THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Понятие социальной адаптации детей

Социальная адаптация – это приспособительная способность индивидов изменять свое поведение в зависимости от изменений социального окружения.

Замечание 1

Социальная адаптация детей – непрерывный, специально организованный процесс адаптации ребенка к социальному окружению через усвоение определенных норм и правил поведения, установленных в данном обществе.

Дети-сироты, дети-инвалиды, дети, имеющие психологические травмы особо нуждаются в специальных мерах социальной реабилитации и адаптации, которые способны обеспечить им безболезненное вхождение в социум, а также реализацию их рабочего и творческого потенциала.

Социальная адаптация осуществляется за счет функциональной системы адаптационных механизмов. Превышение адаптационных возможностей этой системы ведет к развитию патологической адаптации. Социальная адаптация может сопровождаться эмоциональным или психическим стрессом.

Социальная адаптация дошкольников

Большинство детей, достигнув 3-4 летнего возраста, начинают посещать дошкольные учреждения – новую и неизвестную среду. С началом посещения детского связана необходимость приспособления к новому социальному окружению, налаживанию контактов с незнакомым детьми и взрослыми, развитию адаптивных механизмов.

Для ребенка становятся неожиданностью четкий распорядок дня, определенные обязанности и требования, что вызывает стрессовое состояние.

Отсутствие предварительной подготовки к посещению дошкольных учреждений может вызвать у ребенка ряд реакций невротического характера: расстройства эмоционального состояния, развитие чувства страха перед детским садом, ухудшение аппетита, нарушение сна, повышение частоты заболеваний.

Социально-психологическая адаптация у детей происходит по-разному и зависит от возраста, типа высшей нервной деятельности, состояния здоровья, особенностей семейного воспитания и взаимоотношений между ее членами, контактности, доброжелательности, уровня развития игровых навыков, эмоциональной зависимости от матери.

Социальная адаптация ребенка к дошкольному учреждению во многом зависит от моральной и физической подготовленности к изменениям, от типа высшей нервной системы. Так, у сангвиников и холериков адаптация происходит быстрее, чем у меланхоликов и флегматиков.

Социальную адаптацию значительно затрудняют такие факторы, как:

  • социальная некомпетентность;
  • эмоциональная неадекватность;
  • несоциализированная агрессия;
  • сопротивление воспитательному и учебному процессу;
  • плохо развитые или отсутствующие навыки поведения в незнакомых местах;
  • отсутствие опыта общения с другими детьми и незнакомыми взрослыми.

Для смягчения процесса социальной адаптации необходимо приучать ребенка к правильному режиму дня, учить искусству общения, поощрять самостоятельность ребенка, в дошкольном учреждении индивидуально подходить к работе с каждым ребенком, создать уютную и благожелательную атмосферу в детских группах.

Социальная адаптация школьников

Для школьника наиболее переломным и сложным периодом является первый год обучения в школе. В это время у ребенка меняется место в системе социальных отношений, уклад жизни, сильно возрастает психоэмоциональная нагрузка. От ребенка требуются: напряженная умственная работа, сосредоточенность на уроках, активизация внимания, удержание правильной осанки на уроках, установление контактов с одноклассниками и учителями, выполнение школьной дисциплины.

Для многих первоклассников, особенно шестилеток, социальная адаптация представляет большие трудности, так как личность, способная усваивать новые школьные нормы поведения, подчиняться школьному режиму, признавать новые обязанности, еще не сформировалась.

К семи годам у ребенка наблюдается уже осознанная регуляция своего поведения, он ориентируется на социальные требования и нормы.

Социальную адаптацию школьников снижают гиперактивность и повышенная утомляемость нервной системы. У детей в первые месяцы учебы могут наблюдаться раздражительность, головная боль, повышенная усталость, нарушение сна, плаксивость, психологические трудности (негативное отношение к учебе, чувство страха, неверное представление о собственных возможностях и способностях).

Большое влияние на процесс адаптации у школьников оказывает влияние то, в каких условиях начался учебный год. На начальном этапе обучения успеваемость первоклассника во многом зависит от того, как протекает процесс социальной адаптации.

Замечание 2

Основная задача родителей и учителей в период адаптации ребенка к школе – заинтересовать его в обучении, помочь адаптироваться в новых социальных условиях. Адаптированность – результат адаптации, представляющий собой систему умений, навыков, качеств личности, обеспечивающих результативное дальнейшее обучение.

Уровни адаптации к школьному обучению:

  1. Высокий уровень. У ребенка позитивное отношение к учебному заведению, предъявляемым требованиям, он спокойно и легко воспринимает учебный материал, полно овладевает учебным материалом, внимателен, прилежен, проявляет интерес к самостоятельной работе, добросовестно и охотно выполняет общественные поручения, занимает благоприятной статусное положение в классе.
  2. Средний уровень. Посещение школы не вызывают у ребенка негативных эмоций, он понимает учебный материал, усваивает основное содержание учебного материала, может самостоятельно решать типовые задачи, при выполнении заданий внимателен и сосредоточен, добросовестно выполняет общественные поручения, дружит с одноклассниками.
  3. Низкий уровень. Ребенок индифферентно или отрицательно относится к школе, часто жалуется на здоровье, у него преобладает подавленное настроение, учебный материал усваивается фрагментарно, не проявляет интереса к самостоятельной работе, к урокам готовится нерегулярно, общественные поручения выполняет без особого желания, близкие друзья отсутствуют.

Т.В. Дорожевец разработал модель адаптации ребенка к обучению в школе, согласно которой, школьная адаптация происходит как:

  • академическая – отражает уровень соответствия поведения учащегося нормам школьной жизни;
  • социальная – характеризует насколько успешен процесс вхождения ребенка в новую социальную среду;
  • личностная – показывает степень принятия ребенком себя в качестве представителя новой социальной общности.

Социальная адаптация ребенка

(англ. adaptation of child in society) - по законодательству РФ о гарантиях прав ребенка активного приспособления ребенка (т.е. лица до достижения им возраста 18 лет), находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы (ст. 1 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»**).


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое "Социальная адаптация ребенка" в других словарях:

    Социальная адаптация ребенка - (англ. adaptation of child in society) по законодательству РФ о гарантиях прав ребенка процесс активного приспособления ребенка (т.е. лица до достижения им возраста 18 лет), находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе… … Энциклопедия права

    Социальная адаптация ребенка - процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы;... Источник: Федеральный закон… … Официальная терминология

    адаптация - Состояние динамического соответствия, равновесия между живой системой (человеком) и внешней средой. Способность живого организма приспосабливаться к изменениям окружающей среды, внешних (внутренних) условий существования путем сохранения и… … Большая психологическая энциклопедия

    Адаптация - – это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции, а именно: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и… … Словарь-справочник по социальной работе

    Адаптация - 1. в эволюционной теории любое структурное или поведенческое изменение, имеющее значение для выживания особи и вида; 2. в социальной психологии изменение системы отношений индивида в социально психологическом и культурном плане, служащее цели… …

    Адаптация социальная (в психологии развития) - [лат. adaptare приспосабливать; socialis общественный] процесс и результат приспособления ребенка к жизни в обществе. Первоначально (в младенческом возрасте) общество представлено для ребенка непосредственным семейным окружением. Этот этап А. с.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - 1) активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных соц. средств, к рое характеризуется тем, что человек, сам осознав необходимость изменений в отношениях со средой, формирует новые способы поведения, направленные на… … Педагогический словарь

    Адаптация социальная - 1) активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных соц. средств, которое характеризуется тем, что человек, сам осознав необходимость изменений в отношениях со средой, формирует новые способы поведения, направленные на… … Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся»

    адаптация социальная - (от лат. adapto приспособляю и socium общество) активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. В процессе становления личности А. с. происходит… … Дефектология. Словарь-справочник

    Методика «Межличностные отношения ребенка» - Рене Жиль. Адаптация И. Н. Гильяшевой, Н. Д. Игнатьевой. Предназначена для выявления структуры межличностных отношений ребенка. Под межличностными отношениями ребенка понимаются не только отношения, складывающиеся между родителями и детьми, но и… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Книги

  • Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья от 1, 5 до 3 лет. Планирование образоват. деятельности. Взаимодействие с родителями , Мохирева Е.А.. ФГОС ДО в качестве основных направлений психолого-педагогического сопровождения дошкольников определяет формирование, развитие и коррекцию их познавательных процессов и социально-личностных… Купить за 113 руб
  • Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья от 1, 5 до 3 лет. Планирование образовательной деятельности, взаимодействие с родителями. ФГОС ДО , Мохирева Елена Анатольевна, Назарова Елена Леонидовна, Тимошенко Ирина Вадимовна. ФГОС ДО в качестве основных направлений психолого-педагогического сопровождения дошкольников определяет формирование, развитие и коррекцию их познавательных процессов и социально-личностных…

Социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой. Социализация - это процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Википедия

А если «по-русски» - это умение человека приспосабливаться к новым условиям и взаимодействовать с окружающими людьми разных возрастов.

Как ребенку адаптироваться в мире? Постепенно.

Раньше не было таких вопросов – КАК? С раннего возраста детей отдавали в ясли, потом садик, за ним школа, секции, кружки… Вот и вырос наш малыш. Как адаптировался, так и живет. Какие проблемы у него возникают при общении – неизвестно. Рассмотрим процесс подробнее.

Адаптация в мире с рождения до года

Еще находясь в животике у мамы – малыш «привыкает» к ограниченному пространству и после рождения нуждается в столь же ограниченном состоянии. Успокаивается на руках у мамы, в тесной пеленке, рядом с грудью (ореола которой пахнет, как околоплодные воды). То есть, чтобы «прийти в себя» - необходимо почувствовать себя в среде, близкой к предшествующей – тогда будет понимание – МНЕ БЕЗОПАСНО.

После полутора месяцев, ребенок с интересом осматривает комнату… на руках у мамы. Это по-прежнему важное условие его адаптации в большом пространстве – быть рядом с безопасностью.

Потом начинает ползать, недалеко от мамы и близких. Может самостоятельно изучать понравившиеся вещички, оглядываясь, чтобы «точка опоры» была рядом. Нету? Крик!

Гуляя на улице, мама впервые ставит ребенка на землю. Как бы ему не были интересны птички во дворе, качели, другие дети – далеко от мамы он отходить не будет. Он разглядывает все это, «привыкает», осваивается. День за днем – малыш будет двигаться все дальше и дальше – изучать и взаимодействовать со всем, что ему попадется, зная, что в случае опасности, боли – он найдет, куда вернуться.

Улавливаете суть? Главное в адаптировании – чувство безопасности. Если его нет – страх, паника, истерика.


СОЦИАЛЬНАЯ адаптация

Социальная адаптация начинается у малыша еще дома. Когда он знакомится с бабушками, тетями, сестрами, друзьями родителей, их детьми и всеми, к кому мама и папа доброжелательно относятся.

Мы помним, что ребенку важно научиться взаимодействовать с людьми любого возраста, поэтому с удовольствием даем «поводиться» и пожилым бабушкам, и юным племянникам.

Нужно ли его СПЕЦИАЛЬНО куда-то водить? Нет. Для ребенка важно принятие, которое он получит от близких. Тогда он постепенно САМ захочет осваивать мир за пределами дома.

Он будет наблюдать, как мама и папа общаются друг с другом – и для него это будет модель любви и взаимоотношений. Как относится младшее поколение к старшему – принимать и отражать. Как заботиться о младших, просить прощения, выходить из конфликтов, благодарить и многое другое – от всех, кто находится рядом с ним.

А как же общение с равновозрастными детьми – спросите вы?

Как ребенок научится вливаться в компанию, быть «своим», отстаивать свои интересы и защищаться, в случае нападок ?

Ему нужно общество с такими, как он, чтобы учиться приспосабливаться к миру!

Нужно, никто не спорит. Вопрос в том – надо ли его создавать искусственно? Это скорее даже – а надо ли отдавать ребенка в детский садик, чтобы стал «как все»?

Предвижу сотни вопросов и возмущений – мол, не пойдет в садик – будет изгоем, не сумеет влиться в коллектив, вырастет «маменькиным», бесхребетным и прочее.

Тогда возьмем в пример другую крайность (а ребенок не умеет жить в полутонах, для него любая обида, неприязнь – огромное событие, где он чувствует себя нелюбимым).

Отдали в садик, а ему там не нравится. Хочет быть рядом с мамой. С ней тепло и безопасно. А воспитательница страшная. Хоть и имеет 8 высших образований и 90 похвальных грамот. Он страдает. Мир – страшный. Меня не слышат в нем. Я – неважный. Я ДОЛЖЕН быть рядом с теми, кто мне не нравится, чтобы выжить. Чтобы мама меня любила (а не расстраивалась, что я не хожу в садик), мне нужно дружить с нелюбимой воспитательницей. Так закладывается сценарий поведения по жизни. Став взрослым – человек (страдая и жалуясь) устраивается на нелюбимую работу, живет с нелюбимым человеком, просто потому… что по-другому не умеет. Он НЕ ЗНАЕТ, что у него есть выбор.

Поэтому, психологи рекомендуют ориентироваться на ребенка индивидуально . Пусть соседская девочка с удовольствием и дальше ходит в ясли-садики. Если ваш малыш протестует (и заметных причин, по которым садик ему не нравится – нет) – подумайте, стоит ли программировать ребенка на выбор без выбора? Для социальной адаптации ему ДОСТАТОЧНО будет того окружения, что у него есть . Ведь мы все гуляем во дворах, ходим и приглашаем в гости – общения с детьми будет полным-полно.

Всегда так было

Да, раньше молодых мам ставили в жесткие рамки. Декретный отпуск длился всего год – за это время нужно было успеть закончить ГВ и устроить ребенка в садик, чтобы выйти на работу. Не вышла? Потеряла стаж, считаешься тунеядкой, живешь на иждивении общества!

А еще раньше – декретный отпуск составлял всего… 2 месяца. Это послевоенное время. Когда необходимость в рабочей силе была особенно высока. Политика была не на стороне детей. То есть – демография, конечно, была важна. Но и терять ценного работника в лице женщины не хотелось. Были лозунги и плакаты, активно шла пропаганда, что специальные заведения (ясли, садики) воспитают вашего ребенка лучше, чем родная мать! Женщинам внушали, что своими силами они не справятся – малыш будет недоразвит, не воспитан, неспособен ни к чему. Только власть сможет вырастить достойного человека.

Давление было сильное – выбора у наших бабушек-прабабушек не было.

Моя бабушка рассказывала, что они с сестрой ходили в ясли-сад, он же был интернатом, куда детей отдавали в понедельник, а забирали в субботу. Такой же была и их школа, с разницей, что в школу и из нее – ездили уже самостоятельно.

Обид и непонимания у детей по отношению к родителям, конечно, не было. Ведь это устойчивое общественное мнение – ТАК ДОЛЖНО БЫТЬ. И разбирать детское состояние, ощущение недолюбленности и прочее – не более, чем блажь, ведь есть цели поважнее.

Сейчас нет таких жестких норм. Кроме того, что в 3 года нужно либо выходить на работу, либо с нее увольняться. Мы можем – как отдавать ребенка в садик, так и воспитывать самостоятельно. Все мифы по поводу того, что нужна команда профессионалов, которые научат ребенка читать/писать/лепить/рисовать и прочее – развенчаны. С этим может справиться любая мама, у которой есть желание. Тоже самое касается социальной адаптации. И без садика она «войдет» в малыша.

К 7ми годам ребенок САМ захочет знакомиться с миром без присутствия взрослых. С уверенностью, что если его не примут – он сможет прийти в родной дом, где его поддержат. И он отправится в путь вновь.

Когда проблемы с позвоночником – трудно ходить, лежать, стоять, двигаться. И далеко не уйдешь – все будет ныть и просить облегчения. Семья – наша опора, наш хребет. И дать ребенку почувствовать, что он всегда может получить помощь, поддержку и тепло – значит дать ему возможность легко преодолевать любые трудности и испытания в жизни. Что и будет его приспособленностью и выживаемостью.

Слушайте своих детей и не насилуйте тем, что им не нравится. Приглядитесь – может то, что рекомендуют, не более, чем внушение? Которое не имеет ничего общего с гармоничным развитием ребенка.

Как вы считаете – нужно ли что-то делать специально, чтобы ребенок адаптировался в обществе?

В этой статье:

Термин «социализация» происходит от слова «общественный» в переводе с латинского. То есть речь идет о том, что социализация делает человека более «общественным», приспособленным к условиям жизни в мире и в обществе. Такой человек осознает нормы и ценности, которых придерживаются в обществе, и внутренне с ними соглашается. Быть социальными дети учатся отчасти в дошкольных образовательных учреждениях, отчасти в школе и в дальнейшем в ВУЗах.

Особенности социализации ребенка в детском саду

Детские дошкольные учреждения - один из вариантов учреждений воспитательного типа, которые были созданы государством или частными лицами для воспитания в детях социальности в дошкольном возрасте. Детский сад - одно из таких учреждений.

Деятельность коллектива детского сада направлена на подготовку (как педагогическую, так и психологическую) поступающих сюда детей, а также их родителей. Главная цель - развитие индивидуальности ребенка, организация его психологического состояния, помощь в преодолении проблем, связанных с общением, и воспитание личности, достойной жить в обществе.

Воспитательные организации в процессе социализации детей играют неоднозначную роль. Действительно, с одной стороны именно в их стенах происходит подконтрольная социализация детей. С другой же стороны, можно отметить, что, как любые общности, они оказывают сильное влияние на своих членов, и порой оно разнится с общими ценностями и нормами, выделяемыми в процессе социального воспитания.

Главные задачи детского сада по отношению к дошкольнику - это:


В детском саду маленький человек получает возможность расти и развиваться в специально созданных для этого комфортных позитивных условиях, и в этом основная особенность такого рода учреждений.

Организация пребывания дошкольника в детском саду

Необходимые для воспитания личности условия создаются в детском саду путем образования одновременно автономных и в то же время обобщенных коллективов, практикующих свои методы социального воспитания детей.

Малыши в детском саду получают возможность осознать себя как самостоятельных людей, способных обходиться без родителей в быту. В группе его поддерживают, просвещают, обучают, в случае острой необходимости оказывают личную помощь, помогая найти правильное решение проблемы. Дополнительный плюс - создание ситуаций, в которых ребенок сможет раскрыться, повысить самооценку и выйти на новый уровень саморазвития.

Воспитатели детского сада должны наблюдать за всеми детьми и за каждым в отдельности, помогая и направляя их без подавления, способствуя развитию желания проявлять инициативу, высказывать личное мнение, добиваться результатов.
Для того чтобы сад позитивно воздействовал на ребенка, важно, чтобы таким было воздействие взрослого коллектива на детский с учетом возрастных особенностей ребят.

Воспитатель в детском саду является для ребенка воплощением всего, во что он верит, к чему стремится. Со временем, когда малыш подрастет, место воспитателя займет общество, учителя, отношение и мнения сверстников.

Основная форма социализации маленького человека - это коллективная деятельность. В детском саду дошкольники получают возможность развиваться в процессе именно такой деятельности. Вместе с другими детьми они занимаются, играют, трудятся, развлекаются. Огромное влияние на малышей в это время оказывают правила и традиции членов коллектива. От того, насколько правильно будут вести себя педагоги, будет зависеть степень их влияния на детей и их адаптация в детском саду.

Таким образом, можно отметить, что социализация в данном контексте - это не что иное, как процесс узнавания и усвоения личностью установленной системы ценностей, знаний и ролей, которая позволяет развиваться в той или иной обстановке. У детей социализация возможна только посредством общения.

Для дошкольников процесс социализации крайне важен, так как благодаря ему дети смогут жить, учиться и работать в мире, построенном на социальных отношениях.

Особенности современной детсадовской группы

Переходя от терминов к практической стороне дела, отметим, что же собой на деле представляет детсадовская группа в обычном виде и действительно ли в таких учреждениях создаются необходимые для социальной адаптации и развития детей условия.

Итак, классическая группа в детском саду - это от 15 до 20 человек одного возраста и несколько воспитателей, контролирующих детей. Бесспорно, первое требование для социализации выполняется: ребенок получает общество.

Что касается динамики жизни в этом обществе, то в большинстве случаев, к сожалению, она далека от того, какой ее видят детские психологи, заинтересованные в социальной адаптации детей.

В современных детских садах главная цель, которую осознают дети - это быть послушными, чтобы не вызвать гнев воспитателя и каким-то образом отстоять свои права среди сверстников. Таким образом, вместо того чтобы социализироваться в полном смысле слова, так, как это было описано выше, дети вынуждены учиться выживать в новых условиях.

Выбирать детский сад для социализации ребенка нужно осмотрительно, на основании многочисленных отзывов от проверенных людей, личных наблюдений за работой педагогов и воспитателей. Быть уверенными в том, что малыш действительно пройдет весь путь социализации в детском саду, можно только в том случае, если будет досконально известно о том, что в этом учреждении:


Чтобы дети все это усваивали, воспитатели должны не только показывать, рассказывать и убеждать, но и стать для них личным примером, общаясь вежливо, спокойно. Кроме того, дети должны быть под неусыпным контролем, чтобы в случае необходимости воспитатели могли своевременно отреагировать на ситуацию и помочь найти выход.

Только в таких условиях можно говорить о правильной социальной адаптации ребенка и дальнейшем его развитии как успешной, гармоничной, подготовленной для жизни в социальном мире личности.

Факторы социализации дошкольника

Речь идет о двух типах факторов – внешних и внутренних.

Внешние факторы - те, что определяют форму социализации детей дошкольного возраста и векторы их последующего развития. Это в первую очередь родители и близкие родственники, коллектив во дворе или в кружке по интересам, детский сад.

Внутренние факторы -
особенности каждого ребенка, оказывающие влияние на формирование у него отношения к миру и определяющие тип реакций на отношения с людьми.

В современной педагогике проблема социализации дошкольников стоит достаточно остро. Успешное ее разрешение станет залогом развития полноценно функционирующих в обществе личностей. От того, насколько социально адаптирован дошкольник, в дальнейшем будет зависеть его роль в социальной среде.

Социализация дошкольников: нюансы

Методы социализации дошкольника в первую очередь связаны с его возрастом и ведущей деятельностью. В зависимости от этого в личном развитии дошкольника доминирует:


Следует понимать, что ведущая деятельность дошкольника в любом возрасте - это игра, поэтому и социализация происходит по большей мере именно через игру. Именно поэтому стоит обращать внимание исключительно на те методики, которые предусматривают развитие детей в простой игровой форме.

Что такое гендерная социализация?

Под гендером понимают социальный пол. Значит, когда речь идет о гендерной социализции, то подразумевается определение
в ходе адаптации ребенка принадлежности его к своему полу с усвоением соответствующих ему правил и норм поведения.

Поло-ролевая социализация наступает у дошкольников в первые месяцы жизни дома, где он имеет возможность понять и принять роли женщины - мамы и мужчины -папы. Самым ярким примером гендерной социализации в дошкольном возрасте является общеизвестная игра «дочки-матери», свидетельствующая об усвоении основных гендерных норм ребенком.

Оптимальный период для поступления ребенка в сад

Детский сад, как одно из наиболее подходящих учреждений (в случае соблюдения воспитателями норм поведения) для социальной адаптации ребенка, рано или поздно появляется в жизни почти каждого малыша. Одни родители уверены, что оптимальный возраст для знакомства с правилами детского сада - 3 года, другие придерживаются мнения, что чем раньше, тем лучше, третьи же предполагают, что достаточно будет года перед школой в саду для полной социальной адаптации ребенка без стрессов.

Также считается, что удобнее всего начинать
рано, еще до трех лет открывая двери сада перед ребенком, где его будет ждать воспитатель ясельной группы. С одной стороны, дети в столь нежном возрасте не всегда осознают подвох и с удовольствием ходят в сад, с другой же – слишком раннее оформление ребенка в сад может стать причиной нарушения его связи с домом и семьей.

Таким образом, оптимальный возраст для оформления дошкольника в детский сад - это 3-4 года. В этом случае социальная адаптация пройдет максимально гладко и практически без стрессов.

Что влияет на процесс адаптации?

Во многом социальная адаптация зависит от возраста ребенка. Принято считать, что чем раньше кроха попадет в группу, тем быстрее он сможет принять новые условия жизни и привыкнуть к ним. Кроме того, на процесс оказывает самое прямое влияние предшествующее воспитание крохи в семье.

У каждого ребенка социальная адаптация проходит по своему
графику, на котором отражаются прежде всего индивидуально-типологические особенности нервной системы.

Если одни дети бьются в истерике, требуя привести родителей, отказываясь от еды и сна, не реагируя на воспитателя и детей в первые несколько дней, а потом забывают о том, что родителей нет, и с удовольствием принимают участие в общественной жизни, то другие, наоборот, в первое время сохраняют спокойствие, но спустя несколько дней после поступления в сад начинают хандрить.

Протекание адаптационного период во многом будет связано со способностью нервной системы малыша адаптироваться к резко изменяющимся условиям. Дети, которые до поступления в детский сад не были лишены общения со взрослыми и детьми, имели возможность получать новые жизненные впечатления и периодически меняли обстановку (ходили в гости, ездили на море и в деревню), легче перенесут социальную адаптацию в детском саду.

Три основные степени адаптации

Адаптация ребенка
в детском саду может протекать в трех формах:

  • легкой;
  • средней;
  • тяжелой.

Легкая форма характеризуется быстрым привыканием дошкольника к новым условиям жизни в саду, без стрессов и истерик. Малыш с удовольствием идет в детский сад, радуется приходу родителей. Также здесь характерно незначительное снижение аппетита, который возвращается спустя неделю после поступления ребенка в детский сад. За несколько недель налаживается и сон. Иммунитет в таких случаях у дошкольников практически не страдает, организм адаптируется к новым условиям в течение нескольких недель.

Средняя форма адаптации характеризуется появлением отклонений, связанных с аппетитом и сном малыша. Ребенок становится менее активным, чувствует себя подавленным, испытывает трудности со стулом, на лице появляются темные круги, снижается иммунитет, ОРЗ протекают в более тяжелой
форме. Нормализация состояния наблюдается к концу второго месяца в саду.

Тяжелая форма встречается не так часто. Характеризуется частыми болезнями ребенка на фоне эмоционального стресса. Дошкольник отказывается от еды, плохо спит, становится малоактивным. О нормализации состояния в таких случаях можно говорить только через полгода после поступления ребенка в детский сад.

Если улучшений даже спустя полгода не наступает, обычно признают, что ребенок не может адаптироваться в детском саду, по крайней мере в данный период, и предлагают родителям попробовать все снова на следующий год.

Подготовка ребенка к детскому саду

Чтобы социальная адаптация прошла максимально гладко и без бесконечных стрессов у ребенка и родителей, рекомендуется уделить время подготовке дошкольника к новому этапу жизни заранее. Что нужно будет делать? Для начала, перейти на близкий к садовскому режим:


Особое внимание нужно уделить меню ребенка в период подготовки к детскому саду. Постарайтесь, чтобы в рацион входили овощные салаты, запеканки, суфле из рыбы, а также какао, молочные каши, кисели.

Стоит также сконцентрировать внимание и на навыках самостоятельности у дошкольника. Ребенку необходимо обладать основными навыками самообслуживания для того, чтобы в саду не так зависеть от помощи воспитателей – это положительным образом скажется на его самооценке.

Малыш должен уметь самостоятельно пользоваться туалетом, мыть руки, одеваться, раздеваться, кушать и, конечно же, играть. Чем более самостоятельным и уверенным в себе будет малыш в группе, тем проще и быстрее будет проходить его социальная адаптация в коллективе.

Если у малыша к приближению момента поступления в сад
остались вредные привычки, например пустышка или игры во время еды, постарайтесь постепенно его от них отучить. Если же сделать вовремя это не получилось, поговорите с воспитателями, предупреждая о том, что ребенок может негативно отреагировать на запреты прекратить делать то, что он привык, без подготовки.

Создавайте позитивные ассоциации с детским садом, говорите о нем, о воспитателях, о детях с радостью и заинтересованностью, смотрите вместе с малышом позитивные мультфильмы про детский сад, играйте в игры, укрепляющие в ребенке веру в то, что сад - это его второй дом, где ему всегда рады.

Первые дни в саду: что нужно знать?

В первый день приводите малыша в детский сад в хорошем настроении, после завтрака, на игровую часть или на прогулку, уже сытого. Последующие несколько дней продолжайте водить малыша в это время, оставляя его не более чем на 2-3 часа. Спустя 3-4 дня можно будет постепенно
увеличивать время пребывания ребенка в саду, наблюдая за тем, как проходит его социальная адаптация в коллективе.

Очень важно, чтобы родители не беспокоились больше, чем сам малыш, прощаясь с крохой со слезами на глазах и оглядываясь на него со страдальческим лицом. Такое поведение родителей посеет в голове ребенка сомнения, он подумает, что раз мама или папа так беспокоятся, то его, скорее всего, оставят тут надолго, и в ответ сделает все возможное, чтобы отсрочить уход родителей.

Оставляя малыша в саду, демонстрируйте уверенность, улыбайтесь, сохраняйте хорошее настроение, всем своим видом показывая, что все будет хорошо и вы скоро вернетесь. Если малышу сложно расставаться с мамой, то в сад его может отводить отец или бабушка с дедушкой. Простые ритуалы прощания могут помочь малышу отпускать родителей с меньшим сожалением. Также смягчить первые дни пребывания в саду ребенку помогут его любимые игрушки, которые он может принести в группу с собой.

Чтобы социальная адаптация проходила своим чередом, необходимо придерживаться графика детского сада и дома, даже в выходные дни и на каникулах. В конце дня после садика нужно обязательно разговаривать с ребенком и воспитателями о том, как прошел день, с чем малыш справился хорошо, а с чем не очень, что ему понравилось, а что расстроило.

Помните о том, что социальная адаптация малыша в детском саду может занять от двух месяцев до года, в течение которых каждые несколько недель кроха будет болеть. Будьте к этому готовы и правильно стройте планы на будущее.

Несколько слов о факторах риска

Не все родители знают о факторах риска, которые могут стать сигналом к тому, чтобы отложить посещение ребенком детского сада на определенный период из-за его неготовности. К ним относятся:

  1. Проблемы в дородовом периоде (сильный токсикоз, тяжело протекающие болезни, вынужденный прием сильнодействующих препаратов, алкогольная зависимость во время беременности);
  2. Сложный родовой процесс (сложные роды, родовые травмы, резус-фактор);
  3. Проблемы в послеродовый период (недоношенный или переношенный ребенок с избытком или недостатком веса, болезни в первые месяцы жизни, искусственный тип вскармливания, курение матери во время кормления, тяжелое материальное положение семьи).

Все эти факторы могут усложнить адаптацию малыша, при этом факторы из двух первых групп, в отличие от факторов третьей группы, не поддаются корректировке.

И в заключение отметим, что неразрешимых проблем практически не бывает. В случае сложностей с адаптацией детей в детском саду имеет смысл обратиться за помощью к детскому психологу.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Сегодняшние педагоги и родители, очень обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В этом сложном процессе становления человека и его социализации немало зависит от того, как ребенок в первые годы жизни адаптируется в мире людей (взрослых и сверстников) в образовательных детских дошкольных учреждениях, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Проблема социальной адаптации детей и педагогических условий ее успешного протекания в ДОУ представляет большой интерес для современной педагогики детства.

Анализ исследований (Н.М. Аксарина, Н.Д. Ватутина, Г.Г. Григорьева, Р.В. Тонково-Янпольская и др.) показывает, что в педагогике основательно изучена адаптация в раннем возрасте к условиям детского сада. В исследованиях выделены степени адаптации ребенка; раскрыты факторы, влияющие на характер и длительность адаптационного периода; разработаны рекомендации для педагогов и родителей по подготовке малышей к поступлению в дошкольное учреждение и организации адаптационного периода в ДОУ (Е.П. Арнаутов, Н.Н. Андреева, Т.Н. Доронова, А.В. Кошелева, Т.А. Константинова и др.).

Особого внимания заслуживают вопросы адаптации детей старшего дошкольного возраста в группе ДОУ, и, прежде всего, изучение факторов и проблем, обуславливающих трудности процесса социальной адаптации, что негативно сказывается на социально-личностном развитии старшего дошкольника и его психологической готовности к школе.

В психолого-педагогических исследованиях уделяется внимание проблеме межличностных отношений старших дошкольников со сверстниками и взрослыми (В.Н. Белкина, М.И. Лисина, Е.А. Кудрявцева, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова, и др.): изучению межличностных отношений, складывающих в детской группе (Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, А.С. Логинова, А.П. Усова и др.). Эти исследования (М.И. Лисина, Р.С. Буре, Л.С. Коломинский, Т.А. Репина, Т.И. Бабаева, В.А. Деркунская, Т.А.Владимирова и др.) свидетельствуют, что результатом успешной социальной адаптации старших дошкольников является их эмоциональное благополучие и активное участие в жизни группы ДОУ.

В контексте нашего исследования наибольший интерес представляет понимание социальной адаптации, как процесса активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также как результат этого процесса, проявляющийся в формировании самосознания и ролевого поведения, самоконтроля, способности к адекватным связям к окружающим.

Само понятие "социальная адаптация" рассматривается как "процесс приспособления индивида к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Социальная адаптация представляет собой элемент деятельности, функцией которого является освоение относительно стабильных условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия. Основным способом социальной адаптации является принятие норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся форм взаимодействия, а также форм предметной деятельности". Результатом социальной адаптации является достижение позитивного духовного здоровья и соответствия ценностей личности ценности социума, развитие у адаптирующегося индивида определенных необходимых личностных качеств (Г. Олпорт, А. Маслоу, С. Роджерс, А. Бандура).

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Оформляется новое психическое качество -- ценностная ориентация.

Переход в старшую группу связан с изменением психологический позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение "взрослости" и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоуважении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.

Дошкольное детство -- совершенно своеобразный период развития человека. В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне -- взрослыми или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном он сам начинает определять собственное поведение.

Термин "адаптация" происходит от лат. adaptatio -- приспособление, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.

Социальная педагогика изучает проблему социальной адаптации -- активного приспособления человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности), благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. Особое значение имеет социальная адаптация ребенка -- процесс и результат согласования индивидуальных возможностей и состояния ребенка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам.

Адаптация рассматривается как процесс, проявление и результат.

Адаптация как процесс представляет естественное развитие адаптационных возможностей человека в различных условиях среды его жизнедеятельности или в определенных условиях (например, в детском саду, классе, группе, на производстве, на отдыхе и пр.). Она позволяет человеку обеспечивать свою естественную самореализацию, социализацию. Для ребенка, например, это социализация в обстановке либо в условиях, которые для него оказываются наиболее благоприятными. Это может быть семья, детский сад, школа.

Адаптация как результат является свидетельством того, в какой степени ребенок приспособлен к среде жизнедеятельности, данным условиям и насколько его поведение, отношения и результативность деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и правилам, принятым в этом социуме. В отношении ребенка она -- показатель его социального развития и воспитания, степени его соответствия или несоответствия основной массе сверстников. Другими словами -- это оценка соответствия (несоответствия) социального развития ребенка его возрасту. В первом случае его поведение, взаимоотношения с детьми и взрослыми, результативность в учебе и играх естественны и не отличаются от других. Они являются результатом его социализации и воспитания. Такая оценка может иметь место в условиях детского сада, школы, дома.

Социальное воспитание - это одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам социума, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Это приобщение индивида к миру человеческих ценностей и взаимоотношений с ними при сознательном самоопределении .

В социальной педагогике и психологии социум, социальная среда рассматривается прежде всего с точки зрения процесса включения ребенка в нее через ближайшую социальную среду, в общество в целом. С этой точки зрения важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни, его жизни в социуме имеют характер взаимодействия. Среда - это не просто улица, дома и вещи, расположение которых достаточно знать человеку, чтобы, войдя в нее, чувствовать себя там комфортно. Среда - это еще и самые разные общности людей, которые характеризуются особой системой отношений и правил, распространяющихся на всех членов данной общности. Поэтому, с одной стороны, человек вносит в нее что-то свое, в определенной степени влияет на нее, изменяет ее, но в то же время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Она может принимать человека, какие-то его поступки, проявления, а может и отвергать; может относиться к нему доброжелательно, а может и неприязненно .

Социальное развитие (социализация) - "процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений"

Социальное развитие ребёнка дошкольного возраста - процесс, в течение которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить.

В старшем дошкольном возрасте возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, когда ребенок начинает осознавать свои переживания и понимать, что значит "Я радуюсь", "Я огорчен", "Я сердит", "Мне стыдно" и т.п. Более того, старший дошкольник не только осознает свои эмоциональные состояния в конкретной ситуации (это может быть доступно и детям 4-5 лет), возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение. Это значит, что если несколько раз подряд он испытывает неудачу в какой-то ситуации (например, неправильно ответил на занятии, был не принят в игру и т.п.), то у него возникает негативная оценка своих возможностей в этом виде деятельности ("Я это не умею", "У меня так не получится", "Со мной никто не хочет играть"). В старшем дошкольном возрасте формируются предпосылки рефлексии - способности анализировать себя и свою деятельность.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, "взрослые" дела, быть "взрослым"; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время - стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации - основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как "надо".

В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более "взрослое" положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность.

Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка и возникает на том уровне, когда ему становится доступным осознание себя не только как субъекта действия, но и как субъекта в системе человеческих отношений. Если переход к новому социальному положению и новой деятельности своевременно не наступает, то у ребенка возникает чувство неудовлетворенности .

Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).

В процессе развития у ребенка формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального "Я" -- "какой я есть"), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального "Я" -- "каким бы я хотел быть"). Совпадение реального "Я" с идеальным считается важным показателем эмоционального благополучия.

Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку.

Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в представления о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии -- способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

Особенности поведения детей старшего дошкольного возраста с различным типом самооценки:

Дети с неадекватно завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков, пытаются решать любые, в том числе весьма сложные, задачи "сразу". Они не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративности и доминированию. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание. Если они не могут обеспечить себе полное внимание взрослого успехами в деятельности, то делают это, нарушая правила поведения. На занятиях, например, они могут выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя, кривляться и т.д.

Это, как правило, внешне привлекательные дети. Они стремятся к лидерству, но в группе сверстников могут быть не приняты, так как направлены, главным образом, "на себя" и не склонны к сотрудничеству.

К похвале воспитателя дети с неадекватно завышенной самооценкой относятся как к чему-то само собой разумеющемуся. Ее отсутствие может вызвать у них недоумение, тревогу, обиду, иногда раздражение и слезы. На порицание они реагируют по-разному. Одни дети игнорируют критические замечания в свой адрес, другие отвечают на них повышенной эмоциональностью (криком, слезами, обидой на воспитателя). Некоторых детей одинаково привлекают и похвала и порицание, главное для них -- быть в центре внимания взрослого.

Дети с адекватной самооценкой склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одной деятельности на другую, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, общительны и дружелюбны. В ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности (но не самые легкие). Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Этим детям свойственно стремление к успеху.

Дети с заниженной самооценкой нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны в движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Эти дети тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый. Чем более значима деятельность, тем труднее ему с ней справиться. Так, на открытых занятиях эти дети показывают значительно худшие результаты, чем в обычные дни.

Детям с заниженной самооценкой свойственно стремление избегать неудач, поэтому они малоинициативны, выбирают заведомо простые задачи. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее.

Причины индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте обусловлены своеобразным для каждого ребенка сочетанием условий развития.

В одних случаях неадекватно завышенная самооценка в старшем дошкольном возрасте обусловлена некритичным отношением к детям со стороны взрослых, бедностью индивидуального опыта и опыта общения со сверстниками, недостаточным развитием способности осознания себя и результатов своей деятельности, низким уровнем аффективного обобщения и рефлексии. В других -- формируется в результате чрезмерно завышенных требований со стороны взрослых, когда ребенок получает только отрицательные оценки своих действий. Здесь самооценка выполняет защитную функцию. Сознание ребенка как бы "выключается": он не слышит травмирующих его критических замечаний в свой адрес, не замечает неприятных для него неудач, не склонен анализировать их причины.

Самооценка играет важную роль в регуляции деятельности и поведения человека. В зависимости от того, как оцениваются индивидом собственные качества и возможности, он принимает для себя те или иные цели деятельности, формируется то или иное отношение к успехам и неудачам, тот или иной уровень притязаний .

Что оказывает влияние на формирование самооценки и представлений ребенка о себе?

Выделяют четыре условия, определяющие развитие самосознания в детском возрасте:

  • 1) опыт общения ребенка с взрослыми;
  • 2) опыт общения со сверстниками;
  • 3) индивидуальный опыт ребенка;
  • 4) его умственное развитие.

Опыт общения ребенка с взрослыми является тем объективным условием, вне которого процесс формирования детского самосознания невозможен или сильно затруднен. Под влиянием взрослого у ребенка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки. Роль взрослого в развитии детского самосознания заключается в следующем:

  • - сообщение ребенку сведений о его индивидуальных личностных особенностях;
  • - оценка его деятельности и поведения;
  • - формирование ценностей, социальных нормативов, с помощью которых ребенок впоследствии будет оценивать себя сам;
  • - формирование умения и побуждение ребенка к анализу своих действий и поступков и сравнению их с действиями и поступками других людей.

На протяжении всего детства ребенок воспринимает взрослого как непререкаемый авторитет. Чем младше ребенок, тем некритичнее он относится к мнениям взрослых о себе. В раннем и младшем дошкольном возрасте роль индивидуального опыта в формировании самосознания ребенка невелика. Знания, полученные этим путем, нечетки и неустойчивы и легко игнорируются под воздействием оценочных суждений взрослого.

К старшему дошкольному возрасту знания, полученные в процессе деятельности, приобретают более устойчивый и осознанный характер. В этот период мнения и оценки окружающих преломляются через призму индивидуального опыта ребенка и принимаются им лишь в том случае, если нет значительных расхождений с его собственными представлениями о себе и своих возможностях. Если же есть противоречие мнений, ребенок явно или скрыто протестует, обостряется кризис 6-7 лет. Очевидно, что суждения старшего дошкольника о себе часто бывают ошибочными, так как индивидуальный опыт еще недостаточно богат и возможности самоанализа ограничены .

Развитие способности анализировать свои переживания и результаты своих действий и поступков: всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом, находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится.

Понятие "адаптация" относится к группе общенаучных понятий, которые используются во многих отраслях знаний, отражающих взаимодействие человека с окружающей средой.

Рассматривая адаптацию на природном уровне, необходимо выделить такие виды, как биологическая, физическая, биофизиологическая, психологическая.

Биологическая адаптация- это целостная система реакций организма, имеющих активный, направленный на поддержание жизнедеятельности в условиях среды (гомеостаз) и обеспечивающих возможности развития при их изменении.

Подфизической обычно понимают совокупность физиологических изменений, лежащих в основе уравновешивания организма с условиями среды.

Биофизиологическая непосредственно связана с психологической адаптацией, т.е. с соответствием психических процессов, состояний и свойств индивида условиям и требованиям окружающей среды.

Психологическая адаптация обеспечивает единство социального и биологического в человеке и приспособление свойств среды потребностям человека на уровне психики.

В ходе филогенетического развития у человека вырабатывается новый способ адаптации, основанный на перестройке общественных отношений: социально-политических, экономических, межличностных и др. Такую адаптацию обычно называют социально-психологической адаптацией.

Следует отметить и такое явление, как социально - психологическая дезадаптация личности. Подобное явление возможно при нарушениях адаптации в данной социальной (групповой) среде, когда личность оказывается не в состоянии адаптироваться. Это состояние характеризуется отсутствием тех положительных психологических особенностей, которое характерно при полном приспособлении.

Термин "адаптация", впервые примененный Н.Аубертом, Д.Раймоном, Б.Ф.Вериго и разработанный позднее В.Гиллом, Э.Эдрианом, А.А.Ухтомским как параметр приспособления к среде, понимался и понимается в науке по-разному. Так, классическая биология и физиология в лице Б.Вериго (1888), В.Гилла (1930), Э.Эдриана (1935), А.Ухтомского (1945), П.Макарова (1956), А.Лебединского (1961) и других под адаптацией понимают общебиологический параметр приспособления, характеризующийся признаками торможения и последующей резистентности живой системы к изменившимся условиям среды, то есть как акт сведения к нулю текущего раздражителя или как самоограничение начавшейся активности всубстрате.

Дошкольный возраст - этап психического развития, в отечественной периодизации занимающий место между ранним возрастом и младшим школьным возрастом - от 3 до 7 лет. В дошкольном возрасте выделяют 3 периода: младший дошкольный возраст (3-4 г.); средний дошкольный возраст (4-5 лет) и старший дошкольный возраст (5-7 лет). Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребенка. Его называют возрастом игры, поскольку именно игра - ведущая деятельность данного возраста.

В старшем дошкольном возрасте сутью игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер. Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами.

Дошкольный возраст - период фактического складывания личности и личностных механизмов поведения, когда мотивы и желания ребенка начинают образовывать систему (иерархию), в которой выделяются более и менее значимые. В дошкольном возрасте ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному, опосредованному каким - то представлением.

Дошкольный возраст - возраст от 3 до 7 лет (между ранним и младшим школьным возрастом).

Старший дошкольный возраст - конечный этап начального звена социализации ребенка на уровне дошкольного учебного заведения. На этом этапе происходят существенные изменения в его жизни. Приход в детский сад требует от ребенка овладения системой таких составляющих социальной адаптации: умение приспосабливаться к жизни в новых социальных условиях, осознание новой социальной роли "Я-дошкольник", понимание нового периода своей жизни, личностная активность в установлении гармоничных связей с социальным окружением, соблюдение определенных правил группы, требует умения нормировано вести, отстаивать собственные мысли, позицию (Н.Д. Ватутина, А.Л. Кононко, С. Куринная, И.П. Печенко и др.). "Овладение наукой жизни - основная потребность ребенка, которую она стремится удовлетворить. Это требует от него умение не только выживать сиюминутных условий окружающей среды, но и жить в полную силу, реализовать свой потенциал, достигать согласия с окружающим, находить свое соразмерные место в противоречивом мире "(А.Л. Кононко).

Для воспитания полноценной личности необходимо содействовать социализации ребенка в его первых социумах - семье и группе детского сада, которые могут способствовать социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешного взаимодействия с окружающей его миром. Результатом ранней социализации является готовность в дальнейшем детей в школу и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека, поскольку в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.

Во-первых, это стихийный путь, поскольку человеческий индивид с первых шагов свою индивидуальную жизнь выстраивает в общественно-историческом мире. Важно, что ребенок не просто впитывает воздействия окружающей среды, а включается в общие с другими людьми акты поведения, в которых усваивает социальный опыт.

Во-вторых, овладение социальным опытом реализуется и как целенаправленный нормативный специально организованный обществом процесс, соответствует социально-экономической структуре, идеологии, культуре и цели воспитания в данном обществе.

Итак, для ребенка, который социализируется, соответствующими эталонами изменения социальной среды является семья, дошкольное учебное заведение, ближайшее окружение. При переходе от другой социальной среды ребенок переживает кризис вхождения в новую социальную общность, процесс адаптации, растворение в ней детерминируется процессом индивидуализации и завершается интегрированием в социальную среду. Реализация игровых техник в работе с детьми облегчит адаптацию малышей к новым социальным условиям, поможет им адекватно воспринимать себя и других людей, овладеть конструктивные формы поведения и основы коммуникабельности в обществе.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама