THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Определить и однозначно очертить цель современного воспитания очень трудно по многим причинам. Даже после 20 лет построения рыночного капитализма в нашей стране нет четких представлений о траектории движения России в современном мире, целях общественного развития, не исследованы и не описаны хотя бы главные параметры развития страны в ближайшие десятилетия. Без этого, согласимся, невозможно проектировать, какие люди понадобятся в Российской Федерации через 10-15 лет, к жизни в каком обществе нужно готовить ребятишек, севших сегодня за школьные парты, как вовремя заметить и скорректировать общую цель их воспитания с тем, чтобы окончившие школу люди органично вписались в будущий мир. В быстро развивающемся мире проектировать цели воспитания становится все труднее.

Пока мы видим лишь пестрый калейдоскоп всевозможных преобразований. Интенсивному изменению подвергается все, что только может быть изменено в целях лучшего приспособления системы к рыночным требованиям. Это означает, что современный выпускник средней общеобразовательной и высшей школы должен быть инициативным, самостоятельным, мобильным, готовым правильно отреагировать на любой вызов жизни. Только не внешняя мобильность и рыночная готовность составляют главную сущность цели воспитания. Эти качества – неизбежная дань требованиям сегодняшнего дня. Если вникнуть глубже, то за мельтешением событий на поверхности мы увидим глубинную неизменность человеческого бытия. Следовательно, в цели воспитания мы обязаны примирить актуальные требования подготовки к современной жизни с неизменными положениями хорошо организованной жизни и общечеловеческими ценностями.

Среди множества возможных формулировок цели воспитания нас по-прежнему подкупает своей емкостью и простотой всестороннее и гармоническое развитие личности. Цель, с которой наше общество и школа сроднились, цель, по воплощению которой в жизнь мы стоим ближе всех в мире.

Совершенный, всесторонне и гармонически развитый человек – наивысшая цель воспитания, сформулированная лучшими умами человечества. Рождена эта цель верой в человека и могущество воспитания. Стоят за ней совершенный человек, совершенное общество, полная достатка, счастливая и длинная жизнь. Не к этому ли мы должны стремиться, невзирая на все трудности и препятствия?

Придется заплатить дань требованиям современной жизни. Трудности и ошибки в реализации цели воспитания – формировании всесторонне и гармонически развитой личности – потребовали частичного сужения цели, пересмотра и конкретизации задач общеобразовательной школы, но отнюдь не привели к отмене самой цели. Разумной альтернативы всестороннему и гармоническому воспитанию нет. Оно по-прежнему остается идеалом, к достижению которого с учетом допущенных ошибок будет стремиться новая отечественная школа. Это не отдаленный идеал, а вполне достижимая при разумной организации и поддержке всего общества цель.

В нашей стране традиционно в качестве главной цели учебно-воспитательного процесса выдвигалась подготовка высококвалифицированного специалиста, способного с наибольшей эффективностью работать на производстве на благо нашего государства. Гуманистический подход требует, чтобы в качестве цели рассматривалось создание предпосылок для самореализации личности. Для этого должна быть изменена система ценностных ориентаций и акценты смещены на удовлетворение потребностей личности, создание предпосылок для реализации ее потенциала.

Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному, трудовому и физическому развитию школьника, создавать предпосылки для приобщения к общечеловеческим ценностям, обеспечивать возможности для самореализации, раскрытия потенциальных возможностей, творческих способностей, достижения успеха. Подразумевается, что реализация цели осуществляется с учетом личных и общественных потребностей, в среде гуманистических отношений, на основе закономерностей интеллектуального и духовного формирования человека и с опорой на возрастные возможности. Установка на развитие личности растущего человека придает "человеческое измерение" таким целям школы, как выработка у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности к жизни, труду и социальному творчеству, участию в демократическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации.

При разумном подходе должна сохраняться преемственность целей. Россия имеет свою, исторически сложившуюся национальную систему воспитания. Менять ее на какую-то другую бессмысленно. Сделать правильный вывод можно, только развив систему в соответствии с теми новыми целями и ценностями, которые стоят перед личностью и обществом.

В последнее время появились альтернативные формулировки целей воспитания в новой российской школе. Характерной особенностью их является то, что они привязаны не к обществу и школе в целом, а к определенному типу учебных заведений. Школы в России различаются большим разбросом параметров. То, что подходит одним учебным заведениям, может быть лишено смысла в других. Тут помогает конкретизация, но только при правильном соотношении "местных" целей с общей целью национального воспитания.

Свое видение целей предлагает В. Д. Шадриков: целью школы (правда, автор говорит о "лучших школах", не раскрывая, впрочем, этого понятия) "может стать воспитание добродеятелей и добродетелей". Мы уже обсудили употребление понятия "добродетель" в качестве общей цели воспитания и пришли к выводу, что возвращаться к нему не следует. Придется очень долго объяснять его содержание, что неизбежно приведет к утрате главных ориентиров. Философы и педагоги уже поняли, что неопределенность и размытость целей – зло даже большее, чем их недостаточная обоснованность. Вот почему большинство отечественных педагогов поддержало краткое определение цели воспитания, изложенное в "Национальной доктрине образования": в соответствии с гуманистическими идеалами главной целью учебно-воспитательного процесса в школе должно стать создание предпосылок для самореализации личности.

Установлено, что от качества формулировки цели зависит ее понимание и реализация. Если цель задана понятно, непротиворечиво и так, что ее достижение можно проверить, то реализация такой цели существенно облегчается. Хорошо обоснованная цель обычно указывает и на средства, с помощью которых она может быть достигнута.

Прекрасная и величественная цель – формирование всесторонне и гармонически развитой личности, увы, недостижима, уже хотя бы по той причине, что ее выполнение в заданной формулировке невозможно ни проверить, ни оценить. Чтобы цель "работала", она должна быть задана диагностически, т.е. так, чтобы ее компоненты были четко вычленены, ясно описаны, не повторяли друг друга и охватывали всю эту цель. Тогда остается лишь разработать четкие критерии и создать соответствующие технологии.

Размытые, нечеткие, плохо сформулированные, непродуманные цели не позволяют технологично организовать процесс.

Задачи, выделяемые в цели воспитания – интеллектуальное, физическое, трудовое, эмоциональное и моральное воспитание, – также носят общий и абстрактный характер. Опираясь на подобные формулировки, мало чего можно достичь, поэтому и задачи, которые ставятся и разрешаются в практическом процессе, должны быть разложены на простые, конкретные, однозначно сформулированные части (подзадачи).

Конкретизация целей и задач – отнюдь не благо. Выделением узких, строго ограниченных направлений воспитания никогда не удается добиться той широты, которой характеризуется по-настоящему воспитанный человек. Попытка идти этим путем приводит к тому, что количество узких задач чрезмерно возрастает и приобретает ту же нечеткость, что и задачи, сформулированные в обобщенном виде. Отсюда возникает проблема оптимизации постановки (формулировок) целей и задач.

Маятник качнулся в другую сторону

Попытаемся сделать сравнительную оценку состояния воспитанности нашей молодежи 80-х гг. XX в. и начала века нынешнего. Чтобы понять, где мы находимся на шкале возможных состояний воспитанности, сравним главные документы, в которых отражены ценности. В качестве первого документа примем "Моральный кодекс строителя коммунизма" (в СССР). Второй (вымышленный) документ озаглавим "Моральный кодекс строителя капитализма (личного)" и представим его полной противоположностью первого. Всегда и везде нам говорили, что коммунизм – полная противоположность капитализма. Теперь мы взглянули в звериный оскал – так и есть. Вот что получилось (рис. 4).

Поведение людей на каждом шагу, на каждой точке пространства, вся наша современная жизнь, человеческие отношения показывают, что во всем произошли разительные перемены. Попытаемся смоделировать и наглядно определить, в каком месте воспитательного пространства мы находимся. Будем считать, что коммунистические идеалы – одна крайность, а капиталистические – другая. Между ними широкий спектр возможных состояний общества и воспитания. К идеалам коммунизма наше общество пыталось приблизиться, но практически прошло менее половины нужного расстояния. Так же недостижима и другая крайность – полный индивидуализм, доведенные до предела антагонистические отношения. Общество и воспитание вступили на этот путь, пытаются выровнять и закрепить ситуацию в соответствие с рыночными (капиталистическими) требованиями.

Развитие лучших человеческих качеств, умений невозможно без воспитания. Существует множество определений и концепций этого понятия. И это неудивительно, ведь общество, в котором формируется личность, отличается полиэтническим характером. Помимо этого актуальность различных общественных проявлений меняется и развивается в течение времени.

Так что такое воспитание человека? На чем оно базируется, какие составляющие определяют его содержание? Попытаемся разобраться с этим в нашей статье.

В современном обществе воспитание человека не только не потеряло своей актуальности, но и приобрело непреходящую ценность и значение.

В любом случае, главным действующим субъектом данного процесса является человек как предмет воспитания.

Главной особенностью воспитательного воздействия представляется стремление воспитателя оказать соответствующее влияние на воспитуемого. Таким образом, можно изменять сознание и поведение людей. Данная деятельность направлена на преобразование мировоззренческих взглядов, изменение психического состояния и создание ценностных ориентиров воспитуемого.

Специфичность данного процесса обусловлена определением соответствующих целей и грамотно подобранных методов воздействия. При их реализации воспитатель должен учитывать врожденные, психические, генетические особенности. Не менее важен уровень социального развития, а также возраст и условия, в которых личность существует.

Воспитание может проводиться в различных направлениях и множественных уровнях, имея разнообразные цели.

Так, человек может оказывать воспитательное воздействие на себя самостоятельно, выбирая средства, которые подходят ему для саморазвития. В этом случае можно говорить о самовоспитании.

Последнее время гуманистическая педагогика использует аксиологический подход к воспитанию. Человек как предмет воспитания рассматривается при таком подходе с двух точек зрения:

  • Практической (повседневная жизнь индивида);
  • Познавательной (процесс развития и совершенствования личностных качеств).

При этом учитывается их тесная взаимосвязь, ведь главным аргументом аксиологического подхода является общественное развитие, которое происходит только благодаря личности.

Что такое воспитательный процесс

Чтобы понять и разрешить проблемы воспитания, нужно четко понимать, что собой представляет воспитательный процесс.

Он имеет свою структуру, которая состоит из целей, содержания, методов и средств. Туда также относятся результаты, которых удалось достигнуть в процессе воспитательного воздействия.

Так как работа по воспитанию предусматривает множество факторов (жизненные ценности, профессиональная сфера, общественные интересы и другое), то их необходимо учитывать при воздействии на личность.

Мы уже освещали ранее объективные и субъективные факторы, которые влияют на становление человеческой личности. Их воздействие бесспорно, однако не менее важно уточнение целей и уровней их реализации.

Так как человек – единственное создание, подлежащее воспитанию, то и цели, поставленные перед воспитателем, должны содействовать всему спектру возможностей этого направления воздействия.

Формулируя цели воспитания, важно понимать реальность их достижения и гуманистическую направленность.

Воспитательные задачи основываются на инициировании активности личности. То есть задача воспитателя состоит в том, чтобы показать воспитаннику важность и необходимость тех или иных действий, подвести его к принятию самостоятельного решения по их выполнению.

Успех воспитательной деятельности базируется на постепенном переходе из совместной деятельности к самостоятельной. При этом воспитанник всегда может рассчитывать на помощь и поддержку воспитателя. Весь воспитательный процесс базируется на том, что под его воздействием должен «родиться» воспитанный человек.

Что значит быть воспитанным? Существует множество мнений на этот счет. Мы приведем лишь те критерии, которые, на наш взгляд, наиболее точно раскрывают это понятие.

Итак, воспитанные люди развивают в себе такие качества:

  • Они способны выслушать, понять и простить, так как с уважением относятся к личности другого человека. Снисходительны к слабостям других людей, так как понимают, что и сами не совершенны.
  • Они способны сострадать.
  • Они понимают цену материального богатства, поэтому не посягают на чужую собственность и способны вовремя отдавать долги.
  • Они не терпят ложь ни в одном из ее проявлений. Предпочитают промолчать, если нечего сказать.
  • Они не станут играть на чувствах других, пытаясь вызвать жалость и сострадание к себе.
  • Они не станут пренебрегать своими принципами только для того, чтобы познакомиться со знаменитостью или показать свою значимость.
  • Они никогда не станут жертвовать своим талантом и возможностями ради житейских утех.
  • Они всегда стараются воспитывать в себе чувство прекрасного. Им неприятно видеть неряшливость во всем, что их окружает.

Конечно, перечисленные качества воспитанного человека могут быть дополнены или изменены. Однако они отражают суть человека, который стремится развить в себе лучшие способности и возможности.

Воспитание гражданина через нравственность

Известный психолог Л. С. Выготский считает, что целью воспитания является создание условий для развития положительных интересов и максимальное устранение негативных. А вот Б. П. Битинас утверждает, что воспитание обязано служить социальному заказу, так как личность должна служить обществу.

Современная педагогика придерживается мнения, что эти цели нужно осуществлять комплексно. То есть обществу нужно воспитание в качестве возрождения гражданина, человека культуры и нравственности.

В современной школе происходят не только изменения в образовании, но и актуализация ценностей морали и нравственности.

Возрождение этих качеств связано с изменением общей ситуации в стране.

С одной стороны, среди детей и подростков часто наблюдается безразличное отношение к учебе, стремление к бунту и анархии. С другой стороны, прогрессивные родители проводят работу с детьми по поводу выживания в условиях современного общества. А условия эти обязывают не только иметь хорошее образование и прочную базу знаний, но и уметь общаться, подчиняясь законам общества.

Такие качества делового человека, как порядочность, умение контролировать свои эмоции, занятия саморазвитием, общая культура поведения смогут помочь достигнуть успеха на любом профессиональном поприще.

Педагог-новатор Е. В. Бондаревская считает, что концептуальная основа воспитания гражданина должна базироваться на таких положениях:

  • Социальная обстановка в стране должна быть проанализирована, и через ее призму выстроены цели воспитания;
  • Идеологические положения воспитания нужно постоянно менять и совершенствовать с учетом ситуации в стране и мире;
  • Воспитание требует выделения базового компонента содержания;
  • Методы и технологии воспитания должны быть обоснованы с точки зрения гражданских и моральных норм;
  • Критерии воспитанности детей должны опираться на социально-педагогическую обстановку в учреждении образования.

Главная задача педагога состоит в направлении всего педагогического процесса в русло культуры, народных традиций, нравственных идеалов. То есть необходимо внедрение образования в культуру и искусство.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, основы которого были заложены в детстве, способствуют гармоничному развитию личности, ее стремлению к самосовершенствованию.

Таким образом, культура и воспитание человека – понятия, которые должны быть неразрывно связаны.

Образование призвано помочь развивающейся личности стать частью культурных традиций, истории своего народа. Гражданственность не может существовать без нравственности.

Идеология воспитания должна быть направлена на гуманизацию всего процесса.

Следовательно, все отношения между учащимся и педагогом должны быть естественными, «человечными». Время тоталитарного и диктаторского отношения к учащимся прошло. В современных школах педагог направляет свою деятельность на развитие личности ребенка, а также на признание за этой личностью права выбора и собственного мнения.

Воспитание в гармонии с природой

Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде является важной частью развития личности, которая находится в гармонии с миром и самим собой.

Современная экологическая обстановка представляет собой плачевную картину. В связи с этим воспитательный процесс должен уделять большое внимание работе с этим направлением.

Выделяют следующие задачи экологического воспитания:

  • Привитие любви к природе;
  • Формирование базы знаний об экологии, ее специфике;
  • Воспитание бережного отношения к природным ресурсам, стремления не только пользоваться ее богатствами, но и увеличивать их.

Осознание ценности природы и ее богатств начинается в семье. Только семья способна привить бережное отношение к окружающему миру, показать, что благодаря природным ресурсам продолжается жизнь на земле.

Вопрос экологического воспитания не менее тщательно должен решаться в учреждениях образования. На специальных занятиях, а также на обычных уроках преподаватель способствует комплексному рассмотрению аспектов экологических проблем.

Воспитание в семье

Воспитание начинается в семье. Этот бесспорный факт невозможно опровергнуть. Все, что малыш чувствует, видит и слышит, формирует его самосознание, внутренние потребности и желания.

От того, какие основы будут заложены в семье, зависит вся дальнейшая жизнь человека.

Как правило, человек любит место своего рождения и воспитания. Ведь там начинался его жизненный путь, там его учили основам жизнедеятельности.

Жизнь взрослого человека является отображением его детских впечатлений, правил и установок, которые привили ему родители. На примере взрослых происходит становление личности ребенка.

Общение с родителями позволяет развиться всем качествам ребенка, как отрицательным, так и положительным.

В семье закладываются основы воспитания ценностного отношения к природе и окружающей среде, нормы морали и нравственные идеалы, отношение к трудовой деятельности и физической культуре.

Известный психолог Джон Боулби в своей книге «Теория привязанности и воспитание счастливых людей» рассказывает о том, как влияют на развитие и поведение малыша взаимоотношения со взрослыми. Он детально описывает методы, с помощью которых эта теория помогает сделать детей счастливыми и успешными.

«Теория привязанности и воспитание счастливых людей» — путеводитель в мире взаимоотношений родителей и детей.

Автор дает советы, как правильно разграничивать личное пространство малыша и семейные традиции, как нужно расставаться, на какое время это делать, чем это расставание может быть полезно. Учит безболезненному переходу от одной стадии развития ребенка к другой.

Теория немецкого психолога позволяет использовать родительскую любовь с максимальной пользой для ребенка. Помогает научиться чувствовать счастье каждый день, находя его в обычных бытовых вещах.

«Двойное» воспитание

Человечество всегда искало пути воспитания совершенного человека. Вряд ли это возможно. Однако стремиться к идеалу необходимо каждому. Достичь этого можно через самостоятельное стремление к совершенству.

Дело в том, что у всякого человека бывает два воспитания. Первое обеспечивают ему родители, педагоги и общество. Второе он дает себе сам.

2 воспитание не уступает по значимости тому, что давали в детстве взрослые. Более того, именно с его помощью человек может приблизиться к тому идеалу, к которому стремится все человечество.

Только с помощью саморазвития работа, которая проводилась педагогами, сможет приносить плоды.

В чем суть воспитания самого себя?

Представим основные правила работы над собой, с помощью которых возможно приблизиться к идеалу:

  • Помните, что вы индивидуальность. Вы строите свою жизнь, несете личную ответственность за свои поступки.
  • Учитесь, развивайтесь, читайте. Но помните, что любая информация требует тщательного отбора. Не позволяйте кому-то или чему-то руководить вашей жизнью.
  • Тщательно обдумывайте свои решения, а после их принятия не сомневайтесь в их правильности.
  • Не перекладывайте ответственность за свои действия на других людей. Ищите ответ в случившихся неприятностях только в себе.
  • Материальное должно служить вам, а не вы ему. Деньги и блага не должны управлять вашим сознанием.
  • Общайтесь только с теми людьми, кто вам приятен. Помните, что каждый человек личность, и у него можно чему-либо научиться.
  • Прекращайте отношения, которые приносят в вашу жизнь дискомфорт.
  • Думайте критически. Из обилия информации выбирайте главное, то, что нужно именно вам для достижения цели. Ничего лишнего.
  • Не бойтесь быть непохожими на других. Эта способность дана далеко не каждому. Наслаждайтесь тем, что вы уникальны.
  • Верьте в свои силы. У вас достаточно сил, времени и возможностей, чтобы достигнуть всего, чего вы хотите.
  • Ставьте перед собой цели и добивайтесь их. Каждый день – новая цель.
  • Помните, что идеальных людей нет. Только от ваших усилий зависит, насколько близко вы сможете подойти к идеалу.

Осознанное развитие личности поможет найти свою нишу в этом непростом мире и не потерять индивидуальность.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТАИ БИЗНЕСА

Кафедра социальной психологии и педагогики

по психологии и педагогике

тема: Цели воспитания

Нижний Новгород

Введение

1. Цели воспитания

2. Цели воспитания в современной школе

3. Цели воспитания в зарубежной педагогике

Заключение

Список литературы

Введение

воспитание школа дьюи нравственный

Актуальность темы

На сегодняшний день одной из самых актуальных проблем педагогики является проблема постановки цели воспитания. Определение целей воспитания имеет большое теоретическое и практическое значение, так как непосредственным образом влияет на разработку педагогической теории. Проблема решается крайне слабо, плохо, либо вовсе не решается, что приводит к тому, что продуктивность профессиональной деятельности крайне низка.

Значительный вклад в разработку данной проблемы внесли: Дубровина И.В, Овчарова Р.В., Гуткина Н.И, Подласый И.П., Бобанский Ю.К., Кузьмина Н.В, Ильенков Э.В., Караковский В.А., Макаренко А.С., Божович Л.И., Давыдов В.В., Платонов К.К., Фельдштейн Д.И., Фридман А.М., Кулагина И.Ю., Ушинский К.Д, Сухомлинский В.Л., Шаталин В.Ф., Выготский Л.Л., Эльконин Д.Б., Сапогова Е.Е., Мухина В.С.

Причинами столь пристального внимания к названной проблеме является вопрос развития будущего поколения, от которого зависит все дальнейшее развитие общества. В современном мире вся практика предыдущих поколений быстро адаптируется и модернизируется под актуальные нужды человека. Цель воспитания отражает достигнутый уровень развития общества.

Вышеизложенное выражает противоречие между постановкой целей воспитания и недосягаемостью данной цели на практике.

Цель исследования: изучение целей воспитания

Задачи исследования:

1. Изучить цели воспитания.

2. Рассмотреть цели воспитания в современных школах.

3. Проанализировать цели воспитания в зарубежной педагогике.

При решении поставленных задач использовались традиционные для педагогики методы исследования : теоретический анализ международных и отечественных информационно-рекомендательных документов по высшему образованию и анализ научных источников и литературы, обобщение научных знаний.

Основные рабочие понятия исследования:

Воспитание (по И.П.Павлова) - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

Система воспитания (по А.С. Макаренко) -- устойчивый, обладающий свойствами целостности социально-педагогический механизм, с достаточной степенью вероятности реализующий в опыте, в практике заданные цели воспитания.

Цель воспитания (по Ж.Ж. Руссо) - сделать воспитанника человеком, воспитать в нем, прежде всего, такие черты, необходимые любому человеку, независимо от его социального положения и занимаемой должности.

Виды целей (по Н.И. Ильинской) - общие (генеральные), которые соответствуют представлению общества об идеале личности; Педагогические, которые на определенном этапе формируют цели личности; Оперативные, которые ставятся при проведении отдельного урока или отдельного мероприятия.

Структура работы: реферат состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы, включающего___7___наименований и приложений.

1. Цели воспитания

Цель воспитания -- это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия. Любое воспитание -- от мельчайших актов до широкомасштабных государственных программ -- всегда целенаправленно; бесцельного, ни к чему не стремящегося воспитания не бывает. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания. Поэтому проблема целей воспитания относится к числу наиболее важных в педагогике. Вопросы -- кчему должны стремиться школы и воспитатели в своей практической деятельности, каких результатов добиваться -- можноназвать ключевыми.

Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Цельвоспитания выступает как общая, когда она выражает качества,которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного(отдельного) человека. Прогрессивная педагогика выступает заединство и совмещение общих и индивидуальных целей.

Задач, определяемых целью воспитания, обычно много общих и конкретных. Но цель воспитания в пределах отделывзятой воспитательной системы всегда одна. Не может быть чтобы в одном и том же месте, в одно и то же время воспитание стремилось к различным целям. Цель -- определяющаяхарактеристика воспитательной системы. Именно цели и средства их достижения отличают одни системы от других.

В современном мире существует многообразие целей воспитания и соответствующих им воспитательных систем. Каждая из этих систем характеризуется своей целью, равно как и каждая цель требует для реализации определенных условий исредств. Широк диапазон различий между целями -- от незначительных изменений отдельных качеств человека до кардинальных изменений его личности. Многообразие целей лишний раз подчеркивает огромную сложность воспитания.

Как появляются цели воспитания? В их формировании находят отражение многие объективные причины. Закономерности физиологического созревания организма, психическое развитие людей, достижения философской и педагогической мысли, уровень общественной культуры задают общую направленность целей. Но определяющим фактором всегда является идеология, политика государства. Поэтому цели воспитания всегда имеют ярко выраженную классовую направленность. Нередки случаи, когда цели воспитания маскируются, прикрываются общей туманной фразеологией для того, чтобы скрыть от людей их истинную сущность и направленность. Но не существует ни одного государства, пусть самого демократичного, где цели воспитания в школе не направлялись бы на укрепление сложившихся общественных отношений, были оторваны от политики и идеологии правящего класса.Подласый И.П. Педагогика. Том 1: Теоретическая педагогика. - М. Юрайт. 2013. 350-401 с.

История педагогики -- это длинная цепь зарождения, осуществления и отмирания целей воспитания, а также осуществляющих их педагогических систем. Из этого следует, что цели воспитания не являются раз и навсегда заданными, не существует и формально-абстрактных целей, одинаково пригодных для всех времен и народов. Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер. О. Ефремов, Педагогика. 1-е издание, 2010 год

Установлено, что определение цели воспитания обусловлено рядом важных причин, комплексный учет которых выводит на формулировку закономерности формирования цели. Какие же факторы определяют ее выбор? Кроме уже известного нам фактора политики, идеологии государства важное значение имеют потребности общества. Цель воспитания выражает исторически назревшую потребность общества в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций. При этом чрезвычайно важно определить, действительно ли потребность назревшая или только предполагаемая, кажущаяся.

Потребности общества определяются способом производства, уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений. Поэтому цель воспитания в конечном итоге всегда отражает достигнутый уровень развития общества, им определяется и изменяется с изменением способа производства. Для подтверждения этой важной связи проанализируем изменение целей воспитания в зависимости от типа общественно-экономических отношений.

История насчитывает пять общественно-экономических формаций, определяемых различными типами производственных отношений между людьми: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, посткапиталистическая.

При первобытно общинном строе классового деления не было. Все дети получали одинаковую трудовую подготовку: их обучали охоте, рыбной ловле, изготовлению одежды. Воспитание было призвано обеспечивать существование людей, его цель -- вооружать человека опытом выживания, т. е. знаниями и умениями, необходимыми в суровой повседневной жизни. Специальных воспитательных учреждений не было, школы лишь зарождались. Как видим, способ производства, и цель воспитания находятся между собой в согласии.

При рабовладельческом строе воспитание стало уже особой функцией государства. Появились специальные учреждения, занимающиеся воспитанием. Наличие двух классов привело к появлению различий в характере цели воспитания. Она становится дуалистической. Целью воспитания детей рабовладельцев была подготовка их к роли господ, наслаждающихся искусствами, приобщающихся к наукам. Они должны были вести захватнические войны с целью порабощения других народов и приобретения богатств, уметь защищать свои государства. Воспитание (если его можно так назвать) детей рабов заключалось в подготовке их к выполнению приказаний господ. Детей приучали к смирению и покорности. И здесь уровень развития производительных сил, характер производственных отношений диктуют именно эти, а не иные цели. Подласый И.П. Педагогика. Том 1: Теоретическая педагогика. - М. Юрайт. 2013. 350-401 с.

На примере античного воспитания видим также, что классовый характер общества породил классовую дифференциацию целей воспитания. В соответствии с различными целями велась подготовка к жизни, дифференцировалось мировоззрение, формировалась психология.

При феодализме основные классы -- феодалы и крепостные крестьяне. Цели воспитания остаются дифференцированными: для детей феодалов -- рыцарское воспитание, а для детей крестьян -- трудовое, в «школе» под открытым небом. Первые наслаждаются искусствами и науками, овладевают «рыцарскими добродетелями», вторые в подавляющем большинстве никаких учебных заведений не посещают. Характер производственных отношений не требует от низших слоев населения ни общей, ни специальной подготовки, поэтому раздвоение целей, которое мы наблюдаем и в этом обществе, выражает не только классовую направленность целей в классовом обществе, но и зависимость их от способа производства. Подласый И.П. Педагогика. Том 1: Теоретическая педагогика. - М. Юрайт. 2013. 350-401 с

Капиталистический строй характеризуется наличием двух основных классов буржуазии и пролетариата. Характер развития производства, для которого требуются уже более образованные работники, вынуждает правящий класс создавать систему учебных заведений, дающих знания рабочим. Одновременно с этим буржуазия дает хорошее воспитание своим детям, чтобы они были в состоянии осуществлять управление государством, направлять развитие экономики, общественных процессов. Создается сеть частных привилегированных учебных заведений. Классовая дифференциация, дуализм целей воспитания сохраняются, как сохраняется и общая зависимость целей от способа производства. Подласый И.П. Педагогика. Том 1: Теоретическая педагогика. - М. Юрайт. 2013. 350-401 с

Цель и характер воспитания соответствуют уровню развития производительных сил и типу производственных отношений, свойственных каждой общественно-экономической формации.

Таким образом, можно сделать вывод: цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников.

2. Цели воспитания в современной школе

Среди непреходящих целей воспитания есть одна, похожаяна мечту, выражающая наивысшее предназначение воспитания, -- обеспечить каждому человеку, появившемуся на свет,всестороннее и гармоническое развитие. Ее отчетливую формулировку встречаем уже у философов и педагогов-гуманистовэпохи Возрождения, но корнями своими эта цель уходит в античные философские учения. В разное время в понятие всестороннего гармонического развития вкладывается различныйсмысл.

Педагоги-гуманисты эпохи Возрождения Ф. Рабле, М. Монтень в содержание всестороннего развития включали культ телесной красоты, наслаждение искусством, музыкой, литературой. Такое воспитание мыслилось уже не для избранных, а дляболее широкого круга людей. У социалистов-утопистов Т. Мора, Т. Компанеллы, Р. Оуэна, Сен-Симона, Ш. Фурье идея всестороннего гармонического развития приобретает иную направленность. Они выдвинули идеал формирования личности вусловиях освобождения от частной собственности на средствапроизводства, впервые потребовали включения в процесс всестороннего гармонического развития труда, соединения воспитания с трудом. Французские просветители XVIII в. К. Гельвеции, Д. Дидро, развивая эту идею, включили в пониманиевсестороннего развития умственное и нравственное совершенство. Русские революционеры-демократы А.И. Герцен, В.Г. Белинский и Н.Г. Чернышевский считали, что проблема всестороннего воспитания народа может быть полностью решенатолько революцией, после уничтожения экономического и политического гнета.

Более 70 лет наша отечественная школа развивалась подвлиянием идей видных философов-экономистов К. Маркса и Ф. Энгельса; этот период из ее истории вычеркнуть нельзя.Цель воспитания в будущем коммунистическом обществеК. Маркс и Ф. Энгельс выводили из экономических законов итипа общественных отношений. Они считали, что при коммунизме, когда будут уничтожены классовые различия, а во всехобластях техники, общественного производства человечестводостигнет высокого уровня развития, когда не будет существенных различий между умственным и физическим трудом, можноставить цель всестороннего и гармонического развития людей.

К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из предпосылки, что будущее человечества во многом зависит от того, как направленовоспитание подрастающих поколений, ставили перед революционным пролетариатом важнейшую задачу -- бороться за новые требования в области воспитания и образования, за новуюсистему народного образования. «Коммунисты не выдумываютвлияния общества на воспитание; они лишь изменяют характервоспитания, вырывают его из-под влияния господствующегокласса», --писал К.Маркс.

Трудности и ошибки в реализации цели воспитания --формировании всесторонне и гармонически развитой личности -- потребовали частичного сужения цели, пересмотра иконкретизации задач общеобразовательной школы, но отнюдьне привели к отмене самой цели. Разумной альтернативы всестороннему и гармоническому воспитанию нет. Оно по-прежнему остается идеалом, к достижению которого с учетом допущенных ошибок будет стремиться новая отечественная школа.Это не отдаленный идеал, а вполне достижимая при разумнойорганизации и поддержке всего общества цель.

Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы -- способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Установка на развитие личности растущего человека придает «человеческое измерение» таким целям школы, как выработка у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности кчеловеческой цивилизации.

Цель воспитания является ключевой категорией педагогики. Педагогическая деятельность всегда целенаправлена, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату.

Цель воспитания выступает как определенная перспектива, идеал личности, определяющий тенденции развития и совершенствования воспитательного процесса. В каждом обществе складываются конкретно - исторический идеал человека. Он определяется как обществом в целом, так и специфической средой, в которой предстоит жить ребенку. Этот идеал отвечает социальным потребностям общества в тех или иных качествах человека, в некоторой степени он одинаков для большинства граждан конкретного периода общественного развития и проявляется в определенном наборе идей, чувств, опыта, взглядов, ценностных ориентиров этноса, которые воспитание призвано привить всем детям без исключения, к какой бы социальной группе они не относились.

Развитие индивида наряду с представителями философской науки свой вклад в теорию формирования образа идеального гражданина и в обоснование методик его обучения и воспитания внесли писатели - утописты Кампанелла, Мор, Локк, Руссо, Оуэн, Дистерверг, Ушинский, Луначарский, Макаренко, Шацкий, Сухомлинский. Веками складывающаяся, постоянно развивающаяся мечта об улучшении физического, морального, интеллектуального, эстетического облика человека в истории земной цивилизации говорит об извечном стремлении человека к совершенству, под которым, как правил, понимают гармоничное развитии личности. Л.И. Новикова, Педагогика воспитания: избранные педагогические труды. - Москва: Пер Сэ, 2010. - 336с.

Ушинский писал, что педагогика «стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда не достижимому: к идеалу современного человека».

В современном обществе пока не сложилось возможностей для того, чтобы каждый без исключения мог овладеть всеми богатствами материальной и духовной культуры (а не просто познакомиться с ними); развить в полной мере свои умственные, художественные способности, технические таланты, трудиться именно в той области приложения своих сил, где он мог бы свободно и с максимальной отдачей проявлять свой творческий потенциал.

Концепция гуманистического воспитания подходит к идее всесторонности и гармоничности конкретно - исторически, учитывая социально - экономические возможности страны, прагматические задачи демократизации общества и школы, и что особенно важно, - по мнению О.С.Газмана,- реализацию прав и свобод личности в образовании. Идея всестороннего развития человека выступает сегодня в качестве перспективы, общечеловеческого идеала воспитания; является ориентиром на возможное развитие личности школьника в направлении самоактуализации, самореализации его творческого личностного потенциала. Но одновременно с идеальной целью необходимо определить и реальные цели и задачи воспитания, так как отсутствие точно поставленных целей задерживает успех школьной работы

Цели воспитания в современной российской школе

1.Воспитание всесторонней и гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство

2.Воспитание автономной личности, способной к позитивному изменению и совершенствованию себя и окружающей действительности

3.Приобщение человека к культуре, развитие у него творческой индивидуальности

4.Формирование отношений личности к миру и с миром, к себе и с самим собой.

5.Воспитание социально компетентной личности

6.Свободное развитие личности

7.Развитие самосознания личности, помощь ей в самоопределении, в социуме, в самореализации и самоутверждении

8.Формирование человека - гражданина, семьянина, родителя, специалиста - профессионала (интеллект, нравственность, созидательность) А. Грецов, Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание. 1-е издание, 2012 год

При разумном подходе должна сохраняться преемственностьцелей. Россия имеет свою, исторически сложившуюся, национальную систему воспитания. Менять ее на какую-то другуюбессмысленно. Сделать правильный вывод можно, только развив систему в соответствии с теми новыми целями и ценностями, которые стоят перед личностью и обществом.

3. Цели воспитания в зарубежной педагогике

В отличие от отечественной педагогики, всегда характеризовавшейся некоторым монизмом и глобализмом целей, западная педагогика придерживается курса умеренности, практичности, достижимости.

Какие же цели выдвигаются в современной педагогике развитых стран? Каждая педагогическая концепция предлагает свое решение этого вопроса.

Прагматическая педагогика отстаивает цели, выведенные изжизни. Американская школа пошла за Д. Дьюи, сумевшим доказать необходимость прагматического воспитания и предложить созвучные прогрессу и интересам широких слоев населения цели воспитания. Их Д. Дьюи не выдумывает, он берет ихготовыми из жизни. Воспитание, по его мнению, не можетбыть средством подготовки человека к жизни, оно -- самажизнь. Околелов О.П., Конструктивная педагогика. М.: Директ-Медиа, 2013.- 98 с.

Система воспитания Дьюи предстает в качестве решающего средства улучшения социальной среды, изменения типа общества без революционных преобразований. «Школа может создать в проекте такой тип общества, который нам хотелось бы осуществить. Влияя на умы в этом направлении, мы постепенно изменили бы характер взрослого общества».

Не противоречат ли эти положения основной методологической установке Дьюи о природной, генетической уникальности личности с ее врожденными способностями, которые могут лишь в большей или меньшей степени проявляться? Нет. Эта установка -- исходная в прагматической педагогике. «Истинное воспитание не есть что-то налагаемое извне, а рост, развитие свойств и способностей, с которыми человек появляется на свет».

Соединив исходные посылки об уникальности человека и главной цели его воспитания -- подготовку к жизни, Дьюи приходит к выводу, что воспитание должно обеспечить рост человека в практической сфере, рост его опыта, развитие практического ума. Суть воспитания он видит в реконструкции опыта, которая определяет направление для дальнейшего развития опыта. «Воспитание -- это рост, -- пишет Д. Дьюи, -- оно не подчинено никакой внешней цели. Оно -- сама цель».

В качестве одной из важнейших Д. Дьюи выдвигает задачу пробуждения и развития внутренней активности человека, направленной на достижение своих жизненных целей. Эта установка соединяется в понимании Дьюи с развитием индивидуальных качеств поведения личности. Хорошая цель -- та, которая исходит от самих воспитуемых, но при этом совпадает с требованиями извне и заключает в себе предпосылки для конструирования тех поведенческих установок, которые соответствуют демократическому обществу.

Методологические установки Дьюи по вопросам целей воспитания разделяют современные американские теоретики А. Маслоу, А. Комбс, Э. Келли, К. Роджерс, Т. Браммельд, С. Хук и другие видные педагоги. Они согласны, что ценность воспитания зависит от того, в какой мере оно способствует росту личности, помогает ей найти ответы на возникающие повседневные проблемы, а главное -- указывает, как лучше приспособиться к данной ситуации, выжить в ней. Представление о том, как формируются цели на современном научном языке, дают выдержки из работ западных специалистов. «Максимальное развитие рациональной автономной личности, понимание ею того, что разумно в определенных условиях, -- вот наша главная задача» (П. Херст). «Фундаментальная цель воспитания состоит в развитии личности с определенной структурой познания и мотивации, т.е. личности, которая способна служить утверждению более справедливого общества» (Л. Кольберг). «Воспитание и образование имеют в виду не только дать знания, но и изменять, регулировать позиции, эмоции, желания, поступки людей... воспитание учит человека, как жить». «Воспитание должно готовить людей к хорошей жизни, в которой они смогут выполнять определенную роль, совершать полезные дела» (М. Уорнок). Околелов О.П., Конструктивная педагогика. М.: Директ-Медиа, 2013.- 98 с.

«Главная цель образования, -- пишет известный американский педагог Р.Финли, -- готовить зрелую, целостную личность». Обобщая эти мысли, приходим к выводу, что генеральную цель воспитания прагматическая педагогика видит в самоутверждении личности. Л. Сурженко, Как вырастить личность. 1-е издание, 2013 год

Новогуманистическая педагогика, развивающаяся на основе неопозитивизма, цель воспитания видит в формировании интеллектуальной личности. Большое влияние на современную трактовку целей оказали работы известного западногерманского педагога и психолога Л. Кольберга, возглавившего направление на развитие познавательно-ценностной ориентации личности. Находясь в значительной мере под влиянием идей Дьюи и Пиаже, Кольберг утверждает, что воспитание должно быть направлено на развитие сознательной организационной структуры личности, позволяющей анализировать, объяснять и принимать решения по важным моральным и социальным проблемам. Тем самым система воспитания направлена против конформизма, ибо ее задача -- развивать у каждого способность к самостоятельным суждениям и решениям.

В перечень задач воспитания, выдвигаемых неогуманистами, не включается трудовая подготовка молодежи. Она мешает развитию интеллекта, отнимая силы и время обучаемых. Не все, однако, согласны с такой постановкой вопроса. Например, американский философ Р. Деннеки считает, что в этом случае образование отрывается от воспитания, подход к образованию приобретает релятивистский характер, т. е. умаляется роль истины, и все образование подчиняется сиюминутным, чисто практическим интересам.

Педагогика экзистенциализма, как уже отмечалось выше, ставит своей целью вооружение человека опытом существования. «Воспитание -- это разнообразные виды становления, формирования, выбора, борьба человека за то, чтобы кем-то стать... Цель всего процесса воспитания состоит в том, чтобы научить человека творить себя как личность». Приоритет в воспитании, по утверждению педагогов-экзистенциалистов, принадлежит самовоспитанию. «Воспитание и образование -- это процесс саморазвития или самовоспитания так же, как процесс получения человеком знаний о мире одновременно есть процесс формирования его самого», -- пишет один из представителей экзистенциалистской концепции воспитания -- К. Коулд.

В 50--60-х годах видное место занимают взгляды немецкого философа и педагога О.Ф. Больнова. Ядром его учения служит концепция нравственного воспитания. Основу для нравственного, подлинно человеческого поведения Больнов усматривает в простых нормах нравственности. Именно возрождение простых норм нравственности должно составлять сегодня главную цель воспитания. «Одна из первых и необходимых задач, которую поставила перед нами современная ситуация, состоит в осознании простых добродетелей, которые во всех этических и политических системах составляют необходимое основание человеческой жизни». Три фундаментальные добродетели -- доверие, надежда, благодарность, --заложенные в природе человека, составляют, по Больнову, ядро той системы добродетелей, которая должна формироваться воспитанием. Л.И. Новикова, Педагогика воспитания: избранные педагогические труды. - Москва: Пер Сэ, 2010. - 336 с.

Главным моральным качеством, формируемым у молодежи, должно быть чувство ответственности как важное условие жизнестойкости социальной системы. Особое значение придается ответственности и дисциплине в процессе труда.

Заключение

Проанализировав все цели воспитания, я пришла к выводу, что:

Цель выражает общую целеустремленность воспитания.При практическом осуществлении она выступает как системаконкретных задач. Цель и задачи соотносятся как целое ичасть, система и ее компоненты. Поэтому справедливо и такоеопределение: цель воспитания -- это система решаемых воспитанием задач.

Целями воспитания в современной школе являются: выработка у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности кжизни, труду и социальному творчеству, участию в демократическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны ичеловеческой цивилизации.

Цель воспитания в зарубежной педагогике должна быть направлена на развитие сознательной организационной структуры личности, позволяющей анализировать, объяснять и принимать решения по важным моральным и социальным проблемам. Тем самым система воспитания направлена против конформизма, ибо ее задача -- развивать у каждого способность к самостоятельным суждениям и решениям.

Список литературы

Подласый И.П. Педагогика. Том 1: Теоретическая педагогика. - М. Юрайт. 2013. 350-401 с.

Андреева М., 100 секретов воспитания детей. //«Тригон», 2009 год

Л. Сурженко, Как вырастить личность. 1-е издание, 2013 год

О. Ефремов, Педагогика. 1-е издание, 2010 год

А. Грецов, Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание. 1-е издание, 2012 год

Л.И. Новикова, Педагогика воспитания: избранные педагогические труды. - Москва: Пер Сэ, 2010. - 336 с.

Околелов О.П., Конструктивная педагогика. М.: Директ-Медиа, 2013.- 98 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие о методах и средствах воспитания. Система общих методов воспитания. Классификация методов воспитания. Выбор педагогических методов воспитания. Методы организации деятельности. Актуальность воспитания с учетом педагогики и современного общества.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2007

    реферат , добавлен 20.11.2006

    Воспитание как приоритетное направление педагогики высшей школы. Общая характеристика основных целей воспитания студентов. Анализ принципов, детерминирующих содержание воспитания: социально-ценностная направленность, развитие и формирование личности.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2015

    Нетрадиционные формы взаимодействия семьи и школы в аспекте нравственного воспитания. Комплексное исследование уровней нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Методы внедрения программы нравственного воспитания на основе фольклора.

    дипломная работа , добавлен 22.11.2016

    Проблема воспитания нового поколения в современном обществе. Современные концепции воспитания. Я-концепция как основа внутреннего стимулирующего механизма личности в школьные годы. Роль ученического самоуправления в жизни школы, разработка программ.

    реферат , добавлен 27.03.2012

    Мораль как категория нравственного воспитания. Методы, средства и содержание нравственного воспитания школьников, особенности его применения на уроках литературы. Анализ ценностных ориентаций (нравственных категорий) учащихся 6 а класса МОУ СОШ №1 26.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2010

    Современное состояние школьного воспитания. Причины несостоятельности сложившихся воспитательных систем. Целесообразность гуманной системы воспитания как концепции воспитания, которая дает новые и разнообразные подходы к образовательному процессу.

    реферат , добавлен 01.12.2009

    Роль в теории и практике отечественного воспитания православной культурной традиции. Инновационные процессы в области духовно-нравственного воспитания. Сохранение целостности человека - важная задача современного воспитания. Нравственное самоопределение.

    контрольная работа , добавлен 20.03.2016

    Рассмотрение нравственного воспитания младшего школьника как психолого-педагогической проблемы. Определение эффективных условий формирования нравственных качеств детей и проверка их на практике. Разработка рекомендаций по развитию системы воспитания.

    дипломная работа , добавлен 14.05.2015

    Рассмотрение теоретико-методологических основ педагогической концепции джентльменского воспитания на примере Дж. Локка и Ф. Честерфилда. Исследование специфики системы социально-нравственного воспитания через приобщение личности к внешнему опыту.

Важным элементом воспитания являются цели. Цели оказывают ориентирующее и системообразующее влияние на любую деятельность, в том числе на воспитательный процесс, на его содержание, формы и методы, что в значительной степени детерминирует его конечный результат. Великие педагоги прошлого Я.А. Коменский и К.Д. Ушинский придавали большое значение ясности и точности целей воспитания. Однако педагоги-практики часто не уделяют этому вопросу должного внимания. «Что сказали бы вы об архитекторе, - писал К.Д. Ушинский, - который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить - храм или просто дом. То же самое должны вы сказать и о воспитателе, который не сумеет ясно и точно определить вам цели своей воспитательной деятельности».

Вместе с тем, ответ на вопрос о целях воспитания не так прост и очевиден, как это на первый взгляд представляется не искушенному в деле воспитания человеку. Прежде всего, не вполне очевидно, как достаточно четко и ясно сформулировать цели воспитания. И в этой связи следует прислушаться к А.С. Макаренко, который считал, что «цели нашей работы должны быть выражены в реальных качествах людей, которые выйдут из наших педагогических рук».

Концептуальные подходы к воспитанию отличаются удивительным многообразием, что обусловлено полиэтническим характером нашего общества, пестротой природных условий, различием представлений об актуальности тех или иных общественных проявлений. Концепция воспитания - это совокупность идей и принципов педагогической деятельности, определяющих цель, содержание, позиции и способы взаимодействия воспитателей и воспитуемых в воспитательном процессе (Е.В. Бондаревская). Обоснование цели воспитания невозможно без учета особенностей социально-педагогической ситуации, которая ее порождает. В современных условиях идет не только демократизация и модернизация учебного процесса, но и происходит диктуемая жизнью актуализация общечеловеческих нравственных ценностей: совести, добра, справедливости, милосердия, духовности, человеческого достоинства.

Процессы обновления в современной школе идут болезненно и сложно. С одной стороны, у учащихся появляются безразличие к учебе, анархические настроения, апатия, игнорирование коллективных форм деятельности. С другой - многие начинают понимать, что в условиях рыночной экономики могут расцвести вечные общечеловеческие ценности, в частности, такие, как знания, предприимчивость, профессионализм, культура. Таким образом, современная социально-педагогическая ситуация формирует альтернативный по отношению к традиционным воспитательным нормам тип личности, выдвигает задачи воспитания человека в новых условиях.

Главная цель воспитания - разностороннее и гармоничное развитие личности, ее самоактуализация. Привлекательность этой цели для педагогов конкретизируется в описанных А. Маслоу признаках самоактуализирующейся личности. Это позволяет им конкретизировать практическую воспитательную деятельность. Перечислим эти признаки:

  • * более эффективное восприятие реальности и более комфортабельное отношение к ней;
  • * принятие себя, других, природы как они есть; простота, естественность;
  • * центрированность на задаче, а не на себе;
  • * некоторая автономность, потребность в уединении;
  • * личная автономность, относительная независимость от культуры, среды; постоянная свежесть оценок;
  • * мистичность и опыт высших состояний;
  • * чувство сопричастности, единения с другими;
  • * демократическая структура характера;
  • * различение средств и цели, добра и зла;
  • * философское, неврожденное чувство юмора;
  • * самоактуализирующееся творчество;
  • * сопротивление раскультуриванию.

Каждый из признаков может быть реализован в конкретной воспитательной работе. Понятие цели диалектично. Постановка цели заведомо влечет за собой конкретизацию - определение стратегических и тактических задач воспитания. Л.С. Выготский писал: «Человек, в сущности, воспитывает сам себя… С научной точки зрения, невозможно, чтобы один воспитывал другого», т. е. педагог по собственному произволу не может сделать воспитанника ни лучше, ни хуже. Он может лишь создать условия, чтобы ученик сам захотел стать таким, каким хотелось бы педагогу. Об этом же в последние годы заговорили А.А. Бодалев, О.С. Газман, В.А. Караковский, Л.И. Новикова. Поэтому в формулировке цели воспитания необходимо еще добавить - в условиях личностно ориентированной коллективной творческой деятельности, в которой реально растущий человек может реализовать всю гамму своих потребностей и потенциальных возможностей, сформулировать черты самоактуализирующейся личности.

Не менее важным условием успешности реализации цели представляется выработка общей стратегии воспитания. Она может быть отражена в идее о том, что самоактуализируюшаяся личность развивается, в том случае, когда воспитательный процесс в школе отвечает двум основным условиям: если воспитывающая деятельность инструментована как самодеятельность воспитанников и если в ходе воспитательного процесса учащиеся включаются в процесс самопознания и самовоспитания.

Цель и задачи воспитания определяются педагогом, они зачастую завуалированы, скрыты от воспитанника. Это один из парадоксов воспитания. Цели педагога и цели воспитанников разнообразны и разноплановы, в то время как достижение их происходит в едином воспитательном процессе. Одной из важнейших целей воспитания как человекообразующего процесса является его возвращение в контекст культуры (Е.В. Бондаревская). Необходима интеграция воспитания и образования в культуру. Это означает их ориентацию на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру, гуманизацию процесса воспитания, гуманитаризацию содержания обучения и воспитания.

В процессе воспитания происходят социализация личности, развитие личности (переход на новые уровни), ее самоопределение (формирование ответственности), формирование новообразований (новых качеств личности), интеграция личности (В.С. Кукушин). Цели воспитания варьируют в зависимости от социального, экономического, политического, культурного, этнического, конфессионального состояния общества.

Рассмотрим многообразие целей воспитания, выделенных выдающимися педагогами разных исторических эпох.

Борьба вокруг целей воспитания разгорелась уже в античном мире. Древние мыслители соглашались, что целью воспитания должно быть воспитание добродетелей. Но что считать добродетелью? Платон отдавал предпочтение воспитанию ума, воли и чувств. Аристотель говорил о воспитании мужества и закаленности (выносливости), умеренности и справедливости, высокой интеллектуальности и моральной чистоты.

Гуманисты эпохи Возрождения (Витторино де Фельтре, Франсуа Рабле, Эразм Роттердамский, Томас Мор, Мишель де Монтень, Томмазо Кампанелла и др.) провозглашали культ человека. Человек в трактатах о воспитании представляет собой личность деятельную, социально и граждански ориентированную, высоконравственную, обладающую чувством собственного достоинства, мужеством, физической и душевной стойкостью, способную быть защитником отечества; ей присуще стремление к похвале, славе и большим делам; ее отличают всестороннее образование и культура (Г.М. Коджаспирова).

Цель воспитания, по Я.А. Коменскому, состоит в познании себя и окружающего мира, управление собой, стремление к соединению с Богом, но в то же время подготовка к деятельности в земной жизни. Ребенок должен приобрести такие качества, как умеренность, опрятность, почтительность к старшим, предупредительность, правдивость, благотворительность, трудолюбие, терпение, деликатность, достоинство.

Дж. Локк говорил о воспитании джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утонченного в обращении. Выделял физическое, нравственное, умственное, религиозное и трудовое воспитание.

Основные идеи в области воспитания К.А. Гельвеция - врожденное равенство всех людей, личный интерес как движущая сила индивидуального развития людей и их деятельности, воспитание как направляющая сила в развитии интересов, политическая система как определяющее начало воспитания.

Ж.Ж. Руссо в книге «Эмиль, или О воспитании» рассматривал, каким должно быть воспитание: свободным, естественным, зависящим от природы, людей.

Ж.Ж. Руссо твердо стоял на позициях подчинения цели воспитания формированию общечеловеческих ценностей. Воспитание необходимо человеку потому, говорил он, что тот появляется на свет беспомощным и слабым. Задача воспитания -- создать человека. «Жить -- вот ремесло, которому я хочу учить его (воспитанника). Выходя из моих рук, он будет -- соглашаюсь с этим -- не судьей, не солдатом, не священником: он будет прежде всего человеком; всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае необходимости, так же хорош, как и всякий другой, и, как бы судьба ни перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте».

И. Песталоцци, швейцарский педагог-демократ, считал, что цель воспитания -- развить способности и дарования человека, заложенные в него природой, постоянно их совершенствовать и, таким образом, обеспечить «гармоническое развитие сил и способностей человека». Немецкий философ И. Кант возлагал большие надежды на воспитание и видел его цель в том, чтобы готовить воспитанника к завтрашнему дню: «Дети должны воспитываться не для настоящего, но для будущего, возможно, лучшего состояния рода человеческого, т. е. для идеи человечества, и сообразно его общему назначению». Последователь Канта немецкий педагог Ф. Рейн конкретизировал эту цель: «Воспитание должно выработать из воспитанника истинно хорошего человека, восприимчивого ко всему заслуживающему внимания, умеющего с пользой работать для своего народа, человека добросовестного и искренно, глубоко религиозного».

Немецкий педагог И. Гербарт цель воспитания видел во всестороннем развитии интересов, направленном на гармоническое формирование человека. Идеал воспитания -- добродетельный человек. Рассматривая эту цель как вечную и неизменную, Гербарт имел в виду воспитание людей, умеющих приспосабливаться к существующим отношениям, уважающих установленный правопорядок.

Главная задача воспитания и обучения у М. Монтеня - обретение моральных качеств и воспитание гражданских чувств, привычки к самостоятельной мысли и критическому отношению к любым взглядам и авторитетам.

Т. Кампанелла писал о том, что система воспитания носит общественный характер и одинакова для всех граждан. Воспитание должно быть организовано так, чтобы все дети развивали свои силы и способности.

Цель воспитания у И.Г. Песталоцци - развивать все природные силы и способности человека. Задача воспитания состоит в том, чтобы создать гармонически развитого человека через труд, игру, обучение. И.Г. Песталоцци - основатель концепции развивающего воспитывающего обучения: «обучение должно быть подчинено воспитанию».

И. Кант видел цель воспитания в том, чтобы вести род человеческий к совершенству, содействовать выполнению человеком его назначения, развивать в себе человеческую природу. Педагогика Канта - педагогика воли.

Цель воспитания, по И.Ф. Гербарту, достигается развитием многосторонности интересов и создания на этой базе цельного нравственного характера, руководимого нравственными идеями внутренней свободы, совершенства, благорасположения, права, справедливости.

Р. Декарт провозгласил идеал воспитания - развитие ясного мышления, основанного на доказательстве и природном равенстве умов, допуская врожденные различия в интеллекте. Социалисты-утописты (К.А. Сен-Симон, Р. Оуэн, Ш. Фурье) считали, что воспитание - великое социальное явление, которое должно быть предметом забот государства. Для них человек - продукт среды, во всех недостатках виновата только социальная среда, т. е. капитализм, и надо его заменить социализмом. Трудовое воспитание - необходимое условие всестороннего развития человека.

Русские социал-демократы предложили миру свое видение целей воспитания. В. Г. Белинский в 40-х гг. XIX в. писал о воспитании борца с крепостничеством и царизмом. А. И. Герцен был убежден, что цель воспитания -- подготовка свободной, деятельной, гуманной, всесторонне развитой личности, борющейся с общественным злом. Н. Г. Чернышевский ставил перед воспитанием благородную цель -- подготовить человека общественного, идейного, прямого и честного, с разумной долей эгоизма, понимая под этим своеобразное сочетание личного с общественным.

Цель воспитания у Н.А. Добролюбова и Н.Г. Чернышевского - воспитание патриота и высокоидейного человека, гражданина со стойкими убеждениями, всесторонне развитого человека.

К.Д. Ушинский писал о том, что воспитание зависит от исторического развития народа, его нельзя выдумать или заимствовать у других: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях».

По Э. Дюркгейму, воспитание имеет целью возбудить и развить у ребенка некоторое число физических, интеллектуальных и моральных состояний, которых требуют от него политическое общество в целом и, в частности, та социальная среда, к которой он принадлежит.

По М. Монтессори, воспитание возможно только тогда, когда ребенку предоставляется полная свобода действий, спонтанной активности. Система М. Монтессори построена на идеях свободного воспитания и предназначена для детей от 3 до 9 лет.

Я. Корчак говорил об осознании и признании ребенка наиболее важным звеном в цепи субъектов воспитания. Сформулировал принципы воспитания: уважения труда познания ребенка, его неудач и слез, собственности ребенка, тяжелой работы роста, самобытности ребенка, паритетности взаимоотношений, безопасности, ненасилия, безусловной поддержки и помощи, безусловной любви воспитателя к воспитаннику. П.П. Блонский сформулировал основополагающие педагогические идеи: обучение и воспитание должно осуществляться на основе знания закономерностей развития ребенка; на уважении личности ребенка, его потребностей и интересов, разностороннем развитии его личности. П.П. Блонский сформулировал принцип индустриализации - тесной связи школы с производством, трудовым профессиональным обучением.

А.С. Макаренко разработал систему воспитания и создал теорию трудового коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни, отношения. Он утверждал, что самое главное - «уметь видеть прелесть сегодняшнего и завтрашнего дня и жить этой прелестью». Одним из важнейших элементов воспитания он считал трудовое воспитание. Разработал важнейшие вопросы семейного воспитания, в том числе вопросы семьи, ее культуры, методов воспитания в семье.

В.А. Сухомлинский основное внимание обращал на воспитание у подрастающего поколения гражданственности. Он продолжил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, разработал методику работы с отдельным учеником в коллективе. В.А. Сухомлинским также разработаны вопросы воспитательного воздействия традиций, фольклора, природы.

Главной целью современного воспитания является формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

К группе объективных факторов относятся:

Генетическая наследственность и состояние здоровья человека;

Социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение;

Обстоятельства биографии;

Культурная традиция, социальный и профессиональный статус;

Особенности страны и исторической эпохи.

Группу субъективных факторов составляют:

Психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитанника;

Система отношений с социумом;

Организованные воспитательные воздействия, как со стороны отдельных групп, объединений, так и со стороны всего сообщества.

Если биологическая линия развития человека генетически запрограммирована и передается по наследству, то социальная линия характеризует личностное формирование и развитие человека, определяемое теми качествами и свойствами, которые приобретены им в процессе жизнедеятельности.

Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека имеет место в течение всей его жизни. Наследственность определяет то, каким может стать организм, но формируется он под одновременным влиянием обоих факторов.как наследственности, так и среды. Сегодня становится все более общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследования - биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются, таким образом, результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек является и частью природы, и продуктом общественного развития.

Окружающая среда - мощный фактор развития личности, как предмета воспитания растущего человека. Факторы среды достаточно непредсказуемы и очень многочисленны. Возможны совершенно неожиданные влияния среды на формирование личности человека. Факторы среды можно разделить на несколько групп.



Воспитание есть целостный педагогический процесс формирования и развития личности. Воспитание любого из личностных качеств обусловлено формированием его содержательно-структурных психологических компонентов.

Человек становится личностью только в процессе общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное и психическое развитие происходить не может. Данный факт подтверждают примеры «детей-маугли».

Процесс вхождения индивида в социальную среду, усвоения и воспроизводства им социального опыта называют социализацией. Этот процесс включает несколько стадий:

Адаптация - приспособление. От рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, приспосабливается, подражает;

Индивидуализация - появляются желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения. В отрочестве стадия самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, ибо все в мировоззрении и характере подростка еще неустойчиво;

Интеграция - появляется желание найти свое место в обществе. Она проходит благополучно, если свойства личности принимаются группой и обществом, в противном случае возможны:

Сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимоотношений с людьми и обществом;

Изменение себя («стать как все»);

Конформизм (внешнее соглашательство, адаптация).

Для возраста примерно до трех лет характерно доминирование процесса адаптации. Для отрочества (десять - четырнадцать лет) - индивидуализации. Для юности (пятнадцать - восемнадцать лет) - интеграция. Поэтому социализацию можно рассматривать лишь как одну из двух линий развития: присвоение общественного опыта (социализация) и приобретение самостоятельности, автономности (индивидуализация).



Процесс развития усложняется тем, что социальная среда и социальные группы нестабильны, необходимо собственное участие в группах, чтобы приспособиться к жизни в них.

Однако процесс социализации имеет свои издержки. Можно выделить следующие издержки социализации в современных условиях.

Экономические:

Имущественное расслоение в обществе;

Подмена дружеских и товарищеских отношений отношениями купли-продажи;

Гипертрофированные потребности в материальной сфере при отсутствии духовных потребностей и культуры потребления;

Рост имущественных правонарушений у детей;

Вынужденная работа детей, наносящая вред их здоровью и нравственному развитию личности, и др.

Политические: ошибки и просчеты политического курса привели к появлению у молодежи неуверенности в будущем, «негативизма», нигилизма, депрессиям и страхам, уходу в неформальные, националистические объединения, культу жестокости и др.

Социальные:

В результате изменений в системе образования (платные и альтернативные школы) создались неравные условия для детей, что привело к элитарности образования;

Слабо решаются проблемы обеспечения малоимущих, многодетных, неполных семей и др.;

Культурные - засилье массовой культуры привело к утрате приоритетов национальной культуры, ценностного отношения к ней, возникновению различных направлений низкопробной молодежной субкультуры и т.д.;

Моральные - произошла переоценка ценностей, т.е. переориентация молодежи в сторону индивидуализма, нравственной «раскованности».

Данные издержки вносят коррективы в организацию и методику воспитания.

Влияние среды на развитие личности. Человек стано-

вится личностью только под влиянием общества, именно здесь происходит его социализация, т.е. духовное, социаль-ное и психическое развитие.

Социализация представляет собой процесс и результат присвоения и активного воспроизводства личностью соци-ального опыта, осуществляемый в общении, обучении и дея-тельности.

Если среда – это окружающая действительность, где про-исходит становление и развитие человека, то дальняя среда отождествляется с обществом, а ближняя среда – с домом, семьей, друзьями.

Овладение новыми действиями ребенок осуществляет под руководством взрослого, а затем самостоятельно. В этом за-ключается очень важная роль обучения и развития человека. Разница между совместной с взрослым и самостоятельной деятельностью определяет зону ближайшего развития (Л.С.Выготский). От величины этой зоны зависит обучае-мость ребенка, т.е. запас развития, которым он располагает. Существуют возрастные периоды, когда обучающие воздей-ствия педагога наилучшим образом сказываются на развитии человека.

Начиная с работ Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, Л.Н.Тол-стого и заканчивая идеями наших современников, в науке в этом направлении накоплен огромный опыт, который позво-ляет значительно увеличивать педагогическую действенность воспитательной работы.

В связи с этим важнейшей закономерностью воспитания является необходимость учета индивидуальных и возрастных особенностей личности ребенка.

В педагогике выделяют следующие социальные стадии в развитии человека: до 1-го года – раннее младенчество; до 3-х лет – младенчество; до 6-и лет – раннее детство; до 8-и лет – детство; до 11-и лет – предподростковый период; до 14-и лет – подростковый период; до 18-и лет – юношеский возраст.

Каждой возрастной группе соответствует определенный уровень физического и психического развития, социализа-ции, который характеризует возрастные особенности. Учи-тель должен постоянно изучать и фиксировать особенности учебной, трудовой, игровой, спортивной деятельности своих воспитанников, уровень их умственного и физического раз-вития, черты характера, отношение к окружающим и самому себе. На этой основе следует разрабатывать программу вос-питательной работы с каждым учеником.

4. Развитие и воспитание. Воспитание – главная сила,

которая способна дать обществу полноценную личность.

Без воспитания человек не может развивать и реализовы-вать свои природные задатки и способности. Как показывает практика, воспитание должно опираться на внутренние пси-холого-педагогические механизмы личностного формирова-ния учащихся и стимулировать их стремление к саморазви-тию и самосовершенствованию в учебе и поведении. В про-цессе самовоспитания человек активно работает над собой, осознает свои достоинства и недостатки и исправляет их. Од-нако к самовоспитанию человек должен быть подготовлен всей воспитательной работой семьи и школы. Самовоспита-ние включает умение ставить цели и задачи, выполнять их, контролировать процесс и оценивать результаты.

Отечественный педагог и психолог Л.С.Выготский обос-новал закономерность, согласно которой цели и методы вос-питания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и “зоне его ближайшего раз-вития”. Негативное влияние наследственности и неорганизо-ванной среды на становление личности человека необходимо корректировать с помощью воспитания, эффективность кото-рого зависит от целенаправленного, систематического и ква-лифицированного руководства этим процессом. Однако воз-можности воспитания не безграничны.

5. Деятельность как фактор развития. В педагогиче-

ской теории сформулирована общая закономерность: чем больше человек работает в определенной области, тем выше уровень его развития в этой области.

Усложнение содержания деятельности и привлечение уча-щихся к руководству ею, являются еще одной закономерно-стью воспитания.

При этом активность – это не только предпосылка разви-тия личности, но и результат, так как цель воспитания заклю-чается в формировании активной, инициативной, творческой личности .

6. Влияние культуры на развитие личности. Человек живет в динамично развивающемся мире. Объективно скла-дывающаяся ситуация требует от него соответствующих зна-ний, умений, навыков, качеств личности, норм поведения, которые позволяют адекватно реагировать на все изменения, ориентироваться в ситуации, уметь моделировать ее и осуще-ствлять необходимые коррекции.

Научная общественность сегодня делает попытку выявить сущностный статус образования через рассмотрение его в контексте культуротворческих процессов. Это позволяет ин-терпретировать образование как средство инкультурации личности и обеспечивать включение ее в социум. Под ин-культурацией сегодня понимается процесс приобщения чело-века к высшим ценностям мировой и национальной культу-ры. А социализация и инкультурация рассматриваются как самостоятельные процессы личностного развития ребенка, отличающиеся между собой содержательными характеристи-

ками .

Перед образованием, как и перед культурой в целом, воз-никает новая проблема – развитие способностей личности, умений ориентироваться и жить в меняющихся условиях. Причем сегодня кроме организованной среды (семья, учеб-ные заведения, профессиональная деятельность), которая оказывает воспитывающее влияние на человека, процесс формирования и развития личностных качеств, адекватных динамично развивающемуся миру, в определенной мере со-держит элементы, носящие стихийный характер. Решение проблемы зависит прежде всего от степени приобщения лич-ности к высшим ценностям культуры. На второе место педа-гогическая общественность определяет самосовершенствова-ние личности.

К сфере общей культуры в научной литературе относят деятельность человека, средства и механизмы ее осуществле-ния, причем сам человек рассматривается как субъект куль-турного развития. С таких позиций культура представляет собой качественную характеристику, определяющую, на-

сколько человек путем саморазвития и самосовершенствова-ния смог подняться над своей биологической природой. Влияние культуры на человека проявляется не только в его профессиональной деятельности, но и в становлении созна-тельной, целенаправленной, творческой активности в обще-стве, которая заключается в стремлении поддержать гуман-ные тенденции и противостоять разрушительным.

Сегодня нет единого толкования концепции культуры. Представляется актуальным понятие “социум культуры”, предложенное В.С.Библером, так как на данном этапе куль-тура ориентируется на общие ценности, созданные в разных культурах (античных, средневековых, западных, восточных и др.) и человек находится перед выбором своего социума, где он может осуществлять самоопределение . Рассуж-дая с позиции человека, поставленного в центр новых поли-тических, экономических и социальных условий, необходимо увидеть, понять и принять характер связей личности – на уровне установления безопасных отношений с подсистемами (природой, производством, государством, населением) и на уровне взаимодействия с ними.

В современном мире, где ценность образования постоян-но растет, ощущается необходимость в продуктивном ис-пользовании способности к производству нового знания. При этом усвоение материала признается лишь необходимой ба-зой для культуротворчества. Сегодня человеку необходимы прежде всего фундаментальные знания, которые пробуждают интерес к познанию и играют роль “фильтров” для текущей информации. Кроме того, фундаментальные знания служат опорой, когда прежний опыт в новой ситуации не всегда оп-ределяет верные решения. Очень важным для становления личности, особенно личности специалиста, является усвоение способов самореализации, саморазвития и самосовершенст-вования, которые вместе с системным мышлением обеспечи-вают открытость человека для всего нового .

В культуре отражается все, что делает человек, и то, что он собой представляет. Культуру следует рассматривать не только как результат, но и как процесс сознательной интел-лектуальной деятельности, в ходе которой изменяется окру-жающая среда и сам человек. Она дает колоссальный воспи-тательный, экологический, экономический и социальный эф-

фект. Все, что создано в ней, способствует совершенствова-нию человека, достижению максимальной реализации его как личности, гражданина, профессионала .

Человек является самым великим творением природы, ее венцом, источником творческой активности и движения впе-ред. Но чтобы воспитать хорошего труженика, патриота, семьянина, необходим напряженный труд родителей, педаго-гов, всего общества. Задача педагогической общественности сегодня заключается в оказании помощи подрастающему по-колению в формировании его отношения к окружающей дей-ствительности, прежде всего в развитии позитивного мышле-ния: побудить к творчеству, заставить почувствовать любовь к жизни, к Родине, к природе, труду, людям, к себе . Только после того, как человек усвоит социальные нор-мы, культурные ценности и реализует себя, он становится полноценным членом общества. В свою очередь, задача вос-питателя – ставить личность в активную позицию, вооружать ее способами деятельности и активного приложения сил, изу-чать ее своеобразие, раскрывать потенциальные возможности.

Таким образом, становление личности и ее развитие осу-ществляются под влиянием наследственности, общения, вос-питания, обучения и деятельности. За счет развития личност-ных качеств человек включается в систему общественных отношений и творчески осваивает общественный опыт. В процессе развития личности формируется ее мотивационная культура – как результат социализации и воспитания. Это социальные установки личности, желания, интересы, ценно-стные ориентации, убеждения и т.д.

Как результат образования создается информационная культура личности, которая представляет собой систему зна-ний всех видов и уровней (законы, представления, понятия, учения, концепции, суждения, гипотезы, теории).

Результатом активности и деятельности в развитии лич-ности является операционная культура, состоящая из систе-мы умений всех видов и уровней (навыки, привычки, спосо-бы, приемы, методы, методики).

Системность личности отражает в себе закон единства, целостности, неразрывности воспитания. Только единство человека (природного, общественного, индивидуального) в его сущности, становлении и деятельности помогает целост-

но воспринимать окружающую действительность, приспо-сабливаться к меняющимся условиям жизни, вносить в них разумное, доброе, вечное. При этом необходимо понимать, что секрет выживаемости человечества скрывается в самом человеке. Целесообразно вспомнить замечание Б.М.Бим-Бада: у человечества есть только один способ действовать эффективно – это совершенствовать себя . Об-разование должно стать непрерывным процессом самосо-вершенствования и самообновления, причем не только для личности ребенка, но и для педагога. В этом заключается фундаментальная сущность механизма жизни и деятельно-сти, которая представляет основу для удовлетворения своих потребностей, реализации своих способностей и овладения высшими ценностями общей и профессиональной культуры. В данном стремлении находит свое выражение великое зна-чение феномена культуры для развития человека. Итогом та-кого влияния становится сформированная Я -концепция.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама