THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Каждый человек периодически сталкивается с необходимостью выучить материал различного содержания и объема. Кому-то это дается легко, но преобладающее число людей сталкивается с трудностями, не зная как быстро запоминать заданный объем текста.

Работа мозга человека до сих пор не изучена на 100%, мы знаем только то, что используем малую часть способностей мозга. Психологические процессы, происходящие в сознании человека, поддаются ежедневным тренировкам. Память и другие механизмы сознания можно развить до небывалых высот. Крепкая память позволит добиться успехов в любой области жизнедеятельности человека, понадобится в «бытовой» жизни, учебе, легко повысит интеллектуальные способности.

Чтобы выучить текст, художественного или научного содержания понадобятся постоянные тренировки памяти специально разработанными для этого упражнениями. Человеческая память делится на зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и тактильную. Она представляет собой способность к запоминанию и хранению любых объемов информации.

Каждый вид памяти развивается у людей неодинаково. Кому-то легче запоминать текст, произнося его вслух, а у кого наоборот лучше усваивается после визуализации прочитанного. Поэтому важно понять, какой вид памяти развит лучше, чтобы использовать для заучивания в дальнейшем.

Одинаковую информацию можно выучить хорошо несколькими способами. Существует три способа как запомнить необходимый материал в короткие сроки.

  • Способ рационального запоминания;

Он основывается на использовании логической памяти. В процессе рационального запоминания происходит закрепление в сознании смысловой и логической связи материала с жизненным опытом. При рациональном запоминании происходит осознание прочитанного текста и легче воспринимается информация. Этот способ помогает запомнить материал наизусть, тренирует интеллектуальные способности и увеличивает знания.

  • Способ мнемотехнического запоминания;

Это самый интересный способ из трех. Он помогает запомнить не смысловую информацию, за счет переработки в образы и ассоциативную связь. Мнемотехническое запоминание основывается на полученном жизненном опыте, переводя текст в знакомые сознанию образы. Этот способ помогает запомнить большой объем материала, не несущего смысловою нагрузку. Это могут быть даты, номера телефонов, имена, адреса. Он помогает бороться с повседневной забывчивостью, увеличивая возможность механического запоминания происходящего.

  • Способ механического запоминания.

Этот способ подразумевает зазубривание материала. Он считается малоэффективным и трудно тренируемым, так как может в любой момент подвести, «выпав» из памяти. С возрастом способность к механическому запоминанию ухудшается.

Методики запоминания

Для быстрого усвоения текста используют разные методики запоминания. Один из самых эффективных метод вдумчивого чтения. Он хорошо подойдет для заучивания больших и маленьких объемов. Таким способом пользуются актеры, которым как никому другому важно знать как быстро выучить наизусть текст.

  • Сначала медленно и внимательно читаем текст, который необходимо запомнить. Лучше прочитать его вслух. При чтении необходимо понять главную идею текста, его основной сюжет, чтобы можно было быстрее запомнить.
  • Если объем материала большой разбиваем его на смысловые части. Каждую часть нужно выучить по отдельности, находя в них главные по смыслу слова или фразы. Это поможет в дальнейшем, восстановить весь текст по порядку.
  • После этого нужно переписать весь текст, вручную. Делать это надо не спеша, вникая в суть написанного.
  • После того как все будет переписано пересказываем что помним. Вспомнить надо мельчайшие детали, опираясь на ключевые слова. Если не удается вспомнить какой-то момент, лучше не подглядывать в записи, а постараться сделать это самостоятельно. Подсмотреть можно только в крайнем случае.
  • Далее, переписываем второй раз только то, что вспомнили без подсказок.
  • На последнем этапе еще раз внимательно перечитываем текст и пересказываем. Лучше сделать это перед сном.

Этот метод запоминания подходит для того, чтобы выучить текст дословно. Он поможет студентам, ученикам школы и всем кому нужно в короткое время знать как выучить большой объем информации. Таким способом пользуются актеры театра и кино, чтобы запомнить свои роли.

Уловки для быстрого запоминания

Есть еще несколько простых, но очень эффективных уловок для запоминания всего текста, основанных на нюансах работы нашего мозга. Для этого необходимо:

  • Выделять ярким маркером главные моменты в тексте;

Это позволит не отвлекаться на лишнюю часть текста. Актеры выделяют, таким образом, свои фразы в сценарии.

  • Спеть слова или текст;

Это нестандартный метод запоминания. Пропев материал, он лучше врежется в память и его можно быстрее вспомнить.

  • Читать нужно до тех пор, пока смысл не станет ясен полностью;

Очень важно прочувствовать на себе чувства и эмоции, если это художественная литература, которые испытывают герои.

  • После прочтения нужно задавать себе вопросы о содержимом;
  • Прочитать громко с выражением;
  • Написать текст другой рукой;

Если вы левша, напишите правой, если правша - левой. Этот хитрый способ заставит мозг потратить больше усилий на анализирование всего написанного материала.

  • Найти партнера для тренировки;

Актеры репетируют попарно, это помогает в работе. Можно также попросить знакомого человека проверить вас на знание всего материала. В компании учить наизусть интереснее и намного проще.

  • Запишите текст на диктофон;

Запишите текст на записывающее устройство и слушайте его в течение дня, выполняя при этом обычные дела или вовремя поездки. Это поможет запомнить объемный текст, не отвлекаясь от других дел и не теряя лишнего времени.

Память нужно постоянно тренировать. Запоминание информации состоит из ее кодирования и отправки в специальный отдел мозга для дальнейшего хранения. Если информация понадобится, то она легко вспомнится. Когда она длительное время не используется, мозг уберет ее за ненадобностью. Человеку присуще забывание, это происходит через определенное время. Это естественный механизм работы мозга и он помогает не перегружать мозг ненужной информацией и если она не используется, то со временем пропадает из памяти.

Всем мое приветствие. Обширный поток информации заставляет нас до головной боли нагружать свой мозг. А как быстро запомнить большой объем информации и можно ли этому научиться? Оказывается можно. Попробуем научиться запоминать большое количество важной информации, отбрасывая не нужную.

Сколько можно хранить информации

Ученые долго бьются над этим вопросом, но никак не могут прийти к единому мнению. Сначала предполагали, что это 10 млн. бит, но оказалось, что это слишком маленькая цифра. Ученые признали, что достоверной цифрой будет 10 в 17 степени бит.

Человеку приходится запоминать не только определенные сведения, но и то, что сопровождает его по жизни, например, имена, клички животных, черты лиц своих родных или любимых.

Поэтому ученые предполагают, что мозг способен вместить до 10 в 23 степени бит. А сколько люди запоминают в действительности? Очень мало, не используя все возможности своего мозга. Природа подарила людям достаточно сложный механизм, называемый памятью, значит надо использовать его в полной мере.

Типы памяти


В обычной жизни каждый человек отличается от другого разным количеством хранения информации. Личность характеризует особенность запоминания, которая отражается на его поведении и деятельности. Но все люди обладают разным типом запоминания.

Их всего четыре типа:

  • Зрительный.
  • Слуховой.
  • Двигательный.
  • Смешанный.

Зрительное восприятие помогает сохранять образы, которые человек видит своими глазами. Он надолго сохраняет в своей памяти и в случае надобности может их воспроизвести. У таких личностей сильно развито воображение. По мнению ученых люди с этим типом памяти могут работать инженерами, конструкторами, дизайнерами, художниками. Они продолжают «видеть» образ, даже если его уже нет перед глазами.

Слуховой тип еще называют звуковой или аудиальный. Люди с таким восприятием долго помнят всевозможные звуки. Это может быть музыка или голос, произнесенные слова. Этот тип запоминания способен сослужить добрую службу школьникам, студентам, композиторам, музыкантам, лингвистами всем, у кого профессия связана со звуками.

Двигательное или моторное восприятие помогает человеку запоминать движения, их характеристики, то есть, ритм, последовательность, амплитуду, скорость. Этим видом обладают спортсмены. Помогает он всем, кто связан с игровой, различной трудовой деятельностью.

Смешанный тип. Люди с этим типом не обладают каким-то одним, они способны использовать все типы памяти:

  • зрительно-двигательную.
  • зрительно –слуховую.
  • двигательно-слуховую.

Используя разные анализаторы, человек одинаково хорошо может запоминать все — звуки, движения, образы. Есть и другие виды, которые не оказывают существенного влияния на жизнь человека. К ним относятся обонятельный, вкусовой, осязательный вид. Они сводятся чаще всего к удовлетворению биологических потребностей человека.

Определение собственного типа запоминания


Чтобы выявить свой тип памяти, необходимо провести определенный тест, воспользовавшись методикой «Определения типа памяти». Попросите помощника прочитать вслух группу слов, потом по памяти надо их записать. В этой методике имеется специальный коэффициент, который поможет определить ваш тип запоминания.

Читайте также

Сегодня постараемся постичь методику: «Как научиться запоминать людей». Наш мозг создан для...

Почему хорошо писать шпаргалки?

Они помогут запомнить информацию, причем в короткий срок. Специалисты рекомендуют писать шпаргалки, а не зубрить урок или лекцию. Шпаргалки активизируют те отделы мозга, которые отвечают за запоминание.

При написании шпаргалок участвуют несколько типов памяти: зрительная и двигательная, поэтому информация легче запоминается. Студенты часто пользуются шпаргалками. Даже если они не пригодились во время сдачи экзаменом, студент все равно будет знать материал.

В чем заключается особенность шпаргалок? На маленьком клочке бумаги приходится кратко записывать самую важную информацию, которая прочно откладывается в памяти. Это могут быть ключевые слова или целые фразы, по которым составляется целый рассказ.

Кроме этого, схема составления шпаргалок нацеливает человека на последовательное воспроизведение информации. Этим способом пользуются не только студенты, но и преподаватели, менеджеры.

Слуховая память

Чтобы увеличить объем запоминания , специалисты советуют подключить слуховую память, то есть, писать шпаргалки, произнося вслух слова и фразы. Считается, что слуховое восприятие легче развить, чем остальные типы. Перед экзаменом необходимо вслух прочитать те сведения, которые уместились на маленьком листочке.

Отличный результат дает записывание текста на диктофон с последовательным его прослушиванием, причем текст надо произносить самому или записать то, что говорит преподаватель. Существовало мнение, что человек хорошо запоминает информацию во сне, но это мнение отвергнуто многими учеными.

Как усилить зрительное восприятие?

В этом поможет наглядный материал, поэтому все важные данные преподаватели записывают на доске. Чтобы лучше запомнить материал, необходимо просматривать яркие иллюстрации.

Учитесь быстро читать

Чтение тоже дает отличный толчок к запоминанию материала. Зрительный анализатор помогает мозгу запечатлеть нужную информации. Конспектирование — мощное оружие для запоминания материала. Особенно тогда, когда конспектирование проводится ручками разных цветов.

Большой объем материала можно запомнить, подключив двигательную память. Мы опять возвращаемся к написанию шпаргалок.

Если вы разучиваете танец, то здесь также поможет двигательный тип запоминания. Такая техника используется в детском возрасте, а также при обучении хирургов, летчиков, поваров, танцоров, спортсменов.

Как быстро выучить иностранный язык

Если вас интересует как быстро выучить английский язык или любой другой иностранный язык, то смотрите это видео. Николай Ягодкин рассказывает технику запоминания 100 иностранных слов за 1 час.

Найдите собеседника, который отлично владеет иностранным языком, общайтесь с ним на выбранном языке. Если есть возможность, чаще общайтесь с иностранцами. Хорошая методика, которая поможет овладеть иностранным языком, называется «Мысленные повторения».

Многие люди, чья деятельность связана с большими объемами информации, задаются вопросом - реально ли запомнить большое количество данных за небольшое количество времени? Ответ - да, и для этого нужно помнить лишь несколько простых правил.
Процесс запоминания подразделяется на два вида: произвольное и непроизвольное.
Произвольное запоминание в свою очередь подразделяется на механическое (зубрежка) и логическое (осмысление).

Важно понять, что вызубренный материал останется в вашей памяти на относительно короткое время, в то время, как понятый и глубоко осмысленный не покинет Вас на долгие годы. К тому же при участии логики в процессе запоминания, качество и количество усвоенного увеличивается в разы. И на работу с логической частью сознания уйдет гораздо меньше времени, ведь достаточно лишь запомнить начало, все остальное выстроиться по цепочке.

«Все это, конечно, хорошо, - скажете Вы, но что делать если информация ни в какую не хочет пониматься?» Существует универсальный способ. Перескажите весь неясный вам материал брату/ceстре/собаке/случайному прохожему, впрочем кому угодно. В таких ситуациях Ваш мозг невольно начинает искать более простые формулировки сложных понятий, вы станете излагать свои мысли легко и непринужденно. И все что было сложно и запутанно станет проще пареной репы.

Следующий секрет- записи. Пишите, пишите и еще раз пишите. Все, что Вы законспектируете на бумаге, запомнится в разы быстрее.

Наиболее оптимальное время для изучения чего-либо нового - с 8 до 10 утра и и 8 до 11 вечера. В это время мозг большинства людей наиболее активен.

Крайне важно собрать всю волю в кулак, сосредоточиться, и не позволять ничему вывести Вас из этого состояния. Проще найти помещение, где никто не будет Вас искать, чем каждый раз начинать учить заново, после того, как Вас в очередной раз отвлекут. Не пытайтесь впихнуть в свой мозг сразу огромное количество информации, все равно ничего не выйдет. Куда лучше разбить материал на части и учить их одну за одной, с небольшими перерывами.

Также определяйте для себя сроки хранения изученного. Если вы учите все только на экзамен в среду, что уже в четверг вы врядли что вспомните. Но если решите, что материал нужный, интересный и вполне может пригодится позже - вы запомните его надолго.

Не забывайте о повторениях. Первый раз - через сорок минут, второй - через день, и так далее по убывающей.

Независимо от состояния вашей памяти, говорите всем что она замечательная, чуть ли не феноменальная. Тем самым Вы дадите своему подсознанию стимул, и оно будет знать, к чему стремиться.

Основными известными мне подходами при запоминании информации являются:

  • зубрежка (многократное повторении информации вслух или мысленно). Этим занимается 99.9% людей, которые что-либо учат и запоминают сознательно.
  • использование техник запоминания на основе «Магического Треугольника Запоминания». Таким навыком мало кто владеет (разве что – мои ученики J) но он даёт результативность по скорости запоминания большого количества информации в десятки, иногда и в сотни раз (!!!)

Про первый способ я ничего здесь не буду рассказывать, вы итак с ним довольно хорошо знакомы. Скорее всего, это единственно возможный способ запоминания, о котором вы знали.

Речь пойдет о запоминании больших объемов информации с помощью техник запоминания .

Но прежде чем это сделать, нужно уточнить следующие моменты:

  1. насколько много информации (страница книги, 2 листа A4, полкниги и т.д.)
  2. сколько содержится точной информации (имена, названия, цифры, даты и т.д.)

С помощью особых приемов запоминания успешно разрешаются оба момента, но 2-ой сложнее выполнить, если вы заранее не отточили приемы. Это, пожалуй, единственный минус. Но с другой стороны наработав данный навык, вы сможете пользоваться им при запоминании информации любых объемов независимо от того, сколько там точной информации.

Как запомнить большой объем информации

А теперь по шагам, что нам нужно делать, чтобы реализовать данную задачу.

  1. Подобрать локации. На основе уточнения 2-ух предыдущих моментов мы подбираем нужное количество локаций. Чем больше точной информации, тем больше локаций.
  2. Создаем структуру из локаций. Конкретно под запоминаемую информацию мы создаем определенную структуру из локаций. Например, для запоминания комплектации автомобилей и запоминания таблицы Менделеева мы можем использовать разные структуры.
  3. Запоминание информации. Сам процесс запоминания цифр, слов, символов и т.д. на основе техник запоминания.
  4. Повторение информации. Запомнить много информации можно – это одна задача, а вот удерживать еёдолгое время в памяти – совсем другая задача. Для этого, конечно, её нужно ПОВТОРЯТЬ, ПОВТОРЯТЬ и ПОВТОРЯТЬ. Но повторять с умом, используя интервальное повторение.

Используя данные шаги, вопрос – «как запомнить большой объем информации» станет вполне разрешаемым.

Да, есть различные нюансы по созданию локаций, по повторению информации, по запоминанию определенных видов точной информации, но все эти моменты описаны и будут описаны в соответствующих статьях.

На данном этапе помните, каким бы ни было то большое количество информации, которую вы запоминаете – сделать это РЕАЛЬНО!

Запомнить таблицу Менделеева за 1-2 часа – РЕАЛЬНО!
Запомнить 5000 иностранных слов за месяц – РЕАЛЬНО!
Запомнить 100 анекдотов за вечер – РЕАЛЬНО!
Запомнить все страны со столицами за 3-4 часа – РЕАЛЬНО!
Запомнить цикл Кребса за 3 минуты – РЕАЛЬНО!

Все это возможно и есть готовые инструменты, как это сделать. Используя эти инструменты, с каждым днем вы сможете запоминать больше информации, которая вам нужна и полезна!

Почему же мы порой не можем запомнить информацию и воспроизвести ее потом? Ученые расходятся во мнениях относительно механизмов работы нашей памяти. Однако существуют несколько практически общепризнанных механизмов, позволяющих упростить запоминание, сделать его надежнее и облегчить воспроизведение (вспоминание) запомненной информации. Эти механизмы можно назвать законами памяти. Вот главные из них:

Закон внимания. Жалуетесь, что не можете что-либо вспомнить? А были ли приложены усилия для запоминания? Может быть, во время запоминания вы еще и телевизор смотрели? Для хорошего запоминания необходима концентрация внимания на материале. Далее перечислено несколько факторов, которые негативно влияют на сохранение информации в памяти и которые нужно по возможности исключить:
Посторонние мысли
Отвлекающие воздействия (шум, радио, ТВ, звонки, …)
Усталость, раздражение
Спешка

Закон яркости. Лучше всего запоминается все яркое и необычное. За день вы встречаете множество людей, но вечером можете вспомнить только тех из них, кто чем-то выделялся, отличался от других. Поэтому перед запоминанием будет полезно попытаться придать информации яркий, необычный вид.

Закон значимости. По значимости для человека информацию можно разделить на три группы. В первую попадает жизненно важная информация (режим питания, знания об опасностях,…). Она запоминается без усилий и практически навсегда. Ко второй группе относится интересная и субъективно важная для человека информация. Она тоже усваивается относительно легко. К третьей группе относится вся остальная информация. Она усваивается хуже всего. К сожалению, такой информации подавляющее большинство. Отсюда вытекает несколько законов, облегчающих запоминание:

Закон интереса. Как уже было сказано, информация, относящаяся к интересам человека (вторая группа), запоминается легко. Поэтому нужно хотя бы временно заинтересовать себя тем, что собираешься запомнить.

Закон мотивации. Необходимо убедить себя в важности для вас запоминаемой информации. Представьте, какие выгоды принесет вам ее запоминание: более быстрое продвижение по службе, победа в викторине и т. д. Тогда информация временно перейдет во вторую группу и будет запоминаться значительно надежнее.

Закон деятельности. Информация, с которой вы производите какие-то действия, запоминается лучше. Поэтому попробуйте что-нибудь сделать с ней: что-то подсчитать, сравнить ее с чем-то и т. п.

Закон понимания и осмысления. Пытаться запомнить что-либо, не понимая — практически безнадежное дело. Поняв и осмыслив информацию, вы очень поможете своей памяти.

Закон предыдущих знаний. Запоминаемая информация взаимодействует с той, что уже хранится в вашем мозге. Происходит установка ассоциативных связей, сравнение, выделение общих признаков, … Поэтому, чем больше у вас информации по какой-либо теме, тем легче запоминается новая информация по этой теме. И вообще, чем больше вы знаете, тем легче усваиваются новые знания. Так что чтобы запоминать лучше, запоминайте больше.

Закон настройки и установки. На запоминание нужно настроиться. Прежде всего, решите для себя, сколько времени вам нужно помнить запоминаемые данные: день, год, всю жизнь. Это поможет мозгу правильно разместить их. Перед запоминанием бегло просмотрите материал, который нужно запомнить. Это подготовит мозг к его запоминанию, позволит оценить сложность материала. Очень полезно перед запоминанием вспомнить известный вам материал по этой теме. А для улучшения вспоминания представьте себе ситуацию, когда вы будете вспоминать это, экзамен, например.

Закон тормозов памяти. Существуют два процесса, тормозящие (ухудшающие) запоминание. Проактивное торможение: предыдущая запоминаемая информация ухудшает запоминание последующей. Ретроактивное торможение: последующая запоминаемая информация ухудшает запоминание предыдущей. Наличие данных процессов связано с тем, что даже после завершения восприятия запоминаемой информации в мозгу идут процессы ее усвоения и размещения. В связи с этим можно дать следующие рекомендации по запоминанию:
Запоминайте важную информацию утром или вечером. В это время влияние процессов торможения наименьшее.
Делайте перерывы при запоминании. Во время перерывов нельзя получать никакую другую информацию (читать, смотреть телевизор, слушать радио). Это уменьшит влияние процессов торможения.
Не запоминайте однотипную информацию друг за другом. Так не следует учить математику после запоминания исторических дат. И там, и там работа происходит с цифрами. Это затруднит запоминание.
Не делайте сразу после запоминания ничего сложного для вас. Мозг сосредоточится на сложной деятельности и не сможет правильно разместить запоминавшуюся информацию.

Следующие два закона позволяют упростить вспоминание информации.

Закон временного слоя. Информация хранится в памяти слоями. Типов этих слоев очень много, и одним из них является временной слой. Вся информация, запоминавшаяся примерно в одно время, хранится рядом. Поэтому, если вам нужно что-то вспомнить, попробуйте припомнить то, что вы делали в тот день, когда к вам поступила нужная информация.

Закон тематического слоя. Еще одним из слоев памяти является тематический. Вся информация по сходной тематике хранится в мозге рядом. Поэтому, пытаясь вспомнить что-то, попробуйте вспомнить близкую по тематике информацию. Например, если вы забыли название города, вспомните названия нескольких других городов.

Надеюсь, что описанные в этой статье законы позволят вам более легко и надежно запоминать все, что вам хочется. Удачного вам запоминания!

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама