THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Личные расходы детей растут пропорционально возрасту. Часто слышатся жалобы старшего поколения: дети не умеют сопоставлять свои возможности и траты. Состоятельные родители порой готовы удовлетворять любой каприз детей. Но не знающий ни в чем отказа ребенок может вырасти в безответственного транжиру. Поэтому не стоит пускать на самотек такое важное дело, как навык управления личными деньгами.

Личные расходы детей растут пропорционально возрасту. Часто слышатся жалобы старшего поколения: дети не умеют сопоставлять свои возможности и траты. Состоятельные родители порой готовы удовлетворять любой каприз детей. Но не знающий ни в чем отказа ребенок может вырасти в безответственного транжиру. Поэтому не стоит пускать на самотек такое важное дело, как навык управления личными деньгами.

Заменяя родительское внимание деньгами, вы выращиваете ребенка, не понимающего цены деньгам. Специалисты утверждают: такая ситуация в обеспеченных семьях не редкость. Родители часто откупаются от детей деньгами вместо общения. Вырастая, дети часто впадают в апатию, они или хотят сразу зарабатывать большие деньги, или не хотят ничего. Иногда у них возникает страх не суметь заработать самостоятельно, поэтому они и не пытаются, а просто тратят родительские деньги. Единого решения проблемы «деньги и дети» не существует. Но выделить несколько сфер для размышлений возможно.

Посещение магазина. Психологи уверяют, что посылать за покупками детей можно с шести лет. Это тренирует полезные навыки. При этом, посылая малыша за покупками, можно преподносить это не только и столько как домашнюю обязанность, помощь маме/папе, но и как элемент познания финансовой грамотности. Если вдруг сдачи не хватает, то можно дружелюбно порекомендовать быть в следующий раз внимательнее в процессе познания реальной жизни.

Отказы. Важный воспитательный момент, по мнению психологов, — иногда отказывать ребенку в покупках. Делать это нужно с 3-5 лет по двум соображениям. Во-первых, чтобы ребенок привык к понятиям «нет денег», «их надо заработать», «надо накопить». Во-вторых, чтобы он понимал, что не любое его желание исполнится сразу. У детей из обеспеченных семей часто нет интереса к жизни, им не к чему стремиться, потому что все их желания исполняются сразу же.

Карманные деньги. Должны ли у ребенка быть личные деньги? С какого возраста? Эти вопросы волнуют многих родителей. Детские психологи говорят, что дети начинают воспринимать деньги как всеобщий эквивалент только к 6-7 годам, до этого они предпочитают натуральный обмен, например одной игрушки на другую. Если это так, то до школы давать деньги обычному ребенку, может быть, не стоит. Но затем трудно представить, чтобы у современного ребенка в кармане не было денег. У кого-то их больше, у кого-то меньше. У одних свои деньги появляются раньше, у других позднее. Ребенок непременно должен чувствовать себя полноценным членом школьного сообщества, это для него крайне важно. Детям старше 12 лет «свои деньги» помогают подготовиться к взрослой жизни, научиться управлять своими желаниями.

Школьникам-студентам может выдаваться фиксированная сумма на питание вне дома, на развлечения. Конечно, единых рекомендаций о сумме карманных расходов не бывает. У семей разное материальное положение. Суммы, для одних естественные, другими могут восприниматься как неразумные. По идее карманных денег школьнику должно хватать на самое необходимое: транспорт, еду вне дома, развлечения (кино, компьютерные игры) и т.д. Многие родители небезосновательно опасаются крупных сумм в детских карманах и предпочитают все покупать сами. Какой бы подход к финансированию ни выбрали родители, они должны помнить, что деньги формируют потребности и им необходимо следить за тем, какие именно потребности они создают у ребенка. Психологи советуют устанавливать размер карманных денег в рамках планирования всего семейного бюджета. Очень хорошо, если в «бюджетном процессе» будут участвовать и дети.

Уровень контроля. Одна родительская крайность: если мы играем во взрослую жизнь, то играем до конца — ребенок волен тратить свои деньги на что угодно. Другая крайность: обязательно выяснять, на что были потрачены выданные деньги. Психологи советуют доверять детям, не допуская мелочных придирок, но вести постоянный диалог. Если быть в курсе, как ребенок расходует деньги, то это с большей вероятностью позволяет избежать неприятных ситуаций, когда кто-то постоянно отнимает у ребенка карманные деньги или когда он оказывается втянут в какие-нибудь околокриминальные сюжеты. Когда речь идет, скажем, о сборе денег на вечеринку и ребенку не больше 12-15 лет, не помешает созвониться с другими родителями.

Ребенок должен понимать: деньги — это труд родителей и к ним следует уважительно относиться. Доверительные отношения между детьми и родителями в денежных вопросах важны. Они помогают воспитывать в подрастающем поколении самостоятельность в финансовых решениях. Ребенок должен привыкать к мысли, что деньги — это важный аспект нашей жизни, ими надо разумно распоряжаться.

Детские заработки. Специалисты советуют стимулировать у ребенка стремление самому добиваться желаемого вне зависимости от наличия в семье больших денег, с детства учить ответственно относиться к деньгам и внушать: для сохранения достатка придется много трудиться, не рассчитывая только на родительские деньги. В противном случае капитал легко потерять. На Западе очень многие дети из обеспеченных семей подрабатывают с 7-10 лет. А подростки (13-19 лет) и студенты — практически в обязательном порядке. Это может быть работа в уличной торговле, фаст-фуде, присмотр за малыми детьми и т.д. Это все помогает понять не только бизнес-процессы — «то, как зарабатываются деньги», но и узнать «стоимость денег». Такой подход, характерный для западного воспитания, постепенно начинает распространяться и в России, где ранее было принято помогать детям до пенсии, что иногда лишает мотивации к собственным заработкам.

Финансовое планирование для детей. Необходимо помочь ребенку понять взаимосвязь между образом жизни и личным бюджетом, между необдуманным поступком и неприятными финансовыми последствиями. Процесс можно схематизировать в виде нескольких шагов. Эти шаги требуют терпения, но ведь вы же хотите лучшего будущего для ребенка?

  • Шаг первый: Жизненные установки. Предложите ребенку заглянуть в будущее. Кем бы он хотел стать? Пусть малыш выберет профессию и род деятельности, занятие, обеспечивающее его доход. Будет ли у него машина, когда он станет взрослым? О какой машине он мечтает? Как насчет квартиры или дома? Все эти «жизненные установки» не комментируем, но законспектируем.
  • Шаг второй: Личный баланс. Теперь попросите ребенка найти в Интернете сведения о среднем уровне дохода людей, работающих в сфере, которую он выбрал. Для этого можно посетить различные сайты по поиску работы. Найденные цифры возьмем за основу. Обратите внимание ребенка: зарплата начинающих сотрудников, как правило, значительно ниже, чем у опытных специалистов. Многие из детей будут потрясены. Понятие «зарплата человека без опыта работы» чуждо детям. Пришло время показать, как обстоит дело с финансовым аспектом выбора жизненного пути.
  • Шаг третий: Финансовый отчет. Чтобы увидеть, насколько мечты маленького человека о доме, джипе, путешествиях и прочих благах соответствуют реальным возможностям представителя конкретной профессии, продолжите эксперимент. Попытайтесь показать ребенку, какие расходы ждут его, когда он начнет вести взрослую, самостоятельную жизнь. Можно предложить ребенку внести дополнительные статьи расходов, например его личное хобби или увлечение, которым он планирует заниматься и во взрослой жизни. Проинформируйте его о тех суммах, которые на сегодняшний день составляют основные статьи ваших расходов.
  • Шаг четвертый: Анализ результатов. Что осталось от «заработка» вашего ребенка после вычета расходов? Может, он вообще вышел в минус? Спросите, к чему приведут ежемесячные переплаты, долго ли так можно прожить? Обязательно предупредите ребенка, что в жизни не все можно учесть заранее: бывают и такие статьи расходов, как неожиданный ремонт дома или машины, лечение, уход за стареющими родителями и т.д. Ребенок должен понять, какова взрослая жизнь, кажущаяся ребенку такой притягательной. Расскажите детям: семья может пострадать от экономического кризиса, потери работы или болезни кого-то из близких. Но серьезное отношение к финансам дает чувство защищенности, даже при возникновении подобных ситуаций.
  • Шаг пятый: Примеры бюджетных статей. Дети чаще всего ориентированы на настоящее, но надо приучать их смотреть в будущее. Задача — научить практично подходить к осуществлению мечты. Для этого ребенок должен подумать, чем он может пожертвовать ради самой главной своей мечты, как сократить статьи расходов, сделать их соответствующими доходу. Постарайтесь объяснить ребенку, что нельзя научиться экономить, не зная, куда уходят деньги. Деньги нужно уметь считать, дабы иметь ясное представление о том, сколько и чего нам необходимо, а без чего можно и обойтись.
  • Шаг шестой: Меняем жизнь уже сейчас. Спросите ребенка, какого человека можно назвать богатым. Ответ прост: богат тот, кто тратит меньше, чем получает, удовлетворяя при этом все свои потребности. Остаток, получаемый ежемесячно, можно инвестировать, чтобы он также работал и приносил прибыль. Ваш ребенок уже сейчас может начать свой путь к успеху. Для этого надо всего лишь пересмотреть свой образ жизни и начать ежемесячно откладывать небольшую сумму, которая будет инвестицией в будущее. Предложите ребенку проанализировать его личный бюджет. Да, человек он у нас неработающий и статьи его расходов и доходов незначительны, но он уже может начать управлять своими финансами.

Деньги в современном мире — один из самых ценных ресурсов. Можно спорить об их значении в нашей жизни, но сложно не признать, что пользоваться этим средством обмена в мире товарных отношений должен уметь каждый.

Любой ребенок, как полноправный член общества, рано или поздно сталкивается с необходимостью рационально расходовать средства. Сначала это деньги на карманные расходы, затем премии в конкурсах, стипендия, собственные заработки. Как и когда приступить обучению ребенка правильно тратить средства, которыми он располагает?

Чем раньше, тем лучше

Наверное, многие удивятся, но правильно расходовать деньги необходимо начинать учить ребенка уже в самом раннем детстве. Уже в трех-четырехлетнем возрасте дети начинают постигать эту науку, в то время как большинство родителей еще и не подогревает об этом.

Дело в том, что проблема рационального расходования денежных средств заключается, прежде всего, в умении выбирать из многого необходимое и расставлять приоритеты. Каждый раз, когда вы берете своего кроху в магазин и предлагаете ему какой-либо выбор, либо отказываете в приобретении дорогой игрушки, а так же объясняете, что в данный момент на дорогую покупку не хватит денег — вы уже учите малыша совершать выбор, показываете, что невозможно приобрести любую понравившуюся вещь. Это основа умения тратить и экономить.

Таким образом, если вы хотите научить ребенка правильно тратить деньги, первое, что нужно сделать — последить за собственным поведением в магазине, когда маленькое существо внимательно за вами наблюдет. Объясняйте ему, почему вы покупаете те или иные продукты, и именно в этом количестве, почему необходимо выбрать одну игрушку и нельзя купить три. Разговаривайте и объясняете, каким образом вы совершаете выбор, предложите поучаствовать.

Уже в возрасте 3-4 лет малышу можно объяснить, каким объемом денежных средств вы располагаете, и какую сумму можно потратить, показать как. С точки зрения педагогики будет неплохо, если и сами родители подойдут к покупкам более рационально.

Первые карманные деньги

Вопрос: «В каком возрасте ребенку можно давать первые карманные деньги?» волнует многих родителей. Считается, что уже младший школьник может ответственно подойти к деньгам и самостоятельно передать их учителю на завтрак или проездной. Многие родители в этом возрасте или даже чуть раньше предлагают ребенку совершить свои первые покупки.

На мой взгляд, подходить в этом случае необходимо сугубо индивидуально. Ребенок как минимум должен освоить счет и не воспринимать деньги как игрушку.

Например, мой сын только к первому классу оказался действительно готов ответственно относиться к деньгам. До этого было хорошо заметно, что ценности в них он не видит. Процесс собирания монеток и хранение их в одном месте было просто развлечением. Мы изучали номинал монет, считали их — это тоже хорошая подготовка к самостоятельным тратам, но все-таки покупки еще совершали вместе. Карманные же деньги предполагают, что малыш будет сам решать, как их потратить и делать это более или менее самостоятельно.

Итак, вы считаете, что ребенок уже достаточно подготовлен, чтобы получить в руки свои первые деньги. Что важно помнить в этот период?

  • Как правило, малыш еще не может оперировать большими суммами, поэтому выдавая ему в руки первые деньги, вы должны рассчитать за него будет ли сдача и в каком объеме.
  • Желательно, чтобы сумма была в пределах счета, котором малыш оперирует хорошо. Так он не только научиться самостоятельности, но и получит возможность сосчитать деньги и определить, насколько уменьшилось их количество и достаточно ли его на еще одну покупку.
  • Подобное упражнение не должны быть разовым. Желательно чтобы каждый раз, посещая с вами магазин, ребенок покупал одну или две вещи сам и тренировался.
  • Стоит помнить, что просто передать деньги учителю — это не совсем личные расходы ребенка. Пойти и передать может каждый. Усложняйте процесс — давайте сумму со сдачей, которая останется в распоряжении чада, предлагайте совершить первые покупки.

Если совместить умение считать деньги с необходимостью выбора, то мы легко сможем представить себе правильную модель поведения: каждый раз при посещении магазина ребенок получает некоторую небольшую сумму денег, которую он может потратить самостоятельно на то, что ему нравится. Таким образом, он не только учиться делать правильный выбор, но и вынужден отказаться от более дорогих покупок, если они не укладываются в предложенную сумму.

Как только ребенок освоится, можно увеличить количество денег на личные расходы и уже не контролировать (и не поддерживать, что немаловажно) своим присутствием малыша во время совершения покупок.

Сколько денег давать?

Большинство родители хотели бы знать, какую именно сумму необходимо давать ребенку. Это достаточно сложный вопрос. Прежде всего, вам самим необходимо заняться подсчетами и определить, на какие цели ребенок будет тратить свои деньги. Например, если предполагается что из этой суммы он заплатит за проезд и за завтраки в школе, купит себе воды при посещении секции или даже оплатит ее, то это будет тот необходимый минимум, который должен иметь ребенок.

Далее, надо добавить определенный процент сверх этой суммы и учесть частоту денежных поступлений. Например, для младшего школьника 100-150 руб. сверх необходимой суммы в неделю будет более чем достаточно, он будет тратить деньги на сладости и небольшие игрушки и большая сумма ему ни к чему. Подростку же необходимо уже думать о собственном гардеробе, девушкам о косметике. Поэтому изначальная сумма должна постепенно (или, например, каждый день рождения) расти до 500-1000 рублей в неделю к подростковому возрасту чада. Если деньги выдаются раз в месяц, соответственно сумма умножается на 4.

Необходимо учитывать и окружение ребенка. Согласитесь, если чадо учится в престижной столичной школе и его друзья являются детьми состоятельных родителей, то слишком маленькие суммы карманных денег могут вызвать у него чувство неполноценности, зависти и жадности. И наоборот, если большинство друзей малыша живут достаточно скромно, та же самая сумма будет излишней и может спровоцировать у чада желание хвастаться и не рационально тратить средства.

И, наконец, но не в последнюю очередь — ориентируйтесь на свой бюджет. Можно вместе с ребенком подсчитать семейные поступления, определить какая часть идет на игрушки и развлечения для него, и решить какую часть из этого он может тратить самостоятельно. Это не только важно с точки зрения экономического благополучия, но и благотворно скажется на поведении чада, поскольку будет способствовать росту его личной ответственности в деле благосостояния семьи.

«Цена» денег

Очень сложным вопросом для родителей является необходимость показать, что деньги не даются просто так. Недостаточно взять ребенка с собой на работу, либо рассказать, как тяжело трудится мама и папа, чтобы получить зарплату.

Как и все остальное, подобные вещи намного проще объяснить на практике, поэтому некоторые родители считают, что свои карманные деньги ребенок должен заработать. Это правильный подход, особенно если использовать его как дополнительный источник дохода, наряду с выдаваемыми карманными деньгами, пока малыш еще несамостоятелен. Самым спорным в этом случае является необходимость определить, как именно ребенок может заработать деньги.

Обязанности ребенка — не предмет для торга

Некоторые родители считают, что хорошая учеба и отметки могут быть предметом вознаграждения, также они предлагают ребенку деньги за уборку в комнате, и иные выполненные им обязанности. Но согласитесь, в повседневной жизни никто платить нам деньги за подобные вещи не станет. И учеба, и чистота в комнате являются неотъемлемыми обязанностями малыша и не должны быть предметом торга.

Скорее наоборот, ребенок может быть наказан и не получить оговоренной суммы, если категорически не выполняет свои непосредственные обязанности (это мое личное мнение, которое, конечно, можно оспорить).

Да, уровень ответственности перед семьей и домашние обязанности могут расти пропорционально увеличению суммы на карманные расходы, но связывать это необходимо со взрослением чада, а никак не между собой. В противном случае к 18 годам вы рискуете получить лентяя, не желающего учится в институте без достойного вознаграждения за «труды».

За что можно платить ребенку?

Тогда как же поступить? Проявите фантазию. Предлагайте ребенку совершить какие-либо действия, которые не входят в круг его обязанностей. При этом сразу оговаривайте вознаграждение. Например, за отдельную плату можно попросить мальчика помочь папе разобрать гараж, а маме — вынести старые вещи. Самый богатый выбор предоставляет дачный участок, где можно предложить ребенку прополку, сбор урожая, полив и иные действия, с которыми он не сталкивался в городе за отдельную плату.

При этом важна четкая формулировка: вы предлагаете ребенку именно поработать и заработать деньги. И, соответственно у чада должна быть возможность отказаться от выполнения работы.

Он должен прекрасно понимать разницу между оплачиваемым трудом и непосредственно помощью, в противном случае вскоре вы заметите, что малыш требует вознаграждение за любое свое действие.

Несколько важных правил в отношении карманных денег

  1. Пытайтесь привить малышу умение экономить.

    Важность детской копилки остается неизменной и в наше время. Вы можете объяснить ребенку, что полученную сумму можно потратить сразу, либо накопить на какую-то более дорогую вещь. Также стоит сказать, что рациональнее откладывать какую-то часть денег на непредвиденные расходы, например, на поход в кино или в парк развлечений. Таким образом вы научите малыша не только выбирать между понравившимися вещами, но и между различными способами траты и накопления денег.

  2. Следует помнить, что личные деньги ребенка — это ресурс, которым он распоряжается самостоятельно.

    Критика, относительно покупок на эти деньги, а также навязывание своей точки зрения категорически противопоказаны. Если вы будете говорить ребенку, как именно расходовать собственные средства, весь процесс обучения будет сведен на «нет». Малыш должен чувствовать собственную ответственность. Максимум, что могут делать родители — давать советы и позволить ребенку учиться на собственных ошибках.

  3. Ни в коем случае не стоит запрещать ребенку, если он хочет поработать самостоятельно.

    Конечно, нужно взвесить все «за» и «против», убедиться, что работа не принесет вреда его здоровью, не будет мешать учебе, но если подобные условия соблюдаются, такое стремление нужно всячески поощрять. Если предложение ребенка категорически неприемлемо, попробуйте вместе подобрать более удачный вариант.

  4. Учите ребенка анализировать свои расходы.

    Предложите чаду записывать расходы в отдельную тетрадь в течение недели или месяца. Поведите итог, предложите ребенку самому проанализировать свои траты. Таким образом, малыш еще раз сможет определить, насколько ему было необходимо та или иная вещь, и верно ли был совершен выбор. Согласитесь, подобная тренировка полезна не только детям, но и многим взрослым.

  5. Придерживайтесь единой позиции в отношении карманных денег.

    Если предполагается, что ребенок будет получать определенную сумму без каких-либо усилий с его стороны, то следует сразу оговорить на семейном совете, какой будет эта сумма, кто и когда будет ее выдавать, чтобы малыш не выбрал удобную позицию, когда можно просить деньги то у одного, то у другого родителя.

  6. Установите четкие сроки.

    Хорошо, если ребенок будет точно знать, когда именно он получает свои карманные деньги. Так он сможет планировать свои траты не только исходя из ценностей вещей, но и во времени и будет знать, что не сможет в любой удобный момент получить необходимую сумму.

О принципах правильного обращения с деньгами важно знать еще с детства. Не стоит лишать ребенка карманных средств, контролировать его расходы и оплачивать помощь по дому. Предлагаем детально ознакомиться с этими и прочими ошибками в финансовом воспитании ребенка.

1. Запрет разговоров о деньгах

Многие родители предпочитают не посвящать детей в финансовые дела семьи. Обычно разговор о планировании месячного бюджета проходит без их присутствия. В результате этого у подрастающего поколения может сложиться неправильное представление о назначении денег, а в более зрелом возрасте возникнут затруднения с распоряжением собственными средствами. Помните, что обсуждение семейного бюджета – вполне нормальный процесс, который не стоит скрывать от ребенка. Он помогает понять, каким образом нужно тратить деньги, тем самым формируя финансовую грамотность.

2. Отсутствие карманных денег

Наличие собственных денег позволяет детям чувствовать себя самостоятельными. Примерно с 6 лет попробуйте еженедельно или ежемесячно выделять ребенку небольшие суммы, которые ему можно будет использовать по собственному усмотрению. С возрастом он начнет тратить эти деньги с умом – оплачивать Интернет или приобретать подарки в честь какого-либо праздника.

Читаем по теме: Дети и карманные деньги. Как научить ребенка правильно относиться к деньгам —

3. Постоянное контролирование

Не стоит запрещать ребенку покупать что-либо на карманные деньги или ругать его за очередную ненужную трату. Разумеется, вы хотите научить его правильно обращаться с финансами, руководствуясь лишь благими намерениями. Однако получается, что выделенные средства принадлежат вашим детям лишь формально. Столь жесткий подход порождает чувство неуверенности – ребенок постоянно боится совершить ошибку и прогневить родителей. Готовьтесь к тому, что изначально попытки самостоятельной траты денег будут ошибочными. Только так накапливается ценный опыт и постепенно начинают соизмеряться желания и возможности.

4. Полное отсутствие контроля

Важно не впадать в крайности, стараясь все же принимать участие в финансовом воспитании школьника. Он должен быть уверен в том, что у него есть надежная опора в лице родителей, которые дадут мудрый совет и поддержат. Обязательно озвучьте основные правила обращения с деньгами: брать с собой только мелкие суммы, не рассказывать друзьям о своем «богатстве», избегать азартных игр и споров. Дайте совет, как быстрее собрать необходимую сумму на приобретение вожделенной игрушки.

5. Денежное вознаграждение за достижения

Не рекомендуется использовать деньги в качестве стимула – это касается как хороших оценок, так и примерного поведения. Ребенок учится в школе не для того, чтобы заработать, а стремится обрести необходимые в дальнейшей жизни знания и опыт. Это является практически единственной серьезной задачей школьника на протяжении всего периода пребывания в среднем учебном заведении, поэтому научитесь прививать тягу к знаниям как-нибудь иначе. В крайнем случае пусть подарком за табель с отличными отметками будут полезные вещи – компьютер или экскурсионная поездка в другой город.

6. Оплата помощи по дому

Постоянное вручение денежных средств за тщательно убранную комнату или вовремя политые цветы – не лучшее решение. Дети быстро привыкнут к такому способу «заработка» и в дальнейшем откажутся делать что-то бесплатно. А ведь мать не получает доплату за приготовленный ужин, а отец ремонтирует сломавшийся пылесос совершенно бесплатно. Приучите ребенка к той мысли, что все члены семьи должны в равной степени заботиться о доме и создавать в нем уют. Лучше предоставить подростку нематериальные привилегии за покупку продуктов или помощь в воспитании младшего брата.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

7. Измерение всего деньгами

Необходимо научить ребенка правильно распределять ценности, не пренебрегая при этом духовным воспитанием. Конечно, финансово успешный человек имеет массу преимуществ, но обеспеченность вовсе не предполагает наличие безграничных возможностей. Стоит объяснить детям, что важность человека измеряется вовсе не его благосостоянием. Сформировать правильное отношение к нематериальным ценностям помогут книги, иллюстрации или фильмы, основной тематикой которых является любовь, дружба, добро и взаимопомощь.

8. Отбирание заработка

Часто подростки хотят немного подзаработать в период летних каникул. Не нужно отбирать у них всю зарплату для пополнения семейного бюджета. Лучше попросите приобрести угощение для всей семьи или предложите частично оплатить общий поход в кино. При этом часть средств все равно должна оставаться у тинейджера для личных нужд. Будет полезным проинформировать его о возможности накопления капитала – например, десятую часть заработанных денег можно ежемесячно откладывать на сберегательный счет.

Читаем также: Как и за что следует поощрять детей? Нужно ли использовать деньги в качестве поощрения? Как не надо хвалить ребенка —

9. Выбор профессии по зарплате

Существует множество профессий, не предполагающих карьерного роста и солидного заработка. Подросток вправе выбирать понравившуюся специальность и реализовывать себя в близкой ему сфере. Вам может не нравиться его выбор, но следует уважать его. Предложите обсудить его планы на ближайшие несколько лет. Спросите, кем он видит себя после окончания института, и поинтересуйтесь, будет ли полностью удовлетворен жизнью, если получит желаемое место работы. Наиболее убедительным аргументом станет пример родителей. Поделитесь с детьми личным опытом выбора профессии, восхождения по карьерной лестнице и собственными достижениями.

10. Манипуляция деньгами

Основная цель выдачи карманных денег – заложение основ финансовой грамотности. С их помощью ребенок чувствует самостоятельность и ответственность за собственные действия. Сделайте процесс получения денежных средств прозрачным и очевидным. Рекомендуется наладить четкую и последовательную схему выплаты определенной суммы, которая никаким образом не должна влиять на отношения между родителями и детьми. Лишать карманных средств стоит только за серьезные проступки.

12 правил выдачи детям карманных денег (личный опыт). Плюс видео консультации специалистов —

Как правильно ответить ребенку откуда у мамы и папы появляются деньги? —

Воспитание: Дети и деньги. Вечерний чай с Н.Ахмедовой

Карманные деньги: зачем и когда давать их детям?

Должны ли родители давать детям деньги на карманные расходы? Когда начинать это делать и о каких суммах может идти речь? На эти очень непростые вопросы отвечает в программе «Розина-мать» финансовый консультант Елена Эйдельман:

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Я уже говорил о том, что карманные деньги ребенка или подростка должны выступать не способом поощрения или наказания, а инструментом для обучения финансовой грамотности и прививания правильного отношения к деньгам. Теперь разовью эту тему более подробно. Итак, как давать деньги детям.

В первую очередь, необходимо понимать, что деньги, выданные ребенку на карманные расходы, он может и должен использовать так, как считает нужным, поэтому контроль над использованием этих денег необходим только на начальном этапе, а затем его следует снижать до минимума. Любой чрезмерный контроль полностью перечеркивает смысл использования карманных денег ребенком, ведь тогда получается, что средствами распоряжается не он, а родители.

Когда у ребенка есть карманные деньги – он на простых примерах учится самостоятельно принимать финансовые решения, самостоятельно выбирать, что, где и когда он купит, исходя из тех средств, которые есть у него в наличии. Имея собственные деньги, ребенок может сам создавать на крупную покупку, а не просить о ней родителей. Поскольку его карманные деньги ограничены, он учится правильно расставлять приоритеты, оптимизировать свои расходы, искать оптимальные цены для совершения покупок.

Как давать деньги детям?

Этот вопрос можно разбить на несколько составляющих.

1. С какого возраста давать деньги детям? Как правило, ребенку начинают давать карманные деньги, когда он идет в школу (то есть, в 6-7 лет). Необходимо также учесть, что к этому моменту ребенок уже должен понимать, как с ними обращаться, как рассчитываться с продавцом, какие монеты и купюры отбирать, как проверять сдачу. Без соблюдения этих условий давать деньги детям на самостоятельные карманные расходы еще рано.

2. Сколько денег давать ребенку? Это, пожалуй, самый важный вопрос для большинства родителей. Предлагаю рассмотреть, какие факторы должны оказывать влияние на то, сколько денег давать ребенку, а какие – наоборот, не должны.

Факторы, которые должны учитываться при расчете сколько денег давать ребенку:

– Средние суммы карманных расходов, получаемые сверстниками (если есть такая возможность);

Финансовое положение семьи (к примеру, карманные расходы ребенка устанавливаются в процентном соотношении от доходов семейного бюджета);

– Договоренность с ребенком, обещания ему;

Средний уровень необходимых текущих расходов ребенка;

– Возраст ребенка.

Факторы, которые НЕ должны учитываться при расчете сколько денег давать ребенку:

– Успеваемость ребенка в школе;

– Старание и труд ребенка при выполнении домашней работы, помощи родителям;

– Поведение ребенка (иногда может использоваться, как исключение, в крайних случаях);

– Настроение родителей;

– Степень внимания, уделяемого ребенку.

Как вы видите, сумма денег, выдаваемая на карманные расходы ребенку, зависит, в первую очередь, от семьи и возраста детей. Важный момент: даже если у вас хорошие финансовые возможности, не стоит выдавать ребенку крупные суммы, превосходящие карманные деньги его сверстников. Начинайте с сумм, которые ваши дети могут грамотно использовать, исходя из своего возраста.

По мере роста и развития ребенка, средства на его карманные расходы, следует постепенно увеличивать пропорционально росту его расходов и не забывая о здравом смысле. Когда ребенок взрослеет, у него появляются новые статьи затрат, и это необходимо учитывать при выделении ему средств на карманные расходы. Обговаривайте со своими детьми, какие их расходы будете оплачивать вы, а какие – они сами за счет своих карманных денег. Чем больше своих затрат ребенок будет оплачивать самостоятельно – тем лучше с точки зрения приучения его к , приобретению необходимых навыков .

Таким образом, думая о том, сколько денег давать ребенку, нельзя использовать деньги в качестве меры поощрения или наказания, необходимо рассчитывать эту сумму, исходя из потребностей ребенка и объективных жизненных реалий.

3. Как часто давать деньги детям? Как утверждают психологи, дети воспринимают время совсем не так, как взрослые: оно тянется для них намного дольше. Кроме того, у маленьких детей, например, школьников младших классов, еще недостаточно навыков, для того чтобы распределять сумму выданных карманных денег на длительный срок, скажем, на месяц. Почти наверняка такой ребенок, если дать ему деньги на месяц, потратит их в считанные дни. Таким образом, детям младшего возраста лучше выдавать карманные деньги на небольшой срок. Начинать можно, например, с 1 дня. Затем, по мере взросления ребенка и приобретения им навыков распоряжения деньгами, этот срок можно постепенно увеличивать. Тому же подростку-старшекласснику можно уже выдавать деньги на карманные расходы 1 или 2 раза в месяц – это будет учить его грамотно распределять личный бюджет во времени.

Определяя оптимальный период, на который вы будете выдавать карманные деньги детям, руководствуйтесь принципом: чем младше ребенок – тем чаще выдавать и наоборот.

4. Как контролировать расходы ребенка? Как я уже говорил, тотальный контроль над использованием карманных денег лишает их всякого смысла: с таким же успехом можно оплачивать расходы ребенка самостоятельно. Поэтому мнение родителей в плане того, как ребенку распоряжаться своими карманными деньгами, должно носить исключительно рекомендательный характер. Вы можете советовать ребенку, что лучше купить, какой товарной марки, где купить дешевле, но окончательный выбор он должен делать самостоятельно. Прежде всего, рекомендации взрослых нужны будут при покупке каких-то более-менее серьезных, дорогостоящих вещей. Даже если ребенок столкнется с определенными финансовыми трудностями из-за нерационального использования личных финансов – пусть это будет его опыт, на котором он будет учиться.

Определенные финансовые потери детей неизбежны, особенно – на начальных этапах обучения финансовой грамотности. С этим необходимо смириться и воспринять это как должный опыт.

Подводя итог сегодняшней публикации, хочу систематизировать всю эту информацию в несколько простых правил.

– Выдавать деньги детям необходимо регулярно и своевременно. Несоблюдение этого правила будет способствовать отсутствию у детей финансовой дисциплины;

– Ребенок должен знать, какие расходы он может оплачивать из своих карманных денег, а какие оплатят его родители;

– Карманные деньги не должны выступать средством поощрения или наказания;

– Согласовывайте с ребенком все вопросы его финансирования и объясняйте ему, по каким причинам вы, например, даете ему меньше или больше денег, чем обычно;

– Установите довольно жесткую финансовую дисциплину. Если ребенок потратил выданные карманные деньги раньше срока – не нужно пополнять его бюджет: он должен чувствовать свою ответственность за это. В противном случае такое положение дел войдет в привычку.

Ну вот, пожалуй и все. В заключение хочу добавить, что каждая семья вправе самостоятельно определять, как давать деньги детям. Я отталкивался от необходимости обучения ребенка и выработки у него навыков правильного отношения к деньгам, что действительно считаю необходимым. Если у вас другое мнение или есть, чем дополнить – с удовольствием выслушаю это в комментариях.

Оставайтесь на и учитесь грамотно вести личные финансы. До новых встреч!

10 рублей в неделю, умноженные на возраст ребенка, нужно давать на карманные расходы детям. Разница в доходах родителей, конечно, не позволяет выдавать всем одинаково большую сумму, но, как считает экономист, автор блога о личных финансах Евгения Обухова, деньги на карманные расходы - это единственный способ приучить ребенка к мысли, что любые траты любят счет. Распоряжение деньгами - это навык, и его надо тренировать, полагает эксперт.

6-7 лет - самый подходящий возраст для того, чтобы ребенку завести свой собственный кошелек. Общее правило - чем старше ребенок, тем больше должна быть сумма и тем реже нужно ее выдавать.

"К примеру, дошкольникам достаточно будет 100-200 рублей еженедельно, подросткам, начиная с 12-14 лет, можно давать 2000-3000 рублей один раз в месяц", - говорит Евгения Обухова. И это без учета денег на завтраки-обеды и, например, дорогу до музыкальной школы или занятия с репетитором.

"До 14 лет деньги можно давать максимально часто, каждую неделю, и рассказывать ребенку, куда он может эти деньги потратить, - говорит бизнес-тренер Лариса Плотницкая. - С 14 лет можно давать раз в месяц - это возраст, когда ребенок уже имеет навыки планирования и может запланировать свои расходы". Как считает эксперт, чтобы понимать, какую сумму семья готова тратить на карманные расходы детей, нужно закладывать соответствующую строчку в семейном бюджете. Выплаты должны быть регулярными. А о дне выплат лучше договориться заранее и стараться не нарушать эту традицию.

Чтобы ребенок не чувствовал себя обделенным, Плотницкая предлагает садиться каждый месяц за стол переговоров, обсуждать и планировать семейные траты. "Как только вы начали давать ребенку карманные деньги, привлекайте его к обсуждению семейного бюджета, чтобы он понимал, почему его сверстникам дают больше денег, а ему меньше, - говорит она. - Объясните, что, к примеру, мама с папой платят ипотеку - выплачивают определенную сумму за квартиру, в которой вы сейчас живете. Ребенок должен быть в курсе того, какие покупки планируются и когда он сможет позволить себе что-то дорогостоящее - к примеру, велосипед. Это воспитательный момент, вы ничего не запрещаете, но при этом объясняете, почему так происходит. Такие обсуждения в том числе уберегут ребенка от спонтанных трат".

Инфографика РГ / Михаил Шипов / Наталья Соколова

Кстати, как считает эксперт, на пальцах объяснить понятие "ипотека", "бюджет", "кредит" можно даже дошкольнику. С ней соглашается и создатель финансового приложения для родителей и детей Роман Потёмкин: начинать говорить с ребенком о деньгах никогда не рано, с банкнотами и монетами можно знакомить уже с трех лет. "Только через практический опыт, в том числе путем проб и ошибок, у детей сложится ощущение денег, - считает он. - Появится понимание, что такое бюджет и как в него уложиться. Чем раньше ребенок получит опыт обращения с деньгами, тем комфортней ему будет обсуждать тему денег с родителями, а также формулировать и достигать свои финансовые цели в будущем".

В 12-13 лет можно попытаться объяснить ребенку сложные финансовые процессы. "В современном мире обращение с деньгами подразумевает не только накопления и траты, но и понимание сути накопления процентов и того, как они работают против вас в кредитах и на вас в инвестициях, - говорит Евгения Обухова. - Особо рисковые родители могут завести подросшему чаду брокерский счет и показать основы биржевой торговли - на небольших суммах и без "плеча". Инвестиции у нас мало оценены по достоинству, и чем раньше ребенок познакомится с ними, тем лучше. Еще одна важнейшая задача родителей - сориентировать ребенка в мире финансовых посредников, объяснить, что отдавать деньги можно только компаниям с лицензиями ЦБ, а к рекламе финансовых выгод надо относиться скептически".

К 16-18 годам карманные деньги, которые дают родители, постепенно должны замещаться деньгами, которые подросток зарабатывает сам, считает экономист.

Контролировать или нет расходы чада - здесь опрошенные "РГ" эксперты разошлись во мнениях. Требовать детальных отчетов, как в банке, точно не стоит. "Ребята помладше сами будут хвастаться перед родителями своими приобретениями, а за тратами подростков проследить порой бывает просто невозможно", - полагает Евгения Обухова.

А Роман Потёмкин напротив считает, что контроль необходим: "Нужно задавать вопросы, как ребенок планирует потратить полученные деньги, помогать ему планировать, объяснять, как увеличивать сумму, доступную для расходов, за счет накоплений".

Совет звезды

Тутта Ларсен, телеведущая, мама троих детей

Я даю детям в школу карманные деньги, как правило, это небольшие суммы, примерно 100-200 рублей. Но мы строго оговариваем с детьми то, на что их можно тратить. Например, на эти деньги можно купить сок, воду, фрукты, какую-то выпечку. Нельзя покупать чипсы и шоколадные батончики. Так как в нашей семье есть доверие между родителями и детьми, они прислушиваются. Если мои дети часто участвуют со мной в каких-то программах или рекламе, то у них обязательно будет свой гонорар, потому что это работа. Ничего плохого в том, чтобы дети понимали, что деньги зарабатываются, я не вижу. Это хорошо их мотивирует. Потом свои собственные деньги они тратят на свои удовольствия. Например, недавно старший Лука купил себе классные беспроводные наушники. Но опять же, дети советуются с нами и ставят в известность, на что они собираются потратить деньги. Без всякого контроля этот вопрос, конечно, оставлять не стоит.

А как у них

В некоторых странах дети могут брать кредиты

В советское время на карманные расходы школьнику давали рубль - на него он мог купить ватрушку за 10-15 копеек, съесть мороженое за 7 копеек и выпить лимонада за 3 копейки, а оставшуюся сумму забросить в копилку. В 90-е годы родители давали в день 10-15 рублей, как раз, чтобы съесть булочку с чаем в школьном буфете. За рубежом сумма карманных денег школьникам определяется законом.

В Германии ребенок до 6 лет должен получать от родителей не менее 50 евроцентов в неделю, семилетний - не менее 1,5 евро, десятилетний - 10-12 евро, пятнадцатилетний - 25-30 евро. Экономисты посчитали: сумма, которая оседает в карманах школьников, приблизительно 10 миллиардов евро в год.

В Швеции и Швейцарии карманные деньги также дает государство. До 16 лет каждый месяц шведским детям выплачивают по 1050 шведских крон ($128), в Швейцарии около $150. Но до совершеннолетия эти деньги получают родители. Отдать эти деньги ребенку по завершении взросления или выплачивать из них карманные - каждый родитель решает сам.

В некоторых странах дети могут завести свою банковскую карту. Расходы по такой карте ограничены, сколько и на что были потрачены деньги - сообщается родителям в смс. В США и Индии для этого есть специальные "детские" банки - в Индии в них можно открывать вклады, а с 15 лет брать кредиты. Во Франции некоторые банки платят бонусы своим юным клиентам за хорошие оценки.

В США распространена практика, когда родители на некоторые домашние дела, например стрижку газона, нанимают своих детей-подростков и платят им за это деньги, сопоставимые с теми, которые за ту же работу получил бы наемный работник.

Платить за оценки или нет?

Одна моя подруга решила простимулировать ребенка выдачей денег за хорошие оценки. Пятерку принес - получи сто рублей. За четверку получишь пятьдесят. За тройки и двойки не получишь ничего. С введением платы за оценки настроение, с которым ребенок собирался каждое утро в школу, заметно улучшилось, да и пятерки стали появляться в дневнике все чаще и чаще. Поощряя чадо за учебу, маме пришлось отказаться от выдачи карманных денег - уж сильно эта инициатива стала влиять на бюджет семьи. Эксперты считают, что это пагубная практика. "Оценки - это не та категория, которая приравнивается к деньгам, ребенок не должен их зарабатывать деньгами, - считает Лариса Плотницкая. - Я хочу, чтобы мой сын научился управлять деньгами, а как он научится, если он получает деньги за оценки". То же касается и домашних дел, и поведения.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама