THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

С рождения до полугода младенца кормить просто - дали молоко или смесь, ребенок сыт и весел. Но когда приходит необходимость вводить прикорм, могут возникнуть первые трудности. Например, нужно научить ребенка жевать твердую пищу, когда зубов у него еще нет.

Постоянно перетирая блюда, мы оказываем лишь медвежью услугу своему малышу. Проблема за проблемой накатывают как снежный ком. И вот уже в 2, а то и в 4-5 лет детки не жуют, а попросту глотают еду. Это достаточно серьезно осложняет посещение детского садика, ведь там крохи питаются согласно санпинам.

Отсюда и первые заболевания желудка, нарушения сна. Далее, развивается неправильный прикус, неверная постановка речи, а из-за слабости мышц кроха не может держать закрытым рот. Вследствие чего наблюдается постоянное слюноотделение. Кроме того, нарушается овал лица.

Чтобы избежать подобных неприятностей, нужно развивать жевательный рефлекс. В теории это, конечно, просто, а вот практика - довольно сложный процесс. Запасайтесь терпением, в работе пригодится все.

Когда ребенок начинает жевать

Обратите внимание на своего кроху, он сам подскажет, когда следует начинать приучать его жевать.

Если ребенок кусается, грызет все, что ему попадается, включая свои пальцы и маму, это говорит не только о том, что у него режутся зубки. Сигнал к тому, чтобы подкладывать «грызунки», крупные соски, резиновые игрушки - подойдет абсолютно все (безопасное, конечно).

Засовывая в рот различные предметы, кроха изучает их язычком, деснами, небом, внутренней частью щек. Это и помогает сформировать один из главных навыков - жевательный рефлекс.

Этапы формирования рефлекса

Чтобы родителям было проще, можно ориентироваться на так называемые возрастные рамки.

Конечно, у каждого ребенка они свои, но все же можно на что-то опираться.

До 6 месяцев

Педиатры рекомендуют начинать прикорм в 4-6 месяцев. В это время, помимо грудного молочка или смеси, маленькому человечку можно дать на пробу протертый в блендере кабачок или безмолочную кашку (в зависимости от того, с чего доктор рекомендует начать ввод новой пищи в рацион вашего чада).

Необычные вкусовые ощущения приводят в восторг младенца или заставляют кривиться. Это тоже провоцирует осваивать жевательный рефлекс.

Полезным будет следующее упражнение : представьте, что ребенок - это вы, как бы вам хотелось узнать, понять, что нужно делать? Покажите это сами. Положите к себе в рот его пальчики, слегка прикусите их и немного пожуйте причмокивая. Затем сделайте то же самое, только наоборот. Пусть теперь он вас немного «поест». Это хороший контакт с ребенком, вы повеселитесь, а заодно и научите его этому сложному, на первый взгляд, делу!

7-8 месяцев

Детки уже во рту проделывают разные манипуляции с едой, чтобы почувствовать вкус. Это тоже первые кирпичики на пути к успеху. Когда рацион младенца начинает меняться от мягких к более шероховатым структурам, их язык и щечки больше двигаются, что помогает развивать жевательный рефлекс далее.

Предоставьте ему возможность самостоятельно себя покормить. Естественно, предстоит запастись терпением, ведь малыш учится, а это значит, что процесс будет долгим. Погримасничайте рядом со своим первооткрывателем. Покормите вместе с ним мишку, куклу, зайку. Пробуждайте в нем интерес к еде снова и снова, балуйте разнообразием и подачей.

Предлагайте ребенку сушки, бананчики и прочие фрукты или овощи. Многие мамочки сегодня пользуются ниблером как раз для этих целей. В него помещают небольшие кусочки еды, а благодаря силиконовой сеточке в ротик попадает лишь сок. Кроме того, его удобно держать. Эргономичная ручка отлично ложится в ладошку крохи. Теперь не стоит переживать, что он вдруг откусит кусочек и подавится, пусть жует на здоровье.

Если у ребенка заложен нос, отложите знакомство с ниблером до полного выздоровления.

1 год

В годик дети вовсю должны владеть ложкой и совершенно спокойно попадать ею в рот. Питание вашего чада расширяется. В меню теперь не только протертые кашки, пюреобразные супчики и рагу. Сейчас смело можно резать мелкими кусочками овощи и фрукты, тереть на крупной терке морковку. Помогайте ребеночку жевать и проглатывать полутвердую пищу. Но смотрите за тем, чтобы он не поперхнулся.

Это не говорит о том, что если годовалый малыш привык на ночь есть молочную кашу из бутылки, нужно заставлять его орудовать ложкой. А вот если в два-три года ребенок еще не жует твердую пищу, следует обратиться к специалисту. Врач определит, как действовать в сложившейся ситуации.

Конечно, эти советы не могут подойти абсолютно всем деткам. Если вы хотите, чтобы все было правильно, ориентируйтесь конкретно по своему маленькому человечку.

Возможные проблемы

Очень заботливые родители, которые переживают, что кроха подавится, и как можно дольше оттягивают процесс знакомства с густой едой, сталкиваются с рядом проблем:

  1. Неправильное кормление . Постоянно протертая пища приводит к тому, что маленький хитрюга впоследствии ленится жевать, ведь гораздо удобнее просто глотать. Это приводит к проблемам ЖКТ. Еда поступает крупными кусочками, грузно лежит на дне желудка и не переваривается как следует.
  2. Кроха не знаком с твердой пищей , он не знает, что делать и попросту выплевывает ее.
  3. Страх . Малыш может бояться глотать большие кусочки, от этого и желание жевать пропадает.
  4. Ребенок давится при кормлении твердой пищей, пытаясь ее проглотить. Начинает задыхаться, захлебываться.
  5. Срабатывает рвотный рефлекс . Такое происходит при попытке проглотить кусочек, или мама неправильно вводит ложку (слишком глубоко).
  6. Несформированные пищевые навыки . Кроха не может двигать языком из стороны в сторону, поднимать его к небу, собирать пищу в комок для глотания.
  7. Нарушение тонуса жевательных мышц приводит к тому, что у ребенка не получается сосать, глотать, жевать. Развиваются различные заболевания, что в дальнейшем влияет на речь.
  8. Ранний отказ от грудного вскармливания приводит к тому, что чадо получает смесь из бутылочки не напрягаясь. Некоторые родители еще и дырку в соске побольше делают, чтоб лучше проходила. На самом деле все в нашей жизни неспроста. Чтобы получить молочко из маминой груди, малыш трудится, напрягает свои артикуляционные мышцы. И это тоже способствует развитию жевательного рефлекса!
  9. Не хочет кушать , пока не включат мультики - современная проблема, которой пренебрегают многие молодые мамочки. Более того, заботливые родители специально включают мультфильм, чтобы ребенок хорошо и без каприза поел. Но в этом-то и проблема. Кроха отвлекается от еды и съедает больше, плохо пережевывает, у него не вырабатывается желудочный сок, так как он увлечен телевизором, а не поеданием пищи. От этого тоже возникают проблемы, связанные с желудочно-кишечным трактом.

Всеми любимый доктор Комаровский, на мнение которого ориентируются многие родители, советует:

  • Проявляйте актерское мастерство, объясняйте почему сегодня не привычная для малыша пища, а густая, да еще и с какими-то кусочками. Например, расскажите целую историю, что в магазине баночки закончились, что блендер сломался и теперь эту работу придется делать вашему непоседе. Но он обязательно справится, ведь вы в него верите. Хрум-хрум, и готово.
  • Скажите маленькому человечку, что вы устали, попросите помочь его, вручив вилку. Пусть ребенок сам разомнет, как сможет. Приготовьтесь, процесс будет долгим и мало опрятным. Но более выигрышным. Потому как самостоятельно приготовленная еда намного вкуснее.

Предложите крохе что-нибудь лакомое, но целым кусочком, например, мармелад, пастилу или зефир. Жевать будет. Отказ маловероятен.

Когда нужно учить

Приучить ребенка к твердой пище просто, если вы прислушиваетесь к нему. Примерно с 4-х месяцев малыш начинает проявлять интерес к тому, что там мама кладет к себе в рот, «А ну дай попробую!», и тянет ручки. Некоторые детки пытаются проверить, что находится у мамы во рту. Ощупывая губы, зубы, язык, ребенок интересуется, «Что ты, мама, делаешь?!».

Это для вас, родители, и должен быть толчок к тому, что пора. Но помимо гастрономического интереса, есть еще и физиологическая готовность организма. И как говорится в современных рекомендациях Минздрава РФ:

  1. К 3-м месяцем жизни созревает ряд пищеварительных ферментов, формируется местный иммунитет кишечника, созревают механизмы глотания полужидкой и твердой еды.
  2. Примерно к 6-ти месяцам пищеварительная система уже готова переваривать крахмал, белки и жиры, которые содержит немолочная еда. Но не забывайте о том, что желудок малыша невелик, поэтому продукты должны иметь высокую плотность энергии и микронутриентов.

Ориентир нужно держать на стул ребенка. Если вы видите, что в нем присутствуют кусочки непереваренных овощей и фруктов, значит, организм его еще не готов к тяжелой пище.

Способы приучения ребенка к жеванию

Если ребенок твердо решил, что жевать не будет, родителям необходимо очень постараться, проявить фантазию, чтобы интерес крохи не угас.

  • Самый лучший вариант - садиться за стол всей семьей. Чтобы он видел, как едят другие.
  • Можно слегка подергивать малыша за щечки, показывая на себе, как нужно жевать, при этом аппетитно озвучивая.
  • Предлагайте ему пожевать грызунки, ниблер и многое другое.
  • Расскажите крохе сказочку о том, как ворота открываются, самосвал груз сбрасывает, и как теперь все это нужно перемешать, тщательно прожевывая. Или устроить соревнования, кто дольше прожует. Ложечка за ложечкой, и ребенок научится самостоятельно хорошо разжевывать.
  • Пригласите в дом гостей с детками постарше. Посадите всех есть. Пусть он посмотрит, как справляются другие.
  • Учите своего маленького первооткрывателя жевать те продукты, вкус которых ему нравится.
  • Делайте артикуляционную гимнастику, пусть это будет ваша игра. Задуть свечи, подудеть в трубочку или почистить язычком щечки, небо, зубки с внутренней и наружной стороны, свернуть язык в трубочку.

Специальные «тренажеры»

Раньше наши мамы и бабушки, чтобы почесать десны, а заодно и развить жевательный рефлекс, давали нам корочку хлеба, баранку, бублик, яблочко и морковку, так сказать, грызть.

Сегодня же многие производители облегчили участь мам и придумали ниблер , о котором мы уже говорили. Это большая соска с силиконовым мешочком в дырочку. В нее кладут кусочки фруктов и овощей, закрывают и вручают малышу. А он уже, в свою очередь, борется с ней, чтобы как можно больше выдавить сока.

Какой способ наиболее безопасный, решать только вам. Но с ниблером можно не переживать о том, что ребенок подавится кусочками еды. И безболезненно перевести его на полутвердую пищу.

Готовая баночная еда

Конечно, это очень удобный вариант. Особенно в дороге.

Но если вы переходите от мягкой пищи к шероховатым структурам, при покупке баночной еды обращайте внимание на рекомендованный возраст. С 8-10 месяцев на этикетке должно быть написано о специальных кусочках, которые учат жевать.

Огромный плюс, что с каждым днем крохе все интереснее то, что его окружает. Гастрономический вопрос тоже на повестке дня. И вы можете этим активно пользоваться.

Не торопитесь

Все нужно делать постепенно. Когда малыш появился на свет, мама кормит его грудным молочком. Ребенок получает самое нужное: воду, молоко, необходимую консистенцию. Постепенно маленький человечек растет и потребности его организма тоже. Все меньше он наедается и все больше нуждается в расширении своего меню. Теперь питаться он должен иначе. В ход идет прикорм .

Ежедневно мама вводит в рацион крохи один новый продукт, понемногу увеличивая количество ложечек. Но еда по-прежнему легкая, пюрированная. Затем продукты уже не нужно блендерить, достаточно лишь размять вилочкой. Теперь ребенок самостоятельно жует.

  • Активируйте работу мышц языка, преодолевая рвотный рефлекс. Проделывайте легкий массаж языка через марлю. При помощи деревянного шпателя постепенно продвигайтесь к корню языка и обратно, слегка надавливая. Положите за щечку ребенка марлевую салфетку и попросите его язычком вытолкнуть ее.
  • Не забывайте делать артикуляционную гимнастику.
  • Преодолевайте страх попадания в рот твердой пищи. Дайте ребенку твердый продукт или ниблер, пусть грызет.
  • Постепенно переходите от протертой пищи к кусочкам. Предлагайте малышу самому измельчить свою еду.
  • Вызывайте интерес у ребенка к процессу питания. Накрыв на стол, его приборы оставьте в стороне. Всей семьей с аппетитом и восхищением нахваливайте: «Как же это вкусно!». Когда маленький человечек подойдет к столу, не спешите его усаживать, наоборот, говорите, что здесь на всех не хватит. Ждите, пока не проявится устойчивый интерес, и только потом можете угостить, одной ложечкой. Напоминайте, что это ваша порция. Как только интерес пропал, отправляйте его из кухни. А если кроха тянется еще к чему-нибудь пожевать, смело усаживайте за стол.

Малыш всегда должен есть под присмотром родителей. Но делайте это ненавязчиво.

Февраль 18, 2013

Однажды ко мне обратилась мама двоих замечательных детей (по ее просьбе имена я опущу) с тревожным сообщением о том, что ее младшая дочка в 3 года отказывается есть твердую пищу кусочками (боится глотать).

Поскольку эта проблема достаточно интересная, потому что больше относится к психологии восприятия ребенком той или иной ситуации (при условии, что телесное здоровье не оставляет сомнений), я дала согласие на нашу встречу.

Была проведена консультация по скайпу, в ходе которой проработали все вопросы, включая данные анамнеза девочки, ее психологическое и физическое развитие, а также, систему взаимоотношений в ее семье.

Здравствуйте, читатели блога «Ваш детский психолог»!

Мне бы хотелось выразить огромную признательность Татьяне за ее неоценимую помощь в моей ситуации.

Я обычная мама двоих детей – сына (6 лет) и дочери (3 года). Скажу сразу, что к истерикам я подготовилась, но к тому, что мой ребенок не будет есть – была совсем не готова и впала в ступор. Моя дочка отказалась кушать грубую пищу – только пила (причем только фруктовый кефир, йогурты питьевые, чай и соки). Причина, со слов забастовщицы «Мешают крошки и я боюсь глотать ».

Педиатр, смотревшая мою дочку 2 раза, сказала, что ребенок полностью здоров, просто ждать. Но, как и любая мать, думающая о том, что мой ребенок не доедает, начитавшаяся всяких страшилок на просторах интернета, не могла оставить данную ситуацию. «А почему вы не кормили ее пюре?!», — спросите вы. Да потому, что дочка на пюре не открывает рот уже с 10 месяцев, как научилась жевать взрослую пищу, потому что если и впихивалось ей пюре, она его выплевывала. Не дай бог, попадется какой комочек или крошечка (даже сгусток йогурта) – дочка сразу начинала все выскребать изо рта, сплевывать, даже до рвотного рефлекса.

Как же – мой ребенок голодный, мой ребенок не доедает, мой ребенок исхудает, кричали мои мозги! Поэтому я варила геркулесовую кашу, брокколи, морковку, протирала через сито (боже, я столько не протирала в грудничковом возрасте), покупала готовое пюре батата (т.к. сладкий) и зеленой фасоли (хоть какое-то разнообразие) и подмешивала ей в кефир фруктовый, апельсиновый сок (оказывается апельсиновый сок перебивает многие вкусы J), раз в неделю смешивала с шоколадным молоком. Лишь бы дочь получала хоть какие-то питательные вещества. И упаси боже, если попадется крупинка – дочь сплевывала, если переборщить пюре – дочь сразу чувствовала, что вкус меняется…

Раз ребенок здоров телом (со слов педиатра), значит надо показать и душу, а, вернее сказать, мозги специалисту, причем не только дочки, но и мои .

Я обратилась к Татьяне уже после больше двухнедельного голодания ребенка. И вот, отправив подробное письмо о ситуации, фотографии ребенка, ее рисунки, работы, состоялась моя консультация с Татьяной Егоровой.

Опустив все подробности разговора, скажу одно, что Татьяна мастерски расставила все точки над «И», направила меня в нужное русло, указала на мои ошибки и указала мою дальнейшую тактику. Самое трудное из тактики ведения забастовщицы было отключить мои мозги, мои МАТЕРИНСКИЕ мозги. Боже, и я сделала это!

Педагог-психолог, нейропсихолог, семейный консультант и коуч по детско-родительским отношениям. Имеет публикации в журналах «9 Месяцев» и «Няня» в качестве медицинского психолога, вела рубрику «Вопрос психологу» в журнале «9 Месяцев». Публиковалась в "Российской Газете". Автор семинаров, курсов и тренингов для родителей по детской практической психологии.



Многие молодые родители даже не задумываются, что возможно возникнет проблема научить ребенка жевать. Мы настолько привыкли, что жевательный рефлекс заложен природой, что даже не задумываемся над этим. Однако врачи и логопеды утверждают, что есть немалое число детей, которые не способны пережевывать пищу даже по достижении 3-4-летнего возраста!

Иногда приходится наблюдать такую картину. Молодая мама приводит в детский садик свое любимое чадо в возрасте 2-4 года, при этом снабжает его многочисленными баночками, наполненными тертым пюре. А есть нормально, как другие сверстники, ребенок просто не может.

Из этой статьи вы узнаете:

Чтобы понять всю серьезность проблемы, предлагаем вам ознакомиться с тем, что ждет малыша, если не научить его жевать твердую пищу, как только у него начали резаться зубы.

  • Ослабление зубов. Они могут шататься и даже выпадают значительно раньше положенного срока.
  • Не вырабатывается желудочный сок и ферменты, так как еда не пропитывается слюной. Именно жевательные движения способствуют выработке слюны.
  • Не развиваются мышцы языка, что влечёт проблемы с дикцией.

Интересно, что косвенно развитию данной проблемы способствуют некоторые врачи, которые убеждают молодых мам сохранять грудное вскармливание как можно дольше. Соответственно, ребенок слишком долго питается только грудным молоком и пюре, что вредно не только для нормального развития, но и для его зубов, мышц языка.

Специалисты утверждают, что у малыша в возрасте 7-12 месяцев уже должны быть достаточно сформированы навыки пережевывания пищи, а в 3-4 месяца очаг рвотного рефлекса перемещается от середины языка к задней его части — совсем как у взрослых.

Поэтому не стоит затягивать, и именно в это время необходимо учить малыша жевать. Помните, что если драгоценный момент упущен, то приучить ребенка жевать впоследствии будет значительно труднее.

В первую очередь специалисты (логопеды-дефектологи) советуют проверить ребенка у невролога для исключения возможности патологии. Если неврологические проблемы исключены, то можно обращаться к специалистам для решения этой проблемы. Они используют несколько методов, которые пригодятся и самим молодым родителям для их работы с крохой дома.

Основные методы:

  • Привыкание ребенка к нахождению во рту твердой пищи. Некоторые малыши и вправду очень боятся ощущать во рту твердые кусочки, инстинктивно опасаясь подавиться, задохнуться. Если малыш боится, то можно просто обернуть кусочек твердой пищи в марлю и дать малышу пожевать его. Даже если одна небольшая часть отпадет, то не проникнет в пищевод ребенка и не напугает его. А за время пережевывания содержимого марли ребенок будет понемногу привыкать к нахождению во рту твердого предмета. Можно завернуть небольшие ломтики хлеба, яблок, груш, овощей. Кстати, многие производители значительно упрощают труд родителям и предлагают приобрести специальные соски, которые представляют собой сетку, соединенную с кольцом. Кольца остаются снаружи и выглядят как окончание соски, а сама сетка с едой будет во рту у крохи.
  • Преодоление рвотного рефлекса. Рвотный рефлекс может возникать на самом раннем периоде приучения ребенка к жеванию. Его преодолеть относительно легко, но вам придется уделить этому процессу внимание. Желательно проводить массаж языка специальной щеточкой или через салфетку. Вы можете поиграть с ребенком — пусть он возьмет салфетку в рот, спрячет ее за щечку, потом попробует вытолкнуть ее наружу языком.
  • Артикуляционная гимнастика. Это помогает не только развитию дикции, но и укрепляет мышцы ротовой полости. Малыш начинает лучше чувствовать мускулатуру полости рта и перестанет боятся пищи твердой консистенции во рту.
  • Обеспечьте ребенку плавный переход к твердой пище. Если малыш кушает пюре, то понемногу добавляйте в него очень маленькие кусочки. Даже если малыш проглотит и их вместе с кашицей, то это не доставит ему болевых ощущений, но он почувствует, что смог справиться и проглотить кусочек. Делать это стоит постепенно. Затем откажитесь от измельчителя и блендера, а используете для размягчения пищи обычную вилку.
  • Подавайте ребенку пример. Дети очень любят подражать взрослым. Это еще одна «фишка», что заложена природой. Вам нужно кушать вместе с малышом. Наслаждайтесь пищей, хвалите ее, накладывайте себе добавку и показывайте, что процесс поглощения пищи абсолютно безопасный и очень приятный. Не заставляйте малыша кушать, а просто хотя бы приручите его к созерцанию того, как вы с удовольствием едите.

Если приручение к пережевыванию твердой пищи началось уже в довольно позднем возрасте, то есть после 1,5-2 лет, то вам придется приложить гораздо больше усилий, используя каждый из вышеперечисленных методов. Скорее всего, в таких случаях потребуется помощь специалиста.

Для того чтобы было проще, желательно пригласить в гости других малышей-ровесников вашего крохи. Если они уже с удовольствием поглощают твердую еду, то это будет самым лучшим примером и для вашего непоседы.

Как приучить малыша жевать. Подведем итоги

Итак, советы специалистов сводится к тому, что, начиная с 7-8 месяцев необходимо понемногу увеличивать густоту пищи, добавляя кусочки чуть побольше. Также стоит обратить внимание на то, какую пищу малыш любит больше всего.

Важно заинтересовать малыша — сами попробуйте всё на зуб, приглашайте друзей, с которыми можно разделить трапезу. Используйте дополнительные вспомогательные изделия, наподобие специальной соски для жевания.

Отличный вариант, если вы приготовите мягкие отварные фрикадельки или паровые котлеты по специальной детской рецептуре. Они очень мягкие, немного рассыпчатые, теплые и в то же время помогут ребенку перейти на твердую пищу.

Если вы сами не можете приучить малыша выполнять подобные действия, то следует обратиться к специалистам. Этим занимаются не только врачи-педиатры, но и логопеды-дефектологи, имеющие соответствующий опыт работы.

Опыт других мам

Конечно, существует еще масса способов, которые зачастую дают о себе знать просто случайно.

Некоторые родители с удивлением обнаруживают, что малыш начинает жевать, если видит новые для него продукты. Привычные макароны, котлетки, кусочки яблока он может выкинуть или просто держать за щекой. А если вы предложите что-то новое, и крохе понравится вкус, то вероятность того, что он начнет жевать и проглотит пищу, значительно увеличивается.

Некоторым родителям приходится идти на хитрости. Многие дети любят зефир или жевательный мармелад, а современные производители выпускают детский мармелад или зефир с минимальным содержанием сахара. По вкусу он очень приятный и сладкий. Многие дети не отказываются от таких лакомств и охотно жуют их и проглатывают.

Если ребенок постарше, например, ему 2 года, можно объяснить ему, что пюре в магазине закончилось, а ваш блендер сломался, поэтому если он хочет есть, то нужно постараться и прожевать пищу. Конечно, нельзя этим шантажировать ребенка — необходимо внимательно следить за его реакцией.

Многие молодые мамы сталкиваются с неожиданной проблемой — как научить ребенка жевать? Заботливо перетертые овощные и фруктовые пюре малыш принимает с удовольствием не потому, что они вкуснее. Он просто к ним привык! Что делать, если зубки уже появились, а жевательные навыки пока не сформировались?

Многие неопытные мамочки упускают момент развития жевательных навыков у грудничка, а потом удивляются, почему уже двухлетний малыш выплевывает твердую еду! Приучить двухлетнего ребенка жевать довольно проблематично, но вопрос не только в этом.

Отсутствие жевательного рефлекса или слабый артикуляционный тонус (неактивные мышцы лица) грозит довольно серьезными проблемами в развитии малыша.

Польза вовремя закрепленного жевательного рефлекса:

  • крепкие зубки;
  • сбалансированная работа ЖКТ;
  • четкая артикуляция;
  • полноценное психическое развитие.

Несвоевременное развитие жевательного рефлекса приведет к формированию неправильного прикуса, что неизбежно скажется на изменении овала лица. Молоденькие зубки без дозированной нагрузки на десны могут выпадать.

Если кишечник будет перерабатывать лишь пюреобразную пищу, это приведет к вздутиям животика и запорам. Если ребенок будет есть только такую пищу, которую можно спокойно проглотить, организм не сможет вырабатывать необходимые ферменты. Для правильного формирования ферментов пища должна обильно смачиваться слюной, а это невозможно при простом проглатывании пюре и каш!

Неумение жевать, глотать и есть твердую пищу до года неизбежно приведет к проблемам речи.

Логопеды связывают задержку развития речи или ее отсутствие с несвоевременно выработанным жевательным рефлексом. Малыш молчит, потому что ему трудно проговаривать некоторые звуки из-за сниженного артикуляционного тонуса.

Привычка есть только протертую пищу закрепляет навык лености. Ребенок не умеет трудиться, ему не хочется жевать! Вот уже малышу год, второй пошел — а он все еще на кашах и пюре. Мамочки объясняют это жалостью к малышу, стремлением облегчить ему жизнь! Но так ли это? Может, мама себе облегчает жизнь, сокращая время на приготовление и прием пищи малышом? В результате кроха научится манипулировать родителями, почувствовав слабинку. А это уже серьезный сигнал: капризы лишь увеличатся с взрослением и могут аукнуться в подростковом возрасте «бунтом против родителей».

Что будет, если давать малышу до года резиновое или силиконовое колечко, а не твердые кусочки пищи «почесать десны»? У него не выработается жевательный рефлекс, и пищевод не приучится принимать и переваривать твердую пищу. Колечко малыши тоже грызут и кусают активно, но не связывают это с приемом пищи. Колечко не вкусное, его нельзя проглотить!

Почему малыш не умеет жевать

Кто научит кроху жевать, как не родители? Но молодые мамы и папы либо не знают, как научить ребенка жевать, либо пускают все на самотек. Причины неумения деток жевать:

  1. кормление из баночек;
  2. использование блендера;
  3. резкий переход на «твердое» питание;
  4. раннее прекращение грудного скармливания;
  5. упущенное время.

Фирмы, выпускающие детское питание, всегда указывают, для какой возрастной категории предназначен продукт. С увеличением возраста ребенка уплотняется консистенция пюре и каш. Однако молодые мамочки не задумываются о том, чтобы взглянуть на рекомендации производителей. А ведь смеси для годовалого малыша (и даже раньше) содержат в своем составе уже твердые комочки пищи.

Использование блендера для приготовления быстрого и вкусного обеда — благо и наказание цивилизации. Маме ведь так удобно: через минутку вкусное пюре готово! Такое загляденье наблюдать, как кроха поглощает ложечку за ложечкой. Вот и насытился! Это так, но жевательный рефлекс не вырабатывается.

Другой ошибкой молодых мам является резкий перевод малыша до года на твердую еду. Это стресс для крохи, ведь он привык к определенному легкодоступному рациону и научился быстро глотать мягкие пюре и каши.

Чтобы приучить жевать твердые кусочки, нужно постепенно замещать кашки твердыми продуктами. Сначала на четверть, потом на треть и так далее.

Раннее прекращение грудного вскармливания атрофирует мышцы лица (артикуляционный тонус) и приучает добывать еду легким усилием. Чтобы получить молочко из материнской груди, кроха активно трудится, работает мышцами щек и челюстью. Получение молочка из бутылочки не требует никаких усилий! Все это приводит к выработке неправильных рефлексов.

Упустить время закрепления жевательного рефлекса — нажить себе проблемы с кормлением ребенка. Он будет отказываться есть пищу в твердом состоянии. Важно не упустить правильное время и давать крохе жевать не резиновую грушу «почесать десны», а кусочек печенья или яблочка. Если ребенку уже исполнился год, это будет сделать гораздо сложнее.

Когда начинать учить жеванию

Малыш сам подсказывает родителям, когда пришла пора есть твердую пищу: в это время он начинает тянуть в рот все, что попадает под руку. Молодые мамы думают, что у ребенка просто чешутся десны. Но это не совсем правильно! Именно в это время малыш готов принимать пищу твердой консистенции.

Что дать малышу в ручки в это время? Хорошо подойдет печенье, бублики или сухофрукты. Эту пищу многие мамы дают деткам до года, и правильно делают! Некоторые мамочки боятся, что ребенок может подавиться или проглотить пищу целиком. Но это напрасные опасения. Малыш крепко держит в ручке вкусное печенье и с удовольствием «мусолит» его деснами.

Обязательно давайте крохе печенье, сушку или сухарик, чтобы постепенно замещать сосательный рефлекс жевательным. Это необходимо делать еще до появления первых зубиков: ведь молочными зубками малыш не жует, а кусает. Жевать он должен учиться деснами.

В возрасте 4-7 месяцев природная любознательность будет хорошим помощником в закреплении жевательного рефлекса: грудничок все тянет в рот, и в это время мама дает ему кусочки яблочка или печенья.

Во время жевания деснами малыш учится:

  • делать боковые движения язычком;
  • продвигать язычком пищу к зубкам;
  • глотать пережеванное.

До года кроха должен полностью овладеть искусством справляться с твердыми кусочками пищи и есть самостоятельно. Но это не произойдет само собой: родители должны вовремя помочь малышу.

Учим взрослого малыша

Специальной методики обучения грудничков жеванию не существует, ведь этот процесс запрограммирован самой природой.

Первый жевательный рефлекс появляется у крохи уже на четвертом-пятом месяце жизни, а вовсе не в год! Если в это время не приучить малыша есть твердые кусочки, жевательный рефлекс будет не закреплен.

Как научить ребенка жевать, если вы упустили нужный момент? Чем раньше мама спохватится и начнет исправляться, тем лучше. Рекомендации по обучению деток жеванию не сложные:

  1. Давайте малышу играть ложкой, пусть привыкнет брать ее в рот самостоятельно.
  2. Разминайте пюре из фруктов и отварных овощей вилкой, а не блендером: малыш будет привыкать к небольшим кусочкам еды и жевать их.
  3. Если вы пользовались блендером для приготовления блюд, не переходите резко на размельчение пищи вилкой: постепенно замещайте пюреобразную еду размятой с помощью вилки.
  4. С ребенком после года можно ходить в кафе и предлагать твердую еду: малыш быстро научится есть «взрослую» пищу, глядя на окружающих. Здесь вам поможет подражательный рефлекс, который заложен природой. Этим объясняется тот факт, что в совместное столование группы детей быстро приучает кушать все, что находится на столе в тарелках.

Помните, что нервничать и злиться на ребенка во время питания категорически нельзя! Если вы по своей вине упустили момент развития жевательных мускулов до года, малыш в этом не виноват. Злиться вы должны сами на себя, а малышу — помочь справиться с трудной для него задачей.

Как избавиться от растяжек после родов?

Написать статью «Как научить ребенка жевать?» меня, логопеда высшей категории с немалым стажем, побудили наблюдения последних лет за 3-4-годовалыми детьми, которые – как это не странно звучит – не умеют жевать. Еще несколько лет тому назад можно было посмеяться: «Ребенок не умеет жевать в 3-4 года? Да такого быть не может!». Но мне самой неоднократно пришлось столкнуться с этой проблемой. Дети приходили в детский сад в три года и не могли ничего есть там. Родители приносили пюре в баночках или воспитатель «месил» первое блюдо. Причем, консультации невролога ничего не давали - ответ был: «Посмотрит, как другие дети едят, и сам научится». По подражанию не научились, кормить взрослому не давались, плевались и давились. Ниже будут освещены причины данной проблемы и практические рекомендации по ее преодолению.

Негативные результаты неумения есть твердую пищу:

Пища недостаточно пропитывается слюной и не смешивается с ней, значит, желудочный сок и пищеварительные ферменты вырабатываются слабо;

Мышцы языка не развиваются, что препятствует формированию правильного произношения звуков речи;

Зубы не испытывают нужной нагрузки (могут выпадать раньше времени, может сформироваться неправильный прикус).

В интернете форумы многочисленных сайтов для мамочек пестрят вопросом: «Как научить ребенка жевать?» Кто-то спохватывается в 1,5 года, а кто-то постоянно пользуется блендером для приготовления пищи своему трехлетнему малышу. Эта проблема становится все более распространенной. «Спасибо» нашим педиатрам. Они слишком настойчиво внедряют в жизнь Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172 и утвержденную федеральную целевую программу «Дети России», которая нацеливает мам на грудное вскармливание. Действительно, тенденция последних лет в педиатрии – приоритетное грудное вскармливание. При этом современные педиатры советуют молодым мамочкам не спешить с введением прикорма, объясняя это тем, что это чревато появлением аллергии на новые для ребенка продукты. В то же время даже в последнем издании рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечается, что появление первых жевательных движений рефлекторно у детей происходит в 4-5 месяцев (тогда же у ребенка наблюдается перемещение рвотного рефлекса от середины к задней трети языка). Но родители, по совету доктора, не торопятся с прикормом. Таким образом, неподкрепленный практикой рефлекс затухает.

В 7-12 месяцев, по сведениям из рекомендаций ВОЗ, у ребенка формируются навыки кусания и жевания, развиваются боковые движения языка и перемещение языком пищи к зубам. В этом возрасте ребенок уже в состоянии есть каши и рубленные фрукты и сырые овощи. К одному-двум годам ребенок уже ест пищу с семейного стола. Итак, если еще несколько лет назад малыш в 4-5 месяцев (до появления зубов) получал от мамы либо бабушки сушку, сухарик или даже косточку свежей вареной курочки и «учился жевать» деснами. То сегодня мамы, поступая «по науке», вводят прикорм после 6-ти месяцев (а то и позже), когда у ребенка уже появилась 2-4 передних зуба. Эти зубы у нас служат для кусания, жевать ими невозможно, но, что важно, они мешают малышу жевать деснами. В этом случае остается дождаться появления полного комплекта коренных зубов, и учить жевать уже ими. Примерно с годовалого возраста малыш может постепенно начинать есть твердую пищу и учиться жевать небольшие кусочки.

Но что же делать, если момент упущен, если ребенок уже привык к протертой пище и давится от любого кусочка, попавшего в рот, уже после двух лет? Методики обучения жеванию не существует. Но в этом процессе можно выделить два аспекта: физиологический и психологический. Далее я приведу практические рекомендации (из опыта работы) по освоению детьми процесса жевания.

1. Активизация работы мышц языка и преодоления рвотного рефлекса. Эффективно использовать щадящий массаж языка через марлевую салфетку, а также с помощью деревянного шпателя (с постепенным продвижением к корню языка); выталкивание языком марлевой салфетки, помещенной глубоко за щеку. Параллельно с массажем полезно проводить артикуляционную гимнастику.

2. Преодоление боязни попадания в рот твердой пищи. Наши бабушки давали младенцам кусочек яблока, завернутого в марлю. Малыш мусолил этот кусочек, а мать не боялась, что ребенок, откусив, подавится. А ребенок ощущал вкус яблока, развивал жевательные движения, тренировал слюноотделение. Фирма «Нуби»(США) предлагает родителям усовершенствованную форму «марли с кусочком». Изделие называется «Ниблер» (ситечко для кормления).С помощью специального ситечка с ручкой ребенок может безопасно есть фрукты, овощи и обучаться жеванию. В специальную сеточку вставляется кусочек фрукта или овоща. Через мелкие ячейки малыш не сможет откусить кусочек, в его рот будут попадать только мельчайшие частички продукта, безопасные для проглатывания.

3. Постепенный переход от протертой пищи к «кусочкам». Понемножку предлагаем не протертую блендером пищу, а еду с небольшими «кусочками». Затем пищу, размельченную вилкой. Можно воспользоваться психологическим приемом: вдруг «куда-то потерялся блендер» (сломался). А потом предложить малышу («ты же уже большой») самому измельчать еду в своей тарелке вилкой. Так как, в конце концов, ребенку легче взять кусочек картошки в рот, чем давить его вилкой, победит жевание.

4. Вызывание желания есть твердую пищу по подражанию. Вам нужно всей семьей показать малышу, что кушать - интересно и увлекательно! Вы все вместе садитесь за стол, ребенка к столу НЕ ЗОВЁТЕ (специально игнорируете) и начинаете с огромным аппетитом есть, нахваливая и восхищаясь, как все невероятно вкусно! У малыша, таким образом, вызывается интерес к процессу приема пищи. Если малыш подходит к столу - не нужно спешить сажать его за стол - наоборот, отсылаете его: пойди поиграй, мы кушаем, у нас очень важное и интересное дело, никто ребенку еду не сует. Приглашайте гостей и ходите в гости сами. Ваше поведение должно быть таким, чтобы ребенок понял - что-то он в жизни упустил, есть-то, оказывается очень интересно!

Учтите, что после двух лет возбудить пищевой интерес ребенка довольно трудно, понятие уже сформировалось - поэтому не стоит ждать быстрых результатов. Малыш не сразу побежит к столу. Вам нужно дождаться от него проявления устойчивого интереса - и только тогда даем попробовать. Если видите, что интерес ослабевает - все, отправляйся играть. Как только вы снова начнете настаивать – детский интерес тут же пропадет.

Не оставляйте малыша с едой без присмотра. Но не надо настойчиво «вести наблюдение». Иначе ребенок начнет искать какую-то опасность в процессе приема твердой пищи и опять начнет давиться.

Фадеева Юлия Александровна, учитель-логопед, ГБОУ д/с №174, г.Москва

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама