THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Во многих своих произведениях размышляет Некрасов над судьбой русской крестьянки: в поэме «Мороз, Красный нос», стихотворениях «Тройка», «В полном разгаре страда деревенская...», «Орина, мать солдатская» и во многих других. В галерее замечательных женских образов особое место занимает образ Матрены Тимофеевны Корчагиной - героини поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Народная молва приводит крестьян-правдоискателей в село Клин, где они надеются встретиться со счастливой крестьянкой. Сколько же тяжелых страданий выпало на долю этой «счастливой» женщины! Но от всего ее облика исходит такая и сила, что нельзя не залюбоваться ею. Как напоминает она тип «величавой славянки», о которой с восторгом писал Некрасов в поэме «Мороз, Красный нос».

В беде - не сробеет, - спасет:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет!

Матрена начинает свое неторопливое повествование о собственной судьбе, это рассказ о том, за что в народе ее почитают счастливой. Матрене Тимофеевне, по ее словам, в девичестве повезло:

Мне в девках выпало:

У нас была хорошая,

Непьющая семья.

Заботой и лаской окружала семья любимую дочурку. На седьмом году крестьянскую дочку стали приучать к труду: «за бурушкой сама... в стадо бегала, отцу носила завтракать, утяточек пасла». И труд этот был ей в радость. Матрена Тимофеевна, наработавшись в поле, вымоется в баньке и готова петь, плясать:

И добрая работница,

И петь-плясать охотница

Я смолоду была.

Но как мало светлых моментов в ее жизни! Один из них - помолвка с любимым Филиппушкой. Всю ночь не спала Матрена, думая о предстоящем замужестве: ее страшило «подневолье». И все-таки любовь оказалась сильнее опасений попасть в рабство.

Тогда и было счастьице,

А больше вряд когда!

А потом, после замужества, она попала «с девичьей холи в ад». Изнурительная работа, «обиды смертные», несчастья с детьми, разлука с мужем, которого незаконно забрали в рекруты, и многие другие невзгоды - таков жизненный путь Матрены Тимофеевны. С болью говорит она о том, что в ней:

Нет косточки неломаной,

Нет жилочки нетянутой.

Я поражаюсь той стойкости, тому мужеству, с которым выносила эта замечательная женщина страдания, не склонив своей гордой головы. Сердце обливается кровью, когда читаешь строки поэмы о безутешном горе матери, потерявшей своего сына-первенца Демушку:

Я клубышком каталася,

Я червышком свивалася,

Звала, будила Демушку

Да поздно было звать!..

Рассудок готов помутиться от страшного несчастья. Но огромная душевная сила помогает Матрене Тимофеевне выстоять. Своим врагам, становому и лекарю, терзающим «тело белое» ее сына, она шлет гневные проклятья: «Злодеи! Палачи!» Матрена Тимофеевна хочет найти на «их управу, нр отговаривает ее: «Высоко Бог, далеко царь... Нам правды не найти». «Да почему же, дедушка?» - спрашивает несчастная. «Ты - крепостная женщина!» - и это звучит окончательным приговором.

И все же, когда со вторым ее сыном случается несчастье, она становится «дерзкой»: решительно сбивает с ног старосту Силантия, спасая Федотушку от наказания, принимая его розги на себя. Матрена Тимофеевна готова выдержать любые испытания, нечеловеческие муки, чтобы отстоять своих детей, мужа от житейских бед. Какая огромная сила воли должна быть у женщины, чтобы отправиться одной в морозную зимнюю ночь за десятки верст в губернский город в поисках правды. Безгранична ее любовь к мужу, выдержавшая такое суровое испытание. Губернаторша, пораженная ее самоотверженным поступком, оказала «великую милость»:

Послали в Клин нарочного,

Всю истину доведали

Филиппушку спасли.

Чувство собственного достоинства, которое проявилось у Матрены Тимофеевны в девичьи годы, помогает ей идти величаво по жизни. Это чувство ограждает ее от наглых притязаний Ситникова, стремящегося сделать ее любовницей. Тучей сгущается в ее душе гнев против поработителей, она сама говорит о своем гневном сердце мужикам-правдоискателям. Огромная внутренняя сила, ненависть к угнетателям и способность протестовать - это те замечательные качества, которые прежде всего подчеркивает Некрасов в русской крестьянке. Люди, подобные ей, свидетельствовали о том, какая богатырская, несокрушимая сила сокрыта в народной душе.

Все героини Некрасова - женщины самоотверженные, сильные, способные принести себя в жертву тем, кого они любят. Пример удивительной стойкости, благородства, самоотречения являют нам образы его поэмы «Русские женщины» - княгини Трубецкая и Волконская. Привыкшие к великолепию светской жизни, роскоши и достатку, они, презрев осуждения света, зная, на какие муки обрекают себя, отправляются за своими мужьями-декабристами в Сибирь. Лживое, пустое высшее общество для них - лишь «маскарад», «нахальной дряни торжество», где царят «подленькая месть» и ханжество, мужчины там - «сборище Иуд, а женщины - рабы».

Почему некрасовские героини выносят мужчинам столь строгий приговор? Да потому, что они, поддавшись на соблазны светской жизни, не пожелали разделить участь декабристов, пожертвовать собой во имя свободы, счастья и справедливости. Трубецкая и Волконская меняют суету света «на любви бескорыстной», они так же, как и их мужья, хотят пострадать за свободу, им тоже небезразличны судьбы русского народа: княгине Трубецкой «снятся стоны бурлаков на волжских берегах», а Волконская, соприкоснувшись с жизнью народа и узнав широту его души, восклицает:

Ты любишь несчастного, русский народ!

Страдания нас породнили...

Женщина в некрасовской поэзии всегда обречена на несправедливость, ее несчастная предопределена тем обществом, в котором она живет. В стихотворении «Тройка» Некрасов обращается к молодой девушке, у которой впереди еще целая жизнь; она полна озорства и веселья, ей не чужды девичьи игривые мечты. Она еще не знает, что ждет ее в жизни, и «жадно глядит на дорогу», заигрывая с «проезжим корнетом». Но Некрасов предрекает ей жалкое и убогое существование; ни красота, ни веселый нрав не помогут ей избежать тяжелой женской доли:

За неряху пойдешь мужика.

Завязавши под мышки передник,

Перетянешь уродливо грудь,

Будет бить тебя муж-привередник

И свекровь в три погибели гнуть.

Поистине величественный и светлый образ русской женщины предстает перед нами в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Это - крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина. Вся ее жизнь, которая проходит в непосильном труде, - пример удивительной стойкости, терпения и силы характера. Именно о таких женщинах, как Матрена, Некрасов писал:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет.

Никакие жизненные неудачи и удары судьбы не могут сломить ее, она способна выстоять перед любыми испытаниями, и, несмотря ни на что, она не поддается отчаянию и озлоблению и безропотно несет свой крест. Эпический тон повествования придает ее образу всеобщности. Некрасов осмысливает историю Матрены как судьбу русской крестьянки вообще и, рисуя ее героический жизненный подвиг, показывает, что такие, как она, имеют право на иную жизнь, на подлинную свободу и справедливость.

«Кто ж защитит тебя?» - обращается Некрасов к женщине в одном из своих стихотворений. Он понимает, что, кроме него, больше некому замолвить слово о страдалице земли русской, подвиг которой незаметен, но велик!

Практически у каждого писателя есть сокровенная тема, волнующая его особенно сильно и лейтмотивом проходящая через все творчество. Для Некрасова, певца русского народа, такой темой стала судьба русской женщины. Простые крепостные крестьянки, гордые княгини и даже падшие женщины, опустившиеся на социальное дно – для каждой у писателя находилось теплое слово. И всех их, столь различных на первый взгляд, объединяла полная бесправность и несчастье, считавшиеся в то время нормой. На фоне всеобщей крепостной повинности судьба простой женщины выглядит еще страшнее, ведь она вынуждена «до гроба рабу покоряться» и «быть матерью сына-раба» («Мороз, красный нос»), т.е. она является рабыней в квадрате. «Ключи от счастья женского», от их «вольной волюшки» давным-давно потеряны – вот к какой проблеме старался привлечь внимание поэт. Так появляется невероятно светлый и сильный образ Матрены Тимофеевны в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова.
История судьбы Матрены изложена в третьей части поэмы, так и называющейся: «Крестьянка». К женщине странников приводит молва, утверждающая, что если кто из женщин и может быть назван счастливицей, то исключительно «губернаторша» из села Клину. Однако Матрена Тимофеевна Корчагина, «осанистая», красивая и строгая женщина, услышав вопрос мужиков о своем счастье, «закручинилась, задумалась» и даже не хотела изначально ни о чем говорить. Уже стемнело, и месяц со звездами вышел на небо, когда Матрена все же решилась «всю душу открывать».

Только в самом начале жизнь была добра к ней – вспоминает Матрена. Родная матушка и отец заботились о дочери, звали «касатушкой», холили и лелеяли. Обратим внимание на огромное количество слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: позднехонько, солнышко, корочку и т.д., характерных для устного народного творчества. Здесь заметно влияние на поэму Некрасова русского фольклора – в народных песнях, как правило, воспевается пора беззаботного девичества, резко контрастирующая с последующим тяжелым житьем-бытьем в семье мужа. Автор использует этот сюжет для построения образа Матрены и практически дословно переносит из песен описание жизни девушки с родителями. Часть фольклора вводится в текст напрямую. Это свадебные песни, плач-причитание над невестой и песня самой невесты, а также подробное описание обряда сватанья.

Как ни старалась Матрена продлить свою вольную жизнь, а все же ее выдают замуж за мужчину, еще и чужого, не из родной деревни. Вскоре девушка вместе с мужем Филиппом покидает дом и отправляется в незнакомый край, в большую и неприветливую семью. Там она попадает «с девичьей холи» в ад, что также передается с помощью народной песни. «Сонливая, дремливая, неурядливая!» – так называют в семье Матрену, и каждый старается задать ей побольше работы. Нет надежды и на заступничество мужа: хоть они и одногодки, и Филипп хорошо относится к жене, а все же порой поколачивает («плетка свистнула, кровь пробрызнула») и не подумает облегчить ее жизнь. К тому же он почти все свободное время проводит на заработках, а Матрену «некому любить».

В этой части поэмы отчетливо становится видна незаурядный характер и внутренняя душевная стойкость Матрены. Другая бы давно отчаялась, а она делает все, как велено и всегда находит повод порадоваться самым простым вещам. Вернулся муж, «привез платочек шелковый / Да прокатил на саночках» – и Матрена запела радостно, как раньше певала в родительском дому.

Единственное счастье крестьянки – в ее детях. Вот и у героини Некрасова появляется первенец, на которого она не может наглядеться: «Как писаный был Демушка!». Автор очень убедительно показывает: именно дети не дают крестьянке озлобиться, поддерживают в ней воистину ангельское терпение. Великое призвание – растить и защищать своих детей – подымает Матрену над серой обыденной жизнью. Образ женщины превращается в героический.

Но крестьянке не суждено долго наслаждаться своим счастьем: нужно продолжать работу, а ребенок, оставленный на попечение старику, из-за трагической случайности погибает. Смерть ребенка в то время не была редким событием, это несчастье часто обрушивалось на семью. Но Матрене тяжелее прочих – мало того, что это ее первенец, – так еще и приехавшая из города власть решает, что это сама мать в сговоре с бывшим каторжником дедом Савелием убила своего сына. Как ни плачет Матрена, приходится ей присутствовать при вскрытии Демушки – его «испластали», и эта страшная картина навсегда запечатлелась в материнской памяти.

Характеристика Матрены Тимофеевны не была бы полной без еще одной немаловажной детали – ее готовности пожертвовать собой за других. Ее дети – вот что остается для крестьянки самым святым: «Лишь деточек не трогайте! За них горой стояла я…». Показателен в этом плане эпизод, когда Матрена принимает на себя наказание сына. Он, будучи подпаском, потерял овцу, и его должны были за это высечь. Но мать бросилась в ноги помещику, и тот «милостиво» простил подростка, велев взамен высечь «дерзкую бабу». Ради своих детей Матрена готова пойти даже против бога. Когда в село приходит странница со странным требованием не кормить детей грудью по средам и пятницам, женщина оказывается единственной, кто ее не послушался. «Кому терпеть, так матери» – в этих словах Матрены выражена вся глубина ее материнской любви.

Еще одна ключевая черта крестьянки – это ее решительность. Покорная и уступчивая, она знает, когда нужно бороться за свое счастье. Так, именно Матрена из всей огромной семьи решается вступиться за мужа, когда того забирают в солдаты и, упав в ноги губернаторше, приводит его домой. За этот поступок она получает высшую награду – народное уважение. Отсюда и пошло ее прозвище «губернаторша». Теперь в семье ее любят, а в селе считают счастливицей. Но невзгоды и «гроза душевная», прошедшие по жизни Матрены, не дают ей возможности самой отозваться о себе как о счастливой.

Решительная, самоотверженная, простая и искренняя женщина и мать, одна из множества русских крестьянок – такой предстает перед читателем «Кому на Руси жить хорошо» Матрена Корчагина.

Описание образа Матрены Корчагиной и её характеристика в поэме помогу учащимся 10 классов перед написанием сочинения на тему «Образ Матрены Тимофеевны в «Кому на Руси жить хорошо»».

Тест по произведению

Счастливая крестьянка Матрёна

Матрёна Тимофеевна Корчагина, по прозвищу Губернаторша, из села Клин – главная героиня третьей части поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова . Вот как характеризуют её мужики: «Корова холмогорская, не баба! Доброумнее и глаже – бабы нет». Чтобы ответить на вопрос, счастлива ли она, Матрёна без утайки рассказывает свою жизнь и подводит итог: в её жизни бывали счастливые моменты (девичество, сватовство жениха, спасение мужа от неправедного рекрутства). Она говорит: «Ногами я не топтана, верёвками не вязана, иголками не колота». Но может ли быть счастлива женщина, по которой прошли гроза душевная, кровь первенца, обиды смертные и плеть, только не отведала она стыда неискупимого? Под стыдом неискупимым Матрёна подразумевает домогательства господского управляющего Ситникова, который, к счастью Матрёны, умер от холеры.

Ключи от женского счастья, по легенде, которую Матрёне рассказала старуха-богомолка, потеряны у самого Бога.

Портрет Матрёны Тимофеевны

Эта тридцативосьмилетняя суровая женщина, считающаяся уже старухой, по-крестьянски красива: осанистая, широкая, плотная, с большими строгими глазами, богатейшими ресницами. Волос у неё с проседью, кожа смуглая. Для её портрета Некрасов использует эпитеты. Одежда Матрёны свидетельствует о её трудолюбии: рубаха белая, сарафан коротенький (чтобы удобней было работать).

Девичество Матрёны

Матрёна считает своё детство счастливым. Батюшка будил её рано, а матушка жалела. Но крестьянская жизнь – это труд с детства. В семь лет Матрёна уже бегала в стадо, носила отцу завтрак, пасла уток, гребла сено. Ей нравилась такая жизнь: работа в поле, баня, работа за прялками с подружками, а иногда и песни-пляски.

Суженым Матрёны стал парень с чужой стороны (за сорок вёрст от неё) – печник Филипп Корчагин. Матушка отговаривала Матрёну: «Там холодно, там голодно». Матрёна покорилась судьбе.

Судьба Матрёны в чужой семье

Судьбу девушки, выданной замуж в чужую семью, Матрёна пропевает слушателям-крестьянам в народных песнях. В семье мужа Матрёне жилось, как в аду. Она должна была прислуживать старшей золовке Марфе, приглядывать за свёкром, чтобы не ушёл в кабак, сносить ругань свекрови. Муж советовал Матрёне молчать и терпеть. Зато с ним были «лады». Матрёна признаётся, что муж ударил её только один раз, и не видит в этом ничего зазорного: жене негоже считать мужнины побои.

Но обычно муж заступался за Матрёну, как в голодный год, когда свекровь обвиняла невестку в голоде, потому что в Рождество она надела чистую рубаху (суеверие).

Матрёна-мать

У Матрёны пятеро сыновей, одного уже взяли в солдаты. Двадцать лет назад Матрёна родила первенца, сына Дёмушку, с которым случилось несчастье. Некрасов описывает беду с помощью психологического параллелизма. Как мать-соловушка плачет о своих сгоревших птенчиках, которых не уберегла, потому что её не было рядом с гнездом, так по велению свекрови Матрёна оставила Дёмушку у дедушки мужа, столетнего Савельича, а он его не уберёг: свиньи съели младенца.

Горе Матрёны усугубляют «неправедные судьи», которые клевещут на неё, что она состояла в сожительстве с Савельичем, что убила ребёнка в сговоре с ним, что отравила его.

Для крестьянки жизнь и смерть – единый непрерывный процесс, в котором всё должно быть по обряду. Для неё вскрытие тела – это поругание, большая беда, чем смерть: «Я не ропщу... что Бог прибрал младенчика, а больно то, зачем они ругалися над ним».

Матрёна родила за 3 года троих детей и погрузилась в заботы: «Некогда ни думать, ни печалиться», «поешь – когда останется, уснёшь – когда больна».

Любовь матери к детям безгранична, ради детей она готова противиться самому Богу. Она не стала морить голодом младенцев по постным дням, как велела богомольная странница, хотя и боялась кары Божьей.

Ради старшего сына Федота Матрёна перенесла избиение плетью. Восьмилетний подпасок Федот пожалел голодную щенную волчицу, которая выла, будто плакала. Он отдал ей уже мёртвую овцу, которую сначала бесстрашно вырвал из пасти. Когда староста решил поучить Федота за овцу, Матрёна бросилась в ноги помещику, велевшему простить мальчика и поучить бабу.

Матрёна – особенная крестьянка

Матрёна, хотя и послушна родителям, родне и мужу, способна анализировать и выбирать, противостоять общественному мнению.

Савелий, бывший каторжник, помогает Матрёне осознать, как нужно жить в неправедном обществе. Нужно нести подношения начальству, не стоит искать правды у Бога и царя: «Высоко Бог, далёко царь». Савелий говорит, что нужно терпеть, потому что «ты – крепостная женщина!»

Матрёна-губернаторша

Матрёна прославилась среди крестьян и добилась уважения мужниной родни, когда спасла своего мужа от солдатской службы, хотя за его семью в рекруты уже ушёл старший брат.

Боясь тяжёлого будущего для себя и своих лишённых отца детей, которых будут «пощипывать-поколачивать», Матрёна ночью побежала просить милости у губернатора. Наученная опытом, Матрёна дала двугривенный стражнику, целковый швейцару Макару Федосеичу за то, что он вовремя проведёт её к губернатору.

Обстоятельства сложились для Матрёны благоприятно. Крестьянка бросилась в ноги губернаторше и открыла ей свою жалобу: кормильца и родителя берут обманом, не по-божески. Губернаторша была с ней ласкова, крестила родившегося тут же мальчика Лиодорушкой и спасла Филиппа. За это доброе дело Матрёна всем велит прославлять и благодарить губернаторшу Елену Александровну.

  • Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Ясырева Анастасия

Скачать:

Подписи к слайдам:

«…Мне
счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья.
За батюшкой, за матушкой,
Как у Христа за пазухой,
Жила я,
молодцы…»
«…Да
как я их ни бегала,
А выискался суженый,
На горе - чужанин!
Филипп Корчагин -
питерщик
,
По мастерству
печник…»
Жизнь до замужества
Н. А. Некрасов
Кому на Руси жить хорошо
Глава «Крестьянка»
«С
большущей сивой гривою,
Чай, двадцать лет не стриженной,
С большущей бородой,
Дед на медведя смахивал,
Особенно как из лесу,
Согнувшись, выходил.
Дугой спина у дедушки, -
Сначала всё боялась я,
Как в низенькую горенку
Входил он. ну распрямится?
Пробьет дыру
медведище
В светелке головой

Савелий - клейменый
, да не раб!
«Семья
была большущая,
Сварливая... попала я
С девичьей холи в ад

Жизнь в новой семье


Подписи к слайдам:

«Как
писаный был
Демушка

Краса
взята у
солнышка…
Весь
гнев с души красавец мой
Согнал улыбкой ангельской,
Как солнышко весеннее
Сгоняет снег с полей
...»
Рождение ребёнка
Смерть
Демушки
Его
смерть оказалась для нее слишком тяжелым испытанием.
Н. А. Некрасов
Кому на Руси жить хорошо
Глава «Крестьянка»

Ключи от счастья женского
,
От
нашей вольной волюшки
Заброшены
, потеряны
У
бога самого!”
Жизнь Матрены Тимофеевны
- это постоянная борьба за выживание, и ей удается выйти победительницей из этой борьбы.
Любовь к
детям, к своей семье
- это самое главное, что есть у крестьянской женщины, поэтому Матрена Тимофеевна готова на все, лишь бы защитить своих
ребятишек и своего мужа.

Предварительный просмотр:

Образ Матрены Тимофеевны (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

Образ простой русской крестьянки Матрены Тимофеевны удивительно ярок и реалистичен. В этом образе Некрасов соединил все черты и качества, свойственные русским крестьянским женщинам. И судьба Матрены Тимофеевны во многом схожа с судьбой других женщин.

Родилась Матрена Тимофеевна в большой крестьянской семье. Самые первые годы жизни были по-настоящему счастливыми. Всю жизнь Матрена Тимофеевна вспоминает эту беззаботную пору, когда она была окружена любовью и заботой родителей. Но крестьянские дети взрослеют очень быстро. Поэтому, как только девочка подросла, она стала во всем помогать своим родителям Постепенно игры забывались, на них оставалось все меньше и меньше времени, на первое место встала нелегкая крестьянская работа. Но молодость все равно берет свое, и даже после тяжелого трудового дня девушка находила время для отдыха.

Матрена Тимофеевна вспоминает свою юность. Она была хороша собой, трудолюбива, деятельна. Неудивительно, что на нее заглядывались парни. И вот появился суженый, за которого родители отдают замуж Матрену Тимофеевну. Замужество означает, что теперь свободная и вольная жизнь девушки закончилась. Теперь она будет жить в чужой семье, где к ней будут относиться далеко не лучшим образом.

Матрена Тимофеевна делится своими горестными раздумьями. Ей совсем не хотелось менять свою вольную жизнь в родительском доме на жизнь в чужой, незнакомой семье.

Уже с самых первых дней в доме мужа поняла Матрена Тимофеевна, как тяжело ей теперь придется. Отношения со свекром, свекровью и золовками складывались очень непросто, в новой семье Матрене приходилось много работать, и при этом никто слова доброго ей не говорил. Однако даже в такой нелегкой жизни, которая была у крестьянки, находились свои немудреные и простые радости. Отношения между Матреной Тимофеевной и ее мужем далеко не всегда складывались безоблачно. Муж имеет право бить свою жену, если его что-то не устраивает в ее поведении. И никто не встанет на защиту бедняжки, наоборот, все родственники в семье мужа только будут рады посмотреть на ее страдания.

Такой стала жизнь Матрены Тимофеевны после замужества. Дни тянулись однообразные, серые, удивительно похожие друг на друга: тяжелая работа, ссоры и попреки родственников. Но крестьянская женщина обладает поистине ангельским терпением, поэтому, не жалуясь, выносит все тяготы, выпавшие на ее долю. Рождение ребенка является тем событием, которое переворачивает всю ее жизнь. Теперь уже женщина не так озлоблена на весь белый свет, любовь к малышу согревает и радует ее.

Радость крестьянки от рождения сына не была долгой. Работа в поле требует очень много сил и времени, а тут еще грудной младенец на руках. Сначала Матрена Тимофеевна брала с собой ребенка в поле. Но потом свекровь начала ее упрекать, ведь с ребенком невозможно работать с полной самоотдачей. И бедной Матрене пришлось оставлять малыша с дедом Савелием. Однажды старик недоглядел - и ребенок погиб.

Смерть ребенка - это ужасная трагедия. Но крестьянам приходится мириться с тем, что очень часто их дети умирают. Однако у Матрены это первый ребенок, поэтому его смерть оказалась для нее слишком тяжелым испытанием. А тут еще дополнительная беда - в деревню приезжает полиция, лекарь и становой обвиняют Матрену в том, что она в сговоре с бывшим каторжником дедом Савелием погубила ребенка. Матрена Тимофеевна умоляет не делать вскрытие, чтобы похоронить ребенка без поругания над телом Но никто не слушает крестьянку. Она едва не сходит с ума от всего случившегося.

Все тяготы тяжелой крестьянской жизни, смерть ребенка все же не могут сломить Матрену Тимофеевну. Проходит время, у нее каждый год рождаются дети. И она продолжает жить, растить своих детей, выполнять тяжелую работу. Любовь к детям - это самое главное, что есть у крестьянской женщины, поэтому Матрена Тимофеевна готова на все, лишь бы защитить своих ненаглядных чад. Об этом свидетельствует эпизод, когда за провинность хотели наказать ее сына Федота.

Матрена бросается в ноги к проезжавшему мимо помещику, чтобы тот помог спасти мальчишку от наказания. И помещик велел:

“Подпаска малолетнего

По младости, по глупости

Простить... а бабу дерзкую

Примерно наказать!”

За что вытерпела наказание Матрена Тимофеевна? За свою безграничную любовь к своим детям, за готовность пожертвовать собой ради других. Готовность к самопожертвованию проявляется и в том, как Матрена бросается искать спасения для своего мужа от рекрутчины. Ей удается добраться до места и попросить помощи у губернаторши, которая действительно помогает Филиппу освободиться от рекрутчины.

Матрена Тимофеевна еще молода, но ей пришлось вынести уже очень и очень много. Ей пришлось пережить смерть ребенка, голодное время, попреки и побои. Она сама говорит о том, что ей рассказала святая странница:

“Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У бога самого!”

Действительно, крестьянскую женщину никак нельзя назвать счастливой. Все трудности и тяжелые испытания, которые выпадают на ее долю, могут сломить и привести человека к гибели не только духовной, но и физической. Очень часто именно так и происходит. Жизнь простой крестьянки редко бывает долгой, очень часто женщины умирают в самом расцвете лет. Нелегко читать строки, повествующие о жизни Матрены Тимофеевны. Но тем не менее нельзя не восхищаться душевной силой этой женщины, которая вынесла столько испытаний и не оказалась сломлена.

Образ Матрены Тимофеевны удивительно гармоничен. Женщина предстает одновременно сильной, выносливой, терпеливой и нежной, любящей, заботливой. Ей приходится самостоятельно справляться с трудностями и бедами, которые выпадают на долю ее семьи, ни от кого не видит Матрена Тимофеевна помощи.

Но, невзирая на все трагическое, что приходится вынести женщине, Матрена Тимофеевна вызывает неподдельное восхищение. Ведь она находит в себе силы жить, работать, продолжает радоваться тем скромным радостям, которые время от времени выпадают на ее долю. И пусть она честно признается, что счастливой ее назвать никак нельзя, она ни на минуту не впадает в грех уныния, продолжает жить.

Жизнь Матрены Тимофеевны - это постоянная борьба за выживание, и ей удается выйти победительницей из этой борьбы.

Подписи к слайдам:

«Не
всё между мужчинами
Отыскивать счастливого,
Пощупаем-ка баб

«…У
нас такой не водится,
А есть в селе Клину:
Корова холмогорская,
Не баба!
доброумнее
И глаже - бабы нет.
Спросите вы Корчагину
Матрену Тимофеевну,
Она же: губернаторша
...»
Н. А. Некрасов
Кому на Руси жить хорошо
Глава «Крестьянка»
"Не дело вы затеяли!
Теперь пора рабочая,
Досуг ли толковать
?..
У
нас уж колос сыпется,
Рук не хватает, милые".
"А мы на что, кума?
Давай серпы! Все семеро
Как станем завтра - к вечеру
Всю рожь твою сожнем
!...
А
ты нам душу выложи!"
"Не скрою ничего!"
«Матрена
Тимофеевна
Осанистая
женщина,
Широкая
и
плотная,
Лет
тридцати
осьми
.
Красива
; волос с проседью,
Глаза
большие, строгие,
Ресницы
богатейшие,
Сурова
и смугла
.
На
ней рубаха
белая,
Да
сарафан коротенький
,
Да
серп через
плечо.»
Внешность героини

Путешествие семерых странников поэмы « » приводят их в одну из усадеб помещика, которая полностью разоряется. Сам хозяин в отъезде, за границей, а управляющий данными территориями при смерти. Крестьяне, которые всю жизнь прислуживали, а теперь оказались свободными, совершенно не знают, что им делать и куда идти. Поэтому, они потихоньку принимаются разбирать и разносить господское добро. И такое печальное положение вещей наблюдалось неоднократно крестьянскими мужиками во время обхода земель русских.

Нытье и отчаяние дворовых крестьян заменяется звуком песни, которая доносится из уст жнецов. Именно здесь, странники и встречают Матрену Тимофеевну.

Перед нами, красивая женщина славянской внешности. С шикарными волосами, с большими глазами, с пышными ресницами. Одета она в чистый, белый наряд и короткий сарафан.

Образ Матрены Тимофеевны не часто можно встретить среди населения. Судьба «наградила» ее многими испытаниями. Проживая в местах, где мужики очень часто уходили в город, женщина вынуждена была брать на свои плечи неподъемную ношу. И несла ее с уверенностью! Такой труд и воспитал ее сильной, гордой и независимой.

Часть поэмы «Крестьянка» изложен от первого лица. Литературные критики замечают, что Матрена Тимофеевна говорит не только о себе, а обо всем народе русском. Ее речь льется в форме песни. А это еще раз подтверждает неразлучность народа и фольклора.

В первой главе Некрасов знакомит читателя с обрядом сватовства, в котором используются подлинные тексты народных песен. На примере замужества Матрены Тимофеевны, Николай Алексеевич пытался передать описание событий, которые рано или поздно происходили в жизни любой девушки.

Во второй главе, героиня очень часто использует, напевает песни, текст которых не был придуман автором, а плавно позаимствован у создателя – у самого народа. И, опять таки, судьба героини касается не только ее, а является общенародной.

И при таком постоянном сравнении, Матрена Тимофеевна не перестает существовать как отдельный персонаж, со своими нравами и характером. Приложенными усилиями, героиня все-таки добилась освобождения мужа. Однако его ожидает дальнейшее рекрутство, что необычайно огорчило женщину.

В образе Матрены Тимофеевны, Николай Некрасов смог совместить все состояния и ситуации, в которые могла попасть обычная русская женщин, и смело пережить их.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама