THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Интенсивный ритм жизни, высокие требования действительности, жесткие стандарты соответствия социума, непрекращающийся поток разноплановой информации стали для многих современников привычными явлениями. Однако существующий в обществе уклад вещей является для организма человека интенсивным, непрерывным, длительно воздействующим, накапливающим свое негативное воздействие на психику стрессовым фактором.

Головной мозг многих взрослых адаптировался к воздействию определенных стрессоров и в состоянии обеспечить адекватную защиту организма, задействовав различные механизмы «оборонительных» реакций. Однако полностью несформированная, неокрепшая, незрелая психика детей и подростков зачастую становится беззащитной перед многими стрессовыми факторами. К тому же, присоединения гормонального хаоса в период полового созревания не лучшим образом сказывается на эмоциональной сфере подростка, нередко выливаясь в разнообразные пограничные невротические реакции или трансформируясь в психические патологии, зачастую проявляясь в виде депрессии.

В пубертатном периоде происходит масштабная переоценка и замена идеалов: подросток перестает идеализировать своих предков, стремится к отдалению от родителей, однако в большинстве случаев он психологически не готов совершить такое символическое «убийство» бывших кумиров. Истинная физиологическая «разбалансированность» эмоционального фона проявляется в беспрестанной смене настроения: приступах плаксивости, периодов хандры, моментов гнетущей тоски, которых сменяет фаза психомоторного возбуждения и эйфоричного ликования.

В юношеском возрасте даже незначительные трудности воспринимаются как непреодолимые проблемы, приносящие невыносимую боль. Смерть родителей, неблагополучная атмосфера в семье, разрыв отношений с «первой любовью», неудовлетворительная успеваемость в школе, социальная изоляция, неудачи в начинаниях вызывают у детей сильнейшую негативную эмоциональную реакцию, формируя депрессию и нередко подталкивая к акту отчаяния – попыткам самоубийства.

Согласно многочисленным источникам статистических данных, депрессия у подростков различной степени тяжести наблюдается у 60-80% подростков, причем в большинстве случаев меланхоличные состояния, длящиеся более двух недель, требуют оказания профессиональной медицинской помощи. В детском и отроческом периоде проблема суицидального поведения стала предметом пристального внимания ученых всего мира. Согласно данным американской психиатрической ассоциации именно самоубийства являются основной причиной смертности среди детей и молодежи: ежегодно более 500 000 представителей молодого поколения делают суицидальные попытки, из них 5 000 случаев оборачиваются летальным исходом.

Расстройство пубертатного возраста несет в себе высокий риск развития депрессий в период зрелости. Исследования, проводимые в больнице Модсли, показали, что следствиями депрессии у взрослого индивида часто являются долгосрочные проблемы с адаптацией в социуме, стойкие трудности в личностных отношениях, повышенный риск суицидального поведения (у более 44 % участников выборки).

Депрессия у детей и подростков: причины

Установлены и подтверждены многочисленные факторы, влияющие на формирование депрессии. В большинстве клинически зафиксированных случаев, расстройство, возникшее в возрастном периоде от 12 до 25 лет, имеет наследственную природу (генетическая предрасположенность к патологиям психической сферы). Депрессия у детей и подростков значительно чаще наблюдается в тех случаях, когда в семье один или оба родителя страдают данным недугом в тяжелой форме и периодически проходят психотерапевтическое лечение.

Вторым по значимости фактором, провоцирующим депрессию у подростков, выступает неблагополучная атмосфера в семье. Взросление в неполной семье, пьющие родители, отсутствие единой стратегии воспитания наследников, частые ссоры и выяснения отношений между родственниками, завышенные, несправедливые требования к ребенку оказывают огромное негативное влияние на детскую психику.

Толчком для развития расстройства у подростка являются разнообразные факторы, в основе которых – влияние окружающей среды при изъянах личной идентификации ребенка (неадекватный либо неверное представление о самом себе). Непонимание близких, недостаточный уровень успеваемости в школе, низкий социальный статус семьи, отсутствие авторитета среди сверстников, искаженная сексуальная ориентация, невозможность достичь видимых высот в спорте – веские аргументы для сознания отреагировать на происходящее депрессией.

Ювенальный возраст - кризисный период психологического взросления, совпадающий с масштабной гормональной перестройкой в ходе полового созревания. Гормональные изменения вызывают сбой в работе нейромедиаторов, управляющих эмоциональной сферой, и возникающий дефицит определенных химических веществ запускает механизмы развития депрессии. В пубертатный период отчетливо проявляется подростковый комплекс:

  • подростки сверхчувствительны к оценке посторонними их внешности и способностям,
  • их поведение сочетает крайнюю самонадеянность и ультимативные суждения,
  • душевная чуткость и внимательность уживаются с бездушием и черствостью,
  • застенчивость и скромность чередуются с развязностью и вульгарностью,
  • стремление быть признанным обществом соседствует с демонстративной независимостью и свободолюбием,
  • непринятие общепринятых норм и правил, отрицание авторитетов идет в ногу с сотворением и обожествлением кумиров.

Важным фактором в формировании расстройства является неустойчивость и конфликтность самооценок, имеющих ригидный (негибкий), сильно колеблющийся, дезорганизующий характер. Низкий уровень самооценки, образование самомнения под влиянием внешних оценок, отрицательный окрас ретроспективного, актуального и прогностического взгляда на свою личность – идеальная платформа для психических патологий.

Депрессия у подростков: симптомы

Зачастую симптомы депрессии у подростков проявляются изменением поведения и частой сменой настроения. Ребенок, страдающий расстройством, избегает социальных контактов, прерывает отношения с друзьями, предпочитает быть в одиночестве. Ниже приведены ведущие симптомы депрессии у подростков:

  • Частые болевые синдромы: головная боль, дискомфорт в эпигастральной области;
  • Трудности с концентрацией внимания, рассеянность, забывчивость, чрезмерная отвлекаемость;
  • Невозможность самостоятельно выработать верное решение;
  • Безответственное отношение к своим обязанностям;
  • Снижение аппетита или неумеренная потребность в пище;
  • Скандальная, бунтарская манера поведения;
  • Чувство гнетущей тоски;
  • Беспричинное беспокойство;
  • Ощущение безнадежности и бесперспективности будущего;
  • Бессонница, прерывистый сон, сонливость в дневное время;
  • Внезапная утрата интересов;
  • Употребление алкогольных напитков, наркотических средств;
  • Раздражительность, агрессивность;
  • Возникновение навязчивых мыслей о смерти.

Вынесение диагноза подростковая депрессия проходит на основании проводимых психиатром собеседований с ребенком и его окружением, учитывая результаты специально адаптированных для детского возраста психологических тестов. Стадия и тяжесть расстройства, наличие риска суицидальных действий и, соответственно, построение схемы лечения определяется после детального изучения клинической картины заболевания.

Подростковая депрессия: лечение

На сегодняшний день разработано и с успехом используется множество методик лечения депрессии у подростков, включающие назначение фармакологических препаратов и проведение сеансов психотерапии.

В случае, когда депрессивное расстройство протекает в легкой форме, не отягощено суицидальными мыслями и социально-опасным поведением, первым выбором способов лечения является когнитивно-поведенческая терапия. Недуг, имеющий реальную причину его формирования – явную неблагополучную обстановку в семье, успешно преодолевается после проведения сеансов семейной психотерапии. Работа профессионального психолога с детьми с заниженной самооценкой, нерешительными, мнительными и робкими подростками направлена в первую очередь на формирование адекватного самоприятия, новых личных стандартов, активной жизненной позиции и ощущения собственной значимости.

В случаях, когда у подростка наблюдается острое либо затяжное течение депрессии, возникает необходимость в использовании медикаментозной или комбинированной схемы лечения, нередко проводимой в условиях стационарного учреждения. Назначение антидепрессантов, нейролептиков и анксиолитиков пациентам детского и подросткового возраста – серьезная и ответственная задача, так как некоторые препараты данных классов могут провоцировать возникновение или усиление симптомов иных психических расстройств. Например: торговые названия СИОЗС с действующим веществом Fluoxetine предпочтительны при депрессивных состояниях, протекающих с двигательной заторможенностью и повышенной сонливостью, в то время как они усугубляют симптоматику у больных с психомоторным возбуждением, страдающих бессонницей или испытывающих паническую тревогу, нередко вызывая маниакальные проявления. Если соблюдать все буквы закона, то существует лицензия на использование антидепрессантов в возрастной категории до 15 лет только для Amitriptylinum . Однако на практике применяют и иные более современные «щадящие» психотропные средства в эффективной терапевтической дозировке, которые обладают минимумом побочных эффектов.

Для того, чтобы подросток ощутил действенную пользу от назначаемых препаратов, он должен не только строго соблюдать все врачебные предписания, но и стать активным участником процесса преодоления депрессии.

В последнее время в прессе все чаще стали появляться сообщения о случаях самоубийства среди подростков. Чаще всего причинами самоубийства становятся депрессивные состояния. Такие состояния развиваются не за час и не за день. Депрессия – это длительно протекающее состояние. Продолжительность депрессии чаще всего более двух лет, однако, могут встречаться и менее краткосрочные состояния (от 2-х недель до 2-х лет).

Причины депрессии у детей

Развитию депрессии способствуют следующие факторы:

1. Патология раннего неонатального периода: хроническая внутриматочная гипоксия плода, рождение детей с асфиксией, наличие энцефалопатии новорожденных, внутриутробные инфекции. Все эти состояния приводят к поражению головного мозга.

2. Семейный климат: неполная семья, конфликты в семье, «сверхопека» матерями, отсутствие заботы со стороны родителей, отсутствие должного сексуального воспитания со стороны родителей. Очень часто в неполных семьях дети не могут рассказать своему родителю обо всех своих проблемах, особенно это касается семей, где дочь воспитывает только отец. В таких семьях дети замыкаются в себе, весь груз проблем ложиться только на их плечи, и иногда они с этим грузом не справляются. Частые конфликты в семье приводят к идеям у ребенка, что он является обузой для родителей, что без него им бы жилось намного легче. При наличии «сверхопеки» со стороны матери, дети не способны адаптироваться к окружающей среде и обществу, без отсутствия поддержки со стороны матери они становятся совершенно беспомощными. Подростковый возраст – это период экспериментов, особенно в сексуальном плане. При отсутствии сексуального опыта, очень часто могут возникнуть проблемы и неудачи при первом сексуальном контакте. При достаточной информированности ребенка в сексуальном плане это обстоятельство не вызовет у подростка отрицательной реакции, однако, при отсутствии полового воспитания, такая ситуация может негативно сказаться на подростке, что приведет к его замкнутости.

3. Подростковый возраст. Как уже говорилось выше, подростковый возраст – это период экспериментов. Помимо ранее описанных проблем, в этот период происходит гормональная и структурная перестройка организма. У девочек появляются первые месячные, у мальчиков ночные поллюции (ночное семяизвержение), изменяется форма тела, появляются юношеские прыщи. Из-за переизбытка гормонов дети становятся более агрессивными, в их среде появляются лидеры, которые диктуют тот или иной образ жизни. Если ты не соответствуешь этому образу, ты не можешь попасть в группу общения, а значит, ты оказываешься за бортом общественной жизни. Все это может привести к отчуждению ребенка из общества, появлению мыслей, что он не такой как все.

4. Частая смена места жительства. У ребенка должен быть круг общения, друзья. При частой смене места жительства ребенок не может завести полноценных друзей, с которыми он мог бы проводить свободное время, делиться секретами.

5. Проблемы в учебе. Современный учебный процесс слишком перегружен предметами, не каждый ребенок способен справиться со школьной нагрузкой. Отставание по школьной программе изолирует ребенка от его одноклассников, делая его очень уязвимым в психическом плане.

6. Наличие компьютера и Интернета. Достижения технологии позволили объединить целый мир, сузив его до монитора компьютера, однако, это плохо сказалось на способности молодежи к общению. У детей сужается круг интересов, они не способны ничего обсудить со своими сверстниками, кроме того, насколько он «прокачал» своего героя или скольких «ботов» он «замочил» вчера. Дети становятся стеснительными при личной встрече, им тяжело подобрать слова, ведь в компьютере так легко спрятаться за парой смайликов. При этом единственной формой общения у них является общение в чате.

Депрессия у ребенка может развиться вследствие воздействия острых или хронических стрессов (смерть или тяжелая болезнь близких, распад семьи, ссора с близкими людьми, конфликты со сверстниками и т.д.), но может начинаться вне связи с какими-то видимыми причинами на фоне полного физического и социального благополучия, что, как правило, связано с нарушениями нормального протекания биохимических процессов в головном мозге. Выделяют так называемые сезонные депрессии, возникновение которых связано с особой чувствительностью организма к климатическим условиям (часто проявляется у детей перенесших гипоксию, получивших различные травмы в родах).

Симптомы депрессии у ребенка

Депрессии подвержен в наибольшей степени подростковый возраст. Выделяют раннюю (12-13 лет), среднюю (13-16 лет) и позднюю (старше 16 лет) депрессию.

Депрессия проявляется классической триадой симптомов: сниженное настроение, сниженная подвижность и сниженное мышление.

Снижение настроения в течение дня при депрессии неравномерно. Чаще всего в утренние часы настроение более приподнятое, дети довольно охотно идут в школу. В течение дня настроение постепенно снижается, пик сниженного настроения приходится в вечернее время. Детей ничего не интересует, может беспокоить головная боль, в редких случаях возможно повышение температуры тела. Дети жалуются, что у них все плохо, что у них постоянные проблемы в школе, конфликты с учителями и учениками. Никакие успехи их не радуют, они постоянно видят только отрицательные стороны даже в самых хороших вещах.

Помимо сниженного настроения случаются так называемые вспышки очень хорошего настроения. Дети шутят, веселятся, однако, такое приподнятое настроение длится недолго (от нескольких минут, до часа), а затем сменяется опять сниженным настроением.

Снижение подвижности проявляется в нежелании двигаться, дети либо постоянно лежат, либо сидят в одной и той же позе, чаще всего сгорблено. Физический труд не вызывает у них никакого интереса.

Мыслительный процесс у детей замедлен, речь тихая, замедленная. Дети с трудом подбирают необходимые слова, для них становится проблематичным выстроить ассоциативный ряд (например, свадьба-невеста-белое платье-фата). На вопросы дети отвечают после некоторой паузы, чаще всего только одним словом или просто кивком головы. Происходит зацикливание на одной мысли, чаще всего с отрицательным оттенком: меня никто не любит, у меня все плохо, у меня ничего не получается, все стараются сделать мне что-то плохое.

У детей снижается аппетит, они отказываются от еды, иногда могут не есть несколько дней. Спят мало, беспокоят бессонницы, так как зацикливание на одной мысли мешает процессу засыпания. Сон у детей поверхностный, беспокойный, не позволяет организму отдохнуть в полной мере.

Мысли о самоубийстве возникают не сразу, чаще всего для их возникновения необходим длительный срок заболевания (от года и более). Одной мыслью о самоубийстве не ограничивается. Дети придумывают себе план действия, продумывают варианты ухода из жизни. Такой вариант течения заболевания наиболее опасный, так как с легкостью может привести к летальному исходу.

Помимо психологических нарушений очень часто возникает соматическая симптоматика. Такие дети часто обращаются за медицинской помощью с жалобами на общее недомогание, слабость, боли в груди, сердце, животе, головную боль, возможно повышение температуры тела, которое часто расценивается, как персистирующая (циркулирующая) в организме инфекция.

В связи с наличием психоэмоциональных нарушений дети начинают отставать в школе, теряется интерес к каким-либо развлечениям, дети перестают заниматься хобби, даже если до этого они уделяли ему все свое время.

Как уже говорилось ранее, течение болезни длительное и оно может протекать годами. Поэтому, если ребенок живет в семье с родителями, заметить симптомы достаточно легко. Другое дело, если ребенок проживает в общежитии. Днем сокурсники видят его обычного, без изменений, так как ухудшение состояния обычно происходит в вечернее время, а вечером ребенок чаще всего находится один в комнате общежития, где его никто не видит. Для администрации такой ребенок не представляет никакого интереса, так как он не нарушает порядка.

На что необходимо обращать внимание родителям?

В первую очередь необходимо разговаривать с ребенком, интересоваться его жизнью, проблемами в школе. Необходимо обращать внимание на интонацию, наличие планов на будущее, оптимистические взгляды на завтрашний день. Обращать внимание на наличие друзей у вашего ребенка, интересоваться, чем он занимается после школы. Необходимо обращать внимание на то, сколько ребенок проводит времени, не занимаясь никакими делами. У некоторых детей – это лень, однако даже самого ленивого ребенка можно заставить что-то делать, подкупив его, ребенка же с депрессией ничего не интересует, ни подарки, ни поощрения.

Замкнутость и отсутствие друзей иногда может наблюдаться также при онанизме, когда дети стараются уединиться, избежать посторонних глаз. Частые перепады настроения могут наблюдаться при приеме ребенком наркотических веществ. В этом случае обращают на себе и другие признаки наркомании: предпочтение ношения одежды с длинными рукавами, светобоязнь, повышенная раздражительность, не способность сконцентрировать внимание на одном занятии (неусидчивость), обнаружение шприцов, иголок, непонятных пакетиков.

Обследование ребенка с депрессией

Лечение детей с депрессией

При тяжелых случаях, когда ребенок высказывает суицидальные масли, в особенности, когда у него есть конкретный план ухода из жизни, лечение необходимо проводить только в стационаре, в отделении пограничных состояний.

При более легких формах заболевания лечение можно проводить в домашних условиях. Ребенок на протяжении всего курса лечения должен жить обычной жизнью: ходить в школу, заниматься домашней работой, ходить в магазин за покупками.

В педиатрической практике очень хорошо себя зарекомендовал препарат Адаптол. Этот препарат очень хорошо переносится, не имеет побочных действий, не вызывает сонливости. Препарат нормализует сон, улучшает настроение, усиливает устойчивость организма к психо-эмоциональным нагрузкам. Принимать препарат необходимо в дозировке 300 мг по 1 таблетке 3 раза в день. Продолжительность лечения от 2-х недель до месяца. При выраженной симптоматике, адаптол необходимо принимать в дозировке 500 мг 2-3 раза в день на протяжении 3-х недель, а затем перейти на дозировку 300 мг и продолжить прием еще 1 месяц. Этот препарат помимо психо–эмоциональной симптоматики, так же хорошо снимает соматические проявления депрессии: уходит боль, нормализуется температура. Применение адаптола при частых головных болях, болях в сердце, частых повышениях температуры тела, является одним из способов точно установить диагноз и выделить из группы детей пациентов с депрессией.

Так же в амбулаторных условиях можно применять такой препарат, как тенотен. Тенотен является гомеопатическим препаратом, который блокирует некоторые белки головного мозга. Хорошо снижает чувство тревоги, улучшает сон, нормализует аппетит. Препарат способствует улучшению концентрации внимания, нормализации памяти.

В тяжелых случаях применяют антидепрессанты: амитриптилин, пиразидол, азафен. Данные препараты должны применяться только под контролем врача, и желательно только в стационаре.

Но никакое лечение депрессии у детей не будет полным без позитивных изменений в его семье, родители должны принять «настоящего ребенка», его нужды и стремления вместо своих собственных ожиданий, вместо «ребенка своей мечты». При проведении психотерапии работают над укреплением самооценки ребенка, развитием его способности выражать свои чувства, делиться ими, шаг за шагом справляться с проблемами и конструктивно воздействовать самому на сложившуюся ситуацию.

Профилактика депрессии у детей

Для профилактики развития депрессии у детей необходима организация психологической помощи в школах и училищах, детям необходимо объяснить необходимость посещения психолога при возникновении проблем. Необходимо улучшать климат в семье, стараться заниматься какими-нибудь делами всей семьей (пикники, походы в лес, спортивные игры). Интересуйтесь жизнью вашего ребенка, покажите насколько интересно то, чем он увлекается, для вас. Старайтесь знать друзей вашего ребенка, однако, необходимо, чтобы это было ненавязчиво, все должно происходить в форме беседы, когда ребенок сам все рассказывает вам. Обращайте внимание на поведение ребенка, замечайте все новые пристрастия у вашего ребенка.

Самостоятельно ребенок не сможет выйти из депрессивного состояния , поэтому задача родителей вовремя обратить внимание на изменение в личности ребенка и обратиться за медицинской помощью.

Ребенок чаще должен находиться на воздухе, быть активным при дневном свете и отдыхать в полной темноте. Это благоприятно воздействует на весь организм, нормализует биоритмы.

Врач педиатр Литашов М.В.

Подростковая депрессия – это тяжелое психическое расстройство, возникающее в возрасте от 11 и до 16 лет и характеризующееся резким снижением настроения, эмоциональным расстройством, суицидальными и негативными высказываниями или намерениями.

Сегодня психологи во всем мире с тревогой отмечают рост числа подростковых суицидов, преступлений и зависимостей, возникающих на фоне психических расстройств. По некоторым данным, каждый десятый подросток в развитых странах в период полового созревания переживает один или несколько эпизодов , которые затем могут перейти в полноценное психическое депрессивное расстройство.

Ежегодно из-за подростковой депрессии тысячи подростков кончают жизнь самоубийством, становятся наркоманами или игроманами, уходят из дома или совершают противоправные действия и большинство из них – дети из благополучных семей, чьи родители считают, что они сделали все для своего ребенка. Что же делать, если у ребенка неожиданно появились признаки подростковой депрессии и как справиться с этим опасным заболеванием?

В период полового созревания меняется поведение всех детей без исключения, кто-то переносит гормональные «бури» спокойнее, а кто-то впадает в настоящую депрессию, причем, очень часто, родителям и окружающим подростка кажется, что причин для подобного расстройства нет и быть не может.

Депрессия, так же, как и другие изменения в поведении подростка, возникает из-за и на фоне резкого гормонального дисбаланса, обусловленного начавшейся работой половых органов.

В этот период резко обостряется эмоциональная чувствительность, а лабильность нервной системы не дает возможности спокойно реагировать на всевозможные раздражители, «обрушивающиеся» на психику подростка. Отсутствие жизненного опыта, комплексы неполноценности, неуверенность в себе, жестокость и агрессивность в подростковой среде вызывают неврозы, которые могут стать причиной депрессии.

Если у взрослого человека депрессия развивается в течение нескольких месяцев или лет, у подростков депрессивный невроз может возникнуть за считанные недели или даже дни. В свою очередь родители даже не догадываются о наличии каких-то проблем у ребенка.

Подростковая депрессия возникает на фоне 2-х основных процессов, происходящих в организме и сознании подростка:

  1. Гормональные перестройки – в период полового созревания нервная система подростка выдерживает огромные нагрузки. Из-за нестабильности гормонального фона дети не могут справиться с эмоциями, приступами раздражения, тоски или тревожности. В это время подростка задевает все – не вовремя сказанное слово, раздраженный взгляд, чрезмерная опека, отсутствие внимания и многое, многое другое. Справляться со своим эмоциональным состояниям подростки учатся в течение 2-4 лет, а до этого гормональный дисбаланс может стать причиной развития тяжелейшей депрессии.
  2. Процесс самосознания, переосмысления и осмысления окружающего – ребенок редко задумывается о происходящем в окружающем его мире, он принимает все – как негативное, так и положительное. А вот вступая в подростковый период дети начинают переосмысливать все, что их окружает. В этом возрасте их отличает эгоцентризм и категоричность. Весь мир делиться на черное и белое, хорошее и плохое и вертится исключительно вокруг подростка. Именно из-за этого возникают постоянные ссоры с родителями и педагогами. Подростки неожиданно обнаруживают, что мир совсем не таков как им раньше казалось, взрослые тоже ошибаются, обманывают, а их собственное будущее совсем не обязательно будет сказочным. Иногда неокрепшая психика не выносит такого диссонанса, и подросток уходит от неприятной реальности – в компьютерные игры, наркотическую зависимость или депрессию.

Спровоцировать начало депрессии у подростков может все, что угодно, точные причины заболевания можно выяснить только после долгих разговоров с больным и наблюдением за его состоянием.

Чаще всего подростки страдают из-за:

Симптомы

Отличить проявления очередного «каприза» или обычный пубертантный бунт от симптомов подростковой депрессии достаточно сложно.

Важно помнить, что если поведение подростка резко поменялось или плохое настроение ни на минуту не покидает подростка в течение 1-2 недель, нужно обязательно обращаться за квалифицированной помощью. Ведь подростковая депрессия развивается стремительно, а ее последствием могут стать попытки суицида, наркомания, бродяжничество или асоциальное поведение подростков.

Депрессию у подростка можно заподозрить, если:

Все эти симптомы сами по себе не могут быть критериями диагностики подростковой депрессии, но если у вашего ребенка наблюдается 3 и более признаков одновременно – это повод задуматься, обратить на ребенка больше внимания и .

Лечение расстройства

начинается с посещения психотерапевта или . Только квалифицированный специалист сможет оценить тяжесть состояния больного и назначить соответствующую терапию. Важно неукоснительно следовать рекомендациям.

Психотерапевтическое лечение

При легкой форме заболевания и раннем обращении бывает достаточно психотерапевтического и немедицинского лечения. В таких случаях назначают семейную и , используют когнитивную и рациональную психотерапию, а также такие вспомогательные элементы, как сказкотерапию, моделирование ситуации, расстановку и другие методы, помогающие подростку высказать свои чувства и найти решения проблем самостоятельно.

При лечении у подростков депрессии обязательна совместная работа родителей и психотерапевта.

Родители должны обеспечить своему ребенку постоянную эмоциональную поддержку, научиться правильно вести себя с больным, высказывать свои эмоции, проявлять любовь и слышать, что пытается сказать своим поведением их ребенок. Наиболее эффективными здесь будет одновременное прохождение психотерапевтического лечения всеми членами семьи. Кроме этого, необходима организация правильного режима дня, полноценного питания, спокойного сна, совместного досуга и других мероприятий, которые помогут наполнить жизнь подростка положительными эмоциями.

Медикаментозная терапия

Тяжелые подростковые депрессии . Такие препараты достаточно опасны для неокрепшего организма, поэтому выбор препарата и дозы должен осуществляться только лечащим врачом. Ни в коем случае нельзя пытаться лечить депрессию с помощью любых препаратов самостоятельно. Для лечения подростков используют антидепрессанты последних поколений, с минимальным количеством побочных действий – , и другие.

Также могут использоваться растительные седатики и транквилизаторы: , настойки пиона, пустырника и валерианы.

Но когда грусть превращается в отчаяние и сохраняется на протяжении нескольких недель или даже месяцев, тогда это переходит в беспокоящее эмоциональное нарушение, которое называют депрессией.
Депрессия - это синдром, при котором человек чувствует себя доведенным до отчаяния, несчастным и подавленным. Не так давно психиатры еще расходились во мнении, может ли у детей проявляться депрессия, а на сегодняшний день практически все из них уверены, что депрессия может возникнуть в любом возрасте.
Дети начинают испытывать депрессию по разным причинам. Немаловажную роль играют генетические факторы, но наиболее важным фактором риска для возникновения у ребенка депрессии является депрессивное состояние одного из родителей. Поведение родителей, испытывающих депрессию, может стать предпосылкой для проявления депрессии у ребенка, поскольку родители в таком состоянии могут недостаточно адекватно реагировать на эмоциональные потребности своего ребенка. Дети не чувствуют достаточной поддержки со стороны родителей, и в таких семьях чаще могут возникать конфликты между детьми и родителями. Другие события, вызывающие сильный стресс, такие как физическое и сексуальное насилие или потеря близкого родственника или друга, могут также способствовать возникновению у ребенка депрессии. Менее стрессовые, но все же важные события, такие как раздор в семье, неуспеваемость в школе или проблемы в отношениях со сверстниками, могут также вызвать проявление признаков депрессии. В некоторых случаях причину депрессии выявить не удается.
В среднем подростковом возрасте большинство подростков не станут говорить о том, что у них депрессия. Вместо этого они могут использовать такие слова, как грустный, подавленный, опустошенный, унылый или скучающий. Во многих случаях дети даже не станут называть свои чувства какими-либо иными словами, кроме как теми, которыми называли их раньше.

Поэтому вы как родитель должны быть внимательными и следить за проявлением у ребенка депрессии. Подросток, испытывающий депрессию, может сказать, что ему грустно или он несчастлив. Он может сказать: «Я никому не нравлюсь», «Я глупый и недалекий человек», «Я хотел бы умереть».
Ребенок, испытывающий депрессию, может проводить больше времени в одиночестве в своей комнате и перестать играть с друзьями. Его отметки в школе могут заметно ухудшиться. Он может стать более тихим и менее разговорчивым, чем обычно, может есть мало или совсем потерять аппетит. У него могут возникнуть проблемы с засыпанием или нормальным сном, он станет легко утомляться, перестанет ухаживать за собой и следить за тем, во что одет. Он может жаловаться на головные боли, боли в животе и груди.
Иногда симптомы депрессивного состояния ребенка более тонкие, чем< вы можете ожидать. К примеру, ребенок может реже устанавливать с вами визуальный контакт. Его настроение и поведение могут превратиться из добродушного и благожелательного в раздражительное и гневливое. Вам будет сложнее справляться с ним, а драки и споры с братьями и сестрами могут стать более серьезной проблемой.
Если вам кажется, что у вашего ребенка депрессия, вам необходимо сделать нечто большее, чем просто сказать ему: «Не унывай» или «Возьми себя в руки». Вместо этого помогите ему получить помощь специалистов как можно раньше. Если ребенок получает необходимое лечение позже, чем необходимо, либо не получает его совсем, его дееспособность в ежедневной жизни будет ухудшаться, также как и самооценка, успехи в школе и взаимоотношения с друзьями и членами семьи. И чем дольше сохраняется депрессия, тем сложнее ее лечить.

Подвержен ли ваш ребенок депрессии?

Вот некоторые вопросы, которые вам следует задать себе, чтобы определить, нуждается ли ваш ребенок в оценке специалистов на наличие у него депрессии. Если вы на какие-то вопросы дадите ответ «да», у вашего ребенка на самом деле может быть депрессивное состояние.

  • Плачет ли ваш ребенок чаще, чем раньше?
  • Жалуется ли он на чувство грусти или внутренней опустошенности?
  • Если что-то идет не так, как хотелось бы вашему ребенку, испытывает ли он чувство безнадежности?
  • Возникают ли у ребенка трудности с концентрацией внимания при выполнении домашнего заданная?
  • Возникают ли у ребенка сложности с тем, чтобы вовремя заснуть, либо он просыпается посреди ночи й ему трудно заснуть снова?
  • Доставляют ли ребенку удовольствие лишь некоторые занятия, либо, возможно, он потерял интерес к тем занятиям, которые раньше занимали большую часть его времени?
  • Проводит ли ребенок большую часть времени в одиночестве, вдали от друзей и членов семьи?
  • Заметили ли вы в последние недели потерю или прибавку в весе ребенка?
  • Кажется ли ребенок более измученным и уставшим, чем раньше?
  • Говорит ли ребенок о том, чтобы причинить себе вред?

Где получить помощь, если у подростка депрессия

Если вам кажется, что у вашего ребенка депрессия, поговорите об этом с педиатром. Прежде чем направлять ребенка к детскому психиатру или психологу, врач постарается исключить медицинские состояния, симптомы которых могут вызывать или имитировать состояние депрессии.
Под наблюдением психиатра или психолога вашему ребенку, возможно, придется сдать ряд анализов и пройти оценку специалиста, чтобы выяснить, на самом ли деле у него клиническая депрессия. Врач также проведет беседу с вами и ребенком на разные темы, изучив историю возникновения состояния, чтобы определить настроение и чувства ребенка. Без осуществления тщательной оценки детям с депрессивным состоянием может быть поставлен неправильный диагноз, к примеру, нарушение поведения или недостаток внимания.
После того как ребенку будет поставлен диагноз «депрессия», можно начинать лечение. Возможно, часть лечения будет заключаться в психотерапии (или «разговоре», игровой и когнитивно-поведеннеской терапии), во время которой ребенку будут созданы условия для того, чтобы он обсудил и проиграл ситуации, происходящие в его жизни. Его попросят описать свои беспокойства, тревоги, расстройства и другие эмоции. Если в жизни ребенка происходят какие-либо слишком негативные события, на которых ребенок заостряет свое внимание, врач постарается помочь ему справиться с ними. Если ребенку удастся достичь лучшего понимания своей жизненной ситуации, он сможет более положительно относиться к окружающим его людям и сложным ситуациям в жизни.
В процессе лечения врач также будет стараться добиться вашего участия, составляя график систематических бесед с вами и вашим супругом, где будут предлагаться способы оказания помощи ребенку для удовлетворения его потребностей и приспособления к окружающему его миру. Вас также могут попросить принять участие в семейной терапии, где вы с супругом, ваш ребенок и его братья и сестры вместе постараетесь найти способы, которые помогут вам положительно функционировать как семейной структуре.
Дома вам необходимо уделять ребенку дополнительное внимание, проводя время с ним наедине без остальных членов семьи. Предоставьте ребенку время и возможность для того, чтобы он мог рассказать вам о произошедших с ним событиях. Дайте ребенку понять, что вы всегда готовы обсудить с ним все его проблемы и то, что его беспокоит.
В некоторых случаях врач может посоветовать проведение не только психотерапии, но и прием лекарственных препаратов как часть лечения ребенка. Если депрессия достаточно сильная -с потерей веса, нарушениями сна и неуспеваемостью в школе, - может быть целесообразным проведение лекарственной терапии. Чаще всего детям с депрессивным состоянием прописывают лекарства, принадлежащие к категории, которую называют селективными ингибиторами обратного захвата серотонина (SSRI). Также вместо них могут использоваться другие типы лекарственных препаратов (трициклические антидепрессанты, ингибитор моноаминок-сидазы, карбонат лития). Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина используются также для лечения тревожных состояний и обсессивно-омпульсивных нарушений.
Если депрессия несерьезная, большинство случаев может быть излечено через 2-6 месяцев после начала лечения. В особенности если начать лечение на ранних стадиях депрессии, ее можно достаточно быстро излечить. Тем не менее у большей части детей симптомы депрессии могут проявляться вновь.

Предупреждение самоубийств из-за подростковой депрессии

Время от времени в периоды проявления гнева и расстройства дети среднего подросткового возраста делают провокационные заявления типа: «Я убью себя». Такие угрозы нацелены на то, чтобы вызвать волнение и внимание родителей, и обычно у детей нет серьезного намерения нанести себе вред. Тем не менее, если такие заявления случаются достаточно часто, они служат сигналами о том, что ребенок не слишком счастлив, и родителям необходимо убедиться в том, что на самом деле ребенку не угрожает опасность.
Подростки в возрасте от 6 до 12 лет редко совершают самоубийства, но среди них также увеличилась склонность к совершению их попыток. На самом деле лишь небольшое количество детей с серьезной депрессией всерьез думают о том, чтобы убить себя. Подавленные мрачными и безнадежными мыслями, лишь некоторые подростки в действительности пытаются покончить с собой.
У детей, совершающих попытки самоубийства, чаще всего сначала проявляются предупредительные сигналы, включающие замыкание в себе, угрюмость, ухудшение аппетита и проблемы со сном. Они могут раздать свои самые ценные коллекции, например коллекцию бейсбольных карточек. Иногда самоубийство друга или одноклассника может пробудить у детей мысли о совершении самоубийства для того, чтобы уменьшить испытываемые ими психологические страдания.
Если вы чувствуете, что у вашего ребенка проблемы, обсудите это вместе с ребенком. Выслушайте его и разделите его чувства. Не бойтесь выговорить слово «самоубийство». Несмотря на существующий миф о том, что разговоры о самоубийстве могут вызвать у ребенка мысли о его совершении, на самом деле этого не произойдет. Просто ваше беспокойство покажет ребенку, что вы действительно волнуетесь за него и его здоровье и хотите помочь ему.
Детям с серьезными проблемами необходимо получить профессиональную помощь. Если у вашего педиатра за многие годы сложились хорошие взаимоотношения с ребенком^ он может быть самым подходящим человеком, с которым в первую очередь следует поговорить ребенку. После этого врач может направить ребенка к детскому психиатру или психологу. Если у ребенка на самом деле наблюдается склонность к суициду и нет возможности постоянно контролировать его в кругу семьи, ему может потребоваться госпитализация.
В экстренных случаях практически в любом обществе существуют горячие линии по вопросам суицида, которые могут предоставить срочную помощь или дать необходимый совет. Найдите телефоны таких горячих линий в вашем телефонном справочнике, а также номера телефонов местных центров психического здоровья, в которые вы могли бы обратиться за помощью и поддержкой.

По прогнозам Всемирной Организации Здравоохранения депрессия - претендент на первое место среди болезней XXI века. У многих потеряны нравственные ориентиры, родители в попытках заработать на деньги проводят много времени на работе, нервничают, дети часто заброшены и предоставлены сами себе со всеми своими проблемами. Депрессия может быть вызвана как психологическим стрессом, так и каким-либо заболеванием (психическим или соматическим).
Депрессия чаще всего развивается зимой или осенью, в условиях короткого светового дня на фоне гиповитаминоза. Для нее характерны подавленное состояние, сонливость, повышенная утомляемость, тревожность, стойкое снижение настроения. У ребенка могут возникать даже мысли о суициде, только совсем не обязательно он вам о них поведает. К сожалению, об этом мы узнаем порой слишком поздно. Депрессивные состояния часто маскируются под алкоголизм и наркоманию.
Некоторые свой подавленный настрой стараются заглушить работой. Таких людей мы встречаем достаточно часто - это трудоголики. Работая «по 24 часа в сутки», они стараются не допускать депрессивные мысли в свое сознание. Жажда активной деятельности встречается и у больных детей.
Депрессия может проявляться не только психическими расстройствами (сниженным настроением, подавленностью, тревожностью), но и различными соматическими заболеваниями. Такие больные страдают непонятного происхождения болями в животе или в сердце, головными болями и т. п. Причем, в 80 % случаев родители обращаются только к педиатру и безрезультатно лечат детей от не пойми какой болезни. А на самом деле - это депрессия.
На депрессию редко кто обращает внимание, у нас это не принято - менталитет не тот. Не принято жаловаться, не принято замечать, не принято обращаться за помощью, и не принято лечиться. Взрослые пытаются закрыть глаза на проблемы ребенка, объясняя все особенностями характера или подростковым возрастом, а при слове «психиатр» вообще падают в обморок и отмахиваются, мол, нет-нет, у кого угодно, только не у нас. Причем когда дело дойдет до серьезного, часто вместо того, чтобы проконсультироваться у специалиста, родители ударяются в самолечение и тем только усугубляют ситуацию.
Очень важно понять, что депрессия - это болезнь, а не нормальная психологическая реакция сниженного настроения. Это состояние хроническое и прогрессирующее, оно требует лечения. Как распознать депрессию? Существуют вполне конкретные характеристики.

Признаки депрессии у детей

Депрессия - это болезненное состояние, продолжающееся не менее 2-х недель и проявляющееся следующими симптомами.
Обязательные симптомы:

  • Утрата интереса к тому, что происходит вокруг и способности испытывать удовольствие.
  • Снижение энергичности, активности, повышенная утомляемость.

Дополнительные симптомы:

  • Трудности при необходимости сосредоточиться и удерживать внимание.
  • Снижение самооценки.
  • Мрачное и пессимистичное видение будущего.
  • Идеи или действия, ведущие к самоповреждению и суициду.
  • Изменение аппетита (повышен или снижен).
  • Появление непонятных беспричинных болей и телесных расстройств.
  • Человек чувствует себя глубоко больным и ищет у себя признаки различных заболеваний.

Тяжесть депрессии оценивается по количеству и выраженности вышеперечисленных признаков:

  • Легкая (мягкая) депрессия: есть 2-3 основных симптома и 2 дополнительных.
  • Умеренная депрессия: есть 3 основных симптома и 3-4 дополнительных.
  • Тяжелая депрессия: есть 3 основных симптома и 4-8 дополнительных. У больного отмечается либо значительное беспокойство и чрезмерная активность, либо выраженная заторможенность.

Лечение депрессии у детей

Прежде всего с подобными жалобами необходимо обратиться к врачу, лучше к психотерапевту или детскому психиатру. Смею вас утешить, в большинстве случаев депрессивное состояние у ребенка не связано со страшными психиатрическими диагнозами - эндогенная депрессия или шизофрения. Чаще всего это болезнь бездействия, скуки и отсутствия интересов и нравственных ориентиров.
В программу борьбы с депрессией входят следующие мероприятия:

1. Физическая активность! Заставьте ребенка двигаться и сами ходите с ним кататься на лыжах или велосипеде. Устраивайте ежедневные прогулки.
2. Частое пребывание в ярко освещенных местах, зимой - посещение соляриев.
3. Большую роль имеют общение с приятными людьми, позитивный настрой, положительные эмоции. Посещайте выставки, концерты, театр, приглашайте гостей, и сами ходите в гости. Не ограничивайте свою жизнь только полезными делами (работой, учебой, домашним хозяйством). Человеку необходимо общение не только с компьютером и телевизором, но и с активными жизнерадостными людьми. Помогите найти ребенку какой-то интерес в жизни, где он бы мог выразиться, реализовать себя, дело, которое у него хорошо получается и увлечет. Одни дети с удовольствием займутся музыкой, другие любят рисовать, кто-то захочет танцевать или кататься на скейтборде и т. д.
4. Работа с психологом.
5. Медикаментозное лечение.

  • Витамины, особенно витамин С, витамины группы В, фолиевая кислота, витамин Е.
  • Магний (Магне В6, магнерот). Обладает прекрасным противодепрессивным эффектом.
  • БАД «5-НТР Power» (фирма «NSP», США), «Сиренити» (фирма «BioSystem») и «Вита-Триптофан» (фирма «Виталайн», США). Содержат вещество 5 гидрокситриптофан, увеличивающее синтез в организме серотонина, медиатора хорошего настроения. Действует, как нелекарственный антидепрессант.
  • Зверобой. Зверобой содержит гипери-цин, так же, как и триптофан, способствующий выработке в организме веществ хорошего настроения.
  • Препарат «Негрустин» разрешен для использования детям после 12 лет.

Назначаются и другие препараты. Все лекарства от депрессии можно принимать только с разрешения врача.
Лечение депрессивного состояния родителей!
Помните, что депрессия - болезнь, склонная к прогрессированию. При невозможности справиться самостоятельно с депрессивным состоянием, не смущаясь, обратитесь за врачебной помощью.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама