THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Фольклор всегда был важной частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и дожинание последнего снопа в поле, молодёжные гулянья и рождественские обряды.

Обрядовые песни - это песни, которые исполнялись во время самых разных обрядов и являлись необходимой их частью. Считалось, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.

Беременность, роды и раннее детство. Неспособность нести детей - это проклятие, за которое женщины несут ответственность. Говорят, что они «вымершие очаги» или «шайбы мертвых». Чтобы облегчить стыд, необходимо найти причину. Несчастье может быть результатом заклинания, брошенного злыми намерениями знакомых, которые, закрывая штырь безопасности, «заперли пару», то есть не дали им полового акта. Чтобы «ослабить булавку», нужно идти к до'агару, который призывает духов, чтобы определить источник или источники заклинания, и пытается сломать замок, связывая языки врагов.

Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они своё название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарём - распорядком работ по временам года.

Календарно-обрядовые песни

Колядки

Женское бесплодие также может быть мести спектрального близнеца, дух, на которого она может случайно бросить кипящую воду. Затем до'агар обращается к дженну, извиняется перед жертвой за неудобства, читает и пишет соответствующие молитвы на листе бумаги, который женщина пьет стаканом воды. Женское бесплодие может также возникнуть из-за того, что «карантин», который следовал за ее свадьбой или предыдущим рождением, «упал на нее», поэтому она окружена с большой осторожностью в этот период и, прежде всего, не ушла в одиночку, особенно ночью.

Угрозы, нависшие над ней, могут быть заразными. Если две новые невесты или две новые матери пересекаются, они должны немедленно обменять иголки и штыри, которые их защищают, опасаясь, что карантин будет «падать» на другого, как будто счастье было ограниченным домом и жертвой ревности и соперничество других. Если, несмотря на все эти меры, женщина не забеременеет, они обращаются к другим традиционным средствам правовой защиты, которые используют символику оплодотворения воды и фруктовых деревьев, число сорок «для отсечения карантина».

Рождественско-новогодние праздники начинались колядованием 1 . Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок - песен, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатого урожая, изобилия и т. д. Началу года придавалось особенное значение: как встретишь Новый год, таков он и весь будет. Весёлые, коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий.

Старуха наполняет чашу водой, ударяет над ней, произнося молитвы и восхваляя пророков, передает ее молодой женщине, которая, произнеся благочестивые слова, выпивает небольшое количество и изливает остаток у подножия плодового дерева. Бесплодная женщина сидит под фруктовым деревом и льет ей на голову содержимое маленького горшка, наполненного водой, смешанной с монетами, забитыми кузнецом, или соком из сорока растений, которые она собрала. Другие методы, основанные на принципах аналогии или по принципу заразы, используются для лечения бесплодия.

    Коляда, коляда!
    Подавай пирога,
    Блин да лепёшку
    В заднее окошко!

    Новый год пришёл,
    Старый угнал,
    Себя показал!
    Ходи, народ,
    Солнышко встречать,
    Мороз прогонять!

Обряд колядования - обход дворов с праздничными пожеланиями хозяевам и получением за то подарков - существовал у всех славянских народов. Песни, которые при этом исполнялись, на Руси назывались по-разному: «колядки» (на юге страны), «овсень» (в центральных областях), «виноградье» (на севере). Традиционно такие песни начинались с поздравления с праздником, затем шли пожелания добра и здоровья хозяевам, а в конце - требование подарков.

Традиционно во время свадебной церемонии ребенок помещается рядом с невестой, либо на лошади, которая ведет ее к месту жительства ее тещи, либо на ее стороне, когда она принимает поздравления гостей. Женщины, которые хотят родить детей, могут пожелать, пока подвешивают маленькую колыбель к ветке священного дерева или кладут два камня или два куска дерева в виде колыбели во дворе святилища или вдувают бутылку как во время родов. Ее также можно попросить пить воду, используемую для впитывания пояса ее мужа.

Другие обычаи сочетаются с ритуалами шиитов, такими как практика «семи» или «сорока пластин». Каким бы ни был контекст, она может добавить к своему желанию обещание забрать своего ребенка в святилище Имама Али аль-Реэны в Машхаде или дать ему имя «слуга имама так себе» или дать ему долг сакка в течение месяца Моаррам. У беременной женщины есть тяга и ее семья пытается предсказать пол и физические характеристики ожидаемого ребенка. В частности, она жаждет кислых дегустационных продуктов, и поэтому ее мать готовит супы из дикого граната или зеленой сливы.

Масленичные песни

Масленица праздновалась на последней неделе перед Великим постом. Она отличалась весельем, гостеприимством и обильным застольем. Основная тема масленичных песен - встреча и проводы Масленицы. В песнях она весёлая обманщица: обещанный праздник проходит слишком быстро, а впереди Великий пост с его ограничениями и запретами.

Она охотно ест глину. Позитивные и гармоничные признаки интерпретируются как предзнаменования мальчика. Те, кто смотрит на беременную женщину, а также на беременных женщин, могут влиять на отличительные черты ребенка. Если будущая мать смотрит на солнечное или лунное затмение и сама царапится, у ребенка будут темные пятна на его или ее теле и волосатый моль, называемый мах-бажит. Если она смотрит на розу, у ее ребенка будет прыщ на его лбу. Если она смотрит на мертвое тело, ее ребенок будет сглаживать.

По тому же принципу аналогия, ее действия могут влиять на плод или новорожденного. На седьмом месяце беременности мать беременной женщины и ее соседи готовят аксессуары крэдла и одежду новорожденного: накрывают, матрац, с отверстием посередине для горшка, предназначенного для получения экскрементов, первого платья, оголовье, защитную полоску для пупка и т.д. в девятом месяце аксессуары доставлены на большие подносы к дому зятя.

Для проводов Масленицы сооружали страшное чучело, носили его с песнями по деревне, а потом хоронили, напевая песни, или сжигали.

    Как на Масленой неделе
    Со стола блины летели,
    И сыр и творог -
    Всё летело под порог!
    Как на Масленой неделе
    Из печи блины летели.
    Весело было нам,
    Весело было нам!
    Прошла Маслена,
    Кончилось гулянье,
    Идем теперь
    На отдыханье!

    Роды традиционно контролируются акушеркой. Рожденная женщина сидит на верхушечных коленях опытной женщины, которая сама садится на низкий стул. Чтобы облегчить толкание, она дует в бутылку. Большой круглый медный поднос лежит под ней на земле, чтобы получить новорожденного ребенка. Если женщина, которая ее поддерживает, устает, роженица может самостоятельно пройти через труд, опираясь на наложенные кирпичи. Некоторые говорят, что девочки рождаются перед матерями; мальчики отвернулись от них, порядочно.

    Рождение девочек едва ли отмечается, а рождение мальчика вызывает радость. Чтобы помочь восстановить ее силу, новой матери дают много «горячих» блюд: сладости, тмин, жареное мясо и осветленное масло, но ей не дают пить воду в течение десяти дней. Причиной этого запрета является потенциальная угроза в течение этого периода АЛ, злого женского духа и врага новых матерей и новорожденных, которые живут в родниках.

Отношение к Масленице (изображаемой в виде соломенного чучела в традиционной крестьянской одежде) в песнях было различным. В песнях о встрече Масленицы она величалась, прославлялась, представлялась нарядной и красивой. Когда речь заходила о проводах Масленицы, отношение к ней резко менялось - она обманщица, неуклюжая, неопрятная, «подкургузка»; главная вина Масленицы состояла в том, что с её уходом наступит строгий пост, когда нельзя будет веселиться, наряжаться, устраивать застолья.

Роль акушерки не заканчивается доставкой. Она заботится о ребенке и контролирует гигиену матери, выполняет ритуальную ванну с матерью и ребенком на десятый день после рождения, а затем очищает новую мать после выздоровления. Небольшое празднование организовано, чтобы поблагодарить ее за услуги акушерки; она получает подарки от денег, хны, мыла и ткани. Приписывая особые полномочия, акушерки обеспечивают переход от природы к культуре, от биологической к социальной и религиозной. Примечательно, что именно они положили ребенка в свою колыбель и вернули его матери во время церемонии гарадани или в канун седьмого дня после рождения.

Весенние песни

Обряды, связанные со встречей весны, сопровождались пением так называемых веснянок. Их не пели, а кликали (выкликали, выкрикивали), взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.

Кликанья обычно сопровождались обрядами с птичками, выпеченными из теста (жаворонки, кулики). Птичек подкидывали с высокого места или прикрепляли к шесту, крыше на нитке, чтобы они «летали» на ветру. Всё это связывали с приходом весны, весенним возрождением земли.

Показательно, что это прежде всего женское торжество должно быть традиционно зарезервировано для мальчиков. Он акцентируется танцами, песнями и ритуальными жестами, выполненными для защиты ребенка от страха грома или споров между его родителями. По этому случаю подаются деликатесы и хлеб, приготовленные с рисом матери собственной матери. Это традиционно день, когда ребенку дается имя и официально входит в общество.

Затем он кладет в свою колыбель, положение, при котором задняя часть его головы сглаживается, создавая тем, что можно назвать «формой плоской формы Гилани». Скатерть распространяется, и на нее накладываются различные предметы. Будущее призвание ребенка прогнозируется в зависимости от типа предмета, который он или она выбирает первым: если он выберет Коран, он станет священнослужителем, если он возьмет ножницы, он станет парикмахером, если он впервые коснется золота монеты, он будет ювелиром или расточителем и т.д.

    Весна, весна красная,
    Приди, весна, с радостью,
    С великой милостью,
    Со льном высоким,
    С корнем глубоким,
    С хлебами обильными.

Летние песни

Широко отмечался такой летний праздник, как Троица. Этот праздник был связан с расцветающей, входящей в силу природой.

На Троицу дома украшали берёзками, с берёзками ходили по деревне. Из берёзовых веток с листьями плели венки, на которых гадали. Гадания и хороводы сопровождались различными песнями.

В настоящее время в больницах после рождения обрезание когда-то практиковалось салманами, когда ребенку было всего несколько лет. Операция была проведена вместе с небольшим празднованием «во время сезона мушмулы» осенью, после того как сельскохозяйственный труд был завершен, а погода стала прохладнее. По этому случаю была собрана коллекция для мальчика. Когда одновременно совершалось несколько обрезаний, количество детей, отправляющих на обряд, должно было быть странным. Когда было невозможно собрать нечетное число детей, петух, чей гребень был оборван, был принесен в жертву, чтобы создать символический баланс.

    Во поле берёзонька стояла,
    Во поле кудрявая стояла,
    Ах, люли, люли, стояла,
    Ах, люли, люли, стояла.

    Алыми цветами расцветала,
    Ах, люли, люли, расцветала.

Осенние песни

Последний календарно-обрядовый цикл был связан со сбором урожая. Обряды эти совершали в тот день, когда заканчивали уборку хлеба.

Окончив жатву, обычно «завивали бороду», то есть завязывали последнюю горсть стеблей веночком, чтобы сила земли не скудела. После этого катались по жатве, чтобы восстановить силы, потерянные в дни страды. Потом с последним снопом, распевая песни, торжественно шли домой.

Крайняя плоть, как и зубы, часто зарывается в курятник, в безопасном месте из лисицы. Этот обычай отражает статус удачи петуха, в то время как репутация лисы неблагоприятна, но она также выражает необходимо защитить ребенка от злых проклятий и сохранить неповрежденные, через погребение, все части тела для воскресения. За исключением газа фашана, церемония открытия и торжества являются исключительной областью мальчиков и подчеркивают их превосходный статус. церемония прокалывания ушей молодых девушек в первый год их жизни не считается поводом для празднования.

    Жали мы, жали,
    Жали-пожинали, -
    Жнеи молодые,
    Серпы золотые,
    Нива долговая 2 ,
    Постать 3 широкая;
    По месяцу жали,
    Серпы поломали,
    В краю не бывали,
    Людей не видали

Вопросы и задания

  1. Какой фольклор называется обрядовым? Какие вы знаете календарно-обрядовые песни? Почему они так называются? Подготовьте исполнение одной из них.
  2. Приходилось ли вам раньше слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах?
  3. Что такое колядки? Когда и где они исполнялись? В чём их отличие от других обрядовых песен?
  4. Символом каких песен была берёзка? Когда они исполнялись?
  5. Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми весёлыми? Почему?
  6. Объясните значение слов: «жито», «толокно», «лапта», «серп», «жать».
  7. Подготовьте выразительное чтение одной из песен. Обратите внимание на её напевность, повторы, обращения, эпитеты.
  8. Подготовьте праздник календарно-обрядовых песен (от зимних рождественских колядок до осенних, связанных со сбором урожая). Продумайте оформление сцены и зала, отберите песни, выучите их, попробуйте внести элементы театрального действа в исполнение песен.

1 Это название происходит от латинского слова calendae, обозначающего первый день месяца. Есть и другие объяснения, например от слова коло - круг.

В прошлом дни рождения не отмечались. Сегодня, однако, они являются главными событиями для празднования, подарочных даров и показных приемов, по крайней мере в состоятельных кругах. Важность этих торжеств отражает «вестернизацию» традиций и акцент в иранском обществе на детей, которые стали важным компонентом семейной жизни, часто в ущерб старейшинам.

Выбор супруга, участие, брак. Смерть. Аналогические предвестники могут предсказывать смерть родственника. Мечтая о потере зуба или обуви, таким образом, интерпретируется как плохое предзнаменование. Мечтая о разрезе сибирского вяза, означает, что один из деревенских вождей скоро умрет. Чтобы предотвратить гибель, нужно защищаться от дурного глаза - причина бесконечного беспокойства - но, возможно, и против злобных намерений тех, кто нанесет вам вред магией, например, бросая смесь камфоры и мыла на ваш порог.

2 Долговая - длинная.

3 Постатъ - обработанное поле.

Предварительный просмотр:

Михайлова Екатерина Валерьевна – учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №251 Кировского района Санкт-Петербурга

Название работы: Методическая разработка урока литературы в 6 классе на тему: «Календарно-обрядовый фольклор».

Похоронные ритуалы аналогичны, с несколькими вариантами, тем, которые практикуются в других местах в Иране. Женщины погребены в ямах немного глубже, чем у мужчин, что является еще одним признаком их более низкого статуса. Кладбище обычно расположено рядом с мечетью, равноудаленной от различных деревень; маленьких детей иногда зарывают на специальное кладбище, рядом с эмамзадой. Могилы несколько отличаются: нищие, а менее удачливые не имеют надгробных плиток, у более богатых есть надгробные плиты, увенчанные маленькими часовнями, построенными так, чтобы выглядеть как обычные дома, где размещены памятники умершего.

Предметная область: Литература

Класс: 6

Тема урока: «Календарно-обрядовый фольклор».

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: Знакомство учащихся с понятием «календарно-обрядовый фольклор»

Планируемые результаты: знание понятия фольклор, обрядовый фольклор, основные особенности фольклора в жизни народа, заинтересовать старинной русской обрядовой поэзией, учить сопоставлять фольклорные и литературные произведения, выразительно читать фольклорные произведения.

Гробницы потомков Пророка, сеянцы, покрыты зеленой тканью. Кладбища в Лалеше имеют специфические характеристики: с одной стороны, было принято сажать деревья рядом с гробницами, но, с другой стороны, некоторые из этих кладбищ сравниваются с священным деревом, окруженным каменными стенами, где могилы, покрытые монолитами защищаются огромными, почтенными деревьями. Смерть является поводом для проявления горя и нескольких религиозных собраний, таких как похоронные процессии и чтение Корана, в течение нескольких конкретных дней после кончины.

Задачи:

1. раскрыть основные понятия темы: фольклор, обряд, обрядовый фольклор, календарно-обрядовая поэзия.

2. Познакомиться с образцами обрядового фольклора и старинной русской обрядовой поэзией.

3. Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.

Оборудование: Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество, презентация , иллюстрации к произведениям устного народного творчества, видеосюжеты реконструкции народных обрядовых праздников, кинофильм «Вечера на хуторе близ Диканьки», фильм-сказка «Снегурочка».

Ход урока:

Организационный момент.

Слово учителя:

Сегодня мы должны познакомиться с таким понятием как календарно-обрядовый фольклор

ОБРЯД - совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются религиозные представления и обычаи.

Обрядовый фольклор - это песни, танцы, различные действия, которые исполняются во время обрядов.

Календарно-обрядовый фольклор - это обряды, связанные с народным календарём, который основывался на смене времен года и распорядка земледельческих работ.

Устное народное творчество воплощено в обрядовых песнях, танцах, сказках, легендах, преданиях, и других произведениях.

Фольклор был неотъемлемой частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и уборку последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские или троицкие обряды, крестины и свадьбы. Обрядовые песни считались такой же обязательной составной частью обряда, как и основные обрядовые действия. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.

Народные обряды делятся на два цикла:

Календарные обряды , связанные с хозяйственной деятельностью крестьянина (земледелие, животноводство, охота). Календарные обряды приурочены к зиме, весне, лету, осени – в связи с распорядком сельскохозяйственных работ по временам года, а также зимнему и летнему солнцевороту (21, 22 декабря и 21, 22 июня)

Семейно-бытовые обряды , связанные с рождением человека, его вступлением в брак, проводами в армию или смертью. Свадебный обряд состоял из ряда последовательных действий, ни одно из которых не пропускалось. На похоронах профессиональными плакальщицами (вопленицами) исполнялись причитания: эти плачи сопровождали все эпизоды похоронного обряда.

Давайте рассмотрим календарно-обрядовый фольклор.

Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они свое название из-за связи с народным сельско-хозяйственным календарем - распорядком работ по временам года. Календарно-обрядовые песни, как правило, невелики по объему и несложны по поэтической структуре. В песнях упрашивают, призывают к добру Коляду, Масленицу, Весну, Троицу, а иногда упрекают в обмане и легкомыслии.

Святки.

Рождественские новогодние праздники продолжались с 24 декабря по 6 января. Эти праздники были связаны с зимним солнцестоянием - одним из важнейших дней земледельческого календаря, который отделял один годичный жизненный цикл от другого. Христианская церковь относит к этому дню и день рождения Иисуса Христа.

Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатства, урожая и т. д. Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду. Эта звезда символизировала Вифлеемскую звезду, которая появилась на небосводе в момент рождения Христа.

Хозяева одаривали колядовщиков конфетами, печеньем, деньгами. Если хозяева скупились, то колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами (прослушивание аудиозаписи «Приходила коляда»):

Приходила коляда накануне Рождества,

Сей, вей, посевай, с новым годом поздравляй!

Овсень, овсень ходи по всем!

Открывай двери, подымай с постели

Открывай окно, запускай Рождество!

Открывайте сундуки, доставайте пятаки.

Кто не даст пирога - мы корову за рога.

Кто не даст пышку, тому в лоб шишку!

Пришла Коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку,
Масляну головку!
А дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста;
Ему с колоса осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна - пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьём, и бытьём,
И богатством,
И создай вам, Господи,
Ещё лучше того!

Просмотр отрывка из кинофильма «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Смысл любой колядки в своеобразном “закликании” счастья и богатства щедрому хозяину. Чем больше отдаст он колядующим, тем больше обретёт в грядущем году. Угощение - признак полноты дома. Колядка - это песня-заклинание, песня-заговор, условная магическая игра хозяина и колядовщиков.

Композиция колядок проста: формула прихода праздника, потом - формула поиска дома, его описания (с преувеличением), формула восхваления хозяев, просьба и в финале - пожелание или угроза.

Началу года придавалось особенное значение. Как проведешь Новый год, такой будет и весь предстоящий год. Поэтому старались, чтобы стол был обильным, люди веселыми, желали друг другу счастья и удачи. Веселые коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий.

Одним из видов новогодних песен и обрядов святочной недели – «подблюдные песни», когда девушки угадывали свою судьбу, доставая под песни свои украшения из блюда, накрытого полотенцем.

  • Весенние праздники.

Масленица.

Масленица – подвижный праздник. На масленицу веселились от души: катались на тройках с бубенцами, ходили в гости, пекли румяные блины, пели, плясали и играли. В. И. Даль писал, что каждый день Масленицы имел свое название: понедельник - встреча, вторник - заигрыши, среда - лакомка, четверг - широкий четверг, пятница - тещины вечерки, суббота - золовкины посиделки, воскресенье - проводы. На этой же неделе было принято кататься с гор на санках. Центральными обрядовыми действиями праздника являлись встреча Масленицы и ее проводы, что, очевидно, олицетворяло конец зимы и начало весны. Встречать Масленицу выезжали за околицу села, поставив чучело в сани, торжественно возвращались и ездили по улицам с пением песен, в которых восхваляли Масленицу. В конце недели ее вывозили из деревни также с песнями и сжигали, что, по мнению крестьян, должно было способствовать богатому урожаю.

Характеризуя масленичные песни , можно отметить, что в них ее, Масленицу, ругают, высмеивают, призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна и т. д.

(прослушивание аудиозаписи «Ой, Масленая недалечка»)

Наша масленница годовая,
Она гостика дорогая,
Она пешая к нам не ходит,
Всё на комонях разъезжает,
Чтоб коники были вороные,
Чтобы слуги были молодые.


Исполнители масленичных обрядов своеобразно "заклинали солнце" и этим, по народным поверьям, вызывали его весеннее "разгорание".Традиционными стали катание "по солнцу", по кругу и устойчивый обычай печения и поеда-ния блинов, круглая форма которых была как бы символическим "знаком" солнца.

Обряды проводов масленицы сопровождались традиционными песнями. В одних - обращались с просьбами подольше не уходить:

А мы свою маслёну провожали,
Тяжко - важко да по ней вздыхали:
-А маслёна, маслёна, воротися,
До самого великого дня протянися!


В других - выражение любви к масленице сменялось проявлением радости, что её проводили:


А мы свою маслену прокатили,
В ямочку закопали,
Лежи, масленица, до налетья…
Масляница - мокрохвостка!
Поезжай домой со двора,
Отошла твоя пора!
У нас с гор потоки,
Заиграй овражки,
Выверни оглобли,
Налаживай соху!
Просмотр видеосюжета реконструкции народных обрядовых праздников

Встреча весны.

В России широко бытовал обряд встречи весны. Поздняя весна приносила голод. В начале марта взрослые пекли обрядовое печенье в виде птиц-жаворонков, а дети несли их в поле или забирались на крыши, подбрасывали их вверх и выкрикивали песни-веснянки , в которых заклинали весну прийти поскорее и прогнать холодную зиму.

(прослушивание аудиозаписи «Ой, жаворонки, жаворонушки…»

Весенние обряды исполнялись в дни главного в году Великого поста, поэтому они почти не имели праздничного игрового характера.

Главный весенний жанр - веснянки. Их, по сути, не пели, а кликали, взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.

Синицы, синицы,

Принесите по спице!

Канарейки, канарейки!

Принесите по швейке!

Четочки, чечёточки,

Принесите по щеточке!

Тогда утки дуйте в дудки, тараканы – в барабаны.

Радостно встречаемая весна должна была принести свои дары - богатый урожай, приплод скота, удачу в хозяйственных делах.


Весна, весна красивая!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью:
Уроди лён высокий,
Рожь, овёс хороший!

Вечером, накануне вербного воскресенья и благовещенья, на берегу реки собирались женщины и девушки, зажигали костёр, который символизировал весеннее "разгоранье" и водили вокруг него хоровод.

Летние праздники – открывались широким праздником Троицы.

Яркой и поэтичной была троица - седьмое воскресенье после пасхи. Это время в народе называлось "русальной" неделей или "зелёными святками". Этот праздник отмечал расцвет природы. Украшали крыльцо и дом зеленью, цветами, а чаще - свежими березовыми ветками. Центром праздника была берёзка, которую "завивали" и "развивали". Берёзка у русского народа олицетворяла собой весеннюю природу:


Завивайся, берёзонька,
Завивайся, кудрявая!
Мы пришли к тебе, приехали,
С вареницами, со яишницами,
С пирогами со пшеничными!


Завитую и украшенную "берёзку" срубали и носили по деревне. Если "завивали берёзки" в лесу, то к этому присоединялся обряд "кумовства": девушки попарно целовались между собой через венки и таким образом клялись друг другу в дружбе и любви, они становились "кумами".

День Ивана Купалы - кульминация земельного годичного круга - ночь на 25 июля

Купальские обряды . Крупным праздником был праздник Ивана Купалы. Для крестьянина после Ивана Купалы начиналась самая горячая пора – сенокос и жатва. Важное место занимали обряды с водой: чтобы быть здоровыми, сильными, красивыми, обливались водой, купались. В некоторых местах молодежь ходила по деревне и исполняла песню, заклинавшую жито «чистое, колосистое, ядрёное», чтобы урожай был богатым.

  • Осенние праздники

Жатва, сенокос.

В начале жатвы обязательно совершали обряды с первым снопом. Его называли именинным, с песнями переносили с поля на гумно. Во время сбора урожая пели житные песни (прослушивание аудиозаписи «Покосная песня»)

Групповая работа.

Каждая группа изучает свой фрагмент статьи учебника «Календарно-обрядовые песни» и работает по общему плану:

1.Какой праздник сопровождался исполнением данных обрядовых песен?

2.Какие обряды при этом совершались? С какой целью?

3.Выразительное чтение песен, сопровождающих данный обряд.

1-я группа . Зимние праздники –Колядки

2 группа. Масленица

3 группа. Весенние праздники.

4 группа . Летние праздники.

5 группа. Осенние праздники.

Подведение итогов урока:

Проводится беседа по вопросам.

1.Какой фольклор называется обрядовым?

2.Какие песни можно назвать календарно-обрядовыми?

3.Когда и где исполнялись колядки? Чем они отличаются от других песен?

4.Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми веселыми?

5.Приходилось ли вам слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах?

6.Приходилось ли самим исполнять такие песни? Расскажите об этом подробнее.

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание. Изучить материалы учебника, подготовить ответы на вопросы.

Урок окончен, спасибо за внимание.

Используемая литература:

  1. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 частях. Автор – составитель В.П. Полухина, В.Я.Коровина и др. – М.: Просвещение
  2. Толковый словарь русского языка: В 3 т. /Под ред. Проф. Д.Н. Ушакова – М.: Вече. Мир книги, 2001
  3. Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л.: Просвещение, Ленингр. отделение, - 1987
  4. Серия «Эрудит». Язык и фольклор. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006
  5. http://www.openclass.ru/node/351542
  6. http://pandia.ru/text/80/036/35090.php

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама