THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Семья - это те люди, которых мы видим с самого начала своей жизни и до самого ее конца, это те люди, которые нас воспитывают, учат любить или ненавидеть, интересоваться миром или бояться его, доверять людям или же избегать их. И большинство проблем, в том числе и масштаба целой страны, проистекают именно оттуда. В современном обществе уже никто не удивляется, когда слышит про «семью», где родители пьющие, а дети растут на улицах - слава Богу, таких семей не большинство. Но даже в самых, казалось бы, приличных семьях иногда царят настолько дикие отношения, что нечему уже удивляться, когда видишь поведение ребенка, выросшего в такой семье.

Семью можно сравнить с клеткой. Из миллионов таких «клеток» состоит «тело» нашего общества, нашей нации, нашей культуры. В каждой такой «клетке» функционируют более мелкие частицы - молекулы. Это люди: супруги и их дети. Следовательно, от правильности функционирования молекул, от крепости или слабости их связей, характера их взаимоотношений зависит качество клетки-семьи, а от качества клетки зависит состояние и всего тела-общества, его «здоровье». Как больная клетка создает больные организмы, так и духовно ущербная семья воспроизводит в обществе нравственно нездоровые отношения.

Как и каждая клетка, семья выполняет определенные функции, закрепленные за ней обществом на протяжении истории. Если опираться на три самых общих подхода к семье, то есть рассматривать ее как социальный институт, как малую группу и как систему взаимоотношений, можно заметить, что всё больше функции, роли и ценности в семье зависят от составляющих ее личностей. Таким образом, функцией семьи называется сфера жизнедеятельности семьи связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов.

Следует отметить, что единого перечня основных функций семьи не существует. Обычно разные авторы предлагают тот или иной набор функций и терминов исходя из своей теории. Важно то, что речь идет об основных группах потребностей, которые может и должна реализовывать именно семья.

Разные авторы, перечисляя функции семьи, называют их по-разному, однако выделяемая ими совокупность функций довольно схожа. И. В. Гребенников относит к функциям семьи репродуктивную, экономическую, воспитательную, коммуникативную, функцию организации досуга и отдыха.

Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юститцкис отмечают, что семье принадлежат воспитательная, хозяйственно-бытовая и эмоциональная функции, а также функции духовного общения, первичного социального контроля и сексуально-эротическая функция.

Некоторые авторы (А.Г. Харчев, А.И. Антонов) делят функции семьи на специфические, вытекающие из сущности семьи и отражающие ее особенности как социального явления, и неспецифические - те функции, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособилась в определенных исторических обстоятельствах. Специфические функции семьи сохраняются при всех изменениях в обществе - репродуктивная (рождение), экзистенциальная (содержание), социализирующая (воспитание).

К неспецифическим функциям относятся накопление и передача собственности, статуса, организация производства и потребления, домохозяйство, отдых и досуг, забота о здоровье и благополучие членов семьи, создание микроклимата, способствующего снятию напряжения и самосохранению «Я» каждого и др. Эти функции раскрывают исторически преходящую картину жизнедеятельности семьи.

Исследователи едины в том, что функции семьи отражают исторический характер связи между семьей и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, укреплявшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Однако часть функций остаются неизменными, и в этом смысле их можно назвать традиционными, меняются лишь средства их реализации.

Хозяйственно-экономическая функция связанна с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды обуви, благоустройством жилища, созданием домашнего уюта, организацией жизни и быта семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета. Данная функция изменяет свое содержание с изменением и развитием способов производства благ.

Регенеративная функция связана с наследованием статуса фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных «драгоценностей», реликвий. Наиболее актуально эта функция проявлялась в периоды феодализма, когда продолжение рода, династии было необходимым.

Рекреативная функция - это обеспечение отдыха, организация досуга, забота о здоровье и благополучии членов семьи.

Одной из основных функций исследователи называют репродуктивную, существующую издревле и обосновывающую существование института семьи как такового. Другими словами воспроизводство человеческого вида, продолжение рода - это главное ради чего создавалась и существовала семья и ради чего она в первую очередь существует сегодня. Потребность в детях реализовывается с выполнением данной функции.

Для роста населения необходимо, чтобы в семье было минимум трое детей - двое воспроизводят родителей, третий увеличивает численность. Традиционно крестьянские семьи в России отличались многодетностью, это было необходимо для выполнения многочисленной работы по хозяйству: уход за скотом, работа в поле и т. п. Рождение детей также поощрялось церковью - сколько Бог дал, столько и должно родиться. Естественно, что о прерывании беременности не могло быть и речи. Большое количество детей к тому же гарантировало продолжение и распространение рода. Китайские императоры, например, могли взять в жены сразу девять девушек из трех разных государств «для увеличения потомства благодаря расширению рода»

Урбанизация, сложные экономические условия не способствуют росту рождаемости, поэтому в настоящее время большинство родителей вынуждены ограничиваться рождением одного, максимум двоих детей. Теперь рождение ребенка согласуется со способностью родителей обеспечить ему достойную жизнь.

С репродуктивной тесно связанна воспитательная функция. Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно, семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка.

Воспитание имеет тесную связь с образованием, обучением и реализуется в процессе творческого овладения всеми доступными для человечества достижениями культуры, характерными для данного социально-исторического контекста. Воспитание, по определению К. М. Хоруженко, представляет собой выработку в индивиде определенных человеческих качеств и усвоение им нравственной, научно-познавательной и художественной культуры, что закономерно ориентирует личность на определенные ценности: отношение к добру, истине, красоте. Цели, содержание и организация воспитания определяются господствующими общественными отношениями и зависят от традиций, норм соответствующей культуры.

Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они не равнозначны. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо проводником его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям, утверждает А. И. Захаров.

С воспитанием связано такое понятие как социализация.

Социализация - это процесс приобщения к принятым в обществе и его подсистемах ценностям и нормам, другими словами это вхождение индивида в общество и культуру (к последнему часто применяют понятие «инкультурация»). Это понятие близко к слову «воспитание», но воспитание подразумевает, прежде всего, направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства. Тогда как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным и полноценным членом общества.

На ранних стадиях общественного развития в социализации преобладало непосредственное практическое включение ребенка в деятельность взрослых, в дальнейшем все большую роль приобретало систематическое обучение, которое может быть в течение какого-то времени вообще не связанно с производительным трудом. То есть со временем «подготовка к жизни» все больше отделяется от практического участия в ней. И в наши дни семейная социализация представляет собой с одной стороны, подготовку к будущим семейным ролям и, с другой стороны она влияет на формирование социально-компетентной, зрелой личности.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. Такая любовь называется безусловной.

Бывает что родители любят ребенка, когда он соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя. но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества. Это - обусловленная любовь.

Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком.

С появлением в начале XX века психоанализа Зигмунда Фрейда периоду детства уделяется повышенное внимание, как основе в развитии личности. Его постулат о детском опыте как об определяющем факторе формирование ребенка, продолжили в своих работах такие ученые как Карен Хорни, Альфред Адлер, Карл Густав Юнг, Эрик Эриксон и др.

Ведущее значение в данных теориях отводится необходимости удовлетворения потребностей ребенка.

Физиологические потребности - это пища, сон, физическая активность и т. д. Например, недостаточное кормление ребенка в раннем детстве может привести к такой черте как жадность или неумеренность в еде.

Потребностей в безопасности и защите более всего выражены у младенцев и маленьких детей, удовлетворение этих потребностей в семье полностью зависит от родителей. Частые родительские ссоры, случаи физического оскорбления, разлуки. Развод делают окружение ребенка нестабильным, непредсказуемым и, следовательно, ненадежным.

Потребности принадлежности и любви играют значительную роль в нашей жизни. Ребенок страстно хочет жить в атмосфере любви и заботы, в которой все его потребности удовлетворяются и он получает много ласки. Именно любовь родителей к своему ребенку и друг другу является гарантом положительного развития личности.

Кроме того, достаточное удовлетворение перечисленных потребностей ребенка в раннем возрасте дает ему основания для дальнейшего полноценного развития уже во взрослом состоянии и реализации высшей потребности самореализации, которая может достигаться через творчество.

Трудно переоценить важность родительской заботы для ребенка. Американский биолог Десмонд Морис утверждает: «Ни один другой вид на земле не имеет такой огромной родительской задачи как человек - биологически родительские чувства олицетворяют наше бессмертие»

Мировоззрение, становление характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитывается у детей родителями, пишет польский психолог М. Земска.

Для развития личности ребенка важна вся семья и все типы семейных ролей: матери, отца, сестер, братьев. «Каждый член семейной группы создает для ребенка особый тип общения. Поэтому отсутствие любого из них расстраивает систему взаимодействий и взаимоотношений».

Мать находится с ребенком с момента его рождения, вернее будет сказать с момента зачатия, в этот период на развитие ребенка оказывает влияние отношение матери к факту беременности, отношение к самой матери со стороны окружающих. Мать выступает для ребенка как символ безопасности, надежности, которые так необходимы только что появившемуся на свет человечку. По наблюдениям исследователей важен и процесс родов и первый контакт матери и ребенка сразу после рождения. В российских деревнях было принято рожать в бане, что, возможно, помогало ребенку спокойней перенести переход из теплого, влажного маминого лона в новые для него условия. С этой же целью сейчас распространяются так называемые альтернативные роды в воде. В этом смысле современный европейский тип родов предстает в более выгодном свете (ребенка дают матери сразу, возможно присутствие мужа, возможность рожать дома), нежели роды, принимаемые «по-советскому», когда ребенка сразу же отлучают от матери, туго пеленают, и молодая мама видит своего ребенка в основном только во время кормления.

Кормление грудью - важный интимный момент, помогающий установлению более глубокого близкого контакта, основы дальнейших любящих взаимоотношений. «Безукоризненно выполняя роль кормилицы, не допуская несвоевременных отлучек и не позволяя себе увлекаться другими людьми, делами, личными интересами, мать тем самым дает младенцу возможность установления и сохранения в будущем постоянной и крепко привязанности к матери» - таково убеждение А. Фрейд. Постоянство этой привязанности, по ее мнению, будет служить крепкой основой формирования и развития в дальнейшем подобной привязанности к отцу, братьям, сестрам и, наконец, к другим людям.

В современном обществе существует предубеждение, что отец необходим только после того, как ребенок начинает говорить, самостоятельно двигаться, рассуждать, и становится уже достаточно интересен в смысле общения. Поэтому многие мужчины в первые годы жизни предпочитают самоустраниться, ожидая более «благоприятного» времени. Но уже доказано, что именно в раннем детстве (от рождения примерно до 6 лет) отец более всего необходим как мальчикам, так и девочкам. Отцам рекомендуется как можно чаще гладить ребенка, брать его на руки, разговаривать с ним, выполнять обычные процедуры ухода. Выяснено, что успешность ребенка в социуме дает, прежде всего, мужчина. Именно мужчина готовит ребенка к последующему его вхождению в общество. Это не самая простая задача, ведь насколько он сам успешен в социальном плане, настолько его пример дает возможность ребенку осваивать навыки социального взаимодействия.

Стабильность семейной среды является важным фактором для эмоционального и психического равновесия ребенка. Распад семьи связвнный с разводом или раздельным проживанием родителей, всегда приносит глубокое потрясение и оставляет у ребенка прочную обиду.

По мнению М. Земской, разлука с одним из родителей может привести к появлению у ребенка чувства страха, депрессии, к утрате ощущения безопасности. Многие исследователи отмечают, что потрясение, каким является для ребенка развод родителей, создает также определенные условия для его асоциального поведения.

Сама атмосфера семейных отношений влияет на ребенка, на его поведение, представление о себе, о мире. Напряженность и конфликтные ситуации несут отрицательный эффект. Дом перестает быть для ребенка опорой, теряется чувство безопасности, это может привести ребенка, особенно в подростковом возрасте, к поискам опоры вне дома. В таком состоянии дети легче поддаются внешним воздействиям. В семьях же где царит согласие родителей, дети редко сбиваются с пути.

Взаимные отношения родителей влияют на усвоение ребенком поведения, связанного с его полом, причем ребенок может присвоить себе несоответствующие его полу типы поведения. Как отмечает М. Земска в тех семьях, где матери отзываются об отцах как об очень сердечных людях, с любовью относящихся к своим детям, мальчики в играх избирают отцовскую роль. В тех же случаях когда мать критически оценивает своего мужа, мальчики избирали в игре материнскую роль.

В полной семье дети имеют возможность не только подражать родителю, но и отличаться от родителя противоположного пола. Девушке личностный образец отца помогает верить в свои силы, а в будущем - понимать мужа и сына. Мальчику же близость матери дает способность в будущем лучше понимать жену и дочь.

В традиционной русской семье с рождением ребенка к его воспитанию подключался сложный механизм рода. Общение в семье, а также с близкими родственниками всегда, в конечном счете, несло духовно-психологическую нагрузку. Любые нюансы в отношениях родителей друг с другом, с родственниками чутко улавливаются детьми и на сознательном, и на бессознательном уровнях. Открытость или замкнутость, искренность или притворство, сочувствие или равнодушие, щедрость или скупость, доброжелательность или холодность - все попадает на весы детского восприятия, откладывается в памяти различными эмоциональными оттенками, влияя соответствующим образом на формирование личности ребенка.

У каждого человека благодарная память хранит детские впечатления от общения с бабушками и дедушками. Мир ребенка немыслим без колыбельных песенок, сказок, поучительных историй. Бабушки и дедушки рассказывали внукам о своих молодых годах, играх, о службе или работе, встречах и общении с интересными людьми, делились жизненным опытом, при этом они, несомненно, вспоминали своих родителей, бабушек, дедушек. Это почитание светлой памяти предков сохраняло ощущение их присутствия в семье. Да и сам дом, мебель, вещи, купленные ими или сделанные их руками, поддерживали эту атмосферу, создавали своеобразную нравственную подпитку. В живом общении, таким образом, участвовали три, иногда четыре поколения, которые были связаны живой памятью еще с двумя поколениями, ушедшими из этого мира. Все эти семь поколений составляли своеобразный корень, уходящий в глубину рода.

Семья являет собой сложный социокультурный организм, прошедший в своем развитии стадии от «низшего» группового брака, с нерегулируемыми половыми отношениями, до моногамии, создавшей то что мы теперь называем ячейкой общества. С развитием общественных отношений и внутрисемейный уклад приобретал разнообразные формы. В зависимости от культуры, религии наблюдались и различные внутрисемейные отношения. Но во все времена семья несла на себе ответственность за выполнение определенных функций связанных как с удовлетворением личных потребностей каждого члена семьи, так и потребностей общества. Наверное, самая главная роль семьи - это воспитание полноценной духовно-нравственной личности, способной к творчеству и созиданию. И на протяжение веков именно к этому стремились большинство семей.

В статье рассматривается место семьи в современном обществе.

  • Создание традиционной семьи в современных условиях: психологические особенности
  • Становление личности в семье военнослужащих: психологические особенности

Семья представляет собой общественный институт, и дети в ней овладевают социальными знаниями, нравственными умениями и навыками.

Каждая семья имеет присущие ей социальные, экономические, этнические, религиозные, правовые и другие особенности, которые необходимо учитывать, особенности, которые необходимо учитывать, особенно если речь идет о наличии в ней проблемных ситуаций.

В своем произведении «Гармоничное поколение - основа прогресса Узбекистана» первый Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов подчеркнул значение воспитания ребенка в семье, высказал суждение о долге родителей перед детьми: «С первых дней своего рождения ребенок живет в семье. Здесь он впитывает семейные ценности, традиции, привычки. А главное, через обстановку в семье дети воспринимают и чувствуют требования общества.

Права семьи и детей зафиксированы в документах международных организаций (Конвенция ООН «О правах ребенка»), а также в законодательных актах Республики Узбекистан. В Конституции Республики Узбекистан (статья 63) отмечено: «Семья является основной ячейкой общества и имеет право на защиту общества и государства».

В семейном Кодексе Республики Узбекистан отдельно выделены основные права ребенка: право жить в семье и получать воспитание, право общаться с родителями и другими родственниками, право на собственную защиту, право носить имя, фамилию и отчество.

В стране реализуются меры по укреплению семьи, обеспечению социально-экономического благополучия и социальной защиты многодетных, малообеспеченных, неполных семей, семей, где родители или дети с инвалидностью.

В научной, психолого-педагогической литературе уделяется большое внимание вопросам семейного воспитания . В частности, в нашей республике внимание ученых-педагогов направлено на изучение взглядов мыслителей, наших предков на проблему семьи и семейного воспитания в разные исторические эпохи. В современных исследованиях мы находим ссылки на исламские источники, где освещены положения о формировании здорового мировоззрения детей, их психическом воспитании.

В исламе изложена мысль о том, что ребенка нужно воспитывать ещё в грудном возрасте, ибо через молоко матери он получает и биологическую и духовную пищу. Для физического и психического развития младенца кроме материнского молока нет другой пищи. Благодаря молоку матери формируются и развиваются скелет, все органы ребенка и его душа.

Учение ислама, признает, что дети в руках родителей - это величайшая ценность, поэтому они должны дать ему прекрасное воспитание, обучить достойному поведению, объяснить опасность плохих поступков.

В наши дни считается необходимым повышать педагого-психологические знания родителей с помощью педагогов, психологов, социальных работников.

Социализация личности в семье зависит от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей. Семейная власть может строиться на разнообразном экономическом или моральном авторитете: от прямого насилия до морального воздействия, от приказов до вежливых дружеских советов. В традиционном представлении структуры можно выделить два типа семейных отношений.

  1. Авторитарный (лидерство) – руководство и организация всех семейных функций сосредоточены в руках одного члена семьи, осуществляющего принудительную власть в семье.
  2. Демократический (партнерство) – равноправное распределение обязанностей, равное участие в решении всех семейных проблем. Взаимоотношения в семье зависят от традиций общения, экономического и социального состояния общества, зависимости семьи от общества, участия супругов в ведении хозяйства, кто главенствует, от личных качеств. В последнее время преобладающим становится равенство отношений между супругами. Со структурой семьи связаны порядок и уклад ее жизни, обычаи, традиции, взаимоотношения с другими семьями и со всем обществом. Нарушение этой структуры приводит к нарушению ее функций.

Функции семьи – это сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов. У семьи может быть столько функций, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет.

Семья – это система социального функционирования человека. Ряд функций непосредственно вытекает из требований общества, но поскольку семья – сфера межличностных отношений, там действуют свои законы и функции. Благодаря реализации своих функций, семья сохраняет социальный, биологический и культурный смысл. Ученые выделяют различные функции семьи. Мы остановимся на тех, которые касаются, прежде всего, воспитания и развития ребенка.

  1. Экономическая и хозяйственно-бытовая функция – обеспечение биологического существования семьи пищей, жильем, одеждой и т.д.
  2. Функция первичной социализации – введение ребенка семьей в общество, ознакомление его со всеми присущими этому обществу законами.
  3. Воспитательная функция – социализация молодого поколения, воздействие через общение, трудовую деятельность, поощрение, наказание.
  4. Рекреационная и психотерапевтическая функция – принятие члена семьи таким, какой он есть, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, обеспечение чувства защищенности .

Функция первичной социализации и воспитательная взаимосвязаны и направлены на воспитание личности ребенка.

Главная роль в осуществлении этих функций отводится семье. Далее мы рассмотрим механизмы социализации в семье – способы сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта.

1. Механизм единства подражания, имитации, идентификации.

Сущность данного механизма заключается в стремлении человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей. Действие этого механизма осуществляется через социальное взаимодействие людей. Имеются в виду не только отношения взрослых и детей, но и отношения между взрослыми, которые воспроизводят опыт других, стремятся копировать некоторые модели поведения, отождествляют себя в той или иной мере с социальными ролями, перенимают взгляды других.

2. Механизм полоролевой идентификации.

Сущность данного механизма состоит в усвоении субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного пола. В процессе первичной социализации индивид усваивает нормативные представления о соматических, психологических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.

Ребенок сначала осознает свою принадлежность к определенному полу, затем у него формируется социальный идеал полоролевого поведения.

3. Механизм социальной оценки желаемого поведения.

Осуществляется в процессе социального контроля. Он работает на основе чувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями и наказаниями, поступающими от других людей. В этом случае подкрепляющим и формирующим фактором служит реакция окружающих, а образ взаимного восприятия является результатом поведения

4. Конформность.

Понятие конформности связано с термином «социальный конформизм», то есть некритическое принятие и следование господствующим в обществе стандартам, нормам, стереотипам массового сознания, авторитетам и идеологии. В одном случае конформность – это податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок. В другом случае конформность можно определить как способность человека сделать вид, что он согласен с группой даже тогда, когда на самом деле придерживается совсем иной точки зрения.

5. Негативизм.

Негативизм – это конформизм наоборот, стремление, во что бы то ни стало поступать вопреки позиции большинства и любой ценой утверждать свою точку зрения. В социально-психологической литературе отмечены и другие явления, рассматриваемые как механизмы социализации. Например, внушение, групповые экспектации, ролевое научение и др. Мы выделили наиболее распространенные .

Таким образом, роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладением социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится тому, как себя вести в различных ситуациях. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости,

Наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми . Семья является базисной основой социализации, важнейшим социальным институтом. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно, от социального климата в современной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка .

Современная семья переживает серьёзные трансформации, которые требуют осмысления со стороны ученых и практиков, в результате чего создаются новые социальные теории и классификации семей по различным основаниям.

Список литературы

  1. Абшилава Э.Ф. Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей гиперактивного ребенка // Наука. Мысль. 2016. № 8-1. С. 97-103.
  2. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебник для студентов педвузов. / Под ред. В.А. Сластенина. – 2 изд., доп. – М.: Издательский центр Академия, 2003. – 235 с.
  3. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб: ТОО ТК Петрополис, 1998.
  4. Краснокутская М.С. Образ идеальной семьи и пример родителей // Наука. Мысль. 2014. № 8. С. 36-38.
  5. Маджидова Д.А., Мамараимова З.Ш. Семья как важный фактор формирования здорового мировоззрения // Молодой ученый. - 2013. - №5. - С. 738-740.
  6. Николаева Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье: орг. пед. и соц. помощи неполным семьям: пособие для психологов и педагогов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 159 с.
  7. Российская семья: Энциклопедия. – М.: Издательство РГСУ, 2008. – 624 с.
  8. Урусова Е.А. Представления о семье как актуальный предмет исследований в современной психологической науке // «Инновационная деятельность в образовании»: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 28 ноября 2014 года, г. Нижний Новгород / под общей ред. Е.В. Быстрицкой, Е.Ю. Илалтдиновой, Р.У. Арифулиной – Н.Новгород: НГПУ им. К.Минина, 2014. – С. 426-428.
  9. Урусова Е.А. Современная семья как отражение трансформации российского общества // Наука. Мысль. – 2016. – № 11. URL: wwenews.esrae.ru/48-633
  10. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979.
  11. Целуйко М.В. Психология неблагополучной семьи. – СПб.: Питер, 2003. – 171 с.
  12. Чекалина А.А. Гендерная психология: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2006. – 256 с.
  13. Янак А.Л. Тема «родительства» в зарубежных социологических исследованиях (На примере французского социологического журнала «Politiques sociales et familiales» 2009-2014 гг.) // Надежды: Сборник научных статей студентов/Научный редактор З.Х. Саралиева. Вып. 8. Н.Новгород: Изд-во НИСОЦ. 2014. С. 140-150

1. Введение …………………………………………………………..3

2 . .

2.1 Сущность семьи и ее основные признаки…………………….4

2.2 Типы семьи………………………………………………………6

2.3 Социальные функции семьи……………………………… ..….8

3. Психология семьи .

3.1 Культура и искусство общения в семье…………………… …12

3.2 Женщина и семья……………………………………………….14

3.3 Кризис семьи как социального института общества………….16

4. Заключение ………………………………………………………19

5. Список использованной литературы ……………………… 20

ВВЕДЕНИЕ.

Семья как социальный институт, как элемент культуры существует многие тысячелетия. Тайна ее долговечности заключается в том, что она является важнейшим посредующим звеном в отношении человека с окружающим миром и наиболее эффективно способствует социализации личности в социуме.

Семья и брак относятся к явлениям, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Несмотря на всю изобретательность человека, огромное разнообразие политических, экономических и прочих организаций, практически в каждом обществе, начиная от примитивнейшего племени и кончая сложным социальным строем современного развитого государства, семья выступала и выступает как отчетливо выраженная социальная единица.

Общественно важная ценность семьи обусловлена ее « производством и воспроизводством» непосредственной жизни, воспитанием детей, формированием их индивидуального сознания. Однако, она существует не потому, что выполняет жизненно важные для общества функции (функции воспроизводства населения, социализации личности и хозяйственно- бытовую функцию), а потому, что вступление в брак, рождение и воспитание детей свойственно естеству человека.

В данной контрольной работе на первом этапе мы попытаемся разобраться что же включает в себя такое понятие как «семья», рассмотрим ее основные типы и признаки. После этого перейдем к вопросу культуры и общения в семье. Затем, попробуем понять какую роль в семье играет женщина. И, наконец, рассмотрим очень важный вопрос как кризис семьи и выявим основные причины его возникновения.

1 . Семья как объект социологического исследования .

1.1 Сущность семьи и ее основные признаки

Семья - один из наиболее древних и значимых социальных институтов, но, тем не менее нет оснований утверждать, что все другие социальные институты ведут свое происхождение от семьи и что все отношения подчинения, кооперации, солидарности строятся по образцу отношений между родителями и детьми, между супругами и между родственниками. Чем объяснить факт неизменного сохранения семьи в обществе ?

При всем разнообразии исходных позиций социологи сводятся в том, что семья и необходимость ее сохранения возникают из потребностей в физическом и духовном воспроизводстве населения.

В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны- это социальный институт, с другой- малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда ее зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно- относительная самостоятельность.

По существу семья представляет систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, имеющую исторически определенную организацию.

Ее основные признаки:

а) брачные или кровно родственные связи между всеми ее членами;

б) совместное проживание в одном помещении;

в) общий семейный бюджет.

Юридическая сторона, юридическое оформление здесь не выступает непременным условием.

И другие признаки не так уж четки: сколько времени надо прожить совместно, какую часть от личного бюджета каждого из членов семьи включает весь семейный бюджет и т.д. И это при том, что такие признаки, казалось бы, наиболее фиксируемы. Что же тогда говорить о той тонкой системе взаимоотношений, которая превращает семью в особое духовное образование.

Как ни парадоксально, но именно все это, не столько постигаемое разумом, сколько воспринимаемое интуитивно, и составляет стержень семьи.

Хорошая семья – один из важнейших компонентов человеческого счастья. В хорошей, крепкой семье заинтересовано общество. Хотя образование семьи, вступление в брак регулируется правом, ведущее место в нем принадлежит морали. Многие стороны брака контролируются только совестью вступающих в него людей.

Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и

регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной

и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу их детям, своему потомству, родителям.

Иными словами брак – это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля.

Своеобразным социальным ориентиром для совести вступающих в брак есть нравственные нормы, обобщенные в практике современной семьи:

Регистрация брака соответствующими государственными органами есть не только юридический акт, но и форма принятия моральных обязательств, вытекающих из брака. Есть сотни тысяч семей, не зарегистрированных в органах ЗАГСа. Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен подчиняться законам брака:

Морально оправданным есть тот брак, который заключается по взаимной любви;

Решение о вступлении в брак должно принадлежать только вступающим в него;

Необходимо быть социально и психологически подготовленным к вступлению в брак.

Нравственно регулируется не только вступление в брак, но и развод.

Если между супругами исчезли взаимные уважение, дружба, любовь и семья не выполняет свои функции, то расторжение брака есть нравственным. Здесь развод лишь официально фиксирует то, что уже произошло – распад семьи.

В семейных отношениях в силу их сложности, интимности и индивидуальности возникает множество противоречий, которые могут регулироваться только с помощью морали. Нравственные нормы, регулирующие семейные противоречия, просты, но емки по содержанию и значимости. Вот основные из них: взаимная любовь между супругами; признание равенства; забота и чуткость в отношениях; любовь к детям, воспитание и подготовка их к трудовой социально полезной жизни; взаимопомощь во всех видах деятельности, в том числе и бытовом труде.

Требование взаимной любви, равенства и взаимопомощи супругов – основа, от которой зависит решение многочисленных вопросов, ежедневно возникающих в семье и проявляющихся в столкновении различных интересов, мнений.

Особую важность представляет моральная обязанность по воспитанию детей. Выполнение семьей функции воспитания детей может успешно осуществляться, если в семье устанавливается атмосфера дружбы, взаимоуважения, взаимопомощи, разумной

требовательности к детям, уважение к труду.

Благотворно влияет на человека лишь здоровая, благополучная семья, создание которой требует значительных усилий и определенных качеств личности. Неблагополучная же скорее усугубляет, ухудшает его положение. Немало неврозов и других психических заболеваний, аномалий имеют свои источники именно в семье, во взаимоотношениях между супругами.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи.

Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

1) вступление в брак – образование семьи;

2) начало деторождения – рождение первого ребенка;

3) окончание деторождения – рождение последнего ребенка;

4) “пустое гнездо” – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

5) прекращение существования семьи – смерть одного из супругов.

На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

Семья – это сплав трех любовей: супружеской, родительской и детской. Любовь неотделима от долга, верности, самодисциплины, общности интересов и целей, ответственности, взаимного уважения

1.2 Типы семьи

Каков же тип семьи существует в современном обществе?

В современных условиях семью характеризует:

во-первых, социально-классовый признак – семья рабочего, работника сельскохозяйственного производства, представителя интеллектуального труда и т.п.;

во-вторых, городская, сельская (по типу населения);

в-третьих, однонациональная, межнациональная (по национальному признаку);

в-четвертых, по времени существования (семья молодоженов, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста, семья старшего супружеского возраста, пожилые супружеские семьи и т.п.);

по количеству членов семьи (бездетные семьи, малодетные семьи, многодетные семьи и т.п.)

А также неполные семьи (в которой представлен лишь один родитель с детьми); отдельные, простые (или нуклеарные – от слова нуклеа – ядро); семьи – супруги с детьми или без детей, живущие отдельно от родителей и других родственников, они обладают полной самостоятельностью и поэтому организуют свою жизнь так как им того хочется (чаще – как сложится); сложные семьи (расширенные ) – состоящие из представителей нескольких поколений; большие семьи – состоящие из трех и более супружеских пар. По особым условиям семейной жизни выделяют ряд типов семьи :

Студенческая семья (сейчас примерно в каждом третьем браке в Украине один из супругов – студент);

Дистатные семьи (семьи, которые юридически зафиксированы, а фактически их нет).

По характеру распределения семейных обязанностей , по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, социологи выделяют на сегодняшний день три основных типа семьи.

Традиционная (или патриархальная) семья. Такой тип организации семьи предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине.

Для традиционной семьи характерны :

Экономическая зависимость женщины от супруга;

Функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж-кормилец, жена- хозяйка);

Признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.

Нетрадиционная семья. В ней сохраняются нетрадиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских обязанностей, но в отличие от семей первого типа без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорскими, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключительное» право на домашний труд.

Эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа характерны:

Справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем (так называемая «ролевая симметрия»);

Обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений;

Эмоциональная насыщенность отношений.

По качеству отношений в семье выделяют множество типов, но четкого различия между ними не установлено. В частности, выделяют семьи: во-первых , благополучные, счастливые; во-вторых , устойчивые; в-третьих , проблемные; в-четвертых , конфликтные;

в-пятых, социально-неблагополучные семьи.

Анализ и характеристика типов семьи не исчерпывает их разновидности.

1.3 Социальные функции семьи.

Семья всегда выполняет целый ряд функций, среди которых важнейшими являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно- экономическая и рекреационная.

Репродуктивная функция - это воспроизводство людей. Сейчас средняя семья в России состоит из 3,2 человека. . Этот показатель существенно различается в зависимости от региона бывшего СССР. Наибольший показатель имеет население Таджикистана и Азербайджана (средняя численность детей составляет 5-6 человек), а наименьший показатель – население стран Прибалтики, Белоруссии. Здесь значительный удельный вес занимает семья с одним ребенком. Наличие единственного ребенка характерно для большинства городских семей.

И хотя в 80-е годы количество таких семей уменьшилось, даже простое воспроизводство находится под угрозой. Пока этот процесс не остановлен, сохраняется вполне реальная возможность депопуляции населения в ряде регионов страны. Чтобы через 25-30 лет уровень населения в нашей стране не снизился, необходимо, чтобы количество детей в каждой семье было бы не менее двух, а лучше трех. Статистика показывает, что для простого воспроизводства населения России необходимо, чтобы примерно 50% семей имело по двое детей и 50%- по трое. .

Но социально- демографическая ситуация в настоящее время вызывает большую озабоченность у многих специалистов.

Для нее характерны: снижение уровня рождаемости, старение населения, увеличение количества однодетных и бездетных семей, рост внебрачной рождаемости.

Среди мотивов ограничения числа детей преобладают следующие: на первый план выходят материально- экономические причины и появляется такой мотив, как неуверенность в завтрашнем дне, большой рост разводов.

Исследования показывают, что не только конфликтующие, но и сравнительно благополучные в плане стабильности пары нередко не решаются заводить второго, третьего, а подчас даже одного ребенка, опасаясь, что их брак будет столь же непрочен, как и многие другие. Наблюдаются непропорционально большие различия между рождаемостью в разных регионах страны и у разных групп населения. Наиболее низкая рождаемость в крупных городах. У женщин с высшем образование показатель рождаемости почти в три раза ниже, чем у женщин с начальным образованием.

Сложившаяся ситуация чревата по меньшей мере двумя опасностями . Первая состоит в том, что ряд регионов оказался перед чертой, за которой может начаться депопуляция.

Вторая опасность- возрастание у населения патологического груза, врожденной умственной отсталости и тяжелых наследственных заболеваний.

Вместе с тем надежды на рост рождаемости при сохранении существующего положения, когда подавляющее большинство женщин вне зависимости от числа воспитываемых детей, от своего отношения к профессиональной деятельности и материнству должны работать, всего лишь прекраснодушная утопия. Если к этому прибавить угрозу безработицы, рост цен на товары детского ассортимента, то перспективы становятся почти катастрофическими. Социологические исследования по демографической проблематике обнаруживают устойчивую тенденцию: идеальное количество детей всегда выше желаемого, желаемое - выше фактического. При этом с увеличением опрашиваемых эти показатели изменяются в сторону уменьшения.

Таким образом, семьи, обладающие оптимальными возможностями в области воспроизводства и воспитания нового поколения, почти до предела ограничивают свою репродуктивную функцию.

С репродуктивной функцией тесно связана другая функция семьи- воспитательная. Давно известно, что для нормального, полноценного развития ребенка семья жизненно необходима, и ее нельзя заменить никакими другими институтами или общественными учреждениями.

Психологи и педагоги отмечают, что если с рождения до трех лет ребенок лишен достаточного количества внимания, заботы, теплоты, непосредственного эмоционального контакта со взрослыми и прежде всего с матерью, то естественное протекание формирования многих социально значимых качеств детей нарушается, растягивается на продолжительное время, а в некоторых случаях блокируется полностью, становится неполноценным.

Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает и атмосфера внутри семьи. Установлено, что пьянство родителей выступает одной из важнейших причин негативных отклонений в поведении детей и детской преступности. Особую озабоченность вызывает растущий алкоголизм женщин. При этом наблюдается весьма тревожный симптом: темпы роста женского алкоголизма в полтора- два раза превышают темпы роста мужского алкоголизма.

Многие факторы падения воспитательной роли семьи тесно связаны с происходящими в ней серьезными переменами. Переход от семьи традиционного типа к современной, основанной на равенстве супругов, привел к утрате непререкаемого авторитета мужчины и снижению согласованности воспитательных воздействий родителей. В современной семье нередки разные, а то и взаимоисключающие понятия матери и отца о воспитании, о том, как надо жить вообще.

Социологи выделяют несколько достаточно устойчивых стереотипов семейного воспитания .

1. Детоцентризм, то есть всепрощенское отношение к детям, ложно понимаемая любовь к ним. В таких семьях дети вырастают избалованными, не приемлют разумных запретов и обязанностей, в том числе и долга перед родителями. Подобная тенденция характерна для тех семей, в которых растет один ребенок или воспитание возложено на бабушек или дедушек, оберегающих своих внуков от жизненных трудностей. В результате вырастают эгоистичные молодые люди, не умеющие и не желающие брать ответственность на себя.

2. Профессионализм, то есть тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели – профессионалы в детских садах и школах. Такие родители считают долгом прежде всего материально обеспечить своих детей. Чаще всего их воспитательные воздействия имеют форму строго запрета, брани и даже телесных наказаний. Таким образом, родители и дети оказываются выключенными из жизни друг друга, уровень доверительности в их общении минимален, круг совместно обсуждаемых проблем крайне узок. В силу этого у ребенка в такой семье отсутствует опыт диалога со взрослыми, слабо развита потребность во взаимодействии со старшими, что впоследствии может осложнить его социальные контакты.

3. Прагматизм , то есть, воспитание, цель которого- выработка у детей «практичности», умения «ловко устранить свои дела», ориентации прежде всего на получение непосредственной материальной выгоды. Очевидно, что существует опасность усиления прагматической тенденции в воспитании при переходе к рыночным отношениям, когда именно утилитаристское поведение расценивается на уровне обыденного сознания как наиболее адекватное новым условиям, как стратегия выживания.

В семье главным образом воспитываются дети. Но этим далеко не исчерпывается ее воспитательная роль. Семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена, расширяя или, наоборот, ограничивая пространство для самореализации не только детей, но и взрослых.

Хозяйственно- экономическая функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, проблему распределения домашнего труда и т.д. В нашей стране, где невысок уровень механизации в быту, труднодоступна сеть бытовых услуг, бытовые проблему ложатся в первую очередь на плечи женщин, усугубляя и без того нелегкий конфликт ролей – противоречия между профессиональной деятельностью женщин и ее семейными обязанностями, между ролью жены, матери и труженицы.

Однако массовые опросы показывают, что небольшой процент женщин (5%) выбирают в качестве наиболее привлекательного образ жизни семейной неработающей женщины, посвятившей себя исключительно заботе о детях и муже. .

Уравнивая себя с мужчинами в отношении к работе, продолжительности рабочего времени и размеров отпусков допускает всего 1% опрошенных женщин. . Между тем половины считают, что рабочее время женщин могло бы быть короче, чем у мужчин, а ежегодный отпуск – длиннее.

Однако учитывая существенное положение дел, сознавая, что государство не способно предоставить женщин выбор предпочтительного для них образа жизни, единственный реальный вариант решения проблемы двойной занятости женщин- перераспределение семейно- бытовых обязанностей.

Реакционная функция семьи приобретает все большое значение в наше время. В условиях убыстряющегося ритма жизни, роста всякого рода социальных и психологических нагрузок, увеличения количества стрессовых ситуаций семья принимает на себя особую терапевтическую роль. Она должна стать «оазисом» спокойствия, уверенности, создавать столь же важное для человека чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечивать эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса. Реакционная функция включает в себя и духовно- эстетические моменты, в том числе организацию семейного досуга и отдыха. Реакционные аспекты семейной жизни теснейшим образом связаны с культурой семейных отношений, а это, как никогда ранее, влияет на жизнедеятельность вообще, на ее стабильность и в конечном счете на само существование брачной пары.

Понятно, что все функции семьи тесно взаимосвязаны, но их соотношение и удельный вес могут быть различными.

2. Психология семьи .

2.1 Культура и искусство общения в семье

Культура супружеского общения – непременное условие бесконфликтной семейной жизни и способ безболезненного устранения многих затруднений супругов, разрешения их споров.

Всегда нужно стараться видеть в другом что-то хорошее – это очень сближает супругов. Человек вообще очень точно и тонко чувствует то, каким его видит другой, и часто именно отношение партнера определяет дальнейшее общение. Не пытайтесь сделать из супруга своего психологического двойника, это создаст ситуацию будущей напряженности. Не двойник, а собеседник делает общение интересным .

Особенно молодым супругам важно не только, что сказать или сделать, но и как это будет сказано или сделано. Добрачная влюбленность, замещаясь супружескими отношениями, уже не удовлетворяется отдельными вспышками бурной страсти. Она становится более спокойным чувством, проявляющимся не в постоянных восторгах и обожании, а в повседневной заботе о любимом человеке и умении искусно вплести любовь в повседневность. Проявления супружеского чувства многообразны: забота о настроении партнера, о его здоровье, питании и т.д. Особенно важно, как считают специалисты, поддерживать чувство собственного достоинства друг друга. Проявление уважения и нежности исключает грубость и небрежность. Внимание к супруге, оказанное на улице, в компании, особенно дорого ей. Поэтому правилом хорошего тона для мужей считается:

Хвалить платье и прическу жены;

Поблагодарить за обед;

Подать ей руку на улице, в транспорте;

Подать пальто;

При жене не обсуждать достоинств других женщин, не оглядываться на проходящих красавиц.

Хороший тон для жен:

Носить ту одежду, которая нравиться мужу;

Чаще готовить его любимые блюда;

Спрашивать совета;

Не мешать его служебным делам;

Не сравнивать с другими мужчинами;

Если супруги любят друг друга, чувствуют глубокую симпатию, но не могут найти общий язык, они испытывают большие затруднения. Любовь сближает; но семья – минимум два разных человека со своими отношениями к различным сторонам жизни . В семье неизбежны столкновения мнений, представлений, интересов, потребностей. Полное согласие не всегда возможно даже при желании. Кому-то из супругов при такой ориентации пришлось бы отказываться от своих стремлений, интересов и т.д.

Критика может быть мощным оружием. Но критиковать надо уметь. Прежде всего, внешне семейная критика как можно меньше должна быть похожа на критику. Надо помнить, что цель ее не обвинять, а помочь стать лучше. Нужно критиковать лишь его отдельные действия или поступки.

Чем лучше отношения между супругами, тем легче им воспитывать детей. Родительское воспитание – прежде всего большая работа по построению постоянного и прочного психологического контакта с ребенком в любом возрасте. В общении с детьми не следует обоим родителям во всем проявлять солидарность – она должна быть только лишь в оценке негативного поступка. Поддержание контакта особенно важно в общении с ребенком. Родителям надо знать самооценку своего ребенка и, не отвергая и не критикуя ее, советовать, что же нужно ему для того, чтобы соответствовать ей.

Знание правил культуры общения позволяет избегать многих конфликтов и сохранять добрые отношения, даже если возникают серьезные разногласия. Кроме того, при явно выраженном конфликтном поведении одного из супругов или членов семьи применение правил другими значительно снижает напряжение, делает внутрисемейную обстановку гораздо более спокойной и создает благоприятную ситуацию для нормализации отношений.

Умение найти компромисс – очень важное умение . Откровенный эгоизм, неуступчивость, детское упрямство приводят лишь к большему обострению разногласий.

Культура общения принадлежит к тем редким проявлениям человеческой деятельности, которые нельзя заменить чем-то другим; роль ее настолько значительна, настолько высока ее универсальность и эффективность в различных ситуациях семейной жизни.

Ощущение полноты жизни создают человеку любимая работа и благополучная семья. Они поднимают и окрыляют человека, делают его жизнь осмысленной и интересной.

2.2 Женщина и семья

Сегодня мало кто оспаривает тот факт, что ключевая роль в семье принадлежит женщине . Именно ее сознание, поведение, ее роль как супруги, матери, работницы предъявляют к ней высокие требования.

Несомненно, что профессиональная деятельность, общение с людьми, участие в общественной жизни расширяют кругозор женщины, обогащают ее интеллектуальный и эмоциональный мир и уже этим создают возможность для возрастания шансов матери как воспитательницы, повышают ее авторитет в глазах ребенка. Но наряду с этим вовлечение женщин в общественное производство нередко оборачивается и серьезными потерями в области воспроизводства главной производительной силы- человека.

Статистика фиксирует обратную корреляцию между уровнем профессиональной занятости женщин и уровнем рождаемости. Причем на уход за детьми профессионально занятые женщины тратят значительно меньше времени, чем не работающие. Время, специально отведенное на общение с детьми работающей матерью, практически малозначимо. Эта тенденция сокращения рождаемости особенно наглядно проявляет себя в условиях социальной неопределенности, что характерно на нынешнем этапе рыночных отношений.

Эта двойственность влияния профессиональной занятости женщин непосредственно переносится и на процесс воспитания. Однако положительные и отрицательные моменты данного воздействия зависят как от нравственно- психологического климата в семье, так и от личности матери, уровня ее образования, авторитета у ребенка. Следовательно есть семьи и профессии, где указанное влияние является положительным, но немало и таких, где профессиональная работа матери приносит больше вреда, чем пользы.

Огромна роль женщины как организатора семьи, как хранительницы семейного очага в самом лучшем смысле этого слова. Умение строить семью - особый дар женщины . В настоящее время, как показывают исследования, никогда не ссорится примерно четверть семей. Но сравнительно широкая распространенность конфликтов говорит о том, сколь велико для функционирования семьи умение не обострять, а преодолевать ссоры, то есть созидать, формировать культуру супружеских взаимоотношений, которую надо целенаправленно воспитывать и в семье, и в школе. Культурой же определяется и отношение супругой к самому воспитанию детей, в частности понимания смысла и значения нравственного воспитания в формировании личности.

Но мир в семье не покупается беспринципностью поведения женщины. Нередки ситуации когда женщина идет на унижение, мирится с тем, что в семье пьющий муж, от которого страдают и она, и дети.

Конфликты чаще всего возникают на почве алкоголя не только в близких к распаду семьях, но и в относительно благополучных. Однако следует заметить, что нередко развод возбуждается и без должных оснований.

Важной причиной, сдерживающей проявление созидательной роли женщины, является недооценка социальной сферы, службы быта, которая непосредственно затрагивает интересы миллионов. В этом находит свое отражение «своеобразная глухота», пренебрежение к специфическим нуждам женщин. По данным ряда ученых, отрасли обслуживания берут на себя всего лишь 1/5 затрат времени населения, связанных с ведением домашнего хозяйства. Остальные4/5 «падают», как правило на плечи женщин. Из всего стираемого стране белья в среднем на душу населения в конце 70-х годов только 1,5-3% его объема обрабатывалось на фабриках- прачечных. . Известно, что посещение магазинов, приготовление пищи является до сих пор «привилегией» женщин. На это расходуются миллиарды часов. Рыночные отношения не улучшили, а наоборот, усугубили ситуацию: в большинстве семей данные домашние заботы перешли в «компетенцию» женщины при массовом сокращении или закрытии всех учреждений сферы обслуживания.

И мировой, и отечественный опыт функционирования семьи показывает, что общество должно максимально содействовать женщине в ее стремлении обеспечить рациональное сочетание ролей матери, работницы, хозяйки, облегчить ее положение по совмещению профессионального труда и материнства, помочь в воспитании детей и выполнении родительских обязанностей, в оказании психологической и педагогической помощи.

Так, например, молодой матери необходимо показать, что рост благосостояния семьи не ведет к автоматическому росту эффективности семейного воспитания. Более того, улучшившиеся материальные возможности семьи нередко используются матерью в ущерб нравственному развитию детей, усиливая в них иждивенческие настроения, формируя пренебрежение к труду- главной сфере связи человека с обществом, а следовательно, и главному источнику трудовой морали, определяющей весь образ жизни человека.

В целом же речь идет о том, чтобы превратить семью из объекта постоянной заботы только одной женщины в тесный союз людей, каждый из которых вносит свою лепту в строительство семейного очага при активном содействии общества.

2.3 Кризис семьи как социального института общества

Исследование проблем, связанных с семьей, приобретает все большое значение как в теоретическом, так и в практическом, жизненном плане. Известно, что нестабильность брака и семьи, проявляющаяся в росте числа разводов, характерна практически для всех развитых стран мира. Это объясняется влиянием урбанизации и вызванной ею интенсивной миграцией населения, эмансипацией женщин, причинами социально- экономического, культурного, этнического, религиозного характера.

В настоящее время институт семьи переживает трудные времена. Отпали многие факторы, стабилизирующие семью извне: экономическая зависимость женщины от супруга, религиозный, моральный запрет или осуждение разводов. В этих условиях определяющее значение для стабильности брака приобретают внутренние факторы, присущие семье. Многочисленные социологические исследования показывают: в основе развода в подавляющем большинстве случаев лежит конфликт между супругами, достигший такой степени, что разрешить его можно только путем расторжения брака.

Выделяют несколько уровней супружеских взаимоотношений, на которых могут происходить конфликты.

1. Психофизиологический уровень . Здесь дисгармония проявляется в нарушении сексуальной жизни. В целом явление это встречается довольно часто, однако как основную причину решения о разводе его отмечают лишь немногие.

2. Психологический уровень. В семье создается нездоровый климат, проявляющийся в постоянных ссорах, взаимных придирках, раздражительности, которая зачастую вымещается на детях.

3. Социально- ролевой уровень. Симптомы нарушения стабильности этого уровня – неправильное, неравномерное распределение семейно- бытовой нагрузки, хаотичность семейного уклада.

4. Социокультурный уровень. Здесь конфликты приобретают форму непонимания супругами друг друга, неуважения, отсутствие интереса или неудовлетворенности обращением с партнером, неприятия его жизненных ценностей, идеалов.

Причины, вызывающие конфликт на том или ином уровне могут быть

разнообразными, но по времени возникновения их можно разделить на две большие группы. Это причины, возникшие непосредственно во время брака, во время совместной жизни и общего ведения хозяйства, и причины, которые объективно существовали до момента создания семьи. Последнюю группу причин называют факторами риска , так как наличие их в период добрачного знакомства уже таит в себе опасность будущего развода.

Факторы риска связаны как с личностью человека, его происхождением, воспитанием, так и с условиями заключения брака.

К факторам риска относятся :

Большая разница в образовании и в возрасте между супругами;

Склонность к алкоголизму одного из супругов;

Легкомысленное отношение к браку, семье вообще;

Слишком ранний возраст вступления в брак;

Вероятность скорого рождения ребенка;

Слишком малый срок знакомства;

Резкое несогласие родителей на заключение брака;

Брак по принуждению, без взаимного согласия.

Эти факторы дают о себе знать буквально в первые годы совместной жизни и во многом обуславливают то обстоятельство, что более трети разводов приходится на семьи, имеющие стаж совместной жизни от одного до трех лет.

В России средний возраст впервые вступающих в брак ниже, чем в Европе и США. Он составляет 21,7 года для женщин и 23- для мужчин. В Западной Европе соответствующие показатели-25,7 и 28,4..

Это связано в первую очередь со спецификой западной системы образования. Причем тенденция к повышению возраста вступления в брак у нас пока не наблюдается.

Среди причин разводов встречается такая, как разочарование в партнере и утрата на основе этого первоначального чувства любви. Эта опасность подстерегает в первую очередь тех супругов, срок знакомства которых до свадьбы был непродолжителен (от трех до шести месяцев). Однако большая часть разводов, разумеется, из-за причин, возникающих непосредственно в результате совместной жизни.

Причины, которые указываются как ведущие при разводе, можно сгруппировать в три блока .

1.Бытовые (жилищные условия, неумение или нежелание одного из супругов вести домашнее хозяйство, материальная необеспеченность, вынужденное раздельное проживание).

2. Межличностные конфликты (утрата чувства любви и привязанности, грубость, разные взгляды на жизнь, ревнивость, мнительность). В этом блоке главным фактором является грубость и неуважение супругов друг к другу. Для женщин- инициаторов развода эти причины чаще всего оказываются связанными с алкоголизмом супруга, откуда и проистекает грубость, побои, оскорбления. Для мужчин же, как правило, грубость жены имеет принципиально другое содержание.

Это прежде всего неверие в его способности, нежелание считаться с его способностями, нелюбовь к друзьям мужа. С этим тесно связан такой фактор, как различие взглядов на жизнь - так называемое несходство характеров.

3. Вешние факторы. (измена, появление новой семьи или нового чувства у инициатора развода, вмешательство родителей и других лиц).

Конечно, все три группы факторов тесно переплетаются друг с другом. Так, измена может быть следствием невнимания, а грубость- результатом хозяйственных неурядиц.

Итак, нестабильность брака создает острые проблемы как для тех, кто хочет создать семью, так и для тех, чья семья оказалась разрушенной. Вместе с тем развод нельзя рассматривать как всецело отрицательное явление, так как свобода расторжения брака - одно из средств обеспечения социальной справедливости в семейно- брачных отношениях, средство сохранения их моральных устоев. Принципиально неверны как злоупотребление свободой развода, так и огульно негативный подход к разводам независимо от индивидуальной ситуации.

3. Заключение.

Семья - неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья - начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Семья - это и результат, и, пожалуй, еще в большей мере - творец цивилизации. Семья - важнейший источник социального и экономического развития общества. Она производит главное общественное богатство - человека.

Когда человек относится к семье как к важнейшей жизненной ценности и в создании ее крепкой и счастливой видит одну из главных задач своей жизни, то можно быть уверенным, что фундамент такой семьи прочен и внутренние ее силы позволят ей устоять в любых жизненных бурях. И наоборот, если на семейную жизнь он смотрит как на явление обыденное, а на свои семейные обязанности как на нечто малозначащее, отягощающее, то тогда трудно ожидать, что внутренние силы самосохранения этой ячейки, ее фундамент будут крепки. Будущее такого семейного союза практически предопределено. Это или безрадостное, наполненное постоянными неурядицами сосуществование, или его распад.

4.Список использованной литературы.

1. Агавелян А.С., Мезенцев С.Д. Вестник Московского Университета, 2001 г., №2. Серия «Социология и политология».

2. Антонов А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления-М:1990г.

3. Лавриненко В.Н., Нартов Н.А. Социология. Учебник для вузов- М: «Культура и спорт», Юнити, 1998г.

4. Смелзер Н. Социология: пер. с англ.- М: Феникс,1998г.

5. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М: Прометей, Юрайт,1999г.

Социальная роль семьи в современном обществе

Какую сторону развития ребёнка мы бы ни взяли, всегда окажется, что основную роль в его эффективности на любом возрастном этапе играет семья. Поэтому ограничимся несколькими аспектами.

1 Семья обеспечивает эмоциональное и физическое развитие ребенка. В младенчестве и в раннем детском возрасте семья играет определяющую роль, которая не может быть заменена другими институтами социализации. В детском и школьном возрасте её влияние остаётся ведущим, но перестаёт быть единственным. Затем её роль постепенно уменьшается.

2 Семья влияет на формирование психологического пола ребёнка. В первые три года жизни – это влияние определяющее, потому что именно в семье идёт необратимый процесс половой типизации. Благодаря этому процессу ребёнок усваивает атрибуты своего пола. Также существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на следующих возрастных этапах, помогая или мешая формированию психологического пола ребёнка.

3 Семья играет большую роль в умственном развитии ребёнка, а также влияет на отношение детей и подростков к учёбе. И во многом определяет её успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи и интересы её членов сказываются на интеллектуальном развитии ребёнка. Какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к самообразованию и к продолжению образования.

4 Семья имеет важное значение в овладении ребёнком социальными нормами. А когда речь идёт о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. Исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье обусловлены взаимоотношениями и атмосферой в родительской семье. Родители, которые сами в детском возрасте пережили недостаток внимания и которые не решили в семье свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не всегда способны установить со своим ребёнком тесную эмоциональную связь.

5 В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации ребёнка, проявляющиеся в межэтнических и социальных отношениях. Определяющих его стиль жизни, уровень и сферы притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

6 Семья играет большую роль в процессе социального развития ребёнка в связи с тем, что её поддержка, одобрение, осуждение или безразличие сказываются на притязаниях ребёнка. Помогают или мешают ему искать выходы в сложных ситуациях, устоять в меняющихся социальных условиях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни.

Современные семьи разнообразны, и во многом от этого зависит то, каким содержанием наполняется в них социализация, каковы её результаты. Так, по результатам исследований социализация в большой группе семей имеет явно антисоциальные характер и результаты. По некоторым данным, до 23 % семей в нашей стране не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 13 % - формируют правонарушителей.

Важной характеристикой семейного воспитания является его стиль, т.е. типичные для старших система приёмов и характер взаимодействия с младшими. В зависимости от меры его мягкости или жёсткости стиль может быть определён как демократический или авторитарный.

Авторитарный стиль характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших, жестко добиваться выполнения своих требований, пресекать их инициативу, полностью контролировать их интересы, поведение и даже желания. Это достигается с помощью наказаний и контроля за жизнью младших.

В некоторых семьях это проявляется в стремлении полностью контролировать не только поведение, но и мысли и желания детей, их внутренний мир, что может привести к острым конфликтам. Немало матерей и отцов, которые фактически рассматривают своих детей как глину или воск, из которых они стремятся "лепить личность". Если же ребёнок сопротивляется, его наказывают.

При таком стиле воспитания взаимодействие между младшими и старшими происходит по инициативе старших, младшие проявляют инициативу лишь в случае необходимости получить разрешение на какие – либо действия. Коммуникация направлена исключительно или преимущественно от старших к младшим. Такой стиль воспитания, с одной стороны, дисциплинирует младших и формирует у них желательные для старших установки и навыки поведения. С другой стороны – может вызвать у них отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, агрессию и протест зачастую вместе с пассивностью и апатией.

Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить хорошие отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять самостоятельность и инициативу. Доверие к младшим в принципе отличает тип контроля за ними по сравнению с авторитарным стилем воспитания, делает основными средствами воспитания поощрение и одобрение.

В реальной жизни демократический и авторитарный стили воспитания в чистом виде встречаются не очень часто. Обычно в современных семьях практикуются компромиссные варианты, которые ближе к одному или другому стилю. Кроме того, старшие члены семьи могут реализовывать неидентичные друг другу стили (например, отец – авторитарен, а мать – более демократична).

Есть семьи, в которых мать стремится не столько формировать личность ребёнка, дисциплинировать его, сколько помогать его индивидуальному развитию, добиваясь понимания, эмоциональной близости, сочувствия. В то же время отец стремится подготовить ребёнка к жизни через тренировку его воли, обучения полезным и нужным умениям (согласно его представлениям).

Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же материальными и духовными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются матерями и отцами в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли матери и отца в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к любви к окружающей природной среде и людям, к труду, уважению к старшим, зависит то, каким будет наше общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах справедливости и добра или же наоборот? В этом случае очень важно постоянное общение в семье. Ведь общение – это один из основных факторов формирования личности ребёнка. Именно доверительное общение в семье является одним из важных условий для благоприятного психоэмоционального состояния ребенка.

Семья - не просто ячейка общества, как принято говорить. Это маленькое «государство» со своим уставом, самое важное в жизни, что есть у человека. Поговорим о ее ценности и о многом другом.

Каково значение семьи в жизни человека?

Семья - то место, откуда все начинается: рождение, воспитание, передача традиций и ценностей, приобщение к социуму, обучение морали и нравственным принципам, в соответствии с которыми нужно жить, любовь к отчизне.

Семья ассоциируется в первую очередь с родителями. Именно они играют главную роль в жизни каждого ребенка, дают путевку в светлое будущее, воспитывают в нем доброту, человечность, тактичность, помогают развить эмпатию.

Немаловажное влияние на развитие оказывают братья и сестры. Старшие дают чувство эмоциональной защищенности, комфорта. Легче происходит познание окружающего мира и выстраивание контакта с людьми. Младшие также играют великую роль, так как по отношению к ним старший ребенок проявляет заботу, опеку, доброжелательность, оказывает внимание, помощь, демонстрирует человечность, дает чувство защищённости, любовь и тепло. Значение семьи в жизни человека безгранично велико.

Семейные узы - всему начало

Семья - это группа людей, которые связаны между собой брачными или родственными узами. В психологии и педагогике семья определяется как небольшая социальная группа, основа которой - брачный союз супругов, обрастающий родственными отношениями двух и более людей, которые живут вместе.

Признаки семьи

Маленький социум обладает рядом уникальных свойств:

  1. Вступление в эту общность происходит исключительно на добровольной и безвозмездной основе.
  2. Общими между членами семьи могут быть бюджет, совместное проживание и ведение хозяйства, приобретение любого имущества, материальных ценностей.
  3. Наличие общих детей.
  4. Соблюдение прав и обязанностей, предусмотренных законодательством.
  5. Участники группы связаны моральным, психологическим и нравственным единством.

Роль семьи в жизни человека и общества

Семья выполняет множество важных функций, которые обеспечивают ее жизнедеятельность. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Первоочередная - репродуктивная. Преследует осуществление общественной и индивидуальной задачи. Первая отвечает за воспроизводство численности населения, вторая - удовлетворение природной потребности в рождении детей.
  2. Воспитательная. Это социализация и воспитание детей до их совершеннолетия. Крохе передаются семейные традиции и ценности, прививаются моральные принципы.
  3. Экономическая. Семья обеспечивает удовлетворение первичных потребностей - кров, еда и питье, одежда. Члены малой общности ведут совместное хозяйство, приобретают и накапливают материальные блага и ценности с целью передачи подрастающему поколению.
  4. Восстановительная. Человек нуждается в защите, любви и заботе. Неудовлетворенность этих базовых потребностей ведет к проблемам, связанным с физическими и психологическими заболеваниями, вследствие чего появляются депрессии, всплески агрессии и нервные срывы как внутри семьи, так и за ее пределами. Это влечет расторжение брака, дети растут не в полноценной семье. Все зависит от если крепок общий дух, близкие уважают, любят друг друга, ценят, идут на уступки, могут организовать досуг и быт, их семейный корабль никогда не разобьется о рифы проблем.

В семье очень важна благоприятная эмоциональная обстановка. Поговорим об этом.

Психологический климат

Значение семьи в жизни человека для каждого определятся по-разному. Одни чтят и уважают, высказывают благодарность своим родным, другие же не находят в этом ценности. Все зависит от того, в какой среде и как воспитывался человек.

Выделяют благоприятный и неблагоприятный климат.

Климат в семье можно определить следующими характеристиками: эмоциональным состоянием, взаимопониманием, сплочённостью и так далее. На него влияют взаимоотношения супругов, их отношение к другим людям, к остальным членам семьи. В благополучной семье психологический климат обусловлен доброжелательностью, заботой, чувством долга и ответственностью, характеризуется общностью интересов жены и мужа. Теперь более понятно, какое значение семья имеет в жизни человека - первостепенное.

Поговорим о семейных ценностях

Крепкая и дружная семья - маленький кирпичик надежного фундамента большого здорового социума, поэтому роль современной семьи в жизни каждого человека в отдельности и общества в целом очень велика. Ценности - это стены маленькой ячейки общества, это правила и нравственные принципы, устои, традиции, по которым она живет, которые старается не нарушать. Судя по ним, можно определить, какое значение семья имеет в жизни человека. Рассмотрим главные из них:

  1. Правдивость. Честность в отношениях - основа всего. Без нее не получится создать крепкий и надежный тыл. Необходимо почитать любое ее проявление, здраво воспринимать критику, ибо в другой раз вы не услышите правды в свой адрес.
  2. Гибкость. Очень важно проявлять лояльность, чтобы избежать ненужных ссор и распрей.
  3. Сплоченность. Членам семьи нужно иметь личное пространство и свободу для различного рода деятельности. Но каждый должен четко знать, что он имеет крепкую семью, в которую всегда может вернуться. Чтобы быть одним целым, необходимо вместе проводить досуг, встречаться с родственниками.
  4. Прощение. Нужно уметь прощать, не обижаться по пустякам. Жизнь настолько коротка, чтобы тратить ее на ненужные, отнимающие энергию, время и силы ссоры.
  5. Щедрость. Нужно с детства учить детей отдавать, не требуя взамен. Это и есть закладка таких ценных качеств, как эмпатия, чувствительность, тактичность, сопереживание, человечность и так далее. Ведь если этого не дать крохе в начале его жизненного пути, он потом не восполнит пустоту души.
  6. Традиции. Поговорим о том, что такое традиции семьи. У каждой они разные. Одни ежегодно посещают могилы дедов, собираясь с родственниками со всех концов света. Другие традиционно празднуют постоянно день рождения сына на природе с палатками. Третьи каждую пятницу устраивают домашний кинотеатр с попкорном. Важно прививать с детства заинтересованность в предках, учить их почитать и помнить. Можно вместе составить дерево жизни - нужно знать своих предков, свои корни.
  7. Любопытство. Нужно вовремя замечать и удовлетворять любопытство крохи, помогать ему познавать мир.
  8. Общение. Очень важная ценность в каждой семье. Нужно говорить всегда и обо всем. Общение формирует доверие, на котором все держится.
  9. Ответственность. Она появляется с возрастом, но прививать ее ребенку необходимо с детства. Начиная с уборки игрушек, поддержания порядка в комнате, ухода за домашним животным и так далее. Ребенку легко будет идти по жизни, обладая этим бесценным качеством.

В зависимости от имеющихся семейных ценностей, благоприятного климата, сложившихся моральных принципов и устоев, формируется образ семьи, который станет лицом сплоченной социальной группы. Крепкий тыл будет обеспечивать здоровое эмоциональное и физическое развитие каждого участника семьи: жены, ребенка, супруга.

А какова роль семьи для ребенка?

Семья - то место, где малыш произнес слово «мама», сделал первые шаги. Родители стараются дать своему крохе все самое лучшее, заботу, ласку, любовь, прививают духовные и моральные принципы, учат познавать мир. Малыш сможет оценить ее роль в своей жизни, только будучи взрослым. Но родители должны рассказывать и демонстрировать значимость семьи, чтобы ребенок знал, что всегда может обратиться к ним за помощью и поддержкой. Понимание того, что он имеет крепкую семью, дает уверенность, силу.

Демонстрируйте важность родства ребенку

Для чего это нужно? Дети умеют лишь копировать действия взрослых людей, они перенимают поведение родителей. Поэтому важно, чтобы последние были образцом подражания для своих крох, показывая на личном примере значение семьи в жизни человека.

Практические советы:

  1. Семья всегда на первом месте. Необходимо как можно чаще проводить время вместе. Это семейные праздники, ужины, завтраки, ведь дети видят и перенимают ту трепетность чувств, которую проявляют близкие и родные друг к другу.
  2. Не пренебрегайте уважением. Нужно начинать с себя. Если вы не будете уважать родных, чужих людей, своих детей, в конце концов они так же будут относиться ко всем, а это страшно.
  3. Создавайте вместе семейные традиции.
  4. Приобщайте детей к домашней работе, хвалите их за это обязательно.
  5. Показывайте свою любовь к ним. Чаще обнимайте, целуйте, говорите теплые слова.
  6. Демонстрируйте сыновьям идеал семейного мужчины, чтобы он воспользовался этой моделью поведения и в будущем создал свою крепкую и надежную семью.

Детки должны воспитываться в здоровых семьях, тогда они будут эмоционально стабильнее и сильнее, уравновешеннее, увереннее в себе. Имея такой багаж за плечами, они никогда не станут социально опасными людьми и будут обществу, уважать себя, семью, социум, в котором живут, и существующие законы, правила и устои.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама