THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Сегодня сложно найти человека, который бы ничего не слышал о термине «раннее развитие ребенка».

Многих родителей интересует, что же это такое?

Что такое раннее развитие ребенка

Под понятием «раннего развития» понимается активное развитие способностей ребенка от рождения до 3-4- летнего возраста. Именно в этот период формируются интеллектуальные способности малыша.

Учеными доказано, что к 3 годам развитие клеток головного мозга составляет 70-80%, а к семилетнему возрасту – 90%. Стоит ли упускать возможность и не использовать потенциал малыша?

Способность мозга принимать и запоминать информацию – это основа, на которой держится дальнейшее интеллектуальное развитие ребенка. Мышление, творчество, способности развиваются после 3 лет, но используется основа, которая сформировалась к этому возрасту. Если она отсутствует, бессмысленно учить, как ее применять. (4)

Мечтой родителей является раскрыть возможности ребенка, вырастить его успешным и уверенным в себе. Для этого необходимо создать развивающую среду и немного потрудиться.

Итак, раннее развитие - это:

  • физическая активность ребенка без ограничений. Для этого следует выделить специальное место в доме, где он сможет заниматься, развивая ловкость, силу, навыки владения своим телом, при этом ощущая себя увереннее. Физическое развитие ребенка напрямую связано с интеллектуальным;
  • окружающая среда с увлекательными предметами, которые изучает и познает ребенок;
  • различные игрушки, дающие многообразие зрительных, звуковых, тактильных ощущений;
  • регулярные беседы, совместные темы для обсуждения, чтение, рисование, лепка из пластилина, музыка, прогулки и многое другое;
  • инициативность мамы по отношению к ребенку ее постоянное присутствие и внимание. Получение радости от совместного творчества, желание сделать жизнь ребенка яркой, интересной и насыщенной.

Для чего необходимо раннее развитие. Цели и задачи

Исследования ученых доказали, что еще не родившийся ребенок способен воспринимать, запоминать информацию и даже принимать решения. Ребенок в утробе матери обладает удивительным диапазоном чувств и живых эмоций (3), а доктор психологических наук Г.А. Урунтаева отметила, что органы чувств новорожденного ребенка функционируют с момента рождения (1).

Детский организм уже с рождения начинает активную деятельность: развивается сенсорное восприятие, тактильные ощущения. Новорожденный приспосабливается к новым условиям существования, включаются мощные механизмы адаптации. Ребенку необходимо знать о мире, в который он пришел, все.

По мнению Г.А. Урунтаевой особенностью развития в этот период является то, что зрение и слух опережают развитие рук. Карточки Домана, кубики Зайцева, рамки Монтессори, доски Сегена, пособия, игры, игрушки, рисование, лепка, аппликация, игры с водой, с песком - все это необходимая информация в познании окружающего мира.

Позиция некоторых мамочек: « Я ничем не занималась с ребенком, и ничего - растет не хуже других» непонятна и неверна. Да, растет, а каково будет ребеночку в дальнейшем, например, в школе, когда на школьника навалится колоссальная нагрузка по чтению, счету, письму? Сможет он все успевать и легко ли будет совершенно неподготовленному ребенку? Требования в современных школах к нынешнему поколению жесткие. Кто позаботится о завтрашнем дне своего ребенка, как не собственные родители?

Помните, это будущее не только вашего малыша, но и ваше. Сегодня от родителей зависит, насколько легко и гармонично войдет и адаптируется в современном мире маленький человек.

Итак, цель раннего развития - расширить информационное пространство ребенка, дать знания об окружающем мире, развить творческий потенциал и способность принимать решения. Главная задача - воспитать успешную и гармоничную личность.

Как проводить занятия, основные правила

Заниматься с ребенком просто и интересно. Детки легко идут на контакт, ведь им все любопытно. Главное, ваше желание, а время всегда найдется. Полчаса пролетит весело и незаметно, а польза будет всем и результат - полноценное, раннее развитие.

Необходимо придерживаться несколько основных правил:

  • не перегружайте ребенка, можно отбить желание заниматься;
  • беседуйте постоянно, обсуждайте все и везде;
  • не заставляйте заниматься, если у ребенка нет настроения или он не здоров;
  • развивайте гармоничную личность, изучайте различные предметы и разносторонние явления;
  • упрощайте занятия, если малышу трудно;
  • оставляйте право выбора времени и деятельности за ребенком;
  • разнообразьте методические пособия: карточки, игры, книги, мультфильмы, музыкальные сопровождения;
  • создайте развивающую среду: карточки, кубики, книжки, игрушки пусть будут повсюду. Плакаты, календари, фотографии, картины украсят стены;
  • не ограничивайте ребенка в действиях;
  • разрешайте, под наблюдением взрослых, играть малышу с домашними предметами;
  • включайте музыку: классику, сказки, детские песенки;
  • предоставляйте самостоятельность с раннего возраста;
  • поощряйте навыки самообслуживания;
  • хвалите малыша за любой успех.

Благодаря занятиям развитие ребенка будет более ранним и полноценным, главное, он научится добывать знания самостоятельно.(2)

Не бойтесь перенасытить информацией детский мозг. На определенном этапе, когда он переполняется сведениями, мозг отключается. Информации не бывает много, наоборот, чтобы полноценно развить ребенка, ее оказывается слишком мало. (4)

Масару Ибука, известный как основоположник инженерных идей корпорации «Sony» и новаторской теории по обучению детей на первых этапах жизни, написавший ряд книг, одной из которых является «После трех уже поздно», рассказывает о присутствие потребности в раннем развитии у каждого ребенка. Успех будущей личности напрямую будет зависеть от удовлетворения этой потребности. (4)

Помните, для успешного результата следует любить малыша, уважать и знать - видеть его способности и интересы.

Выбор методики по раннему развитию и центра раннего развития остается за вами, ведь никто лучше вас не знает характера, темперамента и наклонностей вашего ребенка.

В продолжение дискуссии об предлагаем вашему вниманию гостевой пост Марии Костюченко (блог «Учимся играя « ), посвященный мифам о раннем развитии.

Очень интересно было услышать об этом именно от Маши, как от человека, не просто знакомого с понятием «раннее развитие», а живущего им и на сто процентов уверенного в правильности выбранного пути. Согласны вы или нет с позицией Марии — об этом можно поговорить в комментариях.

Недавно Алла предложила написать мне статью про раннее развитие для , я четно не знала, что именно стоит написать, так как вот уже третий год я каждый день говорю о раннем развитии (и не только говорю), а хотелось бы подойти к этому вопросу с разных сторон. Тогда Алла задала мне направление – мифы о раннем развитии . Пожалуй, я наслышалась за это время их столько, что хватило бы не на одну статью, но попробую описать кратко те, с которыми сама сталкивалась.

Для начала я хотела бы сказать, что такое Раннее развитие (РР) в моем понимании . РР – это создание развивающей среды для ребенка, свободное без помех развитие в форме игры. Это не насильственное обучение ребенка навыкам чтения, счета и т.д., не обучение в традиционном понимании этого слова, за партой учебниками в сухой и неинтересной форме.

Если мама будет играть с ребенком, показывать ему картинки, читать книги. Он начнет развиваться, а если добавить к этому набору немного элементов от разных методик РР, подходящих именно для этого малыша, то он будет развиваться еще быстрее, а ведь он даже не поймет, что с ним занимались, так как в это время он играл с мамой в увлекательную игру. Вот это и можно назвать ранним развитием, хотя мне очень понравилось определение Инны (автора блога «Записки оптимистки»), что это не раннее, а «своевременное развитие» .

Итак, какие же мифы о раннем развитии мне приходилось развевать за время занятий с ребенком.

1. Раннее развитие лишает детей детства.

Как может лишить детство общение и игры с мамой? Дети по натуре своей исследователи и экспериментаторы. Они любят открывать для себя неизведанное, задавать много вопросов и совать свои носики туда, куда их не пускают. Так можно просто направить все эти стремления и желания детей в нужное русло. Дать ребенку пищу для размышлений. Пусть ребенок сам учится находить ответы на свои вопросы.

Приведу пример: в какой-то момент Дашу заинтересовал закон всемирного тяготения. Она, правда, не знала, как именно это называется (да и сейчас не знает), но в один момент она тала кидать разные вещи вверх (мячики, шарики, игрушки и т.д.) и смотреть, как они падают вниз. Она не спрашивала меня, почему они падают, она хотела понять сама. Она экспериментировала с размерами, формами, высотой и даже цветом предметов, но ничего не объясняло падение этих предметов. Она все еще в поиске, но она уже поняла, какие параметры не влияют на падение. И такие занятия я считаю очень полезными и относящимися к РР, но они не лишают ребенка детства, они развивают его.

2. Раннее развитие занимает много сил и времени.

Ребенок вообще занимает много времени и сил не зависимо от того, занимаются с ним или нет. Когда рождается малыш, мама подсознательно посвящает ему всю оставшуюся жизнь, так почему бы не проводить время с пользой для обоих. Ведь, когда мама хочет чему-то научить ребенка, она учится сама. Считайте, что потраченное время – это не только время инвестированное в ребенка, а время, когда мама может сама обогатиться новыми впечатлениями, знаниями.

До рождения Даши я очень плохо разбиралась в живописи, музыке, географии, у меня были проблемы с языками. Сейчас я слушаю классическую музыку, я учусь ее понимать, я знаю многих художников, картин и стилей в живописи, я знаю очень много о континентах и странах, я начала учить китайский язык и вспоминаю английский. Я развиваюсь, а вместе со мной развивается мой ребенок. Я инвестирую в себя и в Дашу. А сколько времени вы потратили на образование в школе и институте? Много? А сколько от этого вы получили удовольствия и реального эффекта?

3. Раннее развитие – это попытка познакомить ребенка со школьной программой.

Нет! Раннее развитие - это ни в коем случае не программа. Раннее развитие – это создание благоприятных условий для развития его потенциала: правильному питанию, сенсорному и двигательному развитию, формированию физического и психического здоровья ребенка. Раннее развитие вовсе не предполагает преждевременного привития ребенку навыков, которыми он еще не в состоянии овладеть по физиологическим причинам.

Никто не заставляет детей в 2 года учить формулы по физике или решать задачи симплекс-методом, нет! Что плохого в том, чтобы ребенок знал цифры, буквы, развивал вою память? Можно кормить куколок пирожками и одновременно понимать сущность деления, можно троить башенку и овладевать счетом, можно слушать красивую музыку и понимать ее, не учить при этом нотную грамоту и т.д.

4. Ребенок будет скучать на уроках в школе.

Я уже писала выше, что цель РР не преподать школьную программу 2 летнему малышу, РР направлено не на опережение школьной программы, а на формирование желания учиться и получать знания.

Со мной не занимались ранним развитием, но в школе мне было очень скучно и не интересно, я честно доучилась до конца 11 класса и получила свою медаль. Так что интерес к предметам в школе зависит не от степени развития ребенка к моменту поступления в эту самую школу, а от педагогов, которые там работают.

5. В раннем развитии нет необходимости, так как традиционное развитие испытано годами.

Да, наших бабушек и нас воспитывали и обучали традиционными способами и мы выросли хорошими людьми с приличными знаниями, но еще пару веков назад и письму было привилегией, а не нормой. Книги были достоянием знатных и богатых особ и никому это не мешало. Сейчас, если человек не умет писать и читать, то он скорее «маугли».

К тому же, для поступления в детский сад и школу, ребенок должен знать и уметь уже очень много, хотя еще несколько лет назад требования не были такими высокими. Детей обучают языкам, чуть ли ни с начальной школы, уже к третьему классу им знакомят с законами физики и химии (в легкой форме, но знакомят). Так почему же мама не может дать ребенку дома немного больше?

6. Раннее развитие – это слишком дорого.

Согласна. Развивающие игрушки и пособия стоят не дешево. НО! Обычные куклы с непонятными формами и лицами стоят еще дороже, мягки игрушки тоже не отличаются дешевизной, а спектр игр с ними в сотни раз скуднее, чем с любой развивающей игрушкой.

Например, квадраты Никитина. Основная цель – научить ребенка складывать из различных элементов квадрат (принцип пазла). Но из этих же элементов мы строили целые города (домики, деревья, озера, дороги и т.д.), изучали с помощью них цвета, группировку, геометрию, играли в ролевые игры и т.д.

А можно и не покупать их, можно просто взять ненужную картонную коробку и цветную бумагу и сделать собственные квадраты. Подключите ребенка, и вот вам творческое занятие с полезным результатом и процессом.

Больше половины пособий я делала для дочки из ненужного, на первый взгляд, материала, который могла бы выкинуть и остаться без очередной развивающей игрушки. Решать вам.

Каждая мама выбирает для себя сама, что по ее мнению лучше для ее ребенка: раннее развитие, развитие, соответствующее возрасту ребенка или отсутствие каких-либо занятий, направленных на развитие малыша.

Так что желаю всем удачи в выбранном им пути!

Гений в памперсах

Одно из самых ранних моих детских воспоминаний: папа сидит за столом, перед ним — огромная газета, я у папы на коленях и вожу пальцем по газетной странице, на которой сверху огромными красными буквами написан какой-то (это я сейчас понимаю) лозунг. Называю все буквы одна за другой.

—Теперь прочитай, — предлагает папа.

Пытаюсь, ничего не получается. Реву изо всей мочи. Брат отрывается от игрушек (он на год старше), подходит и читает. Я опять реву, еще громче. Обидно ведь — брат смог, а я — нет.

Если честно, совершенно не помню, кто и как учил меня читать и считать . В детском саду в благословенные 60-е годы прошлого века к школе детей готовить даже и не думали. Я в первом классе была диковинкой: научилась читать еще до школы.

Теперь-то этим никого не удивишь. Племянница мужа в пять лет читала Сент-Экзюпери и, что удивительно, все прекрасно понимала и могла пересказать прочитанное своими словами. Что вы хотите? Раннее развитие. Сейчас не умеющий читать ребенок будет испытывать в первом классе огромные трудности. Так уж повелось, что к школе надо научиться читать, считать хотя бы в пределах 20, а лучше бы и 100, и не только считать, но и складывать, и вычитать… В общем, для чего при таком раскладе нужен первый класс, совершенно непонятно. Но это тема совершенно другого разговора. А мы вернемся к раннему развитию ребенка.

Не худо бы разобраться: во-первых, что под ним понимать, во-вторых, для чего оно нужно и, в-третьих, нужно ли оно вообще. Поехали?

Рано или поздно?

Мой малыш с бока на бок начал переворачиваться только в полгода. Все доктора хватались за голову и намекали на его полную отсталость. Ничего! Массажи, постоянное общение, музыка, чтение книжек свое дело сделали. В 7,5 месяцев мы начали вставать, держась за опору, в 8 могли стоять, уже ни за что не держась, в 9 месяцев ползали так, что было не угнаться, в 10 месяцев самостоятельно садились, а в 11 месяцев сделали первый шаг. В полтора года сын абсолютно все повторял за взрослыми. Сейчас (ему 2,5 года) задает вопросы (любимый вопрос: «Почему в метро двери хлопают?»), знает и уверенно показывает с десяток цветов и вообще рот у нас закрывается только на время сна. В общем, мы все, что видим, обязательно комментируем. Недавно карапуз не на шутку растерялся: как так — все время видел оранжевые экскаваторы, а тут вдруг на стройке работает желтый. Дня три не давал покоя: «Мама, почему он желтый?»

Я по своей наивности считала, что так и должно быть. Участковая врач же сказала: «Ой, какой он у вас развитый не по годам». И впала чуть ли не в ступор, когда мой карапуз, дотронувшись до ее халата, пролепетал: «Халат белый».

— Он у вас и цвета знает?

— Да, а что?

— Идите-ка вы, мама, домой и успокойтесь. Какое рассеянное внимание, какое отставание, да в его возрасте многие мальчики «мама» с трудом произносят.

Потом уже, начитавшись умных книжек, я поняла: у каждого ребенка свой темп развития. Старший племянник заговорил уже после двух лет, что не помешало ему поступить в МФТИ. Все свое отставание, в том числе и неумение в пять лет читать, он преспокойно нагнал.

Так какое же развитие считать ранним? В умных книжках дается определение: «раннее развитие — интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 2-3 лет)». Но, уважаемые родители, это совсем не означает, что в два года малыш должен знать алфавит, а в три — уверенно читать. Не гоните лошадей. Какой смысл в чтении, если малыш не в состоянии осмыслить прочитанное и пересказать своими словами? Замечали, как в метро человек, читая газету, невольно шевелит губами? Это он повторяет про себя прочитанное. О чем это говорит? Процесс чтения и осмысления того, что узнал, дается с трудом. Вы этого добиваетесь? Нет? Тогда не форсируйте процесс.

До того, как начать читать, малыш должен научиться отвечать на вопросы, пересказывать услышанное, развить память, мышление, речь… В его голове должно улечься огромное количество информации, и ребенок должен понять, что с чем и как связано. Одним словом, до чтения он должен созреть.

Что же касается остального, то ребенок многому научится сам. Ваша задача — создать условия, чтобы он всем премудростям учился охотно и играючи, как бы сам по себе.

Хотите, чтобы малыш знал цвета? И не только их названия, но и научился их различать? Тогда не ленитесь и будьте добры каждую вещь, до которой карапуз дотрагивается, не просто называть, но и сопровождать обозначением «красный», «желтый» и т.п.

— Ой, как громко сигналит твоя синяя машинка! Ты хочешь копать? Тогда нам понадобится оранжевая лопатка. Подай мне, пожалуйста, вон того желтого цыпленка…

Сами не заметите, как карапуз начнет уверенно показывать на игрушку и называть, какого она цвета. Проверено на собственном опыте.

Чтобы малыш начал разговаривать, всего-то и надо — плотно с ним общаться и не сюсюкать , не коверкать слова, а произносить их четко, внятно, как следует. И читать — стихи, короткие рассказы, давать слушать музыку. А еще — обязательно делать гимнастику для пальчиков. Здесь хорошую службу сослужат всевозможные шнуровки, которые во множестве продаются в детских магазинах. Только лучше покупать не абстрактную шнуровку, а, скажем, корзинку, к которой надо пришнуровать (или по-другому, в которую надо собрать) грибы. Или грядку, на которую надо посадить овощи. Заодно и названия овощей узнаете. И подскажете, чем они отличаются от фруктов. Опять-таки проверено на собственном опыте.

Гуляете, так будьте добры называть деревья, мимо которых проходите, обращать внимание карапуза на резные кленовые листья (заодно добавлять — «зеленые»), белый ствол березы и плакучие ветви ивы. Тогда и названия деревьев малыш выучит без специальной «дрессировки».

Любой ребенок — гений

Подумать только: в течение первого года жизни мозг развивается на 60%, а к трем годам — на 80%. Впечатляет? Но мозг развивается не потому, что рождаются новые клетки, а потому, что разветвляется нервная сеть, между нервными волокнами возникают новые связи. То есть мозг не накапливает информацию, а ее систематизирует. Основную информацию ребенок накапливает уже к 8-9 месяцам, а потом всю жизнь раскладывает ее по полочкам, устанавливает связи между разрозненными образами, фактами, словами и т.д. Параллельно, конечно, продолжается накопление информации, только уже в гораздо меньших объемах.

В общем, к трем годам человек накапливает и систематизирует большую часть информации о внешнем мире. Мы — существа социальные, чтобы успешно взаимодействовать с другими людьми, надо знать иерархию в группе и обществе, запреты, культурные и бытовые особенности. Надо знать то, что нужно для выживания, понять связи и взаимосвязи и уметь в них ориентироваться. В переводе с научного на бытовой язык это означает: ребенок должен понять, какие растения съедобные, какие — нет, какие животные домашние, какие — дикие, научиться отличать дождь от снега, утро от ночи, завтра от вчера, лето от осени и зимы и т.д.

Дети любознательны по самой своей природе . Родителям всего-то и нужно — не мешать, всячески любознательность поощрять и пробуждать детскую фантазию. А для этого сделайте окружение малыша интересным. Мы во всю стену повесили огромную карту «Животный и растительный мир Земли». Ох, как же интересно по ней путешествовать! Игрушечный паровоз ездит по морям-океанам (обязательно говорим, как море-океан называется, на север мы поехали, на юг или на восток), собирает в вагончики разную живность: рыб с диковинными названиями, зверей из Африки или Южной Америки и т.д.

А как интересно разглядывать в книжке картинки! И представлять, куда идет портной Ганс или катится колобок. А лиса почему колобка съела? Взрослый скажет: «Голодная была». Мой ребенок на этот вопрос ответил так: «Хотела с ним познакомиться» (перевожу его ответ на «взрослый» язык). Я объяснила для себя это так: малыш, когда хочет что-то получше узнать, тянет эту штуку себе в рот. Вот и лиса — колобок ей понравился, она захотела поближе с ним познакомиться, потому и потянула к себе в рот. Лично мне такое объяснение нравится больше.

Одним словом, малыш должен постоянно разглядывать что-то новое, открывать в уже знакомом новые подробности и детали, изучать окружающий его мир всеми органами чувств. Игрушки должны давать массу тактильных, зрительных, звуковых и обонятельных ощущений. И, конечно, ребенок должен много двигаться. Как можно больше гуляйте, ходите с малышом, рассказывайте ему о том, что он видит, читайте книжки, разглядывайте картинки, слушайте музыку, танцуйте… И вопросы о том, в каком возрасте дитя должно научиться читать, писать и считать отпадут сами собой.

Развитие и обучение

Не надо путать развитие с обучением. Одно дело учить читать, совсем другое — развивать любознательность, внимание, память, воображение. Разовьете все это, ребенок будет учиться легко и играючи. Прислушайтесь к своему малышу и не спешите. Темпы развития вашего карапуза подскажут, когда уместнее делать следующий шаг.

Если что-то не получается сразу, не психуйте . Отложите на некоторое время. А потом вернитесь к этой задаче снова. Опять-таки из личного опыта. Купила карапузу простейшие паззлы — фрукты-овощи, зверюшек надо складывать из двух-трех частей. Разложила перед ним, мол, найди мне морковку. Фигушки! Играет с отдельными частями, а сложить из них целое — не получается. Чуть не разревелась, честное слово. Части морковки видит, уверенно их находит, а вместе сложить — никак! Дня три упорно пыталась научить карапуза складывать части в целое. А ему хоть бы хны! В общем, мы это дело недели на две забросили. Потом карапуз чисто случайно наткнулся на коробку, в которой были злополучные паззлы, достал, раскрыл… И видели бы вы, с каким азартом и интересом начал искать «запчасти» от слона и льва, морковки и огурца. А потом как-то само собой все «запчасти» встали на свои места, получились занятные звери, овощи, фрукты.

С тех пор так и поступаю. Показываю новое, даю с ним поиграть и прячу. Но так, чтобы при удобном случае малыш на это обязательно наткнулся. Натыкается и, конечно же, принимается изучать. Так мы потихоньку осваиваем логические блоки Дьенеша, счетные палочки Кюизенера и многое другое.

Самое главное (опять-таки узнала на собственном опыте) не надо постоянно проверять, что ребенок усвоил, что — нет. Не устраивайте малышу экзамены. Вы же развиваете его не для отчета. Ребенок сам продемонстрирует свои знания, когда посчитает нужным. Так, я совершенно случайно узнала, что сын, оказывается, уже умеет считать до восьми. Игрушки мы с ним пересчитываем постоянно. Надо же знать, сколько мы уже собрали, а сколько еще надо убрать на место. И ступеньки лестницы от лифта к двери подъезда все время я старательно пересчитываю. А тут вдруг карапуз стал их считать, не дожидаясь меня. И точно ведь сосчитал! Без понуканий.

Мамы и папы, пожалуйста, помните: вы — самые лучшие педагоги для своего малыша . Ребенок смотрит на мир вашими глазами. Детям нужен эмоциональный опыт общения со взрослыми и окружающим миром. Он получает информацию через разглядывание, ощупывание, через звуки, эмоции — совершенно не так, как мы, взрослые. Нам, конечно, проще написать таблички с названиями вещей и развесить их по квартире. А по уму надо бы читать сказку, да не один, а двадцать один раз, причем со своими комментариями, задавать малышу вопросы, слушать ответы, размышлять вместе с малышом о том, почему колобок ушел от бабы и деда и почему дед и баба плачут, когда золотое яйцо разбилось, если сами же хотели его разбить. Ох, прочитав одну-единственную сказку, можно по ней столько вопросов задать…

А как увлекательно лепить с малышом из пластилина, рисовать вместе с ним, делать аппликации! Кстати, это развивает и мелкую моторику (следовательно и мышление), цветовосприятие, фантазию. Нам трудно находить на небе созвездия, отвечать на многочисленные детские вопросы, учить ребенка добывать информацию. Куда легче научить его считать и читать, и пусть уже дитятко занимает себя само. Мы сводим общение с детьми к чисто техническим вопросам и тем самым обедняем прежде всего самих себя.

Методик много — малыш один

Напоследок еще несколько советов. Дети — большие консерваторы. Поэтому не надо метаться от одного метода обучения и развития к другому. А выбирая методику, отнеситесь к ней критически. Мне, например, тем и нравилась наш педагог в развивающем центре, что она умело сочетала элементы мягкой школы с методом Монтессори, Никитина, понемногу брала от того и от другого, творчески все перерабатывала. Получалось интересно и очень увлекательно.

Что именно подходит для вашего ребенка, кроме вас, боюсь, никто точно не определит. Поэтому, занимаясь с малышом, будьте внимательны, учитесь на ходу менять формулировки и задания, одно и то же показывать с разных «ракурсов». И не пытайтесь воспитать гения или вундеркинда. Как показывает все тот же опыт, выдающимися людьми стали считанные единицы из тех, кого считали вундеркиндами. В конце концов, обычный, но хороший человек куда дороже всех злых гениев вместе взятых.

Развивающие игры и будущие способности ребенка

Подход к обучению детей, который принято называть ранним развитием — знакомство с окружающим миром, буквами, цифрами с помощью специальных пособий и развивающих игр — в последние годы часто подвергается критике. О том, что такое раннее развитие сегодня и что оно дает современным детям, рассказывает Алексей Маниченко, генеральный директор компании «Skylark-Умница» (Великобритания-Россия), разработчик комплектов для раннего развития, отец 2 детей.

— Видите ли вы какие-то проблемы с развитием современных детей — позже начинают ходить, говорить, позже привыкают к горшку, чем, например, их родители?

— Нормы в развитии детей — понятие очень условное и относительное. Нормы замеряются в конкретной стране или конкретным учёным, в какой-то конкретный период. Так, в мировой научной среде принято считать доказанным фактом, что большинство детей начинает говорить в возрасте от 10 месяцев до 3 лет, и это — норма.

Да, международные научные консультанты, с которыми мы сотрудничаем, говорят, что за последние десятилетия нормы действительно сдвигаются, но не в сторону более позднего развития, а наоборот. Имея больше информации, более разнообразное питание, более широкий выбор игр и игрушек, дети и развиваются быстрее, чем их предки. Эволюция.

А что касается практических навыков, таких, как привыкание к горшку, то это вопрос уклада жизни семьи в данное время. К чему родителям надо приучить ребёнка, к тому он и будет приучен. «Проблемы с развитием» здесь, на мой взгляд, ни при чем. Это всего лишь вопрос воспитания. А к воспитанию, кстати, многие родители подходят сейчас намного грамотнее, чем было возможно десятки лет назад.

К счастью, мир меняется, у современных детей есть больше возможностей развиваться в своём темпе — в том числе, не совпадать с прописанными кем-то «нормами». И я считаю, что это большое достижение нашего времени.

— Что сильнее влияет на способности ребенка — врожденные качества или то, как с ним занимаются?

— За последние 10-15 лет мировая наука пришла к выводу, что ответа на этот вопрос не существует. Ни врождённые качества, ни среда, окружающая ребёнка, не действуют на развитие ребёнка по отдельности. Всегда всё переплетается. Малыш с хорошей наследственностью, растущий в благоприятной среде, имеет наивысшие шансы быть прекрасно развитым. Если же одного из этих слагаемых не будет — или с генами что-то не так, или с воспитанием-образованием — то результаты чаще всего будут ниже.

Многие врождённые способности могут проявиться только при наличии благоприятных для этого обстоятельств. Например, если ребёнок родился с задатками великого художника, но в детстве ни разу не был в музее, не видел картин и не держал в руке кисточки или карандаша (знаю, что всё это маловероятно, но всё же) — мир никогда может не узнать в нём художника. Или ребёнок с потенциалом великого математика не попал к талантливому педагогу, способному подпитывать растущий талант задачками соответствующего уровня, — и наш математик вырастет не таким выдающимся, как мог бы. Без компьютера не вырастить программиста, без автомобиля — пилота «Формулы 1».

— Раннее развитие часто критикуют за обилие занятий с книжками и карточками в то время, когда ребенку нужно в первую очередь развивать крупную и мелкую моторику и эмоциональный интеллект. Что можно ответить сомневающимся в необходимости раннего обучения чтению, счету и т.п.?

— Вокруг раннего развития существует много мифов. Справедливости ради отмечу, что всё, связанное с воспитанием детей, часто делят на чёрное и белое. И, к сожалению, некоторым родителям тревога «а правильно ли я всё делаю» заглушает рациональное мышление.

Вспомните школьные годы. Кому было неинтересно учиться — отличникам, которые щёлкали задания как орешки, или двоечникам, которые не успевали за программой? Кто прогуливал уроки и не стремился к новым знаниям? Опыт показывает, что с развитым ребенком интересно всем — и учителю, и одноклассникам. Часто такой ребенок — не просто отличник, но и образец для подражания, и лидер.

Многочисленные исследования показывают, что грамотное раннее развитие существенно повышает достижения человека в жизни, делает саму его жизнь богаче, благополучнее. Доказана связь между уровнем образования человека и его здоровьем — более образованные имеют меньше проблем со здоровьем и живут, в среднем, существенно дольше. Этот эффект выявлен в самых разных странах, какими бы ни были климат и система здравоохранения.

Естественно, раннее развитие никак не исключает физическую активность, общение со сверстниками, хобби. Более того, оно их поощряет, стимулирует. Те же карточки — это инструмент для занятий, думаю, ни одной маме и в голову не придёт ограничить мир своего ребёнка только ими. Игры с карточками, по сути, не сильно отличаются от игр с пирамидкой или кубиками, но тут, благодаря разнообразию того, что можно поместить на карточки, в десятки раз больше форм занятий, творческих идей и просто веселья.

Вообще в раннем развитии есть только один секрет успеха — надо заниматься в удовольствие. Воспользоваться готовым комплектом или делать материалы самостоятельно — выбор каждой мамы. Мы в «Skylark-Умница» стремимся сделать обучение интереснее для детей и удобнее для родителей, поэтому и предлагаем готовые программы, разработанные специалистами. У наших клиентов остаётся больше времени на самое главное — общение с ребёнком.

Один из главных принципов раннего развития — следовать за ребенком, а не за программой. Внимание переключилось — значит пора заканчивать. Многие по старинке думают, что задача раннего развития, как и образования вообще — дать малышам как можно больше информации, знаний, фактов. Как будто они все запомнят и при необходимости тут же применят. Все изучали электричество в школе, но многие ли из нас в состоянии розетку починить? Важнее дать детям не знания, а любовь к ним и умение учиться.

Раннее развитие в том смысле, как его понимаем мы, — это совершенно естественное явление. Из ребёнка невозможно «сделать» вундеркинда, с помощью игр в раннем возрасте можно только раскрыть то, что заложено природой. Раскрыть так, как оно само никогда не раскроется! А незамеченные таланты, к сожалению, угасают. Поэтому чем больше возможностей получит ребёнок в детстве, тем больше способностей он проявит, тем интереснее ему будет учиться, тем больших высот сможет достичь. Я говорю про самореализацию, про осознанный выбор своего пути в жизни. Не этого ли мы все желаем своим детям?

О раннем развитии младенцев очень «любят» рассуждать педагоги, психологи и сами родители. Правда, последние, как правило, плохо себе представляют - в чем заключается ранее развитие ребенка, действительно ли оно полезно, можно ли его стимулировать не опасаясь негативных последствий, и что о раннем развитии думают детские врачи.

Самый соблазнительный в представлении большинства родителей нюанс любой методики раннего развития детей состоит в том, что она, якобы, обещает вырастить из вашего малыша истинного гения. Но в действительности ни одна из существующих систем раннего развития не дает подобных гарантий.

Методики раннего развития: говорим ли мы об одном и том же?

Когда речь заходит о раннем развитии, то чаще всего мы имеем в виду некие неординарные спортивные, творческие или интеллектуальные навыки, которыми по нашему мнению, ребенок может и должен овладеть в самом раннем возрасте, насколько это вообще возможно.

Желательно, чтобы он вообще на свет рождался уже с дипломом о среднем образовании и биркой, указывающей в какой именно области сей ребенок - будущий гений...

Но поскольку испокон времен и по сей день подобный багаж к рождению ребенка, увы, так и не прилагается, разные толковые и талантливые педагоги придумали всевозможные методики для раннего развития детей.

Важно, чтобы вы понимали: методики раннего развития (и мы не устанем это повторять) - это не «открывашки», которые «раскрывают» личность вашего малыша, словно консервную банку, обнажая перед вами все его одаренности, способности и таланты. Нет, отнюдь!

Прежде всего, все без исключения методики раннего развития нацелены на то, чтобы помочь вашему малышу как можно быстрее и органичнее «влиться» в структуру окружающего его мира, понять ее, «подружиться» с ней, научиться извлекать из нее пользу для себя. Одним словом, они учат детей быстро и легко адаптироваться в постоянно меняющихся условиях окружающего мира, да еще так, чтобы самим детям при этом было познавательно, весело и нескучно.

И лишь некоторые из методик сообщают, что на общем фоне гармоничного развития детской личности начинают проявляться его неординарные способности в той или иной области: искусств, точных наук, некоего прикладного мастерства и т.д.

Самые известные методики раннего развития:

  • Школа Монтессори. Согласно , учитель, ребенок и среда обучения формируют так называемый «треугольник обучения». Учитель должен создать для ребенка естественную среду, подготовив учебные помещения таким образом, чтобы обстановка поощряла независимость, свободу с умеренными ограничениями, а также способствовала ощущению порядка. Группы с детьми разных возрастов - важная отличительная черта методики Монтессори. Младшие дети учатся у детей старшего возраста, взрослыми детьми могут укреплять свои знания, обучая младших детей вещам, которые они уже освоили. Такая взаимосвязь отражает реальный мир, в котором люди работают и общаются с людьми всех возрастов и способностей.
  • Метод Береславского. Система обучения детей по довольно популярна в наши дни как система самостоятельного раннего развития (нет нужды обучаться при каком-то специализированном центре или детском саде). Методика позволяет даже совсем крошечных детей (начиная аж с полутора-двух лет) обучить чтению и письму, а также логическому мышлению и принятию решений.
  • Методика Домана. Изначально была разработана для того, чтобы помогать развивать возможности детей с повреждениями мозга посредством программы интенсивной умственной и физической стимуляции. Но начиная с 1960-х годов эта методика начала активно применяться и при воспитании обычных, здоровых детей. Согласно методике Домана, период от рождения до 6 лет является для детей решающим в плане обучения и развития внутреннего потенциала.
  • Методика Зайцева. Самое знаменитое учебное пособие - это одноименные кубики. Кубики Зайцева можно успешно применять как дома, так и в любом детском саду. Пособие представляет собой разные по размерам и цветам кубики, на которых изображены сразу все склады русского языка. Занятия с кубиками позволяют детям постарше (от 3 лет) очень быстро научится бегло читать, а малышам (от 1 года) помогают начать активно говорить а, спустя пару лет, беспроблемно читать.
  • Методика Ибука. Одна из самых известных методик раннего развития. По мнению автора, она отнюдь не стремиться воспитывать из ребенка гения. Все люди, при условии отсутствия физических недостатков, рождаются с одинаковым потенциалом. То, как они потом делятся на умных или глупых, вежливых или агрессивных – зависит целиком от воспитания. По сути своей - это некий свод наблюдений и правил, которые нацелены на то, чтобы ребенок рос в первую очередь счастливым.

Все вышеперечисленные методики раннего развития за тот или иной период истории своего существования доказали свою эффективность и полезность - выбирайте любую на ваш вкус, или сочетайте сразу несколько. Они все, чуть разными способами, но примерно с одинаковой степенью успеха, действительно помогают личности маленького ребенка «найти свое место» в окружающем мире, наладить с ним взаимовыгодное общение, научиться быстро адаптироваться к образу той социальной группы, в которой ребенок существует.

Многие родители самостоятельно изучают основы и принципы той или иной авторитетной методики раннего развития, и применяют этот опыт в повседневном общении со своим малышом...

При этом обучение в рамках раннего развития обычно построено таким образом, чтобы максимально стимулировать в малыше любознательность, коммуникативность, умение приобретать и использовать свой опыт и другие полезные качества.

Что развивать в маленьком ребенке?

Чтобы приобщить малыша к раннему развитию, совсем необязательно отдавать его в руки специалистов и специальные учреждения. Не обделенные интеллектом и культурно подкованные родители могут и сами заниматься со своими детьми. Другое дело - чем именно заниматься?

Увлекаясь теорией раннего развития ребенка, очень важно не поддаться соблазну и не превратить собственного малыша в «звезду бродячего цирка».

А именно: двухгодовалого малыша вполне можно заставить запомнить флаги всех европейских государств и безошибочно их узнавать. И у вас всегда будет эффектный «козырь» в рукаве, чтобы «заткнуть за пояс» других родителей, которые время от времени любят похвастаться талантами и достижениями своих детей.

Ваш Петя научился считать до пяти? А Ваша Сонечка отличает красный от синего? Что ж, неплохо. Но мой-то, глядите, уже эксперт по европейским стягам! Безусловно, вы сорвете шквал аплодисментов. Правда, эта ваша семейная гордость в данном случае не имеет никакого отношения к раннему развитию.

Если вы не будете повторять с ребенком названия государств и присущие им флажки ежедневно - то к пяти годам у него от этого умения не останется и следа. Более того - он как не имел представления о заученных государствах, так и будет оставаться в неведении относительно их.

Это мнимые знания, бестолковые и непрактичные. Балласт, от которого детская память рано или поздно избавится. Так стоит ли тратить усилия на приобщение ребенка к бесполезным и бессмысленным знаниям?

Если речь идет о младенце или малыше до 2 лет, то развивать в нем следует в первую очередь те навыки, которые явно пригодятся ему сейчас, пригодятся в будущем, а также станут первой ступенькой к освоению более сложных умений.

Иногда врачи называют эти навыки «инстинктивными» - они не относятся к разряду высокоинтеллектуальных достижений и талантов, но они резко повышают активность ребенка в области социальной и природной адаптации. Причем, эта активность будет присуща этому ребенку и в будущем. На практике все выглядит гораздо проще и веселее, чем в теории. Например, малыша в возрасте 1,5-2 лет уже вполне можно обучить:

Различать несколько цветов. И лучше всего - на конкретных прикладных вещах и предметах. «Желтый банан - это спелый и вкусный фрукт. А зеленый банан - неспелый и совсем не вкусный. Красная или синяя ягода - спелая и вкусная. А вот эта зеленая ягода (обязательно показывайте оговариваемые предметы на картинках или «вживую» ) - не зрелая и может быть даже ядовита, это есть нельзя». И тому подобное...

Чему бы вы ни пытались обучить вашего ребенка - всегда приводите примеры. Десятки, сотни примеров! Только через наглядные примеры малыш способен воспринять знание. Никакие абстрактные объяснялки ему в возрасте до 6-7 лет в принципе недоступны - имейте это ввиду.

Как только ваш карапуз сообразит, что вкус и спелость бананов можно узнать по цвету - его конкурентноспособность в социуме и способность к самосохранению сильно возрастут. Судите сами: в следующий раз, когда перед детишками поставят блюдо с бананами, лучше всех себя будет чувствовать именно ваш ребенок - он сможет быстро и точно выбрать из всей кучи бананов самый спелый и вкусный фрукт.

А если в свои 2 года ваш карапуз сможет не только добыть себе самый вкусный и «выгодный» плод, но и по своей инициативе поделится своей «добычей» с кем-то другим (с вами или с ребятишками на площадке) - вы можете смело похвалить себя за то, что вы действительно талантливый, потрясающий педагог. Ведь способность к проявлению эмпатии, сочувствия, щедрости и тому подобных качеств - это тоже признак зрелой личности.

Различать запахи. Особенно полезно научить ребенка распознавать приятные запахи (например, аромат цветов, фруктов, горячего хлеба, свежескошенной травы и т.п.), а также «тревожные и опасные» запахи: например, запах дыма, гари, бензина и т.п. На этом можно придумать множество интересных, веселых, обучающих игр.

Различать форму похожих предметов. Куда уж проще - набрать охапку осенних листьев во дворе, а потом для каждого листочка найти «родное» дерево. «Это кленовый листик, клен выглядит вот так (и покажите малышу само дерево ). А это дубовый листочек, а вон и сам дуб...».

А через пару дней пусть ваш малыш уже сам покажет вам деревья, от которых собранные листики «сбежали»... Подобные игры быстро прививают ребенку навык идентифицировать похожие предметы. Каким бы простецким ни показалось вам подобное занятие, оно может реально обучить вашего кроху способности быстро адаптироваться в условиях выбора. Вы замечали, как нередко, например, перед прилавком с кефирами-йогуртами стоят люди в глубокой задумчивости? Им реально тяжело выбрать из массы похожих товаров что-то для себя. Чаще всего, они берут либо то, что уже пробовали недавно, либо то, что берет в свою корзинку рядом стоящий человек.

Вам подтвердят многие психологи - современные люди часто страдают от того, что теряются перед множеством однотипных форм (будь то выбор одежды, продуктов и т.п.). Хотя этот навык - уверенного и осознанного выбора - легко можно привить еще в самом раннем детстве.

О чем бы вы ни говорили с вашим малышом, всегда старайтесь снабдить ваше повествование яркой простой иллюстрацией или демонстрацией предмета "вживую".

Говорить на нескольких языках. Натура маленького ребенка очень податлива и способна воспринимать объем информации гораздо больший, чем вы можете себе представляете. И билингвы (дети, которые воспитываются сразу на двух языках) в наше время не редкость.

Иногда причиной тому становятся международные браки, а порой родители специально начинают обучать кроху языкам еще с младенчества. Но тут очень важно соблюдать правило: если вы хотите, чтобы ваш ребенок свободно говорил на нескольких языках, он должен практиковать эти языки каждый день.

Кстати, билигвами называются люди, которые владеют лишь двумя зыками. Если вы или ваш ребенок разговаривает на трех, четырех или пяти языках, то имя вам - полилингв. А если вы тот редкий тип людей, что владеет шестью и более языковыми культурами - то вы определенно полиглот.

Знания - ничто без практики!

Под ранним развитием можно понимать множество прекрасных навыков. Для детей от 2-3 лет, это как правило: освоение иностранных языков (параллельно с родным), способность читать и писать в раннем возрасте, спортивный, или, например, музыкальный таланты и т.д. У совсем крошечных малюток до года раннее развитие - это поступательное освоение рефлексов (например, хватательного или шагающего) на ранних сроках и т.п.

Однако, помните - то, что вы в этом малыше развиваете (или только пытаетесь развить), должно быть частью его повседневной жизни. Например, если вы с 6 месяцев приучаете вашего сына или дочь к иностранным языкам, то на протяжении многих лет он должен слышать эти языки и пользоваться ими ежедневно - только тогда в этом будет смысл, прогресс и толк.

Вы можете на пальцах объяснить трехгодовалому мальчишке основные принципы термодинамики - и он вас, вероятно, даже поймет. И даже будет повторять эти тезисы в кругу своих сверстников на глазах их изумленных родителей. Но если это не будет иметь никакого продолжения, регулярности и практического подкрепления, то к десяти годам этот ребенок в плане знаний по термодинамике будет таким же «нулем», каким он был и в два года. Не тратьте время на пустые, «тупиковые» познания! Занимайтесь с малышом тем, что:

  • имеет развитие. (Умение распознавать простые цвета можно усложнять знакомством с многообразием цветовых оттенков, с навыками рисунка и т.п.)
  • имеет практическую пользу. (Вы помните - умение распознавать цвета дает малышу возможность выбрать для себя самый вкусный и «выгодный» банан).
  • нравится вашему ребенку. (Любое занятие в рамках раннего развития должно приносить ребенку неподдельное удовольствие, удовлетворять его любопытство, смешить и веселить его, одним словом - доставлять ребенку положительные эмоции).

Как узнать, не перегружен ли малыш тем или иным занятием?

Нагрузка для малышей совсем нежного возраста (до 2-3 лет) определяется исключительно индивидуальными особенностями ребенка, его личным режимом дня, его интересами и желаниями.

Если малыша завораживает музыка, что мешает вам слушать ее постоянно, пока малыш бодрствует? Да ничего! Или почему бы не позволять ребенку вдоволь «изучать» книжки, если он действительно ими увлечен? Существует немало детей, которые в младенчестве, едва научившись сидеть и стоять, часами могли разглядывать яркие книжные иллюстрации или страницы глянцевых журналов - как правило, такие ребятишки в будущем очень рано, легко и быстро учатся читать.

Чем бы ни занимался ваш ребенок, которому еще нет 3-х лет, критерий «перегруженности» будет всегда один - у малыша пропадет желание этим заниматься. Он начнет капризничать или плакать, переключать свое внимание или проситься спать. В этот момент очень важно мгновенно переключить ребенка но что-то другое.

Но если ребенок не демонстрирует признаков усталости или скуки, а явно наслаждается каким-либо занятием (собирает кубики в пирамидку, слушает музыку из проигрывателя, разглядывает красочные иллюстрации в журналах) - он может делать это сколько угодно долго.

Раннее развитие не должно мешать здоровью!

Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы в погоне за музыкальными, или, скажем, интеллектуальными достижениями вы забыли о том, что для ребенка 1-3 лет крайне важна физическая активность и свежий воздух. Если в угоду развивающим занятиям, малыш станет меньше и реже гулять, меньше двигаться и уставать физически - это может нанести ущерб его здоровью.

Физическая активность столько же важна для успешного созревания гармоничной личности ребенка, как и интеллектуальные (а также эмоциональные и прочие) навыки...

Не забывайте, что физические нагрузки - плавание, ползание, длительные прогулки и любое активное движение - очень важны для малыша. Напомним, что множество органов и систем в организме ребенка продолжают формироваться спустя несколько лет после его рождения.

Например, свод стопы приобретает правильную форму только лишь к 7-12 годам. Причем благодаря именно тому, что по природе своей ребенок до этого возраста - особенно физически активен: прыгает, скачет, носится и т.п.

Кстати, именно поэтому официального диагноза в медицине не существует, хотя сама по себе эта проблема существует, и довольно остро: многие маленькие дети в наше время отчасти лишаются физической активности в пользу так называемого интеллектуального раннего развития. И вместо того, чтобы играть в догонялки и «классики», они сидят сиднем, осваивая азы шахматной игры или иностранные языки. Что в результате приводит к «пробелам» в формировании скелетно-мышечной системы ребенка...

Не лишайте малыша прогулок - он должен «пропрыгать» и «пробегать» свое детство ради собственного здоровья, это заложено в человеческого детеныша природой.

А если вы хотите, чтобы при этом его интеллект тоже не скучал и развивался - ищите компромисс! Например: наймите ему молодую няню со знанием французского языка: пусть вместе прыгают на свежем воздухе и при этом разговаривают по-французски. Разумный компромисс всегда найдется!

Грамотный подход

Толковые, благоразумные родители понимают: методики раннего развития - это не способ вырастить из своего ребенка будущего Моцарта, Паваротти, Хокинга или Эйнштейна. Подобные амбиции провальны уже по сути своей.

Все существующие курсы и школы раннего развития малышей - это лишь прекрасная возможность поддерживать и удовлетворять потребность любого ребенка в познании окружающего мира. Через спорт, через музыку, через визуальное восприятие, через математику, через языки - способов познавать окружающий нас мир десятки, сотни. Ваша задача лишь определить - какой именно из этих способов «по сердцу» вашему малышу более, чем другие...

Никакая методика раннего развития не способна сама по себе сделать вашего ребенка счастливым. Более того, даже если ваш малыш освоит все существующие методики раннего развития еще до своего пятилетия - это отнюдь не гарантия того, что в 25 он станет преуспевающим и довольным жизнью человеком.

Итак, любящие, благоразумные и ответственные родители, решившие «подвергнуть» своего малыша той или иной методике раннего развития, должны твердо помнить:

  • Раннее развитие заключается не в том, чтобы вырастить из ребенка гения. А в том, чтобы научить ребенка некоторым навыкам взаимовыгодного коммуницирования с окружающим миром. Отсутствие страха и недоверия, любознательность, стремление к общению, способность с состраданию и щедрости, доброта.
  • Знания, которые дают методики раннего развития, должны быть практичными и полезными для повседневной жизни ребенка.
  • Методика раннего развития, какой бы эффективной и авангардной она ни была, не должна препятствовать естественному развитию всего организма или угрожать физическому здоровью ребенка.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама