THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Подростковые гормональные бури доставляют родителям немало беспокойств. Тут и резкая смена веселья на слезы, немотивированная агрессия по отношению к чужим и близким, странные увлечения . Это один из самых серьезных периодов в жизни человека, период, когда все вложенное в ребенка может пропасть.

Искать виновных в такой ситуации бессмысленно. Компания, сам ребенок, родители, виноваты все и не виноват никто. Чем сильнее опека, чем строже контроль над ребенком, тем больнее падают стены песочного замка, в то же время недостаток опеки вызывает те же явления, что и ее превалирование. Очень много зависит от характера и стойкости самого подростка. Многие дети, попадая в почти одинаковые ситуации, поступают по-разному, это зависит от уровня развития, от количества полученных знаний, от умения применять навыки.

Конечно же, лучше было бы заниматься воспитанием до кризиса, об этом написаны горы книг, но чаще всего проблема возникает, как бы из ниоткуда и с ней приходится бороться. Бороться ради самого ребенка, который может настолько далеко уйти от вас, что больше вы не сможете быть рядом. Совсем миновать кризис сложно, просто нужно быть готовым к нему, не дать уйти ребенку в глубокую депрессию или в преступную группировку.

Первое что необходимо сделать - начать говорить с ребенком. И помнить, что перед вами уже не ребенок, а взрослый человек, который ищет свой путь. Просто еще недостаточно взрослый. И не думайте, что всё будет так просто, вы сядете, и всё-всё узнаете. Это зависит от того, насколько уже подросток успел закрыться. Никто не помешает ему соврать вам, и когда ложь раскроется, вы поймете, что в чем-то прокололись, потеряли доверие. Придется найти его вновь, помните, что до 5 лет родители - царь и бог для ребенка?

При разговоре с подростком не стоит использовать категоричных форм, так же как и не стоит показывать ребенку его интеллектуальную незрелость с излишней навязчивостью. Старайтесь строить предложения так, чтобы ребенок не мог односложно ответить "да" или "нет", пусть использует мышление и дает развернутый ответ. Так же в вопросе не должно содержаться намека на ответ. Смотрите сами: "Вася, ты что, принимаешь наркотики? (встречаешься с Петей, пьешь пиво, взял у папы из кармана две гривни и т.п.)". Сами бы вы, что ответили на такой вопрос? Вот и ребенок скажет то, что вы сами хотели услышать - святую ложь, чаще всего так и происходит. Старайтесь вопросом натолкнуть подростка на произнесение вслух причины действия, пусть он вслух проводит параллели между причиной и следствием.

Необходимо понять и принять, что в этот период личность подростка претерпевает изменения, идет борьба межу детством и взрослением, осознание себя как личности. То, что еще вчера казалось незначительным, может приобрести новые черты. В этот же период происходят радикальные перемены во внешности, тело меняется, меняются желания. Невозможно оставаться самим собой, ребенком, когда даже собственное лицо становится иным. В это время некоторую лабильность (перепады настроения) можно считать нормой. Если грани перепада настроений не велики и не слишком часты, можно помочь подростку сбалансировать настроение. Например, с помощью травяных чаев, ванн с солью и хвоей, прогулок на природе. Если перепады повторяются все чаще, без видимых причин, стоит поговорить с врачом.

Самая тяжелая часть - подростковые депрессии , которые иногда приводят к суициду. В подростковый период уже вполне созрел страх смерти, но вот ценность жизни еще не осознана. Депрессия может проявиться даже у ребенка, у которого, на первый взгляд все в порядке. Ведь вся семья уже знает, с какими оценками он окончит школу, в какой ВУЗ поступит, кем станет. И вот гормональная перестройка и переосмысление жизни ломает эти графики и планы, человек осознает, что может быть и по-другому. Особенно тяжело переносится подростком утрата одного из близких людей - родственника, близкого друга. Если вы наблюдаете признаки депрессии более, чем одну неделю необходимо срочно обратиться к врачу, такую проблему человек не всегда в состоянии пережить сам, ему нужна помощь специалиста.

Старайтесь сделать рацион подростка разнообразным и сбалансированным, перенасыщение рациона животными жирами и искусственными ингредиентами так же способствует развитию нервных проблем. Алкоголь , излишки кофеина, недостаток движения - всего этого следует избегать, не только для хорошей фигуры. Здоровое тело содержит в себе здоровый дух, это было сказано очень давно.

Общайтесь, искренне старайтесь интересоваться жизнью ребенка, его миром. Знакомьтесь с его друзьями. Будьте и наставником и другом, это прописные истины, но если бы все их придерживались, детских проблем стало бы меньше. И помните, как бы много вы не читали, как бы много симптомов не совпадало с тем или иным нарушением, точно определить может только специалист. Не делайте поспешных выводов, но и не закрывайте глаза на проблемы.

Случалось ли вам замечать резкие перепады настроения у малыша: то он заливисто смеется, а уже через минуту обиженно поджимает губки? Что это, «издержки» характера или особенности поведения, свойственные его возрасту? Нужно ли беспокоиться и обращаться за помощью к специалистам, или можно просто игнорировать такие капризы?

К основным причинам резких перепадов настроения у ребенка можно отнести следующие:

  • Недостаток внимания. Он ощущается особо остро, когда в семье малыш не один. Естественно, уделить достаточное количество времени своим чадам не всегда могут даже самые заботливые родители. Например, с появлением в доме новорожденного все внимание так или иначе концентрируется на нем. Какие чувства переживает в данном случае старший ребенок? Обиду, злость, ревность… Свое состояние он может передавать окружающим разными способами: от замкнутости в себе и нежелании принимать участие в общественной жизни до проявлений агрессии и постоянных истерик. В любом случае этот маленький человечек будет стараться всеми возможными способами привлечь к себе внимание;
  • Нарушение личностного пространства, которое часто сопровождается проявлением агрессии и озлобленности, особенно в возрасте до 3-х лет. Например, свое нежелание принимать еще одного участника в игру малыш выражает с помощью слез и крика. Такая же реакция может последовать во время «дележа» игрушек, попытки изменить продуманный крохой сценарий действий и так далее;
  • Обида. Чаще всего данное состояние крохи выражают с помощью слез, криков, истерик. Основными причинами обиды являются категоричные запреты взрослых, нежелание подчиняться общепринятым правилам и пренебрежение его интересами.

Как бороться с перепадами настроения у ребенка?

  • Ликвидируйте раздражающие и вызывающие агрессию факторы из зоны личного пространства малыша. Постарайтесь, чтобы кроха как можно меньше своего свободного времени посвящал просмотру боевиков, ужасов и других травмирующих психику фильмов и телепередач. Лучше это время посвятить чтению старых добрых сказок, спокойным играм со сверстниками во дворе или доверительному разговору по душам. Лимитируйте его доступ к компьютерным играм и неоднозначным телешоу.
  • Помните, что ребенок всегда старается копировать поведение своих родителей. Поэтому сведите к минимуму (хотя бы при детях) разговоры на повышенных тонах, ссоры и скандалы. Именно неблагоприятная обстановка в семье является одной из основных причин нестабильного поведения ребенка. Старайтесь быть примером для своего наследника во всех сферах жизни.
  • Хвалите и поощряйте малыша. Каждому из нас допустимо ошибаться, а тем более крохе. Не спешите его ругать за малейший промах и неудачу. Если вы видите, что несколько попыток завершить поставленную задачу оказались тщетными, не ждите, пока малыш даст волю эмоциям. Поговорите с ним, расскажите, как именно вы бы поступили в данной ситуации и по возможности постарайтесь помочь.

Как правило, резкие перепады настроения проходят с возрастом. Если же вы наблюдаете депрессивное состояние крохи довольно продолжительный промежуток времени, возможно, есть резон обратиться за помощью к врачу.

Проблемы с настроением бывают в любом возрасте.
Настроение взрослых нам легко понять. Его причины по большей части очевидны. Проблемы на работе, личные неурядицы, плохое самочувствие – со всем этим мы и сами сталкивались не раз и легко можем, что называется, войти в положение, сказать «да, представляю, каково тебе». К тому же человек и сам высказывает жалобы, просит обсудить причины или просто поговорить.
Дети навыками рефлексии не обладают, осознать собственные чувства и их причины не могут.
Они могут только хныкать, канючить, плакать, бросать игрушки, выплевывать еду, цепляться за маму, проситься на ручки. А потом – то же самое еще раз… Именно поэтому их плохое настроение никакого сочувствия не вызывает.

Мы склонны назвать его «просто капризы» и пресечь любым подходящим и доступным методом. В самом деле, что за нарушения настроения могут быть, когда вся жизнь состоит из кормлений, игр и прогулок? Разве есть причины для подавленности или раздражения у годовалого (двух-, трехлетнего) малыша? Есть. И, кстати, они почти такие же, как у взрослых.

В возрасте до года плохое настроение ребенка выявить труднее всего. Ведь выражается оно только одним способом – плачем. То есть точно так же, как выражается голод, боль, усталость, неудобства, связанные с мокрыми пеленками или колючей одеждой. Но – нет. На самом деле плач в случае плохого настроения будет отличаться от плача других видов.
Он тише, ниже по тональности, монотонный и заунывный. Если, при том что ребенок абсолютно здоров, вы слышите такой плач, не сомневайтесь: малыш не в духе. Кто посмел испортить настроение такому крохе?
Скорее всего, это были вы – хотя, конечно, сделали это не специально и даже не осознанно. Маленькие дети очень чувствительны к настроению мамы, перенимают абсолютно все ее печали и радости.
Существует мнение, что даже состав грудного молока меняется в зависимости от настроения, и поэтому малыш в буквальном смысле питается вашими эмоциями.

Стоит признать: у счастливой, довольной всем происходящим и собой мамы и дети бывают спокойными, уравновешенными и веселыми.
Если же мама слишком устает, чтобы радоваться, и постоянно испытывает напряженность, тревогу, то и от ребенка нельзя ждать особого веселья. Такие дети часто плачут без видимого повода, успокаиваясь лишь на руках. Это еще больше портит настроение маме, она еще больше передает негативных эмоций малышу − в общем, получается замкнутый круг.

Плаксивость, чувство потери, невозможность радоваться тому, что раньше приносило удовольствие, – такие симптомы наблюдаются у 80% женщин после родов (вероятность их увеличивается с возрастом и количеством родов) и, конечно, тоже накладывают отпечаток на общение с малышом и даже на его будущий характер. Дети, пережившие в младенчестве расстройство настроения своей мамы, и во взрослом возрасте бывают тревожными, склонными к пессимизму, тяжелее переносят жизненные трудности. Поэтому улучшать настроение нужно как можно раньше – и себе, и ребенку.

Во-первых, добавьте в вашу с ним жизнь позитива. Это не так трудно, если помнить, что жизнь состоит из мелочей. Ведь даже гуляя, вы можете ходить в те места, где вам нравится, общаться с теми мамами, которые веселы и заряжают вас оптимизмом.

Между прочим, это совсем не новый метод. Во многих культурах маленьким детям мама пела колыбельные, составленные ею за день (в культурах, сохранивших традиционный строй, так происходит и сейчас), обо всем, что случилось, о том, что беспокоит. Считалось, что дети таким образом чувствуют себя частью семьи и растут более спокойными.

От года до трех
Ребенок растет, и его знания о мире, его потребности, круг общения постоянно увеличиваются. С одной стороны, возможности его достаточно велики – он умеет сам ходить, говорить и чувствует себя вполне самостоятельным, с другой – все еще находится под постоянным контролем и часто не может свои желания осуществить. В общем, самая главная причина для плохого настроения – непонимание. Еще одна причина – потеря чего-то важного. Причем важное для ребенка – это совсем не то же самое, что для взрослого.

Двухлетний ребенок может вполне спокойно перенести развод родителей, уход из семьи отца, но при этом будет тяжело переживать потерю любимой игрушки. Смерть бабушки будет воспринята не так драматично, как, например, ежедневный уход мамы на работу. Такая особенность психики позволяет детям защититься от очень тяжелых переживаний, забыть травмы раннего детства.
Какое-то простое и приемлемое объяснение ситуации дает возможность ребенку откорректировать свое представление о мире. Если рядом остается человек, который заботится и любит, то все в порядке. А вот по поводу мелочей (того, что для нас является мелочью) ребенок может плакать долго и безутешно. Так долго, что сам изматывается и потом засыпает.

Доводить детей до такого состояния не стоит, но пугаться и ограждать тоже нет смысла. Плач – это их способ отреагировать эмоции, выплеснуть наружу весь негатив. Как правило, после такой бури слез проснувшийся ребенок чувствует себя гораздо лучше и в хорошем настроении готов играть (правда, к этому моменту измотанными бывают уже родители). К тому же именно в этом возрасте ребенок учится разным способам взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Если поймет, что его плач действует на людей устрашающе, будет использовать это оружие уже сознательно.
Плохое настроение ребенка этого возраста выражается не только плачем. Он может лежать на кровати, не отвечая на предложения поиграть, может безучастно смотреть в окно, а если плохое настроение сочетается с агрессией – пинать и разбрасывать игрушки. В любом случае, надо помочь. Сам он со своим настроением справиться пока не может.

Проявите максимум участия, терпения и теплоты даже в том случае, если он, как говорится, сам виноват. При этом это совсем не должно означать, что вы обязаны идти на уступки – например, отказаться от похода в гости, раз уж ребенку без вас так плохо. Он ведь именно сейчас привыкает к тому, что в жизни не все и не всегда будет так, как он хочет. И к тому, что это совсем не повод впадать в уныние.
Вот и дайте ему такой урок. Не меняя своих планов и вообще не обсуждая больше причину его негативного состояния, обнимите и просто посидите рядом. И почаще играйте с детьми в шумные игры, тискайте их и тормошите. А поглаживание по спине – вообще один из лучших методов профилактики стрессов.

От трех до шести
В возрасте двух с половиной – трех лет у ребенка развивается самосознание. Он говорит о себе «Я», становится более стеснительным, стыдливым (осознает, что другие люди могут смотреть на него, обсуждать и так далее). Кроме того, у него все более выраженной становится потребность в общении со сверстниками, и в этой области тоже есть свои поводы для переживаний. В общем, чем старше ребенок, тем более вероятно, что причина плохого настроения находится вне семьи (хотя отношения с родителями все равно остаются самыми значимыми). В то же время в поведении может появиться скрытность: ребенок уже не склонен говорить родителям абсолютно все. Иногда он просто не знает, можно ли рассказывать то, что произошло.

Так, например, если ребенок подвергается нападкам со стороны взрослого – знакомого или чужого, он может об этом не рассказывать. Ведь взрослый – это авторитет, если он кричит, значит, «я заслуживаю». Так что узнать, в чем причина подавленности, плохого настроения бывает не так легко. Научите ребенка откровенности, тому, что своим близким он может рассказывать абсолютно все. Всегда поддерживайте ребенка в случае неприятностей, даже в том случае, если ситуация спорная.
Да, вы можете ее обсудить, разобрать, кто прав, кто виноват, но – потом, позже. Когда ребенок удручен, подавлен, то он нуждается прежде всего в поддержке. Кстати, это правило действует не только в отношении детей. Мы все нуждаемся в таком предвзятом отношении, в том, чтобы нас любили несмотря ни на что. Это – основа счастья в семье.

Всегда выслушивайте ребенка. Он должен доверять вам свои сомнения и переживания в любом возрасте.

Если же ребенок все равно не рассказывает, не допрашивайте. Тем более что эмоции в этом возрасте уже сложные, практически такие же, как у взрослых, – ребенок действительно может не понимать до конца, почему ему грустно. Поговорите на отвлеченные темы или на тему настроения, но без поиска причин. «А когда тебе стало грустно?», «А как тебе грустно – просто грустно или так, что даже мороженого не хочется?», «Что нужно сделать, чтобы не грустить?» − на такие вопросы ребенок вполне может ответить. И, соответственно, вместе с вами может найти способ повышения настроения. Кроме того, очень хорошо помогают так называемые эмоциональные прививки. Вы время от времени рассказываете какую-то историю из вашего детства (поругала мама, наказали в садике, поссорились с подружкой).
Рассказ должен быть подробным в той части, где говорится об эмоциях (как вы переживали) и непременно иметь хорошее окончание. Это обеспечит позитивный взгляд на жизнь.

По материалам статьи С.Иевлевой

Расстраиваться и чувствовать подавленность из-за проблем и трудностей - естественно для людей, как и радоваться, испытывая положительные эмоции. Но порой перепады настроения случаются независимо от обстановки, нарушают привычное течение жизни, создают напряженность в отношениях с членами семьи, коллегами, друзьями. Если такое случается часто и без причины, не исключено, что человек страдает одним из видов эмоционального расстройства или физическим заболеванием.

    Показать всё

    Почему меняется настроение?

    Резкие перепады настроения у некоторых происходят по несколько раз на протяжении дня. Позитивный настрой может внезапно смениться раздражением, злостью, гневом или подавленностью и апатией. Такое поведение негативно сказывается на самом человеке и людях, находящихся рядом. Непонимание окружающих вызывает ощущение вины у пленника эмоций, да и сам он не понимает, почему его чувства похожи на американские горки.

    Нередко люди сами виновны в расстройствах поведения. Мнительность, тревожность, подозрительность, неумение строить отношения, решать конфликтные ситуации лишают человека психологической стабильности. На эмоциональный настрой влияют следующие факторы:

    1. 1. Состояние постоянной тревоги. Вместо жизни в настоящем человек возвращается в прошлое, вспоминая и анализируя неудачи, промахи, ошибки. Будущее он видит полным негативных событий, переживает за себя и близких, постоянно находится в напряжении, ожидая плохих известий.
    2. 2. Завышенные требования к себе и другим. Люди с подобным настроем никогда не бывают довольны жизнью, понимая, что неспособны соответствовать идеалу, к которому стремятся. Это вызывает негативное отношение к себе, неврозы, нестабильное настроение.
    3. 3. Эмоциональная незрелость. Люди, не умеющие достойно выходить из конфликтных ситуаций, страдают частой сменой настроения под влиянием неприятностей на работе, семейных неурядиц, нестабильности, перемен в жизни.
    4. 4. Недостаток любви в семье. Дети, выросшие в семьях, где им не хватало внимания и заботы, во взрослой жизни часто страдают расстройствами эмоциональной сферы, сопровождающимися колебаниями настроения.
    5. 5. Пребывание в какой-либо зависимости (алкогольной, наркотической, игровой, сексуальной, компьютерной и т. д.).

    Резкая смена настроения необязательно свидетельствует о проблемах в эмоциональной сфере, часто этому есть физиологическая причина.

    Физические и психологические причины

    Если чередование эйфории и угнетения сопровождается потерей или прибавкой веса, нарушением сна и аппетита, одышкой, сбоем менструального цикла у женщин, тошнотой, головокружением, тремором конечностей, необходима консультация врача. Часто причиной эмоциональной нестабильности является болезнь.

    Органы, влияющие на настроение:

    1. 1. Щитовидная железа. Усиление выработки гормона щитовидной железы приводит к раздражительности, вспыльчивости, нервозности. Снижение концентрации гормона замедляет обмен веществ в организме, делая человека апатичным, слабым, подавленным.
    2. 2. Сердечно-сосудистая система. Тахикардия и повышение артериального давления способствуют производству адреналина, вследствие чего человек чувствует приступы страха и тревоги.
    3. 3. Заболевания печени и желчного пузыря. Кратковременные вспышки гнева в этом случае провоцирует выброс норадреналина, вызванный спазмом желчных путей.
    4. 4. Сахарный диабет. Настроение диабетика может колебаться вместе с уровнем сахара в крови, меняясь от веселья и радости к замкнутости, раздражению, тревожности, страху.

    Для выявления внутренней патологии необходимо обследование у терапевта, кардиолога, эндокринолога. Без лечения болезни, провоцирующей частые перемены настроения, советы психолога, прием седативных препаратов и антидепрессантов не принесут ожидаемого результата.

    Кроме общих факторов, вызывающих эмоциональные сбои, есть характерные отдельно для женщин, мужчин и детей, обусловленные особенностями психики, физиологии, возрастных изменений организма.

    У мужчин

    От мужчин ожидают силы воли, мужественности, стойкости, умения переносить трудности с несгибаемой спиной, но значительная часть сильной половины человечества не соответствует этим ожиданиям. Они подвержены страху, тревожности, нервному напряжению, стрессу. Усталость, переживания, связанные с материальной заботой о семье, непонимание жены, проблемы на работе могут вызывать у мужчины перепады настроения, уныние, угнетенное состояние.

    Другие причины эмоциональных срывов - вредные привычки и кризис среднего возраста. Пристрастие к алкоголю, наркотикам, азартным играм, просмотру порнографии негативно сказываются на мужской психике. У таких людей перепады настроения могут быть опасны, поскольку доходят до агрессии по отношению к членам семьи.

    У женщин

    У слабого пола частые приступы гнева, плаксивости, истеричности происходят на фоне гормональных изменений во время месячных, в период вынашивания и кормления ребенка, при климаксе. У многих подобные проявления вызывает ПМС (предменструальный синдром), другие страдают нарушениями эмоциональной сферы после месячных.

    Вредные привычки, недовольство внешностью, неудовлетворенные желания, отсутствие личной жизни, постоянные стрессы, напряженные отношения в семье и на работе накладывают отпечаток на психоэмоциональную сторону личности женщины, делая ее нервной, склонной к нестабильному настроению, подверженной депрессии.

    У детей и подростков

    У маленьких детей перепады настроения наблюдаются в периоды возрастных кризисов. Подобным образом ребенок пытается завладеть вниманием взрослых, реагирует на неблагоприятную обстановку в семье, конфликты родителей. Издержки воспитания также отражаются на поведении малыша. Чрезмерный контроль, опека, неоправданные запреты, завышенные требования провоцируют у ребенка эмоциональный ответ в виде вспышек агрессии, неуправляемости, упрямства.

    В период полового созревания психика детей становится особенно уязвимой и подверженной влиянию внешних факторов. На фоне гормонального всплеска любое событие может вызвать у подростка бурю эмоций, положительных или негативных.

    У молодого парня смену настроения вызывает сниженный уровень полового гормона тестостерона, который отвечает за своевременное половое созревание. Для девушки толчком к появлению поведенческих нарушений может стать недовольство внешностью, потеря внимания противоположного пола, сложности в общении со сверстниками, начало месячного цикла и связанный с ним всплеск гормонов.

    Серьезные опасения внушает подростковая депрессия, получившая в последние десятилетия статус эпидемии. Заметив у сына или дочери симптомы крайней подавленности, угрюмости, нежелания выполнять привычную работу, заниматься любимым делом, ухаживать за собой, необходимо обратиться к психологу. Признаки депрессии у подростка игнорировать опасно, поскольку длительное пребывание ребенка в таком состоянии угрожает его жизни: именно депрессия виновна в большинстве подростковых суицидов.

    Психические расстройства

    Наиболее распространенной причиной перепадов настроения являются нервно-психические расстройства, наблюдающиеся у людей обоих полов, разных возрастных и социальных групп. Разбалансированность психики может носить временный характер, зависеть от внутренних или внешних раздражителей, но иногда достигает критических отметок в виде тяжелой депрессии, невроза.

    Частая и быстрая смена эмоциональных реакций бывает при таких состояниях:

    • истерия - расстройство с нарушением двигательных, вегетативных, поведенческих реакций, стремление индивидуума привлечь внимание к себе слезами, криком, неестественным смехом, неадекватным поведением;
    • циклотимия, особенностью которой является быстрый переход от эйфории до крайнего угнетения и печали;
    • биполярное расстройство или маниакально-депрессивный психоз;
    • дистимия - легкая стадия депрессии;
    • пограничное состояние - личностное расстройство, для которого характерны неприспособленность к жизни в социуме, неумение контактировать с окружающими;
    • панические атаки - приступы необъяснимого страха, паники, тревоги, сопровождающиеся симптомами вегетососудистой дистонии;
    • депрессия.

    Механизмом, запускающим временное отклонение психического здоровья, становятся стрессовые ситуации, обстоятельства, требующие нервного напряжения (экзамены, важная встреча), для людей с метеозависимостью - погодные изменения, перемещение в другую климатическую зону.

    Профилактика и лечение

    Профилактикой поведенческих отклонений является правильное воспитание с младенчества, внимание к эмоциональным потребностям ребенка, отношение к нему как к личности, уважение его взглядов, предпочтений. Не менее важна последовательность, слаженные действия родителей (то, что запретил папа, не разрешает и мама), иначе ребенок с ранних лет научится изворотливости и приспособленчеству, что негативно повлияет на его психическое развитие.

    Возраст полового созревания требует от родителей особого внимания и усилий. В это время с ребенком необходимо обращаться как со взрослым человеком, уважать его право выбора друзей, внешкольных занятий, музыки, одежды, развлечений. При этом нужно оговорить запреты и ограничения, четко объяснив, почему они необходимы. Так родители смогут развить с подростком доверительные отношения и вместе пережить сложный возраст, не травмируя незрелую психику повзрослевшего ребенка.

    Простым, но эффективным средством профилактики и лечения перепадов настроения у взрослых и детей являются соблюдение режима питания, сна, работы и отдыха, умеренные физические нагрузки, пребывание на свежем воздухе. Техника аутотренинга, медитации, занятие йогой помогут нормализовать психоэмоциональный фон, восстановить психическое равновесие после пережитого стресса, конфликта, неприятностей. Пища, богатая витаминами и микроэлементами, благотворно влияет на нервную систему, общее состояние организма.

    В случаях стабильных проблем с эмоциональным настроем прибегают к помощи седативных, ноотропных средств, антидепрессантов, транквилизаторов. Эти медицинские препараты относятся к группе сильнодействующих, некоторые вызывают привыкание, поэтому самостоятельно применять их недопустимо.

В чем причина частой смены настроения у детей и что с этим делать?

Наверное, всем родителям хотя бы раз в жизни приходилось наблюдать резкие перепады настроения у ребенка. Когда их малыш, только что радостно играющий, вдруг начинает ни с того ни с сего плакать и топать ножками. Или замыкается в себе, отказывается общаться с родителями.

Часто мама с папой не понимают, как им себя вести в таких случаях. Они пытаются успокоить ребенка, задобрить его новой игрушкой, любым способом его развлечь. Или апеллируют к излишней избалованности малыша, стараются его «воспитывать». Но, к сожалению, такие мероприятия не всегда дают нужный результат. И тогда родители теряются, пытаются переждать, пока ребенок успокоится сам.

Если подобные случаи происходят с малышом раз в пятилетку, ничего страшного и необычного в этом нет. Мало ли, по какому поводу ребенок мог расстроиться? Причины могут быть вполне объективные: нет рядом любимой игрушки, промокли штанишки, или, в конце концов, что-то заболело. Но, когда перепады настроения у малыша происходят без видимых причин и часто, стоит обратить на это внимание и разобраться, как же помочь чаду в этой ситуации.

Почему же дети подвержены резким сменам настроения?


К главным причинам смены настроения у детей можно отнести следующие:

1. Кризисы. Частые смены настроения у малыша говорят в первую очередь о том, что он растерян, излишне напряжен, не понимает, как ему себя вести и чего ждать. Особенно остро такие ощущения ребенок испытывает в кризисные периоды, связанные с:

  • особыми моментами возрастного развития – в эти периоды подавляющее большинство детей переживает тяжелые времена;
  • особенностями окружающей среды – резкая неприятная ребенку смена обстановки, отношений с важными ему людьми может тоже вызвать кризис.

2. Желание привлечь к себе внимание родителей и близких. Возможно, в моменты спокойствия на ребенка не особо обращают внимания, а как только расплакался – сразу тебе и конфетка, и плюшевый мишка, и мамины теплые объятия. Почему бы этим не воспользоваться?

Никто не говорит, что не надо утешать и успокаивать детей. Конечно же, надо. Но, если вы берете малыша на руки, обнимаете, уделяете ему время только тогда, когда он плачет – очень скоро он поймет это и будет постоянно вас «звать». Ведь для маленького ребенка самое главное – чтобы мама была рядом. И тогда его мир спокоен и стабилен.

3. Домашняя атмосфера, в которой живет малыш. Ребенок остро чувствует все изменения в жизни семьи. Если мама с папой ссорятся, в воздухе висит напряжение, скорее всего, малыш будет беспокоиться и нервничать, и, как следствие, капризничать.

4. Особенности поведения родителей. Замечали, как точно маленькие дети умеют копировать эмоции и поведение взрослых? Так вот, если мама и папа у малыша «буки», наверное, вряд ли их чадо будет все время улыбчивым и жизнерадостным, и наоборот.

«Острые» возрастные периоды

Поговорим подробнее о возрастных кризисах в жизни ребенка. К ним относятся:


Психологи относят кризис трех лет к числу острых. Действительно, в этот период малыш становится трудно управляемым, его поведение почти не поддается коррекции. Самыми употребляемыми словами ребенка становятся «не хочу». И говорят об этом не так слова, как действия: малыш швыряет игрушки в ответ на просьбу положить их в корзину, убегает, когда вы его зовете. Любой ваш запрет или отказ в пожелании ребенка вызывает бурную реакцию протеста. Начинается истерика: кроха орет, топает ногами, может даже замахнуться на вас «с кулаками», изобразив самое серьезное и злое лицо. В такой ситуации родители недоумевают: что же делать? Что же произошло с их таким милым и веселым ранее ребенком?

Согласно утверждениям специалистов, ничего страшного, скорее всего, не случилось. Просто кроха растет, и в этот период начинает чувствовать себя самостоятельной личностью. Соответственно, он становится более активным, настойчивым, порой даже упрямым в достижении желаемого. Только умений и сил для полной самостоятельности у него пока не хватает. Вот и всю свою неудовлетворенность и злость от того, что ему что-то не нравится, не выходит, малыш выплескивает таким способом. Так получаются эмоциональные «качели» от горьких слез до безудержного смеха.

Что же делать, если ребенка «накрыл» кризис 3 лет? Советы:

  • во-первых, не старайтесь «переломить» малыша, кричать на него, наказывать, сердиться и обижаться на кроху. Благодаря таким позициям родители вряд ли добьются нужного результата. Скорее, наоборот, — у ребенка закрепится «неправильное» поведение, он может начать все делать «назло» родителям, и все это приведет к формированию не самых приятных черт характера пока еще маленького человека;
  • во-вторых, проанализируйте окружающую обстановку и ваше собственное поведение с крохой. Может, у него есть объективные причины для капризов: например, вы с ним слишком строги, многое ему запрещаете? Или кто-то его обижает — старшие дети или одногруппники в садике?
  • в-третьих, наберитесь терпения. Ваша несдержанность сыграет против вас. Постарайтесь понять своего малыша: скорее всего, он и сам бы хотел успокоиться, но не может, не знает, как. Отнеситесь терпеливо к его крикам и истерикам, не закатывайте ответную «сцену». Лучше помогите ему переключиться на какой-то другой, более конструктивный процесс: покажите ему яркие картинки, включите его любимую песенку. Кому, как не вам, лучше всех известно, что любит ваш малыш?
  • в-четвертых, поймите, что любой кризис не вечен. И такое поведение тоже пройдет через какие-то полгода-год. Конечно, если вы займете правильную позицию и поможете крохе;
  • и, наконец, если вы замечаете что-то необычное в поведении своего малыша, например, он ни с кем не хочет общаться, совершает повторяющиеся однообразные движения, не реагирует эмоционально на поведение окружающих – не смеется, не интересуется игрушками, не пугается, — обязательно покажите кроху детскому психоневрологу. К сожалению, никто не может исключить риск формирования раннего детского аутизма – своеобразного отклонения в психическом развитии. И, чем раньше начать коррекцию, тем успешнее будет ее результат.


Сложный период в жизни ребенка. В этот момент происходит очень ответственное для маленького человека событие – поступление в школу. Теперь уже весь мир не вертится вокруг него, как прежде, нельзя все время играть и бегать. Необходимость сидеть длительное время за партой, соблюдать дисциплину, тоже могут спровоцировать частую смену настроения. Ведь ребенок уже не может делать сразу то, что ему хочется. Добавить сюда переживания чада по поводу нового коллектива, страх расстроить и не оправдать надежд родителей – и вот получим типичный портрет этого кризиса.

Кроме всего прочего, в этот период у ребенка наблюдается интенсивный физический рост, быстро развиваются сложные психические функции, совершенствуется мелкая моторика рук.

На фоне необходимости адаптации к новому окружению, незнакомым ранее требованиям у некоторых детей может развиться так называемый «школьный невроз» — целый комплекс нарушений и отклонений: тревожность, страх опоздания, нарушение аппетита, иногда тошнота и даже рвота. Другой вариант этого невроза – нежелание вставать и одеваться в школу, отвечать на вопросы учителя, забывчивость и невнимательность. Такие нарушения наиболее свойственны детям, которые еще не готовы к школе. То есть, они достигли школьного возраста, но по ряду психических и физических данных пока не «дотягивают» до сверстников.

Как же успешно пережить кризис первоклассника? Советы:

  • не спешите отдавать ребенка в школу, не посоветовавшись с детским врачом и психологом. Если они посчитают, что малыш еще не совсем готов к школе, не надо его насиловать: всему свое время, и, скорее всего, в следующем году ему будет намного проще и легче приступить к учебе;
  • по возможности не перегружайте «первачков» факультативами: музыкальными занятиями, спортивными секциями и кружками. Пусть они сначала хорошо привыкнут к школе;
  • создайте для ребенка дома спокойную ненавязчивую атмосферу, где он может отдыхать, делать уроки. Пусть дом станет для маленького человечка местом, где ему всегда рады, независимо от его оценок и успеваемости, не предъявляют непосильных требований и не наказывают за невыученный урок. Помните, ребенок только «учиться учиться» – помогите ему в этом теплым и дружеским участием.


Это возраст, когда дети считают себя уже взрослыми, а родители «по старинке» видят их еще маленькими. Возникает конфликт интересов в семье, часто очень острый. Но, помимо изменения в отношениях, ребенок переживает также период интенсивного физиологического развития. Наблюдаются функциональные расстройства в работе легких, сердца, мозговом кровоснабжении, появляются перепады сосудистого и мышечного тонуса. Вследствие таких перепадов резко меняется физическое состояние, и ему вторит настроение. Поэтому мы можем наблюдать такую картину: подросток, только что пребывавший в веселом и бодром настроении, вдруг впадает в апатию, начинает грустить и хандрить. Или, наоборот, печаль сменяется приступами смеха.

Мальчики в подростковом возрасте часто становятся несдержанными, легковозбудимыми, агрессивными, девочки приобретают неустойчивое настроение. Но и у тех, и у тех нередко повышенная чувствительность соседствует с равнодушием и эгоизмом, холодностью по отношению к близким людям.

Подросток стремится доказать всем, что он независимый и самостоятельный. Такая потребность самоутвердиться может толкать на риск — не умея утверждаться в творчестве, учебе, спорте, подросток восполняет эту потребность через алкоголь, курение, наркотики, ранние половые связи. Немаловажным является так называемое «стадное чувство» — стремление к времяпрепровождению в коллективе ровесников.

Как же пережить этот нелегкий для детей и родителей кризис? Советы:

  • постарайтесь относиться к вашему ребенку как к взрослому. Поймите, сейчас он нуждается в этом больше всего;
  • если вам важно добиться от ребенка чего-либо, не диктуйте безапелляционно свои условия, а постарайтесь мягко подвести его самого к определенному решению. Пусть подросток воспримет его, как собственное. От такого подхода выигрывают все – родитель получает желаемое, а подросток повышает свою самооценку;
  • и нельзя не предупредить: если ваш ребенок ведет себя совсем необычно, у него появляются причудливые увлечения, резко колеблется настроение, он замкнулся в себе, отрешен и холоден, обязательно обратитесь к специалисту!

И помните, что возрастные кризисы – это закономерность. Вот только степень протекания их может варьироваться от почти незаметной до очень болезненной и острой. Как ваш ребенок переживет кризисы – зависит не только от его особенностей развития, но и от условий его жизни и воспитания. То есть от вас, дорогие родители. Если вы выдержанны и терпеливы, в вашей семье спокойная и дружеская обстановка, скорее всего, ваше чадо спокойно переживет все возрастные кризисы.


Сейчас нередким является такая особенность детей, как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Детей с таким синдромом называют гиперактивными. Для них характерны частая смена настроения, отсутствие усидчивости, невнимательность.

Выявить такую особенность родителям вполне под силу. Если, наблюдая за малышом в течение нескольких месяцев, вы замечаете, что он не может играть в спокойные тихие игры, не в силах сосредоточиться на чем-то одном, забывчив, много говорит, суетится, с трудом укладывается спать, обратитесь к детскому психологу. Он поможет подобрать индивидуальный подход к вашему ребенку.


Вот мы и поговорили о возрастных и личных особенностях развития детей, и связанной с этим частой смены настроения. Действительно, во многих случаях показан специальный подход, помогающий ребенку пережить трудное время. Но ведь капризничать и расстраиваться малыш может не только в кризисы или обладая какими-то особенностями психического развития. Порой смена настроения не имеет под собой каких-то весомых причин, но все же она случается. И это легко объяснимо, ведь даже взрослые не всегда могут контролировать свои эмоции, что и говорить о детях!

Поэтому, если ваш ребенок склонен к переменам настроения, и вы хотите ему помочь, воспользуйтесь простыми правилами:

І. Чего делать НЕ НАДО:

  1. Кричать на ребенка;
  2. Одергивать его все время;
  3. Требовать полного послушания;
  4. Насмехаться;
  5. Унижать и подавлять;
  6. Запрещать проявлять эмоции фразами типа: «Не плачь!», «Не кричи!», «Не смейся так громко!», «Держи себя в руках!»;
  7. Все время критиковать и быть строгим. Постоянная фраза «Так нельзя себя вести!» заставит вашего малыша бояться что-либо делать, так как в любом случае его ждет наказание.

ІІ. Что делать можно и нужно:

  1. Постарайтесь выяснить причину, из-за которой у ребенка часто меняется настроение. Понаблюдайте за маленьким ребенком. С чадом постарше поговорите по душам, постарайтесь в ненавязчивой форме выяснить, чем вызвано беспокойство и тревога. Когда причины выявлены – по возможности их устраните.
  2. Объясняйте правила в понятной и вежливой форме. Если это необходимо, напишите на листе бумаги, что делать можно, а что – нельзя, и повесьте этот списочек на видном месте. Таким образом вы поможете ребенку стать спокойнее и увереннее в завтрашнем дне, ведь для него очень важно знать, чего же от него хотят.
  3. Спланируйте вместе режим дня. Приучая кроху к дисциплине и порядку, вы сбережете и свои, и его нервы.
  4. Понемногу приучайте ребенка к ответственности за свои деяния. Показывайте ему, как можно контролировать свое поведение, свои эмоции. Никто не говорит, что их надо подавлять и «проглатывать», но умение «считать до 10» и делать глубокие вдохи при вспышках агрессии и гнева еще никому не мешали.
  5. Отмечайте успехи ребенка. К сожалению, немало родителей склонны в первую очередь замечать, когда их кроха сделает что-то не так. А правильные поступки расцениваются как само собой разумеющееся. А вы попробуйте обратную тактику – хвалите ребенка за любые достижения, даже самые маленькие. Тогда у него точно будет меньше повода для грусти.
  6. Научите малыша здоровому образу жизни. Правильный режим дня, здоровое питание и сон помогут ребенку успешно преодолеть все кризисы и гармонично развиваться. Конечно, не стоит забывать о собственном примере – вряд ли чадо полюбит каши и салаты, если мама с папой «сидят» на фаст-фуде.
  7. Учите ребенка анализу своего поведения. Ведение дневника поможет любому человеку немного привести в порядок свои мысли, а также избежать будущих ошибок.
  8. Уважайте личность ребенка, его потребность познать этот мир, найти в нем свое место. Сложно этого достичь под неусыпным контролем и безапелляционной «цензурой» со стороны самых близких людей.
  9. Радуйте своего ребенка, удивляйте его! Придумывайте праздники «просто так». Можно устроить пикник в парке, приготовить «веселые» бутерброды, или пойти с ребенком в зоопарк или цирк. Можно сходить вместе к кому-нибудь из друзей малыша, или пригласить его к вам. Подарите ему маленькие приятные подарки. Поверьте, такие нестандартные действия со стороны родителей ребенок запомнит надолго. Кто знает, возможно, за переменчивым настроением вашего чада стоит жажда приключений? Так устройте ему их!
  10. Запишитесь в бассейн или устройте веселый «заплыв» в ванне. Брызгалки, смешные игрушки и вообще вода как стихия лучше всех на свете рецептов способны поднять даже самое «упавшее» настроение!

И, конечно же, не забывайте о любви! Всем детям без исключения – и самым крохотным, и уже большим – нужна родительская любовь, внимание и понимание!


THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама