THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БУРЯТСКИЙ КОСТЮМ ОСОБЕННОСТИ БУРЯТСКИЙ ОДЕЖДЫ Бурятский национальный костюм - это часть многовековой культуры бурятского народа. В нем отражаются его культура, эстетика, гордость и дух. Изготовлением бурятской одежды занимались как женщины, так и мужчины. Портной должен был иметь много знаний и умений, в частности он был художником и вышивальщиком, клеил и стегал, занимался выделкой шкур, знал орнамент, цвета. Традиционная мужская одежда бурят представлена в двух видах - дэгэл (зимний халат) и тэрлиг (летний). Верхняя одежда была прямоспинной. Основным материалом для зимней одежды была овчина, которая окантовывалась бархатом и другими тканями. Повседневный дэгэл имел покрытие из хлопчатобумажной ткани, а праздничный - из шелка, бархата. В свою очередь дэгэлы имеют две полы - верхнюю (гадар хормой) и нижнюю (дотор хормой), спинку (ара тала), перед, лиф (сээжэ), борта (энгэр). Мужской халат обычно шили из тканей синего цвета, иногда коричневого, темно-зеленого, бордового. Основной декор мужской верхней одежды приходился на грудную часть верхней полы (энгэр). Характер оформления энгэр устойчив, хотя существовали в нем элементы территориальных и родовых различий. Обязательным атрибутом мужского халата были пояса, разнообразные по материалу, технике изготовления и размерам. Верхняя часть до пояса похожа на большой карман. В глубокой пазухе одежды люди держали пиалу в мягком футляре - таким способом они обеспечивали соблюдение личной гигиены. В любой момент и в любой юрте можно было воспользоваться собственной посудой для ароматного чая или наваристого бульона. Национальная одежда монголов и бурят хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Длина дэгэла закрывает ноги и при ходьбе, и при верховой езде, что не дает ногам замерзнуть даже при сильном морозе. Одежда не только идеально подходит для верховой езды, но и может послужить экстренной постелью - на одну полу можно прилечь, а другой - укрыться. Насчитывается около 400 видов дэгэлов, 20 видов национальной обуви и 10 видов поясов. Женская одежда (халат, безрукавка) имеет возрастные особенности, она строго соответствует возрасту женщин, меняется в соответствии с переходом из одного возраста в другой и с изменением положения в обществе, семье. Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали тонкую, гибкую талию. Повседневные кушаки делались из далембы, а нарядные - из шелка в полоску. В возрасте14-15 лет девушки меняют прическу и покрой платья, которое отрезалось по линии талии, а декоративная тесьма тууза закрывала в нем линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка. Выходя замуж, девушки заплетают две косы, в соответствии с обрядом уhэ заhаха («переплетение волос»). Для исполнения этого обряда собираются близкие родственники жениха, подруги невесты. Волосы расчесывают гребнем матери жениха, в отличие от обряда русских, где, наоборот, из двух девичьих кос заплетали одну женскую. Тип украшений бурятских женщин рассчитан на парную косу. Женский свадебный наряд - дэгэлэй - надевается поверх платья, оставляя перед открытым, сзади на подоле имелся разрез. Верхняя одежда замужних женщин отрезается по линии талии. Летние женские халаты чаще всего шьют из синей чесучи, линию шва закрывают только в передней части декоративной тесьмой. Одежда женщин пожилого возраста отличается упрощенностью форм и украшений. Будничные халаты выполнены из тканей подешевле и темных оттенков, рукава отличаются легкостью по сравнению с другими нарядами. Дополняющая наряд безрукавка (Уужа) - обязательный элемент костюма замужней женщины всех бурятских племен и родов. Существует уужа двух видов - короткая и длиннополая. Короткая безрукавка (эсэгын уужа) заканчивается на линии талии, это связано с древним бурятским обычаем, когда женщина в присутствии мужчин, в особенности свекра, могла появляться только с покрытой головой и спиной, то есть в шапочке и безрукавке. Женщины использовали яркие ткани с глубокими проймами, узенькой спинкой, прямым разрезом впереди. Длиннополые уужа носят предбайкальские буряты в Эхирит-Булагатском, Качугском, Ольхонском районах, тункинские, баргузинские и агинские буряты Забайкалья. В основном для изготовления такой безрукавки брался короткий вариант, к которому пришивали прибранную на талии длинную юбку с разрезом сзади. Такая уужа используется для езды и назвается морин уужа. С безрукавками связано много интересных фактов. Так, во времена Чингисхана государство регламентировало одежду и ее цвета. При раскройке монголы использовали особую измерительную методику: по цвету и качеству ткани, из которой была сделана одежда, можно было определить, к какому сословию принадлежит человек. «Малгай» головной убор для бурята - предмет, наделенный особой сакральностью. Форма убора - полусферическая, повторяет форму небесного свода и поверхности юрты. Шапка наверху завершается «дэнзэ» - серебряным навершием полусферической формы с красной бусиной, символизирующей солнце. От нижней части «данзэ» вниз струятся красные шелковые кисти - символ животворных солнечных лучей. материализованных в предметном воплощение. Полная символика верха головного убора « Пусть мой род приумножается, как лучи золотого солнца, пусть моя жизненная энергия не иссякает и развевается надо мной». Мужская одежда состояла из нательной и верхней одежды, головных уборов, обуви. Дополняли костюм пояс, нож, огниво и другие предметы. Различался он по сезону: зимний и летний; по назначению - производственных, будничный нарядный. Традиционная верхняя мужская одежда была прямо спинной, т.е. не отрезной по талии, с длинными расширяющимися книзу подолами. На вороте пришивали от одной до трех серебряных, коралловых, золотых пуговиц. Следующие пуговицы пришивали на плечах, под мышкой и самую нижнюю - на талии. Верхние пуговицы считались приносящими счастье, благодать (хэшэг буян). Во время молебнов, совершения обрядов расстегивали пуговицы на вороте, чтобы благодать без препятствий входила в тело. Средние пуговицы - yнэр баянай - регулировали многочисленность потомства, честь и достоинство. Нижние пуговицы были символами плодородия скота, материального достатка владельца - хэшэг буянай. Долголетие человека зависело, по воззрениям бурят, монголов, даже от того, как застегивают пуговицы. Каноническая схема надевания и застегивания - снизу вверх - начинается от обуви, затем переходит к халату, при этом пуговицы застегиваются снизу вверх, последней надевается шапка. Обязательная принадлежность мужского халата, разнообразные по материалу, технике изготовления и размерам. Утилитарная функция пояса – подпоясывать прямой по крою мужской халат. Пояс при этом оберегал от холода, что было невозможно при верховой езде. Мужские халаты шились без карманов: подпоясавшись, за пазухой носили пиалу, кисет, трубку и другие принадлежности. Пояс выполнял функции своеобразного корсета, ибо при длительной езде верхом, спина и стан получали дополнительную опору и были защищены от простудных заболеваний. Пояса могли быть вязанными, тканными из овечьей шерсти темных цветов, по размерам были широкими и длинными. Длину пояса определяли в две длины вытянутых рук, ширину в три ширины от ногтя большого пальца до кончика среднего пальца Нож сам по себе имел магическое влияние, как считали еще древние. Его магическая функция сводилась к тому, что он защищал людей от злого влияния. Если рождался мальчик, то у изголовья его колыбели в обязательном порядке складывали нож или клинок.

Национальная одежда бурят состоит из «дыгиля» - род кафтана из выделанных овчин, имеющего на верху груди треугольную вырезку, опушенную, равно как и рукава, плотно обхватывающие ручную кисть, мехом, иногда очень ценным; летом у некоторых бурят «дыгиль» заменяется суконным кафтаном подобного же покроя.

В же летом в большом употреблении халаты, у бедных - бумажные, а у богатых - шелковые. Левая пола запахивалась на правую сторону и застегивалась на боку. Халат подпоясывался ремнем из кожи или ткани. В ненастное время сверх дыгиля в Забайкалье надевается «саба», род шинели с длинным крагеном; а в холодное время года, в особенности в дорогу - «даха», род широкого халата, сшитого из выделанных шкур, шерстью наружу. Дыгиль (дэгиль) стягивается в талии ременным кушаком, на котором висят нож и принадлежности курения: огниво, ганза (маленькая медная трубка с коротким чубуком) и кисет с табаком. До курения буряты большие охотники, так что все курят, не исключая женщин и детей.

Нижняя одежда - штаны и рубаха - русского покроя. Узкие и длинные штаны делаются из грубо выделанной кожи (ровдуга); рубашка, обыкновенно из синей дабы, у большей части населения не моется и не снимается до износа. Обувь состоит из «унтов», нечто вроде сапог из кож жеребят - или обыкновенных сапог; летом в некоторых местностях носится обувь вязанная из конских волос, с кожаными подошвами. Голову покрывают мужчины и женщины круглой серой шляпой с небольшими полями и с красной кисточкой наверху. Мужчины обыкновенно коротко стригут волосы; некоторые носят небольшие косы, ламаистское духовенство бреет себе головы.

Одежда женская отличается от мужской украшениями и вышивкой; так, дыгиль у женщин оторачивается кругом цветным сукном, на спине - вверху делается сукном вышивка в виде квадрата и на одежду нашиваются, кроме того, медные и серебряные украшения из пуговиц и монет. В Забайкалье этих украшений нет; женские халаты состоят из короткой кофты, пришитой к юбке; женщины-буддистки, давшие известный духовный обет, носят через плечо красные суконные ленты. Костюм девушки отличается отсутствием «уджи» (род безрукавки, обязательно надеваемой всеми женщинами поверх дыгиля) и головного убора - обруча, разукрашенного кораллами и серебром.

Особенно много стараний прилагают бурятки к украшению головы: при отсутствии длинных природных волос их заменяет конский волос; замужние заплетают волосы в 2 косы, часто соединяя их между собой металлическим кольцом; концы кос вкладываются в бархатные чехлы, украшенные кораллами и серебром, и спускаются на грудь; у девушек косичек бывает от 10 до 20, украшенных множеством монет; на шее бурятки носят кораллы, серебряные и золотые монеты. В ушах висят огромные серьги, поддерживаемые шнуром, перекинутым через голову, а сзади ушей видны «полты» (подвески); на руках серебряные или медные «бугаки» (род браслетов в виде обручей) и т. д. Все украшения, а в особенности головные, сильно разнятся по степени богатства и месту жительства

Её коллекция из 12 костюмов была высоко отмечена организаторами конкурса. Модельер из Бурятии получила от них предложение выступить и в следующем году, когда конкурс, возможно, поменяет статус и станет международным. Большой интерес к ее работе проявили СМИ Китая и Гонконга. Елена была награждена кубком всекитайского конкурса. Но, по ее признанию, особенно приятной наградой для нее стали первые международные заказы.

В конкурсном показе моделей Елены участвовали девушки из Бурятии - обладательницы титулов Красы Бурятии и Мисс Улан-Удэ, а также победительницы университетских конкурсов красоты.

Елена Цыренжапова на данный момент является директором ателье по пошиву национальной и стилизованной одежды "Алтан Зуу" в Улан-Удэ и телеведущей ТК «Ариг Ус». О возможности участия в конкурсе она узнала от подруги из Внутренней Монголии, аспирантки БГУ. А познакомились они на международном конкурсе дизайнеров "Торгон зам", где Елена участвовала в показе моделей монгольской одежды в качестве модели. Тогда та коллекция заслужила гран-при конкурса.

Интересно, что в своей триумфальной публикации с отчетом об участии в этот раз в конкурсе монгольских национальных костюмов Елена рассказывает и о своей мотивации к успеху. И рассказ этот, надо отметить, проникнут желанием посвятить свой успех - именно бурят-монгольскому народу.

«На сегодняшний день вопрос национального самосознания очень остро стоит среди бурят-монголов, проживающих на территории России. Незнание национального языка, традиции и обычаев, одежды среди молодежи... только старики на семейных торжествах или артисты на сцене одевают национальную одежду. Это один из значимых показателей утраты культуры своего народа. А молодежь не носит вообще.

Поэтому, появилась идея создавать стилизованную одежду монголоязычных народов с адаптацией для повседневной жизни, чтобы молодым людям было интересно. Это значит, что не только по праздникам, в кругу друзей будем одеваться в родную одежду, но ежедневно, на работу, учебу и т.д.

Национальные мотивы на современной одежде или сочетание стандартной одежды с одеждой нашего народа могут подчеркнуть Вашу национальную самоидентификацию. Ведь каждый человек должен гордиться своим происхождением!».

В каком-то смысле это напоминает своеобразный патриотический манифест или призыв. Во всяком случае, пример Елены говорит о том, что всякий настоящий художник не может оставаться равнодушным к проблемам своего народа, родины. И, возможно, поэтому тоже заслуживает награды и высокой оценки.


Фото с конкурса Елены Цыренжаповой.

Тырхеева Дулма

Изучить национальным костюмом бурятского народа, его элементы, значение.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №40 г. Улан-Удэ»

III школьная конференция учебно-исследовательских работ

Художественно-эстетическое направление

Национальный костюм бурятского народа

Тырхеева Дулма

3 б класс

Руководитель:

Тютрина Ирина Афанасьевна,

учитель начальных классов

2018г.

  1. Введение…………………………………………………………………………………3
  2. Основная часть………………………………………………………………………….4

2.1. Символы бурятского костюма……………………………………………………..4

2.2. Мужская одежда……………………………………………………………………4

2.3. Женская одежда…………………………………………………………………….5

2.4. Головные уборы…………………………………………………………………….6

2.5. Влияние географического положения на костюм………………………………..6

3. Практическая часть………………………………………………………………………7

3.1. Анкетирование и презентация костюма……………………………………………7

4. Заключение……………………………………………………………………………….9

Литература………………………………………………………………………………...10

Приложение……………………………………………………………………………….11

  1. Введение

Актуальность: Народный костюм (одежда) представляет собой богатейший историко-этнографический источник, исследование которого может существенно уточнить и углубить знания об историческом прошлом и настоящем народа, о его многочисленных культурных контактах и взаимодействиях». Костюм всегда отражает определенное историческое время.

Проблема: В последние годы в области изучения одежды возрос и усилился интерес к исследованию не только традиционного костюма, его отдельных элементов, но и к комплексному анализу в общей системе материальной и духовной культуры конкретного этноса, определенной эпохи. На основе данной проблемы я решила построить исследовательскую работу на тему:

Национальный костюм бурятского народа.

Цель исследования: изучить национальным костюмом бурятского народа, его элементы, значение.

Объект исследования: бурятская история культуры.

Предмет исследования: национальный бурятский костюм.

Задачи:

  1. Изучить источники о бурятском национальном костюме;
  2. Собрать материал о бурятском национальном костюме, о каждом его элементе;
  3. Посетить краеведческий музей, выставку;
  4. Провести анкетирование среди детей.
  5. Провести открытое занятие и познакомить детей с особенностями костюма.
  6. Сделать выводы и подтвердить гипотезу.

Гипотеза: возможно через изучение национального костюма, я смогу больше узнать о культурном наследии бурят. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного национального искусства.

Методы исследования:

  1. Поиск и изучение соответствующей литературы;
  2. Посещения музея, выставки;
  3. Беседа, анкетирование;
  4. Изготовление костюма;
  5. Подведение итогов;

Практическая значимость: материалы могут быть использованы на уроках окружающего мира, на внеклассных мероприятиях.

  1. Основная часть
  1. Символы бурятского костюма

Костюм бурят – его маленький дом. Он хорошо сохранял тепло, был простым, удобным и практичным. На поясе висел нож в ножнах (хутага) – изащита, огниво (хэтэ) и кремень - огонь и жизнь.

Символизм в бурятском костюме играет очень большую роль.

Во первых, это уважения к высшим силам и памятование о самом важном, Вечных истинах.

В костюме отражают понятие о небе и земле, жизни и смерти, мужчине и женщине.

Во вторых, костюм выполнял функцию прибежища, слияние природными объектами и оберега, защиты организма от негативных сил.

В третьих, включает человека в сообществе рода, племени, наци и сообщает о нем много дополнительной информации: возраст, семейное и социальное положение человека, его вкус, достаток и т.д.

Мужская одежда своей простотой и цельностью напоминает: мужчина создает и оберегает жизнь, а женщина одухотворяет. Поэтому женские костюмы во много раз декоративнее и сложнее мужских

Материал одежды зависел от физико-географической среды и хозяйственно-культурного типа. Наряду с кожей и шерстью для изготовления одежды все чаще употреблялись хлопчатобумажные ткани и сукна, привозимые купцами на знаменитую Кяхтинскую ярмарку. Ткани русского и западноевропейского производства использовали буряты Предбайкалья. Забайкальские буряты продолжали пользоваться китайскими хлопчатобумажными и шелковыми тканями (мажал, соембу, чесуча). Позднее все буряты стали использовать материал русского производства.

  1. Мужская одежда

Мужская одежда состояла из нательной и верхней одежды, головных уборов, обуви. Дополняли костюм пояс, нож, огниво и другие предметы. Различался он по сезону: зимний и летний; по назначению - производственных, будничный нарядный.

Следующие пуговицы пришивали на плечах, под мышкой и самую нижнюю - на талии. Верхние пуговицы считались приносящими счастье, благодать (хэшэг буян). Во время молебнов, совершения обрядов расстегивали пуговицы на вороте, чтобы благодать без препятствий входила в тело. Средние пуговицы - yнэр баянай - регулировали многочисленность потомства, честь и достоинство. Нижние пуговицы были символами плодородия скота,

материального достатка владельца - хэшэг буянай. Долголетие человека зависело, по воззрениям бурят, монголов, даже от того, как застегивают пуговицы. Каноническая схема надевания и застегивания - снизу вверх - начинается от обуви, затем переходит к халату, при этом пуговицы застегиваются снизу вверх, последней надевается шапка. Раздевание - процесс обратный. Правая сторона тела, одежды является сакральной; с правой стороны вовнутрь входит в тело здоровье, богатство, благодать, выходит - с левой стороны. Правой рукой подается, берется все, левая рука - рука отдающая («Гарза гай hалгай гараар гарадаг»). Своеобразные правила существовали при надевании рукава халата. Мужчины первым надевали левый рукав, затем - правый, женщины - наоборот, сначала надевают правый рукав, затем левый. Это объясняли тем, что мужчина, заходя в юрту, идет по левой стороне на правую (считать по отношению к входу), а женщина - по правой стороне на левую. Этот обычай строго соблюдали во время свадебных церемоний.

Символика манжет - туруун («копыт»): буряты разводили пять видов скота (5 хушуу мал), скот - основное богатство как в физическом, так и в духовном плане. Поэтому оформление манжет в виде копыт означало «дух, душа, сила моего скота всегда со мной, при мне» (адуу малайгаа hyулдые бэедээ ходо абаад ябаhан удхатай).

  1. Женская одежда

Женская одежда строго соответствовала возрасту женщин, и менялась с переходом их из одного возрастного периода в другой, а также с изменением положения в обществе, семье.

До периода зрелости на девочку смотрели как на чистое (арюухан) существо, каким считался мужчина, поэтому в ее костюме сохранились все элементы мужского костюма. Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали тонкую, гибкую талию.

Женский свадебный наряд - дэгэлэй надевался поверх платья, оставляя перед открытым, подол сзади имел разрез. Шили дэгэлэй из сукна, парчи.

Женский костюм состоял из нательной и верхней одежды, головных уборов, обуви. Дополняли его разнообразные украшения. Нательная одежда. Женские рубахи были того же покроя как и мужские и относились к распашному и глухому типу. Ранее они были короткими, доходящими до верха штанов. В конце XIX в. женская рубаха стала удлиненной до колен. В этом виде она играла роль нательной одежды, а летом - одновременно и домашней одежды - платья. Рубахи шили из сатина, далембы синего или белого цвета.

Безрукавка (уужа) была обязательным дополнением костюма замужней женщины всех регионов проживания бурятских родов и племен.

  1. Головные уборы

Обязательным дополнением к костюму как мужчин, так и женщин были головные уборы, в которых четко проявлялись региональные различия. Особенно это заметно при сравнении шапок забайкальских и предбайкальских бурят. Традиционные шапки шились вручную, наряду с ними носили также и покупные.

Головные уборы носили с детского возраста, детские ничем не отличались от взрослых. Женщины снимали шапки только тогда, когда ложились спать. Традиционно головные уборы шили по сезону и назначению: зимние и летние, будничные и нарядные.

Гуталы шили из кожи или плиса на толстой войлочной стелек и подшитой кожей подошвой, богато украшали вышивкой и аппликацией.

  1. Влияние географического положения на костюм

Костюм бурят – часть материальной культуры народа, в процессе взаимовлияния с другими народами он сохранил простоту, одинаковость элементов мужского и женского костюма. При всех общих чертах имеются различия в одежде локальных групп бурят. На их основе можно выделить комплексы, присущие для населения разных районов.

Булагаты:

Мужская одежда западных бурят была без энгэр, с шалевым воротником из бархата или меха выдры. Все мужчины носили одну4 косу, которая украшала вставками и кистями из черных шелковых нитей. На свадьбу жениху иногда заплетали две - три косы, богато украшали их серебром и кораллами. Подпоясывались Булагаты ремнем с пряжкой.

Эхириты:

Мужская одежда Эрхиритов и Булагатов очень похожа. Это тэрлиг похожий на халат с шалевым воротником. В нем удобно было сидеть на коне, в юрте, на земле. За пазуху, как в большой карман, можно положить массу полезных вещей.

Хори:

Костюм хоринских бурят очень близок с костюмом восточномонгольских племен. Удлиненные рукава и приспущенные манжеты конической формы символизирует передние ноги коня-древненгототема бурят –монголов. Пояс- не только знак мужского достоинства, аккумулирует мужскую энергию. Охотники носили на поясе зубы и когтя зверя, приносящий удачу на охоте.

Хонгодры:

В одежде забайкальских бурят использовались шелковые ткани с восточным орнаментом, тарбаганьи шкуры, мех степных лис, верблюжья шерсть и волос яка. Носки гутулов слегка загнуты верх из уважения к матери – Земле, чтобы не причинять ей вред.

Булагаты женский костюм: многочисленные круглые элементы – это поклонение Солнцу.

Круглые украшения на груди это дополнительный источник света радости, а значит, и жизни. Кроме того, это защита сердца и любви в этом сердце.

Удлиненный жилет (хубайси) – усиленная защита спины и торса у родившей женщины, то есть матери.

На жилеты нашивали серебряные, золотые монеты или перламутровые пуговицы.

Эрхириты женский костюм. У женщины всегда должна быть покрыта голова и спина. На костюм эрхириток влиял высокий достаток и близость к русским. Часто набрасывали на спину платок вместо безрукавки. Рукава одежды женщин Предбайкалья были цельными. Ткани выбирались узорчатые, красочные, очень крепкие и добротные.

Хори женский костюм.

Представляет собой закодированную информацию о мифической лебеди- прародительнице. Две косы – символ мужчины и женщины, двух соединяющихся родов. Рукава (хамсы) одежды хоринских буряток были составными.

Хонгодры женский костюм.

Для женского костюма характерна короткая безрукавка(ХУЛАТХИ)

Традиционным орнаментом свастика, то есть солнце с лучами. Главным материалом было серебро малахит, бирюса.

  1. Практическая часть

Изучив литературу, мы с семьёй посетили сначала национальный музей г. Улан-Удэ, где экскурсовод рассказала нам о лучшей книге 2017г. «Бурятский национальный костюм» и показала экспонаты этого музей. В музее природы нам показали костюмы и рассказали о быте бурят. Побывали на ярмарке «Народные сувениры», где нам показали мастер-класс по пошиву национального костюма и росписи на ткане..

3.1. Анкетирование и презентация костюма

Я решила узнать, а знают ли мои одноклассники о бурятском костюме. Мною была предложена анкета из 7 вопросов (См. приложение №1)

  1. Знаете ли вы, как выглядит бурятский национальный костюм? (Да. Нет.)
  1. Каковы особенности гутула(обуви)? (Толстая подошва. Приподнят нос. Сделаны из меха.)

Было опрошено 30 учеников 3 класса. Результаты опроса представлены на диаграммах (См.приложение №2) Данные опроса показывают, что правильные ответы на вопросы анкеты дали:

100%

36,6%

43,3

36,6%

Получив такие результаты, я решила презентовать костюм и рассказать о нем на классном часе. После своей презентации, я повторно провела анкету, результаты удивили и порадовали. Их 30 опрошенных детей на все вопросы дали правильные ответы, за исключением последнего, 4 человека не хотели бы одеть костюм, т.к. уже одевали.

100%

100%

100%

100%

100%

100%

86,6%

  1. Заключение

Работая над исследованием, я узнала много нового:

  • изучила источники и литературу о бурятском национальном костюме;
  • изучила образцы мужского и женского костюма, посещая музеи, выставки;
  • познакомилась с историей развития бурятского костюма, его зависимостью от географического положения;
  • подробно рассмотрела каждую деталь национального костюма;
  • рассказала и показала одноклассникам особенности бурятского костюма;
  • сшили на основе полученных знаний бурятский национальный костюм;

Моя гипотеза в ходе исследования подтвердилась. Через изучение национального костюма, я больше узнала о культурном наследии бурят.

Красота народного костюма доставляет людям радость, пробуждает в них художников, учит чувствовать и понимать красоту, творить ее.

Мы, с моей семьёй и моим руководителем, считаем, что нужно обязательно уважать традиции и обычаи своего народа. Знать свое племя надо для того чтобы чувствовать свою

причастность к своему народу, своей родине, земле.

Свою работу я продолжу, буду делиться своми знаниям, рассказывать и показывать красоту бурятского костюма.

Литература

  1. Традиционные верования и быт народов Сибири, XIX - нач.XX в. - Н., 1987.
  2. .Тумахани А.В. Бурятское народное искусство./ А.В.Тумахани. - Улан-Удэ, 1999.
  3. .Этносоциальные общности в регионе Восточной Сибири и их социально-культурная динамика. - Улан-Удэ, 2003.
  4. Бурятский национальный костюм. Статья. https://wiki2.википедия org/ru/%D0%91%D1%83%D1%80%D1%8F%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BC
  5. Бурятский национальный костюм, 2017г.

Приложения

Приложение №1

Анкета

А) Да. Б) Нет

  1. Что такое дэгэл?

А) Халат. Б) Рубашка

  1. Сколько у бурятов родов?

А) 5 Б) 3 В) 4

  1. Что буряты одевают в первую очередь, в последнюю?
  2. Когда одевался дэгэл, какой рукав сначала одевал мужчина, а какой женщина?
  3. Каковы особенности гутула(обуви)?

А) Толстая подошва. Б) Приподнят нос. В) Сделаны из меха.

  1. Хоте ли бы вы попробовать одеть бурятский костюм?

А) Да Б) Нет

Приложение №2

Результаты анкетирования

  1. Знаете ли вы, как выглядит бурятский национальный костюм?
  1. Что такое дэгэл? (Халат. Рубашка)
  1. Сколько у бурятов родов? (5. 3. 4.)
  1. Что буряты одевают в первую очередь, в последнюю?
  1. Когда одевался дэгэл, какой рукав сначала одевал мужчина, а какой женщина?
  1. Каковы особенности гутула (обуви)? (Толстая подошва. Приподнят нос. Сделаны из меха.)
  1. Хоте ли бы вы попробовать одеть бурятский костюм?

Сибирь, как известно, не самая густонаселённая часть России. Несмотря на это, здесь веками проживало большое число национальностей. Среди монголоязычных народов Сибири самым многочисленным считаются буряты. Это древний лесной народ с особой культурой и традициями, которые наиболее ярко отобразились в бурятском национальном костюме. Он не только практичен, но и наполнен символами и знаками, которые служат ключом к пониманию всей культуры этого удивительного народа.

Национальный бурятский костюм

Ранняя история

Как выглядел бурятский костюм в древние времена, мы можем судить лишь по описаниям путешественников и дипломатов, которые жили в XVII-XVIII вв. Более ранних письменных источников не существует. Немного информации можно получить из древних сказаний. Например, в эпосе «Гэсэр» упоминается, что соболиная шкура говорила о знатности и богатстве своего хозяина, а по орнаменту и украшениям на поясе можно было рассказать о положении в обществе его владельца.
Первые описания бурятского национального костюма оставил нам русский посол в Китае Н. Спафария. От него мы узнаем, что в XVII веке в Бурятии были популярны хлопчатобумажные ткани из далёкой Бухары и Китая. В это же время одежду здесь начали шить из русских и европейских тканей. В конце XVII века во главе русского посольства в Пекин был послан Эверт Избрант Идее - голландский купец, которого в России прозвали Елизарий Елизариев сын Избрант. Вернувшись из поездки, он написал книгу о своём путешествии, где подробно описал зимнюю и летнюю национальную одежду бурят, а также их головной убор. А в XIX веке изучением бурят занялись учёные и исследователи.

У каждого рода свой костюм

Буряты - кочевой народ, живущий в суровом климате. Именно эти два фактора и определили то каким стал их национальный костюм. Среднестатистический бурят в те далёкие времена целый день проводил в седле, а потому и одежда не должна была ему мешать. Она защищала от ветров и согревала в морозы. Буряты занимались в основном скотоводством, а поэтому шили из того, что было под рукой - кожи, шерсти, меха. Шёлк и хлопковые ткани покупали у соседних народов.
Жили буряты на большой территории, незначительном расстоянии друг от друга, а потому у каждого рода были свои особенности в костюме. Иногда различия были весьма значительные.
Халаты - главный элемент одежды бурят в былые времена - шили из тканей синего цвета. Но могли быть исключения. Порой их делали из коричневого, бордового или тёмно-зелёного материала. Мужской халат украшал особый четырёхугольный борт «энгэр», который имел не столько утилитарное, сколько символическое значение. Энгэр состоял из цветных полос, верхняя из которых должна была быть белая. Позже, когда среди бурят начал распространяться буддизм, её стали делать золотисто-жёлтого цвета.

Ткани и крой

Поскольку зимы в Бурятии суровые, то и в костюме есть зимний и летний варианты. Для пошива зимнего халата, который назывался «дэгэл», использовали овчину, обшитую бархатом. Летний повседневный халат («тэрлинг») шили из хлопчатобумажных тканей, а праздничный делали из шёлка.
Халаты кроили без плечевых швов. Застегивались они сбоку. Это защищало от сильных ветров и лучше согревало. Длина халата должна была закрывать ноги как при ходьбе, так и при верховой езде. К тому же такой длинный халат легко мог стать при необходимости походной постелью: на одну полу ложились, другой укрывались.
Бурятский национальный костюм, как и любой другой, имел свои разновидности в зависимости от f пола и возраста своего владельца. В детстве мальчиков и девочек одевали одинаково. Они носили прямые халаты, похожие на мужские. Особенность мужского халата заключалась в том, что он не отрезался по талии, то есть был прямым. Такой халат всегда подпоясывали.
С возрастом менялась причёска. В детстве девочкам и мальчикам заплетали одну косу на макушке, а остальные волосы выбривали. В 13-15 лет волосы у девочек переставали брить и, после того как они отрастали, заплетали в две косы на висках. Это было первое явное отличие девочки от мальчика. В 15-16 лет девушкам надевали на голову особое украшение «саажа». Это означало, что к ней можно свататься.
После свадьбы невесте заплетали две специальные косы. Менялась и её одежда. В набор для женщин входила рубаха («самса»), штаны («умдэ») и халат. Женский халат, в отличие от мужского, представлял собой юбку и кофту, сшитые на талии. Застегивался такой халат на специальные пуговицы - «тобшо». Рукава собирались на плечах. Все замужние бурятские женщины обязательно носили безрукавки.

Аксессуары и обувь

Мужской костюм дополняли два элемента - нож («хутага») и огниво («хэтэ»). Первоначально эти вещи имели утилитарное значение, но со временем стали элементами декора костюма. Ножны и рукоять ножа украшали чеканкой, самоцветами и серебряными подвесками. Огниво выглядело как небольшая сумочка из кожи, ко дну которой крепилось стальное кресало. Его также украшали бляхами с чеканными узорами. Огниво и нож носили на поясе.
Женские украшения были более сложными. Это и кольца, которые носили на каждом пальце, бывало даже в несколько рядов, и браслеты на обеих руках, и серьги, и височные кольца, и нагрудные украшения. Последние состояли из множества серебряных медальонов, которые могли быть квадратные, треугольные и круглые. В них вкладывали молитвы, которые служили оберегом.
Все бурятские мужчины и женщины носили шапки. Они были круглые с небольшими полями. Каждая шапка имела остроконечную верхушку, которая украшалась серебряным навершием и кистями. Делали шапки в основном из тканей синего цвета. Как и в одежде, каждый элемент у шапки имел своё символическое значение.
В качестве обуви зимой буряты носили унты, которые делали из кожи жеребят, а в межсезонье - сапоги, нос которых на монгольский манер заострялся кверху. Летом носили обувь, связанную из конских волос, которая крепилась к кожаной подошве.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама