THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Летом это расписание может сильно измениться. Часто дети проводят больше времени на даче, практически постоянно находятся на улице, бывает, что обедают не дома, не спят днем или ложатся спать значительно позже обычного.

Иногда такая смена режима вызывает у ребёнка усталость, раздражительность. Многим детям сложно адаптироваться к новым условиям. Однако родители также заслуживают отдых после сложной работы в течение года, и будет неверным совсем не изменить расписание летом на отдыхе, подстраиваясь под обычный режим дня малыша.

Вот несколько советов для родителей, как помочь малышу подстроиться под летнее расписание.

Подъём

На каникулах перед родителями часто встает вопрос: будить или не будить малыша. Ответ зависит от самого ребёнка. Некоторые дети всегда просыпаются сами примерно в одно время. Другие не могут утром проснуться, а после не могут заснуть после обеда, что полностью нарушает их режим. Если ваш малыш летом встает на два часа позже, то, скорее всего, на два часа сдвинется дневной сон и отход вечером ко сну. Если вы знаете, что это невозможно, не бойтесь будить ребёнка. Для детей с установившимся режимом сна (обычно после года) нет ничего страшного в том, чтобы проснуться от ласковых прикосновений и маминых поцелуев.

Малышу будет очень полезно вставать примерно в одно время и на каникулах. Даже если ваш ребёнок лег немного позже обычного, лучше разбудить его, следуя ежедневному режиму. А недостаток сна компенсировать во время дневного отдыха.

Когда малыш встал, постарайтесь соблюдать ежедневную последовательность: например, умыться, почистить зубки, одеться, заправить вместе постель, позавтракать… Это придаст малышу уверенности даже в новом, незнакомом месте.

Утро

Утренние часы можно посвятить занятиям и играм. Предложите ребёнку занятия, требующие концентрации. Малыши могут поиграть с развивающими игрушками, дети постарше заняться письмом (например, написать открытку другу).

Однако, если погода позволяет и есть возможность, всегда лучшим вариантом будет провести это время на улице. Очень полезны для детей игры с водой и песком , они прекрасно способствуют сенсорному развитию и развитию мелкой моторики. Так как летом достаточно просто организовать такие игры, не стоит упускать этой возможности.

Обед

Для ребёнка достаточно важно обедать в определённое время. Менее важным является то, где пройдет обед. Ребёнку пойдет на пользу разнообразить своё меню, обедая в гостях или пробуя новые блюда в отпуске.

Малышам очень нравится есть на свежем воздухе, где они обычно едят больше и с удовольствием. Поэтому если утром, выходя на прогулку, вы не уверены, что успеете вернуться домой к обеденному времени, можете взять обед с собой. Гораздо приятнее будет съесть обед в парке на лавочке, чем спешить домой.

Предложите ребёнку поучаствовать в приготовлении обеда, пусть он сам подумает, какую еду несложно взять с собой.

На даче тоже очень приятно проводить обеды на террасе.

Послеобеденный отдых

Сон после обеда может стать значительной проблемой в отпуске. Во-первых, потому что часто нет возможности вернуться с прогулки домой, чтобы поспать в кровати. А во-вторых, дети могут получать столько новых впечатлений на отдыхе, что им становится тяжело заснуть днём.

Что же делать родителям? Какой вариант лучше: не выходить на длительные прогулки или пренебрегать сном?

Лучше постараться организовать сон или отдых ребёнка так, чтобы вы могли съездить или сходить на длительную прогулку. Ведь новые впечатления так важны в нашей жизни как для детей, так и для родителей. Не стоит пренебрегать ими ради часов сна! Единственное, что вы должны продумать, это где и когда будет спать (или отдыхать) ребёнок. Вот варианты:

  1. Если есть возможность, берите с собой коляску. Уставший ребёнок прекрасно спит в ней, а взрослые могут в это время осматривать окрестности.
  2. Если ребёнок ещё маленький (до 2–3 лет), уложить на сон его можно в слинге или рюкзачке.
  3. Возьмите с собой небольшое одеяльце – тогда вы сможете уложить ребёнка прямо на земле в парке (многие мамы так же используют слинг).
  4. Не волнуйтесь, если ребёнок проспит меньше времени, чем дома.
  5. Помните, что дети после 3–4 лет не нуждаются в обязательном послеобеденном сне – они нуждаются в послеобеденном отдыхе. Таким отдыхом может быть спокойная деятельность (чтение, разукрашивание, прослушивание приятной музыки и т. п.). Если ваш ребёнок проводит час спокойно, а вечером не выглядит уставшим и капризным, – значит, ему уже не требуется ежедневный дневной сон.

Вечер

Вечернее время до ужина можно посвятить совместным играм, творческим занятиям или опять провести на свежем воздухе. В это время жара обычно немного спадает, и дети могут поиграть в активные игры.

Ужин

Ужин летом может проходить немного позже обычного. Если вы знаете, что такое может произойти, позаботьтесь о сытном полднике, чтобы ребёнок не был голоден. Не забывайте, что лето и каникулы – время для новых впечатлений и экспериментов. Вы можете предложить ребёнку ужин во дворе возле костра на даче или устроить ночной пикник при луне, смотря на звёзды. Если ребёнок не устал в течении дня и не капризничает, такие новые впечатления пойдут на пользу и ему, и всей семье!

Сон

Отход ко сну во время летнего отдыха – один из самых важных пунктов. Как бы не менялось дневное расписание ребёнка и время отхода ко сну, стоит позаботиться о соблюдении определённого ритуала. Если в течение года ребёнок принимает перед сном ванну, слушает сказку и засыпает с любимой игрушкой, в любом новом месте важно продолжать укладывать ребёнка именно так. Это значит, что, отправляясь на дачу или в поездку, вам придётся захватить с собой любимую игрушку или книжки для чтения перед сном. Соблюдение такого вечернего ритуала поможет ребёнку чувствовать себя комфортно в любом месте и обеспечит хороший сон, а утром – прекрасное настроение.

Режим дня для подростка имеет первостепенное значение. Соблюдение его позволит правильно развиваться организму подростка, а также будет способствовать предупреждению заболеваний.

При составлении режима, распорядка дня для подростка невозможно воспользоваться какой-либо одной жесткой схемой, так как каждый подросток, каждая семья имеет свои особенности, свои традиции, но использовать рекомендации, которые носят общий характер конечно возможно.

Для правильного режима дня подростка надо учитывать ритм, определенное чередование различных видов занятий. Если они выполняются в определенной последовательности и в одно и то же время, то в центральной нервной системе подростка будут создаваться «привычки», облегчающие переход от одного вида деятельности к другому. Необходимо стараться выдерживать временные моменты режима дня. Это необходимо взять за основу при составлении распорядка дня.

Составляя режим дня для подростка необходимо учитывать следующее:

  • Необходимость обязательного чередования труда и отдыха.
  • Прием пищи должен быть регулярным и полноценным.
  • Ночной сон должен быть не менее того времени, которое достаточно для полноценного отдыха подростка, а также соблюдение времени подъема и отхода ко сну.
  • Четко определенное время утренней зарядки, гимнастики, а также гигиенических процедур.
  • Четкое определения времени для выполнения учебных домашних заданий. Необходимо также предусмотреть 10-15 минутные перерывы во время занятий на отдых.
  • Определиться с продолжительностью отдыха, причем желательно с наибольшим временем на открытом воздухе.

Утро необходимо начинать с зарядки, гимнастики, длительностью 10-15 минут. Гимнастика усиливает работу сердца, вентилирует легкие, также улучшает обмен веществ в организме подростка и, в общем, оказывает благотворное влияние на нервную систему.

Затем необходимы водные, гигиенические процедуры. Можно принять душ, облиться водой или просто обтереться. На утренний туалет надо тратить не более 30 минут. Все эти мероприятия подготавливают организм подростка к трудовому, учебному дню.

По возвращению из школы не стоит сразу приступать к выполнению домашних заданий. Необходимо некоторое время передохнуть, желательно – активно. Необходимо предусмотреть 1 – 2 часа времени для прогулок, пребывания на свежем воздухе.

Приготовление заданий на дом для школьников младших классов необходимо предусмотреть 1,5 – 2 часа, средних классов – 2 – 3 часа, а для старшеклассников 3 – 4 часа.

Перед сном желательна вечерняя прогулка или же спокойные занятия, чтобы к отходу ко сну у подростка нервная система находилась не в возбужденном состоянии, а в спокойном.

В таблице приведен примерный режим дня подростка

Перечень занятий подростка Время суток
12-13 лет 14-17 лет
Утро – время подъема 7.00 7.00
Утренняя гимнастика, зарядка, гигиенические процедуры, заправка постели, утренний туалет 7.00 — 7.30 7.00 — 7.30
Легкий первый завтрак 7.30 — 7.50 7.30 — 7.50
Путь в школу, возможна утренняя прогулка перед началом занятий 7.50 — 8.20 7.50 — 8.20
Учеба, занятия в школе 8.30 — 14.00 8.30 — 14.30
Горячий второй завтрак в школе, возможна прогулка после школы (по пути домой) 14.00 — 14.30 14.30 — 15.00
Основательный обед 14.30 — 15.00 15.00 — 15.30
Время для прогулок, игр и занятий спортом 15.00 — 17.00 15.30 — 17.00
Легкий полдник 17.00 17.00
Время для приготовления домашних учебных заданий 17.00 — 19.30 17.00 — 20.00
Ужин и занятия по выбору, по интересам 19.30 — 21.00 20.00 — 21.30
Готовимся ко сну – умываемся, чистим одежду и обувь 21.00 — 21.30 21.30 — 22.00
Ночной сон 21.30 — 7.00 22.00 — 7.00

Хотя подростку необходимы и внеклассные занятия: музыка, спортивные секции, кружки по интересам, но не стоит его перегружать. Все должно быть в меру.

Режим дня способствует нормальному развитию ребенка, укреплению здоровья, воспитанию воли, приучает к дисциплине. Составляют режим дня с учетом состояния здоровья, возрастных анатомо-физиологических и индивидуальных особенностей ребенка. Режим дня предусматривает определенную продолжительность различных занятий, сна, отдыха, регулярное питание, выполнение правил личной гигиены.

Приучать ребенка к соблюдению режима необходимо с первого его жизни: определенное время сна и бодрствования, кормления, прогулок. Это не только облегчает уход за ребенком, но и постепенно с возрастом приучает его к порядку, опрятности; 1,5 – 2 лет дети переходят на одноразовый дневной сон, в зависимости от погоды прогулки на свежем воздухе занимают 3 – 4 часа. Рекомендуется ежедневно через 1 – 1,5 часа после завтрака заниматься физическим воспитанием ребенка.

Исследованиями физиологов и гигиенистов установлено, что организм ребенка обладает наивысшей трудоспособностью в утренние часы. Поэтому в это время с детьми дошкольного возраста следует проводить наиболее трудоемкие занятия – рисование, лепка, работа с ножницами.

Во второй половине дня время занятий следует сократить, а время отдыха увеличить. Пребыванию на воздухе отводится 4 часа. В режим дня дошкольников обязательно должны входить утренняя зарядка, подвижные игры, физические упражнения, направленные на развитие основных движений – ходьба, бег, лазание.

Питание детей от 3 лет мало, чем отличается от питания взрослых. Необходимо достаточное количество витаминов, белков, углеводов. Принимать еду следует не раньше чем через 30 минут после игры или прогулки, а ужинать за 1 – 1,5 часа до сна.

Необходимо прививать ребенку гигиенические навыки; приучать самостоятельно умываться, чистить зубы и др. До 6 лет ребенок спит днем один раз. Родители должны постепенно готовить ребенка ко сну, успокоить его после игры, проследить за вечерним туалетом.

Поступление в школу переломный момент в жизни ребенка. Превышение допустимого уровня учебной нагрузки, отсутствие режима учебной работы, полноценного отдыха, физического труда, достаточно двигательной активности ведут к истощению нервной системы школьника, к переутомлению и ослаблению организма, к снижению его сопротивляемости различным инфекциям. Важно научить ребенка правильно регламентировать время учебной работы дома: чередовать виды занятий по различным предметам, делать перерыв между занятиями в 10 – 15 минут, во время которых снижается напряжение, отдыхают глаза.

Начинать приготовление уроков следует с письменных работ, а затем переходить к устным. Следует правильно организовать отдых школьников на воздухе. Прогулки, игры должны продолжаться не менее 3 часов в день, причем половина этого времени падает на перерыв между занятиями в школе и дома.

Для восстановления сил и работоспособности организма очень важен нормальный сон. Детям 7 – 10 лет необходимо спать не менее 10 – 10,5 часов, подросткам – не менее 8 – 9 часов, в противном случае их работоспособность падает на 30%. Хроническое недосыпание, как и умственное переутомление, является причиной раздражительности, грубости, рассеянности. Следует избегать излишних нагрузок, которые могут нарушить нормальный сон и вредно сказаться на состоянии ребенка.

Большое внимание в режиме дня школьника должно быть уделено питанию. Правильно организованный режим питания(4 – 5 – кратный прием пищи) имеет большое значение для его нормального физического и нервно – психического развития. Ужинать ребенок должен за 1 – 1,5 часа до сна.

Каждое утро ребенок должен делать зарядку, это должно войти у него в привычку. Серьезного внимания требует от родителей организация выходного дня и каникул школьника. Основные элементы режима дня (сон, еда, и т. д.) должны оставаться такими же, как и в обычные дни, но при этом максимум времени надо отвести пребыванию на воздухе, участию в походах и экскурсиях, посещению музеев, театров. В выходные дни необходимо дать ребенку выспаться.

Еще по теме Режим дня детей и подростков:

  1. Гигиенические требования к режиму дня, учебной деятельности, личной гигиене младших школьников и подростков.

✔Правило № 1.

С вечера составляйте план на следующий день.

Распланируйте свой завтрашний день. Выделите 6-8 часов на работу, не забудьте про приемы пищи и отдых. Я в свой план еще вписываю занятия спортом, и вам тоже советую. Для примера составил свой план на завтра. Вот он:

7.00 -Подъем

7.00-8.00 – Зарядка, умывание, завтрак.

8.00-12.00 – Работа.

12.00 – 13-00 – Обед, отдых.

13.00 – 17.00 – Работа.

17.00 – 19.00 - Занятия спортом.

19.00 – 20.00 – Ужин.

20.00 – 22.00 – Личное время (семья, чтение книг, развлечения, проверка почты, ответы на письма).

22.00 – 23.00 – Подведение итогов прошедшего дня, составление плана на завтрашний день.

Время, которое выделено для работы, должно проходить максимально продуктивно. Рабочие часы, при желании, можно расписать подробнее, по конкретным задачам. Бывает, что приходится задержаться за компьютером и до полуночи, но при этом все равно необходимо встать в 7.00, как запланировано, иначе весь распорядок дня пойдет можно будет выкинуть в мусорное ведро, и вы потеряете контроль времени.

✔Правило № 2.

В план писать только те задачи, выполнение которых приносит вам удовольствие.

Если заниматься тем, к чему вы не проявляете искренний интерес, это очень быстро надоест. Например, я, как копирайтер, очень редко пишу статьи на не интересующие меня темы. Только если в этом есть большая необходимость.

✔Правило № 3.

Расставьте все свои задачи по важности, в порядке убывания.

Для того чтобы правильно планировать свой распорядок дня и не терять контроль времени, составьте список дел по оценкам важности в порядке убывания. Например:

Задачи, которые необходимо выполнить в первую очередь.

Важные, но не срочные задачи.

Задачи, выполнение которых можно отложить на выходной день.

Выполнение начинаем с первого списка и уверенно спускаемся вниз.

✔Правило № 4.

Составляйте план на день отдыха.

В план выходного дня вбивайте те задачи, которые не успели сделать в рабочие дни. Их все же необходимо выполнить. Но про отдых тоже не забывайте, ведь следующий день - уже рабочий.

✔Правило № 5.

Записывайте все свои идеи.

Заведите блокнот и держите его постоянно под рукой. У творческих людей за целый день в голове множество раз проскакиваю массы идей. Вроде как запомнил, но потом вспомнить ни как не могу. Помню, что что-то было, а что?.. Такой блокнот будет золотым сундуком с идеями, вот увидите. Я такой блокнот веду уже больше года. И он мне очень помогает. Кстати, идею этой статьи я тоже взял из своего блокнота с идеями.

Переносите идеи из блокнота в свой план распределения целей, и начинайте с ними работать. Вы сами заметите, насколько это продуктивно.

Соблюдая эти 5 правил, вы сможете правильно составлять распорядок дня и постоянно держать контроль времени.

Сразу хочется отметить, что распорядок дня подростка – это настолько индивидуальное понятие, что рассчитывать на какую-то общепринятую стандартную схему не имеет смысла. Существует древняя мудрость, которая гласит, что с ребенком до шести лет надо вести себя так, словно он господин, с подростком – как с подчиненным, а с взрослым – как с другом. Воспринимать ее буквально, конечно же, не стоит, но рациональное зерно здесь есть. Дети в возрасте 10-15 лет интенсивно развиваются. Вместе с этим в подростке растет и бунтарь. Его организм претерпевает кардинальные изменения, меняется и психическое состояние. Ребенок формируется как личность и одновременно как часть огромного социума. В это время очень важно установить режим дня подростка и пытаться соблюдать его.

Понятие «режим дня» включает не только световой день, но и ночь, ведь в это время подростки могут заниматься чем-то, кроме сна. Поэтому правильный режим дня подростка должен состоять из 24 часов полезных для него занятий, чтобы время на глупости было равно нулю. Речь не идет о тотальном круглосуточном контроле, а, скорее, о том, чтобы избегать никому не нужных ситуаций. К примеру, субботним утром, когда не надо идти в школу, ребенок без проблем просыпается в семь часов утра, но в аналогичное время в понедельник его не добудишься. Конечно, ведь поздно вечером по телевизору шел такой интересный фильм!

Делаем уроки

Каждой маме известно, сколько времени примерно требуется подростку на выполнение домашнего задания. Одному ребенку достаточно часа, другому – двух. Но если уроки отбирают более трех часов в день, то стоит выяснить причину. Вполне возможно, что дело в несобранности и неумении организовать собственное время. Родители должны корректировать такие особенности режима дня подростков, мотивируя их, к примеру, прогулкой. Зная, что гулять можно до семи часов вечера, ребенок постарается сделать уроки быстрее. А вот качество проверит мама, которая и решит, можно ли с таким домашним заданием выделить время на прогулку.

Личное время

Создавать режим дня детей и подростков без учета определенного количества личного времени недопустимо. У каждого человека есть свои увлечения, а им надо уделять время. Хорошо, если хобби связано с времяпровождением на улице. Футбол, хоккей, роликовые коньки или игра в классики помогут снять школьную нагрузку, отвлекут от повседневных обязанностей и принесут пользу здоровью. Но помните, что внося элементы демократии в режим труда и отдыха подростка, вы должны быть уверенны в том, что у него есть свое мнение, жизненная позиция и убеждения. Подростковый возраст – время, когда в жизни человека появляются первые сигареты, алкоголь и сексуальные связи. Запреты, наказания и сплошные ограничения не смогут решить эту проблему. Главное – взаимное доверие. Рассказав родителям о своих проблемах, переживаниях, ребенок должен быть уверен в том, что получит помощь, совет, а не будет наказан.

Сон

В этом «нежном» возрасте режим учебы и отдыха подростка должен предусматривать не менее девяти часов ночного сна. Только в таком случае ребенок будет получать полноценный отдых.

Подросток – не младенец, заставить его спать у вас не получится, поэтому надо создавать определенные условия, благоприятствующие нормальному ночному отдыху. Ужинать предлагайте не позже, чем за 2-3 часа до сна. На ночь не разрешайте подростку засиживаться у компьютера или телевизора. Если заметили, что ребенка что-то беспокоит, не игнорируйте, поговорите с ним по душам. Это только с виду 15-летние «ежики» кажутся взрослыми, а в действительности каждый ждет, когда мама зайдет в его комнату, поцелует и пожелает спокойной ночи.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама