THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Месячный ребенок часто плачет. Это нормальное явление. Ваша задача – научится понимать, что беспокоит малыша, а также какие действия предпринять для устранения причин плача.

Почему плачет месячный ребенок

Плач – это способ общения новорожденного с этим миром и с вами.

Месячный ребенок плачет, когда испытывает голод или дискомфорт.

Причиной плача являются:

  • Голод. Коснитесь пальцем уголка рта малыша. Если он открывает рот и пытается поймать его губами, значит, хочет есть. Плач, как правило, прерывистый.
  • Колики. При кишечных коликах новорожденный напрягает ножки и сжимает кулачки, дёргает ими, надрывается от крика. Часто личико во время крика багровеет.
  • Боль. Симптомы аналогичны, как при кишечных коликах, но длятся более 3 ч.
  • Температура. Потрогайте запястья малыша, а также шейку. Эти места быстро реагируют на повышение и понижение температуры. Когда малышу холодно он плачет тихо и прерывисто. Если ему жарко, он издаёт громкий крик. Личико при этом краснеет.
  • Усталость. Малыш хныкает, обиженно покрикивает и капризничает, когда устал и не может уснуть самостоятельно. Часто эти симптомы наблюдаются вечером.
  • Подгузник. Неприятные ощущения, которые вызывает переполненный подгузник, вызывают жалобный тихий плач.
  • Страх. Если ребёнок долго находится один, он начинает протяжно кричать. Одиночество вызывает у малютки страх.

Это основные причины, который вызывают плач у новорожденного.

Что делать, если месячный ребенок плачет

Не оставляйте без внимания плач ребенка. По очереди исключайте все возможные причины. Кормите ребёнка, когда он захочет, а не по расписанию. Регулярно меняйте подгузник.

Используйте слинг, чтобы малыш больше времени находился с вами. Если малыш хочет спать, для успокоения ему нужна мамина грудь, родительские объятия, плавные покачивания. Предложите ребёнку соску. Если малыш не засыпает в одиночестве в кроватке, положите диск для лактации, который пропитан маминым молоком. Это даст малышу ощущения спокойствия, что мама рядом.

При коликах посоветуйтесь с педиатром. Как правило, помогают следующие средства:

  • Специальные капли, укропная вода, чай с фенхелем. Давайте их с ложечки, с помощью бутылочки или шприца без иглы.
  • Газоотводная трубочка. Чтобы её вставить, используйте растительное масло.
  • Лёгкий массаж. При массаже живота двигайте ладонью по часовой стрелке.
  • Вертикальное положение. После кормления подержите ребёнка на руках вертикально, пока он не отрыгнёт захваченный с едой воздух.
  • Тёплая простынка. Положите её малышу на животик.
  • Горизонтальное положение. Перед кормлением положите малыша животиком себе на колени, чтобы облегчить отхождение газов.

Используйте сразу несколько способов. Это поможет новорожденному быстрее избавиться от боли.

Родители порой мечтают, чтобы дети не плакали вовсе. Почему ребенок плачет, и как его успокоить? Плачь для малыша это единственный способ подать сигнал взрослым.

Когда наше любимое чадо начинает издавать первые «агу», мы так этому радуемся, что каждый новый звук воспринимаем как маленький праздник, а когда кроха начинает говорить, так это вообще целое событие.

Но из детских уст, увы, исходят не только радующие сердце звуки. Еще детки иногда, а может слишком иногда плачут, а еще хуже, если ноют. Кажется, ребенок сытый, сухой, выспавшийся, но все равно почему-то недоволен жизнью.

У деток постарше еще можно как-то выяснить причины, а вот у совсем крох причины нытья выяснить вряд ли удастся…

Ребенок никогда не плачет просто так. Причина всегда найдется. Если родителям удастся понять причину плача и удовлетворить потребности ребенка, крик прекратится. Но иногда утешить малыша невозможно никакими способами, взрослые пытаются предложить малышу что угодно, но плачь не прекращается.

Если ребенок постоянно плачет, родителями невероятно трудно сохранять спокойствие. Постоянный крик заводит родителей: кажется, что ребенок плачет просто из вредности. Родители забывают о том, что ребенок не может перестать плакать, пока они е поймут, что ему нужно.

Родители становятся еще более напряженными, и ребенок плачет еще сильней. Ниже попытаемся найти ответ на вопрос — почему ребенок плачет.

Причины плача ребенка

Голод

Голод эта самая простая причина, по которой ребенок плачет. В таких случаях отмечается внезапный крик или неистовый плач с протягиванием ручек, покраснением лица.

Боль

С первых минут жизни плачь ребенка вызывают болевые ощущения, однако бывает трудно понять плачет ребенок от боли или от чего-то еще. Частый плач и крик малыша может указывать на какое-то заболевание.

Перегрузка нервной системы

Приступ плача у новорожденного могут вызвать слишком сильные раздражители. Неожиданный громкий звук, внезапный резкий свет, острый или горький вкус, прикосновение холодных рук, подбрасывание и тисканье.

От физического состояния и настроения ребенка зависит что станет сильным раздражителем. Малыш с удовольствием будет играть с вами, когда он сыт, не хочет спать и вполне доволен жизнью.

Но если ребенок голоден, чем-то раздражен или хочет спать та же самая игра может вызвать плач.

Переодевание

Иногда ребенок начинает плакать при переодевании, и некоторые родители думают, что они как-то неловко это делают. На самом деле большинство младенцев плачут из-за утраты одежды.

Ребенку может просто не нравиться, когда воздух непосредственно касается кожи. Крик прекращается, когда ребенок будет переодет.

Охлаждение или перегрев

Ребенок плачет, когда он мокрый. Моча раздражает его кожу. Плачь по этому поводу хныкающий. То сильнее, то слабее, но не прекращается. Плачь может сопровождаться икотой, так как мокрые пеленки могут привести к охлаждению.

Если сменить пеленки и накрыть ребенка потеплее, он успокоится.

Ребенок плачет при перегреве. Тогда ребенок хнычет, разбрасывает ручки и ножки, кожа краснеет, может появиться потница.

Плачет малыш, когда ему холодно. Этот плач начинается внезапным криком, который постепенно переходит тихое продолжительное хныканье, сопровождающееся движением рук и ног, икотой.

Тугое пеленание

Плач, связанный тем что малыша сдавливает какая-то одежда начинается с тихого хныканья, затем оно постепенно переходит в протестный крик, продолжается в виде тихого плача, сопровождается попыткой изменить положение тела.

Почему ребенок плачет

Почему ребенок закатывается при плаче

Если ребенок закатывается при плаче значит у него наивысшее нервное возбуждение негативного проявления. Обычно приступ возникает если ребенок сильно плачет, при этом происходит резкий спазм мышц гортани после глубокого выдоха.

Из-за задержки дыхания прекращается подача кислорода к мозгу. Ребенок может потерять сознание, это своеобразная защита организма от нехватки кислорода. Потребление кислорода снижается в разы, когда человек без сознания.

Часто такие состояния бывают у детей при нехватке кальция. Кальций способствует спазму гортани. При частых таких состояниях важно посоветоваться с врачом, так как это может быть вызвано более серьезным заболеванием.

Почему ребенок плачет после сна

Возможно у него заложен нос, он вынужден дышать ртом, при этом слизистая полости рта пересыхает, и он хочет пить. Возможно он просто проголодался.

Почему ребенок плачет во сне

Во сне ребенок просто может захотеть есть. Он может лежать в неудобной позе или же ему приснился страшный сон. Если кроха болен и испытывает боль.

Почему ребенок плачет во время кормления

Если ребенок плачет во время кормления это может быть связано с воспалительным процессом на слизистой оболочке рта или воспалением среднего уха. В последнем случае плачь особенно громкий и визгливый, часто возникает ночью, без связи с кормлением.

Почему ребенок плачет после кормления

Если ребенок плачет после кормления возможно он заглотил слишком много воздуха и боль возникает от распирания желудка. К сожалению этот воздух проникает в кишечник вызывая длительный плач, при котором малыш сучит ножками, морщит лоб и зажмуривает глаза. При боли в животике между короткими пронзительными криками бывают небольшие перерывы.

Вот еще некоторые возможные причины почему ребенок плачет (мы не говорим о заболевшем ребенке): режутся зубки, раздражает резкий запах, возможно, мамины духи или новый гель для душа, накануне была прививка, не любит одеваться, купаться или бог его знает, что еще. Меняется погода, одежда неудобная, колются шерстяные носочки, одеяло «кусается». Посторонний звук из-за стенки или с улицы, а может просто телевизор в комнате

Это, конечно же, не весь список, но как вы понимаете, ребенок, как и любой взрослый, имеет право на плохое настроение, и с этим ничего не поделаешь.

Как успокоить ребенка если он плачет

Если вы все проверили, ребенок сытый и здоровый, сухой и выспавшейся, возможно ему не хватает вашего внимания. Даже грудным детям не очень нравиться бодрствовать одному лежа в кроватке, ему нужно общение.

Положите малыша в слинг в позе эмбриона и занимайтесь своими домашними делами. Если малышу просто было скучно, он вмиг успокоится, и будет внимательно следить за вами (авось научится гладить себе рубашки).

Если причина плача была другая, ваши укачивающие движения помогут забыть ему обо всех невзгодах, и он просто заснет. Если и так не получается, то можно танцевать с малышом вместе, топать, бегать, выполнять всевозможные движения, заниматься на тренажере и в какой-то момент вы поймете, что малыш успокоился.

Только одно, НО! Не надо трясти ребенка, как грушу, это плохо сказывается на его мозге.

Отвлеките малыша игрой, или просто рассматриванием улицы из окошка: вон поехала машина – она везет хлеб в магазин, вот пробежала кошка – бежит к своим котятам, а там! Посмотри-ка, что там!

Малыш поплачет и вовлечется в разглядывание пейзажа за окном. Спойте песню, в конце концов, может кроха так удивится вашему пению, что сразу перестанет плакать.

«Заболтайте» ребенка. Смысл в том, чтобы не давать малышу вклиниться в вашу бесконечную речь. Говорите, что видите: вот мама пришла, молочка принесла, папа наш куда пошел, в магазин, наверное, суп кипит наш на плите, убежит сейчас совсем.

И если все это произносить без остановки, детскому плачу просто не будет места.

Так какой способ успокоения подошел вашему ребенку? Расскажите нам…

Грудному ребенку не умеющему объяснить родителям, что ему в данный момент необходимо, единственным способом привлечь внимание к себе и сообщить о том, что ему некомфортно является плач. Этот врожденный рефлекс остается основным средством общения, своего рода сигналом о помощи и необходимо разобраться в причинах плача, чтобы как можно быстрее их устранить.

Причин для плача множество, но ребенок никогда не плачет просто так. Плач малыша в зависимости от того, что его беспокоит никогда не бывает одинаковым и плач от колик, например, сильно отличается от плача от скуки или одиночества. Со временем, прислушиваясь к своему малышу, вы начинает различать причины его плача. Ниже мы попробуем расшифровать детский плач.

Возможные причины плача

Голод – самая частая причина, из-за которой грудные дети плачут, и устранить эту причину проще всего. Еда – самая главная потребность ребенка, поэтому если ребенок голоден, остановить крик может только еда, то есть молоко. По рекомендации ВОЗ врачи советуют кормить ребенка «по требованию» (для детей, находящихся на грудном вскармливании, в течение первых 2-3 месяцев жизни нет четкого режима кормления). Поэтому не стоит ждать, когда же пройдут необходимые 2,5–3 часа, между кормлениями.

Голодный плач – начинается с призывного плача (ребенок кричит несколько секунд, затем делает паузу, ожидая результата, затем снова кричит и затихает; этот цикл повторяется несколько раз, при этом, если на ребенка не обращать внимания, паузы становятся все короче, а крик - постепенно увеличивается, пока не переходит в сплошной). Если мама подошла и взяла на руки, но не предложила грудь или бутылочку, то плач переходит в сердитый крик, сочетающийся с поисковыми движениями головой, причем во время поисковых движений ребенок замолкает. Если и после этого ребенок не получил молоко, то плач переходит в истеричный, захлёбывающийся. Ребенку могут предложить пустышку или водичку, и он перестанет плакать на несколько секунд, а потом примется кричать снова. Если ребенок не голоден, он просто не будет есть.

Многие детки плачут во время кормления. Ребенок с жадностью кушает, затем отворачивается от груди или выплевывает бутылку и начинает кричать, через какое-то время успокаивается и все повторяется снова. Плач во время или после кормления очень часто связан с болью разной локализации – при усилении болевых ощущений возникают всплески отчаянного крика.

Плач во время кормления может быть связан с:

  • воспалением слизистой рта (молочница);
  • процессом «подготовки к прорезыванию зубов »;
  • нехваткой молока у матери или когда молоко поступает к нему недостаточно быстро, при неправильном положении во время кормления;
  • воспалением среднего уха (отит) - плач особенно громкий и визгливый. Определить отит можно, надавив на козелок, - это часть ушка (выступ), которая находится впереди слухового прохода и как бы прикрывает вход в слуховой канал. При наличии отита, надавив на козелок, малыш пронзительно плачет и пытается отвернуться от раздражителя;
  • лактазной недостаточностью – ребенок капризничает, сучит ножками, поджимает их к животику;
  • «детскими коликами » – болями в животике - если ребенок регулярно плачет в одно и то же время во второй половине дня или вечером. Во время плача ребенок сучит ножками, выгибается, в животике можно услышать «урчание и бульканье» При отхождении газиков ребенок успокаивается;
  • при погрешностях в питании кормящей мамы.

Плач после кормления – вызван чаще всего болезненными ощущениями в желудке из-за растяжения его большим количеством воздуха, попавшего при сосании вместе с молоком, при этом малыш сучит ножками, наморщивает лоб, зажмуривает глаза. Во избежание заглатывания воздуха во время сосания необходимо правильно прикладывать ребенка к груди (при сосании ребенок должен захватывать не только сосок, но и ареалу соска и не должно быть слышно чмокающих звуков). После каждого кормления подержать «столбиком» , пока не выйдет проглоченный воздух.

Плач во время опорожнение кишечника (дефекации) возникает при болевых раздражениях от мелких трещинок в области заднего прохода. Малыш кряхтит, морщится. Чаще всего такая проблема беспокоит детей, склонных к запорам. Малышу первого полугода жизни (6 месяцев) можно незадолго до каждого кормления провести легкий массаж, включающий в себя поглаживания живота по часовой стрелке, подгибание ножек к животу, выкладывание на живот. Если запоры - частое явление, то необходимо сдать анализ кала на дисбактериоз кишечника и обратиться к врачу гастроэнтерологу.

Плач во время мочеиспускания указывает на воспалительный процесс в мочевых путях. Плач похож на писк или хныканье, которое может перейти в крик непосредственно перед моментом мочеиспускания. Мальчики могут плакать при мочеиспускании из-за врожденного сужения мочеиспускательного канала или приросшей крайней плоти. Признаком этого недостатка служит струя мочи, которая идет у них вбок. Необходимо немедленно показать ребенка детскому урологу. Девочки могут плакать при рези и воспалении слизистой оболочки половых органов. Для облегчения болевых ощущений половые органы обмывают настоем ромашки или череды, промокающими движениями высушивают и проводят так называемые «воздушные ванны», то есть, как можно чаще держат ребенка без подгузников.

Если плач во время мочеиспускания сочетается с повышенной температурой, то необходимо срочно вызвать врача и сдать анализы крови и мочи, чтобы не пропустить воспалительный процесс в мочевыводящих путях - уретре или мочевом пузыре (цистит).

Грязные подгузники могут спровоцировать раздражение кожи и появления пеленочного дерматита. При мокрых и запачканных подгузниках малыш становится раздражительным, капризно плачет, ёрзает в постели. Оставлять в грязном белье ребенка недопустимо.

Малышу холодно или жарко . Если беспокойство вызвано перегреванием, ребенок хнычет, разбрасывает ручки и ножки, кожа его становиться горячей, влажной, ребенок потеет. Проверьте, не влажная ли у малыша шея и/или складочки на теле. Если в помещении слишком жарко, то необходимо снять часть одежды.

Когда младенцу холодно, его плач начинается внезапным пронзительным криком, который постепенно переходит в тихое продолжительное хныканье, сопровождающееся движением рук, ног, икотой. Если у ребенка прохладные конечности, то на ножки можно одеть теплые носочки, а на ручки - рукавички или варежки. О том, что ребенок действительно мерзнет, свидетельствует прохладная кожа груди, живота и спины. В таком случае нужно, конечно, одеть малыша в более теплую одежду.

Ребенок плачет перед сном . Некоторые дети плачут перед тем, как заснуть, это может быть связано с перегрузкой еще незрелой нервной системы. Может проявляться довольно ровным хныканьем-жалобой, сопровождающейся зевотой и частым закрыванием глаз или истерикой, повышенной возбужденностью перед сном. В любом случае ребенок устал от впечатлений, эмоций, переутомился, но слишком возбужден, чтобы заснуть. Ему необходимо выплеснуть эту энергию. Если вы знаете, что ребенок накормлен, переодет, ему не жарко и не холодно, то кратковременный плач (1-3 минуты) перед сном, а иногда и в неглубоком сне не должен вас беспокоить, особенно впервые три месяца его жизни. Помогите малышу уснуть: попытайтесь его успокоить, уберите раздражители (яркий свет, громкий звук) возьмите на руки или положите в кроватку (некоторым дети засыпают только в своей кроватке), покачайте малыша - лёгкие ритмичные движения его успокоят, спойте колыбельную, дайте ему соску-пустышку.

Страх или сильные эмоции, тоска, скука, отсутствие физического контакта . Многие груднички очень чувствительны к перемене погоды, перепаду давления, к смене обстановки, к сбою в режиме дня. Плач ребенка может быть вызван внезапным сильным шумом, появлением незнакомого человека, упавшей игрушкой или просто темнотой. Дети в первые полгода жизни часто могут испытывать чувство одиночества и им просто необходим физический контакт с родителями. Возьмите ребенка на руки, и прижмите его к себе, приступ плача прекратиться. Если нет, тогда прижмите его к себе так, что бы его живот и грудь были прижаты к вашей груди, а легкое покачивание постепенно успокоит его.

Если нет сил справиться с плачем

Иногда приходит отчаяние от бессильных попыток успокоить малыша, усталость и раздражение накапливаются, постоянный крик изматывает нервную систему родителей. Прежде всего, успокойтесь сами. Если вы чувствуете, что ваши нервы на пределе, уложите малыша в кроватку и не дожидаясь, пока ситуация выйдет из-под контроля, выйдете из комнаты. Сделайте пару глубоких вдохов, расслабьтесь, хорошо, если в это время кто-нибудь из ваших близких даст вам возможность перевести дух и присмотрят за малышом.

Некоторые родители пытаются успокоить малыша, дав ему при каждом плаче грудь или бутылку с молоком, но это не имеет смысла, если малыш не голоден или причина плача в другом.

Если малыш плачет, а видимой причины нет, попытайтесь отвлечь его от плача разговором, песней, мимикой: скорчить смешные рожицы, раздуть щеки, «пофыркать и пошушукать». Дети хорошо реагируют на музыкальные игрушки (модули). Вы можете покружиться вместе с малышом под песенку.

Найти свой рецепт успокоения ребенка можно лишь перепробовав всевозможные варианты – от укачивания на руках под колыбельную до оставления ребенка одного в кровати в полной тишине.

Часто молодые мамы говорят о своих детках так: «Сегодня всю ночь носила его по комнате и укачивала, руки онемели, а ребёнок всё время плачет. Приглашу на помощь родственников.» Для разрешения такой проблемы не нужно привлекать много людей, а достаточно выполнять несколько простых советов по уходу за ребёнком.

Назовём их алгоритмом действий, если грудной ребёнок часто плачет:

  • Не хватайте резко малыша из кроватки, не трясите. Сильное укачивание на руках или в коляске сравнимо с лёгким сотрясением мозга. Подходите к ребёнку спокойно, разговаривайте с ним: «Чем тебе помочь, мой маленький, что с тобой случилось? Сейчас мама (папа) тебе поможет!»
  • После того, как кроха покушал молока, возьмите его и приложите к себе вертикально. Погладьте по спинке. После таких действий из его желудка может выйти воздух, животик перестанет болеть, а ребёнок плакать. Нередко происходит так, что во время кормления грудничок заглатывает лишний воздух, который затем его беспокоит, и грудной ребёнок часто плачет, доставляя сильно беспокойство маме. Проделывайте такую процедуру с поглаживанием спинки после каждого приёма пищи. Некоторым деткам после избавления от лишнего воздуха хочется ещё покушать. Придётся маме учитывать такую особенность пищеварения малыша и докармливать. Не будет же он спать голодным?
  • Главная причина беспокойства малыша – это чувство голода. Кормите малыша по его желанию в достаточном количестве или посоветуйтесь с врачом о прикорме.
  • Многие грудные дети часто плачут оттого, что хотят попить. Маленькому человеку для утоления жажды достаточно нескольких капель чистой кипячёной водички. Не давайте в качестве питья чай в бутылочке, он возбуждает детскую нервную систему.
  • Малыш поел, отрыгнул лишний воздух, доел, попил. И всё равно плачет? Положите малыша на пеленальный столик. Разверните пелёнки и распашонки. Проведите своими чистыми и сухими руками по его тельцу по всем складочкам на нежной коже. Если вы нашли маленькую ниточку, крошку, пушинку, волосинку и убрали, то вы спасли малыша от беспокойства.
  • Проверьте нет ли покраснений на коже. Смажьте раздражённую кожу специальными средствами.
  • Слегка погладьте тельце ребёнка по спинке, по животику, ручкам, ножкам, чтобы улучшить кровообращение. Распрямите максимально все складочки на его одёжках. Распашонки и ползунки для грудничков одевайте наизнанку, швами наружу.
  • Перед сном проветривайте комнату. Самый свежий воздух для приятного сна ранним утром. Некоторые детки подстраиваются под режим солнышка, они просыпаются в пять утра на восходе. Проведите в это время утреннюю часовую прогулку с малышом на улице. Затем он хорошо покушает и будет ещё раз крепко спать.
  • Лёжа в прогулочной коляске ребёнок может заплакать. Поверните его на бочок, подложив свёрнутое одеяльце, закройте верх легкой накидкой, чтобы солнышко и яркое небо не раздражало глазки.
  • Во время бодрствования периодически переворачивайте грудного ребёнка на правый бочок, на левый, на спинку, на животик. Гладьте его, целуйте, разговаривайте. Включите негромкую музыку. Малышу может понравиться определённая песня, он будет её внимательно слушать, а вы заниматься своими делами.
  • Если у ребёнка запор, он будет очень беспокойным. См. "Запор у грудничка ".
  • Прорезающиеся зубки – ещё одна причина постоянного плача детей. См. "Режутся зубы: чем помочь ребёнку? ".
  • Другая причина того, что грудной ребёнок часто плачет – недавно сделанная прививка. Тут нужен правильный уход до и после прививки. См. "Как подготовиться к прививкам? ".
  • Болезнь и температура вряд ли дадут покоя малышу и его маме. См. "Температура у ребёнка ".
  • Иногда ребёнок часто плачет из-за того, что у него колики .

С помощью плача ваш ребёнок с вами общается, сообщает о своём дискомфорте. Проявляйте к маленькому родному человеку внимание, обдумывайте свои действия, читайте книги и статьи по уходу за ребёнком. Если вы испробовали все «домашние способы», но ничего не помогло, обратитесь к врачу и проведите обследование.

(28 голосов : 4.04 из 5 )

Ваш ребенок часто плачет, а вы не видите для этого никаких причин. Поверьте, такого не бывает. Причина для слез всегда есть. О том, почему малыш может плакать, как выяснить причину, как предотвратить слезливость, вы и узнаете из замечательной книги практикующего детского психиатра Алевтины Луговской. Воспользовавшись ее советами и рекомендациями, вы не только измените характер малыша, но и узнаете, как стать ему и мамой, и настоящим другом.

Глава 1. Почему малыш плачет?

Давайте для начала, дорогие родители, разберемся, что же такое детский плач и чем он может быть вызван. Выяснить это важно, потому что только зная корни слез, можно устранить и то и другое. И еще хочу сказать, что неверно думают родители, которые, не поняв, почему дитя бесконечно льет слезы, считают тем самым плач беспричинным. Поверьте, такого не бывает.

Плач – сигнал, рефлекторно возникающий у грудных детей из-за чувства голода, жажды, желания спать и позывов к естественным оправлениям. В последующем плач сигнализирует о любом неприятном, непереносимом чувстве, доходящем до степени аффекта: остром беспокойстве и страхе, печали и тоске, раздражении и возбуждении.

Разнообразные функции плача – каприз (истерика), протест, просьба, требование, жалоба (обида), плач-сигнал, плач-разрядка – составляют сложную психологическую структуру, то есть своеобразный язык.

Для постороннего слуха детский плач – неприятный раздражитель. Мама всегда умеет уловить в нем нотки, указывающие, чего хочет ее малыш. Если взрослые пытаются использовать любые средства, чтобы прекратить детский плач, они рискуют не просто увеличить дистанцию между собой и ним, но и воздвигнуть настоящую стену равнодушия и непонимания.

Однако есть дети, которые плачут явно больше других. Они проливают слезы по каждому поводу: сочувствуя любимым персонажам сказки или увидев мертвую бабочку, слыша крики и громкие голоса, испытав физическую боль или вступая с кем-то в конфликт.

Плач является сильным психическим переживанием, своего рода эмоциональной встряской, возникающей на фоне предшествующего напряжения, возбуждения или заторможенности.

Он может быть следствием разрядки напряжения, подобно переполненной грозовой туче, из которой проливается дождь. Облегчение, испытываемое после плача, в какой-то мере способствует улучшению настроения, представляя таким образом средство регуляции эмоционального тонуса.

Иногда плач говорит об ограничении жизненно важных интересов и потребностей, с которыми не может примириться ребенок, об унижении его чувства собственного достоинства, оскорблении и обиде. Часто он возникает как способ привлечения внимания родителей, как своеобразная просьба помочь, вмешаться, разрешить ту или иную волнующую проблему. У эмоционально безучастных родителей плач малыша в этом случае достигает градации крика отчаяния, как бы призывая их быть более отзывчивыми к нему. Он таким образом жалуется на того, кто его обидел, на плохое самочувствие, боль, неспособность реализовать свои желания.

Многие родители жалуются на неспокойное поведение детей: капризы, раздражительность, слезы из-за каждого пустяка, переходящие в истерики, когда ребенок падает на пол, начинает биться ногами или руками. Надо постараться выяснить причину такого поведения и попытаться ее устранить.

Особенно часто у матери вызывает тревогу ничем не объяснимый крик грудного младенца. В таких случаях, если вы убедились, что видимой причины для беспокойства нет, и врач, осмотрев его, сделал заключение, что он здоров, не следует по каждому его крику подбегать к нему, брать на руки и ублажать, невовремя кормить, только чтобы успокоить. Иначе грудничок привыкнет к тому, что криком он может добиться всего, чего хочет. Неправильные приемы успокоят его только на короткое время.

Начнем с того, что плачем в первые годы своей жизни малыш выражает естественные потребности, то есть хочет есть, пить, справить нужду или ему неуютно в мокрой одежде. Ребенок еще не умеет говорить и выражает все свои желания через плач, привлекая этим самым внимание родителей.

Позже, когда малыш научится произносить свои первые слова и, казалось бы, уже должен ими выражать свои желания, он все равно плачет и капризничает, если чего-то хочет. Это происходит рефлекторно, потому что в подсознании заложена информация о таком способе исполнения желаний.

Нервная раздражительность часто возникает у него в том случае, если он неотступно требует невозможного. Порой предмет этот ему совсем не нужен, просто криком и слезами он привык добиваться своего.

Возможна и ситуация, что уже в раннем возрасте ребенок приучен быть спокойным и веселым лишь в присутствии взрослых. Он чувствует себя комфортно лишь тогда, когда рядом кто-то находится, на него обращают внимание. А это нежелательно, так как чревато неприятными последствиями.

Если малыш не находит себе занятия и испытывает потребность в непосредственном контакте с родителями, он может выразить свое желание, чтобы привлечь внимание взрослых, слезами, хныканьем, жалобами на различные несчастья и таким образом достичь своей цели. Если он совсем маленький, его возьмут на руки и попытаются успокоить, то есть проявят какое-то внимание.

Общение очень много значит для малыша. Правильно поступают те родители, которые уделяют этому достаточное внимание. Но не стоит и потакать и исполнять все прихоти: давать все, что ни попросит, постоянно брать на руки и неотступно находиться рядом, отбросив все дела и заботы.

Примерно на шестой неделе жизни, часто при наступлении вечера, малыш начинает плакать, корчиться, проявлять признаки болезни. В то же время он чистый, выпил достаточно воды, ему не жарко… Это состояние называется «вечерним беспокойством». Не пугайтесь. Такое часто бывает, но проходит, так как соответствует фазе беспокойного пробуждения, которая исчезает к третьему месяцу жизни. У него нет другого способа разрядить напряжение, накопленное за день, и он разряжается таким вот способом. Считайте, что это – трудности приспособления новорожденного к ритмам дня и ночи.

Когда у малыша начинают резаться зубки, он становится очень раздражительным и плаксивым. Зубки – очень болезненный процесс: десны набухают, чешутся и болят, сильно бежит слюна, у него поднимается температура.

Плач может являться и следствием эмоционального расстройства, когда малыш боится или не в состоянии выразить вслух свои чувства и желания. Такое возможно при контакте с чужими, незнакомыми ему людьми. Часто на улице или в транспорте мы слышим такие выражения: «Прекрати верещать, а то отдам тебя дяде!» или « Будешь тетю ножками пинать, она заберет тебя с собой!»

Обычно такие угрозы дают отрицательный результат. Но есть дети с очень чувствительной и ранимой психикой, на них подобные предупреждения производят очень сильное впечатление, вызывают страх. А слова «Давайте, давайте, я ее к себе заберу!» могут вызвать панический ужас от перспективы провести всю жизнь в обществе чужих людей. Ведь малыш принимает все сказанное за чистую монету.

Такие угрозы развивают у детей стойкое неприятие посторонних людей, и в дальнейшем ведь свободно и непринужденно они чувствуют себя лишь в знакомой обстановке, в кругу близких и родственников.

Если малышу холодно или жарко, а он не знает, как об этом сказать, он, естественно, начинает плакать. Так же он выражает свои эмоции, когда оправится в штанишки. Конечно, кому понравится ходить в мокрой одежде! И малыш громким криком призывает исправить досадные недоразумения.

Раздражительность, слезы и капризы иногда являются следствием перегрузки впечатлениями, когда вы ведете его по магазинам, в гости, гуляете в парке, идете в зоопарк или катаетесь на каруселях, где много народа и шума. Малыши по-разному реагируют на шумы и большое скопление людей: кто-то быстро привыкает, а кто-то очень боится и даже может в результате заболеть.

Малыш не хочет ложиться спать, поэтому начинает капризничать и плакать. Всей вашей нежности может оказаться недостаточно при нежелании ребенка ложиться спать, его плач наполняет все уголки дома. Для разрешения этой ситуации потребуется много терпения. К такому плачу следует относиться, как к процессу постепенного перевоспитания, вроде отвыкания от вредной привычки.

Детям, как и взрослым, тоже снятся сны. Но так как ребенок не может пока найти объяснения многим предметам и явлениям, они, естественно, его пугают. Как известно, нам чаще всего снятся сны, связанные с предыдущими событиями. И если ему приснилось что-то незнакомое, непонятное, это вызывает его страх и – как следствие – слезы. Другими словами, малышу приснился кошмар.

Он может расплакаться не только из-за страшного сна. В мире существует очень много такого, чего ребенок еще не знает и не может объяснить, отсюда и сильный испуг, и малыш начинает плакать вплоть до истерики и болезненных спазмов.

Когда ребенок заболевает и не может объяснить, что у него болит, он начинает плакать от боли, капризничать, отказывается есть, беспокойно спит.

В первые годы жизни он находится под постоянным наблюдением участкового врача. Очень важно, чтобы он не боялся его посещения. Обычно дети связывают белый халат с болью, уколами, неприятным ощущением, когда его слушают или смотрят горлышко, и начинают плакать, вплоть до истерики, упираются, дерутся, не дают врачу сделать осмотр, отталкивают его руки.

Плач – естественная реакция, если малыш упал или ударился. Конечно, ему же больно. Дети вообще очень серьезно воспринимают свои неудачи. Даже если он несильно ударился, все равно сделает из этого целую трагедию, ведь ему важно, чтобы на него обратили внимание, посочувствовали и пожалели.

Иногда дети не хотят надевать то, что им предлагают родители, – и опять капризы, слезы и прочие действия вплоть до раскидывания одежды.

Не все ребятишки быстро привыкают к садику. Иногда для их адаптации к новой обстановке и привыканию к другим детишкам необходимо приложить очень много усилий и терпения. Ведь ребенок считал естественным, что с ним всегда должна быть мама. Попадая в незнакомую обстановку и теряя из вида родителей, малыш пугается и начинает искать их, выражая свое недовольство плачем.

Он может плакать, если его обидели другие дети. Например, его толкнули, не поделили игрушку, отобрали книжку с интересными картинками…

Плачем он выражает недовольство, когда у него что-нибудь не получается. Например, ребенок попытался самостоятельно, но безуспешно надеть носочки. Носочек переворачивается, ножка никак не хочет в него попадать. Малыш начинает нервничать и плакать, как бы привлекая внимание взрослых, чтобы ему помогли.

В первые годы детишки сильно потеют, оправляются на пеленки или в ползунки. Все это отрицательно сказывается на состоянии их кожи. Поэтому очень важно регулярно купать их. Но не все любят водные процедуры и выражают свое недовольство криками и плачем, устраивают «концерты», привлекая внимание не только родных и близких, но даже и соседей, которые с недоумением прислушиваются к громким крикам за стенкой и мучительно гадают, что же такого делают с ребенком, раз он так надрывно плачет.

Слезы могут быть результатом наказания. Они вообще очень влияют на психическое развитие ребенка. Он может замкнуться, озлобиться, так как видит связи между своим поведением и наказанием, оценивая его только как насилие со стороны взрослых.

Особенно обидным кажется малышу наказание без причины, когда он совсем не виноват. Например, на прогулке кто-то толкнул его в грязь, естественно, он испачкался, испугался и расплакался. Придя домой, он ищет сочувствия у мамы, а она начинает на него кричать, потому что ей опять придется стирать. Она ведь не разобралась в ситуации, не расспросила его о том, как это произошло. В результате дитя, зареванное и обиженное, стоит в углу, отбывая наказание.

Плачущий ребенок, будучи в состоянии аффекта, плохо воспринимает замечания, советы, приказы, значит, воспитывать при плаче бесполезно. Недопустимо наказывать его, плачущего, так как он легко может забыть, за что был наказан, да и само состояние плача по своей сути является наказанием для него.

Существует расхожее мнение, что детские слезы легко осушить. Действительно, продолжительность эмоционального состояния у малышей до пяти лет относительно невелика, но сила эмоций не уступает, а порой даже превосходит аналогичное состояние у взрослых.

Горе ребенка по поводу пропажи любимого котенка не менее велико, чем горе взрослого, потерявшего близкого человека. И отмахнуться от него в такой ситуации просто нельзя, даже если он забудет об этом через две недели. А страх быть брошенным в раздевалке детского садика? Взрослым кажется, что 15 минут ничего не изменят, и они ошибаются.

Переживания и эмоции требуют больших силовых затрат, поэтому не перенасыщайте день малыша комплексом событий, пусть даже и приятных. Это может вызвать неожиданную рвоту, капризы, слезливость и расстройство сна.

Глава 2. Что делать родителям?

Нельзя вообще не обращать внимания на плач сынишки или дочки. Этим можно нанести непоправимый урон доверию к взрослым. Когда плач носит явный характер истерики, самое лучшее – не подкреплять его повышенным вниманием, а предоставить возможность выходу нервного напряжения. В остальных случаях с плачем следует разобраться, что возможно только при доверительном контакте и гарантии отсутствия наказания.

Прежде всего малыш плачет, выражая естественные потребности. Это очень легко выяснить, предложив ему поесть или попить. Он плачем сообщает, что у него мокрая пеленка или одежда. Проверьте и смените их. Ребенок постарше, возможно, так просится на горшок. Действовать в такой ситуации проще простого: посадите его на горшок и побудьте с ним, отвлеките разговором или покажите игрушку.

Он может расплакаться, если ему жарко или, наоборот, холодно. Это вы определите по состоянию его кожи: кожа будет мокрой, потной, если ему жарко, и прохладной, пупырышками (гусиная кожа) – если малыш замерз. Выяснив причину, постарайтесь ее устранить. Вообще, детишкам очень нежелательно перегреваться, это для них страшнее холода. Не делайте из него неженку, не закутывайте его, превращая в капусту, это быстрее приведет к заболеваниям.

Плаксивость и капризы чаще всего являются следствием болезни. Он может раскричаться потому, что у него болит животик, отсутствует стул больше положенного времени. Для устранения дискомфорта используйте легкий массаж живота. Массаж выполняется по часовой стрелке, поглаживающими движениями. Следите, чтобы ваши руки были теплыми, используйте детский крем для лучшего скольжения рук по его телу.

Если эффект отсутствует, выведите газы. Для этого положите малыша на левый бочок и сгибайте его ножки, прижимая их к животику. Можно использовать другой метод – вставить газоотводную трубочку. Последним средством, если отсутствует положительный результат, является клизма. Положите малыша на левый бок и сделайте клизмочку теплой кипяченой водой.

При проявлении какого-то серьезного заболевания ни в коем случае не занимайтесь самолечением, ведь вы не знаете, чем болен ребенок. Вызовите участкового врача на дом. Первыми симптомами болезни, как правило, являются вялость, сонливость, отказ от еды. Обратите внимание на состояние кожных покровов, посмотрите горлышко, проверьте стул. Обязательно измерьте температуру тела.

Как известно, когда ребенок болен, у него снижается аппетит, поэтому не пичкайте его через силу, не давайте еды как можно больше. Еще один важный момент: даже если малыш болен, не удерживайте его насильно в постели. Поскольку постоянное пребывание в постели сопровождается плачем в связи с нежеланием лежать, знайте, что энергии на слезы малыш затратит не меньше, чем на ходьбу.

Оденьте его соответственно температурному режиму, но ни в коем случае не половину гардероба – перегрев очень опасен для детей, особенно когда они больны.

Нередко случается, что и после выздоровления сохраняется нервозное и плаксивое состояние. Наберитесь терпения. Не отвечаете ему своими раздражением и криками, а в первую очередь позаботьтесь о строгом соблюдении установленного режима в соответствии с состоянием и возрастом ребенка: вовремя укладывайте его спать, правильно кормите и почаще бывайте на свежем воздухе. Уделите своему ребенку как можно больше заботы и ласки, ведь даже взрослый человек, когда болен, требует к себе повышенного внимания. Постарайтесь отвлечь его от последствий, к которым привела болезнь (слабость, неуравновешенность), не нарушайте привычный режим, это может только навредить.

Ребенок плачет, капризничает, не хочет идти на прием к врачу. Прежде всего необходимо поговорить с ним, объяснить, почему вы идете в поликлинику и как будет проходить этот визит. Отношения ребенка и врача складываются через родителей, ведь это они приводят его на прием, объясняют причину прихода, симптомы заболевания. Поэтому очень важно объяснить ему, что в таком визите нет ничего страшного, что ему не сделают там больно. Ни в коем случае нельзя ребенка пугать уколами и больницей. Представьте себе, что вы можете на всю жизнь вселить в малыша страх и неприязнь к людям в белых халатах.

Ребенок капризничает, плачет, не хочет укладываться спать. Конечно, ведь с первых дней жизни он привык к вашему постоянному присутствию, не хочет расставаться, оставлять игрушки и идти в постель. Ему необходимо, чтобы вы какое-то время побыли рядом. Сядьте на край кровати, расскажите ему какую-нибудь добрую историю, сказку, почитайте книжку или просто посмотрите с ним картинки. Можете тихонько спеть песенку или просто поговорить о прошедшем дне.

Это позволит малышу спокойно завершить свой день. Расспросите его о том, что интересного произошло, поделитесь с ним своими делами, но сделайте это так, чтобы ему было понятно. Его любимая игрушка должна находиться рядом, чтобы он мог до нее дотянуться. Ведь дети очень любят спать с игрушками. В этот момент вы должны уделить малышу максимум внимания и ласки, так как это очень важно для него и для вас и способствует укреплению ваших отношений.

Иногда малыш, наоборот, капризничает потому, что хочет спать, но никак не уснет. Побаюкайте его, приласкайте, сделайте расслабляющий массаж. Побудьте с ним немножко, постарайтесь настроить его на сон.

Чтобы приучить малыша добровольно укладываться спать, первым делом необходимо успокоить его. Пусть он поплачет несколько минут, затем подойдите и приласкайте его. Постепенно увеличивайте разрыв времени перед приходом к нему, когда он начинает плакать. Со временем он поймет, что его не покинули, когда он спит, любящие родители рядом. Вы дадите ему понять, что любите его, что вы всегда с ним. Так он успокоится, привыкнет и будет засыпать без капризов.

Если малыш отказывается есть, не кормите его насильно, не кричите на него. Запаситесь терпением. Скажите, что есть надо, чтобы вырасти большим и здоровым, например как папа; посадите на стол игрушку и «покормите» ее, чередуя – одну ложку кукле, другую – ему. Есть еще один общеизвестный способ – это съедать по ложке за каждого из членов семьи: за папу, за маму, за бабушку…

Ваш малыш не любит и не хочет купаться. Что же делать в такой ситуации? Прежде всего постарайтесь объяснить ему, для чего это делается. Расскажите, как важно соблюдать чистоту тела. Вспомните сказку «Мойдодыр» про мальчика, от которого убежала вся одежда, потому что он был грязнулей. Напомните ему, как он болел в последнее время, и постарайтесь убедить, что если он будет купаться, никогда не заболеет.

Используйте самые различные игрушки, которые можно мыть. Сейчас существует множество заводных водоплавающих игрушек, способных отвлечь его при купании. Попускайте вместе мыльные пузыри. Самое главное – вы должны находиться рядом, ни в коем случае не оставляйте малыша одного в ванной, потому что он не только может захлебнуться, но и очень напугаться воды.

Иногда нежелание купаться связано с попаданием мыла или шампуня в глаза. У него сохраняются неприятные ощущения, поэтому он начинает плакать. Используйте специальные моющие средства для детей, которые не вызовут раздражения при попадании в глаза.

Малыш упрямится и не хочет одеваться, начинает нервничать, плакать, раскидывать одежду. Выясните, почему он протестует. Может, он хочет надеть свою любимую вещь, позвольте, если это возможно, сделать ему выбор самому. Или, показав вещь, заинтересуйте каким-нибудь узором, скажите, что кофточка или штанишки красивые, теплые и удобные.

Иногда малышу не нравится одежда, потому что ему в ней неудобно, но он не может выразить это словами. Если вы идете на улицу, а дитя возражает против теплой курточки, объясните, что на улице холодно, покажите, что вы тоже тепло оденетесь. Но ни в коем случае не переходите на крик, не одевайте ребенка силой. Это отрицательно скажется на ваших дальнейших отношениях.

Малыш растет, развивается, учится, приобретает какие-то навыки. Когда у него что-то не получается, он может расплакаться, раскидать предметы, игрушки. Плачем в данном случае он призывает вас на помощь, так как сам не может справиться. Выясните, чего он хочет. Помогите ему это сделать, но не кричите на него, и уж тем более не стоит помогать ему молча. Примерно это может выглядеть так: «Давай я тебе помогу. Я покажу тебе, как это сделать, а ты повторишь» или «Давай сделаем вместе».

Ребенок не хочет идти в ясли или детский садик. Учтите, что он попадает в незнакомую ему обстановку и период адаптации может быть самым различным – кто-то привыкает очень быстро, а другому потребуется больше времени. Ведь малыш лишается вашего присутствия и очень боится остаться в незнакомой обстановке без вас.

Объясните ему, зачем вы отдаете его в садик. Постарайтесь внушить, что вы это делаете не для того, чтобы избавиться от него, не потому, что он вам надоел, вы устали или у вас есть более важные дела, а чтобы помочь ему интересней и насыщенней проводить время.

Чтобы малыш быстрее адаптировался, нужны усилия и терпение. Ни в коем случае нельзя силой тащить ребенка в садик, кричать на него и пугать тем, что вы его не заберете домой, если он не перестанет плакать. Постарайтесь, чтобы хождение в детсад не стало для него психологической травмой, а, напротив, оказалось радостным событием. Следует его заранее подготовить к этому.

Придя в садик, малыш уже должен иметь навыки умывания, самостоятельного одевания, садиться на горшок. Следовательно, заранее прививайте ему необходимые бытовые навыки, чтобы у него оставалось побольше времени для игр и не было обидных проблем, связанных с неумением что-то делать самостоятельно.

Подробнее расскажите о детском садике, о том, чем ребенок там будет заниматься. Обязательно скажите, что он уже большой и вы гордитесь им, ведь он может теперь ходить в садик, как вы – на работу.

Постарайтесь убедить его, что в садике не обидят, что там есть другие ребятишки, игрушки. Можете взять с собой его любимую игрушку, чтобы ему было спокойнее, так как кусочек дома и всего того, к чему он привык, находится с ним. Не убегайте сразу же, как приведете малыша. Не спеша разденьте его и за руку проведите в группу, заинтересуйте его чем-нибудь, чтобы малыш отвлекся.

Есть дети, которые очень долго не могут привыкнуть к садику, боятся туда ходить, сопротивляются, плачут. В группе они забиваются в угол, ни с кем не играют, избегают воспитателей. Прежде всего попытайтесь поговорить с ребенком, установите причину, может быть, к нему плохо относятся воспитатели или обижают другие дети?

В садике в ходе общения у малышей, как и взрослых, могут возникать конфликтные ситуации. Чаще всего это происходит из-за игрушек. Его могут толкнуть, обидеть, отобрать игрушку, с которой он хотел поиграть. Поговорите с ним и, выяснив причину, попытайтесь ее устранить, но это не значит, что вы срочно должны перевести малыша в другие ясли или садик. Наберитесь терпения, действуйте постепенно, подробно расспрашивайте его о том, чем он занимался, с кем играл. Все это поможет ему поверить, что в садике ему будет хорошо, и он прекрасно может играть до прихода мамы с другими детьми.

Как известно, дети очень любят подвижные игры, любят побегать и очень часто падают, пачкаются. Нельзя за это наказывать, кричать. Это ведь естественно для его возраста и очень полезно для его развития. Представьте, что получится из ребенка, если он будет смирно сидеть на стульчике, лишившись привычной подвижности? Может развиться мышечная слабость, он будет больше предрасположен к заболеваниям, отстант от сверстников.

Если малыш упал, сильно стукнулся, содрал коленки, не кричите на него, он и без того напуган. Постарайтесь успокоить, отвлечь, осторожно обработайте ранки. Объясните, что это не так страшно и скоро заживет.

Если малыш «перегрузился» впечатлениями, ему трудно понять и воспринять большой объем полученной информации «переварить» ее, он начинает капризничать, плакать. Надо поговорить с ним о его впечатлениях, постараться выяснить, что его раздражает или, наоборот, заинтересовало. Если ему что-то непонятно, не отмахивайтесь, постарайтесь объяснить ему так, чтобы он понял.

Ни в коем случае нельзя пугать и обманывать ребенка. Потрясение, вызванное испугом, может пагубно сказаться на его психике, он может начать заикаться, подергиваться, будет бояться темноты, громких звуков, комнаты, в которой никого нет. Если малыш капризничает, плачет, ни в коем случае не пугайте его волками, ведьмами и другими страшными персонажами, это может привести к развитию психических заболеваний.

Иногда малыш может расплакаться, потому что ему просто скучно. Попытайтесь развеселить его. Предложите ему какое-нибудь занятие, займитесь чем-нибудь вместе. Заинтересуйте ребенка. Посмотрите книжку с картинками, поиграйте во что-нибудь, в конце концов, просто пообщайтесь с ним. Очень часто родители отмахиваются от детей, мотивируя это своей усталостью, занятостью. Все это может достаточно плачевно закончиться. Он замкнется в себе, затаит обиду, и вы рискуете потерять не только его доверие, но и вообще ребенка как личность.

Простого и универсального рецепта здесь нет. Однако можно с уверенностью сказать, что чувствительность и ранимость являются признаками психического склада таких детей, свойствами их нервной системы. Изменить эти врожденные особенности по своему желанию нельзя. Тем более здесь не помогут, а скорее даже принесут отрицательный результат такие средства воспитательного воздействия, как уговоры, упреки, наказания, крики, насмешки. Любые насильственные меры вызовут увеличение напряжения и волнения, еще сильнее ослабят нервную систему малыша, отнимут силы и уверенность в себе.

Даже самые любящие родители не смогут оградить свое чадо от жизненных неприятностей, ведь нельзя же все время держать ребенка под стеклянным колпаком. Поэтому самая простая тактика в общении с такими детьми – не раздражаться на их плач. А вот побыть с ними рядом – лучшее средство для их успокоения. Дайте почувствовать ему, что вы готовы прийти ему на помощь, ведь это так важно для него.

Попробуйте переключить его внимание на что-то другое, дать какое-то конкретное задание, чтобы оно заинтересовало малыша и, конечно, было ему под силу.

Словом, самое главное, что требуется от родителей, – это терпение. Не забывайте, что высокая эмоциональная чувствительность тесно связана с отзывчивостью, добротой, сердечностью, готовностью прийти на помощь, встать на защиту слабого, а это очень ценные человеческие качества!

Поэтому, как ни странно это звучит, прислушайтесь к детскому плачу, вникните в его смысл, а не пытайтесь как можно быстрее прервать его, осушить ребячьи слезы. Плач и слезы – язык детского общения, так не будьте глухи к нему лишь потому, что разучились говорить на нем сами.

Если ребенок боится посторонних людей, конечно же, он выражает это при помощи слез. Боязнь чужих – типичная форма дезадаптированного поведения малыша. Именно в это время он очень остро нуждается в вашей поддержке, понимании, защите. Спокойная, доброжелательная семейная атмосфера способствует снятию напряжения и позволяет достаточно легко справиться с проблемой.

Мир ребенка пока еще в основном ограничен стенами дома, двориком или детским садом, поэтому появление незнакомого лица вызывает настороженность малыша. Если посторонний человек ведет себя безобидно с его точки зрения, например не трогает его игрушки, не хватает в охапку его родителей, настороженность постепенно проходит. В противном случае, это может перерасти в панический страх и даже стойкую фобию.

Хорошо, когда родители с пониманием относятся к этой проблеме. Значит, они не позволят себе совершить насилие над ребенком только ради того, чтобы продемонстрировать перед знакомыми свои достижения в области воспитания подрастающего поколения.

Если ваш малыш плачет, не торопитесь вызывать врача или напичкивать его таблетками и микстурами, просто погладьте его по головке. Теплые мягкие руки матери коснулись малыша, погладили спинку, животик, грудку, чуть дольше задержались на лбу, и малыш успокоился.

Потрясающий эффект, правда? Но в этом нет ничего необычного. С давних времен известно, что массаж имеет успокаивающий эффект, тем более если его делает мама. Она как бы передает малышу свое тепло, спокойствие, и он перестает плакать и капризничать. Проявив максимум терпения и внимания, в будущем вы будете вознаграждены за это здоровьем и благополучием своего ребенка.

Глава 3. Мама + малыш = дружба

Как же завоевать доверие ребенка? Как вызвать его на откровенность? Родители очень часто задают себе этот вопрос, но иногда, к сожалению, слишком поздно, когда очень трудно вернуть потерянное доверие, уважение и авторитет.

Прежде всего не надо этого доверия терять. Ведь с первых же дней своего существования малыш видит в вас свою защиту и всегда бежит к маме, когда его кто-то обидит или у него что-то не получается. Так что не спешите нарушить физическое и эмоциональное единство, возникающее между вами и ребенком. Улыбнитесь, поговорите с малышом, и неважно, что он не понимает смысла ваших слов, для него главно, что с ним общаются, имеет значение интонация, с которой вы произносите слова.

Единство, установившееся между вами и малышом с первых же дней его существования, со временем, конечно же, изменится, но все равно останется единством матери и ребенка, только перешедшим в новое, осмысленное качество. Вы избавитесь от множества проблем, если станете для него не только матерью, но и другом.

Ребенок способен ощутить и понять, любят ли его, радуются ли ему, относятся ли к нему с уважением. Значит, мало говорить ему, что его любят, он должен в полной мере находить этому подтверждение, чтобы не получилось так, что вы говорите ему о своей любви, а на самом деле он чувствует себя очень одиноким.

Обман приводит к тому, что ребенок постепенно утрачивает доверие к взрослым, потому что в любую минуту ожидает опасности. Постоянная настороженность нервирует его, делает пугливым и плаксивым. Ни в коем случае нельзя обманным путем добиваться чего-либо от него.

Например, если мама ушла в магазин, а папа говорит, что мама скоро вернется и принесет чего-нибудь сладенького, малыш начинает в ожидании бегать от окна к окну. А когда мама наконец-то приходит и не приносит обещанных отцом сладостей, у него появляется разочарование, и от обиды он плачет. Если такое случается неоднократно, малыш перестанет вам доверять.

Недостаток материнской любви и внимания приводит к тому, что малыш замыкается в себе, становится одиноким рядом с близкими людьми. А ведь детское одиночество – вещь довольно страшная. Родители занимаются решением своих проблем: карьерой, финансами, личной жизнью, – предоставляя ребенка самому себе, ограничивая взаимоотношения с ним исключительно вопросами ухода.

Очень большое значение имеет общение со сверстниками. И если малыш стесняется сам пойти на контакт с другими детьми, ему необходимо помочь. Здесь неоценима помощь взрослых. Его нужно представить другим детям по имени, спросить, во что они играют и не примут ли еще одного участника. Обычно среди ребят всегда находится кто-то, кто берет новичка под свое покровительство, помогает ему освоиться в новой компании.

Но порой случается так, что его могут обидеть, обозвать, придумать ему обидное прозвище. После подобных инцидентов ребенок замыкается, предпочитая одиночество.

Может статься, что нелюдимым его сделал собственный проступок, вызвавший сильный эмоциональный стресс. Играя с другими детьми, малыш мог по неосторожности уронить своего товарища, попасть снежком… Вид крови и безутешные рыдания могут произвести сильнейшее воздействие на психику малыша. В результате он отказывается от привычных игр, не общается с друзьями, не выходит на улицу, часами просиживая дома, и на все уговоры отвечает потоком слез.

В этом случае нельзя его уговаривать или ругаться. Можно помочь ему восстановить душевное равновесие, поговорив, объяснив ситуацию так, чтобы у него рассеялся комплекс вины.

Занятость современных взрослых – один из признаков нашего времени, когда родители умудряются, кроме основной работы, бегать по подработкам, иметь две службы, брать дела на дом. А если ребенка воспитывает мать-одиночка? Здесь вопрос воспитания нормального, полноценного человека стоит очень остро.

Решение иметь ребенка связано с принятием взрослыми ответственности за его судьбу. Но считать себя первопричиной всего, происходящего с ним, отнюдь неправильно. Ребенок способен отвечать за свои поступки. Стоит его попросить что-то сделать самому, он поймет, что должен отвечать за свои действия. Бесконечные наставления и напутствия, а тем более сетования и причитания после его неблаговидного поступка, приведут его к агрессии.

Чтобы понять свое дитя, изменить его поведение, наладить контакт или вернуть потерянное доверие, вы прежде всего должны изменить себя. Откройте глаза. Ведь вы привыкли все ему запрещать и требовали безоговорочного подчинения. Это удобно для вас. Но постарайтесь понять, что у ребенка есть свое «я», собственные дела, стремления, потребности, самостоятельность. Осознав это, вы сможете трезво оценить ваши с ним отношения.

Проанализируйте свое поведение, свое отношение к малышу, каждый жест, слово, действие, поставьте себя на его место, и это позволит вам наладить взаимопонимание.

Важно понять, что воспитание – это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение (эмоциональное, нравственное, духовное, интеллектуальное) между взрослыми и ребенком.

Чтобы успешно воспитывать ребенка, родители непременно должны корректировать свое поведение, заниматься самовоспитанием, не подавать дурных примеров. Если же хотите добиться от него бесприкословного выполнения своих требований, которым на самом деле не следуете сами, это удастся только через меры принуждения: ребенок будет выполнять требования формально, из-за страха перед наказанием. Этот страх, в конечном счете, порождает обман, лицемерие, хитрость…

Понимаем ли мы своих детей? Понять человека значит увидеть причины его поступков, объяснить мотивы, побудившие действовать определенным образом. Чтобы научиться понимать, необходимо снизить завышенные требования, которые он просто не в состоянии выполнять.

Объяснить поведение ребенка можно, проанализировав, в каких условиях происходит его развитие. Если на малыша постоянно кричали, применяли физическое наказание, у него, скорее всего, сложится потребность избегать подобных потрясений и, как следствие, проявятся такие отрицательные черты, как лживость, пугливость, недоверчивость, агрессивность…

Если малыша оберегали от труда и все за него выполняли взрослые, ребенок становится ленивым, безвольным, будет избегать любых дел, а значит – притворятся, заискивать, ловчить, обманывать.

Другой вариант, когда малыша просто избаловали: покупали дорогие вещи и игрушки, ни в чем ему не отказывали. У такого ребенка развиваются непомерные притязания, но вместе с тем и неумение беречь вещи и ценить вложенный в них труд. Запомните, что недостаток общения нельзя заполнить дорогими игрушками, вещами, беспрекословным выполнением всех его желаний.

У малыша будут слабо развиваться интеллект, мышление, способность переживать, интерес к знаниям, если вы не читали ему книжек, мало общались с ним. Ведь интеллектуальные задатки закладываются с раннего детства, поэтому общайтесь с ним, приучите его любить книги, но не заставляйте читать насильно – получите обратный, отрицательный эффект.

Иногда родители очень ревностно занимаются образованием детей. С раннего возраста нанимают репетиторов, отдают в престижные садики и учебные заведения со специальными уклонами, загружают музыкальными школами, танцами и т. д. Но как-то забывают спросить его самого о том, нравится ли ему все это. Заметьте, что очень малое число детей занимаются пением, танцами, музыкой с удовольствием.

Не загружайте малыша тем, что ему неинтересно. Попытайтесь выяснить его пристрастия и подобрать соответствующее занятие. Дайте ему право выбора, право решить самому, чем ему заняться.

С самого раннего детства развивайте способности у детишек. Пробудите в их душе внимание, возбудите представления и наблюдательность. Для этого используйте самые различные предметы, учите описывать их, рассказывать об их назначении. Развивайте умственные способности, которые помогут малышу найти себя в будущем.

Для развития у малыша чувства любви, сострадания можно завести какое-нибудь домашнее животное. Он с гордостью будет всем сообщать, что у него есть хомячок или котенок. Покажите ребенку, как правильно за ним ухаживать, чем кормить, как вообще нужно обращаться с ним. Если вы заметили, что он обижает зверька, объясните, что он тоже живой и ему больно. Расскажите, что зверек лишился своих родителей, ему очень одиноко, и необходимо, чтобы о нем кто-нибудь позаботился.

Приучите его самого заботиться о животном, и вы увидите, какой будет результат. Это воспитает в нем не только любовь к природе и животным, но поможет понять свою значимость, необходимость для кого-то, избавит от чувства одиночества. Ребенок другими глазами посмотрит на ваши с ним отношения, что поможет их укреплению.

Поймите, то, чем занят малыш, необычайно важно для него, даже если вам кажется, что это не так. Приведу такой пример из своей практики. Ко мне на прием пришла молодая мама и рассказала: «Однажды ко мне подошел сын и попросил с ним поиграть. Я в это время смотрела интересную передачу и объяснила малышу, что сейчас занята, а поиграю с ним позже. Через некоторое время, зайдя к ребенку в комнату, я увидела, что он засовывает под кровать игрушку, потом достает ее и снова засовывает. Я позвала ребенка обедать, на что получила такой ответ: „Я сейчас занят, приду попозже“.

Женщина не знала, как реагировать на такой ответ. Подобное повторялось неоднократно. Я объяснила молодой маме, что ребенок во всем подражает ей, и, на его взгляд, то, чем он занимается, очень важно для него. Поэтому ему непонятно возмущение мамы его поведением. Ведь он ждал, пока закончится важная для мамы передача. Так почему же она не хочет подождать?

Иногда, для того чтобы ребенок понял, что такое забота и уважение, ему самому необходимо о ком-то позаботиться. Например, вы пришли с работы, устали, у вас сильно болит голова, на работе неприятности. Малыш пытливо на вас посматривает, недоумевая, почему вы в таком состоянии. Попросите его принести вам попить. Расскажите ему, не вдаваясь в подробности, что вас обидели на работе, дайте малышу проявить сочувствие, пусть он вас пожалеет. Так он поймет, что вы нуждаетесь в нем, не можете без него.

Если вы заметили у своего малыша склонность ко лжи, постарайтесь открыть причину. Нередко ложь возникает от страха наказания. Не наказывайте его слишком строго, тем более следует избегать телесных жестоких наказаний. Постарайтесь выяснить, почему ребенок солгал, вникните в его проблему. Может быть, поговорив с ним, вы избавите его не только от этого порока, страха, но и от других комплексов.

Позвольте малышу проявить свою значимость, считайтесь с его желаниями (разумными, конечно!). Ведь самовыражение – главная, настоятельная потребность человеческой натуры.

Разрешайте малышу участвовать в ваших занятиях, независимо от того, чем вы занимаетесь, – моете пол или готовите завтрак. Ему очень важно ощущать, что ему доверяют что-то делать наравне со взрослыми. Ведь дети с раннего возраста начинают подражать родителям, очень быстро впитывая в себя все увиденное и услышанное. Привлечение ребенка к каким-то делам не только приучает его к труду, но и сближает с родителями. Такой ребенок будет с уважением и пониманием относиться к своим родителям, к тому, что они делают.

Необязательно поручать малышу что-то сложное, с чем он не в состоянии справиться. Дайте ему задание, которое он сможет выполнить: вымыть за собой чашку, протереть пыль со стола, наконец, сложить свои игрушки. Похвалите его, скажите, что он вам очень помог и без него вы бы не справились.

Ни в коем случае не кричите, если малыш пытается сделать то, с чем не в состоянии справиться. Посмотрите, как он пытается это сделать, помогите ему. Скажите, что он молодец.

Если вы, например, решили себе что-то сшить, а рядом крутится с куклой дочурка, привлеките ее к своему занятию. Дайте обрезки ткани, пусть тоже что-то делает. Если у нее что-то не получается, помогите ей. Не забывайте о похвале, ведь для ребенка она очень много значит.

Или другая ситуация: папа мастерит полочку в прихожую. Рядом крутится сынишка, хватает инструменты, гвозди, «путается» под ногами. Не прогоняйте его, не бойтесь, что он ударит себя по пальцам молотком или уронит инструмент на ногу. Пусть он помогает, скажите, что без него ничего не получится. Дайте такое задание, чтобы он его с радостью выполнил и чтобы оно было для него безопасным. Вы увидите потрясающий результат, когда сын с гордостью будет всем рассказывать, что он вместе с папой сделал полку.

Очень благоприятно влияют на отношения с ребенком совместные игры, которые несут не только удовольствие, но и образовательную информацию. Игры детей составляют их главное занятие, но их следует направлять таким образом, чтобы они возбуждали гармоничную деятельность всех душевных способностей малыша, не допуская односторонности.

Предложите ему игру на скорость, например кто быстрее соберет пирамидку. Конечно же, вам следует поддаться, а когда малыш с гордостью покажет, что он первым это сделал, похвалите его.

Играя с малышом или занимаясь каким-то делом, вы сближаетесь с ним. Ребенку интересно с вами, вы составляете одно целое.

Очень благоприятно влияют на отношения в семье прогулки. Вы, наверное, часто наблюдали картину, когда малыш, крепко держась за руки папы и мамы, с гордостью вышагивает на прогулке. Побегайте с ним, поиграйте в какие-нибудь игры, покачайте на качелях, поваляйтесь в снегу или покидайте в цель снежки. Совместные прогулки не только поднимают настроение, способствуют лучшему физическому развитию малыша, но и укрепляют взаимоотношения.

Маленькие дети, казалось бы, в таком несмышленом возрасте удивительно тонко воспринимают любые, в том числе самые сокровенные, чувства своих родителей. В обычных условиях именно гармоничное сочетание этих чувств создает у ребенка ощущение уверенности и счастья.

Чтобы между вами существовали взаимопонимание и доверие, вы должны всю свою любовь и внимание подарить малышу, с раннего детства приучать к труду, уважению взрослых, ценить дружбу. Уделяйте ему как можно больше внимания, не отмахивайтесь от его детских проблем, как от назойливой мухи.

Постарайтесь стать своему ребенку настоящим другом, и тогда вы увидите его сияющие глаза и поймете, что для него вы не просто мама, предмет обожания и преклонения, надежная защита и опора, вы – его самый верный и надежный друг.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама