THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Хотелось бы мне поддаться соблазну и начать им все разрешать. «Ты слишком устал, чтобы садиться за уроки? Не волнуйся, я поговорю с учительницей». «Ты хочешь только второе? Хорошо, уберу суп в холодильник». «Стесняешься здороваться с соседкой? Ну ладно, в другой раз».

Наверное, очень скоро меня обвинили бы в том, что я пустила все на самотек и детей. А я стала бы размахивать книжкой Дональда Винникотта и оправдываться тем, что «нахожусь в особом состоянии, которое очень напоминает болезнь, но при этом совершенно нормально».

О, как я благодарна этому человеку, который понял, что сразу после рождения ребенка мать сходит с ума (что вполне естественно) и начинает отождествлять себя со своим малышом: «это позволяет ей смотреть на все его глазами и отвечать на все его потребности с точностью, которую не освоит ни один автомат - и которой невозможно обучиться».

И все было бы хорошо, если бы безумие первых дней не давало столь отдаленных осложнений. Уже сегодня, когда давно минуло то полное опасений и неуверенности время, оно заявляет о себе приступами чувства вины при виде упрека в детских глазах…

Да я же всего лишь хотела пойти в гости! Но нет: я начинаю казаться себе предательницей, которая ставит , отменяю встречу, перестаю им вообще что-либо запрещать, чем невольно укрепляю их в ощущении того самого детского всемогущества, которое Винникотт называл логическим следствием нашего детопочитания.

Недостижимая твердость

Если собрался кого-то воспитывать, проблема в том, что нельзя давать слабину. Но каждый способен лишь на то, на что способен. Мама моя, к примеру, всегда говорила: если дети резвятся, значит, с ними все в порядке. А я могу только признаться, что срываюсь на них гораздо чаще, чем муж.

Но ведь меня легко понять! Только представьте себе эту чудную картину: еще секунду назад они умильно целовали меня (любимую мамочку) перед сном, а оказавшись в детской, мигом превратились в монстров. Один скачет внизу двухэтажной кровати, второй свисает с верхнего этажа и колотит нижнего машинкой, а третий хохочет и швыряется подушками. Весь дом сотрясается от воплей и визга…

Итак, добившись тишины, я, раздираемая между желанием любить и необходимостью воспитывать, падаю в кресло и открываю Юлии Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» . Читаю: «Правила, то есть ограничения, требования и запреты, обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.

Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их. Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности». А вот и специально для меня: «Это особенно полезно помнить тем родителям, которые стремятся как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они начинают идти на поводу у собственного ребенка».

Быть последовательной, уверенной, разумной в своих родительских решениях… Впрочем, мне есть что возразить: поскольку я провожу с ними слишком много времени, мне трудно быть одновременно и тем, кто дает, и тем, кто отказывает.

В этом меня поддерживает семейный психотерапевт Инна Хамитова: «Ребенку действительно необходимо и то и другое: любовь и принятие, с одной стороны, организующее начало - с другой. Если детей, к примеру, воспитывает одна мать, ей приходится брать на себя обе эти задачи».

С точки зрения психоанализа, на отца возлагается еще более тонкая миссия: не позволить матери слиться с детьми в единое целое. Не запретить им быть вместе и любить друг друга, а укрепить их в мысли, что ребенок - это не продолжение матери, но отдельное, полноценное существо, которое должно вырасти и однажды - уйти.

Большая оплеуха

Когда родился Илья (потом у нас появился еще Кирилл), я действительно думала, что никогда не повышу на него голос. Все было идеально до тех пор, пока в полтора года Илья не начал лупить меня по щекам - в буквальном смысле слова. Он веселился, а я плакала.

Так продолжалось ровно до тех пор, пока это безобразие не увидел мой муж. У него уже был сын (Ваня - от первого брака), и он спокойно применил «законную власть»: делал замечания, а иногда - о ужас! - отправлял мою крошку в угол. Тогда мне было проще обвинить его в жестокости, чем набраться духа и установить в отношениях с сыном границы дозволенного.

Хорошо, что к моменту, когда младшему, Кириллу, исполнилось полтора года, у меня уже накопился некоторый опыт. Воспитание, на мой взгляд, по-настоящему начинается именно в это время. До того приходится заниматься в основном здоровьем детей и стараться, чтобы их ритм жизни постепенно перестал подчинять себе все остальное.

Жизнь действительно усложняется, когда они начинают ходить (и бегать), а потом и говорить, - чего стоят эти их вечные «почему», «не хочу» и «не буду». «Как только ребенок начинает активно передвигаться, мы всерьез задумываемся о его безопасности, - комментирует Инна Хамитова. - Убираем все хрупкое, закрываем розетки, блокируем ящики… А это и есть первые ограничения.

Потом мы начинаем сажать его на горшок - приучаем к культурным нормам. И чем старше ребенок, тем больше становится границ и рамок. В сущности, все они делятся на две группы: не делать того, что опасно для тебя, и не делать того, что вредно для других. Все остальное можно, и тут лучше его не ограничивать, иначе мы тормозим его познавательную деятельность».

Движение наощупь

Да, это так - наша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Я потратила много времени, объясняя Кириллу, что нельзя делать все, что хочется (к примеру, бить совком другого малыша в песочнице, отбирать игрушки, выбегать на дорогу), и стараясь научить его заменять животные формы поведения (биться головой об землю, швырять игрушки…) человеческими.

Проблема в том, что Кирилл - мой младшенький, и вряд ли я решусь родить еще одного… Так что я беру его на ручки, даже когда надо пройти двадцать метров, поддаюсь, если он хнычет и выпрашивает игрушку… Единственное, на что я уже точно способна, так это быть вежливой и доброжелательной, когда на чем-то настаиваю (а делать это надо обязательно).

Я не просто прошу «сказать словами», а прошу произнести «пожалуйста» («паа-лу-ста») и «спасибо» («сии-бо»). Я забочусь о том, чтобы у нас были хорошие, спокойные отношения; я хочу, чтобы он учитывал потребности и эмоции другого; я стараюсь, чтобы, глядя на меня, он учился уступать, считаться с другими и уважать правила.

А когда ему бывает трудно сделать то, что он должен - к примеру, собрать наши игрушки в песочнице перед тем, как отправиться домой, - мы делаем это вместе.

Мы и наши дети равноценны, но не равноправны: у нас больше прав и больше обязанностей перед ними, чем у них перед нами.

Но вернемся к Илье - моему первенцу (второму по старшинству в нашей семье). Когда он только родился, я искренне сочувствовала своим соседкам по роддому: им же не достался такой чудесный ребенок! И именно с ним я наломала больше всего дров: восхищаясь его гениальностью, я считала, что не должна препятствовать ей какими-то абсурдными правилами («Хочешь носить футболку наизнанку? Какой творческий подход!»).

Потом я стала чувствовать себя виноватой за то, что наградила его младшим братцем. И позволяла ему вести себя как маленький… Гордиться тут совершенно нечем, но это так: я нервничала и не знала, за что хвататься.

Сейчас Илье шесть лет, он умеет читать и писать. Увлекается насекомыми и растениями. Вопрос, который больше всего волнует меня сейчас, - как совместить желание обучить его всему на свете и его реальные склонности? Состоит воспитание в том, чтобы принуждать или мотивировать?

«Вечный вопрос - что лучше: вседозволенность - чтобы ребенок рос творческим, свободным, но не знающим границ, или жесткие рамки и правила, - рассказывает Инна Хамитова. - Плохо и то, и то. И мы, родители, вынуждены идти по тонкому мостику, который отделяет одно от другого.

Воспитание всегда связано с принуждением. Потому что мы все равно заставляем детей делать то, чего им не хочется. Хотя, конечно, приятнее жить по принципу удовольствия. Но это называется избалованностью».

Вечные родители

Ване, моему пасынку, сейчас десять. Когда мы с ним познакомились, он был совсем маленький, и именно с ним я прошла боевое крещение. Он многому меня научил, как раз потому, что не я его выносила и родила. Именно это позволило мне узнать, какой может быть моя родительская роль в чистом виде, без вредной примеси материнского опьянения.

Но впереди меня ждет новое испытание, когда семью накроет буря подросткового возраста. «Родители и дети равноценны, но не равноправны: у нас больше прав и больше обязанностей перед ними, чем у них перед нами, - объясняет Инна Хамитова. - Однако отношения меняются со временем: чем ближе пубертат, тем более равноправными они должны становиться.

Ведь предполагается, что, когда ребенку исполнится 18–20 лет, мы превратимся в друзей, в двух дорогих друг другу взрослых. Поэтому, по мере его взросления, нам надо становиться другими родителями». Значит, для начала мне предстоит найти в себе смелость измениться и быть готовой к тому, чтобы выдержать все, что преподнесут мне взрослеющие дети.

Не оставить их на растерзание их же собственной растерянности. Просто быть рядом. Наша задача не в том, чтобы защитить их от жизни, а в том, чтобы вывести в этот мир. И решиться их там оставить.

Смотри видео о том, как быть для своего ребенка авторитетом:

Больше интересных материалов читай на !

Ребенок, несмотря на свой нежный возраст, прекрасно понимает слабости своих родителей и умеет ими манипулировать.

Ребенок, несмотря на свой нежный возраст, прекрасно понимает слабости своих родителей и умеет ими манипулировать. При отсутствии авторитета матери или отцу добиться послушания и уважения очень трудно. Поэтому главная задача - не только не потерять родительский авторитет, но и ежедневно его укреплять.

Заслужить уважение ребенка - это кропотливый и ежедневный родительский труд. В формировании авторитета все имеет значение - действия родителей, их мнение об окружающих и близких людях, поведение вне семьи, отношение к работе и так далее.

В чем выражается авторитетность родителей?

Как она проявляется? В первую очередь желанием малыша говорить вам правду - это очень важно. Дайте понять ребенку, что прожить без ошибок невозможно. Тогда он не побоится рассказывать о своих проблемах и проколах. Авторитетные родители не наказывают малыша за любую провинность. Для них главное, чтобы малыш понял всю степень своего проступка по отношению к самому себе и другим людям. Нельзя поднимать свой авторитет криком или ремнем. Проблема должна решаться тихо, в диалоге между ребенком и взрослым, через общение и доверительный разговор. Малыш должен понять, какую мысль ему доносят родители.

Выделим несколько основных принципов формирования авторитета:

  1. Следите в первую очередь за своими словами. Если вы требуете от ребенка уважения к себе, как к матери (отцу), то ни в коем случае не грубите своим родителям и уж тем более не оскорбляйте;
  2. Никогда не обманывайте малыша - со временем он перестает вам верить. Необходимо быть максимально честным в любых жизненных ситуациях;
  3. Не нужно пугать малыша папой, ведь это своеобразная «команда», что без отца можно вести себя дома, как угодно душе;
  4. Ребенок начал задавать глупые вопросы? - Не стоит давать на них глупые ответы. Чтобы прибавить ума малышу, старайтесь как можно глубже вникать в суть вопроса и пояснять на понятном для чада языке;
  5. Наказывайте только в случае 100% вины. В противном случае обида от несправедливого отношения останется у малыша надолго;
  6. Храните секреты своих детей. Если малыш рассказал что-то очень важное для себя, то не стоит это выносить на обсуждение в большой компании. Более того, если ребенок увидит, что родители над этим смеются, то это будет настоящая травма;
  7. Не «навешивайте» на ребенка свои мечты и желания. Не стоит отдавать секции, на которые мечтали ходить вы, обучать тому, чему вы сами в свое время не научились. Доверьте право выбора своему ребенку - он сам способен подыскать для себя интересное занятие.
  8. Не реагируйте на слезы. Если приняли решение не покупать игрушку, то не стоит идти на поводу у истерик. Так ребенок находит для себя новый и действенный способ манипуляции.
  9. Давайте ребенку возможность самостоятельно решать свои дела - не влезайте каждый раз в процесс. Малыш должен понимать, что вы всегда придете на помощь, но при этом справляться самостоятельно.

Формирование авторитета по возрастам

Большую работу по формированию родительского авторитета провела Мадлен Дени - известный французский психолог. В своей книге автор выделяет несколько возрастных категорий и дает рекомендации по формированию родительского авторитета для каждой из них.

Мадлен Дени уверяет, что в возрасте от года до трех лет очень важно:

  • делать упор на поощрение действий малыша, а не на запрет;
  • давать четкий сигнал ребенку, чего вы от него хотите. К примеру, скажите: «Не трогай, пожалуйста, мой телефон», вместо фразы «Что за безобразие?»;
  • пояснять все свои решения;
  • отказываться от бесконечных требований;
  • быть всегда вежливой по отношению к другим людям;
  • показывать всю серьезность родительских правил и важность их соблюдения. Отступление от них недопустимо.

В возрасте от трех до шести лет необходимо:

  • отстранять за плохое поведение. Это позволяет привлечь внимание к плохому поступку ребенка и предупредить его повторение в дальнейшем;
  • четко оговаривать запреты;
  • научить чадо управлять своими желаниями и корректировать их;
  • найти для каждого члена семьи свое место и свои задачи;
  • не злоупотреблять своей властью;
  • научиться принимать ответственные решения;
  • показывать ребенку, что родители - это его «стена», за которой всегда спокойно и хорошо;
  • распределять авторитет родителей и быть едиными во мнениях;
  • убирать из обихода слово «нет»;
  • учить ребенка правильному поведению.

Помните, что авторитет нельзя заработать за один день громкими криками и наказаниями. Это целая работа, большая и сложная. Но поверьте, если у вас получится все сделать правильно, то во взаимоотношениях с ребенком никогда не будет серьезных проблем. Удачи!

Сегодня же, мы затронем такую тему как авторитет.

Нельзя единожды или сразу заработать авторитет в глазах ребенка – это такой процесс, который происходит на протяжении месяцев, лет, изо дня в день. Т.е. невозможно поступить определенным образом несколько раз и стать авторитетом в глазах ребенка. Авторитет складывается из вашего ежедневного общения, взаимодействия с ребенком, из того, как вы реагируете на его поведение, как вы отвлекаетесь на его просьбы, как вы включаетесь в его жизнь, как поступаете в тех или иных ситуациях.

Любой маленький ребенок копирует или подражает поведению своих родителей, но это совсем не значит, что они являются для него авторитетом. Во время роста, воспитания у ребенка происходит считывание ваших моделей поведения — то, что ребенок видит, он этому подражает. Вы являетесь для него живыми примерами того, как нужно взаимодействовать с людьми, поступать в разных ситуациях.

Когда ребенок взрослый (с 11 лет), он может уже сознательно решить для себя: «Я не хочу быть похожим на маму или папу».

Авторитет для ребенка – это когда то, что вы ему говорите, он этому верит, чувствует, что за этим есть правда, есть сила. Ребенок хочет следовать тому, что вы говорите, потому что он доверяет вам, он уважает вас. И ваши слова не являются для него пустым звуком. У вас есть некая связь с ребенком, и он это чувствует и не хочет вас расстраивать.

1. Мама и папа в роли друга для ребенка.

Много времени мы проводим с ребенком, находясь не в роли учителя или воспитателя, а в роли друга. А друг – это тот, с которым можно пошутить и посмеяться, который выслушает все ваши проблемы, просто поиграть.

  • «Я тебя понимаю».
  • «Я тебя слышу».
  • «Я тебе сопереживаю».
  • «Я тебя поддерживаю».

Чтобы быть авторитетом для ребенка, он должен вам доверять. А это значит, что он может прийти к вам со всем, что у него на душе. Поэтому вы должны быть открыты для этого, вы можете сказать ему «Ты можешь рассказать мне все, что угодно. Я обещаю, что выслушаю тебя. Я тебя не буду ругать». Очень многие дети боятся говорить правду, они начинают обманывать, лукавить.

Когда ребенок говорит вам что-то неприличное («письки», «какашки» — любимые темы у малышей), не спешите ругать его или пристыжать за это. Скажите, что вы можете с ним обсуждать эти темы, но на улице такие слова лучше не говорить – могут подумать, что это не очень воспитанно, не очень вежливо. «Не говори эти слова в садике, но со мной ты можешь».

Если ребенок говорит вам какой-то секрет , не предавайте его, никому об этом не рассказывайте. Если того требует ситуация, расскажите близким, но чтобы ребенок об этом не узнал. Иначе в другой раз он не пойдет к вам со своим секретом. Ребенок должен знать, что он может рассказать вам все (даже если это что-то неприятное) и это останется только между вами. Это залог того, что в будущем ребенок будет приходить к вам со всем, что его беспокоит и мучает.

Покажите ребенку, что вы его понимаете . Если ребенок выражает какие-то чувства (злость, досаду), скажите ему «Я понимаю, ты сейчас злишься», «Я понимаю тебя». Т.е. не спешите сразу же прекращать его эмоцию («Перестать плакать», «Перестань злиться», «Не нужно раздражаться»). Проблема в том, что мы очень часто стремимся наложить запрет на выражение чувств малыша, что это неправильно или неуместно в данной ситуации.

Почаще обнимайте ребенка, говорите ему «Я так рад(а), что ты у меня есть». Как только ребенок почувствует, что вы его поддерживаете, он тут же начинает более бережно относиться к вам – происходит «отзеркаливание».

2. Не жалуйтесь ребенку, что у вас не ладятся отношения с другим родителем .

Нет ничего хуже для ребенка, когда вы рассказываете ему, как неправ ваш муж, или неправа ваша супруга. Некоторые родители ошибочно используют ребенка как возможность выговориться, желая переманить его на свою сторону, найти в ребенке союзника против кого-то из родителей.

И такие дети испытывают колоссальный внутренний конфликт , потому что они одинаково любят обоих родителей. И когда кто-то из родителей жалуется ребенку на другого родителя, малыш чувствует, что он «предает» другого. Ребенка никогда нельзя перетягивать на одну или другую сторону.

Если ребенок спрашивает, почему родители поссорились, скажите ему «Наши отношения тебя не касаются. Мы сами разберемся». Не надо ребенку рассказывать детали, причины вашей ссоры.

Если ссора происходит на глазах ребенка, что делать родителю?

Ответ : старайтесь тут же прекращать ссору, если все это происходит при ребенке. Сдерживайте себя, не позволяйте себе оскорбительно или унизительно бросаться словами в адрес друг друга. Старайтесь не делать замечания при ребенке по поводу воспитательных мер. Либо обращайтесь к ребенку во время конфликта «Не беспокойся, мы разберемся. Это тебя никак не касается. Не переживай, мы все равно любим друг друга». Чтобы у него не было тяжелых воспоминаний или фантазий, что родители могут развестись.

Когда мама что-то разрешила, папа не должен запрещать этого, и наоборот. Когда у вас единая семья, ребенку проще следовать семейным правилам, проще усваивать ограничения. Иначе он быстро научается манипулировать.

4. Попросить прощения у ребенка , если вы что-то сделали неправильно. Некоторые родители принимают это за слабость и снижение своего авторитета в глазах ребенка – это не так. Вы показываете, что вы обычный человек, который совершает ошибки, но пытается их исправить. Вы даете ребенку замечательный пример, как он может сам исправлять свои ошибки, согласиться с тем, что он ошибся, и извиниться за свою ошибку.


5. Ложный авторитет . Некоторые родители считают, что авторитет можно заработать путем давления на ребенка, заставляя сделать его то, что вы считаете нужным. Они используют психологическое давление или физические наказания, чтобы вынудить ребенка слушаться, подчиняться. Малыш начинает бояться, он делает что-то из страха, из-за нежелания испытать боль или услышать крик. Такое поведение родителей направлено не на поиски причин, почему ребенок так себя ведет, почему он не слушается, чего ему не хватает, что я могу сделать, чтобы найти к нему ключик – здесь идет акцент на послушание . Т.е. маму и папу не волнует причина, они не хотят с этим разбираться, ребенок должен слушаться, и все.

Такие родители ожидают от ребенка безвольного подчинения. Это ложный авторитет : ребенок может вас слушаться, но исключительно из-за страха наказания, а не из-за того, что вы для него авторитет. У ребенка может быть нормальная реакция: нежелание чего-то делать, несогласие со старшими. А беспрекословно подчиняющийся ребенок – у него подавлена воля, он не может высказать и отстоять собственное мнение (что он хочет или не хочет).

Т.е. когда ребенок проявляет протест – это нормально. И ваша задача, как родителей, — это считаться с этим протестом, но не сдавать свою позицию.

Не нужно слепо требовать четкого выполнение приказов. Попытайтесь понять причины, почему ребенок не хочет это делать, что ему не нравится, а как он думает, предложить ему иные варианты, обсудить их, объяснить ему, почему вы говорите так, а не иначе. Вам важно не злиться и обижаться на ребенка, а спокойно, авторитетно, с уважением к ребенку (к его мнению и чувствам) продолжать объяснять, настаивать на своем и договариваться.

6. Авторитет с помощью подкупа . Когда вы постоянно сулите ребенку какие-то материальные блага за то, что он правильно себя ведет. Это самый легкий путь разрушить собственный авторитет в его глазах. Нельзя договариваться с ребенком купить ему что-то, если он будет хорошо себя вести. И ребенок начинает слушаться только ради очередной новой игрушки. Дальше он начинает манипулировать, для него станет мало вашего слова или просьбы, он будет постоянно торговаться с вами «А что мне будет, если я это сделаю?»


7. Авторитет в назидание , если родители постоянно морализируют. Т.е. в адрес ребенка постоянно идут нотации, которые вообще не имеют смысла в таком количестве. Дети быстро развивают психологическую глухоту и перестают прислушиваться. Голос мамы вообще уходит на задний план. Лучше объясните ребенку на своем примере, как вы себя чувствуете, как другие чувствуют, но не будьте постоянным морализатором, иначе ребенок вообще перестанет обращать внимание на ваши пустые слова.

8. Уважение, понимание и поддержка – это самый главный «кирпичик», чтобы завоевать авторитет вашего ребенка.

9. Личный пример и последовательность . Если вы что-то обещаете ребенку – обязательно выполняйте, не обманывайте его. Сюда можно отнести пустые угрозы, когда родитель обещает наказать, но не делает этого, и тогда слова родителя становятся ничего не значащими для ребенка.

Личный пример: если вы грубите ребенку, он тоже будет грубить; если вы кричите – ребенок тоже будет кричать; если вы часто физически наказывайте ребенка – он будет бить других детей или животных. Старайтесь вести себя с ребенком так, как вы бы хотели, чтобы он вел себя с окружающими людьми.

Если вы требуете ребенка следить за чистотой, когда у вас по квартире все разбросано, ребенку будет сложно.

10. Время, которое родители отводят для себя . Нельзя полностью растворяться в жизни других людей, в том числе и ребенка. У вас должно быть личное время для себя: хобби, спорт и т.п. Если у вас есть какие-то увлечения, вы всегда можете рассказывать своему ребенку. Вы можете его брать с собой в какие-то места, показывать видео, где вы за любимым занятием. Ребенок видит вас: «Моя мама танцует – занимается танцами», «Мой папа катается на мотоцикле», «Мой папа собирает монеты». Т.е. смысл в том, чтобы ребенок видел, что у вас тоже есть какие-то свои увлечения, что вы умеете посвятить время себе и готовы с ним разделить это.

11. Говорите с ребенком по душам . Доверие – это важнейшая составляющая авторитета. Делитесь с ребенком, как прошел ваш день, что у вас было хорошего, что вы видели, какие у вас есть мысли (но детально не рассказывайте о своих личных переживаниях). Но никогда не делайте ребенка хранителем тайн от кого-то, других взрослых в семье. Никогда не делайте ребенка заложником одних секретов от других. В этом случае вы формируете с ним коалицию против взрослого, и ребенка это начинает тревожить – вплоть до невротических симптомов. Не употребляйте фразы типа «Я тебе расскажу, только не говори об этом папе», «Я тебе скажу, но давай, это будет наш секрет от мамы». Не делайте из ребенка «жилетку», в которую вы можете поплакаться.

При доверительном разговоре с ребенком не засыпайте его вопросами «Я что у тебя случилось?», «О чем ты думаешь?», «Чем недоволен?» От таких расспросов дети часто закрываются, уходят в себя. Поэтому лучший способ доверительного разговора – начать рассказывать о себе.

12. Расскажите ребенку о своих достижениях : чего вы добились в жизни, чему вы научились – в информативном ключе, чтобы ребенок просто знал о ваших заслугах.

Вопросы читателей

И в конце статьи отвечаем на вопросы от наших читателей.

1. Успокаиваю ребенка только криком, иначе совсем меня не слушается. Правильно ли это?

Крик – это не решение проблемы, ведь ребенок ничему не учится, когда вы на него кричите, он просто привыкает реагировать на ваши громкие слова. И впоследствии ребенок перестает вообще как-то реагировать на спокойный тон родителя. Он реагирует, когда уже мама выйдет из себя и накричит на него. Когда мама кричит, ребенок воспринимает это как «мама не находит другие способы», «мама расстроена». Расскажите ребенку, что когда вы кричите, у вас просто не хватает терпения, слов или сил о чем-то договориться с ним. Что вы исправитесь и научитесь справляться со своим криком. Скажите малышу, что это не значит, что вы его не любите, вы просто злитесь. Ведь малыш тоже может копировать вас, и крик для него становится привычным способом общения, взаимодействия с окружающими.

2. Ребенок не слушается. Я обещаю дать по попе, иногда это помогает.

Ответ : не используйте такое физическое наказание, потому что это не является методом обучения. Возможно, эта мера иногда помогает («Я тебе дам по попе, если ты это не сделаешь»). Т.е. вы пытаетесь запугивать ребенка, заставить его сделать что-то под страхом того, что ему будет больно. Но ведь это неправильная мотивация. Ребенок должен понимать, что нужно сделать что-то для того, чтобы было чисто, чтобы вам помочь, чтобы вас не расстроить, чтобы не разбудить папу (например, вести себя тихо), помыть руки (чтобы не отравиться). «Я тебе дам ремня», «Ты сейчас у меня получишь» — это методы направлены на устрашение ребенка, они никогда не помогают родителю быть авторитетом. Это лишь попытка завоевать авторитет через страх (некоторые родители думают, что боится – значит уважает). Не пугайте ребенка физическим наказанием, расскажите ему о других последствиях («Я с тобой не буду играть сегодня», «Если не соберешь все игрушки, я тебе не буду книжку читать»).

3. Если ребенок сильно укусил за палец, как мне реагировать?

Ответ : если это произошло в первый раз, скажите «Мне очень больно. Больше так не делай. Кусаться нельзя». Это очень краткое и простое объяснение. Желательно, чтобы вы немного отстранились от ребенка (отошли, отсели, если он рядом). Иногда маленьких детей просто переполняют эмоции и чувства по отношению к родителям, что они так это проявляют – кусаются. Ваша задача: без гнева и злости сказать, что так делать нельзя; потом попросите пожалеть вас.

4. Когда я ругаю сына, он начинает замахиваться и топать на меня ногой. Что делать? Значит ли это, что я для него не авторитет – с папой такого он не делает.

Ответ : Ваш ребенок проявляет свои чувства. И маленькие дети не всегда знают, как проявить эти чувства социально приемлемым путем, как сообщить о своих чувствах. И они делают то, что им доступнее всего: могут замахиваться, топать ногами, обзываться. Если ребенок проявляет чувства — это не значит, что вы для него не являетесь авторитетом. Покажите ребенку, как приемлемо злиться, а как неприемлемо. Злость нужна ребенку, не подавляйте ее, иначе потом он может превратиться в невротика, который совершенно не осознает свои чувства, а только кусает ногти/губы, не может постоять за себя там, где это нужно.

5. Дочка 9 лет, она очень неуважительно относится ко всем близким взрослым: к маме, папе, старшей сестре.

Ответ : Нужно посмотреть, насколько взрослые относятся уважительно к девочке, потому что ее неуважение не взялось из ниоткуда. Ее неуважение к окружающим могло возникнуть из того, что она видит неуважительное отношение близких родственников друг к другу или неуважительное отношение к себе. Если родители уважают достоинство ребенка, уважительно относятся друг к другу, уважительно ведут разговор, откуда у девочки может появиться неуважение? По опыту многих психологов: когда родители жалуются, что ребенок не уважает воспитателей – это отражение той манеры общения, какая царит в доме ребенка. Может быть, родители вовремя не одернули ребенка, когда он только начал неуважительно общаться со взрослыми.

6. Когда ссоримся с дочкой, она заявляет, что все расскажет папе. Значит, я для ребенка не авторитет?

Ответ : Это значит, что во многих вопросах папа не поддерживает маму и создал скрытую коалицию с дочкой против мамы. Ваша дочка пытается манипулировать вами, что если папа узнает, он будет недоволен вами. Как лучше реагировать папе на это? Он должен разобраться в ситуации и поддержать маму, а не становиться на сторону ребенка. Не допускайте такой ситуации в семье, когда ребенок жалуется на одного родителя, а другой начинает защищать малыша перед вторым родителем (да еще и на глазах ребенка). Это означает большой раскол в родительской команде, и ребенок будет этим пользоваться, чтобы столкнуть родителей лбами.

7. Как маме быстро перехватывать приступы вспыльчивости? Есть какие-нибудь действенные приемы?

Ответ : Если вы чувствуете, что вас «накрывает», что вы сейчас сорветесь, — выйдите из помещения, сожмите кулаки и сосчитайте до десяти, побрызгайте холодной водой на лицо. Это базовые советы. Настоящие причины вспышек гнева нужно искать глубже: неудовлетворенность мамы семейным бытом, отношениями в семье, отношениями с ребенком.

8. Наш ребенок 4 года не слышит моих объяснений и продолжает гнуть свое. Хоть беседуй с ним, хоть нет. По поводу плохого поведения – наказание тоже не понимает.

Ответ : подумайте, что такое происходит с вашим ребенком. Возможно, он пытается отстоять свое маленькое «я», ему кажется, что с ним недостаточно считаются (родители не учитывают его желания и потребности). Если вы объясняете что-то, постарайтесь предложить альтернативу ребенку. Потому что, если вы что-то запрещаете и не предлагаете взамен другое, ребенок продолжает настаивать на своем. А родители воспринимают это как упертость. Когда ребенок хочет чего-то добиться – это не всегда плохо, просто постарайтесь его упрямство направить в другое русло. Никогда не «прогибайтесь» под ребенка, не следуйте у него на поводу, иначе он продолжит гнуть свою линию – ведь вы рано или поздно уступите.

9. Дочке 2 года, наедине со мной или с папой ведет себя спокойно и послушно. Но когда мы все вместе – шумит, с ребенком невозможно договориться. С мужем всегда заодно. Почему так происходит?

3 6 188 0

Для малыша дошкольного возраста мама и папа являются примером для подражания: их авторитет безупречен.

К сожалению, некоторые мамы и папы уже с раннего детства навязывают своим чадам ложный родительский авторитет, который основывается на подкупе, запугивании, заигрывании, чрезмерной опеке, излишнем морализаторстве и других «методах» воспитания. Это – самый легкий путь добиться послушания ребенка, особенно в периоды возрастных кризисов, когда он оттачивает свое «Я» и не подчиняется вашим требованиям. Но, увы, такие родители никогда не завоюют настоящий авторитет, а он нужен все больше по мере взросления ребенка.

Поэтому наберитесь терпения и прислушайтесь к мудрым педагогическим советам, которые помогут решить проблему родительского авторитета.

Вам понадобятся:

Будьте достойным примером для подражания

Собственный пример – самый действенный метод в воспитании. Словесное назидание абсолютно бесполезно, если своим поведением вы не подкрепляете услышанные ребенком правила.

Мудрая английская пословица гласит, что воспитывать надо не детей, а себя – ваши дети, как губки, впитают каждый ваш шаг, слово и взгляд.

Если ребенок случайно услышит, как вы грубите своим родителям, кричите на мужа, высмеиваете знакомых, то он сразу сделает выводы об истинной сути вашего поведения, и от вашего авторитета в его глазах ничего не останется. Будьте идеалом в глазах своего чада, старайтесь показывать только лучшие стороны своей личности, и вам даже не нужно будет произносить скучных воспитательных фраз.

Прислушивайтесь к мнению ребенка

Это золотое правило действует всегда: когда ребенку и 5, и 15 лет; разница только в его содержании.

Дайте возможность маленькой личности сделать свой выбор, даже если он касается цвета кофты, которую надеть: красную или синюю.

Покажите маленькому человечку, что вы цените его мнение. Узнавайте его, даже когда принимаете глобальные решения в семье: куда поехать, какое блюдо приготовить к праздничному столу и т.д. Малыш будет очень горд, что с ним считаются, и будет в ответ уважать ваше и чужое мнение.

Давайте ребенку достаточно самостоятельности

Если кроха 3-4 лет пытается что-то сделать сам, не спешите на помощь, дайте ему возможность побороть себя. Хорошо, когда что-то дается не сразу, а после приложенных усилий.

Уровень самостоятельности ребенка должен расти по мере его взросления. Ни в коем случае не надоедайте своему чаду опекой, предостерегайте от ошибок, но давайте ему возможность почувствовать их последствия. Дети, особенно подростки, настолько упрямы, что они должны убедиться во многих вещах на своем опыте.

Коротко объясните своему пытливому чаду, что в данном случае не место экспериментам, и самостоятельно принимайте быстрые и правильные решения.

Когда ребенок может сам принимать решения, это его дисциплинирует. Он не действует вопреки запретам, а направляет свою энергию на поиск максимально достойных решений и учится нести за них ответственность.

Умейте подняться до уровня ребенка

Да, именно подняться, а не опуститься.

Учитесь смотреть на мир глазами ребенка: разделяйте с ним его радости, от всего сердца сочувствуйте его печалям, увлекайтесь его интересами.

Радуйтесь первому снегу, пускайте в лужах кораблики, придумывайте, на что похожи облака… Ребенок это оценит со всем порывом его огромной души! Ничто так не обижает детей, как пренебрежительное отношение к их увлечениям, высмеивание их.

У польского педагога и врача Януша Корчака есть замечательная книга – «Когда я снова стану маленьким». Уважаемые родители, прочтите ее и вы поймете, чем дышит ваш ребенок, что его волнует, огорчает и радует, какие «мелочи» являются для него самыми значимыми на свете.

Проводите с ребенком достаточно времени

Если ребенок видит, как родители занимаются своими делами, игнорируя его, единственная мысль закрадывается в его голову: они его не любят. Старайтесь уделять хоть немного времени своему чаду каждый день, откладывая все дела.

Совместные игры, занятия творчеством, спортом и другими увлечениями – все это не только развивает ребенка, но и наполняет его эмоциональный резервуар после общения с вами.

Иногда достаточно посидеть рядом с ребенком, когда он смотрит мультики, и подержать его за руку – эмоциональная связь будет достигнута.

Если в вашей семье двое и больше детей, старайтесь уделять частичку своего свободного времени каждому ребенку по отдельности. Коллективные игры никто не отменял, их все равно будет достаточно, но каждый ребенок ежедневно должен чувствовать, что в какой-то момент родители принадлежат только ему одному. Свои секреты, обиды, разочарования, радости, желание посоветоваться – это все ребенок хочет обсуждать с вами наедине. Цените это и давайте возможность своему чаду раскрыться перед вами.

Не спешите наказывать ребенка

Убедитесь, что он точно заслуживает наказания.

Дети очень остро чувствуют несправедливость. А если она исходит о родителей, то их обиде и разочарованию нет предела!

Часто мы в порыве гнева или раздражения хотим наказать ребенка за проступок, в котором он не виноват. Что-то разлилось, разбилось, сломалось – малыш и сам напуган произошедшим, а тут и мама спешит с грозным видом и криками. У ребенка двойной стресс. А если к этому еще и наказание добавить, то ребенок совсем закроется и затаит огромную обиду.

Следующая причина частых родительских срывов: ребенок капризничает, не слушается. В этом малыш тоже не виноват. Возможно, он устал, хочет спать, есть, у него что-то болит. Нужно скорее разобраться в ситуации и исправить ее, а не искать подходящее наказание.

Если вы все же вспылили и накричали на ребенка либо незаслуженно наказали его, не бойтесь попросить прощения. Родительский авторитет в семье от этого не упадет, как думают многие родители, а, наоборот, укрепится. Дети очень ценят умение родителей признавать свои ошибки.

Запомните основное правило наказания: если вы сомневаетесь, наказывать ребенка или нет – не наказывайте.

Всегда держите свое слово

Будьте человеком слова. Если вы не разрешаете чего-либо делать, не меняйте своих решений, несмотря на просьбы ребенка. Дети прощупывают почву и постоянно ищут, где родители могут дать слабину.

Будьте твердыми в своих требованиях. Таким образом вы добьетесь уважения детей, и они будут ценить ваши слова.

Сюда же можно отнести правило не обманывать ребенка даже в мелочах.

Помните, что вы пообещали ребенку, и постарайтесь дать ему обещанное. Даже если он забыл – напомните ему (часто дети увлекаются и забывают, о чем они просили родителей).

Даже мелкая или незначительная ложь может задеть ваше чадо. Старайтесь, чтобы у вас в доме все слова были искренними, правдивыми и имели свой вес – в такой обстановке авторитет родителей в семье вырастает в разы!

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Каждый родитель мечтает быть для своего ребенка неоспоримым авторитетом. Правда, далеко не все мамы и папы получают от своих отпрысков ту долю уважения, на которую рассчитывают.

сайт решил разобраться, как стать для ребенка человеком, которым он гордится и к которому с радостью прислушивается. Оказывается, для этого нужно не так уж и много.

1. Не давать невыполнимых обещаний

Это правило последовательности касается не только поощрений, но и наказаний. Если обещание произнесено, оно должно быть выполнено.

Кстати, сюда же можно отнести правило стойкого «нет». Ребенок должен понимать, что, если вы уже в чем-то отказали, то ваш ответ не изменится даже после тысячной просьбы.

2. Не стыдиться просить прощения

Мы не роботы и иногда, оказываясь не в силах сдержать эмоций, срываемся на своих детей. В этом нет ничего хорошего, но еще хуже - не принести извинений за свое поведение.

Фраза «Прости меня» никак не говорит о слабости родителя. Она лишь показывает ребенку, что его уважают, и стимулирует к уважению в ответ.

3. Не жужжать над ухом

Корректируйте поведение ребенка только в тех случаях, когда он делает что-то опасное или действительно недопустимое . В остальных случаях молчите и наблюдайте.

Когда наставлений слишком много, у ребенка развивается психологическая глухота и все замечания сердобольного родителя для него становятся пустым звуком.

4. Говорить по душам, не засыпая вопросами

Будьте всегда готовы выслушать своего ребенка, но никогда не вытягивайте из него откровения. Если у вашего чада будет ощущение, что в семье с уважением относятся к его переживаниям , он и сам будет внимательнее относиться к родителям.

5. Не перегибать палку с современностью

Пытаясь быть на одной волне с подростком, делайте только то, что для вас естественно. Купите себе новомодный телефон и зарегистрируйтесь в соцсетях, если этого хотите.

Но не гонитесь за всеми модными тенденциями , ничего в них при этом не понимая. Так вы заставите ребенка не уважать вас, а стыдиться.

6. Быть искренним

Теряете ли вы уважение к человеку, если узнаете о том, что он лжец и симулянт? Наверняка, да.

А дети еще острее взрослых чувствуют неискренность и наигранность. Поэтому, если вы раздражены и устали настолько, что не в силах даже обнять свое чадо, лучше объяснитесь и повремените с нежностью.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама