THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В этой статье:

В задержке речевого развития у детей дошкольного возраста нет ничего страшного. Главное - вовремя диагностировать задержку и принять меры. Регулярные занятия и правильные упражнения, направленные на стимуляцию развития речи, обязательно приведут к положительным результатам.

Когда пора бить тревогу?

Признаками задержки речевого развития в дошкольном возрасте можно считать:

Если у двухлетнего ребенка имеется один или несколько из перечисленных признаков, то имеет смысл проконсультироваться у специалиста, не откладывая дело в долгий ящик. Врач обязательно проверит слух малыша, который мог ухудшиться, например после недавно перенесенной инфекции или вируса.

Если проблема не в ухудшении слуха, то врач может предположить небольшое отставание в развитии. Он предложит понаблюдать за крохой на протяжении года, чтобы определить целесообразность лечения. В этот период родителям нужно будет оказать малышу посильную помощь в развитии.

Как заниматься с ребенком самостоятельно?

Детские сады очень часто отказываются принимать детей с зафиксированными задержками в речевом развитии. Поэтому родителям в таких случаях приходится заниматься коррекционным обучением ребенка самостоятельно. Не
имеющим опыта родителям рекомендуется заручиться поддержкой логопедов, которые помогут составить план занятия и подберут специальные корректирующие упражнения для ребенка.

Естественно, что все занятия должны проводиться в игровой форме. Целью работы с дошкольником должна стать стимуляция развития артикуляционного аппарата с итоговым «вызовом» речи, попутным пополнением пассивного и активного словарей.

Лучшие стимуляторы развития речи детей - это игры, которые можно охарактеризовать как «недопонималки» . То есть, если малыш пытается заменить слова жестами и мимикой, требуя, чтобы его попытались понять и удовлетворили требования, родители должны на них не
реагировать, проявляя терпение, даже если кроха будет переходить на крик. Такие «недопонималки» нужно практиковать как можно чаще.

Еще один способ развития речи детей в дошкольном возрасте - это , проведение которой должно быть ежедневным в случае задержки речевого развития. Изначально занятия с артикуляционной гимнастикой не должны быть дольше 10 минут. Это должны быть упражнения, которые не будут вызывать негатива и сложностей у малыша.

Начинать можно с простых упражнений. Попросите малыша широко улыбнуться, выполнить «забор» со смыканием зубов и открытым ртом, поиграть в «прятки с губами», когда поочередно прячется каждая из губ, или сделать «блинчик» - с плоском языком на нижней губе.

Со временем можно будет усложнить упражнения «часиками», когда язык касается поочередно каждого из уголков рта, «качелями» с движением языка вверх и вниз, «лошадкой» с характерными цокающими звуками. Правильным будет выполнять такие задания перед зеркалом, где дети смогут наблюдать за своим отражением и движениями артикуляционного аппарата.

Еще один эффективный прием для развития речи у детей - это дыхательные упражнения. Например, можно предложить малышу выдувать мыльные пузыри, погасить пламя свечки, дуть на кусочки ваты или бумаги, пытаясь сдвинуть их с места.

Не помешает в домашнюю программу включить и упражнения для развития моторики. С малышом можно и нужно заниматься физическими упражнениями, работая над развитием памяти и совершенствованием сенсорных навыков.

Как стимулировать желание говорить у малыша?

Вызов желания говорить у детей с задержкой речевого развития является главной проблемой и первоочередной целью в работе с ними. Часто сложности в процессе связаны с неправильно построенным общением ребенка со взрослыми, которые не дают ему возможности говорить, предугадывая все его действия и желания.

Очень важно поощрять любые попытки малыша говорить, особенно если он любит подражать взрослым. Стимулировать речевую активность детей нужно постоянно, дома и на прогулке.
Предлагайте малышу помяукать, как кот, или полаять, как собака, поурчать, как стиральная машина, или погудеть, как пылесос.

Дополнительно в работе с малышом можно использовать музыкальные инструменты, предлагая ему отгадывать по звуку с завязанными глазами, какой инструмент звучит. Также в игре можно задействовать спрятанные музыкальные игрушки, предлагая крохе найти их по звуку.

Отлично стимулирует речь у детей совместное чтение с родителями, с договариванием последних слов, а потом
строчек и куплетов любимых стихов. Для развития речи можно и нужно играть с крохой, используя подручные предметы и игрушки. Например, кукольный театр. Здорово, если в представлении будут принимать все члены семьи. Обыгрывать в домашнем театре лучше хорошо знакомые малышу сказки и рассказы. В ходе представления важно дать малышу такую роль, чтобы он смог озвучивать героев, принимать участие в диалоге.

Отличный способ для стимуляции развития речи - это арт-терапия: игры с песком, музыка, рисование – словом, творческие занятия. В период работы над развитием речи ребенка важно запастись терпением и не ждать быстрых результатов. Эффект будет, если следовать рекомендациям логопеда и регулярно работать с малышом, поощряя любые, даже незначительные достижения.

Обратитесь к опытному невропатологу. Возможно, что проблема задержки речевого развития имеет отношение к сбоям в работе нервной системы малыша. Также не помешает обследоваться у таких специалистов, как:

  • психолог;
  • сурдолог;
  • стоматолог.

Вполне вероятно, что задержки развития речи связаны с особенностями строения языка, нарушениями работы слуха или кровоснабжения, головным мозгом. Комплексное обследование поможет определить истинную причину появления задержки речевого развития у вашего малыша.


В заключение отметим, что развитие речи у мальчиков, как правило, происходит не так активно, как у девочек. Словом, мальчики могут начать нормально говорить на полгода и даже на год позже девочек, но это совсем не означает, что нужно откладывать на потом занятия по развитию речи и обследование ребенка. Своевременная диагностика заболеваний, провоцирующих задержку речи, позволит решить проблему до того, как она станет слишком серьезной.

Нормальное развитие ребенка сопровождается изменением не только показателей роста, веса, умения сидеть и ходить. Не менее важной составляющей социальной адаптации малышей является речь. Первые попытки говорить появляются в 5-6 месяцев со звуков, которые свидетельствуют о просьбе покормить или сменить подгузник. Существуют разные варианты замедленного развития речевых навыков ребенка. Однако отсутствие речи при хорошем физическом слухе, что сопровождается невозможностью произносить простейшие звуки и слоги, - признак серьезного поражения.

Периоды доречевого развития ребенка

Развитие фонематики, лексики и грамматики - основных составляющих человеческой речи, длится до 3,5 лет. Однако существуют периоды жизни ребенка, для которых характерны первые попытки разговора.

  • Первые 1-2 месяца дети пытаются выразить свои эмоции с помощью крика радости или недовольства.
  • В 3 месяца ребенок начинает гулить (гукать) - произносить простейшие слоги: «гу», «га», «ка».
  • С 5-ти месяцев появляются попытки копирования взрослых. Эта фаза доречевого развития называется «лепетом» - ребенок произносит повторяющиеся слоги.
  • В возрасте 8 месяцев формируется «мелодический лепет»: кроме слов, дети стараются повторить интонационную окраску фраз.
  • К 1-му году у ребенка формируется словарный запас из 20 слов, которые чаще всего представляют собой звукоподражания (кошка - «няв» и др.).
  • Первые предложения у малышей получаются в возрасте 1,5-2 года.
  • До 3-х лет развивается грамматическая составляющая - дети пытаются согласовывать числа, роды и падежи в предложениях.

До момента отправления ребенка в детский сад должна быть полностью сформирована грамотная и понятная для окружающих речь. Отмечается, что мальчики начинают разговаривать на несколько месяцев позже девочек.

Важно! Скорость овладения речевыми навыками у каждого ребенка отличается. Приведенные выше сроки - среднестатистическая норма, своевременность появления первых фраз и слов определяет педиатр

Строение речевого аппарата

Функционирование каждой системы человеческого организма обеспечивается согласованной работой исполнительных органов и руководящей нервной системой.

Нормальная речь у людей состоит из двух компонентов: восприятия и воспроизведения. Если не учитывать функциональные возможности слухового аппарат, в коре головного мозга человека существуют два центра, которые отвечают за речевое развитие:

  • Центр Вернике - участок коры в верхней височной извилине, в котором происходит анализ получаемой речевой информации.
  • Центр Брока - зона, расположенная в нижней извилине лобной доли, отвечает за моторную составляющую речи. В этой области генерируются импульсы, которые направляются к исполнительным органам, для воспроизведения устной речи.

Важно! Расположение центров в левом или правом полушарии зависит от того, правша ребенок или левша

Эфекторными органами речевого аппарата являются голосовые связки в гортани, язык, губы и мышцы мягкого неба. Скоординированная работа всех отделов обеспечивает нормальное формирование грамотной, внятной и звучной речи.

Возможные варианты нарушения речевого развития

Установленная артикуляция - залог правильного произношения (фото: www.cvetsakura.ru)

Замедленное речевое развитие или отставание всей психологической сферы может быть вызвано различными факторами. Психологи и логопеды различают понятия общего и системного недоразвития речи. Диагноз системного недоразвития (СНР) устанавливается только при наличии у ребенка умственной отсталости. При нормальном интеллекте говорят об общем недоразвитии (ОНР). Полное или частичное отсутствие речи, в зависимости от уровня нарушения и морфологического компонента повреждения представлено:

  • Дизартрией - нарушением функции артикуляции: взаимодействия голосовых связок, языка, губ и мышц гортаноглотки. Чаще всего нарушение диагностируется у детей с детским церебральным параличом (ДЦП) или другими патологиями нервной системы, которые сопровождаются нарушением проведения импульса по нервно-мышечным соединениям.
  • Афазией - полное отсутствие признаков речевого развития у ребенка, который разговаривал до этого. Сначала проявляется нарушениями в произношении, появлении элементарных ошибок, фразы становятся бессмысленными. Параллельно с потерей навыков разговора дети начинают отставать в интеллектуальном развитии от сверстников. Наиболее частой причиной афазии являются черепно-мозговые травмы, воспалительные заболевания (менингит, энцефалит после вирусной или микробной инфекции) или опухолевые процессы.
  • Моторной алалией - нарушением функционирования двигательной составляющей речевого аппарата. Проявляется у детей с раннего возраста симптомами генерализированного процесса. Отсутствуют движения губ, языка, мелкая моторика пальцев. Понимание речи сохраняется, однако воспроизведение собственной устной речи такими детьми невозможно. Моторная алалия развивается вследствие врожденных патологий: родовой травмы, внутриутробной инфекции или резус-конфликта крови матери и ребенка.
  • Сенсорной алалией - патологией, при которой нарушение развития речи обусловлено отсутствием восприятия. Дети не разговаривают, потому что не понимают значения звуков, которые слышат от других людей. При легкой степени ребенком не воспринимается смысл сказанного, при тяжелой - не определяется даже обращение.

Причины отсутствия речи

Неполадки в семье - вероятная причина задержки речевого развития (фото: www.colady.ru)

Отсутствие речи - мультифакторная патология, врачи-педиатры выделяют несколько групп вероятных причин отсутствия речи у детей, представленных в таблице.

Органические - с повреждением структур речевого аппарата

  • Паралич или парез мышц лица (вследствие инфекционной патологии или изолированного поражения лицевого нерва).
  • Врожденные пороки: «заячья губа», «волчья пасть» (назаращения костей твердого неба), аномалии языка.
  • Поражение головного мозга (опухолевый процесс в лобной или височной доле, воспаления и травмы).
  • Патологии центральной нервной системы, например ДЦП.
  • Наследственные болезни, вызванные хромосомными мутациями (например, синдром Дауна или Патау).
  • Аутизм - заболевание, которое часто возникает в детей раннего возраста и характеризуется социальной изолированностью

Психологические

  • Психологический «блок» речи после сильного испуга.
  • Скандалы в семье, ссоры и крики, которые останавливают развитие речи у ребенка из-за страха, что на него также будут кричать.
  • Семейная обстановка. Часто ребенок не разговаривает в неполных семьях, или в доме, где проживают асоциальные родители (наркоманы, алкоголики и др.)

Социальные

  • Гиперопека или отсутствие внимания. В первом случае у ребенка нет надобности разговаривать, поскольку его и так понимают без слов. В случае недостаточного внимания - ребенок изолируется и не хочет говорить, потому что не видит смысла, его не услышат.
  • Чрезмерное времяпровождение с компьютером, планшетом или телевизором. В этом случае говорится об ограничении развития «экранными» фразами и шаблонами.
  • Завышенные требования. При частом повторении «скажи» у малышей формируется страх, что не получится выговорить правильно, и он будет наказан. Поэтому дети в таких случаях не разговаривают

Отставание речевого развития - всегда является признаком неблагоприятного воздействия многих факторов на ребенка. Не существует единой причины этого нарушения, поэтому методы диагностики и терапии носят разнонаправленный характер.

Диагностика нарушений речевого развития

Постановка диагноза общего нарушения или задержки речевого развития подразумевает совместное заключение трех специалистов: психолога, логопеда и врача-невролога.

С целью дифференциальной диагностики, определения основной причины и выбора адекватного лечения проводятся следующие исследования:

  • Аудиометрия - способ диагностики нарушений слуха, как одной из причин нарушения речевого развития.
  • Нейросонография - ультразвуковой метод изучения структур головного мозга, который проводится детям первого года жизни через большой родничок.
  • Электроэнцефалография - способ регистрации электрических импульсов, которые возникают в разных участках головного мозга. Проводится с помощью специальных электродов, которые размещаются на голове.
  • Магнитно-резонансная томография (МРТ) - лучевой метод диагностики, который определяет морфологический субстрат нарушения в головном мозгу. Исследование заключается в регистрации распределения атомов водорода в тканях под воздействием сильного магнитного поля. Процедура не использует рентгеновского излучения, поэтому совершенно безопасна для детей.

Кроме того, психолог проводит анализ интеллектуальных способностей ребенка с помощью тестов для исключения умственного отставания как причины отсутствия речи.

Методы лечения отсутствия речи у детей

Лечение патологий речевого развития у детей подразумевает комплексный подход с привлечением в процесс родителей.

Чаще всего основную часть работы проводит логопед с помощью специальных упражнений и методик, в зависимости от патологии. Этот компонент терапии направлен на восстановление или развитие артикуляции, правильного грамматического строения слов и словосочинений.

Психологическая составляющая направлена на социальную адаптацию ребенка, работу с родителями для улучшения обстановки в семье. Психологи применяют в своей практике альтернативные методы: арт-терапии, рефлексо- и ароматерапии, а также проводят сеансы на открытом воздухе, в форме игры с животными (например, с лошадьми - ипотерапия).

Кроме того, широким распространением пользуется аппаратное лечение с помощью специальных устройств:

  • Метод Томатис - использование беспроводных наушников с разными звуковыми программами, распределенными на курсы. Ребенок слышит речь, которая соответствует возрасту и стадии речевого развития во время игры, что позволяет лучше воспринимать информацию.
  • Лого+ - аудиотерапия, которая проводится во время массажа или физиотерапевтической процедуры для усиления эффекта.

Лечение детей с замедленным развитием речи - сложная задача, результат которой зависит от ранней диагностики и комплексного подхода к терапии.

Каждому родителю хочется, чтобы малыш побыстрее «заговорил», чтобы его речь была правильной и красивой. Рядом с «говорящим» ребенком и жизнь кажется веселее, разнообразнее, и друзьям приятно рассказать о первых словах и фразах, произнесенных малышом. К тому же развитая речь - показатель правильного развития ребенка.

Как же помочь развитию речи малыша? Предлагаем несколько простых приемов, часть которых вы наверняка уже используете, осознанно или интуитивно. Надеемся, что у вас получится почерпнуть для себя и несколько новых идей.

1. Пойте песни малышу в течение дня
(детские и взрослые).

С самых первых месяцев жизни необыкновенно важно петь песенки малышу. В пении соединяются слова, их смысл и ритм - и это именно то, что нам нужно для гармоничного развития речи. А еще песня, исполненная мамой или другим близким человеком, часто поется неподалеку от ребенка, и он видит лицо поющего, его губы, мимику, эмоцию. Все это способствует полноценному восприятию мелодии, ритма и слов.

Очень важно взрослому именно петь, а не включать записи песенок, даже когда кажется, что нет ни слуха, ни голоса. Вы можете даже не петь, просто произносить слова стиха нараспев, не спеша. Тут ведь главное, чтобы ритм совпадал, и чтобы малышу нравилось. Прочитать подробнее о значении маминого пения для развития, рекомендации, как и что можно петь и послушать примеры простых песенок для малышей можно на сайте Галки-Игралки

2. Разговаривайте с ребенком, как со взрослым.

Еще задолго до активного речевого периода у ребенка формируется общее представление о речи, о родном языке. Ведь он слышит нашу речь каждый день – как мы разговариваем между собой, задаем вопросы или отвечаем на них, напеваем под нос песенку или говорим по телефону…

Очень важно много говорить с ребенком и при ребенке, почаще обращаться непосредственно к самому малышу (даже, если кажется, что он еще ничего не понимает). Пусть ваша речь будет достаточно простой и доступной, но при этом правильной, “взрослой”. Не стоит пытаться упрощать слова и заменять их на звукоподражания (например, “иго-го” вместо “лошадка”), ведь потом вам придется переучивать малыша обратно на “полноценные” слова.

Даже для самых маленьких деток мы можем устраивать диалоги с игрушками. Привлеките внимание ребенка, подойдите к кукле и скажите:

– «Привет кукла! Тебя как зовут?»
– «Меня зовут Маша»
– «Привет. Маша! А я мама Оля»
– «Привет, мама Оля! А это кто?»
– «А это у нас девочка Настенька»

И в таком духе мы можем изобразить небольшой диалог между куклой и ребенком, подключить другую игрушку или одного из родственников. Разговор длится очень короткое время, а ребенок успевает порадоваться тому, что кукла вдруг ожила. Этот прием помогает разнообразить наши игры, вовлечь в них ребенка и показать, как строится диалог.

4. Изображайте звуки зверей и природы (дождика, ветра).

Так мы учимся слушать и воспроизводить разные звуки - речевые и неречевые. Играя, попробуйте изобразить звуки ветра. К примеру, подуйте на листочек, положенный на ладонь, и сделайте это намеренно сильно, громко. А чтобы листок не сразу улетел, удерживайте его немного пальцем. Ребенок услышит звук ветра: «Фууух!» и увидит ваши губы, сложенные «трубочкой». Это отличное дыхательное упражнение и артикуляционная гимнастика.

5. Играйте в ритмические музыкальные игры.

Давно доказано, что двигательный анализатор помогает связать в единое целое образ предмета. Поэтому, когда ребенок видит, слышит, осязает и одновременно двигается, он лучше запоминает предметы, их свойства и действия с ними. Еще более это относится к развитию речи: собственное движение ребенка оказывает сильное положительное влияние на развитие речи. Особенно это касается движений рук и развития тонких движений пальцев. Упорядоченное движение влияет положительно на умственное развитие ребенка. При этом важно, чтобы движения малыша были ритмичными, простыми и доступными.

Попробуйте взять деревянные ложки и постучать друг о дружку. Вместо барабана, чтобы не был такой резкий звук, возьмите коробку или пластиковую мисочку. Можно использовать и обычную погремушку, похлопать в ладоши или потопать ногами. И напевая любую песенку, отстукивайте ритм.

6. Читайте книжки: детские вместе с малышом и взрослые всей семьей вслух.

Такое чтение очень полезно, ведь ребенок слышит хороший литературный язык и видит интерес взрослых к чтению. Читая вместе с малышом, мы проговариваем всю ситуацию, учим формировать сюжет, оформлять его по определенным законам речи. Читая или слушая чтение, малыш воспринимает структуру речи, учит новые слова, слышит правильное неторопливое произношение фразы, слова.

7. Рассказывайте стихи при пробуждении/перед походом на прогулку.

Стихами можно и нужно сопровождать многие моменты жизни малыша, к примеру:

Я умею обуваться,
Если только захочу!
Я и маленького братца
Обуваться научу!
Вот они сапожки –
Этот с правой ножки, этот с левой ножки!
Если дождичек пойдет,
Наденем калошки,
Эта – с левой ножки,
Эта – с правой ножки!
Вот как хорошо!

Природа устроила так, что в нашем мозгу зоны, отвечающие за движения рук и за речь, расположены рядом и их развитие тесно связано (подробнее об этой взаимосвязи можно прочитать в заметке на сайте “Галки-Игралки”) Поэтому развитие мелкой моторики является если не “панацеей”, то одной из важных составляющих речевого развития.

  • игры, где мы держим мелкие предметы (колечки пирамиды, бумажные снежинки)
  • рисование и письмо
  • аппликация и лепка
  • игры с пуговицами и петельками
  • игры с ленточками
  • игры-шнуровки
  • игры с палочками (поддеваем палочкой картонную рыбку – ловим ее)
  • игра на клавишных инструментах
  • простые пальчиковые игры (капает дождик - стучим пальчиками)
  • игры с прищепками

9. Сочиняйте свои стихи и рассказы
(для мам деток от 1,5 лет).

Свои песенки и стихи сочинять очень легко и просто! Это поможет нам не только развивать речь ребенка, но и настроиться на игру, увлечь или отвлечь малыша в нужный момент. Если, например, готовитесь сесть рисовать и наливаете водичку в блюдечко, спойте: «Мы сейчас пойдем, мы водичку принесем». Или на прогулке: «Наша Маша шла, Маша веточку нашла!»

10. Играйте в пальчиковые игры.

Пальчиковые игры - это один из вариантов игр на мелкую моторику, и в сочетании с веселыми стишками и потешками они могут быть неплохим подспорьем в развитии речи. К примеру, вот хорошая игра для Вас с малышом, которая развивает пальчики и позволяет нам пообщаться. Вы сами «ходите» пальцами вашей руки по полу или столу и говорите при этом:

Тише-тише, тише-тише!
Погулять выходят мыши!
А за ними рыжий кот,
Лапкой – хлоп!

И тут другой своей рукой ловите «мышей», хлопая по ним. «Мыши», конечно, пытаются удрать, ну уж тут кто кого! Ребенок обычно тут же вступает в игру и от души веселится. В этой забавной игре всерьез развиваются очень многие навыки, полезные для овладения речью: моторика рук, внимание, реакция, чувство ритма и главное – желание общаться со взрослым в игре.

Вот далеко не все, но одни из самых действенных и простых приемов, доступных любой маме. Сколько из них есть в вашем арсенале? Напишите в комментариях, а также поделитесь своими идеями и ноу-хау.

Всех родителей, которые переживают о развитии речи своих деток и мечтают «разговорить» их в увлекательных развивающих играх, мы будем рады видеть в Онлайн-школе развития речи по методике Тепляковой . Там мы подробно разберем эти и многие другие приемы (игры на развитие речи: ритмические, ролевые, на мелкую моторику, артикуляционная гимнастика и т.д.)

Веселых игр и радостного общения вам с малышом!

Дети рождаются с умением издавать звуки, которые помогают им в общении с родителями, но речь у них формируется не сразу, а по мере формирования нервной системы, речеобразующих органов и связей между ними и речевыми центрами мозга. Новорожденный издает только непроизвольные звуки – это крики и плач, хныканье, сопение и чмоканье. Эти сигналы помогают родителям ориентироваться в потребностях крохи – если он голоден, ощущает боль или ему дискомфортно, он подает сигналы. По мере развития у младенца появляются первые звуки, слоги, а затем уже и слова. Важно постоянно и активно развивать речь ребенка, начиная с самого рождения . Это поможет в дальнейшем быстрее овладеть навыком и устранять ошибки в речи проще и легче.

Роль родительской речи после рождения крохи

Речь ребенка развивается задолго до того, как будет сказано первое слово и даже произнесены первые осознанные звуки. Развивать ее нужно с самого рождения, когда малыш постоянно слышит речь, обращенную в его адрес и разговоры родителей между собой .

Обратите внимание

Необходимо знать, что чем богаче словарный запас и правильнее произношение слов ребенка, тем ему проще демонстрировать свои чувства и высказывать мысли, и тем проще строятся его отношения с другими детьми и окружающими его взрослыми.

За счет речи в сочетании с органами чувств формируется познание мира. Особенно важным для развития речи является острый слух, именно на слух кроха воспринимает речь родителей и окружающих, запоминая слова и их значения. Не менее важна связь и со зрением, ассоциации с произносимыми словами и внешним видом предметов. Поэтому здоровью этих органов чувств (наряду со всеми остальными) нужно уделить внимание в самом начале.

На слух ребенок учится повторению слов и контролю за их произношением, и важно, чтобы родители говорили правильно и поправляли ребенка, чтобы неверное произношение не входило в привычку.

В младенческом возрасте речь еще не относится к ведущему средству общения, но она развивается очень быстро, чтобы уже в последующем, на все оставшиеся годы жизни, она могла обеспечить эффективные диалоги с другими людьми и даже с самим собой.

Изначально слова, выражения лиц и жесты, интонации и взгляды, действия взрослых и движения тела могут быть для малыша бессмысленными, но в ходе наблюдений и осознания они постепенно приобретают для него истинный смысл. Это приходит с опытом :

  • В периоде от трех месяцев, примерно до 7-8-ми , кроха хорошо запоминает все события, которые повторяются ежедневно.
  • После 8-10 месяцев в копилку знаний добавляются уже словесные их обозначения и жесты. Так, угрожающий жест пальцем или слово «нельзя» для ребенка будет поводом для того, чтобы отказаться от касания горячей кастрюли или утюга. А слово «ладушки» будет командой для того, чтобы он начал хлопать в ладошки.
  • С годовалого возраста происходит знакомство с различными окружающими предметами в доме и на улице.

Так, в возрасте примерно 12-16 месяцев слово «часы» ребенок воспринимает, как только предмет на стене в его комнате. По мере накопления опыта к возрасту 2 лет ребенок уже знает о том, что часы могут быть разными, это механизм со стрелками. В этом периоде ребенок может еще и не говорить много слов, он копит пассивный словарь и важно стимулировать его в этом. К двум годам объем этого словаря может достигать нескольких сот слов.

Если , это не значит, что он не понимает и не запоминает родительскую речь. Он понимает многие вещи из речи родителей, особенно ели это знакомые для него события или предметы.

К возрасту трех лет ребенок хорошо ориентируется в понятиях размеров, хорошо знает слова да или нет, понятие терминов «хорошо» и «плохо».

Речевые навыки детей до года: базовые сроки

На первом году жизни становление доречевых навыков, происходящее в определенной последовательности, закладывает дальнейшую базу для дальнейшего уже речевого развития. Есть определенные показатели по месяцам, отражающие динамику изменений, к ним относятся:

  • В возрасте до полутора месяцев рефлекторные звуки и крики, которыми сопровождаются различные реакции кроха на боль, голод, касание предметов или иные раздражители. Крик состоит из преобладания гласных звуков с носовыми оттенками.
  • С 1.5-2 месяцев постепенно формируются попытки гуления, произношение гортанных гласных звуков.
  • С периода от 2-х до 5-ти месяцев постепенно происходит качественная перестройка общения, появляется эмоциональный разноголосый крик и смех, уверенное гуление на разные лады, гуканье.
  • В возрасте примерно 4-х месяцев произносятся гласные звуки а-у-ы, нередко с сочетанием с г. Характерны эмоциональные комплексы оживления и смех в ответ на разные действия родителей.
  • Ближе к 5-ти месяцам гуление уже достаточно дифференцированное, с направленным звуком и певучее.
  • В период полугода появляется первый лепет, проявление интереса к предметам и людям во взгляде и попытки проявления эмоций звуками и интонацией. Возможны как позитивные, так и негативные проявления звуков, хныки, восклицания, визги. Ребенок уже достаточно хорошо может передавать интонации в голосе за счет изменения силы звука и его тональности.
  • К семи месяцам появляется лепетная речь и произнесением отдельных слогов, которая обозначает желание совместных игр, как ориентация на знакомые звуки, игрушки с музыкальным сопровождением.
  • К возрасту восьми месяцев ребенок разными эмоциями реагирует на знакомые и незнакомые лица, может произносить цепочки из одинаковых слогов – ба-ба-ба, га-га-га, дя-дя-дя и тд. Он за счет движений и голоса привлекает внимание родителей, может тянуть со звуками руки навстречу, понимает смысл простых игр в ладушки, прятки.
  • К 9-ти месяцам предпринимаются попытки полноценного общения жестами и звуками, сопровождаемыми эмоциональной окраской, с этого же возраста предпринимаются попытки подражания словам взрослых с повторением звуков.
  • В 10-ть месяцев кроха понимает обращенную к нему речь в зависимости от ситуации, пользуется несколькими лепетными словами, которые соотнесены с ситуациями, он активно выражает свое настроение тоном голоса и громкостью, изменением выражения, предпринимает попытки копирования выражения лица и интонаций родителей.
  • К периоду 11-12-ти месяцев используются до 5 лепетных слов, которые объясняют ситуацию, дополняемые жестами и звуками, интонациями.

Речевые навыки детей от года до двух: базовые сроки

Ребенок с годовалого возраста начинает активно овладевать речью, накапливая пассивный словарь (слова, которые знает) и активный (слова, которые произносит). В него к концу второго года входит до 300-от слов, их них до 75% составляют существительные, около 20% из них глаголы, остальная часть приходится на прилагательные, местоимения и прочие части речи:

Особенности начальной речи малышей

В самом начальном этапе речевого развития, когда только-только появляются первые слова и предложения, речь практически всегда нечистая, что оправдано неполноценным еще развитием артикуляционного аппарата крохи. На слух дети еще не могут точно различать все звуки в речи. Нередко малыши в начальном этапе имеют типичные ошибки в произношении.

Относительно шипящих звуков – ж-ш-ч-щ:

  • они произносятся крайне нечетко
  • в словах они заменяются свистящими звуками з-с (кася вместо каша, сяпка вместо шапка), замена ш на ф (фапка вместо шапка), либо ж на в (вук вместо жук), буква ч может быть заменена на ц или ть (отьки или вместо очки). Также заменяются щ на ть или сь (сенок вместо щенок).
  • пропускаются согласные, если они стоят первыми в слове.

Относительно произношения Л и Р:

  • они пропускаются или искажаются (ыба и ак вместо рыба и рак)
  • звук р нередко заменяется й-л-в или искажается гласная.

Относительно произношения С,З и Ц:

  • звуки произносятся нечетко
  • пропускаются эти буквы в начале слова
  • звук с заменяется на ф, звук з на в, звук ц на т

Относительно произношения Г,Х и К:

  • пропускаются в начале слова
  • заменяются звуками д или т

Ближе к трем годам малыши начинают говорить короткими фразами, которые состоят из двух-трех слов, и речь их постепенно усложняется . Однако может нарушаться порядок слов и искажение рода, несогласованность в окончаниях падежей. Дети могут сокращать сложные длинные слова, переставляют звуки местами, коверкают слоги.

Если ребенок плохо говорит или не говорит: причины

Если возникают стойкие в детском возрасте, причинами их могут становиться различные негативные влияния, которые воздействовали внутриутробно, в период родов или на протяжении первых месяцев жизни. К ним относят:

Словом, любые влияния, которые, так или иначе, влияют на центральную нервную систему и кору мозга, связи, формирующиеся между речевым аппаратом и речевыми центрами, влияют на время становления речевых навыков и их особенности.

Наиболее тяжело на речи отражаются органические патологи мозга – кисты, кровоизлияния, опухоли, недоразвитие зон мозга, а также воспалительные, гипоксические и прочие поражения. Опасны для становления речи проблемы со средним ухом и частые отиты, хронические заболевания, проблемы с развитием зубочелюстного аппарата. Опасны травмы челюстей и зубов, сосание пальца.

Насколько реальна проблема?

Нередко родители кидаются к логопедам и врачам с первых же слов ребенка, которые он произносит, считая его речь проблемной. Особенно много вопросов вызывает произношение звуков. Если ребенок изначально говорит около 20 слов, с ними большей частью все понятно. Но по мере расширения речи появляются смазанные и непереводимые конструкции. На фоне этого друзья детей или соседей, которые в полтора года говорят предложениями, понятно и относительно много – смущают, заставляют думать о проблемах собственного чада.

Все дети разные, сравнивать двух детей в полтора года некорректно, так как беременность, роды и послеродовое развитие у них протекали в разных условиях. Да и половые различия также очень вероятны.

Лексический взрыв (это быстрое увеличение объема активного речевого словаря) может помешать ребенку справляться с правильным произношением. Он может знать много слов, но говорить толком не может ни единого. Родителям важно создать условия, чтобы ребенок слышал четкую и правильную речь! Кроме того, в возрасте полутора-трех лет есть типичные особенности речевых функций, вполне допустимые и не относящиеся к аномалиям. Это переставление слогов, замена букв, «проглатывание» окончаний или начала слов.

Что делать родителям?

Прежде всего, нужно спокойно относиться к данному факту, с ребенком нужно разговаривать не быстро, чтобы он расслышал все звуки в словах. Не стоит исправлять кроху, лучше повторить просьбу и выполнить ее. Если ребенок просит «макако», нужно сказать – «Хочешь молоко? На».

Есть звуки, которые просты для артикуляционного аппарата и сложны, звук «с» появляется не у всех детей до двух лет, а свистящие, шипящие, сонорные и сдвоенные согласные многие дети усваивают после трех лет. Одни дети могут хорошо говорить уже к возрасту 3-4 лет, а другие только к 6-ти годам. Необходимо ли в этом случае заниматься с логопедом или дома, решается в ходе очных консультаций.

На сегодняшний день, если ребенок в 1.5-2 года хорошо понимает обращенную к нему речь, имеет в словаре до 50-ти слов, включающих в себя звукоподражание и лепетные, он активно использует эти слова в речи – это нормально . Если в его речи есть двухслговые конструкции, короткие предложения – тоже хорошо. Важно при этом активно заниматься с крохой, чтобы стимулировать речевое развитие, важно с ним разговаривать, призывать к диалогу, а не заставлять повторять слова.

Просмотр телевизора, постоянные звуковые фоны приводят к снижению активности в собственной речи крохи. Если есть перекос в сторону слуховой нагрузки, дети дольше будут молчать. Нужно стимулировать их к разговорам.

О своих опасениях относительно развития речи ребенка нужно сообщить врачу-педиатру, возможно нужны дополнительные обследования и консультация невролога, ЛОР-врача с оценкой слуха. Если проблем с развитием и здоровьем нет, важно, чтобы родители предпринимали некоторые меры по стимуляции речи ребенка в любом возрасте.

С возраста 6-ти месяцев ребенок начинает понимать речь окружающих его людей. Это важная сторона его собственного речевого развития, которая тесно завязана на мышлении, игре и предметной деятельности, она нужна для социализации крохи. И нужно развивать речь в общении и совместных играх детей с взрослыми.

Как стимулировать речь ребенка до года

Важно начать со стимуляции гуления в раннем возрасте, привлекая внимание крохи к лицу – его нужно звать по имени, цокать языком, чмокать и дуть, чтобы он сосредоточил взгляд. Нужно разговаривать ребенком, ведя подобие диалога, имитировать звуки воркования или гуления с паузами, чтобы кроха мог отвечать. Нужно повторять его звуки, так как лицо родителей, произносящее звуки – это самый сильный стимул, привлекающий внимание. Лучше всего в этом периоде воспринимается певучая и плавная речь, в ее интонации дети активно вслушиваются, хотя еще не понимают смысла. Нужно внимательно относиться ко всем сигналам крохи, он иногда сам проявляет инициативу в общении. Это улыбки, взгляды и звуки, похожие на воркование.

Разговаривая с крохой нужно создавать тактильные контакты – поглаживание, щекотание, надавливание на ручки, ножки. Это в сочетании с улыбками и речью помогает активнее развиваться, стимулирует комплексы оживления. Важно только не переутомлять кроху, если он отводит взгляд и ручки – на один раз хватит.

Далее следует стимуляция лепета с играми с крохой лицом к лицу. Можно использовать кресла с наклоненной спинкой, подушки, но важно удобство крохи. Нужно повторять звуки крохи, произносимые им с паузами, чтобы кроха мог отвечать на ваши «слова». Во время произнесения им протяжных звуков, можно положить свой палец под нижнюю губку, смыкая ее и получая слоги – па, ба. Также ребенку нужны игрушки, которые можно брать в рот, и за счет которых также могут формироваться новые звуки.

Можно повторять ребенку цепочки из слогов – ба-ба, ма-ма, па-па. Параллельно с этим нужно играть с крохой, делая пружинящие подпрыгивания на мячике, коленях, пружинящих поверхностях. Полезно тормошить, дразнить кроху, что провоцирует смех и визги. Повторяйте за крохой лепет, стараясь максимально сохранять его тембр, высоту и темп. Произносите звуки, привлекая внимание ко рту, оставляйте паузы, чтобы кроха мог повторять ваши звуки. Если есть возможность, ставьте аудиозаписи с лепетом других детей, чтобы кроха повторял. Можно записать звуки его собственной речи, чтобы он ее также прослушал.

Как стимулировать речь ребенка после года

Есть множество методик стимуляции первых слов, рождаемых из лепета и затем последующее формирование речи. Это производится поэтапно, шаг за шагом. Если кажется, что кроха по определенным линейкам отстает в развитии собственной речи, можно пробовать определенные техники, работающие до периода 2-3 лет.

Необходимо внесение в лепетную речь крохи смысловой нагрузки. Если кроха произносит мама, необходима ее эмоциональная реакция. Такие же реакции нужно реализовать на все слова.

Необходима также стимуляция активного использования первых слов, путем задавания вопросов – кто это, позови бабу (папу, маму, кису). Нужно также самим использовать лепетные слова и подражания звукам наряду с использованием полных слов. «Скажи, как киса говорит – мяу».

Внимательно наблюдайте за играми ребенка, записывая их речевое сопровождение – все имеющиеся звуки, слова, подражания, несущие смысл, а также имеющийся лепет, который смысла не имеет . На основании записанного стоит провести анализ возможностей артикуляционного аппарата. Малыш должен использовать слоги, буквы, звуки, которые с ним нужно повторять и дополнять новыми.

Из полученных звуков можно составить предположительный словарик слов, которые малыш может произносить из слов и звукоподражаний. Это могут быть такие как барабан - бам-бам, упал – бух, гусь – га-га-га, собака – ав-ав. Первое время ребенок может несколько разных предметов и слов называть схожими конструкциями, но интонации их будут разными. Эти шаги нужны для стимуляции речи в полтора года.

Как стимулировать речь ребенка в 1.5 года

Важно постоянно расширять лексикон детей за счет взрослых слов и их произношения. Показывайте ему картинки или предметы, живых существ и называйте их, стимулируя кроху к повторению слов. Также полезно появление гало-фраз , то есть ассоциативных слов, связанных с предметами. Так, например, если ребенок, показывая на молоток, говорит папа, это значит, что им стучал папа. Также нужна стимуляция фраз из простых слов. Это обычно существительное и глагол – предмет и действие. Ляля упала, мама спит, баба идет. Полезно для стимуляции речи играть в повторялки .

Обратите внимание

Ребенок изначально будет повторять их неправильно, воспринимая на слух и сопоставляя с возможностями речевого аппарата. Поэтому нужно относиться к этому адекватно, важно – чтобы было желание повторять хотя бы частично, затем уже более полным набором звуков.

Если ребенок плохо произносит слова целиком, можно пробовать играть в повторялки по слогам . Есть часть детей, которые не говорят слово целиком, и поэтому отказываются его произносить в принципе. Взрослым не стоит искажать свою речь в угоду крохе, он должен слышать правильные речевые конструкции, лучше говорить звукоподражания, но отчетливо и четко – га-га-га, ко-ко-ко, или слова полностью и правильно.

Речевые игры

Важно в играх по развитию речи проявлять педантичность и последовательность. Всегда нужно начинать с одних и тех же упражнений. Например, начиная со звука а или слога ма. Это помогает ребенку настроиться и включиться в игру, показав, что он готов играть в повторялки. Если ребенок отвечает вам повторением ваших звуков, он готов к игре.

Что нужно для этого? Прежде всего, нужно говорить только те слоги и звуки, которые ребенок уже изучил. Можно использовать от одного до трех повторяющихся слога – это среднее количество слогов в русской речи. Слоги должны быть повторяющимися – ма-ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па.

Если кроха произнес не те слоги, вместо га-га – ба-ба, не нужно его поправлять или говорить ему не так, просто нужно повторить цепочку снова.

Если ребенок легко повторяет за вами одинаковые цепочки слогов, можно начать обучение смены слога на другой. Ба-бу, мА-ме, па-пе со сменой гласной, или ба-па, ма-па – со сменой согласной. Когда ребенок освоил и эти упражнения, можно переходить к простым словам, состоящим из тех слогов, которые кроха хорошо произносит – кук-ла, тра-ва, по-ка, но-га. Малыш будет произносить их в облегченном варианте.

Причины, по которым развитие речи у ребенка происходит с задержкой, могут быть различными. Влияние оказывают разные факторы - от физиологии до психологических аспектов. Какие-то из них можно откорректировать самостоятельно, с другими придется обратиться за помощью к специалисту, но крайне важно разобраться в том, что «мешает» ребенку заговорить.

Квалифицированную помощь окажет профессиональный логопед-дефектолог. На первичном обследовании специалист определит причины, по которым задерживается речь, и предложит способы коррекции.

Причина 1. Индивидуальный темп

Несомненно, каждый ребенок уникален и должен развиваться в собственном графике. Если ваш малыш пошел на месяц раньше сына соседки, а вот слово «мама» произнес на несколько недель позже, ничего страшного в этом нет. У каждого свой темп.

Такая задержка развития речи так и называется - темповая. С небольшим опозданием все войдет в свое русло и ребенок будет формировать свое умение говорить так же, как и все дети.

Обратите только свое внимание, что специалисты «разрешают» списать на индивидуальность лишь небольшое отставание от нормы. Будьте внимательны!

Причина 2. Отсутствие необходимости

Как ни странно, анекдот про английского мальчика, который молчал много лет и заговорил лишь, когда ему подали неправильно приготовленную кашу, не так уж далек от реальности. Дети, которых чрезмерно опекают родители, действительно не нуждаются в том, чтобы научиться словесно выражать свои желания. Отсутствие мотивации оказывает большое влияние на развитие.

Причина 3. Педагогическая запущенность

Такой вот неприятный термин означает вовсе не необходимость заниматься с новорожденным ребенком специальными упражнениями. Малыш с рождения должен быть окружен речью. Если с ним не разговаривают, лишь выполняя необходимый уход и кормление, не общаются постоянно, формирование речи невозможно. Не слыша обращенной к нему речи, ребенок не в состоянии расширять пассивный словарный запас, не начнет и хорошо говорить.

Причина 4. Двуязычная семья

Дети-билингвы «имеют право» начать говорить с некоторым отставанием от нормы. Слыша вокруг себя речь на разных языках, они оказываются в более сложной ситуации, чем их ровесники, которым нужно освоить лишь один язык.

Для того, чтобы правильно построить речь, ребенку надо отделить один язык от другого. Для этого требуется определенное время. Так что вполне допустимо и задержка начала формирования речи, и отсутствие распространенных предложений, и ошибки в грамматическом построении фраз.

Причина 5. Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка

К сожалению, стрессы влияют не только на взрослых, но и на детишек. Сильный испуг, не комфортный психологический климат в семье, даже ссоры между родителями могут стать причиной отставания формирования речи. Детям необходимы спокойствие, положительные эмоции и разумный распорядок дня.

Сильные переживания, испуг, психологические травмы могут привести к заиканию и задержке речевого и психического развития.

Отдельно стоит выделить также проблему «госпитализма» у детишек. Синдром отсутствия речи, вызванный отлучением от семьи у детей, помещенных в лечебные учреждения, связан как с психологическим стрессом, так и с недостаточностью общения. К сожалению, вероятны случаи возникновения этого синдрома и у домашних детей. Формального ухода за ребенком без налаженной коммуникации, любви и внимания со стороны близких провоцирует отставание в развитии.

Причина 6. Негативизм у ребенка

Иногда родители бывают так настойчивы в своем стремлении «разговорить» ребенка, что могут вызывать у своего чада отрицание. Особенно если малыш с рождения отличается упрямством и не склонен идти на уступки.

Постоянные просьбы семейства сказать какое-то слово приводят к обратному результату - малыш может замкнуться в себе и вообще отказаться общаться.

Причина 7. Генетическая предрасположенность

Если ребенок не спешит начать разговаривать, стоит поинтересоваться, когда его мама и папа сказали свое первое слово. Наследственность - великая вещь. Возможно, малыш просто получил гены не очень торопливого родителя.

Однако будьте внимательны. Слишком большое отставание в формировании речи может привести к другим сложностям. Например, задержке психического развития.

Причина 8. Осложненное течение беременности и родов у матери

Правильному формированию нервной системы ребенка может помешать внутриутробная гипоксия или тяжелые роды. Как правило, сложности выявляются при обследовании у невропатолога в более раннем возрасте, но могут стать заметны и в период активного развития речи.

Для коррекции необходимо тщательное выполнение всех рекомендаций специалистов - от невролога до дефектолога.

Причина 9. Нарушения слуха

Для формирования активного словаря необходимо, чтобы ребенок в первую очередь воспринимал речь вокруг себя. Если он не слышит вообще или слышит плохо, у него обязательно проявятся те или иные сложности с формированием речи — от полного ее отсутствия до проблем с произношением и построением фраз.

Проверить слух ребенка можно у отоларинголога.

Причина 10. Несовершенство артикуляционной системы

Звук формируется при работе речевого аппарата. Если здесь имеются проблемы, это обязательно отразится и на речевом развитии ребенка. Сниженный тонус мышц, недостаточно длинная уздечка языка и другие нарушения вызывают сложности с артикуляцией.

Стоит обратить внимание, если ребенок не может прожевать твердую еду, у него частое слюнотечение, постоянно приоткрыт рот.

Причина 11. Алалия

Этот термин означает первичное недоразвитие речевых центров. Возникает в результате повреждений коры головного мозга в период раннего младенчества или внутриутробного развития. Более подробно это состояние описано в статье про алалию.

Скажем лишь, что справиться с алалией самостоятельно не получится, обязательно обратитесь за помощью к специалистам.

Проверьте также, нет ли у Вашего ребенка .

Причина 12. Проблемы интеллектуального развития

Формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием ребенка. Различные генетические заболевания, аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, несомненно, повлияют и на речь. Работа с профильными специалистами поможет наладить коммуникации и скорректировать становление речи.

Для того чтобы помочь ребенку научиться говорить, важно знать, почему возникла задержка. Не стоит ждать, пока молчащее чадо заговорит сразу распространенными предложениями. Консультация логопеда-дефектолога поможет обнаружить причину проблемы и выстроить план ее решения.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама