THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Еще одна важная веха в развитии грудного ребенка – это 6 месяц жизни. К концу первого полугодия малыш осваивает кардинально новые для него умения – начинает садиться, пытается вставать и передвигаться посредством ползания. Он активно участвует в процессе общения со взрослыми, становятся ярче его эмоции и заметнее особенности характера. Подробнее о том, что должен уметь ребенок в 6 месяцев – читайте далее в нашей статье.

Физическое развитие

Рост и вес

В среднем вес малыша в 6 месяцев составляет от 7,5 до 9 кг, а рост – 66–68 см. Но ориентироваться следует все также на ежемесячную прибавку в весе и росте: за месяц масса тела должна увеличиться на 400–600 г, а рост – на 2 см.

Окружности головы и грудной клетки

В 6 месяцев окружность головки составляет 43,5–45 см, а груди – от 45 до 46 см.

Психомоторное развитие

В 6 месяцев у детей появляются новые навыки:

Движения. К концу первого полугодия жизни большинство детей начинают садиться или активно стремятся сесть, хотя их попытки бывают пока еще не полностью успешными: садясь, малыш плохо держит спинку или быстро «заваливается» на бок. Но если ребенок сидеть еще не умеет, это считается вариантом нормы, и специально усаживать его без опоры под спинку нельзя.

К 6-месячному возрасту младенец должен уметь вставать на четвереньки и совершать попытки ползания – в основном на животе, «по-пластунски», но у некоторых малышей может отмечаться уже передвижение на четвереньках с перекрестным переставлением рук и ног. Часть детей активно осваивают такие способы передвижения, как ползание назад, или перемещение с раскачиванием, падением вперед на руки и последующим «подтягиванием» ножек. В полгода многие младенцы начинают вставать у опоры или с поддержкой.

Движения рукой становятся все четче. Ребенок целенаправленно тянется и захватывает игрушку или интересующий его предмет пальчиками и крепко удерживает его, подносит ко рту, к глазам, перекладывает из одной руки в другую, совершает другие осознанные действия с игрушками (нажимает кнопки, тянет за пружинки, крутит и перемещает колечки и фигурки по игровым центрам). Достаточно уверенно он владеет пальчиками, и может захватить мелкие предметы, например, пуговицы.

Полугодовалый малыш хорошо удерживает бутылочку с водой или смесью, может пытаться самостоятельно есть печенье или кусочки фруктов, но вот ложку или кружку с водой удержать и поднести ко рту еще не может.

Эмоции ярко окрашены и активно выражены. На смену происходящих вокруг событий ребенок реагирует сменой настроения и эмоций: плачет, смеется, улыбается, хнычет, требовательно кричит и т.д. В то же время свои желания малыш выражает не только эмоциями, но и действиями – протягивает ручки, когда хочет на руки к маме, хлопает в ладошки и подпрыгивает от радости, падает на спину и «сучит» ногами, когда сердится.

Мышление – малыш знает свое имя и откликается на него, знает названия некоторых предметов, понимает, о чем говорят (даже если этого предмета нет сейчас у него перед глазами). При произнесении названия предмета он оглядывается, пытаясь отыскать его вокруг.

Речь. Полугодовалый малыш лепечет, быстро повторяя самые разные слоги. При повторении слогов «ма», «па» или «ба» может складываться впечатление, что он произносит слово «мама» («папа» или «баба»). Однако это еще не слова, а неосознанный лепет, попытки воспроизведения речи взрослых.

Режим дня

Режим дня 6-месячного младенца существенно не меняется: он бодрствует подряд от 2 до 4 часов, а спит до 14 часов за сутки, и по-прежнему 3 раза днем. Из-за возрастающей активности дети могут плохо спать по ночам, капризничать или требовать, чтобы с ними играли. В таких случаях необходимо нормализовать режим дня, исключив подвижные и веселые игры в вечернее время и заменив их на купание, рассматривание картинок или напевание колыбельных мамой.

Нарушения ночного сна у младенца 6 месяцев могут быть обусловлены и другими причинами: прорезыванием зубов, инфекционным заболеванием, повышенной нервной возбудимостью. Если малыш очень беспокоен по ночам, и при этом днем спит не больше обычного, необходимо рассказать об этом на приеме у педиатра и детского невролога.

Другие вопросы

Питание – в 6 месяцев все дети должны получать прикормы (за исключением тех, кто страдает тяжелыми формами аллергии или заболеваниями желудочно-кишечного тракта). Введение новых блюд при нормальной переносимости продукта проводится достаточно быстро – по 1 новому продукту в 1–2 недели. Следует помнить, что введение нового прикорма не начинают в период прорезывания зубов, перед прививкой или на фоне инфекционного заболевания.

К полугоду в рацион младенца вводятся безглютеновые каши, фруктовые и овощные пюре, яичный желток, печенье, растительное масло. К концу 6 месяца начинают введение мясного пюре.

Меню малыша на грудном вскармливании в 6 месяцев выглядит примерно так:

6.00 – грудное молоко;

10.00 – каша гречневая безмолочная с ¼ желтка;

14.00 – пюре овощное с растительным маслом, грудное молоко;

18.00 – пюре фруктовое, печенье, грудное молоко;

22.00 – грудное молоко.

Как только младенец начинает сидеть, кормить его необходимо на специально выделенном месте – оптимальным вариантом станет стульчик для кормления. Пока он сидит неуверенно, под спинку ему нужно подкладывать подушку, переводя малыша в положение полулежа. Обязательно приучение к столовым приборам – тарелкам, ложкам, чашечкам и поильникам вместо привычных ранее бутылочек.

Игрушки. В 6 месяцев при выборе игрушек для ребенка большое внимание следует уделять их безопасности: младенец вполне способен снять мелкую деталь и проглотить или засунуть ее себе в нос. Для малыша в этом возрасте будут интересны различные развивающие центры, на которых можно нажимать кнопки и клавиши, крутить и перемещать детали. К 6 месяцам нужно знакомить ребенка с пирамидкой, обучая его нанизыванию колец, одновременно проговаривая их размер и цвет.

Для развития ребенка 6 месяцев следует как можно чаще разговаривать и общаться с ним. Обязательно читайте простые стишки малышу, показывайте картинки в книжках, называйте все незнакомые объекты на прогулке. Развивающие занятия (чтение, игра с пирамидкой, кубиками) не должны быть продолжительными – достаточно 3–5 минут, иначе ребенок будет уставать, его внимание станет рассеянным и он не получит никакого удовольствия от занятия.

Не забывайте и о физическом развитии и закаливании малыша: с ним нужно гулять 1–2 раза в день, если позволяет погода (допустимой считается температура в пределах от 10 градусов мороза до 30 градусов жары), в течение минимум 2 часов. Желательно проводить прогулки с ребенком на руках (можно поместить его в слинг), а в коляске во время бодрствования его следует перевозить в положении полусидя, чтобы он мог рассмотреть окружающие предметы и происходящие вокруг события.

Дома с ребенком минимум 1 раз в день нужно проводить гимнастику с элементами массажа и активные игры (упражнения на мяче и т.д.) и поддерживать его стремление ползать, для чего следует предоставить малышу возможность перемещаться по полу. Постоянное пребывание младенца в манеже, в кроватке или на диване затормаживают развитие его двигательных навыков – он должен учиться ползать и вставать на твердой поверхности. Если полы очень холодные, можно на 1–2 часа, во время занятий с ребенком, застилать их одеялом.


К 6 месяцам знакомство малыша с окружающим миром переходит на новый уровень. Кроху уже не пугают внешние факторы, скорее, они кажутся ему более интересными и увлекательными. Теперь можно не только созерцать, но и потрогать предметы, и даже их попробовать.

В развитии 6-месячного ребенка отмечаются серьезные физические сдвиги. Психика малыша стремительно развивается. Кроха почти каждый день демонстрирует новые навыки, радуя родителей и приводя окружающих в полный восторг своей сообразительностью и смекалкой.

Физические показатели развития

В 6 месяцев маленький человечек уже не кажется таким хрупким и крошечным, его без опаски можно держать на руках. Вес от рождения к 6 месяцам увеличивается в 2 раза.

Каждую неделю кроха прибавляет в весе примерно по 140 г. В этот период малыш стремительно растет, его рост больше изначального на 14-17 см. В нижеприведенной таблице обозначены средние физические параметры для 6 месяцев, согласно установленным российским характеристикам и параметрам Всемирной организации здравоохранения.

Физические показатели для ребенка в 6 месяцев

Важно: правильное физическое развитие малыша достигается при соблюдении режима питания и сна. Своевременное введение прикорма возмещает потребности маленького организма в питательных веществах. Знакомство с «взрослой» едой раскроет малышу массу новых ощущений и сделает прием пищи более интересным.
Показатели для ребенка
6 месяцев
Девочки Мальчики
Данные ВОЗ Данные российских педиатров
Данные ВОЗ Данные российских педиатров
Вес, кг 5,7 - 9,3 6,3 - 8,3 6,4 - 9,8 6,6 - 9,0
Рост, см 61,2 - 70,3 62,5 - 68,8 63,3 - 71,9 63,0 - 69,0
Окружность головы, см 39,6 - 44,8 40,9 - 45,8 42,0 - 45,5
Окружность груди, см 41,6 - 45,8 41,4 - 47,6


Двигательные навыки 6-месячного ребенка

Увлекательнейшее зрелище - наблюдать, на какие ухищрения идет маленькое создание, желая достать заинтересовавший его предмет.

Кроха уже в совершенстве умеет переворачиваться со спины на животик. Его нельзя даже на короткое время оставить одного, малыш может оказаться на краю и упасть. Именно к 6 месяцам можно наблюдать, как малыш учится ползать. Поначалу движения ручками и ножками выглядят хаотично и мало приближают кроху к заветной игрушке. Однако со временем малыш, собственным опытом выбирая наиболее эффективные движения, более осознанно приближается к цели.

Большинство малышей к 6 месяцам уже научились самостоятельно сидеть, однако некоторым еще требуется поддержка, например, мамина рука или подушка.

Безграничное любопытство толкает кроху встать на ножки. При этом он цепляется за все, что попадается под руку: перегородка кроватки, висящее полотенце, мамины руки или одежда. Теперь маленький человечек учится передвигаться не только горизонтально, но и в вертикальном положении.

Важно: не стоит принуждать малыша сидеть или стоять, полагая, что рано привитые физические навыки способствуют умственному развитию. Форсирование событий могут привести к деформации (искривлению) позвоночника.

Малыш прекрасно владеет своими пальчиками, может ухватить мелкий предмет, переложить его в другую ручку. Именно мелкие предметы и являются сферой особого интереса малыша. Следует убрать их из зоны доступа ребенка, так как малыш в этот период все тащит в рот. На это его толкает не только интерес, но и зудящие десна. В 6 месяцев у крох и начинают прорезываться первые зубки. Тактильные ощущения вызывают массу эмоций, поэтому малышу следует дать возможность на улице потрогать предметы (деревья, листья, растения) ручками, соблюдая при этом элементарную гигиену.

Кроха уже прекрасно различает мелкие детали, что дает толчок к эмоциональному развитию и познанию окружающего мира. При акцентировании внимания на игрушке или животном необходимо комментировать попавший в поле зрения малыша предмет. Такой подход способствует становлению речи и развитию мышления.

В плане физического развития 6-месячного ребенка большую роль играют гимнастика, массаж, а также популярные занятия фитболом. Малыша можно периодически сажать в «ходунки», предоставляя своей крохе самостоятельность в познании окружающей обстановки.

Эмоциональные навыки и социальная адаптация

С 6 месяцев практически все действия малыша сопровождаются различными звуками. Настоящее открытие для крохи - возможность изменить собственный голос, положив в рот пальчик или игрушку.

У крохи формируется речь: вместо бессвязных звуков появляются простейшие слова и слоги «ма-ма», «па-па», «дать». Взрослые с восторгом реагируют на первые слова крохи, всячески поддерживая и добиваясь повторения услышанного.

Ребенок становится более эмоционально развитым. Он может восторженно вскрикивать, плескаясь в ванночке во время купания, показывать заинтересованность в предмете, эмоционально реагировать на маму и, наоборот, показывать недовольство при появлении посторонних людей. У крохи появляется любимая игрушка. Одновременно малыш осознает эмоциональный настрой родителей. Он знает свое имя, прекрасно понимает, когда мамочка расположена поиграть с ним. Свои эмоции малыш выражает как голосом, так и гримасами и движениями ручек. Настрой взрослых он также определяет по мимике, жестам и интонации речи.

Одной из главных особенностей развития 6-месячного ребенка является его «обучаемость». Малыш просто обожает вместе с мамой хлопать в ладоши, повторяет за ней движения. В этот период ребенка легко научить простейшим играм: махать ручкой при слове «привет», «до свидания»; закрывать личико ладонями, как бы играя в прятки; под простые стишки совершать движения ручками. Подражание взрослым учит ребенка реагировать на те или иные факторы, создавая эмоционально-социальную основу для дальнейшей жизни.

Список навыков, приобретенных малышом к 6 месяцам, достаточно объемный. Одновременно с физическим происходит бурное эмоциональное развитие и наработка социальных навыков:

  • малыш прислушивается к голосу, любит слушать музыку, подпевая и пытаясь пританцовывать;
  • появляются навыки самостоятельного приема пищи (ребенок открывает ротик при кормлении с ложечки, учится держать ложку);
  • развивается наблюдательность за движущимися предметами;
  • появляется способность сравнивать различные предметы;
  • жизнь крохи становится эмоционально разнообразной (от приятного «хихиканья» до проявления страха и гнева);
  • появляются любимые вещи (игрушки, понравившиеся блюда).
6-месячный ребенок не только познает мир, но и пытается научиться с ним взаимодействовать. Знание необходимых для 6-месячного возраста навыков (физических и эмоциональных) позволяет создать полноценную основу для дальнейшего развития малыша.

По окончанию этого месяца вы отпразднуете первый юбилей вашего малыша - полгодика. Ребеночек очень изменился за это время. Вы подружились, понимаете, друг друга, знаете его вкусы, что именно он хочет в этот момент, какое у него настроение.

На шестом месяце вес ребенка увеличивается в среднем на 600-650 г, то есть каждую неделю малыш набирает по 140 г.

Ребенок больше двигается, чем в прошлом месяце. Никто не может научить ребенка ползать на полу, пока он сам не поймет какие движении ручками и ножками нужно делать. В своем стремлении к ползанию, малыш руководствуется безусловным интересом: быстрее самому доползти к интересной игрушке, чем думать какими же звуками объяснить маме дать ему эту самую игрушку или предмет. Как правило, в этом месяце малыши начинают ползать. Самая любимая методика ползания у деток - это ползание «на животе».

Малышу, в возрасте шести месяцев, все еще сложно ползать классическим способом, с помощью вытянутых ручек и коленок. Но некоторые детки могут использовать и этот способ. В основном сначала, получается, ползти назад - «рачком». Но, есть уникальные детки, которые умеют ползать своим уникальным способом - «колобком». Они просто переворачиваются со спины на животик, потом с животика на спинку через другую сторону - и так через всю комнату. Это занятие для малыша становиться любимым видом спорта. Не мешайте! Может перед вами будущий гимнаст или гимнастка! Кроме того, это своего рода прекрасный массаж.

К концу шестого месяца большинство деток могут самостоятельно, полноценно сидеть. «Полноценно» - это когда ребенок сидит с ровной спинкой без прогибания туловища в сторону или вперед. Но, дорогие родители, не пробуйте выровнять спинку ребенка самостоятельно. Если она остается круглой, значит, время сидеть, пока еще не пришло. Не волнуйтесь, у всех деток по-разному. Одни малыши готовы садиться уже в 5,5 месяцев, другие ближе к 7 месяцам. Если в возрасте 7 месяцев спинка ребенка остается круглой и по-прежнему не может сидеть без поддержки, следует обратиться к врачу-педиатру. Причиной этого может быть снижение тонуса мышц спины, например, в связи с , или же с заболеванием нервной системы. Если с рождения ребенок отстает в психомоторном развитии, то навыки сидеть у него тоже появятся позже.

Очень часто в возрасте 6 месяцев у деток появляется желание «ходить». Конечно с вашей помощью. Счастливые родители с гордостью сообщают об этом достижении. Но, обратите внимание, как в коленках выгибаются ножки, стопочки тоже выворачиваются наружу и это есть не правильным в формировании будущих навыков ходьбы. Более того, иногда такая «ходьба» может задерживать или искажать появление нормальной, хорошей ходьбы. Дело в том, что мышцы гомилок, бедер и тазового пояса еще не полноценно развиты, для того чтобы обеспечить правильную технику ходьбы. В этом возрасте рекомендуются «прыжки» и «танцы», к которым малыш может проявить желание. Такие занятия не только улучшат настроение ребенка, но и будут тренировать все группы мышц, которые берут участие в ходьбе. Поэтому, обязательно включите эти упражнения в ежедневный комплекс гимнастики малыша.

Можно использовать «ходунки». Беря во внимание, что малыш может передвигаться, ползая или с помощью «ходунков», нужно следить за безопасностью. Это касается розеток, горячих нагревательных приборов, цветов на высоких подставках и т.д. Желательно выделить отдельную комнату для малыша, если такой возможности нет, сделайте в данной комнате временные преграды. Особое внимание следует обратить на ступеньки. Помните, что они очень привлекают внимание ребенка.

Поскольку, ребеночек уже может передвигаться в «ходунках», разместите на безопасный уровень все острые, дорогие, мелкие и стеклянные предметы. Спрячьте все лекарственные препараты! Очень жаль, что именно в этом возрасте детский интерес приводит к тяжелым химическим ожогам и медикаментозным отравлениям.

В этом возрасте ребенок интуитивно или поверхностно начинает понимать разные эмоции. Помните, что высокие тона ваших реплик и ссоры между взрослыми, не только настораживают, пугают, но и раздражают вашего малыша. Ребенок получает общее впечатление об эмоциональности общения родных через выражение их лиц, громкости разговора, интонации.

Именно сейчас малыш самым лучшим образом проявляет всю гумму своего настроения. Вы редко когда сможете объяснить, почему ваша доченька или сыночек, только что улыбалась, а теперь стала очень серьезной. Дело в том, что малыш научился переключаться с одного предмета на другой, при этом каждое новое впечатление проявляется новой эмоцией. Диапазон новых навыков расширяется с каждой неделей. И, теперь вы уверенно можете рассказывать своим подругам, у которых есть малыши такого же возраста как у вас, какой умный ваш ребенок и сколько всего нового он умеет делать.

В шестимесячном возрасте малыш начинает формировать свой пассивный словарик. Все предметы, которые вы называете, он запоминает и, со временем, при назывании их в слух, малыш будет смотреть именно на эти вещи.

Ребеночек и дальше продолжает изучать ваше лицо. Его маленькие пальчики прикасаются к вашим глазам, носу, рту… Малыш начинает понимать, что он и вы - это два разных человека: если себя дергать за волосы, то становится больно, а если маму, даже если сильно, почему-то не болит!

С 6-месячным малышом нужно как можно больше разговаривать - во время кормления, купания, одевания, чтобы малыш чувствовал ваше внимание и заботу. Укладывая ребенка спать, пойте ему колыбельные песни. Предлагайте малышу слушать разнообразные музыкальные произведения - тихую спокойную музыку. Называйте ребенка по имени и при этом отходите от него на разные расстояния.

Не все дети к 6 месяцам начинают сидеть, и в этом нет ничего страшного - каждый ребенок развивается индивидуально. Не обкладывайте вашего малыша подушками, потому что этими действиями вы не поможете ему быстрее присесть, а наоборот ограничите его двигательную активность, а пассивное положение ребенка без движений будет негативно отражаться на его развитии.

Большинство родителей пытаются подытожить этот период и сделать выводы, о том, что ребенок должен быстрее «пойти», потому что начал сидеть чуть ли не в 5 месяцев, хорошо прыгает, ползает и т.д. Не стоит! «Раньше» или «позже», об этом вам не скажет ни одна книжка. Все зависит только от вас!

Самым любимым занятием карапуза есть игра, обязательно с вашим участием. Он постоянно стремиться к общению: движениями, звуками, взглядом. Если вы от него отвернетесь или будете уделять внимание экрану телевизора, он очень расстроиться.

В возрасте 6 месяцев, вы должны посетить детскую поликлинику для проведения вашему малышу 3-й профилактической прививки. Вы можете задать вопросы врачу по поводу массы ребенка, роста, соответствия навыков малыша его возрасту, необходимости осмотра его другими специалистами.

После того как врач оценит состояние здоровья ребенка, можно обговорить дату проведения третей иммунизации вакциной АКДС и против полиомиелита.

Именно на шестом месяце у большинства малышей начинают прорезаться первые зубки. Помните, что точного времени появления первого зубчика нет. У всех деток по-разному. Для кого-то этот процесс начинается в 4 месяца, у других - в 9-10 месяцев. Этот срок зависит от наследственной склонности ребенка. Спросите у родителей, когда у вас появился первый зубчик, у мужа, у родственников.

Напомним, что сроки появления зубов не влияют на их последовательность. У большинства детей их порядок остается одинаковым. Первыми появляются 2 нижних средних резца, следующими - 4 верхних резца, а потом 2 нижних боковых резца. Первые 8 передних зубов. Прорезание зубчиков длительный процесс и детский организм за долго до появления зубов (за 3-4 месяца) начинает реагировать на изменения. Поэтому, наберитесь терпения на 2-2,5 года. За это время у малыша должно появиться целых 20 зубов.

Общие признаки прорезания зубчиков, характерные для многих детей:

  • повышенная температура тела (до 37-38 грудусов по Цельсию);
  • увеличение выделения слюны;
  • отказ от еды;
  • жидкий стул;
  • сосание нижней губки.

На сегодняшний день есть много способов, с помощью которых вы можете облегчить появление зубов. Вот некоторые из них:

  • специальные резиновые игрушки - «грызунчики», которые наполняются холодной водой из холодильника, но не с морозильной камеры. Холод снимет раздражение и устранит боль на деснах;
  • в аптеке можно приобрести препараты, в которые содержат вещества местной анестезии. Использование таких препаратов уменьшает чувствительность десны в том месте, где прорезывается зубчик.

Навыки и достижения

Физические навыки:

  • ребенок набирает в весе 600 - 650 гр. за месяц, или по 140 г каждую неделю;
  • в среднем за весь период (с 1-го по 6-й месяц) ребенок вырастает на 15–16 см.

Сенсорно-моторные навыки:

  • может сидеть, держать ровно спинку без помощи взрослых;
  • становится на коленки и пробует ползать, опираясь на вытянутые руки;
  • выгибается и оборачивается, во всех возможных направлениях;
  • ребенку нравиться играть едой с помощью ложки, игрушки, пальчиков или язычком;
  • кроха может держать в руках чашку;
  • свободно оборачивает головку во все стороны;
  • ребенок может садиться самостоятельно, поворачиваясь со спины на бок;
  • вкусовые ощущения усовершенствуются, появляются «любимые» и «не любимые» блюда и прикормы.

Интеллектуальные навыки:

  • ребенок не только смотрит на два разных предмета - он может их сравнивать;
  • у ребенка есть разные эмоции, может быстро менять настроение;
  • любит наблюдать за предметом, который двигается (машина, мячик, человек);
  • увеличивается количество звуков, «удачных» по произношению, а также объединение их в слоги.

Социальные навыки:

  • малыш смеется и «хихикает», если ему, что-то нравиться;
  • эмоционально проявляет удовлетворение или неудовлетворение чем-либо;
  • улыбается, когда видит свое отображение в зеркале;
  • беспокоится, если рядом находиться чужой, незнакомый человек;
  • ребенок оборачивается на голос, когда слышит свое имя;
  • перестает плакать, прислушивается или подпевает, когда слышит музыку.

Режим дня

Режим дня ребенка в этом месяце остается таким как в предыдущем месяце: сон-кормление-активный период-сон и т.д. Днем малыш спит 3-4 раза по 1,5-2 часа, при этом дневной сон обязательно должен быть на свежем воздухе. Ночной сон длится около 10,5-11 часов.

Ребенок к шести месяцам больше бодрствует - около двух часов после дневных кормлений, и час - после последнего. С каждым днем он становится все активнее. В это время с ним нужно играть, гулять на улице, делать массаж и гимнастику.

Ваш малыш начинает обращать больше внимания на игрушки и конечно же хочет чтобы вы общались с ним - это для него очень важно. Пробуйте оставлять малыша одного в окружении игрушек на некоторое время.

Во время, когда малыш не спит, занимайтесь с ним массажем, гимнастикой, учите ползать, переворачиваться, дотягиваться до игрушки и просто играйте, чередуя разные игрушки по цвету, форме, звучанию.

Температура воздуха в комнате ребенка не должна превышать 21-20 °С. Систематично проветривайте комнату, с использованием сквозного проветривания. Летом держите форточку постоянно открытой можно прикрывать ее только на ночь.

Гуляйте с ребенком на улице два раза в день при температуре воздуха от +30 °С до -12 °С. Летом по 2,5-3 часа и зимой - по 2 часа в день. Не оставляйте малыша на улице без присмотра.

Купать ребенка все еще необходимо каждый день. Температура воды 35- 35,5 °С, длительность ванны 8-9 минут. После купания ребенка нужно облить водой, температура которой 34- 35 °С. Кроме гигиенических ванн, каждое утро умывайте лицо малыша и чистите носик и ушки.

Следует подмывать малыша теплой протечной водой, каждый раз, после того, когда он «сходил в туалет».

Продолжайте заниматься гимнастикой и массажем. В комплекс массажа и гимнастики входят такие упражнения как движения руками с обниманием тела, сгибание и разгибание ног вместе, поворот со спины на живот за правую руку, массаж спины, «ширяние» в положении на животе, массаж живота, сгибание и разгибание рук попеременно, поворот со спины на живот за левую руку, упражнения, стимулирующие к ползанью. Этот комплекс следует проводить каждый день на протяжении 10 минут, с повторением каждого упражнения по 5 -7 раз.

Питание ребенка

С введеним прикорма в дневной рацион ребенка часы кормлений распределяются следующим образом: 6.00; 10.00; 14.00; 18.00; 22.00. - пятиразовое питание с периодами в четыре часа, интервал между ночными кормлениями - 8 часов.

В этом возрасте нужно продолжать или молочной высокоадаптированной смесью. Ассортимент фруктовых соков и фруктовых пюре увеличивается. Возьмите себе за правило - не совмещать разные соки и пюре в один день. Сегодня даете яблочный сок, завтра - банановое пюре, послезавтра - сливовый сок и т.д. Это делается, для того чтобы, во-первых: избежать дополнительной нагрузки на желудочек малыша и, во-вторых: определить реакцию организма на новый продукт.

На шестом месяце одно кормление полностью заменяется прикормом - овощным пюре или кашей (в соответствии с рекомендациями вашего педиатра о ). В этом месяце в питание ребенка нужно ввести яичный желток (куриный). Для этого варят вкрутую яйцо (не менее 15 минут), достают желток и растирают его с материнским молоком или со смесью, дают ребенку перед кормлением. Рекомендуется добавлять желток в овощное пюре, для того чтобы блюдо прикорма (овощное пюре) стало более рациональным, а витамины, которые находятся в желтке, лучше усваивались. В рацион малыша яичный куриный желток вводят в количестве 1/4 желтка и постепенно доводят порцию до 1/2 желтка. Желток не вводят в рацион детей с аллергичными заболеваниями.

Новый продукт или блюдо нужно давать маленькому ребенку небольшими порциями, чтобы у малыша была возможность распробовать еду, которую вы ему приготовили, и привыкнуть к ее вкусу. Особенно если до этого он знал только вкус маминого молочка!

Примерная схема вскармливания ребенка на 6 месяце жизни предоставлена в таблице.

Если малыш каждый месяц много набирает в массе, подкорректируйте его дневной рацион: количество овощного пюре и сырых фруктов увеличьте, и сократите объем высококалорийных блюд (молочные каши). Но если ребенок каждый месяц не добирает в массе около 300-400 г, то в его дневное меню можно добавить сливочное и подсолнечное масло, подобрать калорийную кашку и готовить пюре из разных овощей.

Выражение «Когда я ем, я - глух и нем» не о вашем малыше в этом возрасте. Дело в том, что принятие еды становиться самой приятной игрой карапуза. Если у вас есть время, достаточный объем еды и относительно чистая одежда малыша, хоть иногда организовывайте ему такую игру. Вы увидите - с каким удовольствием ребенок тестирует все то, что есть на тарелке! Сначала одним пальчиком, потом пятью, а затем и ротиком.

Малышу (а, возможно, и вам) эта игра принесет много радости и новых открытий: оказывается, овощное пюре прекрасно растирается по столу, а чай или сок, почему-то оставляет мокрый след на столе или целую лужу. Для вашего карапуза это просто захватывающе занятие!

Полгода – это важный возраст для маленького человечка. Ваш малыш с каждым днём удивляет всё больше. Это уже не месячный ребёнок, который только кушал и спал. В шесть месяцев у крохи уже есть свои привычки и желания. Он демонстрирует свой характер. Меняются его пищевые привычки и распорядок дня.

Что должен уметь ребёнок в 6 месяцев? Какие его новые потребности? Параллельно с взрослением малыша у родителей появляется всё больше вопросов.

Новые навыки

В шесть месяцев у детей происходит интенсивное физическое развитие. Они осваивает множество новых навыков.

  • К шести месяцам малыш может прибавить около 4 килограммов веса и подрасти примерно на 15 сантиметров. Конечно, эти показатели сугубо индивидуальны. Возможно, ваш малыш весит меньше нормы, но при этом он – активный и довольный. Не стоит силой кормить его. Напротив, если вы видите, что по показателям вес как будто в норме, но при этом ребёнок мало двигается, то стоит подумать об уменьшении прикорма. Ничто не должно мешать малышу активно двигаться, познавать мир и развиваться.
  • В этом возрасте дети практикуют умение переворачиваться со спины на живот и обратно. Будьте внимательны, не оставляйте кроху без присмотра там, откуда он может упасть.
  • Малыш уже старается встать на четвереньки, некоторые даже пытаются ползти, раскачиваясь в таком положении.
  • Ребёнок может долго лежать на животике, опираясь на вытянутые руки. Из этого положения он дотягивается до предметов, лежащих рядом. Он обязательно должен уметь делать хватательные движения ручками.
  • Кроха уже понимает, что у него две руки. И что в каждой можно держать по игрушке. Если ему протянуть ещё один предмет, то он, скорее всего, разожмёт оба кулачка, чтобы взять что-то новое.
  • У крохи активно развивается навык бросания. Немного поиграв с игрушкой, малыш её бросает. Он это делает не потому, что она ему надоела, а просто ему очень нравится громкий звук падающего предмета. А ещё для него это настоящее волшебство: только что игрушка была и вдруг пропала. Если снова подать игрушку, то малыш снова будет с ней играть.
  • В этом возрасте малыши активно пробуют передвигаться. Они могут крутиться на животике, пытаться ползти, отталкиваясь ножками. Поэтому лучшее место для таких упражнений – это чистый тёплый пол. Конечно, вам нужно сделать покрытие пола чистым и безопасным местом для игр крохи. Ровная поверхность и широкий обзор будут стимулировать его двигательную активность.
  • Не забывайте делать ребёнку развивающий массаж. Это очень важно для здоровья крохи, так как помогает организму подготовиться к первым шажкам.
  • Если вложить свои пальцы в ладошки малыша, то он попытается сесть, подтягиваясь. Чаще ребёнок начинает садиться из положения лёжа на боку. Он подгибает одну ножку и опирается на ручку. Если вы хотите, чтобы ребёнок быстрее сел, то выполняйте с ним специальные упражнения, о которых расскажет педиатр.

Помните, что слишком ранее высаживание детей может оказаться опасным. Среди врачей нет единого мнения, во сколько месяцев ребёнок должен сидеть. Одни считают, что уже в полгодика ребёнку можно сидеть, другие же утверждают, что необходимо подождать хотя бы ещё месяц. Особенно стоит подождать девочке 6 месяцев, так как ранее высаживание может привести к гинекологическим проблемам в будущем.

Все доктора сходятся в мнении, что лучше всего подождать, пока мышцы малыша достаточно окрепнут. Ребёнка точно нельзя сажать насильно, обкладывать его подушками, чтобы не упал. Слишком ранее сидение создаёт огромную нагрузку на позвоночник. Независимо от того, мальчик у вас или девочка, не практикуйте такой подход.

  • Усиленно развивается мелкая моторика. Ребёнок уверенно держит крупные и мелкие предметы, поднимает их с пола. Играйте с малышом, давайте ему трогать разные материалы и поверхности. Пусть он узнает, какие на ощупь бумага, ткань, пластмасса. Разумеется, всё это должно происходить под вашим контролем.
  • Некоторые дети уже пытаются вставать, держась за опору. Эти попытки, скорее, напоминают приседания, так как мышцы ног ещё не окрепли, и ребёнок не может полностью разогнуть коленки.
  • В шесть месяцев начинают резаться зубки. Облегчить боль ребёнку помогут специальные игрушки-прорезыватели.

Психоэмоциональное развитие

  • Ребёнок уже хорошо отличает посторонних людей от членов своей семьи. Он может на них реагировать равнодушием, а может – громким плачем. Малыш уже понимает и отзывается на своё имя.
  • В свои полгода малыш уже довольно чётко показывает эмоции. Когда ему радостно и весело, то он смеётся и улыбается, когда больно – плачет. Сильно округляет глазки, когда удивлён.
  • При разговоре с ребёнком старайтесь менять мимику и тон голоса. Общаться с малышом очень важно, ведь у него активно формируется словарный запас. Сейчас он впитывает каждое ваше слово и уже знает названия игрушек и предметов, которые видит каждый день. Многие дети уже произносят слоги, могут звать родителей: «ма-ма-ма», «па-па-па».
  • Малыш может самостоятельно играть в течение 15 минут, давая маме время для занятия домашними делами.
  • Пришло время ознакомить малыша с запретами. Говорите ему «нельзя», когда что-то запрещаете и «больно», если он ударился. Со временем ребёнок установит причинно-следственную связь событий и будет внести себя осторожнее.
  • Во время прогулки показывайте ему деревья, животных, людей и обязательно комментируйте все свои действия вслух.

Маленькие дети – отличные манипуляторы. Вам стоит научиться разграничивать, когда малыш действительно не может без вас обойтись, а когда просто капризничает. Воспитывать ребёнка нужно уже сейчас. Не сомневайтесь, что вас понимает.

Питание

  • В полгода вводят прикорм. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует начинать прикорм именно в этом возрасте, так как ребёнок максимально подготовлен к принятию новой пищи. Малыш удвоил вес, учится сидеть и проявляет к пище интерес. Вы наверняка заметили, с каким любопытством малыш заглядывает в вашу тарелку во время еды. Или даже требует кусочек на пробу. Существует 2 основных варианта прикорма: классический и педагогический. При классическом прикорме ребёнку дают попробовать протёртые овощи, фрукты и каши. При педагогическом прикорме малышу разрешают пробовать еду прямо из родительской тарелки. Конечно, эта пища тоже должна быть лёгкой и полезной.

  • Если ребёнок всячески протестует против ложки, то пусть кушает руками. Так приём пищи превращается для него в интересную игру.
  • К концу шестого месяца у ребёнка появляются личные вкусовые пристрастия, поэтому не нужно заставлять малыша есть то, что ему совсем не по вкусу. Не ругайте своё чадо, а лучше постарайтесь найти альтернативу. Очень важно, чтобы ребёнок полюбил приёмы пищи, а не воспринимал их как наказание. Этот необходимо для формирования правильных пищевых привычек.
  • Помните, что при любом виде прикорма вы не должны перекармливать кроху. Новые продукты вводите постепенно и смотрите на реакцию его организма. Если появится аллергия, то сразу отмените этот продукт.

Сон

  • В возрасте шести месяцев ребёнка можно приучать к самостоятельному засыпанию. Малыш, умеющий засыпать в своей кроватке, – большая радость для мамы. Большинство малышей к этому времени уже переходят на три дневных сна, приблизительно по 1,5–2 часа.
  • Так как ребёнок к 6 месяцам научился активно ворочаться не только во время бодрствования, но и во сне, то очень важно проследить, чтобы в кроватке не было посторонних предметов, в которые малыш может уткнуться носиком. На время сна уберите все игрушки.
  • Малыш должен спать на ровном матрасе без подушки.

Итак, давайте подведём итоги. Что должен уметь ваш ребёнок в 6 месяцев?

  1. Лёжа на животике малыш должен уметь дотягиваться до предметов руками.
  2. Реагировать на шуршание пакета, бумаги или ткани, если они находятся вне поля зрения.
  3. Улыбаться и гукать, если видит вас и других членов семьи.
  4. Крепко удерживать игрушки в руках. В противном случае обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Малыши растут очень быстро. Развитие ребёнка в 6 месяцев проходит быстрыми темпами. Наслаждайтесь временем, которое можете провести вместе. Играйте в развивающие игры, читайте ребёнку сказки, непременно разговаривайте с ним. Это важно для его развития. А также крохе важно знать, что мама и папа рядом и очень любят его.

Полугодовалый малыш уже оставил позади первую, самую трудную часть своего младенчества, а родители научились узнавать настроения и желания ребенка, обустроили свой быт и установили комфортный для всех членов семьи режим.

Шестимесячный карапуз начинает активно познавать окружающую обстановку, в этом ему помогает развитие его тела. С 6 месяцев ребенок свободнее двигается – управляет обеими ручками, переворачивается на живот, потом садится и начинает ползать на четвереньках. Он узнает вкус не только материнского молока или смеси, но и более взрослой еды.

С полугодичного возраста можно уже развивать как физиологические механизмы навыков ребенка, так и его умственные способности, восприятие прекрасного. Чтобы ваши старания были направлены в верное русло, разберемся, что может уметь шестимесячный карапуз.

Физическое развитие полугодовалого малыша: нормы и особенности

Нужно отметить, что каждый человек, в том числе и младенец - это индивидуальность, поэтому любые нормы развития организма оцениваются лишь примерно. Как взрослые люди разнятся по своему весу, росту и темпераменту, так и дети могут быть худыми или полненькими, приземистыми или высокими, но при этом здоровыми. Беспокоят обычно серьезные отклонения, из-за которых человек неполноценно живет и не вливается в социум.

К 6 месяцу жизни мальчик или девочка набирают соответственно 500-600 г к своему весу при рождении, а рост увеличивается на два сантиметра. В среднем вес полугодовалого малыша достигает 9 кг, а рост может находиться в пределах от 65 см до 70 см.

  • К 7 месяцу он должен спокойно перекатываться с животика на спинку и обратно . Ваш ребенок значительно более подвижным, может упасть с обычной кровати на пол, если за ним не присматривать - оставлять одного малыша можно только в манеже с защитой.
  • В возрасте 6-7 месяцев некоторые ребятки уже садятся самостоятельно или подтягиваются , держась за что-то или кого-то руками. В этом возрасте позвоночник ребенка еще не окреп, он не выдерживает веса ребенка долгое время, поэтому ваш малыш должен сидеть не более 15-20 минут за раз. Еще не время приобретать ходунки, сидячие слинги и качели (рекомендуем прочитать: ).
  • В 6 месяцев ребенок активно начинает использовать обе ручки . Вертит в них игрушки, может тянуться за ложкой во время прикорма, перекладывает предметы из одной ручки в другую.
  • По достижении полугода многие малыши начинают ползать, а некоторые даже стоять, держась за опору (рекомендуем прочитать: ) . Если ребенок еще этого не умеет, то обычно использует другие забавные способы перемещения - он может перекатываться с боку на бок, тянуться, хвататься за все ручками и подтягиваться, приподнимать верхнюю часть туловища, лежа на животике, пытаться что-то схватить.
  • В этот период важно не ограничивать физическую активность младенца: старайтесь часто оставлять его свободным от одежды на пеленальном столике, выкладывайте на кровати или на одеяле на полу, чтобы ребенок мог подвигаться столько, сколько захочет.

Активное использование обеих ручек - отличительный навык этого периода, который говорит о правильном развитии моторики и психики малыша

Еще один важный процесс, который активизируется у ребенка в шесть месяцев - это прорезывание зубов. Если малыш активно тянет ручки, игрушки и посторонние предметы в рот, стал капризным или вялым, отказывается от еды и любимых развлечений – скоро покажется первый зуб.

Нервно-психическое и эмоциональное развитие ребенка

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Возможность по-новому, более полноценно воспринимать окружающий мир способствует тому, что ребенок в полгода проявляет уже больше эмоций, раскрывает свой темперамент и показывает характер. Он четко фокусирует взгляд на предметах и людях, осознанно улыбается, копирует звуки, понимает, когда его хвалят или ругают. Реже плачет, а причина плача становится все чаще понятной для взрослых. Самое главное – многие малыши уже идентифицируют себя, реагируют, когда окружающие произносят их имя.

Один из наиболее популярных педиатров современности Комаровский считает, что именно с 6 месяцев можно начинать развивающие занятия с вашим сыном или дочкой в игровой форме. Выделите несколько игрушек, на которые ребенок обращает наибольшее внимание, рассказывайте простые истории, читайте маленькие сказки и стихи - ребенок будет слышать правильную речь и его собственная быстрее разовьется.

Используйте новые физиологические возможности вашего малыша, развивайте эти умения. Купите игрушки для улучшения моторики, кубики, мячи, крупные пазлы и сортеры (рекомендуем прочитать: ). Можете играть с горохом и фасолью, макаронами, но следите, чтобы ребенок сам не контактировал с мелкими предметами, ничего случайно не проглотил, ведь именно с этого возраста карапузы тянут в рот инородные предметы из-за беспокоящих десен, желания попробовать все на вкус.

Купите прорезыватели для зубов, игрушки, сшитые из разных тканей – пусть он знакомится с текстурой вещей. Полезен кинетический песок и пластилиновое тесто, пирамидки и пасочки, деревянные игрушки, книжки с картинками и музыкальные инструменты для самых маленьких. Также можно включать коротенькие развивающие видео.

Что должен уметь маленький непоседа в этом возрасте?

Шесть месяцев - возраст, когда у ребенка начинает проявляться его темперамент. Спокойные малыши больше заняты созерцанием окружающего мира и изучением своих ручек, тогда как активные детки меньше спят, все время находятся в движении, любят гулять и играться. Развитие деток с 6 месяцев протекает по-разному: один долго ползает и не торопится ходить своими неокрепшими ножками, другой сразу начинает бегать. Родители не должны выискивать в своем чаде болезни и признаки отставания.

Стандартные пункты удовлетворительного физиологического и нервно-психического развития полугодовалого малыша по доктору Комаровскому:

  • ребенок самостоятельно переворачивается со спины на животик;
  • любит делать прыжки на коленях и попе;
  • садится, если его потянуть за руки (рекомендуем прочитать: );
  • берет игрушки обеими руками;
  • гулит, кряхтит и смеется;
  • эмоционально реагирует на обращение, отмечает приход родителей, чужих людей;
  • пытается имитировать звуки, к примеру, мяуканье кошки;
  • пьет из бутылочки и ест с ложечки.

Малыш становится деятелем: он ищет сотрудничества со взрослыми, активно взаимодействует с предметами - уже не просто похлопывает по игрушкам, а умело манипулирует ими - рассматривает, достает, трясет, перекладывает из руки в руку, бросает. Родители по-настоящему имеют основания беспокоиться и обращаться к врачу, если после достижения 6-месячного возраста ребенок однообразен в двигательной активности, не реагирует на обращение, не интересуется происходящим вокруг него.

Определяем уровень развития полугодовалого малыша при помощи тестов

  • Определите развитие внимания: возьмите в руки игрушку и держите ее на дистанции 20-30 см от ребеночка. Он сфокусирует на ней взгляд.
  • Дайте своему малышу бутылочку с молоком или соком, потом предложите любимую игрушку. К 7 месяцам реакция младенца уже должна быть неодинаковой. При виде занимательной игрушки - оживление, интерес, попытка схватить предмет. При виде еды – сосательные движения, открытый ротик.
  • Когда малыш лежит, позвените прямо над ним колокольчиком или включите музыкальную игрушку, а потом медленно отодвиньте ее. Ребенок сам или с небольшой помощью взрослого поднимется, стараясь забрать игрушку.
  • Поговорите наедине с сыном или дочерью, глядя в глаза, эмоционально и меняя мимику. Карапуз должен хоть немного повторять за вами.
  • Попытайтесь отобрать у вашего ребенка любимую игрушку, которую он сейчас крепко держит в ручке и намеревается поиграть. Малыш должен упрямо держать предмет, сопротивляться, выражать свое недовольство, даже расплакаться.
  • Если вы и родные часто обращаетесь к ребенку по имени, то в возрасте полугода карапуз уже должен оживляться и реагировать на него мимикой, гулением.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама