THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Новорожденный – ребенок в возрастном периоде с момента рождения, первого вдоха и перевязки пуповины до окончания адаптации организма к новым условиям внеутробной жизни (28 дней).

Главная особенность периода новорожденности – переход ребенка в первые минуты жизни от внутриутробных к внеутробным условиям существования.

Период новорожденности характеризуется рядом морфологических, функциональных и биохимических изменений, возникающих при переходе от внутриутробной жизни к внеутробной. С первым вдохом начинают функционировать органы дыхания. Изменяется кровоток, включается малый круг кровообращения: запустевают пупочные сосуды, закрывается венозный проток (аранциев проток, соединяющий пупочную и воротную вену), сообщение между предсердиями, артериальный (боталлов) проток – между легочной артерией и аортой, активизируется кровоснабжение печени, функция иммунной системы, включаются в действие механизмы терморегуляции. Происходит принципиальная замена питания ребенка. Если до рождения плод получал питательные вещества через плаценту, то после рождения основной путь их поступления – пероральный, с молоком матери. Одновременно формируются выделительные функции. В период новорожденности происходит адаптация метаболических процессов, что занимает продолжительное время.

Приспособление ребенка к окружающей среде происходит постепенно. Функции основных органов и систем находятся а состоянии неустойчивого равновесия, в связи с чем некоторые физиологические процессы могут легко переходить в патологические. Слабо выраженная иммунологическая защита ведет к повышенной заболеваемости новорожденных тяжелыми септическими и токсико – септическими заболеваниями. Поэтому до приобретения ребенком собственного местного и общего иммунитета естественное вскармливание, асептика и антисептика являются решающими в борьбе за снижение неонатальной заболеваемости и смертности. Одна из особенностей неонатального периода – наличие у ребенка так называемых пограничных (парафизиологических) состояний, связанных с первичной адаптацией его к окружающей среде.

В зависимости от гестационного возраста новорожденный может быть доношенным (при сроке беременности 37-42 недели), недоношенным (менее 37 недели) и переношенным (более 42 недели). Кроме того, по степени зрелости, т.е. по функциональному состоянию органов и систем, способных обеспечить внеутробное существование, новорожденных делят на зрелых и незрелых.

Доношенному новорожденному свойствен определенный комплекс морфофункциональных признаков:

  • масса тела 2700 – 4000 г, (более 2500г)
  • длина тела 46 – 53 см (более 45см)
  • окружность головы 34 – 36 см
  • окружность груди 32 – 34 см
  • пропорции тела: высота головы 25% от длины тела (у взрослых 12-13%), длина ноги – 40% от длины тела (у взрослых 50%)
  • бархатистая розовая кожа, покрытая первородной смазкой и незначительным количеством пушковых волос (лануго)
  • хорошо выраженная подкожная основа
  • пупочное кольцо расположено между мечевидным отростком грудины и лобком, что соответствует средней точке тела
  • кости эластичные, голова может быть вытянута, туловище и конечности короткие, одинаковые по длине,
  • большой родничок открыт, малый родничок может быть открыт или закрыт, боковые закрыты
  • грудная клетка имеет вид усеченного конуса
  • физиологичная частота дыхательных движений – 40-60 в минуту,
  • частота сердцебиений – 140 – 160 в минуту,
  • артериальное давление – 70/35,
  • у мальчиков яички опущены в мошонку, у девочек малые половые губы прикрыты большими.

· гипертонус мышц – сгибателей и в связи с этим характерная флексорная поза.

· незрелостью головного мозга новорожденного

· беспорядочные, хаотичные, не носящие целевого характера движения

· при рождении у детей имеются только безусловные рефлексы, такие как: сосательный, глотательный, кашлевой, дефекации и др.

· из–за преобладания процессов торможения над процессами возбуждения в коре головного мозга, сон новорожденного составляет около 20 – 22 часов в сутки

· незрелость желудочно – кишечного тракта новорожденного (низкая ферментативная активность, слабость гладкой мускулатуры может приводить к функциональным расстройствам пищеварения, срыгиваниям.

· частота дефекаций у новорожденных составляет, в среднем, 3-4 раза в сутки, частота мочеиспусканий - 20-25 раз в сутки.

Необходимо отметить, наблюдающийся у новорожденных гипертонус мышц – сгибателей и в связи с этим характерная флексорная поза.

Для комплексной оценки функционального состояния новорожденного используют шкалу Апгар.

Суммарная бальная оценка проводится через 1, 5 и 30 минут после рождения ребенка. Оценка складывается из суммы цифровых показателей всех пяти признаков, каждый из которых максимально может дать 2 балла. При показателе по шкале Апгар 8-10 баллов состояние новорожденного хорошее, 6-7 баллов – удовлетворительное, легкая степень асфиксии 4 – 5 баллов – асфиксия средней тяжести, 1-3 балла – тяжелая асфиксия. В случае выявления средней тяжести или тяжелого состояния у новорожденного немедленно приступают к лечебным мероприятиям.

Первичный туалет новорожденного.

Для предупреждения инфекции первичную обработку новорожденного производят с соблюдением асептики рук, перевязочного материала, инструментов. В момент рождения головы акушерка проводит отсасывание содержимого из ротовой полости и верхней части глотки (с целью профилактики аспирации (асфиксии)), затем из носовых ходов при помощи электроотсоса.

После этого ребенка помещают на живот к матери, обеспечивая тесный тактильный контакт и создавая комфортные эмоциональные условия и для младенца, и для его мамы. Профилактику гонобленореи проводят тотчас после рождения ребенка, еще до отделения его от матери, 20% раствором сульфацила – натрия (натриевой соли альбуцида). На флаконе с альбуцидом должна быть этикетка с четкой надписью: «Глазные капли» и дата их приготовления (срок хранения не более 24 часов).

Акушерка моет руки и далее шариками снимает с кожи век ребенка первородную смазку и затем, оттянув вниз поочередно нижнее веко, закапывает стерильной пипеткой по 1 капле 20% раствора сульфацила-натрия. Затем веки смыкают и осторожно протирают оба глаза. Повторно закапывают в конъюнктивальный мешок обоих глаз по капле 20% раствора сульфацила-натрия через 2 часа после рождения уже в отделении новорожденных. Необходимо избегать попадания раствора на роговицу (опасность изъязвления). Девочкам в родильном зале в половую щель однократно закапывают по 1-2 капли 20% раствора сульфацил-натрия.

Перевязку и обработку пуповины осуществляют в два этапа: через 3-5 минут после рождения на пуповину накладывают два стерильных зажима Кохера: первый – на расстоянии 10 см от пупочного кольца, второй – 2 см кнаружи от него. Затем участок пуповины, находящийся между двумя зажимами, обрабатывают 5% спиртовым раствором йода или 96 % этиловым спиртом и пересекают его. Отделенного от матери младенца заворачивают в стерильную пеленку, находящуюся на лотке, и кладут с наклоном 16 градусов (в положении Тренделенбурга) на пеленальный стол, обогреваемый сверху источником лучистого тепла, чтобы свести к минимуму потери ребенка в результате испарения околоплодной жидкости.

Для удаления избыточной первородной смазки, слизи, крови с кожи ребенка используют стерильную марлевую салфетку, обильно смоченную стерильным вазелиновым или растительным маслом, из индивидуальных флаконов вместимостью 30 мл. Остаток пуповины протирают спиртовой, а затем стерильной сухой марлевой салфеткой, туго отжимают между указательным и большим пальцами. Затем накладывают стерильную одноразовую скобку, пуповину вводят между браншами скобы так, чтобы нижний ее край был расположен на расстоянии 0,2 – 0,3 см от кожного края пупочного кольца. Новорожденным от матерей с резус-отрицательной кровью вместо скобы на остаток пуповины длиной 2-3 см накладывают стерильную шелковую лигатуру, поскольку им может понадобиться заменное переливание крови. На расстоянии 1,5 см от места наложения скобы или лигатуры пуповину рассекают стерильными ножницами, поверхность среза пуповины обрабатывают 5% спиртовым раствором йода или 5-10% раствором калия перманганата. После описанной обработки на остаток пуповины накладывают стерильную марлевую повязку.

Новорожденного еще раз внимательно осматривает врач, оценивает состояние его здоровья, выявляет врожденные пороки развития. Затем проводится антропометрия. Взвешивают новорожденного в стерильной пеленке на медицинских весах. Длину тела новорожденного измеряют от затылочного до пяточного бугров. Первые дни жизни характеризуются некоторым уменьшением длины тела за счет выравнивания деформации черепа и исчезновения родовой опухоли, возникших во время родов. Окружность головы измеряют через линию надбровных дуг и затылочный бугор. Окружность грудной клетки измеряют по линии, идущей через соски и нижние углы лопаток.

Браслетки с обозначением фамилии, имени, отчества матери, даты, часа рождения, пола, массы и длины тела ребенка, номера истории родов закрепляются на запястьях новорожденного.

Здорового новорожденного прикладывают к груди матери не позднее чем через 30 минут после рождения.

Перевод в отделение новорожденных осуществляется в зависимости от состояния ребенка, но не позднее чем через 1 час после рождения. Новорожденного заворачивают в стерильные пеленки, прикрепив поверх них медальон с теми же обозначениями, что и на ручных браслетах.

В родильном зале заполняется история развития новорожденного.

Один из важнейших факторов, определяющих степень адаптации новорожденных, - правильно организованное, рациональное вскармливание, оказывающее огромное влияние на последующий рост и развитие ребенка, способствующее его нормальному психомоторному развитию. Количественно недостаточное или качественно неполноценное питание приводит к нарушению роста и развития детей, отрицательно влияет на деятельность головного мозга.

Новорожденный ребенок подготовлен к усвоению материнского молока, которое является наиболее адекватным продуктом питания и по составу ингредиентов, и по степени их усвоения. Важность раннего прикладывания к груди для активации механизмов лактации, установления эмоционального контакта матери и ребенка, а также возможно раннее получение ребенком пассивного иммунитета за счет иммуноглобулинов, содержащихся в материнском молозиве, неоценимы. И лишь при наличии противопоказаний к раннему прикладыванию к груди со стороны ребенка или матери от последнего воздерживаются.

Для нормального развития ребенка необходим своевременно установленный, регулярный контакт между матерью и новорожденным. Обычно этот контакт, начавшийся еще до рождения ребенка, во время беременности, после родов усиливается, благодаря возможности непосредственной близости матери и ребенка.

Это вызывает положительные эмоции, привязанность и любовь друг к другу.

В периоде новорожденности может возникнуть ряд состояний, вызывающих озабоченность родителей и требующих помощи медицинских работников. Это, прежде всего, пограничные состояния, которые могут быть истолкованы матерью как патологические.

Для новорожденных характерны особые физиологические состояния. Эти состояния называются пограничными, так как возникают на границе двух периодов жизни (внутриутробного и внеутробного) и находятся на границе между физиологией и патологией. Их развитие связано в первую очередь с процессом адаптации ребенка к условиям внеутробной жизни

Синдром «только что родившегося ребенка » - мгновенное обездвиживание, глубокий вдох, крик, повышенный мышечный тонус и типичная поза новорожденного-конечности согнуты и приведены к туловищу, кисти сжаты в кулачки.

Особенности акта дыхания и кровообращения (кардиореспираторная адаптация): у детей первых 2-3 дней жизни отмечается физиологическая гипервентиляция легких; она в 1,5-2 раза больше, чем у более старших детей. Закрываются зародышевые кровеносные пути: боталлов проток, овальное отверстие, остатки пупочных сосудов (Аранциев проток), начинают функционировать малый и большой круги кровообращения.

Наиболее часто или почти у всех новорожденных развиваются:

1. Транзиторные изменения кожных покровов . Простая (физиологическая) эритема - гиперемия кожи, иногда с легким цианотичным оттенком в области кистей и стоп. Данное состояние связано с расширением кровеносных сосудов кожи новорожденного в ответ на изменение температуры окружающей среды (температура воздуха 20С против температуры околоплодных вод 40С). Организму новорожденного холодно и он пытается согреть себя таким физиологическим способом. У здоровых доношенных детей она держится от нескольких часов до 2-3 дней. У недоношенных эритема выражена ярче и сохраняется 5-7 дней. Появление физиологической эритемы не требует какого-либо особенного ухода и проходит самостоятельно по мере адаптации организма ребенка к новым условиям жизни.

2. Транзиторная желтуха новорожденных обусловлена повышением в крови и тканях свободного билирубина, образующегося при распаде фетальных эритроцитов (фетальный гемоглобин заменяется на гемоглобин взрослого) Физиологическая желтуха появляется на 2-3 день жизни в виде желтушного окрашивания кожных покровов, слизистых оболочек рта и склер. Иктеричность кожи сохраняется обычно в течение 7-10 дней, у травмированных и недоношенных детей 2-3 недели. Данное состояние не требует особого ухода, может быть рекомендовано обильное питье.

3. Транзиторные нарушения теплового баланса. Температура тела новорожденного неустойчива и в первые часы жизни может снижаться на 1-2 С. У некоторых детей на 3-5 день жизни отмечается транзиторная лихорадка, при которой температура тела повышается, и в течение нескольких часов сохраняется на уровне 38-39 С. Данное состояние связано как с несовершенством терморегуляции новорожденного, так и с дефектами ухода за ним: температурный режим помещения не соответствует одежде ребенка (укутан, в комнате жарко). Тактика медсестры при выявлении повышения температуры у новорожденного:

· распеленать ребенка

· проветрить помещение

· обильное питье комнатной температуры

· через 30 минут повторно измерить температуры

· если температура не снижается вызвать врача

4. Физиологическая потеря первоначальной массы тела . Наблюдается в первые 3-4 дня у всех новорожденных и составляет обычно 3-6% (не должна превышать 10%, у недоношенных- 12-14%). Данное состояние связано как с потерей веса ребенка вследствие голодания в первые сутки жизни (количество вырабатываемого молозива не соответствует потребности ребенка в еде), потерей веса с опорожнением кишечника (меконий), отпадением пуповинного остатка и пр. Восстановление массы происходит к 7-10-му дню жизни. Состояние не требует дополнительных мер ухода.

5. Половой криз . Он обусловлен переходом эстрогенов от матери к плоду в периоде внутриутробного развития и с грудным молоком после рождения ребенка. Развивается в первую очередь у детей, находящихся на грудном вскармливании, у которых с 3-4 суток жизни появляется увеличение и припухлостью молочных (грудных) желез как новорожденных девочек, так и мальчиков. Иногда из железы может выделяться секрет, напоминающий молозиво. Кроме того, у новорожденных девочек могут появиться слизистые и кровянистые выделения из влагалища. Появление на крыльях носа милиа – угрей так же связано с повышенной секрецией сальных желез из-за гиперэстрогении. В периоде развития полового криза требуется тщательный гигиенический ухода за ребенком: ежедневная гигиеническая ванна, регулярные подмывания. Ни в коем случае не следует выдавливать из молочной железы секрет. Можно рекомендовать обильное питье. Состояние исчезает к 3 недели жизни новорожденного.

6. Меконий - первородный кал. Выделяется кишечником в первые сутки жизни в виде замазкообразной темно-зеленого цвета массы без запаха. Первородный кал формируется в кишечнике плода в результате слущивание эпителия слизистых оболочек кишечника и проглоченных околоплодных вод.

7. Мочекислый инфаркт. Физиологическое состояние связано с избыточным выделением с мочой солей и белка. В первые дни жизни ребенка в связи с адаптацией его организма к новым условиям жизни происходит разрушение большого количества клеток, и почки не справляются с процессом утилизации. В связи с чем, на подгузниках и памперсах новорожденного можно обнаружить темно-бурые пятна мочи с кристаллами соли. При выявлении развития мочекислого инфаркта ребенка следует обильно поить.

8. Из других транзиторных особенностей функции почек можно отметить транзиторную олигурию в первые 3 дня жизни (голодание) и транзиторную протеинурию (увеличение проницаемости эпителия клубочков и наличие в моче солей уратов)

9. Транзиторный дисбактериоз и физиологическая диспепсия встречаются у всех новорожденных. Дисбактериоз связан с особенностями заселения микроорганизмов в стерильном при рождении ребенка кишечнике, низкой барьерной функцией кишечника, характером питания (грудное или искусственное), соблюдения СЭРа. Физиологическая диспепсия проявляет себя временным расстройством стула, метеоризмом, срыгиванием и связана с низкой ферментативной активностью ЖКТ ребенка, процессом приспособления пищеварительной системы к энтеральному питанию.

Часто много беспокойств у матери вызывают визуально кажущиеся кривыми ножки ребенка, что связано с имеющимся физиологическим гипертонусом мышц-сгибателей. После 3 месяцев тонус мышц будет нормальным.

Нередко матери кажется, что, у ее ребенка косят глаза. Поскольку главные мышцы у новорожденного недостаточно развиты, чтобы координировать движения глаз, такое возможно и при отсутствии косоглазия.

Срыгивание и рвота – частое явление у новорожденных детей. В большинстве случаев это простые срыгивания вследствие перекармливания или заглатывания воздуха (аэрофагия), связанные со слабостью гладкой мускулатуры кардиального сфинктера у желудка.

Вакцинации новорожденного. Всех новорожденных детей, не имеющих медицинских противопоказаний в первые 24 часа жизни прививают против вирусного гепатита В. Вакцина против гепатита живая ослабленная, готовая. Внутримышечно в мышцу бедра вводится 0,5 мл вакцины. Вакцинация проводится трехкратно: в первые сутки, в 1 и 6 месяцев.

Профилактика туберкулеза. Вакцина БЦЖ, БЦЖ – М, содержит ослабленные живые бактерии туберкулезной палочки, высушенные вакуумом из замороженного состояния. Вакцина выпускается в ампулах, которые содержат 1мг сухой белой массы, что соответствует 20 дозам. К каждой ампуле вакцины прилагается ампула с 2 мл стерильного изотонического раствора натрия хлорида. Вакцинацию против туберкулеза проводят всем здоровым новорожденным на 4-6 день жизни.

Наружную поверхность левого плеча новорожденного тщательно обрабатывают ватным шариком с 70% спиртом. Вакцину вводят внутрикожно на границе верхней и средней трети плеча, в месте прикрепления дельтовидной мышцы. При проведении прививки необходимо соблюдать следующее правило: игла должна находиться срезом вверх, сначала вводят небольшое количество вакцины, чтобы убедиться в том, что игла введена внутрикожно, и только затем вводят остальное количество вакцины. На месте инъекции образуется папула беловатого цвета диаметром 5-6 мм. Через 15-20 минут папула исчезает. Использованные шприцы и иглы, остатки неиспользованной вакцины перед тем, как выбросить, замачивают в дезинфицирующем растворе. После вакцинации прививочная реакция у новорожденных появляется через 4-6 недель в виде инфильтрата диаметром 5-8 мм с небольшим узелком в центре и корочкой или без нее. Такая реакция считается нормальной и подвергается обратному развитию без всякого лечения.

Иммунитет против туберкулеза после вакцинации БЦЖ образуется через 1,5-2 месяца у 98 – 100% привитых, а достаточная напряженность и длительность его сохраняются в течение 3-5 лет.

Интранатальный период начинается с регулярных родовых схваток до перевязки пуповины (от 2-4 до 15-18 ч). Период новорожденности начинается с момента рождения ребенка и продолжается до 4 нед. Его продолжительность зависит от степени зрелости новорожденного. Это первый период внеутробной жизни, когда происходит процесс приспособления ребенка к новым условиям внешней среды. В организме новорожденного происходит интенсивная перестройка различных систем и органов, которые характеризуются морфологической незаконченность строения и функциональной незрелостью. Все системы организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, и даже незначительные изменения условий жизни новорожденного могут вызвать значительные изменения состояния его здоровья. С момента рождения начинает функционировать малый круг кровообращения и происходит переход на легочное дыхание. переходит на энтеральный тип питания. В коре головного мозга преобладают процессы торможения над процессами возбуждения, проявляющегося значительной продолжительностью сна (20-22 ч в течение суток).

Неонатальный период объединяет два под периоды.

1. Ранний неонатальный период (от рождения до 7-и суток — 168 ч). В это время наблюдаются пограничные состояния: физиологический катар кожи, физиологическая желтуха, физиологическая потеря массы тела, мочекислый инфаркт, половой криз, а также выявляются аномалии развития, фетопатии, наследственные заболевания, гемолитическая болезнь при антигенной несовместимости крови матери и плода, клинические проявления родовой травмы, асфиксии, последствия внутриутробного инфицирования или инфицирования во время родов, проявления аспирационного синдрома; гнойно-септические заболевания, вирусные поражения кишечника и дыхательных путей, синдром дыхательных расстройств вследствие незрелости легочной ткани и гипертензии малого круга кровообращения.

2. Поздний неонатальный (от 7-и до 28-го дня жизни — 21 день). Период восстановления после перенесенных дезадаптационных синдромов.

Перинатальный период длится с 28-й недели беременности до 7-х суток жизни. Включает поздний фетальный, интранатальной и ранний неонатальный периоды.

Для оценки физического развития новорожденного используют средние статистические показатели основных параметров в зависимости от гестационного возраста или оценочные таблицы по типу перцентили. Гестационный возраст определяют по времени последней менструации матери, дате первого шевеления плода, по данным объективного обследования вагитноив женской консультации, включая ультразвуковое исследование, а также на основе клинической оценки степени зрелости новорожденного.

Согласно статистическим данным показатели в пределах М ± 2σ или Р 10-90 считаются нормальные для данного гестационного возраста, а отклонения в среднем М на 2σ и более или более Р 90 и ниже Р 10 является резким отклонением от нормы. Важное значение для оценки физического развития имеет характеристика пропорциональности телосложения и состояния питания новорожденного ребенка.

Ранний неонатальный период длится от момента перевязки пупови­ны до окончания 7 сут. Наиболее существенными физиологическим из­менениями при переходе от внутриутробной жизни к внеутробной счи­тают начало легочного дыхания и функционирования малого круга кро­вообращения с перекрытием путей внутриутробной гемодинамики (ар­териального протока и овального отверстия) и возрастанием кровотока в сосудах легких и головного мозга, а также изменение энергетического обмена и терморегуляции. С этого момента начинается энтеральное пи­тание ребенка. К состояниям, отражающим адаптацию ребенка к новым условиям, относят физиологический катар кожи, физиологическую желтуху, физиологическую потерю массы тела, мочекислый инфаркт, половой криз, физиологический дисбактериоз, транзиторный катар ки­шечника.

При рождении доношенного ребенка масса тела в среднем составля­ет у мальчиков 3500 г, у девочек 3350 г. Допустимая в норме масса тела варьирует от 2700 г до 4000 г. Если масса тела при рождении превыша­ет 4000 г, ребенка считают крупным. Длина тела колеблется в пределах 46-56 см (в среднем 50 см). Окружность головы у ребенка при рожде­нии равна 34-36 см, окружность грудной клетки - 32-34 см. Пропор­ции тела новорожденного значительно отличаются от таковых у детей более старшего возраста: голова относительно большая и составляет 25% всей длины тела, лицо округлой формы, нижняя челюсть относи­тельно небольшая, щеки толстые из-за большой жировой прослойки, грудная клетка округлая, живот относительно выступающий, а шея, ру­ки и ноги относительно короткие в сравнении с длиной всего тела. Та­зовые кости развиты слабо. Толщина жирового слоя в области плеча


составляет в среднем 4-5 мм. Средняя точка по длине тела новорожден­ного располагается приблизительно на уровне пупка (у взрослых в об­ласти лобкового сочленения). Частота дыхательных движений варьиру­ет от 40 до 50 в минуту, ЧСС - 120-160 в минуту.

В раннем неонатальном периоде выявляют различные аномалии раз­вития, фетопатии, наследственные заболевания, а также болезни, обус­ловленные антигенной несовместимостью матери и плода (гемолити­ческая болезнь новорожденных по резус-фактору или АВО-системе и другие), проявления родовой травмы, перенесенной в родах асфиксии, внутриутробного инфицирования или инфицирования в родах, аспира­ции.



В первые дни жизни ребенка часто возникают гнойно-септические заболевания, пиодермии, некоторые тяжелые бактериальные и вирус­ные поражения кишечника и дыхательных путей. Легкость инфициро­вания вызвана отсутствием у новорожденных секреторного иммуногло­булина А, низким содержанием антител, относящихся к классу имму­ноглобулинов М. Большое значение имеет развитие так называемого синдрома дыхательных расстройств, обусловленного незрелостью ле­гочной ткани. В первые дни жизни происходит адаптация новорожден­ного к лактотрофному питанию, а у матери интенсивно развивается лактация.

В медицинской практике такие периоды, как поздний фетальный, интранатальный и ранний неонатальный, принято объединять под об­щим названием перинатальный период (с 28-й нед внутриутробного развития до 7-го дня жизни). Число детей, умирающих в перинаталь­ном периоде, фактически равно числу смертельных случаев в течение первых 40 лет жизни.

ПОЗДНИЙ НЕОНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Поздний неонатальный период охватывает период 21 сут (8-28 дни жизни).

Важнейшими характеристиками.этого этапа служат интенсивное развитие анализаторов, прежде всего зрительного, начало развития ко­ординации движений, образование условных рефлексов, возникнове­ние эмоционального, зрительного и тактильного контакта с матерью. В возрасте около 3 нед многие дети начинают отвечать на общение улыб­кой и мимикой радости. Этот первый эмоциональный радостный кон­такт многие считают началом собственно психической жизни ребенка.

В этот период различные неблагоприятные моменты легко могут вызвать отклонения в развитии, что в первую очередь, проявляется за­держкой нарастания массы тела. Многие заболевания и состояния, свя-


занные с патологией внутриутробного, итранатального и раннего нео-натального периодов (вялотекущие внутриутробные и приобретенные инфекции, пупочный сепсис, травмы центральной и периферической нервной системы и другие заболевания) диагностируют также в этот пе­риод. Наиболее важным критерием благополучия ребе?1ка служит оцен­ка динамики массы тела, нервно-психического развития и состояния сна.

ГРУДНОЙ ВОЗРАСТ

После периода новорожденности наступает грудной возраст, кото­рый длится от 29-го дня жизни до 1 года. В этот период происходит очень интенсивное физическое, нервно-психическое, моторное и интел­лектуальное развитие ребенка.

Рост здорового ребенка увеличивается в течение первого года на 25 см:
в I квартале - на 3 см в месяц, во II квартале - на 2,5 см в месяц, в
III квартале - на 2 см в месяц, в IV квартале - на 1-1,5 см в месяц. В
среднем рост ребенка в возрасте 6 мес составляет 66 см, в 1 год - 75 см.

У большинства доношенных детей масса тела в 6 мес равна 8 кг, в
возрасте 1 года - 10,5 кг. Ежемесячно в первом полугодии масса тела
ребенка увеличивается на 800 г, во 2-м полугодии - на 400 г.

Окружность головы в 6 мес составляет 43 см, в 1 год - 46 см. Еже­
месячно в первом полугодии окружность головы увеличивается на
1,5 см, во 2-м полугодии - на 0,5 см ежемесячно. Большой родничок
обычно к возрасту 6 мес уменьшается и полностью закрывается в воз­
расте 9-18 мес, а малый родничок в основном закрывается в 4 мес.

Окружность грудной клетки у ребенка в 6 мес равна 45 см, в 1 год -
48 см. В первом полугодии окружность грудной клетки увеличивается
на 2 см ежемесячно, а во 2-м полугодии - на 0,5 см ежемесячно.

Молочные зубы у большинства детей появляются к 6 мес жизни.
Первыми прорезываются нижние центральные резцы, затем верхние
центральные и верхние латеральные. Впоследствии прорезываются
нижние латеральные резцы, первый и второй моляры. В возрасте 1 года
большинство детей имеют 6-8 зубов.

Разительно совершенствуются моторные функции: от полной дви­
гательной беспомощности новорожденного до самостоятельной ходьбы
и манипуляции с игрушками к годовалому возрасту.

В результате постоянного контакта грудного ребенка с взрослыми
в виде словесного общения происходит его нервно-психическое разви­
тие.

Высокие темпы роста грудных детей происходят благодаря интен­сивному обмену веществ с преобладанием анаболических процессов.


Энергетическая потребность детей этого возраста в 3 раза превышает аналогичный показатель взрослого человека. Чтобы обеспечить такую потребность, ребенок нуждается в значительно большем количестве пи­щи на 1 кг массы тела по сравнению с взрослым. В то же время в функ­циональном отношении органы пищеварения еще недостаточно зрелы, что нередко приводит к желудочно-кишечным заболеваниям грудных детей.

Грудной ребенок в возрасте 2-3 мес теряет пассивный иммунитет, передаваемый ему трансплацентарно от матери, а формирование собственной иммунной системы происходит сравнительно медленно, в результате чего заболеваемость детей грудного возраста довольно высо­ка. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания (узость дыхательных путей, незрелость ацинусов и другие особенности) у груд­ных детей предрасполагают к возникновению бронхиолитов и пневмо­ний, течение которых отличается особой тяжестью. В грудном возрасте интенсивно проводят профилактические вакцинации.

ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Преддошкольный (старший ясельный) период характеризуется не­которым снижением темпов физического развития детей, большей сте­пенью зрелости основных физиологических систем. В течение 2-го года жизни рост увеличивается на 12-13 см, за 3-й год - на 7-8 см, а в даль­нейшем происходит некоторая стабилизация роста со средним прирос­том на 5-6 см в год. Масса тела за год в среднем увеличивется пример­но на 2 кг. У ребенка этого возраста несколько уменьшается подкожный жировой слой. Большинство детей начинают худеть. Для ребенка в воз­расте 2-3 лет характерны небольшой лордоз и выступающий живот. Окружность головы увеличивается ежегодно на 1 см, а окружность грудной клетки - на 1,5 см.

В течение 2-го года жизни дополнительно прорезывается 8 зубов, и общее их число достигает 14-16, включая первые непостоянные моля­ры и клыки. Порядок прорезывания зубов может варьировать, но клы­ки обычно появляются после первых моляров. К концу 2-го года завер­шается прорезывание 20 молочных зубов.

Мышечная масса в этот период интенсивно увеличивается. Возника­ет типичный морфологический тип («тип маленького ребенка») с ха­рактерными пропорциями тела, круглым цилиндрическим туловищем и конечностями, округлыми очертаниями лица и его неглубоким релье­фом.


ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Дошкольный возраст (возраст от 3 до 7 лет) - период, когда основ­ная часть детей посещает детский сад. Для этого этапа характерно пер­вое физиологическое ускорение роста, нарастание массы тела несколь­ко замедляется, отчетливо увеличивается длина конечностей, углубля­ется рельеф лица. Постепенно выпадают молочные зубы, начинается рост постоянных зубов.

Первое ускорение роста наблюдают у мальчиков с 4 до 5,5 лет, а у
девочек после 6 лет. Длина тела увеличивается из-за относительного
увеличения нижних конечностей. В возрасте 3-5 лет масса тела равно­
мерно увеличивается приблизительно на 2 кг в год.

Ежегодное увеличение окружности головы до 5 лет составляет 1 см
(в 5 лет окружность головы равна 50 см), а после 5 лет - 0,6 см.

Окружность груди увеличивается на 1,5 см ежегодно (в 10 лет этот
показатель равен 63 см).

Поскольку мышцы еще недостаточно развиты, неправильное поло­жение тела, долгое стояние, сидение, препятствующая росту мебель мо­гут неблагоприятно отразиться на формировании скелета и привести к нарушению осанки. Иммунная защита в дошкольный период достигает определенной зрелости.

Введение

Неонатология - раздел педиатрии, изучающий физиологические особенности и болезни детей первого месяца жизни. Развитие неонатологической помощи на современном этапе характеризуется созданием узкоспециализированных служб для семьи, беременных женщин, новорожденных, младенцев и детей раннего возраста, объединенных в перинатальные центры. Этапы медицинской помощи новорожденным детям обеспечены работой акушерской и педиатрических служб.

Персонал отделений акушерского (иногда -- и гинекологического) профиля отвечает за жизнь и матери, и ребенка. В акушерско-гинекологических отделениях медсестра должна быть готова оказать неотложную акушерско-гинекологическую помощь женщинам, а в некоторых случаях -- и новорожденным до прибытия врача. Ей приходится также работать в отделении патологии беременных, а иногда и в родильном блоке, заменяя акушерку.

Персонал акушерско-гинекологических отделений обязан хорошо владеть методами психологической терапии, так как в преддверии родов надо внушить женщине уверенность в собственных силах; необходимо учитывать психологический статус пациентов, чтобы избежать преждевременного прерывания беременности, эклампсии, обострения экстрагенитальной патологии (гипертонической болезни, сердечной недостаточности).

Медицинскую помощь новорождённым начинают оказывать с родильного блока. Обследование новорождённого в родильном зале представляет важный, так называемый первичный фильтр, на основе которого выявляется большинство серьезных отклонений от нормы, в неотложных случаях даются показания к соответствующей терапии, и определяется характер дальнейшей помощи в случае перевода ребёнка в соответствующее отделение. Следует учитывать то, что медицинскую помощь мы оказываем детям не только в родильном зале, но и в акушерском стационаре. От того, как будут соблюдаться санитарно - гигиенические правила, акушерское пособие в родах, первичный туалет новорождённого, ежедневный уход за малышом, будет зависеть его здоровье в дальнейшем. Поэтому, профессиональное медицинское обслуживание новорождённого в акушерском стационаре очень важно.

Целью данной курсовой работы является исследование деятельности медперсонала в неонатальном периоде и определение важности соблюдения всех норм и правил по уходу за новорожденным ребенком для его здоровья в дальнейшем.

Задачи - расширить и закрепить знания по организации медицинского обслуживания новорождённых, по соблюдению санитарно-эпидемического режима в акушерском стационаре, провести анализ теоретических источников по проблеме исследования, разработать памятку по сестринскому уходу за новорожденными детьми.

Период новорожденности (неонатальный)

Характеристика неонатального периода

Период новорожденности (неонатальный) - подразделяется на ранний и поздний неонатальный периоды. Начинается с рождения ребёнка и продолжается 4 недели.

Ранний неонатальный период - с момента рождения по 7-е сутки жизни.

Происходит основная адаптация организма к жизни в новых условиях. Скорость адаптивных процессов в организме в этот период самая высокая и никогда больше в жизни не бывает такой. Начинает функционировать дыхательная система, перестраивается система кровообращения, включается пищеварение.

Все органы и системы находятся в состоянии неустойчивого равновесия, поэтому ребёнок нуждается в особенно тщательном уходе.

В этом периоде у ребёнка могут быть обнаружены дефекты развития, гемолитическая болезнь, синдром дыхательных расстройств и другая патология. Кроме патологи у новорожденного проявляются различные физиологические состояния, отражающие процессы адаптации. К ним относятся: физиологический катар кожи, физиологическая желтуха, половой криз. В связи с преобладанием процессов торможения в ЦНС новорожденный почти непрерывно спит. К концу этого периода все системы организма приходят в достаточно устойчивое равновесие, газообмен устанавливается на уровне взрослого человека, начинается прибавление массы тела. К концу первой недели жизни налаживается тесный контакт новорожденного с матерью, особенно если ребёнок находится на естественном вскармливании. Большую часть этого периода ребёнок находится в роддоме.

Поздний неонатальный период - с 8-го дня по 28 день жизни. Характеризуется дальнейшей адаптацией к окружающей среде. В это время полностью заживает пупочная ранка, интенсивно увеличивается масса тела и длинна тела, развиваются анализаторы, начинают формироваться условные рефлексы и координация движений.

Гестационный возраст или истинный возраст новорожденного считается неделями гистации от первого дня последней менструации. В зависимости от срока гистации новорожденные подразделяются на:

доношенных (38-42 нед.)

недоношенных (менее 38 нед.)

переношенных (более 42 нед.).

Признаки доношености:

цикл внутриутробного развития 38-42 недели;

масса тела не менее 2500 г;

длина тела не менее 45 см;

имеют все признаки зрелости: удерживает постоянную температуру тела, имеет выраженные глотательный и сосательный рефлексы, устойчивый и правильный ритм дыхания и сердцебиения, активно реагирует на внешние раздражители.

Давайте вначале подумаем, а кто он такой, ребенок?

Сейчас исследователи доказали, что ребенок - постоянно развивающийся организм. От рождения до 16 лет, до своего совершеннолетия. За этот срок каждый человек проходит через несколько последовательно сменяющихся периодов. В каждом имеются и свои особенности, и свои заболевания, и своеобразные реакции на них...

Сколько же, по современным представлениям, стадий развития ребенка? Их шесть.

Период новорожденности, который длится от рождения до 28 дней; грудной возраст (от 28 дней жизни до одного года); ранний возраст (от одного года до трех лет); ранний дошкольный возраст (от трех до семи лет); школьный возраст (от семи до 15 лет); подростковый период - от 15 до 17 лет.

Теперь подробнее о каждом из сейчас установленных «периодов».

Период новорожденности . За 40 недель своего внутриутробного развития плод проходит сложный путь превращения в ребенка, имеющего к моменту рождения вес от 3200 до 3600 (и даже выше) г и рост 50-52 см. К моменту появления на свет жизненно важные развитые органы и системы ребенка обеспечивают ему самостоятельное существование.

Период грудного возраста - от 28 дней до одного года. Очень важное и ответственное время. Эта кроха совсем беспомощна. Ничего самостоятельно не может, кроме как сосать грудь матери, кричать, если что-то беспокоит, да спать. Вес около 3500-4500 г. И вот год позади. Год напряженного ухода за ребенком. Его надо ежедневно правильно кормить, ухаживать за ним, купать, предохранять от заболеваний, приучать к порядку в жизни - вовремя сон, вовремя еда, развитие двигательных навыков (в частности, умение переворачиваться, затем - сидение, стояние, самостоятельная ходьба). Ребенок уже реагирует на близких, узнает мать, отца, чужих...

К году малыш - уже сознательное существо, активно откликающееся на все окружающее. Вес ребенка уже 10 кг - в 3 раза больше, чем у новорожденного, да и в росте он прибавил на 25 см.

Ясельный возраст . От одного года до трех лет. Позднее идет развитие и совершенствование систем ребенка - он уже самостоятельно может многое. В ясельный период осваиваются основные навыки и функции - развивается речь, ребенок начинает многое понимать, уже сам одевается, все больше и больше интересуется окружающим миром. Очень многое в этот период зависит от правильного воспитания.

Ранний дошкольный возраст - с трех до семи лет. Правда, теперь - до шести лет, так как принято решение о начале школьного обучения с этого возраста. И как важно помочь ребенку правильно и гармонично развиться.

Школьный возраст - ответственная пора становления человеческой личности. Надо и получить побольше информации, побольше запомнить, ибо «мы знаем столько, сколько помним».

Надо помочь ребенку воспитать характер, выбрать дело по душе и определить профессию для будущей жизни. И здесь у педагога, родителей может быть хороший помощник - врач-педиатр.

Подростковый период - от 15 до 17 лет - крайне ответственный период мужания. В организме подростка происходит значительная перестройка многих функциональных систем, начинается половое созревание. В последние два десятилетия в связи с ускорением процесса созревания наблюдается явление, которое названо акселерацией. Сопровождается оно значительными сдвигами в эндокринной системе при обычном или даже замедленном развитии других систем - центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и др.

Такие «ножницы» могут быть причиной различных функциональных нарушений - снижения артериального давления и частых головных болей, болей в интенсивно растущих костях, сердечная слабость при физической перегрузке и др.

Сейчас установлено, что многие болезни у человека возникают еще до его рождения. Ребенок развивается в утробе матери 9 месяцев (40 недель), и в этот период на него могут влиять многие неблагоприятные факторы. Самые плохие условия для развития плода возникают при заболеваниях матери. К таким состояниям относятся токсикоз беременности, сердечно-сосудистые заболевания, выраженная анемия (малокровие), различные эндокринные заболевания матери или наличие у нее инфекции.

Во многих наших крупных городах открыты специализированные родильные дома для женщин с сердечно-сосудистой патологией, заболеваниями эндокринной системы, заболеваниями почек и прочими болезнями.

Всесторонне обследуя таких женщин, проводя им лечение, мы ясно сознаем, что оказываем помощь и ребенку.

Роды - тоже тяжелое для него испытание. На ребенка падает огромная нагрузка и напряжение.

После рождения ребенок должен мгновенно перестроиться - включить множество новых, прежде бездействовавших систем: дыхания, кровообращения, пищеварения, терморегуляции и т. д. Ему нужно сразу же приспособиться, адаптироваться к внешней среде. Наблюдения показали: от того, как произошла эта адаптация, зависит очень многое в дальнейшем развитии ребенка.

Перенесенный стресс во время родов влияет на изменение обмена веществ. Для обеспечения обменных процессов нужен кислород. Но дыхательная система еще как следует не включилась. Ребенок начинает мобилизовывать собственные ресурсы, запасы которых ограничены. Начинается интенсивный расход углеводов, затем жиров.

Надо подчеркнуть, что здоровый новорожденный ребенок довольно быстро перестраивает свой обмен веществ, приспосабливаясь к внешним условиям. И это закономерно. У нас есть доказательства того, что плод «готовится» к родам еще в утробе матери. По теории известного канадского ученого Г. Селье в разрешении острых для жизни (стрессовых) ситуациях большое участие принимают надпочечники. Так вот, за всю жизнь человеческую - от младенчества до старости - надпочечник не весит так много относительно массы всего тела, как у плода перед родами. Это-то и доказывает, что он готовится к стрессу, предстоящим перегрузкам. Но готовность к испытаниям, увы, оказывается разной.

И кто поможет в критическую минуту ребенку, если не ?

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама