THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Признаком права, от­ли­ча­ю­щим его от дру­гих видов со­ци­аль­ных норм, является

1) фор­маль­ная неопределённость

2) ра­ци­о­наль­ный характер

3) обес­пе­чен­ность исполнения силой государства

4) со­ци­аль­ная значимость

Пояснение.

Основные отличия:

по про­ис­хож­де­нию - нормы права уста­нав­ли­ва­ют­ся и санк­ци­о­ни­ру­ют­ся государством, нормы мо­ра­ли формируются обществом, ис­хо­дя из пред­став­ле­ний о добре и зле, спра­вед­ли­во­сти и несправедливости, чести и достоинства, бес­че­стии и т. д.

по сфере дей­ствия - нормы права ре­гу­ли­ру­ют те отношения, ко­то­рые государством воз­ве­де­ны в закон, обес­пе­чи­ва­ют­ся и охра­ня­ют­ся его при­ну­ди­тель­ной силой, в то время как нормы мо­ра­ли оказывают вли­я­ние не толь­ко на пра­во­вые отношения, но и на со­во­куп­ность общественных отношений, не уре­гу­ли­ро­ван­ных правом;

по форме за­креп­ле­ния - пра­во­вые нормы по­лу­ча­ют закрепление в офи­ци­аль­ных нормативных актах, а нормы мо­ра­ли содержатся в со­зна­нии людей.

Ответ: 3

Предметная область: Право. Право в системе социальных норм

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 5.

Пояснение.

1) Пра­во­вые нормы (согласно Кон­сти­ту­ции РФ, Мест­ное са­мо­управ­ле­ние в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции обес­пе­чи­ва­ет са­мо­сто­я­тель­ное ре­ше­ние на­се­ле­ни­ем во­про­сов мест­но­го значения, владение, поль­зо­ва­ние и рас­по­ря­же­ние му­ни­ци­паль­ной собственностью;

2) ре­ли­ги­оз­ные нормы (согласно нор­мам синтоизма, че­ло­ве­ку нужно раз­ви­вать в себе добросердечие, со­чув­ствие к окру­жа­ю­щим и спо­соб­ность вза­и­мо­дей­ство­вать с ними);

3) эти­че­ские нормы (золотое пра­ви­ло нрав­ствен­но­сти гла­сит «Относись к людям так, как хочешь, чтобы от­но­си­лись к тебе». Могут быть на­зва­ны иные нормы, при­ве­де­ны иные примеры.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальные нормы как элемент социального контроля». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

1. Понятия «социальные нормы» и «социальный контроль».

2. Элементы социального контроля:

а) социальные нормы;

б) социальные санкции.

3. Виды социальных норм:

а) мораль;

в) эстетические нормы;

г) политические нормы;

д) религиозные нормы и др.

4. Причины возникновения социальных норм.

5. Функции социальных норм как элемента социального контроля:

а) контроль;

б) регулирование;

в) оценка;

г) социализация и др.

Отсутствие любых двух из 2, 3 и 5 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Источник: ЕГЭ по обществознанию. Резервный день. (2) (часть С)

1) Моральные нормы обеспечиваются (охраняются) силой государства.

2) Традиции и обычаи являются разновидностями социальных норм.

3) Все социальные нормы обязательны для исполнения.

4) Правила поведения, основанные на представлениях общества о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, называют моральными нормами.

5) B социальных нормах отражаются ценностные представления общества.

Пояснение.

Социальные нормы - предписания о правильности поведения в обществе. Виды социальных норм разделяют по масштабу: в малых группах, в больших группах. По форме правления: стандарты поведения (мужчины - сильные), ожидания поведения (мужчина должен защищать женщину). По строгости исполнения: обычай (традиционно установившийся порядок поведения, например, гостеприимство), манеры (внешняя форма поведения, основанная на привычках; могут быть повседневные, например, не чавкать, и светские, например, говорить даме комплименты), этикет (принятая в особых кругах система правил поведения, например, в дипломатических кругах), традиции (все, что унаследовано от предшественников, например, встреча одноклассников), привычка (установившаяся схема поведения в определенной ситуации; могут быть групповые, например, спать лёжа, и индивидуальные, например, пить кофе утром, вредные, например, пьянство и курение и невредные), нравы (формы поведения, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке, например, не бить женщин), законы, табу (абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, предмет, например, кровосмешение, канибализм).

1) Моральные нормы обеспечиваются (охраняются) силой государства - нет, неверно.

2) Традиции и обычаи являются разновидностями социальных норм - да, верно.

3) Все социальные нормы обязательны для исполнения - нет, неверно.

4) Правила поведения, основанные на представлениях общества о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, называют моральными нормами - да, верно.

5) B социальных нормах отражаются ценностные представления общества - да, верно.

Ответ: 245.

Ниже при­ве­ден ряд терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «социальная норма». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Пояснение.

Социальная норма - уста­нов­лен­ное в об­ще­стве пра­ви­ло поведения, ре­гу­ли­ру­ю­щее от­но­ше­ния между людьми. Су­ще­ству­ют раз­ные виды со­ци­аль­ных норм (обычаи, традиции, нормы морали, нормы права.)

Социальный кон­троль - механизм, ре­гу­ли­ру­ю­щий от­но­ше­ния ин­ди­ви­да и об­ще­ства с целью укреп­ле­ния по­ряд­ка и стабильности, опи­ра­ет­ся на со­ци­аль­ные нормы.

Санкция - ре­ак­ция на по­ве­де­ние со сто­ро­ны остальных; меры воздействия, воз­на­граж­де­ния (позитивные) и на­ка­за­ния (негативные) за со­ци­аль­ные действия.

Отклоняющееся по­ве­де­ние - поведения, не со­от­вет­ству­ю­щее об­ще­при­ня­тым правилам.

Самоконтроль - форма внут­рен­не­го со­ци­аль­но­го контроля, когда че­ло­век сам кон­тро­ли­ру­ет свое поведение.

Выпадающие термины: со­ци­аль­ная мо­биль­ность (перемещение ин­ди­ви­да или груп­пы в со­ци­аль­ной струк­ту­ре общества, из­ме­не­ние их статуса.) и социальная структура

Ответ: 1, 4.

Ответ: 14|41

А. В со­ци­аль­ных нормах от­ра­жа­ют­ся ценностные пред­став­ле­ния общества.

Б. Тра­ди­ции и обы­чаи являются раз­но­вид­но­стя­ми социальных норм.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Пояснение.

Суждение А верно. На­при­мер нормы морали, яв­ля­ю­щи­е­ся разновидностью со­ци­аль­ных норм, от­ра­жа­ют ценностные пред­став­ле­ния общества.

Суждение Б верно. Тра­ди­ции и обы­чаи − вид со­ци­аль­ных норм.

Правильный ответ ука­зан под номером: 3.

Ответ: 3

Предметная область: Социальные отношения. Виды социальных норм

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 4.

1) На выполнение социальной роли человеком влияют его индивидуальные качества.

2) Ролевые ожидания делают социальное поведение людей в значительной степени предсказуемым.

3) Социальный статус человека не влияет на выполнение им социальных ролей.

4) Индивид всегда выполняет одновременно только одну социальную роль.

5) Ролевые нормативные требования являются элементом системы социальных норм, принятых данным обществом.

Пояснение.

Социальная роль - модель поведения, ориентированная на определенный статус. Социальные нормы - предписания о правильности поведения в обществе. Виды социальных норм по строгости исполнения: обычаи, манеры, этикет, традиции, привычки, нравы, законы, табу. Значит, ролевые нормативные требования - элемент системы социальных норм.

1) На выполнение социальной роли человеком влияют его индивидуальные качества - да, верно.

2) Ролевые ожидания делают социальное поведение людей в значительной степени предсказуемым - да, верно.

3) Социальный статус человека не влияет на выполнение им социальных ролей - нет, неверно.

4) Индивид всегда выполняет одновременно только одну социальную роль - нет, неверно.

5) Ролевые нормативные требования являются элементом системы социальных норм, принятых данным обществом - да, верно.

Ответ: 125.

Ответ: 125

Социальные нормы

Пояснение.

Пропущенное слово: морали.

Ответ: морали.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мораль в системе социальных норм». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Виды социальных норм:

а) моральные;

б) правовые;

в) религиозные;

г) этикет и др.

2. Особенности норм морали:

а) ориентированы на ценности, образцы поведения;

б) проявляются в обычаях и традициях;

в) регулируются общественным мнением, совестью человека;

г) имеют исторический характер.

3. Структура морали:

б) принципы;

4. Мораль и нравственность.

5. Этика - наука о морали.

6. Взаимосвязь морали и других регуляторов.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Отсутствие 1, 2, 3 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу

Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 363 (часть С)

Пояснение.

Ответ: морали

Ответ: мораль|морали

Пояснение.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

1) По­ня­тие права.

2) При­зна­ки права: а) уста­нав­ли­ва­ет­ся государством; б) пись­мен­ная форма; в) обес­пе­чи­ва­ет­ся ме­ха­низ­мом юри­ди­че­ской ответственности.

3) От­ли­чия права от дру­гих видов со­ци­аль­ных норм.

4)Структура си­сте­мы права: а) от­рас­ли права; б) ин­сти­ту­ты права; в) нормы права

5) Ис­точ­ни­ки права: а) пра­во­вой обычай; б) юри­ди­че­ский прецедент; в) нор­ма­тив­ный пра­во­вой акт и др. Воз­мож­но дру­гое ко­ли­че­ство и (или) иные кор­рект­ные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов плана.

Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной форме.

Автор, ссылаясь на психолога А.Н. Леонтьева, указывает основные этапы формирования личности. Приведите указанные в тексте этапы, и, опираясь на знание курса, личный социальный опыт и практику, проиллюстрируйте каждый из этапов характерным для него конкретным «приобретением» для личностного становления.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24. Личность «...каковы необходимые и достаточные критерии сформировавшейся личности?

По существу, существует два основных критерия. Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т. е. заданы обществом, воспитаны в человеке.

Второй необходимый критерий личности - способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже "стихийную нравственность": человек может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило его поступить определенным образом, тем не менее продействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности...

Формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т. п. А достичь всего этого путем простого усвоения нельзя. Усвоенный мотив в лучшем случае мотив знаемый, но не реально действующий, т. е. мотив неистинный. Знать, что должно делать, к чему следует стремиться, - не значит хотеть это делать, действительно к этому стремиться. Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания. Этот процесс всегда происходит только в реальной жизни человека. Он является всегда эмоционально насыщенным, часто субъективно творческим.

Рассмотрим этапы формирования личности. Остановимся на самых главных и очень крупных этапах. По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность "рождается" дважды.

Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. Иными словами, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.

Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Заметим, что эта способность к самоосознанию, саморуководству, самовоспитанию и отражена во втором признаке личности, разобранном выше.

Между прочим, её обязательность зафиксирована в такой юридической категории, как уголовная ответственность за совершаемые действия. Эта ответственность, как известно, возлагается на каждого душевно здорового человека, достигшего совершеннолетия».

(Ю.Б. Гиппенрейтер)

Пояснение.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

Приведены указанные в тексте этапы формирования личности (два ее рождения) и иллюстрирующие их "приобретения", допустим:

1) первый этап (первое рождение) - дошкольный возраст, который "знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам"

- "приобретения":

Ребенок-дошкольник осознает, что не все свои потребности он может удовлетворить, если они противоречат интересам близких, например, не может добиться покупки игрушки, если у родителей нет необходимой суммы денег, пойти гулять на улицу к друзьям, если бабушка больна и не может проводить его во двор, и т.д.

Ребенок-дошкольник уже осваивает необходимость согласования своих интересов с близкими, друзьями

2) второй этап (второе рождение) - "начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению".

- "приобретения"

Подросток осознает свои способности, определяет какую профессию он хотел бы получить в будущем, в соответствии с этим делает ответственный и осознанный выбор профиля образования;

Подросток начинает осваивать новые социальные роли (труженика, собственника), принимать решения по обслуживанию своей собственности, например, мопеда, скутера;

Подросток, к примеру, приняв решение идти в профильный класс, в свободное время будет заниматься математикой, а прежние его привязанности, например дворовый футбол, прогулки с друзьями отйдут на второй план и т.д.

Могут быть приведены иные два адекватные "приобретения", характерные для каждого этапа.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Право в системе социальных норм». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие права.

2. Признаки права:

а) устанавливается государством;

б) письменная форма;

в) обеспечивается механизмом юридической ответственности.

3. Отличия права от других видов социальных норм.

4. Система права:

а) отрасли права;

6) институты права;

в) нормативные правовые акты.

5. Источники права:

а) правовой обычай;

б) юридический прецедент;

в) нормативный правовой акт и др.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

А. вклю­ча­ют в себя как универсальные, не­из­мен­ные с те­че­ни­ем времени, так и ак­ту­аль­ные только в определённые эпохи пра­ви­ла поведения.

Б. су­ще­ству­ют исключительно в виде не­пи­са­ных правил, пе­ре­да­ю­щих­ся из по­ко­ле­ния в поколение.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Пояснение.

Социальные нормы - уста­нов­лен­ные в об­ще­стве правила поведения, ре­гу­ли­ру­ю­щие отношения между людьми, об­ще­ствен­ную жизнь. Обычаи, традиции, нормы морали, пра­во­вые нормы, ре­ли­ги­оз­ные нормы, по­ли­ти­че­ские нормы, эс­те­ти­че­ские нормы - все это со­ци­аль­ные нормы. Сред них есть не­из­мен­ные с те­че­ни­ем времени (нормы морали), а есть ак­ту­аль­ные только в опред­ме­чен­ные эпохи пра­ви­ла поведения, на­при­мер обычай за­щи­ты чести среди дво­рян на дуэли т. д.

Социальные нормы су­ще­ству­ет как в виде не­пи­са­ных правил, так и в виде пра­во­вых норм, один из при­зна­ков которых - пись­мен­ная форма.

Правильный ответ ука­зан под номером: 1.

Ответ: 1

Предметная область: Социальные отношения. Виды социальных норм

1) Моральные нормы, в от­ли­чие от пра­во­вых со­ци­аль­ных норм, все­гда предъ­яв­ля­ют­ся в пись­мен­ном виде.

2) Моральные нормы обес­пе­чи­ва­ют­ся об­ще­ствен­ным мнением.

3) Моральные нормы пе­ре­да­ют­ся из по­ко­ле­ния в поколение.

4) Моральные нормы спо­соб­ству­ют со­ци­а­ли­за­ции под­рас­та­ю­ще­го поколения.

5) Моральные нормы вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся и предъ­яв­ля­ют­ся государством.

Пояснение.

1) Мо­раль­ные нормы, в от­ли­чие от пра­во­вых со­ци­аль­ных норм, все­гда предъ­яв­ля­ют­ся в пись­мен­ном виде - нет, неверно, наоборот.

2) Мо­раль­ные нормы обес­пе­чи­ва­ют­ся об­ще­ствен­ным мне­ни­ем - да, верно.

3) Мо­раль­ные нормы пе­ре­да­ют­ся из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние - да, верно.

5) Штраф - пример формальной социальной санкции.

Пояснение.

Социальные санкции - средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. Виды социальных санкций: по степени интенсивности (жесткие, мягкие), по типам (формально позитивные, формально негативные, неформально позитивные, неформально негативные).

1) Выдача премии менеджеру за перевыполнение плана продаж - пример неформальной социальной санкции - нет, неверно.

2) Общественное осуждение человека за поведение, противоречащее моральным нормам, относится к неформальным негативным санкциям - да, верно.

3) Предусмотренное законом наказание за нарушение правовых норм - это формальная позитивная санкция - нет, неверно.

4) Аплодисменты исполнителю оперной арии - пример позитивной социальной санкции - да, верно.

5) Штраф - пример формальной социальной санкции - да, верно.

По­это­му очень важно вы­явить тес­ную вза­и­мо­связь права и морали. <.. .="">

Юристы по роду своей де­я­тель­но­сти изучают, толкуют, применяют, пре­жде всего, пра­во­вые нормы - это их специальность. Но для оцен­ки по­ве­де­ния субъ­ек­тов пра­во­вых от­но­ше­ний и пра­виль­но­го раз­ре­ше­ния воз­ни­ка­ю­щих кол­ли­зий по­сто­ян­но об­ра­ща­ют­ся и к эти­че­ским критериям, ибо в ос­но­ве права лежит мораль. Рус­ские пра­во­ве­ды не­из­мен­но подчеркивали, что право есть юри­ди­че­ски оформ­лен­ная мораль. Право - сред­ство ре­а­ли­за­ции нравственно-гуманистических иде­а­лов общества. Без уро­ков нравственности, морали, этики право немыслимо.

B.C. Соловьёв, например, опре­де­лял право как «принудительное тре­бо­ва­ние осу­ществ­ле­ния ми­ни­маль­но­го добра и порядка, не до­пус­ка­ю­ще­го из­вест­но­го про­яв­ле­ния зла». <...> Право и мо­раль раз­ли­ча­ют­ся по спо­со­бам их установления. Пра­во­вые нормы со­зда­ют­ся государством, и толь­ко го­су­дар­ством (или с его со­гла­сия не­ко­то­ры­ми об­ще­ствен­ны­ми организациями) отменяются, дополняются, изменяются. В этом смыс­ле го­су­дар­ство яв­ля­ет­ся по­ли­ти­че­ским твор­цом права. По­это­му право вы­ра­жа­ет не про­сто волю народа, а его го­су­дар­ствен­ную волю и вы­сту­па­ет не про­сто регулятором, а особым, го­су­дар­ствен­ным регулятором.

(Н. И. Матузов )

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие от­ли­чия права от морали:

1. По происхождению. Нормы мо­ра­ли скла­ды­ва­ют­ся в об­ще­стве на ос­но­ве пред­став­ле­ний людей о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они при­об­ре­та­ют обя­за­тель­ное зна­че­ние по мере осо­зна­ния и при­зна­ния их боль­шин­ством чле­нов общества. Нормы права, уста­нав­ли­ва­е­мые государством, после вступ­ле­ния в за­кон­ную силу сразу же ста­но­вят­ся обя­за­тель­ны­ми для всех лиц, на­хо­дя­щих­ся в сфере их действий.

2. По форме выражения. Нормы мо­ра­ли не за­креп­ля­ют­ся в спе­ци­аль­ных актах. Они со­дер­жат­ся в со­зна­нии людей. Пра­во­вые же нормы по­лу­ча­ют вы­ра­же­ние в офи­ци­аль­ных го­су­дар­ствен­ных актах (законах, указах, постановлениях).

3. По спо­со­бу охра­ны от нарушений. Нормы мо­ра­ли и нормы права в пра­во­вом граж­дан­ском об­ще­стве в по­дав­ля­ю­щем боль­шин­стве слу­ча­ев со­блю­да­ют­ся доб­ро­воль­но на ос­но­ве есте­ствен­но­го по­ни­ма­ния лю­дь­ми спра­вед­ли­во­сти их предписаний. Ре­а­ли­за­ция и тех и дру­гих норм обес­пе­чи­ва­ет­ся внут­рен­ним убеждениям, а также сред­ства­ми об­ще­ствен­но­го мнения. Такие спо­со­бы охра­ны впол­не до­ста­точ­ны для мо­раль­ных норм. Для обес­пе­че­ния же пра­во­вых норм при­ме­ня­ют­ся еще и меры го­су­дар­ствен­но­го принуждения.

4. По сте­пе­ни детализации. Нормы мо­ра­ли вы­сту­па­ют в виде наи­бо­лее обоб­щен­ных пра­вил по­ве­де­ния (будь добрым, справедливым, честным). Пра­во­вые же нормы пред­став­ля­ют собой детализированные, по срав­не­нию с мо­раль­ны­ми нормами, пра­ви­ла поведения. В них за­креп­ля­ют­ся четко опре­де­лен­ные юри­ди­че­ские права и обя­зан­но­сти участ­ни­ков об­ще­ствен­ных отношений.

Могут быть при­ве­де­ны и иные фор­му­ли­ров­ки отличий, не ис­ка­жа­ю­щие смысла.

Предметная область: Социальные отношения. Виды социальных норм

Семья как социальный феномен

Семья является объектом научного интереса многих направлений, а интересна она тем, что выступает в качестве очень сложного, противоречивого и уникального социального и культурного феномена. Ее уникальность также состоит в том, что семья по своей сути – это специфическая социальная общность, которая одновременно с этим является формой бытия человека. В общем виде она представляет собой не только базис общества, но и его надстройку, что затрагивает более широкую область жизни индивида.

Функционирование семьи и ее развитие напрямую связано с теми социальными связями и взаимодействиями, которые происходят между ее элементами – индивидами, членами семьи. Отношения могут строиться на нескольких уровнях:

  • Муж – жена;
  • Родители – дети;
  • Родители – дети – дальние родственники;
  • Дети – родители родителей (бабушки и дедушки).

Таким образом, в сложной семейной структуре человек сам одновременно исполняет сразу несколько ролей. Он может быть сыном, отцом, братом, племянником, дедушкой. Таким образом, все многообразие взаимоотношений и взаимодействий предполагает наличие социальных норм, которые будут упорядочивать отношения, регулировать их и делать полезными для каждого члена семьи без ущерба интересов других.

Социальные нормы семьи

Семья является очень важным социальным институтом, одним из древних, существующих в нашем обществе. Безусловно, как и любой социальный институт, семья и брак обладают особенными социальными нормами. Они выражаются в функциях семьи, поскольку именно от функциональных особенностей зависит то, каким правилам и нормам придерживаются члены семьи в той или иной деятельности.

Во-первых, репродуктивная – воспроизводство населения, сохранение потомства и продолжение рода. Когда члены семьи встают перед выбором в том, сколько у них должно быть детей, они добровольно подчиняются некоторым социальным нормам. Если в нашей стране можно иметь неограниченное количество детей, то в некоторых азиатских странах органы власти уже давно издали законы, которые регулируют деторождение. Семьям запрещается иметь больше одного или двух детей, так как это может навредить экономическому состоянию страны, а также приведет к ее перенаселению (например, в Китае, где на слишком маленькой государственной территории отмечена высокая численность населения, что делает Китай самой населенной страной в мире).

Во-вторых, воспитательная функция, которая направлена на духовное обогащение и воспроизводство населения. Семья при помощи особых норм формирует личность ребенка как будущего полноценного члена общества, оказывает воспитательное воздействие на каждого члена семьи в течение все жизни. Воспитание в семье выпадает на этап первичной социализации личности, что делает значимость социальных норм еще более высокой и необходимой для успешного развития ребенка как будущего полноценного члена общества.

В-третьих, это экономическая (материальная) функция, которая необходима для поддержания одними членов семьи других. Эта деятельность также регламентирована социальными нормами, которые присущи институту семьи и брака. Например, социальная норма – это помощь со стороны детей свои родителям, особенно если те находятся в нетрудоспособном возрасте или в неработоспособном состоянии (пенсионеры, инвалиды). Помимо этого, нормой считается помощь родителей своим детям, если те еще не достигли совершеннолетия (в России это 18 лет, в остальных зарубежных странах 21 год).

Специфика семьи и брака

Семья и семейные отношения (брак) являются не только универсальным способом, направленным на организацию социальных связей и взаимодействий: она также является особой сферой жизни и деятельности действующих индивидов и социальной группы, сферой их культуры и социализации. В этом смысле семья выступает в качестве совокупного субъекта деятельности: она сама дает толчок к развитию, и становится той сферой, где это развитие происходит.

Деятельность совокупного субъекта (семьи) является интегративным результатом взаимодействия всех составляющих субъектов (супругов, детей, близких и дальних родственников). Конечно, иногда человек проживает один и называет самого себя «своей семьей», но это неверное мнение. Семьей может быть общность, состоящая из двух или более индивидов, которые объединены общими целями, интересами, эмоциями и желаниями. Цели и действия семья являются отражением коллективного сознания ее членов, что является очень специфической чертой. она также присуща таким институтам, как религия, государство, а также таким сферам, как, например, трудовой коллектив. В них всех действует принцип общности цели, а также нацеленность на единый, положительный результат.

Таким образом, семья также нуждается в регулирующих правилах и нормах, которые будут определять верность действий, а также эффективность выполнения ключевых функций семьи: репродуктивная, воспитательная и экономическая. На каждом этапе семья использует как строго санкционируемые (формальные) нормы, так и неформальные. К ним относятся семейные традиции и обычаи – памятная семейная дата, дни рождения членов семьи, годовщины. Благодаря этим нормам сохраняются особые черты каждой конкретной семьи, что отличает ее от остальных. Есть и общепринятые нормы, которые касаются воспитания детей, их обучения, празднования ключевых праздников (Новый год, День Победы, иные религиозные праздники в зависимости от мировоззрения и вероисповедания семьи и ее членов).

Замечание 1

Итак, семейные нормы и правила – это те основания, на которых строится семейная жизнь людей. При этом исследователи отмечают, что официальная фиксация брака в данном случае является необязательным условием.

Отсутствие норм ведет за собой хаос, непонимание, конфликтные ситуации, что является угрозой для психического и физического здоровья членов семьи. В таких семьях царит нездоровая атмосфера, что сказывается не только на взрослых, но в особенности на подростках, которые вырастают с серьезными нарушениями и отклонениями в поведении.

Социальные нормы, подобно другим ценностям, выпол­няют функции оценки и ориентации личности, общности. Вместе с тем они не ограничиваются этими функциями. Нор­мы осуществляют регулирование поведения и социальный контроль за поведением. Они носят ярко выраженный воле­вой характер. Это не только выражение мысли, но и выра­жение воли. При этом, в отличие от индивидуального воле­изъявления, норма выражает типичные социальные связи, дает типовой масштаб поведения. Норма не только оцени­вает и ориентирует, подобно идеям, идеалам, но и предпи­сывает. Ее характерной чертой является императивность. Это единство оценки и предписания.

Социальные нормы – это правила, выражающие тре­бования общества, социальной группы к поведению лично­сти, группы в их взаимоотношениях друг с другом, соци­альными институтами, обществом в целом.

Регулирующее воздействие норм состоит в том, что они устанавливают границы, условия, формы поведения, харак­тер отношений, цели и способы их достижения.

Вследствие того, что нормы предусматривают и общие принципы поведения, и конкретные его параметры, они мо­гут давать более полные модели, эталоны должного, неже­ли другие ценности.

Нарушение норм вызывает более конкретную и четкую негативную реакцию со стороны социальной группы, общества, его институциональных форм, направленную на пре­одоление отклоняющегося от нормы поведения. Поэтому нормы являются более действенным средством борьбы с девиацией, средством обеспечения порядка, устойчивости общества.

Нормы возникают вследствие потребности в определен­ном поведении. Так, например, одной из самых древних норм была норма честного отношения к своей доле в обществен­ном труде. На заре человечества можно было выжить, толь­ко придерживаясь данной нормы. Она появилась в резуль­тате закрепления повторяющихся необходимых совместных действий. Интересно, что эта норма не потеряла своего зна­чения и в настоящее время, хотя ее питают иные потребно­сти, актуализируют другие факторы.

Многообразие социальной реальности, социальных по­требностей порождает и многообразие норм. Классифици­ровать нормы можно по разным основаниям.

Для социоло­га имеет значение выделение норм по субъектам, носителям норм. По этому основанию выделяют общечеловеческие нор­мы, нормы общества, групповые, коллективные. В современ­ном обществе наблюдается сложная коллизия, взаимопро­никновение этих норм.

По объекту или сфере деятельности разграничиваются нормы, действующие в области определенных видов отно­шений: политические, экономические, эстетические, религи­озные и т.д.

По масштабу: Первый тип – это нормы, которые возникают и сущест­вуют только в малых группах (молодежных тусовках, ком­пании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных коман­дах). Они называются «групповыми привычками».

Второй тип – это нормы, которые возникают и сущест­вуют в больших группах или в обществе в целом. Они назы­ваются «общими правилами». Это обычаи, традиции, нравы, зако­ны, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский эти­кет, есть манеры поведения молодежи. Есть общенациональ­ные традиции и нравы.

По месту в нормативно-ценностной иерархии: основопо­лагающие и второстепенные, общие и конкретные.

По фор­ме образования и фиксации: жестко фиксированные и гиб­кие.

По масштабам применения: общие и локальные.

По способу обеспечения: опирающиеся на внутреннее убеждение, общественное мнение или на принуждение, на силу государственного аппарата.

По функциям: нормы оценки, ориентирующие, контролирующие, регламентирующие, карающие, поощряющие.

По степени устойчивости: нормы, опирающиеся на соци­альною привычку, на обычай, традиции и не имеющие та­кого основания и др.

Все социальные нормы можно классифицировать в зави­симости от того, насколько строго соблюдается их исполне­ние.

За нарушение одних норм следует мягкое наказание – неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд.

За нарушение других норм жесткие санкции – тюрем­ное заключение, даже смертная казнь.

Определенная степень неподчинения нормам существует в любом обществе и в любой группе. Нарушение дворцового этикета, ритуала дипломатической беседы или бракосочета­ния вызывает неловкость, ставит человека в затруднитель­ное положение. Но оно не влечет за собой жесткое наказа­ние.

В других ситуациях санкции более ощутимы. Пользование шпаргалкой на экзамене грозит снижением оценки, а поте­ря библиотечной книги – пятикратным штрафом. В некото­рых обществах малейшие отступления от традиций, не гово­ря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все нахо­дилось под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения. Так поступали правители древней Спарты в V веке до н.э. и советские партийные органы в XX веке.

Если расположить все нормы в нарастающем порядке, в зависимости от меры наказания, то их последовательность примет такой вид:

Нормы

Санкции

Привычки

Традиции

++++++++++++++++++

Санкции помечены крестиками, следовательно, чем их больше, тем строже наказание за нарушение нормы. Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости.

Строже всего караются нарушения табу и юридических законов (например, убийство человека, оскорбление божес­тва, раскрытие государственной тайны), мягче всего – при­вычек. Будь то индивидуальные (забыл почистить зубы или убрать за собой кровать) или групповые, в частности, се­мейные (например, отказ выключить свет или закрывать входную дверь).

Таким образом, социальные нормы предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шабло­ны), предписывающие то, что люди должны говорить, ду­мать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.

Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они:

Регулируют общий ход социализации,

Интегрируют индивидов в группы, а группы – в об­щество,

Контролируют отклоняющееся поведение,

Служат образцами, эталонами поведения.

Каким образом удается достичь этого при помощи норм?

Во-первых, нормы – это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Запрещая но­вичкам общаться с начальством чаще, чем со своими то­варищами, малая группа накладывает на своих членов оп­ределенные обязательства и ставит их в определенные от­ношения с начальством и товарищами. Стало быть, нормы формируют сеть социальных отношений в группе, общес­тве.

Во-вторых, нормы это еще и ожидания: от соблюдающе­го данную норму человека окружающие ждут вполне одноз­начного поведения. Когда одни пешеходы движутся по пра­вой стороне улицы, а идущие навстречу – по левой, возни­кает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновение и беспорядок. Еще более наглядно действие норм проявляется в бизнесе. Он в принципе невозможен, если партнеры не соблюдают писаные и неписаные нормы, правила, законы. Стало быть, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъек­тов действия, само действие, ожидание, оценку и средст­ва.

Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

Как стандарты поведения (обязанности, правила) или

Как ожидания поведения (реакция других людей).

Защита чести и достоинства членов семьи представляет собой обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о нор­ме как стандарте должного поведения. Этому стандарту соот­ветствует вполне конкретное ожидание членов семьи, над­ежда на то, что их честь и достоинство будут защищены. У кавказских народов подобная норма ценится очень высоко, а отступление от этой нормы карается очень строго. То же самое можно сказать о южно-европейских народах. Итальян­ская мафия возникла как неформальная норма защиты чес­ти семьи, и лишь позже ее функции изменились. Отступни­ков от принятого стандарта поведения карало все сообщест­во.

Почему люди стремятся соблюдать нормы, а сообщество строго следит за этим?

Нормы – стражники ценностей. Честь и достоинство се­мьи – одна из важнейших ценностей человеческого сообщес­тва с древнейших времен. А обществом ценится то, что спо­собствует его стабильности и процветанию. Семья – основная ячейка общества и забота о ней – его первейшая обязанность. Проявляя заботу о семье, мужчина тем самым демонстриру­ет свою силу, храбрость, добродетельность и все то, что высоко оценивается окружающими. Его социальный статус повышается. Напротив, неспособный защитить домочадцев подвергается презрению, его статус резко снижается. Пос­кольку защита семьи – основа ее выживания, то выполне­ние этой важнейшей функции в традиционном обществе де­лает мужчину автоматически главой семьи. Не возникает спо­ров о том, кто первый – муж или жена. В результате укреп­ляется социально-психологическое единство семьи. В современной семье, где мужчина не имеет возможности проде­монстрировать свои лидирующие функции, гораздо выше нестабильность, чем в традиционной.

Как видим, социальные нормы действительно стражни­ки порядка и хранители ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом.

Различие между нормой и ценностью выражается так: нормы – правила поведения, ценности – абстрактные понятия о том, что есть добро и зло, правильное и неправильное, должное и недол­жное.

К малой социальной группе можно отнести: А) научно-техническую интеллигенцию страны Б) выпускников всех университетов страны

В) сборную команду страны по фигурному катанию Г) преподавателей высших учебных заведений страны
Что отличает семью от других малых социальных групп:
А) возложение домашних обязанностей на женщину Б) кровнородственные отношения
В) устойчивые связи Г) собственные обычаи и традиции
Какая социальная группа выделена по поселенческому (территориальному) признаку:
А) православные Б) украинцы
В) русские Г) москвичи
Что характерно для социальных отношений в современной России:
А) рост численности промышленного пролетариата Б) стабильное положение среднего класса
В) усиление миграционных процессов Г) отсутствие безработицы
Народности являются одной из стадий развития:
А) этноса Б) общины
В) государства Г) класса
Что отличает семью от других малых групп:
А) совместное проведение досуга Б) сходный социальный статус
В) наличие групповых правил и норм Г) совместное ведение хозяйства
Татьяна работает учителем. Помимо уроков, она организует с учениками праздники, викторины, экскурсии, походы. Много времени тратит на общение с родителями учащихся. В действиях Татьяны проявляется:
А) социальная роль Б) социальный конфликт
В) социальная структура Г) социальная политика
8. Какая из перечисленных социальных групп выделена по экономическому признаку:
А) москвичи Б) инженеры
В) мусульмане Г) землевладельцы
9. Что является характерным признаком нации:
А) общность исторической памяти Б) наличие политической системы
В) конкурентоспособность Г) наличие аппарата управления
10. В СССР к середине прошлого века городское население сравнялось по численности с сельским. Этот факт характеризует структуру общества:
А) социально-классовую Б) профессиональную
В) социально-территориальную Г) социально-этническую
11. Советское общество, как утверждала официальная идеология, состояло из двух классов и прослойки. Это характеризует:
А) политический строй Б) социальную структуру
В) хозяйственный уклад Г) форму государства
12. В 90-е годы прошлого века в нашей стране появились новые социальные группы, связанные с частной собственностью. Среди этих групп:
А) бюрократия Б) фермеры
В) учёные Г) служащие
13. Родители Маши и Оли погибли в автокатастрофе. Девочки живут и воспитываются у бабушки. Их семья является:
А) патриархальной Б) многодетной
В) неполной Г) малой (нуклеарной)
14. Национальная принадлежность человека является характеристикой его:
А) прирожденного статуса Б) социальной роли
В) достигаемого статуса Г) общественного преcтижа
15. Исследования в стране С. показали, что шансы детей фермеров стать менеджерами крупных компаний в три раза меньше, чем у детей инженеров. Этот факт отражает неравенство:
А) социального происхождения Б) индивидуальных особенностей
В) личностных характеристик Г) семейного положения
16. Верны ли следующие суждения о социальном статусе
А . Социальный статус – это положение человека в обществе, дающее ему права и обязанности.
Б. Все социальные статусы люди приобретают от рождения.


17. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А . Несовпадение интересов социальных групп может привести к социальному конфликту.
Б. Межнациональный конфликт является разновидностью социального конфликта.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
18. Верны ли следующие суждения о семье?
А . Семья регулирует поведение своих членов.
Б. Семья осуществляет экономическую поддержку несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
19. Установите соответствие примером социальной группы и признаком, по которому она выделена. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Выделите ряд причин девиантного (отклоняющегося) поведения человека в обществе? а) системный кризис общества, приводящий к разрушению социальных норм;

б) конфликт между ведущей культурой и какой-либо асоциальной субкультурой; в) наследственная предрасположенность к нарушениям социальных норм; г) низкое самоуважение, самоунижение, заниженная самооценка (проявление слабости); д) наличие у человека иной, альтернативной системы ценностей (проявление силы); е) негативное влияние окружающей среды: самого общества. которое аморально; ж) отсутствие чувства социальной ответственности, некритическая самооценка; з) искажённое представление о добре и зле как следствие хаоса в создании индивида. (Нужно выбрать несколько вариантов)

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Само по себе некий стандарт или правило, которых необходимо придерживаться в обществе , чтобы не быть изгнанным из него.

Что такое социальные нормы, какими они бывают и для чего придуманы – тема сегодняшней статьи.

Что такое социальные нормы

Социальные нормы представляют собой предписания , исполнение которых мы требуем друг от друга в социуме.

Эти требования устанавливают границы, условия и цели нашего общения, что значительно облегчает процесс взаимодействия. Приходя на работу, в ресторан или магазин, вы точно знаете, что вас там ожидает.

Бывают, конечно, исключения , когда кто-то решает нарушить данные нормы. Например, вы пришли в поликлинику, а врач отказывается вас осматривать, или ваш супруг завел на стороне любовницу. Нарушения правил осуждается обществом, а многие еще и преследуются законом. Есть люди (), которые полностью их игнорируют.

Нормативы социального поведения впервые возникли в далекой древности, когда люди стали объединяться в группы. Чтобы тебя приняли, ты должен соблюдать установленные внутри этой общности законы.

Нарушать их было страшно, ведь таких членов изгоняли, и они оказывались в полном одиночестве, выжить в котором было крайне сложно: его могли убить представители других племен либо съесть дикие хищники. Правила менялись вместе с – изменением и ростом его потребностей.

это правила , которые имеют следующие признаки:
  1. они одобряются всеми людьми (большинством);
  2. имеют своей целью регуляцию общественных отношений;
  3. контролируют поведение членов общества, порицают отступы от нормы;
  4. объективны и не зависят от желаний индивида (воровать плохо для всех);
  5. имеют разные степени обязательности исполнения.

Виды социальных норм с примерами

Все нормы можно разделить на ряд основных групп:

  1. Обычаи – правила, сложившиеся исторически вследствие многократного повторения. Например, один из свадебных обычаев в России такой: жених, забирая невесту из отчего дома, должен дать за нее выкуп.
  2. – это почти то же самое, что и обычаи, но возникать могут спонтанно, то есть не нуждаются в многократном повторении, чтобы стать таковыми. Этот вид правил больше похож на соблюдение модных, распространенных в обществе тенденций. Кто-то показал пример, все повторили – родилась традиция.
  3. Деловые правила имеют место в трудовой и учебной деятельности. Примером социальных норм в данном случае может служить приветствие учителя учениками: при входе преподавателя в класс все обязаны встать, поздороваться, а потом занять свои места.
  4. Религиозные – установлены каждой конфессией для своих адептов и записаны в священные книги. Например, в христианстве это Библия, в исламе – Коран.
  5. Корпоративные нормы рождаются в отдельных группах, таких как рабочий коллектив, общественные организации, кооперативы, партии и другие. Эти правила подкреплены законом и призваны регулировать взаимодействие между участниками, защищая их права и интересы.
  6. Моральные стандарты основаны на понятиях о добре и зле, их несоблюдение влечет за собой общественное порицание.
  7. – закреплены юридически, считаются обязательными в исполнении. Несоблюдение карается по закону.
  8. Эстетические — правила хорошего тона, требования к внешнему виду (одежда, прическа, и т.д.)

Вот еще примеры по разным видам правил социального поведения:

Также виды социальных норм делят на формальные и неформальные . Первые закреплены на юридическом уровне: их нарушение приведет к проблемам с законом (штраф за разбитое окно). Вторые существуют на «честном слове», доброй воле личности (по идее чужую жену нельзя уводить из семьи, но если очень хочется, то можно).

Еще образцы общественных отношений разделяют по степени обязательности исполнения:

  1. запрещающие – то, чего делать нельзя. Например, курение и распитие спиртных напитков в общественных местах;
  2. побудительные – стимуляция индивидов к исполнению норм (пример: премии, дополнительные баллы на ЕГЭ);
  3. рекомендованные – необязательное, но желательное поведение (например, оплата кредита в срок);
  4. повелительные – обязательные к исполнению виды социальных норм (врач обязан лечить, президент – руководить своей страной).

По масштабу социальной группы , к которой применяются правила, можно провести и такое разделение (примеры показаны в последнем столбце):

Функции правил социального поведения

Социальные нормы в обществе выполняют три функции:

  1. Регуляция – правила регулируют всевозможные поведенческие модели: призывают, поощряют одобряемые и порицают, ограничивают негативные (например, правила дорожного движения: выезд на встречную полосу запрещен).
  2. Социализация – помогают стать полноценным членом общества, облегчают его «вливание» (пример: Петя знает, что бить девочек нельзя, за это его уважают в классе).
  3. Оценочная функция делит поступки, с неформальной точки зрения, на хорошие и плохие, законные и незаконные, а право в системе социальных норм указывает на их законность или незаконность.

Зачем людям соблюдать нормы?

На мой взгляд, основной задачей социальных норм является сохранение человеческих ценностей в отдельных малых группах, что позитивно влияет на все общество в целом. Одной из наиболее значимых ценностей является , ведь именно оттуда человек выносит свои первые знания о том, что такое хорошо и что такое плохо .

Если в семье люди любят и уважают друг друга, то они также ведут себя и в обществе. Если ребенка учат быть добрым и отзывчивым, поступать по совести и приносить пользу людям, то из него вырастает эффективный .

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Что такое этикет - его функции, виды и правила Социализация - это то, что позволит вам жить в гармонии с миром Что такое право - определение, признаки, принципы и отрасли права, правовые нормы и его источники Что такое социальные роли - их характеристики и виды Что такое этика и что изучает эта наука Маргинал или изгой общества

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама