THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что делать, если ребенок в год ничего не ест. Такое состояние малыша вызывает сильное волнение у его родителей. Важно разобраться, что послужило причиной отказа от пищи и только, исходя из этого, можно будет решать проблему.

Причины отказа от еды

Я думаю, вы могли слышать о ситуациях, когда грудной ребенок ничего не ест. Чаще всего такое состояние вызвано прорезыванием зубов или патологическим процессом в ротовой полости. А, что же может стать причиной такого поведения у карапузов в год?

На самом деле, важно определить, насколько все серьезно. По сути, все причины можно разделить на две группы: связанные с плохим самочувствием ребенка и особенностями поведения, физиологии. Именно поэтому, прежде, чем решать, что послужило причиной отказа в вашем случае, сначала нужно понаблюдать за поведением малыша. Если он вполне активен, нормально прибавляют в весе, ведёт себя, как обычно, значит, у него просто изменились потребности в пище или ему не нравится конкретный продукт. А если ребенок вялый, капризен, спит дольше, чем всегда, плачет, то тут не обойтись без встречи с доктором. Скорее всего, причины кроются в каком-то заболевании.

Давайте, более подробно рассмотрим основные факторы, которые могли повлиять на ухудшение или полное отсутствие аппетита.

  1. У карапуза в 12 месяцев может попросту снизиться аппетит из-за взросления. Его организм в данный период переживает изменения, как физические, так и физиологические, поэтому карапуз попросту не может и дальше съедать тот же объем, что и до года. И это вполне нормально.
  2. Малыш отказывается по причине того, что ему элементарно не нравится вкус, температурный показатель или консистенция приготовленного блюда.
  3. У слишком активных и подвижных деток значительно меньше выделяется слюны. Поэтому могут возникать проблемы с употреблением пищи. И всё, что нужно, это обеспечить ребёнка дополнительной жидкостью во время приема пищи, позаботьтесь о наличии чая или другого напитка.
  4. Очень большое влияние на маленьких карапузов, особенно на годовалых деток, оказывает психологическая обстановка в семье. Вы должны помнить, что малыши очень чувствительны и впитывают чувства близких людей, как губка. Подумайте, не произошли ли стрессовые ситуации, которые могли бы повлиять на кроху. Не исключено, что отказ от приема пищи из-за сильного стресса.
  5. Зачастую отказ от еды у карапузов связан с состоянием здоровья. Это может быть:
  • начало ОРВИ или серьезной кишечной инфекции;
  • у ребенка прорезывается новый зубик, воспалены десна;
  • осмотрите ротовую полость, возможно, на слизистой имеются ранки, у ребенка стоматит или ;
  • причиной плохого аппетита может стать наличие воспалительного процесса в горле, такое состояние обычно сопровождается ещё и повышением температуры. Возможно, ребёнку просто больно глотать пищу;
  • у малыша также могут присутствовать отклонения в работе желудка, поджелудочной, печени. Например, у карапуза гастрит и каждый прием пищи вызывает тошноту или болевые ощущения;
  • заболевания кишечника, возможно, каждый прием пищи вызывает серьезное вздутие или болезненность.

Если причиной отказа от пищи стали проблемы со здоровьем, то нельзя откладывать поход к врачу. Вы должны понимать, что ребёнок страдает, ему плохо, к тому же, он не может полноценно питаться, а, следовательно, в организме не появляются силы для борьбы с болезнью. Хотя в некоторых случаях, в начале заболевания рекомендуется голод.

Сынок моей подруги в годовалом возрасте отказывался кушать, когда у него прорезался зуб. Она сразу и не поняла, в чём причина, пыталась насильно накормить малыша, чем вызвала только дополнительные слезы. Подруга забила тревогу и побежала с ребенком к врачу. Там ее успокоили и объяснили, в чём причина.

Почему малыш пьёт только молоко

Возможно, вы сталкивались с проблемой, когда ребенок в год ничего не ест, кроме молока. Некоторые мамы абсолютно спокойно относятся к такому явлению, считая, что в грудном молоке содержится всё самое ценное и необходимое для роста и развития малыша. Однако, они ошибаются и повод для беспокойства есть. Дело в том, что карапуз после годика нуждается в большем разнообразие пищи. То, что он получает от мамы, уже не дает полный комплекс всех биологически активных веществ. То же касается и случаев, когда детки предпочитают пить молоко с бутылочки .

Так, что же может послужить причиной такого отказа:

  1. Возможно, вы предлагаете прикорм, когда малыш уже сыт. Некоторые мамы допускает подобную ошибку, пытаются накормить карапуза через короткий промежуток времени после сосания груди. Особенно, если материнское молоко достаточно жирное его может хватать на несколько часов. А выходит так, что ребенок, кроме груди не хочет ничего есть. Именно поэтому рекомендуется вводить прикорм с самого утра, когда разрыв после последнего кормления не меньше 4 часов.
  2. Не исключено, что причиной выборы только грудного молока является неправильное воспитание. Возможно, вы приучили своего карапуза по первому же требованию получать мамину грудь. Ребенку гораздо проще кушать таким образом, да еще и привычную пищу. Особенно остро этот вопрос стоит при отсутствии дневного распорядка, когда годовалый малыш кушает не по часам, а тогда, когда ему захочется. То есть, сосание груди выступает для ребенка в качестве основных приемов пищи и перекусов.
  3. Психологическое состояние здоровья малыша. Возможно, ваш карапуз успокаивается только при сосании груди. Если при отказе от прикорма присутствовали какие-то серьезные изменения в жизни ребёнка, например, переезд, новое знакомство или серьезные скандалы в семье, то, скорее всего, такое поведение обусловлено именно психологическим фактором. Когда годовалый карапуз нервничает, переживает серьезный стресс, ему гораздо проще расположиться возле тёплой маминой груди.
  4. Ребёнок болеет. При плохом самочувствии даже не рекомендуется вводить дополнительные продукты в рацион малыша. Карапузу и так сейчас очень плохо, а грудное молоко пить проще и нет необходимости пережевывать более густую пищу.

Это основные причины того, почему малыш в годовалом возрасте может отказываться от любой еды, кроме маминого молока. Родители должны набраться терпения, выяснить, что же послужило поводом для отказа в конкретном вашем случае, исходя из этого, нужно делать выводы и предпринимать действия. Важно помнить, что или переход на смешанный тип питания (молоко с прикормом), должно происходить постепенно. Если причиной стали проблемы со здоровьем, то нужно повременить до момента выздоровления, а уже потом пробовать заново вводить прикорм . Не стоит сразу отчаивается, если малыш отказывается, попробуйте его покормить чем-то другим. Возможно, все дело в каком-то конкретном продукте.

К какому доктору обратиться

Иногда лучше перестраховаться и посетить врача. Только специалист сможет окончательно развеять ваши тревоги или наоборот подтвердить ваши опасения. Родители должны понимать, чем быстрее будет выявлена причина и начнется лечение, тем лучше для здоровья годовалого малыша.

Так, каких же специалистов нужно посетить:

  1. Педиатр. Первым делом ребенка нужно показывать этому врачу, он проведет общий осмотр состояния карапуза, назначит проведение анализов, чтобы исключить разные варианты. По результатам педиатр сможет вас перенаправить к более узкому специалисту. Некоторые родители сами подозревают наличие той или иной причины и отправляются сразу к врачу, который занимается ее лечением.
  2. Невролог. После посещения этого специалиста вам станет известно, являются ли причиной отказа от еды проблемы с мышцами лица или, возможно, имело место сотрясение мозга.
  3. Психолог. Поможет разобраться, если отказ от пищи вызван особенностями характера или повышенной возбудимостью, сильной впечатлительностью.
  4. Эндокринолог поможет, если причины отказа связаны с проблемами в выработке гормонов.
  5. Гастроэнтеролог окажет помощь при любых патологиях желудочно-кишечного тракта а, в том числе и при проблемах с ферментами.

Почему нельзя заставлять кушать

Некоторые родители пытаются насильно впихнуть в рот карапуза, как можно больше пищи. Во-первых, ребёнок может съедать тот объем, который ему необходим, а то, что мама пытается ему дополнительно дать, может приводить только к отказу и агрессии. Во-вторых, если плохой аппетит малыша связан с состоянием здоровья или какими-то нервными потрясениями, то такая настойчивость только усугубит самочувствие карапуза.

Родители должны понимать, что насильное кормление может привести к следующим последствиям:

  • возникновение рвоты, не исключено, что объем желудка уже заполнен и всё, что пытаются в него поместить — сверх нормы;
  • появляются проблемы с пищеварением, малыш начнёт терять в весе;
  • расстройство желудка, еда может не успевать перевариваться, начнётся сбой в организме, что может привести к нарушениям микрофлоры кишечника и дисбактериозу ;
  • если заставлять малыша есть больше, чем ему необходимо, вы можете добиться того, что ребенок начнет набирать лишние килограммы в ускоренном темпе и скоро превратиться в маленького колобка.

Что делать, если малыш не ест

  1. Первое, что должны усвоить родители, нужно запастись терпением. Очень важно правильно установить причину отказа от еды и пытаться устранить именно ее.
  2. Нужно учитывать, что малыш съедает столько, сколько необходимо для восстановления затраченной энергии. Если у вас малоподвижный карапуз, то и аппетит у него будет меньше, чем у активных сверстников. В таком случае, не стоит запихивать в ребенка сверх нормы.
  3. Установите правильный распорядок дня. Нужно распределить время на активный и пассивный отдых. Очень важно, чтоб каждый день у малыша присутствовали прогулки на свежем воздухе, они, как нельзя лучше пробуждают аппетит.
  4. Правильно распланировать дневной рацион. Важно, чтоб питание малыша было сбалансированным, кормление наступало через равные промежутки времени, отсутствовали перекусы. Также большое значение имеет то, что в разное время кормления у ребенка отличается потребность в килокалориях, например, обед должен быть самым сытным, а перед сном у карапуза должен быть легкий прием пищи.
  5. Чтобы пробудить интерес ребенка к еде, можно украсить блюдо. Годовалому карапузу будет интересно, если вы преподнесете еду в виде, например, маленького человечка.
  6. Можно показывать личный пример, но в таком возрасте лучше подойдёт привлечение любимой игрушки, особенно если ей является плюшевый мишка или кукла. Пусть карапуз сначала попробует накормить ее, а потом и сам попробует покушать.
  7. Если малышу не нравятся конкретные продукты, то не стоит его заставлять, лучше замените их чем-то другим.
  8. Не давать ребенку сладости или максимально ограничить их приём, они сильно перебивают аппетит и негативно влияют на недавно появившиеся зубки и процесс пищеварения.

Как видите, причин, которые могут вызывать отказ от еды у карапуза в годовалом возрасте может быть несколько. Очень важно первым делом их определить, ведь то, насколько быстро вы добьетесь успеха, будет напрямую зависеть от того, правильно ли вы установили проблему. Главное, что нужно помнить, все должно происходить постепенно, нельзя заставлять ребенка силой употреблять пищу. Помните, что при малейшем подозрении на проблемы со здоровьем или с психологическим состоянием карапуза, нужно сразу обращаться к врачу.

Родители ребенка, возраст которого достиг полутора лет, чаще всего надеются обрести спокойный ночной отдых: время колик и прорезывания первых зубов миновало. Однако, нередки случаи, когда ребенок в 1,5 года плохо спит ночью, что доставляет много беспокойств домочадцам. Малыш может беспокойно ворочаться, просыпаться и плакать. Жизнь членов семьи становится очень трудной по причине хронического недосыпа.

Важно разобраться в причинах таких нарушений, чтобы как можно скорее устранить их. Полноценный здоровый сон – залог нормального развития, хорошего самочувствия и прекрасного настроения ребенка. Рассмотрим, как помочь малышу наладить свой отдых и устранить негативные факторы.

Общая информация о важности детского сна

Если ребенок в полтора года плохо спит ночью и это становится закономерностью, то можно расценивать такое состояние, как бессонницу. Недостаток сна оказывает крайне негативное влияние на малыша. «Гормон роста» – соматотропин – синтезируется организмом именно в сонном состоянии, поэтому длительное бодрствование приводит к понижению уровня этого вещества в крови. Следствием таких нарушений становятся:

  • ухудшение мыслительной деятельности;
  • торможение развития интеллекта;
  • снижение скорости работы мозга;
  • реакция на вопросы следует с опозданием;
  • наблюдаются проблемы при общении с окружающими.

Дети, недостаточно отдыхающие в ночное и дневное время, нуждаются в консультации специалиста. Если наряду с нарушениями сна наблюдается вялость, пониженный аппетит, раздражительность и беспокойное поведение, то необходимо как можно скорее попасть на прием к педиатру.

Во время пребывания во сне в сознании малыша, полученные в течение дня представления и знания, упорядочиваются. Этот процесс отличается сложной организацией, поскольку в него вовлечены функции систематизации, памяти, внимания. При недостатке ночного отдыха все вышеперечисленные составляющие начинают работать менее продуктивно.

Познание нового у детей неизбежно связано со стрессами, которые при малой продолжительности отдыха могут привести к серьезным расстройствам поведения и эмоционального состояния малыша. Отставание в росте и не соответствующее возрасту физическое развитие – также могут быть следствием недостатка полноценного отдыха.

Особенности сна в полтора года

Продолжительность сна детей в возрасте от 1,5 до 2 лет за сутки составляет 13,5 (минимум 12) часов. При этом успевают восстановиться все системы и организм полноценно отдыхает. Сон распределяется на ночной и дневной. В течение ночи его продолжительность должна составлять 11 часов, а на дневной отдых остается до 2 часов.

В этом возрасте происходят следующие изменения в поведении ребенка:

  1. Резко увеличивается физическая активность. Много времени уходит на прыжки, бег и подвижные игры. По этой причине полноценный отдых – насущная необходимость, иначе нарушается координация движений, что приводит к травмам и увеличивается утомляемость.
  2. Ложный отказ от сна днем обусловлен резким рывком в развитии малыша. В этот период малыш отвечает отказом на предложение родителей покушать или поспать и активно сопротивляется любому принуждению.
  3. Кроха может вскрикивать и смеяться во сне, разговаривать, переживая вновь впечатления, полученные днем. В этот период малыш выдерживает большую психоэмоциональную нагрузку, снять которую под силу только полноценному сну. Его недостаток станет причиной нервозности и раздражительности.
  4. В этом возрасте ребенок начинает видеть во сне разнообразные кошмары. Проснувшись среди ночи, он может начать выгибаться, кричать, не реагировать на слова родителей или относиться к их попыткам успокоить с агрессией.

Детский сон отличается от взрослого своей чуткостью, и поверхностью. Такая особенность является нормой и по мере взросления сходит на нет.

Причины плохого сна

Просыпаться по ночам может вполне здоровый малыш, не страдающий от недосыпания. Это совершенно нормально для детей в таком возрасте. Причины, по которым ребенок в 1,5 года плохо спит ночью могут крыться как в наличии заболевания, так и в устранимых факторах. Рассмотрим подробнее, что может стать поводом нарушений детского сна:

  1. Физический дискомфорт. Ребенок может испытывать боль или неприятные ощущения по причине мокрых подгузников, опрелостей, симптомов различных заболеваний, а также желания пить или кушать.
  2. Сильные впечатления или потрясения, испытанные за день. Ребенок во сне как бы проживает события дня, подобно взрослому человеку. Смена обстановки, новый круг общения могут стать причиной беспокойства.
  3. Отсутствие усталости. Если ребенок недостаточно активен в течение дня или лег спать раньше времени, то, скорее всего, ему непросто будет отойти ко сну.
  4. Нервозность матери передается ребенку и может стать причиной расстройств сна.
  5. Неудобство – неудобное белье, кровать или матрас, а также ночное недержание мочи – частые причины ночных пробуждений.
  6. Неблагоприятная обстановка – яркая освещенность помещения, шумовые эффекты лишат сна не только ребенка, но и взрослого.
  7. Активность перед сном. Эмоциональные игры и физическая активность поздним вечером лишает детей спокойного сна. Даже если ребенок уснет по причине большой усталости, его сон будет тревожным и вероятность пробуждений среди ночи становится очень высокой.
  8. Страхи. Малыш может плохо спать, если он недавно переселился в отдельную кроватку.

Медицина пока не представила общепризнанной классификации нарушений сна. Если ребенку полтора года, и он плохо спит ночью, то, по мнению американских исследователей, это может быть отнесено к одному из типов нарушений:

  1. Первичное – не сопровождается заболеваниями и нарушениями в работе органов и систем.
  2. Вторичное – расстройства сна – следствие различных заболеваний и является одним из их симптомов.

Режим дня и образ жизни

Проблемы со сном могут быть связаны с нарушением режима дня недостаточной физической активностью днем. Прогулка продолжительностью полтора часа не может покрыть детскую потребность в подвижных играх и потребности постоянно заниматься чем-то интересным.

Для расхода энергии ребенку бывает необходимо крутиться, ползать по полу и бегать, а не только кататься в коляске во время прогулки.

В первые годы жизни запас энергии ребенка настолько велик, что он может не утомиться даже после прогулки в течение нескольких часов. Подвижные игры, занятия в развивающих школах, а с возрастом занятия в спортивных секциях и танцами поможет решить проблемы со сном. В этом деле важно соблюдать чувство меры и не добиться обратного эффекта – переутомления как эмоционального, так и физического.

Основная задача родителей – установить истинную причину недосыпа своего ребенка и, исходя из полученной информации, предпринимать соответствующие шаги. Если после консультации врача и прохождения различных исследований выяснилось, что нарушений здоровья нет, следует пересмотреть свой образ жизни, микроклимат в семье и сделать соответствующие выводы.

Помочь ребенку полноценно спать ночью, можно такими способами:

  1. Использованием препаратов на лекарственных травах, имеющих седативное и снотворное действие. По причине индивидуальной чувствительности может понадобиться испробовать несколько средств: кому-то помогает валериана, иному – пустырник или мелисса, а третьему – мята. Среди комплексных препаратов выделяют Персен и Санасон.
  2. Восполнить дефицит уровня кальция в крови (если лабораторные исследования подтвердили такое состояние). Второй год жизни сопровождается бурным ростом, при этом часто наблюдается уменьшение концентрации кальция в организме, что внешне выражается в психологической и эмоциональной нестабильности. Врачи рекомендуют прием глюконата кальция в течение трех недель.
  3. Препарат – 2% раствор натрия бромида. Это лекарственное средство готовят в аптеке по рецепту врача. Продолжительность приема составляет 3 недели с постепенным уменьшением дозы препарата.
  4. Нормализовать температуру воздуха в спальне до 18-20 градусов и регулярно проветривать помещение.
  5. Исключить продолжительный и поздний дневной сон. Если не соблюдать это условия, то ребенок будет с трудом укладываться спать, плакать и просыпаться в течение ночи.

Нормализовать отдых ребенку в 1,5 года возможно при комплексном подходе. Требуется запастись терпением и выяснить истинные причины такого нарушения. Возможно, что восстановление нормального режима займет немало времени, однако, не стоит отчаиваться – упорный труд в этом направлении, терпение и любовь к ребенку помогут преодолеть трудности.

Какая мама не пристает к ребенку со словами: «Ну, скажи МА-МА!» Без сомнения, нам хочется, чтобы наши дети поскорее заговорили, поскорее пошли, научились самостоятельно кушать… мы торопим время, желая увидеть успехи и достижения своего чада, хотя каждый день и так полон свершений. А еще мы склонны сравнивать своих детей с их ровесниками на площадке. Однако стоит ли зацикливаться, что ваш малыш в чем-то «отстает» от сверстников?

В этой статье мы обсудим ситуацию, когда ребенок в год не говорит. Вообще понятие «не говорит» достаточно размытое. Речь идет о полном молчании или о недостаточном наборе слов, а может об отсутствии целых предложений? Давайте узнаем, как развивается речь годовалого малыша, что этому способствует, и выясним, стоит ли бить тревогу.

Этапы развития речи

Хотя речевое развитие индивидуально, существуют определенные нормы, служащие ориентиром для педиатров, что формирование речи проходит успешно. И если первые 2 месяца младенец умеет лишь кричать с различными интонациями так, что мама понимает, чего он хочет, а к третьему месяцу появляется гуление, агуканье (именно его мы называем детским лепетом), то к полугодию ребенок делает большой прорыв: он учится издавать звуки. Обычно это простые сочетания, типа «ба», «бу», «ма», «ка», со временем переходящие в своеобразную песенку «ба-ба-ба-ба, та-та-та-та» и т. п.

В 8 месяцев ребенок очень хорошо откликается на свое имя и готов «общаться» с родителями на своем языке. И хотя пока его слова состоят из однообразных простейших звуков, пассивный словарный запас пополняется с каждым днем. Малыш улавливает связь между названием предмета и его предназначением.

Первые осознанные слова появляются, как правило, к 11 месяцу. Они просты и означают самое дорогое, самое необходимое для малыша. Он учится говорить «мама, папа, дай, на, баба». К году словарный запас составляет около 10 слов «первой необходимости», включая звукоподражания типа «би-би», «мяу», «гав-гав».

Родители с нетерпением ждут от крохи первых слов

Факторы, играющие роль в формировании речи

На развитие речевых навыков влияет множество факторов. Все они в той или иной степени могут оказывать влияние на то, когда карапуз начнет говорить.

  • Правильное физиологическое развитие. Это один из самых важных критериев для формирования навыков речи. Так, если у ребенка проблемы со слухом, он не может адекватно оценивать услышанную речь, а значит, не сможет ее воспроизвести. Зрительные нарушения также негативно сказываются на развитии, ведь малыш внимательно наблюдает за артикуляцией взрослых, как двигаются их губы при произношении слов. Наконец, группа неврологических нарушений, способствующая отставанию в психическом развитии, нередко приводит к задержкам речи.
  • Генетика. Наследственный фактор немаловажен. Если один из родителей долгое время был молчуном, вполне возможно, что его дети тоже поздно заговорят.
  • Половая принадлежность. Считается, что девочки учатся разговаривать быстрее мальчиков, у них более богатый словарный запас, однако они долгое время используют лишь слова, обозначающие предметы. Мальчики же, отмолчавшись, начинают говорить предложениями, используя глаголы, местоимения и т. д.
  • Личные интеллектуальные способности. Надо признать, что умственные способности малыша зависят не только от заложенных в него склонностей, но в большей степени от того, насколько в нем развивают желание познавать что-то новое. Если в семье спокойная атмосфера, с ребенком помногу общаются, то у него будет тяга к новым открытиям. Итак, внимание родителей влияет в какой-то степени на интеллект их чада.
  • Правильная мотивация. Зачем напрягаться и учиться говорить, если родители по первому писку дают все, что нужно, безошибочно угадывая желания? Правильно, не зачем. Поэтому малыш может просто лениться говорить. Так что, если в 9 месяцев нормально подавать ребенку желаемый предмет или кормить тем, на что он показывает, то к полутора годам нужно настойчиво предлагать ему обликать желаемое в словесную форму.
  • Общительное окружение. Современные технологии предлагают родителям многочисленные гаджеты типа радионянь, телефонов с записанными сказками, мобилей, качелей с различными голосовыми функциями, не говоря уже о компьютерах, планшетах и т. п. Однако ничто не заменит живого общения с родителями, через которое передаются эмоции, духовная связь, где малыш может наблюдать за мимикой и жестами и получать ответы на вопросы, волнующие его сейчас. Просто слушая запрограммированную речь, нельзя удовлетворить потребностей малыша.
  • Медвежьи услуги пустышки. Было замечено, что пустышка никак не стимулирует быстрейшее речевое развитие, а даже тормозит его. Ребенок с пустышкой во рту испытывает эмоциональное удовлетворение и часто «уходит в себя». Более того, соска после 2-х лет способствует формированию неправильного прикуса, что также негативно сказывается на произношении шипящих и свистящих звуков.
  • Слишком много информации. Стремление воспитать гения может сыграть злую шутку. Если ребенок не овладел еще элементарными навыками общения, а его водят на всевозможные секции, занимаются с ним изучением иностранных языков, учат азбуке и счету, у крохи возникает перегруз. Вначале ему нужно представить мир на понятном ему языке, где даже сложные вещи будут звучать просто и где кроха будет исследовать не абстрактные, ничего не значащие в данный момент цифры, а предметы, которые его окружают каждый день: вещи в доме, детская площадка, его собственное тело, растения и деревья, еда и т. п.
  • Малыш из двойни. Двойняшки - особые детки. Им не скучно вдвоем, и они могут часами разговаривать друг с другом на своем языке, поэтому потребность переходить к нормальной речи у них появляется позже.
  • Стрессовый фактор. Крики, ссоры, насилие в семье, переезд, долгое отлучение от родителей - все это может негативно отразиться на психике малыша. В итоге ребенок становится замкнутым, плохо спит, капризничает. Поэтому важно, чтобы подрастающее поколение росло в спокойной обстановке.

Почему малыш молчит?

Итак, развитие речи никогда не рассматривается профессионалами отдельно от иных показателей формирования. Если ребенок в год реагирует на разговор близких (поворачивает голову в сторону говорящего, кивает утвердительно или отрицательно на вопрос, отзывается на свое имя), лепечет на своем языке (пусть не совсем похожем на нашу речь), берет пальчиками мелкие предметы и в игре повторяет простые действия (кормит куклу, гладит мишку, катает машинку) - скорее всего, речь немного запаздывает, но это не страшно.

Когда нужно беспокоиться? Если были замечены какие-либо отклонения или родители просто переживают, что их чадо мало говорит (а может, и совсем молчит), было бы правильно показать кроху педиатру и неврологу, а также исключить зрительные и слуховые нарушения. К дефектологу и логопеду обычно обращаются не раньше чем в 2 года.

Как понять, что у ребенка проблемы со слухом

Понаблюдайте, как ребенок реагирует на звуки бытовых приборов, человеческие голоса, шум на улице. Поворачивается ли он к вам, когда вы зовете его, стоя у него за спиной. Если были замечены хоть малейшие отклонения, запишитесь на прием к сурдологу. Сегодня слух можно обследовать даже у новорожденных, ведь существуют специально разработанные аудиограммы для разных возрастов. Помните, что даже незначительное снижение слуха может плохо сказаться на речевых способностях ребенка.


Существуют разные способы проверить слух. Один из них - сделать аудиограмму

Как «разговорить» кроху

Все же многое для развития речи могут сделать сами родители. Что им в этом поможет?

Все время говорите

Общение - социальный навык. Поэтому чем больше вы будете говорить со своим чадом, тем большая вероятность, что он быстрее освоит язык. Не спеша проговаривайте все действия, особенно бытовые, повторяющиеся изо дня в день. Например, идя утром умываться, можно сказать следующее: «Пойдем сейчас умываться, умоем личико, чтобы оно было чистеньким. Давай откроем водичку, поворачивай краник, вот так...водичка прохладная, умоем Ванечке глазки, носик, ротик, вытрем лицо полотенцем...Молодец. Теперь пойдем кушать».

Важно устанавливать связь между словами и говорить о качествах предметов. Например, чай горячий, пахнет; травка мягкая, зеленая; молочко белое, вкусное и т. д. Очень хорошо, если карапуз, изучая предметы, может их потрогать. Так, когда ему показывают дерево, и при этом он дотрагивается до его коры, то получает больше информации о его структуре. Простым языком рассказывайте крохе, как прошел ваш день, вспоминая события, которыми он был наполнен.


Отвечайте на вопросы крохи, пусть даже они пока звучат не в форме слов

Не сюсюкайтесь

Специалисты по развитию речи утверждают, что сюсюканье мешает ребенку правильно повторять сказанное. Поэтому родители, являющиеся эталоном для подражания в речи, должны произносить слова правильно, не шипилявя и не искажая их.

Однако не стоит путать сюсюканье с так называемым языком нянь. Речь идет о звукоподражательных словах, когда пока еще «сложные» слова заменяются на простые слоги, к примеру, упал - бух, пойдем кушать - ам-ам, кошка - кися, машинка - биби.

Любимая буква «Ы»

Иногда можно услашыть от мамы: «Мой научился ыкать, ходит и на все предметы тыкает пальцем». Хотя некоторых бесконечное «ы» может раздражать, на самом деле это скачок в развитии. «Ы» ‒ это интерес к окружающему миру, жадный вопрос «Что это?». Ни в коем случае не ругайте кроху за ыканье. Напротив, насколько возможно, подробно объясняйте названия и предназначение предметов, поймав взгляд малыша на них.

Чтение книжек

Красочные, хорошо иллюстрированные книги непременно должны быть в доме. С помощью их чтения создается атмосфера уюта и тепла. Усадив малыша на колени, рассматривайте с ним картинки в книжке, просите ребенка показать, где зайчик, где мишка, что котик кушает, начиная с 8 месяцев он с удовольствием будет участвовать в процессе, указывая пальчиком на главных героев. Зрительное восприятие услышанного помогает задействовать воображение. Деткам нравятся стихи К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто.


Дети очень любят, когда им читают

Роль игры и потешек

В форме игры можно не только развивать речь, но и добиться от ребенка желаемого результата. Например, если кроху трудно накормить, читайте во время обеда потешки в стихотворной форме, хотя бы ту же сороку-ворону. Дети с жадностью впитывают рассказываемые взрослыми стишки. Потешки пригодятся и вместо лекарства, когда нужно успокоить плачущего малыша, и в качестве ритуала перед отходом ко сну. Так что родителям было бы неплохо выучить несколько таких стишков.

О развитии мелкой моторики

О том, что развитие речи связано с тренировкой пальчиков, давно уже знают во всем мире. Поэтому пальчиковые игры, направленные на развитие мелкой моторики, необходимы для годовалого малыша. Необязательно покупать дорогие развивающие игрушки, ведь вполне может хватить и подручных средств. Например, дети любят откручивать и закручивать крышки на бутылках и банках (конечно же, в целях безопасности такие «игрушки» должны быть из небьющегося материала), рвать все, что рвется и рассыпать все, что рассыпается.


Креативное развитие мелкой моторики

Играть с крупами - одно удовольствие. Можно смешать в миске фасоль и горох, а затем предложить ребенку рассортировать их. Также детям нравится цеплять разноцветные прищепки на миску или какой-либо другой предмет. Главное, чтобы во время таких игр кто-то из взрослых всегда был рядом и следил за безопасностью. Ведь маленькие непоседы так и норовят засунуть себе что-нибудь в рот или, еще хуже, в нос, или опрокинуть на себя поднос с крупой.

Итак, в большинстве случаев ситуация, когда ребенок в год не говорит или использует совсем мало слов, вполне нормальна. Родителям нужно запастись терпением, а также делать со своей стороны все необходимое для полноценного развития малыша: читать ему книжки, разговаривать, петь песенки, помогать познавать окружающий мир. И совсем скоро ваш молчун превратится в маленького почемучку, так что приготовьтесь отвечать на множество вопросов, поверьте: их у него накопилось достаточно.

Здравствуйте, уважаемая Светлана Александровна!

Меня зовут Анна, я много лет работаю психологом в детском саду. К счастью, помочь вам очень легко, все, что делает ваш сын, надо принять как данность. По возможности, найдите любую книгу о детях раннего возраста и прочтите возрастные особенности и вы сразу поймете как себя надо вести с ребенком 1,5 лет.

Во-первых, детям раннего возраста (от 1 до 3) свойственно быть подвижными, активными, все время находиться в действии. Причем их интересует не результат, а процесс, построив башенку, ребенок тут же может ее сломать, ему интересно уже новое действие.

Во-вторых, заниматься одним делом ребенок может в среднем 5-10 минут, в зависимости от увлеченности. Поэтому говорить о неусидчивости ребенка 1,5 лет не совсем верно. Меня как психолога, наоборот, настораживают дети пассивные, малоподвижные, с низкой эмоциональной реакцией, с низким интересом к окружающей среде. Ребенок раннего возраста должен все хотеть и везде лезть. Обратите внимание на те игры и игрушки, которые вы предлагаете ребенку, на способы вовлечения ребенка в игру, на то, как долго ваш ребенок может играть один или с вами. В этом возрасте ребенок манипулирует игрушками и предметами: стучит, собирает, разбирает, разбрасывает, складывает, засовывает, пробует на вкус и т.д. Ваша задача в данный момент поддержать интерес ребенка эмоциональной реакцией, назвать действие, которое производит ребенок, показать, как можно по другому или с другим предметом, рассказать стишок в тему, спеть песню и т.д. и т.п. Потом эмоционально переключить ребенка на другую игру или другое действие.

Игрушек не должно быть много или часть из них надо просто периодически убирать, так как ребенок легко отвлекается и у него не вырабатывается привычка какое-то время играть с одной игрушкой. Игрушки должны быть сборно-разборные, движущиеся, звучащие, из разных материалов, ярких цветов, книги с четкими конкретными большими картинками, понятными ребенку.

Еще очень важная особенность: ребенок в этом возрасте живет своими желаниями, на эмоциональном порыве, он не может контролировать свои действия, поступки, желания. Поэтому, даже если вам удалось «заставить» (слово абсолютно неприемлемо для малышей) ребенка начать собирать игрушки, то через минуту он уже забудет об этом и будет весело катать машинку. В этом возрасте мы побуждаем ребенка к тем или иным действиям, заинтересовываем его игровыми приемами, делаем все вместе с малышом: «Повезли машинку в гараж, вот какой молодец (имя), сам поставил машинку в гараж. Папа, посмотри, какой у нас (имя) большой, все игрушки спать положил» или «Ой, помоги скорей мишке мячик в домик закатить». Не допускайте, чтобы ребенок разбрасывал много игрушек по комнате, это создает привычку к беспорядку и неоргонизовнности. Часть игрушек незаметно подбирайте сами в течение игры, периодически побуждайте ребенка помогать вам.

Помните и о том, что ребенок активно отстаивает свою самостоятельность, свои границы, уважайте его, договривайтесь с ним, советуйтесь, используйте прием выбор без выбора, когда вы предлагаете ребенку два варианта, вас устроит любой, а ребенок будет чувствовать себя большим. Ребенка в этом возрасте легко отвлечь, увлечь, переключить. Конечно, это требует дополнительных усилий со строны родителей, но все это окупиться сторицей. Чем больше вы будете заставлять ребенка, принуждать его к тем или иным действиям, тем вероятнее усиление капризов, истерик, непослушания.

Ребенок должен понимать «нет» или «нельзя», но, во-первых, запретов не должно быть много, только то, что касается безопасности ребенка или окружающих, поэтому желательно очень ценные или опасные вещи убрать с глаз ребенка. Во-вторых, когда говорите, что что-то нельзя, тут же покажите что можно, делайте акцент на позитиве, напрмер: «Нельзя стучать по стеклу, оно может разбиться и ты порежешься, давай постучим по барабану (или по дивану, по коврику, по дощечке и т.д.), как громко стучит (имя ребенка), папа, бабушка, послушайте».

Ребенка обязательно надо приучать к играм, к взаимодействию, учить играть, максимально организовывайте жизнь ребенка, чтобы он приучился всегда быть при деле. Но и учите ребенка занимать себя самостоятельно, поиграли немного, увлекли игрой, оставьте одного, пусть позанимается сам, увидели, что начинает отвлекаться, подбросили новую идею, игрушку, задачу и т.д.

Помните, что ребенок даже в 1,5 года уже человек со своими потребностями, желаниями, интересами, им надо не управлять, а учиться жить вместе, рядом, на равных.

Светлана Александровна, у вас еще есть время все исправить, удачи.

Всего доброго. Анна Перель.

Нет такого ребенка, который всегда бы слушался своих родителей. Даже очень покладистые и спокойные малыши время от времени «бунтуют» и показывают характер. А некоторые дети так ведут себя очень часто, чем вызывают огорчение и тревогу у мам и пап. Известный доктор Евгений Комаровский рассказывает, почему ребенок не слушается родителей и что в этой ситуации нужно делать.

Педагогические проблемы глазами медика

К Евгению Комаровскому обращаются не только по поводу насморка, плоскостопия и других недугов. Довольно часто родители приводят на прием к педиатру своих детей и жалуются на то, что карапуз стал непослушным. Обычно эта проблема возникает в семьях, где детям уже исполнилось 4 года. Это слишком поздно, утверждает Комаровский, вопросами воспитания и послушания желательно заниматься тогда, когда ребенку исполнилось 1,5-2 года, а в идеале - с самого рождения.

Ребенок начинает вести себя в противовес родительскому мнению в двух случаях: если ему с самого рождения давали слишком много свободы и если ему слишком часто говорили слово «нельзя». Задача родителей - найти тот самый «золотой» баланс между этими крайностями.

Демократия в семье, дающая ребенку равные права со взрослыми, приводит к воспитанию непослушного и капризного ребенка, который будет истериками и скандалами добиваться своего в случае, если ему что-то запретили.

Истерики

Если ребенок однажды опробовал метод истерики и она увенчалась успехом (он получил то, что хотел), то, вне сомнений, кроха будет использовать этот способ манипуляции родителями и бабушками часто. Поэтому если непослушное чадо вдруг начало устраивать «концерты», с битьем головой о пол и стены, криками, в прямом смысле слова, до посинения, лучший способ - это не обращать внимания, говорит Евгений Комаровский.

Если нет зрителя в лице мамы или папы, то у малыша просто нет мотивации к истерике. Если кричит - нужно покинуть комнату, где разворачивается «драма», если бьется - положить подушечку, чтобы было мягче и покинуть комнату. Для родителей этот этап - самый сложный.

Комаровский советует запастись терпением, валерианкой и оптимизмом - все обязательно получится, если мама и папа будут последовательны в своих действиях.

Не стоит опасаться, что ребенок задохнется во время истерики, даже если он всем видом показывает, что это вот-вот случится. Дети, по словам Комаровского, часто при плаче выдыхают из легких весь запас воздуха, включая резервный, это вызывает длительную паузу перед вдохом. Если появились серьезные опасения, нужно просто дунуть малышу в лицо - он рефлекторно сделает вдох.

Физические наказания

Доктор Комаровский выступает против физического наказания, ведь ребенок, который с самого раннего возраста понял, что тот, кто сильнее, побеждает, будет использовать это знание всю свою жизнь. Из таких людей, которые привыкли решать проблемы с окружающими при помощи силы, ничего хорошего не вырастет.

Если мама или папа не могут решить проблем со своим ребенком без применения физической силы, это повод для обращения к специалисту - родителям нужна консультация психолога или психотерапевта. И это – разумно и правильно, говорит Комаровский.

Вариантов наказания достаточно и без ремня: объяснения, почему что-то делать нельзя, временное лишение неких благ (сладостей, новых игрушек). Главное, чтобы наказание было адекватным и своевременным: если ребенок плохо вел себя с утра, а его лишили вечернего просмотра мультфильмов, он уже не помнит, за что именно его наказали.

Поставить малыша в угол - достаточно разумный способ наказания.

Ребенку в конфликтной ситуации нужно побыть наедине с собой, без игрушек, без мультиков и других развлечений. Комаровский советует ставить малыша в угол ровно на столько минут, сколько лет чаду (3 года - 3 минуты, 5 лет - 5 минут).

В процессе наказания родители не должны лишать карапуза того, что ему нужно для жизни - прогулок на свежем воздухе, питья и пищи.

Говорить категорическое «нельзя» следует только тогда, когда ситуация представляет потенциальную опасность для здоровья и жизни ребенка и его семьи. Проволоку в розетку - нельзя, попой на холодный кафель - нельзя.

Если же ребенок просто разбрасывает игрушки, то этот запрет тут неуместен. Лучше объяснить, почему это некрасиво, неудобно, и почему предпочтительнее игрушки все-таки убрать. Тогда запрет будет восприниматься малышом как нечто действительно важное. Чем чаще он слышит «нельзя», тем меньше он придает ему значения.

Требуя что-то и аргументируя свое требование, родители должны стоять на своем до конца.

Т о, что было нельзя вчера, должно быть нельзя и сегодня. Все члены семьи должны поддерживать требование, и не менять своих решений. Это - отличная профилактика детских исдетских терик.

Если мама научит ребенка «проговаривать» свои эмоции, называть чувства словами (что очень тяжело дается всем детям!), то это поможет крохе легче проходить через все «возрастные кризисы», которые случаются в 2-3 года, 6-7 лет и даже в 14-16 лет, когда кризисы будут уже подростковыми и нешуточными.

Умение выражать свои эмоции освобождает ребенка от необходимости кричать. Если он этого делать не умеет, то крик и плач с его стороны - единственный способ показать родителям, что с ним происходит что-то непонятное, нехорошее, чего он не может объяснить.

Более подробно о правилах воспитания непослушного ребенка доктор Комаровский расскажет в своей программе.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама