THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Кривогина Виктория
Организация семейного досуга

Становление и развитие человека начинается в семье. Семья-это то первое социальное окружение, в котором ребенок усваивает главные нравственные ценности, получает первичные знания и приобретает основные умения и навыки деятельности и общения, с которыми он потом входит в мир. Поэтому все, что будет недополучено в детстве, с большим трудом восполняется, а иногда и вовсе не восполняется в дальнейшей жизни. И потери эти в значительной степени являются следствием того, что в семье отсутствовала совместная досуговая деятельность . Правильно организованный семейный досуг , выполняет восстанавительную функцию семьи, т. е. имеет своей целью восстанавление и поддержание здоровье его членов, удволетворение различных духовных потребностей.

Содержание семейного досуга определяется интересами каждого члена семьи. Эти интересы,как правило, бывают различны, однако часто даже внешне разные интересы можно объединить одной идеей. Все будет зависит от того, с каким настроением семья будет подходить к организации того или иного дела , на сколько все ее члены будут увлечены процессом подготовки и проведения выходных, праздников или просто тихого семейного вечера . Семейный досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи. Только тогда он будет оказывать развивающее воздействие на детей и взрослых, повышать их культурный уровень.

Самые яркие впечатления у детей остаются от совместных поездок с родителями на отдых. Дети с восторгом рассказывают об этом своим друзьям, о том где они были, что видели, как собирали грибы и ягоды, как купались в реке. Никакой мультфильм, никакая сказка не заменят ребенку собственных впечатлений, собственной живой мысли и собственного действия. Совместный отдых на природе способствует межличностному общению детей и родителей, которое имеет большой воспитательный потенциал. Ребенок всегда испытывает потребность в общении с другим человеком и этим человеком для ребенка должен быть в первую очередь родителей.

Важное место в организации досуга семьи занимают традиции и связанные с ними совместные дела. Как известно традиция – это обычай, установившийся порядок в поведении людей, в их быту. Семейными называют такие традиции,которые переходят из поколения в поколения, передаются как талисман по роду из семьи в семью. Семейные традиции заполняя свободное время семьи, являются залогом ее счастья и взаимопонимания. В такой семье не создается предпосылок для появления вредных привычек, возникновения непонимания, отчужденности, озлобленности между ее членами, не остается место скуке. У ребенка, вырастающего на добрых традициях, постепенно формируется образ семьи, который он проносит через всю свою жизнь, и это залог того, что став взрослым человеком, он создаст свою семью, основанную на любви, уважении друг к другу и совместных общих делах.

Формы организации семенного досуга

1. Семейные праздники

4. Прогулки

Задача родителей –суметь методически правильно использовать ту или иную форму организации семейного досуга .

Наиболее распространенная организация семейного досуга являются семейные праздники . Семейный праздник – это организованный отдых по случаю какого либо значительного для все членов семьи события. Традиционно к ним относя дни рождения, крестины и т. д. В каждой семье могут быть и свои праздники -особое достижения в творчестве, спорте и т. д.

Наиболее традиционным семейным праздником ,является день рождения одного из его членов. Дети как правило. с нетерпением ждут свой день рождения. Очень важно, чтобы он запомнился не только количеством подарков, но интересной его организацией . Родителям следует помнить, что день рождения ребенка – это его праздник. Следовательно, все, что будет происходить в этот день, должно доставлять удовольствие именно ему.

Организация семейного досуга , несомненно, зависит от культуры родителей, от того, как и чем они сами заполняют свое свободное время. Если у родителей есть какие либо увлечения, то дети охотно разделяют их. Но это происходит только в том случае, если они оказываются активными участниками увлечения родителей,а не его пассивными наблюдателями.

Большое влияние на детей оказывает то, как родители проводят время в кругу своей компании. Если это просто вечеринки с застольем, разговорами и анекдотами, то они особого интереса у детей не вызывают. Тем более что дети в таких случаях чаще всего предоставлены сами себе. Но если такая компания устраивает игры, конкурсы, театральные представления совместно с детьми, то все это может быть в последующем использовано и детьми в их праздниках и утренниках.

У детей в семьях которых не уделяется должного внимания организации детского досуга , формируются такие шаблоны поведения, которые ведут к эгоизму, замыканию в кругу их собственных интересов. Поэтому родителям необходимо помнить, что человек формируется не только и не столько под влиянием услышанного или прочитанного, но в большей мере в процессе собственной деятельности. Досуговая деятельность в этом процессе занимает одно из ведущих мест.

Однако если родители не владеют методикой досуговой деятельности , то на ДОУ лежит задача ее восполнения как в роботе с родителями, так и с воспитанниками.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Организация работы службы досуга и развлечений в гостиничном комплексе. Реализация досуга с учетом потребностей гостей. Анализ анимационной деятельности в комплексе "Рэдиссон Лазурная". Разработка анимационных программ для различных категорий туристов.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2014

    Главная черта семейного туризма, как и любой формы семейного досуга. Его определенная специфика, которая проявляется в выборе гостиниц, средств передвижения, организации питания и развлечений. Социальная значимость семейного туризма, его география.

    презентация , добавлен 25.05.2016

    Трансформация современной досуговой деятельности. Значение сферы досуга. Семейный туризм как форма досуговой деятельности. Центр семейного досуга "СемьЯ". Художественное творчество, сочетающее отдых, личностное развитие и эстетическое воспитание.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2014

    Виды досуговой деятельности человека. Исторические и культурные предпосылки организации досуга в англоязычных странах. Место индустрии досуга в культурной жизни общества. Специфика организации досуга в Соединенных Штатах Америки в настоящее время.

    курсовая работа , добавлен 05.03.2014

    Влияние физического досуга на организм детей. Учет возрастных особенностей детей в методике физического воспитания. Методы физкультурно-оздоровительной подготовки порастающего поколения. Совершенствование мероприятий, направленных на развитие спорта.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2015

    Современные образовательные технологии в работе летних оздоровительных лагерях. Организация досуга детей и подростков в палаточном лагере. Проведение анимационных мероприятий в загородных центрах. Составление сметы расходов для проведения праздника.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2015

    Технологические особенности организации анимационных программ для молодежных туров. Сущность, специфика и виды туризма в структуре молодежного досуга. Проект анимационной программы тура для молодежи на базе туристического лагеря и условия ее организации.

    курсовая работа , добавлен 26.09.2011

Досуг является структурным компонентом повседневной жизнедеятельности. На сегодняшний день многие исследователи разграничивают такие понятия как «досуг» и «свободное время». Хотя досуг признается структурным элементом свободного времени, наметилась тенденция к выделению досуга как самостоятельной сферы жизнедеятельности. Это объясняется возрастанием роли досуга в жизни общества и усилением его влияния на формирование личности человека.

Досуг - синоним словосочетания «свободное время». Словарь С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой определяет досуг как «сферу свободного от учения и работы времени». В современных справочниках и энциклопедических словарях даются сходные определения досуга. Их анализ позволяет сформулировать более обобщенное определение. Итак, досуг - это часть внерабочего времени, которая остается у человека после выполнения обязательных непроизводственных обязанностей (время на дорогу на работу или учебу, сон, прием пищи, занятия домашним хозяйством и т.п.).

Потребность в отдыхе - это физиологическая потребность организма человека, досуг выступает средством ее удовлетворения. Однако досуг выполняет не только психофизиологическую, но и социокультурную функцию.

Научное обоснование досуговой деятельности, как одного из ведущих видов деятельности наряду с игровой, экспериментированием, учебной, общением, трудовой, впервые было сделано В. А. Воловиком (1984, 1998). Досуг, как любая деятельность, включает в себя следующие компоненты: мотив, задачу и действия (операции). Автором определены особенности досуговой деятельности:

  • ее мотивом является потребность личности в самом процессе деятельности;
  • она может быть разнообразна по своему предмету;
  • цели и содержание досуговой деятельности детерминированы уровнем нравственного развития и культурного уровня человека;
  • досуговая деятельность может носить социально-полезный, нейтральный и асоциальный характер.

Данные особенности создают определенную уровневую структуру досуга, которая определяется развитием потребностей человека. Автором выделены следующие его уровни.

  • 1. Потребление.
  • 2. Творчество.
  • 3. Экстериоризация (социальная активность).

Данные уровни взаимообусловлены, что позволяет осуществлять воспитательный и просветительный процесс путем целенаправленной организации досуговой деятельности путем перевода ее на все более высокий уровень развития (В. А. Воловик).

Деятельность, входящую в сферу досуга, можно условно разделить на несколько взаимосвязанных групп.

К первой из них относятся учеба и самообразование в широком смысле слова. Это различные формы коллективного и индивидуального освоения культуры: посещение музеев, выставок, театров, зрелищных мероприятий, чтение книг и периодики, просмотр телепередач и т.п.

Другую группу в структуре досуга представляют различные формы любительской и общественной деятельности: самостоятельные или организованные (в учреждениях культуры, спортивных организациях, клубах) занятия и увлечения (хобби). Перечень их очень широк и всецело зависит от уровня развития науки, техники, культуры в целом. Это и традиционные (коллекционирование, занятия хореографией, музыкой, живописью, фотографией, физкультурой и спортом, туризмом и т.д.), а также более современные направления (шопинг, виртуальные игры, экзотические виды досуга).

Важное место в структуре досуга занимает общение с другими людьми (семейный досуг, дружеские встречи в домашних условиях, на природе, а также в местах массового отдыха: развлекательных центрах, игровых залах, клубах, кафе и пр.).

Всего исследователи насчитывают до 300 форм проведения досуга. Наше общество в последнее время меняется в духовном и психологическом плане. Трансформации, произошедшие в досуговой сфере жизнедеятельности, обусловлены прежде всего процессами глобализации, технологическими и культурными новациями. К их числу можно отнести появление и развитие глобальной сети Интернет. Изменения в сфере досуговой жизнедеятельности произошли в основном на содержательном уровне. Изменился состав читаемой литературы, телеи кинопристрастия, что связанно как с появлением новых информационных технологий, так и с изменением всей мотивационной сферы личности человека (А. С. Батнасунов, 2004). Возникли новые формы досуга. Их характерными особенностями стали развлекательная, культурно-потребительская, рекреационная направленность содержания.

Особенности досугового поведения определяются возрастом. Для молодой части населения характерны восприимчивость к инновациям, склонность к риску, большее, в сравнении с другими возрастными группами, количество свободного времени. К сожалению, основное содержание досуга молодежи составляет виртуальное общение в социальных сетях, посещение развлекательных клубов. В то же время, постепенно возрастает количество молодых людей, проводящих свое свободное время в спортивных клубах, фитнес-центрах, в путешествиях и пр. Вступая в брак, молодые люди формируют свой уклад жизни, семейные традиции, которые определяются их интересами и потребностями.

В практике дошкольного образования досуг рассматривается как развлечение, организация праздников, детских утренников и других увеселительных мероприятий. Однако такой подход нам представляется достаточно узким. У ребенка необходимо формировать умения самостоятельно заполнять свое свободное время интересной и содержательной деятельностью. Однако отсутствие представлений о многообразии форм интересного времяпрепровождения и навыков самоорганизации являются причинами инфантилизма старшего дошкольника и его зависимости от воли, желаний и наличия свободного времени взрослого. Когда ребенок становится школьником, проблема организации внеу- чебного времени без участия взрослых становится особенно актуальной. Отсутствие навыков организации полезного досуга в семье часто замещается компьютерными играми.

Большинство дошкольников предпочитают проводить свой досуг на уровне потребления развлекательных программ, шоу и т.п. К сожалению, причинами этого является неспособность организовывать свое свободное время у родителей, которые часто рассматривают досуг как развлечение, а не способ удовлетворения своих потребностей в познавательном, духовном, эстетическом, физическом развитии.

В практике семейного и дошкольного образования достаточно часто встречаются перегибы как в сторону предоставления абсолютной свободы ребенку в праве определения для себя предпочтительного содержания и формы досуга, так в сторону излишней его заорганизованно- сти. В первом случае взрослый снимает с себя функцию формирования культуры досуга и контроля за его содержанием, а во втором - лишает ребенка возможности проявлять свою творческую активность (познавательную, речевую, двигательную, художественную и пр.).

Искусство воспитания заключается в том, чтобы предоставить ребенку возможность свободного выбора вида деятельности под прямым или опосредованным контролем взрослого и тем самым обеспечить развитие его способностей, интересов, потребностей.

Современные образовательные программы дошкольного образования определяют содержание и направления культурно-досуговой деятельности. По мнению М. Б. Запепиной (2009) культурно-досуговая деятельность дошкольников характеризуется следующим:

  • целенаправленностью и продуманностью;
  • возможностью осуществления в свободное время ребенка и протекания в индивидуальной и коллективной формах;
  • относительной свободой выбора содержания и форм досуговых мероприятий;
  • обусловленностью региональными особенностями и традициями;
  • возможностью формирования базовой культуры детей посредством участия в совместной творческой деятельности со взрослым (педагогом, родителями).

Организация досуга - одна из значимых функций семьи по восстановлению и укреплению здоровья, удовлетворению духовных потребностей. Семейный досуг, по определению С. В. Лавренцовой (2007), - это часть свободного времени, которая предполагает добровольное и совместное участие членов семьи в разнообразных видах как активной, так и пассивной деятельности, способствующей сплочению семейного коллектива, направленная на развитие личности, восстановление психических и физических сил, а также на формирование родительских и супружеских отношений, на генерацию, хранение и развитие нравственных и культурных ценностей, норм, образцов поведения членов семьи.

Для семейного досуга характерны отсутствие норм, жесткой регламентации, свобода выбора видов и содержания досуговой деятельности.

В качестве оценки полноценности досуга используются два основных критерия.

  • 1. Объем свободного времени, отводимого на семейный досуг.
  • 2. Содержание досуга.

Оба показателя определяются уровнем общей культуры родителей, финансовыми возможностями семьи, а также всем укладом жизни. Если большую часть времени мать вынуждена тратить на занятия домашним хозяйством, то у нее не остается свободного времени на организацию семейного досуга и свой личный отдых. Поэтому очень важно, чтобы у каждого члена семьи был определенный круг обязанностей по дому, что позволит высвободить время для содержательного времяпрепровождения.

Содержание семейного досуга должно определяться интересами КАЖДОГО члена с учетом их возрастных, психологических особенностей, а также интересов и потребностей. Хорошо, когда интересы совпадают. Ведь в семье, где все ее члены занимаются спортом или увлекаются туризмом, гораздо проще организовать совместный досуг, чем в той, где в свободное время отец занят рыбалкой, мать - рукоделием, сын - роликами, а дочь - танцами. Однако часто даже внешне

ю разные интересы можно объединить одной идеей. Например, совместной поездкой за город, на дачу, в дом отдыха, на турбазу, где каждый сможет заняться своим любимым делом. Безусловно, это не идеальный способ времяпрепровождения, так как в нем отсутствует главный показатель совместного отдыха - общение. Но гораздо лучше варианта, когда каждый член семьи настаивает на своем и не учитывает интересы других.

К сожалению, в практике семейного воспитания в основном главной является ориентация на детские, а не на общесемейные формы и виды досуга. При этом чаще в таком досуге участвуют матери, а общесемейный досуг развит недостаточно. В тоже время внутрисемейные досуговые отношения обеспечивают благоприятный психологический климат в семье и выполняют реабилитирующую функцию. Ориентация на совместный досуг взрослых и детей положительно сказывается на укреплении и сплочении семьи.

В семье с малолетними детьми процесс формирования традиций семейного отдыха только зарождается, и молодые родители постепенно вовлекают своих детей в те формы досуговой деятельности, которые привлекательны для них и будут полезны для ребенка. Например, малыш, которого уже с года родители берут с собой в многодневный поход в рюкзаке, как правило, вырастает заядлым туристом. Если двухлетнего ребенка родители берут с собой на занятия в фитнесс-клуб, то он не останется равнодушным к занятиям физкультурой и спортом. В доме, где доброй традицией является подготовка семейных концертов к каждому празднику, вырастает ребенок, чуткий к музыке, поэзии. Таким образом, если у родителей уже есть совместное увлечение, то дети охотно разделяют их, но только в том случае, если они становятся активными участниками процесса подготовки и организации совместных мероприятий.

Семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи. По данным С. В. Лав- ренцовой, две трети современных семей в России не имеют увлечений. Одну треть семей вообще называют «неблагополучными», в которых воспитанию детей не придается никакого значения. Достаточно часто дети из таких семей посещают клуб или секцию только для того, чтобы в лице тренера и друзей обрести свою вторую семью. Но есть семьи, которые активно проводят свой совместный досуг. Такие семьи более сплоченные, менее конфликтные, дети из таких семей реже становятся асоциальными элементами.

Интересы ребенка формируются под влиянием семейных традиций, которые могут передаваться от одного поколения к другому. Атмосферу отношений с родителями, подготовки семейных мероприятий ребенок переносит в свою будущую семью. Как правило, большинство людей проводят свое свободное время так, как это делали их родители.

Формирование семейных традиций в проведении свободного времени является залогом крепкой дружной семьи, в которой не остается

и места вредным привычкам (химическим и нехимическим зависимостям, малоподвижному образу жизни), озлобленности, скуке. У детей, отчужденных от семейной стороны бытия, возникает духовная разобщенность с родителями. Семейный досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи от совместного времяпрепровождения в путешествиях, играх, чтении, тренировках, посещении театра, выставок и пр. Если во время досуга удовлетворяются интересы ребенка (в движении, познании, общении) и интересы взрослых, тогда он оказывает развивающее воздействие на тех и других.

Формы семейного досуга можно сгруппировать по следующим признакам:

  • по количеству детей;
  • составу и структуре семьи;
  • типу лидерства в семье;
  • семейным укладам;
  • социальному составу;
  • семейному стажу;
  • качеству отношений и психологической атмосферы в семье;
  • уровню культуры взрослых членов семьи и др.

Выделяют следующие формы организации семейного досуга.

Организованные в домашних условиях:

  • - любительские занятия (рукоделие, рисование, музицирование, пение, цветоводство, коллекцонирование, уход за домашними животными, видео- и фотосъемка и т.п.);
  • - совместное обращение к аудиовизуальной информации (просмотр телевизора, использование Интернета и других средств СМИ);
  • - организация домашних театров, концертов, игровых программ и т.п.);
  • - семейное чтение;
  • - игры (с детьми, настольные, подвижные и т.д.);
  • - праздники (дни рождения, тематические домашние детские праздники с включением игровых программ и конкурсов; семейные традиционные праздники).

Организованные вне дома:

  • - рекреативный семейный отдых (на даче, турбазе, в природных условиях, спортивный и познавательный туризм);
  • - оздоровительный и спортивный семейный отдых (посещение фитнесс-клуба, бани, спортивные соревнования, турниры, массовые забеги, велопробеги и т.д.);
  • - посещение театров, музеев, кинотеатров, концертов и других культурно-зрелищных мероприятий;
  • - участие в массовых праздниках, зрелищных мероприятиях, конкурсах;
  • - посещение игровых и развлекательных центров;
  • - хождение в гости.

По данным мониторинга Всероссийского центра изучения общественного мнения в 2010 г., предпочтительными видами отдыха для населения России являются торжества на дому: так, принимают у себя в гостях родственников или друзей - 31% респондентов, а предпочитают самим быть в гостях чуть больше опрошенных - 37%. Таким образом, данные исследований подтверждают, что общение с друзьями и родственниками традиционно является для россиян предпочтительной формой проведения досуга.

В настоящее время многие исследователи обращают внимание на необходимость возрождения традиций организации семейного досуга, которые веками складывались в русских семьях. Как отмечает Т. А. Куликова (2000), в современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с поиском и сбором информации о родословной своей семьи (сбор и хранение семейных реликвий, создание фотоальбомов с родословной, посещение мест, памятных для предков и т.д.). Во многих семьях сохранилась традиция совместных обедов, которые восполняют дефицит ежедневного общения членов семьи, подтверждают ее цельность и единство. Традиция общесемейных трапез всегда являлась символом семейственности.

Таким образом, можно говорить о многообразии форм семейного досуга. Содержательную сторону некоторых форм мы рассмотрим в следующих параграфах.

Проверь себя!

  • 1. Дайте определение досуга, перечислите его уровни, группы, формы.
  • 2. Перечислите особенности досуговой деятельности.
  • 3. Составьте схему классификации форм семейного отдыха.
  • 4. Выделите группы факторов, определяющих содержание совместного семейного досуга.
  • 5. Перечислите формы досуга, используемые в вашей семье, в семье ваших друзей. Какие из них стали традиционными? Чем это можно объяснить?
  • 6. Составьте тезисы выступления на собрании перед родителями на тему: «Семейный досуг как средство профилактики вредных привычек у детей».


Досуг
- это наше свободное время, не занятое делами, связанными с рабочими обязанностями.

Семейный досуг - время, проведенное вместе за приятными занятиями - совместной прогулкой, настольными играми, беседами и т.д.

Хорошее проведение досуга
- очень важный момент в жизни семьи, который укрепляет отношения, указывает на семейные ценности и создает общие приятные воспоминания.

Именно поэтому планирование досуга , в котором найдется место каждому члену семьи, не менее важно, чем планирование рабочих дел. Со временем это может стать хорошей полезной привычкой, укрепляющей ваш "семейный корабль" и позволяющий хорошо отдохнуть в кругу семьи.

Правила семейного досуга

1. Родителям и детям должно быть одинаково интересно вместе.

2. Досуг должен быть полезен всей семье.

3. Досуг должен способствовать отвлечению от насущных проблем и получению позитивных эмоций.

Примеры семейного досуга

  • совместные занятия  (тренажеры, бокс, плавание в бассейне, бег, лыжи, командные виды спорта и т.д.);
  •  (монополия, эрудит, мафия, шахматы, лото, шашки, нарды, домино, скрэббл);
  • совместное рукоделие (изготовление собственного кукольного театра, сочинение сценария для сказки, создание города из конструктора, сборка моделей транспорта и т.д.);
  • большие пазлы или мозайки;
  • поход в кинотеатр;
  • поход в театр;
  • посещение популярного фестиваля;
  • посещение концерта;
  • посещение аттракционов;
  • посещение зоопарка;
  • посещение ;
  • посещение аквапарка;
  • посещение планетария;
  • пикник на свежем воздухе;
  • поездка в лес;
  •  или ближайший город;
  • совместный просмотр старых фотографий;
  • просмотр семейного фильма;
  • поездка в гости всей семьей;
  • генеральная уборка квартиры или уборка территории вокруг дома;
  • благотворительность (собрать и отвезти хорошие, но ненужные вещи в детский дом или нуждающимся);
  • написать письма и подписать открытки родным и близким, а затем отправить их по почте;
  • фантазийная семейная фотосессия (дома или в фотостудии);
  • совместное ;
  • мастер-класс (в интернете или вживую);
  • семейные встречи (собрать у себя родственников, накрыть на стол, придумать развлечения);
  • катание на велосипедах, роликах, самокатах;
  • игры (Фанты, Крокодил, Веселая чепуха и т.д.);
  • совместные покупки в торговом центре (важно порадовать каждого члена семьи, сумма покупки каждого должна быть примерно одинаковой и заранее оговорена);
  • совместное приготовление сложного, интересного блюда (выбор и покупку продуктов для блюда также можно включить в этот пункт);
  • поход в библиотеку (где каждый, не торопясь, выбирает себе чтение по интересам, например, на неделю и возвращает книги, которые брали на предыдущей);
  • тематический ужин или тематическая вечеринка с детьми.

Как спланировать семейный досуг

1. В начале недели составьте план совместного проведения досуга, учитывая интересы и особенности каждого участника.

2. Спланируйте день проведения досуга достаточно тщательно, с учетом остальных бытовых дел.

3. Предупредите всех членов семьи о планировании совместного досуга заранее.

4. Продумайте несколько вариантов проведения семейного досуга и выбрать наиболее подходящий методом всеобщего голосования.

5. Выделите день или время суток, которые станут традиционно семейными и освобождены от большинства других дел. Например суббота “день семьи” и/или 20.00-21.00 ежедневно “час семьи”, когда все откладывают индивидуальные занятия и собираются для проведения времени вместе.

6. Если совсем не получается договориться о подходящем варианте досуга в силу разности интересов, можно ввести небольшие компенсирующие поощрения для несогласных. Это также позволит учитывать интересы каждого члена семьи по очереди, не жертвуя совместно проведенным временем.

7. Попросите каждого члена семьи составить свой список интересных дел, которые можно делать вместе и далее объединить все списки в один.

8. Спланируйте несколько вида досуга, например, требующие финансовых затрат и не требующие. Или досуг с выходом на улицу и домашний досуг. Это станет хорошей подсказкой для проведения совместного времени при разных условиях и обстоятельствах.

9. Уделите внимание подготовке. Заранее поинтересуйтесь временем сеансов, стоимостью билетов, возможностью забронировать места, наличием и подготовкой нужного инвентаря, адресами ближайших магазинов с необходимыми товарами и т.д.

10. На всякий случай имейте запасной вариант досуга.


Онлайн-афиши

Литература и источники

На основе материалов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация досуга детей в семье.

Древнекитайский философ, последователь Конфуция, Сюнь–цзы сказал: «Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это – результат воспитания».

Сегодня кажется, что обилие развивающих игр, компьютеров, всевозможных новомодных предметов уже снимает с родителей проблему правильной организации досуга. Однако, это не так. На протяжении всего детства ребенка за его отдых отвечают именно родители.

Существует множество форм проведения досуга. Например, посещение публично-зрелищных мероприятий и музеев, чтение книг и периодики, слушание радио и просмотр телевизионных передач, пользование ресурсами Интернет, формы самодеятельных занятий и увлечений (фотография, рисование, пение, танцы и др.), физкультура и спорт, туризм и экскурсии, различные занятия и игры с детьми, и многие другие

Основной формой является игра. Она выступает способом вхождения ребенка в мир взрослых, активным отражением ребенком окружающей его жизни людей. Игра развивается и усложняется по мере развития самого ребенка.

Задачей родителей становится грамотная организация досуговой деятельности детей, включающая в себя выбор формы проведения досуга, исходя из возрастных, психологических, физических особенностей ребенка. Родитель должен понимать, что в младшем дошкольном возрасте ребенок не всегда может удержать внимание на одном предмете или деятельности на долгое время, поэтому необходимо контролировать происходящее и вовремя сменять одну деятельность другой так, чтобы это не ущемляло интересы младшего дошкольника, и не лишало его права выбора. Лучшей формой контроля является принятие непосредственного участия в деятельности. Это не только позволяет лучше понять ребенка, но и сплачивает всю семью.

С помощью родителей ребенок познает окружающий мир, себя самого и других людей. Родительская поддержка очень важна, она направляет ребенка в нужную сторону, аккуратно подталкивает вперед, что определяет успешность его вступления в мир людей.

Уважаемые родители, хочу предложить варианты игр, которые помогут вам и вашим детям провести досуг более интересно.

Игры с вымышленными героями.

Вымышленный герой поможет общаться вам с ребенком. К этому герою могут быть обращены поучения, похвала, он может быть образцом для подражания или наоборот, страшным проказником.

Так, у одного мальчика объявился невидимый дружок Мишка. Мальчик разговаривал с ним и играл. Он считал, что его любимец всюду следует за ним, а в автобусе сидит у него на коленях и смотрит с ним в окно. Это продолжалось целый месяц, пока семья не переехала на дачу. Где у мальчика появилось два друга.

Иногда вымышленные герои помогают ребенку справиться с одиночеством и отсутствием внимания. Когда находятся реальные друзья, вымышленные чаще всего исчезают.

Игра «Близкие друзья»

Это могут быть привлекательные мягкие игрушки или любимые вещички. Ребенок относится к ним нежно, как к любимым друзьям. Он ложиться с ними спать, и прижимает их к себе в минуты тревоги или страха. Он вымещает на них обиду, подвергает их наказанию и прощает, деля с ними радость и горе.

Взрослые должны обращаться с такими персонажами особенно осторожно. Ведь эти игрушки и вещички в какой-то мере замещают Вас, несут Вашу любовь к ребенку, отражают всю гамму отношений к нему.

Игры с самодельными куклами.

Каждый из нас пытался сделать свою куклу (игрушку), свой персонаж. Для кого-то он был другом, для кого-то - идеальным героем, носителем всех положительных качеств, а для кого-то – неумемейкой. Удивительно, но при обеспеченности современного ребенка игрушками эта традиция не угасает. И дети иногда сами или с помощью родителей мастерят кукол.

Игра «Кукла из старого носка»

Сделайте куклу из старого носка (перчатки, варежки). Пришейте две пуговицы - это будут глаза. Обозначьте рот. Покажите, что кукла может жестикулировать, двигать руками, прикасаться к его лицу. Такие куклы должны быть у вас и вашего ребенка.

Используя эту куклу, введите в привычку от ее имени рассказывать ребенку интересные события из своей жизни или то, то, что происходило с вами за день.

Затем можно усложнить сюжет. Придумать совместное путешествие в зоопарк, цирк, на Марс.

Используя перчатки можно сделать целую семью, каждому пальцу отвести роль одного из членов семьи. Например, мама, папа, ребенок, брат (сестра), бабушка (дедушка).

Игры с предметами находящимися под рукой.

В течение своей жизни ребенок проявляет разное отношение к вещам. Сначала он манипулирует ими, открывая их физические свойства (кидает, облизывает, постукивает и т. д.), затем употребляет их по назначению (ложкой ест, на стуле сидит) и, наконец, открывает их игровые возможности. Решается. Какой предмет и чем может быть в игре. Важная роль в игровом употреблении предметов принадлежит воображению. Ребенок по- новому смотрит на ставший уже привычным предметный мир. Он делает одно открытие за другим. Простой зонтик может быть ракетой, а может превратить его обладательницу в принцессу. Эти игры являются важной составляющей сюжетно-ролевой игры. Вещь, игрушка, действия с ней могут быть толчком для определения роли, ее характерных особенностей. Но само желание детей фантазировать и перевоплощаться порождается общением с людьми.

Игра в шляпу.

Эта игра начинается с простой примерки маминой шляпы. Затем, надев ее, девочка превращается в барышню, меняет походку, манеры. Видя положительное отношение взрослого, ребенок дополняет игру: он представляет, что с ним идет собачка. Она хочет мороженого и не слушается.

Игры с платком.

Из платка создается удивительный наряд (необычная юбка). Убедившись, что он получился, ребенок начинает обыгрывать свою роль. Например, девочка становится балериной или важной дамой. А если нарядились несколько детей, то появляются совместные действия и сюжеты.

Игры против скуки.

Дети не переносят скуку. В ожидании приема у врача, в транспорте они просто изнывают. Тогда помогает игра.

Игра в догонялки.

В сумке у мамы оказывается много интересных вещей, пригодных для игры. Можно взять ключи: один будет кошкой, а другой – мышкой. Определяется игровое пространство: окно, сумка или мамины колени.

Игра «Невидимые герои».

Дети могут вообразить себе какой-либо персонажи и обращаться к нему как к реальному лицу. В этом случае не смейтесь над ним и не пытайтесь их переубедить.

Лепим из соленого теста.

Дети очень любят лепить. Солёное тесто отлично заменяет пластилин и даже имеет ряд преимуществ: после его оттирания с пола на ценном паркете не остаётся цветных пятен, оно гораздо легче вымывается из волос ребёнка; к тому же малыша, съевшего внушительный кусок «строительного материала» не нужно вести к врачу.

Тесто приготовить очень просто: мука, вода, соль немного подсолнечного масла, смешиваются до требуемой консистенции (чтобы хорошо лепилось). Мука и соль берутся в одинаковом количестве, а воды на треть меньше. Если лепится плохо, добавить воды.

Что лепить? Колбаски, колечки, шарики. Из каждого маленького кусочка теста можно делать лепёшку или монетку. Если надавить на лепёшку настоящей монеткой - получится отпечаток. Можно вылепить простые фигурки: снежная баба, гусеница (много разноцветных шариков, уложенных друг за другом в ряд; самый первый в ряду - с рожками и глазками), лодочка (раскатать в ладошках толстое «веретено» - в середине потолще, к концам сужающееся) и пальцами сделать внутри углубление. А ещё можно вылепить разные пирожные, булочки, торты - дети любят играть в «Магазин». Все фигурки можно потом покрасить краской и играть.


THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама