THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

«Рождественские колядки». Для родителей и детей средней группы компенсирующей направленности (ОНР). Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям - для того, чтобы научиться понимать мир детства и собственного ребёнка, педагогам, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие.

В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)

Согласно ФГОС родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.

Наш детский сад является региональной инновационной площадкой по направлению «Создание социально-педагогических условий для формирования духовно-нравст венных ценностей личности ребенка». Работая в этом направлении, планируем и организуем в группе мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Тесная совместная деятельность помогла добиться положительных результатов: готовя с детьми и родителями мероприятия, мы стараемся их знакомить с праздниками на доступном материале, преподнося элементарные понятия того или иного события. А чтобы это правильно сделать, педагоги сами должны ориентироваться в истории этих празднеств. Это и является целью наших сегодняшних Рождественских посиделок.

Рождество Христово – великий христианский праздник, который празднуется в Русской Православной Церкви 7 января по юлианскому календарю.

Цель:

  1. познакомить детей и их родителей с историей рождественского праздника и традициями русского народа;
  2. развивать интерес к народному творчеству и традициям Руси;
  3. воспитывать любознательность и любовь к своей стране;
  4. формировать доброжелательные отношения между педагогами, родителями и детьми, основанные на доверии.

Задачи:

  1. приобщить детей к национальной культуре и традициям русского народа;
  2. дать представление о праздновании Рождества Христова в России;
  3. познакомиться с рождественскими обрядами;
  4. создать праздничную атмосферу, вызывать у детей эмоционально - положительное отношение к празднику;
  5. стимулировать стремление родителей к активному участию в жизни группы;
  6. вовлечь родителей (законных представителей) в совместную деятельность с детьми.
#ADVERTISING_INSERT#

Ход мероприятия

Родители сидят в празднично украшенной группе, на подоконниках горят свечи, на столе размещен рождественский вертеп изготовленный воспитателями совместно с родителями и детьми.

Выступление учителя-логопеда: Уважаемые, родители, мы пригласили Вас в гости на Рождественские посиделки. Праздничные дни между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января) называются святочными их ровно двенадцать. Это самые весёлые дни из зимних праздников.

По древнему обычаю православные христиане вечером прекращали все свои дневные дела, зажигали на окнах свечи. Свет в окне, обозначал, что хозяева отдыхают от дневных забот и ожидают гостей. Наверняка, многие из вас помнят, как родители говорили, в дни Святок нельзя браться ни за какую работу, – это поверье тоже пришло из старины. Зато, в эти дни было принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки, вспоминать о бедных и нуждающихся людях.

С давних пор в Святки молодежь и дети ходили по дворам с колядками. Одна из тем колядок – это будущий урожай. В качестве колядок иногда исполняются церковные песнопения, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову. Эта традиция и сейчас сохранилась в сельских поселениях России.

Происходит это так: детвора входит без стука в чужой дом, начинает петь песни-колядки, разбрасывают зерно по дому (обычно в прихожей), затем хозяева дома дают им сладости, и дети удаляются – колядовать в другие дома. А потом собираются в одном из домов: играют в рождественские игры и лакомятся собранными угощениями.

Давайте мы тоже вспомним и прочтем несколько колядок, а затем будем ожидать гостей.

Родители читают колядки:

  1. Воробушек летит,
    Хвостиком вертит,
    А вы, люди, знайте,
    Столы застилайте,
    Гостей принимайте,
    Рождество встречайте!
  2. Мы веселые колядки
    Пропоем для жизни сладкой.
    Коль одарите нас знатно,
    Будет счастье и богатство.
    Поделитесь от щедрот
    Просит ряженый народ.
    Без подарков не уйдем!
    С Новым годом! С Рождеством!
  3. Вам звоночками позвоним
    С пожеланьем и поклоном.
    Мы пришли колядовать,
    С Рождеством вас поздравлять!

Входят ряженые дети и идут, змейкой по группе.

Воспитатель:

Динь-динь-динь, звенят звоночки,
К вам пришли сыны и дочки,
Вы колядников встречайте,
Нас улыбкой привечайте!

Ребенок:

Коляда, коляда -
Накануне... (Рождества .)

Ребенок:

Мы идем колядовать -
Всех будить и... (поздравлять )

Ребенок:

Коляд, коляд, колядушек -
Хорош с медком оладушек!
А без меду - не таков,
Дайте, тетя, пирогов!

Ребенок:

С Новым годом, с Рождеством:
Мира Вам желаем в дом,

Ребенок:

И здоровья, и добра,
И сердечного тепла!

Ребенок:

Коля-коля-коляда –
Бедам – «Нет!», а счастью – "Да!"

Все вместе:

Сеем, сеем посеваем
С Рождеством всех поздравляем!

Родители: Спасибо, вот вам награда: печенье, плюшки – кому, что надо. (угощают колодников )

Дети садятся, выходят два ребенка.

Ребенок:

От чего ты, ёлочка, грустна?
Ты зимой и летом зелена.

Ребенок: (елочка ):

Я грущу, что нету у меня обновы,
И мне не в чем встретить Рождество Христово.

Воспитатель: Уважаемые, родители, а мы вам хотим рассказать историю рождественской Ёлочки.

Обращает внимание на вертеп. Выходят дети (пальма, маслина и ёлка).


– У входа в пещеру, где родился Христос, стояли три дерева: пальма, маслина и ёлка. Они тоже хотели поклониться Божественному Младенцу.

Пальма:

Я пальма, с пышной круглой кроной,
И в сердце гордость я храню.
Свой лист, широкий и зеленый
Перед Младенцем я склоню.
Он улыбнется мне, наверно,
Ведь я же всех прекрасней. Верно?

Маслина:

А я – красавица маслина.
Не все деревья так стройны…
И думать нечего, ведь я,
Очень хороша.

Елка:

А вот мне, нечем похвалиться:
У меня – одни шишки да иголки

Пальма:

Ну и не ходи к младенцу,
Ты Его ещё уколешь…

Маслина: Или уронишь на Него шишку.

Пальма и Маслина вдвоем:

Ёлка-ёлка, уходи,
К малышу не подходи.

Пальма: Не красива ты нисколько…

Маслина: Палка в шубе, да и только.

Елка: Хорошо, дорогие подружки, я не пойду к младенцу. Я подожду вас здесь, у входа в пещеру. Правда, мне очень хотелось бы увидеть Его, но что поделаешь…

Появляется Ангел.

Елка, Пальма и Маслина вместе : Ой, кто это?

Ангел: О, тихая и смиренная елка! Твоя скромность угодна Христу. Сейчас я тебе помогу, и ты будешь самая красивая.

Ребенок:

Мы украсим ёлочку (украшает девочку - елку бусами )
Яркою звездой,
Оплетем мы ёлочку
Нитью золотой. (украшает девочку - елочку звездой и бусами )

Ребенок:

Как красив на ёлочке (дети дают ей в руки шарики )
Праздничный наряд.
На ее иголочках
Огоньки горят.


Ангел: А теперь я сам отведу тебя к святой колыбели Младенца. И отныне, в память о тебе, люди каждый год будут украшать на Рождество елку.

Воспитатель: История подошла к концу, но наш вечер продолжается. Дети читают стихи.



Ребенок:

И на сердце сладостно,
Весело, светло.
Всем сегодня радостно –
Рождество пришло!

Ребенок:

Будем петь и веселиться
Возле ёлочки кружиться
Ведь сегодня торжество
Светлый праздник – Рождество.

Дети исполняют хоровод: «Ах, какая елочка выросла у нас….»

Читают стихи.

Ребенок:

В этот светлый праздник
Праздник Рождества
Мы друг другу скажем
Теплые слова.

Ребенок:

Тихо снег ложится
За окном зима,
Чудо здесь свершится
И зажжет сердца.

Ребенок:

Пусть улыбки ваши
В этот дивный день
Будут счастьем нашим
И подарком всем.

Ребенок:

Льются звуки жизни,
Счастья и добра,
Озаряя мысли
Светом Рождества.

Проводятся хороводные игры: «Снежный ком», «Воевода, воевода выходи из хоровода».


Воспитатель: А теперь Вам, уважаемые родители предлагаем проверить знания, и способность словотворчества продолжайте рифмовки:

Где родился наш Спаситель -
Место вам известно всем
Ну, скорее назовите.
Это город... (Вифлеем )

Знают все: в года былые
Сын родился у...(Марии ).

Сын чудесный, сын святой
Родился он ночной... (порой ).

В тишине, в тепле и тени
Спал младенец в свежем...(сене ).
Это всем теперь известно -
Был младенец тот... (чудесный ).

Много в небе ярких звезд -
Родился Иисус... (Христос ).

К Малышу на день рожденья
Дружно прибыли волхвы:
Принесли в подарок деньги?
Нет? А что? Скажите вы.
(Золото, ладан, смирну )

Воспитатель: А сейчас предлагаем пройти в нашу творческую мастерскую и сделать совместно с детьми нарядную елочку.

Родители вырезают две одинаковые елочки по контуру, а дети украшают ее бусами и шарами. Родители делают надрез и соединят елочку.





Воспитатель: Пора и за стол садиться, угощеньем насладиться. А за чашкой чая с угощениями давайте поделимся воспоминаниями из своего детства о праздновании Рождества. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о сегодняшнем празднике. Хотите ли вы, чтобы Рождественские посиделки стали в нашей группе традиционным совместным праздником детей и взрослых?



Воспитатель: Мы благодарны всем присутствующим за участие в наших сегодняшних Рождественских посиделках. Очень хочется, чтобы такое общение продолжалось и в дальнейшем. Ведь положительные эмоции надолго остаются в памяти детей.


С Рождеством Вас!

Цели и задачи:

  1. Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;
  2. Продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками;
  3. Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать в повседневном жизни;
  4. Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

Ход праздника

Заходим с песней «Рождество христово».

Ведущий:

Кругом Рождественская мгла
Во мгле звучат колокола
А сними в лад слова звучат
Мир на земле и счастье всем.
Мы рады нашей встрече
Зажжем сегодня свечи
Пусть горят меж нами
Волшебными огнями.

Песня «Свечи зажжем».

Петрушка: Ребята, у вас сегодня хорошее настроение Я думаю, оно будет еще лучше после игры «Веселая минутка»

Ведущий: На каждый наш вопрос надо всем дружно ответить: «Вот так!» и повторить жест за нами. Попробуем.

  • Как живешь?
  • Как идешь?
  • А бежишь?
  • Ночью спишь?
  • Как берешь?
  • Как даешь?
  • Как шалишь?
  • А грозишь?
  • Ну, а дразнишь как?

Петрушка: Ох, любят же у нас под Новый год колядовать. Целую ночь по всем дворам бога славят, хозяев тешат. Приветишь шалунов, глядь у тебя заслуга в хозяйстве, все на лад пойдет. Давайте, ребята, узнаем, кто сегодня к нам придет.

Ведущий: Помните ли вы традиции коляды? Во время колядования жители села ходили по дворам, стояли под окнами, исполняли особые величальные песни, называемые по их припеву «колядками». Колядное величание – это, прежде всего, пожелание небывалого, сказочного благополучия и богатства семье. Одаривание при колядовании не просто плата, а обряд, обеспечивающий удачу семье в наступившем году. Самым веселым развлечением на колядках было «ряжение». Ряженые колядовали с песнями и смешными сценками. Любимыми персонажами были Медведь, Цыган и Коза. Взрослые разыгрывают сценку.

Входит Цыган и ведет Медведя.
Медведь идет, «хлопая в ладоши», оба останавливаются, Медведь раскланивается на все стороны.

Цыган: С праздником, люди добрые, поздравляем! Не один я к вам пришел, а с самим Михайло Иванычем. Не простой он медведь, а ученый – что хочешь, то и сделает, всех гостей потешит!

А ну-ка, Мишенька Иваныч,
Родом боярыч,
Ходи-похаживай,
Говори-поговаривай,
Да не гнись дугой,
Словно мешок тугой,
А ну, поворотись, развернись,
Добрым людям покажись!
Потешь народ честной,
Попляши-ка, дорогой!

Медведь отрицательно качает головой и рычит.

Цыган: Да что ж такое? Мы про музыку-то забыли, не может Михайло Иваныч без музыки плясать. Давайте барабанщика звать! Да звать словами не простыми, а песней, а песня будет вот такая... (поёт на мелодию частушек):

Ну-ка, Миша, попляши,
У тя ножки хороши!
Тили-тили-тили-бом,
Загорелся козий дом.
Коза выскочила,
Глаза выпучила,
Таракан дрова рубил,
В грязи ноги завозил!

Хлопая в ладоши, дети подпевают Цыгану. Поют 2 раза, а на 3-й раз во время исполнения слов «Загорелся козий дом» – выскакивает Коза в сарафане – «барабанщик». Звучит русская народная плясовая мелодия (по выбору), Коза барабанит, медведь пляшет.

Цыган:

Медведь с Козою забавлялись,
Друг на друга удивлялись.
С того раза подружились,
Музыке и пляске вместе научились.
Пошли в услуженье к хозяину жить,
Играть, плясать да народ веселить.

Танец Медведя и Козы р. н.м. «Барыня».

Цыган (комментирует): Ну-ка, Миша, покажи, как бабуся на празднике блины пекла да угорела, головушка у нее заболела!

Козочка, а как красные девицы причесываются, белятся, румянятся, в зеркальце глядятся, на дискотеку рядятся?

Миша, покажи, как мальчишечки в бане парятся, на полке валяются и веничком – во как, во как! Ох, хорошо! Медведь опрокидывается навзничь и, лежа на спине, болтает ногами, машет передними лапами. Коза его «бодает».

Цыган: Приободрись же, Михайло Иваныч, поклонись, поблагодари за почет, за уважение, да за угощение, за труды! А теперь, Мишенька, с ребятками поиграй!

Ведущий:

Ребята, в круг вставайте
Вместе с Мишуткой поиграйте.

Хороводная игра «Опаньки».

Коза: Я принесла вам интересную игру, она про сказки, называется «Добавлялки». Будете со мной играть? (Дети отвечают.)

Ок-ок-ок – покатился... (колобок)!
Су-су-су – петушок прогнал... (лису)!
Цо-цо-цо – снесла курочка... (яйцо)!
Ят-ят-ят – серый волк не съел... (козлят)!
А"на-а"на-а"на – несут лебеди... (Ивана)!
Йок-йок-йок – не садись на… (пенек)!

Петрушка:

В магазин я заходил, шарики для вас купил.
В каждом шарике секрет – отгадаем или нет?
Кто секрет отгадает, тот подарок получает!

(Вызванным детям предлагается любым способом проколоть воздушный шарик с запиской – «объявлением» внутри. Петрушка читает записку и ребенок отгадывает, кто прислал письмо. Каждый участник получает маленький приз.)

  • «Предлагаю новое корыто, избу в обмен на стиральную машину «Indesit». (Старуха.)
  • «Несу золотые яйца». (Курочка Ряба.)
  • «Потерян ключ из драгоценного металла». (Буратино.)
  • «Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света». (Доктор Айболит.)
  • «Отмою всё!». (Мойдодыр.)
  • «Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами». (Гуси-лебеди.)

Ведущий:

Раз в Крещенский вечерок.
Девушки гадали.
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.

Ребята, а вы хотите погадать? (Гадание.)

Ведущий: Ныне Бог родился Людям во спасенье Радуются люди Великому рожденью.

Петрушка:

Коляда, коляда,
Накануне Рождества
Коляда пришла,
Рождество принесла.

Песня-хоровод с детьми «Счастливого Рождества Вам».

Новогодние колядки

« Пришла коляда – отворяй ворота»

Глотова А. З.

Цель: изучение традиционного народного искусства (знакомство с традициями, обычаями, праздниками русского народа).

Задачи:

    Привитие учащимся уважения к традициям своего народа;

    Воспитание уважительного отношения в общении с другими детьми и взрослыми;

    Развитие активного восприятия музыки посредством музыкального фольклора;

    Развитие специальных музыкальных способностей (чувства ритма, ладового чувства, музыкально - слуховых представлений);

    Формирование исполнительских навыков в области пения, движения, музицирования;

    Развитие самостоятельности, инициативности и импровизационных способностей у детей.

Декорации и реквизит:

Декорация русской избы.

Действующие лица:

Ведущие, Оксана, кузнец Вакула, колядовщики, Солоха, черт, дед, Коза, Медведь, ряженые

Необходимая атрибутика:

Шест со звездой, лукошко с овсом (пшеном и пр.), стол, скатерть.

Костюмы:

Одежда народная, зимняя, костюмы ряженых.

I часть

На сцене ведущие (девушки в русских нарядах), слышны голоса, поющие исполняют

« Калядку»

Учитель: Я помню древнее преданье

Давно давно минувших дней,

Когда в рождественском сиянье

Звезда блеснула для людей,

И хоры ангельские пели

Земле святую песнь с небес,

И светлой радостью звенели

Цветы в полях и темный лес.

1Вед: Добрый вечер, щедрый вечер, всем, кто пришел на праздник, чтобы вместе с нами вспомнить «преданья старина глубокой». Мы ожидаем Новый год, загадывая на будущее свою судьбу. Сколько радости, песен и плясок приносит он нам!

2Вед: В старину Новый год начинали праздновать со дня Рождества Христова. Две недели (от Рождества до Крещения) длились русские святки, которых с нетерпением ожидали девушки и парни. В это время они ходили по деревне, по домам, приносили весть о том, что родился Христос и пели Рождественские колядки.

Символом Рождества была Вифлеемская звезда, та самая, которая опустила свой луч там, где родился Христос. Её « христославы» вносили в каждый дом, освящая его на предстоящий год.

3Вед: Том дом, куда входили с Вифлеемской звездой, считался освященным, и мир, богатства и любовь должны сопутствовать хозяевам. Поэтому колядовщиков всегда встречали с радостью, тепло, радушно.

Тихий колокольный звон . (В записи)

Кстати, который час?(спохватывается).Ой, простите, люди добрые, заговорилась с вами, слышите, колокола звонят, значит служба в церкви закончилась. Скоро по деревне колядовщики пойдут. Как бы мимо не прошли. (прислушивается). Какие-то голоса. Пойду-ка, гляну.(накидывает шаль. Уходит)

1Вед. А мы пока накроем праздничный стол скатерью браной. Надо напитать стол зерном, чтобы урожай был хорошим(накрывает стол скатерью). Обязательным блюдом будет кутья и взвар. Кутья у меня получилась сладкой, с медом, с маком и изюмом. Это блюдо посвящалось умершим предкам, и чтобы жизнь их на том свете была бы не горькой, а райской, сладкой. А взвар, то есть, компот, варили тогда, когда рождался ребенок. А на столе у меня 12 блюд - по числу месяцев в году, чтобы год был изобильным. Скоро колядки запоют, надо гостям знак подать (зажигает свечу)

Раздается сильный стук в дверь

1р. Пришла коляда, отворяй ворота.

Все вместе: Это мы колядовщики. Разрешите Рождество прославить?

Хозяйка: Проходите. Славьте, славьте!

Христославы входят в избу с песней «Коляда». Несущий звезду – становится в центр, его спутники разбирают лучи-ленты, становятся шатром и под песню начинают плавное движение по кругу так, чтобы создавалось впечатление идущей по небу звезды. Поют « Рождественское чудо»

    Поздравляем Вас с Рождеством1

С Новым годом!

Со всем родом!

Чтоб здоровы были

Много лет жили

Чтобы счастье и веселье

Было в доме круглый год.

Чтоб гостей непроворот.

    Чем вы нас, хозяюшка, одарите?

    Денег мешок или каши горшок?

    Кувшин молока иль кусок пирога?

    Рублички на конфеточки?

    Иль сотенки на пряночки?

Хозяйка: Рано, рано просите. Потешьте душу. Праздник пришел - пляску завел.

Исполняют «Коляда-маляда» и пляску.

Хозяйка: Ну, порадовали! Ну, повеселили! Как же вас не приветить! Как же вас не одарить!

Угощает колядовщиков.

    Хозяюшке-кунью шубу!

    Дочерям – по веночку златому!

    Сыновьям – по коню вороному!

Все вместе: Будьте здоровы! С Новым годом!

Уходят под песню «Коляда-маляда»

II часть

3 Ведущая: А мы пока перенесемся в знаменитые «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Вокруг все шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики, парубки шалили и бесились вовсю. Часто между колядками слышались какая-нибудь веселая песня, которую тут же успел сложить один из казаков. То вдруг один из толпы вместо колядки отпускал щедровку и ревел во все горло:

Щедрик, ведрик

Давайте вареник,

Грудочку кашки,

Кильце колбаски.

Казалось, ночь напролет готовы были веселиться парубки и девушки. И ночь, как нарочно, так роскошно теплилась, и ещё белее казался свет месяца от блеска снега.

2 Ведущая:

Давайте посмотрим, что делает, оставшись одна дома, Оксана, дочка Чуба.

Она была хороша необыкновенно и капризна, как красавица. Парубки гонялись за ней толпами. По выходе отца она ещё долго принаряживалась и жеманилась перед небольшим зеркалом и не могла налюбоваться собою.

Оксана: Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? – Лгут люди, я совсем не хороша. Разве черные брови и очи мои, так хороши что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом носе? И в щеках? И в губах? Будто хороши мои черные косы?........ Ух! их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша! - и, отодвигая несколько подалее от себя зеркало, вскрикнула: - Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть».-

Чудная девка! - прошептал вошедший тихо кузнец, - и хвастовства у нее мало! С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится, и еще хвалит себя вслух!

«Да, парубки, вам ли чета я? вы поглядите на меня, - продолжала хорошенькая кокетка, - как я плавно выступаю; у меня сорочка шита красным шелком. А какие ленты на голове! Вам век не увидать богаче галуна! Все это накупил мне отец мой для того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на свете!»

И, усмехнувшись, поворотилась она в другую сторону и увидела кузнеца...Вскрикнула и сурово остановилась перед ним. Кузнец и руки опустил. Трудно рассказать, что выражало смугловатое лицо чудной девушки: и суровость в нем была видна, и сквозь суровость какая-то издевка над смутившимся кузнецом, и едва заметная краска досады тонко разливалась по лицу; и все это так смешалось и так было неизобразимо хорошо, что расцеловать ее миллион раз - вот все, что можно было сделать тогда наилучшего.-

Зачем ты пришел сюда? - так начала говорить Оксана. - Разве хочется, чтобы выгнала за дверь лопатою? Вы все мастера подъезжать к нам. Вмиг пронюхаете, когда отцов нет дома. О, я знаю вас! Что, сундук мой готов?-

Будет готов, мое серденько, после праздника будет готов. Если бы ты знала, сколько возился около него: две ночи не выходил из кузницы; зато ни у одной поповны не будет такого сундука. Железо на оковку положил такое, какого не клал на сотникову таратайку, когда ходил на работу в Полтаву. А как будет расписан! Хоть весь околоток выходи своими беленькими ножками, не найдешь такого! По всему полю будут раскиданы красные и синие цветы. Гореть будет, как жар. Не сердись же на меня! Позволь хоть поговорить, хоть поглядеть на тебя!-

Кто же тебе запрещает, говори и гляди!

Тут села она на лавку и снова взглянула в зеркало и стала поправлять на голове свои косы. Взглянула на шею, на новую сорочку, вышитую шелком, и тонкое чувство самодовольствия выразилось на устах, на свежих ланитах и отсветилось в очах.- Позволь и мне сесть возле тебя! - сказал кузнец

Садись, - проговорила Оксана, сохраняя в устах и в довольных очах то же самое чувство.

- Чудная, ненаглядная Оксана, позволь поцеловать тебя! - произнес ободренный кузнец и прижал ее к себе, в намерении схватить поцелуй; но Оксана отклонила свои щеки, находившиеся уже на неприметном расстоянии от губ кузнеца, и оттолкнула его.

Чего тебе еще хочется? Ему когда мед, так и ложка нужна! Поди прочь, у тебя руки жестче железа. Да и сам ты пахнешь дымом. Я думаю, меня всю обмарал сажею. Тут она поднесла зеркало и снова начала перед ним охорашиваться.

Не любит она меня, - думал про себя(повернувшись к залу), повеся голову, кузнец. - Ей все игрушки; а я стою перед нею как дурак и очей не свожу с нее. И все бы стоял перед нею, и век бы не сводил с нее очей! Чудная девка! чего бы я не дал, чтобы узнать, что у нее на сердце, кого она любит! Но нет, ей и нужды нет ни до кого. Она любуется сама собою; мучит меня, бедного; а я за грустью не вижу света; а я ее так люблю, как ни один человек на свете не любил и не будет никогда любить»

- Правда ли, что твоя мать ведьма? - произнесла Оксана и засмеялась; и кузнец почувствовал, что внутри его все засмеялось. Смех этот как будто разом отозвался в сердце и в тихо встрепенувших жилах, и со всем тем досада запала в его душу, что он не во власти расцеловать так приятно засмеявшееся лицо.

- Что мне до матери? ты у меня мать, и отец, и все, что ни есть дорогого на свете. Если б меня призвал царь и сказал: «Кузнец Вакула, проси у меня всего, что ни есть лучшего в моем царстве, все отдам тебе. Прикажу тебе сделать золотую кузницу, и станешь ты ковать серебряными молотами». - «Не хочу, - сказал бы я царю, - ни каменьев дорогих, ни золотой кузницы, ни всего твоего царства: дай мне лучше мою Оксану!»

- Видишь, какой ты! Только отец мой сам не промах. Увидишь, когда он не женится на твоей матери, - проговорила, лукаво усмехнувшись, Оксана. - Однако ж дивчата не приходят... Что б это значило? Давно уже пора колядовать. Мне становится скучно

- Бог с ними, моя красавица!

- Как бы не так! с ними, верно, придут парубки. Тут-то пойдут балы. Воображаю, каких наговорят смешных историй!

- Так тебе весело с ними?

- Да уж веселее, чем с тобою. А! кто-то стукнул; верно, дивчата с парубками.

«Чего мне больше ждать? - говорил сам с собою кузнец. - Она издевается надо мною. Ей я столько же дорог, как перержавевшая подкова. Но если ж так, не достанется, по крайней мере, другому посмеяться надо мною. Пусть только я наверное замечу, кто ей нравится более моего; я отучу...»

Стук в двери и резко зазвучавший на морозе голос: «Отвори!» - прервал его размышления.

- Постой, я сам отворю, - сказал кузнец и вышел в сени, в намерении отломать с досады бока первому попавшемуся человеку.

(Кучи девушек вломились к Оксане: крик, хохот, рассказы)

Э, Одарка, какие у тебя новые черевички. Ах, какие хорошие и с золотом. Как хорошо тебе, Одарка, у тебя есть такой человек, который все тебе покупает, а мне некому достать такие славные черевички.

Кузнец: Не тужи, ненаглядная Оксана, я тебе достану такие черевички, какие редкая панночка носит.

Оксана: Будьте все свидетельницы: если кузнец Вакула принесет те самые черевички, которые носит царица, то вот мое слово, что выйду тот же час за него замуж. Пойдемте колядовать.

Уходят. Поют. Звучит стихотворение.

Учитель: Наши предки пили, ели,

Веселились 2 недели,

От Рождества и до Крещенья,

Приготовив угощенье.

Пели разные колядки,

По дворам ходили в святки,

Наряжались и шутили.

Праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас.

1В. –А вот и дом Солохи. Давайте заглянем туда.(Заглядывает)

2В.- О, да у неё черт в гостях.

3В.- Не на шутку разнежился у Солохи, целовал её руку с такими ужимками, брался

за сердце, охал, всячески ухаживал за ней.

1В.- Но что это? Колядовщики идут. Прячь, Солоха, побыстрей черта, а то худо тебе

Будет, и так за ведьму принимают.

(Солоха заталкивает черта в мешок, он сопротивляется)

Стук в дверь.

Солоха: Кто там?

Дети: Это мы колядовщики! Разрещите в избу войти, Рождество славить!

Солоха: Уходите, уходите!

У нас денежек нема, опустели погреба.

Пряники, орешки съели сладкоежки.

Идите прочь от ворот!

Дети (не уходят), поют « Овсень-коляда»,

Наступая на хозяйку:

    Не подашь пирогов –напускаем клопов.

    Тараканов усатых и зверей полосатых!

    Не подашь ватрушку- разобьем кадушку.

    Открывай сундучок! Подавай пятачок!

Солоха: Уходите1 Уходите! (прогоняет колядовщиков)

Черт: (высовываясь из мешка) – Верни колядовщиков, Солоха. По обычаю Рождества привечают каждого пришедшего в дом.

Ах ты, жадоба – кишка.

Не подашь пирога – не видать тебе добра.

На двор напускают чертей, на огород червей.

Солоха: (пугается, зовет колядовщиков).

Заходите, проходите

Добры молодцы, красные девицы,

Молодые молодки, белые лебедки,

Милости просим.

Дети возвращаются.

1р. Добрый вечер!

Мы пришли до хаты,

Чтобы с Новым годом

Всех вас поздравлять.

Добрым людям Новый год.

3р. Чтоб масло и сало

На кухне скворчало.

4р. Жилось без печали,

Чтоб деньги бренчали.

2р. Щедрый вечер, добрый вечер,

Добрым людям Новый год.

Колядовщики: (ведущий поднимает звезду, все остальные разбирают ленты шатром,

двигаются по кругу под песню « Сеем,сеем,посеваем»)

Дети: (поют хором).

Сеем, сеем, посеваем

Счастье, радости желаем.

1р. (разбрасывая крестообразно зерно из лукошка в сторону «красного угла» и на хозяйку). На счастье! На здоровье! На Новый год!

Вместе: (двигаются по кругу, поют)

Сеем, сеем, посеваем,

Счастье, радости желаем.

2р. (останавливается, перенимает лукошко, тоже сеет)

Чтоб здоровенькими были

Много лет прожили.

Сеем, сеем, посеваем

Счастье, радости желаем.

3р. (сеет на гостей и на участников праздника)

Жито, пщеницу, всякую пашницу.

В поле – зерно, в доме - добро,

В поле колосисто, в доме – пирожисто.

Вместе: (идут по кругу, поют)

Сеем, сеем, посеваем,

Счастья, радости желаем.

4 р. – Ну, хозяйка, дорогая, мы тебя повеличали,

Святки мы с тобой встречали.

Принесли тебе звезду, привели и коляду.

Вместе:

А теперь уже черед

Открывать пошире рот.

Солоха: (выносит угощенье)

Вот вам, милые, за доброе слово, за песни звонкие.

Христославы:

1р. И вам за хлеб, да за соль почтенье наше!

2р. Хорошо у вас, но не обессудьте

Пора нам в путь отправляться!

3р. До рассвета всех обойти нужно!

4р. Оставайтесь с Богом!

Вместе: Будьте здоровы!

Уходят под песню «Коляда-Маляда». Спускаются со сцены в зал. Заглядывают друг другу в мешки. (Возгласы). « О, сколько накалядовали! А у меня полный мешок! И у меня! А пошли на посиделки! Пошли!»

Усаживаются кружком, теснятся, подталкивают друг друга, вынимают из мешков еду, раскладывают на столе.

Стук в дверь.

1р. Хороший гость – хозяину почет. Кто там?

Дед: Доброго здоровья, хозяева, пустите, Христа ради, погреться. Издалека иду, вижу огонек, слышу: поют и пляшут – значит, люди здесь добрые.

2р. Входи, в тесноте да не в обиде.

Дед: Спасибо, на добром слове.

(не снимает верхнюю одежду, оглядывается, кашляет).

3р. Что ты, дедуля, не проходишь? Проходи, присядь, отдохни с дорожки.

Дед: Пойду, присяду, да вот беда, не один я. Со мною и козочка, совсем околела от

мороза. Пустите ее. Куда ее девать? У меня ни кола, ни двора. Вместе с нею

Ходим, кто что подаст, тем и кормимся. Приютите, в долгу не останемся.

4р. Веди свою кормилицу, дедуля. Никого не обидим, щедрый вечер у нас нынче.

Возгласы ряженых: Не браните коляду, не журите коляду. Мы не сами идем, мы козу

Ведем. (ведут упирающуюся козу)

Дед: Вот наша девка-козуля, рождественская бодуля.

Коза: Бе-е-е. Я красавица рисованная. Бе-е-е. Сажей, углем размалеванная. Пришла

Хозяев чествовать, деток пестовать.

Ряженые встают вокруг козы, исполняют святочную игровую колядку.

Ряженые: Козонька-коза, где до рождества была?

Коза: Свиней пасла.

Ряженые: Козонька – коза, а где свиньи?

Коза: Ребята угнали.

Ряженые: Козонька – коза, а где ребята?

Коза: В новой деревне.

Ряженые: Козонька-коза, кто в новой деревне?

Коза: Коляда намедни.

Дед: (ведет козу за веревку по «горнице»). Где коза ходит – там жито родит.

Где коза хвостом – там жито – кустом. Где коза ногою – там жито копною.

Где коза рогом – там жито стогом.

(коза начинает шалить, брыкаться, бегает за детьми, затем притворившись падает в обморок)

Дед: Ой, окочурилась, рогатенькая, Хозяева, чтоб коза встала, ей надо кусок сала,

Решето овса, а наверх колбаса.

Хозяева: (ряженым, одаривая) Вот вам, молодцы, пряники да леденцы. (все благода-

Рят). А козе орешки (Коза вскакивает, кланяется). Нет, Козонька, спой

Сначала нам потешки.

Коза: (обращаясь к Медведю) А ну-ка, Топтыгин, шаркнем ножкой,

Повеселим гостей немножко.

Медведь: Давай, Коза, покажем, как мы лихо пляшем.

(Коза и Медведь поют частушки)

Коза: Выходи плясать, Медведь,

Мы частушки будем петь.

Мы частушки пропоем,

А потом плясать пойдем.

Медведь: Ты когда поешь, Коза,

Не закатывай глаза.

Петь ты не умеешь,

Не поешь, а блеешь.

Коза: А ты, Мишенька – медведь,

Сам ты не умеешь петь,

Ты тугой на ухо-

Медведь: Ах, Коза, ты, Козочка,

Серенькая розочка.

Хватит нам браниться

Давай с тобой мириться.

Коза: Ах, мой Миша дорогой,

Не ругалась я с тобой.

Мы с тобой шутили,

Народ мы веселили.

Медведь: Веселей, Коза, пляши,

Твои ножки хороши.

Коза: И твои кривые

Тоже неплохие.

Вместе: Мы с тобой колядовали,

Дружно пели и плясали,

Очень утомилися.

(пауза)

Медведь: А ну, Коза,всем гостям поклонимся. (кланяются)

(танцуют)

Ведущий: (зовет всех) Пора и нам поплясать

Каблуком постучать.

Дети выходят, пляшут.

Пришли святки – блины и ладки. Мужики играют, бабы следят, чтобы угощенье

В доме не переводилось, а нам – девкам – одна забава гадать.

А как будем гадать?

Я через кольцо в воду яичный белок стану лить. Белок расплывается в воде и мне

Покажет моего суженого.

А я в сарае гребень повесила. Ночью жених почешется, и утром я его узнаю

По масти оставшихся волос.

А я до утра не дождусь. Ночью брошу башмак через ворота. Куда он носком ляжет,

Туда и замуж идти.

А можно еще проще гадать. Выйди на улицу, подойди к первому встречному и

Попроси назвать имя. Какое имя назовет – так и жениха звать будут.

А еще можно первый кусок от ужина положить под подушку и сказать:

« Суженый, ряженый, приди ко мне ужинать!» И суженый явиться во сне.

А можно из поленницы выдернуть наугад полено. Если полено гладкое, ровное –то

Будет бедный жених, а если неровное – то жених будет богатый.

А давайте и мы сейчас погадаем!

Но нам нужна живая курица. Ну-ка принесите со двора курицу.(приносят)

Поставим ее на середину, в чью сторону побежит – та и выйдет замуж в этом году.

(девушки окружают курицу, парни – пока в стороне)

Тебе Оксана и идти замуж.

Ведущая: Пришли святки – блины и ладки.

Для праздничного ужина делали особенно обильный стол, веря что и

Богатство на столе повлияет на будущее. Особенностью этого застолья

Является кесаретский поросенок. Название кесаретского поросенка получил он

От имени святого Василия Кесаретского. И колядовщики весь вечер требовали

« Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка».

Люди верили, что новогодний ужин с кесаретским поросенком имеет

Магическое значение и способствует обилию, плодородию и благодушию

В семье, в хозяйстве.

Поэтому и мы дарим вам рецепты рождественского поросенка.

(раздают желающим рецепты)

Бьют часы.

Подходят парни, встают между девочками, подталкивают девочек, смеются.

Есть ли в мире светлее праздник, чем Рождество Христово!

Существует поверье, что в этот день Бог, обрадованный рождением Сына,

Выпустил на волю всю нечистую силу, чтобы и они могли порадоваться

Рождением Христа.

Поэтому люди и рядились во всякую нечисть, чтобы нечисть настоящая

Приняла людей за своих и не причинила зла.

А потом все бежали к реке, окунались в проруби и смывали с себя грех

Ряжения.

А первый блин всегда отдавали овцам.

А еще под Рождество жгли костры всю ночь, чтобы предки согревались

И творили только добрые дела, и друг другу делали подарки.

Давайте и мы подарим друг другу маленькие подарки.

Учитель:

Кругом рождественская мгла.

Во мгле гудят колокола,

И с ними в лад слова звучат:

«Мир на земле и счастья всем.

Я чувствовал, как в этот день

Жизнь городов и деревень

Объединив, звучит призыв:

Мир на земле и счастья всем!»

Дети исполняют

«Рождественскую песню» П Синявского

Приложение

В наше время в ночь с 13 на 14 января многие празднуют наступление старого Нового года, возрождая обычай в этот вечер звать гостей на щедрое угощение. Основным праздничным блюдом на Васильев день был поросенок, которого зажаривали целиком. Наши предки верили, что жаркое из поросенка обеспечивает благополучие на грядущий год! Если вы планируете встречать Старый Новый год то наши рецепты станут палочкой-выручалочкой для вашего стола.
Поросенок жареный, фаршированный гречневой кашей

Ингредиенты:



Способ приготовления:
Тушку поросенка опустить в холодную воду, вынуть и тут же опустить на 2-3 минуты в кипяток. Затем соскоблить ножом щетину, стараясь не порезать кожу, натереть тушку мукой и опалить над открытым огнем. Начиная от шеи, сделать глубокий продольный разрез на брюшке и выпотрошить тушку. Приготовить начинку следующим образом. Гречневую крупу промыть, залить подсоленной водой и сварить рассыпчатую кашу. Лук очистить вымыть, измельчить и обжарить в разогретом масле. Смешать его с кашей и мелко нарубленными яйцами. Промытого и обсушенного поросенка натереть изнутри солью и нафаршировать приготовленной начинкой, равномерно располагая ее по всей тушке. Разрез зашить кулинарными нитками. Натереть всего поросенка водкой с солью, чтобы его кожа стала жесткой. Противень выстлать деревянными (лучше березовыми) лучинками. Подогнув у поросенка ножки, уложить его на лучинки, облить тушку маслом и поставить противень в разогретую до 180-200 градусов духовку. Когда поросенок зарумянится, убавить температуру до 150-160 градусов и продолжать жарку, через каждые 7-10 минут поливая тушку образующимся при этом соком. Когда поросенок будет готов, прорезать ножом его спинку до кости и дать охладиться в течение 15 минут. Удалить нитки, выложить в отдельную посуду кашу. Разрезать тушку на порционные куски и сложить их на блюде, придавая форму целого поросенка. С боков обложить его кашей, зеленью, вареной морковью. В глазницы вставить маслины. Таким же способом можно приготовить поросенка, фаршированного телячьей печенью, ливером или домашней лапшой.

Сценарий колядок на Рождество будет очень интересным для детей. Главное, чтобы колядки для детей были короткие. Сценарий рождественских колядок подарит в дом счастье и веселье. Красочные костюмы, веселые колядки.

Сценарий колядок

Колядки русские народные короткие для детей

Очень оживит праздник исполнение детьми колядок, которые распевались на Святки в очень далекие времена, но близкие детям своим веселым содержанием, незатейливой мелодией. Поэтому можно рекомендовать разучить с детьми предложенную сценку.

Сценарий

Колядки для детей

На сцене изображение стены дома с окошком. Вдалеке слышны звуки песенок. На сцене появляется группа детей. Они наряжены ярко, празднично, в руках у них шест, украшенный лентами, на шесте - звезда.

1 -й колядовщик.

Коляда-маляда, уроди пирога.
Уроди пшеничку на всякую птичку.
Отворяйте сундучки, вынимайте пятачки.
По копеечке давайте, малым детям раздавайте.

2-й колядовщик.

Я - маленький юнчик,
Сел на стульчик,
Снял колпачок:
Пожалуйте пятачок!

Дети (стучат в окошечко). Отворяйте, хозяева!

Выходят хозяин и хозяйка, несут корзинку с гостинцами.

3-й колядовщик.

Хозяин, хозяйка, будьте к нам сердечны.
Чем богаты в доме, то и нам подайте.
Пирога да каши, а наверх - козульку,
А под низ - копейку, денежку-монетку.

4-й колядовщик.

Кто подарит пирога,
Тому - полон хлев скота,
Овин с овсом, жеребца с хвостом.
У доброго мужика родись рожь хороша:
Колоском густа, соломкой пуста.

5-й колядовщик.

Кто не даст пирога, тому - куричья нога,
Пест да лопата, корова горбата!
У скупого мужика родись рожь плоха:
Колоском пуста, соломкой густа.

Сценарий колядок продолжается и хозяин одаривает колядовщиков мелкими монетками из мешочка.

6-й колядовщик.

А дай бог тому, кто в этом дому.
Ему рожь густа да ужимиста,
Ему с колоса - осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна - пирог. Колядовщики (хором).

Сейся, родися, жито и пшеничка,
Ячмень, овес, гречка, горох, чечевичка.
Будьте здоровы, счастливы будьте.
Живите без бед много-много лет.
Коляд, коляд, коляда, весела да богата.

Появляется колядовщик, он выводит «козу». На ней надета безрукавка мехом наружу. На лице маска козы с рожками, на ногах - валеночки, на руках - яркие варежки. Сценарий колядок продолжается тем, что колядовщики поют с козой.

Колядовщик с Козой (поет).

Мы не сами идем - мы козу ведем.
Где коза ходит, там пшеница родит,
Где коза хвостом, там жито кустом,
Где коза ногою, там жито копною,
Где коза рогом, там жито стогом.

1-й колядовщик.

дет в гости коза,
К вам коза-дереза.
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.

2-й колядовщик.

Где ты, козочка, ходила,
Где ты, белая, бродила? Коза.
Ходила коза по темным лесам,
По сырым борам,
Устала.

Коза падает, а сценарий колядок продолжается…

Хозяин с хозяйкой (спрашивают колядовщиков). Что же вашей козочке надо? Что же она любит?

3-й колядовщик.

А нашей козе немного и надо:
Ведерочко гречки на перепечки
Да горшок овса на конец хвоста.

4-й колядовщик.

Решето овса, поверх него - колбаса.
Да три куска сала, чтобы коза встала!

Хозяева одаривают Козу мешочком со сладостями. Та вскакивает на ноги и начинает танцевать. Дети окружают Козу и начинают водить хоровод. Вот какой забавный сценарий колядок для детей. Но действие продолжается…

Понравится детям игра «Пошла коза по лесу». Это дает им возможность подвигаться, попрыгать, похлопать в ладоши, посмеяться.

Начинается игра «Пошла коза по лесу».

Дети поют и выполняют движения.

Давай, коза, попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем Участники хоровода подпрыгивают на месте.
И ножками подрыгаем.
Подрыгаем, коза, Коза трясет ногами, дети повторяют за ней.
И ручками похлопаем,
Похлопаем, похлопаем, Все хлопают в ладоши.
И ножками потопаем,
Потопаем, коза. Дети топают ногами в такт музыке.

Загадки тоже доставят удовольствие детям. Предлагаемые загадки вполне доступны для отгадывания, понятны. Зато как велика радость ребенка, когда он сам отгадает загадку.

Коза (начинает задавать загадки).

Бел, как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал. (Снег)

Гуляет в поле, да не конь.
Летает на воле, да не птица. (Вьюга)

Летал Порхан по всем торгам,
На нем бел балахон и бел кафтан. (Снег)

В воздухе летит,
На земле лежит,
На дереве висит. (Снег)

Старик у ворот все тепло уволок. (Мороз)

Он вошел - никто не видел,
Он сказал - никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз)

Пришла девушка Беляна,
Побелела вся поляна. (Снег)

Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет -
Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Сам Самсон мост мостил без гвоздя, без топора, без топорища. (Мороз)

Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю. (Метель)

Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)

Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, познавательная, игровая.
Цель:
Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредствам народных игр, активизация речевого развития через двигательную и театрализованную деятельность
Задачи:
- Познакомить с обрядом колядования, рассказать, как весело проводили раньше время между Рождеством и Крещением, называемое Святками.
- Обогащать словарь детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями через стихи, колядки, развивать интонационную выразительность речи.
- Побуждать у детей интерес к театрально - игровой деятельности, создавая условия для её проведения.
- Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание.
- Пробудить у детей любовь к Родине, к народным играм, к старине, воспитать патриотизм.
- Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа, народным играм.
- Формировать эмоционально – положительное отношение и интерес к движениям, способствовать перевоплощению, развивать интерес к оздоровительным упражнениям, способствовать проявлению детьми чувства удовлетворения от двигательных заданий.
Словарная работа:
Рождество, святки, Коляда, колядки, народными традициями (колядование, гадание, народные игры.) Объяснить значение слов коляда от латинского – выкликать, колядка(короткая песня величально – поздравительного характера, колядовщики(исполнители колядок, авсень (от слов овес, сеять, песня с пожеланиями добра и изобилия дому, семье).
Оборудование:
магнитофон, проектор, экран, две палочки, привязанные к разным концам веревки, к середине которой прикреплена рыбка-2; таблички с загадками, угощения.
Предварительная работа:
Беседы: «Рождество христово»,«Святки»,«Коляда».
Разучивание колядок, стихов, разучивание русских народных игр.
Умения выразительно передавать образы персонажей развлечения средствами речи
мимики, жестов, движений.

Предварительная работа:
Познакомить детей с атрибутами и персонажами обряда колядования. Разучить с детьми святочные колядки, игры. Изготовить атрибуты обряда колядования – звезду,
месяц, вертеп.

Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие!

В этот зимний вечерок

Вьётся из трубы дымок,

Месяц светится над ней,

А у нас полно гостей.

Здесь и красные девицы,

Раскрасавицы сестрицы,

Добры молодцы кругом,

И хозяйка за столом.

Ведущая: Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них – Новогодние святки. Вот и мы сегодня вместе с вами попробуем представить, как праздновали этот замечательный праздник.

Ведущая: Так что же такое святки? (задник на сцене)
-Праздник этот самый длинный.
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.

От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в святки.

Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.

Просмотр презентации «Святки»

(слайд 3,4) Одним из самых древних праздников на Руси были Святки, приходившиеся на время зимнего солнцестояния. После принятия христианства у славянских народов этот праздник начинался в ночь перед Рождеством и длился 12 дней. Наши предки праздновали начало нового солнечного года, когда, согласно поговорке, солнце поворачивало на лето, а зима – на мороз.

(слайд 5) Днем - гулянье, во время которого можно и на санках покататься, и в снежки поиграть, и на лыжах или коньках пробежаться. Вечером - посиделки. Святочные посиделки - это не обычная вечеринка. Девушки и юноши собирались, чтобы присмотреться друг к другу.

(слайд 6) Особой традицией святок на Руси являлось колядование, или славление. Молодежь и дети наряжались кто как мог – в цыганок и барышень, ведьм и чертей, в разных животных, ходили по дворам с большой самодельной звездой, исполняя церковные песнопения, а также песни-колядки, посвященные Рождеству Христову.

Молодёжь стремилась нарядиться так, чтобы изменить свой облик, сделать себя неузнаваемыми и дурачить, веселить или пугать окружающих своим видом.

(слайд 7,8) Переходя от одного дома к другому, под окнами или в избах, они пели песни в честь праздника, то как поздравление, величание хозяев, то просто ради развлечения и потехи. Хозяева в награду за это давали им угощенье и деньги.

(слайд 9,10) До нас дошло очень много праздничных песен - колядок, христославок.

Воробышек летит,

Хвостиком вертит,

А вы, люди, знайте,

Столы застилайте,

Гостей принимайте,

Рождество встречайте!

(слайд 11) В некоторых районах России звезду заменяли «вертепом» - своеобразным кукольным театром, в котором представляли сцены Рождества Христова .

(слайд 12) Хозяева колядующим высказывали хорошие пожелания в наступающем году и угощали их. Считалось, что в будущем году достаток семьи напрямую зависел от подарков и угощения, полученных колядующими.

(слайд 13) Одной из ярких особенностей Святок являлись разного рода Святочные гадания.

В каждой крестьянской семье накануне главных святочных праздников совершались гадания об урожае. Вечерами подблюдные гадания устраивали девушки. Нередко погадать с блюдом собирались все жители деревни, чтобы каждый мог узнать свою судьбу на будущий год. Девушки и, реже, парни на протяжении всех Святок в полночь совершали самые разнообразные гадания, в надежде понять, удастся ли им в новом году выйти замуж или жениться .

(слайд 14) Гадания на Святки были не только на женихов и невест, но и другие, более хозяйственные проблемы: о будущем урожае, о приплоде скота…

(слайд 15,16) Заканчиваются Рождественские святки - Крещением (19 января). В этот день освящают воду, которую считают крещенской водой и хранят весь год.

Ведущая: Пора и нам позвать к себе коляду. Ребята, а вы знаете колядки? Да? Ну, тогда наряжайтесь да пойдём по дворам славить!

Дети – «колядовщики» выходят, наряжаются. С остальными проводится игра «Вот так!» (слайды 17 – 27).

Ведущая: На каждый мой вопрос надо всем дружно ответить «вот так» и повторить жест. Попробуем.

Как живёшь? -Вот так!

Как идёшь? -Вот так!

А бежишь? -Вот так!

Ночью спишь? -Вот так!

Как берёшь? -Вот так!

Как даёшь? -Вот так!

Как шалишь? -Вот так!

А грозишь? -Вот так!

Ну, а дразнишь как? -Вот так!

А смеёшься как? -Вот так!

Ведущая: Ряженые готовы? Итак, Пришла коляда – отворяй ворота!!!

(На сцене стоит стол, вокруг стулья, на столе скатерть с народной вышивкой, самовар, за столом сидят хозяин и хозяйка).

Хозяйка: Какие зимние вечера долгие, длинные, кажется, конца и края им нет. Скорей бы день прибавлялся!

Хозяин: Время быстро бежит. Только недавно урожай убирали, соленья, варенья на зиму готовили, а вот уже и святки.

Хозяйка: А помнишь, как мы в прошлом году колядовать ходили? Вот весело-то было? Интересно, придут к нам сегодня ряженые или нет?

Хозяин: А приготовила ли ты, Ольга, чем ряженых – то угощать?

Хозяйка: Приготовила, приготовила, да вот придут ли?

Звучит музыка(песня Иван Купала «Коляда»). На фоне музыки раздаётся стук в дверь. Входят ряженые. Хозяин идёт встречать.

Хозяева: Здравствуйте, гости дорогие да желанные!

Колядовщик (воспитатель):

Колядовщики мы, в поле загулялись да сюда забралися
На людей посмотреть, себя показать!
Мы пришли прославлять,
Да хозяев величать.
Хозяину сотни лет прожить,
А хозяюшке много здоровьица.
Вашим деткам, сыновьям и дочерям,
Девяносто быков, полтораста коров.
Надели вас Бог
И житьем - бытьем и богатством.

Колядовщики – дети:

    Вот пришла к вам Коляда

Накануне Рождества.

Шире двери открывай.

Колядовщиков встречай!

    На пороге мы стоим.

«Здравствуйте» не говорим.

Скажем по-другому:

«Мир вашему дому!»

    Наделил бы вас Господь

И житьём, и бытьём,

И богатством во всём,

И дай Бол вам, господа,

Здоровья на долгие года!

    Коляда идёт к вам в дом.

И мешки несёт с добром.

Кто даст нам больше всех,

Ждёт того большой успех!

    Чтоб гостей невпроворот

Было в доме целый год!

На столе всегда пирог.

Лёгких – лёгких вам дорог!

6. Ой коляда, коляда

У нас нынче беда

Маленький мальчик

Упал на стаканчик.

А стаканчик на бочок.

Дай, хозяйка, пятачок!

    Чем, хозяева, нас одарите?

Что, хозяева, нам подарите?

Кувшин молока или каши горшок?

Кусок пирога или денег мешок?

    Тётушка добренька,

Дай кусочек сдобненький.

Не режь, не ломай,

Лучше весь подавай.

    Сеем, веем, посеваем.

Счастья, радости желаем!

Хозяин: Ах, спасибо вам, ребятки

Что пришли в наш дом на святки!

Хозяйка: Вот вам угощенье-

Сыр да печенье

Пряники, конфетки

Кушайте, детки!

(Музыка. Колядовщики уходят. Хозяйка и хозяин спускаются в зал.)

Хозяйка: Ну, а какой святочный праздник без шуток – прибауток, без весёлых игр и соревнований? На посиделках всегда мальчики с девочками соревновались, умом и смекалкой похвалялись.

Игры, конкурсы.

    Загадки (слайды 28 – 40). (А сейчас я для зарядки загадаю вам загадки).

Голодна – мычит.

Сыта – жует,

Малым ребяткам молоко дает.(корова)

Их бабуля с сахарком

Выпекала сладкие.

Первый вышел – словно ком,

А другие – гладкие.(блины)

Кто не в жару, не в стужу

Не снимает шубу.(овца, баран)

Я в стаканчике, в рожке,

Вкусное и нежное.

Сделано на молоке,

Чаще – белоснежное.

В морозилках проживаю,

А на солнце сразу таю.(мороженое)

Спереди пяточек,

Сзади крючок, посередине спинка,

На спине щетинка. (свинья)

На дворе построен дом,

На цепи хозяин в нем.(собака)

Кто имеет пяточек,

Не зажатый в кулачек.(свинья)

С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Легкие пушинки,

Белые ….(снежинки).

    Игра «Сугроб». (снежинки со скрепками, 2 «удочки» с магнитами)

Вот и у нас много снежинок нападало. Надо сложить их в сугроб, но пользоваться руками нельзя, а то они быстро растают.

    Игра «Заплети косу». (шест, 6 лент)

На вершину высокого шеста привязывают 6 длинных лент. Соревнуются 2 команды из 3 человек. Каждый член команды берёт в руку одну ленту, выпускать её из руки нельзя. Задача команд – заплести из своих лент длинную красивую косу.

2 команды из 3 человек. Задача обратная – не выпуская ленту из рук расплести «косу»

Игра «Моталочка»

Вызываются 6 человек. Ленты надо красиво и аккуратно смотать в рулончики. Кто быстрее и аккуратнее.

    Игра – плясовая «Тётя – весельчак».

Играющие становятся в круг. Ведущий показывает движения, все повторяют.

У меня есть одна тётя

Эта тётя – весельчак.

И когда она танцует,

Она делает вот так. (показ)

Ах, ручки мои, мои ручки хороши.

Вы танцуйте, мои ручки,

Вместе спляшем от души.

У меня есть одна тётя

Эта тётя – весельчак.

И когда она танцует,

Она делает вот так. (показ)

Ах, ножки мои, мои ножки хороши.

Вы танцуйте, мои ножки,

Вместе спляшем от души.

У меня есть одна тётя

Эта тётя – весельчак.

И когда она танцует,

Она делает вот так. (показ)

Ах, плечи мои, мои плечи хороши.

Вы танцуйте, мои плечи,

Вместе спляшем от души.

У меня есть одна тётя

Эта тётя – весельчак.

И когда она танцует,

Она делает вот так. (показ)

Ах, боки мои, мои боки хороши.

Вы танцуйте, мои боки,

Вместе спляшем от души.

У меня есть одна тётя.

Эта тётя – весельчак.

И когда она танцует,

Она делает вот так. (показ)

Прыжочки мои, вы прыжочки хороши,

Прыжочки мои, вместе прыгнем от души.

    Игра «Совушка». (таблички «день», «ночь»).

Выбирается сова. Остальные дети = мышки, зайчики, и т. д. По сигналу «День» сова спит, живность танцунт, веселится. По сигналу – «ночь» все замирают, сова летает и высматривает пошевелившихся.

Хозяйка: А кто хочет погадать, да судьбу свою узнать?

Проводится шуточное гадание. Дети достают, не глядя, из сундучка бумажку с картинкой – предсказанием. Что выпало – то ожидает в этом году. Например,

лента-к долгой счастливой жизни,

монета- к богатству,

картошка – большое счастье,

гвоздь – на пороге гость,

сердечко – любовь,

колечко – быть свадьбе,

ключик – новоселье,

пуговка – обновка в одежде,

колёсико – купите или выиграете машину,

карта географическая – путешествие,

цветочек - быть красивым,

конфетка – сладкая жизнь,

копейка – к деньгам, и др.

Хозяйка: Хорошо вам было вместе? И мне приятно, и вашим воспитателям! Ведь счастье человека не в богатстве! Не нужен и клад, если в семье лад! А мы сегодня как одна большая и дружная семья. Когда все здоровы, все в семье вместе – и душа на месте!

Славно мы колядовали,

Танцевали и играли.

А теперь пора,

Угощаться, детвора!!!

Приглашаю всех в столовую на праздничный ужин.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама