THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Тема: «Роль семьи в формировании у детей потребности к здоровому образу жизни».

В наш век скоростей, повсеместной компьютеризации, научно-технического прогресса мы мало времени уделяем своему здоровью. Известно, что здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду. Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить.

Семья обеспечивает духовное и физическое здоровье, поддерживает психосоциальный рост и развитие каждого из своих членов, дает им чувство социальной защищенности, принадлежности к общечеловеческой культуре, образует фундамент для создания внесемейных отношений и связей. Для семьи дети - главная ценность. Научить здоровому образу жизни, воспитать ответственное отношение детей к своему здоровью обязаны прежде всего родители.

Тихая полноводная река, в ней купаются дети, не умеющие хорошо плавать. Впереди – огромный водопад. Неожиданно течение подхватывает и уносит детей. Они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть, а мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны были бы быть наверху, где спокойное течение и учить их плавать. Если перенести данную метафору в область здоровья, то река – это образ жизни, и наша общая задача – научить каждого ребенка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего укреплению и сохранению здоровья.
Состояние здоровья наших детей оставляет желать лучшего. И рост заболеваемости связан не только с неблагоприятной экологической обстановкой, с постоянным ростом нагрузок, психоэмоционального перенапряжения и гиподинамии, но и с отказом родителей вести здоровый образ жизни. Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в
семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня
их образования Часто уровень знаний и умений родителей в области воспитания привычки к здоровому образу жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, совершенно не учитывая взаимосвязи физического, психического и социального благополучия. В результате у детей формируются вредные привычки, от которых избавиться бывает очень трудно.

Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.
Задача родителей - донести значение ежедневной заботы о своем здоровье до сознания своего ребенка, обучить искусству укрепления здоровья.
Искусство это осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Родителям необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути своим примером.
Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.

К факторам риска, ухудшающим здоровье детей и подростков, относятся: вредные привычки (курение, употребление наркотиков и алкоголя); некачественное, нерегулярное и несбалансированное питание; неупорядоченный режим дня; учебная перегрузка и гиподинамия; нерациональное чередование разных видов деятельности (учебной, игровой и трудовой) в режиме дня. В результате упомянутых выше причин здоровье современных школьников находится не на должном уровне. У большинства населения нашей страны, в том числе и у детей школьного возраста, недостаточно сформировано положительное отношение к здоровью и здоровому образу жизни, слабо привиты навыки ведения здорового образа жизни. Основы физического и психического здоровья ребенка и первоначальные навыки ведения здорового образа жизни формируются в детские и юношеские годы. Поэтому учить здоровому образу жизни и воспитать сознательное, ответственное отношение к здоровью и здоровому образу жизни необходимо начинать в детском возрасте. Это возможно путем активного участия самих родителей.

Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.

Мощным источником формирования здорового образа жизни детей является физическая культура. Стратегия занятий исходит из того, что удовольствие от двигательной активности перерастает в привычку, а от нее в потребность. Для вовлечения детей в занятия физической культурой используются разнообразные приемы.

Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывается ребенок.

"Опыт убедил нас, что главная причина отставания в учёбе - плохое состояние здоровья, какое-нибудь заболевание, чаще: незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями врача, матери, учителя. Скрытые недомогания: являются отклонением от нормального развития, а замедленное мышление - во многих случаях следствие этого недомогания". В.А. Сухомлинский.

Роль педагога состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельностью с детьми, педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение школьника к культуре здоровья.

Роль родителей в сбережении здоровья ребёнка при поддержке школы состоит в конструировании природо и культурносообразной модели поведения, в готовности принимать помощь и поддержку от специалистов школы в вопросах сохранения и укрепления здоровья ребёнка, активном участии в создании культурных традиций детского сада. Это значит, что важным условием успешной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, по формированию у них потребности в здоровом образе жизни является и то,что "здоровый образ жизни" должен стать стилем жизни окружающих его людей, т.е. педагогов и родителей.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что современная семья включается во множество сфер жизнедеятельности общества. При этом, сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологическая перегрузка, стрессы и наличие других патогенных факторов способствуют развитию у родителей синдрома хронической усталости, что в свою очередь не позволяет им уделять необходимое внимание своему ребёнку.

Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребёнка, им не всегда удаётся грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более, что многие дети большую часть времени находятся в школе. Поэтому школа должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребёнка.

Пути решения таковы:

Постоянная связь родителей со школой, а именно с учителем физкультуры, классным руководителем, чтобы знать о проблемах или успехах своего ребенка. Для этого не надо постоянно ходить в школу, можно общаться с помощью телефона;

Совместное участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, проводимых школой в качестве участников, помощников организаторам, судьям;

Совместное посещение спортивных соревнований.

Родительские установки появляются задолго до рождения ребенка. Воспитание детей - это огромный труд, огромное счастье, огромная любовь, постоянный поиск и сомнения.

Какими качествами должны обладать хорошие родители? Прежде всего, у ребенка должна была уверенность в том, что родители его любят и заботятся о нем. Родительская любовь - источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержания телесного и духовного здоровья. К сожалению, родители не всегда умеют выразить свою любовь к ребенку. Все отклонения в эмоциональной сфере и поведении ребенка чаще всего обусловлены дефицитом родительской любви. Не надо бояться испортить ребенка проявлениями любви, наоборот, надо постоянно внушать ребенку уверенность в ее постоянстве, а для этого нужен постоянный психологический контакт с ним. Контакт строится в результате взаимодействия, диалога с ребенком, стимулирующего его активность в процессе воспитания. Родители должны пробудить в ребенке потребность в собственных достижениях и самосовершенствовании.

Другим важным правилом общения родителей и детей является принятие ребенка таким, каким он есть - признание права ребенка на индивидуальность, непохожесть, 6 том числе и на родителей. Это предполагает отказ от пусть зачастую справедливых, но негативных оценок личности ребенка. Любить ребенка надо не потому, что он хороший, а потому, что он есть, любить такого, какой есть. Психологами доказано, что успешность воспитания прямо связана с уровнем личности родителей, богатством и гармонией внутреннего мира взрослого. Поэтому процесс воспитания - это всегда и процесс самовоспитания.

Людмила Иванова
Воспитание потребности в здоровом образе жизни у младших дошкольников

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ручеек»

Воспитание потребности в

здоровом образе жизни

у младших дошкольников

Подготовила :

Иванова Людмила Ивановна,

воспитатель

г. Новый Уренгой

На сегодняшний день, в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования направление «Физическое развитие» решает основные цели и задачи :

Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни ;

сохранение, укрепление и охрана здоровья детей ;

повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение переутомления;

Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты , грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки;

Формирование потребности в ежедневной двигательной активности;

Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.

«Физическая культура» занимает одно из ведущих мест в воспитательно- образовательном процессе дошкольников . И это не случайно.

С каждым годом возрастает процент детей, имеющих нарушенное здоровье , наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей дошкольного возраста . Это связано с множеством негативных явлений современной жизни : непростыми социально-экономическими условиями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи . От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни представляется в современном обществе достаточно актуальной.

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни . Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием сформированности представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима дня, гигиенических процедур, двигательной активности, и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку) .

Здоровье человека закладывается в детстве и, согласно данных научных исследований, оно обусловливается на 50% - образом жизни , на 20% - наследственностью, на 20% - состоянием окружающей среды и примерно на 10% - возможностями медицины и здравоохранения. Важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт.

1. Творцом здорового образа жизни является человек как существо деятельное в биологическом и социальном отношении (индивидуально и общественно полезная духовная или физическая деятельность).

2. Соблюдение принципов рационального питания (сбалансированного качественно – белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы и количественно-энергетическая ценность потребляемых продуктов , и расход энергии в процессе жизнедеятельности )

3. Рациональная двигательная активность.

4. Соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали, регулирующих все сферы жизнедеятельности человека и т . д.

5. Отказ от вредных привычек (злоупотребления алкоголем , курения, наркотиков и токсических веществ).

В то же время следует учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию ЗОЖ.

Дети младшего дошкольного возраста понимают , что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут . Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически не складывается

В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не болезни» . Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что значит «быть здоровым » и чувствовать себя здоровым , они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью , как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым - значит не болеть . На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т. д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк, а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т. д.) .

В старшем дошкольном возрасте , благодаря возрастанию личного опыта, отношение к здоровью существенно меняется. Но, при этом наблюдается смешение понятий «здоровый » - как «большой, хороший» (вот здорово ) и «здоровый » - как не больной. Дети, по-прежнему, соотносят здоровье с болезнью , но уже более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своего собственного действия («нельзя есть грязные фрукты» , «нельзя брать еду грязными руками» и пр., так и от внешней среды. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье » с выполнением правил гигиены.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и в его определении (как, собственно, и взрослые) на первое место ставят физическую составляющую. В этом возрасте дети, хотя еще интуитивно, начинают выделять и психическую, и социальную компоненты здоровья («там все так кричали, ругались, и у меня голова заболела» ). Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным.

Привычка к здоровому образу жизни - это главная , основная, жизненно важная привычка ; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных , образовательных и воспитательных задач . Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве , заложить основы здорового образа жизни , используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку необходимо помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья , осознать цель его жизни , побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье .

Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью , нам, воспитателям , необходимо знать, прежде всего, что сам термин "здоровье " определяется неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни , адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни .

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ : Занятия физкультурой и прогулки. Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены : закаливание, создание условий для полноценного сна. Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды. Бережное отношение к окружающей среде, к природе. Медицинское воспитание , своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций. Формирование понятия "не вреди себе сам".

Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека . В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем , появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных - малоподвижный образ жизни .

Дома родители предпочитают завлечь ребёнка спокойными играми : в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, в худшем - просмотром телепередач или видеофильмов. И это вполне понятно : родители хотят отдохнуть после напряженного рабочего дня, в квартирах много мебели и мало места, а ребенок, разбегавшись, может получить травму или что-то разбить. Пусть лучше посидит - спокойнее будет. Движение - врожденная потребность человека , от удовлетворения которой зависит его здоровье . Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении . Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а также средством всестороннего развития дошкольника .

Необходимо пересмотреть равнодушное, потребительское отношение к своему организму. Ведь зачастую проявлять беспокойство мы начинаем только тогда, когда болезнь уже на пороге. Следует изменить пассивный образ жизни на здоровый , пронизанный вдумчивой заботой и любовью к своему телу, душе, научиться всему, что нам помогает, и отторгнуть то, что явно лишнее, ненужное, приобщить к здоровому образу жизни детей .

Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляется по следующим направлениям :

1. Привитие культурно-гигиенических навыков. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки , закреплять их, чтобы они стали привычками. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья , физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения .

Главное то, что в этом возрасте происходит быстрое и прочное формирование стереотипов действий, с одной стороны, весьма затруднительна их ломка – переделка с другой. Иначе говоря, ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней. Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков нами был разработан перспективный план, который состоит из 2-х разделов – это изучение на занятиях и повседневная жизнь , где использовались разные формы организации : дидактические игры, игры – упражнения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсценировок, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.

2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья : каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма! Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. Нельзя заставлять свой организм долго ждать, если возникла потребность в уринизации , дефекации и т. д. Приучаем ребёнка к гигиеническому индивидуализму : своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка. Подводим детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья , но и здоровья окружающих . Обучение организовываем не только на занятиях, но и в повседневной жизни , когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.

3. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма. Оформили альбом “Правила поведения для малышей”, куда подобрали иллюстрации и стихи к положительному и негативному воздействию на организм человека. Особое внимание обращаем на значимость для организма сна, прогулки, еды и других режимных процессов. Разработали план закаливающих мероприятий соответствующих возрасту детей.

4. Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям. Одним из показателей здорового образа жизни является отношение человека к движениям, к физкультурным упражнениям, к использованию их в своей жизнедеятельности . Сегодня результаты исследования двигательной активности детей третьего года жизни просто пугают . За время пребывания в детском саду ребёнок находится в движении всего 1,5 – 2 ч! Для решения этой проблемы мы разработали двигательный режим, а также пополнили физкультурный уголок нестандартными пособиями для выполнения физкультурных упражнений.

5. Формирование потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья . Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. С первых дней знакомства с ними, мы показываем и рассказываем всё, что ждёт их детей в нашем детском саду, обращая особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей . Выслушиваем их просьбы относительно питания, сна, одежды ребёнка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводим с согласия родителей. Но, главное, на что в первую очередь направлена наша работа – это доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей. В приёмной оформлен уголок “Это интересно!”, где содержатся советы и рекомендации по вопросу формирования привычки к здоровому образу жизни , а также имеется ящик “Ваш вопрос – наш ответ”, часто проводятся фотовыставки “В здоровом теле - здоровый дух” . Родители активно принимают участие в спортивных совместных мероприятиях, посещают открытые просмотры гимнастик, физкультурных занятий, прогулки и т. д., оказывают помощь в приобретении и изготовлении физкультурных атрибутов, обучаются упражнениям выполняемые их детьми с целью проведения подобных игр – занятий дома.

Таким образом , необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих .

Формирование потребности у детей в здоровом образе жизни.

Народная мудрость гласит: "Здоровье - всему голова". Трудно с этим не согласиться. Здоровье бесценный дар природы, и его надо уметь сохранить.

Мы рождены,чтоб жить на свете долго;

Грустить и петь, смеяться и любить.

Но чтобы стали все мечты возможны,

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения, в России только около 40% детей можно считать условно здоровыми. Сегодня, как никогда,усилия работников ДОУ направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровье сберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

К ним относятся: 1.Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая. 2.Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия,проблемно-игровые, коммуникативные игры,образовательная деятельность здоровьесбережение.

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии . И тут возникает такой вопрос: «А может ли сам ребенок заботиться о своем здоровье?»

Все родители стараются сделать всё, чтобы их ребенок рос здоровым. Но их усилия достигнут результата лишь при одном ус ловии: если к этому же будет стремиться и сам ребенок, если он, по няв, как важно быть здоровым, станет ежедневно заботиться о сво ем собственном здоровье.

Возможно ли это? Достижимо ли? Да, вполне возможно и достижимо. Только для этого он должен узнать, как устроен челове ческий организм, от чего зависит нормальная слаженная работа всех его органов, что может ему повредить, что помочь, главное же, что и как нужно делать, чтобы не испортить, а укрепить свое здоровье.

В состоянии ли ребенок эти знания и умения усвоить, т. е. сделать своим, личностно значимым именно для него достоянием? И на этот вопрос мы, работники дошкольного образования, отвечаем утвердительно. Дошкольный возраст - сенситивный период для воспитания и формирования потребности в здоровом образе жизни. Возраст - когда закладываются основы характера, отношения к окружающей жизни и к самому себе. Ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых, но и его самого нужно приучать заботиться о своем здоровье. Нужно лишь ото брать необходимую ребенку информацию и преподнести ее в ин тересной и доступной для его понимания форме. Как это сделать?

Читаем с ним иллюстрированные детские книги, статьи из детских энциклопедий. Подобных изданий сей час много на книжном рынке.

Рассказываем ребенку о том, что надо де лать, чтобы помочь своему организму работать четко и слаженно, как часы, от чего может пострадать слух, ухудшиться зрение, как можно избежать болезней и т. д. Для этого не нужно специально го времени, подходящий случай всегда найдется. Ребенок не по погоде оделся, собираясь гулять; предпочитает есть только сладо сти; любит понежиться в постели; не моет руки перед едой; сидит, согнувшись за столом, - эти и подобные ситуации могут стать те мой для обсуждения. Спрашиваем: почему так не стоит делать? Поче му этого «не любит» желудок? Почему эта привычка вредна для организма? Пусть ребенок попытается оценить свои действия и спрогнозировать их последствия. А потом предлагаем ему пред ставить себя в роли доктора. Какие бы советы он дал и почему им надо следовать.

Друзья нашего здоровья - это солнце, воздух и вода, это главные факторы помогающие сохранить и укрепить здоровье, надо только умело ими пользоваться, чтобы закалить свой орга низм, т. е. сделать его устойчивым против болезней.

Очень важно, чтобы ребенок не сопротивлялся закаливаю щим процедурам, а захотел их выполнять, особенно на первых по рах, пока они не стали привычкой.

Очень высокий оздоровительный эффект имеет солнце, которое способствует уничтожению микробов, повышает сопро тивляемость и устойчивость организма против болезней, закаля ет. Недаром известный русский хирург, анатом и педагог Н.И. Пирогов постоянно напоминал родителям: «Где редко бы вает Солнце, там часто бывает врач». Дети очень любят играть на воздухе в солнечные дни, но они должны знать, как «обра щаться» с солнцем. Расскажите им, что под действием солнечных лучей можно получить солнечный удар. Для того чтобы этого не случилось, нужно обязательно носить легкий головной убор, причем лучше светлый. Что ребенок должен знать о воде? Человеческий организм не может жить и развиваться без воды. Летом, в жару, человек потеет, и вода уходит из организма. Поэтому нужно восполнять «утерянную» воду. В течение дня следует выпивать до двух лит ров жидкости, но не стоит увлекаться сладкой газировкой: она не утоляет жажды.

Самое доступное средство закаливания летом - купание в море, реке, озере, а в условиях детского сада - искусственном бассейне.

Еще один друг здоровья - свежий воздух.

Свежий воздух, как вода и солнце, - средство закалива ния. Ребенок должен проводить на свежем воздухе не менее двух часов в день. Подбираем комплексы физических упражне ний, подвижных игр, ведь ребенку хочется двигаться, скакать, резвиться, в этом педагог является хорошим партнером для ребенка,который не только получает массу положительных эмоций, но и учится пре одолевать конфликтные ситуации, управляет своими чувствами, поведением, реакциями в общении с другими детьми. Все это - условия сохранения его психического здоровья и нормального развития.

Многие родители, у которых дети часто и подолгу болеют, считают, что слабого здоровьем ребенка не стоит нагружать физическими упражнениями. Это мнение ошибочно: противопо казаний для занятий физкультурой нет. Сейчас разработано множество различных комплексов физических упражнений. Главное, подобрать каждому ребенку необходимую ему физи ческую нагрузку. Самый простой критерий отбора - хорошее самочувствие и настроение ребенка во время и после занятий. Очень важно также соблюдать принцип постепенности, чтобы физическая активность улучшала работу всех жизненно важных органов.

Систематические занятия, посильные для малыша физиче ские упражнения непременно укрепят его здоровье, сделают сильным, ловким, выносливым.

В повседневной деятельности, учим ребенка навыкам самоконтроля за состоянием соб ственного здоровья. Например, он должен уметь проверять свою осанку и следить за ней. Вы, конечно же, знаете этот при ем. Встать спиной к стене, плотно прижав к ней пятки, ягодицы, лопатки и голову. Зафиксировать это положение и, отойдя от стены, запомнить. При многократном повторении вырабатыва ется мышечная «память».

Ребенок должен знать о тех болезнях, виновником которых может стать он сам, и о том, как предупредить эти болезни, т. е. со хранить здоровье.

Например, мы рассказываем ребенку об устройстве его орга низма, правилах личной гигиены. Но важно не просто знать, а при менять эти знания в жизни. Ребенок должен сознательно относить ся к выполнению правил личной гигиены и знать, что его ждет, если он не будет соблюдать эти правила.

Многие расстройства желудочно-кишечного тракта (боли в животе, тошнота, понос) называют болезнями «грязных рук».

Почему? На этот вопрос малыш может ответить самостоя тельно, установив связь между неправильным поведением и болез нью, т. е. между причиной и следствием. Проверьте знания ребен ка, предложив ему игру-тест «Как я поступаю?». Каждый ответ (да, нет) оценивается одним баллом.

  1. Я забываю мыть руки перед едой.
  2. Я ем фрукты и овощи немытыми..
  3. Я ем слишком быстро.
  4. Я плохо пережевываю пищу.
  5. Я ем слишком много, переедаю.
  6. Я люблю чипсы и ем их часто.
  7. Я грызу ногти на руках.
  8. Я ем много сладостей.

Суммировав баллы (установив, каких ответов больше), ре бенок должен сам сделать вывод: может ли у него заболеть живот и отчего.

Такие же тесты можно предложить о других факторах здо ровья - закаливании, занятиях физкультурой, условиях сохране ния хорошего зрения, слуха и т. д.

Стараемся разъяснить ребенку, почему не нужно покупать на улице и на рынке конфеты-леденцы, пирожки и другую заманчивую еду, приготовленную кустарным способом или не под лежащую долгому хранению.

Ребенка нужно как можно раньше познакомить с опасными для жизни ядовитыми ягодами и грибами: поганками, мухоморами, ложными опятами, показываем, как они выглядят (по рисункам в книгах или в природных условиях). Это тоже лучше делать в игре, по буждая ребенка размышлять, делать выводы из специально созда ваемой проблемной ситуации.

Очень важно объяснить ребенку, что многие микробы (мель чайшие живые организмы) передаются воздушно-капельным путем. В результате возникают болезни дыхательной системы: ангина (сильное воспаление нёбных миндалин), бронхит (воспаление бронхов), грипп (повышение температуры, слабость, головная боль, тошнота, иногда рвота, поражение слизистой оболочки ды хательных путей).

Учим ребенка пользоваться маской (марлевой повязкой) или носовым платком, если он сам заболел или рядом находится больной человек, который чихает и кашляет. Объясняем, почему нельзя есть из одной посуды с больным человеком, брать у него из рук еду, есть одно яблоко и т. д.

Рассказываем е ребенку, если он заболеет, как нужно себя вести. Он будет стремиться выполнять все предписания врача, ко гда поймет их смысл и назначение. Учим ребенка контролировать свое поведение и после болезни, чтобы удостовериться, что он здо ров. Спрашиваем о его ощущениях, объясняем, почему надо из бегать резких охлаждений, не прыгать, не бегать: организму после болезни (грипп в тяжелой форме, длительная ангина, бронхит, пневмония и т. д.) необходимо восстановиться.

Нередко у детей возникают головные боли, вызванные внеш ними, вполне устранимыми причинами. Назовем эти причины.

Во-первых, нарушение режима дня, в результате чего на ступает утомление.

Что делать: создать такие условия, чтобы ребенок вовремя гулял, ел, ложился спать, не сидел часами перед телевизором или за компьютером.

Во-вторых, нарушение порядка чередования труда и отды ха, что тоже приводит к утомлению.

Что делать: правильно организовать занятия, обеспечить активный отдых (физкультминутки, прогулки).

В-третьих, недостаточная двигательная активность, ослаб ляющая организм и снижающая его работоспособность.

Что делать: привлечь ребенка к занятиям физической куль турой и спортом. При проведении занятий по ОБЖ, рассказываем ребенку, что в его доме (квартире) имеется боль шое количество бытовой техники и бытовых приборов, которые, улучшая условия жизни, в то же время требуют соблюдения правил их безопасной эксплуатации.

Первая опасность - пожар. Участившиеся пожары, ставят эту проблему на первый план. Поэтому ребенок должен знать, что может вызвать это бедствие. 90 % пожаров в жилых домах воз никают по вине человека - чаще всего из-за нарушения правил эксплуатации бытовых электроприборов, шалостей с огнем (игры со спичками, пользование петардами, хлопушками, бенгальским огнем), использования неисправного газового оборудования.

Учим детей, как действовать в случае возникнове ния пожара: позвонить по телефону пожарной охраны «01» и со общить об опасности; покинуть помещение; при эвакуации из го рящего помещения закрыть за собой дверь; преодолевая огонь, укрыться мокрым пальто или одеялом; покидая здание, не пользо ваться лифтом.

Необходимо, чтобы дети усвоили, почему нельзя прика саться мокрыми руками к электрической бытовой технике или включать неисправные электроприборы. Учим их поль зоваться электрическим чайником, плитой.

Какие еще опасные предметы есть в наших домах? Стираль ная машина, электрическая мясорубка, кофемолка. Вся эта домашняя техника имеет крутящиеся детали. Дети должны знать, что нельзя туда засовывать пальцы!

На плите стоят горячий чайник, сковорода, кастрюли. Брать их нужно кухонным полотенцем или прихваткой, иначе можно получить ожог. Обжечься можно также горячим паром или кипятком.

Рисуем вместе с детьми символы, обозначающие опасности, которые подстерегают его дома, например препараты бытовой химии. Их нельзя нюхать и пробовать на вкус.

Предупреждаем ребенка, что из домашней аптечки нельзя брать ничего без ведома взрослых

Знак опасности можно прикрепить у окна или на дверь бал кона: нельзя высовываться из окна, сидеть на подоконнике или вы ходить без взрослых на балкон - можно упасть и разбиться.

Что еще должен знать и уметь ребенок, чтобы сохранить собственное здоровье? Нужно знать правила поведения на улице. Наибольшее количество несчастных случаев связано с дорожно-транспортными происшествиями (ДТП). Трагическое положение складывается с безопасностью детей в младшем дошкольно-школьном возрас те. Из общего числа пострадавших детей около 30 % становятся инвалидами. Зачастую виновником ДТП является пешеход, нару шающий правила поведения на дорогах.

Осваивать правила перехода улицы лучше всего в игровой форме. В работе для закрепления знаний используем настольные игры: «Светофор», «Правила уличного движения» и др. Потом, переходя улицу вместе с детьми проверяем, как они руководствуется этими правила ми на практике, все ли выполняют точно.

В работе с родителями, предлагаем пользоваться советами и рекомендациями:

Совет 1 .Активно участвовать в оздоровлении своего ребенка. Не только рассказывать ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывать полезность для здоровья выполнения правил личной гигиены, утренней заряд ки, закаливания, правильного питания.

Совет 2. Научить ребенка неукоснительно соблюдать гигие нические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища.

Совет 3. Приучить ребенка строить свой день, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки и игры на свежем воздухе, а также полноценное питание и крепкий сон - лучшая профилактика утомления и болезней.

Совет 4. Помогать ребенку овладеть навыками самоконтро ля за здоровьем, особенно при выполнении физических упражне ний.

Совет 5. Научить ребенка правильно пользоваться естест венными оздоровительными факторами - солнцем, воздухом и водой. Воспитывать у ребенка стремление и привычку к зака ливанию организма.

Совет 6. Помнить, что в движении - жизнь. Заниматься вместе с ребенком спортом, больше гулять, играть на свежем воздухе. Здоровый образ жизни, культивируемый в семье, - за лог здоровья ребенка.

Совет 7. Следить за правильным питанием ребёнка и вос питывать положительное отношение к соблюдению режима пи тания. Ребенок должен знать, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья.

Совет 8. Научить ребенка элементарным правилам профи лактики инфекционных заболеваний: держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает; не пользоваться чужой посудой или зубной щеткой; не надевать обувь или головные уборы других детей. Если ребенок болен сам, чихает и кашляет, он должен знать, что надо прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями, выполнять назначения врача.

Совет 9. Познакомить ребенка с правилами безопасного поведения в доме, на улице, на отдыхе и учить его выполнять эти правила, чтобы избегать ситуаций, опасных для жизни.

Проводимая нами физкультурно-оздоровительная и коррекционная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении. Мы считаем, что созданная в детском саду система по здоровьюсбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной и творческой личности. Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность физкультурной деятельности, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное дело - все это дает положительный эффект в нашей работе. Дети показывают хорошие результаты развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости, а также достаточный уровень развития основных движений.

Взгляни вокруг: прекрасная природа

Нас призывает с нею в мире жить.

Дай руку, друг! Давай с тобой поможем

Таким образом, применяя на практике новые методы технологии по здоровьесбережению мы, педагоги, формируем у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, повышаем результативность воспитательно-образовательного процесса, формируем у детей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бабенкова Е.А.Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье.-М.: Вентана-Граф,2004.
  2. Копылов Ю.А.,Полянская Н.В.Физическое воспитание ослабленных детей-М.: Вентана-Граф,20004.
  3. Зайцева В.А.Полные и худощавые дети.- М.:Вентана-Граф,2004.
  4. Лемяскина Н.А.,Обухова М.А.Тридцать уроков здоровья.М.,2001.
  5. Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. СПб ТЦ «СФЕРА» 1995.
  6. Латохина Л.И.Творим здоровье души и тела. СПб ТЦ «СФЕРА» 1997.

Формирование потребностей в здоровом образе жизни


Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является комплексом оздоровительных мероприятий, обеспечивающий гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого и физического долголетия.


ЗОЖ содержит в себе следующие основные элементы:- личную гигиену, - рациональное питание,- отказ от вредных привычек,- закаливание,- оптимальный двигательный режим.


Личная гигиена включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом и полостью рта, гигиену одежду и обуви. Знание правил личной гигиены необходимо каждому человеку, поскольку их строгое соблюдение способствует укреплению здоровья, повышению умственной и физической работоспособности


Рациональное питание является фактором, во многом определяющим здоровье. Пища представляет собой определенную комбинацию продуктов питания, состоящих из белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды. Суточная потребность в энергии и питательных веществах перекрывается за счет пищи, при этом часть необходимых витаминов образуется в кишечнике.


Вредные привычки не совместимы с занятиями физической культурой и спортом. Курение, употребление алкоголя и наркотиков оказывают пагубное воздействие на здоровье и значительно снижают умственную и физическую работоспособность. Таким образом, для организации здорового образа жизни и улучшения собственного физического состояния и здоровья, необходимо отказаться от вредных привычек и не возвращаться к ним


Закаливание – это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к различным воздействиям окружающей среды (холода, тепла, солнечной радиации, пониженного атмосферного давления)


Недостаточность мышечных движений на производстве и в быту, а также при передвижениях, отрицательным образом сказывается на физиологических функциях организма современного человека. Человек, в принципе, может жить при полном отсутствии движений, но это приводит к атрофии мышц, ухудшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой и других систем


Применение системного подхода к формированию у подростков здорового образа жизни и ответственного отношения к собственному здоровью предполагает целый ряд мер и мероприятий, проводимых с детьми


В работе с родителями, предлагаем пользоваться советами и рекомендациями:


Совет 1. Активно участвовать в оздоровлении своего ребенка. Не только рассказывать ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывать полезность для здоровья выполнения правил личной гигиены, утренней зарядки, закаливания, правильного питания.


Совет 2. Научить ребенка неукоснительно соблюдать гигиенические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища.


Совет 3. Приучить ребенка строить свой день, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки и игры на свежем воздухе, а также полноценное питание и крепкий сон - лучшая профилактика утомления и болезней.


Совет 4. Помогать ребенку овладеть навыками самоконтроля за здоровьем, особенно при выполнении физических упражнений.


Совет 5. Научить ребенка правильно пользоваться естественными оздоровительными факторами - солнцем, воздухом и водой. Воспитывать у ребенка стремление и привычку к закаливанию организма.


Совет 6. Помнить, что в движении - жизнь. Заниматься вместе с ребенком спортом, больше гулять, играть на свежем воздухе. Здоровый образ жизни, культивируемый в семье, - залог здоровья ребенка.


Совет 7. Следить за правильным питанием ребёнка и воспитывать положительное отношение к соблюдению режима питания. Ребенок должен знать, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья.


Совет 8. Научить ребенка элементарным правилам профилактики инфекционных заболеваний:- держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает;- не пользоваться чужой посудой или зубной щеткой;- не надевать обувь или головные уборы других детей.Если ребенок болен сам, чихает и кашляет, он должен знать, что надо прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями, выполнять назначения врача.


Совет 9. Познакомить ребенка с правилами безопасного поведения в доме, на улице, на отдыхе и учить его выполнять эти правила, чтобы избегать ситуаций, опасных для жизни.



Спасибо за внимание!!!

Формирование потребности в здоровом образе жизни у школьников.

Научно-технический прогресс не стоит на месте, и все большее количество машин и механизмов становятся неотъемлемой частью жизни, жизнь людей становится более комфортной. Но оборотной стороной данного процесса является уменьшение двигательной активности людей.

Отсутствие физических нагрузок негативно сказывается на здоровье любого человека. Растет количество сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата, заболеваний, связанных с нарушениями эндокринной системы.

Глава МинЗдравСоцразвития Т. Голикова на заседании Совета при Президенте Российской Федерации отметила, что «из 16,3 миллиона детей школьного возраста две трети детей имеют отклонения в состоянии здоровья. Среди 13,6 миллиона детей, обучающихся в школах, только 21,4% имеют первую группу здоровья, а 21% - хронические, в том числе инвалидизирующие, заболевания».

Занятия физической культурой являются одной из форм укрепления здоровья. Поэтому в учебный план общеобразовательных учреждений введено 3 часа уроков физической культуры.

Опрос, проведенный среди учащихся, показал, что 34% детей нашего лицея не понимают важности сохранения своего здоровья, им кажется, что они хорошо себя чувствуют и не нуждаются в дополнительных занятиях физкультурой.

Однако данные медиков подтвердили тенденцию ухудшения общего здоровья детей в связи с тем, что большая часть из них ведет малоподвижный образ жизни. По сравнению с предыдущим годом возросло количество простудных заболеваний на 10% , заболеваний, связанных с нарушениями опорно-двигательной системы, - на 14%, увеличилось число детей, страдающих плоскостопием до 18% от общего числа учащихся.

В ходе анализа полученных результатов мониторинга возникла необходимость активизации работы по формированию устойчивой мотивации к занятиям физической культурой.

Все они направлены на то, чтобы заинтересовать детей, убедить их в необходимости ведения здорового образа жизни.

Для организации успешной работы по формированию мотивации к занятиям физической культурой у детей необходима совместная работа, как педагога, так и родителей. Для этого в школе организован лекторий для родителей, проводятся родительские собрания, посвященные здоровому образу жизни, организуются совместные спортивные праздники.

В настоящее время в связи с интенсификацией учебного процесса, малоподвижным образом жизни вопрос здоровьесбережения подрастающего поколения стал очень остро. И уроки физической культуры, и внеурочная деятельность по предмету направлены на формирование у детей потребности в здоровом образе жизни и устранении гиподинамии. Правительством Саратовской области дополнительно в учебный план за счет регионального компонента был введён 3 час урока физической культуры, что наглядно свидетельствует о приоритете здорового образа жизни в настоящее время.

Диагностика мотивов посещения уроков физической культуры показала, что у большинства учащихся старших классов цели посещения уроков физкультуры не имеют ничего общего с задачами физического воспитания. Часть из них приходит, чтобы пообщаться с товарищами, часть - чтобы не иметь неприятностей из-за пропусков или низких отметок по этому предмету, часть - для того, чтобы просто подвигаться. И только 40 % школьников занимаются на уроках физической культуры целенаправленно, желая получить хорошее физическое развитие. При этом мальчики понимают его как развитие двигательных качеств, а девочки - как улучшение своего эстетического вида: фигуры, походки. Мотив «красиво двигаться и танцевать» имеется у 56% школьниц, повысить уровень двигательных способностей – 58%, научиться играть в волейбол, баскетбол и прочие спортивные игры, а также укрепить здоровье – только у 26% школьниц.

Следовательно, мотивация детей к занятиям физкультурой оказалась различной.

Задача педагога помочь детям обрести уверенность в правильности выбора здорового образа жизни, содействовать формированию устойчивой мотивации к занятиям физической культурой.

Для решения этой основной задачи педагог должен использовать все доступные формы и методы практической деятельности, применительно к индивидуальным особенностям каждого ребёнка.

Основной формой работы по формированию потребности в здоровом образе жизни в школе является урок физической культуры. Урок-это обязательная часть школьной программы. Поэтому перед учителем стоит задача заинтересовать ребенка так, чтобы он шел на урок с удовольствием.

«Науку – писал Герцен,- надобно прожить, чтобы не формально усвоить ее». И в учении то же, чтобы не формально усвоить, нужно не «отбыть» урок, а прожить его: нужно, чтобы физическая культура и необходимость ею заниматься вошла в жизнь, чтобы она имела жизненный смысл для учащихся.

Достичь успешности учащимся должен помочь педагог. Деятельность учащихся необходимо организовать таким образом, чтобы на каждом этапе урока каждому ученику было интересно.

В работе учителя физической культуры можно использовать следующие методы и приёмы:

Просьба о помощи;

Подвижные и спортивные игры;

Взаимоконтроль;

Самоконтроль;

Уроки ЛФК;

Раздаточный материал;

Разноуровневое домашнее задание;

Самостоятельное занятие.

(Приложение. Веселые эстафеты на уроках физического воспитания).

Ребенок на уроке должен чувствовать себя успешным для того, чтобы любить урок.

Наибольшее количество заболеваний, наблюдающихся у учащихся в современной школе напрямую, связано с «сидячим образом жизни» и как следствие этого нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Поэтому при планировании уроков во всех классах возникает необходимость введения в программу уроков блоков упражнений, направленных на укрепление свода стопы и профилактики нарушения осанки.

На каждом уроке физкультуры я включаю фрагменты урока лечебной физкультуры по профилактике нарушения осанки и плоскостопия, корригирующей гимнастики

(Приложение. Упражнения для профилактики нарушения опорно-двигательного аппарата для 2-4 классов.)

Упражнения «Каток», «Художник» и «Серп» способствуют укреплению свода стопы, а упражнения «Гусеница» и «Кораблик» помогают укреплять мышцы позвоночного столба. Они предназначены для учащихся 2-4 классов.

А упражнения «Змея», «Качели», «Ёлочка» для укрепления свода стопы, «Рыбка», «Колечко» для укрепления позвоночного столба учащихся 6 классов . (Приложение. Упражнения для профилактики нарушения опорно-двигательного аппарата для 6 классов. Комплекс упражнений при плоскостопии).

Данные комплексы упражнений целесообразно применять в заключительной части урока. Они должны применяться систематически. Их можно рекомендовать в качестве домашнего задания. При этом необходимо отслеживать результат. Перед применением желательно организовать и провести лектории для родителей и практические занятия.

При организации уроков подвижных игр необходимо вводить элементы ЛФК во все этапы этих уроков. При этом руководствоваться индивидуальными особенностями развития детей и результатами медицинского осмотра.

Для таких уроков большой положительный эффект имеет применение комплекса, состоящего из упражнений системы йога, дыхательной гимнастики. (Приложение. Урок с элементами ЛФК. Дыхательная гимнастика Стрельниковой).

Данные упражнения обладают общеукрепляющим и оздоравливающим эффектом, способствуют переключению видов деятельности на уроке, создают положительный эмоциональный фон, повышают интерес к занятиям физической культуры, что приводит к развитию мотивации к ведению здорового образа жизни.

Физкультминутка - необходимый элемент урока по любому предмету.

Учителем физической культуры и школьным врачом разработаны методические рекомендации для учителей-предметников по организации и проведению физкультминуток по профилактике нарушений осанки и укрепления мышц стопы с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Целесообразно в такие комплексы включать упражнения: "Мы проверяли осанку"

Мы проверяли осанку

И свели лопатки, (ходьба на месте.)

Мы походим на носках,(ходьба на носках.)

А потом на пятках.(ходьба на пятках.)

Мы идем, как все ребята

И как мишка косолапый.

(ходьба на внешнем своде стопы.)

Потом быстрее мы пойдем

И после к бегу перейдем.(бег на месте.) и другие.

Для наглядности и агитации можно провести конкурс рисунков, стенгазет о пропаганде физкультуры, спорта и здорового образа жизни. Для организации такого конкурса необходимо провести большую организационную работу. При этом обратить особое внимание на подведение итогов. Очень важно, чтобы итоги конкурса входили в систему результатов работы классных коллективов по здоровьесбережению. Соревнование классных коллективов приводит к увеличению активности учащихся при работе в этом направлении: улучшается качество представленных работ, их диапазон, ребенок получает возможность выразить свою индивидуальность, получает удовольствие, от авторства своей работы. Это способствует получению новых знаний, расширению кругозора детей и формирует у ребят понимание необходимости ведения здорового образа жизни.

Так как лицей расположен в центре города, то особое место в здоровьесбережении занимают дни здоровья.

На родительских собраниях и в индивидуальных беседах с родителями учителю необходимо убедить родителей в том, что их детям требуются не только дополнительные занятия физической культурой, но и беседы родителей с ребёнком о необходимости таких занятий для того, чтобы ребёнок смог осознанно выбрать здоровый образ жизни. В результате этой работы родители должны твердо усвоить мысль о том, что в воспитании ребенка роль семьи не сможет заменить ни дошкольное учреждение. Ни школа. Совместная и согласованная работа педагогов и родителей обеспечивает единые взгляды на выбор детьми здорового образа жизни.

Темы бесед: "Как закалять своего ребенка?", "Правильный режим дня - неотъемлемая часть здоровья ребенка," "Как правильно подбирать обувь?", "Что ест мой ребенок? "

Для формирования устойчивой мотивации у учащихся к занятиям физической культурой на начальном этапе необходимо, чтобы учащиеся могли наглядно видеть свои успехи и достижения. Для этого педагог должен проводить ежемесячно промежуточное тестирование динамики развития физических качеств. Положительную динамику доводить до сведения учащихся,

При организации этой работы необходимо учесть основные мотивы спортивной деятельности:

1. стремление к самосовершенствованию (укрепление здоровья. улучшение телосложения, развитие физических и волевых качеств);

2. стремление к самовыражению и самоутверждению (желание быть не хуже других, быть похожим на выдающегося спортсмена. Стремление к общественному признанию);

3. стремление к социальным установкам (мода на спорт, стремление сохранить семейные и спортивные традиции, желание быть готовым к службе в армии)

4. удовлетворение духовных и материальных потребностей.

При этом педагог должен стремиться к тому, чтобы именно третий мотив стал для ребят доминирующим, все остальные три сопутствующими мотивами.

Лицей готовит детей к жизни в обществе. Полученные детьми социальные установки должны способствовать успешной социализации в обществе. Это будет способствовать формированию устойчивой мотивации к занятиям физической культурой и во взрослой жизни.

Организация общешкольных дел, работа самоуправления в школе должны помочь в деле формирования такой мотивации.

Вся система школьного воспитания должна создать максимально благоприятные условия для формирования потребности в здоровом образе жизни.

Введение в план общешкольных мероприятий по спортивно-массовой работе общешкольного конкурса «Спортивный класс» может значительно активизировать как общественную жизнь лицея, так и повысить мотивацию у учащихся к занятиям физической культурой.

Конкурс проходит на протяжении всего учебного года. Итоги конкурса подводятся в апреле-мае.

На итоги конкурса влияет участие каждого класса, как в спортивных соревнованиях, так и в общественной жизни школы.

В каждое традиционное общешкольное мероприятие добавляется спортивная составляющая.

Когда в школе проходит месячник оборонно-спортивной работы один день можно выделить для просмотра видеороликов, подготовленных детьми на тему: «Кто как ни я станет на защиту Родины?». Педагог в результате данного мероприятия должен убедить детей в том, что боец современной армии должен иметь хорошую физическую подготовку.

В период выполнения программы по разделу «Гимнастика» целесообразно проведение конкурса для девушек: «Тело, грация и я!». Педагогу необходимо убедить учащихся в том, ведение девушками здорового образа жизни положительно сказывается на здоровье нации в целом.

Вся работа учителя физической культуры должна способствовать ориентации сознания ребенка на формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков культуры здоровья, формирование привычки к здоровому образу жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. , Федорченко культура в современной школе: опыт, проблемыв, перспективы.– 2009,77-81с.

2. , Луханин образ жизни в современных образовательных учреждениях.– 2004, 77-100с.

3. Коджаспиров, Ура! Ура!.– 2002, 30-34с.

4. Петров форма физической культуры и спорта.– 2004,

5. Киселев! Размышления и советы психолога спорта–

6. Ковалько технологии, "Вако",2007.

7. Заикина состояния здоровья, "Первое сентября " - 2007. №19с.

8. Колесов направление в педагогических науках -2004,с.

9. Прокофьева щеки.-Изд.2-е, с изм, доп.-М. Физкультура и спорт,1998г.56-78с.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама