THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Предварительный просмотр:

«Детская агрессия:

причины, преодоление, профилактика» (рекомендации родителям).

Истоки детской агрессии в первую очередь следует искать в том, как родители воспитывают ребенка. На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей. Родители, как правило, не видят ни процесс развития отношений между ними и детьми, ни их последовательность, пока не произойдет тревожная ситуация. А негативные ситуации в поведении детей крайне редко возникает случайно и внезапно.

Разберем примеры детской агрессивности и поведение родителей

Отсутствие реакции взрослых на негативные поступки детей само по себе является подкреплением агрессии. Конечно, как способ коррекции плохого поведения может быть использовано наказание, но, между его строгостью и уровнем агрессии детей существует положительная зависимость. Если ребенка наказывать за любое проявление агрессивности, он научится скрывать ее в присутствии родителей, но это не гарантирует подавление агрессии в любой другой ситуации. Строгость родителей может привести к тому, что вне дома ребенок будет вести себя еще более агрессивно. Кроме того, склонный к телесному наказанию родитель подает ребенку пример агрессивного поведения. Ребенок делает вывод, что агрессия по отношению к окружающим допустима, но жертву всегда нужно выбирать меньше и слабее себя. А физическая агрессия - средство воздействия на людей и контроля над ними. В случаях, когда родители осуждают агрессию, проговаривают свои чувства ребенку (о его проступке, активно поощряют его положительное поведение, агрессия постепенно угасает.

Часто дети используют агрессию для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Дети для развития нуждаются как в положительных, так и в отрицательных эмоциях. Как правило, хвалят детей гораздо реже, чем наказывают. Если ребенок ведет себя хорошо, то родители не обращают на него внимания, а если плохо – наказывают. И тогда ребенок любым способом пытается обратить на себя внимание родителей, пусть даже негативное. Поэтому дети «становятся неблагополучными», агрессивными из-за невозможности каким-либо иным способом получить внимание родителей.

Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными (вспышки гнева, с помощью которых можно влиять на дальнейший ход событий и добиваться своего).

Порой дети понимают, что ведут себя плохо, но им сложно выплеснуть накопившиеся эмоции. Если ребенок скандалит, то изначально нужно найти причину плохого поведения и по возможности устранить ее (ребенок устал, голоден, смотрит долго мультики, тревожится и т. д.).

Причины детской агрессивности

Исследования в области изучения детской агрессии показывают, что на формирование данной особенности влияют:

Негативизм близких (отчужденность, равнодушие, постоянная критика);

Безразличное отношение, игнорирование агрессивных проявлений ребенка по отношению к другим детям и взрослым (фактически поощрение агрессивного поведения);

Суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, психологическое давление, унижение).

Социальное научение (пример взрослых, киногероев и т. д.).

На формирование детской агрессии может воздействовать предрасположенность к возбудимости нервной системы. Но речь идет только о предрасположенности! Практика показывает, что на агрессивность ребенка больше воздействуют социальная среда и его окружение. Агрессивный ребенок скорее вырастет в семье с агрессивными родителями, но не потому, что это передается генетически, а потому, что родители не умеют справляться со своей агрессивностью. Поэтому и не смогли научить этому своего ребенка. Это самые основные причины детской агрессии, к тому же обобщенные. Помните, что ваш ребенок и вы – уникальные люди, и чтобы разобраться в причинах агрессивности именно вашего ребенка, нужно разбираться в данном конкретном случае и искать специфические именно для вашего ребенка причины. К тому же, чтобы воспитать желаемые черты поведения у своего ребенка, надо разобраться со своими собственными недостатками и достоинствами.

Принципы общения с агрессивными детьми:

1. Помогайте ребенку осваивать конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем. Покажите, что есть более эффективные и безопасные способы, чем физическое нападение. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратким.

2. Помогайте ему лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребенок ведет себя агрессивно потому, что не видит другого способа самоутвердиться или воспринимает мир как враждебный.

3. Давайте ребенку возможность выплеснуть агрессию (порвать бумагу, поколотить подушку, крепко сжать кулаки и т. д.)

4. Вспомните причины собственных агрессивных поступков в детском возрасте. Например, из-за чего происходили ваши стычки с братом или сестрой, или собственными родителями, или одноклассниками. Возможно, вы сможете лучше понять своего ребенка и помочь ему.

5. Хвалите ребенка, тогда и поводов для непослушания будет меньше. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение - это пробудит в нем желание еще раз услышать ваши добрые слова. Так же не стесняйтесь обнять ребенка, говорить о своей любви к нему.

6. Никогда не унижайте достоинство ребенка, не произносите фраз типа: «Ничего путного из тебя не вырастет! » К сожалению, в большинстве случаев, за критикой его отдельных поступков он чувствует непринятие его в целом. Родители зачастую используют такие фразы: «Ты хулиган», «Ты ничтожество», «Зачем я только тебя родила? »

7. Показывайте ребенку личный пример конструктивного (неагрессивного) поведения.

Помните, что ребенок всегда подражает тому, за кем привык наблюдать, поэтому ни вы, ни другие родные ребенка не должны проявлять агрессию. Направляйте активность ребенка в другое русло (активные подвижные игры во дворе, секции по его интересам и возможностям и т. п.) . Учите ребенка правильному общению со сверстниками и взрослыми. Расширяйте кругозор ребенка. Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость.

Пути преодоления детской агрессивности

Столкновение с детской агрессивностью всегда вызывает растерянность у взрослых. Но некоторые проявления жестокости, упрямства и непослушания не всегда свидетельствуют о наличии у ребенка каких-либо психических отклонений, часто он просто не знает, как себя правильно вести, и ему достаточно просто немного помочь, оказать поддержку. Психологи говорят, что с агрессивными или демонстративными детьми работать легче, чем с замкнутыми или заторможенными, так как они быстро дают понять, что с ними происходит.

Для профилактики детской агрессивности очень важно культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребенка. Чем более уверенным в себе он станет, тем реже будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нем останется эгоизма.

Родителям следует сосредоточить усилия на формировании желательного поведения, а не на искоренении нежелательного, подавая детям пример просоциального поведения (заботы о других, помощи, сочувствия и т. д.).

Необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют те дети, которые никогда не знают, какую реакцию родителей вызовет их поведение на этот раз. Например, за один и тот же поступок ребенок в зависимости от настроения отца мог получить либо подзатыльник, либо поощрениее.

Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей. Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как злость, жестокость и упрямство.

Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него чувство контроля. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими. К тому же у них всегда должна быть возможность обсудить спорные вопросы с родителями и объяснить им причины своих поступков - это способствует развитию чувства ответственности за свое поведение.

Ребенок имеет право выражать свои отрицательные эмоции, но делать это не с помощью визга или тумаков, а словами. Надо сразу дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет выгоды. Научите ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: «я разозлился», «я обиделся», «я расстроился». Когда вы рассержены, старайтесь сдерживать гнев, но выскажите свои чувства громко и сердито: «Я поражен и обижен». Ни в коем случае не обзывайте ребенка глупым, тупым и т.д. - он будет так же вести себя с другими детьми.

Нужно обратить внимание на то, что без родительской помощи и внимания ребенок может замкнуться в себе и агрессивный стиль поведения станет для него нормой. А чтобы избежать этого помогите свои детям. Ведь порой для того чтобы снять агрессию достаточно лишь ласковых и теплых слов.

Так же замечательно снимают напряжения творческие занятия, такие как рисование, лепка из пластилина, папье – маше, и так далее.

Для профилактики детской агрессивности:

Проследите, чтобы агрессивное поведение ребенка не поощрялось окружающими, чтобы он не получал видимой выгоды от агрессии.

Не допускайте бесконтрольного просмотра мультфильмов, фильмов, телепередач, видеофильмов (а так же игр на компьютере, компьютерной приставе). Выбирайте видеопродукты без элементов насилия, агрессии.

Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.

Не изменяйте своих требований по отношению к ребенку в угоду чему-либо. Справедливым можно назвать такое требование, которое было озвучено родителями, и которые хорошо известно ребенку. Несправедливость требований родителей часто происходит вследствие их внутреннего состояния и не обусловленного непосредственно поступками ребенка (например, на работе – раздражение и ребенок получает наказание за то, на что обычно родители не обращают внимания (например, неубранные игрушки). У ребенка возникает путаница из-за непоследовательного поведения взрослых, чувство несправедливости, обиды, агрессия.

Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.

Конечная цель преодоления агрессивности ребенка состоит в том, чтобы дать ему понять: есть иные способы проявления силы и привлечения внимания, гораздо более приятные с точки зрения ответной реакции окружающих.

Так же хочется заметить, что родители, столкнувшись с агрессивностью своего ребенка, часто оказываются перед необходимостью понимания своего ребенка. Без искреннего интереса к личности ребенка невозможно полноценно воспитывать его, добиваться расположения и доверия, создавать условия для его развития, побуждать к хорошим поступкам и т. д. То есть, родителям необходимо понять причины и следствия, управляющие их ребенком. Одной из важнейших причин конфликтов в детско-родительских отношениях является низкий уровень заинтересованности родителей в отношениях с детьми. Т. е. родители не способны правильно понять реальное эмоциональное состояние своего ребенка, осмыслить его и, что хуже всего, не стремятся откликнуться на его проблемы, что вызывает протесты, агрессию и обиды детей.

В заключении, можно напомнить, что агрессия присуща практически всем детям как оборонительная реакция. Поэтому не следует жестко пресекать нормальные агрессивные реакции ребенка, важно лишь научить проявлять их в адекватной и социально приемлемой форме.


Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается в оказании посильной и своевременной помощи ребенку .

Для того чтобы действительно помочь детям, которые испытывают трудности в поведении, педагогу необходимо выполнять следующие рекомендации:

Принимать ребенка таким, каков он есть;

Предъявляя к ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности;

Расширяйте кругозор ребенка;

Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом деле;

Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.

Бороться с агрессией нужно: - терпением - это самая большая добродетель, какая может быть у педагога; - объяснением - подскажите ребенку, чем интересным он может заняться; - поощрением - если вы похвалите своего воспитанника за хорошее поведение, то это пробудет в нем желание еще раз услышать эту похвалу .

Конечно же, любая коррекционная работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей, которых необходимо учить понимать ребенка. Работу с родителями агрессивного ребенка целесообразно проводить в двух направлениях:

Информирование (о том, что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих);

Обучение эффективным способам общения с сыном или дочерью.

Необходимую для себя информацию родители могут получить на лекциях, к проведению которых можно привлечь авторитетных специалистов. Кроме этого, для родителей агрессивных детей будет полезна наглядная информация, размещенная на стендах в классе, в кабинете психолога, в группе детского сада, в вестибюле школы. Возможно, что, получив хотя бы минимум знаний о причинах становления агрессивного поведения, родители сами обратятся за помощью к специалисту .

Как правило, для воспитателей и учителей не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Но как, же это определить родителям? Для этого можно воспользоваться критериями определения агрессивности, которые разработаны американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер.

Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)

1. Часто теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругается со взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять правила.

4. Часто специально раздражает людей.

5. Часто винит других в своих ошибках.

6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7. Часто завистлив, мстителен.

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков .

Родителям необходимо знать что, агрессивность ребенка проявляется, если:

ребенка бьют;

над ребенком издеваются;

ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;

родители заведомо лгут;

родители пьют и устраивают дебоши;

родители воспитывают ребенка двойной моралью;

родители не умеют любить одинаково своих детей;

родители ребенку не доверяют;

родители настраивают детей друг против друга;

родители не общаются со своим ребенком;

вход в дом закрыт для друзей ребенка;

родители проявляют к ребенку мелочную заботу и опеку;

родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят .

Что же делать родителям, как вести себя с агрессивным ребенком? Нужно помнить и следовать следующим правилам:

Первым делом нащупать все болевые точки в семье;

Нормализовать семейные отношения;

Ликвидировать все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребенок, видя все, подражает;

Принимать его таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками;

Что-то требуя от ребенка, учитывать его возможности, а не то, как Вам хотелось бы это видеть;

Попытайтесь погасить конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло;

Дать понять ему, что он любим, даже если в семье появился новорожденный.

Научить его общению ос сверстниками, уделяя максимум внимания при поступлении в детский сад;

При драчливости ребенка главное - не разъяснить, а предотвратить удар;

Помнить, что слово может ранить малыша;

Понимать ребенка!

Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт .

Работа по профилактике детской агрессивности обычно проводиться в трех направлениях.

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

Игры для снятия агрессии.

Работа с гневом.

«Обзывалки».

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: “А ты, ..., морковка!” Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: “А ты, .... солнышко!”»

Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

«Два барана».

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло. Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача -- противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки “Бе-е-е”».

Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы .

«Ноги топают».

Цель: снять раздражение, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Взрослый: «Скажите, бывало ли с вами так: вы сердитесь и вам хотелось топнуть ногой? Чтобы раздражение не мешало играть и заниматься делами, нужно от него избавиться. Лучший способ - топнуть изо всех сил ногой рядом с рисунком, изображающим следы. Мы поймем, что эти чувства «вышли» из нас, потому что наши стопы станут горячими и нам станет легче». Когда дети подтвердят, что стопы стали горячие, предложите нарисовать на карточке со ступнями солнышко.

«Рубка дров».

Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, почувствовать свою накопившеюся агрессивную энергию и «истратить ее во время игры.

Скажите следующие: «Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть “Ха!”».

Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций.

«Зайчики»

Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их. Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий -- силу, темп, резкость -- и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.

Например, ведущий говорит: “Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся!

Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит... А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения”.

«Знакомство со сказочными персонажами».

Цель: учить дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике.

В гости к детям приходят два волшебника: добрый и злой. Они совершают разные поступки. В качестве игровых атрибутов можно использовать рисунки с изображением доброго и злого выражения лица волшебников. Дети определяют, какой волшебник добрый, а какой злой.

«Эмоции героев».

Цель: выработка умений подбирать эмоции к соответствующим ситуациям.

Взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает на парте несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героев в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен, подавлен…

В эту игру лучше играть либо индивидуально, либо в малой подгруппе. Текст сказки не должен быть очень большим, должен соответствовать объему внимания и памяти детей определенной возрастной группы .

«Угадай чувство».

Цель: ознакомление с эмоциями и чувствами и выработка умений выражать их адекватно ситуации.

Для проведения упражнения необходимо заранее подготовить карточки с изображениями или названиями чувств (радость, огорчение, обида, вдохновение, благодарность и тому подобное).

Участникам раздаются эти карточки. Они знакомятся с ними, не показывая окружающим. Каждому нужно изобразить памятник тому чувству, которое написано на карточке. Задача группы - отгадать, какое чувство хотел изобразить выступающий. После завершения этой части работы группа рассаживается в круг и пытается объяснить, что значат эти чувства, в каких жизненных ситуациях они могут возникнуть.

Если чье-то сообщение о своих чувствах вызвало желание рассказать о жизненной ситуации, когда эти чувства испытывались, не нужно этому мешать .

Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

«Глаза в глаза».

Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.

Дети в парах держаться за руки и, смотря друг на друга, молча, пытаются передать разные состояния: «я грущу», «я рассержен», «не хочу не с кем разговаривать», «мне весело» и так далее.

После игры необходимо обсудить с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадать, а какие трудно .

Цель: учить детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.

«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей».

Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными .

«Слепой танец»

Цель: развитие навыков самоконтроля, укрепление доверия к другим людям, снятие страхов.

Танец парный. Один из партнеров будет «слепым», ему завязывают глаза. Другой остается «зрячим» и сможет водить «слепого». Партнеры берутся за руки и танцуют друг с другом под легкую музыку(2-3 минуты), после чего меняются ролями.

После выполнения упражнения обязательно обсуждение:

Чувствовали ли вы себя уверенно со своим партнером, когда у вас были завязаны глаза?

Как больше понравилось танцевать - с открытыми глазами или закрытыми? Почему?

«Доброе животное».

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы -- одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох -- делаем шаг вперед, на выдох -- шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох -- 2 шага назад. Вдох -- 2 шага вперед. Выдох -- 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук -- шаг вперед, стук -- шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе» .

Все предложенные игры способствуют снижению детской агрессивности, их могут использовать не только педагоги, но и родители.

Родители могут также воспользоваться следующими играми, которые очень просто организовать дома.

Кукла «Бобо» - кукла предназначена для вымещения агрессии. Это чехол, набитый ватой или песком. Ребенок может бить эту куклу, вымещая на ней накопившуюся агрессию .

Очень полезны для снятия агрессии игры с водой, песком, глиной.

Из глины можно слепить фигурку своего обидчика (а можно даже нацарапать чем-то острым его имя), разбить, смять ее, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить. Причем именно то, что ребенок по собственному желанию может уничтожать и восстанавливать свое произведение, и привлекает детей больше всего.

Игра с песком, как и с глиной, тоже очень нравится ребятам. Рассердившись на кого-либо, ребенок может закопать фигурку, символизирующую врага, глубоко в песок, попрыгать на этом месте, налить туда воды, прикрыть кубиками, палками. С этой целью дети часто используют маленькие игрушки из «Киндер-сюрпризов». Причем иногда они сначала помещают фигурку в капсулу и, только после этого закапывают.

Закапывая-раскапывая игрушки, работая с сыпучим песком, ребенок постепенно успокаивается. Таким образом, мир восстанавливается.

О психотерапевтических свойствах воды написано много хороших книг, и каждый взрослый, вероятно, умеет использовать воду в целях снятия агрессии и излишнего напряжения детей. Вот несколько примеров игр с водой, которые придумали сами дети.

1. Одним каучуковым шариком сбивать другие шарики, плавающие на воде.

2. Сдувать из дудочки кораблик.

3. Сначала топить, а затем наблюдать, как “выпрыгивает” из воды легкая пластмассовая фигурка.

4. Струей воды сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде (для этого можно использовать бутылочки из-под шампуня, наполненные водой).

Хорошо снимает напряжение лепка из глины. Работа с пластилином дает возможность сместить «энергию кулака».

Учите детей снимать напряжение через направленную игру: догонялки, прыгалки, зарядку… дети с удовольствием играют в такие игры со взрослыми. Эти занятия снимают агрессивное напряжение и дают положительные эмоции ребенку .

Также детям очень нравятся игры, направленные на расслабление, снятие напряжения

«Снеговик».

Родитель и ребенок превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и в течение 10 секунд удерживают заданную позу.

Взрослый говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол.

«Буратино».

Родитель говорит текст и выполняет движения вместе с ребенком:

«Представьте, что вы превратились в куклу Буратино. Встаньте прямо и замрите в позе куклы. Все тело стало твердым, как у Буратино.

Напрягите плечи, руки, пальцы, представьте, что они деревянные.

Напрягите ноги и колени, пройдитесь так, словно тело стало деревянным.

Напрягите лицо и шею. Наморщите лоб, сожмите челюсти.

А теперь из кукол превращаемся в людей, расслабляемся и размякаем» .

Таким образом, профилактика детской агрессивности включает в себя игры и занятия с детьми, которые проводятся в трех направлениях: работа с гневом; распознавания и контроль гнева; формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию. Все приведенные выше игры и занятия легки в проведении и очень нравятся детям. Но профилактика детской агрессивности будет эффективна только в том случае, если взрослый будет принимать ребенка таким, каков он есть, с уважением относиться к его внутренним проблемам. И конечно профилактическая работа с детьми должна проводиться при родительской поддержке: польза от занятий, которые проводят сами родители, еще более очевидна. Ведь при этом меняется не только ребенок; меняются родители, меняются отношения между детьми и родителями. Когда взрослые играют с детьми, они сами как будто попадают в свое детство, становятся более непосредственными в общении, начинают лучше понимать своих детей.

В определенном возрасте родители замечают, что ребенка будто подменили: он становится импульсивным и неуправляемым. Обычно это случается в период с 2 до 4 лет и связано с пресловутым кризисом трехлетнего возраста. «Зажимать» и подавлять сильные негативные эмоции нельзя, значит, им нужно давать выход. Детям лучше всего «выпускать пар» через игры. О том, как избавиться от детской агрессии с помощью игр, пойдет речь ниже.

Природа детской агрессивности

В некоторых ситуациях проявлять агрессию совершенно нормально даже маленьким детям. Природой заложено так, что когда нам что-то угрожает – мы защищаемся. Например, дать сдачи хулигану, который отбирает игрушку в песочнице или толкается – нормальная защитная реакция. Но иногда агрессивность становится как бы «хроническим» состоянием ребенка. Ребенок уже не только защищается, но и нападает сам, причем без видимого повода. Это говорит о том, на ребенка постоянно что-то давит, он не может расслабиться и постоянно «на взводе».

Чтобы работа с детской агрессией дала плоды, нужно выяснить причину этого состояния.

1. «Погода в доме»

Когда родители постоянно ссорятся и кричат, ребенку плохо. Маленьким детям свойственен эгоцентризм, то есть ощущение себя «центром Вселенной». Из-за этого в случае семейных ссор ребенок все принимает на свой счет, поскольку считает, что вся жизнь семьи вращается вокруг него. У малыша в голове складывается следующий «пазл»: «Раз мама с папой ругаются, значит, я не хороший».

2. Сомнительные методы воспитания

Когда родители не справляются со своими эмоциями и кричат на ребенка (полезно для мам: ) , бьют его, наказывают молчанием и игнорированием, ребенок выходит из равновесия – отсюда и агрессия. Даже такой популярный у родителей метод, как пугать малыша разлукой («Сейчас тебя дядя заберет к себе» или «Я пошла, а ты тут оставайся») вызывает нарушение поведения, ведь для ребенка разлучаться с родителем очень страшно, и он постоянно находится в напряжении.

3. Неблагополучная атмосфера в садике или школе

Иногда в детских коллективах находятся детки-тираны, которые держат в напряжении всю группу или класс, и остальные вынуждены постоянно «выпускать шипы», чтобы защитить себя. К сожалению, агрессорами бывают не только сверстники, но и педагоги (воспитатели, учителя). Для того чтобы удержать власть над детским коллективом, они применяют угрозы, унижают детей.

5. Отвержение и блокирование детских чувств и эмоций

Маленький ребенок – это не только улыбки и смех, но и капризы () , крики, слезы, обиды. Если отрицательные эмоции и чувства не принимаются родителями, они копятся и трансформируются в агрессию. Непринятие может проявляться в виде запрета на чувства («Мальчики не плачут») или в виде высмеивания чувств («Распустила нюни, ой, как не красиво»).

6. Высокий уровень тревожности у ребенка

Зачастую в тревогу ребенка вгоняют сами родители, если на каждом шагу сами тревожатся за него и везде видят опасность («На качели нельзя — упадешь», «К собачке не подходи – укусит»). Бывают и просто от природы очень чувствительные и впечатлительные детки, которых все пугает. В обоих случаях ребенок начинает думать, что мир враждебен по отношению к нему, и проявляет агрессию как защиту от окружающих опасностей.

Проявления агрессии у детей

Агрессивное поведение у ребенка может проявляться в следующих действиях:

  • драки;
  • укусы;
  • попытки пинать, бить родителей;
  • обзывательства и грубые выражения;
  • агрессивные действия, направленные на себя (ребенок может расцарапывать себе руки и ноги, кусать себя, дергать за волосы, биться головой);
  • ссоры со сверстниками из-за того, что ребенок никогда не соглашается на уступки;
  • подражание отрицательным героям сказок (Кощею Бессмертному, Бабе Яге), положительных героев при этом ребенок игнорирует.

Игры — выпускаем пар

Помочь ребенку выразить агрессию так, чтобы никто не пострадал, лучше всего через игры. Психологи выделяют специальные игры, в процессе которых можно проработать агрессивное поведение, выплеснуть эмоции. Эти игры подходят и для целой группы детей, и для того, чтобы играть маме наедине со своим малышом. Лучше всего для игр выделить отдельное время и никак его не ограничивать. Не исключено, что от некоторых игр поначалу ребенка будет не оторвать.

1. «Обзывашки»

Для игры нужен небольшой мячик. Встаем с ребенком друг напротив друга и начинаем перекидываться мячом. На каждый бросок кидающий должен назвать соперника «обидным» словом. Правда, слово это должно быть условно обидное: не грубые ругательства, а обычные слова, например: «Мама редиска!» — «Ваня арбузик!» и т.д.

2. «Пылевыбивалка»

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Отличная игра, чтобы на физическом уровне дать выход агрессии. Берем мягкую подушку среднего размера и просим ребенка помочь выбить пыль из нее. Ребенок может делать с подушкой все, что угодно: бить ее руками, пинать, подбрасывать, даже кричать.

3. «Подеремся?»

Вооружитесь вместе с ребенком небольшими подушками и устройте бой. Для создания веселой атмосферы можно включить музыку. Перед игрой договоритесь о правилах: драться можно только подушками, обзываться нельзя. Если кто-то распускает руки или говорит грубости – игра прекращается. Строго следите за правилами.

4. «Обстрел снежками»

Заготовьте с ребенком «снаряды»: в качестве снежков можно использовать скомканную бумагу. Бросайтесь друг в друга бумажными снежками, не забывая прятаться в укрытия и уворачиваться от «снарядов» соперника. Дети такую «войнушку» очень любят и готовы играть в нее очень долго.

5. «Фейерверк»

Заготовьте пачку цветной бумаги, которую вы отдадите на «растерзание» ребенку. Суть игры в том, что ребенок сначала рвет листы бумаги на кусочки, а затем подбрасывает обрывки вверх. Самое главное – приготовить побольше бумаги, чтобы ребенок играл до тех пор, пока не иссякнет интерес, а потом нужно вместе ликвидировать последствия игры с пола.

6. «Катаем мячик»

Берем теннисный мячик и укладываем его на поверхность так, чтобы он никуда не укатывался. Задача ребенка – дуть на мяч, чтобы тот сдвинулся с места. В более сложном варианте можно придумывать разные траектории и пытаться силой дуновения катить мячик именно по ним. Глубокий выдох, который неизбежен в такой игре, очень хорошо расслабляет все мышцы и успокаивает, поэтому дыхательные упражнения очень эффективны при работе с агрессией.

7. «Шторм»

Можно играть в эту игру во время купания, а можно просто набрать воды в глубокую и широкую емкость, вообразить, что это море, и предложить ребенку устроить шторм. Ребенок должен дуть на воду так, чтобы получались волны.

8. «Повелитель ветра»

Садимся напротив ребенка и объявляем его повелителем ветра. Его задача – дуть как можно сильнее. Мама в это время подыгрывает малышу, изображая, как ее сдувает с места, и изо всех сил сопротивляясь порывам ветра.

9. «Упрямый ослик»

Лучше всего малышу лечь на что-то мягкое, чтобы не отбить себе пяточки. Итак, ребенок укладывается, например, на кровать, поднимает ноги и с силой опускает их вниз, на каждый удар произнося «нет!», «ни за что!», «никогда!» и т.д.

10. «Домашний футбол»

Для игры нужна маленькая подушка или тряпичный мяч (чтобы в случае чего не разбить люстру). Ребенок и мама (или папа) играют в футбол, предварительно договорившись о том, что можно делать в игре, а чего нельзя. Смысл в том, чтобы дать ребенку вволю попинать, покидать мяч.


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Воспитание ребенка - сложный процесс, требующий самоотдачи и постоянного внимания. Но даже при этом нередко родителям, воспитателям или учителям приходится сталкиваться с детской агрессией.

Мысленная картина, которую мы при этом себе рисуем, совсем иная. нам хочется видеть ребенка довольным и счастливым , добрым, способным и внимательным. Чтобы избавиться от детской агрессии, необходимо разобраться в ее истоках. Иначе вы можете начать борьбу со следствием вместо причины.

Основные причины детской агрессии:

  • желание выделиться;
  • скрытые комплексы и низкая самооценка;
  • нежелание выделяться из группы. «стайное» поведение;
  • стремление снизить нагрузку, уйти от требований.

Стоит оговориться, что агрессия не всегда бывает осознанной на сто процентов, однако это не значит, что ребенок совершенно не представляет, что делает. Он может не чувствовать, зачем он совершает тот или иной поступок, но в состоянии нести за него определенную ответственность. Не нужно путать осмысленную агрессивную реакцию с неосознанной жестокостью маленького ребенка, который не осознает, почему нельзя отрывать лапки жукам. Последнее легко корректируется, если объяснить малышу разницу между живым и неживым. В этом хорошо работают аналогии. «Помнишь, как ты ударился ногой, и тебе было больно? Так же больно может быть кому-то другому. Не делай так, ведь тебе не понравилось бы, если бы тебя обидели».

Но если в таком тоне заговорить с подростком, возможно. вы добьетесь обратного эффекта, так как возрастные особенности просто необходимо учитывать.

Что делать родителям агрессивного ребенка

Чем раньше вы начнете работать над этой проблемой, тем лучше. Закрывать глаза не стоит. Проще всего следовать профилактике: формируя подрастающую личность, объяснять, почему не следует идти на поводу толпы, какими бывают компромиссы (в том числе и со взрослыми), почему важна адекватная самооценка и как ее сформировать (лучшее средство — реальное достижение ребенка, его успех с последующей похвалой).

Чаще агрессия вызвана тем, что ребенок пытается стать лидером . Современная культура формирует достаточно агрессивный образ успешного человека. Необходимо напоминать, что это может закончиться неприятностями, которые вовсе не помогут встать впереди других. И сделать акцент на тех качествах, которые являются по-настоящему лидерскими — на ответственности, стремлении развиваться, быть первым, становиться лучше не по сравнению с другими, а по сравнению со вчерашним собой.

Агрессия может быть вызвана недостаточным ощущением тепла в семье или нужности в коллективе. Постепенно формируется ощущение «второсортности», слабости, которые ребенок прикрывает грубыми речами и вызывающим поведением. Однако поощрять агрессивное поведение и тут же исполнять прихоти ребенка — тоже не выход из ситуации. Необходимо четко сформулировать, что вы уважаете личность ребенка и подкреплять положительные качества, успехи и реальные достижения.

Коллективная агрессия детей — настоящая проблема и для родителей, и для педагогов. нередко она выливается в травлю, в расслоение детского коллектива, с которым трудно что-либо сделать увещеваниями. На самом деле, эффекту толпы подвержены и взрослые люди, которые считают, что давно уже сформировали свою личность. А ребенок, не желая отбиваться от коллектива, может подхватывать агрессивную манеру поведения, даже поначалу не желая этого и чувствуя внутренний барьер неприятия. Что в таком случае делать его родителям? Сформировать независимость от мнения большинства, объяснить, что, пойдя на поводу, можно пожалеть о своем поведении, почувствовать себя недостойно.

Иногда агрессия направлена на уход от требований родителей. Подросток отстаивает свои права, забывая об обязанностях. В этом случае можно пойти на компромисс, не злоупотребляя уступками, но и не давя на ребенка. Настройтесь на диалог без агрессии, проясните, что только в таком тоне вы будете разговаривать. Договоритесь, что вы можете разрешить, а что будет входить в обязанности ребенка. Иногда в форме агрессии выражается протест против гиперопеки. Лишний родительский контроль тоже может войти в комплекс причин, формирующих агрессивные реакции.

Любую проблему можно решить, в том числе и разобраться с детской агрессией. Разногласия между «отцами» и «детьми» — вечная тема взаимоотношений между поколениями. Удачи вам в этом начинании, и не забывайте нажимать на кнопки и

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама