THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Строгие правила мусульманского Востока гласят: нельзя дарить подарки левой рукой, подавать ею пищу и поздравлять. Считается, что у левши «нечистая» рука. Есть похожие представления и в христианстве. Причем не только в религиозных правилах, но также в сказках и даже в быту. Помните: «Направо пойдешь — счастье обретешь, налево пойдешь — голову потеряешь»? А со временем словом «левое» стали обозначать вообще разные неправильные вещи. Поэтому, когда в семье появляется ребенок левша, некоторые родители начинают серьезно беспокоиться.

На самом деле то, что ребенок — не такой, как все, абсолютно не страшно. Просто в его воспитании необходимо придерживаться некоторых правил. И правила эти совсем не сложные.

Для определения преобладающей руки у ребенка, ответьте на вопросы, а также предложите выполнить малышу задания:

1) Узнайте, имеются ли у ребенка близкие родственники с ведущей левой рукой.

2) Вспомните, в возрасте до одного года, какой рукой чаще пользовался ребенок (брал погремушку, ложку и т. д.).

3) Предложите ребенку расчесаться. В какую руку он возьмет расческу?

4) Обратите внимание, в какой руке ребенок держит карандаш или ручку во время рисования.

5) Предложите ребенку послушать часики. К какому уху он их поднесет?

6) Предложите ребенку похлопать в ладоши так, чтобы одна из рук была сверху. Обратите внимание, что это за рука.

7) Предложите ребенку скрестить пальцы в замочек. Большой палец какой руки ляжет сверху?

8) Предложите скрестить руки на груди. Предплечье какой руки будет наверху?

9) Предложите ребенку топнуть одной ногой. Какой ногой он топнул?

10) Сидя, положить одну ногу на другую. Какая нога будет сверху?

11) Предложите ребенку посмотреть одним глазом в бумажную трубочку. Какой это будет глаз?

Хорошо это или плохо если Ваш ребенок левша.

Допустим, моменты совпали, и вы убедились, что ребенок — левша . В этом случае вы заметите в нем со временем многие интересные черты. Левши обычно склонны фантазировать, имеют музыкальный слух и хорошую память. Кроме того, они чувствительны, оригинальны, отлично ориентируются в пространстве и образно мыслят. Так происходит потому, что у левшей правое полушарие головного мозга развито больше, чем левое. А именно правое полушарие отвечает за эти качества. Левое полушарие, которое больше развито у правшей, отвечает за математические способности, логическое мышление, а также технику чтения и письма. Левши часто выделяются благодаря всевозможным творческим талантам. Однако есть области, где их индивидуальные особенности могут сыграть злую шутку, и, увы, не только с ними. Так, исследования, проведенные несколько лет назад среди пилотов, показали, что летчики-левши намного чаще попадают в аварии. Причина заключается в том, что современные самолеты нафаршированы массой приборов, в которых нужно очень быстро ориентироваться, — и все они подстроены под ведущие правый глаз и правую руку. Летчик-левша в такой системе координат утомляется гораздо быстрее, чем его праворукий коллега. Поэтому очевидно, что есть профессии, куда левшам, при всей их гибкости и высокой стрессоустойчивости, лучше не осваивать. Зато левши, как правило, показывают очень высокие результаты в таких областях, как дизайн, живопись, фотоискусство, кинематограф, архитектура, моделирование одежды, музыка, спорт (особенно бокс, теннис, футбол, фехтование, волейбол, баскетбол, хоккей). А сверхспособности левшей к интуитивным озарениям дали миру самых выдающихся личностей. Среди них художники Леонардо да Винчи, Микеланджело; композиторы Бах, Бетховен, Пол Маккартни; ученые Иван Павлов, Альберт Эйнштейн, Жорес Алферов. Писатели Николай Лесков (тот самый, что написал «Левшу»), Владимир Маяковский; полководцы Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон, Жанна д’Арк; Актеры Чарли Чаплин, Мэрилин Монро, Вупи Голдберг, Джулия Робертс, Киану Ривз. И это еще далеко не все! Конечно, не каждый левша гениален. Это факт. Но у леворуких больше шансов, чем у праворуких, стать великими. Это тоже факт. Если в вашей семье родился ребенок-левша, не спешите лишать его этого шанса. А если у него обнаружились способности в разных сферах жизни-обязательно развивайте их.Запишите его в секцию или кружек.


Как надо вести себя родителям с ребенком — «левшой».

Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребенка, быть очень чутким и доброжелательным с ним.
Создать благоприятный климат для него в семье.
Не воевать с ним из-за частого упрямства, а выходки упрямства постараться перевести на игру.
Принять как должное особенность ребенка и не пытаться превратить его в «правшу», объяснив всем и ему, что «леворуких» людей очень много и это тоже разновидность нормы.
Хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его художественный или музыкальный дар, но не стремиться «приготовить» вундеркинда.
Стараться чаще делать малышу сюрпризы и подарки.
Не предъявлять завышенные требования к нему и не противопоставлять его другим, обычным детям.
Ни в коем случае не обучать ребенка до школы чтению, письму и иностранным языкам, т. е. тому, где его поджидают неудачи, чтобы не снизить уровень самооценки малыша.
Любить его таким, какой он есть.
Если после пятилетнего возраста Вы заметите у ребенка непонятные Вам навязчивые стремления, опасения или страхи, обратитесь немедленно показать его специалистам.

Как «не надо» себя вести с ребенком -«левшой»

Не надо даже в шутку посмеиваться поводу того, что ребенок отличается от многих, в основном все делая при помощи одной левой руки.
Не надо подчеркивать при знакомых людях,что ваш ребенок левша и отличается от других..
Ни в коем случае нельзя переучивать ребенка на «правшу», И наказывать, когда он не поддается обучению.
Не доводите ребенка до слез и не вызывайте своими методами воспитания другие отрицательные эмоции.
Ни в коем случае не надо быть сухим и педантичным, общаясь с ним.
Не надо стремиться довести его талант до совершенства, все время предъявляя завышенные требования к нему.
Не надо учить ребенка до школы чтению, письму и иностранным языкам, ругая, что у него сплошные неудачи.
Исключите создание такой обстановки для ребенка в своей семье, чтобы его самооценка уменьшалась с каждым днем, чтобы он чувствовал себя отвергнутым и никому не нужным.
Запомните, такое воспитание обычно является благоприятной почвой для развития невроза или симптомов заикания у малыша.

Почему не стоит переучивать «левшу»

Наверное, сказанного выше достаточно, чтобы понять, что заставлять ребенка левшу пользоваться правой рукой вместо левой не следует. По крайней мере, специалисты настоятельно рекомендуют этого не делать. Гуманитария невозможно превратить в человека с техническим складом ума. Насильственное переучивание может привести к тому, что ребенок станет нервным и раздражительным. Он будет лениться и плохо учиться в школе. Более того, впоследствии его организм может так воспротивиться неудобствам, что у ребенка возникнут заикание, нервные тики и даже энурез. «Левшество» — это не патология, а интересная особенность.

«Комплекс левши»

Главная проблема левшей в том, что их меньшинство. Как известно, в жизни часто считается, что прав тот, кто сильнее или принадлежит к большинству. Левши бессознательно могут переживать из-за этого. Причем, если ребенку не говорить, что он не такой, как все, проблемы просто не возникнет. Как утверждают детские психологи, чаще всего комплекс левши появляется по вине родителей. Иногда бывает, что внимание на левшестве ребенка заостряет его учитель, тренер или просто какой-нибудь знакомый. Если это происходит, нужно обязательно поговорить с этим человеком. Скорее всего, он делает это, не осознавая последствий. В случае непонимания лучше просто оградить ребенка от такого общения, например, перевести в другую школу. Если не сделать этого вовремя, ребенок может стать замкнутым и необщительным. Помните, здоровье ребенка дороже всего. И еще, ни в коем случае нельзя ставить в пример левше детей правшей. Лучше сравните его поступки… с его же поступками: «Вчера ты сделал это хорошо, а сегодня у тебя не получилось. Но обязательно получится!»

Как учить?

Ведущую руку левши необходимо развивать с достаточно раннего возраста. Попросите ребенка положить ее на стол, и пусть он по очереди отрывает от поверхности каждый палец. Сама ладонь при этом должна плотно лежать на столе. Также можно предложить ребенку перелить с помощью пипетки воду из одного маленького сосуда в другой. Образное мышление маленького левши можно использовать при обучении его грамоте и письму. Скажите что буква «Х» — это шагающий человечек, буква «Ф» похожа на очки, а буква «Ч» — на носик чайника. Аналогичные ассоциации можно подобрать к каждой букве. Причем ребенок может сделать это и самостоятельно. Часто бывает, что дети левши пишут буквы не в ту сторону — «отзеркаливают» их. В этом помогут специальные упражнения. Заполните целую строчку, например буквами «Р» и парочку букв в этом ряду специально нарисуйте неправильно, «зеркально». Пусть ребенок найдет эти буквы. Можно в некоторых буквах «забыть» дорисовать какие-нибудь элементы, пусть ребенок сделает это сам. Кстати, если у правшей при письме свет должен падать слева, то левше рекомендуется ставить настольную лампу справа от себя. Чаще всего почерк левши имеет левый наклон или вообще его не имеет. Ему так писать удобнее. Это не страшно. Почерк — один из штрихов в индивидуальном портрете каждого человека. А индивидуальность необходимо развивать. Оригинальность в поступках левшей — это неизбежность. Как говорят учителя, дети левши особенным образом складывают числа. Правши спокойно считают многозначные числа столбиком и складывают сначала единицы, а потом десятки и сотни. Левши делают это невообразимым, известным только им способом. Например, складывая 14 и 55, они могут сначала к 55 прибавить 5, потом 10, а потом отнять единицу. Левши не любят и не желают решать задачи по физике или математике, пользуясь заданным алгоритмом. И, кстати, часто приходят к правильному ответу совершенно нерациональным путем. Они делают это не специально, просто им так удобнее.

Чему учить?

Левши бывают небрежными, когда рисуют, лепят из пластилина и т.п. К этому следует относиться терпимо. Помните, что этот ребенок мыслит образно, он человек творческий. А творческие люди всегда несколько бесшабашны. Они придают большее значение содержанию, а не форме. Многие левши хорошо играют в теннис или отлично фехтуют. А вот заниматься каким-нибудь видом единоборства сможет не каждый из них. Кроме того, левши с удовольствием учатся есть, пользуясь вилкой и ножом. Если «праворуким» детям непросто привыкнуть к тому, что вилку необходимо переложить в левую руку, то левшам к этому и привыкать не надо. Кстати, левши быстро обучаются печатать, потому что в этом процессе тоже задействованы обе руки.

Что вам поможет?

Чтобы чувствовать себя увереннее с ребенком левшой, вы можете приобрести специальную литературу. По словам детского психолога Натальи Ульянкиной, самой доступной по содержанию и очень полезной является книга Ивана Караьева «Если ваш ребенок — левша». Хорошо бы прочитать и статью под названием «так как же все-таки быть с левшами?» в книге Станислава Мартынова «Здоровье ребенка — в ваших руках». Лучше понять, как «устроен» ваш непохожий на остальных ребенок, вы сможете, познакомившись с книгой Т.Н. Марютиной и О. Ю. Ермолаева «Введение в психофизиологию». На этом можно было бы и закончить, но есть одно «но». Бывает, что ребенок пишет левой рукой, но ведущие глаз и ухо — правые. Это означает, что, скорее всего, у него больше развито не правое, а левое полушарие головного мозга, как и у «праворуких» детей. В таком случае этого ребенка нельзя назвать левшой, он просто «леворукий». Часто бывает, что такие дети сами хотят научиться писать, есть и т.д. правой рукой. Не рекомендуется мешать ребенку в этом. Он должен сделать свой выбор.

Левшей готовьте к школе с пяти лет.

Левши ничем не отличаются от правшей, у леворуких детей сильнее развито правое полушарие мозга. Оно отвечает за образное мышление. Поэтому левшам для того чтобы запомнить, к примеру, алфавит, нужно придумать образ: буква «о» — колесо или баранка. У каждого ребенка своя ассоциация.
Родители левшей часто пытаются переучить своего ребенка, заставляют его писать правой рукой. Специалисты рекомендуют не делать этого. Переученному левше труднее придется в школе, он может даже серьезно заболеть.

Определите ведущую руку уже к 4 — 4,5 годам. Если ребенок не может сделать этого сам, покажите его специалисту. У левшей часто возникает дисграфия (патологическая неграмотность) или зеркальное письмо (наклон букв в противоположную сторону). Поэтому перед школой консультация у нейропсихолога или медицинского психолога просто необходима.

Для левшей-школьников важен щадящий режим, так как они склонны к психосоматическим заболеваниям. При любом эмоциональном перенапряжении могут возникнуть проблемы: нарушение аппетита, сна, появление страхов.

Ваш новорождённый младенец хватает погремушки и кошачий хвост левой ручкой? Именно ею пользуется, пытаясь донести до рта печенье или сосредоточенно собирая мозаику? Поздравляем! Ваш малыш – левша!

Это на самом деле подарок судьбы. Ведь леворукий ребёнок – нередко более чуткий, творчески одарённый, талантливый, чем его праворукие сверстники. Достаточно вспомнить таких гениев, как Александр Македонский, Леонардо да Винчи, Исаак Ньютон, и нашего современника – Билла Гейтса. Все они – левши.

Однако почти всё в нашем мире ориентировано на тех, кто принадлежит к большинству, то есть на правшей, даже школьные парты. Что же делать леворукому ребёнку? Как научиться правильно писать, чтобы не отставать от одноклассников и не создавать помех учебному процессу? Об этом нужно позаботиться заранее.

С чего начать

Самый худший совет, который могут получить родители маленького левши, это заставлять его действовать только правой рукой. В памяти многих ещё свежи времена, когда левую руку ребёнка привязывали к телу, в правую вкладывали карандаш и, сжав её в кулаке, выводили в тетради каракули. Со временем этот метод приносил определённый результат: маленький ученик приучался писать правой рукой. Но почерк на всю жизнь оставался весьма посредственным, если только, став взрослым, человек сознательно не начинал писать левой рукой.
Чтобы сформировать у малыша красивый почерк и непринуждённую манеру письма, необходимо с ранних лет заниматься развитием мелкой моторики. Дайте своему крохе пару кастрюль, перемешайте в пакете разноцветную фасоль и гречневую крупу и попросите его разобрать содержимое, отправив фасолины в большую кастрюлю, а крупу – в меньшую. Ребёнок будет занят важным делом, вы успеете неспеша приготовить обед, а маленькие пальчики тем временем привыкнут к обращению к мелкими предметами.

Учимся правильно держать ручку

Перед тем как малыш пойдёт в школу, очень важно научить его правильно держать ручку. Не стоит пускать это на самотёк. Неправильная постановка пальцев во время рисования или написания текста неизбежно приведёт к тому, что ребёнок будет быстро уставать, раздражаться, станет рассеянным и невнимательным. Пострадают не только навыки письма, но и качество усваивания учебного материала.
Если в семье есть взрослый левша, привить дошкольнику навык правильного письма не составит большого труда. Тем, у кого все взрослые члены семьи являются правшами, несколько сложнее. Однако и в этом случае отчаиваться не стоит: на помощь придут обучающие видеоматериалы из интернета.

Вкратце процесс написания текста левшой должен выглядеть так:

  • рабочая рука и ручка (или карандаш) образуют прямую линию, иногда с небольшим наклоном, правой рукой ребёнок передвигает тетрадку;
  • левая рука при письме располагается «под строчкой», положение «над строчкой» считается неправильным;
  • пальцы левшей должны охватывать ручку или карандаш на 3-3,5 см выше, чем это делают правши;
  • линии, которые выводит ребёнок при письме, должны быть только прямыми, достигнуть определённого наклона можно поворотом тетради;
  • необходимо избегать чрезмерной нагрузки на указательный палец – он должен двигаться совершенно свободно.

Родителям нужно помнить о том, что почерк у их маленького левши будет, по всей вероятности, либо прямым, либо с наклоном влево. Главное, чтобы он был чётким и разборчивым.

Выбираем правильную ручку

Основные критерии выбора ручки для левши:

  • она не должна быть чересчур объёмной: чем тоньше корпус, тем удобнее ею пользоваться;
  • стержень предпочтительно выбирать тонкий, который будет писать под любым углом наклона;
  • паста или чернила, которыми он заполнен, должны высыхать быстрее, чем в обычных ручках, потому что рука левши скользит при письме по только что написанному тексту.

Первое время можно пользоваться обычной ручкой, подкладывая под руку ребёнка промокательную бумагу.
Кроме специальных ручек в продаже можно найти немало других товаров, предназначенных для маленьких левшей: яркие ножницы, забавные точилки для карандашей, сами карандаши и линейки.

Организуем рабочее место

Для леворукого ребёнка крайне важны комфортные условия для занятий. Удобно должно быть именно ему, а вовсе не вам, двоюродной бабушке или учителю.

Постарайтесь поставить письменный стол таким образом, чтобы сидящий за ним ребёнок находился напротив окна или справа от него. Так он сможет заниматься за ним в дневное время, не напрягая зрение, а левая рука не будет мешать письму, загораживая свет.

В классе левше также нужно создать особые условия. Таких детей сажают только с левой стороны, так, чтобы локоть немного выступал за край парты. В таком положении самому ребёнку будет комфортно, да и своему соседу он не сможет помешать.

Как в школе, так и дома тетрадь при письме должна располагаться под наклоном, но не влево, как у правшей, а вправо. Тогда слова не будут закрываться, ребёнок сможет свободно прочесть то, что он написал. Классическое положение тетради под наклоном в 30° влево совершенно не подходит для левши. Это может вызвать у ребёнка сильнейший дискомфорт.

Самое удобное положение – когда нижний левый уголок тетради находится напротив правого плеча ребёнка. Контролировать это помогут специальные подложки, которые есть в продаже.
Впрочем, если ваше чадо начинает ёрзать и пробует передвинуть тетрадь поудобнее, не стоит ему мешать. Возможно, в этом положении ему действительно неудобно писать. Самый лучший вариант можно найти только опытным путём.

При этом очень важно выработать у ребёнка правильную осанку. Левши, как никто другой, способны во время выполнения письменных заданий принимать самые невероятные позы. Терпеливо возвращайте ребёнка в правильное положение, иначе вам придётся бороться со сколиозом.

Особенности обучения письму

Дети, у которых рабочая рука – левая, ничуть не хуже запоминают буквы и принцип их написания, чем правши. Однако их родители нередко сталкиваются с явлением «отзеркаливания», когда некоторые буквы, а то и целые слова ребёнок пишет в противоположную сторону – так, что прочесть их можно, только поднеся к зеркалу. Буква «И» при этом будет выглядеть, как «N», «Я» – как «R», а слово «МАМА» загадочным образом трансформируется в «АМАМ». Преодолеть подобные ошибки можно только упорными, терпеливыми занятиями. Но не стоит забывать о том, что даже у взрослых левшей в минуты рассеянности могут «проскакивать» подобные ошибки. А гениальный Леонардо да Винчи и вовсе использовал две разновидности письма: одну – традиционную – использовал для деловой и личной переписки, а другой – той, прочесть которую можно только с помощью зеркала, – писал свои знаменитые дневники.
Если вы только начинаете учить своего малыша писать, выработать разборчивый почерк и правильное написание сложных для ребёнка букв помогут прописи, разработанные специально для левшей.

Самое главное­ – не оставляйте своё чадо наедине с трудностями. Не забывайте похвалить за самое маленькое достижение. Если что-то не получается, тактично подскажите и покажите. Обязательно делайте уроки вместе с ребёнком, а не только контролируйте процесс. Только так у вас будет возможность вовремя разглядеть возникшую проблему и совместными усилиями справиться с ней.

Как научить левшу писать красиво

Большинство людей - правши, им удобнее все делать правой рукой, она у них ведущая. За работу правой руки отвечает левое полушарие мозга. Оно - ведущее полушарие у правшей, потому что отвечает за речь, чтение, письмо, логику рассуждений…
Так устроила природа. Но чуть ли не четверть населения планеты работают левой рукой.
Тех, кому удобнее работать левой, леворуких, как говорят ученые, можно разделить на 4 группы.

Первая - те, кто получил леворукость по наследству. Таких людей на планете 9–11%. У них ведущее полушарие - правое. Именно это полушарие отвечает у них за речь, чтение, логику. И количество таких левшей на планете не зависит от климата, от расы, не меняется от века к веку.

Вторая группа - так называемые компенсаторные левши. Представьте, что во время родов или тяжелой беременности у ребенка было травмировано левое полушарие мозга, которое отвечает за работу правой руки. Тогда ведущую функцию берет на себя правое полушарие и ведущей рукой становится левая. Такие компенсаторные левши рождаются при поздних беременностях, потому что эти беременности часто протекают сложно и заканчиваются сложными родами; в многодетных семьях, где у матери были частые роды; среди трех-четырех близнецов - то есть в тех случаях, когда условия для развития плода были неблагоприятными. Компенсаторных левшей среди нас сейчас 12–13%. Но их становится все больше в развитых странах, так как там рождается все больше поздних детей.>

Третья группа - вынужденно леворукие, получившие в раннем детстве травму руки. Руки, а не мозга! Если ребенок правую руку сломал, обжег, прищемил на ней палец, он начинает эту руку беречь и старается все делать левой. Левая становится более тренированной рукой. Но когда малыш приходит в школу, выясняется, что левой он пишет плохо. Конечно, ведущее полушарие-то у него левое! Вынужденно леворуких - 2–3%.

Четвертая группа - самая малочисленная, меньше полпроцента населения. Это подражательные левши. Несколько лет назад у нас на приеме была мама с двумя сыновьями. Старший сын - левша генетический. И папа у них левша, и дедушка. Когда младший сын стал все делать левой рукой, никого это не удивило. Но когда он пошел в школу и у него возникли большие проблемы с письмом, каких не было у старшего, родители решили разобраться, в чем дело. Оказалось, что младший у них - правша, но, поскольку все мужчины в семье были леворукими, то мальчик тоже все делал левой рукой, как папа и брат.

Переучивать или нет?
Генетического левшу - нет. Это даже не обсуждается. Этот человек потому и левша, что у него мозг так устроен.
Генетически леворукий ребенок может писать левой рукой безупречно красиво, это может быть тот самый человек, который «блоху подкует». У таких левшей может быть очень тонкая и совершенная координация движений.

Надо ли переучивать компенсаторного левшу? Нет, нет и нет. Тем более нельзя. У него организм нашел выход, приспособился, здоровое полушарие взяло на себя работу поврежденного, а мы, перекладывая такому ребенку карандаш из левой руки в правую, хотим заставить работать поврежденную часть мозга.
Если таких левшей начинают переучивать, у них возникает масса невротических проблем: нарушаются сон и аппетит; появляются головные боли, страхи; дети начинают заикаться; развиваются энурез и прочие неприятности, вплоть до тяжелого нервного заболевания -писчего спазма, когда у ребенка, как только он берет карандаш или ручку, рука трясется, пальцы сводит судорогой. Вот такие, компенсаторные, левши, если их начинают переучивать, могут отказаться ходить в школу.

Надо ли переучивать вынужденно леворукого ребенка? Сложный вопрос. Если такой ребенок уже учится в школе и худо-бедно пишет левой рукой, не надо. Переход на правую руку для него будет стрессом. Если ваш ребенок еще дошкольник и вы точно знаете, что он ест и рисует левой рукой, потому что в детстве получил травму правой, посоветуйтесь с психоневрологом, как лучше развить правую руку, мягко убеждайте ребенка все делать правой.

Если же ваш маленький «левша» в семье левшей что-то подозрительно плохо рисует и пишет левой рукой, проверьте его у психолога: а левша ли он на самом деле?

Начиная обучение леворукого ребенка письму, помните, что на первых этапах обучения он нуждается в специальной помощи: необходимо научить его правильно сидеть, класть тетрадь, держать ручку и только после этого можно начинать изучение букв

  1. Нужно зафиксировать внимание на право-левосторонней ориентации всех элементов.
  2. Особое внимание следует уделить направлению письма на строке (слева-направо).
  3. Необходимо специально объяснить, как соединяются буквы при помощи соединительного элемента (штриха) и в каких случаях он необходим (ом, он, юк), а в каких - нет (ли, ул, ша).
  4. Необходимо очень подробно разобрать траекторию движения руки при письме каждой буквы. Отдельно зафиксируйте внимание на элементах, выходящих за строку вверх и вниз. Нужно несколько раз повторить движение и инструкцию в замедленном темпе.

Напоминаем:

  • наклон при письме достигается только положением тетради, все линии при письме - прямые;
  • ручка должна составлять одну линию с рукой (угол может быть очень небольшим);
  • рука при этом должка располагаться под линией письма;
  • особое значение для леворукого ребенка имеет положение ручки и руки при письме.
  • Леворукий ребенок должен держать ручку выше, чем праворукий, - на расстоянии примерно 4 см от кончика пера (стержня). При неправильных способах держания ручки четкое и правильное письмо затруднено;
  • бумага (тетрадь) располагается под наклоном (вправо) примерно в 20° и сдвинута влево от центра тела;
  • правая рука придерживает бумагу (тетрадь) в нужном положении и передвигает ее по мере необходимости;
  • свет при письме падает справа.

При письме леворукий ребенок своей рукой закрывает образец написания буквы, поэтому написание образца следует располагать с правой стороны строки.

Рис. 1. Положение при письме левой рукой

Рис. 2. Положение кисти при письме левой рукой

Материал подготовлен по материалам сайтов
http://www.mamochka.kz
http://www.pishikrasivo.ru

Переучивать ребенка-левшу писать правой рукой ни в коем случае не надо, поскольку это может привести к различным неврозам. И правой рукой он не научится писать красиво, также как правша левой, из-за другого строения мозга, где ведущее полушарие — правое. Поэтому левшу надо обучать письму дома и желательно до поступления в школу.

Как научить правильно писать ребенка-левшу

Перед тем, как изучать написание букв, научите ребенка сидеть за столом, держать ручку и лист бумаги:

  1. Ребенок-левша пишет буквы прямо или с наклоном влево. Правильное направление букв создается с помощью наклона бумаги. Положите перед ребенком лист бумаги в линейную строчку так, чтобы верхний левый угол был сверху, а правый нижний снизу, т.е. тетрадь должна быть сдвинута влево под углом 20 градусов.
  2. Рука должна располагаться под строчкой. Леворукий ребенок пишет, закрывая предыдущие написанные буквы, поэтому надо научить его располагать руку под линией письма.
  3. Ребенок-левша должен держать ручку чуть выше, чем праворукие люди, примерно на 4 см от стержня.
  4. Ручка должна образовать одну линию с рукой, а не перпендикулярно.
  5. Светильник на письменном столе установите с правой стороны ребенка.
  6. Книгу располагайте справа от ребенка. Левша трудно воспринимает материал, находящийся слева.

Упражнения для левши

А теперь о проведении домашних занятий, которые помогут ребенку научиться писать правильно:

  • Ежедневно играйте с ребенком в школу в течение 40-45 минут: 10-15 минут – непрерывная работа, затем маленький перерыв и т.д.
  • Начинайте с легких заданий. Не переходите к другому заданию, если предыдущее еще не выполнено или выполняется с трудом.
  • Обстановка занятий должна быть спокойной, не ругайте ребенка при неправильном написании букв. Если ребенок-левша ходит в школу, ему хватает неприятных отзывов о своем письме от учителей, поэтому мама – его единственная поддержка.
  • Следите за правильным написанием всех букв, при ошибке сразу исправляйте ребенка и последующие занятия стройте с упором на написание тех букв, которые он пишет неправильно.
  • Ребенок-левша может писать буквы зеркально, т.е. хвостики букв «у», «д», «р», «в», «б» смотрят в противоположную сторону. В таком случае напишите ряды этих букв так, чтобы встречалось их неправильное написание. Ребенку дайте задание найти ошибки.
  • Можно изобразить перечисленные выше буквы, не дописывая их «хвостики», и дать ребенку завершить их написание.

Не отчаивайтесь, если что-то не получается с первого раза. Главное не давить на ребенка, чтобы у него окончательно не пропал интерес к письму. Писать правильно он обязательно научится, но только с вашей помощью и через некоторое время.

Маленькие левши и родители, столкнувшись с множеством проблем в школе – убеждаются в том, что мир создан только для правшей. Обучение письму тех детей, которые пишут левой рукой, выделено в особую категорию. Если в остальных прочих видах учебной программы правши и левши идут одинаково, то в письме левши сталкиваются с большими проблемами. Существуют ли какие-нибудь способы, которые способны значительно облегчить труд леворучек? Являются ли они результативными, и можно ли использовать данные способы дома?

Три главных причини леворукости детей

Первая причина – если верить специалистам, дети левши, унаследовали данную особенность от своих генетических родителей. Если мать или отец левша, то шанс родить ребенка леворучку значительно возрастает в десять-двенадцать раз.

Вторая причина – но, как оказалось, леворукость определяют не только гены родителей. Существуют и более серьезные причины, например, нарушение деятельности левого полушария мозга у детей. Так как рука контролируется левым полушарием мозга, при его поражении происходит смена главной, ведущей руки.

Третья причина – травмирование правой руки. Ребенка заставляет приспосабливаться к новым условиям – вынужденное безделье при очень серьезной травме. Бывают случаи, когда некоторые детишки подражают во всем любимому члену семьи. Нередки случаи, когда ребенок может писать двумя руками.

Умение писать двумя руками, как проблема обучения письму


При незнании всех нюансов, умение ребенка писать обеими ручками, расценивается родителя как положительный фактор, интеллектуального и не только развития их чада. Может быть первым сигналом отрицательной особенности развития мозга, полное отсутствие доминирования одной из рук.

У большинства малышей уже к пятилетнему возрасту, ведущая ручка определена. Родители сами замечают, какой рукой удобнее пользоваться их карапузу. Иначе, рекомендуется полностью убедиться, что ребенок не нуждается в медицинской психологической коррекции взаимосвязей обоих полушарий мозга, или отсутствия требуемого доминирования одного из них.

Как на способности ребенка влияет леворукость ребенка

Все выше написанные факторы развития малышей создали разные отношения к массовой проблеме обучения письму левшей:

  1. Левши – это очень творческие натуры, для усвоения новой информации требуется дополнительное время;
  2. Левши – великолепные приспособленцы, в хорошем смысле;
  3. Левши, также как и правши равны в свих возможностях.

Большинство выросших левшей до сих пор помнят о том, что в детстве учитель был вынужден любой ценой научить маленького левшу писать правой рукой. Страдали все – педагоги, дети, родители. К великому счастью, бессмысленные и необоснованные требования остались далеко в прошлом. Методики современного мира учитывают особенности обучения детей пишущих левой рукой, и дают полезные и практические рекомендации по их обучению.

Обучение левшей письму – психологические тонкости


В общий настрой занятий вносит свои коррективы врожденный пессимизм, которым довольно щедро наделены дети левши. Так леворукие детки достаточно ранимы, и им требуется особый подход:

  1. Инертность и медлительность левшей выводит родителей из терпения и доставляет им много хлопот. Но, тем не менее, подобные дети нуждаются в усиленном внимании и понимании, они выносят унизительных сравнений, угроз, понуканий. Воспитание леворучек должно осуществляться на волне позитива и легких подшучиваний.
  2. Строго запрещено таким детям, которые склонны сильно к унылости, их прошлые неудачи. Подобные особенности обязательно должны быть учтены при методике обучения письму детей пишущих левой рукой, так как именно каллиграфия доставляет большее число неудач детям левшам.
  3. Следует помнить о дотошности и импульсивности детей левшей и ни в коем случае на них не обижаться, даже если они не раздумывая, остановят рассказчика, зададут какой-либо уточняющий вопрос, и обдумывая полученную информацию уйдут у себя.
  4. В пространстве левши дети с трудом ориентируются. При решении математических задач, при занятиях по письму или чтению – это находит свое отражение. Так как леворукие дети предпочитают действовать только по плану, и поэтому новые творческие задания могут вызвать трудности.
  5. Для левшей пробелы в знаниях недопустимы. Эти школьники с трудностями в письме и нестандартным мышлением, очень досканальны. Чем подробнее и понятнее алгоритм, тем значительнее выше шанс, что левша с заданием справиться правильно.

Обучение письму детей пишущих левой рукой – особенности

Большинство родителей очень переживают, что не смогут научить своего ребенка левшу писать красиво, так как он не может держать ручку как обычные дети. Большой ошибкой считается учить своего леворукого ребенка держать ручку и сидеть так, как это выполняют правши.

Правильная посадка

Ничем не отличается посадка леворукого ребенка за письменным столом, от общепринятой. Но все равно, правильная поза тоже способна избежать многих проблем. Для этого спина обязательно должна быть оперта на спинку стула и выпрямлена. Очень важно тщательно проследить за тем, что бы ребенок ни в коем случае не наклонялся к столу, и уж тем более не касался его грудью. Ноги должны быть оперты о пол, в первое время под них рекомендуется подставлять подставку, если ножки еще не достигают уровня пола. Также очень желательно, чтобы обои ручки нашли опору, а локти максимум на пару сантиметров выступали за стол. Не маловажную роль еще играет и правильное расположение тетради. Ее следует положить перед ребенком, но с учетом данных особенностей правую сторону слегка занести влево. Таким образом левша не почувствует особых трудностей, передвигая ручкой по тексту. Еще одной важной вещью является научить своего ребенка изменять положение тетрадки по мере количества написанного. Фиксировать правильное положение тетрадки необходимо при помощи руки для начала снизу, а при переходе на вторую половинку листочка – сверху.

Рабочий стол для левши


Расположение на столе различных предметов у леворукого ребенка немного другое:

  1. Источник света обязательно должен стаять справа;
  2. Тетради обязательно должны лежать в зеркальном отображении – прямо или с наклоном вправо;
  3. В процессе заполнения страничек, тетрадь сдвигается вверх.

Не очень удобно для левшей, в школе, где все оборудование класса в основном ориентировано на праворуких учащихся, располагается главный источник освещения. Решить данную проблему очень легко, достаточно посадить леворукого школьника с левой стороны парты, у окна.

Как правильно держать ручку леворукому ребенку

Если вы стали замечать, что воспитываете леворукого ребенка, необходимо заранее позаботиться, еще до школы, о том как научить его писать правильно ручкой:

  • Следует от кончика ручки отступить на три-четыре сантиметра;
  • Держать ее следует двумя пальчиками, указательным и большим, и класть на подушечку среднего пальца. В отличие от письма праворукого, указательный пальчик леворукого ребенка обязательно должен быть выпрямлен, для того чтобы не закрывать строчку.

Правильная ориентация в тетради


Довольно часто в тетради левши путают стороны, поэтому необходимо им намечать ручки часиками или браслетиками. Самой распространенной ошибкой не только педагогов, но и родителей является, то, что они заставляют писать ребенка со стандартным наклоном буквы вправо, делать это строго запрещено, так как ребенку намного легче писать прямо.

Отличие в каллиграфии

  • Прямо, без наклона вправо не только допустимо, но предпочтительно для левши писать все буквы;
  • Для левши практически невозможно писать без отрыва, поэтому не актуальны требования к каллиграфической грамотности.

Основные ошибки леворуких детей при письме и способы их коррекции

Как правильно и без лишних нервов научить писать леворукого ребенка? Для левши характерна более заметная склонность к дисграфии. И поэтому все действия и методы педагогов и родителей обязательно должны быть направлены на предупреждения различных недочетов:

  1. Зеркальное написание;
  2. Неведение того, откуда правильно необходимо начинать писать;
  3. Склонность уходить со строк вниз и верх;
  4. Нарушение написания последовательности букв;
  5. Написание недостающих и лишних букв.

Исправление и профилактика различных каллиграфических недочетов включает в себя срисовывание схем и картинок. Также следует обращать свое внимание, на то что бы в процессе выполнения заданий леворукий ребенок в обратную сторону не разворачивал детали рисунка. Великолепный эффект могут дать занятия прикладным творчеством: рисование узоров, аппликацией, вышиванием.

Рекомендуемые темы работ – растительные, геометрические и животные орнаменты. Подобные виды творчества в основном характерны для народных промыслов – росписи игрушек и различной посуды, вышивки и создание эскизов. Ножницы для леворуких значительно облегчают занятия ручным трудом.

Довольно эффективные тетради – это прописи для детей левшей, последнее новинка методики в опросах, как правильно научить леворукого ребенка писать. Различные методички для родителей, развивающие тетрадки, беседы с педагогами могут помочь левше легче адаптироваться к школе и превратиться в успешного ученика.

Этапы в обучении письму школьников пишущих левой рукой


Леворуким детям намного сложнее осваивать письменные задания, чем их товарищам, которые пишут правой рукой. Еще данную проблему значительно осложняет полное отсутствие энтузиазма в силу психологических особенностей левши. Даже при самой маленькой критике или неудачи, ученик левша сразу готов бросить работу и с легкостью возненавидеть каллиграфию. Как правильно научить писать леворукого ребенка? Для того чтобы сформировать максимально стойкие навыки, необходимо тщательно соблюдать алгоритм работы с новыми материалами.

Знакомство с буквами

  1. Следует очень подробно рассказать из каких именно элементов, состоит новая буква;
  2. Подробно показать, как и в каком именно порядке ее следует писать;
  3. При демонстрации правильно написания рекомендуется использовать фломастер, потому что он позволяет оставлять более четкий след, и показать последовательность написание нагляднее.

Практическая пассивная часть

Узнав, как правильно следует писать новую букву, леворукий ребенок еще не готов работать ручкой. Следует предложить ему поруководить вашей рукой. Пускай он говорить, что необходимо делать, а вы будите выполнять.

Практическая активная часть

Далее позвольте своему левше писать самостоятельно. При этом очень зорко и внимательно наблюдайте и старайтесь не вмешиваться без крайней необходимости. Комментирование процесса вслух обязательно должно сопровождать каждое действие леворукого ребенка, пока он сам достаточно не освоиться для того чтобы работать молча.

Закрепление учебного процесса

Учить правильно, писать леворукого ребенка следует следующим образом, необходимо тщательно анализировать написанное. Ребенок должен хорошо подумать и дать четкий ответ о том, где он допустил ошибку.

Для максимальной оптимизации обучения письму, очень полезна такая таблица, со схемами правильного написания букв, как прописной алфавит. Порядок и направление письма указаны специальными стрелочками и нумерацией действий.

Такие плакаты – довольно большая редкость. Поэтому лучше приобрести прописной простой алфавит и уже дополнить его самостоятельно.

Действительно, дети левши имеют некоторые отличия, но это не является чем-то негативным и отрицательным. Даже если ваш ребенок не войдет в число лучших учеников, не стоит сильно переживать, так как рано иди поздно его талант обязательно найдет свое проявление. Научить правильно, писать ребенка левшу совсем не сложно, просто следует проявить больше терпения и внимания, учитывать особенности своего чада, и не пытаться ему навязать непривычный образ действий, который может вызвать раздражение.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама