THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Капризничает ребенок

Многих родителей беспокоят капризы ребенка. Некоторые полагают, что капризы и упрямство - это качества, сопутствующие именно детству, а с возрастом все проходит. Но это не так. На самом деле склонность к капризам связана с психофизическими особенностями детей. Причем, чем младше ребенок, тем ярче у него выражены процессы возбуждения, а в связи с этим - импульсивность, несдержанность. И все же, стоит отметить, что причины капризов и упрямства ребенка кроятся не только в особенностях его детского возраста, а скорее всего в неверном воспитательном подходе к нему.
Упрямство и капризы детей являются проявлением трудностей социализации. Социализация в данном понятии - это умение ребенка овладевать определенными способами поведения, усваивать установленные нормы и взаимодействовать с окружающими.
Капризы - это ни что иное, как бурные проявления гнева и злости. Как правило, такие проявления свойственны детям, которые не знают, как достичь своей цели кроме, как нытьем. Такого ребенка можно назвать беспомощным и зависимым от взрослых.
У капризного ребенка происходит формирование крайне неприятных личностных качеств. Причем, причиной их появления является излишняя опека взрослых. К сожалению, не все взрослые понимают, что в этом случае изменение их поведения не ведет к исчезновению капризов, а, как правило, наоборот, усиливает их.
Надо отметить, что у грудного ребенка капризов как таковых нет. Сигналы о том, что ему пора поменять мокрые пеленки или накормить его, капризами назвать нельзя. Но если родители не умеют вовремя предупредить детский плач, понять, что хочет ребенок, то тогда вынужден напомнить им о своих неудобствах и в дальнейшем у него появляется привычка добиваться всего криком. Такие частые отрицательные эмоции закрепляются и тем самым создают предпосылку для зарождения капризов.
Однако детские капризы могут быть и предвестниками болезни. В некоторых случаях дети капризничают в период выздоровления, когда они привыкли к повышенному вниманию и не желают от этого отказываться. Поэтому родителям необходимо помнить, что мягкость в обращении с больным ребенком должна обязательно сочетаться с настойчивостью и разумной требовательностью.
Очень часто капризы и упрямство детей принимают за нервные проявления: капризничая, малыш кричит, замахивается кулаками, раскидывает вещи по всему дому, топает ногами, падает на пол. Для того, чтобы убедиться в ошибочности своего предположения, следует показать ребенка врачу. В том случае, если ребенок здоров, то задача родителей состоит в том, чтобы сделать анализ сложившихся в семье отношений между ребенком и взрослыми, постараться раскрыть причины "нервных" взрывов малыша. При этом, все родители должны знать и иметь ввиду, что бурные сцены капризный ребенок устраивает в расчете на внимание и сочувствие зрителей. Поэтому когда ребенок устраивает очередную истерику, не стоит обращать на него внимания. И, конечно же, не следует уступать, в противном случае подобные сцены будут повторяться еще не раз. Не следует сердиться, кричать – это только заставит ребенка продолжать истерику. Нужно дать ему возможность успокоиться. Однако, если ребенок упрямый, то он способен оглашать дом воплями хоть целый час – в этом случае взрослые должны показать желание помириться, но при этом не уступая в главном.
Важно помнить: чем младше ребенок, тем неосознаннее его негативные проявления, которые, часто заменяют ему неумение объяснить взрослым свое желание. Но по мере роста ребенка и развития его сознания, капризы и упрямство начинают приобретать более осознанный, преднамеренный характер и становятся привычным способом поведения для достижения цели.
Вообще, все родители должны знать, что детские капризы не возникают на пустом месте. Как правило, их вызывают следующие причины:
1. Психическое развитие ребенка, вернее его особенности. Дело в том, что развитие ребенка включает в себя определенные стадии - так называемые "возрасты капризов", которые связаны с естественным стремлением ребенка к самоутверждению и независимости.
2. Смена обстановки. К примеру, когда у ребенка появляются младшие брат или сестра, малыш чувствует, что перестал быть единственным, и любовь родителей распространяется на кого-то еще. Тогда единственным приемлемым для ребенка способом преодолеть ощущение одиночества является бурный протест, выражающийся в ярких вспышках гнева, злости и агрессии. Надо отметить, что недостаток родительской любви - это, скорее всего, самая главная причина бесконечных и беспричинных капризов и непослушания ребенка.
3. Различие природных темпераментов родителей и ребенка. Нередко бывает так, что родители предъявляют к своему ребенку требования, выполнить которые он не может именно в силу своих врожденных психологических особенностей. Таким образом, даже самый спокойный, флегматичный ребенок капризничает, если родители будут разговаривать с ним на языке холерика или сангвиника.
4. Способ привлечь к себе внимание. Ребенок часто капризничает, когда ему не хватает общества родителей, их любви. Как правило, капризы по этой причине встречаются у тех детей, которые окружены излишней заботой и вниманием взрослых. Дети начинают злоупотреблять этим уже на бессознательном уровне.
5. Своеобразная реакция на родительский запрет. В этом случае, капризы ребенка - это ни что иное, как стремление добиться чего-то желаемого: например, разрешения гулять или еще что-то, что родители запрещают делать, но малыш не понимает, почему это делать нельзя. Также подобная реакция может возникнуть, если запрет касается свободы ребенка. Ведь сколько раз за день он слышит: "Это брать нельзя, не бегай, не балуйся, не трогай!" и так далее.
6. Самоутверждение. Своими капризами ребенок выражает протест против чрезмерной опеки и демонстрирует взрослым желание быть самостоятельным. Поэтому родители должны сделать так, чтобы ребенок чувствовал, что его не только опекают и окружают заботой, но и дают право самостоятельного выбора, понимают и уважают его.
7. Также ребенок капризничает, если его что-то беспокоит, что-то болит, но он этого не понимает и не может объяснить. Дело в том, что дети не могут чувствовать, что у них происходит в организме так, как это чувствуют взрослые.
8. Помимо всего прочего, причиной детских капризов может быть перенасыщение впечатлениями, например, после просмотра вечерних телепередач. Поэтому родителям важно знать: детский ум нельзя перегружать множеством впечатлений, ведь даже самые приятные впечатления, но полученные в большом количестве, не приносят малышу тех удовольствий, на которые рассчитывают родители, желая его порадовать.
Надо отметить, что одной из причин непослушания детей является неразумная любовь к ним родителей, а вернее, проявления этой любви. Конечно, нельзя не любить своего ребенка, это противоестественно. Ведь без любви трудно привить растущему человеку отзывчивость, внимание к людям, умение считаться с окружающими, а самое главное - без любви невозможно наладить контакт между взрослым и ребенком, ведь, как правило, этот контакт основан на духовной близости. Но важно помнить, что любовь к ребенку выражается еще и в уважении, в последовательной требовательности, в умеренной доброте. Любовь родителей не должна исключать разумную строгость и объективность.
Несмотря на свой юный возраст, дети очень умны и являются хорошими психологами - если малыш чувствует, что постоянно является центром всеобщего внимания, что все разговоры в семье только о нем, то он поневоле становится домашним тираном и с помощью своих "хочу - не хочу", "дай", "принеси" - командует взрослыми, добиваясь желаемого. И родители,одержимые в стремлении доставить своему обожаемому малышу радость, забывают о воспитании дисциплины желаний, тем самым оказывая своему ребенку "медвежью услугу" - ребенок привыкает только брать и ничего не давать взамен. А это принесет ему в его дальнейшей жизни немало сложностей, ведь он будет смотреть на окружающих с позиции потребителя, претендовать в кругу сверстников только на одни права, при этом не признавая за собой никаких обязанностей.
Однако некоторые родители впадают и в другую крайность, очень нежелательную, – они чрезмерно строги в воспитании и эта строгость вызывает у ребенка ощущение подавленности. Ведь по своей сути, требовательность – это диктат, поэтому она должна быть разумной и доброжелательной. Надо сказать, что ни потакание детским шалостям, ни нетерпимость по отношению к ним - не могут считаться нормой. Скорее, надо придерживаться в этом вопросе золотой середины. Важно помнить, что решающую роль в воспитании ребенка играют атмосфера, которая царит в семье, принятый в доме стиль и тон обращения друг с другом, а также взаимоотношения между членами семьи. Так, доброжелательность, стремление к взаимной помощи, общий трудовой настрой очень благоприятно влияют на формирование личности ребенка.
Очень важно, чтобы все члены семьи научились бороться с детскими капризами. В противном случае ребенок очень быстро поймет, что того, чего нельзя добиться от папы, можно без особых проблем получить от мамы, а уж если и она устоит перед натиском слез и истерик, то бабушка точно выполнит его желание. То есть в семье должно быть единство требований к малышу со стороны взрослых: если один взрослый ругает малыша за что-то, то другой не должен ребенка защищать. Или, например, ребенок просит купить ему новую игрушку. Мать отказывает, потому что он в последнее время не убирает игрушки на место, а бабушка, вместо того чтобы поддержать мать, покупает эту игрушку. Именно такие действия родителей приводят к тому, что ребенок начинает хитрить, приспосабливаться к ситуации.
Еще плохой является та ситуация, когда взрослые затевают при детях споры о воспитании. Это неверно ориентирует ребенка, дает ему повод не считаться с требованиями старших или легко использовать родительские разногласия в своих целях.
Как же преодолеть детские капризы?
Чтобы отучить ребенка от капризов, прежде всего взрослым нужно изменить свое обычное поведение, постараться вырваться из зависимости от капризов ребенка. То есть, позиция родителей в этом вопросе должна стать более твердой. Тогда ребенок, хотя и с опозданием, усвоит, что нельзя - это нельзя, а надо - это надо, что отказ от чего-то - это не означает, что ему тут же предложат что-то взамен.
Также, одновременно с этим, взрослые должны сделать еще одно, более сложное дело: сформировать у ребенка конструктивные способы поведения, научить его "хотеть" что-то конкретное и прилагать усилия, чтобы удовлетворить свое желание, выработать у ребенка настойчивость в достижении поставленной цели, научить его преодолевать трудности, а также развивать активность и самостоятельность. И самое сложное - сделать это так, чтобы ребенок воспринял меры не как наказание, а увидел в этом проявление любви, желание помочь ему. Ведь один из основных источников радости для ребенка - это разнообразная, совместная со взрослым, деятельность, а не общение по привычной схеме "хочу - не хочу".
Нужно разнообразить общение детей со взрослыми и сверстниками, включить их в общее дело, постараться увлечь. Ведь когда ребенку что-то интересно и он занят, то он забывает капризничать. Очень важным является то, чтобы в эту деятельность были включены не только сам ребенок и родители, но и другие дети, знакомые, соседи, друзья. Вместе можно делать много разных дел: лепить снеговика, строить крепость из песка, прыгать через лужу и ловить бабочек.
Дома родители также должны поощрять самостоятельность ребенка, например, предложить ему самому сделать что-то: например, дочке можно предложить постирать белье куклы и свои носочки, а потом вместе порадоваться, какими они стали чистыми. Сыну можно предложить убрать игрушки или построить "гараж" и поставить туда все машины. При этом важно незаметно помогать ребенку, не давая угаснуть его интересу к самостоятельной деятельности, и громко радоваться вместе с ним всему, что он делает сам. В большинстве случаев элемент самостоятельности воспринимается ребенком как очень важная и новая, прежде недоступная привилегия. Этим надо воспользоваться и всячески поддерживать в избалованном ребенке убежденность, что ему очень повезло, когда, например, ему разрешили самому поставить на стол тарелки (даже если одна разбилась), полить цветы, покормить кошку (собаку) или сделать что-то еще. Родители только должны приложить усилия и преодолеть привычку все делать за ребенка и предлагать ему все уже в готовом виде - и тогда легко будет его заинтересовать, а затем и развивать нужные умения. Так что, помните, родители: чем содержательнее жизнь ребенка и чем больше он делает сам, тем меньше времени и сил остается на капризы.
Таким образом, чтобы искоренить упрямство и отучить ребенка от капризов, необходимо осознанное изменение поведения самих взрослых, потому что корни этих явлений лежат не в ребенке, а в родителях. И искать источник капризов и упрямства только в ребенке - бесполезное и никчемное занятие.
Справиться с детскими капризами можно следующими способами:
1. Отвлечь внимание ребенка. Это вроде бы просто, но не всегда получается. Несмотря на свой возраст, малыш отлично понимает, что его пытаются обмануть. В этом случае можно попробовать "сыграть в отвлечение". Надо сделать вид, что вы заинтересовались чем-то неожиданным, интересным. Хорошо, если это будет действительно что-то новое для ребенка, например, монетка, какая-нибудь вещичка. Возьмите на прогулку "неожиданные пустячки", шарик или камушек, и когда ребенок без видимой причины начнет капризничать - сделайте вид, что поглощены рассматриванием вытащенного из кармана предмета. Удивленно рассуждайте сами с собой: "Какой интересный камушек. Точно помню, что, когда выходила из дома, камушек был синий, а теперь он красный. Может, он, побывав в темноте, в кармане изменил цвет? Ну-ка ты, сынок (дочка), положи в карман, а потом вытащи - какой он станет?".
2. В общении с ребенком надо использовать положительные просьбы. Так, если вы потребуете от ребенка, чтобы он перестал кричать, то, скорее всего результат будет нулевым. А вот если вы попросите его подойти к вам, вполне вероятно, что малыш послушается.
3. Как правило, дети не умеют контролировать свои эмоции, потому что не могут дать точное определение переживаниям. Необходимо им в этом помочь. Выразите чувства ребенка словами: "Наверное, ты очень хотел пирожок, и теперь расстроен, потому что не получил его". После этого малышу надо объяснить, что выражать эмоции в открытой форме не всегда допустимо: "Я тебя понимаю, но это не значит, что ты можешь визжать и топать ногами на улице". И обязательно следует предупредить малыша о последствиях, которыми чревато плохое поведение. Скажите ему, что если он немедленно не прекратит так себя вести, то будет наказан. И не забудьте подтвердить свои слова на практике.
4. Эффективный способ остановить истерику - пятиминутный тайм-аут. Надо посадить ребенка на стул, стоящий около стены, и позаботиться о том, чтобы в поле его зрения не оказалось ничего интересного. Если он не захочет сидеть, отведите его в комнату и закройте дверь, убедившись при этом, что он не сможет причинить себе вреда. Оставшись наедине с собой, малыш, скорее всего, прекратит истерику.
5. Еще один способ успокоить кричащего ребенка - это присоединиться к нему. Начните плакать вместе с малышом и постепенно меняйте тональность, переходя от крика и рева, к хныканью и шмыганью носом. Эффект от подобного "пения в унисон" основан на том, что все дети любят подражать. Таким образом, неосознанно имитируя вас, малыш успокоится.
6. У многих детей есть одна ужасная привычка - биться головой о стенку или пол, пытаясь таким способом заставить взрослых выполнить их желание. Подобное поведение является притворством или провокацией, поэтому не стоит обращать на него внимания. Даже у самого маленького ребенка в достаточной степени развит инстинкт самосохранения, так что такими действиями малыш не причинит себе вреда. Самый лучший способ отучить от этой привычки - это полный игнор.
7. Если каприз ребенка выражается в нытье, следует ему сказать: "Когда ты ноешь и хнычешь, я не понимаю ни слова из того, что ты хочешь мне сообщить. Давай поговорим позже, когда ты успокоишься". Как только это произойдет, надо обязательно его похвалить, выразить свое удовлетворение по этому поводу: "Ну, вот, наконец-то мы можем поговорить спокойно".
8. Необходимо отмечать и поощрять все поступки ребенка, заслуживающие одобрения, все случаи проявления положительных черт характера. Так ребенок поймет, что за это его ценят намного выше, чем за бесконечное нытье и капризы.
9. Заметив, что ребенок начал плакать, ныть или как-то по-другому выражать свое недовольство с целью получения выгоды, действуйте по обычному сценарию - не обращайте внимания, игнорируйте. Если вы чувствуете, что не можете противостоять его желаниям, просто уйдите в другую комнату. Оставшись один, ребенок поймет, что капризничать бессмысленно и безполезно.
10. Если ребенок устраивает сцену на улице, то не стоит его стыдить и наказывать. Ведь особую боль ребенку доставляет не шлепок, а раздраженность папы или мамы, которую он ощущает. Это для маленького человека самое горькое. Многие наверно замечали, что после шлепка детский плач становится более отчаянным - это реакция не на удар, а на раздражение. Во многих случаях это происходит потому, что родители на публике стыдятся плачущего ребенка. Однако, надо понять, что, люди, которые слышат и видят это, не возмущаются из-за шума, а сочувствуют малышу.

Часто родители, имеющие нескольких детей, задают и такой вопрос: почему в одной и той же семье при одном воспитании дети растут совершенно разными. А это происходит потому, что каждый ребенок – индивидуальность, он рождается с определенным темпераментом, набором задатков. Таким образом, одного ребенка нужно, скажем, стимулировать к деятельности, а другого - успокаивать, вырабатывать у него усидчивость, третьему - внушать уверенность в своих силах. Поэтому очень важно учитывать специфику нервной системы ребенка и находить оптимальные варианты воспитательных приемов, это, конечно, дело сложное, но хорошие результаты оправдывают любые усилия.
Таким образом, родившийся ребенок в первые годы жизни проходит огромный путь – скорее всего, более значительный, чем в последующие года. Ведь он учится владеть своим телом, говорить, мыслить, радоваться, любить, понимать прекрасное. И родители должны эти качества совершенствовать и развивать. Поэтому всем родителям необходимо помнить: все начинается с раннего детства, именно здесь находятся истоки всего человеческого.

Как только ребенок начинает немного подрастать, каждый родитель сталкивается с неизбежной проблемой – детскими слезами. Встревоженные мама и папа теряются в догадках, что же происходит с их малышом, почему он так себя ведет. Чем дальше, тем хуже – маленький тиран доводит маму до слез, а бабушку повергает в полное отчаяние и беспокойство. Далеко не все родители умеют отличать детские слезы, связанные с серьезными причинами от обычных капризов. Давайте попробуем разобраться в этой непростой ситуации.

Что такое детские капризы?

Для начала дадим пространное определение этому понятию. Если обратиться к словарю французского языка, откуда и пришло это слово, вы обнаружите такие варианты перевода, как причуда, упорство, упрямство и прихоть. Собственно, каждое из этих слов довольно точно отображает природу каприза – настойчивое желание без настоящей потребности и намерение добиться этого любыми средствами. А так как выбор средств у ребенка еще невелик, он выбирает манеру поведения, при которой он плачет, кричит, топает ногами и, даже, бьется головой о стену.


Неправильный подход родителей к нейтрализации постоянных истерик только усугубляет положение, и капризы для ребенка становятся нормой поведения. То есть, если мягкосердечная мамочка несколько раз выполнит настойчивые требования своего малыша, то он сразу же начинает осознавать, что путем закатывания истерик можно добиться выполнения любых своих желаний. При этом происходит падение авторитета мамы в глазах ребенка и ее просьбы и запреты больше не являются для него писаной истиной.

Так что в большинстве случаев в устойчивой капризности ребенка виноваты сами родители, а точнее - неправильная модель воспитания. Хотя в некоторых случаях – неадекватное поведение малыша может сигнализировать о неполадках в его организме.

Распространенные причины детских капризов

Существует несколько основных причин капризов. Важно научиться распознавать их.


1. Недостаток внимания, желание привлечь его к себе. Этот вариант более применим к маленьким детям до полутора-двух лет. Они еще не умеют выражать свои эмоции по-другому и пытаются таким образом сообщить родителям, что испытывают дискомфорт. Чаще всего после устранения причины – проходит и каприз.

Хотя дети старшего возраста, обделенные вниманием взрослых, также могут закатывать скандалы по пустякам с целью привлечения к себе родительского внимания. Такие ситуации могут возникнуть в семьях, где родители очень много работают и не всегда могут выделить достаточно времени на полноценное общение с ребенком.

2. Чаще всего каприз ребенка говорит о том, что он пытается чего-то добиться от вас. Это становится нормальным и единственно возможным средством достижения своих личных целей. Например, заполучить новую игрушку или шоколадку вместо обеда. Потакание родителей этим прихотям приводит к неправильному формированию личности, превращающего его в настоящего ребенка-манипулятора.

3. Важно не спутать прихоть с проявлением серьезных заболеваний. В большинстве физиологических причин лежат капризы, связанные с расстройствами нервной системы. Дети, страдающие от неврозов, не могут контролировать свои эмоции, такие как тревогу и страхи. У них почти всегда наблюдаются нарушения сна и аппетита, постоянная плаксивость, возбужденность или угнетенность. Нередки головные боли и колики в животе. Необходимо как можно раньше отличить заболевание от капризов и начать своевременное лечение.

4. Если ваш ребенок обычно не склонен к такому поведению, но неожиданно начал капризничать, то, скорее всего, имеет место усталость или недомогание. Это может говорить о начавшейся простуде или чрезмерном перевозбуждении. Такие капризы носят только эпизодический характер и самоликвидируются по мере устранения неприятности.

Каждая из этих проблем требует индивидуального подхода. В любом случае, лучше сразу обратится к детскому психологу с тем, чтобы точнее выявить причину и получить консультацию по принятию мер для сведения неадекватного поведения к минимуму.

Как правильно реагировать на капризы?

Всегда думайте о последствиях. Ваше поведение во время истерик малыша определяет дальнейший ход развития ситуации. Как же правильно реагировать на требования маленького тирана?


1. Составьте для себя четкий список всех «можно» и «нельзя». Ни под каким предлогом не отступайте от него. Многие родители совершают роковую ошибку, предпочитая иногда уступить ребенку и удовлетворить его настойчивое требование. В первую очередь – это проявление эгоизма, желание сберечь свои нервы, под искренним предлогом заботы о малыше. Потакая его прихотям, вы только навредите ему.

2. Если требования малыша выходят за рамки вашего списка, то никогда не уступайте ему, если то, о чем он просит, угрожает его жизни, здоровью и психическому состоянию. Он может плакать и кричать, сколько ему угодно, но вы должны быть непреклонны.

3. Не оставляйте ребенка одного во время истерики, но и не старайтесь утешать его. Спокойно занимайтесь своими делами, не выпуская малыша из поля зрения. Ребенок должен отчетливо понимать, что вы видите его, слышите, но своего решения менять не собираетесь. Постепенно капризы у него перестанут восприниматься, как безотказный способ достижения своих целей.

4. Старайтесь всегда хвалить ребенка за хорошее поведение и всячески поощрять его. Этим вы заложите в его голову мотивацию к хорошим, правильным поступкам.

5. Предоставляйте детям возможность выбора и собственного мнения. Капризным детям не стоит ставить ультиматумы. Давайте рассмотрим на примере.

Допустим, вы собираетесь гулять, и ребенок не хочет надевать свитер. Вместо того чтобы строгим голосом сказать ему – « Ты сейчас же надеваешь свитер или остаешься дома!», предложите ему самому сделать выбор – «Ты наденешь свитер или останешься дома?». По сути, всего лишь иначе построенная фраза, сказанная другим тоном, но вы добиваетесь того, что вам нужно, избежав очередного скандала.

6. Детские истерики в общественных местах повергают мам в настоящее отчаяние, заставляя испытывать стыд за поведение своего чада. Но, даже в таком месте, не стоит сразу же утешать его и удовлетворять неразумные требования, только бы избавиться от этого щемящего чувства стыда и любопытных взглядов прохожих. Начните говорить с ребенком твердым, но не строгим тоном, объясните ему, почему вы не хотите и не можете выполнить его каприз. Расскажите ему о последствиях его поведения. Например, - «Если ты не перестанешь кричать и будешь вести себя так же плохо, то мне придется отвести тебя домой». Подтвердите свои слова действиями. Если истерика не прекратилась – на самом деле направляйтесь в сторону дома и гулять в этот день больше не выходите.

Избавиться от детских капризов не так-то просто. Особенно, если вы длительное время потакали им. Тогда вам предстоит не только проделать огромную работу над поведением своего малыша, но и вернуть свой авторитет в его глазах. Будьте тверды, непреклонны и у вас все обязательно получится.

Попробую сама сформулировать. Каприз – это попытка ребенка выразить свое состояние посредством изменения поведения.

Детские капризы: какими они бывают?

Это может быть вполне реальная просьба, конкретно сейчас истолкованная как каприз. С этим я часто сталкиваюсь: например, дочке всегда можно выбирать, какую маечку надеть, а муж, первый раз одевавший ребенка после большого перерыва, истолковал ее попытки отказаться от предложенной майки как «капризы». Очевидно, что это не они.

А какие еще бывают капризы? Часто мнимый каприз – это сиюминутное раздражение мамы. Вот я знаю, что у дочки сейчас возраст «я сама», и обычно она сама одевается, обувается, выключает свет и телевизор перед сном... Но иногда хочется скорее ее одеть или уложить – и я сама кидаюсь выключать свет, натягивать ей кофту. А ребенок в недоумении и обидах. Никакой благодарности маме за помощь – подумайте, какая! А ей и не нужна помощь. Она, может, сама и пытается об этом заявить. Привычный порядок вещей нарушен мамой, и ребенку непонятно и даже страшновато: как, почему? Мама не верит, что я могу? Сердится? Забыла? Все пошло не так, и малыши часто просят: «Сними, я сам надену».

Как мне кажется, это не каприз – это попытка вернуть все на свои места. Как бы перемотать пленку и начать заново. Хорошо, если хватит выдержки собраться и дать малышу самому сделать привычные действия. А если нет? Так и будет он «в непонятках» еще долго: и неуютно, и обидно...

Одно из самых «скользких» мест – магазин. Вот пошли в магазин мама и малыш. Мама ходит, смотрит, кладет в тележку то, что ей понравилось. А ребенок что-то попросит и часто услышит: «Нет!». А почему? Это маме очевидно, что конфеты вредно, что денег мало, что нести тяжело и вообще «Нельзя все подряд покупать!». А ребенок видит только то, что видит: мама берет все, а ему ничего нельзя. И начинаются «капризы», упертость, вопли и обиды на весь мир.

И еще следует, по-моему, выделить в отдельный разряд капризы от усталости. То есть когда вы видите, что ребенок устал, у него сбился режим или он приболел. Здесь каприз – это даже не желание настоять на своем, а просто выплеск негатива: малышу плохо, и он ищет ситуацию, которая оправдывала бы его состояние. То есть ему плохо и хочется плакать, и он сам «нарывается» на запрет или окрик, чтобы потом обоснованно прокричаться. Такие вопли малыша – испытание для маминых нервов, не очень хороший опыт для ребенка и просто неприятный случай в отношениях.

Я стараюсь гасить дочкины порывы в начале. Сразу, как только она начинает «нарываться», я предлагаю ее «пожалеть» – беру на руки, ласкаю, тихо рассказываю, как я понимаю, что она хочет, но она так устала, поэтому ей и плакать хочется, и что надо немножко отдохнуть, а потом мы сделаем сразу то, что она хочет, и ла-ла-ла... Заканчивается монолог обычно вопросом, причем любым, на «переключение» и настрой на отдых: «Тебе принести бутылочку?», «Полежишь со мной или в кроватке?». Во время монолога ребенок может и выплакаться, но это не злой истерический рев, а тихий хнык.

Итак, мы насчитали:

  • капризы – обычная просьба, в данном случае истолкованная как каприз;
  • капризы – поведение, спровоцированное изначально необычными реакцией или действиями чем-то
  • раздраженной мамы в обычной ситуации;
  • капризы – результат непонимания «правил игры» ребенком;
  • капризы – результат переутомления.

Капризы: оцениваем ситуацию

Чтобы оценить, в чем причина и начало каприза, нужна уйма внимания, терпения и хорошей памяти.
Внимание – чтобы уследить, на чем дитя «коротнуло»: часто один отказ позже вызывает массу капризов, которые уже сложно снять.

Память – чтобы вспомнить, были ли у ребенка причины заблуждаться относительно вашей сегодняшней реакции. Вот, например, вчера были гости, по случаю которых ребенок слопал не одну законную конфетку в день, а все три. И сегодня он начинает капризничать: хочет еще конфету, а мама сердится, ведь можно только одну – и малыш об этом знает! Да, знает. Но знает и то, что вчера можно было три. А вот знаний и опыта, чтобы сопоставить информацию и сообразить про исключительность вчерашнего случая, у ребенка нет. И получается, что малыш требует «законного», а мама ему отказывает «на законных основаниях». Ну как тут прийти к соглашению?!

И конечно, нужно много терпения – чтобы разбираться с капризами, не срываясь на ребенке. В зависимости от причин каприза можно использовать разные приемы во избежание конфликтной ситуации с ребенком. Вот несколько наших примеров гашения конфликтов, когда дочке было 1–3 года.

Прогулка

Я говорю, что на обратном пути мы зайдем в магазин, надо купить хлеба и молока (например), потом пойдем домой, кушать и дедушку кормить. Погуляли – пора домой. «Не хочу» – «Ну, давай не домой (так как я согласилась домой не идти, ребенок обычно уже не закатывает истерику).

Пошли пока в магазин зайдем, а то как же будем дедушку кормить без хлеба-то?» Дошли до магазина. Пока я покупаю хлеб, малышка прилипла к витрине с конфетками-жвачками. «Мам, вот эту хочу!!!» – «Ладно (я соглашаюсь принципиально, дальше истерики нет, обсуждаем только детали), быстро решай, какую, только одну. И кушать будешь только дома, пообедаем – и потом съешь». Договорились.

Параллельно можно предложить малышу выбрать себе творожок-йогурт-сырок. В итоге счастливый обладатель конфетки и творожка идет домой (вначале она не хотела домой, а сейчас у нее миссия – несет домой свой творожок и конфетку). Дальше, честно говоря, моя дочка, например, купленные конфеты в 80% случаев и не ест. Притом что лежит все в открытом доступе. Это можно, это ее конфетка – и интерес потерян.

Ребенок капризничает в магазине

сейчас ребенку уже часто нравятся по-настоящему дорогие игрушки, которые я не планировала покупать. (Надо отметить, что вообще, если мы идем с дочкой в магазин, то хоть резиночку для волос или блокнотик покупаем «для души», плюс с раннего детства есть негласное правило – покупать не больше одной игрушки-приятности за раз). Итак, средства против истерик.

Присаживаюсь рядом, вместе смотрим понравившееся, понимаем, что это что-то очень хорошее... Дальше – что оно очень дорогое, у нас нет столько денег с собой... «Я представляю, как тебе это хочется, но это очень дорого, мы не можем это купить прямо сейчас. Если очень хочешь именно это, мы сможем купить тебе это на день рождения или на Новый год. Напомни мне дома, хорошо?» 99% – забудет. Если вспомнит, значит, «это» – мечта ее жизни.

«Да, действительно, очень хорошая игрушка! Но давай пройдем весь магазин, может, там есть что-то лучше!» Много шансов, что следующее приглянувшееся будет на пару порядков дешевле. Если не получилось – см. п. 1.

Если речь идет о чем-то хоть относительно «мужском»: электромобиль, снегокат, лыжи, велосипед, модели автомобилей и т.п.: «Знаешь, лучше мы с тобой спросим у папы, он все-все про это знает и сможет выбрать самое лучшее!»

Кстати, «правило одной покупки» вообще очень полезное. Как я уже сказала, моя дочка с раннего детства знает, что «приятность» за одну прогулку покупается максимум одна. Если в магазине понравилось что-то, мы кладем это в тележку. Если через три прилавка увидели что-то лучше, выкладываем предыдущую несостоявшуюся покупку и берем новую... В итоге по пути к кассе может быть рассмотрено и отвергнуто несколько игрушек. И ребенок доволен – он все потрогал, посмотрел, «примерил на себя» и выбрал то, что по-настоящему хочется, и мама – никаких воплей-истерик, малыш сам выкладывает выбранное ранее. Кстати, грамотно выбирая путь по магазину и чуть-чуть повосхищавшись, вполне можно остановить выбор на чем-нибудь нужном и бюджетном.

Ребенок не хочет спать

Во-первых, стоит заранее напоминать малышу, что скоро пора спать. У нас это как-то так звучит: «Уль, сейчас доешь, водичка в ванну нальется, и пойдешь купаться, ведь спать скоро надо!»; «Ульяна, там вода почти набралась в ванну, ты игрушки выбрала для купания?»; выходим из ванной: «Пора-пора, а то почитать не успеем!» В кровати: «Давай, скорее надевай пижамку, а то замерзнешь!», потом почитали в кровати и: «Все, пора спать, выключай свет». Вот тут у нас бывает заминка – спать она не хочет. Не возражая по сути, я напоминаю, что завтра в садик рано и – «Ты сама свет выключишь или я выключаю?». Обычно чадо с воплем «Яяяяя!!!» выключает свет – и остается только лечь спать: выкупанной, в пижамке, после сказки и в темноте.

Ребенок капризничает: профилактические меры

Вообще, при любом начинающемся «капризе» я стараюсь представить ситуацию с точки зрения ребенка: как она это видит, чем вызван «каприз» – и вспомнить себя в детстве. Мне кажется, что готовность мамы понять желание ребенка и посочувствовать его переживаниям – уже полдела на пути к пресечению начинающегося каприза. Еще хорошо не отказывать, а сразу оговаривать вариант, когда желаемое будет возможно.

Итак, попробую выделить «правила», позволяющие избежать капризов.

Быть последовательной. Если вчера это было можно, то почему сегодня – нельзя?!

Уметь понятно объяснять, причем не во время, а желательно до каприза. Скажем, про изменившиеся обстоятельства. Например, после дождя можно, сразу выйдя на прогулку, проговорить, как мокро везде и какие мокрые качели, на которые лучше не садиться – иначе сразу придется бежать домой переодеваться.

Вообще, хорошо проговаривать свои планы и распорядок: чем меньше не-ожиданностей, тем спокойнее ребенок.

Делать скидку для уставшего ребенка, но не в плане «все разрешить», а не воспитывать и пожалеть.

Использовать как можно меньше запретов, особенно категорических. Можно сказать: «Не трогай стиральную машину!», а можно: «Тебе интересна стиральная машина? Давай вместе ее загрузим, и я покажу тебе, как ее включать.

А ты знаешь, что детям нельзя ее включать одним? Машина может сломаться, тогда мама и папа очень расстроятся, и мы никогда ничего не сможем постирать...» Дочка, убедившись, что ей можно трогать машину, если мама рядом, моментально научилась класть в стиралку свои вещички и звать меня – включать.

Хорошо подумать, прежде чем сказать «нельзя» – действительно ли и почему это «нельзя» и при каком условии это «можно».

По возможности не обещать ребенку ничего такого, что бы могло быть не выполнено. Проще использовать формулировки «я постараюсь», «я попробую».

Прежде чем окончательно рассердиться, вспомнить себя. Сколько раз вы приобретали кроме основных покупок еще «вон ту милую вещичку» или «это как раз то, что я хочу»? Сколько раз вы не доделывали вечером дела – оставляли на утро или просили помочь? В общем, вспомнив свое поведение, часто понимаешь, что малыша ругать не за что.

Конечно, это не универсальный учебник – это только мои наблюдения. Я просто надеюсь, что мои мысли могут помочь хотя бы одной маме и малышу – и это уже значит, что я не напрасно все это писала. Все дети разные, но мне кажется, если с рождения придерживаться одного и того же принципа воспитания, можно несколько сгладить черты характера и поведение ребенка. Хотя, конечно, многие мамы сейчас скажут, что мне просто повезло с ребенком. Наверное, они правы. Мне действительно повезло.

Мой ребенок непрерывно скандалит и чего-то требует… и его ничем нельзя образумить

Когда вашему ребенку хочется игрушку, игру или что-то еще, а вы ему в этом отказываете, он злится иногда так сильно, что поведение его кажется вам ненормальным, не соответствующим обстоятельствам. Даже если вы абсолютно правы, отказывая сыну или дочери, их невозможно убедить в том, что вы поступаете справедливо, - а ведь, по существу, тут всего лишь недоразумение: вы слишком по-разному подходите к предмету спора.

Для вас сила, да и сама возможность желания определяются ценностью объекта или пользой, которую он может принести, для ребенка только само желание придает ценность объекту. Малыш переживает не потому, что эта игрушка лучше другой, - он не может смириться с несбыточностью своего желания, ему трудно пережить то, что его вынуждают от этой игрушки отказаться.

В полтора года желаниями ребенка управляет большей частью принцип удовольствия *, именно этот принцип - главный в психологии младенца, который получает удовлетворение уже от того, что плачет.

Подрастая, ребенок открывает, что принцип реальности делает невозможным такое вот, немедленное удовлетворение, - и малыш вынужден учиться откладывать исполнение желаний, а то и совсем от них отказываться. В основе воспитания лежит в том числе и эта наука.

— Ваш ребенок вынужден признать, что он не всемогущ, что не обладает правом верховного решения. Желание малыша сталкивается с желанием другого человека, с вашим, и именно ваше желание диктует в этой «схватке» свои границы и свои законы.

— Ребенок обнаруживает, что не может добиться желаемого всего лишь силой стремления к нему: ребенок должен попросить, а вам иногда приходится отказывать в просьбе.

Начиная с двух-трех лет капризы возникают в контексте приступов непослушания: говоря родителям «нет», ребенок использует один из способов отстоять свою индивидуальность, борется за независимость, автономию.

Ребенок капризничает, потому что желает действовать по своему усмотрению. Он хочет сам выбирать себе одежду, хочет оставаться во дворе, когда зовут домой, и так далее. Капризы часто возникают в обстановке, когда вам особенно трудно сказать «нет» или отнять у малыша то, что ему сейчас приспичило иметь: утром при сборах в ясли, на улице, в магазине…

Как реагировать на детские капризы?

— Не сдавать позиций, держаться стойко, но не кричать.

От ваших криков вопли или плач малыша только усилятся.

— Иногда надо абстрагироваться от обстоятельств и не обращать внимания на то, что на вас смотрят: если, например, конфликт произошел на улице.

— Если ребенок настаивает на своей просьбе и, по вашему мнению, просьба эта в принципе не совсем неисполнима, вместо того чтобы противопоставлять желанию малыша твердое и незыблемое «нет», вы можете пообещать, что сделаете то, о чем он просит, позже.


— Подумайте, не стоит ли за данным капризом какая-то еще причина, кроме желания иметь то-то или то-то. Возможно, капризы для ребенка - только предлог, чтобы выразить огорчение по совсем другому поводу. Часто случается, что за материальными требованиями прячутся чисто эмоциональные.

— Если ребенок требует в магазине купить ему игрушку или конфету, иногда можно предотвратить скандал, переключив внимание малыша на другой предмет, более, как вам кажется, подходящий ему по возрасту.

— Но это отнюдь не означает, что, стремясь поскорее выйти из конфликта, вы должны всегда предлагать сыну или дочке какой-либо вариант удовлетворения его (ее) просьбы: такая модель поведения приучит ребенка извлекать капризами вторичную выгоду**.

«Нет» - полноправная фраза!

Когда ребенок начинает капризничать, вам - точно так же, как и во время приступов у него ярости - полезно «отойти в сторону» и не входить с сыном или дочерью в резонанс***.

Твердое и спокойное «нет» куда более действенно, чем вымученное «нет», ставшее результатом угрозы сведения счетов в будущем.

— Конфликты подобного рода следует решать немедленно, а когда все закончится - уже не напоминайте о них ребенку.

— И наоборот, если ваш ребенок повел себя правильно, можно его похвалить: возможность выйти из конфликта с чувством своей правоты всегда необходима!

Пережив трудный период оппозиции, непослушания и капризов, ваш ребенок с четырех-пяти лет начинает взрослеть: теперь он капризничает куда реже и с капризами этими гораздо легче справиться.

* Принцип удовольствия - господствующий, по Фрейду, принцип регуляции психической деятельности, согласно которому в основе поведения человека с раннего детства лежит бессознательное стремление получить удовольствие и избежать неудовольствия. В качестве основной противостоящей ему силы Фрейд рассматривал принцип реальности, который выражается в учете реальных условий и возможностей удовлетворить влечение.

** Вторичная выгода - термин в психоанализе, обозначающий бессознательно мотивируемое стремление извлечь преимущества (выгоду) из невротических симптомов или болезни.

*** Термином «эмоциональный резонанс» в психологии обозначается путь возникновения эмоции, рождающейся как отклик на чужие переживания.

Детские капризы - это послания ребенка. Послания маленькой личности окружающим ее людям, миру.

Почему дети капризничают?

  • Детская капризность может быть хронической или только начинающееся соматическое заболевание. Если ребенок испытывает физическую боль, если ему душно, жарко, если его тошнит или бьет озноб, он, может быть, и не сумеет сказать об этом словами, но будет демонстрировать испытываемый им дискомфорт в виде изменений поведения
  • Наиболее распространенными типами нарушения воспитания дошкольников являются гиперпротективный (разрешительный) и гипопротективный (запретительный). Особо гибельным для детской уравновешенности является сочетание обоих нарушений (например, родители воспитывают в строгости, а бабушка - позволяет абсолютно все)
  • Иногда капризы ребенка являются симптомом внутрисемейной дисгармонии

Просто та душевная энергия, которая по праву должна была принадлежать ему, тратится взрослыми на выяснение отношений между собой или, наоборот, на сохранение "хорошей мины при плохой игре".

Что делать родителям?

  • Внятно сообщите ребенку, как именно вы его поняли, и что собираетесь предпринять по этому поводу
  • Учите ребенка выражать свои чувства словами, а не капризами. Для этого есть один единственный способ - родители сами должны говорить о своих чувствах в присутствии ребенка
  • Для профилактики детских капризов и борьбы с уже развившейся эмоциональной неустойчивостью большое значение имеет единая воспитательная позиция всех членов семьи, принимающих участие в уходе за ребенком

Детские истерики

Дети в возрасте от полутора до четырех лет часто закатывают настоящие истерики. Они швыряют вещи, бросаются на пол, визжат, размахивают руками и ногами, а иногда даже задыхаются. Истерики могут возникать по разным причинам. Очень часто это происходит тогда, когда кто-то отказывается выполнить желание ребенка или заставляет малыша делать что-то, что ему не нравится. Нередко причиной срыва оказывается также усталость, нервное перевозбуждение или чувство голода. Непродолжительные капризы приносят детям больше пользы, чем вреда. Они позволяют малышам избавиться от нервного напряжения, снять стресс, дать выход отрицательным эмоциям. Частые истерики негативно влияют на формирующийся характер ребенка - он становится излишне агрессивным, эгоистичным, нетерпимым к людям. Кроме того, они делают невыносимой жизнь родителей.

Дети не умеют контролировать свои эмоции, потому что не могут дать точное определение своим переживаниям. Если малыш осознает, что именно он испытывает в данный момент (гнев, ярость, раздражение, разочарование и т. д.), вам будет гораздо легче его успокоить. Выразите чувства ребенка словами, например: "Наверное, тебе очень хотелось мороженого, и теперь ты злишься, потому что не получил его". После этого объясните ему, что выражать свои эмоции в открытой форме не всегда допустимо: "Я тебя понимаю, но это не значит, что ты можешь визжать и топать ногами на улице". И обязательно предупредите малыша о последствиях, которыми чревато его плохое поведение.

Эффективный способ остановить истерику - пятиминутный тайм-аут. Усадите ребенка на стул, стоящий около стены, и позаботьтесь о том, чтобы в поле зрения малыша не оказалось ничего интересного. И обязательно удалите все опасные предметы. Не разговаривайте с ребенком и постарайтесь не обращать внимания на его крики. Как показывает богатый опыт родителей и воспитателей, успешно практиковавших данный метод, примерно через пять минут дети успокаиваются. После того как это произойдет, объясните малышу, что он вел себя очень некрасиво и впредь так поступать не стоит. Предложите ребенку тот вариант поведения, который кажется вам более правильным.

Еще один способ успокоить вопящего ребенка - присоединиться к нему. Начните "плакать" вместе с малышом и постепенно меняйте тональность, переходя от крика и рева к хныканью и шмыганью носом. Эффект от подобного "хорового пения" основан на склонности детей к подражанию. Неосознанно имитируя вас, малыш успокоится.

Многие малыши имеют скверную привычку биться головой о стену или пол, пытаясь таким способом заставить взрослых выполнить их желание. Подобное поведение чаще всего является чистой воды притворством и провокацией, а потому не стоит обращать на него внимания. Даже у самого маленького ребенка в достаточной степени развит инстинкт самосохранения, поэтому не стоит опасаться, что такими действиями малыш причинит себе вред. Лучший способ отучить ребенка от этой привычки - игнорировать его выходки.

После того как истерика закончится, дайте ребенку почувствовать, насколько сильно вас огорчило его поведение. Пусть малыш осознает, что и ваше терпение имеет границы. И в то же время он должен понять, как вы обрадованы тем, что в конце концов он все же совладал со своими эмоциями.

Детское непослушание

Что делать, если ребенок не слушается?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определить причины его непослушания. Почему он ведет себя таким образом? Почему он заставляет нас, родителей, испытывать очень неприятные чувства?

Как помочь непослушному ребенку (и себе)?

Самый общий ответ на вопрос - не реагировать привычным, стереотипным образом, так как образуется порочный круг. Чем больше взрослый недоволен, тем больше ребенок убеждается: его усилия достигли цели - и возобновляет их с новой энергией.

Варианты конструктивного поведения взрослого в разных ситуациях непослушания:

  • Если идет борьба за внимание, нужно оказывать ребенку это положительное внимание. Придумать какие-нибудь совместные занятия - игры, прогулки
  • Если источник конфликтов - борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить свою включенность в дела ребенка. Для него очень важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач. Больше всего поможет избавиться от лишнего давления и диктата понимание, что упрямство и своеволие ребенка - лишь раздражающая вас форма мольбы: "Позвольте же мне жить своим умом"
  • Когда вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, надо, конечно, постараться ее исправить

Как и в любом другом деле, не стоит ждать от ребенка мгновенного улучшения поведения. Кроме того, важно знать, что при первых ваших попытках что-то изменить ребенок может усилить свое плохое поведение! Возможно, он не сразу поверит в искренность ваших намерений и будет проверять вас.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама