THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

На втором году жизни малыша вопрос о том, как объяснить ребенку слово «нельзя», встает особенно остро. Именно в этот период, только научившись ходить, малыш начинает осваивать мир семимильными шагами, залезать везде, пробовать все на зуб – что не всегда безопасно. И тут-то родительское «нельзя» начинает особенно активно сопровождать все действия ребенка. А что ему остается делать? Правильно, активно сопротивляться! Как же предотвратить скандалы и объяснить ребенку слово «нельзя»?

Обучение обращению с опасными предметами

Полностью убрать все опасные и нежелательные для ребенка предметы из его поля зрения никогда не получится. Даже если Вы вставите во все розетки заглушки, оснастите дверцы шкафов специальными крючками, спрячете все иголки, ножницы и спицы – малыш может заинтересоваться, например, ножом.

Объяснить ребенку слово «нельзя» в этом случае довольно сложно – ведь ему будет сложно понять, почему он не должен трогать эти предметы, ведь мама так ловко орудует ножом – и совсем не боится! Поэтому стоит учить малыша обращаться с опасными предметами или внушить ему, что такой предмет ему не нужен.

Постоянство в некоторых запретах

Необходимо, чтобы постоянные запреты были и оставались неизменными вне зависимости от различных условий. Если сегодня Вы позволите ему изваляться в грязи, а завтра – строго запретите – малыш будет дезориентирован, а Ваш авторитет в его глазах упадет.

Кстати, чтобы объяснить ребенку слово «нельзя, нужно договориться о единообразии запретов с другими членами семьи: чтобы не получалось так, что мама что-то запрещает, а бабушка позволяет, и наоборот. Общей политики «можно» и «нельзя» в вопросах неизменных запретов должна придерживаться неукоснительно вся семья.

«Нельзя» не должно быть много

Запрещать ребенку абсолютно все нельзя – ни по психологическим, ни по педагогическим причинам. Ведь если малыш живет в состоянии «шаг влево, шаг вправо – расстрел» – он лишен возможности познавать мир во всем его многообразии, а от постоянных запретов и криков родителей он вырастает закомплексованным и озлобленным.

Поэтому не стоит множить запреты в геометрической прогрессии – достаточно определить для себя, например, 5 постоянных запретов. Ведь далеко не все стоит запрещать – иногда проще ликвидировать доступность опасного объекта для малыша. Например, от запрета подходить к плите никуда не уйдешь – ведь плиту от ребенка не спрячешь. И объяснить ребенку слово «нельзя» в этом случае необходимо. А вот запрет не трогать нож можно и не вводить в Ваш обиход – ведь нож всегда можно легко убрать подальше.

Разумность и наличие запретов

Во всем необходима «золотая середина». Запретов не должно быть огромное количество, но и вседозволенность еще никогда не приводила воспитание ребенка к хорошим результатам. Если вовремя не объяснить ребенку слово «нельзя» и позволять ему все, он может вырасти излишне самоуверенным или попасть в неприятную, а порой даже опасную ситуацию. Запреты должны быть, ведь они структурируют мир вокруг него, делают его организованным – и, с его точки зрения, более безопасным. Но запреты должны быть разумными – и запрещать нужно действительно только то, что может привести к плачевным последствиям для ребенка, если это разрешить.

Как объяснить ребенку слово «нельзя»

Многие мамы, видя, как их карапуз тянется к горячему чайнику, мгновенно бьют ребенка по рукам. Это неверно – ведь руки у малыша – главный инструмент познания мира. Именно через тактильные ощущения он получает информацию об окружающей его жизни. Если же он будет постоянно получать удары по рукам – вскоре он начнет бояться вообще ими что-либо делать. А это не скажется лучшим образом ни на его развитии, ни на его характере.

Если Вы говорите ребенку «нельзя» – говорите это спокойным, но строгим и уверенным тоном. Ни в коем случае нельзя кричать или как-то спускать свое раздражение. Ребенок просто перестает воспринимать информацию, смешанную с криком – крик его ошеломляет, и мозг малыша выключается. А если Вы будете говорить «нельзя» неуверенно – ребенок это почувствует и не сочтет для себя нужным выполнять то, в правильности чего сомневается даже мама!

Когда вы пытаетесь объяснить ребенку слово «нельзя» – смотрите ему в глаза. Это хороший психологический ход для того, чтобы убедить малыша, что то, что Вы говорите – действительно важно.
Не бойтесь повторять свои запреты и относить или уводить ребенка в сторону от опасного предметаредкий ребенок понимает все с первого раза. Обычно он пробует снова и снова, пока сам не поймет, что делать этого не надо и не усвоит слово «нельзя», постоянно сопровождающее определенное его действие.

Иногда можно дать ребенку осуществить задуманное – например, дать ему все-таки прикоснуться к горячему чайнику (но под Вашим присмотром). Когда малыш почувствует горячую поверхность – он отдернет пальчик и вряд ли еще захочет повторить свой «эксперимент».

Иногда малыши могут поставить нас в смешное, а порой и неловкое положение, заявляя на публике то, что не стоило делать достоянием гласности. Коронный номер: произнести во всеуслышание фразу, сказанную папой себе под нос, или воспроизвести бабушкину любимую поговорку про незваных гостей неожиданно нагрянувшим родственникам.

Как научить ребенка «хранить тайну»?

Как же объяснить ребенку, что не все, что он слышит в кругу семьи, стоит повторять при посторонних?

Как показать ему разницу между тем, что он может произнести вслед за Вами, и тем, что не предназначено не только для других, но и для него самого?

«Куда ты лезешь, ослеп?» — невозмутимо произносит малютка, сидящая на заднем сидении, а между тем тепло, и окна в автомобиле открыты. Эта реплика не осталась незамеченной, и папа, смущенно улыбаясь, поспешно уезжает.

Когда впоследствии Анюте пытаются объяснить, что так говорить не следует, она отвечает, что «папа всегда так говорит», и с этим трудно спорить.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Аня, искренне, не желая никого обидеть, произнесла то, что не раз слышала от папы. Дети не видят никаких препятствий для того, чтобы воспроизвести то, что слышали от нас в подобной ситуации. Им пока не понятно, что некоторые фразы взрослые произносят в расчете на то, что не будут услышаны.

В таких ситуациях можно объяснить ребенку, что когда мы из-за чего-то сердимся, то иногда нам требуется произнести какие-то слова, но не для других, а для себя, чтобы выразить свою злость.

Часто, дети с замечательной непосредственностью пересказывают окружающим истории из нашей личной и семейной жизни. Воспитательницы, друзья и родители друзей порой выслушивают забавнейшие откровения наших чад. Эта болтливость порой беспокоит, но на самом деле ребенок не хочет Вас огорчить.

Все, что малыш видит и слышит дома, для него часть его жизни, и, рассказывая о вас, он, таким образом, говорит о себе. Ребенок уверен: все происходящее в семье имеет к нему отношение, идет ли речь о финансовом положении или о сложностях между мамой и бабушкой.

Ничто не ускользает от внимания детей, не тешьте себя иллюзией, что взрослая жизнь им непонятна и неинтересна.

Внимательно следите за тем, что говорится в кругу семьи. Критикуя в присутствии ребенка свекровь, Вы можете задеть чувства ребенка, ведь он обожает бабушку. Жалуясь на мужа лучшей подруге, Вы также рискуете нарушить равновесие ребенка, ему важно знать, что его папа «самый-самый».

Дети необыкновенно восприимчивы по отношению к нам, нашему эмоциональному состоянию, и даже погрузившись в игру или мультики, все слышат и запоминают. Иногда пересказывая, не слишком понятные им разговоры другим взрослым, они ожидают реакции на свой рассказ. Таким образом, бессознательно, они пытаются понять, что происходит и как к этому относится.

Также, это может быть попыткой привлечь к себе внимание, особенно если в семье происходят тревожащие ребенка события. Рождение братика, болезнь кого-то из близких, переезд — все это может вызвать у ребенка желание найти собеседника.

Иногда он может начать рассказывать о чем-то при Вас, чтобы обратить Ваше внимание на волнующие его темы. Возможно, он чувствует себя недостаточно включенным в жизнь семьи, и нуждается в том, чтобы Вы объяснили, с чем связаны те или иные события, и сказали ему о том, что Вам понятны его переживания и тревоги.

Неосторожное слово вылетело, и от Вас ждут извинений? Не ругайте ребенка, ведь он повторяет Ваши слова, извинитесь вместо него, разделите с ним ответственность за создавшуюся ситуацию.

Даже если Вы сердитесь или испытываете неловкость, не обвиняйте его, а попытайтесь выяснить, почему ребенку было важно рассказать о том или ином событии. Возможно, чтобы поразить приятелей, привлечь внимание воспитательницы, или вызвать жалость у родителей друга.

Постарайтесь не слишком бурно реагировать на «откровенность» ребенка. Если он поймет, что его слова и поступки имеют силу, он может повторить опыт с единственной целью – спровоцировать Вас.

Если же высказывания ребенка Вас позабавили, не давайте ему понять, что он сказал что-то смешное. Ему наверняка захочется продолжить в том же духе, чтобы порадовать Вас. Когда на семейном сборище четырехлетняя Алина заявила: «У моей тети большие сиси!» — все, конечно, посмеялись. Но маме уже было не до смеха, когда девочка целую неделю повторяла это каждому встречному.

Не говорить что-либо из вежливости – слишком сложное правило для трех — четырехлетнего ребенка.

Только со временем он научится понимать, что можно рассказывать, а что не стоит.

Ведь и взрослые не всегда умеют быть деликатными. И в присутствии детей порой выдают секреты об их личной жизни. Часто взрослые, обсуждая детей, жалуются на них или выражают обеспокоенность тем, что ребенок чего-то не умеет или не знает, таким образом, раня его и лишая поддержки. Представьте себе, какое острое чувство стыда испытывает ребенок, когда Вы рассказываете соседке, что он описался прошлой ночью или что Вы до сих пор кормите его с ложки.

Сложно будет научить ребенка уважению к личной жизни близких, не проявляя уважения к его жизни. Если Вы хотите рассказать о чем-то в присутствии ребенка, спросите его, не будет ли он против, что некоторые подробности о нем узнает кто-то еще. Старайтесь не ранить его самолюбие неосторожными замечаниями.

Для ребенка трех–четырехлетнего возраста важно гордится своими достижениями, чувствовать себя умелым, а Ваши критические высказывания могут лишить его инициативы. Кроме того, в этом возрасте социальные связи ребенка расширяются – он идет в детский сад, где у него постепенно сформируется свой круг общения, свой мир. Именно в это время важно показать ему, что существуют границы между домашним и внешним мирами.

Необходимость сохранять какую-то информацию в «запечатанном» виде вызывает такое сильное волнение, что с ним трудно справиться.

Ведь и нам взрослым знакомо ощущение, когда нас так и распирает от захватывающей новости. Найдите для ребенка повод «потренироваться» в хранении секретов, он обязательно должен быть связан с положительными эмоциями, каким-то радостным событием.

Близится папин день рождения, и он вместе с Вами выбирает подарок? Воспользуйтесь этой возможностью и научите его хранить секреты.

«Ты уже достаточно большой, и я доверяю тебе». «Твой папа любит сюрпризы, поэтому важно хранить секрет».

Таким образом, Вы дадите ребенку почувствовать свою значимость, и он будет очень горд, что Вы доверили ему тайну.

Обязательно объясните ребенку, что существуют вещи, которые нельзя утаивать, о которых совершенно необходимо рассказать родителям. Опасные игры во дворе, школьный рэкет, сексуальное или физическое насилие. Ребенок должен знать, что имеет право говорить об этом, даже если ему сказали, что это секрет.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Современные школьники не приучены к труду - это замечают и родители, и учителя в школе, и психологи. Зато они прекрасно знают свои права и решительно их отстаивают, если взрослые начинают призывать их к порядку. При этом большинство школьников имеют слабые представления о собственных обязанностях, в том числе и в учебе. Они не уверены, что школа и вуз смогут дать им необходимые знания, чтобы в дальнейшем стать успешными людьми.

Почему так происходит?

Отчасти такая позиция находит обоснование: в современном российском обществе люди с высшим образованием могут получать гораздо меньше работников без престижных вузовских дипломов. Особенно остро это видно в сфере предпринимательства или крупного бизнеса. Перекос в размерах зарплат на сегодняшний день огромен, поэтому уже не вызывает удивления и кажется нормальным тот факт, что многим специалистам профессия и не нужна, они все равно идут работать не по специальности. К тому же, интернет открывает доступ к такому огромного количеству образовательных программ и сайтов со специализированными знаниями, что многие школьники понимают: получить необходимые навыки они могут и без школьных учителей, постоянных контрольных и подготовок к экзаменам. Все это дети видят и замечают, что снижает их доверие к постоянным упрекам и убеждениям родителей о том, что надо хорошо учиться, чтобы потом найти хорошую работу.

Научите мечтать

Иногда даже младшие школьники мечтать не умеют. Таково их понятие о взрослости, ведь в большинстве своем люди, вырастая, перестают предаваться мыслям о несбыточном. Однако это очень важное умение для ребенка: погружаясь в мечты, он учится, начинает видеть свою будущую жизнь такой, как хотелось бы ему. А значит, он старается увидеть свое будущее, определять его уже в раннем возрасте. С этим умением родителям нужно очень аккуратно работать, поддерживать стремления ребенка, развивать в нем желание чего-то достичь в этой жизни. Отсюда же происходит и желание учиться чему-то конкретному, не ради оценок или похвалы мамы с папой, а ради себя. Собственная мечта ребенка может побудить его изучать хотя бы те предметы, которые ему интересны, и не просто учить их для хорошего ответа в школе, но заниматься ими глубоко. Чем больше подобных интересов в жизни школьника, тем больше накапливается у него умений, теоретического и практического опыта в разных дисциплинах.

Чего делать не стоит

Не нужно заставлять учиться и принуждать ходить в школу. Если ребенок отказывается это делать, быть может, стоит его на некоторое время оставить дома, но дать при этом альтернативную работу, чтобы он понял, что без учебы ему все равно не дадут целыми днями лишь играть или гулять. Не нужно гнаться за результатом и заставлять получать только пятерки. Лучше обращать внимание не на оценки, а на интерес ребенка, на то, что ему особенно нравится. Не нужно сравнивать успехи ученика с другими детьми, кого-то ставить в пример, а самого ребенка ругать за промахи и ошибки. Нельзя его и запугивать, унижать, говорить, что он ничего не может.

Дети по своей природе очень любопытные, и примерно с четырех лет они становятся настоящими «почемучками». Самое сложное начинается тогда, когда разные «почему» касаются неудобных взрослых тем. Первый вопрос из таких - «откуда я появился/появилась». Итак, как объяснить ребенку, что такое секс, чтобы он понял правильно.

Чаще всего дети интересуются «неудобными» для взрослых темами с шестилетнего возраста. При этом ребенок, в зависимости от индивидуальных особенностей характера и особенностей взаимоотношений со взрослыми, может напрямую спросить родителей об истории своего появления на свет, а может и постесняться.

Идеально, если в школе есть урок «Основы жизнедеятельности» или ему подобный, одна из тем которого освещает особенности организма девочек и мальчиков. На практике такие уроки вводят примерно классе в третьем, а то и в пятом, когда ребенок уже все узнает из интернета.

Чаще всего дети интересуются «неудобными» для взрослых темами примерно с шестилетнего возраста

Самое главное - не ругайте ребенка за его вопрос, иначе он может посчитать свой интерес каким-либо постыдным. Еще хуже, если он решит, что не может вам доверять, ведь родители в глазах ребенка - неоспоримый авторитет, но почему-то этот авторитет внезапно повел себя странно.

Что лучше: неловкая правда или проверенные сказки?

Наши бабушки и дедушки нашли замечательный выход из ситуации: много десятилетий назад были придуманы легенды, которые вполне устраивали подрастающее поколение в качестве ответов на неловкие вопросы.

«Аист принес», «в капусте нашли» уже превратилось в классическую отговорку. На самом деле это отговорка и есть, поскольку ребенку правду не сообщили с учетом того, что все нужное ему он узнает, когда вырастет.

«Аист принес» выглядит примерно так

Рассмотрим явные минусы такого подхода:


Справка! Ребенок внезапно стал вести себя совершенно иначе: он стал непослушным, немного агрессивным, нервным. Если раньше он делился с мамой всеми секретами, то с некоторых пор это прекратилось, а в ответ на попытку родителей пообщаться с ребенком мальчик просто устраивал истерики. Обращение к детскому психологу разъяснило ситуацию: ребенок обиделся на маму, потому что она сказала, что его принес Дед Мороз (мальчик родился в конце декабря), а когда он сказал это одноклассникам, его грубо высмеяли и рассказали другие версии появления детей на свет. Вывод: дети не всегда сообщают родителям о стрессе, который они пережили, особенно если это связано с каким-либо поступком мамы или отца.

Конечно, не стоит рассказывать ребенку в подробностях о процессе его зачатия и рождения, однако современные психологи сходятся во мнении, что ответ на вопрос должен быть максимально приближенным к правде.

Варианты рассказов о том, откуда берутся дети

Детские психологи советуют рассказать ребенку правду, но завуалировать, исходя из его возраста. Не забывайте о том, что ваш рассказ дочери или сыну запомнится надолго.

Один из популярных вариантов, предложенных в книге по воспитанию детей «От трех до пяти»:

Когда мама и папа любят друг друга и хотят, чтобы у них появился ребеночек, они крепко обнимаются. Из-за этого у мамы в животике начинает расти маленький человечек, который через девять месяцев появляется на свет.

Практика показала, что метод более правильный, чем рассказы об аистах и капустах. У детей сначала возникали вопросы в духе «А зачем нужен папа, чтобы я родился?», и тогда рекомендуется дополнить историю фразой, что у папы есть особое вещество, которое он передает маме во время объятий, и потому начинает расти ребенок.

Детские психологи советуют рассказать ребенку правду, но завуалировать, исходя из его возраста

Важно объяснить ребенку, что дело не в простом обнимании другого, а в особом действии, которое знают только взрослые. Если ребенок настойчиво требует рассказать, сообщите, что не имеете права и придумайте убедительную причину.

Важно! Только не пугайте ребенка! Фразы из области «я не могу тебе рассказать, иначе ты никогда не вырастешь», «это секрет, а то меня инопланетяне похитят за то, что рассказала» усиливают страхи и неприятные ассоциации с обсуждением взрослых тем. Вы уверены, что после таких страшилок ребенок захочет снова с вами пообщаться на темы, которые его волнуют?

Скажите, что этот секрет открывают в загсе после свадьбы, а поскольку это секрет, то рассказывать его никому нельзя. Таким образом, вы даже мягко напомните ребенку на своем примере, что важно хранить чужие тайны.

Совет! Учитывайте особенности своего ребенка. Возможно, он любит читать? В этом случае просто подарите ему книгу, где понятным ему языком рассказывается о «неудобных темах». Проследите, чтобы книга соответствовала его возрасту.

Как делать не надо: что не стоит говорить ребенку

Многие родители используют пример животного мира, и начинают рассказывать ребенку об опылении цветов пчелками или о ночных концертах соседских котов в начале весны.

С этим нужно быть максимально осторожными, поскольку ребенок может начать проявлять интерес к сексу у животных, что чревато психологической патологией. К тому же, вы укрепляете у него мнение, что секс - это исключительно физический процесс, а не духовный или эмоциональный (вспомните: у животных все строится на инстинктах).

Ребёнок может раскусить вашу неправду

Как же говорилось ранее, не пугайте ребенка, поскольку страх - первый природный враг. Запугивание - не самый лучший метод, чтобы оттянуть или избежать сложного разговора.

Не нервничайте. Ребенок чувствует вашу неуверенность и вполне может засомневаться в правдивости ваших слов. Нежелательно отправлять ребенка к учителю/читать энциклопедию/искать информацию в интернете вместо того, чтобы объяснить самостоятельно.

Примеры казусов

У меня на занятиях семилетний мальчик стал внезапно нервным и легковозбудимым. Его папа только отмахивался и говорил, что все в порядке. Через несколько недель выяснилось, что его мама ждет второго ребенка, а первому раньше рассказывали, что его принес аист. И теперь он боится, что его будущую сестричку аист не донесет и уронит, и что мама может лопнуть (ему не рассказывали, почему у нее растет живот). Если мальчика не оставляли наедине со своими страхами и не врали бы, отвечая на его вопросы, возможно, появление нового члена семьи он бы перенес проще.

Другой пример связан с родителями, которые стесняются говорить с детьми на неудобные темы. Девочке говорили, что ей рано знать, как она родилась и что такое секс. Она взяла в библиотеке энциклопедию о половом созревании, а потом в присутствии гостей громко спросила маму: «Что такое презерватив?». После этого мама не стеснялась отвечать не вопросы дочки.

На самом деле нет ничего сложного в том, что рассказать своему сыну или своей дочери о тонкостях их появления на свет. Важно учитывать возраст и возможные последствия. В идеале нужно не врать, а максимально приближенно к реальному положению вещей ответить на вопросы ребенка.

Над этим вопросом человечество бьется уже много веков. В источниках древней Греции, датированных III-II тысячелетием до нашей эры можно встретить сетования родителей на нерадивых детей, не желающих осваивать науки и ремесла.

Самое сложное дело — объяснить ребенку, что сейчас он должен делать то, чего не хочет, что не вызывает у него интереса, результат чего наступит не скоро.

Легче всего это сделать в начальной школе — там еще интерес к учебе не потерян, и ребенок сам мотивирован. Однако интерес к учебе может быть отбит еще в дошкольном возрасте неумеренными занятиями по подготовке к школе. Не которые родители стремятся научить читать и писать детей дошкольного возраста. Если у дошкольника раннее обучение встречает сопротивление и жалобу на скучность этого занятия значит его еще рано учить школьным премудростям.

Познавательный интерес не формируется, к сожалению, из ничего, родителям необходимо потратить на это свое время и силы. Одних слов, увещеваний и запугиваний не достаточно.

У многих младших школьников слово «нужно» отбивает напрочь, все желание учить и делать то, что требуют от него учителя и родители. Поэтому родителям желательно перевести слово «надо» в действие «мне хочется узнать, потому что это интересно». Для этого необходимо учитывать, что развитие ребенка несет в себе особенности, которые формируют познавательный интерес у ребенка с самого раннего возраста.

Какие особенности развития психики ребенка помогают сформировать у младшего школьника желание учиться?

  1. Подражание. Родители на своем примере могут показывать, что им интересно узнавать что-то новое. Если родители постоянно расширяют свой кругозор через чтение хороших книг, которые им интересны и рассказывают своему ребенку на доступном ему уровне о том, что они узнали нового, это и формирует у него познавательный интерес.
  2. «Почемучка». Желание учится также формируется, когда взрослый поддерживает исследовательский дух ребенка, который столь ярко проявляется в первые годы жизни ребенка. Если ребенок развивается нормально, то он обязательно проходит возраст «почемучек» и задает родителям массу вопросов. Задавайте своему ребенку вопросы, которые требуют размышления: «Почему, например, все предметы, подброшенные вверх падают на Землю? Что быстрее упадет перо или камень? Почему?» Для взрослых ответ очевиден, а ребенка, возможно, заставит задуматься о том, почему так больно падать с велосипеда.
  3. Удивление. Можно также обучать младшего школьника проводить и показывать сверстникам простейшие физические и химические опыты и обязательно задавать своему ребенку вопрос «А почему так получилось?». В Интернет-ресурсах можно найти массу таких опытов и повторить их со своим ребенком.
  4. Контакт (потрогать, посмотреть, почувствовать, а не только прочитать в учебнике). Посещайте с ребенком научные музеи (биологические, политехнические, исторические) - необязательно смотреть всю экспозицию - выберите то, что ребенок изучает в школе в данный момент и ребенок своими глазами увидит то, о чем говорилось в учебнике. А значит, для него эти знания станут реальными.
  5. Игра. Играйте с ребенком в разнообразные настольные и подвижные игры с правилами, на развитие памяти, воображения, речи, логического мышления, внимания. Например, игры с правилами «Да и нет, не говорить», «Ассоциации», «Холодно-горячо» хорошо развивают не только речь, память внимание и логическое мышление ребенка, но и учат его принимать самостоятельные решения.

Изучайте сами и учите ребенка пользоваться толковыми словарями, чтобы узнать точные значения непонятных слов. Так ребенок будет накапливать свой собственный активный и пассивный словарь слов, который обязательно ему пригодится и в средней школе.

Очень часто развитие познавательного интереса у ребенка в одной области заставляет ребенка искать знания и в других областях. И эти поиски часто выходят за рамки школьных предметов.

Подростковый возраст.

Труднее всего сформировать желание и понимание смысла учебы в средних классах — здесь у подростка все направлено на поиск своего места в мире — учеба отходит на второй (а иногда и последний план).

Если родители в начальной школе помогли ребенку развить и закрепить познавательный интерес, то и желание общаться со сверстниками не будет

помехой учебе скорее наоборот, потому что вместе делать уроки интереснее и быстрее. Много в средней школе зависит от учителей — хороший учитель способен заинтересовать предметом, это значит, что он не только контролирует степень усвоения предмета, но и учит ребенка думать, размышлять, искать ответ на вопрос. Хорошо учиться подросток вынужден, если в его классе это модно и одобряется одноклассниками.

Как еще можно помочь подростку сформировать интерес к учебе?

  • Сравнивайте успехи ребенка только с его собственными результатами обучения, никогда не сравнивайте его с другими подростками.
  • Используйте позитивные подкрепления и стимулы для поддержания учебной мотивации. Это может быть похвала, подарок (давно желаемый ребенком), поездка-экскурсия в интересное место, совместная настольная или активная игра. «Если ты быстро и правильно сделаешь все, уроки у нас будет время покататься вместе на роликах».
  • Пример родителей также может быть стимулом для некоторых детей, но не надо укорять ребенка, что вот "мама с папой с медалями школу закончили, а ты двойку принес». Скорее такой пример родителей нужен подросткам тревожным, которые боятся трудностей: «Мы смогли это выучить, и ты сможешь, а мы поддержим и объясним, что непонятно».
  • Рассказывайте ребенку о своей профессии и профессиях близких знакомых и родственников. О том, как Вы работаете какие трудности, и успехи бывают у Вас. Как Вам удается решать свои трудности и преодолевать неудачи. Тогда Вашему ребенку будет понятнее, для чего люди учатся.

О чем следует помнить родителям, требующим хорошей успеваемости от детей?

  • Отрицательно действуют на желание учиться у современных подростков угрозы родителей в будущем освоить не популярную профессию (дворника например).
  • Устойчивое нежелание учиться у ребенка любого возраста это сигнал родителям к тому, что следует обратиться за консультацией к детскому психологу. Это поможет разобраться в причинах такого поведения ребенка и получить индивидуальную помощь и поддержку специалиста.

И так подведем итоги, для того чтобы ребенок понял зачем ему надо учиться, необходим личный пример родителей и целенаправленное удовлетворение естественной потребности ребенка узнавать и осваивать новое в рамках школьного обучения.

Клинический психолог Котович Т.Т.

статья напечатана в газете "Округа" 2013г.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама