THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Консультация для воспитателей ДОУ «Знакомство с играми «Блоки Дьенеша»: «Назови имя…», «Переводчики», «Игры с обручами».

Золтан Дьенеш разработал логические блоки, позволяющие обучать малышей основам математики в лёгкой игровой форме. Логические блоки знакомят детей с различными цветами, понятием форма и размер. Играя с блоками Дьенеша, у малыша активно развивается логика, внимание, воображение, память.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырёх форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);

б) четырёх цветов (красный, синий, жёлтый);

в) двух размеров (большой, маленький);

г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Предлагаю вашему вниманию игры «Назови имя…», «Переводчики», «Игры с обручами».

Игры и упражнения с блоками, где их свойства, изображены на карточках. Так цвет обозначается пятном: красный, жёлтый, синий. Величина - силуэтом домика (большой, маленький). Форма - соответственно контурами фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный). Толщина - условным изображением человеческой фигуры (толстый и тонкий). Карточки рассматриваются с детьми, уточняется, какие свойства обозначены на них. Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий

Игра «Назови имя…»: предъявите ребёнку несколько карточек и предложите назвать их имена. Так, ребёнок научится читать закодированную информацию, т.е. научится её раскодировать, а в словаре ребёнка появятся следующие определения: "...это красный, большой, круглый, толстый блок. После освоения этих умений можно усложнить задание. Теперь ваш ребёнок будет самостоятельно выявлять свойства блоков, как по слову, так и с использованием карточек. Предлагаются такие игры: "Кто быстрее соберёт блоки!", "Поручения", "На своё место". Важно, чтобы дети, выполняя игровую задачу, делали все быстро и качественно. Все блоки в данных играх должны быть в поле зрения играющих, что обеспечивает опору на непосредственное восприятие свойств блока при решении задачи. В последующих заданиях рекомендуется усложнить задачу и развивать умение выявлять свойства блоков по слову без опоры на наглядность. Блоки убирают в коробку или под салфетку. Игровые образы Мышки (игра "Мышки-норушки") помогают заинтересовать ребёнка в отборе блоков - "запасов на зиму" в норку (коробку), выбирая по слову ведущего либо красные, либо круглые...

В последующем дети осваивают слова и знаки, обозначающие отсутствие свойства. Потребуются карточки, где обозначенное свойство будет перечёркнуто двумя линиями. Например: перечеркнутая красная клякса означает, что фигурка не красная. А значит, она, может быть, синей или жёлтой. Перечёркнутый треугольник означает не треугольную фигурку (квадратную, круглую или прямоугольную). Для усвоения таких понятий необходимы игры: "Переводчики", "Помоги Незнайке" . В этих играх требуется не только рассказать о блоках, перевести в слова то, что обозначает карточка, но и найти соответствующий блок. Эти игры научат детей по-разному рассказывать про цвет, величину и так далее. Например, о жёлтом прямоугольном блоке можно сказать, что он некрасный и несиний, по форме некруглый, нетреугольный, толстый (тонкий), большой (маленький).

Золтан Дьенеш разработал логические игры с обручами, которые отлично развивают у детей способность логически мыслить и ориентироваться в пространстве.

Перед игрой объясните ребёнку основную терминологию - «внутри» и «вне» обруча. Для этой цели вам понадобятся два стандартных обруча, которые отличаются цветовым исполнением, например, красный и зелёный, и поместить их на любую твёрдую поверхность. Далее объяснить малышу следующие аспекты: какая часть поверхности располагается внутри двух обручей; внутри красного обруча, но вне зелёного; внутри зелёного, но вне красного обруча; вне обоих обручей.

Для игры с одним обручем нужно подготовить логические блоки и обруч. Далее предложите ребёнку поместить внутрь обруча только блоки жёлтого цвета, а вне обруча расположить остальные блоки. Для закрепления информации можно задать следующие вопросы: Какие блоки находятся внутри обруча? (Жёлтые). Какие блоки расположены вне обруча? (Не жёлтые: синие, красные). В процессе игры предоставьте малышу возможность самостоятельно выбирать основной цвет (размер, форму, толщину) логических блоков.

Для игры с двумя обручами приготовьте логические блоки и обручи, отличающиеся цветом жёлтый и синий. Разместите на твёрдой поверхности обручи, чтобы они имели общую часть после пересечения. Далее предложите ребёнку встать в различные зоны обруча, при этом проговаривайте слова: внутри и вне обруча. Например, встань внутрь жёлтого обруча, но вне синего обруча или встань внутри обоих обручей. Потом малыш располагает логические блоки внутри двух обручей. Например, внутри жёлтого обруча необходимо поместить все синие блоки, а внутри синего - блоки круглой формы. После выполнения практической задачи по расположению блоков ребёнку предлагают ответить на стандартных четыре вопроса:

Какие блоки лежат внутри обоих обручей?

Внутри синего, но вне жёлтого обруча?

Внутри жёлтого, но вне синего?

Вне обоих обручей?

Следует подчеркнуть, что блоки надо назвать здесь с помощью двух свойств - формы и цвета.

Более сложным уровнем отличается игра с тремя обручами. В данной игре малыши выполняют сортировку блоков по трём признакам. Для игры необходимо расположить обручи так, чтобы получилось восемь областей. Далее родители с малышом называют данные области по отношению к обручам, отличающиеся цветом. Например, внутри синего и красного обруча, но вне жёлтого обруча или внутри трёх обручей. После ознакомления с областями взрослые предлагают ребёнку расположить в обручах предметы: внутри обруча красного цвета поместить блоки квадратной формы, внутри обруча жёлтого цвета - блоки большого размера, а внутри синего - блоки в жёлтом исполнении. После выполнения практической задачи, для закрепления и повторения материала, задайте ребёнку восемь (стандартных для любого варианта игры стремя обручами) вопросов. Какие блоки лежат:

Внутри всех трёх обручей;
- внутри красного и синего, но вне жёлтого обруча
- внутри синего и жёлтого, но вне красного обруча
- внутри красного и жёлтого, но вне синего обруча
- внутри красного, но вне синего и вне жёлтого обруча
- внутри синего, но вне жёлтого и красного обруча
-внутри жёлтого, но вне красного и вне синего обруча
- вне всех трёх обручей?
В игре с тремя обручами моделируется разбиение множества на восемь классов (попарно непересекающихся подмножеств) с помощью трёх свойств (быть красным, быть квадратным, быть большим).

Несомненно, блоки Дьенеша - универсальная развивающая игра!

Будьте уверены, ваш ребёнок полюбит играть с волшебными блоками!

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного детства, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.

«Что такое блоки Дьенеша»:

В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры», «логические кубики», «логические блоки», -но в каждом из названий подчеркивается направленность на развитие логического мышления. Плоский вариант логических блоков (логические фигуры) используется в начальной школе при изучении математики.

Что же представляет собой этот материал?

Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.

Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.

В набор блоков входят: 12 кругов - 6 больших (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий) и 6 маленьких (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий), 12 таких же квадратов, 12 прямоугольников, 12 треугольников.

Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». Более того, используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.), несколько позже - по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении всегда можно варьировать правила выполнения задания с учетом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от дома медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но одному ребенку предлагается построить дорожку так, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другому - чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету блоков (оперирование сразу двумя свойствами), третьему - чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами).

В зависимости от возраста детей, можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце - полный комплект фигур (48 штук). А это очень важно. Ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.

С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т.д., а по ходу действий рассуждает.

Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм - геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник), они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами, при решении многих других развивающих задач.

Интеллектуальное путешествие будет увлекательным и радостным для детей, если, во-первых всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр или упражнений, способным, как и ребенок, ошибаться, и во-вторых, если не спешить указывать детям на ошибки.

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. После такого самостоятельного знакомства можно перейти к играм и упражнениям.

Зиля Миллятова
Консультация для родителей. Логические игры с блоками Дьенеша

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов : методик, технологий , которые развивают интеллект детей. Наиболее эффективным пособием являются блоки Дьенеша . Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш . Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех до 10 лет.

Игры с блоками способствуют развитию у детей :

логического мышления

Комбинаторики

Внимания

А также формируют и развивают следующие навыки :

Способность определять в предметах свойства;

Правильно их называть;

Удерживать в памяти от одного до нескольких свойств объектов (цвет, размер, толщину, форму)

Умение обобщать.

Начинать заниматься с блоками никогда не поздно , чем раньше начнете, тем интереснее будет малышу.

Набор блоков состоит из 48 объемных фигур, все блоки различаются по четырем свойствам :

По форме - круглые, квадратные, прямоугольные и треугольные;

По размеру - маленькие и большие;

По цвету - красные, желтые, синие;

По толщине - тонкие и толстые.

Причем каждая из фигур имеет четыре свойства из четырех возможных. В наборе нет двух одинаковых фигурок, именно благодаря этой особенности с блоками можно придумывать много разных интересных игр.

С чего же начинать игру с блоками Дьенеша ?

Для начала надо познакомить ребенка с блоками . Выложите перед ребенком набор и дайте ему вволю наиграться с деталями : потрогать, перебрать, подержать в ручках.

Самым маленьким лучше начинать ознакомление с одним свойством блоков : толстый - тонкий, большой - маленький. Можно рассматривать изучение сходства по цвету.

Уже начиная с двух лет, дети учатся понимать такие слова, как «разные» , «одинаковые» , начинают понимать форму предметов.

Детям старше пяти лет будут интересны игры на обобщение , сравнение, классификацию предметов по нескольким свойствам.

Но разделение по возрастам идет только условное - все зависит от индивидуальных особенностей интеллектуального развития ребенка.

Для того, чтобы ребенку было интересно играть и заниматься, к этому увлекательному процессу можно привлечь любимые игрушки.

С двух лет блоки являются больше обучающим материалом, а уже с трех лет блоки являются ничем иным как интересной игрой.

Предлагаю родителям , научить детей играть с блоками , так как мы практикуем их на наших занятиях.

1. «Найди две одинаковые фигуры» (по цвету, по форме, по размеру) .

Такая игра подойдет для самых маленьких - с помощью блоков можно изучать цвета , размеры и формы предметов и затем предлагать малышу разгруппировать фигуры по их свойствам.

2. «Построим цепочку из фигур» .

Суть игры заключается в том , что следует построить цепочку из фигур, причем как можно длиннее. Допустим, можно предложить несколько вариантов построения цепочки : чтобы рядом не было двух одинаковых фигур по форме, или же по цвету или наоборот, чтобы друг за другом шли две одинаковые по цвету (форме, размеру) фигуры и т. д.

3. «Поделим фигуры между гостями» .

В роли гостей могут выступать родственники или же игрушки. Следует предложить малышу разделить фигуры таким образом, чтобы у каждого «гостя» были только фигуры одинакового цвета (размера, формы) .

4. «Домик» .

Для этой игры понадобиться лист бумаги и фломастер. Лист следует разделить на шесть квадратов, каждый из которых будет выступать в роли «комнаты» . В пять комнат следует «заселить» блоки определенных цветов , а шестую комнату оставить незаселенной и предложить малышу догадаться, фигур какого цвета не хватает в незаселенной комнате.

5. «Угадай-ка» .

Один из блоков надо спрятать в коробочку или мешочек. Допустим, фигура - большой красный квадрат. Предложите ребенку угадать, какой блок спрятан , он может задавать вопросы, ответы на которые предполагают или «Да» или «Нет» . Допустим, Ребенок спрашивает : «Эта фигура круглая?» - «Нет» . Вместе убираете из всех имеющихся фигурок фигуры круглой формы и т. д.

6. Игра «Раздели блоки »

Эта игра научит разбивать множества по двум, трем совместимым свойствам, производить логические операции «не» , «и» , «или» . В лесу переполох! Лиса, волк и медведь не могут поделить подарки Деда Мороза! Дед Мороз сказал взять лисе все маленькие подарки, медведю - все толстые, а волку – круглые. Но вот беда, есть подарки и круглые и маленькие одновременно, их должна взять и лиса и волк. А есть подарки и круглые, и маленькие, и толстые. Ими могут играть все звери. Три пересекающихся обруча (ленты, веревки) помогли нам разобраться, где, чьи подарки.

7. Игра «Найди клад» или «Куда спрятался щенок?»

Перед ребенком лежат 8 блоков или картинка щенка . Кладоискатель отворачивается, ведущий под одним из блоков прячет клад . Кладоискатель ищет его, называя различные свойства блоков . Если малыш находит клад, то забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад . Ведущий сначала сам в роли кладоискателя и показывает как вести поиск клада, называя различные свойства блоков . Можно карточками-символами написать письмо.

Заниматься с детьми нужно только в системе и на основе личностно – ориентированной модели общения, которая направлена на развитие познавательных знаний, охрану их физического и психического здоровья, наличие между взрослым и ребенком отношений сотрудничества и партнерства. Только в этом случае он, в дальнейшем, может стать интересным, интеллектуальным человеком, а именно этого хотят заботливые родители для своих детей .

Публикации по теме:

Игры с блоками Дьенеша как средство формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Технологическая карта проекта: «Игры с блоками Дьенеша, как средство формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного.

«Учимся - играя!» (логические игры с "Блоками Дьенеша") Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это.

Играем с блоками Дьенеша «Играем с блоками Дьенеша» Игры для детей 3-5 лет. Для начала предложите ребёнку самые простые игровые задания на выделение блоков по какому-то.

Игры с блоками Дьенеша (первая часть) Игры с логическими блоками Дьенеша Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на.

Конспект сюжетно-дидактической игры с блоками Дьенеша в средней группе «Полет на Луну» Конспект сюжетно-дидактической игры с блоками Дьенеша в средней группе «Радуга» " Полет на Луну". 19.12. 2015г. Составила Гайдыш И. Н.

Сказка «В царстве блоков»

Сказка «В царстве блоков»
Материал: Блоки Дьенеша по одной коробке на три человека.
Цель: знакомить с блоками, их свойствами, развивать внимание, умение выявлять, абстрагировать свойства (размер, форма, толщина), воображение, творческое мышление.
Описание игры: Дети выбирают цвет для своего царства (желтый, синий, красный). Ведущий рассказывает сказку, а дети назначают блоки на роли героев, и строят из них своё царство.
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Он был сильный, большой, толстый и похож на прямоугольник (детям выбирают блок – большой толстый прямоугольник). У царя была царица, очень похожая на него, только тоньше (выбираем блок – большой тонкий прямоугольник). Жили они очень счастливо, и было у них двое детей, похожих на них, только маленьких (маленький толсты и тонкий прямоугольники). И вот однажды…»
Варианты: Далее сказку можно продолжить по замыслу детей или в соответствии с темой. (Пошли в лес за грибами…, Взяли домашнего питомца… и т.п.)
В играх с блоками Дьнеша очень удобно использовать в качестве дополнительного материала карточки с символами свойств и логические кубики, представленные в дидактическом наборе «Давайте вместе поиграем».

КАРТОЧКИ С СИМВОЛАМИ СВОЙСТВ

Во многих играх с блоками Дьенеша и логическими фигурами используются карточки с символами свойств.
Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т.д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).
Всего 11 карточек. Из них 11 карточек с отрицанием свойств, например: Не красный.
Карточки с символами свойств могут использоваться не только как дополнение к блокам Дьенеша и логическим фигурами, но и как самостоятельный материал для игр, наподобие известных во всем мире "мемори".

ЛОГИЧЕСКИЕ КУБИКИ

Описание материала: 5 кубиков на гранях которых изображены символы свойств блоков (размер, форма, цвет, толщина) и символы отрицания свойств, а также цифровой кубик (на гранях цифры 3- 8).
Педагогические возможности материала:
Логические кубики, как и карточки - символы помогут придумать с детьми разнообразные игры, а эти игры, в свою очередь будут полезны для овладения действиями замещения и наглядного моделирования, кодирования и декодирования. Логические кубики используют в комплекте с блоками Дьенеша и логическими фигурами. Своеобразие логических кубиков - возможность "случайного" выбора свойств (подбрасыванием кубика), а это всегда нравится детям.

ИГРЫ С ОБРУЧАМИ


Игра «Космический корабль»

Материал: обручи красного, синего, желтого цветов, большой треугольник-ракета из ковролина или картона, карточки с символами свойств или логические кубики, блоки Дьенеша.
Цель: формирование операции классификации и обобщении блоков по одному-четырём признакам, развитие логического мышления, внимания.
Описание игры: обручи раскладываются на полу в ряд, добавляется треугольник-ракета. С помощью карточек с символами свойств или логических кубиков (кроме цвета) определяется условие для каждого из обручей.

Правила: Чтобы вывести комический корабль на орбиту необходимо заполнить топливом все три ступени ракетоносителя, в соответствии с условием.
Варианты игры:
Первый вариант. Дети делятся на команды, каждая из которых заполняет свой обруч, условия в обручах равнозначные по сложности.
Второй вариант. Дети самостоятельно выбирают обруч, который будут заполнять, и/или условие, подбрасывая кубик, условия в обручах разные по степени сложности.
Третий вариант. Можно заполнять любые обручи, условия в обручах могут быть как одинакового, так и разного уровня сложности.
Уровень сложности:
Простой: условие задает только цвет обруча, либо добавляется еще одно свойство (форма, размер, толщина).
Средний: используются 2 вида карточек символов свойств, например, форма и размера, формы и толщины и т.п.
Высокий: используются все карточки с символами свойств включая отрицание.
Дополнительный материал: звуки реактивного двигателя, загадки о космосе.

Варианты игр по темам

Название игры Назначение обручей Замещение предмета Игровое действие Дополнительный материал
1 Садовники клумбы цветы Посадка рассады Стихи, загадки по теме
2 Космос Ловушки для сбора Космический мусор Сбор мусора Стихи, загадки по теме
3 Рыбалка Ёмкости для рыбы Рыба Лов рыбы Стихи, загадки по теме
4 Город Район Дома Застройка районов Стихи, загадки по теме
5 Транспорт Вагоны поезда, грузовые машины Груз Погрузка груза Прямоугольник из картона, ковролина - изображение паровоза
6 Урожай корзины Грибы, ягоды, овощи, фрукты Сбор урожая Стихи, загадки по теме


Игры с обручами с пресечением областей

Рекомендация: В первой игре с пересечением областей сначала можно положить обручи отдельно, без пересечения. Определить условия для каждого обруча. Например, в одном желтые, а другом круглые. Возникнет ситуация, когда круглый желтый блок можно положить как в один, так и в другой обруч. Если дети сами не догадаются, предложить им решить проблему, надвинув один обруч на другой.

Игра «Садовники»

Материал: обручи желательно одного цвета, карточки с символами свойств или логические кубики (кроме цифр), блоки Дьенеша.
Цель: формирование операции классификации и обобщении блоков по одному-четырём признакам, развитие логического мышления, внимания. Определение областей пересечения.
Описание игры: обручи раскладываются на полу. С помощью карточек с символами свойств или логических кубиков определяется условие для каждого из обручей, необходимо использовать разные свойства, для того чтобы создать возможность для пересечения областей обручей.
Правила: Дети превращаются в садовников, которые решили посадить красивые цветы на клумбах. Дети по очереди подбрасывают кубики с разными свойствами и определяют, какие цветы будут расти на клумбе. Когда клумба заполнена, проверяем правильность заполнения, всех областей, называя их свойства. А затем наши цветы могут познакомиться, рассказать о себе, какие они (по цвету, форме, толщине), как они попали на клумбу, свои цветочные истории...
Уровень сложности:
Простой: одно пересечение - используются два обруча, и условие задают два свойства (цвет и форма, или цвет и величина и т.д.).

Средний: 2-3 пересечения - используются 3-4 обруча, и условие задают несколько свойств (цвет, форма, размер, величина и т.д.).

Высокий: три обруча с общей областью пересечения.

Варианты игр по темам

Название игры Замещение предмета Игровое действие
1 Олимпийские кольца Огоньки Зажигание олимпийских колец
2 Волшебный цветок Лепестки Раскрашивание лепестков
3 Гусеница Пятнышки Украшение гусеницы
4 Кондитерская фабрика Конфеты Раскладывание конфет


Игра «Угощение»

Материал: 9 изображений медвежат, любимые игрушки, карточки со знаками символами свойств, блоки Дьенеша.
Цель игры: развитие умение сравнивать предметы по одному - четырем свойствам, понимание слов: "разные", "одинаковые", проводить логическую операцию «не», умение взаимодействовать.

Описание игры:
Вариант1. В гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата сладкоежки и очень любят печенье. Угощают вдвоём одного мишку по очереди. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться. Сначала, угощает первый ребёнок, другой должен выбрать угощение, отличающееся хотя бы одним свойством. Затем второй угощает мишку, а первый выбирает угощение, отличающееся хотя бы одним свойством. В конце игры подсчитаем, сколько раз угостили медвежат, сколько желтого (квадратного и т.п.) «печенья» получил медвежонок.
Уровень сложности:
Простой: «печенье» должно отличаться только одним свойством.
Средний: «печенье» должно отличаться только 2 свойствами.
Высокий: «печенье» должно отличаться только всеми свойствами.

Вариант 2. Каждый ребёнок угощает свою любимую игрушку. Ведущий определяет с помощью карточек с символами свойств или логических кубиков (кроме цифр), какое печенье дать игрушке в правую руку, а ребёнок по условию подбирает угощение для левой руки.

Вариант3. Возьмите несколько игрушек ребенка. Пусть блоки у вас будут угощением. Предложите ребенку раздать фигуры гостям так, чтобы у куклы оказались только круглые фигуры (она любит кушать блины). Можно угощать игрушки по-разному: чтобы заяц получил все большие «морковки», обезьянке все желтые «бананы».
Уровень сложности:
Определяется количеством свойств.

Рекомендации для родителей: дома можно проиграть аналогичную игру «Подарки». Придумывать «подарки» для кого-либо (мамы, папы и т.д.), которые будут отличаться:
по цвету (красные розы – белые лилии),
своим свойствам (деревянная ложка - фарфоровая чашка),
предназначению (резиновые сапоги – резиновые шины).


Игра «Чудо - дерево»

Материал: Дерево с ветками без листьев, карточки с символами свойств или логические кубики (кроме цифр), блоки Дьенеша
Цель: Развитие умение классифицировать блоки по трем признакам и умение выделять основные признаки. Развивать логическое и образное мышление.
Ход игры: Воспитатель предлагает украсить волшебное дерево в зависимости от темы и времени года, на котором вместо листьев может быть что угодно, как в сказке К.Чуковский «Чудо-древо».
Вариант 1. Дети могут подбрасывать логические кубики и определять цвет, размер, фору, толщину фигур.
Вариант 2. На каждой ветке условия разной степени сложности. Ребёнок сам выбирает ветку, которую будет украшать.
Уровень сложности:
Определяется количеством свойств на каждой ветке (цвет, форма, размер, толщина).

Дополнительный материал: К.Чуковский «Чудо-древо»


Игра «Художники» (Давайте вместе поиграем)

Материал:
"Эскизы картин" - листы большого цветного картона
дополнительные детали из картона для составления композиции картины;

набор блоков
Цель игры:
развитие умения анализировать форму предметов
развитие умения сравнивать по их свойствам
развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения (композиции).

Описание игры:
Детям предлагается "написать картины" по эскизам. Одну картину могут "писать" сразу
несколько человек. Дети выбирают "эскиз" картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали)- выбирается тонкий блок, если деталь окрашена - толстый блок.
Так, например, к эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки.
В конце работы художники придумывают название к своим картинам, устраивают выставку картин, а экскурсовод рассказывает посетителям выставки, что изображено на картине.


Игра «Украсим елку бусами» (из серии игр «Давайте вместе поиграем»)

Материал: Изображение елки, 15 карточек с символами, комплект логических фигур

Цель: Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства. Умение «читать схему». Закрепление навыков порядкового счета.

Ход игры: Надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка маленький желтый круг, вторая большой желтый квадрат, третья маленький
желтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные бусы.

«Магазин» из серии игр «Давайте вместе поиграем»

Цель: Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умения рассуждать, аргументировать свой выбор.
Материал: Товар (карточки с изображением предметов) Логические фигуры.
Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку.
Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)


Подвижная игра «Кошки-мышки» из серии игр «Праздник в стране блоков»

Цель: развивать умение «читать» карточки с символами свойств, выявлять необходимые свойства, стимулировать двигательную активность детей.
Материалы: жетоны на тесемках с символами свойств для Кота и Мышей.
Ход игры: Дети (4-9 человек) выбирают жетоны для мышей и надевают их через голову, встают в хоровод. Посередине кот «Васька» (его можно выбрать, используя считалки В.Левина). Рядом с ним жетоны для кота.

Хоровод движется со словами:
-Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот
И разгонит хоровод.

На последнем слове кот быстро надевает один из жетонов и поворачивается к «мышам». Чтобы они увидели его. Жетон – информация для мышей, каких именно «мышей» кот будет довить. Остальные мышам кот не страшен, они могут веселиться, дразнить Ваську. Пойманная мышь становится «котом» и игра продолжается.
Примечание: в качестве жетонов можно использовать карточки с символами свойств.
Уровни сложности: начинать игру следует с самого простого свойства цвета, затем усложнять, изменяя свойства и комбинируя их. Например: кот ловит красных и круглых мышей.
Высокий уровень сложности - наличие логического отрицания.


«Чудесный мешочек»

Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение предметы угадать на ощупь.
Материал:
Ход игры: Все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые). Затем все квадратные, прямоугольные, треугольные.

«Что лишнее?»

Цель: Упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Выложит на стол три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из фигур лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).


«Чудесный мешочек» -2

Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, их величине и толщине, умение предметы угадать на ощупь.
Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Все фигурки – блоки складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешочка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах. Развивать умение отличать фигуры по одному, двум, трем признакам. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).

Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах. Развивать умение находить сходства фигур по одному, двум, трем, четырем признакам. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.

«Бусы»

Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете.
Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша, цветная нить для бус.
Ход игры: Выложите перед ребенком ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный... (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите сделать бусы, как эти. Продолжить ряд по образцу.

«Найди пару»

Цель:
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Предложить детям каждой фигуре найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом, большой красный квадрат станет в пару с маленьким красным квадратом и т.д.

«Найди клад»

Цель: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель задает наводящие вопросы.
Затем в эту игру могут играть сами дети, соревнуясь в нахождении клада.

«Сравни – где больше»

Цель: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Закреплять счет от 1 до 10, упражнять в умении уравнивать множества блоков. Развивать мышление.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: В один ряд выкладывается 3 блока Дьенеша, а в другой - 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять. Количество блоков зависит от возраста детей от уровня развития.


«Разложи фигуры»

Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум, трем, четырем признакам. Развивать мышление.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Предлагаем детям построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера, толщины).

«Что изменилось»

Цель: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине
Развивать мышление.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Перед ребенком на стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

«Сколько?»

Цель: Развивать умение выделять свойства
геометрических фигур (цвет, величину, толщину). Закреплять счет от 1 до 10, упражнять в умении задавать вопросы. Развивать мышление, внимание, память, речь.
Материал: логические блоки Дьенеша.
Ход игры: Дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов «Сколько...». За каждый правильный вопрос - фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек. Варианты вопросов: «Сколько больших фигур?» «Сколько красных фигур в первом ряду?» (по горизонтали), «Сколько кругов?» и т. д.

«Хоровод»

Цель:
Материал: игровое поле с изображением круга или цветная тесьма, набор блоков.
Ход игры: Воспитатель предлагает построить хоровод из волшебных фигур. Хоровод получиться красивым, ровным. Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется один блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока. Последний блок должен совпасть с первым блоком по одному какому-то признаку. В этом случае игра заканчивается – хоровод закрыт.

«Найди меня»

Цель: Развитие умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий код.
Материал: Набор блоков, 3 экземпляра кодовых карточек (2 – с обычным кодом, 1 – с кодом отрицания).
Ход игры: Дети делятся на две группы. Одна берет карточки, другая – блоки. Дети первой группы по очереди читают (раскодируют) карточки, ребенок из второй группы, у которого оказался соответствующий блок, выходит и показывает геометрическую фигуру.
Возможно использовать слова:
«Блоки, блоки разные Желтые, синие и красные,
Всем нам они знакомые, Найдите меня!»


«Улитка»

Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам; цвету и форме.
Материал: игровое поле с изображением спирали или цветная тесьма, набор блоков.
Ход игры: Воспитатель предлагает построить детям домик для улитки из волшебных фигур. Домик получиться нарядным и красивым. Выкладывание блоков начинается с середины спирали. Произвольно берется один блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока.

«Рассели жильцов» - 2

Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, умение читать кодовое обозначение. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
Материал: Набор блоков, 4 - этажный дом, изображенный на ватмане, кодовые карточки.
Ход игры: Блоки живут в коробке, им там тесно и темно. Давайте их поселим в этот уютный 4 – этажный дом. Для каждой фигуры определен этаж, номер квартиры, указанный на кодовой карточке. Дети расселяют жильцов.

«Рассели жильцов» - 1

Цель:
Материал: Набор блоков, 4 - этажный дом, изображенный на ватмане с изображением двух признаков – цвета и формы.
Ход игры: Блоки живут в коробке, им там тесно и темно. Давайте их поселим в этот уютный 4 – этажный дом. Для каждой фигуры определен этаж, номер квартиры. Дети, расселяя блоки, называют номер квартиры, этаж. Например, круг красного цвета поселим на 4 – ом этаже в квартиру №3 и т.д.

Игра «Этажи»

Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
Материал: Набор блоков.
Ход игры: Предлагаем выложить в ряд несколько фигур – 4-5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы).
Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета).
Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру.

Игра «Домино»

Цель: Развивать умение выделять свойства геометрических фигур.
Материал: Блоки Дьенеша.
В эту игру можно играть нескольким участникам одновременно (но не более 4х). Блоки делим поровну между игроками. Каждый делает ход по очереди. Если фигуры нет, нужно пропустить ход. Побеждает тот, кто первым выложит все фигуры.
Как ходить?
Фигурами другого размера (цвета, формы).
Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы.
Фигурами другого размера и формы (цвета и размера).
Такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера.
Ходим фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.

Ирина Лоза
Конспект педагогической лаборатории для родителей «Блоки Дьенеша»

Добрый день, уважаемые родители ! Тема нашего мастер – класса «Педагогическая лаборатория для родителей » , которая называется «Волшебный город» Цель : взаимодействие с родителями в процессе творческой, познавательно - исследовательской деятельности.

Научные понятия не усваиваются и

не заучиваются ребенком, не берутся

памятью, а возникают и складываются

с помощью напряжения всей активности

Л. С. Выгодский.

«Палка, палка, огуречик - получился человечек» - я думаю эта фраза известна всем : и взрослым, и детям. Эту строчку песенки – можно перевести на детский язык примерно так : «Схема предмета состоит из следующих составляющих» .

Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы наверняка хотим, чтобы малыш не просто «подготовился к школе» , а действительно заинтересовался математикой и понимал эту науку. Чтобы достигнуть успеха на этом поприще важно учитывать следующее : язык математики - это язык абстракции, логики и символа. Чтобы действительно понимать эту науку, впоследствии, научиться решать любые интеллектуальные задачи, малышу прежде всего необходимо понять, а не заучить, о чем идет речь.

Это особенно актуально, поскольку в настоящее время, время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, обществу необходимо поколение молодых людей, с такими качествами личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Перед педагогами становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми.

В своей работе по развитию интеллектуальных способностей я использую логические блоки Золтана Дьенеша , всемирно-известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей - «новая математика» . Почему я взяла для работы именно эти блоки ? Потому, что они способствуют развитию таких мыслительных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ и синтез, дети учатся догадываться, доказывать. Сегодня при нашем общении я предлагаю следовать древней китайской пословице : «Я слышу - и забываю, я вижу - и я запоминаю, я делаю - и я понимаю» .

Сегодня тема нашей педагогической лаборатории «Волшебный город» , мы будем создавать «Волшебный город» из строительного материала блоков Дьенеша , который представляет собой набор из 48 блоков , они различаются четырьмя свойствами : цветом, формой, размером, толщиной. Посмотрите, пожалуйста…Каждое свойство имеет свой символ :

1. Как вы думаете, какое свойство обозначают эти символы? Правильно, цвет блоков , их всего 3 : красный, желтый, синий. Покажите блоки с этими цветами .

2. Какое свойство обозначают эти символы? (форму) Правильно, их всего 4 : круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Найдите блоки , имеющие такие формы.

3. Эти символы какое свойство обозначают? (размер) Правильно, блоки большие и маленькие . Покажите их.

4. Какое свойство обозначают ваши символы? (толщину)

Теперь, когда вы уже знаете свойства блоков , скажите, какой блок зако-дирован в этой карточке? Покажите этот блок . Возьмите карточки, которые перед вами и декодируйте каждый свою карточку и найдите соответствующий блок . Молодцы, вы теперь знаете все секреты нашего строительного материала, из которого будет построен наш волшебный город.

Сейчас я вам раздам планы-проекты, будущего «Волшебного города» . Вы уже познакомились с условными обозначениями блоков Дьенеша .

Я вам предлагаю раскодировать планы-схемы нашего «Волшебного города» , чтобы узнать из каких объектов, мы построим наш «Волшебный город»

(раздаю карточки)

Молодцы, справились со своей задачей.

Вы раскодировали свои планы - схемы, а сейчас я вам предлагаю выбрать подходящие объекты, согласно ваших раскодированных планов-схем, для строительства «Волшебного города» . (выбрали)

Для осуществления плана-схемы «Волшебного города» , я вам предлагаю пройти в «Творческую мастерскую» , взяв с собой планы объектов будущего «Волшебного города» .

А мы с вами воплотим в жизнь наш проект, построим волшебный город и станем для этого строителями.

Для строительства города вы будете использовать логические плоскостные фигуры и, согласно ваших проектных схем, вам надо достроить недостроенные объекты.

Я предлагаю Вам объединиться в группы, посмотрите внимательно на свои объекты и найдите их на плане города. Вам предстоит их достроить.

А так как наш город волшебный, то его можно заселить волшебными героями, дорисовать волшебные предметы. Как как вы украсите свой город - это только ваша фантазия и воображение!

Встреча нашей педагогической лаборатории подходит к концу .

Рефлексия :

Какие трудности вы испытали выполняя задания? Игры с логическими блоками у детей вызывают живой интерес. А вам интересно было играть? А как вы считаете, какими мыслительными операциями овладевают дети в подобных играх?

Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями, и получают знания элементарных математических представлений.

Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждают у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию ребенка.

Работу с логическими блоками можно проводить во всех сферах деятельности :

а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов) ;

б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов» , «Какой фигуры не хватает» , «Найди место фигуре» , «Головоломки» );

в) в сюжетно-ролевых играх : «Магазин» (деньги обозначаются блоками , цены на товар обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками , адрес на домике обозначается кодовыми карточками). Аналогично : «Поезд» (билеты, места) .

Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использования их практически в любой режимный момент. А так же позволяют реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий (использование 1,2,3 или 4 признаков одновременно) .

Уважаемые родители , нам интересно Ваше мнение. Поэтому просим Вас заполнить небольшие анкеты и ответить на вопросы :

Что нового Вы узнали?

Будете ли Вы использовать развивающие игры со своими детьми?

В заключении мы Вам вручаем памятки о нашей сегодняшней встрече.

Приложение 1.

Памятка для родителей

«Играем от души – играем вместе»

1. Игра должна приносить радость и ребёнку, и взрослому. Радуйтесь успеху малыша – это окрыляет его, что является залогом будущих достижений.

2. Заинтересовывайте ребёнка игрой, но не заставляйте его играть на-сильно. Не обижайте ребёнка в игре. Игра длится до тех пор, пока она всем приятна.

3. Развивающие игры - игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Наберитесь терпения и не подсказывайте ребёнку ни единым словом. Дайте возможность думать и делать всё самому, отыскивая ошибки. Поднимаясь постепенно и справляясь с более трудными заданиями, ребёнок развивает свои творческие способности, а подсказка останавливает развитие ребёнка.

4. Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем давать задания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами. Записывайте время, за которое вам удалось сделать ту или иную задачу. Учитесь делать её быстрее.

5. Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых частей. Успех в самом начале – обязательное условие.

6. Если ребёнок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более лёгких заданий. Ещё лучше, если малыш сам начнёт выбирать задания с учётом своих возможностей. Не торопите его!

7. Увлечения детей проходят «волнами» , поэтому, когда у ребёнка остывает интерес к игре, «забудьте» об игре на месяц или два, а потом «случайно» пусть малыш вспомнит о ней.

8. Берегите игры, не ставьте их по доступности вровень с остальными игрушками. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте. Лучше, если ребёнок их сам попросит.

9. Оживляйте игру сказкой или рассказом, давайте имена вдвоём с малышом рисунками, фигурами. Фантазируйте с ребёнком, пока его самого не начнёт увлекать процесс преодоления трудностей в решении задач.

10. Как можно больше хвалите ребёнка за успехи, а в случае неудачи, подбодрите малыша.

11. Создавайте в игре непринуждённую обстановку. Не сдерживайте двигательную активность малыша. Заведите альбом, куда малыш или вы будете зарисовывать новые модели, узоры, фигуры той или иной игры.

Желаем вам успеха!

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама