THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Феминизм - это социальное движение за равноправие женщин. Какие этапы проходил феминизм в своем развитии?

Начало этого движения мы относим к концу XVIII века, когда во время Французской революции был впервые поставлен вопрос о равных гражданских правах мужчин и женщин. Но только в середине XIX века начинается собственно организованное движение женщин Европы и Соединенных Штатов за свое равноправие. Это и было начало первой волны феминизма . Движение это получило название суфражизма , от английского слова suffrage - «право голоса». Суфражисткам потребовалось 70 лет упорной борьбы, прежде чем в 20-е годы XX века в большинстве стран мира женщины получили избирательные права.

Российские женщины, которые тоже участвовали в этом движении, получили их несколько раньше - после Февральской революции 1917 года. А вот француженкам и итальянкам пришлось ждать еще 25 лет. Только во второй половине 40-х годов они смогли прийти на избирательный участок. Одновременно с этим требованием феминистки первого этапа требовали допустить женщин в высшие учебные заведения. И добились этого к началу XX века. Это тоже было нелегко. Потому что противники эмансипации были твердо убеждены, что высшее образование, как и избирательное право, вредно для женщин. Поскольку оно отвлекает их от выполнения их единственной природной функции - «быть матерью». Поэтому первая волна феминизма заканчивается победой в 20-е годы XX века. И движение идет на спад.

Но через 40 лет начинается вторая, более мощная, волна феминизма , когда уже не тысячи, а сотни тысяч женщин приняли участие в борьбе. Они осознали, что юридического равенства недостаточно. Необходимо бороться против всей системы патриархата, за реальное равноправие. Исследователи выделяют в этом крыле, в этой второй волне, два течения: либеральное и радикальное. Либеральные феминистки выступали за политические реформы. Прежде всего, за принятие новых законов, запрещающих дискриминацию. Ведь в начале 60-х годов замужние женщины западных стран должны были получить письменное разрешение от мужа при поступлении на работу, при открытии счета в банке, при аренде жилья. И в Гарварде, в одном из самых престижных университетов Соединенных Штатов, еще в начале 70-х годов не было ни одной женщины-профессора. В 1963 году американская журналистка Бетти Фридан публикует свою книгу «Загадка женственности» , где развенчивает основной миф того времени - миф о счастливой домохозяйке. Она показывает, что замкнутые, как она писала, в уютном концлагере своей семьи женщины страдают от невозможности реализовать свои способности. Они вынуждены подавлять свои интеллектуальные возможности во имя канона подлинной женственности. Эта книга оказала влияние на умонастроение миллионов женщин, стала мировым бестселлером, а сама Фридан стала лидером женского движения, возглавив организацию, в которой вначале было 300 активисток, а через 10 лет их стало уже 250 тысяч.

Либеральные феминистки использовали традиционные методы давления на власть. Они организовывали массовые марши протеста, демонстрации, петиции политикам. Лоббировали новые законы и убеждали избирателей голосовать только за тех политиков, которые разделяют идею равноправия. Но в этот период формируется и радикальное крыло , которое составили студентки, активистки молодежных движений, имевших место в 60-е годы во всех странах. Они понимают, что только одними законами невозможно изменить патриархальную систему. Нужно менять общественное сознание. Нужно отказываться от гендерных стереотипов и менять сознание самих женщин. Поэтому они начинают создавать группы роста самосознания, в которых сами сначала обсуждают свои личные переживания, личный опыт, опыт взаимоотношений в семье и приходят к выводу, что их личный опыт имеет универсальные корни. Это корни зависимости и угнетения. Поэтому их лозунгом становится «Личное - это политическое» . Для этого крыла феминизма очень важной оказалась книга, написанная еще в 1949 году. Известная французская писательница и философ Симона де Бовуар назвала свою книгу «Второй пол» . В этом труде на основе изучения фольклора, мифологии, философии и психологии она приходит к выводу о том, как на протяжении столетий формировалось представление о вторичности женщин в обществе и культуре. И женщины сами принимают на себя эту вторичную роль, роль второго пола, значимого только по отношению к мужчине. Поэтому феминистки радикального крыла от собственно групп самосознания переходят к активным действиям. В отличие от либералок, они не используют только публичные акции и демонстрации, марши протеста. Они пытаются расшатать культурные нормы. Они прибегают специально к провокативным театрализованным действиям. Самой знаменитой стала акция во время конкурса красоты «Мисс Америка» , когда за пределами здания, где проходил конкурс, они короновали овцу, а в ящик «женской свободы» побросали предметы женского туалета, глянцевые журналы и косметику. То есть те символические предметы, которые закрепощают женщину и создают ложные и нереальные образы красоты. Радикальные феминистки сделали основной упор на создании автономных женских организаций, кризисных центров.

В начале 90-х годов специалисты говорят, что начинается третий этап феминизма, когда феминизмов становится уже множество: феминизм чернокожих женщин, этнических меньшинств, постколониальный феминизм, культурный и исламский феминизм. Всё новые группы включаются в борьбу за свои права. Появляются новые темы. Борьба, таким образом, продолжается, и сейчас, в XXI веке, она уже переходит в глобальную стадию.

Гендерная революция в западных странах

К концу XX века можно с очевидностью сказать, что гендерная система демократических западных стран радикально поменялась. Некоторые исследователи говорят, что в этих странах произошла гендерная революция. Какие достижения мы можем видеть?

Первое, самое главное, достижение - идеи гендерного равноправия стали общепризнанными в этих странах. Уже ни одно правительство не может позволить себе не включать программу достижения гендерного равенства в общую стратегию развития. И ни один публичный деятель не решится на сексистское высказывание, если он не хочет рисковать своей карьерой.

Второе, самое заметное, достижение - женщины получили возможности реализации во всех сферах профессиональной занятости. Уже не только высокооплачиваемые юристы, менеджеры, ученые, но и военные, полицейские, министры обороны и священники не удивляют жителей западных стран. В лютеранской Церкви Швеции недавно была избрана на пост главы этой церкви женщина-архиепископ. Англиканская церковь также избирает на высокие посты женщин-епископов. Как удалось им не отказываться от своей профессиональной карьеры, от своих профессиональных амбиций? Этому, конечно, способствовала специальная политика европейских стран. Здесь лидируют скандинавские страны: Норвегия, Швеция, Финляндия. Их обычно называют странами государственного феминизма. Что сделали эти правительства? Они через систему государственных пособий, детских садов, оплачиваемого родительского отпуска, пособий по обучению и переобучению молодых матерей позволили женщинам совмещать свою карьеру и семейные обязанности. Иначе многодетная мать, нынешний министр обороны Германии, вряд ли могла бы претендовать на этот пост. Как и премьер-министр Норвегии, воспитывающая двоих детей.

Поэтому мы можем сказать, что к концу XX века всё новые и новые направления достижения равенства становятся частью общей политики. И Европейский союз делает принятие законов по гендерному равенству обязательным условием для вступления.

Почему феминисткам удалось воздействовать на эту политику? Они смогли убедить общество. А в демократических странах те, кто желает победить на выборах, должны учитывать это мнение. Поэтому политики были вынуждены отказываться от своих консервативных убеждений, а приходя к власти, выполнять свои предвыборные обещания. Конечно, не все проблемы решены и в западных странах. Но общая тенденция очевидна. Гендерное равенство - это часть демократии. И без него невозможно прогрессивное развитие стран.

Глобальный феминизм

Глобальный феминизм XXI века. Какая повестка сейчас у феминистского движения?

Можно сказать, что уже с середины 90-х годов феминизм становится действительно глобальным явлением. Крупные и влиятельные международные организации включают феминистскую повестку дня в свои программы и стратегии развития. Еще в конце 70-х годов Организация Объединенных Наций принимает конвенцию о запрете дискриминации в отношении женщин. И все государства, подписавшие эту конвенцию, обязаны представлять отчеты о выполнении положения. С 2000-х годов уже такая крупная финансовая организация, как Всемирный банк, публикует аналитические доклады, где оценивает уровень развития страны в зависимости от индекса гендерного равенства.

Конечно, для развитых и развивающихся стран стоят разные задачи по достижению равенства. Но есть общие проблемы. И международное феминистское движение, прежде всего вместе с ООН, выдвигает самые актуальные задачи для глобального феминизма. Какие это проблемы? Первое, что объединяет все страны независимо от их уровня развития, - это проблема насилия в отношении женщин. Резолюция ООН обязывает страны ужесточать наказание за сексуальную эксплуатацию, за сексуальное насилие, насилие над женщинами в военных конфликтах и принимать законы об уголовном преследовании за домашнее насилие. Уже более 120 стран приняло такие законы.

К отдельным видам насилия, конечно, мы относим суровые виды наказания в отношении женщин в тех странах, где господствуют патриархатные и традиционалистские нормы. Там, где приходят к власти исламские фундаменталисты, они обычно ужесточают меры в отношении женщин. Придя к власти в Иране, они не только заставили женщин надеть головные платки, хиджабы или одежду, закрывающую все тело, но и лишили их многих прав, которыми до этого пользовались женщины в светском Иране.

Первая проблема, с которой сталкиваются женщины Азии и Африки, - это проблема бедности. 70% самых бедных людей - это женщины. Вторая проблема - высокая материнская смертность. 30% женщин в этих странах умирают при родах, поскольку не могут получить доступную и качественную медицинскую помощь.

Другая серьезная проблема - образование девочек. Талибы, придя к власти в Афганистане и в некоторых районах Пакистана, сразу запретили образование девочек. А в 2012 году пакистанская школьница Малала Юсуфзай получила тяжелое ранение в голову в школьном автобусе. Талибы стреляли в нее только за то, что она вела блог о праве девочек на образование. Малалу чудом удалось спасти. Сейчас она возглавляет борьбу за права девочек. Малала стала лауреатом Нобелевской премии мира.

Феминистки поддерживают эти усилия во всех странах. К видам насилия Генеральная ассамблея и комитет ООН, занимающийся правами женщин, относят и те виды насилия, которые оправдываются соблюдением традиционных норм. Это принудительные браки, детские браки. Несколько лет назад ООН начала мощную кампанию, которую поддерживают феминистки: «Девочки - не невесты!» Еще более тяжелой проблемой являются так называемые убийства чести. Когда женщин убивают во имя сохранения чести рода и семьи, только за то, что мусульманская женщина, скажем, выходит замуж за христианина.

Поэтому феминистки всего мира сейчас объединяют усилия с международными организациями для того, чтобы бороться за ликвидацию всех форм угнетения по разным основаниям в разных странах мира. Конечно, до полного равноправия далеко и в демократических странах. Поэтому борьба глобального феминизма продолжается.

Российский феминизм

В Советском Союзе, где, как известно, считалось, что женский вопрос решен, а независимых общественных движений не существовало совсем, феминизм мог возникнуть только как подпольное явление. И такие немногочисленные феминистские группы появились в Ленинграде в 70-е годы. Им даже удавалось публиковать самиздатовский феминистский журнал.

Но по-настоящему о женском движении в России мы можем говорить только с начала 90-х годов. То есть в постсоветский период. Стали возникать многочисленные независимые женские организации. Число их постоянно росло и достигло нескольких сотен. Но большинство из них не ставило политических задач, выполняя только функции социальной помощи малообеспеченным женщинам, женщинам с больными детьми, одиноким матерям. Это была теория малых дел. Хотя постепенно часть этих организаций стала выдвигать требования к государству о соблюдении трудовых и социальных прав женщин, о принятии антидискриминационных законов, законов о домашнем насилии.

По-настоящему группы, которые называли себя феминистскими, стали возникать в России только в конце 2000-х годов. Это были группы, по примеру их западных коллег, роста самосознания. Они формировались в социальных сетях и ставили такую же задачу, как феминизм второй волны: понять причины гендерного неравенства, причины сексизма в российском обществе. Российские феминистки из этих групп были убеждены, как и их западные коллеги, что система патриархата держится в том числе и на согласии женщин с предрассудком о мужском превосходстве. И женщины не позволяют себе осознать свои интересы и бороться за эти интересы и права. Но постепенно число этих групп росло, они поднимали все новые и новые темы. Создавали феминистские сайты, проводили просветительские кампании и постепенно стали переходить к публичным акциям.

2000-е годы стали известны в России наступлением консервативной реакции и религиозного фундаментализма на уже завоеванные права женщин. Самой известной кампанией феминисток стала публичная акция 2011 года, когда они боролись против попыток запрета права женщин на безопасный медицинский аборт. Их публичные акции и демонстрации под лозунгом «Свободное материнство», участие в публичных слушаниях в Государственной думе привели к тому, что попытки консерваторов оказались безуспешными.

Вторым важным направлением борьбы российских феминисток становится борьба с сексистскими предрассудками в российском обществе. Они учредили премию «Сексист года». Номинантами на эту премию были многие известные публичные деятели, и мужчины, и женщины, кстати. Потому что часть женщин разделяет сексистское отношение к себе, считая, что у женщин есть некое природное предназначение и они не должны претендовать на те роли, которые не одобряет консервативная система.

Необходимо сказать, что, несмотря на наступление консерваторов, большинство российской молодежи, я думаю, и девушек, и молодых людей, никогда не согласится вернуться в прошлое. Они уже разделяют идеи равноправных отношений, свободы выбора. Поэтому феминизм в России имеет очень большие перспективы. И мы видим интерес к феминистским группам и увеличение числа поддерживающих феминизм в последние годы.

Идея проекта: Ирина Костерина
Координатор и логист: Юлия Островская
Режиссер: Дмитрий Вакулин
Оператор: Кирилл Бегишев
Монтаж: Ирина Савина
Иллюстрации: Елена Зайкина

В своем недавнем интервью для австралийского телешоу "Today morning show" певица Кэти Перри затронула непростую для всех женщин тему феминизма. Певица призналась, что раньше не совсем понимала, что означает это понятие, и думала, что оно близко к эпитету "мужененавистница". В 2012 году на премии "Женщина года" по версии журнала Billboard певица сказала: "Я не феминистка, но я верю в силу женщин". Теперь же Кэти считает, что стала лучше разбираться в этом вопросе: "Сейчас я понимаю, что для меня феминизм означает любить себя как женщину и, конечно же, любить мужчин".

Феминисткое движение, зародившееся еще в XVIII веке, стало особенно активным в 1960-х годах. Основной идеей феминизма является, в первую очередь, равноправие полов и устранение дискриминации по половому признаку. У данного течения многие тысячи поклонниц, среди которых есть и коллеги Кэти Специально для вас мы подобрали высказывания звезд западного и отечественного шоу-бизнеса по этой иногда довольно щекотливой теме:

Майли Сайрус

"Я чувствую себя одной из самых больших феминисток в мире. Я часто говорю женщинам, чтобы они ничего не боялись", - рассказала Майли Сайрус Newsbeat BBC1 в 2013 году. "Нет никакого противоречия между тем, чтобы быть феминисткой и, снимая свою одежду, чувствовать себя комфортно и сексуально".

Бейонсе

В интервью Vogue UK в 2013 году Бейонсе сказала, что считает себя современной феминисткой: "Я верю в равенство. Почему мы должны выбирать, каким типом женщин являемся? Я просто женщина и мне нравится быть ею - безо всяких маркировок. Я люблю своего мужа и счастлива в браке".

Леди Гага

Леди Гага относит себя к разряду "новых" феминисток, поддерживая мнение о том, что и мужчины и женщины имеют разные сильные стороны и разные роли: "Я считаю, что новый феминизм совершенно иной, и не важно, какой лучше, а какой хуже. Любой вид феминизма имеет свои взгляды на то, какой феминисткой нужно быть, но мне, как "новой" феминистке, очень нравится идея распределения сильных сторон между мужчиной и женщиной", - сказала она журналу Stylist в 2012 году.

Кристина Агилера

В своих интервью певица Кристина Агилера часто говорит о том о вопросах феминизма. "Мое детство научило меня важной вещи: никогда не позволять мужчине сделать тебя беспомощной. Я всегда готова встать на защиту женщин", - заявила певица The New York Times в 2006 году. А в 2010 году она высказала мнение о том, что мужчины очень слабы по сравнению с женщинами: "У каждой женщины есть возможности и заряд энергии для того, чтобы достичь всего. Мужчины не такие сильные и способные, как мы. Мы настоящие машины".

Дита фон Тиз

Для фотомодели и танцовщицы Диты фон Тиз слово "феминизм" имеет особенное значение. Дита считает, что в подчинении есть сила и называет это "осознанной беспомощностью". "Меня часто спрашивают, есть ли элемент феминизма в моих выступлениях. Да, есть, если понимать феминизм как понимаю его я: быть феминисткой значит быть настолько женственной, насколько возможно", - говорит королева бурлеска.

Натали Портман

Натали Портман уже давно борется за права женщин. Актриса считает, что в браке и муж и жена должны брать на себя одинаковые обязанности: сидеть с ребенком, заниматься домом без разделения на "женские" и "мужские" задачи. Портман не согласна с голливудской трактовкой феминизма, когда в кино женщина с легкостью может дать фору любому мужчине: "Я хочу, чтобы нам позволили быть слабыми и сильными, счастливыми и грустными, собственно, обычными людьми. В Голливуде создали феминистическую историю: женщина всех и всегда побеждает. Но это не феминистка. Это мачо".

Анджелина Джоли

Многие киногероини Анджелины - те самые женщины-мачо, о которых говорила Натали Портман. Да и сама актриса всегда брала на себя самые непростые задачи: сложные трюки для фильмов, длительные съемки, активная и целая футбольная команда детей. Девушке нужно быть слабой и податливой? Как бы не так! "Я не считаю, что женщина должна подчиняться мужчине. Ее проблема в том, что, выходя замуж, она позволяет мужчине превратить себя в его собственность и рабыню. Это изначально неправильная позиция. Между мужем и женой все обязанности должны делиться поровну. Женщина тоже должна иметь свободу, будучи в браке", - считает Миссис Питт.

Кира Найтли

В 2012 году в интервью для журнала Vogue Кира Найтли поделилась своим мнением о том, что феминизм - это, прежде всего, возможность выбора у женщины. Актриса посетовала на то, что феминизм в современном мире воспринимается подчас несерьезно: "Я помню некоторые интервью, когда меня будто в шутку спрашивали: "А вы - феминистка?" Как будто феминизм не может обсуждаться без высмеивания. Я не хочу отрицать свою женственность. Но в то же время мне бы совсем не хотелось быть мамой, постоянно сидящей дома".

Клэр Дэйнс

Актриса и продюсер Клэр Дэйнс, снявшаяся в таких фильмах как "Маленькие женщины" и "Ромео + Джульетта" открыто заявляет о том, что она поддерживает феминистское движение: "Я - феминистка. Я чувствую, что сейчас женщины имеют больше свободы и влияния, чем когда-либо, но они все равно не равны. Это не просто так. И это ужасно. В Голливуде есть много проблем, связанных с феминизмом. Эта ситуация требует ответов на многие вопросы и нуждается в исправлении".

Эллен Пейдж

Канадская актриса Эллен Пейдж, недавно открыто заявившая о своей , в 2013 году рассказала The Guardian , что она нормально относится к радикальному феминизму: "Многие женщины очень неохотно говорят о том, что они феминистки. Некоторых это просто не волнует. Мы все еще живем в патриархальном мире, где феминизм плохое слово. Я не всегда согласна с тем, что говорили феминистки времен 70-х, но внутренне феминизм всегда ассоциируется с неким радикальным движением. Так и должно быть".

Элизабет Мосс

Исполнительница одной из главных ролей в сериале "Безумцы" Элизабет Мосс считает, что ее персонаж Пегги Олсен символизирует развитие феминизма: "Я считаю, что она представляет собой то, каким должно быть это явление в идеале: равные права, возможность женщины быть услышанной и уважаемой. Для провинциальной Пегги, которая работает копирайтером в рекламном агентстве в 60-ые годы, нет понятия "стеклянный потолок". Она просто хочет, чтобы к ней относились так же, как и ко всем, ведь у нее есть много хороших идей. Это то, что сейчас чувствуют многие женщины, но стараются не обращать на это внимания. Мы просто хотим иметь возможность рассказать о своих идеях. Я считаю, что мне очень повезло играть Пегги, ведь ее проблемы - это проблемы многих женщин сегодня".

Карла Бруни

Бывшая первая леди Франции говорит, что ее поколение не нуждается в феминизме. По словам Бруни, женское счастье заключается в семейных ценностях. Она себя ассоциирует, скорее, с буржуа, нежели с феминисткой.

Российских женщин тема равноправия полов и дискриминация в разных сферах современной жизни волнует не меньше:

Ирина Хакамада

Политик и общественный деятель Ирина Хакамада не раз поднимала вопросы феминизма в своих книгах ("Дао жизни", "SUCCESS в большом городе") и на тренингах, посвященных раскрытию внутреннего потенциала. Там Ирина описывает новый тип женщин-постфеминисткок, которые больше не хотят отказываться от личностного роста и реализации своих целей ради своего избранника. "Постфеминистки обожают мужчин, экономически независимы, профессионально реализованы, обладают стилем и вкусом к жизни. Данный тип женщин не воюет с мужчинами и ничего им не доказывает. Просто живет в свое удовольствие", - говорит Ирина.

Рената Литвинова

Режиссер и актриса Рената Литвинова связывает многие женские феминистские проблемы с тем, что у мужчин постепенно пропадает мужественность и умение быть стойким и сильным. На вопрос о том, феминистка ли она, Рената однажды ответила так: "Если феминизм понимать в том смысле, чтобы пальто не подавали и в ресторанах за тебя не платили, тогда, конечно, нет. Просто сейчас такой период. Такое обострение женского начала. А мужчины как-то странно мутировали, стали совсем другими. Такой третий пол, загадочные существа. Такое яркое мужское начало, мачо, начинает потихоньку стираться. У них становится меньше ответственности, меньше принципов... Мужчины становятся более компромиссными".

Эвелина Хромченко

Объясняя свое видение феминизма ведущая программы "Модный приговор" Эвелина Хромченко сказала, что желание женщины выглядеть красиво и стильно не зависит от того, поддерживает ли она феминизм или нет. "Я не нахожу связи между желанием женщин нравится мужчинам (и наоборот) и борьбой феминисток за предоставление женщинам, дискриминируемым по признаку пола, расы, ориентации, возраста, этнической принадлежности, социального статуса, всей полноты социальных прав. Женщина, занимающая некую должность, должна получать столько же, сколько мужчина на той же должности, у нее должны быть одинаковые права с мужчиной во всем – это очевидно. Но не стоит, прикрываясь звучным термином "феминизм", подменять понятия. Феминистка вовсе не отказывается от желания нравиться мужчине, она просто не хочет быть зависимой от него материально или социально, она не хочет, чтобы общество считало, что женщина – это существо второго сорта и смеялось над плоскими "шутками" типа "Женщина – друг человека".

Юлия Пересильд

В интервью для Cosmo Юлия заявила следующее: " Феминизм – это бред. В чем суть борьбы? Какая разница, кто главнее – мужчина или женщина? Есть хороший анекдот. Муж с женой спорят. Он говорит: “Я главный в доме”, а она: “Нет, я”. Муж разозлился и как даст жене кулаком. Она упала. Заходит сосед: “Вась, а чего это она у порога лежит?” – “А она у нас главная в доме, где хочет, там и лежит”. Выяснять, кто главнее, такая чушь. Другое дело, что мужчин обвиняют в том, что они не совершают подвиги. А женщин – в том, что они перестали жертвовать собой".

А что для вас значит это громкое слово "феминизм"?

О феминизме мы слышим много и часто. На сегодняшний день в обществе сложилось двоякое мнение по поводу этого явления. Одни относятся к нему , а другие разделяют феминистские взгляды.

За свою многолетнюю историю феминизм превратился из простого движения в некую философию, а для отдельных людей даже стал образом жизни. Что же такое феминизм? Какова его идеология и кто такие феминистки?

Что означает слово «феминизм»?

«Женщина» – так переводится латинское слово femina , которое составляет основу термина «феминизм» . Явление зародилось в конце XVIII столетия и на пути своего исторического развития прошло три этапа.

Первый начался в 1775–1783 годах, когда американские женщины заявили о своем праве принимать участие в делах государства. В те времена в Америке шла Война за независимость и решались важные вопросы относительно государственного устройства. Феминистки во главе с Абигейл Адамс (первой леди США) потребовали равноправия женщин с мужчинами и отказались подчиняться законам, в утверждении которых не принимали участие.

Если первый этап феминизма был сосредоточен преимущественно на избирательном праве, то на втором этапе, начавшемся в 1960-х годах, женщины потребовали ликвидировать дискриминацию во всех сферах жизни, в том числе в культуре.

Третья волна феминизма захлестнула мир в 1990-х годах и продолжается по сей день. Чтобы усилить свое движение, феминистки активно пользуются современными технологиями, в том числе Интернетом.

Что такое феминизм?

Понятию «феминизм» можно дать несколько определений. Прежде всего, этим термином называют теорию, в которой происходит анализ угнетенного положения женщин в обществе и осмысление путей преодоления превосходства мужчин над представительницами прекрасного пола.


Также под феминизмом понимают общественное и политические движение, направленное на установление равноправия между мужчинами и женщинами. В узком смысле феминизм – это движение женщин, которые пытаются упразднить свою дискриминацию в обществе.

Кто такие феминистки?

Женщин, которые принимают участие в феминистском движении, называют феминистками. Они стремятся быть равными с мужчинами во всех жизненных аспектах и используют для этого различные способы – протестные выступления, шествия, заявления в прессе, .

Самой известной феминисткой считается Клара Цеткин, благодаря которой дамы обрели праздник «8 марта». Исторически он возник в качестве дня солидарности женщин в борьбе за равноправие полов и эмансипацию.

С точки зрения мужчин основным признаком феминистки является агрессивное, конфликтное поведение с целью доказать свою правоту и занять доминирующее положение в работе или семье. Иногда феминисток называют «мужчинами в юбке», поскольку некоторые из них стараются подражать сильному полу в одежде, манере поведения, разговоре.

Некоторые радикально настроенные представительницы движения ненавидят мужчин и стараются при каждом удобном случае задеть их самолюбие.

Какие бывают виды феминизма?

На сегодняшний день в мире существует множество феминистских движений, различающихся взглядами и идеологией. В частности, анархо-феминизм считает патриархат главной проблемой общества и направляет на борьбу с ним все свои силы.

Либеральный феминизм полагает, что мужчина и женщина равны по природе, поэтому могут иметь одинаковые права и возможности. Индивидуалистский феминизм призван защищать индивидуальность представительниц прекрасного пола, а экофеминизм находит связь между женщиной и эксплуатацией природных ресурсов.

Хотя большинство представителей движения составляют женщины, существует еще и мужской феминизм, по-другому – маскулизм, в котором мужчины борются за устранение мужской дискриминации.

Какое влияние феминизм оказал на общество?

Широкое распространение феминизма оказало большое влияние на многие сферы жизни современного общества. Так, женщины получили право участвовать в избирательном процессе, подавать заявления на развод, владеть имуществом, самостоятельно принимать решения относительно деторождения (сохранять беременность или делать аборт).


В некоторых ветвях протестантизма женщины могут становиться членами духовенства, священниками. Под влиянием феминизма меняется разговорная речь, которой феминистки пытаются придать некоторую гендерную нейтральность.

Феминистское движение - это такое явление, которое можно разглядывать по меньшей мере с двух сторон. С одной стороны, это политическое движение, которое заключается в борьбе женщин за равноправие. Данный нюанс нередко ассоциируется с традиционным феминизмом, в том числе с движением суфражисток, требовавших предоставить дамам право голоса на выборах. В наше время кажется, что такие трудности остались позади, но в начале XX века девушки не имели избирательных прав фактически нигде в мире. В итоге побед ранних феминисток мы смогли с радостью об этом забыть. Так кто же такие феминисты и какая идеология феминизма?

Понятие «феминизм» берёт своё начало в XIX столетии. В публицистической литературе данной эпохи под ним подразумевается совокупность свойств, присущих женщинам . Так же как есть специальные мужские черты - мужественность, существует и феминность, другими словами - «феминизм».

Уже в конце XIX века в контексте суфражистского движения возникает слово «феминистка», вначале французское, которым именуют активисток дамского движения. В итоге к началу XX века значение термина постепенно приобретает изменения. На протяжении последних ста лет под феминистами мы уже точно понимаем представительниц женского пола, которые ведут борьбу за свои права . При этом права эти могут пониматься по-всякому, и борьба не постоянно заключается в требованиях официального политического равенства.

История феминизма

Идеи, которые были близки к современному феминизму, впервые были замечены в западной культуре ещё во времена Античности. В книжке «Страны» Платона , которая была пятой по счёту, к примеру, утверждается, что нет никаких препятствий для того, чтоб дама была правителем. Если девушка довольно разумна и одарена, то она обязана владеть теми же правами, что и самые разумные и профессиональные представители мужского пола. Проявления феминизма можно отыскать и в Средние века, а также в эпоху Возрождения.

Первой представительницей феминистского движения принято считать англичанку Мэри Уолстонкрафт , которая жила в конце XVIII века. В труде «Защита прав женщин» она ставит вопросы, которые связаны с судьбой дамы: чем женщина отличается от мужчины, насколько справедливы обвинения девушек из-за недостатка их ума, как на роль девушки оказывает влияние материнство и домашний труд. Основной девиз Уолстонкрафт, который вызвал скандал, заключается в том, что дама может без помощи других распоряжаться собственной жизнью.

Немного в тени от Уолстонкрафт находится её соотечественница по имени Мэри Эстел , которая была поклонницей рациональной философии Декарта, что не делала различия между женским и мужским полом. Уолстонкрафт аналогично находится под воздействием Руссо и полемизирует с ним. Во время чтения этих давних текстов карикатурный образ феминисток пропадает: они дают разностороннюю, нередко ироничную и порой неожиданную аргументацию. К примеру, Эстел в качестве вероятной альтернативы замужеству и переходу девушки «во власть мужчины» предлагала создание дамских «светских монастырей».

Среди первых феминистов точно был один мужчина по имени Джон Стюарт Милль , который являлся классиком либеральной философии. В 1869 году он предал гласности трактат «Подчинённость дамы» в защиту прав женщин. Большая часть мужчин была настроена категорически против феминизма. Частично они просто не могли осознать, чего желают эти девушки.

Некий автор-мужчина сделал даже заявление в качестве ответа на публикацию труда Уолстонкрафт, что требовать защиты прав девушек настолько же несуразно, как требовать защиты прав домашних питомцев. В качестве ответа на движение суфражисток было сформулировано и «традиционное опровержение» : феминистками будто стают лишь чрезвычайно безобразные дамы, которые не могут надеяться на то, чтобы найти для себя достойного супруга.

Первая волна феминизма

Определить первую волну феминизма легче всего. Это борьба дам за равноправие в политике , а также за возможность избирать и выступать в качестве кандидата на голосовании. Первые представительницы феминизма апеллировали к либеральным девизам: люди владеют равными правами, и это не зависит от пола.

Суфражистки были чрезвычайно большим и сильным движением общественной политики в Англии и США: дамы слились и достигли своей цели. 1920 год вошёл в историю тем, что в США была рассмотрена и принята 19-я поправка к Конституции . В соответствии с данной поправкой пол не может являться препятствием для ограничения на участие в политической сфере жизни, а также на участие в голосовании.

После чего почти всем казалось, что феминизм завершился, так как начальной главной цели дамы достигли, а остальные трудности способны разрешить политики, которые были избраны женщинами на голосовании.

Данная волна феминизма зародилась в 60-е годы XX столетия и является уже более трудным явлением. Подавление тут уже не сводится к запрету дамам принимать участие в политической сфере жизни. Стало известно, что политическое равенство допускает подавления в семье , подавления на рабочем месте.

Главный текст той эпохи - это труд Симоны де Б​овуар «Второй пол» . Представительницы феминизма второй волны критикуют представление о том, что главное назначение девушки - это исключительно материнство, которое понимается как затворничество и отрешение от карьеры, уход за домом.

Феминистки позволили себе опровергнуть тезис о том, что девушки не должны стремиться к тому, чтобы проявлять себя за границами этого «женского мира». О том, что будто бы мужчина - природный экстраверт, а дама - природный интроверт, и данное социальное разделение труда предопределено навечно определёнными естественными правилами.

Перечень тем, ассоциируемых с феминизмом , в это время очень расширяется. Теперь это:

Всё это начинает осознаваться как социальная проблема. В общем, идёт речь о проблематизации женской фигуры в культуре.

Данная волна не достигла реализации собственных задач в полном объёме, трудности, о которых говорили представительницы феминизма 60-х годов, существуют и в нынешнем мире. Однако в период второй волны случилась реальная социальная революция: девушки в западных странах массово начинают обосновываться на рынке труда. В свою очередь, это приводит к очень резкому росту материального положения общества, а также к совсем новому представлению о настоящей гендерной политике.

Эта волна феминистского движения приходится на 90-е годы XX столетия. Она характеризуется попыткой применить к гендерным исследованиям соответствующие моменту философские идеи, сначала концепцию постструктурализма и вдобавок постколониальную теорию. Обсуждение проблемы тут строится в главном около понятия равенства. В общем, на данном шаге уже достаточно тяжело разговаривать о некой теоретической целостности замыслов феминизма.

Главная цель для представительниц феминистского движения третьей волны - это понимание, что, по сути,проблема не сводится к тому, что существуют мужчины и женщины. Проблема сводится к попытке осознать, как конкретно эти половые роли, женская и мужская, проектируются , каким образом мы становимся женщинами и мужчинами. Что принуждает нас быть мужчиной либо женщиной? Тут же возникает вопрос про то, что могут существовать и иные половые роли. Занимается исследованием огромного количества гендерных идентичностей квир-теория.

В данной волне в особенности обращает на себя внимание движение Riot Grrrl , которое сконструировано вокруг эстетики не лишь освобождённой, однако и располагавшей властью женщины, которая способна быть самодостаточной, профессиональной, лидирующей в социальной области жизни - и в данном смысле превосходствующей над мужчинами. Riot Grrrl сообщили, что бюстгальтер с эффектом «пуш-ап» не противоречит наличию мозгов, возвратили в обиход брутальный мейкап и высочайшие каблуки, которые ещё не так давно числились традиционным символом подавления со стороны мужчины.

В итоге можно кратко сказать, что феминизм этой волны стремится к свободе также от тех ограничений, которые были навязаны ранними феминистами.

Разновидности феминизма

Выделяют три вида феминизма:

Под либеральным феминизмом подразумевается то, что феминизм - это прежде всего история о равенстве прав женщин и мужчин. С того момента когда мы можем гарантировать официальное и обстоятельное равенство прав, можно начинать думать, что так же как в своё время был решён вопрос с расизмом, теперь решена проблема и гендерного неравенства.

Либеральный вид феминистского движения - это мейнстрим и на западе огромные политические партии нацелены конкретно на него. Западная политкорректность в отношении девушек - это также продукт либерализма.

Второй вид феминизма - это марксистский . Марксистское феминистическое движение подразумевает, что подавление дам - это частный вариант капиталистического и классового подавления. Иначе говоря, в экономике присутствует эксплуатация наёмных тружеников, и девушки - это один вид людей из тех, что используется. Так же, как в XIX веке и позднее, использовали рабочих, так и дам принуждают работать на особей мужского пола.

Марксистский феминизм увлекателен тем, что в качестве собственной центральной темы вводит дилемму бесплатной домашней работы. Существуют среди марксистов учёные, утверждающие, что база мировой экономики - это работа и труд домохозяек, который абсолютно не оценивается, но при всём этом совершает главный вклад в наше благополучие.

Необходимо помнить, что в марксистский феминизм большой вклад привнесла Россия. Правительство большевиков с начала 20-х годов получило звание самого прогрессивного современного правительства во всём мире исходя из убеждений гендерного равенства:

  • Существовало официальное политическое равенство, а также избирательное равенство.
  • Девушек учили грамоте.
  • Пытались освободить от «кухонного рабства» путём открытия централизованных пролетарских харчевней.

Были совершены и такие ходы, которые были недопустимыми для Западной Европы в то время. А именно был декриминализован аборт. Александра Коллонтай была самой популярной защитницей женских прав в числе большевиков. По окончании первых годов русской власти отношение к дамам постепенно становится более консервативным. Однако до правления Сталина Россия считалась современной передовой феминистской страной.

- это третий тип феминистических теорий, подразумевает, что всего этого недостаточно, так как мужчины при любом варианте остаются заинтересованными в сбережении режима патриархата. В этом случае патриархат - это особый термин, который указывает на принцип политического, социального и финансового преобладания представителей мужского пола. В данном режиме мужчина является добытчиком, он тот, кто делает, а дама - та, кто ожидает, девушка - бесплатная прислуга как бытовая, так и сексуальная.

Рассматривая радикальный феминизм, мы видим теорию, предполагающую, что, по сути, все старые определения политической философии были выдуманы мужчинами, они не схватывают самого важного. Что трудность не в использовании, не в наличии классов, не в буржуазии, не в стране, трудность состоит в том, что присутствует режим патриархального правления и частным вариантом подавления является подавление одних мужчин иными, тогда как базовым институтом подавления является конкретно гендерное.

Сила и сразу слабость радикального феминизма состоит в том, что в некотором роде слова представительницы феминизма выступают против не только разных отсталых форм общественного устройства, однако и против сегодняшней либеральной демократии по типу западной.

Из бессчётных замыслов радикального феминизма следует сказать о «лесбийском сепаратизме» . Он заключается в том, что дамы вообще не должны вступать в половые отношения с мужчинами, так как каждый вид сексуальных отношений с мужчиной тем или иным образом становится продолжением многолетней традиции подавления. Ритуалы романтичной влюблённости, к примеру, - просто форма покупки женского тела и контроля над чувствами женщины.

Сегодня женщины из разных уголков планеты управляют городами и компаниями, принимая вызов от мира мужчин. Их революционные идеи в различных социальных областях поднимают статус кво. Женщины все чаще встречаются среди политических активистов, ученых, спортсменов и даже военных. Но представительницы слабого пола окончательно ворвались на мужскую арену в XXI веке благодаря многолетней истории становления феминизма и борьбы за равноправие, которая продолжается и сегодня. С 1900-го феминистские идеи начали звучать публично, что привело к появлению множества великих имен и творений, раз и навсегда изменивших жизнь современных женщин. Чтобы вспомнить и еще раз оценить влияние сильных женщин на мировую историю, мы сделали историческую подборку феминистских достижений, повлиявших на вечную тему равноправия полов.

Мария Склодовская-Кюри, 1903


Мария Кюри - известная на весь мир женщина-ученый. Француженка еврейского происхождения добилась невероятных для женщин того времени успехов в научно-экспериментальной деятельности. Вместе со своим мужем Пьером Кюри она внесла неоценимый вклад в науку, открыв полоний и радий. За свое достижение Мария Кюри удостоилась двух Нобелевских премий в 1903 и 1911 годах. Кюри - не просто первая женщина-ученый, расширившая научный кругозор, но и единственная женщина, которая получила награду дважды. При всей внешней скромности и самоотверженности ученая дала колоссальный толчок для женщин всего мира дерзнуть на право быть лучшей на мужской территории.

Открытия Кюри внесли неоценимый вклад в изобретение рентгена во время Первой мировой войны, за что она получила орден Красного Креста. Многие образовательные учреждения и медицинские институты носят имя Кюри, что в свое время помогло и другим женщинам открыть путь в науку.

Габриель Шанель, 1926

Габриель Коко Шанель - одна из величайших женщин, изменивших мир моды.

Сиротка из богом забытого города подарила женщинам понятия комфорта и стиля, которые остаются актуальными до сих пор. В 1926 году Коко выпустила свое легендарное маленькое черное платье, сопровождая это новшество следующими словами:

Маленькое черное платье должно стать чем-то вроде униформы для всех женщин, обладающих стилем.

Список достижений Шанель можно продолжать очень долго: здесь и руководство собственным модным домом, и развитие текстильного производства, и создание линии бижутерии, и, конечно же, выпуск известного на весь мир парфюма Chanel № 5, до сих пор являющегося иконой парфюмерии.

Шанель не только стала главой в истории моды, но и внесла большой феминистский вклад в современное общество. Ее слова о силе воли и трудолюбии до сих пор у всех на слуху. Можно сказать, что Шанель - это первый пример настоящей бизнес-вумен, стремящейся к независимости и успеху.

Амелия Эрхарт, 1932



Амелия Эрхарт известна миру не только как талантливая американская писательница и пионер авиации, но и как первая женщина-пилот, пролетевшая через Атлантический океан.
Когда Эрхарт впервые увидела самолет в возрасте 10 лет, она отреагировала следующим образом:

Конечно, ее взгляды на полеты изменились кардинально, когда юная феминистка впервые сидела в кабине пилота. Амелия Экхарт была единственной женщиной, преодолевшей одиночное путешествие через океан в то время, как всего двум людям в мире удалось сделать то же самое.

Эта победа и многие другие достижения женщины-пилота XX века только усилили ее желание летать и уже в 1973 году Экхарт произнесла свою последнюю, известную на весь мир фразу:

Мы покорим север и юг!

Самолет Экхарт пропал где-то между Австралией и Гавайями, и на протяжении десятилетий она сама была самым известным пропавшим человеком. Сегодня, когда число профессиональных пилотов насчитывает около 130 тысяч по всему миру, 4 тысячи из них - женщины, как сообщает Society of women airline pilots.

Люсиль Болл, 1951

Люсиль Болл - американская комедийная актриса, известная как звезда популярного шоу «Я люблю Люси» и первая женщина, удостоившаяся звания королевы комедии.

Сериал «Я люблю Люси» вышел на экраны в Октябре 1951 и вскоре покорил миллионы зрителей сюжетом, основанным на семейной жизни Люсиль и ее мужа Дэзи Арназа. Полюбившаяся всем эксцентричная Люси и оркестровый музыкант Рик изменили взгляд на американское ТВ.

Очень сложно переоценить заслуги сериала. В то время, как инаугурацию президента Дуайта Эйзенхауэра смотрели 29 млн человек, среди зрителей комедийного шоу насчитывалось 44 млн. Museum of broadcast communications пишет:

«Я люблю Люси» стал Моной Лизой американского телевидения, произведением искусства, чья слава перешла границы возможного.

ТВ-шоу, которое впервые было записано и показано в кинотеатре для большой аудитории, удостоилось множества наград, среди них 5 премий «Эмми». Впервые на телевидении было дано представление о женщине, весьма вызывающее для общественного восприятия того времени. После смерти Болл в 1989 шоу продолжали смотреть более, чем в 80 странах мира.

Еще одной заслугой Люсиль Болл было открытие и руководство собственной телевизионной студией Desilu productions в 1962.

Роза Паркс, 1955



Роза Паркс известна миру как американская политическая деятельница, борющаяся за права чернокожих граждан США. Мать современного движения за гражданские права - так назвали Паркс в награду за ее достижения. Интересный случай из жизни Паркс, принесший ей репутацию феминистки, случился, когда она отказалась уступить место в автобусе белокожему мужчине, в результате чего люди, решившие поддержать Паркс, устроили бойкот, который продолжался 381 день. Одним из лидеров этого бойкота был не кто иной, как Мартин Лютер Кинг младший.

Закон о городском транспорте гласил о расовой сегрегации, но Верховный суд оказался на стороне Паркс, которая объяснила свой поступок так:

Я сажусь в автобус не для того, чтобы быть арестованной, а чтобы добраться до дома.

Роза Паркс смогла добиться равных прав для темнокожих граждан благодаря своей дипломатичности и миролюбивости. Уже в 1964 году президент Линдон Джонсон подписал указ о гражданских правах, запрещающий дискриминацию по расовому, религиозному и национальному признакам, ликвидировав расовую сегрегацию.

Валентина Владимировна Терешкова, 1963

Однажды Валентина Терешкова, советский космонавт и первая женщина, вышедшая в космос, сказала ВВС:

На земле мужчины и женщины рискуют одинаково, почему они не могут рисковать так же и в космосе?

16 июня 1963 года Терешкова отправилась в почти трехдневное путешествие, в течение которого она обогнула Землю 48 раз. В эпоху, когда Россия и Америка - это две сильные державы, борющиеся за превосходство в космосе, Валентина Терешкова совершает не только прорыв для своей страны, но и заявляет о новом статусе женщины в космонавтике.

Вы только посмотрите, что Терешкова показала американцам. Она показала им, кто есть кто!

Так прокомментировал достижение Терешковой советский лидер Никита Хрущев. Только в 1983 Салли Райд станет первой женщиной в Америке, совершившей полет в космос. Благодаря чему сегодня в NASA уже не существует стереотипов, связанных с женщинами-астронавтами. 50 % образовательных учреждений для астронавтов заполнены женщинами, некоторые из которых будут выбраны для планирующегося полета на Марс.

Вирджиния Раджи, 2016



В этом месяце в Риме прошли выборы, в результате которых впервые за более чем двухтысячную историю мэром города была выбрана женщина.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама