THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Правовые аспекты ответственности родителей за воспитание детей

Семья - естественная среда обитания ребенка. Именно здесь закладываются предпосылки развития физически и духовно здорового человека. К тому же семья для ребенка - это и своего рода убежище, обеспечивающее его выживание. Вот почему одним из основных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. Поэтому важнейшим вопросом в развитии личности ребенка является роль родителей в его воспитании.

Люди вступают в брак добровольно, как правило, хорошо осознавая не только свои права, но и обязанности. У супругов рождаются дети. В выборе своих матери и отца они не властны. Закон обязан защищать их интересы. Что касается родителей, то с рождением ребенка они вступают в новые правовые отношения – отношения родителей и детей, приобретают права и обязанности родителей.

Право родителей на воспитание детей обеспечивается не только и не столько благодаря помощи государства, а главным образом исполнением родителями обязанностей по их воспитанию. В круг этих обязанностей входит забота о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии ребенка. Таковы в самом общем виде наиболее важные обязанности родителей, составляющие как бы две группы. Одна имеет прямое отношение к физическому развитию ребенка, которое во многом зависит от его питания, среды обитания. Вторая касается психического, духовного, нравственного развития несовершеннолетнего и предполагает существование более сложных по своей природе средств и методов формирования ребенка как личности. В настоящее время все более очевидной становится роль родителей в исполнении обязанностей подобного рода. Именно от этого во многом зависит духовный мир ребенка, его готовность к межличностному общению, стремление к знаниям, способность властвовать над своим умом и чувствами. Выполнение родительских обязанностей не только способствует реализации родительских прав, но и служит образцом желаемого, одобряемого поведения - его моделью.

Права и обязанности родителей в отношении своих детей регулируются целым рядом законов РФ. Основные из них: Конституция РФ, Семейный, Гражданский, Административный, Уголовный Кодексы РФ; Закон РФ « Об образовании». Кроме того, в нашей стране действуют положения Международной Декларации прав человека и Конвенции ООН о правах ребенка. Приведем некоторые положения законов, определяющие права и обязанности родителей.

Семейный Кодекс РФ. Глава 12. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИРОДИТЕЛЕЙ

Статья 61. Равенство прав и обязанностей родителей

1.Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

В соответствии с ч. 2 ст. 38 Конституции РФ - забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Следовательно, речь идет не только о нравственном долге каждого родителя, но и о его конституционных правах и обязанностях. Наделение родителей правами в отношении их несовершеннолетних детей означает, что им предоставляется возможность совершать одобряемые, желательные с точки зрения государства действия и поступки, направленные на благо ребенка. Права родителей порождают соответствующие обязанности.

2. Родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия. ( вступление в брак и эмансипация (п. 2 ст. 21 ГК и ст. 27 ГК).

Семейный Кодекс РФ. Глава 12. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Право на воспитание ребенка есть личное неотъемлемое право каждого родителя. Утратить это право можно лишь в случаях, предусмотренных законом: при лишении родительских прав и усыновлении ребенка.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.

Закон РФ "Об образовании" рассматривает образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Этот процесс обеспечивает не только государство, но и родители.

Из Закона Российской Федерации «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»:

Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей)

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования (пункт введен Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 71-ФЗ).

3. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения.

4. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.

5. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.

Согласно п. 4 ст. 43 Конституции РФ родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми полного общего образования. В повседневной жизни выполнение этой обязанности родителями заключается в обеспечении того, чтобы их ребенок учился. Он может совмещать свою учебу с работой, творческой, предпринимательской, коммерческой деятельностью, но какой бы ни была семейная ситуация, уровень материальной обеспеченности семьи, состояние здоровья родителей, ребенок должен получить необходимое образование . Уклонение от выполнения этой обязанности служит основанием для лишения родительских прав, отстранения опекуна (попечителя).

От родителей также зависит, какое дополнительное образование и где получат их дети. Свое право выбора родители осуществляют с учетом мнения ребенка. При этом неважно, сколько ему лет. Для детей младшего возраста может иметь значение привязанность к друзьям, с которыми он хотел бы учиться, его способности, склонности. Дети более старшего возраста действуют осознанно и реалистично, сообразуя свой выбор со своей будущей профессиональной ориентацией. На выбор родителем и его ребенком вида образовательного учреждения, формы обучения оказывает воздействие и состояние здоровья ребенка, степень материальной обеспеченности семьи, семейные традиции, профессия родителей и т.п. В любом случае учет мнения ребенка означает уважительное к нему отношение. Однако родители вправе не посчитаться с точкой зрения несовершеннолетнего, если она противоречит его интересам или ее невозможно реализовать по объективным причинам.

Семейный Кодекс. Глава 12. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Статья 65: При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращении, оскорбление или эксплуатацию детей.

Обладающие родительскими правами лица несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Эта ответственность является общей и обязательной для обоих родителей, где бы они ни находились и определяет особое значение ответственности родителей в обеспечении прав и интересов своих детей. Одновременно оказывается воздействие на формирование чувства ответственности за ребенка, его воспитание, от полноты которого в значительной степени зависит качество семейного воспитания. Предполагается существование ответственности, как нравственного порядка, так и предусмотренной различными отраслями законодательства (административного, гражданского, семейного, уголовного и др.). В первом случае ответственность влечет за собой моральное осуждение, во втором - дополнительное обременение или даже наказание в установленном законом порядке. Под дополнительным обременением понимаются неблагоприятные для нарушителя прав последствия, выходящие за рамки принудительного исполнения обязанностей. Типичной ответственностью за ненадлежащее семейное воспитание детей является лишение родительских прав.

Семейный кодекс РФ. Статья 69 предусматривает лишение родительских прав тех родителей, которые уклоняются от выполнения обязанностей по воспитанию детей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, вредно влияют на них своим аморальным поведением, являются хроническими алкоголиками или наркоманами. Лишая безответственных родителей родительских прав, государство устраняет не только их неблагоприятное, вредное влияние на детей, но и прекращает фикцию воспитания, т. е. такое положение, при котором создается педагогический вакуум, заполняемый нередко отрицательными стихийными воздействиями. Лишенные родительских прав родители не освобождаются от обязанностей по содержанию детей. Они должны платить алименты тем, кому ребенок передан на воспитание, а сами перестают получать назначенные детям пособия. Основой элементного обязательства являются семейные отношения – брак, усыновление (удочерение) и др.. Право на алименты имеют несовершеннолетние дети, а в ряде случаев нетрудоспособные взрослые члены семьи. На детей алименты выплачивают в первую очередь родители (усыновители), а в случае их смерти – другие члены семьи (дед, бабушка, взрослые братья и сестры и другие так называемые фактические воспитатели). В соответствии с Семейным Кодексом РФ алименты взыскиваются по схеме: из заработка перечисляются ежемесячно 25% на содержание одного ребенка, 30% на содержание двоих детей и 50% на содержание троих и более детей. Судам предоставлено право увеличивать или уменьшать размеры алиментов с учетом материального и семейного положения сторон. Кроме того, закон лишает таких родителей соответствующих прав, предусмотренных нормами гражданского и трудового права.

Семейный Кодекс Глава 12. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей

1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

В нашей стране существует система органов и учреждений, которые обязаны заниматься профилактической работой с семьями, защищать права несовершеннолетних, контролировать деятельность детских учреждений. В них входят:

    Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

    Органы управления социальной защитой

    Органы управления образованием

    Органы опеки и попечительства

    Органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения

    Органы по делам молодежи, службы занятости

    Органы внутренних дел

Современное право достаточно подробно регламентирует права и обязанности родителей по отношению к своим детям. И все же, в заключение хотелось бы привести слова Льва Николаевича Толстого:

«Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру.

Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо,

И вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей».

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Одна из многочисленных социальных бед современной России - неисполнение родителями обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей. Значительное число детей, учитываемых в соответствии со ст. 122 СК РФ в качестве оставшихся без попечения родителей, не являются сиротами. Они приобретают этот правовой статус при живых родителях, которые пренебрегают своими обязанностями - не обеспечивают детей необходимым питанием, одеждой, не обеспечивают получение ребенком образования.

Нередки случаи жестокого обращения родителей с детьми, их эксплуатации, унижения их человеческого достоинства. Подобное поведение родителей не только способно причинить физические и нравственные страдания ребенку, но и, как правило, негативно влияет на будущую социализацию ребенка, деформирует его психику, формирует у ребенка неверное представление о семейных отношениях.

В этой связи внимание общества привлекает вопрос о том, как предотвратить дальнейшее ухудшение положения детей в семье и какими мерами способствовать надлежащему исполнению родителями их обязанностей.

Актуальность темы вытекает из исключительной ценности институтов семьи, заменяющих семье (опека, попечительство, патронатная семья и т.д.), их непроходящего значения в воспитании подрастающего поколения, передачи важнейших духовных ценностей, накапливаемых поколениями. Защищая права несовершеннолетних детей, государство и общество создают благоприятную обстановку для их физического, умственного и нравственного развития. Этим самым обеспечивается достойное во всех отношениях будущее нашей страны, государства, общества.

Цель работы - изучить права и обязанности родителей по воспитанию детей в семейном праве РФ.

Задачи работы:

Изучить понятие прав и обязанностей родителей;

Рассмотреть осуществление и защита прав родителей по воспитанию детей;

Изучить обязанность реализовать неимущественные права ребенка;

Изучить ограничения родительских прав и отобрание ребенка;

Изучить порядок и основания лишения родительских прав

Для теоретической разработки данной работы были использованы следующие материалы: труды таких ученых как Азарова Е.Г., Алманова А.М., Букшина С.В., Лемеш К.И., Мезина Д.К., Певцова И.Е.

1. Права и обязанности родителей по воспитанию детей в семейном праве РФ

1.1 Понятие прав и обязанностей родителей

Родительские права (понятие родительских прав) - это совокупность прав родителя по воспитанию, содержанию своих несовершеннолетних детей. Несовершеннолетним ребенком признается лицо, не достигшее восемнадцати лет.

Понятие родительских прав включает вопросы содержания и воспитания своего несовершеннолетнего ребенка, защиты прав и законных интересов ребенка. Также родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Родители несовершеннолетнего ребенка обязаны обеспечить ребенка основным общим образованием и создать условия для получения среднего общего образования детьми.

Родители не имеют права осуществлять свои права в разрез интересам своих несовершеннолетних детей. В случае возникновения разногласий между родителями и детьми, орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Если даже родитель ребенка проживает отдельно от ребенка, то он имеет такие же права и несет обязанности, как и родитель, который проживает совместно с ребенком. Родитель, который не проживает с ребенком, имеет право на общение с ребенком, если судом не установлено иное. Родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.

Основанием возникновения прав и обязанностей родителей и детей является происхождение детей. Происхождение - это биологическая (кровная) связь ребенка и его родителей. Происхождение ребенка считается установленным и становится юридическим фактом, если оно удостоверено в установленном законом порядке.

В Семейном кодексе нашего государства закреплены следующие виды личных прав и обязанностей родителей:

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ).

2. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами, включая и близких родственников ребенка (п. 1 ст. 63 СК РФ).

3. Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ). При этом родители не вправе причинять вред психическому и физическому здоровью своих детей и их нравственному развитию (п. 1 ст. 65 СК РФ).

4. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ).

5. Родители, с учетом мнения детей, имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ).

6. Родители имеют право и обязаны защищать права и интересы своих детей без специальных на то полномочий (п. 1 ст. 64 СК РФ).

7. Родители имеют право требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основаниях закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ).

8. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общее с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (п. 1 ст. 66 СК РФ), а родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать реализации этого права.

9. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о нем из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других (п. 4 ст. 66 СК РФ).

Осуществляя воспитание ребенка, родители обязаны заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

В случае неисполнения родителями или ненадлежащего исполнения обязанности по воспитанию детей, не проявления заботы о детях, они могут быть привлечены, к семейно-правовой (лишение родительских прав и ограничение родительских прав при недостойном поведении родителей), гражданско-правовой (ответственность родителей и лиц, их заменяющих за вред причиненный несовершеннолетними детьми), к административной (ответственность родителей и лиц, их заменяющих за невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению детей), и даже к уголовной ответственности (ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).

Как уже подчеркивалось, неотъемлемой частью процесса воспитания ребенка является его образование. Согласно п. 4 ст. 43 Конституции РФ, п. 2 ст. 63 СК РФ родители или лица их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Выполняя обязанность по получению детьми основного общего образования, родители имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей с учетом их мнения. Данное право основано на положении ст. 26 Декларации прав человека о приоритетном праве родителей в выборе вида образования для своих малолетних детей Всеобщая декларация прав человека.

Учет мнения несовершеннолетнего ребенка при выборе учебного заведения и формы обучения обязателен независимо от возраста ребенка. Однако, если пожелания ребенка противоречат его интересам (например, ребенок не может обучаться в компьютерном классе из-за слабого зрения) либо не могут быть выполнены в силу объективных причин (уровень материальной обеспеченности семьи не позволяет обучать ребенка в платной школе), родители вправе поступить по своему усмотрению.

1.2 Осуществление и защита прав родителей по воспитанию детей

Родительские права и обязанности имеют определенные особенности.

Во-первых, родители обладают равными правами и несут равные обязанности, в отношении своих детей (п. 1 ст. 61 СК РФ). При этом не имеет значения, в зарегистрированном браке родился ребенок или нет, признано отцовство в добровольном порядке или установлено судом.

Во-вторых, родительские права и обязанности ограничены во времени. Они прекращаются при достижении ребенком совершеннолетия, либо приобретении ребенком полной дееспособности ранее восемнадцати лет (при эмансипации и вступлении в брак при снижении брачного возраста). Так как с момента приобретения дееспособности в полном объеме, гражданин может своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Из этого правила есть исключение: в соответствии с п. 1 ст. 85 СК РФ родители обязаны содержать своих нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи. Однако, если, исходить из того, что согласно п. 1 ст. 54 СК РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), то обязанность родителей по содержанию нетрудоспособных совершеннолетних детей находится за рамками родительского правоотношения.

В-третьих, при осуществлении родительских прав и обязанностей должен соблюдаться приоритет интересов ребенка (п. 1 ст. 65 СК РФ). Это положение имеет принципиальное значение, поскольку возможны жизненные ситуации, когда интересы родителей расходятся с интересами ребенка. Например, родители не оказывают должного внимания духовному развитию ребенка, ссылаясь на нехватку времени. Не занимаясь воспитанием ребенка, родители ущемляют права несовершеннолетнего. Приоритет прав и интересов ребенка является основополагающим при осуществлении родительских прав и обязанностей, он закреплен во многих нормах СК РФ.

Четвертая особенность родительских прав и обязанностей заключается в том, что родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (п. 1 ст. 63 СК РФ), отступление от этого правила, возможно, только в случаях, когда нарушаются интересы ребенка.

В-пятых, правам родителей соответствуют их определенные обязанности: права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей (ст. 63 СК РФ), права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей (ст. 64 СК РФ). Поэтому осуществление родительских прав является одновременно и исполнением обязанностей родителей.

Осуществление родительских, как и иных семейных прав, возможно, двумя способами: посредством активных действий родителей (право на воспитание ребенка, на общение с ребенком); посредством требования соответствующего поведения от других лиц (право родителей требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его не на основании закона или судебного решения).

Осуществление субъективных родительских прав и исполнение обязанностей проявляется в основном в длящихся, многократно повторяющихся действиях (право и обязанность воспитывать ребенка, забота о здоровье и развитии ребенка и др.).

Так как родители наделены равными правами и обязанностями по воспитанию своих детей, предполагается, что и осуществлять их они должны в одинаковом объеме. При этом участие каждого родителя в решении вопросов воспитания и образования ребенка может происходить в различных формах. Например, супруг, с которым проживает ребенок, может выбрать для ребенка учебное заведение, детский сад, другой может одобрить выбор и предоставить средства на обучение, либо предложить свой вариант выбора учебного заведения или детского сада.

2. Семейно-правовые последствия неисполнения и ненадлежащего исполнения родительских обязанностей

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы и методы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Именно так закон определяет осуществление родительских прав, и нарушение данных предпосылок влечет ответственность родителей, осуществляющие свои права и обязанности в ущерб правам и интересам своих детей, в виде лишения родительских прав или ограничения в родительских правах.

Лишение родительских прав - крайняя мера, применение ее не всегда целесообразно или возможно, хотя иногда и очевидно, что находиться ребенку с родителями (одним из них) опасно для его жизни, здоровья и воспитания. В подобных случаях в качестве меры защиты его прав и интересов суд может ограничить родительские права, приняв решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них).

Ограничение родительских прав - это отобрание ребенка у родителей без лишения их родительских прав. Ограничение родительских прав имеет двойной смысл для родителей и для самого ребенка.

Опасность, угроза, исходящая от родителей (одного из них), делает невозможным их личное участие в воспитании несовершеннолетнего. Прямая связь с опасностью означает, что следует как можно скорее отобрать ребенка у родителей. То же самое происходит, если родители (один из них) не могут и (или) не хотят оградить своего ребенка от существующей в семье угрозы, поскольку, в конечном счете, не имеет значения, каков источник ее возникновения.

Наряду с лишением родительских прав, ограничение в родительских правах также направлено на защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних детей.

Однако, в отличие от лишения родительских прав как крайней меры, наступающих при виновных действиях родителей, ограничение родительских прав направлено на то, чтобы уберечь детей от опасности со стороны родителей.

Вопрос об ограничении в родительских правах по ст.. 73 СК возникает в случаях, если:

Оставление ребенка с родителями (одного из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, с течением тяжелых обстоятельств и другие);

Оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родительских прав. В этом случае, учитывая противоправность поведения родителей, закон установил, что если родители (один из них) не изменяют своего поведения, то орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав, обязан предъявить иск о лишении их родительских прав. Вместе с тем, если этого требует интересы ребенка, такой иск может быть подан до истечения этого срока.

С иском в суд, об ограничении родительских прав, могут обратиться: близкие родственники ребенка, т.е. дедушка и бабушка, братья и сестры, органы и учреждения, на которых законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних, т.е. органы опеки и попечительства, комиссии по делам не совершеннолетних, дошкольные образовательные, общеобразовательные и другие учреждения, которые имеют непосредственное касательство к ребенку, прокурор. Рассмотрение в суде дела об ограничении родительских прав происходит по правилам искового производства, т. е. иск подается в суд по месту нахождения ребенка. Дело может быть рассмотрено и в суде по месту жительства истца, если одновременно с иском об ограничении родительских прав он заявляет и требование взыскание алиментов на детей (ребенка).

Однако не могут быть лишены родительских прав лица, не выполняющие своих родительских обязанностей вследствие стечения тяжелых обстоятельств и по причинам, от них не зависящим.

Вынесение решения о лишении родительских прав влечет за собой утрату родителями (одним из них) не только тех прав, которые они имели до достижения детьми совершеннолетия, но и других, основанных на факте родства с ребенком, вытекающих как из семейных, так и иных правоотношений.

Однако лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своих детей (ребенка).

Если лицо, лишенное родительских прав, изменило свое поведение, образ жизни (или) отношение к воспитанию ребенка в лучшую сторону и это оно может подтвердить официальным заключением органа опеки и попечительства, то возможно восстановление данного лица в родительских правах, (п.1 ст. 72 СК).

Следует иметь в виду, что восстановление в родительских правах допускается только в том случае, когда этого требуют интересы ребенка.

К сожалению, данная тема близка очень многим родителям. На разногласиях в вопросах воспитания ломается немало копьев. Несоответствие взглядов на воспитание детей может привести даже к развалу семьи, после чего споры не утихают, а разгораются с новой силой. Два родителя, являясь одновременно законными представителями ребенка, не могут найти общий язык даже в непринципиальных вопросах. К желанию «сделать, как лучше» часто примешивается желание самоутвердиться, отомстить за прошлые обиды, манипулировать ребенком в своих личных целях. Конечно, чаще всего, в силу различных причин, ребенок остается с матерью, и именно от позиции матери во многом зависит, как сложатся отношения между бывшими супругами по вопросам воспитания их детей. Но, часто и отцы используют данные им законом права для выяснения личных отношений с бывшей женой, расспросов ребенка о личной жизни матери, сведению счетов. Часто отцы после развода вовсе не выполняют свои родительские обязанности по воспитанию и содержанию, либо выполняют их нерегулярно и стихийно, "по вдохновению", не понимая или не желая понимать, что ребенок нуждается в полноценном и регулярном общении с отцом, а также в его материальной поддержке вплоть до совершеннолетия.

Материалы по данной тематике подготовлены на основе Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, семейного законодательства России.

Заключение

Подводя итоги вышесказанного, считаем, что необходимо вводить в образовательных и воспитательных учреждениях курсы, уроки, консультации по конституционному и семейному праву. Нужно с раннего возраста ребенку, детям разъяснять их конституционные, семейные, гражданские права, ведь эти дети, в скором времени повзрослев, сами станут родителями. Мы думаем, что проблемы по вопросам реализации прав и обязанностей родителей, закладываются на начальном уровне жизни человека.

Проблема, рассмотренная в работе, заслуживает дальнейшей разработки:

во - первых, нужно к проблемам семьи и детей активно привлекать общественность. Надо проводить в образовательных учреждениях мероприятия, способствующие укреплению семейных уз между родителями и детьми;

во - вторых, можно даже ввести на организациях и предприятиях по инициативе руководства, профсоюза, где работают родители детей, специальные лекции по правам и обязанностям родителей, ведь основное время люди проводят на работе;

в - третьих, органам местного самоуправления, как в городах, так и в селах наиболее активно изучать и анализировать проблемы, существующие в семье между родителями и детьми, выявлять эти проблемы, а потом эффективно их решать;

в - четвертых, расширить сеть специализированных учреждений (приютов) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации и помощи со стороны государства;

В - пятых, разграничить права и обязанности по защите прав и законных интересов ребенка, т.е. распределение обязанностей по законному представительству интересов ребенка между уполномоченной службой (учреждением), кровными родителями (законными представителями ребенка) и патронатным воспитателем.

В целях сокращения масштабов нарушения прав детей и в целях предотвращения такого нарушения должны быть предприняты неправовые, но наиболее действенные меры: стабилизация социальных отношений, формирование у граждан жизненного целеполагания и уверенности в завтрашнем дне, накопление в обществе опыта семейного общения и заботы друг о друге.

Список использованных источников и литературы

Нормативно-правовые акты

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)

4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 14.11.2017)

Учебники и журналы

1. Азарова Е.Г. Конституционные гарантии социального обеспечения детей // Журнал российского права. 2015. № 2 (218). С. 65-81.

2. Алманова А.М. Возникновение негативных последствий для ребенка вследствие неисполнения родителями обязанностей по воспитанию // Ленинградский юридический журнал. 2013. № 2 (32). С. 192-196.

3. Андреева Л.С. Историко-правовой аспект осуществления родительских прав // Евразийский юридический журнал. 2012. № 2 (45). С. 44-46.

4. Афанасьева И.В. Семейно-правовая защита интересов несовершеннолетних при неисполнении родительских обязанностей по их воспитанию и содержанию // Семейное и жилищное право. 2014. № 5. С. 3-6.

5. Беспалов Ю.Ф. Семейные правоотношения с участием ребенка // Семейное и жилищное право. 2015. № 1. С. 3-7.

6. Букшина С.В. Правовое положение несовершеннолетних. учебно-методическое пособие. Барнаул, 2013.

7. Воронцов А.Л., Воронцова Е.В. Роль семейного законодательства в укреплении семейных ценностей // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. 2014. № 2. С. 51-55.

8. Голубчикова А.А. Права и обязанности родителей в Российской Федерации // В сборнике: Права человека: история, теория, практика Всероссийская научно-практическая конференция: Сборник научных статей. Юго-Западный государственный университет. 2015. С. 140-144.

9. Гонгало Б.М. Гражданское право: Учебник. В 2 т. / 1. 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Статут, 2017.

10. Гонгало Б.М., Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю. Семейное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2016.

11. Жильникова О.С. Специфика реализации конституционной обязанности родителей по воспитанию детей // В сборнике: Актуальные проблемы современного права и политики (К 90-летию со дня рождения Ю.И. Малышева (1924-2009) сборник научных трудов по материалам Всероссийской студенческой научной конференции. Ответственный редактор: Д.В. Ирошников. 2014. С. 23-26.

12. Матвеев П.А. Позитивная юридическая ответственность в семейном праве // Правовая инициатива. 2014. № 1. С. 19.

13. Нечаева А.М. Интересы ребенка как объект семейно-правовой защиты // Государство и право. 2012. № 1. С. 77-85.

14. Трофимова Г.А. Забота о ребенке: проблемы гарантирования конституционной нормы // Адвокат. 2015. № 4. С. 64-69.

15. Шакирова М.Л. Осуществление родительских прав и исполнение обязанностей: некоторые актуальные вопросы правого регулирования // Правовое государство: теория и практика. 2015. Т. 3. № 41. С. 96-101.

СЕМЕЙНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ

Бурдо Е.П.

3.2. СЕМЕЙНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ИМИ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В СЕМЕЙНОМ ПРАВЕ РФ

Бурдо Евгений Петрович, канд. юрид. наук. Должность: Уполномоченный при Гпаве Республики Марий Эл по правам ребенка. Место работы: Администрация Гпавы Республики Марий Эл. E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье рассматриваются правовая ответственность родителей за неисполнение ими прав и обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей в семейном праве РФ.

Ключевые слова: родители, ответственность родителей за неисполнение ими прав и обязанностей, воспитание несовершеннолетних детей.

Burdo Evgeniy Petrovich, Ph.D in Law. Position: Children’s Ombudsman in Mari El Republic. Place of employment: Administration of the Head of Mari El Republic. E-mail: [email protected]

Annotation: The article considers the legal responsibility of parents for failure to perform their rights and duties in the education of minor children in the family law of the Russian Federation.

Keywords: parents, the parents " responsibility for failure to perform their rights and duties, the education of minor children.

Вопрос понятия семейно-правовой ответственности родителей является дискуссионным, поэтому единого мнения ученых, в данной области семейного права, нет.

Ряд ученых считает, что при наступлении семейноправовой ответственности происходит лишение субъективного семейного права в отношении определенного несовершеннолетнего ребенка.1 Другие исследователи относят семейно-правовую ответственность к «виду лишения конкретного субъективного родительского права и отдельных элементов содержания семейной правоспособности».2 Существуют также мнения, что семейно-правовую ответственность следует расценивать, как «ограничение семейной правоспособности».3

Определенный интерес вызывает точка зрения А.М. Нечаевой, предлагающей с момента возникновения семейно-правовой ответственности «лишать такого гражданина привилегий по труду, пенсионного обеспечения, предоставления жилья, заносить данные о лишении родительских прав в трудовую книжку и паспорт, аргументируя, что лица, утрачивающие родительские права, не воспринимают решение суда как

Смирновская С.И. К вопросу об ответственности родителей по семейному законодательству России и Франции / С.И. Смирновская // Семейное и жилищное право. - 2010. - № 1. - С. 7.

3Крылова О.А. Неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних детей как основание применения к родителям мер юридической ответственности / О.А. Крылова // Современное право. - 2009. - № 8. - С. 59.

ущемление, так как теряют то, что в их глазах давно уже перестало быть ценностью».4

Предложение А.М. Нечаевой справедливое, но больше с нравственной позиции защиты прав несовершеннолетнего, действующей по принципу - каждый человек должен получать по своим заслугам, ну, а с юридической позиции подобное ужесточение санкции, по нашему мнению, вряд ли целесообразно. Так как еще не факт, что указанная жесткая санкция удержит, или остановит родителей от нарушения прав своего несовершеннолетнего ребенка.

Тем не менее, мы согласны с мнением исследователей, выдвинувших предложение о том, что семейноправовая ответственность влечет за собой ограничение семейной правоспособности. Данное суждение нам кажется наиболее верным, так как в соответствии со от. 127 и от. 146 СК РФ, лица, в отношении которых принималась мера семейно-правовой ответственности, не могут стать усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями. Ограничение семейной правоспособности четко прослеживается в указанных выше нормах семейного права. Однако возможность обладания родительскими правами в отношении других детей, при наличии привлечения родителя к мере семейно-правовой ответственности, в дальнейшем законодателем не ограничивается.

Это означает, что правоспособность как предпосылка возникновения родительских правоотношений, при рождении другого ребенка не ограничивается. Биологическая связь между ребенком и родителем, лишенным в отношении него родительских прав, не утрачивается, в отличие от прав которые вытекают из факта родства.

Следовательно, в случае применения к родителям семейно-правовой ответственности, родители лишаются прав личного неимущественного характера, таких как: право на воспитание, право на защиту интересов детей, право на истребование детей от других лиц, право на дачу согласия на совершение детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет сделок, право на ходатайство об ограничении или лишении ребенка в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, право на дачу согласия на эмансипацию несовершеннолетнего.

Одной из проблем семейного права является система мер семейно-правовой ответственности, а именно институты лишения и ограничения родительских прав (от. от. 69-76 СК РФ),5 а также отобрания ребенка у родителей в административном порядке (от. 77 СК РФ).6 С введения в действие положений о семейноправовой ответственности прошло более пятнадцати лет, и накопленный опыт применения этих норм позволяет нам делать некоторые выводы.

В подавляющем большинстве случаев родители, в отношении которых предъявлены требования о лишении родительских прав, относятся к исходу судебного разбирательства безразлично. Зачастую мать, лишенная родительских прав в отношении одного ребенка, производит на свет второго и третьего, и в их отношении ее последовательно продолжают по суду лишать прав. Безразличное отношение матерей и отцов к сво-

4Нечаева А.М. Семейное право: актуальные проблемы теории и практики / А.М. Нечаева. - Москва: Юрайт-Издат, 2007. - С. 68.

5См.: Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ: принят ГД ФС РФ 8 декабря 1995 г. // СЗ РФ. -1996. - № 1. - Ст. 16.

Пробелы в российском законодательстве

ему потомству имеет в своей основе массу причин, причем главными среди них являются неясность смысла существования и бесцельное пребывание в среде себе подобных в состоянии каждодневного алкогольного опьянения. Более того, родители не очень огорчены, что их лишили родительских прав, поскольку освобождаются от ответственности за своих детей.

Неэффективность проводимых в настоящее время судебных процедур наиболее ярко проявляется в невозможности защитить интересы ребенка при лишении родительских прав. На основании п. 4 ст. 71 СК РФ ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением. Как правило, после вступления в законную силу судебного решения, ограничивающего родителя в правах, ребенка помещают в учреждение для детей-сирот. При этом родитель продолжает пользоваться жилым помещением, а ребенок вынужденно проживает в условиях общежития. Очевидно, что права ребенка в этом случае нарушаются, однако никто не предпринимает мер к их защите.

К сожалению, редко применяется такая мера ответственности, как ограничение родительских прав. В соответствии со ст. 73 СК РФ ограничение родительских прав применяется в двух случаях: во-первых, когда оставление ребенка с родителем опасно для ребенка по обстоятельствам, не зависящим от родителя, во-вторых, когда не установлены достаточные основания для лишения родителя родительских прав. Казалось бы, второе основание ограничения родительских прав способно создать действенную систему предупреждения нарушений прав детей, поскольку в этом случае родитель, отстраняясь временно от воспитания ребенка, еще может изменить свое поведение. В действительности этого не происходит, поскольку органы опеки и попечительства медлят обращаться в суд и дожидаются, когда появятся достаточные основания для лишения родительских прав.7 Тем самым упускается драгоценное время, когда еще можно сохранить семью и способность родителей воспитывать своего ребенка.

Таким образом, надо признать, что лишение и ограничение родительских прав, традиционно относимые в науке и практике к мерам юридической ответственности (семейно-правовой), не выполняют в настоящее время ни задач наказания и перевоспитания родителей, ни функций защиты прав детей.

Представляется, что назрела необходимость по-новому подойти к правовому регулированию процедуры лишения и ограничения родительских прав. Данные меры должны быть направлены на защиту интересов ребенка (ребенок всегда хочет остаться с родителями, какими бы они ни были), а не на освобождение нерадивых родителей от ответственности за воспитание ребенка. Поэтому такие родители должны быть ограничены в родительских правах и направлены на принудительное лечение от алкоголизма (ранее такой механизм был эффективным), совмещая и общественные работы. Только после прохождения данной процедуры и в случае неисправления родителей можно применять процедуру лишения родительских прав.

Рассуждая о достоинствах и недостатках предусмотренной действующим семейным законодательством

Афанасьева И.В. Ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних / И. В. Афанасьева // Вопросы ювенальной юстиции. - 2008. - № 1. - С. 14.

процедуры отобрания ребенка, необходимо исходить, как всегда, из главного - из интересов ребенка, приоритетная защита которых является одним из принципов семейно-правового регулирования (ст. 1 СК РФ). Отобрание ребенка, осуществляемое на основании акта органа местного самоуправления, имеет единственную положительную сторону - оно осуществляется оперативно. С позиции ст. 77 СК РФ отобрание должно происходить немедленно после получения сведений об угрозе жизни ребенка или его здоровью, однако в действительности органу опеки и попечительства требуется некоторое время, необходимое для издания акта органа местного самоуправления (исходящего, как правило, от главы администрации или иного должностного лица). Тем не менее, в необходимых случаях изъятие ребенка из обстановки, угрожающей его жизни, производится в считанные часы. Практика показывает, что органы опеки и попечительства неохотно прибегают к использованию ст. 77 СК РФ, опасаясь со стороны родителей обжалования в суд их действий как неправомерных.

Однако это не должно порождать сомнений в целесообразности существования самого института отобрания ребенка, поскольку он предусмотрен для чрезвычайных ситуаций - угрозы жизни ребенка или его здоровью.8

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что семейное законодательство не является совершенным в вопросе воспитания детей и требует более глубокого осмысления затрагиваемых вопросов и их скорейшего законодательного разрешения.

Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних влечет и административную ответственность (ст. 5.35 КоАП РФ).9

Необходимо отметить, что применяемое в ст. ст. 5.35, 6.10 и 20.22 КоАП РФ понятие «родители или иные законные представители несовершеннолетних» не охватывает весь возможный круг специальных субъектов административной ответственности по данным составам. Получается, что не несут административной ответственности лица, которые осуществляют воспитание детей по договору. Однако такие лица являются субъектами гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный несовершеннолетними (п. 3 ст. 1073 ГК РФ).10

Нужно уточнить круг субъектов ответственности по указанным составам и отнести к их числу родителей, иных законных представителей, а также лиц, на которых договором возложены обязанности по надзору за несовершеннолетним.

Дети, пребывающие в детских домах, интернатах, домах ребенка, уже претерпели страдания, причиненные действиями их родителей, и ненадлежащая забота о детях со стороны администрации таких учреждений причиняет дополнительный вред их физическому и нравственному развитию. К сожалению, факты нарушения прав детей, содержащихся в образователь-

8Михеева Л.Ю. Ответственность родителей за воспитание детей: направления реформы законодательства / Л.Ю. Михеева // Семейное и жилищное право. - 2005. - № 4. - С. 20.

9См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ: принят ГД ФС РФ 20 декабря 2001 г. // СЗ РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.

10См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ: принят ГД ФС РФ 22 декабря 1995 г. // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.

СЕМЕЙНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ

Бурдо Е.П.

ных, воспитательных, лечебных либо иных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нередки.

Неисполнение указанными лицами обязанностей по воспитанию детей при определенных условиях, когда оно соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, влечет также и уголовную ответственность по от. 156 УК РФ.11

Под неисполнением обязанностей подразумевается неучастие в воспитательном процессе в виде полного отстранения от него либо участие не в полном объеме, а также частичное выполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего со стороны лиц, на которых возложены обязанности по его воспитанию (родители, учителя и т.п.). Следует особо отметить, что неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего является преступлением только в том случае, если оно соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Жестокое обращение - это прежде всего физическое или психическое насилие, применяемое в отношении несовершеннолетнего (нанесение побоев, умышленное причинение легкого вреда здоровью, совершенное без хулиганских побуждений, связывание, систематические угрозы причинения вреда здоровью, сексуальные домогательства и т.п.), издевательство над его личностью (лишение пищи, тепла, воды).11 12 Жестокое обращение с детьми может проявляться и в применении к несовершеннолетним недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей).13

Лица, лишенные родительских прав, не могут нести уголовную ответственность по от. 156 УК РФ, так как они, будучи не освобожденными от обязанности по содержанию своих детей, освобождаются от обязанности по их воспитанию (п. 1 от. 71 СК РФ).

Субъективная сторона рассматриваемого состава преступления характеризуется умышленной виной. Виновный посредством неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей по воспитанию потерпевшего в сочетании с жестокостью по отношению к несовершеннолетним осуществляет продуманный способ совершения преступления. Большинство специалистов считают, что субъективная сторона выражается только лишь в прямом умысле.14 Некоторые авторы, работающие над этой проблемой, допускают и косвенный умысел.15 Еще одна группа авторов полагает, что по отношению к наступлению вредных последствий для здоровья ребенка вина может состоять и в неосторожности. Ими допускается двойная форма вины.16 Нам представляется, что при

11См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ: принят ГД ФС РФ 24 мая 1996 г. // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

123айцева И.И. Жестокое обращение с детьми / И.И. Зайцева // Юридический мир. - 2008. - № 10. - С. 54-55.

1зСм.: п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 27 мая 1998 г. № 10 (в ред. Постановления Пленума ВС РФ от 6 февраля 2007 г. № 6) «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» // РГ. - 1998. - 10 июня (№ 110).

14Галлямов Н.А. Детство без жестокости и насилия: защита и помощь / Н.А. Галлямов // Вопросы ювенальной юстиции. - 2010. - № 3. - С. 15.

15Шипунова Т.В. Жестокое обращение с детьми в семье: определение, генезис, перспективы исследований / Т.В. Шипунова // Криминология: вчера, сегодня, завтра. - 2002. - № 1. - С. 98.

163айцева И.И. Жестокое обращение с детьми / И.И. Зайцева // Юридический мир. - 2008. - № 10. - С. 55.

неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего умысел на жестокое обращение с ним должен быть всегда прямым.

Ситуация сегодня такова, что большинство лиц, привлекаемых к уголовной ответственности по ст. 156 УК РФ, в связи с их образом жизни имеют крайне низкие доходы. Зачастую доход этих лиц не является стабильным и легальным. К сожалению, неисполнение родительских обязанностей, соединенное с жестоким обращением с ребенком, - преступление, совершаемое чаще всего в беднейших слоях российского общества, - идет рука об руку с пьянством, наркоманией, попрошайничеством. Эффективным воздействием на правонарушителей в этом случае может быть только принудительный труд, поскольку при отсутствии у преступника заработка применение к нему такой меры уголовного наказания, как штраф, не сыграет ни превентивной, ни карательной роли.

Таким образом, проблема неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних остается одной из самых серьезных с точки зрения ее социальных, экономических и демографических последствий, что говорит о необходимости совершенствования всего комплекса механизмов применения юридической ответственности в рамках семейного, административного и уголовного законодательства РФ.

Рецензия

на статью «Семейно-правовая ответственность родителей за неисполнение ими прав и обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей в семейном праве РФ» кандидата юридических наук Бурдо Евгения Петровича

В статье Е.П. Бурдо рассматриваются правовая ответственность родителей за неисполнение ими прав и обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей в семейном праве РФ.

Актуальность данной статьи не вызывает сомнений, так как вопрос понятия семейно-правовой ответственности родителей является дискуссионным и единого мнения ученых, в данной области семейного права, нет.

Научная статья Е.П.Бурдо «Семейно-правовая ответственность родителей за неисполнение ими прав и обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей в семейном праве РФ» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

Проректор по научно-исследовательской работе АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт» М.Л.Блинова

Казалось бы, вопрос об ответственности родителей за воспитание детей, как моральная, так и юридическая, понятна всем и не вызывает никаких сомнений. Тем не менее, далеко не в каждой семье, имеющей ребенка, существует представление об этом, и далеко не каждая семья может показать образец адекватного отношения к детям. Так же, как и то, что не в каждой семье существует порядок, дисциплина и режим, но главное – доверительные отношения с ребенком и членами семьи. Некоторые родители вообще не могут и не должны воспитывать детей и даже находиться рядом с ними. Так какова же за воспитание детей, в моральном и законном плане?

Воспитание и моральная ответственность

Воспитание детей представляет собой многогранный сложный процесс, результатом которого является формирование морально правильной личности, способной адаптироваться в социуме, приносить пользу себе и людям, жить полноценной счастливой жизнью. Все воспитание детей включает в себя многие аспекты – это воспитание ребенка как духовно богатой личности, это воспитание человека в морально-этическом плане, воспитание физическое, сексуальное, воспитание определенных черт характера. Воспитание – это ответственность родителей, отличная от любой другой работы или обязанности.

Задача родителей – привить ребенку правильные моральные ценности, устои и взгляды, основанные на принципе «Не навреди». При этом, если сами родители не имеют этих моральных ценностей, не обращают внимания на нравственные аспекты своих поступков, не руководствуются законами этики и морали, вряд ли они воспитают нормальную полноценную личность, способную в свою очередь нести ответственность за своих детей или просто за свои поступки. Личный пример родителей – это единственно верный и мощный воспитательный метод, непонимание которого ведет к перекосам, трагедиям и бедам в семьях.

Но кроме ответственности за моральное воспитание, существует родительская ответственность и за другие аспекты воспитания, упомянутые выше. Именно родители закладывают детям первые представления о том, что правильно, а что неправильно, как нужно делать и чего не нужно делать, как смотреть на мир и как его оценивать, как относиться к вопросам пола и так далее. Чистые детские души восприимчивы ко всему, но родительское слово бывает для них самым веским, даже если они этого не осознают.

Помимо моральной ответственности в самом широком смысле этого слова, родители ответственны и перед законом за то, как они воспитывают своих или приемных детей. Закон говорит об этом прямо: родитель обязан оказывать своим или приемным детям всяческую поддержку и помощь, присматривать за ними, удовлетворять их физические и материальные потребности. Также родители должны защищать своего ребенка, его права, обеспечивать его всем необходимым для полноценной жизни. В Конституции и Семейном кодексе – документах, содержащих вопросы воспитания детей, говорится об обязанностях и ответственности родителей перед обществом и самими детьми. Родители обязаны присматривать за детьми, заботиться о них, обеспечивать питанием, обучать и развивать своих детей до достижения ими 18 лет. Родители ответственны за психическое и , за их физическое здоровье

Ответственность родителей по закону

Законом также предусмотрена ответственность за неисполнение своих родительских обязанностей или ненадлежащее их исполнение. Законом предусматривается уголовно-правовая ответственность, административно-правовая, гражданско-правовая ответственность.

Российское законодательство относит детей к социально незащищенным категориям. Их права и интересы подлежат государственной защите в первоочередном порядке. Власти заставляют матерей и отцов исполнять свои прямые обязанности по воспитанию. За ненадлежащее выполнение возложенных на них функций виновных ждет наказание. Ответственность родителей за несовершеннолетних детей выражается в различных формах и проявлениях. Семейный кодекс устанавливает, что она длится до того, как сыну или дочери исполнится 18 лет.

Даже если родитель не проживает совместно с ребенком, например, если супруги развелись, отец и мать должны в равной степени реализовывать свои обязательства по воспитанию несовершеннолетнего. Данное понятие включает духовную, материальную, моральную и физическую составляющую. Когда со стороны родителей производятся действия, нарушающие права детей, они плохо и безответственно относятся к малышу, их следует привлечь к ответственности в рамках действующего гражданского, административного или уголовного кодекса.

Статьи КоАП и ГК РФ

Ответственность родителей определяется согласно статьям и положениям действующего законодательства. Мера наказания имеет связь со степенью тяжести наступивших последствий от противоправных деяний и устанавливается согласно нормам Семейного кодекса, а также регламентируется:

  • Гражданским кодексом;
  • КоАП;
  • уголовно-процессуальным законодательством.

Для наступления ответственности со стороны родителей несовершеннолетних детей достаточно совершения однократного противоправного поступка (причинения вреда) или допущения постоянных нарушений их прав. Если вам вменяют вину по ГПК РФ, то следует изучить статьи 1073–1075, поскольку именно они определяют меры и характер применяемой ответственности. Когда дело рассматривается как административное правонарушение, следует обратить внимание на статью 5.35 КоАП. Уголовная ответственность наступает при наличии факторов и обстоятельств, предусмотренных в статье 156 УК РФ.

Ответственность родителей за плохое воспитание детей наступает не только, когда отец или мать намеренно нарушают права ребенка, но и в случае, если они бездействуют, когда кто-то посторонний посягает на их безопасность.

Правильное воспитание - основа для дальнейшего развития малыша и его реализации в жизни. Когда человек с ранних лет имеет представление об институте семьи, это позволяет личности полноценно сформироваться. Дети вырастают морально и психически здоровыми, правильно расставляют жизненные приоритеты, устанавливают цели и достигают их. Неправильное воспитание провоцирует развитие детского алкоголизма и преступности. Предотвратить подобное будущее можно, если государство будет осуществлять жесткий контроль за тем, как в семье выполняются воспитательные функции и обязанности.

Виды ответственности родителей и других лиц

Ответственность введена для того, чтобы защитить интересы несовершеннолетних, чьи права систематически ущемляются, детей, попавших в сложные жизненные обстоятельства. Осуждение безответственных матерей и отцов осуществляется не только на юридическом, но и на общественном уровне. Наказание для лица, посягнувшего на права и интересы малолетнего, может проявляться в разных формах. Чаще всего используются:
  • присвоение семье статуса неблагополучной, постановка ее на учет и осуществление постоянного контроля за жизнью граждан;
  • ограничение прав на ребенка с необходимостью выплаты алиментов;
  • лишение прав на детей с отсутствующей возможностью восстановления.

Даже если малыш или подросток перейдет под ответственность государства или другого родственника, на родителей будет возложена обязанность по его содержанию в виде выплаты алиментов. Вопрос о выборе меры наказания рассматривается в суде. В подобных производствах всегда участвуют представители органов опеки и попечительства. За жестокое обращение с несовершеннолетними (причинение им морального и физического вреда) ждет уголовная ответственность по статье 156.

Аналогичные меры наказания применяются к гражданам, несущим ответственность за детей, - опекунам, педагогам, сотрудникам других организаций и учреждений. В результате уклонения от уплаты алиментов или совершения другого деяния, ущемляющего права ребенка, к лицам могут применяться следующие меры наказания: штрафы, исправительные и обязательные работы, временный арест и лишение свободы.

Как наказать родителей за неисполнение своих обязанностей

Призвать лиц к ответственности за невыполнение родительских обязанностей и неучастие в воспитании могут различные службы и уполномоченные инстанции. Одной из таких является комиссия по правам детей, созданная на базе учебного заведения. Уполномочены открыть дело против родителей, наносящих моральный или физический вред, социальные службы и органы правопорядка. Если в отношении несовершеннолетних граждан рассматривается вопрос жестокого обращения, дело должен курировать суд.

Чтобы человеку была назначена определенная мера ответственности за невыполнение родительских обязанностей, по факту нарушения прав или нанесения вреда малолетнему, должностные лица или представители полиции должны составить протокол об административном правонарушении. После подписания документа он передается в комиссию по делам несовершеннолетних, где и принимается окончательное решение по делу и мера ответственности за совершенное противоправное деяние.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама