THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Бить или не бить – вот в чём вопрос, когда дело касается воспитания наших чад, поведение которых оставляет желать лучшего. Можно ли бить детей, если они осознанно ведут себя плохо и, прекрасно всё понимая, делают то, чего делать нельзя? Многие считают, что да – можно и нужно (церковники, к примеру). Есть и другое мнение – нельзя бить детей ни в коем случае, потому что это чревато последствиями.

Какими последствиями? Почему нельзя бить детей? Может быть, все-таки можно?

Я расскажу историю одной очень хорошей семьи, в которой все делали ради детей. Эта история – хороший урок для родителей и ответ на извечный вопрос – бить ли ребёнка, если он этого заслуживает?

Битые детки, любимые детки

Семья Киселёвых считалась образцово-показательной, их даже по телевизору показывали. Ещё бы – семья хоть и многодетная, а родители занимались каждым ребёнком, не жалея ни времени, ни денег, ни сил. Дети были задействованы в разных кружках и во многом добивались небывалых успехов, занимали первые места в соревнованиях.

Родители Риты, Саши и Кирилла всю свою жизнь посвятили детям. Они экономили на своих потребностях, чтобы дети ни в чем не нуждались. Они на самом деле хотели сделать все, что было в их силах, чтобы дети выросли развитыми и смогли достичь успеха в жизни.

Мама у детей была очень заботливая. В их доме всегда был исключительный порядок и уют. Дети правильно и вовремя питались, всегда были чистенькими и красивенькими.

Но… была у них одна проблема. Дети Киселёвых не были идеальными – они дрались, ленились, закатывали истерики, нарушали дисциплину, в общем, вели себя не так, как хотелось бы родителям. Они часто раздражали маму, и тогда она доставала ремень.

Мама Киселёвых считала, что бить ребёнка ремнём – это вполне приемлемый метод воспитания. Её так воспитывали родители, и её брата тоже.

Бывали случаи, когда раздражение накапливалось. Тогда мама срывалась… В такие моменты вызвавшего её гнев ждала нелёгкая участь. Мама исступлённо колотила провинившегося ребёнка, таскала за волосы, обзывала самыми унизительными словами.

Потом женщина приходила в себя и… плакала… Просила у побитого ребёнка прощения, обнимала его, целовала и говорила о своей любви к нему…

Она очень любила своих детей, но ничего не могла с собой поделать. Каждый раз, срываясь, она делала это снова и снова. Казалось бы, дети должны были бояться маминой жестокой кары, но они не вели себя лучше. Прекрасно зная, что их ожидает, дети продолжали вести себя плохо.

Иногда казалось, что они специально выводят маму. Знают же, что у неё нервы ни к черту, казалось бы, старайтесь, работайте над собой – так нет.

Так и жила эта семья. Внешне – идеальная, но… со своими скелетами в шкафу.

Прошло много лет…

Когда Рита, Саша и Кирилл выросли, проблемы не закончились. Наоборот – проблемы стали более масштабными. О таких говорят: «Большие детки, большие бедки».

Как только Рита вырвалась из-под родительского контроля, она попала в очень плохую историю. Девушка влюбилась и втайне от родителей начала жить с молодым человеком, который оказался настоящим садистом. Он издевался над ней, как только мог, а когда она пыталась уйти – угрожал ей. Что-то держало девушку в этих отношениях почти целый год, в течении которого она потеряла желание жить. Родители нашли девушку и спасли её, но…

Судьба Риты складывалась плохо. Из-за истории с садистом-мучителем, она не закончила институт. И хотя Рита была очень красивой, умной, интересной и талантливой девушкой, и многим парням она нравилась, отношения у неё складывались всегда только с теми мужчинами, рядом с которыми она страдала…

… Саше фатально не везло по жизни. Институт он бросил, женился как-то необдуманно, «по залёту», жизнь с молодой женой была кошмарной. Супруги часто ругались и дрались. Саша начал пить… У него был очень сложный характер, жить с ним было тяжело. В общем, родители Киселёвы очень переживали за него, но, кроме как пожалеть, ничем не могли помочь.

А как сложилась жизнь Кирилла? Кирилл – самый успешный из детей Киселёвых. Он единственный, кто закончил ВУЗ (хотя и с трудом – не раз ему хотелось бросить учебу). Умный и талантливый молодой человек завоевал хорошую репутацию в своем городе, сделал неплохую карьеру в сфере, которая ему была по душе. 4 года Кирилл встречался с любимой девушкой – всё у него было замечательно… до свадьбы.

Красивая свадьба в роскошном ресторане стала началом испытаний. Прошло всего несколько лет, и отношения в семье разладились. Все началось с неприятностей и денежных проблем – Кирилл потерял работу. Семья оказалась в долгах. Он все чаще начал упрекать молодую жену – неладная она, плохая хозяйка и никудышная мать.

Молодой мужчина оказался вербальным садистом. В конце концов, его жена забрала ребёнка и ушла жить к родителям.

Судьба всех троих детей, которых били в детстве, оказалась очень сложной. Каждый из них был глубоко несчастлив… Старания родителей, которые пытались изо всех сил дать им хорошее образование, развить их творческие и физические способности, не помогли им во взрослой жизни.

Их судьбу построила мамина тяжелая рука…

Что происходит, когда отец или мать бьет ребёнка

Бить по попе ребёнка – это дедовский метод воспитания, которому доверяют многие папы и мамы. Может показаться невероятным, что телесные наказания влияют на будущее малыша самым деструктивным образом, но это на самом деле так, ведь многие наши взрослые проблемы – родом из детства.

почему нельзя бить детей

Когда родители бьют своего ребёнка, они лишают его ощущения защищённости и безопасности, которое необходимо юному созданию для правильного психического развития. Когда ребёнок лишается этого ощущения, его психическое пытается «защититься», активируя ранние (архетипичные) программы, неадекватные для современного мира. Психическое развитие при этом существенно затрудняется.

Человеку с неразвитым психическим очень трудно будет реализоваться в будущем. Вместо того чтобы радоваться своей жизни, он будет страдать. Он может быть здоров, умен, красив и талантлив, но сценарий его поведения не принесёт ему счастья и удовольствия.

В зависимости от того, какими векторами (врожденными психическими свойствами) природа наделила ребёнка, последствия физических наказаний для его жизни могут быть разными.

Воспользуемся Системно-векторной психологией и проанализируем, что произошло с детьми Киселёвых.

Рита

Жизненный сценарий Риты – все её страдания и неудачи, плохие люди на её пути – всё это предопределено неосознанным мазохизмом в кожном векторе.

Нельзя бить детей с любыми векторами, а ребёнка с кожным вектором нельзя бить категорически! У такого ребёнка очень нежная кожа, низкий болевой порог. Когда его бьют, в его психическом формируется мазохистский сценарий (более подробно об этом я писала здесь). Маленький кожник, который начал адаптировать боль от побоев, то есть выделять эндорфины, специально ведёт себя так (неосознанно, конечно), чтобы его наказывали.

Во взрослой жизни такой человек бессознательно ищет унижения и боли. В страданиях и разочарованиях проходит его жизнь. Если только он не осознает механизмы, которые им живут…

Саша и Кирилл

Физические наказания в детстве помешали развитию анального и кожного векторов Саши. Неразвитый анальный вектор сделал его садистом.

В его психическом живёт так называемый «комплекс неудачника» - часто встречаемый мужской вариант мазохизма. Алкоголь помогает Саше облегчать свою жизнь, временно снимая его страдания.

Склонность к вербальному садизму у Кирилла проявилась в период стресса, когда он потерял работу и не мог реализовать себя. Так ведут себя нереализованные мужчины с анальным вектором. Садистируя, анальник снимает на короткое время психическое напряжение и получает временное облегчение.

Последствия избиения в детстве могут быть гораздо серьезнее, глобальнее и разрушительнее: мальчик с кожным вектором может вырасти вором, мошенником; кожная девочка – протитуткой, (воровкой тоже вполне); битая уретральная девочка, повзрослев, станет мужеподобной лесбиянкой, уретральный мальчик – опасным преступником, кожно-зрительный - трансвеститом… Перечислять негативные последствия для разных векторов (напомню, что их 8) и их сочетаний можно долго…

Вы всё еще считаете, что можно бить детей?

А разве это что-то меняет? Разве физические наказания на самом деле помогают исправить поведение ребёнка? А чего ж он тогда снова и снова ведёт себя плохо, прямо как дети Киселёвых?

Уверяю вас – лучше не надо! Тем более что проблемных детей не существует. Если ребёнок ведет себя деструктивно, значит, родители ошибаются во взаимодействии с ним (подробнее). Исправить поведение непослушного отрока и найти с ним общий язык можно без ремней и кулаков.

Бью ребёнка – что делать?

Другое дело, когда отец или мать бьет ребёнка, потому что не может сдержаться. Исступлённо. Как мама Киселёвых.

Что заставляет родителя причинять боль самому родному и дорогому человечку – собственному ребёнку? Конечно же, психическое, скрытое в бессознательном. Фрустрации (неосознанные и ненаполненные желания) в анальном векторе заставляют нас садистировать, временно снимая психическое напряжение.Физическое насилие со стороны родителей может напугать ребёнка и тем самым временно скорректировать его поведение. Но оно НИКОГДА не пойдет ему на пользу…

Обычно родители выступают против какого-либо насилия над детьми, но, к сожалению, только на словах. Нередко можно увидеть, как на детской плащадке во дворе очередной малыш получает увесистый шлепок по попе от рассерженной мамочки. Почему так происходит? Почему родители считают, что можно и нужно бить детей?


На самом деле, они так не считают. Просто бывают моменты, когда ребенок начинает показывать свой характер, а словами его угомонить не получается. Тут-то и происходят срывы. Всего через несколько минут родители осознают, что поступили неправильно, что не стоило бить ребенка по попе. Некоторым даже становится стыдно. В мыслях звучат очередные обещания больше никогда не бить ребенка. Но, повторюсь, только в мыслях. Очередная детская шалость так или иначе заканчивается традиционным шлепком по попе или куда хуже – ремнем.


Давайте не будем говорить о том, можно ли бить детей ремнем. Я считаю этот вопрос риторическим. Показывать свою силу слабому и беззащитному – не самый лучший способ самоутверждения. Задайте себе один вопрос – вы точно уверены, что сможете себя контролировать и не срываться на крохе? В большинстве случаев ответ будет отрицательным.


Действительно, очень сложно совладать со своими эмоциями, когда всеми силами стараешься объяснить другому человеку что-то, а он тебя не слышит и не понимает. Но применять силу не стоит. Это не выход. А где же выход?



Давайте сделаем так – вы больше не задаете себе вопросов о том, нужно ли бить детей. Ответ отрицательный и обжалованию не подлежит. Нельзя! Никогда!


Я предлагаю представить одну картину. Ваш малыш начинает безобразничать. Вы пытаетесь объяснить ему, что так делать нехорошо, но он не понимает вас, делает по-своему. Когда ваши нервы уже на пределе, остановитесь на пару секунд, не спешите бить ребенка. Закройте глаза, вдохните, откройте глаза, выдохните. Посмотрите на того человечка, который стоит перед вами. А теперь представьте, что вы – этот маленький беззащитный ребенок. Перед вами стоит самый дорогой и любимый для вас человек, у вас нет никого ближе и . Он смотрит на вас со злостью и раздражением, он хочет ударить вас, сделать вам больно. Вы не можете себя защитить. Никто не может вас защитить, потому что у вас нет никого, кто бы мог это сделать. Что вы чувствуете в этот момент? Обиду? Разочарование? Горечь? Что? (Подумайте на досуге об этом.) А теперь вернитесь в реальность. Внимательно посмотрите в заплаканные глаза своего ребенка. Вам все еще хочется его ударить?



В конце концов даже ученые подтвердили, что малыш, которого били в детстве по попе, вырастает более жестоким и злым, чем ребенок, который рос в спокойной и дружественной обстановке. Задумайтесь, каким вы хотите видеть свое чадо через 20-30 лет?


Если вы хотите быть для своего малыша другом, не бейте его. Вы же взрослый человек! Неужели не найдете мирный способ угомонить маленького шалунишку? Каждый раз, когда захочется ударить ребенка по попе, поступайте так, как мы делали чуть выше. Всегда ставьте себя на место ребенка! Это поможет вам избежать многих конфликтов. Плюс – я гарантирую, что после прочтения этой статьи и выполнения данных здесь рекомендаций 90% родителей наконец-то дадут себе ответ на вопрос – можно ли бить детей и нужно ли это делать?


Наказание редко работает, но все же этот метод контроля поведения сохраняется. Родители оправдываются: «Мы не бьем своих детей, мы их наказываем». В чем различие? Если взрослый человек ударил другого взрослого, мы говорим «бьет», если ребенок ударил другого ребенка, мы говорим «бьет»; но когда взрослый ударил ребенка, мы смягчаем формулировку, говоря «наказывает». Наказание практикуется среди родителей, которых в детстве воспитывали таким способом, и среди родителей, которые не знают лучшей альтернативы.

1. Битье порождает битье
Вот классическая история о матери, которая была уверена, что наказание является неотъемлемой частью воспитания, пока однажды она не увидела, как трехлетняя дочь бьет годовалого брата. Когда ее стали ругать, она ответила: «Я просто играю в маму». Эта мать больше никогда не наказывала своих детей.
Дети подражают особенно тем людям, которых они любят и уважают. Они полагают, что это правильно - делать все, что делаете вы. Родители, помните, что вы воспитываете не только мать или отца, жену или мужа. Те.методы воспитания, которые вы применяете к своим детям, будут, наиболее вероятно, применены ими при воспитании собственных детей. Семья - это тренировочный лагерь, где учатся разрешать конфликты. Исследования показывают, что дети из семей, где практикуются наказания, более агрессивны при разрешении конфликтов. Дети понимают, что когда возникает проблема, ее очень просто решить хорошим ударом. Ребенок, поведение которого управляется наказаниями, переносит такой метод общения на взаимоотношения с братьями, сестрами, ровесниками, а возможно, позднее на супругу и потомков.

Словесный и эмоциональный «удар»
Оскорбить можно не только физическим воздействием. Все, что мы говорим о физическом наказании, относится к словесному и эмоциональному наказанию. Упреки и оскорбления психологически расстраивают ребенка. Эмоциональное оскорбление может быть очень тонким и даже лицемерным. Угрозы принуждения по отношению к ребенку могут вызвать самый большой страх -страх одиночества. (Я уйду, если ты не исправишься.) Часто угрозы одиночества подразумеваются (ваш способ воздействия дает ребенку информацию, что вы не можете выдержать общения с ним). Шрамы в сознании остаются дольше, чем шрамы на теле.

2. Физическое наказание унижает ребенка
Ребенок, который действует правильно, должен чувствовать, что он прав. Формирование собственного внутреннего образа ребенка начинается с того, как его воспринимают окружающие, и прежде всего родители. Даже в любящих семьях наказания создают неблагоприятную ауру, особенно для ребенка, который слишком мал, чтобы понять причину наказания. Родители проводят много времени, чтобы воспитать ребенка. Однажды ребенок разбивает стакан, вы наказываете его или кричите на него, и он чувствует «Я плохой». Это очевидный вывод, потому что для маленького ребенка вы всегда правы. Другой очевидный вывод, что разбитый стакан для вас важнее его самого. Конечно, причина того, что вы наказываете малыша, состоит в том, что вы сердитесь, но ребенок понимает это по-своему: мама бьет меня, значит, я плохой. Вы хотите его научить быть внимательным. Он учится совсем не тому, о чем вы думаете. Он понимает, что заслужил наказание, потому что он плохой.

Даже объятия, которые родители используют для смягчения ситуации, не могут удалить горечь наказания. Ребенок чувствует себя побитым снаружи и внутри еще долго после объятий.
Многие дети рассматривают объятия в этой ситуации как просьбу о пощаде: «Если я обниму его, отец перестанет бить меня». Однако наказание,повторяется вновь и вновь, весь дом как будто говорит ребенку: «Ты слабый и беззащитный».
Джоан, любящая мать, искренне уверена, что наказание является правом родителей и необходимо для воспитания ребенка. Она полагает, что «наказание полезно для самого ребенка». После нескольких месяцев воспитания наказаниями ее ребенок стал замыкаться в себе. Она видела его одного, играющим в углу и не проявляющим интереса к товарищам. Он начал избегать зрительного контакта с ней. Он утратил свою живость. Внешне он был «хорошим мальчиком». Внутренне Спенсер думал, что он плохой. Он не чувствовал себя правильно - он не поступал правильно. Наказания сделали его чувства меньше и слабее.

Наказание по рукам
Как соблазнительно шлепнуть по этим дерзким маленьким ручкам! Многие родители делают это, не задумываясь, но давайте рассмотрим, что происходит дальше. Мария Монтесори, одна из рьяных противниц битья детей по рукам, верила, что детские руки - это инструмент для исследования, инструмент детской природной любознательности. Битье по рукам создает сильное негативное сообщение. Исследования подтверждают эту мысль: руки не должны быть предметом физического наказания. Психологи изучали группу из шестнадцати детей в возрасте четырнадцати месяцев, которые играли со своими матерями. Когда одна группа детей пыталась взять запрещенный предмет, то получала удар по рукам; другая группа не подвергалась физическому наказанию. В последующих исследованиях, которые проводились семь месяцев спустя, наказанные дети проявляли меньше сноровки в исследованиях окружающей обстановки. Лучше убрать предмет от ребенка, чтобы маленькие руки остались в неприкосновенности. Альтернатива наказанию рассмотрена в разделе «Отвлечение и замена».

3. Наказание унижает родителей
Родители, которые наказывают или оскорбляют своих детей, часто сами ощущают дискомфорт, потому что глубоко внутри себя сознают, что не правы, применяя подобные методы воспитания. Они чувствуют себя бессильными. Часто родители наказывают детей или кричат на них в отчаянии, так как не знают, что делать, а после этого чувствуют себя еще более бессильными, потому что метод не работает. Как сказала одна мать, которая вычеркнула, правда, с опозданием, наказания из списка средств воспитания: «Я выиграла битву, но осталась в состоянии войны. Мой ребенок теперь боится меня, а я чувствую, что потеряла нечто ценное».
Наказание также принижает роль родителей. Быть авторитетной фигурой - значит пользоваться доверием и уважением, но не внушать страх. Сохранение авторитета не может базироваться на страхе. Родители, которые используют наказание для управления ребенком, попадают в ситуацию последовательных потерь. Это выражается не только в том, что ребенок теряет уважение к родителям, но и родители, развивая систему наказаний, оставляют меньше места альтернативным способам воспитания. Они уделяют меньше внимания профилактике возможных нарушений поведения ребенка, которые происходят все чаще. У ребенка нет стимула для развития внутреннего самоконтроля - это еще одна потеря для ребенка.
Наказание ухудшает отношения между родителями и детьми. Телесные наказания создают дистанцию между наказывающим и наказываемым. Наше общество уже создало слишком много препятствий между родителями и детьми. Эта дистанция очень опасна в домашней обстановке, где отношения между родителями и детьми могут быть уже напряжены. Это происходит в неполных или смешанных семьях. Некоторые дети незлопамятны, и наказание не производит видимых впечатлений на их сознание и тело. Другим детям бывает трудно после этого чувствовать себя любимыми. Отношения между родителями и детьми страдают, отрицательно влияя на все другие отношения в семье.

4. Битье может быть оскорбительным
Вы бьете по руке сильнее. Вы начали игру, в которой не может быть победителя. Вопрос, который при этом решается: кто сильнее - становится более важным, чем проблема вазы. Что вы будете делать теперь? Бить все сильнее и сильнее, пока рука ребенка не заболит так, что он не сможет «не слушаться»? Опасность начала физического наказания состоит в том, что вы вынуждены применять оружие нарастающей силы: сначала рука превращается в кулак, затем в дело идет ремень, сложенная газета сменяется деревянной ложкой. Такое начало, внешне невинное, усиливает оскорбление ребенка. Родители, которые запрограммированы на наказание, дают себе установку усиливать наказание, возможно, потому, что не изучили альтернатив. Они мгновенно переключаются в режим наказания, когда поведение ребенка нарушается.

5. Наказание не улучшает поведение
Много раз мы слышали от родителей: «Чем больше мы наказываем, тем сильнее нарушение поведения». Наказание делает поведение ребенка хуже, а не лучше. И вот почему. Помните основу хорошего поведения: ребенок, который чувствует себя правым, поступает правильно. Наказание разрушает этот принцип. Ребенок, которого наказали, чувствует внутренне, что он не прав, и это проявляется в его поведении. Чем хуже он ведет себя, чем больше его наказывают, тем хуже он чувствует себя. Круг замыкается. Мы хотим, чтобы ребенок знал, что он не прав и раскаивался, но продолжал верить, что он человек, который имеет значение.
Одной из задач акции воспитания является немедленное пресечение нарушения поведения, и наказание может сделать это. Но более важно воспитать убеждение в недопустимости проступка (поэтому внутренний контроль необходим больше, чем внешний). Одна из причин неэффективности наказания состоит в том, что созданный им внутренний контроль действует только после наказания. Ребенок настолько оскорблен физическим наказанием (и его силой), что забывает о причинах наказания. Сядьте рядом с ним и объясните, за что он был наказан, чтобы убедиться: он осознал свои действия. Это может быть лучше и даже исключает саму фазу наказания. Альтернатива наказанию может быть более неприятной для ребенка и потребовать от него умственного напряжения, больших затрат времени и энергии от родителей. Отсюда следует вывод об основной причине, по которой родители склоняются к наказанию, - так легче.

6. Телесное наказание не соответствует Библии

Существуют родители, которые не наказывают своих детей, и дети, которых не наказывают. Существуют ли факты в вашей семейной истории и отношениях с малышом, которые чреваты риском оскорбления ребенка? Есть ли у вашего ребенка такие черты характера, которые делают наказание неуместным?

  • Оскорбляли ли вас в детстве?
  • Легко ли вы теряете контроль над собой?
  • Вы усиливаете наказание, а результат ухудшается?
  • Вы наказываете все сильнее?
  • Наказание не действует?
  • У вашего ребенка высокие потребности? Сильная воля?
  • Ваш ребенок очень чувствителен?
  • Ваши отношения с ребенком, уже отдалены?
  • Существуют ли ситуации, которые делают вас сердитым, например финансовые трудности, сложности в супружеских отношениях или страх потерять работу? Снижают ли эти факторы ваше собственное самоуважение?

Если вы ответили «Да» на эти вопросы, проявите мудрость и откажитесь от телесных наказаний в своем доме, найдите им достойную замену. Если вы не сможете сами справиться с этой проблемой, обратитесь к тому, кто поможет вам.
По нашему мнению, нигде в Библии не сказано, что вы должны наказывать своих детей, чтобы быть верующими родителями.

7. Физическое наказание развивает гнев у детей и родителей
Дети часто понцмают физическое наказание как несправедливость. Они более склонны протестовать против такого вида наказания, чем против других способов коррекции поведения. Дети не мыслят рационально, как взрослые, но у них есть врожденное чувство справедливости - их стандарты не соответствуют стандартам взрослых. Если вы поймете, что наказание может и будет способствовать развитию гнева у ребенка, вы откажетесь от него. Часто чувство несправедливости перерастает в чувство оскорбления. Когда наказание оскорбляет детей, они либо протестуют, либо замыкаются в себе. В то время как наказывающий думает, что ребенок впредь не будет совершать аналогичных проступков, ребенок будет просто бояться наказания. Наш опыт показал, что дети, которыми управляют с помощью наказаний, внешне кажутся послушными, а внутри кипят от гнева. Они чувствуют, что их индивидуальность нарушена. Они отделяются от мира, который, по их представлениям, несправедлив к ним. Они с трудом доверяют окружающим, становясь нечувствительными к тем, кто был нечувствителен к ним.Родители, которые исследуют свои чувства после наказания, понимают, что все, что они сделали, - это освободили себя от гнева.
Импульсивный выпуск гнева часто становится привычкой, замыкающей цикл наказания. Мы нашли, что лучший способ отказаться от желания наказывать, состоит в том, чтобы воспитывать в себе два убеждения: 1) мы не будем наказывать наших детей и 2) мы будем воспитывать их. Так как мы решили, что наказание -не выбор, мы должны найти лучшие альтернативы.

8. Наказание возвращает худшие воспоминания
Память ребенка, подвергающегося наказаниям, может оставить свой травмирующий след на приятных событиях, связанных с ростом. Люди, вероятно, способны чаще вспоминать травмирующие события, чем приятные. Я рос в очень заботливом доме, но иногда подвергался телесным наказаниям. Я хорошо помню ивовые ветки. После моего проступка, дедушка сказал мне, что накажет меня, и отослал в мою комнату. Я смотрел в окно и увидел, как он идет по лужайке и собирает ивовые ветки. Потом он вошел ко мне в комнату и стал хлестать меня поперек задней части бедер ивовой веткой. Наверное, это было эффективным средством для битья, потому что оно произвело на меня глубокое впечатление - физическое и моральное. Хотя я помню„что меня любили, я не помню многие счастливые сцены так подробно, как сцены наказания. Я думаю, что одна из наших целей, как родителей, состоит в том, чтобы заполнить банк памяти детей сотнями, а возможно, тысячами приятных сцен. Удивительно, как тягостная память о наказаниях может блокировать положительные воспоминания.

9. Наказание дает долговременные отрицательные эффекты
Исследования показали, что наказание может оставлять шрамы глубже и дольше, чем кратковременное покраснение ягодиц. Вот результаты исследований долгосрочных эффектов телесных наказаний.

  • В проведенном исследовании, охватывающем девятнадцать лет, ученые установили, что дети, к которым применялись в большом количестве телесные наказания, были более антиобщественными и эгоцентрическими и что физическое насилие стало принятой нормой для них, когда они стали подростками и взрослыми.
  • Студенты колледжа проявляли больше психологических расстройств, если дома их мало хвалили, больше ругали, много наказывали и оскорбляли словесно.
  • Обзор 679 студентов колледжа показал, что те, кого наказывали в детстве, применяют телесные наказания, воспитывая своих детей. Студенты, которых не наказывали в детстве, намного легче приспосабливались к практической работе, чем те, кого наказывали. Студенты, подвергавшиеся наказанию, сказали, что помнят, насколько их родители были сердиты, когда наказывали их. Они помнили само наказание и обстановку, в которой оно происходило.
  • Наказание, кажется, имеет больше негативных долгосрочных эффектов, когда оно заменяет положительную связь между родителями и ребенком. Долгосрочные, разрушительные эффекты наказания уменьшаются, если оно происходит в любящем и заботливом доме.
  • Изучение воздействия физического наказания на формирование поведения показало, что чаще всего эти дети более склонны проявлять агрессию по отношению к остальным членам семьи и сверстникам. Наказание вызывает меньшую агрессию, если оно производится в заботливой семейной среде, с рациональными объяснениями, за что ребенок был наказан.
  • Изучение влияния битья по рукам показало, что дети, которых били по рукам, проявили отставание в исследовательском развитии семь месяцев спустя.
  • Взрослые, которые часто подвергались физическим наказаниям в подростковом возрасте, бьют своих супругов в четыре раза чаще, чем те, которые не подвергались наказаниям.
  • Мужья, которые выросли в строгих, невоздержанных семьях, в шесть раз чаще склонны к избиению своих жен, чем мужчины, выросшие в спокойных семьях.
  • Более одного из четырех родителей, которые выросли в невоздержанных семьях, становятся настолько агрессивными, что рискуют нанести травму своему ребенку.
  • Изучение тюремного контингента показало, что наиболее тяжкие преступления происходят в невоздержанных семьях.
  • История жизни людей, пользующихся дурной славой, убийц, грабителей, насильников и других жестоких преступников, показала, что в детстве они подвергались физическим наказаниям.

Свидетельства против наказаний впечатляют. Сотни исследований привели к одинаковым результатам:

  1. Чем больше ребенок подвергается физическим наказаниям, тем более агрессивным он становится.
  2. Чем больше ребенок подвергается физическим наказаниям, тем более вероятно, что он будет жестоко обращаться со своими детьми.
  3. Наказание создает почву для неправильного поведения.
  4. Наказание не работает.

Альтернатива телесному наказанию
Вот пример альтернативы телесному наказанию, которая физически корректирует нарушения поведения без причинения боли. Лаура - наша семейная обезьянка, она любит забираться везде. Однажды Марта вошла в кухню и увидела Лауру, которой было тогда двадцать два месяца, стоящей на буфете и разбирающей шкафчик с приправами. (Она редко забиралась так высоко без посторонней помощи.) Марта быстро схватила ее и сняла с буфета твердо и стремительно, так что это удивило их обеих. При этом Марта мягко сказала: «Это опасно! Стой внизу!» Лаура была легко одета, поэтому руки Марты создали слабое болезненное ощущение на ее оголенной коже. Лаура удивилась. Она пристально посмотрела на Марту, чтобы обнаружить гнев или намерение причинить боль. Не найдя ни того, ни другого, она интерпретировала это как защиту или исправление, а не наказание, поэтому она прекратила протестовать. Физическое воздействие Марты не причинило боли. Уверенность и стремительность, конечно, остались в памяти Лауры, и она поняла еще раз, что Марта - родитель, а она - ребенок. Лаура поняла, что Марта служит ей защитой. («Мама может защитить меня, потому что она большая».) Хотя такой метод защиты ограничил свободу, это не расстроило Лауру. Для детей очень важно получить сообщение, что родители отвечают за них. К маленьким детям часто приходится применять физическое воздействие. Одни слова здесь не работают.

Книга: Ваш ребенок от рождения до 10 лет

Когда в семье появляется ребенок, родители обещают себе заботиться о нем и никогда не обижать. Но это непросто реализовать, ведь подрастая, дети начинают испытывать терпение взрослых непослушанием и шалостями. В такой ситуации многие папы и мамы задумываются о применении физического наказания и задаются вопросом – бить ребенка или не бить в качестве наказания за проступки?

Шлепки ремнем или рукой по попе – одна из популярнейших воспитательных мер и родители, использующие этот метод, не видят в нем ничего предосудительного. Действительно ли физическое наказание безопасно и облегчает воспитательный процесс? Чтобы это понять, рассмотрим его влияние на ребенка, а также возможные последствия.

Почему многие считают обычным делом воспитывать детей с помощью шлепков и подзатыльников?

Есть несколько причин, побуждающих родителей применять силу:

  • «Наследственные» факторы. Если папа или мама в детстве сами подвергались физическим наказаниям, вопрос о том, можно ли бить детей в целях воспитания, зачастую даже не возникает. Они уверенны, что это – единственно правильный и возможный метод воздействия на ребенка, хорошо закрепляющий информацию, полученную в ходе поучительной беседы.
  • Еще одним мотивом ударить ребенка становится вымещение собственных негативных эмоций от неудач, обид, проблем на работе. Бывает, что дети попросту попадают по горячую руку, ведь больше сорвать злость не на ком.
  • Иногда причиной является нежелание тратить время на продолжительные беседы и многократное повторение правил поведения. Ведь всегда проще шлепнуть по попе, чем объяснять ребенку его неправоту и разбираться в причинах произошедшего.
  • Порой к физическим наказаниям переходят от безысходности. Когда знаний родителей о процессе воспитания оказывается недостаточно и найти подход не удается, применение силы кажется единственным способом справиться с «маленьким монстром».
  • Нестабильности психики. Люди, имеющие нерешенные психологические проблемы или какие-либо психические отклонения, могут бить детей и срываться на них без видимой причины. После, успокоившись, ударивший ребенка родитель жалеет о своем поведении, но все равно не может совладать с собою. В этом случае требуется проработка проблемы с психологом или иным специалистом.

Что является физическим наказанием?

Применять физическое наказание не обязательно значит избивать ребенка. Под это понятие попадают все воздействия с применением силы – грубое дерганье за руки или одежду, толкание, подзатыльники, насильное кормление или, наоборот, лишение еды.

Не важно, берет ли родитель в руки ремень или использует другие подручные средства (полотенце, тапок и т. д.). Любые действия, направленные на то, чтобы причинить боль, продемонстрировать свою власть и физическое превосходство, оставляют свой след в душе ребенка.

Можно ли бить детей?

Как правильно бить ребенка и стоит ли вообще это делать? Мнения родителей в этом вопросе сильно расходятся. Одни всецело «за» физическое наказание в разумных пределах, другие – находят массу аргументов «против».

В пользу применения более мягких мер воспитания свидетельствуют следующие факты:

  • Любые методы физического воздействия не способствуют лучшему усвоению информации. В детстве способность человека хранить воспоминания менее развита, поэтому наказание и события, приведшие к нему, в любом случае забываются достаточно быстро.
  • Шлепки по попе – унизительная процедура, вызывающая у ребенка гнев и обиду, кажущаяся ему несправедливой, а потому отнюдь не побуждающая его осознать свой проступок.
  • Применение физического наказания снижает значимость ваших слов для детей. То есть, если вы начали это практиковать, то все, что действовало на ребенка раньше, перестанет служить для него останавливающим фактором. Это значит, что придется применять силу снова и снова, так как другие аргументы не будут восприниматься всерьез.

К тому же, негатив, возникающий у детей в ответ на физические наказания, нередко ведет к новой волне непослушания и желанию делать «назло». После такого поведения ребенка бьют снова. Так формируется круговорот семейного насилия.

Последствия

Физическое наказание не проходит для ребенка бесследно. Это утверждение особенно верно, если речь идет о систематическом применении силы в воспитании.

Вот несколько фактов, объясняющих, почему нельзя бить детей:

  • Постоянный страх перед родителями, возникающий в результате физических наказаний, со временем приводит к развитию невроза. На фоне него ребенок испытывает сложности в общении со сверстниками, становится неуверенным в себе.
  • Повзрослев, такие дети имеют сильно заниженную самооценку, что мешает им реализовать себя в карьере и личной жизни.
  • Ребенок на всю жизнь запоминает, что прав тот, кто сильнее. В дальнейшем, этим принципом он будет пользоваться и сам, проявляя жестокость к слабым.
  • Дети, которых воспитывали с применением силы, в большинстве случаев повторяют этот сценарий, создав собственную семью.
  • Регулярные физические наказания снижают способность детей концентрироваться на учебе. Так нужно ли с ремнем стоять над ребенком, пытаясь повысить его успеваемость в школе?
  • Каждый эпизод избиения отдаляет ребенка от родителей, разрушая близость и доверие, лишает самых близких людей взаимопонимания. В итоге, когда малыш вырастет, едва ли он захочет заботиться о постаревшем отце или матери.
  • Согласно статистике, более 90% преступников в детстве подвергались физическим наказаниям и насилию со стороны родителей. А вы ведь не хотите воспитать маньяка?
  • Последствием унижений в семье становится чувство ненужности и одиночества. В таком состоянии ребенок легко может попасть под влияние сомнительных людей, проявивших к нему интерес. Результат этого – плохие компании, раннее употребление алкоголя, наркомания, втянутость в преступные группировки.

Кроме того, в порыве эмоций легко не рассчитать силы. Попавший под горячую руку ребенок может упасть, удариться об острый предмет и получить тяжелые травмы, иногда несовместимые с жизнью.

Как в порыве гнева не ударить ребенка?

Даже шлепки по попе – мера, которая должна применяться в последнюю очередь. Рассмотрим несколько приемов, позволяющих сдержаться в стрессовой ситуации и научиться контролировать свой гнев.

Прежде всего, надо постараться понять, почему ребенок плохо себя ведет. Возможно, это связано с возрастными особенностями () или его что-то спровоцировало. Бить в такой ситуации абсолютно бесполезно.

Нужно делать скидку на то, что дети еще только учатся правильно показывать свои эмоции. Непослушанием они часто выражают протест против каких-либо жизненных обстоятельств, который пока не могут доступно объяснить словами, или привлекают внимание родителей, слишком занятых другими делами.

Если вы чувствуете, что уже не можете сдерживаться, нужно взять паузу и переключить внимание на занятия, помогающие справиться с негативом, например:

  • Попробуйте медленно сосчитать в уме до 5.
  • Выйдите в другую комнату и скажите ребенку, что вернетесь чуть позже. Оставшись с собой наедине, можно скомкать ненужные бумаги, чтобы освободиться от гнева. Если вас успокаивает наведение порядка, переложите вещи, протрите пыль.
  • Съешьте что-нибудь вкусное.
  • Представьте ситуацию со стороны – так ли она важна? Вспомните себя в детстве и свои чувства, когда родители вас наказывали.
  • Также хорошим способом успокоить нервы станет принятие теплого душа с любимым гелем.
  • Чаще используете юмор. Любую ситуацию можно разрядить шуткой и проблема уже не будет казаться настолько важной.

Конечно, эти способы помогают не всем. Но, при желании, вам удастся найти подходящее решение.

Альтернативы

Даже если вам удастся сдержаться и не шлепнуть ребенка по попе, остается проблема – как тогда добиться послушания? Психологи рекомендуют устанавливать детям границы дозволенного с самого раннего возраста. Объяснять что можно, чего нельзя и как себя вести в общественных местах, нужно с того момента, как ребенок начинает понимать речь.

Но как бы хорошо вы ни воспитывали малыша, периодические капризы и шалости неизбежны. Объяснение нежелательности такого поведения будет эффективнее физического наказания. Но если ребенок в истерике, приступать к беседе нужно только когда он успокоится. Маленьким детям прийти в себя помогает умывание прохладной водой, переключение внимания на игрушки.

Разговор должен пройти мягко, без сюсюканья, но и без давления. Поинтересуйтесь причинами поступка ребенка, спокойно объясните ему, почему так делать нельзя, как исправить ситуацию, а также предложите приемлемые варианты поведения. Если такая провинность случилась впервые, можно ограничиться внушением и предупредить, что в следующий раз последует наказание (озвучить какое).

В качестве воспитательных мер рекомендуется применять несиловые методы воздействия – лишение игр за компьютером, похода в кино или на прогулку, карманных денег и тому подобное. Важно быть последовательными – если вы обещали наказать за плохое поведение, то так и нужно поступать. Иначе, ребенок, почувствовав вседозволенность, повторит свои шалости еще не раз.

Некоторые мамы и папы убеждены, что применение силы не является эффективным приемом в процессе воспитания детей, мало того, это может спровоцировать новые конфликты и усугубить ситуацию. Однако имеет место и утверждение, что воспитание с полным отсутствием даже легких шлепков по попе невозможно. Кто же из них прав? Нужно ли бить детей ? Узнайте, прочитав эту статью.

Почему нельзя бить детей

Ни для кого не секрет, что многие родители применяют рукоприкладство как один из методов воспитания детей. А стоит ли бить ребенка? Чаще всего, мамы и папы оправдывают свое жестокое поведение тем, что малыш сам напросился: вредничает, закатывает истерику, дерется, убегает и другое. Родитель забывает, что перед ним маленький ребенок, с чувствительной психикой и детским уровнем развития, он еще не осознает возможных последствий своих действий и не в силах полностью контролировать себя.

Можно ли бить детей в целях воспитания ? Вы только вдумайтесь, малыш познает окружающий мир, учится на своих ошибках и очень нуждается в родительском тепле и заботе. Но мама старается навязывать ему свои желания и стереотипы, кроха начинает протестовать, так как не понимает почему именно так он должен поступать. Реакция родителя на детский протест - ремень. Как после этого малыш может доверять окружающим? И есть ли смысл такого строгого воспитания? Конечно же, нет. Такие поступки не соответствуют поставленным целям в процессе формирования детской личности: не учат ребенка как нужно правильно вести себя в обществе, разрушают чувства доверия и безопасности, снижают авторитет родителя.

Бесспорно, в некоторой степени рукоприкладство является очень удобным: не нужно проводить длинных бесед с детьми, подбирая слова, рассказывать о неправильности его поведения. Но мамы и папы даже не догадываются о том, что если бить ребенка последствия могут быть самые разные. Среди них можно выделить такие:

  • страх . В глазах непоседы родитель не авторитет, а агрессор, от которого можно ожидать что угодно. Нередко, на почве этого дети начинают страдать неврозом, возникает задержка в их психологическом развитии;
  • неуверенность в себе , что станет главным фактором в развитии личности маленького непоседы;
  • отсутствие в отношениях доверия . Доверительные взаимоотношения в семье являются залогом правильного развития малыша и его душевного здоровья;
  • прав тот, кто сильнее . В большинстве случаев, если ребенка бить в детстве, в дальнейшем он приходит к выводу, что правда всегда на стороне сильных. Вряд ли человеку с таким девизом по жизни удастся добиться успехов и стать хорошим мужем и отцом;
  • непонимание и одиночество . При наличии затяжного конфликта между малышом и родителем, нередко, в будущем, одинокие подростки начинают искать утешения в алкоголе и наркотиках.

Что же думают специалисты по поводу того, можно ли бить ребенка? Комаровский Е.О. и психолог рассуждают на эту тему в данном видео:

Как перестать бить ребенка

Воспитание детей - очень тяжелый процесс для каждого родителя. Но, почему мамы и папы чаще всего применяют такой радикальный метод как телесное наказание? Попробуем назвать основные причины:

  • нехватка знаний . Ремень - это «единственный выход», за которую взрослые хватаются из-за своей беспомощности в плане воспитания. Вы до сих пор задаетесь вопросом: бить ли ребенка ремнем? О том, почему такой метод не является педагогическим и, какие возможны последствия его применения, читайте в этой статье:
  • отсутствие времени и лень . Некоторым людям нравится бить ребенка из-за того, что это намного проще, чем стараться найти с ним общий язык;
  • личные неудачи . Детские промахи в таких случаях как красная тряпка для несостоявшегося на работе или в личных отношениях родителя;
  • традиции воспитания, унаследованные от старшего поколения . Если несколько поколений в семье воспитывалось «на тумаках», молодежь будет с уверенностью думать, что поступает правильно;
  • неуравновешенность . Иногда родителям стоит серьезно задуматься о своей эмоциональной стабильности. Нередко жизнь преподносит сюрпризы и, если человек вдруг почувствовал, что срывается на малыше из-за своего нервного состояния, следует незамедлительно обратиться к психологу или проанализировать свои ошибки самостоятельно.

Очень полезно посмотреть «исповедь» опытной мамы, которая изменила свое мнение по поводу применения рукоприкладства в процессе воспитания:

Из-за этих причин, родителям, которые даже не являются сторонниками воспитания с применением физической силы, очень трудно не сорваться и удержать себя в руках. Как перестать бить и кричать на ребенка ? Советуем придерживаться некоторых рекомендаций.

  1. Подумайте о последствиях. Это первое, что вы должны сделать в стрессовых ситуациях. Можно обидеть или даже ударить малыша. А смысл? Такие действия принесут лишь временный эффект, а в дальнейшем это негативно скажется на ваших отношениях. Поэтому, бить ребенка - вредно.
  2. Посчитайте до 10. Ведите счет в уме или в голос, не отвлекаясь на внешние раздражители.
  3. Читайте стихи. Психологи советуют этот метод для людей, которые склонны к раздражению. Они уверяют, что классика поможет успокоиться в непростых ситуациях.
  4. Восстанавливайтесь. Воспитание - это нелегкий труд. Каждому человеку после работы нужен отдых как в физиологическом, так и в эмоциональном смысле этого слова, и мамы не исключения.
  5. Читайте литературу про детскую психологию. Вы сможете узнать о том, почему детей бить нельзя, а также про множество, рекомендуемых психологами, подходов и методик для их правильного воспитания.
  6. Развивайтесь. Лучший отдых - это смена деятельности. Для мамы в декрете очень полезно проводить некоторое время вне дома, без крохи. Например, посетите музей или выставку. Узнавайте что-то новое, создавайте цели и ваше эмоциональное состояние придет в норму.

Как не орать и не бить ребенка? При стычке непростых характеров между родителем и малышом, психологи советуют установить некий условный знак или фразу. С помощью которого, вы сможете ясно понять друг другу, что кто-то из вас уже переходит границу. Это может быть хлопок, поднятая рука вверх или фраза «стоп». Данный способ поможет сохранить спокойствие родителей даже в тех случаях, когда, обычно, не получается не бить ребенка, а также сберечь доверительные отношения в семье и избежать вытекающих негативных последствий.

Информацию о том, как родителю оставаться спокойным в конфликтных ситуациях с маленьким непоседой, посмотрите в этом видео:

Полезное видео

Предлагаем послушать советы многодетной мамы о том, как не бить своего ребенка за непослушание

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама