THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Быть родителем, несомненно, великое счастье. Любая женщина еще будучи беременной задумывается о том, что будет носить ее малыш, ходит по магазинам, подбирая ему гардероб. Как правило, это не только пеленки, распашонки и ползунки, но и обувь. Как правильно ее подобрать и на что ориентироваться при ее покупке?

Обувь для новорожденного - что это?

В понятие «обувь для новорожденного» входят:

  • Пинетки - легкая и теплая обувь без жесткой подошвы. Одеваются они в основном для прогулки в коляске. Ножки в пинетках не потеют и не замерзаю. Существуют модели, внешне похожие, например, на кеды или кроссовки.
  • Тапочки . Они тоже без жесткой подошвы, но отличает их от пинеток качественная резинка чуть выше щиколотки. Тапочки не спадают с ножки и обычно выполнены в виде мордочек различных животных.
  • Сандалии - обувь с жесткой подошвой и креплением в виде ремешка или липучки. Мысочек бывает закрытым или с небольшими отверстиями.
  • Туфли. Они более закрытые, чем сандалии, теплее и объемнее. Перфорация не дает ножке запотеть.
  • Ботинки. Верх обычно выполнен из практичного материала. Имеют толстую подошву. Идеальны для прохладного осеннего или весеннего дня.
  • Сапожки и дутики. Отличаются от ботинок тем, что более закрыты, доходят до середины икры и имеют утолщенную подошву. Вариант демисезонной обуви.

Когда можно надеть обувь на новорожденного?

Мнения о том, с какого возраста можно надевать малышу обувь расходятся. Кто-то считает, что это необходимо лишь тогда, когда ребенок начинает сам подниматься на ножки и ходить, держась за предметы мебели. Другие придерживаются мнения о том, что обувь можно купить и двухмесячному малышу.

Покупать или нет такой предмет гардероба для своего малыша - решение сугубо индивидуальное. Однако, пинетки тоже относятся к обуви для новорожденных. А зимой к комбинезону прилагаются пинетки-дутыши. А это значит, что около 90% всех родителей так или иначе надевают на своих малюток обувь.

Сколько нужно пар обуви новорожденному ребенку и каких?

Любая мама знает, что с появлением малыша семейный бюджет терпит некоторые перемены. Ребенку нужны предметы личной гигиены, одежда и, конечно же, обувь. Какого вида должна быть обувь и сколько пар нужно купить?

  1. Открытые и закрытые сандалии для жаркой погоды и вечерних прогулок летом (по одной паре).
  2. Ботинки или сапожки для осенней и весенней поры, лучше две пары, обычные и утепленные.
  3. Тапочки или пинетки в качестве домашней обуви, их может быть сколько угодно пар, они, как правило, никогда не бывают лишними.
  4. Дутики или пинетки-дутыши на зиму в комплекте с хорошими шерстяными носочками.

Важно помнить!!! Нехорошо, если ребенку приходится носить поношенную обувь. Ножка малыша может сформироваться неправильно под влиянием чужой стопы. Как следствие, появление различных ортопедических проблем со здоровьем.

Размеры: как правильно подобрать нужный размер обуви для новорожденного?

Выбрать обувь ребенку, а тем более новорожденному, сложнее, чем самому себе. Спросить у него жмет ли ему ботинок не получится. Что же делать в этом случае? Как правильно подобрать оптимальный размер?

Вот полезные пошаговые действия:

  • дома нужно поставить правую и левую ножки на картон и обвести их, лучше, если ножки в носках,
  • из двух получившихся стелек нужно выбрать большую (ножки могут быть разными) и пойти с ней в магазин;
  • при покупке обувь нужно обязательно померить, пощупав пальцами район мыска и пятки;
  • важно посмотреть не жмет ли она по бокам, не слишком ли узкая;
  • выбранную обувь проверяем домашней вырезанной стелькой, засовываем ее внутрь сандалии или ботиночка и смотри как она легла;
  • если покупается зимняя обувь, то нужно рассчитывать на шерстяной носок, оставив около сантиметра лишним.

Пока малыш не встал на ножки самым оптимальным вариантом выбора обуви для него считается описанный выше.

Какой должна быть первая детская обувь или правила обуви для новорожденных?

Детская обувь для новорожденных должна быть удобной. Внутри нее не должно быть твердых швов и лишних выступов. Но каким еще правилам и критериям должна соответствовать обувь для новорожденного?

  1. Она должна быть максимально легкой, чтобы ножка малыша не уставала.
  2. Лучше, если застежка на ней регулируемая и хорошо фиксируется на ноге, предпочтение лучше отдать обуви на липучке.
  3. Подошва должна быть подвижной, легко сжиматься и распрямляться.
  4. Полезно наличие маленького каблучка (для тех, кто уже ходит), высота от 5 до 7 мм считается оптимальной.
  5. Задник ботинка должен быть закругленным, мягким (чтобы не врезаться в ножку и не натирать ее) и достаточно жестким.
  6. Подошва обуви на зиму должна быть толще и теплее, чтобы не замерзали ступни, она не должна скользить, это очень важно при первых шагах ребенка.
  7. Материал обуви должен быть растяжимым, пластичным, не пропускающим, но воздухопроницаемым, способным испарять влагу и натуральным (мех, нубук, кожа).
  8. Шнуровка, липучка и любая другая застежка должны прочно фиксировать ботинок на ножке в области щиколотки.
  9. При спотыкании, что неизбежно, пальчики ног защитит закрытый носок ботинка.

Нужна ли малышу ортопедическая обувь?

Любая обувь, предотвращающая деформацию стопы считается ортопедической. Другое ее название «профилактическая». На многих форумах и блогах можно встретить информацию о том, что ортопедическую обувь нужно носить чуть ли не с самого рождения. Но это ошибочное мнение.

Осторожно!!! До трех лет ребенку совсем не нужно покупать ортопедическую обувь! В первую очередь она предназначена для профилактики плоскостопия. Но до трех лет это явление считается нормальным и физиологическим. Невозможно говорить о плоскостопии как о диагнозе в раннем возрасте.

Ортопедическая обувь нужна тогда, когда уже есть что лечить. Не следует злоупотреблять ею, когда у вашего малыша прекрасное здоровье и нет никаких проблем с ножками. Купить новорожденному ортопедическую обувь все равно, что лечить каким-либо препаратом несуществующую болезнь.

Как выбрать обувь для новорожденных правильно?

  • Во-первых, при выборе обуви для новорожденного самое главное, чтобы она не была впритык.
  • Во-вторых, не нужно экономить на детской обуви, лучше купить качество и предпочесть натуральный материал искусственному.
  • В-третьих, дизайн и конструкция первой обуви должна быть простой и не вычурной.
  • В-четвертых, для правильного развития стопы можно приобрести обувь со стелькой, имеющей небольшой подъем.
  • В-пятых, обувь должна быть высокой, так она будет хорошо удерживать голеностоп.
  • В-шестых, жесткий задник не даст пятке съезжать.
  • В-седьмых, плотно зафиксирует ножку специальная застежка, шнуровка или липучка, предпочтение лучше отдать последнему варианту.

Может ли неправильно подобранная обувь вызвать плоскостопие у новорожденного?

Помимо наследственности, травмы стоп, чрезмерной физической нагрузки и рахита плоскостопие у новорожденных может вызвать неправильно подобранная обувь. Какую же обувь можно отнести к этой категории? Неправильной считается обувь:

  • совсем не имеющая каблука, на абсолютно ровной подошве;
  • слишком широкая (болтающаяся) или узкая (сжимающая по бокам).

Плоскостопие опасно для новорожденного, потому что при ходьбе вся нагрузка падает на тазобедренные суставы и голень. Поэтому если возможно, лучше лечить плоскостопие сразу же при его обнаружении.

Основные производители детской обуви

Рынок российской детской обуви сейчас набирает все большую популярность. Объем продаж этого товара растет с каждым годом на 13-15%. Топовыми производителями детской обуви признаны «Kapika», «Зебра» и «Скороход».

Kapika - предприятие ранее именованное как «Фабрика обуви». Производство было запущено в 2001 году. Нынешнее название зарегистрировано восемью годами позже. В каталог детской обуви «Kapika» входят:

  1. серия «Первый шаг» (сандалии, туфельки, ботиночки и пинетки);
  2. коллекция весна-осень (демисезонные полусапожки, сапожки и ботинки, легкие полуботинки, туфли и макасины, резиновые сапоги для дождливой погоды);
  3. зимняя обувь (сапожки и ботинки из замши, нубука и кожи, сноутбусы);
  4. спортивная обувь (кеды и кроссовки, обладающие хорошими дышащими свойствами);
  5. пляжная обувь (кроксы, шлепанцы, босоножки и сланцы различных размеров и фасонов).

Зебра - совместное производство российских обувщиков с европейскими дизайнерами и технологами. На рынке обувь этой марки появилась в 2004 году. Отличительная особенность продукции этой марки - использование экологически чистых и натуральных материалов. В каталог детской обуви «Зебра» входят:

  1. сапожки и ботинки с утеплителем;
  2. кеды и кроссовки изящного и неординарного фасона;
  3. сандалии и босоножки (в некоторых моделях используются быстросохнущие материалы);
  4. резиновые сапоги из резины и ПВХ (в комплекте подкладка из текстиля, служащая утеплителем);
  5. туфли и макасины из замши и натуральной кожи;
  6. валенки, унты и угги (зимняя обувь, отлично сохраняющая тепло, обладающая густым натуральным мехом);
  7. мембранная обувь с использованием высокотехнологичного материала, не пропускающего влагу, но способствующего естественному испарению тела.

Скороход - предприятие, реализующее в год около полутора миллиона пар детской обуви. Пошив и изготовление происходит в Санкт-Петербурге на современном оборудовании. Фабрика была основана в 1998 году. В каталог детской обуви «Скороход» входят:

  1. зимняя коллекция (ботинки и сапожки из кожи и войлока с натуральной шерстью или мехом);
  2. Осенний и весенний ассортимент (сапожки, ботинки и полуботинки);
  3. летняя коллекция (сандалии и туфли из натуральной кожи со шнуровкой и липучками);
  4. чешки с плотной вкладной стелькой;
  5. домашние текстильные тапочки с упругой, легкой подошвой и каблучком.

Наверное, многим мамочкам знакома ситуация: не успеешь купить ребенку новые ботинки, а он всего за несколько прогулок умудряется обтереть мыски. И, как правило, в таких случаях родители обвиняют малыша в неаккуратности и даже слышать не желают слов ребенка, что он «не специально, это само получилось». Конечно, маленький егоза не всегда признается в своих проступках. Но в случае с обувью он, скорее всего, говорит правду. Зачастую потертые мыски – это первый признак того, что ребенку не подходит размер обуви. И позвольте заметить, испорченные ботинки – это далеко не самая большая проблема, вызванная ношением неправильной обуви. Однажды купленные туфли на вырост могут стать причиной очень серьезных болезней опорно-двигательного аппарата. Не верите? Тогда эта статья именно для вас.

Как неправильный размер делает обувь опасной

Многие родители не видят ничего плохого в детской обуви на вырост. И спокойно решают проблему, набив мысок чрезмерно больших туфель или ботинок ватой. Думаете этот лайфхак, доставшийся нам в наследство от бабушек, на самом деле панацея? Позвольте расстроить всех, кто так думает. Хорошего от таких манипуляций мало. Точнее сказать, в этом нет ничего хорошего для здоровья ребенка. Но давайте отбросим в сторону пустые фразы, а по пунктам разберемся, как неправильный размер делает опасной даже самую правильную детскую обувь.

Подошва

Для начала небольшой эксперимент. Попробуйте согнуть детские туфли или ботинки в подошве. Если обувь правильная, изгиб образуется только в передней части подошвы. А точнее, в самом широком ее участке, аккурат под основанием большого пальца. Это отнюдь не случайно. Физиологически именно в этом месте сгибается человеческая стопа во время ходьбы. То есть не должна требовать от ребенка дополнительных усилий во время бега, она с легкостью повторяет движения ступни.

Если основание большого пальчика и самая гибкая часть подошвы не совпадают (а это собственно и случается, когда обувь слишком большая), ребенку требуется прикладывать усилия при каждом шаге. В таком случае постоянно напрягаются мышцы стопы и голени, что чревато разными болезнями ног. К тому же такие напряжения плохо сказываются и на подошве – она изнашивается быстрее, чем при соблюдении правильного размера.

Задник

Задание этой части детской обуви – фиксировать пятку. Но в моделях на вырост между задником и ножкой образуется свободное пространство. Во-первых, незафиксированный голеностопный сустав более подвержен вывихам. Во-вторых, во время ходьбы задник натирает ножку. Ребенок инстинктивно старается предотвратить натирание и перестает поднимать стопы во время ходьбы. Вот вам и настоящая причина шаркающей походки среди детей!

Мысок

То, что мысок в детских моделях должен быть довольно широким, чтобы не сдавливать пальчики, знают многие. Но излишне широкая носовая часть туфель или ботинок – это также проблема. Думаете, что чересчур широкий мысок – это недоработка производителей детской обуви? Не всегда! Чем больше размер туфель, тем шире у них мысок и тем выше каблучок, так как эти элементы пропорционально соответствуют определенному размеру детской ножки. И если малышу купить обувь на вырост, понятное дело, мысок в ней также будет очень широкий. В таких моделях детская стопа будет «болтаться», а во время ходьбы малыш (опять-таки инстинктивно) начнет искать пальчиками ног опору. Не найдя ее (а как найти, если малыш не может дотянуться к мыску?), ребенок начинает поджимать пальцы ног, как бы хватаясь за подошву. Результат – усталость уже после нескольких шагов, мозоли, а в дальнейшем деформация пальчиков.

Супинатор

Этот элемент считается, так сказать, гордостью всех лечебно-профилактических и ортопедических моделей. Родители стремятся покупать детям обувь с супинатором, чтобы ножка малыша формировалась правильно. Но давайте вспомним, где должен располагаться супинатор. Его «законное» место – прямо под геленочной выемкой на стопе. Ни вперед, ни назад, ни в сторону эта деталь не может быть сдвинута. В противном случае она не лечит, а калечит малыша. Но именно это происходит, если ребенка обуть в туфли или ботинки, купленные на вырост. В таком случае стопа ребенка немного короче, чем стелька подошвы, а супинатор смещается относительно стопы немного вперед. И чем больше ребенку обувь, тем ближе к пальцам сдвигается супинатор. Чем это опасно? Детская ножка занимает неправильное положение. Во время ходьбы ребенок заваливается на внешнюю часть стопы, начинает косолапить. Но косолапая походка – это только начало проблем, так как за ней последует искривление в голеностопном суставе, а затем возможны нарушения в тазобедренном.

А вам было бы комфортно?

Уважаемые мамы и папы, помните ли вы, когда в последний раз покупали себе обувь неправильного размера? Ну вот, например, пришли в магазин за сапогами, а есть только варианты «на вырост». Вероятнее всего, вы уйдете без покупки.

Взрослые не покупают обувь не своего размера, так как понимают: ходить в таких моделях ужасно неудобно. А что тогда говорить о детях? Плюс 1 сантиметр к реальному размеру ножки маленького ребенка – это уже обувь на 2 размера больше. А теперь представьте, что вам предложат носить туфли на 2 размера больше...

Поверьте, детям также неудобно в таких моделях. Поэтому они часто спотыкаются, обтирают носки туфель, падают, разбивают коленки и локти, а иногда даже ломают кости. Пара туфель на вырост стоит здоровья вашего ребенка? К тому же по поводу экономии денег с такими вот покупками на вырост еще можно поспорить. Покупая ботинки, туфли или другие модели на вырост, родители мечтают, что этой пары хватит на два сезона. Но как обычно показывает практика, на следующий сезон эта пара будет уже мала (ножки у деток растут очень быстро). Вот и получается: малыш целый сезон промучился в большой обуви, чтоб на следующий родители все равно покупали новую. Неужели снова на вырост? Надеемся, что нет.

Давно миновали времена тотального дефицита. Это тогда родители покупали обувь любого размера на любые сезоны, к которой ребенку иногда надо было расти несколько лет. Но если в те времена такие покупки еще хоть как-то можно было объяснить, то сегодня это ничто другое, как безрассудство мам и пап. Тем более, когда есть интернет-магазин Theo Leo, в котором всегда предложат качественные и правильные модели на все сезоны, для детишек разного возраста, к тому же по доступным ценам.

Чаще всего наши детские травмы отражаются на отношениях c людьми во взрослом возрасте (неумение дружить, налаживать контакт, доверять) или на отношениях с собой - человек может быть не в контакте со своим телом и эмоциями. На вопросы «что ты чувствуешь?» или «чего ты хочешь?» может часто отвечать «я не знаю». Нарушения пищевого поведения также могут быть связаны с какими-то детскими событиями: человек не очень хорошо слышит себя, когда наелся или когда голоден, - рассказывает психолог , гештальт-терапевт Юлия Воронина . - Многие наши взрослые страхи тоже из детства. Боязнь врачей, крови, высоты, темноты или каких-то более неожиданных вещей…

- Я в детстве боялась плоскогубцев, потому что когда-то прищемила палец. Это считается?

Если сейчас у вас этого страха не осталось, похоже, что вы соотнесли детское переживание с реальностью и увидели, что ничего пугающего в плоскогубцах нет. Но бывает иначе: получив травмирующий опыт в детстве, мы не можем опираться на взрослую реальность. Чаще мы сталкиваемся с детскими травмами, связанными с другими людьми, а нес вещами, но суть похожа. Например, у человека есть страх представителей профессий. Кто-то боится громкого разговора, если в детстве много кричали.

- Какие события могут быть травматическими?

В первую очередь все, что связано с насилием - физическим или эмоциональным. Для ребенка, который не подвергался, но был свидетелем насилия, эти события тоже могут стать травмой. Поэтому все истории про то, как папа бил маму, а детей не трогал, и на них насилие не повлияло, не работают. Травмирующим событием могут стать медпроцедуры вроде удаления аденоидов, долгие госпитализации без родителей (может быть боязнь врачей и отсутствие доверия к родителям).

- Чаще , когда речь заходит о детских травмах, слышу о насилии, разводе родителей и смерти близких. Есть что-то менее явное?

Первая травма, которую мы переживаем, - травма рождения. То, как человек рождался, может влиять на характер взрослого. Например, «застрявшие» дети, когда во время родов ребенок не мог выбраться. Человек подобный сценарий поведения проживает и повзрослев: у него есть энергия, а дальше двигаться не получается.

Я клиентов часто прошу расспросить у родных, как жила семья, когда мама была беременна, как прошло детство. Например, если у мамы был стресс в тот период, ребенок может переживать это как собственную травму и не иметь никаких идей, откуда это взялось. Вроде бы не происходило ничего особенного: никто не разводился и не болел… Если у матери в начале жизни ребенка произошло какое-то горе (умер кто-то из близких, к примеру), женщина становится эмоционально недоступна, хотя и заботится о ребенке. Это называется «синдром мертвой матери». Тогда человек может вырасти с постоянным необъяснимым чувством вины, тревоги, стыда или невозможностью строить хорошие отношения.

- А если нет возможности поговорить с родителями, так никогда и не узнаешь?

- Сейчас скажу то, что может показаться странным, но в психотерапии есть способы, которые обнаруживают травмы рождения. Тело помнит все, что происходило даже до рождения и во время него. Это больше работа телесных психотерапевтов. В гештальт-терапии человеку могут приходить образы в голову - отрывочные и невнятные. И когда мы начинаем их разворачивать, становится понятно, что это история из ранних переживаний. И, вероятно, что-то о рождении. Есть такая техника, называется «реструктуризация травматического опыта». Психолог предлагает человеку: «Пожалуйста, вспоминай свою жизнь от сегодняшнего дня и назад». Человек транслирует, как кино, и может дойти до очень ранних воспоминаний, о которых даже не думал никогда. Иногда даже сворачивается в позу эмбриона. Так можно найти ситуации, в которых человек переживал травматические события. И переосмыслить, пережить их заново, опираясь на ресурсы взрослого.

В ЫЖИЛ В КОНЦЛАГЕРЕ, А В МИРНОЕ ВРЕМЯ ПОКОНЧИЛ ЖИЗНЬ САМОУБИЙСТВОМ»

- Как понять, что у тебя есть детские травмы?

Детские травмы могут приводить к диссоциации. Совсем в тяжелых случаях это истории Билли Миллигана с десятками личностей. Но ни я, ни мои коллеги, с которыми мы эти вопросы обсуждаем, таких случаев вживую не видели. А так люди довольно часто диссоциируются от своих переживаний. Есть тело, эмоции, поведение и знание. У человека это как будто функционирует отдельно. Например, человек рассказывает о том, как папа бегал за мамой с топором, как о совершенно повседневных вещах, потому что переживания отщеплены куда -то. Есть еще такая особенность - склонность впадать в транс. Для психолога это один из критериев, который говорит о том, что у человека инфантильные травмы. Вроде бы разговариваете с человеком, но не в контакте с ним, и это не зависит от того, интересен вам собеседник или нет. Еще одна особенность, говорящая о том, что есть детские травмы, - возникает часто и беспричинно одно и то же чувство. Например, обездвиживающий, токсичный стыд. А чего - непонятно, никаких явных причин. Чувства могут быть разные: страх, злость, чувство вины… А еще признаками того, что нужно поисследовать свое прошлое, могут быть частое ощущение беспомощности, неверие в свои силы, ощущение внутренней пустоты, желание навредить себе, фантазии о возможных достижениях без реальных действий.

- Есть люди, у которых нет никаких детских травм?

Невозможно, чтобы у ребенка совсем не было никаких травматических событий. Вопрос в том, что делают с этими событиями дальше. Кто-то, пережив самые тяжелые ситуации в детстве, вырастет достаточно здоровым и адаптированным, если травматическая ситуация будет переработана. Частая ситуация - развелись родители. И если взрослые дальше взаимодействуют с ребенком адекватно, объясняют, что любят его и остаются мамой и папой, несмотря на то, что они теперь не муж и жена, ребенку проще пережить развод. Конечно, останутся какие-то шрамы, но это не рана, которая болит и гниет. Ну и, конечно, все зависит от устройства нервной системы. В одной семье двое детей: одно и то же событие один ребенок переживает как травму, второй - как стресс. Это значит, что все переработалось, и дальше человек живет без последствий.

- Что с этим всем делать?

Кто-то любит говорить, что надо простить и отпустить, но это не работает. Хорошо, когда взрослый человек сможет пережить события, которые происходили с ним в детстве. Проще это сделать со специалистом. Пока взрослый не примет, что его детский опыт содержал страдания, но сейчас жизнь другая и ресурсов личностных у него намного больше, ему будет очень сложно, будет ограничен стереотипами. Например, классика: меня били - и ничего, хорошим человеком вырос, так что и я буду бить.

- А еще вам скажут, что раньше как-то и без психологов справлялись, никто не умер…

Отлично справлялись! По поводу «никто не умер», я бы не была так уверена, но тем не менее сейчас, говоря о психологической помощи, мы говорим не только о спасении, но в первую очередь о качестве жизни. Раньше невозможно было обнаружить, что есть травмированные люди, потому что травмированными были тотально все. Отношение к детям было другое: стал взрослым - пошел работать - и нормально. Плюс много войн и тяжелых событий. Исследования о влиянии травмы на личность взрослого появились только в середине ХХ века. Когда пришли люди с войны, один справлялся и жил дальше, а второй нет. Человек смог выжить в концлагере, а в мирное время не адаптировался и покончил жизнь самоубийством.

- Стоит обсуждать эти темы с родителями? Часто ведь воспринимается как упрек: тебя вырастили, а ты о травмах…

Что бы мы ни делали, детям всегда будет, что рассказать психологу. Наступает время, когда человек понимает, как это сделать, чтобы не травмировать родителей. Даже говоря о детских травмах, я предлагаю не делать из родителей извергов. Это люди, которые воспитывали, как умели. Бывает, что мы в 5 лет попросили маму помочь, а она была занята. И все, мы решили, что люди не помогут. И в 35 лет с этой установкой живем. Тогда к маме ли этот вопрос? Сначала можно говорить с близкими, которые не будут обесценивать ваш опыт. Но те же друзья не всегда готовы переваривать наш опыт.

, (не волнуйтесь, ненадолго), и поговорим на тему, которая всегда вызывает живой интерес. И прежде всего, не профессиональный, а личный. Ведь многие из вас имеют деток, а многие планируют их иметь, и вопрос выбора детской обуви у кого-то уже стоял, у кого-то будет стоять.

А больше всего повезло тем, кто как раз сейчас задается вопросами:

  • Какой должна быть правильная детская обувь?
  • Почему у детей развивается плоскостопие, и как этого избежать?
  • Правда ли, что первая обувь для малыша должна быть «ортопедической»?
  • Должен ли ребенок дома ходить в обуви?
  • Какой должна быть домашняя обувь для ребенка?
  • Обязательно ли в детской обуви должен быть супинатор?

Тема животрепещущая: уж очень часто совсем крохам назначают ортопедическую обувь, причем нередко врачи-ортопеды противоречат друг другу. Один ставит ребенку в 2 года плоскостопие и направляет за ортопедической обувью, другой говорит, что, мол, ваш малыш абсолютно здоров, и советует маме попить пустырник, а ребенку бегать, прыгать и радоваться беззаботному детству. Один говорит, что обязательно в детской обуви должен быть супинатор, другой категорически с этим не согласен.

Как вы помните, я к врачам-ортопедам не отношусь, поэтому чтобы разобраться в этом вопросе, я вам предлагаю, как обычно, включить логику.

Включили? Тогда давайте разбираться вместе.

Как формируется стопа ребенка?

Как-то мы с вами уже говорили, что представляет собой стопа. Если забыли, почитайте вот . Давайте посмотрим, как она развивается.

Итак, первое, что нужно уяснить: ребенок рождается с плоской стопой. Вспомните, дорогие мамочки, как выглядели стопы ваших деток, когда они еще даже под стол пешком не ходили.

Как видите, место, которое потом станет продольным сводом, сейчас заполнено жирком. И это правильно. Ведь свод – это что? Это рессора, которая пружинит, когда мы ходим, чтобы погасить ударные нагрузки и не «разбомбить» суставы ног и позвоночник. А зачем такому детенышу рессора? Ведь он еще не ходит. Логично?

Вспомним еще один важный момент: арочная форма сводов поддерживается мышцами голени и стопы. Но мышцы еще не развиты, поскольку наш малыш пока не ходит, не бегает, не прыгает. А когда он встает на ножки и делает свои первые шажочки, жировая подушечка стоп очень даже ему пригодится.

  • Во-первых, она увеличивает площадь опоры и повышает устойчивость нашего героя, чтобы он понял, что ходить-то, оказывается, прикольно! И больше увидишь, и больше пощупаешь, и мамку не надо звать, можно до нее дотопать. Сначала по стеночке, потом короткими перебежками, и вот уже «идет бычок, качается». 🙂
  • Во-вторых, подошвенный жирок нужен для амортизации, пока еще нет полноценной рессоры.

Такая объемная жировая подушечка сохраняется у деток до 3-летнего возраста, а затем начинает постепенно рассасываться. К 5 годам вырисовывается продольный свод, а в 7-10 лет мы уже видим стопу, совсем похожую на взрослую. А полностью формирование стопы человека заканчивается примерно в 20-21 год, у девочек – на 2-3 года раньше. Это означает, что к этому возрасту происходит окостенение всех хрящевых структур стопы.

Но пока малыш станет ходить уверенно, он пройдет сложную школу эквилибристики. Как только он встает на ножки, он опирается больше на наружные своды стопы. Это называется «варусная установка стоп». Она бывает у деток примерно до 1,5 лет.

По мере того, как малыш учится ходить, он пытается удержать равновесие, широко расставляя ножки. В сохранении равновесия ему помогает как раз та самая жировая подушечка, о которой мы говорили выше, и на которую он начинает опираться. Получается некоторый завал стоп внутрь. Это называется вальгусной установкой стоп. Вот как это выглядит:

Такое состояние отмечается, как правило, в 2-4 года. Далее, по мере укрепления мышечно-связочного аппарата стоп, форма ножек обычно выравнивается: голень, колени и бедро выстраиваются по одной линии. И если в норме угол вальгусного отклонения пяточной кости в 3 года составляет 5-10 °, то к 7 годам он равен 0-2 °.

Итак, делаем выводы:

  1. Плоскостопие есть у всех детей до 5 лет

  2. Вальгусная установка стоп до 4-5 летнего возраста – это вариант нормы

Поэтому если вашему двух-трехгодовалому ребенку поставили диагноз «плоскостопие», знайте, что все идет по плану, и беспокоиться не о чем. И абсолютно незачем бежать за ортопедической обувью. Ну, и что, что врач назначил? Вы — мать или кто? Лучше сконцентрируйте свое внимание на укрепление мышц стоп и голеней своей кровиночки, и будет вам всем счастье: и родителям, и малышу, и его стопам. 🙂

Назад, в прошлое

В 60-е годах прошлого столетия сотрудники Ленинградского института протезирования им. Альбрехта провели исследование, в котором участвовало около 5000 детей. Они оценивали «созревание» сводов стопы. И смотрите, что получилось: в 2 года плоскостопие было выявлено у 97,6% детей, а в 9 лет оно осталось только у 4% наблюдаемых. Конечно, если провести это исследование в наши дни, показатели будут более плачевными.

Я иногда думаю: если убрать сейчас все компьютеры, гаджеты, телефоны, что будут делать дети? А взрослые? Интересно, а скакалки сейчас продаются, или это уже раритет? А современные дети знают игру «вышибалы»? А в бадминтон играют?

Себя в детские годы помню исключительно с намазанными зеленкой коленками. Мы дома не сидели, особенно, в выходной. Все время бегали, прыгали, так что диагноз «плоскостопие» в моей детской памяти не отложился.

********************************************************************************************************

Как тренируются мышцы сводов стопы?

Вы видели когда-нибудь на картинах Адама и Еву в обуви? Вы думаете, Богу жалко было им сварганить какие-нибудь штиблеты? Или у него фантазии на это не хватило?

Ничего подобного!

Просто стопа, чтобы быть здоровой и счастливой, должна работать. А для этого нужно больше ходить, причем, босиком и по неровной поверхности, чтобы мышцы стопы и голени сокращались, пытаясь сохранить на ней равновесие, тренировались и выполняли свою великую миссию: блюсти здоровье нашей рессоры. Если все время ходить по ровной жесткой поверхности, да к тому же заковать стопу в обувь, мышцы ее ослабеют, перестанут удерживать своды, и они начнут уплощаться.

Вывод:

Нужно создать для ребенка такие условия, чтобы мышечно-связочный аппарат стопы как можно больше работал. Если есть такая возможность, пусть ребенок, хотя бы дома, ходит босиком.

Правда, в этом вопросе врачи-ортопеды расходятся в мнениях. Одни говорят, что дети должны обязательно носить дома обувь, другие — чтобы они по возможности дома бегали босиком.

Я склоняюсь ко второму мнению.

  • Во-первых , исходя из своего педиатрического опыта. У детей из многодетных семей намного реже встречается плоскостопие. 🙂
  • Во-вторых, нормальный ребенок, у которого шило в попе, он не просто ходит по квартире. Он садится на коленки, собирая какую-нибудь пирамидку, ползает, играя с машинкой, танцует, приседает и делает массу других движений, которые помогают стопе формироваться. А обувь этому только мешает.

Если пол холодный, то надевайте малышу теплые носочки. Сейчас бывают даже на не скользящей «подошве». Для тех деток, кто делает свои первые шаги, идеально подойдут обычные тоненькие пинетки (если босиком по каким-то причинам им перемещаться нежелательно).

  • В-третьих, из своего личного опыта. Раньше наши родители и слыхом не слыхивали об ортопедической обуви, и мы дома ходили либо в обычных мягких тапочках, либо босиком. И здоровее были.

Что еще нужно для тренировки мышечного аппарата стопы?

  1. Если средства и место позволяют, приобретите шведскую стенку и мягкий коврик рядом на случай падения. Пусть ребенок уже с 2-3 лет осваивает ее.
  2. Купите велосипед, и пусть ваш дитеныш крутит педали: дома босиком или в носочках, на улице – в обуви с мягкой подошвой.
  3. Приобретите в ортосалоне или у себя, в аптеке, массажный коврик и положите в том месте, где чаще всего пробегает ребенок. Что-нибудь вроде этого:

  1. Есть и эконом. вариант: найдите у себя в «закромах» кусок ткани, положите его на пол, разбросайте по нему бусинки или пуговицы. Можно дать задание вашему малышу пальчиками ног собрать бусинки в коробочку.
  2. А можно сделать так:

6. Найдите в интернете упражнения для стопы и делайте вместе с ребенком. Вспомните, как раньше на физкультуре учитель говорил: «Идем на носочках, теперь на пяточках, на внутренней стороне стопы, на наружной». И это классная тренировка мышц!

Пишите, комментируйте, делитесь своим опытом.

Кстати, я выложила правильные ответы на тест по препаратам от . Смотрите внизу страницы.

С любовью к вам, Марина Кузнецова

Вы замечали, что у детей обувь изнашивается не ровно? Стоптанность края подошвы или каблука, неестественное отклонение верха обуви, завал на внутреннюю или наружную сторону?

А ведь по характеру износа обуви (подошвы и каблука) можно диагностировать различные проблемы стопы. Дело в том, что уплощение продольного свода стопы и отклонение оси стопы способствует неравномерному износу обуви.\

Для этого теста наиболее предпочтительна обувь с мягкой подошвой из чепрака. По износу чепрачной подошвы и каблука, всего за 15-20 дней можно диагностировать состояние стопы ребенка.

На рисунке ниже обозначены наиболее частые зоны «износа» и постарались описать, с чем это может быть связано.

Зона 1. Износ обуви в норме - у ребенка здоровая ступня. Это естественное стаптывание, которое происходит за счет того, что при правильной ходьбе и отсутствии каких-либо отклонений каблук встречается с полом первым , а точнее его дистальная часть (расположенная дальше от центра) несколько латеральнее (относящийся к боковой стороне) от срединной линии. Это говорит о том, что стопа ребенка несколько ротирована наружу, и ходьба происходит с «пятки на носок » , то есть все в порядке.

Зона 2. Угроза продольного плоскостопия. Рекомендуется сходить на консультацию к врачу-ортопеду. Важно делать массаж стоп, чаще ходить босиком по неровным поверхностям (трава, мелкая галька, массажные коврики), использовать по рекомендации специалиста ортопедическую обувь и стельки для профилактики процесса деформации стопы.

Зона 3. Наличие дисфункции - выраженная плоско-вальгусная (искривление вовнутрь конечностей (по отношению к средней линии) начальная деформация стопы. Обувайте ребенка в обувь с каблуком Томаса, который основывается на увеличении определенной части подошвы на несколько миллиметров (в зависимости от возраста и роста ребенка). Также необходимо использовать обувь, ортопедические стельки с супинатором.

Зона 3-4. Угроза серьезной дисфункции - имеются дефекты ступней и коленей, к которым привело запущенное продольное плоскостопие. В обязательном порядке обратитесь за консультацией к ортопеду и неврологу. Необходимо использовать дома и для выхода на улицу ортопедические стельки и специальную ортопедическую обувь (с наружным жестким берцем).

Зона 5-6. Наличие серьезной дисфункции и патологии (зачастую, последствия травм, ДЦП, полиомиелита, врожденных аномалий развития) - незамедлительно обратитесь к врачу-ортопеду для консультации, выбора обуви и комплексного лечения.

Признаки неравномерного износа подошвы и каблука - первый сигнал для визита к ортопеду. Однако прежде чем паниковать, учтите характер поведения и предпочтений вашего ребенка. То, как он пинает мяч, ездит и тормозит на велосипеде, самокате, играет в классики. Активная игровая деятельность может способствовать интенсивному и неравномерному износу подошвы.

Подготовила Марьяна Чорновил

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама