THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В подростковом возрасте не просто увеличивается объем знаний, но и расширяется умственный кругозор. Появляется потребность в осознании жизни не как разрозненных событий, а как цельного процесса, имеющего определённый смысл и направление. Поэтому в данном возрасте необходимы правовые знания, определяющие границы дозволенного во взаимоотношениях человека и общества.








Убийство (ст. 105). Умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью (ст. 112, 111). Похищение человека (ст. 126). Кражу (158). Разбой (ст. 162). Неправомерное завладение транспортным средством без умысла хищения (ст. 166). Вымогательство (ст. 163). В частности, меры пресечения предусмотрены за:


Умышленное повреждение либо уничтожение чужого имущества с отягчающими обстоятельствами (ст. 167, ч. 2). Террористический акт (ст. 205). Хулиганство с отягчающими обстоятельствами (ст. 213, ч. 2). Вымогательство или хищение боеприпасов, оружия, взрывных устройств и взрывчатых веществ (ст. 226). Приведение в негодность (порчу) путей сообщения или транспортных средств (ст. 267). Вымогательство или хищение психотропных средств или наркотических веществ (ст. 229). В частности, меры пресечения предусмотрены за:




Несовершеннолетних толкают на нарушение закона разные обстоятельства. Это может быть негативное влияние окружения, сложная ситуация в семье. Тем не менее следует знать, что модель поведения в конечном итоге подросток выбирает самостоятельно в большинстве случаев. Предпосылки к нарушению закона


Освобождение от ответственности несовершеннолетних предусмотрено в случае недоказанности его вины. Так, подросток может нарушить закон по принуждению, под давлением, угрозой причинения ущерба его здоровью или его близким людям. Предпосылки к нарушению закона


Каким образом подростки встают на преступный путь? Зачастую тяга к нарушению закона формируется на основании обычной лени, недисциплинированности, отсутствия желания исполнять простые просьбы и рекомендации взрослых. Следствием плохой успеваемости становится обеднение знаний, навыков, умений. Ученик начинает заметно отставать от одноклассников. Вследствие этого портятся отношения с ними. Чтобы как-то компенсировать дефицит общения, подросток ищет таких же, как он, «отстающих».


В результате начинают формироваться группы недисциплинированных учеников, которые во взрослой среде принято называть «трудными». Дети начинают прогуливать школу, заниматься вымогательством, кражами.. Каким образом подростки встают на преступный путь? Вырастая, некоторые из них решают прекратить все эти занятия, стараются стать полезными для общества. Другие же, наоборот, продолжают вращаться в преступном мире, расширяя диапазон и опасность своих деяний


Воспитательные меры Несовершеннолетние, совершившие противоправные действия, могут быть переданы под надзор их родителей либо лиц, заменяющих их. За подростком может быть также установлено наблюдение общественного объединения либо трудового коллектива с их согласия.


Злостные нарушители общественного порядка или граждане, совершающие особо опасные проступки, могут быть помещены в специальные учреждения. Несовершеннолетние лет направляются в спецшколы, ти лет – в профессионально- технические спецучилища. Воспитательные меры


ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проблема детской преступности всегда находится под пристальным вниманием государства. Люди, являющиеся родителями или лицами, заменяющими их, несут ответственность за поведение ребенка. Они первые люди, которые закладывают основы нравственности и духовности. Немаловажную роль в становлении и развитии личности ребенка играет школа. Здесь не только крепнут и совершенствуются те принципы, которые были заложены в семье, но и приобретаются знания, навыки, расширяется кругозор. Для нормального развития ребенок должен соблюдать установленные правила, нормы. Особое значение имеет дисциплина. В подростка нужно вложить уважение к нормам и способность нести ответственность за свое поведение, недопустимость совершать противоправные действия, в какой бы ситуации он ни находился.


Источники* Учебник ОБЖ 7 класс (А.Т. Смирнов; Б.О. Хренников) nesovershennoletnix-osobennosti.html nesovershennoletnix-osobennosti.html %20 несовершеннолетних %20 несовершеннолетних


Агрессивный подросток
в окружении общества и семьи

С каждым днем увеличивается число подростков с агрессивным поведением, которое проявляется в нарушении общественного порядка, хулиганстве, вандализме, алкоголизме, наркомании и др. Возникают новые виды асоциального поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенерством, совершают тяжкие преступления. Интерес психологов к изучению подростковой жизни высок и устойчив. Существует большое количество работ, посвященных проблеме отклоняющегося поведения. Однако существующая практика профилактики не в полной мере решает задачи по предупреждению девиантного поведения подростков.

Понятие агрессии

Существует множество определений агрессии, однако ни одно из них не является исчерпывающим. В научной литературе агрессия рассматривается как:

Сильная активность, стремление к самоутверждению;
акт враждебности, разрушения; попытка нанести вред личности или обществу;
злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим поведение;
реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы...

Можно вывести такое определение агрессии:

это – индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение физиче­ского или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей.

В современном обществе проблема агрессивного поведения является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Психологи выделяют следующие формы агрессивных реакций:
^ Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.
Косвенная агрессия – действия, окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), или ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).
^ Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
^ Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
Из форм враждебных реакций отмечаются:
^ Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Четыре типа характеров

Агрессивные подростки, как правило, имеют некоторые общие черты. Они обладают низким уровнем интеллектуального развития, неустойчивыми интересами, повышенной внушаемостью, подражательностью, недоразвитостью нравственных представлений и бедностью ценностных ориентаций.
Они эмоционально грубы, озлоблены против сверстников и окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка, она может быть как максимально положительной, так и максимально отрицательной. Их отличают повышенная тревожность, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций. Защитные механизмы преобладают над другими механизмами, регулирующими поведение.
Но среди агрессивных подростков встречаются и дети, интеллектуально и социально развитые, у которых агрессивность является средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости. Часто такие подростки находятся в некоторой оппозиции по отношению к взрослым. Возле них собираются не очень разборчивые в целях и средствах компании подростков. Эти неформальные лидеры обладают большой организующей силой.
На основе бесед с учителями, родителями, соседями об интересах, отношениях каждого конкретного подростка со сверстниками, взрослыми, на основе анкет и обследований детей психологи смогли выделить четыре типа агрессивных подростков.

1. Подростки с устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, имеющие деформацию ценностей и отношений, стремящиеся к потребительскому времяпровождению. Им свойственны эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов, цинизм, озлобленность, грубость, вспыльчивость, дерзость, драчливость. В их поведении преобладает физическая агрессивность.

2. Подростки с деформированными потребностями и ценностями, обладающие более или менее широким кругом интересов, отлича­ющиеся обостренным индивидуализмом, желающие занять привилегированное положение за счет притеснения слабых и младших. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.

3. Подростки, у которых присутствует конфликт между деформированными и позитивными потребностями. Отличаются односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессия.

4. Подростки, отличающиеся слабо деформированными потребностями при отсутствии определенных интересов и весьма ограниченным кругом общения, отличающиеся безволием, мнительностью, трусливостью и мстительностью. Для них характерно заискивающее поведение перед старшими и более сильными товарищами. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм.

Анализ причин отклонений в личностном развитии и поведении подростка позволяет наметить конкретные приемы воспитательной работы для каждого.

Факторы-провокаторы

Форма агрессивного поведения индивидуальна для каждого человека, но существуют факторы, влияющие на характер и способы выражения агрессивности. К ним относятся:

Биологические: особенности нервной системы (но четко локализованного центра агрессии в человеческом мозге нет); изменение химического состава крови под влиянием тестостерона – мужского полового гормона – или алкоголя и т.д.);
половые: мужчины чаще и сильнее проявляют физическую агрессию;
возраст: наибольшая агрессивность наблюдается в подростковом и юношеском возрасте; к 25–30 годам показатель выходит на более низкий, стабильный уровень;
образование: с повышением уровня образования понижается уровень агрессивности;
расово-этническая принадлежность: различным этническим группам присущи различные формы, способы и степень агрессивности;
профессия: особенности деятельности, ее специфика;
состояние человека: боль, теснота, возбуждение, жара;
экологическая ситуация;
социальные аспекты: экономическая ситуация в стране; социальное окружение; влияние СМИ (просмотр передач со сценами насилия, возможно, влияет на рост агрессивности, снижает восприимчивость к агрессии и искажает представление о реальности);
личностные особенности: тревога о том, что скажут или подумают окружающие, – могут послужить сильным сдерживающим фактором; напротив, склонность приписывать недоброжелательность и дурные намерения другим лицам (даже если этого нет на самом деле) может привести к более частым проявлениям агрессивного поведения.

Влияние семьи и сверстников

Личность подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которых подросток взаимодействует с другими людьми. Прежде всего это касается семьи. На становление агрессивного поведения ребенка влияют степень сплоченности семьи, близость между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, стиль семейного руководства. Дети (подростки), которые встречаются с насилием у себя дома и которые сами становятся жертвами насилия, в большей степени склонны к агрессивному поведению.
Психологи выделяют различные типы неблагополучных семей, где появляются дети с отклонениями в поведении:

1) с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям;
2) семьи, где отсутствуют эмоциональные контакты между членами, где безразличие к потребностям ребенка при внешней благополучности отношений. Ребенок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи;
3) с нездоровой нравственной атмосферой, где ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни;
4) с гиперопекой различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (их мыслей, чувств, поведения) до семейной тирании.

Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает образ жизни подростков, эмоциональные отношения с окружающими людьми; они попадают под сильное влияние подростковой группы, нередко формирующей асоциальную шкалу жизненных ценностей.
Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению девиантного поведения.
Подросток получает пример агрессивного поведения не только в семье, но и во время общения со сверстниками. Группы сверстников, близких по уровню развития, интересам, закрепляют и культивируют девиантные ценности и способы поведения, оказывают сильное влияние на личностное развитие каждого ребенка.
Существуют особые группы, направленные на немедленное удовлетворение желаний, стремление перекладывать ответственность на других. Подростков в этих группах отличают пренебрежительное отношение к учебе, плохая успеваемость, нежелание выполнять какие-либо обязанности по дому, готовить домашние задания... У подавляющего большинства таких подростков отсутствуют какие-либо увлечения. У них много свободного времени, они не умеют проводить его содержательно, поэтому ищут «острых ощущений».

Пики агрессии у мальчиков и девочек

За внешней грубостью мальчиков-подростков и скрытностью девочек лежит сложная картина половозрастных различий в их развитии.
Процесс психосексуального развития у девочек начинается приблизительно на 2 года раньше, чем у мальчиков. Несмотря на то что мальчики физически сильнее девочек, они обладают большей чувствительностью к воздействию как физических, так и психических факторов (в связи с этим у мальчиков чаще, чем у девочек, встречаются психические нарушения). Наряду с биологическими предпосылками в развитии половых различий серьезную роль играют социальные и культурные стереотипы (представления взрослых о нормах поведения для девочек и для мальчиков). Агрессивное поведение гораздо чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Об этом свидетельствуют данные психологов разных стран мира.
Мальчики и девочки по-разному проявляют агрессивность. Наибольшей агрессивностью отличаются 12–15-летние подростки-мальчики. У них преобладает физическая агрессия, которая с возрастом затухает, а у девочек с возрастом наблюдается рост этой формы агрессии. К 15–18 годам у мальчиков происходит всплеск вербальной агрессии. При спаде косвенной агрессии у мальчиков идет значительное увеличение ее у девочек. Негативизм значительно чаще проявляют мальчики во все возрастные периоды.
К сожалению, в педагогической практике часто не учитываются эти особенности психосексуального развития.
Алкоголизация и наркотизация теснейшим образом вплетаются в структуру девиантного образа жизни подростков. Часто подростки распитием спиртного «отмечают» удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи. Объясняя свои плохие поступки, подростки демонстрируют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости, храбрости. 90% подростков совершают агрессивные действия в состоянии опьянения (алкогольного или наркотического). «Жажда подвига», усиленная наличием в компании девушек, часто приводит парней к демонстративным асоциальным поступкам.
Алкоголизация и наркотизация подростков является очень серьезной проблемой современного общества, которая требует жесткого контроля.

Коррекция агрессивного поведения

Работа по профилактике отклоняющегося поведения имеет свои особенности. На начальных этапах не следует прибегать к групповым формам, индивидуальная работа является более эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьей. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать пси­хокоррекционная работа, как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости «хорошо себя вести».
Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию интересов подростка, учитывая особенности его характера и способности. Необходимо сократить свободное время за счет чтения, самообразования, занятий музыкой, спортом и др. Если свободное время подросток по-прежнему будет проводить непродуктивно, неизбежен его скорый возврат в асоциальную компанию.
Развитие ребенка, подростка осуществляется в деятельности. Подросток стремится к утверждению себя, своей позиции среди взрослых. В связи с этим необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создает подростку возможности реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. Психологический смысл этой деятельности для подростка состоит в том, что, участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нем определенное место и удерживает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе такой деятельности подросток признается взрослыми как равноправный член общества.

Новости

Почему он ворует? Понять и правильно среагировать

Одноклассники стащили поднос с пирожками в столовой и устроили пир. Мальчик спрятал в портфеле новую игрушку друга. Шестиклассница постоянно ворует деньги из бабушкиного кошелька себе на модные украшения.

Будто подменили. Плохое поведение ребенка на людях

Бывает, родители полностью уверены в правильном воспитании ребенка − он адекватно реагирует на окружающих, перестает просить у мамы то, что она ему сейчас дать не может, спокойно ведет себя в общественных местах. Мама рада и даже испытывает некоторую гордость от своих педагогических способностей.

Любовь к порядку у ребенка? Превращаем мечту в реальность

Кто не мечтает о том, чтобы ребенок с раннего возраста полюбил чистоту и умел с легкостью наводить порядок в доме. Ради этого родители прикладывают немало усилий, тратят много времени и нервов, но редко выходят полными победителями в борьбе с беспорядком.

Осторожно! Первоклассник делает уроки. Или как поддержать интерес к учебе.

Осень уже в самом разгаре, школьники с головой втянулись в учебу, вошли в ритм. А вот на первоклассников напало уныние. Забылись яркие летние впечатления, улеглась суета вокруг сборов в 1 класс, отшумели поздравления с Днем знаний. Вчерашние дошкольники даже не подозревали, что уроки надо будет делать каждый день, что мультфильмы и игры будут так ограничены, а мама может быть такой строгой.

Проблемы подростков: как вести себя родителям

Подростковый возраст – один из самых сложных периодов для родителей. Но за криками, ссорами и гневом лежит банальное непонимание. Не зря говорят, что проблема «отцов и детей» актуальна до сих пор. Ведь каждый подросток проходит тяжелый путь перед принятием и осознанием ошибок, становится взрослым, заводит своих детей и пытается уберечь их от неудач. История повторяется с каждым новым поколением.

24.07.2014 15:26

В Тамбовской области создан информационно-консультационный портал «Подросток и общество», рассчитанный на подростков, родителей и педагогов. Он был запущен в рамках областной комплексной программы профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних «Не оступись!» Здесь подростки могут получить консультацию у специалистов на любую волнующую их тему. Портал доступен по адресу podrostok.68edu.ru .

Свои вопросы несовершеннолетние посетители могут оставить в рубрике «Консультации для подростков». Все вопросы, поступающие от ребят, передаются педагогам, психологам, докторам, сотрудникам правоохранительных органов. Иными словами, специалистам, которые реально могут помочь. На сайте вопросы и ответы публикуются только с разрешения авторов.

Интернет-консультации проходят бесплатно и конфиденциально. В каждом случае применяются профессиональные знания и опыт специалистов для наиболее эффективной защиты прав ребенка и его законных интересов, помощи в решении проблем. Обратившийся может рассчитывать на честный, достоверный и всесторонний анализ обстоятельств его проблемы. Аргументированный ответ направляется на электронный почтовый ящик, указанный в обращении.

Кроме того, для подростков подготовлены тесты и полезные советы. Например, как победить неуверенность в себе, избавиться от одиночества, наладить отношения с родителями, повысить самооценку, научиться избегать опасностей интернета и многое другое.

Раздел «Родительская школа» заинтересует родителей, которые пытаются наладить взаимоотношения со своими детьми. Многим родителям не хватает знаний в вопросах воспитания, они мало знакомы с возрастными особенностями психофизического развития детей, уровень психологической культуры семейных отношений порою оказывается недостаточным для создания благоприятной среды, в которой ребенок смог бы наиболее полно раскрыть природные задатки.

Все это является почвой для искажений в развитии личности уже на самом первом этапе жизни ребенка. Тем самым может быть потеряно время для «закладки» психофизической базы под развитие способностей, упущены возможности, которые больше в жизни ребенка уже никогда не повторятся.

Действенным средством оказания помощи семье, родителям в воспитании детей является организация психолого-педагогического просвещения родителей. С целью повышения уровня компетентности родителей в вопросах воспитания и развития личности детей создана программа «Родительская школа». В ней рассматриваются вопросы основ психологии семьи, семейной социализации и семейного воспитания, особенностей воспитания детей в различные возрастные периоды.

В рубрике «Специалистам» размещены методические материалы и рекомендации, которые можно использовать при подготовке к занятиям с родителями и подростками. На площадке портала «Подросток и общество» также предусмотрено и обучение специалистов: проведение различных семинаров и тренингов.

Несмотря на то что нам кажется, что подростковый возраст – это такая данность, которая была в жизни человека всегда, тем не менее как отдельный период жизни он был выделен только во второй половине XIX века. Одним из первых, кто обратил внимание на то, что подростковый возраст является особенным периодом, был Федор Михайлович Достоевский.

В то же время на Западе исследованиями подросткового возраста занимался психолог Грэнвилл Стэнли Холл. Он предложил определение подросткового возраста, ставшее очень популярным, как "возраст бури и натиска". Позже эти исследования были продолжены уже в периоде с 1900-х годов Эдуардом Шпрангером, а в России этими исследованиями занимался известный психолог Лев Семенович Выготский, и позднее большое количество психологов и специалистов уделяло свое внимание подростковому возрасту.

Подростковый возраст рассматривался с разных позиций психологических теорий. С позиции изучения развития мышления у Жана Пиаже подростковый возраст рассматривался как период, в котором человек формировал когнитивные способности, связанные с мышлением, с интеллектуальной деятельностью. Жан Пиаже описывал это через прохождение стадий абстрактного мышления и формальных операций.

Считалось, что к окончанию подросткового периода развития у ребенка должна быть сформирована способность к рефлексии, к самоосознанию. Это то, о чем писал Лев Семенович Выготский. Это тоже то новообразование, которое должно быть сформировано за период подросткового возраста. Про длительность и Блонский, и Лев Семенович Выготский, и западные исследователи говорили о том, что длительность подросткового возраста с самого начала могла быть разной в зависимости от степени благополучия общества, в котором происходило развитие ребенка и человека. Чем более благополучно общество, тем более длителен подростковый период, период взросления.

Кроме благополучия/неблагополучия общества также будут влиять культурные особенности. Есть такие общества, в которых подростковый возраст протекает с очень маленьким количеством конфликтов между родителями и детьми. И наоборот, в других обществах сепарация (отделение) подростков от родительской семьи, происходит через конфликтное, протестное поведение. Это тоже было показано исследователями. В этой связи становится интересным то, как подростковый возраст выглядит сейчас, что сейчас происходит с подростками.

Наши коллеги, отечественные и зарубежные, выделили интересные особенности и интересные результаты исследований подросткового возраста. Первое наблюдение: увеличивается период подросткового возраста. Раньше считалось, что подростковый возраст длится от 12 до 16–18 лет, хотя всегда была тенденция рассматривать верхнюю границу как готовую к увеличению в зависимости от степени благополучия той среды, в которой ребенок развивается.

Сейчас по данным, например, комиссии по народонаселению ООН, которая заседала в 2014 году, было принято представление о том, что подростковый и юношеский возраст может длиться до 24 лет и начиная с 10–11. То есть мы сейчас видим, что из длительности в 2–4 года, из периода перехода это становится важным периодом жизни длительностью уже 12–14 лет. Здесь уже появляется вопрос: насколько мы можем говорить в этой ситуации о подростковом возрасте как о периоде перехода? Вполне возможно, что это скорее является периодом жизни человека, в котором человек функционирует как взрослая особь.

Мы знаем примеры, когда подростки сами зарабатывают тем же видеоблогингом уже в возрасте 13–14 лет. И если смотреть на подростков с точки зрения экономической состоятельности, то мы знаем примеры их экономической состоятельности.

Мы можем посмотреть и на другие особенности проявления подросткового возраста. И получается, что, говоря о подростковом возрасте в современном обществе, важно обозначить и то, какое общество сейчас стало. И безусловно, первой особенностью современного общества является его гибкость, изменчивость, транзитивность. Об этом пишет и Марцинковская, об этом пишет и Поливанова Катерина Николаевна, а также ряд других наших коллег. Маргарита Спаньоло Лобб тоже обращает на это внимание.


Дальше встает вопрос: в этом изменчивом и транзитивном обществе, в котором нет устойчивой структуры, в котором трудно проектировать собственное будущее, в котором твоя профессия может измениться за несколько лет, что происходит в современном обществе с подростком? Первый момент, на который обращает внимание тоже ряд исследователей, – это то, что у подростков перестала формироваться или может перестать формироваться потребность в жесткой идентичности как такого устойчивого и неизменчивого образа "я". Эта идея довольно спорная и требует тщательных исследований.

Например, Катерина Николаевна Поливанова говорит о том, что в современном обществе у подростков могут формироваться алгоритмы, фреймы, подросток скорее осваивает разные способы поведения и разные роли с целью обогащения и обретения такого большого репертуара ролей, которым он потом может пользоваться в своей жизни.

Раньше, когда человек развивался и проживал свой подростковый возраст, результатом этого обычно становилось обретение профессии. Даже в 1980-е подросток выбирал себе вуз, либо колледж, либо ПТУ, техническое училище, дальше он мог выбрать профессию, и по этой профессии человек бы работал. Считалось ценностью, что человек, выбрав одну профессию, работает в этой профессии от момента окончания вуза – университета или училища – и до пенсионного возраста (по крайней мере, так считалось в российском обществе). И тех людей, которые часто меняли работу, называли летунами.

Сейчас требование современного общества состоит в том, что необходимо быстро приспосабливаться и быть готовым поменять свою профессию, если в ней пропадает необходимость. Многие из людей моего поколения поступали на юристов и экономистов и планировали, что это та профессия, с которой будет связано достижение успеха, самореализация. Но в какой-то момент в обществе произошел переизбыток людей этой специальности, они были вынуждены менять профессию.

В этой связи сейчас нормально для подростка (и это требование общества!) сформировать способность осуществлять быстро выбор, сформировать навык ориентации в большом объеме информации – того объема информации, который сейчас доступен подростку с учетом интернета, социальных сетей, большого количества контактов. Он был недоступен для человека конца прошлого столетия – начала 2000-х годов, в эпоху до интернета.

И один из аспектов, которые раньше являлись критерием успеха человека, подростка, – это формирование устойчивой идентичности, образа "я". В нынешнем обществе, когда можно изменить все, можно изменить пол, можно изменить возраст через внешнее впечатление, становится важнее не столько сформировать жесткую, устойчивую идентичность как образ себя, который неизменчив на протяжении длительного периода жизни, сколько сформировать многообразие ролей, из которых бы подросток мог выбирать. Освоить некоторые алгоритмы и рамки, которые бы человек мог выбирать и использовать в зависимости от того периода, от той ситуации, от контекста, в котором он находится. То есть идентичность становится, на мой взгляд, контекстуальной.

И это то, что подросток сейчас может осваивать через компьютерные игры, через социальные сети, когда подросток экспериментирует со своей сетевой идентичностью, меняя аватарки, фотографии или играя за эльфов, эльфиек – в зависимости от того, что ему больше нравится, а не от своего пола. Выбор персонажа в компьютерной игре не привязан к полу ролевой идентичности, что и показывают современные исследования.

Изначально в обществе ряд проявлений подросткового возраста воспринимались как негативные и требующие регуляции. Конфликтное поведение, протестное поведение подростка в отношениях с родителями воспринималось как негативное. В то же время Питер Хилл показал в своих исследованиях, что именно конфликтное поведение с родителями помогает подростку сформировать навык принятия решения, навык организации своей жизни в ситуации множественного выбора.

Взрослый человек в современной жизни, в большей степени, может быть, урбанистической, находится в ситуации, когда ему необходимо выбирать. Необходимо выбирать между дополнительным временем на работе или временем в семье, между возможностью встретиться с друзьями либо провести время с родителями или с детьми. Этот навык организации своей жизни в сложной индивидуальной социальной ситуации формируется в том числе в подростковом периоде, когда подросток вынужден выбирать между друзьями и родителями, пойдет ли он гулять с друзьями или останется делать уроки. А это часто один из основных поводов конфликтов между родителями и подростками, связанный с послушанием, с дисциплиной дома.

Что еще поменялось в жизни современного подростка? Явно поменялась семейная среда, в которой живет подросток. Если раньше семья зачастую была достаточно устойчивой ячейкой, в которой существовали семейные традиции и в которой было постоянное количество членов, то в современном обществе сама семья сильно поменялась. Есть много нормальных вариантов семейной жизни: это и семьи, в которых один родитель воспитывает подростка, и семьи, в которых подросток воспитывается общиной, и сложносочиненная семья родителей, у которых подросток, воспитывающийся в нескольких семьях – в семье своей мамы с отчимом, с отцом и мачехой, и он может получать разный опыт родительских фигур. Такое многообразие, безусловно, тоже влияет на развитие подростка.

Безусловно, важной частью подросткового возраста являлись подростковые группы, подростковые компании. Общение в группе, общение в компании для подростка является одним из тех важных видов деятельности, которым подросток посвящает свое время. Можно говорить о том, что подростковый возраст – это возраст "мы", это возраст идентичности с группой сверстников. И роль сверстников для подростков очень важна.

Тем не менее мы сейчас наблюдаем, что эта среда также поменялась. Если раньше были уличные компании, в которых собирались подростки, и это были устойчивые уличные компании, то сейчас мы обнаруживаем, что в городской среде устойчивые компании практически ушли. С распространением мобильного интернета появилось большое количество быстро собирающихся и быстро распадающихся групп подростков. Доступность и возможность организовать себя в такую группу сверстников, которая тебе удобна, с одной стороны, позволяют подростку развиваться в более комфортной среде общения со сверстниками.

С другой стороны, в тот момент, когда подростку трудно установить какие-то отношения со сверстниками, ему проще избежать трудностей, проще их не преодолевать. Можно просто заблокировать чат, группу своих друзей, можно сменить одну школу на другую. Возможность смены социального контекста стала очень доступной и простой. И это, безусловно, влияет на те навыки, которые формируются у современного подростка. И как мне кажется важным, что общество моделирует само себя, общество работает как самонастраивающаяся система. В зависимости от того, какие навыки нужны подрастающему поколению, какие навыки нужны тем людям, которые послезавтра будут взрослыми и будут составлять основу человеческого общества, эти навыки сейчас и формируются у подростков.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама