THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Рассмотрение духовной жизни общества целесообразно начать с выяснения сущности феномена духовности.

Происхождение термина «дух» как в русском, так и во многих других языках, связано с физиологическим процессом дыхания. Отсюда вывод, что духовность, наличие духовной жизни равноценно самой жизни. Человек, который отказывается от духовности, уже не может считаться человеком, а становится обычным животным. Потому понятно, что именно наличие духовности, духовной жизни отличает человека от животных, у которых нет ни культуры, ни морали, ни искусства, ни науки, не религии.

Традиционно тема духовности разрабатывалась в мировых религиях. В христианстве слово «дух» имеет несколько значений. Во-первых, дух – это одна из ипостасей Бога – Святой Дух. Во-вторых, в христианстве дух – это высшая, наиболее благородная и приближенная к Богу, часть души. В целом, в христианстве духовность понимается как высоконравственная жизнь по заповедям Божиим, забота о чистоте души.

В светской традиции высокодуховным человеком может быть назван тот, который, во-первых, обладает широким кругозором, разбирается в литературе и искусстве, интересуется наукой и философией, ориентируется в политике, знает историю и чтит традиции своего Отечества; во-вторых, отличается высоконравственным образом жизни, обладает такими нравственными качествами, как справедливость, честность, порядочность, доброта, милосердие, терпимость, душевная чуткость; в-третьих, обладает развитым эстетическим вкусом, любовью к прекрасному, творческими способностями.

По мнению В.Г. Федотовой, можно выделить четыре измерения духовности – теоретизм, эстетизм, этизм и религиозность -- каждое из которых связано с одной из фундаментальных духовных потребностей человека. Эстетизм связан с потребностью в прекрасном, шире – с эстетическим потребностями, этизм – с потребностью в высокоморальном образе жизни, в частности, с потребностью в справедливости, любви, делании добра, теоретизм – с потребностью в знании и информации, религиозность, с точки зрения верующего человека, удовлетворяет потребность в общении с источником бытия, Творцом мира, а с позиций атеистического сознания, религиозность связана с потребностью нахождения психологической поддержки, отвлечения от тягот личной и социальной жизни. Особо следует выделить такую духовную потребность как потребность в общении.

Только тот человек, у которого все четыре измерения находятся на должном уровне развития, может считаться высокодуховным. На наш взгляд, главенствующее место в духовном облике человека принадлежит нравственной составляющей, поэтому духовность можно определить как нравственно-ориентированные, т.е. направленные к Добру, волю, разум, эстетическое и религиозное чувства человека.

На основе духовных потребностей формируются духовные интересы, а удовлетворение потребностей связано с понятием духовных ценностей.

Остановимся на значении терминов «потребность», «интерес» и «ценность». Под потребностью обычно понимают состояние нужды в чем-либо, нехватки (фрустрации) чего-либо, которое испытывает индивид и которое выступает побудителем (двигателем, мотивом) его активности. Интерес – форма проявления потребности, её конкретизированное и осознанное выражение. Наконец, понятие «ценности» выражает значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.

В системе философского знания существует целый раздел, посвященный исследованию ценностей, получивший название аксиологии (от греч. axia - ценность и logos - слово, учение). В центре внимания аксиологии находятся вопросы о природе ценностей, их разновидностях, роли в жизни общества и человека.

На уровне индивида ценности проявляются как ценностные ориентации личности – это представления человека о том, что для него ценно и важно, что имеет значение для его жизни, к реализации чего он стремится.

Заканчивая разговор о духовной жизни личности, следует подчеркнуть, что самое важное в духовности – это не только верховенство нравственности, служение идеалам Добра, но и гармоничное развитие всех сторон духовной жизни человека, равное внимание ко всем главным измерениям духовности и духовным потребностям.

ВЫВОДЫ по 1 вопросу:

1. Духовность – это интегральное качество, атрибут человека, радикально отличающий его от животных. Духовность можно определить как нравственно-ориентированные, направленные к Добру, волю и разум, религиозное и эстетическое чувства человека.

2. К основным измерениям духовности можно отнести четыре: теоретизм, эстетизм, этизм и религиозность.

Вопрос 2. Содержание духовной жизни общества

Духовная жизнь общества представляет собой совокупность всех процессов жизнедеятельности социума по созиданию, обмену, распределению, хранению и усвоению духовных ценностей и информации. Духовная жизнь общества складывается из повседневного общения людей, из таких форм их деятельности, как познание (наука), художественное творчество (искусство), отправление религиозных культов и богообщение (религия), из проявлений морали.

Тогда как духовная сфера – это более узкое понятие, а именно лишь сторона духовной жизни, связанная со специализированным (профессиональным) духовным производством , с функционированием учреждений и организаций (идеологических, научных, художественных, религиозных), в рамках которых создаются, хранятся, распространяются духовные ценности и информация. Основными элементами духовной сферы

Остановимся более подробно на трех важнейших элементах духовной жизни общества – религии, искусстве и морали, каждый из которых связан с измерениями духовности, которые мы выделили в первой части лекции (четвертому измерению, теоретизму, соответствуют наука и философия, каждой из которых была посвящена отдельная лекция).

Религия, искусство, мораль – важнейшие формы духовной культуры общества, каждая из которых выступает особым способом духовно-практического освоения мира, его познания и преобразования.

Слово «религия» латинского происхождения, оно восходит к глаголу religare – связывать, соединять. Имеется в виду связь человека с иномирностью, с другими измерениями бытия. По мнению В.С. Соловьева (1853 – 1900), «религия… есть связь человека и мира с безусловным началом и средоточием всего существующего».

Важнейшим, центральным признаком религии является вера в сверхъестественное бытие каких-либо существ, вещей или отношений к ним. Еще в XVIII веке Дени Дидро писал: «Чем больше просвещен и развит народ, тем быстрее слабеет и исчезает в нем вера в сверхъестественное». Но что такое сверхъестественное?

Второй важный признак религии – это наличие веры , последняя понимается обычно как неполное, недостаточное знание, как принятие за истину чего-то без предварительной проверки и доказательств. Вера – это особое состояние психики, в котором смешаны как рациональные (суждение об истинности той или другой информации), так и эмоциональные (переживание, чувство уверенности) элементы.

Следующим признаком религии является наличие культовых действий, т.е. обрядов и ритуалов, призванных умилостивить сверхъестественные силы, добиться их благорасположения.

Искусство – вид духовного освоения действительности человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. Под искусством обычно понимают художественное творчество в целом, включающее в себя литературу, архитектуру, скульптуру, живопись и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира.

Изучением как искусства, так и закономерностей эстетического освоения мира в целом, занимается эстетика (греч. aisthetikos - чувствующий, чувственный) -- философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром. Основной проблемой философско-эстетической мысли древности, средневековья и в значительной мере нового времени является проблема прекрасного .

Художественная деятельность всегда рассматривалась как одна из высших (наряду с научной, философской) форм духовного освоения мира. Её важнейшей отличительной особенностью, по сравнению с научным и философским творчеством, является чувственно-образный (а не понятийный) характер: чувства и образы составляют основной материал, с которыми работает художник, а потому и адресатом воздействия искусства выступает не столько разум, сколько эмоции и чувства человека.

Подытоживая разговор о сущности искусства, отметим, что его своеобразие в духовной жизни определяется чувственно-образным характером, стремлением сделать жизнь человека насыщенной эмоциями и переживаниями, преобразовать окружающий мир по законам красоты.

Традиционно проблемы морали осмысляются в рамках особой философской дисциплины – этики . Этика (от греч. ethos - обычай, нрав, характер) как наука появилась ещё в эпоху античности. Само слово «этика» впервые ввёл в философский обиход Аристотель, он же написал по существу первый учебник по этике, носивший название «Никомахова этика».

В философской литературе мораль трактуется по-разному. Она определяется и как способ самоосуществления и самоуправления личности, и как мера господства человека над самим собой, и как форма общественного сознания, отражающая мир с позиций добра и зла, должного и не-должного, справедливого и несправедливого. Однако чаще всего под моралью (нравственностью) понимаютспособ упорядочения (регуляции) отношений между людьми на основе обобщённых представлений о нормах, принципах и идеалах, возводящих к ценности добра.

Моральная регуляция осуществляется с помощью системы норм и правил, которые суть либо предписания (напр., «Возлюби ближнего своего как самого себя»), либо запреты («Не прелюбодействуй»).

Важнейшими императивными механизмами морали выступают долг и совесть . Первый представляет собой осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральным идеалом. В самом общем виде, долг – это следование пути добродетели, обычно вопреки собственной выгоде. Совесть предполагает умение критически оценивать свои поступки, мысли и желания, требует от человека быть честным «во мраке», т.е. когда никто другой не может проконтролировать его действия и побуждения. Долг и совесть тесно взаимосвязаны: поступок по совести – это поступок из чувства долга.

Вопрос о функциях морали – это вопрос о том, зачем, для чего нужна мораль , какова её роль в обществе? Несмотря на то, что выше мы определили мораль как способ регуляции отношений между людьми, её общественная роль к этому не сводится. Мораль многофункциональна, т.е. выполняет различные взаимосвязанные функции. А.И. Титаренко отмечает следующие функции морали: регулятивную, воспитательную, познавательную, оценочно-императивную, ориентирующую, мотивационную, коммуникативную (обеспечивающую общение людей), прогностическую. К ним, на наш взгляд, можно также добавить идеологическую и мировоззренческую функции. Однако, на наш взгляд, главная функция морали – гуманистическая , её предназначение – делать человека человечнее.

В отечественной традиции духовная жизнь анализируется также с помощью категории «общественное сознание». Это марксистское понятие соотносительно с «общественным бытием», последнее трактуется как материальные (объективные) отношения людей к природе и друг другу, главные среди них – производственные отношения. В своих работах, в частности в «Капитале» , К. Маркс настаивал, что общественное бытие, т.е. экономический базис общества, способ производства материальных благ определяет общественное сознание, т.е. мысли, чувства, настроения, убеждения людей. Иначе говоря, общественное сознание отражает общественное бытие. Сегодня ясно, что такой односторонний экономикоцентризм не адекватен. Более правильно говорить о взаимодействии, обоюдном влиянии общественного сознания и общественного бытия. Можно дать следующее определение общественного сознания – это надиндивидуальная идеальная реальность, целостное духовное явление, возникающее на основе синтеза отдельных индивидуальных сознаний, которое частично определяется общественным бытием, отражает его и активно на него воздействует.

Общественное сознание надличностно, это внутри себя по-особому организованная идеально-объективная действительность, с требованиями и волей которой индивид вынужден считаться так же, как он считается с природными явлениями и законами. Носителями общественного сознания являются не только и не столько индивиды, сколько социальные группы и общности.

Важной характеристикой общественного сознания является общественное мнение – это статистически среднее оценочное отношение различных социальных слоев или общества в целом к текущим событиям общественной жизни.

Дальнейшее прояснение сущности общественного сознания связано с выделением его уровней и форм. К уровням относят обыденно-практическое сознание и теоретическое сознание . Первое отражает социальную действительность непосредственно, бессистемно и стихийно, второе – концептуально, в виде теорий. Обыденное сознание в большей мере оперирует образами, носит чувственно-наглядный характер, теоретическое – оперирует понятиями, отличается рационально-логическим характером. Высшей формой обыденного сознания является мудрость, теоретического – наука.

Частным аналогом обыденного сознания выступаетобщественная психология – совокупность общественных чувств, эмоций, настроений. Заключенное в общественной психологии отношение к явлениям общественной жизни находит свое выражение в их разнообразных чувствах, настроениях, обычаях, нравах, традициях, проявлениях моды, а также в их стремлениях, целях и идеалах. Общественная психология выступает как единство эмоциональных и интеллектуальных отношений людей к условиям их жизни, к их общественному бытию.

Важным компонентом теоретического сознания является идеология как теоретическое выражение интересов той или иной группы людей (класса, общности) по отношению к существующей социальной действительности и способам её возможного преобразования. Идеология всегда пристрастна, далека от объективности, а потому в той или иной мере искажает реальность, хотя нередко мимикрирует под науку (как, напр., марксизм или современные либеральные идеологии).

Формы общественного сознания отличаются друг от друга по предмету отражения, а также по способам отражения и общественной роли. Традиционно к формам общественного сознания относили научное, религиозное, нравственное, философское, эстетическое, политическое и правовое сознание. Сегодня, по нашему мнению, в этот список надо добавить экономическое и экологическое сознание, выражающие, соответственно, отношение людей к сфере хозяйства и к природе.

ВЫВОДЫ по 2 вопросу:

1. Духовная жизнь общества представляет собой совокупность всех процессов жизнедеятельности социума по созиданию, обмену, распределению, хранению и усвоению духовных ценностей и информации.

2. Духовная сфера – это более узкое понятие, а именно лишь сторона духовной жизни, связанная со специализированным (профессиональным) духовным производством.

3. Основными элементами духовной сферы выступают наука, образование, мораль, религия, искусство, идеология, средства массовой информации (СМИ).

Основная литература:

1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 383-398.

2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.2.- М.: Политиздат, 1989. С. 445-455.

3. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 190-196, 240-249, 254-259, 282, 329-331, 392-393.

4. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.2.- М.: Политиздат, 1991. С.265-271.

5. Злотников Ю.Я . Самовоспитание сотрудников пожарной охраны: философско-методологические аспекты // Проблемы культуры сотрудников Государственной противопожарной службы: Сборник трудов. – М., АГПС МЧС РФ, 2003.

6. Зотова Л.В. Идеология в системе культуры. Политическое воспитание сотрудников государственной противопожарной службы // Проблемы культуры сотрудников Государственной противопожарной службы: Сборник трудов. – М., АГПС МЧС РФ, 2003.

Дополнительная литература :

7. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 2002.

8. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2004.

9. Дробницкий О.Г. Понятие морали: историко-критический очерк. – М., 1974.

10. Коллингвуд Р. Дж. Принципы искусства. М., 1999.

11. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991.

12. Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. – М., 1992.

13. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М., 1989.

14. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

15. Швейцер А. Культура и этика. – М., 1992.


Похожая информация.


Понятие духовной жизни

Духовная сфера представляет собой самую возвышенную сферу жизнедеятельности и .

Здесь рождается и реализуется дух, духовность; рождаются духовные потребности, развертывается производство идей и их потребление. Возникая как подсистема социума, духовная жизнь достраивает его сверху.

Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, удовлетворением духовных потребностей человека.

Изучение духовной жизни общества следует начинать с рассмотрения духовных потребностей , а они есть не что иное, как нужда людей и общества в создании и освоении духовных ценностей, т.е. потребность в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном постижении окружающего мира. Для удовлетворения таких потребностей формируется и функционирует отрасль духовного производства.

Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, не даны (хотя бы в своей основе) человеку от рождения. Потребность индивида в освоении мира культуры имеет для него характер социальной необходимости, иначе он не станет человеком. Естественным образом эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным окружением индивида в длительном процессе его и .

В духовных (научных, эстетических, религиозных) ценностях выражаются общественная природа человека, а также условии его бытии. Это своеобразная форма отражения общественным сознанием объективных тенденций развития социума. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла, справедливости, истины и проч. человечество выражает свое отношение к реальности и противопоставляет ей определенное идеальное состояние общества, которое должно быть установлено.

Духовное производство

Духовное производство — производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятых квалифицированным умственным трудом. Результатом духовного производства являются идеи, теории, духовные ценности, в конечном счете сам человек.

Важнейшей функцией духовного производства является духовная деятельность, которая направлена на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политической, социальной). Процесс духовного производства будет завершенным, когда его продукт дойдет до потребителя. Важное значение имеет такая функция духовного производства, как формирование общественного мнения.

В чем заключается специфика духовного производства, его отличие от материального производства? Прежде всего в том, что его конечным продуктом являются идеальные образования, обладающие целым рядом положительных свойств. Главное из них — всеобщий характер их потребления. Нет такой духовной ценности, которая не была бы в идеале достоянием всех. Материальные блага ограничены. Чем больше людей на них претендуют, тем меньше приходится на долю каждого. С духовными благами все иначе — от потребления они не убывают . Наоборот: чем больше людей овладевают духовными ценностями, тем больше вероятность их приращения.

Духовность человека

Духовность человека

Духовность — свойство психики человека, состоящее в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Духовно богатый человек характеризуется высокой культурой, готовностью к самоотдаче и саморазвитию. Его духовные потребности побуждают его размышлять о вечных ценностях бытия, смысле жизни. Духовность — это ответственность человека за себя, свои поступки, судьбу Родины.

Духовную жизнь общества образуют такие начала, как нравственное, познавательное и эстетическое. Эти начала порождают мораль и , науку и , искусство и творчество. Духовной жизни человека и общества соответствуют такие виды духовной деятельности , как религиозная, научная, творческая. Этим видам деятельности соответствуют и три идеала ценностей , к которым стремится личность:

  • истина — адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее таковой, какова она есть вне и независимо от сознания;
  • добро — общее оценочное понятие, обозначающее позитивный аспект человеческой деятельности, противоположность злу;
  • красота — совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору и слуху человека.

Человек руководствуется в силу своей образованности и воспитанности множеством ценностей, созданных предшествующими поколениями. Истинное богатство человека заложено в его духовном мире .

Духовность России

В российском обществе в последнее время, к сожалению, довольно широкое распространение получила мысль о том, что человек богат только наличием больших денег, дач, автомобилей — словом, материальных ценностей. Это глубокая и трагическая ошибка. Велика опасность потери как ценности дли поколения, живущего только материальными интересами, ищущего лишь выгоду для себя и теряющего из-за этого смысл жизни. По-настоящему человек богат только своими знаниями, духовными ценностями, имеющейся у него культурой. Бытовая, житейская обустроенность, естественно, важны для человека. Но если все желания будут этим ограничиваться, можно потерять свои корни, основу бытия. По тому, насколько тесно связан человек с духовной культурой, можно судить о богатстве его души и интеллекте, его способности рождать новые идеи и отстаивать истину, добро и красоту. Именно с помощью культуры формируются уникальные, неповторимые черты .

Плюрализм потребностей определяется многогранностью человеческой природы, а также многообразием условий (природных и социальных), в которых они проявляются.

Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не останавливает многочисленных исследователей искать наиболее адекватную классификацию потребностей. Но мотивы и основания, с которыми походят различные авторы к классификации, совершенно разные. Так, например польский психолог Обуховский К. насчитал 120 классификаций. Сколько авторов, столько и классификаций.

В данной работе я остановлюсь на довольно обобщенной классификации так называемых базовых потребностей. Базовые потребности: это всеобщие потребности, присущие всем людям. К базовым потребностям относятся: биологические, материальные, социальные, духовные потребности.

Важным аспектом анализа потребностей является их иерархия. Условием возникновения интеллектуальных и духовных потребностей, по мнению многих авторов, является функционирование физиологических систем человеческого организма, т.е. удовлетворение биологических и материальных потребностей. Однако многие авторы эту зависимость абсолютизируют.

Хотя некоторая последовательность в удовлетворении потребностей, несомненно, существует, однако ее нельзя считать одинаковой для всех людей. Известны факты, когда потребность в творчестве и духовном совершенствовании становилась доминирующей не после удовлетворения всех остальных потребностей (биологических, безопасности, признания и т. д.), а, по существу, на грани выживания, когда еще не удовлетворены были основные потребности в пище, жилье и безопасности.

Любая из обозначенных выше потребностей характеризуется направленностью на какой-либо предмет, побуждает человека к овладению этим предметом.

Биологическая потребность побуждает человека к овладению всеобщими жизненными ресурсами, материальная потребность имеет своим предметом материальные средства удовлетворения всех потребностей, социальная потребность побуждает человека к овладению формами общения и связи с другими людьми. Предметом духовной потребности является духовность. Но что такое духовность?

Духовность и сознательность - понятия однопорядковые. Но не всякая сознательность духовна. Например, рабочий, совершающий операции на заводском конвейере, проделывает их со знанием дела. Но эти действия технологичны, бездуховны. Алкоголик совершает сознательный выбор спиртных напитков, а также выбор пищи в качестве закуски. Но он не осознает разумной границы употребления спиртных напитков, не способен в силу порабощения страстью подняться выше ее и впадает в животное состояние. Главная причина такого падения - бездуховность.

Обладая духовными способностями, человек имеет духовные потребности. Уже в ранние годы детства замечаются в ребенке проблески духовной жизни - страх, гнев, удовольствие. В лета юности, молодости и зрелого возраста, при благоприятных условиях, духовное развитие человека расширяется, утончается, совершенствуется, с наступлением старости - приостанавливается на достигнутой высоте и затем, по мере ослабления организма, все более и более ослабевает. Духовная жизнь, соответственно своему развитию, состоянию, влиянию материального организма и внешней среды, создает человеку духовные потребности. Сначала появляются более простые, более грубые, главным образом отвечающие стремлению к удовлетворению наиболее сильных материальных потребностей, а потом выступают более тонкие и более сложные.

За свою долгую жизнь человечество уже определило ведущие духовные потребности. Они еще называются высшими или общечеловеческими ценностями, т.к. являются важными в той или иной степени для большинства людей. К общечеловеческим ценностям относятся, к примеру, категории Любви, Счастья, Дружбы - подразумевается духовная и физическая близость с любимым человеком, любовь к детям, счастливая семейная жизнь, наличие верных друзей. Этот список можно продолжить: физическое и психическое Здоровье, возможность заниматься Творчеством, наслаждаться Красотой природы и искусства, иметь Интересную работу, и, в целом, вести Активную деятельную жизнь. К духовным потребностям относятся Свобода воли, как независимость в своих поступках и действиях и Уверенность в себе, как свобода от внутренних противоречий.

Для объяснения феномена духовности Н.М. Бережной («Человек и его потребности») использует понятие трансцендентности. Многогранный смысл этого понятия широко раскрыт в философии И. Канта. Но нас интересует трансцендентность лишь применительно к духовности.

Трансцендентность есть выход за пределы повседневного естественного бытия человека, за пределы достигнутого человеком понимания мира. Трансцендировать - значит преодолевать рамки своего эмпирического бытия, преодолевать себя, стремиться стать выше, выйти на новый виток свободы.

Духовность - трансценденция сознания за пределы повседневного бытия до высоты религиозного чувства, эстетического миропереживания, всеобъемлющего философского постижения мира.

Таким образом, духовность - это стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется также в стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства. Культура - субстанция духовности, в ней - квинтэссенция духовного опыта человечества.

Существует такое понятие: "твердость духа". Так говорят о человеке, последовательно осуществляющем однажды избранный идеал, превратив достижение его в смысл всей своей жизни.

Человек, обладающий твердостью духа, не спасует перед трудностями, не впадет в панику перед сложным» жизненными ситуациями, не впадет в соблазн перед денежными посулами взамен его чести и достоинства не будет менять своих убеждений по конъюнктурным соображениям. Все свои поступки он будет совершать по критериям чести, справедливости, истины. Нет более благородной задачи для молодежи, чем воспитание в себе твердости духа, ибо это наиболее верный путь к обретение смысла жизни, к преодолению жизненных невзгод и племенных неудач. Духовность - самое ценное богатство человека, его нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, его можно только формировать собственными лилиями. Только духовно богатый человек способен на истинную бескорыстную дружбу, на прочную любовь, связующую мужчину и женщину брачными узами.

Характеристика духовности не ограничивается сферой сознания, она может реализовываться в индивидуальной жизни лишь при наличии развитых волевых качеств индивида, его способности направлять свою жизненную энергию в определенном направлении, а бездуховный человек - это, прежде всего, безвольный, бесхарактерный человек. Хотя сами по себе развитые волевые качества не сродни духовности.

Резюмируя, духовность - не просто средоточие функций сознания, она - функция деятельной сущности человека. Накапливая знания о себе и внешнем мир, человек обогащает свое сознание внутренней энергией, которая стремится выразить себя в духе.

Духовные потребности есть стремление приобрести и обогатить свою духовность. Бесконечно многообразен арсенал духовности: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия.

Процесс удовлетворения духовных потребностей называется духовным потреблением, приобщением к духовной культуре.

Другая важнейшая духовная потребность - эстетическая. Стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения - все это грани единой эстетической потребности.

Еще одна духовная потребность человека - в общении. Любовь к человеку, дружба, товарищество - подлинно человеческие потребности. Моральная и психологическая поддержка, внимание друг к другу, сочувствие, сопереживание, обмен идеями, совместное творчество - таковы некоторые проявления потребности в общении.

Духовные потребности, или потребности в самореализации , - это стремление к самореализации, выразить через творческую активность все, на что способен человек, осуществить себя.

«Духовная потребность представляет собой не что иное, как определенное состояние сознания и проявляется как осознанное побуждение человека к духовному творчеству, к созданию и потреблению духовных ценностей. Последние же есть воплощение ума и чувств людей».

А.Г. Здравомыслов выделил несколько аспектов термина «духовные потребности»:

  • 1) стремление к обладанию результатами духовного производства: приобщение к науке, искусству, философской культуре;
  • 2) как формы выражения потребностей материального порядка и социально-классовых отношений в современном обществе;
  • 3) гармоническое развитие личности.

Духовные потребности предстают как внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к духовному общению. «Духовные потребности людей обусловлены внутренним миром человека, стремлением «уйти в себя», самоуглубиться, сконцентрироваться на том, что не связано с физиологическими и социальными потребностями. Такие потребности побуждают к занятию искусством, культурой, религией не ради удовлетворения физиологических и социальных нужд, а из внутреннего духовного побуждения, из стремления понять высший смысл своего существования».

Данные потребности характеризуются своей ненасыщаемостью: чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряженными становятся. «Духовные потребности имеют принципиально неограниченный характер. Пределов роста потребностей духа не существует. Естественными ограничителями такого роста могут выступать лишь объемы уже накопленных человечеством духовных богатств, возможности и сила желания человека участвовать в их производстве».

Признаки духовных потребностей, позволяющие отличить их от материальных:

  • 1. духовные потребности возникают в сознании;
  • 2. духовным потребностям присущ относительный характер необходимости, а степень свободы в выборе средств и способов их удовлетворения значительно большая, нежели у материальных;
  • 3. удовлетворение большинства духовных потребностей связано главным образом со сферой свободного времени;
  • 4. в духовных потребностях связь между субъектом и объектом характеризуется определенной бескорыстностью;
  • 5. процесс удовлетворения духовных потребностей безграничен.

Духовные потребности объективны по содержанию. Они обусловлены всей совокупностью обстоятельств жизни людей и выражают объективную необходимость духовного освоения ими окружающего их природного и социального мира. «Чем более цивилизованно развитым является оно, тем заметнее действует закон «возвышения потребностей», т.е. тем важнее для многих людей духовно-культурные ценности их жизни». В то же время духовные потребности субъективны по форме, ибо предстают как проявления внутреннего мира людей, их общественного и индивидуального сознания и самосознания.

Развернутую классификацию духовных потребностей дал Ю.В. Шаров. Среди них он выделил следующие потребности:

  • 1. потребности трудовой деятельности;
  • 2. потребности общения;
  • 3. нравственные потребности;
  • 4. эстетические потребности;
  • 5. научно-познавательные потребности;
  • 6. потребности в укреплении здоровья;
  • 7. потребности воинского долга.

Важнейшая духовная потребность человека - в познании. Об этом говорили философы разных эпох. Аристотель писал: "Все люди от природы стремятся к знанию". А французский мыслитель XVI в. М. Монтень утверждал: "нет стремления более естественного, чем стремление к знанию".

Другая важнейшая духовная потребность - эстетическая. Понятию «эстетические потребности» Шаров дал следующее определение - «потребность в наслаждении прекрасным, в постоянном общении с искусством и самовыражении в нем, в развитии художественного кругозора, эстетического вкуса, художественных способностей, потребности в овладении умениями и навыками художественной деятельности в облюбованных видах искусства, стремлении вносить красоту в окружающую жизнь, труд и быт». Тараткевич М.В. так говорит об эстетической потребности. «Эстетическая потребность - это потребность в ”художественном освоении действительности”. В процессе этого освоения у человека складываются свои нормы и оценки, свое субъективное отношение не только к прекрасному - возвышенному, комическому, трагическому, иронии, юмору, но и к безобразно-низменному, уродливому. А поскольку эстетическое представляет собой единство внешнего и внутреннего, то и соответствующие потребности выступают не только в эстетических оценках всего окружающего - вещей, людей и их действий, но и в стремлении творить по законам красоты». Стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения - все это грани единой эстетической потребности.

Еще одна духовная потребность человека - в общении. « Потребность человека в общении выступает как потребность человека в человеке. С общения начинается процесс узнавания человеком самого себя. В личных контактах формируется весь спектр человеческих эмоций, этических и эстетических представлений и навыков, волевых качеств». Любовь к человеку, дружба, товарищество - подлинно человеческие потребности. Моральная и психологическая поддержка, внимание друг к другу, сочувствие, сопереживание, обмен идеями, совместное творчество - таковы некоторые проявления потребности в общении.

Существенной стороной духовной жизни является процесс удовлетворения духовных потребностей, который называется духовным потреблением. Этот процесс неизменно связан с творческим процессом. «Духовное потребление - всегда творческий процесс, даже если он заключается «лишь» в созерцании, это все равно активный процесс сотворчества. Таким образом, в процессе потребления ценностей культуры человек обогащается духовно, развивается как личность, формирует себя. В подтверждение сказанному, приведем высказывания Есенкулова Б.А. «В творческой деятельности заключается сущность человеческого способа бытия, результат человеческой свободы, форма самораскрытия, развертывания сущностных сил. Утверждая себя в творчестве, личность удовлетворяет высшие духовные потребности». «От сознания того, что он творит, человек по-настоящему испытывает духовное наслаждение, удовлетворяя тем самым свои высшие потребности». «По мере своего интеллектуального развития человек осознает свои потенциальные возможности созидателя, воспринимая культуру как важный фактор активизации его жизнедеятельности». Возникновение самодвижения потребностей высокого духовного порядка, например, потребности в познании, в искусстве, в творчестве, в достижении моральных и общественных ценностей, необходимо для полноценного формирования личности человека. Более того, отсутствие роста этих потребностей, обеспечивающих активное функционирование человеческих способностей, обязательно ведет сначала к застою личности, а затем и к ее распаду. Напротив, при развитии духовных потребностей человека будет решена проблема внутренней стимуляции его активности и непрекращающегося совершенствования его личности. Следовательно, полноценное формирование человеческой личности решающим образом зависит от того, какие именно по своему содержанию потребности приобретут у него форму самодвижения, и дело воспитания заключается в том, чтобы управлять этим процессом. маслоу потребность материализм

Потребителя нужно воспитывать путем систематического приобщения к настоящей духовной культуре, для этого она должна быть доступной и интересной каждому человеку. В том случае, если духовное потребление никем не направляется, человек, ориентируясь на свой вкус, сам выбирает для себя духовные ценности, то такое самостоятельное приобщение находится под влиянием того склада жизни общества, в котором человек живет. В других случаях духовное потребление может навязываться людям рекламой, средствами массовой культуры и т.д.

Будущее нашей страны зависит от того, какой духовно-нравственный фундамент будет сформирован у современной молодежи. «Проблематика духовных потребностей молодежи приобретает особую значимость в условиях социально-экономической и духовной культурной трансформации российского общества, вызванной ситуацией перехода к новому государственному укладу, социальным и гражданским отношениям, сопровождающихся кардинальной переоценкой духовных потребностей».

«Отечественная система образования подошла к необходимости восстановления, воспроизводства своих социальных и духовно-нравственных функций, которые всегда являлись основным ценностным ориентиром ее развития».

Духовные потребности

контрольная работа

1. Понятие духовных потребностей и их место в потребностях человека

Плюрализм потребностей определяется многогранностью человеческой природы, а также многообразием условий (природных и социальных), в которых они проявляются.

Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не останавливает многочисленных исследователей искать наиболее адекватную классификацию потребностей. Но мотивы и основания, с которыми походят различные авторы к классификации, совершенно разные. Так, например польский психолог Обуховский К. насчитал 120 классификаций. Сколько авторов, столько и классификаций .

В данной работе я остановлюсь на довольно обобщенной классификации так называемых базовых потребностей. Базовые потребности: это всеобщие потребности, присущие всем людям. К базовым потребностям относятся: биологические, материальные, социальные, духовные потребности.

Важным аспектом анализа потребностей является их иерархия. Условием возникновения интеллектуальных и духовных потребностей, по мнению многих авторов, является функционирование физиологических систем человеческого организма, т.е. удовлетворение биологических и материальных потребностей. Однако многие авторы эту зависимость абсолютизируют.

Хотя некоторая последовательность в удовлетворении потребностей, несомненно, существует, однако ее нельзя считать одинаковой для всех людей. Известны факты, когда потребность в творчестве и духовном совершенствовании становилась доминирующей не после удовлетворения всех остальных потребностей (биологических, безопасности, признания и т. д.), а, по существу, на грани выживания, когда еще не удовлетворены были основные потребности в пище, жилье и безопасности .

Любая из обозначенных выше потребностей характеризуется направленностью на какой-либо предмет, побуждает человека к овладению этим предметом.

Биологическая потребность побуждает человека к овладению всеобщими жизненными ресурсами, материальная потребность имеет своим предметом материальные средства удовлетворения всех потребностей, социальная потребность побуждает человека к овладению формами общения и связи с другими людьми. Предметом духовной потребности является духовность. Но что такое духовность?

Духовность и сознательность - понятия однопорядковые. Но не всякая сознательность духовна. Например, рабочий, совершающий операции на заводском конвейере, проделывает их со знанием дела. Но эти действия технологичны, бездуховны. Алкоголик совершает сознательный выбор спиртных напитков, а также выбор пищи в качестве закуски. Но он не осознает разумной границы употребления спиртных напитков, не способен в силу порабощения страстью подняться выше ее и впадает в животное состояние. Главная причина такого падения - бездуховность.

Обладая духовными способностями, человек имеет духовные потребности. Уже в ранние годы детства замечаются в ребенке проблески духовной жизни - страх, гнев, удовольствие. В лета юности, молодости и зрелого возраста, при благоприятных условиях, духовное развитие человека расширяется, утончается, совершенствуется, с наступлением старости - приостанавливается на достигнутой высоте и затем, по мере ослабления организма, все более и более ослабевает. Духовная жизнь, соответственно своему развитию, состоянию, влиянию материального организма и внешней среды, создает человеку духовные потребности. Сначала появляются более простые, более грубые, главным образом отвечающие стремлению к удовлетворению наиболее сильных материальных потребностей, а потом выступают более тонкие и более сложные .

За свою долгую жизнь человечество уже определило ведущие духовные потребности. Они еще называются высшими или общечеловеческими ценностями, т.к. являются важными в той или иной степени для большинства людей. К общечеловеческим ценностям относятся, к примеру, категории Любви, Счастья, Дружбы - подразумевается духовная и физическая близость с любимым человеком, любовь к детям, счастливая семейная жизнь, наличие верных друзей. Этот список можно продолжить: физическое и психическое Здоровье, возможность заниматься Творчеством, наслаждаться Красотой природы и искусства, иметь Интересную работу, и, в целом, вести Активную деятельную жизнь. К духовным потребностям относятся Свобода воли, как независимость в своих поступках и действиях и Уверенность в себе, как свобода от внутренних противоречий.

Для объяснения феномена духовности Н.М. Бережной («Человек и его потребности» ) использует понятие трансцендентности. Многогранный смысл этого понятия широко раскрыт в философии И. Канта. Но нас интересует трансцендентность лишь применительно к духовности.

Трансцендентность есть выход за пределы повседневного естественного бытия человека, за пределы достигнутого человеком понимания мира. Трансцендировать - значит преодолевать рамки своего эмпирического бытия, преодолевать себя, стремиться стать выше, выйти на новый виток свободы .

Духовность - трансценденция сознания за пределы повседневного бытия до высоты религиозного чувства, эстетического миропереживания, всеобъемлющего философского постижения мира.

Таким образом, духовность - это стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется также в стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства. Культура - субстанция духовности, в ней - квинтэссенция духовного опыта человечества .

Существует такое понятие: "твердость духа". Так говорят о человеке, последовательно осуществляющем однажды избранный идеал, превратив достижение его в смысл всей своей жизни.

Человек, обладающий твердостью духа, не спасует перед трудностями, не впадет в панику перед сложным» жизненными ситуациями, не впадет в соблазн перед денежными посулами взамен его чести и достоинства не будет менять своих убеждений по конъюнктурным соображениям. Все свои поступки он будет совершать по критериям чести, справедливости, истины Нет более благородной задачи для молодежи, чем воспитание в себе твердости духа, ибо это наиболее верный путь к обретение смысла жизни, к преодолению жизненных невзгод и племенных неудач. Духовность - самое ценное богатство человека, его нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, его можно только формировать собственными лилиями. Только духовно богатый человек способен на истинную бескорыстную дружбу, на прочную любовь, связующую мужчину и женщину брачными узами.

Характеристика духовности не ограничивается сферой сознания, она может реализовываться в индивидуальной жизни лишь при наличии развитых волевых качеств индивида, его способности направлять свою жизненную энергию в определенном направлении, а бездуховный человек - это, прежде всего, безвольный, бесхарактерный человек. Хотя сами по себе развитые волевые качества не сродни духовности.

Резюмируя, духовность - не просто средоточие функций сознания, она - функция деятельной сущности человека. Накапливая знания о себе и внешнем мир, человек обогащает свое сознание внутренней энергией, которая стремится выразить себя в духе.

Духовные потребности есть стремление приобрести и обогатить свою духовность. Бесконечно многообразен арсенал духовности: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия.

Процесс удовлетворения духовных потребностей называется духовным потреблением, приобщением к духовной культуре.

Важнейшая духовная потребность человека - в познании. Об этом говорили философы разных эпох. Аристотель писал: "Все люди от природы стремятся к знанию". А французский мыслитель XVI в. М. Монтень утверждал: "нет стремления более естественного, чем стремление к знанию".

Другая важнейшая духовная потребность - эстетическая. Стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения - все это грани единой эстетической потребности.

Еще одна духовная потребность человека - в общении. Любовь к человеку, дружба, товарищество - подлино человеческие потребности. Моральная и психологическая поддержка, внимание друг к другу, сочувствие, сопереживание, обмен идеями, совместное творчество - таковы некоторые проявления потребности в общении.

Диапазон потребностей человека, приводящих его в ресторан среднего уровня

Для выявления диапазона потребностей человека, приводящих его в ресторан нужно, для начала, составить краткий анализ наиболее известных классификаций потребностей...

Духовные потребности

Удовлетворение потребностей происходит в процессе потребления. Духовное потребление направлено на удовлетворение духовных потребностей людей. Оно может быть стихийным, когда никем не направляется и человек самостоятельно...

Основными субъектами информационного рынка являются потребители (пользователи) и производители информационной продукции...

Информационные потребности в обзорно-аналитической информации

Одним из центральных понятий информационной науки и практики является понятие информационной потребности. В самом общем смысле под информационной потребностью (ИП) понимается необходимость в информации...

Культурные потребности современной молодёжи

Потребности -это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности...

Культурология как наука

Слово "культура" знакомо каждому, но мало кто возьмется объяснять, что такое "культура" с теоретической и научной точки зрения. Дело в том, что между обыденным и научным представлением о культуре «дистанция огромного размера»...

Культурология как научная дисциплина

Современная культурология формируется, выходя из-под родительской опеки философии, обретает собственный предмет исследования и обосновывает соответствующие ему методы. Несомненно...

Особенности состава современных культурологических проектов

Предметом систематического изучения игра становится, начиная с XX века, в связи с последствиями антропологического поворота, когда философия делает попытку центрации мира на человеке, ищет ориентиры...

Рассмотрим общие характеристики потребности как явления, которые связаны с индивидуальной жизнедеятельностью человека. Духовные и материальные потребности - это явления человеческой психики. Современная наука...

Подход к потребностям человека в эпоху Возрождения

В Западной Европе коренной переворот во взглядах на человека и человеческие потребности происходит в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.). Начиная с XIV в. в Италии формируется новое мировоззрение - гуманизм...

Религия, искусство и наука в пространстве культуры

Культура не существует вне человека. Человек - творит культуру. Артефакт - то, что искусственно создано человеком. Культура - совокупность артефактов. Культура начинается там, где человек существует не только как биологическое существо...

Античная культура строится вокруг самостоятельного города-государства. Эта исходная форма обозначалась в греческом языке словом полис, в латинском, первое из этих слов переводится как город, второе как гражданская община...

Социально-культурное понятие Востока

Восток никогда не терял связи с природой. В отличии от европейцев, восточный человек направлял свои силы на совершенствования себя. Человек в мире и природе воспринимался им не как хозяин, а как одна из составляющих частей...

Стилевая эволюция мебели от барокко к модерну

Мысли выражаются словами. Идеальные образы и образования, наполняющие наше сознание, при их логическом анализе должны быть выражены в языке, иначе их невозможно ни зафиксировать для себя, ни передать другим. Язык - материальный носитель мысли...

Экономика и менеджмент в социально-культурной сфере

Схема 1. Место сферы культуры в национальном хозяйстве. Обособление видов культурной деятельности в качестве сферы культуры связано с характером выполняемых ими функций...

Духовные потребности человека вместе с запросами материального характера становятся, по сути, двумя сторонами одной и той же медали. Как существа, принадлежащие к животному миру, люди до конца своих дней остаются заложниками физиологии, которая требует от общества постоянного восполнения материальных ресурсов, необходимых для жизни. Человечеству нужна пища, кров, спасающий от невзгод погоды. Много чего нужно, чтобы жизнь стала безопасной и сытной. В том числе то, о чём, по невежеству, человек пока не догадывается.Но существует ещё и эстетическая сторона. Как показала человеческая практика, начиная с Адама и Евы, удовлетворение только биологических потребностей для индивида из племени homo sapiens не достаточно. Почему? Для человека, обладающего разум, нужна ещё идеологическая обусловленность своих поступков. Людям нужны определенные жизненные ориентиры, дающие более объёмно и рационально обозначить и, по возможности, усвоить блага, гарантирующие оптимальный комфорт.

Духовность становится этим посредником. По крайней мере, самым важным из всех достижимых. Она наполняет сознание индивида теми ориентирами, которые предоставляют возможность жить лучше. Дают в руки каждому тот самый метафорический дарвиновский сучок, с помощью которого можно дотянутся до недоступного прежде. Наполняя интеллект новыми знаниями, чувственными образами и применяя всё это на практике, человек совершенствует свои возможности, понимает их меру и тем самым всё лучше познаёт окружающее и себя.

Отличие духовные потребности от материальных

Главное отличие духовных запросов от материальных представляется в том, что, на первый взгляд, они не становятся необходимыми. В них нет никакой личной корысти. Они не смогут накормить, укрыть от холода, обезопасить от врагов. Удовольствие от заполнения - только моральное, имеющее преимущественно эстетический характер.

Другой отличающий момент заключается в мотивации, причинах, склоняющих личность к удовлетворению тех или иных потребностей. Материальные запросы возникают при непосредственной в них нужде. Это своего рода тактическая, сиюминутная, сторона жизни. Главной силой духовных наклонностей становится не конкретная выгода, а любопытство. Это свойство каждой животной натуры, человека в особенности, является ничем иным как попыткой заглянуть чуть дальше своего носа. Увидеть что-то новое в надежде, что оно окажется полезным в будущем.
При этом духовная деятельность, в отличие от материальной, по возможностям своим беспредельна. Её ограничивает только отсутствие свободного времени.

Теперь о средствах удовлетворения потребностей. Материальные запросы предметны и обусловлены находящейся в наличии ресурсной базой. Единственным средством пополнения духовного потенциала становится творчество.

Каким образом реализует себя творческая личность? Определяющими здесь становятся две функции, присущие человеческому сознанию. Одна из них связана с той или иной формой общения, другая с чувственным познанием мира.

Коммуникативная функция сознания разрешает субъекту получить необходимую духовную или практическую информацию из печатных, визуальных и аудиоисточников, в том числе в результате непосредственного общения с обладателем нужных данных.

Познавательная сторона творчества предусматривает не только получение каких-либо сведений, но также их селекцию, отбрасывание лишнего и усвоение того, что представляется необходимым сейчас.

Виды духовных потребностей

За долгую историю человечество опробовало множество вариантов духовного идеала, определявших мораль того или иного общества. Эта мораль обретала ужасающие черты, развращающие природу человека. Мучительная практика многих веков показала самыми постоянными духовными ценностями всех времён и народов становятся любовь, дети, дружба, вера в лучшее, надежда на то, что оно сбудется, верность, преданность, всё то, что включает в себя понятие счастья. В этот список можно включить ещё свободу творчества, независимость в принятии судьбоносных решений, уверенность в своей правоте.

Главные потребности в духовной сфере условно разделяют на две группы. Первая из них связана с накоплением духовного потенциала, вторая - с его реализацией в социальной среде.

К первой группе духовных потребностей относятся:

  • стремление общаться с интересными людьми в реальной и виртуальной жизни (например, в книгах, спектаклях, кинофильмах);
  • приобщение к прекрасному посредством созерцания красивых пейзажей, художественных достижений великих мастеров, прослушивания выдающихся музыкальных произведений;
  • научно-познавательная работа, расширяющая горизонты мировоззрения;
  • забота о здоровье как единственном фундаменте остальных жизненных начинаний.

Во вторую группу, означающую потребности социального плана, входят:

  1. потребность в трудовой деятельности, разрешающая человеку реализовывать материальные и духовные запросы;
  2. создание нравственных ориентиров, дающих возможность соотнести собственные взгляды на вещи с соответствующим общественным идеалом;
  3. патриотическая направленность поступков и взглядов, ориентирующая личность на защиту и возвеличивание отечества.

Последовательность в удовлетворении потребностей обеих групп не становится строго линейной. Чаще всего она соотносится с материальными запросами и индивидуальными особенностями субъекта. Так по мере реализации основных биологических задач у большинства людей обостряется нужда в духовной ауре. Но в ряде случаев на первое место выдвигаются именно духовные цели.

Роль искусства

Без преувеличения можно сказать, что искусство - величайший учитель, дающий наглядный пример настоящей духовности.

В лучших своих образцах художественные, философские, живописные, музыкальные, скульптурные и архитектурные шедевры современной и прошлых цивилизаций показывают, насколько глубоко и изящно простирается человеческая мысль. Приобщаясь к духовной культуре, человечество не просто удовлетворяет духовные запросы, оно и решает множество прежде недостижимых задач.

Коммуникативная составляющая искусства, включённая в образы литературных творений, даёт возможность на опыте достойных людей представить себе и оценить значение и возможность настоящей, преданной дружбы, любви, вызывающей желание жить красиво и ярко, внимания к проблемам друг друга, сочувствия в беде, плодотворность обмена стоящими идеями.

Познавательная сторона обретённых таким образом знаний позволяет раскрыться своим лучшим качествам, использовать их на личное и общественное благо, заслужить уважение современников и потомков.

Способности, обнаруживаемые в себе посредством общения с прекрасным, рождают и новые потребности. Это проявляется уже у ребёнка. Духовный потенциал личности при благоприятных условиях воспитания и нравственного климата в обществе наращивается на протяжении всей жизни. Расширяется кругозор, совершенствуются взгляды и поведение человека, утончаются его манеры.

Духовное развитие, а вместе с ним и потребление - процесс большей частью творческий. Его результатом становится появление более яркого, сильного, деятельного человека. Уровень культуры людей зависит не только от образования, но и от наличия перед глазами весомых примеров, показывающих, что жить красиво и достойно можно и нужно. По сути, это главная задача искусства.

Заключение

От духовных запросов зависит и атмосфера, в которой люди предпочитают обустроить личную жизнь. Не всегда это удаётся в полной мере, и, тем не менее, никакая материальная нужда, не способна остановить развитие сильной духовной натуры. Примитивное и грубое всё равно будет вытесняться более изысканным и тонким. На этом принципе базируется человеческий прогресс. И, если человечество хочет, чтобы так продолжалось и впредь, о душе нужно помнить и постоянно поднимать её на всё новые и новые высоты.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама