникативные способности дошкольников. Формирование культуры поведения и общения детей и взрослых.
Задачи:
развитие связной речи;
преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, кругозора;
знакомство с правилами этикета,
формирование навыков культурного поведения у детей в разнообразных жизненных ситуациях,
развитие у детей навыков общения с окружающими их людьми,
воспитание у детей нравственных качеств, необходимых в обществе.
«Правила этикета приветствия»
«Правила поведения в детском саду»
«Правила поведения на улице»
«Правила поведения в транспорте»
«Правила поведения в магазине»
«Правила поведения в театре»
Правила пользования пособием:
По выбранной воспитателем теме проводится беседа с детьми, большинство правил, ситуаций, обыгрываются c детьми. На следующий день педагог представляет воспитанникам на доске мнемотаблицу с правилами этикета, о которых они узнали, дети повторяют основные правила, перерисовывают таблицу в свою тетрадь, которую забирают домой. Дома дети рассказывают о правилах этикета родителям, которые дословно их записывают. Так же если дети хотят, они могут дорисовать еще 2 правила которые не нарисовали в детском саду в свободные 2 квадрата, после чего они приносят тетрадь обратно и рассказывают другим детям о своих правилах, если дети с педагогом считают эти правила правильными, то остальные дети выбирают наиболее подходящие правила из всех предложенных и зарисовывают их в свою тетрадь.Таким образом, происходит знакомство родителей с этикетными нормами и правилами, а воспитанники укрепляют внимание и память, развивают речь, расширяют кругозор, так же тетрадь позволяет педагогу проследить за каждым ребенком, усвоил ли он правила.
Можно использовать наклейки в виде поощрительного приза, которые наклеиваются в конце тетради, только при условии, что ребенок соблюдал правила поведения в детском саду в течении дня. А также вне детского сада: на улице, в транспорте, магазине, театре при условии что эти правила этикета были соблюдены детьми и подтверждены родителями. Это стимулирует детей не только учить правила, но и практически применять их в жизни.
Тема: «Правила этикета приветствия»
- Всюду сначала здоровайтесь.
- Человеку,с которым вы здороваетесь, смотрите в газа дружелюбно и приветливо.
- Улыбаемся (улыбка согревает приветствие).
- Младший первый приветствует старшего.
-Входящий первым здоровается с присутствующими.
- Руки в карманах не держим.
- Не жуём, когда приветствуем
- Мужчина первый приветствует женщину
- Слова приветствия произносите негромко, но четко и ясно
Тема: «Правила поведения в детском саду»
- Старайся расставаться утром с родителями спокойно и не плакать: твои слезы только расстроят маму и папу. Помни, что в садике тебе будет интересно.
- Не приноси в садик сладости.
- Всегда слушайся воспитательницу и не груби ей. Она отвечает за тебя и за всех детишек в группе и знает, что надо делать в течении дня.
- Не ссорься с детьми в группе, не толкайся, не дерись.
- Старайся быть со всеми дружелюбным, делись игрушками, помогай тем, кто слабее.
- Не кричи в детском саду.
- Веди себя за столом прилично: мой руки перед едой,ешь аккуратно, жуй с закрытым ртом, не разговаривай, вытирай рот салфеткой.
- Не бегай по детскому саду.
- Никогда не разговапивай с незнакомыми людьми, ничего не бери у них. Если ты увидел,что кто- то из детей общается с незнакомцем, обязательно расскажи об этом воспитательнице.
Тема: « Правила поведения на улице»
-Идти только по правой стороне тратуара.
-Переходить улицу можно в местах, где есть пешеходная дорожка и на зеленый сигнал сфетофора. .
- Если вы идете со своими друзьями, то не загораживайте дорогу, выстроившись в шеренгу по 3-4 человека.
- На улице не мусорим, для бумажек есть урна
-На улице ничего не едим, так как руги грязные.
- Не играем рядом с дорогой.
- На улице не кричим.
- Не едем на самокате по проезжой части.
- Не расталкивайте прохожих.
Тема: «Правила поведения в транспорте»
- Не прислоняйтесь к дверям
- Не отвлекайте водителя
- Не пачкайте салон, не стоим ногами на сиденье
- Не употребляйте еду и напитки в салоне общественного транспорта
- Не забывайте оплачивать проезд.
- Не шумите.
- Не толкайте всех локтями.
-Троллейбус и автобус обходим сзади, а трамвай наоборот - спереди
Тема: « Правила поведения в магазине»
- Придерживаем дверь и пропускаем выходящих из магазина людей
- Не берём животных в магазин
-Не кричим в магазине
-Товары кладем в корзину
- Не едим в магазине не оплаченный товар
- Говорим волшебные слова при общении с продовцом(пожалуста покажите, подскажите пожалуйста...)
- Не бегаем по магазину
- В магазине встаем в очередь
- Платим за товар деньгами
Тема: «Правила поведения в театре»
- В театр приходим красиво одетыми
- Не забываем взять билет
- Приходим во время, не опаздываем.
- У зеркала в гардеробе можно только поправить прическу. (причесываться, подкрашиваться и завязывать галстук можно лишь в туалете)
- После третьего звонка вход в зал запрещён
- В буфете можно попить и поесть
- В зале не едим, не кричим
- Представление понравилось – хлопаем в ладошки (аплодисменты)
- Спокойно идём в гардероб и по номерку берём свою одежду.
Список используемой литературы:
Беседы об этикете с детьми 5-8 лет Т.А. Шорыгина .
Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками С.О. Николаева .
Уроки вежливости Ольга Александрова .