THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Наверняка и вам знакомы баталии, когда вся семья пытается накормить малыша, а он изо всех сил упирается.

Бабушка уже и любимые пирожки испекла, а мама ярко с обедом - и всё равно ничего не помогает.

Конечно, всем родителям хочется, чтобы ребенок кушал много и с аппетитом, но далеко не всегда наши карапузы так радуют маму с папой (и бабушку особенно).

Почему у малыша нет аппетита и как его вернуть?

Физиологические причины

Конечно, детки настолько привередливы, что могут отказываться кушать, если им не нравится внешний вид блюда. Или же таким образом они стремятся привлечь к себе внимание. Существует много причин нежелания кушать и основная из них - физиологическая.

Потребность в еде у каждого человека сугубо индивидуальная, и это нужно учитывать прежде, чем жаловаться на то, что малыш мало ест.

Еще один фактор, влияющий на аппетит, - интенсивность роста, которая зависит от генетических особенностей человека. Если мама с папой у крохи невысокие, то и он сам будет есть меньше, чем многие детки в группе.

Сезонные закономерности тоже играют существенную роль в желании «заморить червячка». Зимой малыши растут медленнее, чем летом, значит, и кушают не так и много. К тому же, если ребенок целый день сидит дома и занимается рисованием или , а не активничает на улице, то уровень его энергозатрат будет гораздо ниже. Соответственно, маленький едок сегодня съест намного меньше, чем вчера после игры в снежки.

Если Ваш малыш здоров, но при этом отказывается от еды, попробуйте вместе позаниматься гимнастикой, начните его , играть в активные игры и много гулять на свежем воздухе. Эти способы помогут Вам улучшить детский аппетит.

Когда малыш впечатлительный и чувствительный, он связывает негативные эмоции с окружающей его обстановкой. Если его кормили насильно, то в будущем это может вызвать подсознательный страх, который не победить даже чувству голода.

Проблемы с аппетитом могут появиться у ребенка, если его заставляли есть невкусную еду в детском саду (ну не любит он зелёный борщ со щавлем, ну рвотный рефлекс у него!). Дома он будет есть нормально, но воспитатели будут регулярно жаловаться на Вашего малыша. Часто происходит и наоборот: дома ребенок ничего не ест, но в садике питается отлично. Это - признаки невротической реакции на еду.

Мама Лена просит совета : «Моему ребенку 3 года. Дома он ест, но плохонько, а вот в садике вообще ничего не ест. Разве что пьет - не любит он густую пищу, сразу рвотный рефлекс от курицы, мяса и вообще не пюрированных продуктов. У него и так недостаток веса, а сейчас так вообще . Пытаюсь хоть по утрам его накормить, но знает, что после этого в сад пойдём - и начинает реветь и отказываться от еды. Я уже не знаю, что делать!».

Мама Алина считает так : «Ребенку просто не нравится в садике, и он всячески это показывает. Может, у него что-то с адаптацией, друзей пока не нашел или воспитательница плохо относится. Не заставляйте его делать то, что он не хочет. Если поймете, что у него проблемы общения с другими детьми, отведите в какие-нибудь кружки (спортивные, творческие - чтобы ему нравились), пусть учится искать контакт со сверстниками. Еду с садик можете пока носить свою, которую ребенок любит. Но, скорее всего, дело здесь не в еде. Просто через неё малыш пытается сказать, что ему некомфортно в садике».

Решаем проблему

Для начала перестаньте заставлять ребенка есть. С малышом не произойдет ничего страшного, если один раз он не поест нормально. Когда проголодается, сам попросит кушать (главное - не давайте ему перекусы). Зато Вас он не будет воспринимать как тирана, который пытается впихнуть в него еду.

Бороться с невротическими реакциями на еду (как и с многими другими проблемами) лучше всего в игровой форме . Например, пусть ребенок нарисует обед в семье каких-нибудь симпатичных зверюшек (к примеру, котиков), а затем вы вместе с ним придумайте историю про котят, которые плохо кушали. Придуманная история должна показать малышу, что от еды можно получать удовольствие, что капризничать за столом не нужно, а важно для всех (даже для котят). Пусть сказка будет позитивной и обязательно с хорошим концом.

Еще один способ: поменяйтесь ролями с дитём и капризничайте, пока он пытается Вас накормить. Только не нужно говорить ребенку: «сейчас я буду капризничать, как ты». Он не должен чувствовать вину, обиду или злость - игра должны быть для него интересной, веселой и смешной. И пусть это будет действительно игра, а не часть обеда. Иначе ребенок решит, что это новая форма приема пищи в семье, и в следующий раз

Как улучшить аппетит ребенка :

  • кормите малыша чаще, но маленькими порциями;
  • давайте те продукты, которые он любит;
  • старайтесь украшать блюда для ребенка;
  • привлекайте карапуза к приготовлению пищи;
  • откажитесь от сладостей и перекусов;
  • устраивайте совместные трапезы, а не кормите малыша отдельно от других;
  • не кормите его насильно;
  • больше времени уделяйте ежедневным .

Если ребенок всё равно отказывается кушать, обязательно обратитесь к психологу и педиатру. Если у малыша началась диарея, повысилась температура или он заметно похудел, срочно идите в поликлинику - не нужно ждать, пока всё наладится само собой.

В целом же - не нужно паниковать преждевременно, прислушайтесь к нашим советам и постарайтесь улучшить аппетит Вашего маленького «обжоры» .

Хороший аппетит у ребенка - источник нескончаемой радости у родителей. Нет ничего приятнее, чем видеть, как чадо с удовольствием уплетает приготовленный обед, ужин или завтрак. Но чаще бывает наоборот. Мама с бабушкой старались готовили, и не просто так, а именно то, что любит карапуз. А малыш настырно отказывается от еды и капризничает.

В некоторых семьях каждый прием пищи превращается в настоящее сражение между «нехочухой» и его настойчивыми родителями. Ребенка уговаривают, пытаются обмануть разными маневрами и хитростями, настаивают и угрожают, что он не получит конфетку, если не не съест суп. Нужно ли так стараться и что делать, если у ребенка плохой аппетит, рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.




Аппетит бывает разный

Без еды жизнь невозможна, но не всегда аппетит приходит во время еды. Естественный аппетит возникает тогда, когда пища требуется организму для пополнения энергетических запасов, чтобы выжить. А избирательный сопровождает современного человека значительно чаще. Ребенок хочет печенье, потому что оно ему нравится, и не хочет кашу, потому что печенье лучше.

Избирательный аппетит отражает реальную картину потребностей только у грудного ребенка, он в 8-9 месяцев интуитивно чувствует, что ему требуется кальций , и отказывается есть суп. Не потому, что суп невкусный, а потому, что молоко полезнее. В возрасте 1 года, 2 лет дети по этой же причине отдают предпочтение молочным продуктам.

Если годовалый ребенок принципиально не ест мясо, это еще не значит, что в 3-4 года он не начнет кушать его с удовольствием. Просто для 12-месячного крохи важнее овощи и фрукты, творог и молоко. И он это понимает на интуитивном уровне.

Ближе к 3 годам проблема избирательного аппетита, по словам Комаровского, является надуманной - если ребенок не ест овощное пюре и требует только шоколад и колбасу, это обычная педагогическая ошибка мамы с папой, и никаких медицинских причин такого поведения искать не стоит.




Почему ребенок не ест?

Если карапуз отказывается от еды, у него на то, по словам Комаровского, может быть две причины: он не может или не хочет есть.

Не может - это значит, что аппетит присутствует, но физически покушать затруднительно. Например, у мамы молоко невкусное (женщина что-то не то съела), дырочка в соске слишком маленькая, и кашка не сосется и т. д. У грудных деток довольно часто во время сосания начинает активно работать кишечник, не ко времени активизируется его перистальтика. Животик крутит, крохе больно, он перстает кушать и плачет.

Довольно часто у ребенка корень проблемы с аппетитом кроется во рту. Стоматит, воспаленные десны при прорезывании зубов , микротравмы десен (царапинки от игрушек, которые побывали во рту, или ногтей) - все это делает процесс поглощения пищи довольно неприятным.

Иногда аппетит отсутствует во время простудных заболеваний или ОРВИ . Если нос не дышит, то во время сосания перекрываться доступ к кислороду, что некомфортно, и ребенок прекращает есть. Если болит горло и глотать неприятно, почти всегда последует отказ от еды.



Порой ребенку не нравится сама предложенная еда - она горячая или слишком холодная, соленая или несоленая, крупная или протертая.

Тут все зависит от личных пристрастий каждого конкретного ребенка. Если мамам и папам удалось понять, что ребенок кушать хочет, но не может, то лучше всего обратиться к врачу, чтобы найти и устранить препятствие, которое мешает крохе нормально питаться.

Если ребенок плохо ест или не ест совсем не потому, что прием пищи доставляет ему неприятные ощущения, то он просто не хочет есть. Однако не стоит сразу обвинять его в хулиганстве и настаивать на том, чтобы каша была съедена. Нежелание кушать тоже имеет свои причины:

  • Болезнь. Даже если родители еще не заметили, что малыш заболевает, сам он, как правило, заранее начинает чувствовать негативные изменения в своем организме. В этом случае ребенок, который ничего не ест, просто «включает» защитный механизм - натощак иммунитету легче бороться с возбудителем болезни. Не стоит кормить малыша насильно, он все делает правильно, как подсказывают ему природные инстинкты. Но это справедливо только для острых инфекций. Если у ребенка длительное хроническое заболевание, отсутствие аппетита - это плохой симптом, но такое случае редко.

    Детский организме легко привыкает к новым для себя условиям, а потому малыш при затяжной болезни начинает есть, как обычно, а при некоторых недугах, к примеру, при сахарном диабете, наблюдается даже повышенный аппетит. Комаровский дает определенные рекомендации, как кормить больного ребенка: никак, пока сам не попросит. И маме нисколько не должно быть стыдно, что она не кормит заболевшее чадо. Это - лучшее, что она сейчас может сделать для его скорейшего выздоровления.



  • Отказ от еды «по убеждениям». Такое бывает с детьми-подростками, особенно с девочками. Если она вдруг решит, что она стала «толстая», и надо «срочно что-то с этим делать», предложите ребенку более легкие и полезные продукты (салаты, отварное мясо, фрукты, молоко). Если девочка и это отказывается кушать, то голодание становится патологическим и вполне сравнимо с симптомом психической болезни, которая приводит к анорексии и медленной смерти или инвалидности девушки. В этой ситуации накормить силой - тоже не выход, говорит Комаровский, поскольку нужно устранять истинную причину голодовки. В этом помогут врач-психиатр и подростковый психолог или психотерапевт.


  • Отказ от еды без причин. Есть и такие дети, которые безо всяких болезней едят мало или практически не хотят есть. У них, по словам Комаровского, все-таки есть свои причины не хотеть кушать, такие как, индивидуальные особенности обмена веществ. Ведь у одного ребенка переваривание происходит быстрее, питательные вещества всасываются и усваиваются быстрее, а у других процесс идет более медленно. Поэтому такой «медленный» ребенок отказывается от приготовленного обеда, ведь у него еще завтрак в процессе переработки.



Аппетит зависит от уровня гормонов.

Если ребенок растет быстрее (у него мама и папа высокие), то есть он будет больше и чаще, чем его ровесник, которому высокий рост генетически «не светит».

На присутствие аппетита влияет и уровень энергозатрат. Если чадо бегает и прыгает на свежем воздухе, то проголодается оно быстрее, чем если оно будет сидеть перед телевизором и смотреть мультфильмы.

Чтобы вернуть ребенку аппетит бывает достаточно просто скорректировать энергозатраты - больше гулять, записать чадо в спортивную секцию. В конце концов, всей семьей отправляться на вечерние прогулки перед ужином - это обязательно даст положительный результат.




Родительские ошибки

Очень часто родители пытаются лечить несуществующую болезнь. Если никаких серьезных острых патологий и инфекций у ребенка не обнаружено, родителям бывает сложно признать, что чадо не ест потому, что его не так воспитывают. И начинается сдача анализов, и обязательно находятся диагнозы, которых «как бы нет» и лечение их - пустая трата времени и денег.

Комаровский советует перестать таскать чадо по поликлиникам и лабораториям, оставить его в покое и просто изменить режим дня и образ жизни - ввести более длительные прогулки, прохладные ванны, заняться спортом.


Многие родители заставлять свое чадо есть силой.

К этим действия Евгений Комаровский относит и любимые хитрые приемы: «Смотри, ложка полетела-полетела», «Ешь, а то в парк не пойдем!», «Вот я все папе расскажу!». Загнанный в угол малыш под давлением будет кушать, но без аппетита. А это значит, что желудочного сока будет выделено меньше, печень справится со своей частью работы медленнее, переваривание затруднится. Пользы от кормления силой меньше, чем вреда.


Отсутствие аппетита - частая проблема у четырёхлетних детей. Аппетит - это процесс, сопровождающийся активной выработкой слюны и выделением пищеварительных соков. В результате чего увеличиваются сокращения желудочных стенок и появляется желание кушать.

Аппетит является условным рефлексом и потребностью организма. Снижению аппетита у детей могут способствовать многие факторы, как психологические, так и физиологические. Если ребёнок в 4 года плохо кушает, что необходимо делать для повышения аппетита. Не заставлять ребёнка кушать через силу и разобраться, почему четырёхлетний ребёнок отказывается от еды.

Почему ребёнок плохо ест в 4 года?

Как заставить четырёхлетнего ребёнка кушать?

Чтобы у ребёнка появился аппетит, его нельзя заставлять кушать. Существует несколько правил для успешного восстановления аппетита.
Избирательный аппетит не должен иметь место в процессе воспитания. Это значит, что если ребёнок охотно кушает одни блюда, но отказывается от других, то он не страдает отсутствием аппетита. Необходимо приучать питаться полезной пищей. И только после можно позволить съесть лакомство.
Не нужно подкармливать ребёнка между приёмами пищи.
Потребность в пище находится в прямой взаимосвязи с двигательной активностью и ростом. Поэтому уровень развития ребёнка - единственно верное измерение достаточности употребляемой пищи. Если ребёнок растёт, поправляется, овладевает новыми знаниями и навыками, он сыт.
Высокий уровень физических нагрузок гарантирует отсутствие проблем с аппетитом.
Коллективное питание - неплохая альтернатива для тех, кто не кушает в одиночестве. Особенно этому подвержены дети младшего школьного возраста. Аппетит заразителен, поэтому некоторым детям компания необходима.
Вызвать аппетит насильно нельзя, но многие кормят детей через нежелание. Еда, которая поглощена обманным путём, переваривается плохо и не усваивается до конца. Такое кормление может спровоцировать возникновение синдрома привычных рвот, когда каждый приём пищи заканчивается одинаково.

Плохой аппетит у ребенка является причиной для тревоги многих родителей. Действительно ли ребенок мало ест или это ошибочное представление родителей? Подобные жалобы всегда требуют критического отношения и подтверждения.

Причины нарушения аппетита у ребенка:

1. Нерациональное питание, например, перекорм белком мяса детей, которые любят мясо и больше ничего не хотят есть; докармливание в промежутках между обычными приемами пищи, обильное употребление молока и сладостей.

2. Острые и хронические заболевания органов пищеварения: заболевания кишечника, печени, гастрит, целикалия, иногда – недостаток цинка в организме.

3. Острые и хронические инфекционные болезни: все вирусные и бактериальные инфекции, сопровождающиеся повышением температуры, туберкулез, инфекция мочевых путей, молочница.

4. Дефицит железа в организме, даже не сопровождающийся анемией, особенно у детей младшего возраста.

5. Диффузные хронические заболевания мозга, аномалии обмена веществ, наследственные дегенеративные заболевания мозга.

6. Нежелание жевать

7. Диэнцефальный синдром, например, опухоль мозга в области гипоталамуса. При этом дети остаются поразительно активными.

8. Заболевания органов дыхания, сопровождающиеся дыхательной недостаточностью.

9. Заболевания сердечно-сосудистой системы, сопровождающиеся недостаточностью кровообращения.

10. Прием большого количества медикаментов, почечная недостаточность, гипервитаминоз витамина Д.

11. Эндокринные нарушения: болезнь Аддисона, повышенная функция паращитовидных желез.

В таких случаях поможет врач, который выявит и устранит причину.

Психогенные причины снижения аппетита

Иногда снижение аппетита может быть освязано с самим ребенком – внутренняя депрессия, незаметный прием пищи в неурочное время. Следует иметь в виду возможность снижения аппетита на почве конфликта между ребенком и родителями.

Вот несколько ситуаций подобного рода:

1. Мама предлагает ребенку излишне обильную еду, которую он не может съесть

2. Ребенок отказывается от еды, если прием пищи связан с отрицательными эмоциями. Например, мать помыкает ребенком за столом, требует от него чрезмерной чистоты. Или, если обеденный стол становится местом обсуждения провинностей ребенка и тренировок хороших манер.

Плохой аппетит на нервной почве может наблюдаться у девочек 12-16 лет, так называемое пубертатное истощение.

Как научить ребенка есть?

1. Прежде всего, перестаньте волноваться. Если вы обратились к врачу и он не нашел у вашего ребенка никаких болезней, которые могли бы снизить аппетит, то оставьте его в покое. Большинство детей рано или поздно проходят через стадию капризов в еде. Организм ребенка так устроен, что он сам регулирует, сколько и чего съедать для нормального роста и развития.

2. Не обсуждайте ни с кем при ребенке его аппетит. Не угрожайте ему, если он не хочет есть и не поощряйте, если он хорошо поел. Очень часто ребенок начинает есть лучше, если почувствует отсутствие давления на него.

3. Не кормите ребенка в промежутках между едой. Если ребенок плохо поел, то предлагайте ему следующую порцию еды только тогда, когда наступит время очередного приема пищи.

4. Многие родители не считают за еду соки, молоко, печенье. Для многих детей с плохим аппетитом этого будет достаточно, чтобы аппетит уничтожить полностью. Если ребенок хочет пить, дайте ему просто питьевую воду.

5. Если у ребенка плохой аппетит предлагайте ему маленькие порции. Формируйте у него так называемый рефлекс чистой тарелки.

6. Не устраивайте во время еды спектаклей, с рассказыванием сказок и т.д. Очень правильно написал по этому поводу американский педиатр Б.Спок:"Родители не должны подкупать ребенка, чтобы заставить его есть, то есть рассказывать ему сказку, устраивать представление за каждую ложку пищи...Такого рода уговоры, в конечном счете, еще больше снижают аппетит ребенка, хотя в данный момент как будто заставляют ребенка съедать несколько лишних кусков. Родителям приходится увеличивать подкуп, чтобы получить тот же результат. Такие родители кончают тем, что разыгрывают часовой результат за пять ложек супа."

7. Не уговаривайте ребенка съесть еду, чтобы получить конфетку. Не просите его съесть ложечку "за маму". Поставьте себе за правило, не просить ребенка есть.

Если ребенок хорошо развивается, нормально упитан, обладает уравновешенным характером, не страдает рвотой или поносом, то снижение аппетита у него не связано с какими-нибудь органическими нарушениями.

Практически нет детей, которых нельзя было бы заставит нормально есть. Есть родители, которые пренебрегают советами, так как считают, что лучше знают своего ребенка.

Литература

1. Здоровье вашего ребенка. Новейший справочник./Под рек. В.А.Александровой.Изв-во Эксмо, 2003 г.

Администрация сайта сайт не дает оценку рекомендациям и отзывам о лечении, препаратах и специалистах. Помните, что дискуссия ведется не только врачами, но и обычными читателями, поэтому некоторые советы могут быть опасны для вашего здоровья. Перед любым лечением или приемом лекарственных средств рекомендуем обратиться к специалистам!

КOММЕНТАРИИ

Лена / 2012-03-20

Мой ребенок уже во втором классе, а я его все с ложки кормлю. Он просто ленится есть. И я знаю, что если я ложку в рот не засуну, то он так и будет голодный. И худенький очень. А сама, так могу и полную тарелку каши запихнуть, под разговоры так и вообще не заметно... А что делать...

Представьтесь:

Текст сообщения:

Решите задачку:
5+9=


наталья / 2014-04-23

Очень хорошая и познавательная статья про аппетит у детей! Обязательно свожу своего ребенка к врачу!

Представьтесь:

Текст сообщения:

Решите задачку:
4+2=

Все поля обязательны к заполнению.
Пожалуйста пишите по теме, не засоряйте сайт!

Света / 2014-12-11

Девочки, поделитесь советами. У моего ребенка плохой аппетит. Водила по врачам- здоров. Он просто ленится есть. Вот наваришь супа, кормишь с ложки - есть. А что надо жевать, то ленится. Ему уже 10 лет. Может есть какие-нибудь народные средства улучшающие аппетит у ребенка. Какае - нибудь бабушкины рецепты.

Представьтесь:

Текст сообщения:

Решите задачку:
9+8=

Все поля обязательны к заполнению.
Пожалуйста пишите по теме, не засоряйте сайт!

Процесс поиска и поглощения пищи -- основа существования всех живых существ. Какой биологический вид ни возьми, и поведение, и анатомо-физиологические особенности, и среда обитания, и сезонность размножения ориентированы, прежде всего, на возможность добывать себе пропитание. Осознавать, что ты можешь принести в дом еду, видеть, как твой ребенок добытую пищу поглощает, -- это настоящий бальзам на душу, реализация заложенной в нас генетической программы, направленной не только на размножение, но и на вскармливание детенышей. Ощущать, что твой ребенок защищен, что он ни в чем не нуждается, что он не хуже других, что он сыт, -- первейшая родительская потребность. Накормить ребенка любой ценой -- естественное материнское желание. А он иногда не хочет. И это невыносимо. Ибо противоречит привычным для нас основам бытия, не дает возможность реализовать родительский инстинкт, вызывает страстное желание немедленно ребенка спасать. Не хочет или не может? Это первый и важнейший вопрос. И, не ответив на него, ничего решить нельзя. Понятно ведь, что нежелание есть -- это одно, а невозможность есть -- это принципиально иная ситуация, и родительские действия в этих ситуациях разнятся весьма существенно. Всем своим поведением ребенок демонстрирует готовность поесть. Жадно набрасывается на материнскую грудь, хватает ручонками и тянет в рот бутылочку со смесью, охотно усаживается за стол, просит поесть, в конце концов. Но непосредственно после начала процесса поглощения пищи принимается капризничать, беспокоиться и отказываться от еды. Все это может быть обусловлено:

  • проблемами с поступлением еды - плоский сосок, "тугая" грудь, маленькая дырка в соске;
  • проблемами в полости рта, когда сосание, жевание или глотание вызывает боль -- молочницей и другими вариантами стоматита, воспалением десен в связи с прорезыванием зубов, просто зубной болью, воспалительными процессами в области глотки (тонзиллитом, фарингитом);
  • проблемами в кишечнике: у грудных детей, совсем не редка ситуация, при которой после начала сосания резко усиливается перистальтика (сократимость) кишечника. При повышенном газообразовании, при склонности к запорам, при наличии воспалительных процессов, упомянутая активная сократимость может провоцировать боли в животе;
  • нарушением дыхания -- если у малыша "забит" нос, то в процессе сосания появляется весьма ощутимый дискомфорт, поскольку дыхание через рот становится невозможным;
  • вкусом еды -- соленая, кислая, горькая и т.п., -- кормящая мама селедочки с чесночком отведала, папа лично супчик поперчил;
  • индивидуальной непереносимостью конкретного продукта -- трудно отрицать, но есть дети, у которых попадание в рот манной каши провоцирует рвотный рефлекс;
  • физическими характеристиками пищи -- горячая, холодная, кусочки крупные, а жевать ребенок еще не научился, вот и давится.

Родителям не всегда удается определить истинную причину невозможности есть, но отличить нежелание от невозможности, с учетом вышеописанного, совсем не сложно. Если действительно хочет, но не может -- это вполне закономерный повод к тому, чтобы обратится за медицинской помощью.

Может! Но не хочет!

Исключив (самостоятельно или с помощью врача) перечисленные выше причины, затрудняющие сам процесс поглощения пищи, констатируем: может. И сосать, и жевать, и глотать. Но не хочет. И здесь возникает вполне закономерный вопрос: почему? Почему наше любимое дитя отказывается от такой вкусной, такой полезной и такой необходимой ему еды? Для начала, следует немножко отвлечься и разобраться с очень важным понятием, к которому мы неоднократно будем обращаться. Речь идет о таком известном слове, как "аппетит". Классические определения: Аппетит -- желание есть, позыв к еде. (Толковый словарь под ред. С.И. Ожегова). Аппетит (лат. appetitio сильное стремление, желание) -- приятное ощущение, связанное с предстоящим приемом пищи (Энциклопедический словарь медицинских терминов). С учетом этих определений, понятно, что субъективные желания и ощущения, к которым понятие "аппетит", безусловно, относится, могут иметь разную степень выраженности -- от умеренного снижения до полного отсутствия аппетита, проявляющееся в реальной жизни полным отказом от какой бы то ни было еды.

Плохой аппетит у ребенка во время болезни

Причин отказа от еды множество, но первое, что приходит на ум обеспокоенным родственникам -- болезнь. И это, действительно, так. Ибо снижение аппетита - типичное проявление любой острой болезни и многих хронических. Этот очевидный факт требует разъяснений. Для начала, рассмотрим болезни острые, т.е. внезапно начавшиеся, к которым можно отнести и большинство детских инфекций, и травмы, и отравления, и аппендицит, и многое другое. Именно в детском возрасте, речь чаще всего идет об острых инфекционных заболеваниях, как правило, вирусных инфекциях, с которыми организм ребенка в подавляющем большинстве случаев вполне способен справиться самостоятельно и без всякой посторонней помощи. Если принять указанное положение за аксиому, то станет понятным следующее: любые усилия родственников должны осуществляться в направлении, подсказываемом инстинктивными побуждениями. А какое желание в начале болезни наиболее естественное? Отказ от еды. Хорошо это или плохо? Это нормально, поскольку отсутствие стремления к приему пищи обусловлено, прежде всего, биологической целесообразностью и симптом этот общий для всех млекопитающих. И больная кошка, и больная мышка есть не хотят. На первый взгляд, что-то здесь не логично. Надо ведь с болезнью бороться, силы нужны, энергия, как же можно в такой ответственный момент без еды? Но это только на первый взгляд. Основные проявления острых болезней (боль, стресс, повышение температуры тела, нехватка кислорода) приводят к стандартной реакции -- активизируется циркуляция крови в жизненно важных органах (головной мозг, сердце, легкие), а сосуды в органах менее значимых -- сужаются. Сужение сосудов и значительное уменьшение активности кровотока особенно выражено в кишечнике. Снижается его перистальтика, меньше вырабатывается кишечных соков, они становятся более густыми. Понятно, что кишечнику, в такой ситуации, мягко говоря, не до еды. Расстройства кишечника (понос, боли, метеоризм) у детей могут возникнуть и часто возникают при любой болезни -- даже термин специальный для этого существует -- "кишечный синдром". Парадоксален, но легко объясним тот факт, что частота и выраженность кишечного синдрома прямо связаны не только с тяжестью заболевания, но и с усилиями родителей по кормлению заболевшего дитя. Печень -- важнейший орган системы пищеварения и в то же время главный борец с инфекциями. Именно печень -- активный участник синтеза иммуноглобулинов -- тех самых всем известных антител, что нейтрализуют вирусы и токсины бактерий. Опять-таки, печень -- мощный фильтр, который останавливает и обезвреживает яды, продукты распада тканей. Понятно, что при острой инфекции нагрузка на печень высока, а потеря аппетита -- важный защитный механизм, преследующий очевидную цель -- дать печени возможность сосредоточиться на функциях, более необходимых, чем переваривание пищи. Становится понятным следующее: отсутствие или снижение аппетита у заболевшего ребенка -- абсолютная норма. Чем серьезнее нагрузка на организм, тем более выражено снижение аппетита. По мере уменьшения нагрузки аппетит восстанавливается, и это один из симптомов, однозначно свидетельствующих о начале выздоровления. С болезнями хроническими, длительными -- ситуация не так однозначна. Растущий детский организм относительно быстро адаптируется к переменам, и аппетит сохраняется. При некоторых болезнях (например, при сахарном диабете) аппетит даже повышается, но в целом прослеживается вполне четкая тенденция -- если болезнь приводит к уменьшению затрат энергии (ребенок не может двигаться или двигается мало), то отражается это не столько на аппетите, сколько на количестве съедаемой еды. И только при очень тяжелых, очень длительных и очень опасных болезнях возникает резкое снижение аппетита или полный отказ ребенка от еды. И это всегда очень серьезно. Итоговые рекомендации по питанию больного ребенка могут быть сведены к двум простым правилам:

  1. Главным критерием частоты и объема кормления является аппетит.
  2. Попытки насильственного кормления абсолютно недопустимы.

Очевидно, что качественный состав еды зависит от того, с какой конкретной болезнью мы имеем дело, -- понятно, что при кишечной инфекции, вирусном гепатите и переломе ноги выбор продуктов, позволительных для употребления, будет, мягко говоря, разным. Но диетотерапия конкретных болезней не является темой нашего общения. Наша задача -- выработать тактику родительских действий по отношению к конкретному симптому под названием "снижение аппетита". И вывод здесь однозначный: если снижение аппетита действительно симптом, т.е. один из признаков болезни, то не надо с этим симптомом бороться. Надо помочь организму справиться с конкретной болезнью, но основная тактическая и психологическая проблема как раз и состоит в том, что активное кормление больного ребенка вовсе не помогает ребенку выздороветь -- скорее наоборот.

От чего зависит аппетит у ребенка?

Больной ребенок отказывается от еды… Такое положение вещей, хоть и нелегко для родственников психологически, но в целом понятно. Любой взрослый человек отдает себе отчет в том, что это временно, что виновата болезнь. Очень помогают успокоиться воспоминания из собственного "болезненного" опыта: я ведь, когда болею, тоже кушать не хочу. Совершенно другие мысли посещают любящих родственников в ситуации, когда никаких признаков болезни нет, но и аппетита нет. Это пугает неопределенностью, ибо самое логичное объяснение таково: болезнь все-таки есть, просто мы ее увидеть не можем. На самом же деле, снижение аппетита очень часто имеет под собой вполне физиологическую, т.е. нормальную, естественную основу.

Факторы, влияющие на аппетит у детей

  1. Индивидуальные особенности обмена веществ, свойственные и детям, и взрослым. Это каждый может подтвердить на многочисленных бытовых примерах. Петя и Саша едят одинаково, Петя худой, а Саша толстый. Худая Маша ест много, а толстая Лена -- мало. Имеет значение не сколько еды ребенок съел, а сколько из съеденного усвоится и на сколько хватит этого "усвоенного". Здесь может быть вполне уместна не очень корректная, но понятная техническая аналогия -- один автомобиль "съедает" 20 л бензина на 100 км пути, а другой в тех же условиях только 5.
  2. Интенсивность выработки гормонов. Процесс роста не равномерен. На первом году жизни, в подростковом возрасте гормон роста, гормоны щитовидной и паращитовидной желез, половые гормоны вырабатываются в большем количестве, ребенок активно растет, усиливается аппетит. Интенсивность роста зависит и от генетических особенностей. Если родители Васи под два метра ростом, то Вася, скорее всего, будет есть больше, чем Сережа, папа которого имеет метр шестьдесят. Существуют и сезонные закономерности -- зимой рост замедляется (меньше гормонов), летом - активизируется (больше гормонов). Понятно, что и аппетит летом получше.
  3. Уровень энергозатрат. Питание, по сути, преследует две глобальные цели: во-первых, обеспечить организм веществами, необходимыми для роста и нормального функционирования внутренних органов; во-вторых, покрыть текущие затраты энергии, обусловленные, прежде всего, двигательной активностью. Здесь все вполне очевидно -- чем больше ребенок тратит энергии, тем лучше аппетит.

Что делать, если ребенок плохо ест?

Из трех перечисленных факторов, определяющих выраженность аппетита у здорового ребенка, два совершенно не подвластны родительскому влиянию. При всем желании, мы не можем воздействовать ни на выработку гормонов, ни на индивидуальные особенности обмена веществ. Но регулировать энергозатраты -- это абсолютно в компетенции родителей. Мы уже определились: текущие затраты энергии обусловлены, прежде всего, двигательной активностью, но не только ею.

Огромное значение имеет поддержание температуры тела -- чем теплее и комфортнее, чем больше одежды, тем меньше энергозатраты, хуже аппетит. Соотношение интеллектуальных и физических нагрузок, распорядок дня, температурный режим -- основные составляющие такого общеизвестного понятия, как "образ жизни". Понятно, что и потребление пищи в этом списке, и взаимосвязь составляющих очень велика.

Давайте со стороны и по возможности объективно посмотрим на классическую в рамках нашего бытия ситуацию, когда родители здорового ребенка крайне обеспокоены отсутствием у него аппетита. В подавляющем большинстве случаев семья не испытывает недостатка в продуктах питания, ребенку не бывает холодно -- на шубку, носочки и обогреватель средства всегда найдутся. Ребенок мало бывает на свежем воздухе, недостаточно двигается. Не редкость дополнительные нагрузки в виде занятий (развивающие игры и т.п.). В свободное от учебы время ребенок играет на компьютере или смотрит телевизор. Удивительно не то, что в такой ситуации у ребенка нет аппетита. Удивительно, что это удивляет его родителей. Цивилизация очень серьезно влияет на здоровье человечества. И это особенно актуально применительно к детям, -- ибо в самый ответственный период жизни, когда растут и формируется внутренние органы, когда на всю жизнь закладывается здоровье, -- так вот именно в этот период ребенок растет в абсолютно неестественных условиях.

Если здоровый ребенок отказывается от еды, то первое, с чего надо начать, -- осуществить коррекцию образа жизни, чтобы активизировать затраты энергии. Это справедливо для любого возраста. Исключение перегрева, гимнастика, прохладная вода, активные игры, длительное пребывание на свежем воздухе -- это одинаково важно и в 5 месяцев, и в 14 лет. Итак, основное, что нужно сделать родителям, встревоженным нежеланием ребенка есть, -- это установить причину плохого аппетита. И потом действовать! Возможно, требуется консультация врача, а может быть, дело не вашем чаде, а в том, как вы его растите. Еще раз повторюсь: не надо кормить ребенка насильно, необходимо, прежде всего, устранить причины потери аппетита.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама