THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Вышивка бисером

Традиционная украинская вышивка наше время пользуется популярностью.

Вышивка бисером известна еще с глубокой древности. С давних времен, российские умелицы восхищали своим великолепным мастерством вышивания, сначала жемчугом, затем в середине 17 века - цветным стеклянным бисером. Стеклярусом украшалась одежда, вышивались картины с изображением различных пейзажей, церквей, икон и т. д.. В наше время вышивка бисером стала вновь популярной. Элементы из бисера используют в отделке одежды, что придает ей оригинальный и нарядный вид. Многие стили в моде не обходятся без бижутерии из бисера. Бисер, как материал имеет неограниченные цветовые возможности, он дешев и поэтому доступен каждому. Современные рукодельницы не только с успехом украшают одежду, но и обувь, кошельки, чехлы мобильных телефонов и сумочки. Огромную популярность имеет вышивка картин бисером, которые изображают цветы, птиц и животных. Для многих женщин вышивание бисером стало любимым хобби. Этот вид творчества требует особых навыков, терпения, сноровки и аккуратности. Огромную роль играет прекрасное расположение духа и развитая фантазия.

Традиции вышивки бисером в России

Несколько правил для начинающих

Несколько правил для начинающих

В вышивании бисером, как и в любом другом искусстве, существуют необходимые правила:

  • бисер должен быть пришит ровно и одинаковым наклоном;
  • элемент основного рисунка, должен быть в центре вышивки и выделяется отделкой;
  • величина бисера должна быть одинакового размера;
  • полотно для вышивания должно натягиваться очень плотно, поэтому используются гобеленовые рамы или пяльцы;
  • нитки обычно используют синтетические и хромированные, многие пользуются леской;
  • цвет нити должен совпадать с цветом канвы;
  • по канве вышивка выполняется рядами;
  • длина нити на один ряд должна быть в 4-5 раз длиннее самой ширины вышивки;
  • число бисера в ряду должно равняться числу клеток в строке схемы.

В специализированных магазинах продаются разнообразные наборы для вышивания бисером. Новичкам рекомендуется приобрести такой набор. В нем находится все необходимое: бисер, канва, схема, и что самое главное - руководство по вышиванию.

См. также

  • Candlewicking (англ.) - стиль вышивки, обычно нитками натурального цвета на натуральном полотне , с использованием глади и французских узелков

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Вышивка бисером" в других словарях:

    Вышивка бисером - вид рукоделия, известный с древнейших времен. Своего апогея увлечение бисерным рукоделием достигло в конце XVIII в. До нашего времени дошло много образцов этого искусства: панно, картины, сумки, кошельки, пояски, тесемки для шейных крестиков,… … Энциклопедия моды и одежды

    ВЫШИВКА, вышивки, жен. 1. только ед. Действие по гл. вышивать (разг.). Заниматься вышивкой. 2. Вышитый узор на ткани или коже. Красивая вышивка. Вышивка бисером и шелками. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Широко распространённый вид декоративно прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными,… … Художественная энциклопедия

    Вышивка - вид декоративно прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняется посредством вышивания на тканях, коже, войлоке и др. материалах шелковыми, шерстяными, льняными, хлопчатобумажными и металлическими нитками, а также бисером,… … Энциклопедия моды и одежды

    Широко распространённый вид декоративно прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины (См. Вышивальная машина) на различных тканях, коже, войлоке и… … Большая советская энциклопедия

    Вышивальшица, художник Франц Ксавер Зимм Вышивание общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, древесная кора … Википедия

    Вышивальшица, художник Франц Ксавер Зимм Вышивание общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно … Википедия

    БИСЕР - мелкие бусинки из цветного или окрашенного стекла. Из бисера изготовляют бусы и колье, бисером вышивают женские платья, воротнички, панно, диванные подушки, вечерние сумочки и т. п. Изделия с бисером не рекомендуется стирать или подвергать… … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

    1) вулканический массив в Зап. Африке, выс. 4070 м; гос во Камерун. Ряд вулканических вершин этого массива имеет отдельные местные названия. Название Камерун относится ко всему массиву и к действующему влк. в его юго зап. части; образовано от… … Географическая энциклопедия

    Википе тан в пиксельной графике, увеличено в 4 раза Пиксельная графика (или пиксел арт, от англ. pixel art) форма цифровой живописи, созданной на компьютере с помощью растрового графического редактора, где изображение редактируется на уровне … Википедия

Книги

  • Вышивка бисером. Мотивы и идеи , Бенсон Энн. Книга "Вышивка бисером" познакомит вас с этим увлекательным видом рукоделия и поможет вам создать эффектные и разнообразные вышивки, которые украсят брошь, кошелек, подушку в восточном стиле,…

История развития вышивки бисером

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Находки археологов, которые относятся к IX – XII векам, говорят о том, что вышивка существовала уже в эпоху Древней Руси.
Самой нарядной и эффективной среди всех видов являлась вышивка серебряными и золотыми нитями с использованием драгоценных камней, перламутра и речного жемчуга.
Вышивальное искусство постоянно развивалось, но оно было распространено, в основном, среди женщин знатных семей и монахинь. Серебряными и золотыми и нитями в сочетании с самоцветами и жемчугом вышивали богатую одежду царей и бояр, а также церковные облачения. Одежду эту шили из дорогих тканей, шелка и бархата. Это искусство ценилось и входило в круг образовательных наук и обязательных занятий женщин.
Прилежание к рукоделиям почиталось за особую добродетель.
С XVIII века искусство вышивания проникает во все слои населения и становится основным занятием девушек – крестьянок. Принято было считать, что если жена рукодельница, то это – богатство семьи, залог добра, уюта и тепла в доме. Для крестьянской невесты слава хорошей рукодельницы и мастерицы было все равно, что второе приданое.

К середине XVIII века жемчужное шитье, вышивка золотыми нитями постепенно уходит в лета, и на смену ему приходит бисер. Сама Россия бисер не производила, но тем не менее в тот период развитие бисерного рукоделия было настолько популярным и достигло такого совершенства, что конец XVIII и середина XIХ века вошли в историю как «золотой век русского бисера».

Бисером оформляли интерьеры дворцовых залов, иногда обивка мебели и даже стены покрывались бисером. Вышитые бисером картины, ризы на иконах, шкатулки, кошельки, переплеты книг и даже подстаканники украшали дома богатых людей и помещичьи усадьбы.

Богатыми старинными коллекциями из бисера располагают крупнейшие музеи Москвы и Санкт – Петербурга.
Каждому народу достается в наследство творчество от предыдущих поколений, созданное руками. Все это копилось и сохранялось многие века для того, чтобы потом прорасти в позднем творчестве. Многие секреты старых мастеров, к сожалению, были утрачены, но те, что сохранились и те, что дошли до нас, открывают дивный, неповторимый мир старинного искусства.
Сейчас все больше рассматривается проблема изучения, сохранения, и возрождения русских народных домашних промыслов. Возрождается и бисерное рукоделие, которое стремительно входит в моду. Хочется верить, что на волне общей ностальгии возродится и прекрасная традиция дарить друзьям и близким свое рукоделие, которое дорого тем, что хранит тепло человеческих рук и не обезличено массовым производством.

Второй по популярности вид бисерного рукоделия после плетения. В данной технике можно выполнить картину, сумочку, украшение или икону.

Прежде чем приступать к вышивке, необходимо определиться, какой результат необходим в итоге - от этого будет зависеть выбор техники вышивки.

Наиболее популярная техника - это частичная вышивка бисером по принту. Принт - это ткань с напечатанным на ней рисунком. Часть рисунка специально обозначена в виде квадратиков разного цвета, именно сюда и пришивается бисер. Данная техника очень схожа со счетной вышивкой крестом, только вместо крестиков пришивается бисеринка. Удобство данной техники состоит в том, что вам не надо следить за рисунком по схеме (как при вышивке крестиком), так как рисунок нанесен непосредственно на ткань.

Эта техника одна из наиболее простых в исполнении. В её основе лежит монастырский шов: все стежки на лицевой стороне вышивки идут по диагонали, а на изнаночной - прямо. Для того, чтобы выполнить вышивку, необходимо иглу с ниткой вывести на лицевую сторону в левом нижнем углу (или правом верхнем) маленького квадратика, надеть на иголку бисерину необходимого цвета и вывести иглу с лицевой стороны на изнаночную через правый верхний (или левый нижний) угол. Данная операция повторяется необходимое количество раз.

Начинают вышивать картину данным способом с любого края, двигаясь по рядам: сначала полностью вышивает первый ряд, затем переходят к следующему, вышивают его полностью и т.д.

Рисунок, вышитый бисером, получается как бы приподнятым над напечатанным, появляется глубина, передний и задний план.

Соотношение напечатанного рисунка и предназначенного для вышивки может быть разным: от нескольких бисерин до плотной зашивки большей части картин.

Красота данной вышивки во многом зависит от опыта рукодельницы - плотно и аккуратно уложить большое количество бисерин друг к другу с первого раза вряд ли получится. Поэтому своё знакомство с данной техникой стоит начать с принтов, где необходимо вышить небольшие участки.

На них небольшие погрешности в укладке бисера не будут сильно заметны и рисунок не перекосится. Очень важно при вышивке данным способом следить за тем, чтобы бисерины были уложены в одну сторону, иначе рисунок "поплывет" (особенно это касается плотной зашивки).
Подобным же образом выполняется полная зашивка картины, в таком случае весь принт будет разбит на квадратики.

Данная техника подходит и для вышивки на обычной канве, для бисера 10 размера (он чаще всего используется для вышивки) подойдет размер канвы аида 14. В данном случае в качестве рисунка подойдут схемы для вышивки крестиком, только вместо крестика соответственно будет пришиваться бисерина.

Преимущество данного способа вышивки в том, что можно вышить любой желаемый рисунок, в том числе и фотографию. Есть специальные компьютерные программы, которые переводят фотографию в схему. Чаще всего данным способом вышивают элементы для украшения, канва довольно плотная и неплохо держит форму, если обрезать её по краям рисунка.

Второй способ вышивки бисером - это вышивка по кругу. Рисунок для данной вышивки также нанесен на принт и разбит на квадратики, однако он расположен по спирали, от центра к краям. Такой принт начинают вышивать с центральной точки, постепенно продвигаясь к краям рисунка.

Такая вышивка чуть сложнее, чем счетная, и требует большего времени (особенно у начинающих мастериц). При вышивке данным способом важно определиться, под каким наклоном будет пришиваться бисер.

При круговой вышивке, в основном, используют два вида швов - "стебельчатый" и "строчный".
Строчной шов: на один стежок приходится одна бисерина, затем игла возвращается назад. Чтобы его выполнить, необходимо вывести иглу с изнаночной стороны на лицо между первым и вторым значками бисера, надеть бисерину и ввести иглу перед первым квадратиком. Далее вывести иглу с изнаночной стороны между вторым и третьим квадратиком, опять надеть бисерину и ввести иглу между первым и вторым квадратиком и т.д.

При выполнении стебельчатого шва игла через одну бисеринку проходит дважды. Для его выполнения необходимо вывести иглу с изнаночной стороны на лицевую, надеть на иголку и продеть иголку с лицевой стороны на изнаночную. Опять вывести иголку на лицевую сторону, повторно продеть через эту же бисерину и надеть следующую бисерину, опять вывести иглу на изнаночную сторону. На лицевую сторону вводим иглу перед последней пришитой бисериной, продеваем сквозь неё иглу и надеваем новую бисерину соответствующего цвета.

Повторяем необходимую комбинацию необходимое количество раз.

При использовании стебельчатого шва бисерины сидят более плотно, что для круговой вышивки лучше, так как работа получается аккуратнее. Следует помнить, что монастырский, строчной шов требуют большого количества ниток, а при выполнении стебельчатого шва расход ниток увеличивается вдвое. Учитывайте это при подготовке материалов.

Полностью вышить картину по кругу не получится, ближе к углам дуги будут прерываться. В таком случае вышивка будет идти от одного края к другому. В данном случае лучше всего использовать арочный шов для вышивки.
Техника выполнения арочным швом похожа на стебельчатый шов, только набирается на иглу не по одной бисерине, а по несколько, на ткани фиксируется одна бисерина.

Такой способ вышивки дает не плотное приле­гание бисера к ткани, вышивка получается не такая жесткая, как при вышивке двумя предыдущими способами.

Круговой способ подходит только для вышивки по принту, не важно полная будет зашивка картины или частичная.

Арочный шов подходит для вышивки, когда она укладывается не плотно, длинными рядами, когда надо обозначить контур и т.п.

Так как часть бисер при арочном шве к ткани прилегает неплотно, то его используют при обшивке кабошонов на ткани мозаичным плетением. Свободные бисерины будут подняты в последующих рядах.

Стебельчатый и арочный шов чаще всего используют для вышивки украшений. Тот или иной способ выбирают в зависимости от того, необходимо плотное прилегание бисера к ткани или нет. Однородным размером бисера вышиваются ряды, или используется микс из бисера и .

В любом случае, при данных способах вышивки будут четко видны ряды.

Иногда рукодельнице необходимо, чтобы фон изделия был хаотично заполнен бисером, и не было видно отдельных рядов, или требуется просто пришить отдельные бисерины на расстоянии друг от друга. В таком случае используют шов "вперед иголку".


При его выполнении на один шаг иглы приходится одна бисерина. Сначала иголку с ниткой выводим на лицо, надеваем бисерину и вкалываем иглу назад - на изнанку. Снова выводим иголку на лицо, надеваем бисерину и т.д. Особенность этого шва - не нужно следить за тем, чтобы бисерины смотрели в одну сторону.

Очень интересно смотрятся украшения, вышитые данным способом, при использовании различного размера бисера, бусин.
Начинать такую вышивку стоит с самых больших элементов (кабошон, риволи, бусины, стеклярус) постепенно добавляя более мелкие (бисер от 10 до 15 размера).

Вышивая украшения, мастера не ориентируются на четкую схему, где каждой бисерине отведено определенное место (это не касается украшений с использованием элементов, вышитых на канве). Рукодельницы ориентируются на свое видение, эскиз, материалы.

Иногда при вышивке бисером используется ещё один шов - "вприкреп".

Это один из наиболее быстрых способов вышивки. Вначале необходимое количество бисера набирается на нить, затем она прикладывается к контуру. Дальше выводим иглу с изнаночной стороны на лицо, и пропускаем её на изнанку между бисеринами, фиксируя нить, на которой набраны бисерины. Однако рукодельницы не очень любят такой способ вышивки, так как бисерины не зафиксированы на ткани и рисунок может сместиться, получится неаккуратным.

Вышивка икон

Одним из самых популярных рукодельных подарков в настоящее время стали вышитые иконы. Процесс вышивки иконы бисером не отличается от вышивки картины. Схема для вышивки иконы нанесена на принт, который предназначен либо для частичной вышивки монастырским швом, либо для круговой вышивки.

Также встречаются схемы, сочетающие обе техники вышивки.

Но полностью икону бисером не вышивают. Вышивке бисером чаще всего подлежит одежда, нимбы, задний фон, лики святых остаются невышитыми.

Однако стоит помнить, что икона - это не картина, поэтому перед тем как начать её вышивать, стоит взять благословение у батюшки.
В любом случае, какой бы способ вышивки вы не выбрали, главное чтобы творчество приносило удовольствие.

Вышивка бисером - это рукодельное искусство украшения, получившее свое распространение еще с древних времен. Различными узорами украшались холст, кожа, полотно, батист, тюль, хлопок и другие материалы. Вышивка создавалась в разных техниках с помощью нитей, бисера, камней, используя такие инструменты, как иглы, пяльцы, ножницы, наперстки. И это далеко не весь перечень инструментов и материалов. В современном мире мы сталкиваемся с различными видами вышивок, которые через столько лет сохранили для нас наши предки.

Увлечение именно вышивкой бисером достигло своего апогея в конце 18 века. Стеклярусом украшалась одежда и обувь, аксессуары, вышивали панно и картины. Изображали различные пейзажи, бытовые сцены, военные события и религиозные мотивы, вышивали иконы и церкви. В современном мире бисер по-прежнему не выходит из моды, многие ведущие модельеры разных стран не обходятся без бижутерии из бисера. Бисер имеет неограниченное количество цветов и по своей цене доступен каждому. Для многих женщин и тогда и сейчас вышивка бисером стала любимым хобби. Это рукоделие требует хорошего терпения, сосредоточенности, аккуратности и сноровки. Вышивают, как и прежде картины, аксессуары и одежду.

Это очень красивые изделия, но кропотливый труд. Новичку в этом деле стоит набраться терпения и усидчивости. Как и в любом рукодельном искусстве, вышивка бисером должна соответствовать определенным правилам:

  1. число бисера в ряду соответствует числу клеток в строке схемы
  2. бисер обязательно должен быть одинакового размера
  3. бисер должен быть пришит с одинаковым наклоном и располагаться строго ровно
  4. основной элемент рисунка обязательно должен выделяться отделкой и быть в центре вышивки
  5. вышивка по канве выполняется рядами
  6. многие пользуются леской, либо синтетическими или хромированными нитками
  7. цвет канвы и нити должен совпадать
  8. длина нити на один ряд должна быть в 4-5 раз длиннее самой ширины вышивки
  9. нужно использовать пяльцы или гобеленовые рамы, чтобы полотно для вышивания было очень плотно натянуто

Новичкам рекомендуется приобрести вышивку в наборе, которая продается в специализированных магазинах. В ней находится все самое необходимое: канва, схема для вышивания , бисер, игла и инструкция по вышиванию. Также процесс работы облегчает заведомо нанесенный на ткань рисунок. Рядом со схемой находится информация по соответствию цветов бисера с обозначениями на схеме. Перед началом работы ткань нужно натянуть на пяльцы.

Это определенные руководства для того, чтобы новичку было проще начать работу с бисером, а уже опытные рукодельницы смогут составлять индивидуальные схемы на свое усмотрение.

Чтобы закрепить бусинку, ее можно пришить стежком к ткани, либо использовать бисеринку поменьше, чтобы образовался небольшой столбик. Также можно вставить пайетку. Будут красиво смотреться пришитые бусины разных цветов, размеров, пришитые близко друг к другу или поодиночке. Для придания объема вышивке можно делать столбики из двух или более бисеринок.

Основные швы при вышивке бисером по схеме :

  1. Шов "Вперед иголку". Он известен нам еще со школы, с уроков труда. Выведите иглу на лицевую сторону, нанижите на нее бусину и пройдите иглой сквозь ткань вплотную к бусине. Снова выведите иглу на лицевую сторону, сделав маленький стежок с изнаночной стороны и опять, нанижите бусину.
  2. Шов строчной. Похож по исполнению на шов "Вперед иголку" и на шитье вприкреп. Вы сами выбираете и изменяете расстояние между бисеринками. Чтобы зафиксировать бусины на прямой или гладкой извилистой линии или прямой, придать вышивке жесткость, то после завершения стежка еще раз пройдите в обратном направлении иглой. В этом случае бисер встанет ровнее.
  3. Шов стебельчатый. Такой способ придает вышивки жесткость, причем достаточно сильную. Наберите 2 бисеринки и пройдите иглой сквозь ткань на изнанку около второй бусины. Выведите иглу на лицевую часть между первой и второй бусинами, пройдите сквозь отверстие второй бисерины. Нанижите третью бисерину и снова пройдите иглой на изнанку вблизи от только что нанизанной бисерины. Продолжать нужно до тех пор, пока в результате не достигнете желаемой длины строчки.
  4. Шов арочный ("Назад иголку"). Он похож на предыдущий шов, но здесь мы на иглу нанизываем 2-4 бисерины. При этом способе шитья бусины располагаются более свободно, вышивка получается менее жесткой. Чтобы арочный шов был более жестким, можно вернуться назад не на одну, а на две-три бисеринки.
  5. Шов вприкреп. Бисер сначала нанизываем на нитку, которую затем пришиваем к ткани короткими стежками между бусинами. Такое шитье позволяет быстро изготовить изделия из бисера, не случайно североамериканские индейцы окрестили этот способ словосочетанием "Ленивая жена". Укладываем нить с бисером на ткань. Другой нитью пришиваем низку бисера через каждую бусину или через 2-3 бисерины. Этот шов используется, когда нужно заполнить вышиваемое пространство бисерными рядами вплотную друг к другу.
  6. Шов "Вперед иголку" двусторонний. Похож на "Вперед иголку", с той лишь разницей, что изнаночный стежок делается длиннее и на него также нанизывается бисерина.
  7. Шов стебельчато-строчной двусторонний. Этот шов получается из строчного и стебельчатого. При таком способе вышивка получается жесткая.
  8. Шов вприкреп двусторонний. На нить, пришивающую бисер к ткани, с изнаночной стороны нанизываем бусину, а затем игла выходит на лицевую часть вышивки, делается стежок, пришивающий бисерную низку к ткани. Игла уходит на изнаночную сторону, где перед выходом на лицевую часть на нить снова нанизывается бисеринка.
  9. Шов "Монастырский". На лицевой стороне на каждый стежок нанизывается по одной бусинке, далее делаем диагональный стежок и нить уходит на изнанку близко к бусинке. Делаем вертикальный стежок на изнаночной стороне, нить снова выходит на лицевую сторону и делаем еще один диагональный стежок с бусинкой. В итоге с лицевой стороны получаются диагональные стежки с нанизанными на них бисеринками, а с изнаночной стороны стежки вертикальные. При вышивании бисером по бисеринку нужно пришивать в клеточку канвы по диагонали. Важно, чтобы длина бисеринки примерно совпадала с размером клеточки канвы по диагонали. В таком случае изображение не деформируется.
  10. Шов обметочный. Выполняется как простой обметочный шов, только в каждую верхнюю петельку вставляем бисеринку.

Бисер может принимать непосредственное участие практически в любом шве. Не бойтесь экспериментировать, фантазируйте!

Бисер материал древний и вечно юный. В отличие от живописи, вышивки, тканых изделий, он не теряет чистоты и звучности цвета с течением времени. Он доносит отголосок бытия наших далеких предков, их вкусы и цветовые пристрастия

Когда говорят о бисере, имеют в виду прежде всего стеклянный. И это оправданно, потому что стекло наиболее часто используется для изготовления бус и бисера.

Музейные экспонаты Государственного Эрмитажа говорят о том, что первые украшения из бисера появились более 4000 лет назад. Первоначально изделия из бисера служили людям талисманом, они пришли на смену амулетам из костей, зубов животных, раковин моллюсков, камней и защищали древних от злых духов.

Происхождение стеклянного бисера долгое время было окутано тайной. Воображение рождало удивительные легенды. На что, как не на слезинки, похожи прозрачные сияющие бусинки? В Туркмении появилась прекрасная и начальная легенда о драгоценном бисере: где–то в горах есть пещера – жилище Дэва (злого духа). Дэв похищает красивейших девушек и заточали их в ней. Прикованные к скале, красавицы вечно плачут, а слезы их превращаются в драгоценный бисер. Так гласит легенда .

В еще одной древнегреческой легенде рассказывается о возникновении стеклоделия: ,Однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло”. Эту легенду первым приводит античный историк Плиний Старший в 1 веке, то есть относится она к периоду расцвета стеклоделия, которое переживал в это время Рим.

История науки традиционно связывает возникновение стеклоделия с Египтом, основанием чему служат многочисленные свидетельства, полученные в археологических раскопках, и исследования найденных предметов методом термолюминесцентного датирования. Долгое время несомненным свидетельством первенства Египта в возникновении стеклоделия считались глазурованные стеклом фаянсовые плитки внутренних облицовок пирамиды Джессера (середина 3 тысячелетия до нашей эры); к ещё более раннему периоду (первой династии фараонов) относятся находки фаянсовых украшений, то есть стекло существовало в Египте уже 5 тысяч лет назад.

Археология Древней Месопотамии, в особенности – Шумера и Аккада, показала, что памятник, найденный в Месопотамии в районе Ашнунака – цилиндрическую печать из прозрачного стекла, датируется периодом династии Аккада, то есть возраст её – около четырёх с половиной тысяч лет. Тем не менее, бусина зеленоватого цвета диаметром около 9 мм, хранящаяся в Берлинском музее, считается одним из древнейших образцов. Найдена она была египтологом Флиндерсом Питри около Фив, по некоторым представлениям ей пять с половиной тысяч лет. Н. Н. Качалов отмечает, что на территории Старовавилонского царства археологи регулярно находят сосудики для благовоний местного происхождения, выполненные в той же технике, что и египетские. Учёный утверждает – есть все основания считать,что в Египте и в странах Передней Азии истоки стеклоделия отделяются от наших дней промежутком приблизительно в шесть тысяч лет”.



Так, почти 6 тысяч лет тому возникло стеклоделие и появились стеклянные бусы разных форм и размеров. Благодаря совершенствованию технологии, со временем бусы становились все мельче и мельче. Так появился бисер – мелкие круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки с отверстиями для продевания нитки. Его название происходит от,фальшивого жемчуга”, изготовлявшегося в Египте из непрозрачного (глухого, или пастового) стекла, который по–арабски назывался бусра или бусер .

Первая попытка создать производство бисера в России относится к концу 16 – века. В 1670–1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по его изготовлению. Но наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус продолжали ввозить из–за границы. Его закупки постоянно росли: если в 1748 году только через Санкт–Петербургский порт в страну было ввезено 472 пуда бисера, то спустя четыре года уже 2126 пудов. Однако дефицит на бисер по–прежнему оставался значительным. Поэтому М. В. Ломоносов, в совершенстве владевший техникой изготовления смальты – цветного непрозрачного стекла, применяемого для мозаичных панно, решил расширить в России еще одно направление стеклоделания – изготовление бисера.

По указу Сената ему была предоставлена безвозмездная ссуда в размере 4 тысяч рублей и земля, на которой планировалось разместить стекольное производство. Фабрика была организована в 1754 году в Усть–Рудицах. Первая ее продукция появилась год спустя. Ломоносов постоянно совершенствовал технологию изготовления бисера, разрабатывал новое оборудование, и к 1670 году количество выпускаемого стекляруса и бисера значительно возросло. Стекольная фабрика в Усть–Рудицах просуществовала до 1765 года, но после смерти М. В. Ломоносова производство было свернуто и фабрика закрылась. Потребность в бисере продолжала удовлетворяться за счет поставок из Богемии и Венеции.

Во второй половине 19 века, в основном на территории Подмосковья, возникло множество мелких стеклодельных мастерских, в которых изготовляли бисер. Но продукция кустарей была очень низкого качества, она не могла удовлетворить спрос на этот материал. Только в 1883 году в Одессе открылась стеклярусная фабрика Я. Б. Ронигера где было налажено изготовление качественной, конкурентоспособной продукции. Однако вытеснить иностранных производителей бисера с российского рынка не удалось и в этот раз.

Бисер и стеклярус обычно воспринимаются как материал для женских украшений, мелких изделий бытового и декоративного назначения. Но стеклянные зерна использовали и для отделки интерьеров. Так по свидетельству известного русского историка И. Е. Забелина, в некоторых покоях Московского Кремля,стены клейстеровали мукой или клеем и по этому грунту насыпали стеклярусом. В 1689 году в комнате царицы Натальи Кирилловны стены обиты полотном и выгрунтованы мелом и насыпаны стеклярусом по зеленой земле”.

Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма. Женская одежда севера и юга России существенно отличалась друг от друга. В северных и центральных губерниях основу костюма составляли рубаха, сарафан и кокошник – сарафанный комплекс одежды, а в южных был распространен более архаичный – поневный, состоящий из рубахи, поневы и,сороки”. Однако во всех типах народного костюма разнообразием и богатством отделки выделялись женские и девичьи головные уборы. Женские уборы отличались от девичьих тем что полностью скрывали волосы, так как. по древнему славянскому обычаю, женщина не должна была появляться на людях простоволосой.

Ярко выраженные региональные особенности женского костюма проявлялись не только в покрое, но и в способе его отделки. Кокошник и другие элементы женской крестьянской одежды северных губерний были богато украшены мелким речным жемчугом, золотым шитьем, стеклами в металлических оправах. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала. Пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в северных реках и озере Ильмень, а более крупный жемчуг привозили из Кафы (Феодосия). Жемчужное шитье известно на Руси еще с 10 века. На протяжении нескольких столетий жемчугом отделывались церковные облачения, обувь и одежда, головные уборы и украшения.

С середины 18 века в народном костюме наряду с жемчугом стали использовать и бисер. Технические приемы работы с бисером, применяемые в народном искусстве русского Севера и Поволжья, практически не отличались от традиционных приемов жемчужного шитья. При декорировании изделия жемчужины, как правило, укладывались либо поверх навитого ранее хлопчатобумажного шнура (шитье по шнуру), либо поверх пеньковой или хлопчатобумажной нити белого цвета (шитье по бели), тем самым поднимаясь над плоскостью ткани. Соединение в одной композиции больших и малых жемчужных зерен подчеркивало рельефность изображения .

В светском искусстве распространилось шитье,в прикреп”. Прием берет свое начало в золотом шитье, когда нить закреплялась на ткани мелкими стежками шелковой или льняной нити. Основой для вышивки чаще всего служил холст, который могли дополнительно покрывать шелковой тканью, чтобы усилить игру света на бисеринках.

Их нанизывали на нить в определенном порядке и пришивали другой нитью поперечными стежками через промежутки в несколько бисеринок. При шитье,в прикреп” можно было располагать низки (нанизанные бисерные нити), повторяя форму изображаемого, по кругу, по спирали, подчеркивая изгибы и углы рисунка. Можно было взять за основу вышивку крестом. В этом случае низки укладывали тесными параллельными рядами, прикрепляя стежками через одну–две бусинки, причем строго в перекрестье нитей утка и основы.

Подобную вышивку можно было выполнить и пришивая каждую бисеринку отдельно. Поверхность вышивки могла быть полностью покрыта бисером так, что создавалась иллюзия полностью стеклянной вещи. В сюжетных композициях с фигурами людей иногда лицо и руки дописывали масляными красками, а одежду вышивали. При выполнении очень мелких изделий на бархате, шелке вышивали лишь контур изображения.

В качестве основы для вышивки кроме тканей иногда использовали и другие материалы. С 1830–х годах использовалась и бумажная канва – тонкий картон с рядами мелких отверстий, не вышитые участки (фон) подцвечивались акварельными красками.

Техника низания применялась для изготовления чехлов на шкатулки, подносы. Ткачество использовалось для создания поясов, витражей на подсвечники. Существовала и техника вдавливания бисера в воск. Мелкие его сорта наклеивали на бумагу, на веера и различные деревянные поделки. В конце 19 – начале 20 века бисером и стеклярусом украшали дамские туалеты.

К сожалению, старинных изделий из бисера сохранилось не так уж много. Бисер – материал нетленный, но ветшает ткань основа вышивки, рвутся нитки, любопытные внучки разрезают бабушкино рукоделие ради ярких бусинок. Кроме того, до начала 20 века бисер охотно скупали на переработку в эмалевые краски .

С отменой крепостного права начался упадок бисерного искусства в светском рукоделии. В народном же бисер продолжали использовать, но уже в конце 19 веке древнее искусство потребовалось возрождать. В 1891году М. Ф. Якунчикова устроила рукодельную вышивально–ткацкую мастерскую в селе Соломинка Тамбовской губернии. Ученицы мастерской занимались вышивкой помещичьего типа и низанием простейших изделий. В наши дни сохраняется интерес к вышивке бисером среди многих мастеров, которые изготавливают картины, иконы, украшают одежду.

В 30–50–е годы 20 века искусство бисероплетения и вышивки возродилось. В моде были, расшитые бисером, сумочки и кошельки, платья. В 60–е годы стали популярны фенечки (в движении хиппи).

К большому сожалению, на данный момент утрачено множество старых секретов мастеров. Но интерес к бисероплетению окончательно не угас.

В наши дни интерес к забытому искусству пробудился вновь. В настоящее время создаются уникальные курсы и кружки по вышивке бисером и бисероплетению, так же часто можно встретить украшения из бисера на прилавках магазинов, выставках.

Большое вниманием пользуются картины, вышитые бисером. В них отображается разная тематика, такая как: духовное направление (иконы, церкви); копии картин известных художников (Леонардо да Винчи, Айвазовский); мир животных и птиц, природа (пейзажи, натюрморты) .

Тех, кто сегодня стремится приобщиться к этому виду рукоделия, иногда смущает трудоемкость вышивки и ее кажущаяся сложность. Но, если разобраться, то при достаточном усердии и усидчивости необходимый опыт и мастерство быстро накапливаются, а, значит, и результаты не заставят себя долго ждать.
Современные мастерицы придумывают новые приемы работы с этим материалом. В наш век стандартных изделий как и столетия, назад женщина хочет быть неповторимой. Украшения из бисера, затейливая вышивка – это то что может выделить ее из толпы, придать некоторую изысканность ее наряду .

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама